Гендерные различия это: Гендерные различия — Википедия – Гендерные различия — это… Что такое Гендерные различия?

Содержание

Гендерные различия — Википедия

Ге́ндерные разли́чия — различия между представителями разных гендеров. Обычно под гендерными различиями понимают различия между мужчинами и женщинами, хотя в разных культурах встречаются разные наборы гендеров. В отличие от понятия «пол», понятие «гендер» — это социальная категория, поэтому к гендерным различиям в собственном смысле не относятся, например, различия в генетике и физиологии[⇨]. В науке ведутся дебаты о том, существуют ли неустранимые гендерные различия. Современные научные данные показывают, что в целом представители разных гендеров почти во всём похожи друг на друга, а гендерные различия очень незначительны[⇨]. Несмотря на это, и в науке, и в СМИ существует тенденция преувеличивать информацию о гендерных различиях и недооценивать гендерные сходства или умалчивать о них[⇨].

В 1970-е годы учёные обнаружили всего четыре параметра, по которым наблюдались небольшие различия между мужчинами и женщинами[⇨]. Новейшие исследования уточнили эти данные и установили, что гендерных различий в речевых способностях нет

[⇨]. Обнаруживаемые различия в математических способностях[⇨], способностях к пространственному восприятию[⇨] и агрессивном поведении[⇨] невелики, и существуют данные, указывающие на их зависимость от воздействия гендерных стереотипов.

В отличие от понятия «пол», которое описывает совокупность биологических характеристик человека, понятие «гендер» обозначает социальную категорию. Под гендерными различиями понимают различия в поведении людей — таким образом, к ним не относятся, например, различия в генетике и физиологии. Тем не менее, многие авторы используют слова «пол» и «гендер» как синонимы, ориентируясь на бинарную гендерную систему, в которой на основании анатомического пола людям приписывается одна из двух гендерных ролей: мужчины или женщины. Как отмечают некоторые исследователи, использование слова «пол» в отношении различий между группами людей подразумевает, что все эти различия являются прямым следствием биологического пола, хотя такое предположение требует отдельных доказательств

[1].

Хотя бинарная гендерная система является господствующей в современном мире, исторически она свойственна далеко не всем культурам мира. Во многих культурах анатомический пол не играет ключевой роли при определении гендерной роли[2] и выделяется три или четыре гендера[3], так что гендерные различия в таких культурах осмысляются совсем иначе. В некоторых культурах гендер традиционно не является значимой социальной категорией, и гораздо больше внимания уделяется возрастным различиям[4].

Дебаты о существовании и происхождении гендерных различий[править | править код]

Гендерные различия давно представляют область интереса учёных из разных научных областей, а результаты их исследований вызывают живой интерес в СМИ и у широкой публики. Основной вопрос научных дебатов в этой области в том, существуют ли неустранимые гендерные различия, которые могли бы обосновать существующие гендерные роли и, в частности, целесообразность таких мер, как раздельное обучение мальчиков и девочек

[5]. В целом накопленные на сегодняшний день научные знания свидетельствуют о том, что представители разных гендеров похожи друг на друга почти во всём, за очень немногочисленными и сравнительно незначительными исключениями[6]. Несмотря на это, гендерным различиям продолжают придавать большое значение как в научной среде, так и за её пределами[6].

Участники научных дебатов о гендерных различиях разделяются на два основных лагеря: сторонников биологического детерминизма, которые убеждены в тесной связи биологического пола и гендера, и сторонников социального конструктивизма, которые считают, что гендерные различия конструируются обществом. Вопрос о гендерных различиях представители разных лагерей ставят принципиально по-разному. Биологически-ориентированные исследователи часто не задаются вопросом о том, существуют ли гендерные различия как таковые, а по умолчанию исходят из того, что они существуют, и ищут им объяснения. Сторонники социального конструктивизма, в свою очередь, исследуют процессы конструирования гендера в различных социальных контекстах и то, каким образом представления о гендерных различиях используются для создания социальных иерархий

[7].

Многие исследователи согласны в том, что на такие характеристики человека, как когнитивные способности, оказывают влияние и биологические, и социальные факторы. При этом они отмечают, что не все биологические факторы следует понимать как врождённые, поскольку, например, строение и деятельность мозга изменяются под воздействием жизненного опыта[8].

Проблема предвзятости в распространении научных данных[править | править код]

В научной литературе существует тенденция чаще сообщать и воспроизводить информацию о гендерных различиях, чем о сходствах. Отчасти это обусловлено дизайном многих исследований: когда поиск гендерных различий не является непосредственной целью исследования — например, в исследованиях общих когнитивных процессов — учёные часто изначально включают гендер как переменную просто для того, чтобы исключить вероятность неверной интерпретации итоговых результатов. Если результаты не обнаруживают различий по этой переменной, информация об этом считается несущественной для основных результатов исследования и не включается в итоговые публикации. Если же гендерные различия обнаруживаются, то учёные склонны воспринимать их как помеху, о которой они вынуждены сообщить

[9].

С другой стороны, на сообщение и распространение научных данных о гендерных различиях влияют идеологические установки внутри научного сообщества. Некоторые исследователи отмечают, что в научном сообществе существует предвзятость в отношении публикаций: если исследование обнаруживает хотя бы незначительные гендерные различия, оно с большей вероятностью будет опубликовано, чем десятки исследований, которые таких различий не обнаруживают. Предвзятость в отношении публикаций приводит к тому, что единичное исследование и его результаты за счёт многократного цитирования приобретают статус «истины», что может порождать эффект самоисполняющегося пророчества, влияя на дизайн последующих исследований

[7].

Средства массовой информации также часто способствуют искажению научной информации по теме гендерных различий. Как отмечают многие исследователи, как правило, СМИ представляют обнаруживаемые учёными незначительные различия как сенсацию и преувеличивают их значение, умалчивая об обнаруживаемых сходствах[10][11].

Научные данные о гендерных различиях[править | править код]

Первая серьёзная и сравнительно достоверная работа, обобщающая результаты исследований гендерных различий, — это книга Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин «Психология половых различий» (The Psychology of Sex Differences), изданная в 1974 году[9]. Маккоби и Джеклин собрали и систематизировали более 2000 научных работ, которые были опубликованы к моменту написания их книги. Они обнаружили отсутствие гендерных различий по большинству проанализированных параметров, включая восприятие различными органами чувств, процессы обучения и запоминания, эмоциональные реакции, внушаемость, самооценку и многие другие. Таким образом, основной результат их обобщающего исследования в том, что гендерные сходства гораздо более значимы, чем гендерные различия. Но, хотя книга Маккоби и Джеклин считается классической и широко цитируется, чаще всего упоминается не их главный вывод, а обнаруженные ими исключения — немногие гендерные различия

[6]: в речевых и математических способностях, способностях к пространственному восприятию и агрессивности[9].

