Сломанная колонна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Сломанная колонна» (исп. La Columna Rota) — картина мексиканской художницы Фриды Кало, созданная в 1944 году. Она написана маслом на мазоните и была создана вскоре после того, как она перенесла операцию на позвоночнике, проведённую для решения проблем, возникших в результате серьёзной дорожной аварии, жертвой которой стала Фрида в возрасте 18 лет. Картина хранится в музее Долорес Ольмедо в Сочимилько, районе Мехико, столицы Мексики[1].
Как и во многих автопортретах Фриды Кало центральное место в них занимает боль и страдание[2]. От других подобных работ, где также присутствуют попугаи, собаки, обезьяны или другие люди[3], в этой картине Кало изображена одна. Её одинокая фигура на потрескавшемся и бесплодном ландшафте символизирует как её изоляцию[2], так и внешние силы, повлиявшие на её жизнь. Как землетрясение может расколоть земную поверхность, так и несчастный случай сломал тело Кало
На картине обнажённый торс Кало расколот, перекликаясь с изрезанной оврагами землёй позади нее, а на месте её позвоночника находится крошащаяся ионическая колонна. Ее лицо смотрит вперёд, не дрогнув, хотя по щекам текут слезы. Несмотря на разрушение её тела изнутри, её внешняя чувственность остаётся нетронутой. Ткань, которая обёртывает нижнюю часть её тела и сжимается в руках, не служит признаком скромности[4], вместо этого отражая христианскую иконографию простыни Христа, как и гвозди, которые пронзают её лицо и тело[5]. Гвозди воткнуты внизу только в правую ногу, которая была короче и слабее от перенесённого Фридой полиомиелита в раннем детстве.
Металлический корсет, который применяется при заболевании полиомиелитом[3], а не после хирургических операций[6], может служить отсылкой к перенесённому полиомиелиту или символизировать физические и социальные ограничения в жизни Кало [4]. В 1944 году врачи рекомендовали художнице носить стальной корсет вместо гипсовых повязок, которые она использовала ранее. Изображенный корсет — один из многих, которые Фрида использовала на протяжении всей своей жизни, и ныне находится в её доме-музее, Каса-Асуле[7]. В «Сломанной колонне» этой корсет не даёт распасться повреждённому телу Кало[5][8][9].
Искусствоведы проводят параллель между образом самой Кало и «мученичеством святого Себастьяна». По легенде, Себастьян был христианином, за что был привязан к дереву и использовался в качестве мишени для стрельбы из лука. Несмотря на то, что его оставили умирать, он выжил, но позднее был казнён за свою религию по приказу римского императора. Его часто изображают привязанным к дереву, а его тело — усеянным стрелами. Фрида связывает себя в «Сломанной колонне» с мучеником визуально, и будучи воспитанной в католической семье, она должна была быть знакома с историей этого святого
Десмонд О’Нил, врач, публиковавшийся в «Британском медицинском журнале», описывал работу Фриды как жизненно важный инструмент в понимании боли у пациентов. Врач высоко оценил способность художницы изображать неосязаемое чувство хронической боли. Таким образом, по его мнению, она становится мученицей для тех, кто страдает от хронической боли. Её готовность обнажить душу перед зрителем позволяет лучше понять, что значит жить с постоянной и сильной болью. Хотя боль окружает людей повсюду, им не хватает способности «схватить или выразить её», а работа Фрида Кало — исключение из этой проблемы изображения боли по мнению О’Нила[10].
- ↑ The Broken Column (неопр.). Annenberg Learner. St. Louis, Missouri: Annenberg Foundation. Дата обращения 1 октября 2015.
- ↑ 1 2 Finger, Zaidel, p. 246.
- ↑ 1 2 Frida Kahlo: a life of hope and defiance, London: The Guardian (26 марта 2014). Дата обращения 9 декабря 2019.
- ↑ 1 2 3 Lindauer, 2011, p. 68.
- ↑ 1 2 Kettenmann, 2000, p. 67.
- ↑ Diary Of A Mad Artist, New York City, New York: Vanity Fair (3 сентября 2013). Дата обращения 9 декабря 2019.
- ↑ Kardos, «Casa Azul, » A City A Month.
- ↑ Frida Kahlo: Room Guide: Room 11: Achieving Equilibrium (неопр.). Tate Modern. Tate Modern. Дата обращения 9 декабря 2019.
