Фламенко цитаты: Цитаты и высказывания о фламенко – 47 лучших фраз о фламенко / Другие фразы | Thpanorama

47 лучших фраз о фламенко / Другие фразы | Thpanorama

Я оставляю тебя лучшим фразы о фламенко таких великих художников, как Пако де Люсия, Висенте Амиго, Пабло Альборан, Антонио Гадес, Антонио Каналес, Хоакин Кортес или Камарон де ла Исла.

Вам также могут понравиться эти цитаты о музыке.

-Фламенко — это искусство, которое нельзя пропустить. -Антонио Каналес.

-Фламенко — самая глубокая культура нашей страны. -Антонио Каналес.

-Мать фламенко — канте, хотя самая тяжелая работа — для гитариста, который заставляет танцора и кантара чувствовать себя довольным. -Ева ‘La yerbabuena’.

-Фламенко — это не сила, а эстетика, стиль, харизма и танцевальная дисциплина. Матильда Коралл.

-Культуру фламенко чувствуют и несут в себе, и любой может влюбиться в нее. -Хоакин Кортес.

-У фламенко есть только одна школа: передавать или не передавать. Хосе Монж Круз.

-Чистое фламенко — это авангард. -Мануэль Морао.

-Фламенко связано с чувствами и эмоциями. Хосе Фернандес Торрес.

-Фламенко — это философия, способ мышления и чувства всего народа и его историческая традиция. -Маноло Санлукар.

-Искусство фламенко может изменить вашу жизнь и навсегда зацепить вас. -Vicente Amigo.

-Фламенко — это образ жизни, в котором есть страсти, боль, трезвость, радость, беспокойство, кокетство. -Мерше Эсмеральда.

-Очень важно не пропустить традицию, потому что именно в этом суть, послание, основа. -Пако де Люсия.

-Слияние может сработать, хотя я в это не верю. В моей работе с Ларри Кориэллом, Джоном Маклафлином или Аль ди Меола музыка не была фламенко или джазом, это был сплав музыкантов, а не музыки. -Пако де Люсия.

-Двадцать лет, слушая старые записи и вынимая вещи по-своему, я проложил путь для молодежи фламенко. Железная креветка.

-Из каждого места, которое я посетил, я узнал: сардану Каталонии, танец чарро в Саламанке, фламенко Андалусии … это культура народа, обряд, жизнь, история, которую мне нужно было изучить. -Антонио Гадес.

-Фламенко сводит меня с ума. Я вырос, слушая его, это моя мама музыка. -Гуго Сильва.

-Одно дело топтать, а другое топтать землю. Земля не растоптана, звуки ласканы. -Антонио Гадес.

-Потому что в этой истории, особенно во фламенко, все есть «я, я и я», и если на плакате осталось немного, то и я тоже. Хавьер Латорре.

-Танцоры фламенко должны искать жизнь, чтобы быть бесполезной, потому что сегодня им не хватает индивидуальности. -Антонио ‘Труба’.

-Сейчас глупо говорить, что вам не нравится фламенко, а десять лет назад было глупо говорить, что вам понравилось. -Антонио Каналес.

-Фламенко — это что-то живое, и это также молодое искусство, которому осталось много лет. -Антонио Каналес.

-От вечеринки к вечеринке ждет добрая душа, которая хочет вспомнить, что фламенко существует. Даже в кафе они больше не хотят нас, когда мы всегда были королевами мира. -Юана Варгас.

-Я — конвергентный синтез классической гитары фламенкоизма и вербально развитой гитары современной эпохи. Мальчик Рикардо.

-Это было улучшено в технике, в модуляции, но не хватает индивидуальности в голосе фламенко. -Пако де Люсия.

-Для меня фламенко это все. Это моя жизнь, моя профессия, что мне нравится. Железная креветка.

-Экстракт огня и яда, это фламенко. -Антонио Гадес.

-Фламенко цыган не имеет ничего общего с фламенко для туристов. Настоящее фламенко похоже на секс. -Клаус Кински.

-Связь того, что я делаю с фламенко, заключается во всем плаче, во всем плаче, в ливневом возвращении энергии на землю. Это крик и праздник. Савион Гловер.

-Фламенко — самая важная культура в Испании, и я осмелюсь сказать, что в Европе. Это невероятная музыка, она обладает огромной эмоциональной силой, ритмом и эмоциями, которыми обладают очень немногие европейские фольклоры. -Пако де Люсия.

-Фламенко всегда жаль, любовь тоже жаль. В конце концов, все жаль и радость. Железная креветка.

-Самое замечательное в фламенко — его сдерживание. Он не взрывается, но есть необычайная энергия, чувственность и эротизм, которые все время вибрируют, но есть также аскетизм, аскетизм. -Антонио Гадес.

-Фламинго не знают почему, но они знают. И это очень просто. Они ищут защиты голоса перед стрессом, который означает петь фламенко. Альфредо Краус.

-Скажи мне, что галичанин делает в Cádiz, мечтая о bulerías? Десятого апреля я увидел, как она танцует фламенко, и это изменило мою жизнь. -Андрес Суарес.

-Она была бы на расстоянии половины планеты, плывущей в бирюзовом море, танцующей в свете луны под гитару фламенко. -Джанет Фитч.

-Я люблю танцы и музыку латинских культур. Однажды я пошел на шоу фламенко в Испании, и это полностью перехватило дыхание. -Торри Де Витто.

-Есть определенные песни, которые я люблю слушать в определенное время дня. Например, рано утром я люблю слушать «Зарисовки фламенко» Майлза Дэвиса из альбома «Этакая грусть». Джон Форман.

-Мы очень типичная испанская семья: тореадор, актриса, танцор фламенко и певец. -Паз Вега.

-Что касается текущего вдохновения, я слушаю много фламенко, потому что используемые методы могут быть адаптированы для игры на басу. Билли Шиэн.

-У меня не так много актеров в моей семье, но у меня есть замечательный дядя, который является кинорежиссером в Филадельфии, а мои прапрадедушка и бабушка были танцорами фламенко в 1930-х годах в Нью-Йорке. Обри Плаза.

-Я не люблю слушать исполнителей фламенко, потому что они ломают свои голоса, и это причиняет боль. Мне нравятся другие формы фламенко, танец, который является очень сильным искусством, и гитара, как, например, Ниньо Рикардо. -Вместное воскресенье.

-Я занимался балетом, джазом и фламенко с пяти лет. И моя профессиональная карьера началась танцев

Фламенко — общие разъяснения

Расскажем теперь немного подробнее об этом самом испанском стиле «фламенко«…

Во-первых, следует иметь в виду, что этот музыкальный стиль не уходит своими корнями куда-нибудь в «первобытнообщинные», например, времена. Серьезные исследователи говорят о том, что зародился он в Андалусии в XVIII-XIX веках, причем чаще всего речь идет именно о XIX веке.

