Идиот настасья: Настасья Филипповна Барашкова — Википедия – Настасья Филипповна — биография, внешность, характер, цитаты, актрисы

Содержание

Настасья Филипповна Барашкова — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 декабря 2016; проверки требует 21 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 декабря 2016; проверки требует 21 правка. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Барашкова.

Наста́сья Фили́пповна Бара́шкова — одна из главных героинь романа Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот».

Ф. М. Достоевский «Идиот»:

… необыкновенной красоты женщина … в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона, волосы, по-видимому, темнорусые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна.

В возрасте семи лет потеряла родителей, с тех пор воспитывалась в поместье Афанасия Ивановича Тоцкого. Когда Настасье Филипповне исполнилось шестнадцать лет, он сделал её своей содержанкой. Осознав своё положение, девушка стала одержима ненавистью и презрением к своему «благодетелю», и к себе. Когда князь Мышкин впервые предложил ей выйти за него замуж, она отказалась и уехала с Рогожиным, потому что чувствовала себя оскверненной и недостойной любви благородного человека. Была убита Рогожиным.

В романе Настасья Филипповна представлена как женщина гордая, умная, благородная, но при этом совершенно сумасшедшая. Образ этой женщины — это земное воплощение красоты, не нашедшее себя в жизни.

Актрисы, сыгравшие Настасью Филипповну[править | править код]

Кроме того, в частичной польско-японской экранизации Анджея Вайды «Настасья» роль исполнил актёр-мужчина — один из ведущих современных оннагата Бандо Тамасабуро V. Он же исполнил в фильме и роль князя Мышкина — для чего понадобилось несколько лет уговоров со стороны режиссёра, так как это стало его первой мужской ролью за много лет (не считая начального этапа его карьеры в кабуки в детско-подростковом возрасте).

Настасья Филипповна — биография, внешность, характер, цитаты, актрисы

История персонажа

Настасья Филипповна – главный женский персонаж романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Вокруг этой героини строятся сюжетные линии, заставляющие читателя с интересом следить за коллизиями и перипетиями, с которыми сталкиваются мужчины. Настасья Филипповна была чрезвычайно русская женщина, чей характер был неукротим, а судьба невероятно трагична.

История создания

Писатель Федор ДостоевскийПисатель Федор Достоевский

Образ Настасьи Филипповны не был навеян Достоевскому вдохновением. Прототипом для него послужила давняя возлюбленная писателя – Аполлинария Суслова. Дочь купца средней руки, она была сестрой первого врача-женщины в России. Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, между Достоевским и Сусловой возникла романтическая связь. Аполлинария требовала у Достоевского развода с супругой и протежирования на литературном поприще ее творений, не отличавшихся талантом. После смерти супруги писатель решился связать свою жизнь с любовницей, но та отказала.

Литературоведы предполагают, что Аполлинария Суслова могла стать прототипом Настасьи Филипповны, и подтверждают, что связь двух творческих людей была мучительной, нервической, практически необъяснимой.

Роман Достоевского "Идиот"Роман Достоевского «Идиот»

Любопытно, что Достоевский подарил аналогичные героине «Идиота» черты и другим персонажам. В «Братьях Карамазовых» схожим образом наделена Аграфена Светлова, а в «Игроке» – Полина. Многие писатели вдохновлялись идеей о сломанной жизни простой русской женщины, создавая типичные для русской классической литературы образы.

Негласно некоторые писатели, в том числе Наталья Смирнова, издавшая книгу «Синдром Настасьи Филипповны», характеризуют именем героини жертв насилия, которых впоследствии сопровождают психологические проблемы. Под синдромом автор термина понимает хроническую ненависть ко всем представителям сильного пола, возникающую параллельно с желанием быть востребованной и одновременно недоступной.

Биография и сюжет

Настасья Филипповна на сцене театраНастасья Филипповна на сцене театра

Князь Мышкин впервые видит Настасью Филипповну на портретном изображении. Фотография так впечатляет героя, что он не может отвести от нее взгляд, любуясь чертами женщины. Ухаживающие за ней генерал Епанчин и Ганя Иволгин не сразу разглядели в князе соперника. Мышкин, в свою очередь, сумел по фотографии разглядеть израненную душу и трагическую судьбу Настасьи Филипповны. Им движет глубокое сострадание к еще незнакомой персоне.

Девушка с 16 лет живет как содержанка у богатого помещика Тоцкого. Отданная ему на воспитание в юности, она не ожидала, что опекун воспылает к ней не только платонической любовью. К 25 годам Настасья Филипповна предстает перед читателем как любовница Тоцкого, имеющая опыт нахождения в свете.

Князь МышкинКнязь Мышкин

К среднему возрасту Настасья Филипповна уже не считалась девушкой, но черты, присущие инфантильным красавицам, оставались при ней. Нарциссизм и некий мазохизм оправданы тем, что из порядочной девочки она превратилась в наложницу развратника. Теперь в ее жизни не предвидится просвета.

Женщина с характером, она отличается яркими вспышками гнева. Окружающие боятся попасть ей под горячую руку. Чувствуя себя конченым человеком, она позволяет себе устраивать истерики, демонстрируя, как глубоко была оскорблена. Тоцкий, которого привлекла внешность подопечной, считает ее «колоритной». Тем не менее, поступки героини предсказуемы и однообразны. Она проклинает свою жизнь, представляясь падшей женщиной, конфликтует с мужчинами и мстит за потерянную честь.

Ганя Иволгин (кадр из фильма)Ганя Иволгин (кадр из фильма)

Настасья Филипповна представляет на суд читателей театр одного актера, заявляясь к Иволгину, превращает собственный день рождения в балаган, выставляя себя оскорбленной невинностью. Она порицает Тоцкого, дающего за нее большое приданое, чтобы обеспечить удачное замужество, и высмеивает вероятного жениха – Ганю Иволгина. Девушка бросает в огонь деньги, предложенные ей Рогожиным, и принуждает Иволгина лезть за ними в пламя. Злоба и гнев движут каждым ее поступком.

Энергичная и волевая героиня оказывается в замкнутом круге. Неспособная испытывать иные чувства, она не понимает, чего хочет и к чему стремится. Женщина живет прошлым, зациклившись на собственных несчастьях и используя их как оправдания.

Князь Мышкин и РогожинКнязь Мышкин и Рогожин

Мало кто помнит, что фамилия Настасьи Филипповны – Барашкова. Проводя аналогию с Рогожиным, можно понять, что имена героев – «говорящие». Мужчина преследует возлюбленную, как хищник жертву. Кажется, что своим ножом Рогожин обрывает жизнь женщины, но на самом деле она завершилась задолго до физической гибели. Предлагавшая примириться с ситуацией, Аглая не понимала, что для Настасьи Филипповны больше не существовало будущего.

