Минэнерго направило Федеральной службе по тарифам (ФСТ) компромиссный вариант тарифных решений для электросетевых компаний. В частности, министерство предложило предусмотреть возможность увеличивать темпы роста тарифов в регионах, где сложилась сложная ситуация с экономикой распределительных сетевых компаний, рассказал «Ъ» источник, знакомый с документом.
Также в письме описан промежуточный вариант роста тарифов для Федеральной сетевой компании (ФСК). В 2012 году Минэнерго предлагает уложиться в рамки утвержденного правительством Прогноза социально-экономического развития России на 2012-2014 годы (увеличение тарифа на 11%). Но в 2013-2014 годах предлагается повысить рост тарифов ФСК на 19,2% ежегодно. В Минэнерго, ФСК и Холдинге МРСК (владеет государственными распредсетями) от комментариев отказались. В ФСТ заявили, что письма Минэнерго еще не видели. Тарифы для сетевых компаний должны быть утверждены к 1 апреля.
В предвыборный 2011 год правительство утвердило крайне скромные темпы роста цен естественных монополий на 2012-2014 годы. В этот период тарифы магистральных и распределительных электросетей должны расти ежегодно на 11%, 10,2% и 10%. Но в начале 2012 года ведомства завязали спор по поводу темпов роста тарифов (с 2012 года их индексация происходит не 1 января, как раньше, а 1 июля). В частности, ФСТ предлагала увеличить рост тарифов для ФСК до 19% в год, поскольку иначе компании пришлось бы резко нарастить долговую нагрузку. Минэкономики, наоборот, требовало оставаться в рамках цифр, указанных в прогнозе). Против идей ФСТ сделать поблажку для ФСК выступал и Холдинг МРСК.
Вариант Минэнерго выглядит компромиссом. По словам источника «Ъ», низкий рост тарифа в 2012 году приведет к росту заимствований компании и соотношение ее долга к EBITDA увеличится до 3 (сейчас составляет около 1,5). После этого возникнет серьезный дефицит средств на инвестпрограмму — по оценкам менеджмента ФСК, до 50 млрд. руб. в год. Если при этом тариф будет расти быстрее, по расчетам Минэнерго, компания может почти полностью выполнить план вложений, сократив его в целом за три года всего на 5% (сейчас — 592,3 млрд. руб.).
Минэнерго также предложило изменить постановление правительства № 1178 об основах тарифного ценообразования в энергетике, которое предписывает не превышать нормативы прогноза, сделав исключение для регионов, где значительное число потребителей отказалось от механизма «последней мили». «Последняя миля» — вид перекрестного субсидирования, когда крупная промышленность, подключенная непосредственно к магистральным сетям ФСК, платит также и тариф распредсетей, услугами которых в действительности не пользуется. Это позволяет снижать ценовую нагрузку на мелкомоторных и средних потребителей. Уход потребителей с «последней мили» приводит к выпадению плановых доходов и убыткам распредсетей. По предложению Минэнерго превышать установленные прогнозом пределы роста можно будет в тех случаях, когда это поддержит как министерство, так и губернатор проблемного региона, поясняет собеседник «Ъ». Список субъектов федерации, которые могут рассчитывать на более высокие тарифы, он не назвал.
Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин предполагает, что ведомствам будет сложно убедить правительство изменить тарифную политику на 2012 год. Но решения по тарифам на 2013-2014 годы могут быть скорректированы. Эксперт отмечает, что предложения увеличить рост тарифов государственных монополий резко активизировались после президентских выборов: в частности, «Газпром» уже просил о дополнительной индексации своих тарифов на 26,3% с 1 октября этого года. До этого цены на газ должны были вырасти с 1 июля лишь на 15%.
+7 (499) 653 66 36
E-mail: info@отдел-соцпомощи.рф