Во-вторых, крайне важно отметить, что «фламенко» включает в себя три основных элемента — пение (“cante”), танец и исполнение на гитаре (“toque”). При этом возьмем на себя смелость предположить, что именно пение является в этом стиле основополагающим музыкальным явлением, ибо «фламенко» остается таковым, даже если поется «а капелла» и без танца. Хотя, конечно, объединение всех трех элементов приводит к своему потрясающему эффекту.

В-третьих, и это является, с нашей точки зрения, самым важным, все признают цыганское население Андалусии «двигающей силой прогресса» в развитии этого музыкального стиля. И мы полностью согласны с такого рода утверждением, о чем скажем подробнее ниже.

И, наконец, нельзя не отметить то обстоятельство, что совсем недавно, в ноябре 2010 года, ЮНЕСКО объявила «фламенко» Культурным нематериальным Достоянием всего Человечества. Есть, вероятно, за что…

Занятны исследования и происхождения самого названия этого стиля. Дело в том, что слово «фламенко» имеет в испанском языке еще несколько значений, помимо названия музыкального стиля, разумеется. И на этом обстоятельстве и построены некоторые версии происхождения названия стиля.

Означает это слово, например, что-то родом из района Фландрии, что в современной Голландии. И существует версия, согласно которой музыкальный стиль «фламенко» ведет свой род еще со времен, когда Фландрия принадлежала Испании (во времена Карла V в XVI веке). Нас эта версия убеждает не очень сильно…

Другое значение испанского слова «фламенко» заключается в том, что так называют еще и птицу «фламинго». И, соответственно, с этой элегантной птицей и связывают некоторые исследователи зарождение названия музыкального стиля. Мол, сам аспект исполнителей «фламенко» и язык движений их тел напоминает этих птиц. Красивая, безусловно, версия, но не самая правдоподобная, с нашей, опять же, точки зрения…

Еще одна версия связана с испаноговорящей интерпретацией звучания фразы «крестьянин без земли» на арабском языке. В этой версии говорится, что таковой была музыкальная культура бедных безземельных крестьян южной Испании, обращенных насильственно в средневековой истории страны из мусульманства в христианство (так называемых «морискос — moriscos»).

В те, мол, времена, как «морискос», так и цыгане, проживавшие на тех территориях, были абсолютно бесправными и «отверженными», и происшедшее слияние музыкальных стилей двух народов и породило, в конце концов, «фламенко». Версия, с нашей точки зрения, уже более правдоподобная с исторической точки зрения, но слишком сильно, пожалуй, отдаленная во времени от зарождения самого музыкального стиля, относящегося, как мы уже отмечали, только к XIX веку.

Но нам больше всего нравится еще одна версия, согласно которой раньше в Испании самих цыган именно так иногда и называли — «фламенкос — flamencos». Об этом в своих книгах писали еще в XIX веке первые исследователи этого музыкального стиля. Очень правдоподобная, с нашей точки зрения, версия, ибо по нашим наблюдениям лучшими исполнителями, и почти «эксклюзивно лучшими», произведений в стиле «фламенко» являются либо настоящие, этнические цыгане, либо артисты, в жилах которых эта кровь обязательно присутствует и явно доминирует.

И заявим тут сразу, что, сколько бы мы ни читали аргументов о том, что «исключительно с цыганами» это стиль увязывать «ну просто никак нельзя», наши наблюдения говорят о прямо противоположном — что в музыке, что в гитарном сопровождении, что в песнях, что в танцах в стиле «фламенко». Именно цыгане — и только они! — и исполняют, по нашим наблюдениям, настоящее «фламенко»! Возможно, конечно, что нам просто и не повезло…

Следует сказать, что «фламенко» претерпевает со временем, безусловно, свои изменения. Этот стиль развивается, модифицируется, испытывает эксперименты по «смешению» с другими музыкальными стилями, причем часто успешные. Поэтому всегда следует говорить как о «фламенко» классическом, так и о его вариантах, появляющихся, как и в любом музыкальном стиле, постоянно…

Мы предлагаем Вам просто просмотреть и прослушать некоторые музыкальные произведения, которые знатоки относят именно к стилю «фламенко». Мы не собираемся показывать Вам «парадные» и «эстрадно-коммерческие» версии произведений в этом стиле — их Вы можете обнаружить в избытке на других сайтах. Хотелось бы ознакомить Вас, все-таки, с произведениями оригинальными…

больше,чем жизнь, больше, чем любовь: poyeliku — LiveJournal

Джованни Больдини Портрет Аниты де ла Фери. Испанская танцовщица 1900 г.

На свете есть земля, где дышат не кислородом, а страстью.

Жители этой земли, на первый взгляд, ничем не отличаются от обычных людей, но живут они не так, как все. Над ними не небо, а бездна, и солнце самозабвенно выжигает свое имя в сердцах всех, кто поднимает к нему голову. Это Испания. Ее дети – дети страсти и одиночества: Дон-Кихот и Лорка, Гауди и Пако де Лусиа, Альмодовар и Кармен.

Федерико Гарсиа Лорка, один из самых страстных поэтов в мире, написал когда-то:

«На зеленом рассвете быть сплошным сердцем.
Сердцем.
А на спелом закате – соловьем певчим.
Певчим».

В этом – вся испанская душа. Сплошное сердце, сплошное пение. Настоящая, подлинная Испания – это фламенко: танец, песня, жизнь.
Фламенко сравнивают с шаманством, с мистикой.
В танце тело и душа, природа и культура забывают, что различны: сливаются друг с другом, выговариваются друг в друге. Кроме танца, такое возможно разве что в любви…

Фабиан Перес. Испанский танец.

Но фламенко в своей сути и истоках — танец страшный, «глубокий». На грани жизни и смерти. Говорят, что и танцевать-то его по-настоящему могут те, кто пережил беду, потерю, крушение. Беда обнажает нервы жизни. Фламенко — танец обнаженных нервов. И сопровождает его в испанской традиции канте хондо — «глубокое пение». Выкрикивание корней души. «Черный звук». Как бы и не вполне музыка.

При этом фламенко — танец детальнейше регламентированный, строгий, полный условностей, даже церемонный.

Валерий Косоруков. Фламенко.

Фламенко — танец одиноких. Пожалуй, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, эта импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, точнейшей дисциплины. Некоторые даже считают, что фламенко вовсе не эротичен. Он — танец-диалог, танец-спор, танец-соперничество между двумя началами жизни — мужским и женским.

Перетанцевать партнера. Затанцевать его насмерть.

Фламенко преображает, превращает в искусство именно то, что в нашей культуре-цивилизации задано как жесткие, беспощадные правила жизни. Напор. Агрессию. Соперничество. Дисциплину. Одиночество…

Фламенко — древнее искусство сжигания темного.