Достоевский неслучайно выбрал главной героиней женщину, осознающую трагичность своей судьбы. Писатель одарил ее мечтательностью и наивностью, соседствующими с взбалмошностью и истеричностью. Он увидел в этой женщине сильный и твердый характер, который воспел в произведении. Героини, подобные Настасье Филипповне, присутствуют в каждом произведении Достоевского. Описание аналогичных судеб просматривается и в «Бедных людях», и в «Белых ночах».

Эмоциональные мечтательницы, живущие в мире грез, ассоциируются с супругой писателя, которая в последние годы жизни была прикована к кровати и существовала в постоянном забытьи.

Настасья Филипповна БарашковаНастасья Филипповна Барашкова

Все мужчины в романе пытаются завоевать расположение и благосклонность Настасьи Филипповны. Епанчин, Иволгин, Рогожин – все они подкупают Настасью Филипповну. Последний не принимает во внимание, что она сожгла деньги, а значит, руководствуется не материальным интересом.

Только Мышкину стала понятна глубокая душевная травма женщины. Он разглядел в Барашковой живую натуру, страдающую, израненную душевными переживаниями. Мечась между властным и горячим Рогожиным и скромным Мышкиным, женщина обещает себя то одному, то второму. История завершается ее гибелью от рук ревнивого купца-миллионщика Парфена Рогожина.

Экранизации

Роль Настасьи Филипповны – благодатный выбор для актрисы, позволяющий раскрыть весь драматический потенциал исполнительницы в классическом женском образе.

Кадр из фильма "Идиот" Акиры КуросавыКадр из фильма «Идиот» Акиры Куросавы

В первой экранизации романа, снятой Петром Чардыниным в 1910 году, роль содержанки Барашковой исполнила Любовь Варягина. Звезда немецкого кинематографа Аста Нильсен воплотила образ падшей женщины в ленте «Неверные души» Карла Фрёлиха в 1921 году, а француженка Эдвиж Фёйер снялась в видео-интерпретации Жоржа Лампена в 1946 году.

Японский режиссер Акира Куросава в 1951 году представил публике экранизацию романа Достоевского, в которой главную героиню звали Таэко Насу. Ее роль исполнила Сэцуко Хара. В советской постановке 1958 года в образе Настасьи Филипповны предстала Юлия Борисова. Спустя 20 лет, когда Александра Ремизова поставила телеспектакль по мотивам романа «Идиот», в нем сыграла Людмила Максакова.

Людмила Масакова в роли Настасьи Филлиповны

Японский фильм – не единственный проект, где режиссер решил сменить имя главной героини. Анджей Жулавский, снявший Софи Марсо в фильме 1985 года «Шальная любовь», подарил ее героине имя Мари.

Современной и востребованной оказалась кинокартина «Даун Хаус» Романа Качанова, снятая по мотивам романа Достоевского. В России в полнометражном кино в образе Настасьи Филипповны выступала еще актриса Лидия Вележева, снявшаяся в ленте Владимира Бортко «Идиот».

Лидия Вележева в образе Настасьи БарашковойЛидия Вележева в образе Настасьи Барашковой

Любопытно, что имя Настасья Филипповна досталось жене Добрыни Никитича – бравого молодца из серии мультфильмов «Три богатыря».

характеристика и образ героини в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Настасья ФилипповнаНастасья Филипповна Барашкова – одна из главных героинь известного романа русского классика Ф.М. Достоевского «Идиот».  Это молодая дворянка, без образа которой невозможно раскрытие главного персонажа произведения, князя Мышкина.

Характеристика персонажа

Настасья Филипповна – человек неоднозначный и противоречивый. Достоевский указывает на двойственность ее образа (с одной стороны – гордячка, с другой – жертва). В семилетнем возрасте она потеряла родителей, и ее приютил богач Тоцкий, который не сильно следил за своим моральным обликом. До шестнадцати лет он ее воспитывал и обеспечивал, однако по достижении половозрелого (по тем временам) возраста сделал из юной девочки содержанку. У Настасьи Филипповны не оставалось ничего другого, кроме как смириться с участью. Однако в 25 лет все меняется. Тоцкий решает жениться, а  Настасью Филипповну с колоссальным приданым  выдать замуж за богача. На этом моменте читатель тесно знакомится с героиней.

Настасья Филипповна Барашкова

(Настасья Филипповна — всегда элегантная и изящная)

Автор постоянно акцентирует внимание на красоте Настасьи Филипповны. Она стройна, статна, имеет выразительное лицо с  толикой надменности, темно-русые волосы, глубокий взгляд. Она всегда ухожена и грациозна. Даже в простом платье и с простой прической она всегда выглядела выигрышнее других дам. Не зря князь Мышкин интересуется  ей с первого взгляда на один лишь портрет. При этом у нее дьявольски сложный характер. Героиня вспыльчивая, острая на язык, гордая, непокорная. Часто ее называют бессердечной и высокомерной. И только приезжий князь понял, что истинное лицо Барашковой – страдание, которое она тщательно скрывает.

Образ в произведении

Настасья Филипповна бежит от венца

(Настасья Филипповна бежит от венца)

Образ Настасьи Филипповны в произведении куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Эта элегантная и грозная с виду женщина на самом деле – жертва обстоятельств. Все видят в ней высокомерную страстную статую с красивым лицом, но никто, кроме князя Мышкина, так и не смог заглянуть к ней в душу.  В детстве ее сломил Тоцкий, взяв не попечение, Тоцкий же сломил ее и второй раз, когда сделал своей содержанкой. Настасья Филипповна понимала, что он приютил ее, чтобы под маской благодетели взрастить себе красивую рабыню, которой можно щегольнуть на балах и пирах, как аксессуаром.

Настасья Филипповна обречена на трагичную судьбу. Автор постепенно подводит читателей к такой развязке. В приступе ревности ее убивает Парфен Рогожин. Почему же должна была оборваться судьба этой женщины? Достоевский намекает, что это было предрешено. Об этом постоянно говорили черные траурные платья героини, ее постоянно печальные глаза.

образ Настасьи Филипповны

Образ Настасьи Филипповны – это олицетворение страшного душевного надлома. Это образ страдающей, несчастной женщины, которую никто никогда не любил искренне.  Любовь Тоцкого и других мужчин – это похоть и разврат. Любовь Парфена Рогожина – это бездумная страсть. Любовь князя Мышкина –  обыкновенная жалость. Автор сам избавляет свою героиню от страданий, поскольку сочувствует ей и жалеет, что такая неординарная женщина так и осталась непонятой и одинокой до самого конца.