- ↑ Women artists in the 20th and 21st century (англ.) / Grosenick, Uta. — Köln: Taschen, 2001. — P. 252. — ISBN 9783822858547.
- ↑ 1 2 O’Neill,
- Bond, Bruce. «Saint Sebastian.» The Southern Review, no. 4 (2013): 679.
- Finger, Stanley; Zaidel, Dahlia W.; Boller, Françoise; Bogousslavsky, Julien. The Fine Arts, Neurology, and Neuroscience: Neuro-Historical Dimensions (англ.). — Amsterdam, The Netherlands: Elsevier, 2013. — ISBN 978-0-444-62736-0.
- Kardos, Michael. «Casa Azul — Frida Kahlo’s Home.» A City a Month. Last modified November 15, 2015. http://acityamonth.com/casa-azul-frida-kahlos-home-for-life/.
- Kettenmann, Andrea. Frida Kahlo, 1907-1954: Pain and Passion (неопр.). — Hohenzollernring, Germany: Taschen, 2000. — ISBN 978-3-8228-5983-4.
- Lindauer, Margaret A. Devouring Frida: The Art History and Popular Celebrity of Frida Kahlo (англ.). — Middletown, Connecticut: Wesleyan University Press (англ.)русск., 2011. — ISBN 978-0-8195-7209-7.
- O’Neill, Desmond. «The Broken Column by Frida Kahlo.» BMJ: British Medical Journal 342, no. 7805 (May 7, 2011): 1031.
7 работ Фриды Кало и Диего Риверы
Фрида Кало — одна из самых знаменитых художниц в мире, ее работы висят в залах Нью-Йоркского музея современного искусства, в парижском Лувре, «Голубом доме» в Мексике. На своих картинах Фрида Кало изображала, как правило, себя, она говорила: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Портал «Культура.РФ» рассказывает о значимых работах мексиканской художницы и ее мужа Диего Риверы.
«Авария» (1926)
Фрида Кало. Авария. 1926. Дом-музей Фриды Кало, Мехико, Мексика
17 сентября 1925 года Фрида Кало попала в автокатастрофу, где получила тройной перелом позвоночника. Тяжелейшие ранения и травмы на целый год приковали ее к постели, с последствиями аварии она сталкивалась потом всю жизнь.
Ровно через год художница написала связанную с трагедией работу «Авария» — ретабло, традиционную для мексиканской живописи картинку. Такие рисунки создавали в благодарность святым-заступникам за спасение.
К 1940-м годам у Кало была уже большая коллекция ретабло. Тогда же она нашла готовую печатную картинку, сюжет которой был очень похож на ее собственную историю: на ней изображен врезавшийся в трамвай автобус и девушка, лежащая на земле. Художница придала пострадавшей собственные черты: прорисовала брови и, как полагалось в ретабло, написала благодарность Богоматери от имени своих родителей за спасение дочери. Сегодня дорисованное ретабло находится в Синем доме — Доме-музее Фриды Кало в Мехико.
«Больница Генри Форда» (1932)
Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика
Большая часть произведений Фриды Кало — ее реакция на трагические события в жизни. В 1929 году она вышла замуж за Диего Риверу, у них были сложные, страстные отношения. Художница говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Из-за автокатастрофы Фрида Кало не могла выносить ребенка. 4 июля 1932 года у нее случился второй выкидыш. Этому событию она посвятила картину «Больница Генри Форда». Кало стала первой художницей в истории, обратившейся к теме потери ребенка.
А здесь читайте о семи экспонатах из Музея имени Андрея Рублева
По своему типу произведение тоже относится к ретабло. Однако здесь Фрида исключила самое главное — фигуру святого. Она изобразила себя соединенной красными нитями-пуповинами с разными предметами. По словам художницы, плод символизировал потерянного ребенка; орхидея — женскую сексуальность; улитка — мучительно тянущееся в больнице время; анатомический муляж женского тела — «попытку объяснить устройство женщины»; металлическое устройство — «механическую часть любого дела», в частности медицинских процедур; а поврежденная в аварии тазовая кость — причину, по которой Фрида не могла иметь детей.