Вскоре после появления книги Маккоби и Джеклин был разработан статистический метод мета-анализа, предназначенный для тщательного и надёжного обобщения результатов больших корпусов исследований одной тематики. Этот метод считается идеальным для систематизации исследований по гендерным различиям, поскольку в этой области проводятся десятки и даже сотни исследований по отдельным вопросам

[6]. Результаты мета-анализов уточнили выводы Маккоби и Джеклин. В частности, благодаря более точному статистическому анализу и использованию более крупного и обновлённого корпуса исследований, они показали отсутствие гендерных различий в речевых способностях[12].

Речевые способности[править | править код]

Существование различий в речевых способностях мужчин и женщин долгое время представлялось в психологической литературе как один из самых бесспорных психологических фактов[7]. Обычно предполагается, что по речевым способностям женщины превосходят мужчин. Однако, как показывают крупнейшие обзоры эмпирических исследований в этой области, это предположение не находит убедительных подтверждений. Как отмечают Маккоби и Джеклин, наиболее широко цитируемые исследования, которые обнаруживали различия в развитии речевых способностей у мальчиков и девочек в первые годы жизни, были основаны на крайне маленьких выборках, так что обнаруженные ими различия при увеличении выборки не могли достигнуть статистической значимости. Обобщив результаты опубликованных к тому времени исследований речевых способностей у детей, они заключили, что постоянных значимых гендерных различий в речевых способностях не обнаруживается ни в дошкольном, ни в младшем школьном возрасте, но небольшие различия с перевесом в пользу девочек обнаруживаются начиная с подросткового возраста

[9].

В 1988 году Дженет Хайд и Марсия Линн провели мета-анализ исследований гендерных различий в речевых способностях, включив корпус исследований, которые проанализировали Маккоби и Джеклин, и дополнив его большой выборкой более новых исследований детей и взрослых. Анализируя отдельно исследования в соответствии с использованным методом тестирования речевых способностей, они обнаружили, что для пяти из восьми тестовых методик величина различия равна или близка к нулю. В целом, обобщая результаты исследований с разными методиками тестирования, они пришли к выводу, что даже небольших различий в речевых способностях между мужчинами и женщинами нет

[12].

Математические способности[править | править код]

Согласно распространённому гендерному стереотипу, мальчики и мужчины более способны к математике, чем девочки и женщины. Научные исследования опровергают это представление. Так, мета-анализ 1990 года, обобщивший исследования с общей численностью участников в более чем три миллиона, показал, что в целом существенных различий в успешности выполнения математических заданий между мальчиками и девочками нет. Незначительные различия в пользу девочек были обнаружены в навыках счёта в младшей и средней школе, в пользу мальчиков — в решении задач в старшей школе, но в то же время было установлено, что обнаруженные небольшие гендерные различия сокращаются с возрастом, при этом мальчики и девочки одинаково хорошо овладевают математическими понятиями[13]. Более новое мета-аналитическое исследование 2005 года установило, что младенцы-девочки и мальчики в возрасте шести месяцев одинаково хорошо справляются с задачами, лежащими в основе формирования математических способностей

[14].

Ещё один популярный стереотип говорит о том, что мальчики чаще демонстрируют выдающиеся способности к математике, тогда как способности девочек скорее средние. Этот стереотип поддержали авторы лонгитюдного исследования математически одарённых детей, проведённого в США в начале 1980-х годов[15]. Математические способности мальчиков и девочек в этом исследовании оценивались по результатам стандартизированного теста SAT-M. При этом другие данные, собранные в ходе исследования, опровергают вывод о выдающихся способностях мальчиков по сравнению с девочками. Девочки — участницы исследования лучше, чем мальчики, справлялись с математическими заданиями в школе. Различий между мальчиками и девочками не было выявлено и в дальнейшей жизни: в университетах они выбирали математические курсы одинаковой сложности и получали по ним одинаковые оценки, а по окончании высшего образования одинаковое количество участников программы получали научные степени. Эти результаты показывают, что, несмотря на различия по тесту SAT-M, девочки и мальчики, участвовавшие в исследовании, осваивали высшую математику в равных количествах и с одинаковой успешностью[14].

Сравнения результатов математических тестов в разных странах показывают, что в большинстве стран мира девочки и мальчики справляются с математическими заданиями одинаково хорошо. Мальчики показывают более высокие результаты всего в половине стран ОЭСР, а в Исландии девочки показывают значительно более высокие результаты, чем мальчики[16].

Некоторые авторы связывают такие данные с распространённостью гендерных стереотипов и уровнем гендерного неравенства. В частности, исследователи обнаружили, что в странах с высокими показателями гендерного равенства гендерные различия в математических результатах между мальчиками и девочками исчезают[17]. Многие исследования также показывают, что успешность женщин в математике и выбор профессий, связанных с математикой, определяется влиянием родителей и учителей и тем, насколько они поощряют интерес девочек к математике[18]; многие женщины считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области[19].

Способности к пространственному восприятию[править | править код]

В исследованиях способностей к пространственному восприятию используются разнообразные методики тестирования. Многие из них представляют собой, например, задания, связанные с мысленным вращением двух- или трёхмерных объектов. Мета-анализы исследований в этой области показывают наличие гендерных различий с преимуществом в пользу мужчин, которые колеблются в диапазоне от крайне незначительных до умеренно выраженных[6]. При этом мета-анализ исследований пространственного восприятия у детей в возрасте от восьми месяцев до полутора лет показывает, что гендерных различий по способностям к пространственному восприятию в этом возрасте нет[14].

Некоторые исследователи полагают, что в тех случаях, когда гендерные различия в способностях к пространственному восприятию присутствуют, они объясняются культурным контекстом и различиями в гендерных ролях. В пользу этого объяснения говорит, в частности, сравнительное исследование, проведённое с 1300 представителями двух народов на северо-востоке Индии с общим генетическим происхождением и различающейся социальной организацией. Среди представителей народа, в котором женщины занимают выраженно подчинённое положение, гендерные различия в пространственном восприятии были существенно больше, чем среди представителей народа, в котором женщины пользуются большей автономией[20]. Авторы этого исследования отмечают, что одним из факторов, влияющих на более низкие пространственные способности женщин, может быть эффект угрозы стереотипа (stereotype threat): если в обществе существует стереотип о том, что женщины неспособны к определённому типу задач, то, когда женщине предлагают задачу такого типа, в результате стресса она действительно справляется с ней хуже[21]. Воздействие угрозы стереотипа на различные стигматизированные группы при тестировании различных способностей также подтверждается множеством других исследований[22].

Агрессия[править | править код]

Различия в агрессивном поведении принадлежат к тем немногим гендерным различиям, существование которых подтверждается научными данными, хотя, как и другие гендерные различия, они не настолько велики, как предполагают гендерные стереотипы. Как и в случае гендерных различий в математических способностях, мета-аналитические обзоры показывают, что различия в агрессивном поведении колеблются от незначительных до умеренно выраженных с перевесом в пользу мужчин[6]. В частности, мета-анализ, проведённый Дженет Хайд в 1984 году, показал, что гендерными различиями обусловлено лишь 5 % вариаций в агрессивном поведении, причём с возрастом эти различия сокращаются[23].

