Однако если обратить внимание на биржевые индикаторы, чутко улавливающие отраслевые настроения и, как правило, отражающие суть экономических процессов, происходящих в той или иной сфере, вывод можно сделать не радужный — реформа пока не дала эффекта, на который рассчитывали ее творцы. И хотя 2011 год, изобиловавший кризисными явлениями, оказался нелегким практически для всех производственных отраслей, электроэнергетика, как выражаются биржевые аналитики, оказалась еще «хуже рынка.
Год обманутых надежд
Надо отметить, что год назад ожидания участников электроэнергетического рынка, включая инвесторов, были довольно оптимистичными. И предпосылки к тому были. Так, например, с 1 января 2011 года была провозглашена полная либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), а «Системный оператор» к этому времени провел первый конкурентный отбор мощности.
Генерирующие компании в конце 2010 года уже подписали договоры на предоставление мощности (ДПМ), обеспечивающие им возврат инвестиций в строительство новых станций. Кстати, по всеобщему признанию, собственно ДПМ и являются на сегодняшний день главным достижением реформы РАО ЕЭС, направленной также на замену и обновление изношенного оборудования отечественных электростанций.
Сетевые компании, где износ отнюдь не меньше, чем у производителей, так же перешли на более прогрессивный с точки зрения специалистов метод RAB-регулирования, позволяющий закладывать в тариф инвестиционную составляющую на несколько лет вперед. Кроме того, оптимизм экспертам внушал резкий рост потребления электроэнергии в России, которое в 2010 году вернулось на уровни докризисного 2008 года.
Впрочем, как наглядно выяснилось уже к февралю этого года, рыночная модель электроэнергетики при всех своих достоинствах имеет и оборотную сторону. Это стало ясно после того, как рост тарифов для отдельных групп потребителей более чем на 40% спровоцировал вмешательство правительства РФ, которое вновь взялось за регулирующие рычаги: была отменена инфляционная индексация для «старой» генерирующей мощности; сокращена оплата работающих в так называемом вынужденном режиме электростанций; сокращена инвестиционная составляющая в тарифе для «РусГидро» и Росатома; а сетевым компаниям продлили период RAB-регулирования, перераспределив необходимую выручку и, следовательно, рост тарифов на последующие годы.
При этом все участники энергического процесса в напряжении ожидали, какими еще решениями власть может «порадовать» энергетику. В итоге, к концу 2011 года отрасль подошла с тем, что инвестиционные программы крупнейших компаний, находящихся под контролем государства, так и не утверждены, сетевые тарифы оставлены без изменений до 1 июля 2012 года, а также остался открытым вопрос о том, какой же будет окончательная модель ОРЭМ.
Тем временем биржевые индикаторы сектора электроэнергетики, подвергаясь тому же давлению, волатильности, что и весь остальной рынок, тем не менее неуклонно ползли вниз. Акции некоторых компаний, таких, например, как «РусГидро», за год подешевели на 37%. В свою очередь, биржевая стоимость ОАО «Интер РАО ЕЭС», подконтрольного государству, просела на 33%, находящаяся в собственности иностранцев «Э.Он. Россия» (ОГК-4) стала дешевле на 27%, бумаги ФСК ЕЭС — на 23%, а стоимость акций Холдинга МРСК, вообще, упала более чем в два раза!
Хуже не будет?
Конечно, можно объяснить разочарование инвесторов отечественным электроэнергетическим сектором все теми же проблемами, с которыми сталкивается весь остальной экономический мир,
«Пересмотр уже утвержденных параметров работы как для генерирующих, так и для сетевых компаний весной этого года, сохраняющаяся неопределенность относительно динамики тарифов на следующий год, непонимание того, какие же будут ключевые параметры RAB-регулирования компаний на 2012 и последующий годы, а также действия правительства по сдерживанию тарифов являются основными причинами, почему сектор выглядит значительно хуже, чем рынок в целом», — резюмирует А.Селезнев.