«Раненый стол» и мексиканская графика (1940)
Фрида Кало. Раненый стол. 1940. Фотография: Бернард Зильберштейн
Двойной автопортрет «Раненый стол» Кало написала в 1940 году — на пике своей карьеры. Здесь художница изобразила себя в платье теуаны — традиционном мексиканском женском наряде региона Теуантепек, а также в виде стола на человеческих ногах с кровоточащими ранами. Рядом со столом — дети ее сестры Кристины: Изольда и Антонио, и питомец Фриды — олененок Гранизо. За столом сидит Иуда — традиционная фигура из папье-маше для шествий Страстной недели, безрукая Фрида, а справа от нее — глиняная статуэтка в стиле Наярит и карнавальная фигура Смерти из проволоки и гипса. В картине полностью отражен художественный метод Фриды — смешение мифов, отсылки к фрейдизму, к современной литературе и личной символике.
Это полотно Фрида Кало подарила Советскому Союзу. В 1947 году большая посылка с «Раненым столом» и работами других художников прибыла в Москву. Однако картины мексиканцев не оценили: их признали «образцами формалистического разлагающегося буржуазного искусства».
В 1955 году «Раненый стол» отправили на выставку в Варшаву. Обратно в Москву полотно не попало, следы картины исчезли, до сих пор она считается пропавшей. В том же году графические произведения из мексиканского дара попали в ГМИИ имени Пушкина. Спустя 70 лет на выставке «Фрида Кало и Диего Ривера. Viva la vida» их впервые показывают публике. «Раненый стол» можно увидеть только на фотографиях.
«Сломанная колонна» (1944)
Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика
Одна из самых известных работ Фриды Кало — «Сломанная колонна» — относится к циклу автопортретов. Произведение называют манифестом страданий и стойкости перед ударами судьбы Фриды, художественным символом женской силы.
А здесь рассказываем о самых ценных экспонатах Государственного музея Востока
В тяжелой аварии 1925 года она получила тройной перелом позвоночника и после многочисленных операций долгое время носила ортопедический корсет. На полотне на месте сломанного позвоночника Кало изобразила разрушенную колонну и обручи металлического корсета, которые стягивали ее тело. Гвозди, воткнутые в тело, — символ физических и душевных страданий. Как и во многих других работах 1940-х годов, чтобы показать растущую тревогу и физическое недомогание, Фрида использовала камни и расщелины пустынного вулканического пейзажа. Для фона художница взяла вид Педрегальского плоскогорья — места, где в начале 1940-х годов Диего Ривера строил музей для своей коллекции доколумбовой скульптуры.
«Автопортрет с обезьянкой» (1945)
Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой. 1945. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика
В картине «Автопортрет с обезьянкой» сразу соединены несколько часто повторяющихся мотивов из произведений Фриды: гвоздь, обезьянка, скульптура доколумбовой эпохи и собака породы шолоитцкуинтли. Гвоздь, вбитый в стену, — как и в «Сломанной колонне» — отсылает к мексиканскому выражению «быть пригвожденным», то есть обманутым.
В западноевропейской традиции обезьянка символизирует сладострастие, а в произведениях Фриды — это всегда беззаветно преданный друг, который заменил ей нерожденного ребенка. В Синем доме у Фриды Кало и Диего Риверы было много питомцев: обезьяны, попугаи и мексиканские собаки шолоитцкуинтли. Последние в мифологии ацтеков считались священными животными, земным воплощением бога грозы и смерти Шолотля. На автопортрете собака и доколумбова скульптура из коллекции Риверы напоминают о древней культуре Мексики, которая была важной частью личной истории Фриды Кало.
«Славная победа» (1954)
Диего Ривера. Славная победа. 1954. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Впервые на выставке представят масштабную картину Диего Риверы «Славная победа». До этого грандиозное полотно размером 2,6 на 4,5 метра находилось в запасниках ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Читайте в статье об экспонатах, которые были свидетелями необычных исторических событий
Большеформатный холст «Славная победа» — политический памфлет, который обличал вторжение американских войск в Гватемалу в 1954 году. Это единственная живописная работа, которую Ривера подарил Советскому Союзу. Перед тем как попасть в СССР, картина побывала в Европе, а в 1955–1956 годах ее представили на выставке в Китае, организованной мексиканским Национальным фронтом представителей пластического искусства. В 1956 году полотно стало собственностью Союза художников СССР, а в 1958 году его передали в ГМИИ имени Пушкина.