Вопреки распространённым стереотипам, научные данные не подтверждают связи агрессивного поведения с уровнем тестостерона в крови[24]. Также, хотя стереотипы предполагают, что женщины чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии, исследования показывают, что в действительности мужчины пользуются ими не меньше, чем женщины[24].

Существуют исследования, которые показывают влияние гендерных ролей и социального контекста на различия в выражении агрессии. Например, в 1994 году был проведён эксперимент, в котором за счёт сохранения анонимности участников были созданы условия для того, чтобы они не чувствовали себя обязанными вести себя в соответствии с гендерными нормами. Участников разделили на две группы: в одной из них участники в подготовительной фазе должны были сидеть близко к экспериментатору и назвать своё имя, экспериментатор задавал им личные вопросы; во второй группе участники оставались анонимными, находились далеко от экспериментатора и не разговаривали с ним, кроме того, им было сказано, что они — контрольная группа, и их поведение в ходе самого эксперимента не будет оцениваться. В этом эксперименте уровень агрессии измерялся при помощи интерактивной видеоигры, в которой испытуемые сначала защищались, а потом атаковали, сбрасывая бомбы. Участники из первой группы продемонстрировали такие же гендерные различия в агрессии (количестве бомб, сброшенных в атаке), какие обнаруживались в других исследованиях. Во второй группе значимых гендерных различий в агрессивном поведении не было обнаружено[25].

  1. Бёрн Шон. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations. — Waveland Pr Inc, 1999. — ISBN 978-1577660743.
  3. Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America. — Palgrave Macmillan, 2000. — ISBN 978-0312224790.
  4. Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. — 2002. — Т. 2.
  5. Halpern, D. Preface to the fourth edition // Sex Differences in Cognitive Abilities: 4th Edition. — Taylor & Francis, 2011. — ISBN 978-1848729414. Архивная копия от 9 марта 2016 на Wayback Machine
  6. 1 2 3 4 5 6 Hyde, J.S. The Gender Similarities Hypothesis // American Psychologist. — 2005. — Т. 60, № 6. — С. 581–592.
  7. 1 2 3 Weatherall, A. Gender, Language and Discourse. — Routledge, 2005. — ISBN 9781134701926.
  8. Halpern, D., et al. The Science of Sex Differences in Science and Mathematics // Psychological Science in the Public Interest. — 2007. — Т. 8, № 1. — С. 1—51.
  9. 1 2 3 4 Maccoby, E., and Jacklin, C. The Psychology of Sex Differences. — Stanford University Press, 1974. — ISBN 9780804708593.
  10. Tavris, C. The Mismeasure of Woman. — Touchstone, 1993. — ISBN 978-0671797492.
  11. Unger, R. K., Crawford, M. E. Women and gender: A feminist psychology. — Temple University Press, 1992. — ISBN 9780070659254.
  12. 1 2 Hyde, J. S., Linn, M. C. Gender differences in verbal ability: A meta-analysis // Psychological bulletin. — 1988. — Т. 104, № 1. — С. 53—69.
  13. Hyde, J. S., Fennema, E., Lamon, S. J. Gender differences in mathematics performance: a meta-analysis // Psychological bulletin. — 1990. — Т. 107, № 2. — С. 139—155.
  14. 1 2 3 Spelke, E. S. Sex differences in intrinsic aptitude for mathematics and science? a critical review // American Psychologist. — 2005. — Т. 60, № 9. — С. 950—958.
  15. Benbow, C.P., & Stanley, J.C. Sex differences in mathematical reasoning ability: More facts // Science. — 1983. — № 222. — С. 1029—1030.
  16. Wade, Lisa. The Truth About Gender and Math (англ.). Sociological Images (7 March 2013). Дата обращения 19 августа 2015.
  17. Guiso, L. et al. Culture, gender, and math // Science. — 2008. — Т. 320, № 5880. — С. 1164—1165.
  18. Dweck, C. S. et al. Sex differences in learned helplessness: II. The contingencies of evaluative feedback in the classroom and III. An experimental analysis // Developmental psychology. — 1978. — Т. 14, № 3. — С. 268—276.
  19. Kimball, M. M. A new perspective on women’s math achievement // Psychological Bulletin. — 1989. — Т. 105, № 2. — С. 198—214.
  20. Hoffman, M., Gneezya, U., and List, J. Nurture affects gender differences in spatial abilities (англ.). Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America (6 September 2011). Дата обращения 19 августа 2015.
  21. Pappas, S. Culture Drives Gender Gap in Spatial Abilities, Study Finds (англ.). Live Science (29 August 2011). Дата обращения 19 августа 2015.
  22. Hill, C., Corbett, C., St. Rose, A. Stereotypes // Why So Few? Women in Science, Technology, Engineering, and Mathematics. — American Association of University Women, 2010. — С. 37—42. — ISBN 978-1-879922-40-2.
  23. Hyde, J. S. How large are gender differences in aggression? A developmental meta-analysis // Developmental Psychology. — 1984. — Т. 20, № 4. — С. 722-.
  24. 1 2 Bjorkqvist, K. Sex differences in physical, verbal, and indirect aggression: A review of recent research // Sex Roles. — 1994. — № 30. — С. 177—188. Архивировано 11 августа 2015 года.
  25. Lightdale, J. R., & Prentice, D. A. Rethinking sex differences in aggression: Aggressive behavior in the absence of social roles // Personality and Social Psychology Bulletin. — 1994. — № 20. — С. 34—44. Архивировано 23 июня 2016 года.

Гендерные различия — это… Что такое Гендерные различия?

Гендерные различия

Гендерные различия —- совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.

Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и количественно измеряет эти различия и пытается найти им объяснения. Сегодня сформировались два полярных подхода к объяснению гендерных различий. Социальная психология рассматривает в качестве их основной причины социальные факторы (социальное научение), воспитание, в то время как биологический подход рассматривает эти различия как эволюционно сформировавшиеся и закрепившиеся биологически. В пользу обоих подходов есть свои аргументы.

Гендерная идентичность

Одним из основных вопросов гендерной психологии был вопрос о половой самоидентификации индивида (гендерной идентичности). Социальные психологи находят, что ребенок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом. Ими было обнаружено, что маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

Соответственно, согласно этой теории, девочки психологически становятся фемининными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности. В реальности же каждый человек сочетает в себе как маскулинные, так и фемининные качества, и общество представляет собой характерологический континуум личностей, причем мужчина или женщина может соответствовать любой точке этой характерологической шкалы, и можно встретить как маскулинизированную женщину, так и феминизированного мужчину. Сложно оказалось однозначно определить и свойства характера, которые следует относить к типично мужским или типично женским, так как зачастую в одних этносах они считаются свойственными одному полу, а в другом — другому.