Фернандо Ботеро. Танцовщица фламенко 1984.

Некоторые исследователи считают, что слово «фламенко» происходит от арабского слова felag-mengu, то есть беглый крестьянин. Цыгане, пришедшие в Андалузию, называли себя flamencos. До сих пор большинство исполнителей фламенко – цыгане (как и один из самых знаменитых современных танцовщиков Хоакин Кортес, признающийся: «По рождению я – испанец, а по крови – цыган»).

Фламенко возникло на стыке культур – здесь и арабские ритмы, и цыганские напевы, и самоощущение изгоев, утративших свою родину. Началом существования фламенко принято считать конец XVIII века, когда этот стиль впервые упоминается документально. Возник он в Андалузии. Это не музыка, не танец и не песня, а способ общения, импровизация.

Connie Chadwell.

Кантаоры – певцы фламенко – переговариваются между собой, гитара спорит с ними, байлаоры рассказывают свою историю с помощью танца. К середине XIX века появились так называемые кафе кантанте, где выступали исполнители фламенко. То время было золотым веком фламенко, время кантаора Сильверио Франконетти – его голос называли «мед Алькаррии».

Гарсиа Лорка писал о нем:
Медь цыганской струны
и тепло итальянского дерева —
вот чем было пенье Сильверио.
Мед Италии к нашим лимонам
шел в придачу
и особенный привкус дарил
его плачу.
Страшный крик исторгали пучины
этого голоса.
Старики говорят — шевелились волосы,
и таяла ртуть зеркал.

C. Aremsen. Spanish Dancer.

Joan Mackay.

Артур Камф. Танцовщица фламенко.

Брусилов А. В.

Хаджаян. Фламенко в Севилье. 1969.

ТАНЕЦ

Танцует в Севилье Кармен
у стен, голубых от мела,
и жарки зрачки у Кармен,
а волосы снежно-белы.

Невесты,
закройте ставни!

Змея в волосах желтеет,
и словно из дали дальней,
танцуя, встает былое
и бредит любовью давней.

Невесты,
закройте ставни!

Пустынны дворы Севильи,
и в их глубине вечерней
сердцам андалузским снятся
следы позабытых терний.

Невесты,
закройте ставни!

Джон Сингер Сарджент Халео 1882 г.

Джордж Уильям Апперлей. Андалузские ритмы.

…За голубой ежевикой
у тростникового плеса
я в белый песок впечатал
ее смоляные косы.
Я сдернул шелковый галстук.
Она наряд разбросала.
Я снял ремень с кобурою,
она — четыре корсажа.
Ее жасминная кожа
светилась жемчугом теплым,
нежнее лунного света,
когда скользит он по стеклам.
А бедра ее метались,
как пойманные форели,
то лунным холодом стыли,
то белым огнем горели.
И лучшей в мире дорогой
до первой утренней птицы
меня этой ночью мчала
атласная кобылица…

Тому, кто слывет мужчиной,
нескромничать не пристало,
и я повторять не стану
слова, что она шептала.
В песчинках и поцелуях
она ушла на рассвете.
Кинжалы трефовых лилий
вдогонку рубили ветер…

Нина Рябова-Бельская.

Павел Сведомский. Испанская танцовщица.

Daniyel Gerhart. Flamenko.

Vilyam Merrit CHeyz. Karmensita 1890.

Daniyella Foletto. Flamenko.

Sergey CHepik. Flamenko 1996.

Fabian Peres. Duende.

Huatt Mur. Flamenko v golubom.

Klaudio Kastelucho. Ispanskiy tanec.

Fletcher Sibtorp. Fuego Blanco.

Grigoryan Artush.

Soldatkin Vladimir. Carmen.

Pino Daeni. Tancovschica.

Daniyel Gerhart. Flamenko.

(c)

Стихи Ф. Г. Лорки

Au jour le jour: Фламенко *

Фламенко

Bor

Любовь по-испански — цветок горемычный,
Гитарными струнами музыка бродит,
И звуки царапают острой отмычкой
Душевные скважины… пьяницы вроде, —
И верно, он пьян от любви безответной,
И разница лет не оставила шанса,
Но всё что хотелось от белого света —
К её незаметной морщинке прижаться.

Вдохнуть неуёмную молодость духа
В покой покоренного временем взора,
И в губы шепнувшие слово «старуха»,
Когда достигается это «под сорок»;
И он, прижимаясь к гитарному грифу,
Все жарче и жарче слагает аккорды,
И ищет для песни щемящую рифму,
Для крика души непреклонной и гордой.
И вдруг, рассыпая вблизи кастаньеты,
И дробной чечёткою множась в пристенке,
Она выплывает с нездешнего света
И, руки закинув, танцует фламенко,
Трепещет и кружится, всё убыстряя
И так по природе стремительный танец,
И в страстном кипенье обводы теряет,
И пламенем бьётся, и пламенем станет.


Фламенко

Александр Вайнерман

Памяти великого Пако де Лусия

Необузданная сила
В слаженных движеньях ног!
Только Пако де Лусия
Так играть фламенко мог!

Пот по лбу ручьем струится,
Танец, как горячий грог
Через сердце — в поясницу.
Через ноги — прямо в мозг!

Свежим, предрассветным бризом,
Под гитары звуковязь,
Саксофон предстал сюрпризом.
Песнь фламенко прорвалась

Сквозь столетия страданий,
Боль, любовь, тоску, печаль.
Через призраки преданий
В пламенеющую даль

Вновь уносит ритм фламенко,
Разрывая на куски,
Без привычных сантиментов
Жизни прожитой мазки.

Дуэндэ

Алёна Демидова 2

Есть о фламенко старая легенда.
А, может быть, она — сама реальность.
О силе духа, прозванным ДУЭНДЭ,
О вдохновении в исповедальность.

Сильнейших чувств и музыки слияний,
Их выплеск в песне и движеньях танца.
ДУЭНДЭ — сила вековых влияний
И колдовство магического транса.

Захватывает так невероятно
Познание границ своей вселенной.
Без перевода слов вполне понятно,
А, главное, в столетиях нетленно.

Фламенко

Алёна Демидова 2

Искрится страсть. Под тонким гладким шёлком
Всей чувственности скрыта глубина.
Фламенко — взрыв и тысяча осколков,
И каждый нерв — гитарная струна.

В едином ритме рока — боль и счастье,
В иной портал открывшийся порог.
Как крылья птицы тонкие запястья
И связь с землёю парой лёгких ног.

И, раскалённый в солнечном сплетеньи,
Поток энергий не остановить.
Фламенко — жизнь и краткое мгновенье,
Что, чувствуя, не можем объяснить.