Исторически сложилось, что Риверу в России знают лучше, чем Фриду. В советские годы сквозь призму соцреализма Диего Ривера воспринимался как идеологически близкий художник международного масштаба; его супруга Фрида Кало — как безграмотный, да еще и попавший под пагубное влияние сюрреализма, дилетант. Сегодня, вне зависимости от личных пристрастий в искусстве, мы не можем не ощущать, как изменилось восприятие этих двух ярких мастеров! Кажется, что Ривера как художник полностью принадлежит XX веку, искусство которого нельзя полноценно представить без его эпической живописи. Напротив, невероятно личностное искусство Фриды Кало словно не имеет прописки во времени и пространстве и принадлежит всему человечеству в его настоящем и будущем.
Портрет Фриды Кало (1955)
Диего Ривера. Портрет Фриды Кало. 1955. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика
Фрида Кало умерла в 1954 году в возрасте 47 лет. «13 июля 1954 года стало самым трагическим днем моей жизни. Я потерял свою возлюбленную Фриду навсегда. Слишком поздно я понял, что самой удивительной частью моей жизни была моя любовь к Фриде», — писал Диего Ривера.
На первую годовщину смерти жены Ривера изобразил ее в небольшой литографии. В этой работе он соединил свои воспоминания о Фриде с мотивами ее искусства. Диего придал портрету форму сердца, из сосудов которого фонтанирует кровь, как в изображениях древних мексиканских кодексов. К литографии он оставил трогательную подпись: «Сегодня прошел год / Свету моих очей / Моей маленькой Фридите, 13 июля 1955 года, Диего».
Фотографии предоставлены сотрудниками Музея Фаберже.
История Фриды Кало, в которой столько трагедий, что хватило бы на несколько жизней
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Самобытные картины мексиканской художницы Фриды Кало трудно спутать с творениями других художников. Во многом они автобиографичны, ведь, как говорила она сама: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Однако внимание многих людей привлекают не только картины Фриды, но и ее насыщенная жизнь, которая была наполнена безграничной болью и бесконечной любовью, ни с чем не сравнимым отчаянием и едва теплившейся надеждой.
Редакция AdMe.ru внимательно изучила жизненный и творческий путь этой невероятно сильной женщины и готова поделиться самыми яркими фактами.
Жизнь Фриды Кало уже с самого ее рождения можно назвать полной загадок. Она родилась в 1907 году, хотя в официальных документах художница, будучи уже в сознательном возрасте, поменяла год рождения на 1910-й. Фрида захотела быть причастной к Мексиканской революции, которая как раз и началась в 1910-м и продолжалась вплоть до 1920-го.
Девочка не отличалась крепким здоровьем. В 6 лет у нее диагностировали полиомиелит, в результате которого Фрида на протяжении всей своей жизни страдала хромотой, а также непропорциональностью ног (правая была на пару сантиметров тоньше левой). Последний дефект она тщательно скрывала при помощи длинных юбок, но все же насмешек от сверстников ей было не избежать.
Может быть, именно из-за проблем со здоровьем она приняла решение стать врачом и поступила в подготовительную школу «Препаратория», где училась вместе с 35 девочками и c 1965 мальчиками.
В 18 лет наступил переломный момент в жизни будущей художницы: она попала в страшную аварию. Полученные многочисленные травмы, по уверениям врачей, были несовместимы с жизнью.
Мексиканская драма. В чём феномен Фриды Кало | Персона | Культура
История Фриды Кало — это 2 больших трагедии, 33 операции и 145 картин.
Сегодня одни покупают работы легендарной художницы за рекордные суммы денег, другие — ругают их за излишнюю жестокость. АиФ.ru рассказывает, кто она — самая известная мексиканская художница.
Фрида Кало работает над картиной «Две Фриды». Фото: www.globallookpress.comБунтарка
В детстве легендарной художнице сверстники дали прозвище «Фрида — деревянная нога» — после перенесённого в 6 лет полиомиелита она навсегда осталась хромой. Но явный физический недостаток лишь закалил характер девочки: Фрида занималась боксом, много плавала, играла в футбол и с лёгкостью поступила в престижную школу Мексики, чтобы изучать медицину.
В «Препаратории» (Национальной подготовительной школе) хромоногая Фрида была одной из 35 девушек, которые получали образование наравне с тысячами юношей. Но не только в этом Фрида была не похожа на типичных мексиканских девиц: она всегда предпочитала проводить время в мужской компании (что в те времена было смелостью), много курила и позиционировала себя как открытую бисексуалку.
