Как детей заставить слушаться: Как заставить ребёнка слушаться — Лайфхакер – Как заставить ребенка слушаться с первого раза |

Содержание

Как заставить ребёнка слушаться — Лайфхакер

Если вы хотите найти ответ на вопрос «Как заставить ребёнка слушаться?», то попали по адресу: больше не нужно читать никаких статей, в том числе и эту. Я отвечу прямо сейчас: «Никак!»

Заставить ребёнка слушаться нельзя никак. Заставить можно только подчиняться, и то недолго.

Известный немецкий психотерапевт, основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз (Fritz Perls) утверждал, что есть две возможности повлиять на другого человека: стать «собакой сверху» или «собакой снизу». «Собака сверху» — это власть, авторитет, приказы, угрозы, наказания, давление. «Собака снизу» — это лесть, ложь, манипуляции, саботаж, шантаж, слёзы. И когда эти две «собаки» вступают в противоборство, «собака снизу» всегда побеждает. Итак, если вы хотите, чтобы ребёнок вас слушался, первым делом перестаньте его заставлять. Перестаньте командовать, читать нотации, стыдить. Вот несколько советов, чем заменить эти неэффективные средства.

Как добиться послушания

Первым делом нужно поощрять и стимулировать любую активность ребёнка, направленную в нужное русло. Девочка рвётся мыть посуду? Обязательно позвольте, даже если её помощь только помешает. Психологи проводили опросы школьников из четвёртых — восьмых классов, выясняя, делают ли они какую-нибудь работу по дому. Оказалось, что процент детей, которые не помогают родителям, одинаков. Но в четвёртых — шестых классах многие дети были недовольны тем, что им не доверяют домашние дела! А вот в седьмых и восьмых классах недовольных уже не было.

Основоположник отечественной психологии Лев Семёнович Выготский разработал универсальную схему обучения ребёнка самостоятельному выполнению повседневных дел. Сначала ребёнок делает что-то вместе с родителями, потом родители рисуют понятную инструкцию, а затем чадо начинает действовать полностью самостоятельно.

Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок аккуратно складывал вещи, когда приходит с улицы. Первый этап: всё делается вместе, родители показывают, помогают. На втором этапе нужно придумать и нарисовать подсказку: что, в какой последовательности и куда нужно складывать. Например, вот такую:

Ребёнок не слушается? Помогите ему

Большинство детей с готовностью следуют понятным и наглядным инструкциям. Постепенно формируется привычка, и внешние подсказки становятся ненужными.

Следующий отличный приём — превратить нужные действия в игру или соревнование. Просто убирать игрушки скучно и долго. Играть в уборку — совсем другое дело.

Игра — естественная потребность детей, в игровой форме они готовы браться за самые нелюбимые дела. Соревнование тоже отличный мотиватор.

Известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит такой пример. Родители хотели, чтобы их сын делал зарядку. Купили снаряжение, отец сделал турник в дверном проёме, но мальчику это было не особо интересно, и он всеми способами отлынивал. Тогда мама предложила сыну посоревноваться, кто сделает больше подтягиваний. Завели таблицу, повесили её рядом с турником. В итоге оба стали регулярно заниматься спортом.

Несколько слов о распространённой практике — платить детям за выполнение домашних дел… В долгосрочной перспективе это не работает. Запросы ребёнка растут, а объём выполненной работы уменьшается. В одном исследовании студентам предлагали решить головоломку. Половине из них за это платили, другим — нет. Те, кто получал деньги, были менее упорны и быстро прекращали попытки. Те же, кто действовал из спортивного интереса, тратили больше времени. Это ещё раз подтверждает известное в психологии правило: внешняя мотивация (даже положительная) менее эффективна, чем внутренняя.

Как правильно запрещать

Запреты нужны не только для физической безопасности. Многочисленные исследования показали, что вседозволенность в детстве негативно сказывается на личности и судьбе человека. Поэтому запреты должны быть обязательно. Но очень важно не перегнуть палку, ведь их избыток тоже вреден. Посмотрим, что советуют психологи.

1. Гибкость

Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает разделить всю активность ребёнка на четыре зоны: зелёную, жёлтую, оранжевую и красную.

  1. Зелёная зона — это то, что разрешено без всяких условий, то, что ребёнок сам может выбирать. Например, какими игрушками играть.
  2. Жёлтая зона — разрешено, но с условием. Например, можно пойти гулять, если сделаешь уроки.
  3. Оранжевая зона — разрешено только в исключительных случаях. Например, можно не ложиться спать вовремя, так как сегодня праздник.
  4. Красная зона — это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах.
2. Последовательность и согласованность

Если какие-то действия находятся в красной зоне, их нельзя разрешать ребёнку никогда. Достаточно один раз дать слабину, и всё: дети мгновенно понимают, что можно не слушаться. То же самое относится и к жёлтой зоне. Если ребёнок не сделал уроки, он обязательно должен быть лишён прогулки. Твёрдость и последовательность — главные союзники родителей. Столь же важно, чтобы требования и запреты были согласованы между членами семьи. Когда мама запрещает есть конфеты, а папа разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Дети быстро учатся использовать разногласия между взрослыми в своих интересах. В итоге ни папа, ни мама послушания не добьются.