Танец фламенко


Борис Ханин


Танцуют фламенко, танцуют фламенко!
Как здесь обойтись лишь одним комплиментом
Для древнего танца цыганского стиля.
Ах, как разыгралась искусства стихия:
Гитары звучанья, ритмичного звука,
Надетых на кисть кастаньет перестука,
Испанских народных и слов, и мелодий.
И стук каблучков в танце тоже заводит.
ТанцОвщица в платье, почти что до пола,
Изящна, красива — испанская школа.
А шаль, что на стане лежит танцовщИцы,
Так с плеч нисподает, как крылья у птицы.
ТанцОвщица также и веером машет.
Как взмахом руки этот танец украшен!
Широким подолом у платья играет,
Как- будто следы за собой заметает.
А рядом танцор — тоже стройный, высокий.
Жакет-болеро на нём, пояс широкий.
Рубашка бела, как контраст для брюк черных,
Где цоканье льется от ног непокорных.
Стучат кастаньеты , играет гитара .
По залу порхает красивая пара.
Она — убегая, стрекочет чечетку,
А он — догоняет с гитарой молодку.
Вот так в этом вихре испанского пыла
Его и её под гитару кружило.
Танцуют фламенко, танцуют фламенко,
А зал разрывают весь аплодисменты!
Стучат кастаньеты, гитара играет,
И танец фраменко к себе зазывает!


Фламенко

Евгений Глушаков


Под гитару на террасе,
Где коньячный бар и сценка,
Мы танцуем танец страсти,
Изумительный фламенко.

Рук изящными кистями
В ночь вгоняют бандерильи
Андалузские крестьяне
И вельможи из Севильи.

Возле моря на рассвете
Закружился в переулке
Танец жизни, танец смерти,
Танец радости и муки.

Так рождается кантата
И влюбляется повеса,
И порхают у каната
Два боксёра-легковеса.

Так сиятельная птица
В бледно-розовом уборе
Хрупкой стройностью гордится,
Чтоб в когтях угаснуть вскоре.

Так могучий бык-убийца
Перед страшным приговором
Красотой своей кичится
И воинственным задором.

От корриды и от ринга
Платьем красного оттенка,
Грациозностью фламинго
Начинается фламенко.

Испания Фламенко Цок-цок-цок-цок

Елена Лог


Цок-цок-цок-цОк
Цок-цок-цок-цОк
Слышен призыв кастаньет
Руки-в рывок-
Взмах- в потолок
Месть- под лопатку-стилет
В пол- каблучок
Выстрел-зрачок
Жаром обдаст-опалит
Пламенный взор
Страсть-приговор
Гордость-гранат и гранит
Плечи -назад
Рук -полукруг-
Замкнут теперь за спиной
Друг или враг
В сторону-шаг
Жизнь или смерть- вечный бой
Ревность-любовь
Алая кровь
В ритме Фламенко звучит
Тело-струна
Танец-игра
Как кастаньеты звенит!

Фламенко


Елена Шай


Где-то счастье твое задержалось,
Кастаньеты стучат та-та-та,
И в висок бьется птицей усталость:
Никогда, никогда, никогда…

Но взметнется упрямая юбка,
Бросишь розу ему на поклон, —
Взлет бровей — словно крылья голубка
Подняла… Улыбается он

Снисходительно, что за отрада
Видеть вызов в любимых глазах!..
Пролилась, как вино, серенада,
Только горечь на красных устах

Просочилась и тонкой морщинкой
Обнажила суровый ответ, —
На точеном лице паутинкой,
Проступило короткое: нет!

Фламенко

Ира Арт

Памяти Антонио Гадеса

Танец до судорог, танец до спазма…
Мышцы и нервы гитарными струнами,
Голос гортанный рваными фразами
Где-то за гранями страсти безумной.

Жемчугом чёрным рассыпались дроби
В бешеных ритмах стучащего сердца…
Тело изогнуто, выгнуто чтобы
Танец до судорог, танец до… смерти.

Фламенко..

Ирина Кулакова Лосева

Тугой натянутой струной
Ночь над Испанией струится
И, воздух трогая рукой,
Испанка в танце вновь кружится…

Биеньем сердца — кастаньет
Безумный ритм и, ткань мелькая,
Над стройной ножкой в пируэт
Летит, вновь кружевом пленяя..

И завораживает ритм,
Как глаз огонь неукратимый,
Любовью дышит, говорит,
И манит за собой так зримо…

Фламенко

Каретникова Наталия


Ах, испанки гордой страсть —
Полюбить, чтобы пропасть!
Звонкий цокот кастаньет-
От него спасенья нет!

Смоль бровей и гибкость рук,
Каблучков призывный стук,
Юбки шелковой волна,
Глаз бездонных глубина…

Танец этот с бурей схож.
Пробирает тело дрожь.
Так фламенко вновь и вновь
Возбуждает в нас любовь!

Фламенко

Людмила Куликова 2


В Испании, в далекой Андалусии,
Струился по ночам волшебный свет,
Цыганка в яркой шали-мантон Луссия
Брала в ладони пару кастаньет.

Ей хлопали в таверне все сеньоры,
Навеселе смеялись от души.
И за ее искусство байлаоры
К ногам бросали мелкие гроши.

Но время шло вперед неумолимо,
Рождая свету новые таланты.
Из жанра мавританской пантомимы
Фламенко перешел в кафе кантанте.

О, дух свободы и парящей птицы!
Здесь собрались ценители искусства,
Где у людей восторженные лица
И самые возвышенные чувства!

Фламенко довелось смотреть поэту
И сразу этот танец полюбить.
На сцене все трещали кастаньеты,
Поэт писал стихи, чтоб не забыть.

В Испании, в далекой Андалусии,
В пыли истории исчез знакомый след
Цыганки в пестрой шали-мантон Луссии,
Исчезла с ней и пара кастаньет.

Страсть Фламенко

Мари Полякова

Гитарный перебор, как водопад,
И — пауза… Со скрещенных ладоней
Посыпался хлопков нежданный град!
Фламенко нежных чувств, страстей каскад!
Достоинство, свобода, гордый взгляд,
В котором сердце запросто утонет!

Неистов танец, будто птиц полёт!
Как выразительны, пластичны руки,
Повёл плечом, внезапный разворот,
И вновь судьба безудержно влечёт!
Порыв и сдержанность! Огонь и лёд!
Синкопы каблуков, гитары звуки —

Фламенко необузданных страстей!
«Plus ultra» — сверх возможного! Свобода!
Фламенко — вихри смоляных кудрей,
Дыханье возбуждающих ночей,
Фонтан любви и блеск в глазах людей!
Испания — край гордого народа!

Фламенко

Мари Полякова

Фламенко? — Танец, музыка, загадка!..
Здесь страсть и сдержанность, достоинство и честь!
Фламенко… отдаются без остатка,
Лишь искренность повелевает здесь.