биография, характеристика персонажа и интересные факты

О том, кто такая Настасья Филипповна Барашкова, знает каждый, кто читал «Идиота». Это героиня, вокруг которой и завязаны главные сюжетные узлы. Монолог Настасьи Филипповны можно считать кульминацией романа Достоевского. В словах, которые она адресует то ли себе, то ли князю Мышкину, сквозит невероятное отчаяние, неверие в счастливый исход собственной жизни. В чём же трагедия Настасьи Филипповны? Есть ли прототипы у этого персонажа?

настасья филипповна

Князь Мышкин

Однажды в вагоне поезда, направляющегося из Швейцарии в Россию, Парфён Рогожин знакомится с молодым человеком, довольно странным, но вызывающим безграничную симпатию и доверие, — с князем Мышкиным. Дальний родственник генеральши Епанчиной очень болен, много лет провел за границей, но лечение не избавило его полностью от недуга. Именно от Рогожина Мышкин и слышит впервые о женщине по имени Настасья Филипповна.

Знаменитейший герой Достоевского свободен от страстей, которые губят человеческую душу. Он подобен ребенку. Его взгляд на окружающих незамутненный. А потому его и называют идиотом. Он единственный, кто видит в Настасье Филипповне не падшую роковую красавицу, а всего лишь несчастную женщину — женщину, лишенную любви и понимания. Он жалеет ее, возможно, любит по-настоящему. Однако интриги, которые порождает миллионное наследство, свалившееся как снег на голову, вынести он не в состоянии.

Автор наделил князя Мышкина автобиографическими чертами. Герой страдает эпилепсией, так же как и его создатель. И именно Мышкин поведал читателям о психологическом состоянии человека перед смертной казнью — о том, что было известно Достоевскому на собственном опыте. Вернемся же к образу Настасьи Филипповны. Какую роль история «падшей женщины» сыграла в судьбе несчастного князя Мышкина?

настасья филипповна барашкова

Характеристика

Настасья Филипповна — героиня довольно противоречивая. Действующие лица романа характеризуют ее по-разному. Какой эту женщину видит Мышкин? Впервые взглянув на ее портрет, он поражен. Однако поражен не красотой, а скорее страшным сочетанием гордости и презрения, которое можно прочитать в ее взгляде. Бледное лицо, чуть впалые щеки, странный огонь в глазах — всё это видит князь на портрете 25-летней женщины. В этот момент он словно угадывает прежнюю и дальнейшую судьбу Настасьи Филипповны. Затем, став миллионером, пытается спасти ее. Но тщетно. Это женщина испытывает презрение не только к окружающим, но и к самой себе.

настасья филипповна достоевский

Детство Настасьи Филипповны

Достоевский создал этот женский образ под тяжестью собственных любовных переживаний. Но о том, кто послужил прототипом Настасьи Филипповны, расскажем позже. Прежде стоит изложить биографию этой неординарной женщины.

Настасья Филипповна родилась в семье дворянина, отставного офицера. Когда девочке было семь лет, погибла ее мать. Отец после смерти жены сошёл с ума, и вскоре умер в горячке. Настасья осталась одна на белом свете. В ее судьбе активное участие принимал соседский помещик Афанасий Тоцкий. Сирота росла в доме его управляющего.

Девочка подросла. Тоцкий увидел в ней будущую красавицу. Нанял гувернеров, которые обучали Настасью французскому языку, музыке и правилам поведения в светском обществе. Когда же ей исполнилось 16 лет, сделал ее своей содержанкой.

монолог настасьи филипповны

Ганя Иволгин

Страдающую, ранимую душу в Настасье Филипповне смог увидеть лишь князь Мышкин. Для других же она была предметом торга. Узнав о том, что Тоцкий собирается жениться на одной из дочерей генерала Епанчина, Настасья приезжает в Петербург. И теперь уже помещик видит: перед ним не трогательное, беззащитное существо, которое он погубил, а женщина, готовая мстить. Она обладает страшным, инфернальным обаянием, что привлекает новых поклонников. Среди них и Ганя Иволгин.

Этот молодой дворянин богат, имеет приличную наружность, недурно образован. Он неглуп, но в то же время не имеет ни таланта, ни способностей, у него нет ни одной собственные идеи. Ганя Иволгин «решительно как и все». Он служит секретарем у генерала Епанчина, и именно у него в одной из первых глав князь Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, который его так поражает.

синдром настасьи филипповны

Парфён Рогожин

После первой же встречи с Настасьей Барашковой сын богатого купца охвачен роковой страстью. Он дарит ей бриллиантовые подвески стоимостью в десять тысяч. Встреча с этой женщиной выбивает Рогожина из привычной колеи. Он совершает ряд безумных поступков — всё ради того, чтобы завоевать Настасью Филипповну. Когда Парфен становится наследником миллионного состояния, так же как и Тоцкий, он пытается купить ее. Однако он неглуп и понимает, что ответного чувства никогда не дождется. Настасья Филипповна давно не дорожит собой. Связь с Рогожиным для неё — форма самоубийства.

настасья филипповна актриса

Любовный треугольник

В одной из сцен князь Мышкин делает Настасье Филипповне предложение. Она отвечает ему отказом и произносит длинную речь, полную горечи и страдания. Когда-то, будучи содержанкой Тоцкого, она мечтала о таком, как Мышкин — добром, честном, «глупеньком». Но потом общество навязало ей шаблон, которому пришлось следовать.

Настасья Филипповна понимает, как страшно на судьбе Мышкина может отразиться женитьба на «падшей женщине». А потому выходит замуж за Парфена Рогожина, который уважает князя, но неизменно видит в нём соперника. Настасья Филипповна губит и себя, и тех, кто любит ее. Рогожин в припадке ревности убивает ее, затем сходит с ума. Не менее печальна и участь князя Мышкина.

настасья филипповна образ

Образ героини в других произведениях

Характерные черты Настасьи Филипповны можно видеть и в других персонажах Достоевского. Например, в Аграфене Светловой из «Братьев Карамазовых», Полине из «Игрока». Героиня романа «Идиот» стала одним из ярчайших литературных образов. История молодой женщины с поломанной судьбой встречается и в произведениях более поздних прозаиков. В романе Пастернака «Доктор Живаго» показана судьба девушки из бедной семьи, любовнице богатого и циничного адвоката. Речь идет о Ларисе, ставшей жертвой негодяя-Комаровского. Нам неизвестно, находился или Пастернак, создавая этот женский образ, под влиянием романа Фёдора Достоевского. Но героини этих двух русских писателей, бесспорно, имеют общие черты.