Становится очевидным, что дальнейшие перспективы электроэнергетического сектора напрямую зависят от последующих шагов правительства РФ. А если быть более точным, то от его состава, который мы увидим после президентских выборов, а также от желания чиновников угождать электорату популярными действиями в электроэнергетической сфере в ущерб экономической целесообразности.
Какими будут эти шаги, сейчас вряд ли
Серьезных изменений модели ОРЭМ эксперт не ожидает, поскольку у нее не так уж много противников. «Я думаю, консенсус постепенно смещается в сторону сохранения и совершенствования существующей модели. И мне кажется, что не стоит улучшать хорошее, потому что сама по себе система рынка работает нормально», — полагает Д.Коновалов.
По мнению его коллеги А.Селезнева, пока также нет предпосылок для отказа от сложившейся либерализованной среды, насколько, конечно, такое возможно в регулируемом государством секторе. «Для генерирующих компаний еще возможны уточнения правил по рынку мощности. Но в общем-то самое плохое, что могло бы быть, по сути уже сейчас отражено в тех ценах, по которым торгуется сектор на рынке», — считает А.Селезнев.
В более отдаленной перспективе, например, года через 2-4, на взгляд эксперта, решающими факторами, влияющими на стоимость котировок энергокомпаний, также останутся меры по государственному регулированию сектора. «Очень многое будет зависеть от того, как будет формироваться среда для инвестиций в строительство новых мощностей и обновления существующих», — подчеркивает А.Селезнев.
При этом, по мнению Д.Коновалова, сектор уже привлекателен именно с точки зрения потенциала по новому строительству, и эта привлекательность, скорее всего, сохранится. «Существующая система ДПМ работает и в общем-то всех удовлетворяет. Можно полагать, что те 28 ГВт новых мощностей, которые оговорены в рамках уже подписанных ДПМ, будут построены. В дальнейшем, в соответствии с планами Минэнерго, в период с 2016 по 2020 гг. должны будут быть построены еще около 40 ГВт новых мощностей», — отмечает Д.Коновалов.
Посадки или только отставки
Несколько осложнило перспективы отрасли прозвучавшее накануне выступление премьер-министра России Владимира Путина, заявившего, что руководители ряда энергокомпаний используют в своей работе коррупционные схемы. Такое заявление неожиданно было сделано премьером на заседании правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики на Саяно-Шушенской ГЭС.
Говоря об итогах проверки, проведенной Минэнерго совместно с правоохранительными органами, глава правительства отметил, что во многих компаниях руководство через родственников организует целый ряд фирм-поставщиков, подрядчиков, сбытовых компаний и так далее, контролируя в результате энергетику целого региона. Так, по его словам, вся энергосистема Северного Кавказа контролируется одной семьей. Аналогичная ситуация сложилась и в Западной Сибири, где представители руководства «Тюменьэнерго» создали ряд компаний, которые стали получателями средств, вкладываемых в частный бизнес и расходуемых за рубежом. Похожая ситуация, по словам премьера, и в филиале ОАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Урала. «Все эти должностные лица и аффилированные с ними лица работают через оффшорные компании», — сказал В.Путин.
Также, по словам В.Путина, анализ деятельности энергокомпаний в Нижегородской области позволяет сделать вывод, что электроэнергетика региона полностью подконтрольна одному из их руководителей.
Система подозрительных трансграничных операций с векселями, по словам главы правительства, стала обычной практикой и для ОАО «РусГидро». «Так, „РусГидро“ на протяжении нескольких лет предоставляет многомиллиардные займы или выкупает беспроцентные векселя некой оффшорной компании, расположенной на Кипре», — сообщил В.Путин, выразив удивление, как эта кипрская компания завоевала такое доверие «РусГидро».