Мелькают пальцы по гитарным грифам,
Лаская струны, отдавая страсть.
То плещут нежностью, то стонут всхлипом…
Так музыка фламенко родилась!

Здесь всё на нерве, всё на тонкой грани,
Натянутой струной звенит душа,
ОбнаженО всё, как в открытой ране,
Как исповедь!.. Безумно хороша!!!

Здесь бьётся сердце целого народа,
Здесь дух и нрав — и это не обман!
Осанка гордая и вздёрнут подбородок,
Вполоборота голова, изящный стан…

Спина прямая: будто крылья, руки
Взлетают, сыплют трелью кастаньет,
И каблучки, взрываясь дробным звуком,
Выстукивают тут же свой ответ.

Вскипела кровь и взмыли к небу руки,
Взметнулась юбка, как под ветром — стяг.
Внезапно — тишина… Погасли звуки…
А зритель встал! Овации! Аншлаг!!!

Фламенко

Марина Фридман

Ее руки нежны
и пламенны,
как вода.
Ее сердце
не будет каменным
никогда.
Даже, если
коварной завистью
убивать,
Ее сердце умеет
заново
воскресать.

Ее руки взлетают
птицею
над толпой,
Ее юбка алеет
знаменем
над стопой,
Ее грудь оттеняют
черные
кружева
И пока она
дышит музыкой —
ночь жива.

Ее взгляды скользят
по душам,
а не по Вам,
Убивая наивных
отроков
наповал.
И затоплена площадь
жаждою
страстных пут
Из сердец,
расколотых надвое
в пять минут.

Фламенко

Ната Лесная

Фламенко — танец страсти и огня,
Под звуки несмолкаемой гитары.
Испанка, кастаньетами шумя,
Сопадеадо* бьет ногой удары.

Танцует до магических безумств.
Надев bata de cola* цвета крови
И растворившись в ярком вихре чувств,
Сливается с потоком страстной воли.

Фламенко — танец страсти и любви.
Не повторяется, любовь искусство.
Удар, сападеадо* — все умри!
Здесь ритм рождает новых граций чувство.

Фламенко — фейерферк соленых брызг,
Словно воюет ветер с океаном.
Развеет танец пессимизм ваш вдрызг,
Перкуссионным* утоля фонтаном.

* bata de cola — платье до пола с воланами и оборками
* сападеадо — ритм, отбиваемый каблуками
* перкуссия (кахон) — музыкальный инструмент

Фламенко

Наталья Крупенич

Длится тишина, как вечность,
Выстрелом удар по струнам,
Дробь чечетки безупречна…
Руки смуглые взметнула
Андалузская испанка,
Черных глаз шальная пытка,
Словно дикая цыганка,
Лик прекрасен, будто выткан.
Звук гитары рассекает
Оголенную мятежность,
Даже в венах кровь вскипает,
Вспышка страсти неизбежна.
Сердце бьется в четком ритме,
Сердцу кастаньеты вторят,
Обнажилась взглядов битва,
И неистовства, и воли.
Разгорелось платья пламя,
Языками лижет тело,
Обжигает сердце, плавит
Алая улыбка смело.
Бешеная схватка танца,
Ты горишь и не сгораешь,
У меня не будет шанса —
Яростью испепеляешь…
Страстно и самозабвенно
В бездну чувств меня маня,
Вновь танцуешь ты « Фламенко» —
Танец дикого огня.

Фламенко

Наташа Плугарева

Прекрасен звук гитары над волнами.
Испанское фламенко-танец местных.
Все околдованы движением руками,
И стуком кастаньет портовой песни.

Чеканя ритм стальными каблучками,
Чуть оголяя ножки средь оборки,
Мы увлеклись мускатными плечами,
И откровенным декольте плутовки.

Партнер, как Аппалон, красиво сложен,
Не прикасаясь, чувствует партнёршу.
Он обнимает взглядом всех прохожих,
Да так,что всё мурашками по коже.

— ОЛЕ!Хлопок, и снова в ритме сердца.
Он и она,в любовном поединке.
Страсть возникая, открывает дверцу,
К душе Испании, к душе Фламенко.

Кармен

Нелли Добротолюбова

Своей походкой грациозной
И розой, брошенной к ногам,
Она ворвётся ночью звёздной
С фламенко страстным в душу к нам!

Взметнётся веер, кровь вскипает,
Стук кастаньет — как ляжет масть,
Мажор на взлёте замирает,
Минор всплакнёт, слезой светясь.

Воланов яркие оборки
Цыганским парусом летят,
И каблучки, под взглядом зорким
Таверны душной, бьются в такт.

Навстречу — белая рубашка,
Жилетка в стиле болеро,
С мужской гордыней, весь внатяжку,
Аккорд — и новый поворот!

В гитарных струнах — бубен, скрипка
И контрабас переплелись,
И месть, и терпкая улыбка,
И яд любви, и смерть, и жизнь.

Друг друга видят и не видят,
Знать не желают, но манят,
И, обжигая, ненавидят,
И замирают, как парят.

Фламенко выпито устами —
Прекрасный миг, полёт любви…
И, вдруг, надменными шипами
Измена в стиле се-ля-ви.

Умри, пронзённый острой болью,
Настойчив или дерзок будь,
Вдруг родинка взлетит над бровью
И мимоходом: Позабудь…

Лишь ей одной понятен танец
Прикосновения сердец,
Но ночь темна. Кипит испанец…
Фламенко… Ревность… Страсть… Конец…

И в непокорную красотку
Клинок в отчаянье войдёт,
И купол неба, кровью соткан,
Её бессмертье заберёт…

Фламенко

Нина Дедлова


У страсти бушующей много оттенков,
Огромен из сердца любовный посыл.
В закатных лучах танцует фламенко
Испанка, взметая дорожную пыль.

Гитара звенит то нежнее, то жёстче,
Вбивает в сердца чёткий ритм каблучок.
И алого платья змеящийся росчерк
Взвивается вихрем у девичьих ног.

Фламенко

Ольга Полякова 4

Танец страсти, танец смерти,
Сердца стук и стон гитары.
В жгучий полдень, жарким летом,
Сталь в движеньях, искры в парах!
Стук по нерву кастаньетой!

Пламя танца, шелк пожара,
Каблуков зовущих вызов!
Взглядов искры, страсти жало,
Откровенье, чувства близость,
Танцем сердце обжигает.

Жарче солнца, крика громче!
Безрассудно до рассвета!
Всех мелодий мира звонче,
Искры внутреннего света.
Страсти танец вмиг окончен.

Фламенко

Романова Александра

В гитарных звуках множество оттенков,
Им частой дробью вторят каблуки,
Движения то страстны, то легки —
И поражает волшебство фламенко.