«Маленькая лань».Мученица
Самая страшная трагедия в жизни Фриды произошла, едва ей исполнилось 18 лет. Девушка пострадала в жестокой аварии: автобус, на котором ехала будущая знаменитость, столкнулся с трамваем. Результат — сломанная в одиннадцати местах нога, тройной перелом таза, вывих левого плеча, перелом шейки бедра и тройной перелом позвоночника в области поясницы. Тридцать две операции и два года неподвижности в гипсовом корсете, но самое страшное — Фрида узнала, что теперь никогда не сможет иметь детей.
Всего через пару месяцев после аварии Фрида написала: «Одно хорошо: я начинаю привыкать к страданию». Знаменитая мексиканка до конца своих дней не избавилась от мучительных болей, которые пыталась заглушить наркотиками и алкоголем. А незадолго до смерти, которая произошла только в 47 лет, она оставила запись: «Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться».
«Сломанная колонна».Художница
Большую часть картин Фриды составляют автопортреты, на которых она никогда не улыбается — и это не случайность. Прикованная к постели девушка уговорила своего отца
«Зеркало! Палач моих дней, моих ночей… Оно изучало мое лицо, малейшие движения, складки простыни, очертания ярких предметов, которые окружали меня. Часами я чувствовала на себе его пристальный взгляд. Я видела себя. Фрида изнутри, Фрида снаружи, Фрида везде, Фрида без конца… И внезапно, под властью этого всесильного зеркала, ко мне пришло безумное желание рисовать…», — вспоминала художница.
Эпатирующая и вселяющая уверенность в почти безграничный потенциал человека, Фрида удивляла современников. Она никогда не боялась обнажать свою боль, страдание или ужас, а автопортреты почти всегда обрамляла национальной символикой.
«Думая о смерти».Жена
«В моей жизни было две трагедии, — говорила Фрида. — Первая — трамвай, вторая — Диего».
В прославленного художника Диего Ривера Фрида влюбилась ещё в школе, чем всерьёз напугала своих родных: он был вдвое старше и слыл отъявленным ловеласом. Однако никто не смог остановить решительную девушку: в 22 года она стала женой 43-летнего мексиканца.
Брак Диего и Фриды в шутку называли союзом слона и голубки (знаменитый художник был намного выше и толще супруги). Диего дразнили «принцем-жабой», однако ни одна женщина не могла устоять перед его обаянием. Фрида знала о многочисленных любовных похождениях мужа, но лишь одно из них не смогла простить. Когда через десять лет так называемой супружеской жизни Диего изменил Фриде с её младшей сестрой Кристиной, она потребовала развод.
Всего через год Диего вновь сделал Фриде предложение, и всё ещё любящая художница поставила условие: брак без интимной близости, жизнь в разных частях дома, материальная независимость друг от друга. Их семья никогда не была образцовой, единственное, что могло исправить ситуацию, им было не дано — Фрида три раза беременела и три раза переживала выкидыши.
«Фрида и Диего».Коммунистка
Фрида была коммунисткой. Она вступила в мексиканскую компартию ещё в 1928 году, а через год вышла из неё вслед за исключённым Диего. Через десять лет, всё ещё оставаясь верной своим идейным убеждениям, художница вновь вошла в её ряды.
В доме супругов на книжных полках стояли зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина и публицистика Гроссмана о Великой Отечественной войне. У Фриды даже был короткий роман с советским революционным деятелем Львом Троцким, который нашёл убежище у мексиканских художников. А незадолго до смерти коммунистка начала работать над портретом вождя советского народа, который так и остался незаконченным.
«Фрида перед портретом Сталина».«Порой я спрашиваю себя: не были ли мои картины скорее произведениями литературы, чем живописи? Это было что-то вроде дневника, переписки, которую я вела всю жизнь… Моё творчество — самая полная биография, которую я смогла написать», — такую запись Фрида оставила в своём знаменитом дневнике, который вела последние десять лет жизни.
Рисунки из дневника Фриды Кало.После смерти художницы дневник попал к мексиканскому правительству и находился под замком до 1995 года.