В 2016 году в свет вышла книга Натальи Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». В психиатрии такого термина нет. Писательница сама создала его. Героиня Мироновой стала жертвой насилия, после чего на протяжении нескольких лет испытывала серьезные психологические проблемы. Выражались они в нелогичной ненависти по отношению к представителям сильного пола, стремлении быть желанной, но недоступной и недосягаемой.

настасья филипповна

Аполлинария Суслова

Так звали женщину, которую на протяжении многих лет любил Достоевский. Аполлинария родилась в семье богатого купца, получила неплохое образование. Ее старшая сестра — Надежда — стала первой русской женщиной-врачом. А это говорит о том, что дочери Суслова воспитывались в довольно благоприятной среде.

Аполлинария была моложе Достоевского на 20 лет. Между ними завязался роман. Полина (именно так ее называли знакомые и родственники) требовала от писателя развестись с женой. Кроме того, писала повести и рассказы, которые не имели литературной ценности, и требовала содействия в публикации. Одно из ее произведений однажды все-таки появилось на страницах журнала Достоевского. После смерти жены писатель сделал Полине предложение. Однако девушка ответила ему отказом. Их отношения всегда были мучительными, нервными, неясными.

Многие литературоведы, изучающие жизненный и творческий путь Фёдора Достоевского, полагают, что именно Аполлинария Суслова является прототипом Настасьи Филипповны.

Актрисы, сыгравшие знаменитую героиню

Роман Достоевского экранизирован множество раз. В 1910 году на экраны вышла картина Петра Чардынина. Настасью Филипповну сыграла Любовь Варягина. В 1958 году Иван Пырьев снял фильм, который признан одной из лучших экранизаций романа Достоевского. Главную женскую роль исполнила Юлия Борисова. В 2003 году на экраны вышел телевизионный многосерийный фильм Владимира Бортко. На этот раз Настасью Филипповну сыграла Лидия Вележева.

В образе знаменитой героини в разное время на экране появлялись такие актрисы, как Аста Нильсен, Эдвиж Фёйер, Людмила Максакова, Жанна Балибар. Правда, не раз зарубежные кинематографисты наделяли знаменитый персонаж другим именем.

«Идиот (Настасья Филипповна)» (1958) — смотреть фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»

Сценарий по роману Федора Достоевского «Идиот» Иван Пырьев написал в 1947 году. «Что я прежде всего видел в «Идиоте»? — вспоминал режиссер. — Огромную любовь Достоевского к людям «униженным и оскорбленным», стремление к социальной справедливости, горячее желание найти правду в жизни. И конечно, удивительное умение писателя раскрывать глубины психологии человека» («Избранные произведения», «Искусство», 1978).

Но к постановке картины он шел более десяти лет. Основная причина, по которой съемки не начинались, была в том, что Пырьев никак не мог найти актера на главную роль — роль князя Мышкина. Действительно, этот образ — один из самых сложных и необычных в российской литературе. Как писал сам Достоевский, в Мышкине он хотел показать «идеального человека», живущего реальной жизнью.

Актера Юрия Яковлева Иван Пырьев увидел на пробах к фильму Григория Чухрая «Сорок первый». Яковлев пробовался на роль Говорухи-Отрока, которую в итоге исполнил Олег Стриженов. Молодой актер запомнился Пырьеву, и постепенно он утвердился в мысли, что нашел своего Мышкина.

Иван Пырьев перенес на экран первую часть романа, включая знаменитую сцену со сжиганием денег в камине. «Достоевский поднимал жгучие вопросы современности, и одним из них, быть может, наиболее важным был вопрос о власти денег. Через отношение к деньгам проявляются характеры, открывается духовная сущность человека», — считал Пырьев («Избранные произведения», «Искусство», 1978). Легендарная сцена, когда Настасья Филипповна бросает в камин деньги, отданные ей Парфеном Рогожиным, — одна из самых драматичных, эмоционально наполненных и сильных в этой картине.

Очень яркие образы создали в «Идиоте» изумительные актеры старой школы: Вера Пашенная (генеральша Епанчина), Иван Любезнов (Иволгин), Сергей Мартинсон (Лебедев). Но конечно же, основная удача картины — это исполнители главных ролей Юлия Борисова и Юрий Яковлев. Недаром Иван Пырьев не хотел приступать к картине, пока не найдет идеального Мышкина. Юрию Яковлеву великолепно удалось передать на экране все метания и колебания чистой, трепетной души героя, его боль из-за несовершенства мира и его искреннюю любовь и жалость к людям. А в паре с ним изумительная Юлия Борисова. Ее Настасья Филипповна — невинная жертва: порок не запятнал ее, но ранил глубоко и неизлечимо. Оставаться равнодушным, глядя на игру этих актеров, поистине невозможно!

Зрители восприняли «Идиота» более чем благосклонно. В 1958 году фильм стал лидером проката, его посмотрели 31 миллион зрителей. Этот факт доказывает, что хорошо экранизированная классика всегда интересна и востребованна и даже такой «сложный» писатель, как Достоевский, может заинтересовать среднестатистического зрителя. Фильм также был назван лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран». В 1959 году картина была удостоена второй премии на Всесоюзном кинофестивале в Киеве.

В планах Ивана Пырьева было продолжить экранизацию «Идиота» и снять вторую часть. Этому, увы, так и не суждено было сбыться. Но к творчеству Федора Достоевского режиссер обратился еще два раза: в 1959 году он снял «Белые ночи», а в 1968 году — «Братьев Карамазовых», которые стали последней картиной в его фильмографии.

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА — это… Что такое НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА?

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА — героиня романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867-1869). Первым произносит это имя молодой купец Парфен Рогожин, рассказывая, как увидел ее и как его «тут и прожгло». У Юрия Олеши сказано: «вздрогнувшее в строчке имя Настасьи Филипповны»; «кажущееся лиловым имя, от которого то тут, то там вздрагивают строчки». Она еще долго не появится, не заговорит. Но князь Мышкин уже узнает, как может «прожечь» женская красота и как Рогожин был бит своим отцом за то, что купил Н.Ф. бриллиантовые «подвески». Рогожин этим рассказом будто вводит героиню в роман. Еще несколько страниц, и князь Мышкин видит ее лицо на фотографии — портрет свой она подарила Гане Иволгину. «Удивительное лицо!., и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а?»

