9 месяцев 2011 года стали достаточно сложным периодом для энергетического комплекса страны. Последствия пожаров 2010 года, аномальные природные явления конца 2010 — начала 2011 года поставили перед отраслью серьезные задачи по реализации комплекса мероприятий, направленного на безаварийное прохождение отопительного сезона 2011/2012.
После аномальной зимы прошлого года, Минэнерго России были разработаны меры нормативно-правовой базы прохождения воздушных ЛЭП над насаждениями, в соответствии с которыми были приняты соответствующие решения: расширение просек, проработка механизмов оперативного развертывания мобильных источников питания на объектах стратегической важности, создание аварийно-восстановительного резерва спецтехники.
«Холдингом МРСК была произведена расчистка 55 тыс. га просек, компания ФСК ЕС расчистила 45 тыс. га, плюс порядка 10 тыс. га было освобождено от деревьев на Дальнем Востоке», — подчеркнул министр энергетики РФ С.И. Шматко. «Кроме того, субъекты Федерации закупили автономные источники питания и спецтехнику, в том числе телескопические вышки. МРСК приобрела в этом году дополнительно 1750 единиц техники, а ФСК — 312», — добавил он. В первом полугодии 2011 года данные меры доказали свою действенность при борьбе с последствиями пожаров.
Вместе с тем особенностью прошлого отопительного сезона стало восстановление роста потребления электроэнергии, который сохранится и в обозримом будущем. Так, по предварительным прогнозам, рост потребления электроэнергии в ходе отопительного сезона 2011-2012 годов составит около 3,2%, по сравнению с отопительным сезоном 2010-2011 гг. Характерной особенностью прошлого осенне-зимнего периода стало восстановление спроса на электроэнергию и возобновление роста ее потребления. В целом рост потребления составил 1,6% по отношению к 2009 году, при том, что среднемесячная температура была выше прошлогодней. Это означает, что в случае одинакового температурного фона рост потребления электроэнергии был бы еще выше. Главным свидетельством восстановившегося спроса стало то, что в прошлую зиму сразу семь региональных энергетических систем — Ленинградская, Белгородская, Дагестанская, Калужская, Калининградская, Тувинская и Ингушская, а также объединенная энергосистема Сибири — установили новые исторические максимумы потребления мощности. В связи с этим на всех электростанциях созданы запасы резервного топлива в соответствии с утвержденными нормативами. Впервые с 2008 года утвержденные на 1 октября нормативы по запасам топлива выполнены всеми предприятиями отрасли. «Нам даже удалось превысить эти показатели. Так, например, по данным на 1 октября 2011 года запасы по углю превышают нормативные на 60,2%, по мазуту — на 18,3%», — отметил С.И. Шматко.
Одновременно на электростанциях и котельных, использующих в качестве основного топлива природный газ, расчетная величина эксплуатационного запаса резервного топлива (по углю или мазуту) увеличивается на объем, зависящий от величины возможного ограничения подачи газа из-за резкого снижения температуры наружного воздуха. В расчете учитывается максимально возможное 40-процентное снижение подачи газа в течение 28 суток. Этого времени достаточно для того, чтобы осуществить допоставку топлива и гарантированно обеспечить несение требуемых диспетчерских электрических и тепловых нагрузок. В общей же сложности — по данным на 1 октября 2011 года — утвержденные нормативы топлива составили: по мазуту — 2 605 тыс. тонн, по углю — 13 545 тыс. тонн. Этих запасов достаточно для надежного и безопасного прохождения отопительного сезона. Накопление запасов топлива до 15 ноября будет проверено комиссиями Минэнерго России, с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, субъектов Российской Федерации. Компаниям, выполнившим все необходимые мероприятия по подготовке к отопительному сезону, будут выданы паспорта готовности.
Под особый контроль Минэнерго России взяты шесть регионов России, относящихся к территориям с высокими рисками при прохождении максимумов энергетических нагрузок в отопительный сезон 2011/12 года. В список вошли Кубанская энергосистема (Сочинский энергорайон), Дагестанская энергосистема, Приморская энергосистема, Сахалинская энергосистема, Тюменская энергосистема (Северный, Ноябрьский, Когалымский, Нефтеюганский энергорайоны), Иркутская энергосистема (Мамско-Чуйский, Бодайбинский энергорайоны).