Рисунки из дневника Фриды Кало.Легенда
Творчество Фриды стало популярно уже во время её жизни. В Нью-Йорке в 1938 году с ошеломительным успехом прошла первая выставка работ эпатажной художницы, но на родине первая экспозиция картин Фриды состоялась лишь в 1953 году. К этому времени знаменитая мексиканка уже не могла самостоятельно передвигаться, поэтому на вернисаж её внесли на носилках и уложили в заранее подготовленную кровать в центре зала. Незадолго до экспозиции из-за гангрены пришлось ампутировать часть правой ноги: «Что мне ноги, когда у меня за спиной крылья!», — записала Фрида в своём дневнике.
Ещё через год восхищавшая своей силой духа Фрида умерла от воспаления лёгких. К этому времени в своей стране она уже стала национальным символом, легендой. На её похоронах собрались и именитые деятели искусства, и бывший президент Мексики Ласаро Карденас.
Интерес к картинам Фриды возродился спустя десятилетия после её смерти — в начале XXI века. Биографию мексиканки с Сальмой Хайек в главной роли экранизировала голливудский режиссёр Джули Тэймор. В это же время предприниматели решили монетизировать имя художницы: появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, нижнее бельё и даже пиво с именем Фриды Кало.
Сегодня картины Фриды продаются за рекордные для латиноамериканских авторов суммы, а её называют самой известной художницей в мире.
Чтобы быть похожими на Фриду, девушки выбирали яркие платья, вплетали цветы в волосы и рисовали себе густые брови.
Посетительницы в образе художницы Фриды Кало фотографируются на посвященной ей выставке в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
В этот день все посетители в образе художницы попадали на выставку бесплатно и без очереди.
Таким образом, больше гостей смогли посетить ретроспективу картин и прикоснуться к искусству.
Посетительницы в образе художницы Фриды Кало фотографируются на посвященной ей выставке в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
По словам организаторов выставки, такое мероприятие может помочь горожанам получить наиболее точное представление о жизни и творчестве знаменитой художницы.
Посетительницы в образе художницы Фриды Кало на посвященной ей выставке в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
Посетительница в образе художницы Фриды Кало на посвященной ей выставке в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
Посетительницы в образе художницы Фриды Кало на посвященной ей выставке в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
трагическая судьба художницы в автопортретах
У Фриды Кало (исп. Frida Kahlo de Rivera или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдеро́н, 6 июля 1907 — 13 июля 1954) драматичная судьба. Все свои жизненные коллизии она запечатлела на автопортретах.
Красота и талант. Мятежность и дружба с коммунистами. Полиомиелит, которым переболела в детстве, последствия попадания в автокатастрофу, несколько перенесенных операций на позвоночник. Страстные влюбленности, сложные отношения с гениальным мужем, которого обожала, пережитые измены, невозможность подарить любимому ребенка, — это все о ней, божественной бунтарке Фриде.
Автопортреты, пульсирующие болью
Впервые в живописи Фрида Кало попробовала себя в восемнадцатилетнем возрасте. Она попала в сложную автоаварию, в результате которой были травмированы ноги и позвоночник. На восстановление ушли долгие месяцы. Чтобы не сойти с ума от боли и жалости к себе, девушка попросила отца принести ей краски и бумагу. Над кроватью медперсонал повесил зеркало. Именно оно и натолкнуло будущую великую мексиканскую художницу на идею начать писать автопортреты. Однажды на вопрос журналистов, почему большей частью ее работ стали автопортреты, Фрида ответила так: «Я пишу себя — это единственная тема, в которой разбираюсь досконально».
За свою недолгую творческую жизнь (художница скончалась в 47 лет) она успела написать 150 полотен. Искусствоведы насчитали 60 созданных ею автопортретов.
«Автобус»
На первый взгляд, картина рассказывает о том, насколько разнопланово общество в Мексике. На автобусной остановке встретились не только люди разного поколения, но и разного социального статуса: гринго, делающий бизнес в Мехико, индианка с ребенком, домохозяйка, молоденькая барышня, рабочий.
Но эта картина и про предначертанность судьбы. На остановке собрались люди, которым предстоит через несколько минут сесть в автобус, водитель не справится с управлением, на полном ходу врежется в трамвай. Темноволосая девушка, запечатленная на полотне, — будущая знаменитая художница Фрида Кало.