Достоевский — мастер экспозиции. В следующей главе, чтобы объяснить некоторую напряженность в доме генерала Епанчина, он рассказывает, как сблизился с этим генералом некто Тоцкий, человек лет пятидесяти пяти, «изящного характера, с необычайной утонченностью вкуса». Тоцкий хотел было посвататься к одной из генеральских дочерей, однако тут был «один мудреный и хлопотливый случай, из-за которого все дело могло расстроиться безвозвратно». Так под видом «хлопотливого случая», мешающего богатому человеку хорошо жениться, появляется в Петербурге женщина по имени Н.Ф. В коротком (всего на одну страницу) рассказе Достоевский умещает всю ее жизнь. Оказывается, Тоцкий взял когда-то на воспитание двух девочек-сироток (младшая вскоре умерла от коклюша) и, живя за границей, совсем забыл о них, а потом, спустя годы, увидел в своем деревенском доме «прелестного ребенка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту». Воспитание ее приняло «чрезвычайные размеры». Не ведая, что ее ждет, девочка училась языкам, музыке и рисованию, в то время как Тоцкий терпеливо поджидал, пока этот бутон не раскроет все свои благоухающие лепестки. Дождавшись, он пожаловал собственной персоной и с тех пор «как-то особенно полюбил ту глухую свою деревеньку, заезжал каждое лето… И так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно». Это «спокойствие» Достоевский внезапно взрывает. До деревеньки дошел слух, что Тоцкий в Петербурге собирается жениться. И тут Н.Ф. обнаружила характер необыкновенный. Она бросила свой деревенский домик, явилась в Петербург к Тоцкому, и тот понял, что перед ним совершенно другая женщина. Она хохотала, излагая ему, что, кроме глубочайшего презрения, ничего к нему не испытывает, а приехала, чтобы не позволить ему жениться — «ну хоть для того, чтобы мне только посмеяться над тобой вволю». И Тоцкий понял, что теперь имеет дело «с существом совершенно из ряду вон».

Героиней романа Достоевский делает женщину, которой движет «ненасытимое чувство презрения, совершенно выскочившее из мерки». Эта женщина для Тоцкого безвредна в смысле «юридическом», но готова самое себя погубить безвозвратно и безобразно, лишь бы надругаться над своим обидчиком. Тоцкий в петербургском окружении Н.Ф. не один, он только богаче других, умнее и осторожнее. Генерал Епанчин и Ганя Иволгин — еще два участника интриги, которая ведется вокруг женщины. Ею торгуют, ее перекупают. На свой день рождения она собирает всех, кто хочет ее купить. Генерал Епанчин, имея свои дальние планы, принес ей роскошный жемчуг. Ганя Иволгин явился, зная, что ему продают женщину, а он клятву дал «доехать» ее, когда купит. И наконец, Н.Ф. ждет Рогожина, который поднял ей цену с восемнадцати тысяч до ста.

Все собравшиеся на этот невероятный день рождения преступают какую-то черту — совершают скверность или преодолевают желание ее совершить. Н.Ф. сознает, что, чем бы тут ни торговали, торгуют ею. И в момент отчаяния вместо себя предлагает другой объект внимания — бросает в огонь пачку денег, принесенных Рогожиным, и искушает Ганю бредовым соблазном: «Вытащишь — твоя».

Когда-то Тоцкий удивлялся, как дешево досталась ему эта «нежившая душа». Теперь эта душа оживает и подымает мятеж. В пламени этого мятежа все выглядят ничтожными. Все — кроме князя Мышкина. Он один, плохо разбираясь в происходящем, видит, что перед ними — живая, страдающая душа. «Вы страдали и из такого ада чистая вышли…» — это момент понимания, доступный лишь сверхпроницательному князю.

Чувство стыда в Н.Ф. обострено настолько, что другим это совсем непонятно, разуму недоступно. Отсюда версия, что она сумасшедшая. Иногда это мерещится даже князю. Он самому себе боится сказать, отчего такой гипнотической силой повлекла его за собой женщина. «Она помешанная», — не один раз повторяет князь, то отводя от Н.Ф. суждения толпы, то ужасаясь своей мысли.

Достоевский оставляет внутренний мир героини закрытым. Мы узнаем о нем только по тому, как судят эту женщину другие. Какие-то детали («точки», как говорил Достоевский) намекают на характер и на образ жизни героини. Например, лицо, каким его видит Мышкин на портрете, или постоянно повторяемые ею слова о том, что Рогожин ее зарежет (первым про это сказал князь Мышкин, еще не видя Н.Ф.). Или еще подробность — роман Флобера «Мадам Бовари», который князь, разыскивая Н.Ф., нашел в ее комнате.

Н.Ф. — это красота, не дающаяся никому в руки. Ее невозможно присвоить, и на страсть Рогожина она не отвечает, хотя и понимает, что этот человек — единственный, кто любит ее и ради нее пойдет на все. Она мечется от Рогожина к Мышкину, от Мышкина к Рогожину, придумывает для князя свою форму счастья, толкает его к Аглае и обещает Рогожину повенчаться, когда князь женится на Аглае. Ей нужно, чтобы в любви князя не было жертвенности, а было бы молодое и чистое счастье. Обостренным слухом она схватывает какие-то слова и интонации Мышкина, которые убеждают ее в собственной правоте: да, конечно, он любит Аглаю. Но достаточно получасового свидания двух женщин, чтобы всякая надежда на мир распалась и рассеялась. Встреча эта написана Достоевским как поединок. Два его свидетеля — князь и Рогожин, а сражаются две женщины. У них все разное — судьбы, социальное положение, даже ненависть. Аглая ненавидит соперницу, и это обычное женское чувство. Н.Ф. в Аглае ненавидит «чистенькую». Одна женщина — огромной внутренней силы, темперамента и опыта страданий. Другая — девчонка перед ней, очень живая и живучая. Идет яростная борьба за князя. У Аглаи своя бессознательная цель — не пустить Н.Ф. туда, где уже принят князь, указать «беспутной» ее место. А «беспутная» верит только в Мышкина, больше ей верить не во что. И от того, уйдет ли князь вместе с Аглаей или останется, зависит все. Князь метнулся к дверям. «За ней? За ней?» — и Н.Ф. без чувств упала ему на руки. Тут Достоевский первый раз дает мизансцену, которой чуть позже закончит роман. В финале князь утешает Рогожина, а тут — Н.Ф.

Как сказал Достоевский в «Идиоте», «причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем». И сам он под финал ограничивается «простым изложением событий», связанных с Н.Ф., не уклоняясь, правда, от невероятного толкования этих событий в слухах и сплетнях. Н.Ф. торопила свадьбу, князь подчинился, но из-под венца невеста сбежала — бросилась опять к Рогожину с криком «Спаси меня!» Она бежала прямо на «нож» и знала это. Ее панические слова о том, что нужно скрыться в Москве, в Орле, Рогожин прекращает ударом ножа — того самого ножа, которым была заложена книга «История России…».