Эта концепция послужила основой для теоретического обоснования операций по конверсии (изменению) пола у младенцев с невыраженными половыми органами или поврежденными при рождении или неудачных хирургических операциях.

Однако это встречало активное сопротивление со стороны представителей нейронаук. Споры вокруг конвертирующих операций достигли внимания общественности в 1997 году, когда был опубликован рассказ о жизни человека по имени «John/Joan», получивший Национальную премию по журналистике. «John/Joan», известный в настоящее время как Дэвид Реймер (David Reimer), родился в 1965 г. вместе с другим братом-близнецом и был назван Брюсом. Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью — потере пениса, после чего ребенок был кастрирован в 22 месяца и переименован в Бренду. Случай был оценен в литературе как потрясающий успех Хопкинсовского психолога Джона Мани (John Money), который был автором самого термина «гендер», он послужил прецедентом для многих других. В действительности же дело обстояло вовсе не так благополучно.

Бренда, которая всегда чувствовала себя неуютно в своем разодетом в платья теле, пережила ужасное детство, полное замешательства и безжалостных насмешек, и в сущности не воспринимала себя как девочку. Она была склонна к мальчишеским занятиям, увлечениям и поведению. Когда в 14 лет ей наконец рассказали правду, она немедленно с чувством глубокой удовлетворенности и облегчением стала Дэвидом. В итоге Дэвид женился, принял детей жены и сегодня он уже дедушка.

Медицинское сообщество также узнало правду о случае Дэвида и пришло в неизбежное замешательство: возможно тысячи проделанных хирургических конверсий привели к страданию людей. В своем докладе профессор анатомии и репродуктивной биологии Гавайского университета Milton Diamond, и психиатр Keith Sigmundson поведали миру об ужасающем прошлом Дэвида. Оба исследователя не случайно занялись данной проблемой: Даймонд был одним из команды ученых Канзасского университета, выявивших в 1959 г. маскулинизирующий эффект тестостерона на внутриутробное развитие морских свинок, а Сигмундсон был психиатром несчастного Реймера в его родном городе Уиннипег.

Данный случай послужил импульсом для начала широких ретроспективных исследований случаев конверсии пола у младенцев, которые выявили множество аналогичных историй и тем самым нанесли серьезнейший удар по социальной теории половой самоидентификации у детей. К сожалению, даже в современных учебных пособиях эти клинические данные не всегда находят отражения (например, Шон Берн. Гендерная психология; Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006).

Также объектом острых дискуссий, нередко принимающих политический характер, становится предметная область деятельности человека в зависимости от пола. Многими профессиями, ранее считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины. Большой материал принесли и кросс-культурные исследования (например, Маргарет Мид), из которых следовало, что деятельность по признаку пола определяется культурными установками, могущими быть разными в разных этносах. Соответственно, и деятельность не может однозначно определяться как природно предопределенная для какого-то одного из полов.

Однако все же существуют определенные корреляции между мужскими и женскими традициями в различных культурах относительно предметных занятий, что может косвенно свидетельствовать в пользу существования каких-то биологических детерминант. Это прежде всего — разница в физических возможностях, поскольку мужчины в своем большинстве намного сильнее женщин, а потому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание ею потомства и ведение домашнего хозяйства. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

И опять серьезнейшие факты преподнесли клиническая эндокринология и этология. Случаи пациентов с эндокринными нарушениями говорят о том, что в период раннего развития человека чрезвычайно влиятельны биологические факторы (например, уровни андрогенов — мужских половых гормонов — у матери в период вынашивания плода, оказывающих маскулинизирующее влияние на половую дифференцировку мозга у ребенка).

Эксперимент с приматами

Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счетов и значение врожденной предрасположенности к выбору видов деятельности, игр, игрушек (с учетом хотя бы большей агрессивности лиц мужского пола, которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределенной концентрацией в организме мужских половых гормонов). Уникальная возможность получения доказательств в пользу последней точки зрения имеется при изучении детей с таким генетическим нарушением, как врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН). Из-за ферментативного дефекта у индивидов с САН обнаруживается высокий уровень андрогенов в надпочечниках начиная с утробного периода. Вследствие этого у девочек с ВГН наблюдается поведение, характерное для мальчиков: интенсивный расход энергии, склонность к шумным уличным играм и традиционно маскулинным игрушкам и занятиям (Ehrhard, Baker, 1974; Ehrhard, Epstein, Money, 1968; S. Berenbaum, M. Hines, 1992). Они лучше ориентируются в пространстве (что характерно для мальчиков), чем девочки без ВГН (Resnick et al., 1986). Поэтому существует точка зрения, что не родители навязывают ребенку те или иные игрушки и игры, а ребенок, проявляя склонность к тем или иным играм и игрушкам, заставляет реагировать родителей на его склонность (S. Scarr, K. McCartney, 1983). Авторы рассматривают эту зависимость как вызывающий генотип — реакция среды. В пользу этого свидетельствует и наблюдение М. Сноу и его коллег (M. Snow et al., 1983), что мальчики, получившие от отца куклу, играют с ней меньше, чем девочки. На биологическую основу различий в играх мальчиков и девочек указывают и наблюдения над юными макаками-резус: самцы играют в борьбу, а самки ухаживают за более молодыми детенышами. Вряд ли эти различия можно приписать социальному фактору или подражанию родителям. Скорее борьба юных самцов отражает их большую склонность к проявлению агрессии, обусловленную большой концентрацией мужского полового гормона. (цитата по Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины, 2003)

Значительный в данном спорном вопросе вклад внес эксперимент с приматами — обезъянами vervet из семейства негоминид (Gerianne M Alexander and Melissa Hines. Evolution and Human Behavior (official Journal) — см. ссылки). Оказалось, что самцы из всех предложенных им игрушек предпочитали машинки и мячи, а самки — куклы и горшки, то есть те же самые, которые обычно соответственно предпочитают мальчики и девочки. Игрушками же, которые одинаково свойственны мальчикам и девочкам (иллюстрированная книга или матерчатая собака), самцы и самки интересовались в одинаковой степени. Это подразумевает, что данные предпочтения сформировались в процессе эволюции и основаны на различных поведенческих ролях самцов и самок. По-видимому, в выборе типа игрушек играли ассоциативную роль свойства этих предметов, привлекательные в контексте типичного для самцов и самок полоролевого поведения. Таким образом, и в этом отношении мнение социальных психологов было опровергнуто.