«Больница Генри Форда»
Художница всю сознательную жизнь грезила о материнстве. Но не сложилось. Сначала — вынужденный аборт, через несколько лет — долгожданная беременность заканчивается выкидышем. Все свое бесконечное отчаянье она выплескивает в создание этой картины. Ее трагичное полотно стало первой в истории мирового искусства работой, посвященной утрате так и не увидевшего свет малыша. Полотно написано с обнажающей откровенностью, свойственной этой бунтующей художнице.
На холсте — несколько символов, каждый из которых очень важен. Младенец со скрещенными ножками — потерянный ребенок. Поврежденные кости таза — причина, по которой Фриде стала недоступна радость материнства. Механическое устройство символизирует жестокость. Цветущая орхидея — женственность. Улитка означает непреходящую тоску и долго тянущееся в клинике время.
«Сломанная колонна»
Одна из самых популярных работ. Это своеобразный манифест Фриды. Символ выносливости под ударами судьбы. «Ни у кого не получится меня разрушить». Сломанная колонна на картине символизирует пострадавший во время автокатастрофы позвоночник. Гвозди, воткнутые во все части тела, — мучения. Фоном для своего автопортрета художница выбрала Педрегальское плоскогорье, оно подчеркивает глобальное одиночество героини.
Классик и современница – Weekend – Коммерсантъ
Выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера» в Манеже, сделанная фондом «Связь времен» и петербургским Музеем Фаберже, оказалась одновременно и ярким шоу, и тонким концептуальным проектом
Если верить Вольтеру, все жанры хороши, однако самый благодарный выставочный жанр — лав-стори, как показывают Пушкинский музей с «Пикассо & Хохловой» и Музей Фаберже с «Кало и Риверой». Сюжеты обеих мелодрам строятся как будто бы по одной схеме: он жесток, она страдает, страсти кипят, трагическая развязка неизбежна. В обеих есть русский след, пусть и разной глубины. Одно принципиальное отличие: никому не приходит в голову оплакивать танцевальную карьеру Ольги Хохловой, разрушенную Пабло Пикассо, что же касается Фриды Кало, до поры до времени остававшейся в большой истории искусства этаким причудливым и диким цветком из донжуанского букета Диего Риверы, она давно взяла у него реванш. Экспозиция «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера» четко делится на две части с помощью цвета, ей отведены стены кроваво-бурого оттенка, землистого и телесного, ему — сдержанно синего, небесного и духовного, но на женской половине куда больше зрителей. Этот численный перевес в ее пользу может показаться странным: всего три года назад выставку Фриды Кало — почти в таком же составе — сделали в Музее Фаберже, и энтузиасты со всей России съезжались в Петербург, выстраиваясь в длинную очередь вдоль Фонтанки, тогда как живописи и графики Диего Риверы российский зритель не видал лет тридцать.
Диего Ривера. «Гамак», 1956
Фото: Музей Долрес Ольмедо
Диего Ривера. «Автопортрет в шляпе», 1907
Фото: Музей Долрес Ольмедо
Диего Ривера. «Женщина, убирающая снег», 1955
Фото: Музей Долрес Ольмедо
Диего Ривера. «Обнаженная теуана (Купание в реке)», 1946
Фото: Музей Долрес Ольмедо
Диего Ривера. «Семья», 1934
Фото: Музей Долрес Ольмедо
Диего Ривера. «Телеграфный столб», 1916
Фото: Музей Долрес Ольмедо
Однако Кало — наша недавняя любовь, Риверой же отечественная публика была перекормлена в годы оттепели и застоя: с начала 1960-х выставки прогрессивных мексиканцев, а также посвященные им статьи и книги не были редкостью. Правда, из трех титанов мексиканского мурализма советское искусствознание — при всей возможной широте своего политического спектра, от диссидентствующих Игоря Голомштока и Ларисы Жадовой до вполне правоверных Вадима Полевого и Альберта Костеневича,— явно предпочитало троцкисту Ривере, метавшемуся между компартией и выгодными заказами американских империалистов, более аутентичного в плане мексиканскости Хосе Клементе Ороско и более безупречного с партийной точки зр
5 мотивов в творчестве Фриды Кало | Арт
Поклонники Фриды Кало знают: знаменитые работы мексиканки порой настолько невелики, что рассмотреть все детали непросто. На помощь приходят современные технологии — на выставке «Фрида Кало. Ожившие полотна» работы художницы многократно увеличиваются, а живописные подробности расползаются по семиметровым стенам, так что можно смело оставить очки и лупу дома. Перед встречей с чудесами мультимедиа Time Out рассказывает о главных мотивах творчества художницы.