Роман Достоевского много раз инсценировался и экранизировался во всем мире. На первые пьесы, написанные на основе романа, был наложен цензурный запрет. «Пессимистический взгляд на жизнь и общество Достоевского проявляется ярче, усугубляется при подаче его творениям драматической формы и делает из них какой-то сплошной протест против существующего общества» — таково было заключение цензора. Но в 1899 году постановка «Идиота» была разрешена. В Малом театре роль Н.Ф. исполнила М.Н.Ермолова; в Александрийском — М.Г.Савина. В 20-50-е годы эту роль играли Е.Н.Гоголева, В.Н.Пашенная, Е.И.Тиме, Ю.К.Борисова.

Н.А.Крымова

Литературные герои. — Академик. 2009.

Настасья Филипповна: психоанализ: nataly_hill — LiveJournal

Пересмотрев пырьевского «Идиота», как-то неприятно поразилась его театральности. Странно: другие экранизации классики того времени, как «Анна Каренина», тоже вполне театральны, но такого диссонанса не производят. А у Пырьева получился какой-то лубочный Достоевский. Яркие краски, режущий глаза грим, подчеркнуто карикатурные второстепенные персонажи, красивые крики профессионально поставленными голосами, изящные жесты, драматические пощечины и обмороки… А на выходе — какое-то моралите о «власти чистогана», вместо Достоевского — в лучшем случае, Бальзак или Золя.
Нет, я безусловно предпочитаю сериал, и из двух Настасий Филипповн однозначно выберу Вележеву.

Хоть о ней и говорят, что она играет какую-то «вяленую рыбу» и «холодную злобную стерву», в то время как в Борисовой есть огонь, страсть, порыв, огромное сердце, доброта и благородство, растоптанные жестоким миром… Но точно ли НФ должна быть «с огромным сердцем»?

Мне кажется, ключ к ее характеру — это слова Мышкина при взгляде на портрет: «Только вот не знаю, добра ли она! Ах, если бы добра! Тогда бы все было спасено!»
Как мы помним, «спасено» ничего не было, наоборот — погибло все, что только могло погибнуть, не исключая и самого бедного князя. 🙁
А когда она много раз повторяет Мышкину, что, мол, не должна связывать с ним свою жизнь, потому что не хочет его губить — о чем речь? Только ли о том, что такой брак испортит его репутацию (Мышкину абсолютно наплевать на свою репутацию, и НФ, женщина умная и проницательная, не может этого не понимать) — или о чем-то более серьезном?
Здесь, как с Анной Карениной — стоит смотреть не столько на то, как характеризуют героиню другие люди или на то, какой она старается выглядеть, сколько на то, что она делает. Точнее, сначала — на то, что сделали с ней, потом — на то, что стала делать с другими людьми она сама.

Жизнь НФ началась с круглого сиротства. Уже в довольно сознательном возрасте (6-7 лет) — в один миг потеряла отца и мать, родной дом, а затем и младшую сестренку. Все, кого она любила, кто составлял весь ее мир, ее бросили — так это воспринимает ребенок.
Это очень травматический опыт, способный нанести серьезный удар по способности любить как таковой.
Дальше в ее жизни появляется Тоцкий. Он берет над ней опеку, селит девочку у себя в поместье, полностью ее материально обеспечивает, дает хорошее домашнее образование, следит за тем, чтобы она была всем довольна и ни в чем не знала нужды… и где-то в 15-16 лет делает ее своей любовницей.

Связь зрелого мужчины и юной девушки можно оценивать по-разному; но здесь, исходя и из контекста ситуации (ее полная зависимость от Тоцкого — и позднейшая оценка этих событий), и из значения этого мотива в творчестве Достоевского вообще, нельзя сомневаться, что речь идет именно о растлении. Может быть, и об изнасиловании — если не в прямом смысле, то в смысле психического насилия и принуждения.
Для Достоевского растление ребенка (или подростка) — вообще очень важный мотив, проходящий через все его творчество. Девочки или совсем юные девушки, которых насилуют, совращают, пытаются совратить, «обманывают» и бросают — появляются у него едва ли не в каждом романе. Растление ребенка — это у Достоевского «архетипическое преступление», самое мерзкое и зверское, что только может сотворить человек с человеком. Растление надламывает и убивает душу растлеваемого — и, мало того, втягивает в это злодеяние его самого, делает как бы соучастником насилия над собой, убийства лучшего, что в нем есть (вспомним, как Матреша из «Бесов» в предсмертном бреду говорит: «Я Бога убила»)
Но чаще всего такие загубленные дети в его романах умирают — или исчезают из поля зрения.
Настасья Филипповна — это «Матреша, которая выжила». И на ее примере можно попытаться узнать, что же значит «Бога убила». Что умирает в человеке в результате насилия.