Не только танец, и не только пенье,
Не только перезвон гитарных струн,
Здесь жизнь и смерть, и Солнце в свете лун,
Или Луна — за Солнце на мгновенье.

Движенья рук и ног, хлопки ладоней,
И непривычный горловой напев,
Улыбки белозубых королев —
Все чудодейством связано гармоний.

Летит спектакль, пространство раздвигая,
Стремительно, и смотришь, не дыша.
Перед тобой Испании душа:
И мудрая, и вечно молодая,
И грешная, и, может быть, святая —
Но все равно безмерно хороша.

Фламенко

Светлана Городецкая

/посвящается Пако/

Танцовщица, как кобра беззвучно плывёт,
Как кинжал, что на горло намечен, не в стену,
Взмах, трепещет и дробь говорливую бьёт,
Взмах, мустангом спесивым ударила сцену.

Замерла, слышно даже — пульсирует кровь,
Каблучки тихо-тихо рокочут молитву.
Громче, громче, уж яростно бесится дробь,
Это гордость с любовью затеяли битву.

Это просто искусство испанских цыган.
Это просто? О как это чудо не просто!
Словно душу взорвал огневой ураган
И смешал вой любви, кабака и погоста!

А гитара не плачет под пальцами, нет.
Мавританскую гордость лелея во звуке,
То бормочет в бреду голубиный дуэт,
То хохочет, то вызов бросает округе.

Мало звона гитарам, и гром кастаньет,
Бой ладош и гортанные дикие звуки,
Всё сливается в страсть и предела ей нет…
О, Фламенко, спасибо за сладкие муки!

Танцующая фламенко

Фуникова Анна

Как божественны в танцах испанцы!
Вызов смерти и вызов судьбе,
Бьют по струнам натянутым пальцы,
Пой, танцуй — и забудь о себе!

В каждом жесте твоём — безрассудство,
В каждом взгляде — звериная страсть.
Дай душе погрузиться в безумство,
В летаргию отчаянья впасть.

Все движенья короткие чётки,
Этот танец красив, но суров.
Здесь гремит под ногами чечётка,
И презрительно хмурится бровь!

Брошен веер, разорвано платье.
Жизнь моя — крик вдогонку тебе.
Под гитару звучит, как проклятье,
Хриплый вызов ничтожной судьбе.

Танцующий фламенко

Фуникова Анна

Ну, что с того, что рубище убого?
Глоток вина на ужин с коркой хлеба.
Танцующий фламенко спорит с Богом,
Танцующий фламенко спорит с небом.

Полёт над тёмным залом, как над бездной,
Где исподлобья улыбнётся странно,
Прикинувшись чужой и бестелесной,
Та женщина, которая желанна.

О, знал бы кто, как Вам вдвоём непросто,
Козырный туз и дама той же масти…
Чеканна дробь шагов, пружинна поступь
Противоборства мужества и страсти.

Фламенко

Юрий Дадекин

Танцевала девушка фламенко
В красном свете летнего заката.
Развевались над плечами ленты,
Бил по струнам гитарист лохматый.

Зрители дыханье затаили,
Даже клён не шелестел листвою.
Лебединой шеей руки плыли
Над прогретой пыльной мостовою.

Изгибалась быстрокрылой птицей,
Из силков стремившейся на волю,
И бледнели у прохожих лица,
И сжимались кулаки до боли.

Танцевала девушка фламенко,
Каблучками высекая искры
На протёртых каменных ступеньках,
И мечта казалась близко-близко.

Бесновались струны всё быстрее,
Прочь гоня вечернюю прохладу…
Танцевала девушка. А с нею
Танцевала летняя Гренада.

Фламенко

Юрий Жаркой


А что мы знаем об Испании?
Футбол, коррида, Дон Кихот,
Гитары страстное звучание
И танцы любящий народ.

И вот глядим завороженно,
Ногами отбивая такт,
На «танец нервов обнаженных» —
Фламенко называют так.

О нем расскажет Википедия
Всем, с танцем мало кто знаком.
«Обьект всемирного наследия» —
Фламенко в статусе таком.

Во время танца динамично
Ритм отбивают каблуки.
Звучат хлопки периодично
И пальцев звонкие щелчки.

Цитаты со словом ФЛАМЕНКО

Похожие цитаты:

Мне нравится многое из r’n’b музыки, но я не люблю, как они танцуют. Это больше похоже на аэробику. Правило: книга для детей, которая нравится только детям, — плохая книга. Хорошие — хороши для всех. Вальс, который приносит радость лишь танцорам, — плохой вальс. — Кого ты хочешь перегнать? Играть на скрипке — это не прыгать на лошади. Покажи мне красивую музыку. Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера! Язык похож на надтреснутый котёл, по которому мы выстукиваем мелодии, звучащие так, как будто они предназначены для танцев медведя, между тем как мы бы хотели тронуть ими звезды. Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте. Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам. Что мешает танцору, то помогает певцу. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта. Алкоджаз – это музыка, в основе которой лежит джазовая идея, но в манере исполнения имеется некоторая расхлябанность. В первый раз я услышал ее у Армстронга, и мне понравилось, с каким наслаждением он не попадал в ноты! А ещё я играю на пианино. Здесь как раз в кустах случайно стоит рояль, я могу сыграть… Я исполню вам «Полонез» Огинского. Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда. Помнится, до меня донёсся шум аплодисментов. Потом мне сказали, что во время родов началась гроза, но я была уверена, что мне аплодирует весь мир. Я думала, что это лучше и значительнее любой роли, которую мне доводилось исполнять. Для нас, артистов, наилучший способ выразить свои чувства — это песня. А для меня — это прежде всего танго. Оно, как камертон. Никогда не лжет. Найти хорошую мелодию и ваша композиция, какова бы она ни была, будет прекрасной и непременно понравится. Это душа музыки, это жизнь, это смысл, сущность композиции. 1979 — хороший год, потому что семидесятые почти закончились, а в мире ничего не происходит, только все танцуют диско. Никто не взрывает власти и не уничтожает больше списки призывников. Я нахожу это довольно скучным. Вся музыка — народная. Я никогда не слышал, чтобы лошадь пела песню. Если человек шагает не в ногу с остальными — это, возможно, потому, что он слышит другого барабанщика. Пусть себе шагает под ту музыку, которая звучит для него, какой бы она ни была. Лет в 17 была я уже опытной артисткой, ничего не боялась, ни сцены, ни публики. Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить. Спрашивать: «Кто должен быть боссом?» — всё равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?». Конечно тот, кто может петь тенором. Я раб ритма. Я как палитра. Я танцую так, как чувствую в эту секунду. Если ты начинаешь размышлять, то все, ты – труп. Выступать – это не про разум, это про чувства. У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им. Вся прелесть музыки — в мелодии. Женщина в любви похожа на арфу: она передаёт лишь тому свои тайны, кто хорошо на ней играет. Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом. Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные. Иногда на сцене я как зеркало. Моя музыка становится меньше обо мне и больше о том, что аудитория видит во мне такого, что напоминает им о себе. Однажды я спросил Леннона, что он думает о том, что я делаю. Годится, сказал он, но это просто рок-н-ролл, поверх которого положили немного губной помады. Музыка во время обеда — это оскорбление и для повара, и для скрипача. Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Актёры — это моя семья. Я не требую от актёра «играть». Говорю: смотри на мой палец и улыбайся. И он слушается, потому что не хочет оказаться на моём месте и за всё отвечать. Политика — театр, молчит в нём хор,Кулисы труппа меряет шагами,Пока не даст отмашку дирижёр,Едва заметный в оркестровой яме. Записывая “Back To Black“, я слушала исключительно хип-хоп и джаз. Мозги тех, кто курит, вообще расположены к хип-хопу. Эта музыка — своего рода оборонительная позиция вроде: «Катитесь ко всем чертям! Я вас знать не знаю!» Из «Советов киноактёру»: Будьте проще. Сделайте пустое лицо. Музыка и сюжет заполнят его. Всегда хочу смотреть в глаза людские, И пить вино, и женщин целовать, И яростью желаний полнить вечер, Когда жара мешает днём мечтать, И песни петь! И слушать в мире ветер! Играй всегда так, будто тебя слушает артист. Для сцены необходимы длинные руки; лучше уж слишком длинные, чем слишком короткие. Артист с короткими руками никогда не будет обладать изящной жестикуляцией. Если уж на сцене изображаем из себя немножко пьяных, то надо, чтобы на контрасте было видно, что в жизни-то мы — как стеклышко. Мы поняли, что надо разделять сцену и жизнь. Обычно, наоборот, все пьяные, а притворяются трезвыми. Танец — это тайный язык души. Певицы подходят ко мне и говорят: «Да! Мы захватываем инициативу» — а я качаю головой и говорю: «Нет, мы присоединяемся». ─В какой машине лучше всего слушать вашу музыку? В кино мне кажется интересным то, что ничего не нужно придумывать. Кино мне интересно тем, что оно способно быть немного всем на свете. Это живопись, которая может быть услышана как музыка. Я стала писать музыку, потому что могла это делать. Музыканты не выходят на пенсию; они заканчиваются, когда в них исчезает музыка. Для джазового музыканта очень важна память об ушедшем. Именно на фестивале может проявить себя музыкальная группа. Только там ты можешь зацепить большую аудиторию, даже если эти люди раньше тебя никогда не слышали.