Самопознание
«Автопортрет с терновым ожерельем»
Автопортреты писали многие художники: от старичка Тициана до жутковатого Фрэнсиса Бэкона. Но Фрида Кало довела этот жанр практически до промышленных масштабов и превратила свое экзотическое лицо с монобровью в род арт-бренда. Назло фрейдистам художница объяснила эту склонность сама: «Я пишу себя, потому что я так часто бываю одна, и потому что я сама — это тот предмет, который известен мне лучше всего».
Самопознание — главный творческий импульс Кало. Внешность для нее становится проявлением внутреннего мира, собственный опыт — выражением общечеловеческих чувств. Автопортреты Кало полны символизма. Часто Фриду окружают животные: обезьянки и мексиканские собачки итцкуинтли — для нее верные друзья и спутники, а пестрые попугаи — воплощения Камы, древнего индейского бога любви. Нередко рядом с собой художница изображает вбитый гвоздь, обыгрывая мексиканское выражение «быть прибитым» (estar clavado) — «быть обманутым».
Физическая боль
«Сломанная колонна»
17 сентября 1925 года 18-летняя Фрида попала в автокатастрофу: автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Из-за травмы позвоночника физическая боль стала частью жизни художницы и, как следствие, — мотивом многих ее работ. Фрида исследует влияние боли на становление своей личности. На картине 1944 года «Сломанная колонна» Кало изображает себя в медицинском бандаже с разбитой дорической колонной вместо позвоночника. Страдание превращается для нее в залог стойкости перед невзгодами. Нередко физическая боль становится метафорой внутренних переживаний Фриды: разочарование, любовные катаклизмы и одиночество приобретают вид стрел, гвоздей, кинжалов и сочащейся крови.
Любовь к Диего Ривере
«Две Фриды»
Еще подростком Фрида знакомится с Диего Риверой, уже тогда мастодонтом мексиканского монументализма, а в 1929 году выходит за него замуж. Перипетии их отношений стали сюжетом многих работ мексиканки. В 1931-м она пишет двойной портрет со свадебной фотографии: в руку грузному мужу Кало вкладывает палитру и кисти, а себе самой отводит скромную роль жены выдающегося художника. В моменты долгой разлуки Фрида нередко наносит небольшой портрет Риверы на лоб собственного изображения — так она передает тоску по супругу. В 1939 году, вскоре после развода с Риверой, Кало пишет одну из самых знаменитых работ — «Две Фриды». Художница разбивает себя на две разные индивидуальности: традиционную мексиканскую, любимую мужем, и свободолюбивую европейскую, отвергнутую им. Сердца двух Фрид соединяет тонкая артерия, из которой сочится кровь.
Нерожденный ребенок
«Больница Генри Форда (Летающая кровать)»
Во время аварии 1925 года матка Фриды была серьезно повреждена, из-за чего художница так и не смогла выносить ребенка. Главная жизненная драма Кало проникла в ее работы. В 1932 году после очередной неудачной беременности Фрида пишет жутковатую картину «Госпиталь Генри Форда»: на фоне безлюдного индустриального пейзажа художница лежит на больничной койке в окружении символов ее беды: нерожденного ребенка и поврежденных в результате аварии органов. В 1944-м Кало завершает картину «Цветок жизни»: экзотические растения напоминают половые органы, солнце символизирует яйцеклетку, а на заднем плане виден плачущий эмбрион.
Мексиканская самобытность
«Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами»
Мексиканские традиции и история — настоящая страсть Фриды, вокруг которой построен ее художественный стиль. Местные флора и фауна, индейские божества и постройки — частые гости ее полотен. Во время поездки в Нью-Йорк в начале 30-х Фрида пишет «Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами Америки»: в центре стоит сама художница с мексиканским флагом в руке, справа от нее — бездушные заводские трубы, механизмы и небоскребы, слева — ацтекская пирамида, цветущие растения и солнце с полумесяцем, воплощающие природный ход времени. В Мексике Кало видит образ правильного, естественного мироустройства, где человек живет в гармонии с природой, высшими силами и историей. Его противоположность — суета западного мира, в которой человек теряет себя.
Выставка «Фрида Кало. Ожившие полотна» — до 28 августа в коворкинге DI Telegraph