Длительная борьба ФАС с «Русалом», пытавшимся оптимизировать свои расходы на электроэнергию во второй ценовой зоне (Сибирь), завершилась курьезом. Потребитель отказался от попыток влияния на рыночные цены, что привело к росту цен в декабре на 17%.
Претензии к действиям «Русала» на энергорынке возникли в 2009 году — главы ОГК-4, ОГК-6, ТГК-11, «Новосибирскэнерго» и Сибирской энергетической компании (контролирует ТГК-12 и ТГК-13) изложили их в письме Олегу Дерипаске. Уменьшая объем заявок на рынке «на сутки вперед» (РСВ), металлурги подавали повышенные заявки на балансирующем рынке (БР). Это приводило к падению цен на РСВ и их росту на БР, но за счет разницы объемов потребитель оказывался в выигрыше. Федеральная антимонопольная служба признала два случая манипулирования ценами в августе-сентябре 2009 года и оштрафовала «Русал» на 10 млн. руб. Кроме того, антимонопольщики установили, что в октябре 2009 — декабре 2010 годов заводы Олега Дерипаски подавали согласованные заявки в ценовом диапазоне 350-500 руб. за 1 МВт ч. Дело было выделено в отдельное производство, но о вынесении решения по нему ФАС до сих пор не объявляла.
Осенью минувшего года генераторы вновь стали жаловаться на то, что «Русал» подает заявки, играющие на понижение. В ответ генераторы применили тот же рыночный механизм, нивелируя влияние металлургов на рынок подачей «повышающих» заявок, рассказывает источник на рынке, знакомый с ситуацией. После этого ФАС и «Русал» договорились о заключении «джентльменского соглашения»: потребитель прекращал практику влияния на рынок, надзорный орган прекращал разбирательство по предыдущим эпизодам.
Конфуз случился после 1 декабря, когда алюминщики начали честно выполнять оговоренное. Однако стороны не предупредили о своей договоренности генераторов, которые продолжили подачу «поддерживающих заявок на повышение». В результате в декабре во второй ценовой зоне произошел всплеск цен на 17%. Виноватых в этом процессе, по сути, нет — участники честно выполняли свои обязательства для нормализации обстановки на энергорынке. «Все повели себя хорошо и правильно, но цена выросла на 17%», — резюмирует собеседник.
Получить комментарии в ФАС вчера не удалось. Главы двух генкомпаний, работающих в Сибири, утверждают, что ничего не знают о соглашении ФАС и «Русала». «Генераторы никогда не подавали завышенных заявок. Заявки жестко контролируются Советом рынка и ФАС. Сложившаяся в декабре цена отражает реальные затраты генераторов на производство электроэнергии», — добавляет один из них. Наличие «джентльменского соглашения» с ФАС отрицают и в «Русале». Металлурги также отрицают свою сопричастность к декабрьскому всплеску. «Сибирские заводы компании заключили прямые договоры на поставку энергии и не подают ценовые заявки», — сообщили в пресс-службе «Русала».
Уход «Русала» со свободного рынка второй ценовой зоны является знаковым для его участников. Комментируя введение нормы о компенсации потребителем рынку разницы между установленным тарифом на мощность и результатами конкурентного отбора мощности, замгендиректора «Русала» Вадим Гераскин в конце ноября сообщил о пересмотре условий двухсторонних договоров с «Иркутскэнерго» и Красноярской ГЭС. По его словам, затраты перераспределены на электроэнергию, а компания перестала доплачивать на рынок. В этом контексте переход на прямые договоры можно рассматривать как способ оптимизации платежей за электроэнергию, говорит аналитик HSBC Дмитрий Коновалов.
Источник: РБК daily, 02.02.2020
+7 (499) 653 66 36
E-mail: info@отдел-соцпомощи.рф