Балет Здгара Дега. — Жизнь кратка, а искусство долго, и в схватке побеждает жизнь. — LiveJournal
На этот пост о балете меня подтолкнул выпуск «Нереальной политики» с Тиной Канделаки, Андреем Колесниковым и главное, гостьей программы, Анастасией Волочковой.
Эдгар Дега.
Репетиция балета. 1873.
Холст, масло.
45,8 x 61.
Кембридж (штат Массачусетс). Художественный музей Фогга.
Балет Эдгара Дега
Огромную роль в творчестве Дега сыграло балетное искусство. Он увлекся балетом в 70е годы и до конца дней оставался его поклонником.
«Карандаш и уголь, масло и пастель, нежно-серые гризайли и яркие гармонии, отдельные фигуры и многолюдные композиции- все эти пути были испробованы Дега для новых и новых воплощений завладевшей им темы».
Балет для Дега- это некий живой организм, это совершенно особый ритм жизни, который очень сложно понять и принять. Балет – это, прежде всего, тяжелый труд, это долгая изнурительная работа, предвосхищающая грандиозное действо, интересующее художника меньше всего. Для него не существуют некоего идеала, некоей прима-балерины, задаренной цветами, любовными посланиями и восторженными взорами. «Балерина Дега – существо всецело телесное, физическое; это живой автомат – кости и мускулы, облеченные газом и шелком, юбочкой и трико. Ее пляска не одухотворена и не осмысленна внутренним переживанием, это – движение, только движение. Ее мимика, ее выражения – они не сводятся к пресловутой и трафаретной улыбке, sourire de la danseuse, которая должна расцвести на сцене, или к гримасе усилия, с которой она обучается своему трудному искусству».
Любопытны записи, сделанные Эдмоном де Гонкуром в 1874 году: «Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из их арабесок. И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи».
Одна из самых ранних работ балетного цикла – «Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (1872). В просторном танцевальном зале идет репетиция балета. Три танцовщицы расположились у станка, в левом углу, среди группы балерин справа, находятся хореограф и скрипач. Передний план пуст, лишь деревянный стул заполняет пространство, чуть левее молодая танцовщица, она замерла в ожидании указаний и советов хореографа. Между этой одинокой фигуркой и преподавателем танца возникает некое напряженное пустое пространство, оно усиливает чувство одиночества и страха, ведь сейчас все внимание обращено только на нее, сейчас она не должна ошибиться. Но, не смотря на живописные группы танцовщиц, все же центром композиции является пустое пространство, и взгляд зрителя сосредоточен на зеркально-гладком полу. Интересен колорит картины, спокойные бежево-серые тона стен прекрасно сочетаются с воздушными белоснежными нарядами балерин. До блеска начищенный пол будто сливается с арочным зеркалом в стенной нише.
«Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (1872)
В «Танцевальном классе» 1874 года, из музея Метрополитен в Нью-Йорке, – небольшое помещение, с низким потолком и деревянным полом, составленным из многочисленных досок. Возможно, могло бы создаться ощущение тесноты и невыносимой летней духоты, если бы не зеркало, которое отражает в себе огромное окно, светлое небо и две призрачные фигурки балерин (будто возникающих из ниоткуда и ненаблюдаемых больше нигде в пределах картины). Вдоль зеленой стены рассредоточены фигуры юных балерин, каждая изображена в особой позе, кто-то старается показать все свое мастерство, кто-то, устав от репетиции, просто отдыхает, прислонившись спиной к стене, на заднем плане можно разглядеть дам в шляпках, возможно, они зашли полюбоваться танцем своих дочерей, а возможно, это фрейлины, сопровождающие своих послушниц и беспрестанно наблюдающие за бедняжками…Одинокая фигура справа, чуть в стороне от всех – великий мастер романтического балета Жюль Перро, облаченный в светлый льняной костюм, он опирается на деревянную трость и внимательно наблюдает за танцующей перед ним юной балериной, вероятно, спустя мгновение он вынесет свой вердикт…
Существует еще одна версия «Танцевального класса», но 1873–1875 года, из парижского музея Орсэ. Все тот же зеленый, но слегка измененный зал, зеркало обрамлено темными, будто малахитовыми колоннами. Две танцовщицы на первом плане изображены в другом ракурсе, одна из них, пытается прийти в себя, ее голова запрокинута назад, а рука тянется к уставшей спине, чтобы хоть немного привести в рабочее состояние позвоночник и мышцы. Другие же, будто, парят с необыкновенной легкостью над темным полом, под зорким взглядом балетмейстера, изображенного в той же самой позе, что и на нью-йоркской картине.