Математические способности

Считается, что мужчины больше способны к абстрактному мышлению и математике. В школьном возрасте большинство девочек усидчивее мальчиков. Проведение стандартных математических тестов у школьников выявило отличия, зависящие от возраста. Превосходство девочек наблюдается в заданиях на нумерацию и вычисление: это относительно легкие стереотипные задачи, и не удивительно, что девочки, которые опережают мальчиков в развитии, выполняют их либо лучше мальчиков, либо, по крайней мере, не уступают им. Но гораздо чаще обнаруживалось превосходство мальчиков и мужчин. Оно проявляется начиная с 12 лет и вплоть до 21 года (более поздних исследований не было), в разнообразных параметрах (рассуждениях, вычислительных способностях, математических достижениях и при прямом определении математических способностей по специальным тестам), сохраняется и на выборке одаренных (когда одаренные девочки сравниваются с одаренными мальчиками), а их развитие совпадает с развитием невербального интеллекта в целом. Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям (цитата по Бендас. Т. В. Гендерная психология, 2006). Это подтверждается и результатами проведения математических олимпиад. Кроме того мальчики гораздо чаще предлагали нетривиальное решение нестандартных задач. Социальные психологи склонны объяснять это тем, что девочек традиционно не стараются развивать в математическом отношении, однако мальчиков также никто не побуждает заниматься математикой, и если эта склонность обнаруживается у девочки или у мальчика, то совершенно самопроизвольно, причем у мальчиков обычно в пубертатный период.

Различия в речевых способностях

Превосходство женского пола в речевых способностях начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Причина явного превосходства девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006). Однако этология продемонстрировала, что самки приматов (макаки резус) издают в 13 раз больше «коммуникационных» звуков по сравнению с самцами. При этом они в основном предпочитают общаться с другими самками. Самцы же примерно равное количество времени проводили в «беседах» с макаками обоего пола («Sex differences in vocal communication among adult rhesus macaques» — Evolution and Human Behavior). Таким образом превосходство женщин в речевой способности также обусловлено эволюционно — общение с «соседками» необходимо самкам макак для выживания. Всю свою жизнь они обычно проводят в одной группе и часто помогают друг другу ухаживать за потомством. Самцы, наоборот, часто мигрируют между разными группами макак. (см. ссылки).

Эмоциональные отличия

«Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям . Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать „исследовательским“, а девочек — „коммуникативным“ (эти условные термины придуманы мною. — Т. Б.). Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте». (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология)

Различия во внимании

Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин — на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин — со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера).(цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология)

Качественные показатели интеллекта

Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован. (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология) Исследование интеллектуальных способностей по тестам не дает достоверной и адекватной оценки и противоречивы, а кроме того зависимы от возраста. Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8— 11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов») — в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39-44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта за 38 лет. Последний результат может объясняться тем, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками.

Другие различия

Сегодня нейробиология информирует о врожденной разнице в поведенческих реакциях у мужчин и женщин, таких как способ ориентации на местности (навигации), стилях принятия решений, реакциях на болевые раздражители и т. д. (см. ссылки ниже).

Это, однако не обесценивает роли участия среды и воспитания в развитии индивида, а лишь обусловливает потенциал развития в том или ином аспекте. Нейробиология лишь напоминает, что существующие границы обусловлены нормой реакции генов, а то, в какой степени будут реализованы природные потенциалы человеком, во многом зависит от самого человека и его целенаправленных усилий и организации жизни общества.


Смотри также

Ссылки

Пол и гендер: как не запутаться в понятиях

Что такое пол

Это совокупность биологических характеристик, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Не все из них видны невооружённым глазом. Для наиболее точной идентификации лучше использовать совокупность факторов:

  • набор хромосом — XY у мужчин и XX у женщин;
  • гонады — яички у мужчин, яичники у женщин;
  • внутренние половые органы — простата и семенные пузырьки у мужчин, влагалище, матка и маточные трубы у женщин;
  • наружные половые органы — пенис и мошонка у мужчин, клитор и половые губы у женщин;
  • половые гормоны — преобладают андрогены у мужчин и эстрогены у женщин;
  • вторичные половые признаки — тип оволосения, развитие молочных желёз, распределение жировой прослойки и так далее.

Сами по себе эти признаки ещё ничего не гарантируют, так как, например, человек с женскими половыми органами может обладать мужским набором хромосом.

Биологический пол формируется в несколько этапов:

  1. В сперматозоиде, оплодотворившем яйцеклетку, оказывается или X-хромосома, или Y-хромосома. В сочетании с материнской X-хромосомой она обещает появление девочки в первом случае и мальчика во втором.
  2. У каждого зародыша имеется пара половых желёз, которые могут развиться в яички или яичники. Ранее считалось, что по умолчанию формируются женские гонады, при активном участии Y-хромосомы — мужские. Но сейчас учёные изучают особый ген DSS , который отвечает за формирование яичников, способных производить полноценные яйцеклетки. Сбой на этом этапе приводит к тому, что гонады не развиваются в соответствии с хромосомным набором.
  3. Внутриутробный гормональный фон плода определяет форму внутренних и внешних гениталий. Хрупкое равновесие здесь легко может быть нарушено, например, если беременная принимает некоторые гормональные препараты.
  4. В подростковом возрасте за дело вновь берутся гормоны, которые завершают процесс формирования биологического пола. Появляются очевидные вторичные половые признаки. Девочек ждёт менструация, мальчиков — эякуляция.

Соответственно, биологический пол определяется природой, но путь его формирования сложен и тернист. И набор признаков у человека, которого вы определяете как представителя одного пола, может соответствовать другому полу. А в случае истинного гермафродитизма у людей и вовсе формируется полный набор признаков, свойственных обоим полам.

Что такое гендер

Это социальное понятие, относящееся к характеристикам и поведению, которые культура приписывает полам. Самая простая иллюстрация — набор качеств, который приходит в голову при фразе «настоящий мужчина должен» или «настоящая женщина должна». Для убедительности это обычно подаётся под соусом биологической природы гендерной роли. Но исследователи это опровергают .

Процесс гендерной социализации начинается ещё до рождения.

Часто родители восторженно рассказывают о младенце, что он ещё сидеть не умеет, а тянется к машинке, потому что «настоящий мужик». Но ребёнок растёт не в социальном вакууме, и это влияет на его поведение.

Пол плода можно выяснить во время УЗИ. И уже с этого момента родители начинают формировать направленные на младенца ожидания. Покупается соответствующая одежда, игрушки. Мальчиков и девочек любого возраста поощряют по-разному: например, первым дарят спортинвентарь и машинки, вторым — мягкие игрушки и платья. Мальчиков чаще наказывают физически.

Гендерные стереотипы могут внедряться , даже если родители в целом не поддерживают их.

Формирование гендерных установок не обязательно происходит через запреты, скорее важен образ мышления. Например, поощрение «не бросай спорт, девушки тоже могут играть в баскетбол» говорит о существовании общепринятых правил, при которых это невозможно.

Исследования показывают , что в последние годы родители начали проявлять больше гибкости в вопросах гендерных стереотипов. Тем не менее стремление к равенству в одних сферах не компенсирует традиционных взглядов в других. Консерватизм чаще свойственен отцам, причём более жёсткую позицию они занимают по отношению к сыновьям.

