Новости

Правительство решило привязать доходы электросетевых компаний к нуждам потребителей. С 1 июля 2014 года при формировании тарифов на транспорт электроэнергии будет учитываться только та часть новых мощностей, которая действительно загружена. Простаивающие мощности, соответственно, оплачиваться не должны. Но до 2014 года потребителям придется платить за все новые сети, которые уже успели построить.25.01.2020

Вчера правительство опубликовало постановление № 1178, определяющее новые правила формирования энерготарифов. Оно, в частности, официально закрепило новый порядок, при котором ежегодная индексация тарифов происходит не 1 января, а 1 июля. Кроме того, с июля 2014 года будет введена система, при которой государство не гарантирует сетевым компаниям полного возврата их инвестиций: по тарифу будут оплачиваться только те мощности, для которых нашелся потребитель.

Сейчас тарифы сетей напрямую зависят от размера их инвестпрограмм. Введенная в 2010-2011 годах система долгосрочных тарифов RAB учитывает необходимость возврата инвестиций. Но никакого системного фактора, который ограничивал бы объем инвестиций сверху, на практике не существует: все одобренные расходы на сетевое строительство автоматически учитываются в RAB-тарифе на несколько лет вперед. Например, инвестпрограммы МРСК, входящих в государственный «Холдинг МРСК», должны утверждаться в регионах. Но региональные власти не стремятся сокращать расходы сетей и, как выразился в феврале 2011 года Владимир Путин, «хотят в один год уложить пятилетнюю инвестпрограмму». В результате сетевики получают резкий рост своего тарифа, а потребители видят скачок конечных цен на электроэнергию.

О необходимости ввести хоть какой-то механизм контроля за инвестрасходами сетей (в первую очередь ФСК, компаний «Холдинга МРСК» и независимых региональных сетевых компаний) активно заговорили еще в прошлом году. Сначала правительство в ручном режиме урезало инвестпрограммы ФСК и «Холдинга МРСК» на 30 млрд. руб. В качестве примера дальнейшего госрегулирования можно привести указание, данное госкомпаниям Дмитрием Медведевым, который потребовал от них сокращать собственные затраты на 10% в год в течение трех лет.

Рыночный механизм контроля над инвестициями в интервью «Ъ» в октябре 2011 года описывал, например, глава наблюдательного совета НП «Сообщество покупателей оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности)» Михаил Слободин. Он полагал, что «сетевым компаниям нужно платить только за то, что реально загружено и обеспечивает потребителя энергией». По мнению господина Слободина, должен существовать норматив загрузки сетевого оборудования: «Работаешь хуже этого норматива — затраты за счет сетевой компании».

Но сейчас такого «норматива загрузки» нет, и появится он не скоро. По планам правительства, «методические указания по определению степени загрузки» подстанций ФСК должны появиться лишь к 1 января 2013 года, а для распределительных сетей — только к 1 июля 2013 года. А тарифы, которые будут учитывать не все построенные подстанции, а только их реальную загрузку, будут введены только в июле 2014 года.

По мнению Сергея Бейдена из ФК «Открытие», такая задержка обоснованна, поскольку для корректировки инвестпрограмм сетей потребуется значительное время. То, что сетевой компании оплатят только часть ее расходов на строительство невостребованных сетей, аналитик считает вполне приемлемым. Остальные инвестзатраты, по его мнению, придется списывать в убытки. Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин замечает, что новая норма может перевернуть ситуацию: если сейчас потребители стоят в очереди на подключение к энергосистеме, при недозагрузке подстанций сетевые компании сами будут заинтересованы в поиске или даже создании новых потребителей.

Источник: Газета «Коммерсантъ», № 12 (4797), 25.01.2020

- К ленте новостей

Отзывы
и обращения

Контактная информация

+7 (499) 653 66 36

© 2016 «ТЭР-М» Все права защищены.

E-mail: info@отдел-соцпомощи.рф

.