«Танцевальный класс» 1873-1875.
В этих девочках еще можно разглядеть всю ту хрупкость и изящность, присущую только юному возрасту. В более поздних работах Дега изящества будет все меньше и меньше, его работы будут отражать всю трагическую историю балерины: «вот она – еще худенькая девочка и уже преждевременная женщина с жеманно поджатыми губками, в декольтированном корсаже, рядом с сестрой в коричневом гимназическом платьице, которую ждет та же участь. Вот и самые упражнения ее, чуждые всякого подъема и увлечения и скучные, как этот серый парижский день, льющий свои холодные волны через громадные окна фойе-упражнения, утомляющие до той же неистовой рабочей зевоты, которую мы видим у «Гладильщицы»».
Картина «Репетиция балета на сцене» из музея Орсэ, 1874 года скорее напоминает фотографию, благодаря своим колористическим особенностям. Мы, словно, наблюдаем откуда-то сверху за репетицией балета. В то время как одна группа балерин отрабатывают свои пируэты, другая группа, располагающаяся в левом углу, отдыхает. Вот, девушка присела на скамейку, она сидит спиной к зрителю и почесывает спину. А другая, лениво потягивается и зевает. Кто-то перевязывает ленты на пуантах, кто-то просто стоит, умирая от скуки и невыносимости нескончаемого дня. Невозможно различить лица балерин, они неотличимы друг от друга, в них нет никакой индивидуальности, невозможно представить, что спустя какое-то время эти изможденные девушки перевоплотятся в дивных принцесс и крылатых фей, будут порхать над сценой Гранд Опера и сводить с ума поклонников.
«Репетиция балета на сцене» 1874.
В «Репетиции на сцене» 1874 года из музея Метрополитен, появляются два новых персонажа – бурно жестикулирующий балетмейстер и вальяжный, почти сползающий со стула мужчина. Фигуры балерин далеки от сложившихся в 20 веке балетных канонов. Они приземисты и коренасты, их шеи коротки, их лица грубы, в них полностью отсутствует какое-либо вдохновение, им чужд восторг, и кажется, что только лишь мечта о славе может сподвигнуть их на продолжение занятий.
«Урок танца», 1879 года из Метрополитена, дает нам четкое представление о несчастной судьбе совсем еще юного существа, не понимающего, зачем она здесь и кому это нужно. Она стоит у станка, уставшая и бесконечно одинокая, в воздушной газовой пачке, с повязанным на боку белоснежным атласным бантом, ее наряд, будто, весь соткан из тысячи бликов. Девочка скорее напоминает заводную куклу, запрограммированную на определенные действия, она, словно марионетка, призванная служить своему кукольнику, а он, беспрестанно следит за каждым ее движением. Ее взор обращен на него, но для нас он невидим, и только печальный скрипач, наполняет танцевальный зал прекрасной мелодией. Здесь воздух пропитан разобщенностью человеческих душ, здесь исчезают понимание и доброта, здесь будет забыто еще одно детство и незаметно промелькнет еще одна жизнь.
«Урок танца» 1879.
В работе «Танцовщицы у палки», 1876–1877, две балерины, неловко закинувшие ноги на палку, разрабатывают суставы и кости. Они посвящают себя беспросветным дням бесконечных репетиций, мечтая о триумфальных выступлениях и всеобщем признании.
«Танцовщицы у палки» 1876–1877.