«Фламенко помогает выплеснуть горе, втоптать в землю — буквально»


Photo credit: Tim Dennell on VisualHunt / CC BY-NC

Что дает фламенко и что отнимает, почему у этого танца нет ни национальности, ни возраста и что нужно знать новичкам — исполнители, фильмы, преподаватели — в гиде танцовщицы с 15-летним стажем Натальи Смольяниновой. Я попросила ее рассказать о своем опыте – и увидела фламенко совершенно другими глазами.

Раздвинуть границы

— Фламенко окружено множеством стереотипов: это, мол, чувственное, страстное искусство, которое все – про розы, кровь, любовь, женственность, сексуальность и прочее. Я с этим не могу согласиться. Фламенко дает куда больше, чем принятие своего гендера или пробуждение чувственности. Оно учит преодолевать и раздвигать границы своего тела и сознания, как бы пафосно это ни звучало. Во фламенко ты всегда на пределе – и физически, и душевно. Так вот, очень полезно узнать, где он – твой предел, а главное, что за ним.

Фламенко помогает выплеснуть горе, втоптать в землю – буквально. Считается, что танцы, для которых характерны интенсивные движения ногами (а что может быть интенсивнее дробей!) восстанавливают правильное течение энергии и помогают брать силу из земли. С практической точки зрения, фламенко лепит красивую рельефную спину и сильные ноги, формирует безупречную осанку и точеные руки.  Но важно помнить, что это не фитнес, с помощью которого можно сбросить вес.


Фламенко (Наташа слева, в черном платье)

Лишний вес и интеллект

— Среди знаменитых танцовщиц фламенко нет худышек, более того, много откровенно полных женщин. И им на это абсолютно плевать. Еще и поэтому фламенко помогает обрести уверенность в себе – оно не требует, чтобы ты была молодой, красивой, худой, с идеальной фигурой.

Интересно, что фламенко развивает нас интеллектуально. Это «умное» искусство, для постижения которого нужно выучить испанский (хотя бы на базовом уровне), освоить сольфеджио, ритмику, в идеале – научиться немного петь и даже подтянуть знание математики (во фламенко очень сложные ритмы, которые нужно просчитывать в голове).

Что оно отнимает? Огромный кусок сердца, который отныне всегда будет ныть, и болеть, и биться в двенадцатидольном ритме, и стремиться в Андалусию.

Сколько нужно заниматься

— Я не устаю повторять, что фламенко – трудная радость. Это очень сложный танец, и физически, и эмоционально. Поэтому, конечно, заниматься надо много и без перерывов. В идеале необходимо заниматься хореографией хотя бы два раза в неделю и хотя бы раз посещать занятия по технике танца. Впоследствии необходимы курсы по использованию аксессуаров, которых во фламенко великое множество – веер, кастаньеты, трость, шляпа…


Фламенко (Наташа — крайняя справа)

Пароли  для новичков

— Безусловно, первое, что нужно сделать  — посмотреть фильмы знаменитого испанского режиссера Карлоса Сауры. Это, например, «Фламенко», «Колдовская любовь», «Кармен», «Севильяны». Невозможно не влюбиться во фламенко, увидев эти шедевры кино.

Москвичам (я подчеркиваю, фламенко – искусство без гендера) однозначно рекомендую замечательную школу танца FlamencoAndalu, куда я сама непременно вернусь через несколько месяцев.

Неподготовленному слушателю трудно воспринимать cante jondo (традиционное пение фламенко), поэтому советую начать с относительно современных исполнителей. Это, например, Nina Pastori, Arcangel, Diego El Cigala, El Londro, Miguel Poveda. Выбрать пятерку лучших танцоров для меня, конечно, сложно. Пусть будет так: Joaquin Grilo, Eva Yerbabuena, Sara Baras, Farruquito, Mercedes Ruiz. Если хочется узнать, как выглядит современное концептуальное фламенко, очень рекомендую набрать в поисковике имена Rocio Molina и Manuel Linan.

А тем, кто желает почувствовать тот самый вкус крови на губах, о котором писал Лорка, стоит посмотреть на танец Maria del Mar Moreno.