Гендерная роль

Социальные ожидания в связи с гендерной принадлежностью человека называются гендерной ролью. Во многих культурах существуют довольно жёсткие представления о том, что позволяется делать мужчинам или женщинам, а что недопустимо. На социальную природу этих установок указывает то, что запрещённые действия возможны физически, просто порицаются обществом. Кроме этого, биологический пол не везде является решающим при определении гендерной роли.

Клятвенные девы в Албании отказывались от традиционной женской роли, носили мужскую одежду, выполняли мужские обязанности и получали право голоса в управлении общиной. У индейцев в Северной Америке и мужчины, и женщины могли сменить гендер, они назывались бердашами.

Ожидания, предъявляемые к представителям одного пола, могут различаться даже в рамках одной культуры.

Например, женщины-аристократки должны были падать в обморок от чьего-то тяжёлого взгляда, тогда как их менее знатные «коллеги» вынуждены были носить нелёгкие грузы.

Гендерная идентичность

Гендер человека чаще всего совпадает с биологическим полом. Однако гендерная идентичность — самоопределение себя мужчиной или женщиной — не даётся от рождения. Человек может чувствовать себя некомфортно в рамках присвоенного ему гендерного статуса (в том числе из-за жёстких ожиданий общества).

Число вариантов гендерной идентификации назвать сложно. Facebook сейчас предлагает пользователям в Великобритании выбирать из 71 позиции.

Как правильно употреблять эти термины

Несмотря на очевидные различия, оба термина — пол и гендер — всё равно употребляются крайне неаккуратно, превращаясь в синонимы. Например, распространённые на Западе вечеринки, на которых будущие родители узнают пол младенца, называются gender reveal party. Хотя, конечно, речь идёт о форме половых органов, которые врач увидел на УЗИ, а вовсе не о соответствии поведения младенца социокультурным требованиям.

Важно помнить, что при разном биологическом старте мужчины и женщины в больших группах не так уж сильно отличаются с точки зрения личности, когнитивных способностей и лидерства.

А индивидуальные различия, например, между двумя мужчинами, могут быть значительно сильнее, чем между конкретными женщиной и мужчиной. Поэтому пора прекратить распределять обязанности по форме половых органов и начинать требовать от каждого по способностям.

Читайте также

Гендерные отличия — это… Что такое Гендерные отличия?

Гендерные различия

Гендерные различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.

Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и количественно измеряет эти различия и пытается найти им объяснения. Сегодня сформировались два полярных подхода к объяснению гендерных различий. Социальная психология рассматривает в качестве их основной причины социальные факторы (социальное научение), воспитание, в то время как биологический подход рассматривает эти различия как эволюционно сформировавшиеся и закрепившиеся биологически. В пользу обоих подходов есть свои аргументы.

Гендерная идентичность

Одним из основных вопросов гендерной психологии был вопрос о половой самоидентификации индивида (гендерной идентичности). Социальные психологи находят, что ребёнок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом. Ими было обнаружено, что маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определённого возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

Соответственно, согласно этой теории, девочки психологически становятся фемининными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности. В реальности же каждый человек сочетает в себе как маскулинные, так и фемининные качества, и общество представляет собой характерологический континуум личностей, причем мужчина или женщина может соответствовать любой точке этой характерологической шкалы, и можно встретить как маскулинизированную женщину, так и феминизированного мужчину. Сложно оказалось однозначно определить и свойства характера, которые следует относить к типично мужским или типично женским, так как зачастую в одних этносах они считаются свойственными одному полу, а в другом — другому.[1]

Эта концепция послужила основой для теоретического обоснования операций по конверсии (изменению) пола у младенцев с невыраженными половыми органами или поврежденными при рождении или неудачных хирургических операциях.

Однако это встречало активное сопротивление со стороны представителей нейронаук. Споры вокруг конвертирующих операций достигли внимания общественности в 1997 году, когда был опубликован рассказ о жизни человека по имени «John/Joan», получивший Национальную премию по журналистике. «John/Joan», известный в настоящее время как Дэвид Реймер (David Reimer), родился в 1965 г. вместе с другим братом-близнецом и был назван Брюсом. Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью — потере пениса, после чего ребёнок был кастрирован в 22 месяца и переименован в Бренду. Случай[2] был оценен в литературе как потрясающий успех Хопкинсовского психолога Джона Мани (John Money), который был автором самого термина «гендер», он послужил прецедентом для многих других. В действительности же дело обстояло вовсе не так благополучно.

Бренда, которая всегда чувствовала себя неуютно в своём разодетом в платья теле, пережила ужасное детство, полное замешательства и безжалостных насмешек, и в сущности не воспринимала себя как девочку. Она была склонна к мальчишеским занятиям, увлечениям и поведению. Когда в 14 лет ей наконец рассказали правду, она немедленно с чувством глубокой удовлетворенности и облегчением стала Дэвидом. Жизнь опять стала налаживаться. Он женился и стал отчимом трёх детей. Однако, когда Дэвиду (Реймер, снова став мужчиной, решил вернуть себе имя, данное при рождении) было уже 30 лет, психиатры, наблюдавшие за Реймером с 8 лет, опубликовали статью, посвящённую разоблачению доктора Мани и его теории. Статью эту заметил журналист Джон Колапинто и уговорил Дэвида помочь ему написать книгу о его жизни, обличающую злодеяния Мани.

Книга наделала много шума. Дэвид Реймер стал знаменитым, однако нормальная его жизнь на этом кончилась. Его все знали как транссексуала, о нём говорили, шептались, острили. В итоге не выдержала жена, она ушла от него, забрав детей (каково им было — детям отца, о котором все говорят как о самом знаменитом трансвестите). И вот две недели назад не выдержал и он сам.38-летний канадец Дэвид Реймер покончил жизнь самоубийством.

Медицинское сообщество также узнало правду о случае Дэвида и пришло в неизбежное замешательство: возможно тысячи проделанных хирургических конверсий привели к страданию людей. В своем докладе профессор анатомии и репродуктивной биологии Гавайского университета Milton Diamond, и психиатр Keith Sigmundson поведали миру об ужасающем прошлом Дэвида. Оба исследователя не случайно занялись данной проблемой: Даймонд был одним из команды учёных Канзасского университета, выявивших в 1959 г. маскулинизирующий эффект тестостерона на внутриутробное развитие морских свинок, а Сигмундсон был психиатром несчастного Реймера в его родном городе Уиннипег.

Данный случай послужил импульсом для начала широких ретроспективных исследований случаев конверсии пола у младенцев, которые выявили множество аналогичных историй и тем самым нанесли серьёзнейший удар по социальной теории половой самоидентификации у детей.[3] К сожалению, даже в современных учебных пособиях эти клинические данные не всегда находят отражения (например, Шон Берн. Гендерная психология; Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006).

Также объектом острых дискуссий, нередко принимающих политический характер, становится предметная область деятельности человека в зависимости от пола. Многими профессиями, ранее считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины. Большой материал принесли и кросс-культурные исследования (например, Маргарет Мид), из которых следовало, что деятельность по признаку пола определяется культурными установками, могущими быть разными в разных этносах. Соответственно, и деятельность не может однозначно определяться как природно предопределённая для какого-то одного из полов.