И вот, одна из них уже танцует на большой сцене – «Звезда» 1876-1877г. Художник запечатлел ее в момент грациозного па, и кажется, что счастье переполняет ее в этот миг, и что теперь значат испытанные в танцевальных классах муки, по сравнению с мигом славы? Ее наряд сияет в свете рамп, черная ленточка на шее изящно развевается и вторит летящим движениям танца. «Здесь художник, работая пастелью, словно соревнуется в виртуозности со своей героиней. Его штрихи- то тонкие и протяжные, то густые и отрывистые – переливаются перламутровыми оттенками в облачном сгустке многослойного муслина. Особенно великолепно мгновенные касания красного, падающие цветочной россыпью на тюнику балерины. Стремительный танец руки, долгие скольжения и быстрые броски пастели как будто внушены мимолетностью балетных образов». А где-то на заднем плане ожидают своего выхода остальные балерины и за декорацией можно разглядеть фигуру режиссера в черном костюме, но сейчас они второстепенные герои, и лишь та, которая танцует в праве зваться царицей сего действа.
«Звезда» 1876-1877.
«Балерина с букетом цветов» предстает перед зрителем в глубоком реверансе. Сегодня она блистала на этой сцене и скромный букет цветов, преподнесенный ей одним из поклонников, сулит ей невиданный успех. А на заднем плане изображены танцовщицы с веерами, две из них присели под соломенный зонтик, грациозно склонив, друг к другу головки, балерина в алом венке отдыхает, опершись на основу зонта, четвертая балерина, чуть выставив ножку вперед, собирается прошествовать в другую часть сцены. Как интересно распределяет Дега живописные группы танцовщиц, если в правой части балерины тонки и изящны, то в левом углу мы найдем лишь грубых, коренастых девушек. И, кажется, что кто-то совершил нелепую ошибку, облачив этих безликих существ, в столь прекрасные воздушные наряды, украсив их волосы чудесными цветами. А где-то вдали, виднеется голубое небо и горы и, глядя на них, совершенно забываешь, что это всего лишь декорации и традиционная уловка театрального художника.
«Балерина с букетом цветов» около 1877.
В картине «Балерина у фотографа» 1875 года из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина невероятно насыщенный колорит становится доминирующим началом картины. Танцевальный зал скорее напоминает некое подводное царство, старый древесный пол будто устлан морскими травами, а сквозь огромное окно, омытое прозрачными водами, виднеется, окутанный синей дымкой призрачный город. Посреди зала, в несколько нелепом па застыла молодая танцовщица, она позирует невидимому фотографу, ее руки воздеты над чуть запрокинутой головой, а полупрозрачная пачка не может скрыть от любопытного зрителя далеко не изящные ножки, скованные тугими пуантами. «Острота и гротескность женской фигуры, в которой больше животного, нежели человеческого, смягчена нежной туманностью, насыщенной голубовато-морской гармонией, а холодная монотонность последней изящно оживлена пикантностью кораллово-алых губок балерины и бутоньерки, приколотой к ее поясу…» Дега постоянно сопоставляет природною красоту с человеческим несовершенством. «Этот контраст красоты вещей, красоты природы, города, света и воздуха и некрасивых. В ЧЕМ-ТО ДУШЕВНО И ФИЗИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ ПРЕСЛЕДУЕТ Дега повсюду»…
«Балерина у фотографа» 1875.
Совершенно иное ощущение вызывает картина «В театре», 1880 года из Парижа. Прежде всего, в глаза бросается пестрота театральных костюмов танцовщиц, взгляд зрителя устремляется в глубину сцены, на которой танцуют балерины, а разноцветных нарядах, оранжевых, голубых, желто-зеленых, схожих с красочным оперением, какой-нибудь диковинной птицы. И лишь спустя миг взгляд падает на терракотовые перила ложа, на которые манерно опирается женская рука в белой перчатке, держащая бинокль. В правом углу фрагментарно изображен веер из павлиньих перьев. Нам не дано видеть сидящую даму, и мы можем только догадываться, кто является обладательницей этих прекрасных аксессуаров. Танцующие балерины, будто не подозревают о чьем-то присутствии в верхней ложе и о том, что в любой момент их могут начать разглядывать в бинокль, словно какую-нибудь пеструю бабочку, оказавшуюся под микроскопом.