Мы не знаем, что именно и как делал с ней Тоцкий — знаем лишь, что она и в то время, и впоследствии воспринимала это как какую-то жуткую мерзость. Мерзость, от которой не может отказаться, не может даже дать понять, что ей это неприятно. Даже не потому, что «выгонит на мороз», а… ну, просто потому, что она еще ребенок, а он солидный взрослый дядя, которому лучше знать, как правильно. И не просто взрослый, а человек, заменивший ей родителей. У нее никого и ничего больше нет. Один раз ее уже бросили все, кто о ней заботился.
Итак, телесная близость, вообще отношения мужчины и женщины (а может быть, и межчеловеческие отношения как таковые) предстали для нее, как нечто невыносимо отвратительное. Обязательно связанное с насилием, если не физическим, то психическим и эмоциональным. И при этом — что-то такое, от чего она не может отказаться. Как бы ни было противно, отказываться нельзя — иначе тебя бросят.
На протяжении пяти лет она постепенно понимает, что произошло и что сделал с ней Тоцкий — проникается к нему ненавистью и решает отомстить. Узнав, что он собрался жениться, приезжает к нему в Петербург и «показывает когти».
Бедный Афанасий Иваныч, джентльмен и любитель клубнички, к такому повороту оказался совершенно не готов. Против младенцев он молодец — но, обнаружив, что его очаровательная малышка вдруг выросла во взрослую, решительную, бесстрашную и очень рассерженную женщину, позорно празднует труса. Он отказывается от своих планов, исполняет все желания Настасьи Филипповны, прыгает вокруг нее и всячески пытается ее улестить или как-то от нее откупиться. Они поменялись ролями: теперь она — госпожа, он — раб.
А дальше начинается что-то странное. Еще на пять лет (!) они застывают в таком подвешенном положении. Близости между ними уже никакой нет, все отношения ограничиваются тем, что Афанасий Иваныч финансирует Настасью Филипповну и очень ее боится. Так боится, что старается лишний раз не попадаться ей на глаза. А она — просто живет на его средства, ни в чем себе не отказывая, «что-то читает, чему-то учится» — но в целом как-то непонятно проводит время. «Отношения» — ни с кем и ни в каком виде — ее не интересуют. Над попытками Тоцкого чем-то или кем-то ее соблазнить и отвлечь она откровенно смеется. Однако и попыток порвать с Тоцким, «начать новую жизнь», вообще найти какие-то иные точки опоры — не делает. Единственное, что обращает на себя внимание — «странное направление знакомств»: она любит общаться с людьми не своего круга, с какими-то бедняками, больными старичками, дружит с каким-то чахоточным учителем и его семьей… Само по себе это, может быть, говорило бы только о добром сердце; но вот еще один странный знакомый, Фердыщенко, «очень сальный и грязный шут» — такого неожиданного приятеля у молодой девушки добрым сердцем уже не объяснишь.
Кстати, «странное направление знакомств», и точно такого же рода, потом буквально повторится у Ставрогина. Вообще у них довольно много общего — а разное скорее лишь то, что связано с разницей полов.
Казалось бы: ненавидишь своего «погубителя», хочешь ему отомстить — так отомсти. Во всяком случае, стоит попробовать — вдруг от этого станет легче. Разбей ему жизнь, как грозила. Это вполне возможно (а дальше, с появлением влюбленного и на все готового Рогожина — возможностей станет еще больше). Не странно ли, что своему «злодею» она так ничего плохого и не сделала — зато по-настоящему мстить начала впоследствии совсем другим людям, которые были ни при чем?
Он так противен, что даже мстить ему не хочется — что ж, плюнь на него, разорви с ним и начни жизнь сначала. Но зачем продолжать за него цепляться, угрожать ему, пугать… и ничего не делать? Что удерживает ее рядом с Тоцким? Уж точно не его деньги — во всяком случае, не только деньги. Комфорт и праздность, может быть, значат для Настасьи Филипповны не так мало, как она старается показать — но уж точно не значат всего. И крутые перемены в жизни ее не страшат…
По-моему, удерживает ее только одно — но держит очень прочно. Упоение своей властью.
Тоцкий растлил ее дважды. Сперва — когда, пользуясь своей властью, совершил над ней насилие; второй раз — когда сдался без боя и дал ей самой ощутить вкус насилия и власти. Он «подсадил» ее на иерархические, садо-мазохистские отношения. Сначала преподнес их как что-то отвратительное, но неизбежное; а потом помог обнаружить, что, когда тебя пугают, унижают и мучают — это ужасно, но совсем другое дело — когда ты кого-то сама… К тому же — он совершил над ней преступление, остался безнаказанным, и тем как бы дал ей право на злобу и неразборчивость в злобе. Обиженный и несчастный человек — в своем праве, ему многое прощается, а еще больше он прощает себе сам.
Отношения — это всегда насилие и борьба за власть. Либо ты насильник, либо жертва. Выйти из игры нельзя. Но можно согласиться, а затем, заманив «насильника» в ловушку, поменяться с ним ролями — и выместить на нем все свои обиды, сделав так, чтобы уже ему жизнь медом не казалась. Это и есть высшее наслаждение: вести опасные психологические игры, бороться за власть, подчинять своей воле, мучить, «ломать», провоцировать. Да, по большому счету все это противно — но ничего другого нет. Во всяком случае, для таких, как ты, «порченных». И насчет моральной оценки своих действий не беспокойся: с тобой поступили гнусно, сломали тебе жизнь — так что и ты теперь никому ничего не должна. Тебя не жалели — и ты ни о ком не думай и никого, кроме себя, не жалей.
Вот какой урок преподал своей воспитаннице гнусный старый педофил.

Проблема в том, что Тоцкий в роли жертвы скучен. Он холоден как рыба и плосок как доска. От него не дождешься ни сильных чувств, ни бурных реакций — тупо боится, и все. Его неинтересно «ломать» — он сразу прогибается. Он не в силах насытить ее ненависть. К тому же с Тоцким ее связывает некоторая история, и с ним она все-таки не чувствует себя свободно.
Поэтому предложение о браке с Ганей Иволгиным становится для нее манной небесной. Ганя — молодой человек с горячей кровью, амбициозный, резкий, самолюбивый. Не Наполеон, конечно — но уж, во всяком случае, поинтереснее Тоцкого. Интереснее не как мужчина — как противник и потенциальная жертва.

Жертва из него действительно недурная, особенно если взглянуть на его собственную историю. Ганя вырос в неблагополучной семье, и перед глазами у него не слишком приятная модель семейных отношений. Его отец — никчемный алкоголик, который их всех разорил и опозорил; реальная глава семьи — мать, у которой вся жизнь — одно сплошное терзание, а сын — единственная надежда. (Кстати, очень похожая семья (только без отца) — у Раскольникова; и проблемы Раскольникова схожи с Ганиными.) Ганя с детства живет под бременем стыда за отца и необходимости доказать матери, что сам он не такой. К властным и манипулирующим женщинам он привык, к семейным скандалам — тоже.
Он женится на НФ только ради денег — сам считает такой брак постыдным и сильно из-за этого терзается (и, между прочим, после свадьбы собирается выместить все свои переживания на НФ — и она об этом прекрасно знает, и ее это совершенно не смущает. Для нее это норма.) Вся его семья — решительно против этой свадьбы, и дома у них каждый день из-за этого скандалы. Об этом НФ тоже прекрасно знает — ей доносит Фердыщенко. (Вот, кстати, зачем ей нужен «сальный шут» — как информатор. Помогает узнать, что происходит в стане противника.)
Казалось бы, перспективы ужасные. Зачем _так_ выходить замуж?
Не хочешь — откажись. Противно, считаешь оскорбительным, что тебя «продают и покупают» — откажись в резкой форме. Но НФ поступает иначе: не говорит ни да, ни нет — ставит Ганю в такое же подвешенное положение, как ранее Тоцкого, и начинает его мучить.
Как именно — мы хорошо видим в сцене у него дома. Неужели кто-то серьезно видит в этой сцене «браваду несчастной женщины, доведенной до отчаяния этим жестоким и лицемерным миром»? Нет, может, сама НФ мысленно так себя и оправдывает — но вообще-то это сцена хладнокровного, садистского издевательства над «женихом» и его семьей. Причем НФ «бьет по площадям»: унижает не только самого Ганю — который, допустим, обидел ее своим предложением, не только его мать и сестру, о которых слышала, что они ее терпеть не могут, но и полусумасшедшего старика-отца, и мальчика Колю, и даже Мышкина, которого принимает за слугу.
Кстати, для характеристики «доброты» или «недоброты» героя очень важно, как он относится к «простым людям». И к прислуге, к «низшим», и просто к посторонним, не замешанным в его драму. Наше знакомство с Мышкиным начинается с того, что он сначала в поезде разговорился с незнакомыми и совсем «не его круга» попутчиками, потом стал делиться своими задушевными мыслями с лакеем. Настасью Филипповну мы тоже впервые видим в момент общения с «лакеем» — и боже мой! Сколько высокомерия и злобы, с каким удовольствием она шпыняет бедного «дурачка»! Конечно, в этот момент она готовится к встрече с Ганечкиным семейством, накручивает себя для обретения боевого духа — но можно ли этим оправдывать откровенное хамство по отношению к безответному и ни в чем перед ней не повинному человеку?
Другая интересная деталь — как она извиняется (точнее, как-бы-извиняется) перед матерью Гани в конце этой сцены. У Пырьева НФ с театральными слезами в голосе вскрикивает: «Простите, простите меня!» Неудивительно — у него НФ именно «гордая, порывистая, но добрая и благородная», а такая, если уж в сердцах разыграет подобную сцену — непременно после устыдится и будет просить прощения. Но ничего подобного нет у Достоевского. В книге она подходит к матери Гани, вроде бы для того, чтобы извиниться — и говорит ей: «Я в самом деле не такая, он [т.е. Мышкин] угадал». Никаких «простите» — речь только о себе самой. Мышкин заставил ее взглянуть на себя — и, в самом деле, ужаснуться тому, чем она занимается; но от этого она не начала жалеть людей, которых только что изощренно унижала, не задумалась о том, каково им — думает она только о себе и о производимом ею впечатлении.

