На прошлой неделе в аппарате правительства был проведен ряд совещаний, призванных устранить противоречия между органами исполнительной власти в вопросе об определении ответственности потребителей за строительство «энергетических памятников» — объектов инфраструктуры, которые либо простаивают, либо функционируют с ничтожной нагрузкой.
Вопрос о строительстве бессмысленных мощностей, поясняет руководитель ФСТ Сергей Новиков, встал особенно остро после того, как с 1 января 2011 года была исключена инвестиционная составляющая в плате за техприсоединение: потребитель перестал нести обязательства по оплате объема капитального строительства, который связан с его присоединением. Качество планирования начало падать, и потребители стали заявлять избыточную мощность. В результате возникает проблема недозагрузки сооруженных объектов: директор по экономике холдинга МРСК Алексей Сергутин приводит пример трех подстанций «Липецкэнерго», загрузка которых составляет 0,5-2% установленной мощности. Затраты на строительство ненужной инфраструктуры закладываются в тариф и ложатся на плечи всех потребителей. Сейчас, отмечает директор по энергетике НЛМК, член набсовета НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии» Александр Старченко, удельный вес стоимости передачи 1 МВт ч в России в его конечной стоимости для промпотребителя существенно выше, чем в странах Европы: если в Англии плата промпотребителей сетям составляет 6,4% конечной стоимости 1 МВт ч, во Франции — 15,7%, то в России — 67,6%.
Бороться с ненужным строительством госорганы намерены по двум направлениям. Одно касается сетевых организаций: с 1 июля 2014 года в тарифах сетей будет учитываться только фактическая загрузка объектов. Другая часть, которая вызывает наиболее острые дискуссии, — это обязательство по оплате резерва мощности заявившим его потребителем.
Новая инициатива распространяется только на крупных потребителей (не менее 670 кВт). С 1 июля 2012 года, говорит источник, близкий к холдингу МРСК, сетевики начнут вести индикативный учет максимальной мощности. Фактически это будет означать, что значения максимальной мощности будут указываться в счетах на оплату услуг по тарифу ноль рублей. Оплату максимальной мощности предлагается вводить постепенно, возможно, на протяжении пяти лет, чтобы у потребителя было время для отказа от излишков. В Минэнерго поясняют, что, возможно, при оценке неиспользуемой мощности будет применяться некий дисконт по отношению к используемой.
«Предложенный подход способствует сокращению объемов неиспользуемой мощности сетевого оборудования, которая создана и содержится в интересах существующих и новых потребителей, — говорят в Минэнерго. — Также решается проблема создания заведомо ненужных сетевых мощностей». Мера увеличит платежи для предприятий, которые заинтересованы в поддержании для них резерва, то есть обеспечения высокой категории надежности, но снизит нагрузку на других потребителей, «что является более справедливым». По подсчетам холдинга МРСК, если, например, крупные потребители Ярославской области, которые сегодня используют только 168 из 422 МВт присоединенной мощности, будут обязаны оплатить резерв, размер платежей, собираемых с этих компаний, возрастет на 22%, а у других потребителей региона сократится на 5%.
Крупные потребители категорически против этой инициативы. Александр Старченко полагает, что она является попыткой холдинга МРСК номинально соблюсти курс на недопущение роста тарифа, фактически увеличив при этом доходную базу. Проблема строительства «памятников» коренится в «безумных и безответственных пожеланиях региональных властей», говорит он, поскольку основания «по заявке главы администрации региона» достаточно для включения объекта в инвестпрограмму МРСК. При этом инвестор, пообещавший региону построить объект, под который резервируются мощности и, соответственно, строятся объекты сетевого хозяйства, не несет ответственности за исполнение обязательств.
«Я совершенно не против введения симметричной ответственности потребителей и сетей за загрузку объектов по новым присоединениям, — говорит топ-менеджер. — Но сейчас сети не несут ответственности перед потребителем за его присоединение». Предложение сырое, добавляет он, и неудивительно, что оно вызвало единодушную жесткую реакцию со стороны всех предпринимательских объединений. До сих пор не сняты и возражения ФАС, говорит источник, знакомый с ходом дискуссии. В частности, ФАС считает дискриминационным взимание дополнительной платы с потребителей, присоединенных до 1 января 2011 года, то есть оплативших капитальное строительство.
+7 (499) 653 66 36
E-mail: info@отдел-соцпомощи.рф