Пастель «Танцовщицы на сцене» (или «Зеленая танцовщица»), ок.1880, поражает, прежде всего, мастерски выполненным, вертикально вытянутым форматом. Фигуры трех танцовщиц буквально взмывают вверх, их летящие бирюзовые пачки, обрамленные по краям каймой лучистых искорок, прекрасны и невесомы, будто крылья стрекоз. Руки танцовщицы, находящейся в центре композиции распростерты и ее левая рука, кажется, сливается с поднятой ножкой невидимой балерины, стоящей чуть ниже, в свою очередь ее правое колено плавно переходит в рисунок пачки иллюзорной танцовщицы, скрывшейся за пределами картины. По контрасту с «зеленой» группой балерин, на заднем плане сияют в пламенных одеяниях девушки из кардабалета, причем, в отличие от зеленых танцовщиц они расположены строго по горизонтальной линии. «Раздвижное», распахивающееся веером пространство великолепно передает динамику сходящихся и расходящихся балетных группировок».
«Танцовщицы на сцене» (или «Зеленая танцовщица») ок.1880.
Существует несколько иная версия «Танцовщицы на сцене» из Художественного музея в Далласе, 1882–1884 гг. Практически то же построение композиции, что и в предыдущей работе, но здесь доминирует четкая перспективная вертикаль и полностью отсутствует горизонтальное начало. Вереница переплетенных рук и сливающихся полупрозрачных тканей балетных нарядов тянется от нижнего правого края картины и постепенно растворяется в иллюзорном пространстве верхней части картины.
Около 1898 года была написана одна из лучших картин Эдгара Дега – «Голубые танцовщицы» (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Своеобразный, крупный план, срезанные фрагменты лиц и платьев, безусловно, напоминают фотографию. Работа выдержана в глубоких, насыщенных тонах. Несмотря на то, что действие происходит на сцене, как и в «Танцовщице у фотографа» создается впечатление некоего водного пространства, но если изображенное в прежней работе ассоциировалось с морскими или даже океанскими безднами, то в «Голубых танцовщицах» распознается мотив заросшего кувшинками пруда.
«Голубые танцовщицы» ок. 1898.
Фосфоресцирующий синий цвет платьев придает всему происходящему некоторый мистический оттенок. «Голубые танцовщицы», словно прекрасные неземные создания, кружатся в чарующем танце воды. Желтые цветы, украшают их волосы, а одеяния сливаются с иллюзорным небом и водой.
Случайность и фрагментарность изображаемого события становятся главными художественными принципами Эдгара Дега.
Спасибо сюда. Проиллюстрировано мной.
Много репродукций Дега.
Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.“Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде”. Эдгар Дега.
Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В гримёрных. На изнурительных репетициях.
Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.
Картина “Голубые танцовщицы” похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.
Почему она так притягательна? Вот лишь 5 особенностей картины, которые делают её такой завораживающей.
1. Мерцающая пастель Дега
“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью можно добиться такого насыщенного цвета.
К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.
Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.
Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет.
Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. Чиалива унёс свой секрет в могилу.
Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что будь его воля, он рисовал бы только углём. Но “все наседают, требуют цвета”.
Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Как, например, на рисунке “Восхищение Вирджинией”.
Эдгар Дега. Восхищение Вирджинией. 1880-1883 гг. Национальная галерея искусств, Вашингтон2. Волшебство композиции
Вы думаете, что на картине танцуют четыре балерины? На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре.
Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины, наклонилась к пуанту. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца.
Самое интересное, что на картине, скорее всего, не четыре разные девушки. Это одна танцовщица, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий балерины в разных позах. Возможно, именно по этим снимкам и создана композиция.
