Представители четырех частных компаний, являющихся клиентами ОАО РЖД, рассказали «Ъ», что на прошлой неделе получили письма от монополии с требованием до 16 января предоставить информацию об их бенефициарах. Основание, на которое ссылаются сотрудники ОАО РЖД (копии писем имеются в распоряжении «Ъ»), — постановление правительства от 28 декабря 2011 года. Документ появился после того, как премьер Владимир Путин раскритиковал энергокомпании за аффилированность менеджеров с контрагентами и потребовал раскрыть бенефициаров их подрядчиков и поставщиков. Но действие требований оказалось шире — под них формально попали все контрагенты по договорам, то есть в том числе потребители услуг и продукции госкомпаний.
«Мы — обычный клиент ОАО РЖД, который заказывает у монополии услугу по перевозке вагонов. Почему мы должны раскрывать своих собственников?» — недоумевает представитель одной из компаний, добывающих соль. Владелец другой компании, которая также является клиентом ОАО РЖД, добавляет, что получил уже несколько десятков таких писем от монополии — почти каждый департамент и филиал направил отдельный запрос.
В копии рассылки одного из писем указаны около 50 получателей. Среди них МХК «Еврохим», группа «Илим», ОК «Русал», структуры «Газпрома», НОВАТЭКа, Raiffeisenbank и другие.
В ОАО РЖД подтверждают, что отправили письма всем, с кем заключены договоры, а это «сотни тысяч клиентов». «Мы обязаны выполнять правительственное постановление», — поясняют в монополии, не раскрывая информацию о количестве полученных ответов.
По данным «Ъ», помимо ОАО РЖД письма клиентам направили «Транснефть», «Аэрофлот», «Совкомфлот», «РусГидро», «Интер РАО ЕЭС», «Росатом» и ВЭБ, в правительственном документе упомянуто еще девять госкомпаний. Все они должны до конца января предоставить в правительство отчет с информацией о бенефициарах своих контрагентов и контрагентов всех своих дочерних структур, а в случае отсутствия таковой — разорвать с ними договоры. По словам источников «Ъ» в госкомпаниях, каждый их департамент отчитывается по своим контрактам, эта информация затем обрабатывается вместе. Потом она должна поступить в межведомственную группу, занимающуюся также проверкой аффиллированности менеджмента с коммерческими структурами (помимо представителей Минэнерго туда входят представители силовых ведомств и Росфинмониторинга).
Определенное послабление получили только энергетики. Им 10 января пришло письмо от Минэнерго, уточняющее объем информации, которую нужно предоставить, рассказали «Ъ» несколько источников, знакомых с содержанием документа. Министерство внесло изменения в поручение, введя рубеж в 50 млн. руб.: по контрактам свыше этой суммы требуется предоставить полную информацию о контрагентах, по более мелким договорам — лишь частичную. Но требование предоставлять информацию по всем дочерним компаниям все равно создает огромный фронт работ, например, для «Холдинга МРСК», «Интер РАО» и «РусГидро»: здесь головной аппарат во многом сосредоточен на управленческих функциях, а в структуру групп входит масса дочерних и зависимых организаций, ведущих реальную хозяйственную деятельность.
В «Росатоме» отметили, что надеются собрать информацию к 20 января, а к 27 января обработать ее и отправить в Росфинмониторинг. Но источник «Ъ» в отрасли отмечает, что, несмотря на активную рассылку писем, ситуация «вызывает все больше вопросов». «Например, у госкорпорации есть контракты с правительством США, им тоже запрос посылать? — поясняет собеседник „Ъ“. — Кроме того, юристы не уверены в легитимности подобных запросов, например, в том, как они соотносятся с положением закона о конфиденциальности персональных данных». Источник «Ъ» в железнодорожной отрасли добавляет, что формально билеты — тоже договоры и возникает вопрос, нужно ли предоставлять правительству персональные данные всех пассажиров?
Андрей Корельский из адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» уточняет, что некоторые договоры госкомпаний могли содержать пункт о невозможности раскрытия бенефициаров, так как это предмет коммерческой тайны, защищенный соответствующим законом (это подтверждают юристы клиентов госкомпаний). «Требование в одностороннем порядке раскрыть информацию лежит явно не в рамках гражданского права, — уверен юрист. — Это недопустимо и с точки зрения положений Гражданского кодекса о свободе договора, и с точки зрения конституционных положений о свободе предпринимательской деятельности». По мнению господина Корельского, большинство компаний, для которых договоры с госкомпаниями являются жизненно важными, скорее всего, раскроют информацию, несмотря на абсурдность требований. «Но все это похоже на опричничество, которое приведет к очередному витку давления на бизнес», — подчеркивает юрист.
Источник «Ъ», близкий к «Газпрому», согласен, что контрагенты вообще не обязаны предоставлять такую информацию. Собеседник «Ъ» сомневается, что монополия будет беспокоить по этому вопросу покупателей газа, хотя, безусловно, предоставит информацию по подрядчикам и поставщикам. «И уж точно никто не будет разрывать контракты», — считает источник «Ъ» (официально в «Газпроме» ситуацию не комментируют).
В других госкомпаниях не столь уверены в сохранении контрактов, но не представляют, на каких основаниях их следует разорвать. Источник в атомной отрасли умозрительно предположил, что речь может идти, например, о ссылке «на форс-мажорные обстоятельства, связанные с изменением позиции правительства».
«Расторжение договоров в связи с изданием постановления правительства невозможно — это незаконно и неконституционно, — считает управляющий партнер адвокатского бюро „Бартолиус“ Юлий Тай. — Массовое расторжение договоров может привести к экономическому коллапсу и огромным потерям для госбюджета, но, повторюсь, документ не имеет силы — правительство с таким же успехом может попросить наступления хорошей погоды».
Источник «Ъ» в энергетике добавляет, что в ряде случае разорвать контракт будет просто невозможно: «Например, даже если угольная компания не дала данных о собственниках, найти другого поставщика сложно». Как правило, угольный энергоблок по технологии может работать только на топливе определенного производителя и заменить его почти нереально.
Тем не менее большинство госкомпаний пытаются исполнить распоряжение Владимира Путина буквально. Некоторые обсуждают вариант обращения к правительству с просьбой уточнить требования, изменив формулировку с «контрагента» на «подрядчик и поставщик». Но пока, по данным собеседников «Ъ», никто не решился выступить с такой просьбой официально.
Руководители нескольких энергетических госкомпаний намерены в течение двух недель сформировать единую позицию по поводу раскрытия информации, с которой обратятся в правительство, сообщил «Ведомостям» топ-менеджер одной из них: «Мы хотим, чтобы были четкие критерии, по которым будут определяться пределы раскрытия информации». По его мнению, требование о полном раскрытии стоит применять к крупным контрагентам, а собрать информацию о мелких нереально. «В нынешнем виде поручение неисполнимо — не указаны ни размер контрактов, по которым нужно отчитываться, ни объем собственности контрагентов, у которых необходимо отслеживать собственника», — солидарен другой топ-менеджер ТЭКа: расторжение договора может привести к судебному преследованию компании.
Источник: газета «Коммерсантъ», № 5/П (4790), 16.01.2020
+7 (499) 653 66 36
E-mail: info@отдел-соцпомощи.рф