В Центральном федеральном округе, по словам главы правительства, действует схема по выводу средств в оффшорные зоны, причем она носит межрегиональный характер и охватывает сразу несколько областей, включая Брянскую, Смоленскую, Курскую, Орловскую. «Всего по сделкам о приобретении энергетических активов (в ЦФО) в адрес зарубежных оффшоров по вышеперечисленным основаниям переведено свыше 25 млрд. руб., а ядром и организатором указанной схемы выступает ряд компаний, зарегистрированных на подставных лиц и принадлежащих лицу, одновременно входящему в совет директоров крупной генерирующей компании ТГК-6», — сообщил В.Путин.
Приведя еще целый ряд аналогичных примеров с фамилиями конкретных руководителей энергокомпаний, связанных с подозрительными схемами, В.Путин поручил Минэнерго продолжить начатую работу и при необходимости привлекать правоохранительные органы.
Отметим, что для исправления ситуации В.Путин предложил закрепить требование предоставлять в Минэнерго сведения о доходах и имуществе руководства государственных энергокомпаний, членов их семей и близких родственников. Кроме того, он подчеркнул, что стратегические отрасли экономики должны быть выведены из оффшоров. «Вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из оффшорной тени — наша приоритетная задача на ближайший период», — указал В.Путин.
Понятно, что выводы, сделанные премьером, для отрасли неутешительны и, скорее всего, закончатся печально для ряда руководителей энергетических компаний. Будут ли это «посадки», к которым регулярно призывает В.Путин, рассуждая о борьбе с коррупцией в стране, или просто отстранения от должности, в любом случае пристальное внимание главы правительства не должно пройти для отрасли бесследно, так как должно привести к смене ключевых игроков внутри энергетических компаний. Надо отметить, что рынок на сигнал премьер-министра отреагировал сразу же, и котировки энергетических компаний буквально за два часа просели на 2%, потом немного отыграли вверх, но день опять завершили на уровне минус 1,88%. При этом падение котировок отдельных упомянутых премьер-министром компаний в ходе торгов превышало 6%.
Точки роста
Если же вернуться к перспективам следующего года, то аналитики ожидают роста капитализации как электроэнергетического сектора в целом, так и большинства крупнейших энергокомпаний. Так, по мнению А.Селезнева, потенциал роста «РусГидро» составляет 75%, «Интер РАО» — 60%. Среди генерирующих компаний эксперт называет фаворитами «Энел ОГК-5» и «Э.Он. Россия» (ОГК-4), контролируемые иностранными акционерами, а также «Мосэнерго». «Мосэнерго», по сути, пока единственная компания, которая уже в 2010 году показала положительный свободный денежный поток, то есть денежный поток за минусом инвестиций в новое строительство, в то время как сектор в целом пока показывает отрицательные свободные денежные потоки», — отмечает аналитик.
В свою очередь аналитики ИК «Цэрих Капитал Менеджмент» выделяют среди энергетических компаний ОГК-4, преимущество которой перед остальными компаниями с инвестиционной точки зрения в том, что она уже реализовала основную часть обязательной инвестпрограммы и в ближайшее время может начать выплату дивидендов. А ФСК ЕЭС, по их мнению, обладает потенциалом роста около 40%, который сможет быть реализован вследствие неизбежного выравнивания тарифной политики правительства после выборов. По той же причине к привлекательным с точки зрения инвестиций компаниям можно отнести и Холдинг МРСК.
Впрочем, прогнозы в нашей стране — дело неблагодарное. К сожалению, зачастую не всегда ожидания аналитиков совпадают потом с тем, что нам демонстрирует рынок. Одно можно с уверенностью сказать: потенциал у российской электроэнергетики сохраняется на высоком уровне, и, если его развитию не помешают никакие внешние факторы, он имеет довольно высокие шансы быть реализованным.
Источник: http://top.rbc.ru/economics/20/12/2011/630739.shtml
+7 (499) 653 66 36
E-mail: info@отдел-соцпомощи.рф