3. Картина написана по фотографии
Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.
Именно так Дега создал портрет Паулины Меттерних. Княгиня никогда ему не позировала. Он написал портрет на основе фотокарточки.
Слева: фото княгини Паулины. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.
Об этом удивительном портрете вы можете почитать в статье: “Эдгар Дега: вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной княгини”.
На то, что картина сделана по фотографии указывают «срезанные» края.
Не все танцовщицы “поместились в кадр”. У двух из них “усечены” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе не заметили, что их снимают.
Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.
Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.4. Самые красивые балерины Дега
Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. А к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно, не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации, созданные для зрителя. Он изображал саму жизнь, порой неприглядную.
На полотне «Две балетные танцовщицы» девушки в далеко не самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.
Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, СШАДругая сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.
Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1880 г. Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, ШвейцарияНа фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок голубые танцовщицы кажутся воплощением грации и очарования.
5. Легенды Парижской оперы
Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.
Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.
Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.
Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5. Он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.
Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.
Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.
Самое удивительное, что талант
Балерины Дега — Красивые фотографии и разговоры обо всем — ЖЖ
Балерины Дега
Эдгар Дега (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917, там же), французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма.
Художник прославился благодаря своему уникальному мастерству изображать человеческое тело в движении. Эдгар Дега использовал различные краски, но предпочитал пастель. Наибольшую известность приобрели картины Дега, на которых изображены балерины и лошади.
(с)
«Голубые танцовщицы» Дега: история картины — Рамблер/субботний
Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем, используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению. Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность — Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.
Сюжет
Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.
«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц.
Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.
Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.
Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.
Контекст
Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.
К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.
Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком.
Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.
Судьба художника
Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.
Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от копии.
Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многие из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.
После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через торговых агентов.
Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.
Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника
Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи.
Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.
Если Клод Моне мог создать картину за 10 минут, чтобы остановить мгновение природного явления, то Дега работал только в студии, тщательно готовился и писал одну работу месяцами.
Спонтанность в работах Дега лишь мнимая и является результатом необычных и нетрадиционных композиционных решений и эффектов.
Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Они заняты своими делами, своими мыслями. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Как ему это удаётся?
Вот несколько моих любимых работ, в которых мастерство останавливать мгновение у Дега выражено особенно ярко.
1. Голубые танцовщицы.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.
Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.
Более подробно об этой работе читайте также в статье “Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.
2. Таз для мытья.
Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем.
На картине “Таз для мытья” художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями. Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина, и смотрит на неё со стороны.
Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. Это ему явно удавалось.
3. Балет из оперной ложи.
Эдгар Дега. Балет из оперной ложи. 1884 г. Бумага, пастель. Музей искусств Филадельфии, США.Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Но только не Дега. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.
Для этого он пишет картину как бы из ложи и “в кадр” случайно попадает сидящая в ложе зрительница с веером и биноклем. Согласитесь, неординарное композиционное решение.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
4. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо.
Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея.Знаменитая акробатка изображена под очень необычным углом. Во-первых, её фигура смещена в левый верхний угол, как будто именно зритель, а вовсе не художник смотрит на артистку.
Во-вторых, фигура нарисована снизу, что очень усложняет композицию. Нужно быть по истине большим мастером, чтобы изобразить человека под таким углом зрения.
5. Абсент.
Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж.Дега был также мастером в изображении эмоций людей. Пожалуй, одной из самых ярких работ в этом плане является картина “Абсент”.
Два посетителя кафе сидят совсем рядом, но настолько погружены в себя, в том числе под действием алкоголя, что вовсе не замечают друг друга.
Для этой картины позировали в студии его знакомые актриса и художник. Дошло до того, что после её написания стали шептаться о их пристрастии к алкоголю. Дега пришлось публично высказаться, что они не склонны к этой пагубной привычке.
У картины “Абсент” также необычная композиция – обе фигуры смещены вправо. На сайте музея Д’Орсе я прочитала интересную версию, что так Дега хотел подчеркнуть не совсем трезвый взгляд посетителя, который он якобы бросает на изображённых.