Но Ганя — все-таки не идеальная жертва. И с ним есть проблема: его не получится держать на крючке вечно, рано или поздно придется все-таки либо ему отказать, либо за него выйти; а там столкнуться с его матерью и сестрой, которые и сами умеют играть в игры, и голыми руками их не возьмешь…
Есть еще один человек, «павший жертвой ее чар», она его рассматривает в качестве потенциальной добычи, но быстро отвергает. Это генерал Епанчин. Ясно, что ни о каких серьезных отношениях с ним она и думать не может — однако поначалу принимает его подарки и вообще дает ему надежду. Для «благородной, но несчастной» такое поведение совершенно непонятно. Послала бы его сразу, вместе с подарочками! Но понятно — если вспомнить принцип: «Отказываться нельзя — но можно затянуть в ловушку, а потом на нем отыграться».
Однако очень скоро становится ясно, что жертва из генерала никудышная. Для этой роли он слишком цельная личность. «Крепкий хозяйственник» (в наше время непременно был бы единороссом :-)), отец семейства, деловой человек без всяких там душевных терзаний. Твердо стоит на земле. Не видно у него кнопочек, на которые можно понажимать. Развлечься с куртизанкой — пожалуйста, но ее рабом он точно не станет и «вампирить» себя не позволит. Это не то.

И вдруг появляется человек, просто самой судьбой посланный. Идеальная пара для Настасьи Филипповны.

Рогожин — тоже «ребенок-травматик». Тоже с опытом систематического насилия — не сексуального, конечно, «обычного», но также очень сильно его поломавшего.
Он вырос под властью деспотического отца. Супер-деспотического — настолько, что его, уже взрослого парня, лет 25-27, отец избивал до полусмерти и запирал дома. И это было совершенно обычное дело: и все вокруг считали, что так и надо, и сам Парфен считал, что так и надо. Он мог сделать (и часто делал) что-то тайком от отца, мог, в крайнем случае, сбежать — но сопротивляться ему и в голову не приходило.
И ему, в отличие от НФ, так и не удалось отомстить или взять верх, или даже четко осознать, что отец с ним обращается как-то неправильно.
Это прекратилось само собой. Отец внезапно умер. Осталась пустота, которую нужно чем-то заполнить.
Нельзя сказать, что Рогожин вырос мазохистом; удовольствия от страданий он явно не получает. Но, как и НФ, он привык к иерархическим отношениям как единственно возможным — и привык в этих отношениях быть «нижним». Смотреть снизу вверх, пресмыкаться, терпеть наказания, или бунтовать, а потом за это расплачиваться. Парадоксально: сильный человек с сильными страстями — привык быть рабом. Непокорным, злым, бунтующим, нуждающимся в «укрощении» — но именно рабом. Ему самому от этого тошно — но никак иначе он не умеет.
Поэтому и влюбился он не просто в красавицу — в женщину, стоящую намного выше его во всех отношениях: по происхождению, социальному положению, образованию. (И повезло ему еще, что НФ оказалась содержанкой, это позволяло найти к ней хоть какие-то подступы — а окажись она законной женой или дочерью какого-нибудь генерала?) Рядом с которой он, со своей «подлой рожей» и «мужицким видом», «никогда ничему не обучавшийся», изначально обречен на резкое, бьющее в глаза неравенство и на большие проблемы, даже в повседневном общении.
И еще — должно быть, он сразу почувствовал в ней то, что не стала играть Борисова и сыграла Вележева: злую «королеву», одержимую гордостью, властью и местью. Это его и привлекло.
Когда она у него на глазах издевается над другими — он приходит в буйный восторг от такого истинно «королевского» поведения. По его понятиям, «верхний» должен вести себя именно так. Он готов на все, чтобы НФ так же поиграла и с ним — еще не представляя, да и не задумываясь, чем это для него может обернуться.
И это не Тоцкий с рыбьей кровью, даже не Ганечка — это дикий зверь из дикого леса, крупный и опасный, приполз к тебе и лижет руки, умоляя, чтобы ты позволила ему стать твоей комнатной собачкой. Как отказаться от такого соблазна?
Только дикого зверя комнатной собачкой не сделаешь — да в качестве «собачки» он ей и не нужен. Ей интересно ломать, провоцировать, доводить до крайности — а он действительно готов до самой крайности дойти. И начинается саморазрушительная игра, которая для обоих закончится гибелью…

А что же Мышкин? А Мышкин воплощает другой тип отношений — на равных, без борьбы за власть, без садистских игр и самоутверждения за счет ближнего, без взаимного унижения и мучительства. И каждому из героев дает возможность как бы бросить взгляд в какой-то иной мир, где можно — иначе.

Но иначе они не могут. Они все уже слишком привыкли — вот так.
Это сложившаяся система; корни ее уходят глубоко в детство; чтобы ее изменить, требуется что-то гораздо большее, чем желание и доброе сердце.