Минэнерго РФ внесло новые правила на рассмотрение правительства еще 20 марта. Однако его выход постоянно откладывался из-за многочисленных согласований, Владимир Путин подписал их в последний момент. Новая модель «розницы» призвана развернуть рынок в сторону потребителей. Например, расчеты платы за мощность для потребителя будут вестись исходя из пикового потребления региона. Ранее этот показатель определялся по пику предприятий, поэтому оптимизировать собственный график потребления им было бессмысленно.
Изменение расчетов позволит экономить тем предприятиям, которые переносят свое потребление с утреннего и вечернего периода на дневные или ночные часы, пояснил логику решения премьер. «Экономия может составить, по данным экспертов, до 20% от конечной цены на электроэнергию», — подытожил Владимир Путин.
Выиграют средние и мелкие потребители. У крупных (свыше 670 кВт) своя победа — им оставили двуставочный тариф: раздельную оплату мощности и энергии, которые они могут покупать у разных поставщиков. «Такой подход позволяет наиболее точно и прозрачно рассчитать конечные цены, учитывая специфику потребления по часам месяца», — говорится в пояснительной записке Минэнерго к новым правилам.
С октября отменяется барьер для покупки энергии на оптовом рынке: не нужно будет получать тарифно-балансовые решения (определяют потолок для закупок). Для тех, чья присоединенная мощность менее 2 МВа, также отменяется оплата компенсаций так называемой сбытовой надбавки гарантирующим поставщикам, если они решают сменить сбытовую компанию. Крупные потребители смогут менять поставщика бесплатно только в начале года.
Действующие на рынке гарантирующие поставщики энергии и мощности продолжат работать, как прежде. Ожидаемые конкурсы по их отбору так и не появились, они будут проводиться лишь в том случае, если игрок рынка исключен из реестра субъектов оптового рынка, проходит ликвидацию или банкротство или добровольно отказывается от статуса гарантирующего поставщика.
Государство решило избавить рынок от перепродавцов — так называемых гарантирующих поставщиков второго уровня, которые покупают энергию у гарантирующих поставщиков первого и продают ее потребителям. Им предлагается до 1 октября либо повысить свой статус, либо работать как независимая энергосбытовая организация. Речь идет примерно о 80 компаниях — это четверть всех гарантирующих поставщиков на рынке. Но серьезно сэкономить у потребителей не получится — доля сбытов в тарифе 1-3%.
Важной новацией стали жесткие требования к гарантирующим поставщикам по качеству обслуживания потребителей, говорит зампред правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) Наталья Невмержицкая. Это очевидный шаг к повышению уровня конкуренции, непременным условием которого должно стать изменение методологии регулирования сбытовой надбавки (например, увязав ее с величиной потребителя). Важно, чтобы методика расчета сбытовой надбавки полностью соответствовала этим требованиям, утверждает г-жа Невмержицкая.
Пока документ не опубликован, оценивать его достаточно сложно, говорит член набсовета НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии», директор по энергетике НЛМК Александр Старченко. Он приветствует то, что речь идет о либерализации рынка и снятии барьеров для выхода потребителей на оптовый рынок (минуя гарантирующих поставщиков и региональных чиновников). Но в документ, очевидно, не попала норма об адекватной ответственности сетевых компаний за раздутые инвестпрограммы, указывает он на недочеты.
Впрочем, представитель Минэнерго отмечает, что разработка документа шла в режиме публичности, в процесс были вовлечены все заинтересованные стороны. Источник, знакомый с ходом согласований, признает, что перекос в сторону интересов энергетиков есть: значительная часть документа была написана в недрах Холдинга МРСК и НП ГП и ЭСК.
Источник: РБК daily, 05.05.2020
+7 (499) 653 66 36
E-mail: info@отдел-соцпомощи.рф