6. Танцовщица в своей гримерной.
Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.
Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.
Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
7. Гладильщицы.
Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж.Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье.
Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины “Олимпия” и “Нана” являются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега – это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.
Работа “Гладильщицы” примечательна не только самым обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную “неряшливую” текстуру полотна.
Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.
***
Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины – словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций.
Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.
Если вам интересны жизнь и творчество Эдгара Дега, рекомендую также почитать статью:
“Дружба Эдгара Дега с Эдуардом Мане и две порванные картины”
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Вконтакте
Одноклассники
Похожее
Великие импрессионисты. Эдгар Дега
Эдгар Дега – великий французский художник-импрессионист, родился в Париже 19 июля 1834 г. Эдгар был старшим из пятерых детей в обеспеченной, аристократической семье. Изначально его фамилия была де Га, но затем он изменил свою фамилию на Дега.
В начале своей творческой карьеры Эдгар закончил Школу изящных искусств и копировал картины великих художников в Лувре. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. К середине 1860-х годов французский художник знакомиться с будущими импрессионистами, которые заседали в кафе Гербуа. Его живопись начинает меняться и в 1868 году он выставляет свою первую картину, посвящённую балеринам «Мадмуазель Фиокр в спектакле «Источник». Его композиции, в которых главную роль стали занимать балерины, жокеи, скачки, музыканты были очень смелые и необычные для того времени.
Хоть всё его искусство и принадлежит больше к постимпрессионистическому направлению, его картины довольно часто участвовали в выставках импрессионистов. С 1870-х по 1880-е Эдгар Дега создаёт свои самые лучшие полотна: «В мастерской модистки», «Гладильщицы», «Обнаженные женщины за туалетом» и другие.
В последние годы жизни у Эдгара прогрессировала болезнь глаз, из-за которой ему практически пришлось отказаться от живописи и заниматься скульптурой. Скончался великий французский художник 27 сентября 1917 г. в Париже. Тогда ему было 83 года, и в свои немалые лета Дега был признанным при жизни художником и одним из самых ярких представителей импрессионизма.
Абсент
Ария собаки
Арлекин и Коломбина
Балерина и женщина с зонтом
Балерины на поклонах
Балетная школа
Четыре танцовщицы
Финал Арабеск
Голубые танцовщицы
Хлопковая биржа
Женщина, моющая спину
Женщина у окна
Кабаре Амбассадор
Мисс Лала в цирке Фернандо
Певица в перчатке
Портрет Диего Мартелли
Портрет мисс Кессет
Причёсывающаяся женщина
Прима
Рысаки у трибуны
Семья Беллелли
Скаковые лошади в Лоншане
Туалет
Ванная
Звезда
Для предприятий, занимающихся переработкой молока будет полезным посетить сервис trubateh. В частности насос г2-опд поможет вам в работе по перекачиванию продуктов.
Мой Дега: tangrusha — LiveJournal
Розовые танцовщицы
Продолжение флешмоба (правильно Лена knittedbag сказала, что затянуло меня). Засосало мещанское болото наслаждение поиска. Да и Надежда j_e_n_z_a осчастливила меня таким заданием, что я просто утонула в нем. Мне достался Дега!!! Изумительный, неожиданный и неповторимый Эдгар Дега! Про встречи с картинами которого я и хочу рассказать.
Не ждите от меня хронологических описаний творчества великого художника, хронология будет совсем иная.
Первая встреча с работами Эдгара Дега произошла во времена моего студенчества. Москва, музей изобразительных искусств имени Пушкина, «Голубые танцовщицы» — самая волнующая, на мой взгляд, картина.
Голубые танцовщицы
Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин. Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. И Дега много лет приобретал абонемент в оперу. Но он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет — его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще — балетом, живущим особой жизнью, рядовой средней балериной. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения: «Голубые танцовщицы» — лучший тому пример. Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Художнику удалось так мастерски использовать эффект искусственного освещения, что все полотно получилось наполненным сиянием и будто бы искрящимися нитями мелодии танца.