Самое лучшее – скопить денег (увы, задача с нынешним курсом евро) и отправиться в Андалусию. Остановиться в старом доме с патио, вдыхать аромат апельсинов, запивать хамон мансанильей и слушать, смотреть, запоминать. Настоящее фламенко живет именно там, в барах и таблао, на улицах и площадях.

Почему фламенко

— Я занимаюсь фламенко уже 12 лет, но, увы, не беспрерывно – по разным причинам регулярно бросала танцы то на год, то на два. Фламенко – сладкий яд, невозможно его вытравить, единожды вкусив, поэтому я всегда возвращалась. И сейчас, держа на руках четырехмесячного сына, я постоянно думаю о том, когда смогу вновь начать танцевать.

В отношении дочери у меня нет никаких амбиций, но думаю, она полюбит и освоит этот танец, если захочет. За свои три года она трижды была со мной в Испании, она любит слушать музыку фламенко и часто просит меня показать ей какие-то движения. Наконец, когда моя любимейшая преподавательница танца, Мария дель Мар Морено, увидела Нину, она безапелляционно заявила: — Esta va a bailar! (“Эта будет танцевать!»).

В ранней юности я занималась клубными танцами – это весело, быстро и абсолютно бесполо. Лет в 16 ко мне пришло ощущение собственной женственности и захотелось как-то ее выражать, а искусство, как известно, лучшее для этого средство. Как только появилось такое желание, мистическим образом в жизни моей семьи возникла удивительная Лилия Сафина – руководитель первой московской студии фламенко. Я попала к ней на пробное занятие и, как водится, пропала.

Среди flamencos из других стран принято сожалеть, что они не испанцы, и стремиться во всем подражать нативным исполнителям – красить волосы в черный цвет, носить по три кофты одновременно (испанки постоянно мерзнут), покупать платья в горох. Очень распространенное мнение — что истинное фламенко могут постичь лишь выходцы из Андалусии. Когда-то я тоже так считала, но теперь знаю, что это огромное заблуждение. Фламенко – над-народное искусство, оно не имеет ни национальности, ни гендера, ни возраста. Я поняла это во многом благодаря международному фестивалю фламенко в Хересе-де-ла-Фронтера — стараюсь бывать на нем каждый год.

 

Чему я научилась, танцуя фламенко

Танцую фламенко я недолго — вчего 4 года с перерывами.
Вообще танцую я довольно давно — с 6 лет с перерывами 🙂 но почему-то именно фламенко учит серьёзнее других стилей (или мне такие прекрасные учителя тут попадались)

Untitled-1

1. Не бояться сложных дробей (движений). Маэстро показывает — ты делаешь. Всё. Страху места нет. Сомнениям тоже.

2. Не оправдываться, если учитель делает замечание. Даже если ты специально следил, чтобы руки были мягкими, а учитель (как на зло) говорит, что тебе надо их смягчать. Не оправдываться. Значит, мало старался, что плохо видно. Или, значит, учитель видит, что ты можешь больше и лучше. Говорить спасибо. Потому что гораздо хуже, когда profesora тебе ничего не говорит.
3. Совмещать технику и эмоции сразу. Не «сначала я выучу порядок шагов, потом как их правильно делать, а потом поддам жару». Не выйдет. Нужно сразу это делать, иначе и потом будет так же деревянно. Да, это сложно, но правильно.
4. Выходить за свои рамки. Give more fabric to cut. Прятаться в них можно где угодно, кроме танца. Потому что танец как раз и ломает все рамки. Если он этого не делает — твой танец ни о чём, это ходьба, а не танец.
5. Понимать движение. Чтобы станцевать хорошо, нужно сделать движение своим. Если не понимаешь, что танцуешь, ничего не передашь зрителю, он тоже не поймёт. Не понимаешь движение — спроси учителя, что он хотел сказать и скажи то же или что-то своё.
6. Учителя (NB: хорошие учителя) очень любят вопросы. Даже глупые.
7. Каждому движению своё место и время. Каждому движению — полное внимание и уважение, даже если это всего лишь хлопок. «Всего лишь хлопков» во фламенко не бывает и вообще не бывает ничего «всего лишь».
8. Наслаждаться! Disfrutarlo! Если не получаешь удовольствие от движения — всё не имеет смысла.
9. Учиться у разных преподавателей, примирять противоречия в их взглядах. Учитель должен обязательно совпадать с учеником уровнем стремления и ментальностью танца. Иначе оба будут только мучаться.
10. Активно носить юбки и платья (как ни странно) и быть более женственной.
11. Если пропустил урок, найди способ узнать материал, выучить данный кусок — что угодно делай, но не позволяй себе неуважение к учителю и группе.
12. Перед уроком обязательно повторяй пройденный танец. Так его поймёшь лучше и не забудешь посередь куска. Учитель приходит на урок подготовленным и тебе тоже надо.
13. Если ошиблась в танце ни в коем случае не показывать это (место запомнить и потом разобрать), но во время танца даже морщиться нельзя. Как правило если танцовщица ошибается, видно это только ей и тем кто знает танец, публика понимает ошибку только по виноватому жесту самой танцовщицы.
14. Не бояться делать сложные движения водиночку перед всей группой. Если учитель тебя попросил простучать дробь, даже только что полученную, даже сложную, даже водиночку, даже перед группой, которая сильнее тебя — не надо бояться, это уникальный шанс послушать именно свою мелодию, отделить от других звуков, и внимание учителя сосредотачивается только на тебе. Уникальный шанс. А не бояться очень помогает мысль, что мы же тут все учимся.
15. Переживать личные трагедии лучше танцуя. Главное что не даёт сделать фламенко — закрыться. Приходишь на урок, а там учитель так выкладывается, ему/ей надо, чтобы ты всё понял и сделал. При таком подходе просто не получается стоять отрешённным истуканом и не включиться. И так на 1,5 часа трагедия уходит в фон, и потихоньку вытесняется движением.
16. Фламенко — отличная разрядка для чего бы то ни было: от работы, от семьи, от проблем, от гнева — всё выплёскивается и тело остаётся упругим и поющим.
17. Учиться не только у учителя, но и у своих compañeras. Это, кстати, очень помогает. Иногда легче понять «упрощённое» движение, которое делает ученик, чем суперкрутое учительское. А кроме того, можно увидеть многие вещи, которые самому не хватает. И перенять.
18. Учиться не только на том, что говорит учитель, но и на том, что делает учитель. Язык тела танцующего фламенко — очень ярок и своеобразен. Нужно просто внимательно смотреть и перенимать.
19. В день занятия надевать обувь на плоской подошве — чтобы ноги танцевали, их нужно беречь!

Конечно, я ещё не всему из этого научилась, но proccess 60-80% completed

Вам не кажется, что это всё относится не только к танцам?..

P.S. на картинке — моя любимая открытка с фламенко. по ощущениям эта девушка с юбкой, прижатой к лицу, очень напоминает мне меня.