Однако все же существуют определённые корреляции между мужскими и женскими традициями в различных культурах относительно предметных занятий, что может косвенно свидетельствовать в пользу существования каких-то биологических детерминант. Это прежде всего — разница в физических возможностях, поскольку мужчины в своём большинстве намного сильнее женщин, а потому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание ею потомства и ведение домашнего хозяйства. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

И опять серьёзнейшие факты преподнесли клиническая эндокринология и этология. Случаи пациентов с эндокринными нарушениями говорят о том, что в период раннего развития человека чрезвычайно влиятельны биологические факторы (например, уровни андрогенов — мужских половых гормонов — у матери в период вынашивания плода, оказывающих маскулинизирующее влияние на половую дифференцировку мозга у ребёнка).

Эксперимент с приматами

Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счетов и значение врожденной предрасположенности к выбору видов деятельности, игр, игрушек (с учетом хотя бы большей агрессивности лиц мужского пола, которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределённой концентрацией в организме мужских половых гормонов). Уникальная возможность получения доказательств в пользу последней точки зрения имеется при изучении детей с таким генетическим нарушением, как врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН). Из-за ферментативного дефекта у индивидов с САН обнаруживается высокий уровень андрогенов в надпочечниках начиная с утробного периода. Вследствие этого у девочек с ВГН наблюдается поведение, характерное для мальчиков: интенсивный расход энергии, склонность к шумным уличным играм и традиционно маскулинным игрушкам и занятиям (Ehrhard, Baker, 1974; Ehrhard, Epstein, Money, 1968; S. Berenbaum, M. Hines, 1992). Они лучше ориентируются в пространстве (что характерно для мальчиков), чем девочки без ВГН (Resnick et al., 1986). Поэтому существует точка зрения, что не родители навязывают ребёнку те или иные игрушки и игры, а ребёнок, проявляя склонность к тем или иным играм и игрушкам, заставляет реагировать родителей на его склонность (S. Scarr, K. McCartney, 1983). Авторы рассматривают эту зависимость как вызывающий генотип — реакция среды. В пользу этого свидетельствует и наблюдение М. Сноу и его коллег (M. Snow et al., 1983), что мальчики, получившие от отца куклу, играют с ней меньше, чем девочки. На биологическую основу различий в играх мальчиков и девочек указывают и наблюдения над юными макаками-резус: самцы играют в борьбу, а самки ухаживают за более молодыми детенышами. Вряд ли эти различия можно приписать социальному фактору или подражанию родителям. Скорее борьба юных самцов отражает их большую склонность к проявлению агрессии, обусловленную большой концентрацией мужского полового гормона [4].

Значительный вклад в решение данного спорного вопроса внёс эксперимент с приматами — обезьянами vervet из семейства негоминид [5]. Оказалось, что самцы из всех предложенных им игрушек предпочитали машинки и мячи, а самки — куклы и горшки, то есть те же самые, которые обычно соответственно предпочитают мальчики и девочки. Игрушками же, которые одинаково свойственны мальчикам и девочкам (иллюстрированная книга или матерчатая собака), самцы и самки интересовались в одинаковой степени. Это подразумевает, что данные предпочтения сформировались в процессе эволюции и основаны на различных поведенческих ролях самцов и самок. По-видимому, в выборе типа игрушек играли ассоциативную роль свойства этих предметов, привлекательные в контексте типичного для самцов и самок полоролевого поведения. Таким образом, и в этом отношении мнение социальных психологов было опровергнуто.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В области математики способности людей распределяются между полами равномерно. Как весьма многочисленные краткосрочные эксперименты, проводившиеся независимыми друг от друга группами ученых в течение последних двадцати лет, так и различные долговремнные научные проекты показали один и тот же результат: пол не оказывает никакого достойного упоминания влияния ни на решение математических задач человеком вообще, ни на предпочтение вида этих задач, их отношения к тому или иному разделу математики. Суммарный анализ и тех, и других исследований опубликован в регулярном издании АРА (American Psychological Association) Psychological Bulletin, Vol 136(1), Jan 2010, 103-127.

В то же время агрессия носителей стереотипов, особенно в детском возрасте, негативно сказывается на желании женщин и девочек реализовать свои математические способности. Если в семьях, где родители не заражены предрассудками и противятся их давлению извне, девочки и мальчики с одинаковым успехом изучают математику, то в семьях с навязчивыми представлениями о преимуществах мальчиков в абстрактном мышлении, девочки действительно демонстрируют или неспособоность или равнодушие к математике.

Особенного внимания заслуживает раздельное обучение мальчиков и девочек. Оно консервирует, а подчас и катализирует действие социальных атавизмов.

Различия в речевых способностях

Превосходство женского пола в речевых способностях начинается уже в 9 лет, продолжается в другие возрастные периоды (до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Скорее всего, оно связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками. Это превосходство в равной степени проявляется как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.[6]

Причина превосходства девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. Однако этология продемонстрировала, что самки приматов (макаки резус) издают в 13 раз больше «коммуникационных» звуков по сравнению с самцами. При этом они в основном предпочитают общаться с другими самками. Самцы же примерно равное количество времени проводили в «беседах» с макаками обоего пола [7]. Возможное объяснение этому в том, что общение с «соседками» необходимо самкам макак для выживания. Всю свою жизнь они обычно проводят в одной группе и часто помогают друг другу ухаживать за потомством. Самцы, наоборот, часто мигрируют между разными группами макак. (см. ссылки). Хотя ближайшие генетические «родственники» человека — приматы шимпанзе вообще не обнаруживают вербальных различий между самками и самцами. Однако, стоит отметить, что интеллектуальное лидерство в тех видах человеческой деятельности, которые требуют в большей степени высокие вербальные навыки, в подавляющем большинстве принадлежит мужчинам. Практически все выдающиеся полиглоты, писатели, поэты, искусные ораторы, известные юристы являются лицами мужского пола. С другой стороны, причина этого лежит скорее в том, что исторически подобные занятия были традиционны для мужчин, и в период с древней истории до новейшей женщина-оратор или женщина-юрист вызвала бы по меньшей мере удивление у общества.

Эмоциональные отличия

«Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям . Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать „исследовательским“, а девочек — „коммуникативным“. Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте».[6]

Различия во внимании

Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объёме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин — на точность работы (по показателям объёма, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин — со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера)[6].

Качественные показатели интеллекта

Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован. Исследование интеллектуальных способностей по тестам не даёт достоверной и адекватной оценки и противоречивы, а кроме того зависимы от возраста. Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8— 11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов») — в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39-44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта за 38 лет. Последний результат может объясняться тем, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками.[6].

Другие различия

Сегодня нейробиология информирует о врожденной разнице в поведенческих реакциях у мужчин и женщин, таких как способ ориентации на местности (навигации), стилях принятия решений, реакциях на болевые раздражители и т. д. (см. ссылки ниже).