Вторая встреча произошла через 15 лет, в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. В мои предыдущие визиты в Эрмитаж сил на третий этаж обычно уже не доставало, я пробегала его совершенно формально. А тут муж, страстный поклонник импрессионизма, был непреклонен. И мы наконец-то повстречались.
Головы танцовщиц, бумага, пастель
Живописец был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы.
Женщина, расчесывающая волосы
Эта картина (из собраний Эрмитажа) имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой — в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Во всех версиях героиня изображена со спины, что позволило Дега наиболее убедительно передать ее движения. Упругими линиями контура художник подчеркивает объем и глубину тени, создающую выразительность плавных движений героини, расчесывающей свои роскошные рыжие локоны.
Волей истории и случая в Эрмитаже оказалась лучшая в мире картина Эдгара Дега. Дега написал достаточно много, трудно выделить один шедевр. Но про «Площадь Согласия» (второе название – «Виконт Лепик с дочерьми, переходящий Площадь Согласия») сомнений нет — в ней есть то, то, что делает шедевр шедевром – невозможность пройти мимо, не остановившись. Картина попала в СССР в эшелонах с военными трофеями, вывезенными из Германии после 1945 года. Но шедевр хранился в запасниках. Показ картины в Эрмитаже в 1995 году стал сенсацией.
Площадь Согласия
Динамичная композиция напоминает фотографию своей резкой обрезкой всех сторон полотна, не характерной для живописи того времени. Линия горизонта сильно завышена, что превращает площадь Согласия, стремительно пересекаемую виконтом Людовиком Наполеоном Лепиком, лишь в фон для героев картины.
Будто бы кем-то окликнутые дочери вельможи, остановившись, развернулись в противоположную по отношению к движению отца сторону. Полотно имеет интересный колорит. В то время, как главные персонажи картины Дега одеты в светлые костюмы, практически сливающиеся с фоном, одежда остальных участников композиции выполнена в темных, практически чёрных тонах. Эти «черные» фигуры, расположенные на холсте с математической точностью, создают удивительный «музыкальный» ритм всего произведения.
В течение полутора лет (2011-2012 гг) в Эрмитаже шла реставрация картины, целью которой было, прежде всего, открыть часть авторской живописи, загнутой снизу за подрамник. Полоса шириной до 4 см не была покрыта слоем позднего лака, что позволило дополнительно убедиться в том, что первоначально картина была решена в серебристом колорите, затем скрытом пожелтевшим лаком. Благодаря кропотливой работе реставраторов удалось приблизить знаменитое полотно к первоначальному состоянию и восстановить характер истинной живописи мастера.
В 2002 году, через пять лет после посещения Эрмитажа, мы впервые оказались в Париже и увидели картины, хранящиеся в музее Д’Орсэ. Это посещение музея стало не просто откровением — впервые представилась возможность увидеть шедевры импрессионизма не в репродукциях, а «живьем», и в ошеломляющем количестве.
Семья Беллелли
Настоящей вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста, стала работа «Семья Беллелли». Моделями для этого полотна послужили дядя художника Дженнаро, его жена Ааура, и две их дочери – Джованна и Джулия. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. В центре полотна расположена фигура баронессы, одетой в траурное черное платье, лишенное аксессуаров. Дядя художника Дженнаро, изображен со спины, он сидит в кресел у камина. Фигуры и лица обоих супругов выражают их незаинтересованность тем, что происходит вокруг. Джованна, стоящая рядом с матерью, напротив, внимательно смотрит на зрителя. Младшая Джулия, уютно расположилась на стуле, она, словно ведя неторопливую беседу, развернута к отцу. Несмотря на то, что позы всех моделей спокойны, асимметричное расположение фигур создает некую неожиданную остроту в композиции. Дега наполнил семейный портрет драматизмом: он изобразил пару, изрядно утомленную обществом друг друга. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Это полотно, отмеченное глубоким психологизмом, мастерством в передаче света и точностью рисунка является одним из лучших в своем жанре произведений, созданных в середине XIX века.
