Об этом министр экономического развития Эльвира Набиуллина 10 февраля уведомила премьер-министра Владимира Путина. В программу приватизации до 2017 года необходимо включить «Роснефть», «Транснефть», «Зарубежнефть», ФСК и «РусГидро», следует из письма. Планы по приватизации и сокращению участия государства в управлении крупнейшими компаниями являются одним из важных элементов формирования инвестиционно привлекательной экономики, основанной на прозрачных рыночных правилах, а не административном ресурсе, отмечает Набиуллина. Отсутствие стабильности на финансовых рынках увеличивает конкуренцию за инвестиции, а выдержать ее без перспективной программы приватизации невозможно, считает министр.
Включение крупных активов в программу приватизации не означает их скорую обязательную продажу, следует из письма. По каждой компании будет приниматься отдельное решение правительства на основе предложений инвестбанков. Те, в свою очередь, посоветуют, когда лучше продавать, кому, как и за сколько. Но включение компаний в программу позволит начать предпродажные процедуры, объясняет Набиуллина.
Это письмо — результат многомесячной дискуссии между чиновниками о масштабах предстоящей приватизации. Начало ей положил еще в июне прошлого года президент Дмитрий Медведев. Нужно отказываться от контрольных и блокирующих пакетов акций во многих крупных госкомпаниях, заявил он на экономическом форуме в Петербурге. Уже принятую программу приватизации на 2011-2013 годы президент назвал «недостаточно амбициозной».
В сентябре Минэкономразвития внесло в правительство согласованные с Медведевым поправки в программу приватизации. Они предусматривают выход государства из капитала «Роснефти», «Зарубежнефти» и «РусГидро» с сохранением «золотой акции» и сокращение до 75% доли в «Транснефти» и ФСК. Сечин выступил против. Сначала он потребовал не приватизировать госкомпании и банки дешевле цены их первичного размещения.
В декабре Минэкономразвития подготовило новый вариант поправок и согласовало их с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. В них предложения Сечина были учтены только в отношении нефтяных и энергетических компаний. При этом цену первичного размещения акций предлагалось учитывать, но не делать обязательным ориентиром.
Сечина не устроил и такой вариант. Минэкономразвития предлагает начать распродажу, не предусмотрев дальнейших действий с учетом различных особенностей компаний, тем самым делая неясным конечный результат приватизации, отмечал он в письме премьеру Владимиру Путину в декабре прошлого года. К примеру, приватизация «Роснефти» лишит ее права работать на шельфе, под вопросом будут бесперебойные поставки топлива в регионы, высокие налоговые поступления от компании и исполнение ее инвестпрограммы, указывал вице-премьер.
Если и продавать акции компании, то не дешевле чем по $10,2-10,8 за акцию (такая цена получается исходя из стоимости IPO в 2006 году — $7,55 за акцию с учетом минимальной доходности на уровне 4% годовых и дисконта за размещение большого пакета акций, вчера на момент закрытия ММВБ было $7,12).
Приватизацию «Транснефти» и ФСК он предлагал отложить на неопределенный срок из-за невозможности объективной оценки компаний, а «РусГидро» — до 2015 года, пока не будут реализованы ее крупнейшие инвестпроекты, например восстановление Саяно-Шушенской ГЭС. От продажи «Зарубежнефти» Сечин предложил отказаться вовсе, так как это компания «специального назначения». Позицию Сечина поддержало Минэнерго.
Путин поручил Минэкономразвития заново оценить целесообразность приватизации энергокомпаний. Письмо Набиуллиной как раз и является ответом на это поручение. Министр обещает также привлекать Минэнерго для отбора инвестбанков и определения условий продажи нефтяных и энергокомпаний. Она согласна закрепить в программе приватизации требование перед продажей актива анализировать налоговую и тарифную политику в отрасли, условия участия компаний в разработке шельфа и исполнение их инвестпрограмм.
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, представитель Шувалова и в секретариате Сечина от комментариев отказались. Не стали комментировать письмо Набиуллиной в «РусГидро», «Транснефти» и ФСК, до пресс-службы «Зарубежнефти» дозвониться не удалось. Любое решение акционера будет принято к исполнению, сказал представитель «Роснефти». Главное — чтобы приватизация была выгодна самому акционеру, ведь компания сейчас находится в стадии активного развития, в том числе модернизации мощностей и выхода на международные рынки, что увеличит капитализацию компании, говорит ее сотрудник.
Президент не раз говорил, что все ранее объявленные планы по приватизации должны быть исполнены, напоминает сотрудник администрации президента: «Предложения по расширению программы приватизации — это предложения правительства, одобренные Шуваловым, а не только Минэкономразвития. За приватизацию отвечает именно он. Президент эти предложения согласовал, а значит, они должны быть исполнены».
Аргументы Набиуллиной разумны, разгосударствление экономики существенно улучшит инвестклимат, считает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев: «Выгодно это и бюджету, ведь энергокомпании стоят не так уж мало, учитывая высокие цены на нефть». Наконец, приватизация повысит эффективность самих компаний, считает эксперт.
Источник: Газета «Ведомости», 15.02.2020, № 27 (3041)
+7 (499) 653 66 36
E-mail: info@отдел-соцпомощи.рф