Это, однако не обесценивает роли участия среды и воспитания в развитии индивида, а лишь обусловливает потенциал развития в том или ином аспекте. Нейробиология лишь напоминает, что существующие границы обусловлены нормой реакции генов, а то, в какой степени будут реализованы природные потенциалы человеком, зависит от самого человека и его целенаправленных усилий и организации жизни общества.


Смотри также

Примечания

Ссылки

это… Разница между гендером и полом. Что такое гендерные роли

Гендер – набор характеристик, которые культура приписывает разным полам. Это модель поведения, которого общество ожидает от мужчины или женщины. Понятие «гендер» часто путают с понятием «пол».

Пол – это совокупность физических особенностей, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Пол может быть женским или мужским, а гендер – это поведение и действия, которых ожидает от человека общество.

Проще говоря, пол – биологическое понятие, а гендер – культурное.

Гендерные роли и гендерные стереотипы

Ожидания общества от человека с той или иной гендерной принадлежностью называются «гендерной ролью». Во многих культурах существуют четкие разграничения допустимого и недопустимого поведения для мужчин, женщин и других гендеров. Обычно это выражается на бытовом уровне, например, в виде фраз: «Ты мужчина и должен служить в армии» или «Женщина всегда должна хорошо выглядеть». Подобные убеждения называются гендерными стереотипами.

Сотрудница отдела технического контроля ВАЗ Людмила Тюрина в салоне автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули». Источник: РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Например, в западных культурах середины XX века женской гендерной ролью была роль домохозяйки и матери. Заниматься производственным трудом в этом случае считалось нежелательным. В тот же период гендерная роль женщин социалистических стран подразумевала и работу, и занятие хозяйством.

Источник: Getty Images

Выяснить, в какой степени гендерные роли определены физиологией, а в какой – созданы обществом, наука пока не может.

Depositphotos

Гендерная идентичность: кто такие трансгендеры, цисгендеры и гендерквиры

Речь идёт о самоопределении человеком себя как представителя того или иного гендера. Если гендерная роль – это социальные ожидания от человека с той или иной гендерной принадлежностью, то его идентичность – это его самоощущение.

Когда гендерная идентичность человека совпадает с его биологическим полом, то он зовется цисгендером, если же нет – трансгендером.

Валентина Сампайо – бразильский трансгендер и модель. Источник: Instagram/valentts/

Трансгендерность бывает бинарной и небинарной.

Бинарные трансгендеры относят себя к полу, который противоположен их биологическому. Некоторые из них стремятся совершить трансгендерный переход – привести свое ощущение и гендерную роль к единству. Для этого можно пройти через операцию, поменять документы и имя.

Голубо-розово-белый флаг – символ трансгендеров. Источник: Depositphotos

Небинарные трансгендеры же изначально отрицают, что пол и гендер человека делятся только на мужской и женский. К примеру, агендеры не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам, а бигендеры могут ощущать себя и теми, и другими в зависимости от настроения, окружающей обстановки или собеседника. Люди, чья идентичность отличается от мужской или женской, называются гендерквирами.

На сегодняшний день трудно дать определения всем существующим гендерным идентичностям из-за их постоянной изменчивости и невозможности выделить четкие различия между ними.

Гендерные различия — это… Что такое Гендерные различия?


Гендерные различия

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003.

  • Гендерные проблемы инвалидности
  • Гендерные различия пользователей PC

Смотреть что такое «Гендерные различия» в других словарях:

  • Гендерные различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и …   Википедия

  • ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ — (англ. gender род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более агрессивны и доминантны, для них более значимы… …   Энциклопедический словарь

  • ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ — половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения [32] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ — См. половые различия …   Толковый словарь по психологии

  • Гендерные различия пользователей PC — (персональных компьютеров) наблюдаются при взаимодействии человека и компьютера во всех возрастных группах. Стереотипы общественного сознания и СМИ, тенденциозность образования и выпускаемых программных продуктов в какой то мере обуславливают тот …   Термины гендерных исследований

  • Гендерные различия в японском языке — Среди распространённых языков японский выделяется высоким уровнем различий в речи мужчин и женщин. Его можно заметить уже у трёхлетних японцев и японок[1]. Использование слова «гендер» показывает, что речь о гендерной роли, а не о грамматическом… …   Википедия

  • Гендерные различия в общении — Различия между мужчиной и женщиной интеллектуальные, эмоциональные существуют, но они скорее носят качественный, а не количественный характер. Мужчины и женщины по разному воспринимают окружающую действительность, по разному ее оценивают.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Гендерные отличия — Содержание 1 Гендерные различия 2 Гендерная идентичность 3 …   Википедия

  • ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — (англ. gender род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых …   Энциклопедический словарь

  • Гендерные проблемы — (англ. gender род, пол) общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых… …   Политология. Словарь.


ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ — это… Что такое ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ?


ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ГЕ́НДЕРНЫЕ РАЗЛИ́ЧИЯ (англ. gender — род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более агрессивны и доминантны, для них более значимы профессиональные роли, но в отношении мужчин не доказано, что они более активны, чем женщины, предприимчивы, самодостаточны, независимы, легко принимают решения, любят математику и науку, неэмоциональны. Женщин характеризуют хорошо развитые вербальные способности, дружелюбность и контактность, предпочтение семейных ролей профессиональным, но не доказано, что они более тревожны, импульсивны, аккуратны, имеют более низкую самооценку, чем мужчины.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  • ГЕНДЕРНЫЙ

Смотреть что такое «ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ» в других словарях:

  • Гендерные различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и …   Википедия

  • ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ — половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения [32] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ — См. половые различия …   Толковый словарь по психологии

  • Гендерные различия — см. Психология половых различий …   Термины гендерных исследований

  • Гендерные различия пользователей PC — (персональных компьютеров) наблюдаются при взаимодействии человека и компьютера во всех возрастных группах. Стереотипы общественного сознания и СМИ, тенденциозность образования и выпускаемых программных продуктов в какой то мере обуславливают тот …   Термины гендерных исследований

  • Гендерные различия в японском языке — Среди распространённых языков японский выделяется высоким уровнем различий в речи мужчин и женщин. Его можно заметить уже у трёхлетних японцев и японок[1]. Использование слова «гендер» показывает, что речь о гендерной роли, а не о грамматическом… …   Википедия

  • Гендерные различия в общении — Различия между мужчиной и женщиной интеллектуальные, эмоциональные существуют, но они скорее носят качественный, а не количественный характер. Мужчины и женщины по разному воспринимают окружающую действительность, по разному ее оценивают.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Гендерные отличия — Содержание 1 Гендерные различия 2 Гендерная идентичность 3 …   Википедия

  • ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — (англ. gender род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых …   Энциклопедический словарь

  • Гендерные проблемы — (англ. gender род, пол) общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых… …   Политология. Словарь.