Две гладильщицы
Картина «Две гладильщицы» является самой известной из серии Дега о простом люде. Полотно написано широкими нервными мазками, прекрасно передающими колебание воздуха вокруг работающих девушек. Цветовая гамма, построенная на сопоставлении синих, коричнево-охристых, золотистых и белых тонов, отличается повышенной декоративностью, выделяющей это произведение среди других картин этой серии.
в 1870 году, когда дега было 35 лет, началась Франко-Прусская война, и художник записался добровольцем в пехотный полк. Неожиданно, на первых же стрельбищах выяснилось, что его правый глаз плохо видит. Диагноз врачей был таков: отслоение сетчатки, вызванное диабетом. Как выяснилось позже, это было лишь начало заболевания Дега, которое в итоге довело его до почти полной слепоты. Заболевание художника повлияло на его образ жизни. Дега стал беречь свои глаза от яркого солнечного света, и вообще старался, как можно реже бывать на улице в дневное время. Большинство своих полотен Дега писал при газовом освещении, за что получил прозвище «первый импрессионист ночи». Это могло также стать одной из причин, почему тема парижских кафе, дешевых кафешантанов, актрис, певиц и дам «полусвета» была для него настолько притягательна.
Абсент. Кафе.
Дега создал множество работ, посвященных теме подобных заведений и их обитателей, одной из самых известных является полотно «Абсент» (или «Любители абсента»). На нём изображен интерьер популярного в парижских художественных кругах заведения «Нуавель-Атен». Композиция картины построена по принципу простой жанровой сценки из повседневной жизни обитателей кафе. Ее герои — мужчина и женщина – казалось бы, просто отдыхают за столиком после дневных забот. Но пустые столы на первом плане создают впечатление зажатости и загнанности двух людей в угол, а также подчеркивают их опустошенность и взаимное равнодушие. Этот незатейливый сюжет подчеркивает волновавшую Дега тему отчуждения человека от окружающего мира и его неизбежного одиночества, которое и является главной идеей всего произведения. Моделями для художника послужили гравер и художник Марселей Дебутен и актриса Элен Андре. Посредством колорита, художнику удается придать внутреннее напряжение и драматизм их фигурам, практически лишенным движения.
И, наконец, четвертая встреча с полотнами выдающегося художника. 2010 год, Париж, снова музей Д’Орсэ. В музее полным ходом идет ремонт, привычное расположение картин нарушено, импрессионисты с третьего этажа переехали на первый, образовав совершенно иной мир. И иное восприятие. И вот тут Дега удается оттеснить всех своих знаменитых собратьев по кисти, ибо самым главным открытием той поездки стали именно пастели Дега. Его пленительные танцовщицы. Но сначала все-таки холст и масло.
Урок танцев
Картина «Урок танцев» — работа, поражающая убедительной реалистичностью трактовки образов. Дега изобразил фрагмент репетиции, во время которого пожилой учитель, остановив репетицию, дает наставления и рекомендации своим ученицам. Легкие белые фигуры танцовщиц занимают почти все пространство большого зала, естественность их поз и жестов придает полотну убедительность. В этой работе Дега запечатлел известного французского балетмейстера Луи Меранта, рядом с которым стоит одна из лучших балерин того времени Жозефина Гожелен.
Прима-балерина. Звезда
В этой картине Дега выступает истинным певцом балета, в самый торжественный его момент — в праздник сценической иллюзии, когда балерины на сцене, среди причудливых декораций, под взором многоокого зала.
Сияющей и воздушной, освобожденной от земного тяготения выплывает на авансцену его прима, в своем розовом облаке, несомом волнами звуков, чтобы раскланяться с публикой. Как изящно выточена ее нога, как трогательно умильна ее улыбка, сменившая собой профессиональную гримасу. И пачки, пачки, невесомые пачки бесконечных танцовщиц….