Изменения формата работы розничного рынка электроэнергии, который правительство радикально планировало поменять с 1 апреля, вероятно, будут отложены. Минэнерго представило в аппарат правительства предложения, разработанные межведомственной рабочей группой, приложив к пакету документов протоколы разногласий с другими ведомствами и потребителями. Окончательное решение остается за вице-премьером Игорем Сечиным, говорит источник в правительстве. Но 27 марта документы были возвращены в Минэнерго, Минэкономразвития (МЭР), ФАС и ФСТ: в правительстве решили не синхронизировать поступившие предложения (суммарно проект поправок и протоколы разногласий составили порядка 600 страниц), поручив эту работу нижестоящим ведомствам. Очевидно, что установленный срок будет сорван.
По ряду позиций проекта постановления о функционировании розничного рынка электроэнергии действительно существуют разногласия, говорит представитель ФСТ, отказавшись от дальнейших комментариев. 16 марта в МЭР прошло совещание, в котором участвовали чиновники МЭР, ФСТ, ФАС, Минэнерго, главы НП «Совет рынка» Вячеслав Кравченко, НП «Совет покупателей рынков электроэнергии» Дмитрий Говоров и экспертной группы по реформированию сектора Сергей Удальцов. В настоящий момент для потребителей существует несколько «развилок», говорит один из участников совещания.
По словам одного из участников дискуссии, недовольство участников совещания вызвало то, что Минэнерго смешало интересы гарантирующих поставщиков и сетевых компаний. Предлагаемые им новации вводят обязательный двухставочный тариф «Умножай на 2» на услуги по передаче для всех предприятий мощностью свыше 670 кВт. Ранее у всех потребителей была возможность выбора между двуставочным (плата за потребленную мощность и энергию) и одноставочным расчетом. Это страховало их от «кривых» решений регуляторов, имеющих возможность в отсутствие соответствующей методики самостоятельно перераспределять перекрестное субсидирование между разными группами потребителей.
Еще один вопрос вызывает переход от оплаты заявленной к максимальной мощности при передаче энергии. Это ведет к увеличению оплаты сетевых услуг конечных потребителей в несколько раз. По данным независимого центра «Карана», выплаты могут вырасти на 20-140%. Для крупных промышленных предприятий «доплата» может составить десятки миллиардов рублей, для сельхозпроизводителей «переплата» увеличится в среднем в два раза. Собеседник в Минэнерго говорит о том, что сохранение действующего порядка влечет за собой простаивание имеющихся мощностей и убытки прочих потребителей. Оплату планируется вводить постепенно — с 1 июля 2013 года, добавляет он.
Другая проблема — смена гарантирующего поставщика. Сейчас для этого требуется справка, выдаваемая региональными энергетическими комиссиями (РЭК) либо администрациями субъектов. Они представляют в ФСТ обоснование социально-экономических последствий для конкретной территории. Норма является потенциально коррупционной. Потребители предлагают разрешить переход раз в квартал даже при наличии судебных споров вокруг долга потребителя, ибо ГП имеют возможность выставлять завышенные счета, что позволяет предотвратить переход к другому игроку рынка.
«Перед принятием глобальных решений нужно сначала провести независимые исследования экономических последствий введения такого рода норм для разных категорий потребителей. Кроме того, необходима ответственность (в том числе и финансовая) для региональных властей, участвующих в формировании инвестиционных программ сетевых организаций, за „перезаказ“ мощности. Предложения направлены в Минэнерго, Минэкономразвития, ФСТ и ФАС, но в каком виде они будут учтены, пока не понятно», — рассказывает Дмитрий Говоров.
Еще один камень преткновения — возможность смены гарантирующего поставщика, поясняет он. Пока Минэнерго учло только предложение по облегчению перехода от ГП для предприятий, потребляющих не более 2 МВт, но покупатели энергии хотели бы распространения нормы на все предприятия, вне зависимости от их мощности. «Только тогда можно будет говорить о наличии конкуренции на розничном рынке», — утверждает г-н Говоров.
Первоначально Минэкономразвития поддерживало два предложения потребителей: о сохранении возможности выбора между одноставочным и двуставочным тарифом и в вопросе определения мощности. Но в итоговый протокол вошел лишь пункт об определении максимальной (присоединенной) мощности для потребителей до 2 МВт.
Источник: РБК daily, 28.03.2020
+7 (499) 653 66 36
E-mail: info@отдел-соцпомощи.рф