Технический и моральный износ оборудования — еще один вопрос пристального внимания энергетиков. Практически половина суммарной мощности генерирующего оборудования введена в эксплуатацию до 1970 года и, соответственно, имеет высокую степень износа. Контроль и поддержание надлежащего технического состояния оборудования — задача собственников генерации. Именно хозяйствующий субъект несет полную ответственность за своевременную диагностику, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию используемого оборудования. «Мы считаем, что вопросам подготовки и контроля за проведением ремонтов должно уделяться особое внимание. Руководители компаний, отвечающие за техническую политику, ремонтные программы, должны нести личную ответственность. Просто угрозы дисквалификации недостаточно», — отметил С.И. Шматко.
Отдельное внимание Минэнерго России уделяет вопросам строительства и ввода в эксплуатацию новых мощностей. В настоящее время инвестиционные программы энергетических компаний реализуются с определенной задержкой — сказываются последствия финансового кризиса и реформы энергетической системы страны. Несмотря на это, можно говорить о том, что уверенный рост потребления электроэнергии и мощности в ЕЭС полностью покрывается существующими генерирующими объектами. До конца 2011 года в эксплуатацию должен быть введен 21 генерирующий объект суммарной мощностью 6,4 тыс. МВт (в том числе по договорам на поставку мощности — 5 296,4 МВт), трансформаторных мощностей — 38 500,6 МВА, должно быть проложено свыше 22 тысяч километров электрических сетей.
На 1 октября 2011 года введены в строй следующие крупные объекты генерации:
— Сургутская ГРЭС 2 (ОАО «ОГК-4») — 800 МВт;
— Южная ТЭЦ-22 (ОАО «ТГК-1») — 450 МВт;
— Яйвинская ГРЭС (ОАО «Э.ОН. Россия») — 422,3 МВт;
— ТЭЦ-26 (ОАО «Мосэнерго») — 420 МВт;
— Невинномысская ГРЭС (ОАО «Энел ОГК-5») — 410 МВт;
— Среднеуральская ГРЭС (ОАО «ОГК-5») — 400 МВт.
Ввод новых и реконструкция старых мощностей повышает надежность работы энергосистемы в целом, и обеспечивает надежность энергоснабжения в осенне-зимний период.
Одновременно продолжается замена ветхого и устаревшего оборудования. Так, в 2011 году в целом по всем субъектам Российской Федерации заменено более 10 тыс. км ветхих и аварийных тепловых сетей, в том числе в таких проблемных регионах, как Республика Алтай, Иркутская и Ульяновская области, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Пока по темпам ремонтных работ на тепловых сетях отстают Республики Дагестан и Тыва, Камчатский край, Волгоградская и Тульская области, Еврейская автономная область.
Минэнерго России организованы выездные проверки субъектов электроэнергетики, в ходе которых осуществляется контроль выполнения ремонтных и инвестиционных программ, производится оценка технического состояния оборудования и уровня эксплуатационного обслуживания, а также выполнения условий готовности предприятий к работе в отопительный сезон. «Мы можем гарантировать, что снижение доходов энергетических компаний не станет причиной сокращения объемов необходимых ремонтов. У нас есть соответствующие регламенты, требования, правила», — заверил Министр.
Отдельно стоит вопрос задолженности за ранее поставленные энергоресурсы. Основными причинами сформировавшейся дебиторской задолженности является рост неплатежей населения (по сравнению с 2010 годом на 70%) и рост задолженности бюджетов всех уровней и организаций, финансируемых из бюджетов (по сравнению с 2010 годом в 2,5 раза). На сегодняшний день совокупная сумма долга жителей в Российской Федерации составляет более 300 млрд. руб., бюджетов всех уровней и организаций, финансируемых из бюджетов, составляет 52 млрд. руб. «Нам пока удается сдержать трансляцию этой задолженности с розничного на оптовый рынок. Но это предмет серьезного разговора о том, каким образом у нас регулируются розничные рынки как по теплу и электроэнергии, какие сбытовые и управляющие компании на них работают», — отметил С.И. Шматко.
Тем не менее, Минэнерго России не планирует проводить индексацию роста регулируемых цен и тарифов на газ и регулируемых тарифов на естественно-монопольные виды деятельности в ходе отопительного сезона 2011-2012 годов. Индексация будет проведена летом 2012 года, в период, на который традиционно приходится снижение энергопотребления. Средний рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей в среднем за 2012 год по сравнению с предыдущим годом составит 6,5-7,5%, для населения — 3% (с ростом с 1 июля в размере 6%).Рост тарифов на тепловую энергию на конец 2012 года в среднем по России составит 12,4%. Указанные параметры роста тарифов на тепловую энергию представляют собой усредненные показатели в целом по Российской Федерации.
Источник: Министерство энергетики РФ, 18.10.2020
+7 (499) 653 66 36
E-mail: info@отдел-соцпомощи.рф