3. Соразмерность

Не требуйте невозможного и с осторожностью подходите к трудновыполнимым запретам. Например, дошкольникам очень сложно (а некоторым просто невозможно) сидеть спокойно дольше 20–30 минут. Запрещать им прыгать, бегать и кричать в этой ситуации бессмысленно. Другой пример: в три года у ребёнка начинается период, когда он на все предложения родителей отвечает отказом. Как с этим справиться — отдельная тема, но фраза «Хватит мне перечить!» принесёт только вред. Родители должны иметь представление о возрастных особенностях детей, чтобы согласовывать свои запреты с возможностями ребёнка.

4. Правильный тон

Спокойный дружелюбный тон эффективнее строгости и угроз. В одном эксперименте детей заводили в комнату с игрушками. Самым привлекательным был управляемый робот. Экспериментатор говорил ребёнку, что уйдёт и, пока его не будет, с роботом играть нельзя. В одном случае запрет был строгим, жёстким, с угрозами наказания, в другом воспитатель говорил мягко, не повышая голоса. Процент детей, нарушивших запрет, оказался одинаков. Но через две недели этих детей снова пригласили в ту же комнату…

На этот раз никто не запрещал им играть с роботом в одиночку. 14 из 18 детей, с которыми в прошлый раз были строги, немедленно брали робота, как только воспитатель выходил. А большинство детей из другой группы по-прежнему не играли с роботом до прихода воспитателя. Такова разница между подчинением и послушанием.

Ребёнок не слушается? Не спешите наказывать его
stokkete/Depositphotos.com
5. Наказания

За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:

  1. Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
  2. Нельзя наказывать публично.
  3. Наказание никогда не должно унижать.
  4. Нельзя наказывать «для профилактики».
  5. Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. Физические наказания лучше свести к минимуму.
6. Немного непослушания

Абсолютно послушный ребёнок — это не норма. Да и какой жизненный опыт получит ваше чадо, если будет всё время следовать инструкциям и указаниям? Иногда следует позволить ребёнку сделать что-то, что причинит ему вред. Столкновение с плохими последствиями — лучший учитель. Например, ребёнок тянется к свечке. Если вы видите это и уверены, что контролируете ситуацию (поблизости нет легковоспламеняющихся предметов), позвольте ему коснуться пламени. Это избавит вас от многословных объяснений, почему нельзя играть с огнём. Естественно, следует адекватно оценивать возможный вред. Разрешить ребёнку сунуть пальцы в розетку — преступление.


Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей — понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать. К сожалению, волшебных палочек и единорогов не существует. Невозможно прочесть статью на Лайфхакере и решить все проблемы во взаимоотношениях с детьми. Но можно хотя бы постараться.

Как заставить ребенка слушаться с первого раза |

Автор Ленивая Мама На чтение 10 мин. Опубликовано

как заставить ребенка слушаться с первого раза Быть Ленивой Мамой с непослушным ребенок очень сложно. Ведь уходит много сил и времени, чтобы договориться с малышом о самых простых вещах. А с послушными детьми все становится намного проще, и не придется участвовать в спорах по любому поводу.

Неприятно это говорить, но начать изменения нужно с себя, так как заставить ребенка слушаться с первого раза может только спокойная и уверенная мама. Помимо этого нужно прислушиваться к ребенку и чувствовать его потребности. Как именно это сделать я расскажу в статье.

Как заставить ребенка слушаться

В последнее время наблюдаются большие проблемы с послушанием у детей. В современных реалиях, когда их сильно балуют, достаточно сложно удержать ребенка в рамках дозволенного. Почему же это происходит?

Сейчас активно продвигается идея вседозволенности детей. Малышам примерно до 2 лет ничего не запрещают, не дают заданий и в целом почти никак не воспитывают. Поэтому к 3-4 годам неудивительно, что ребенок не слушается взрослых. Хотя существуют и другие причины: противоречивые указания, несоответствие требований возрасту ребенку и др.

Как же заставить ребенка слушаться?

Первым делом стоит понять, что ни в коем случае не стоит прибегать к физическому наказанию. После нескольких шлепков ребенок действительно выполнит вашу просьбу. Когда в дальнейшем будет капризничать, одно упоминание о физической расправе заставит его успокоиться. И с виду все отлично — система работает.

Но на самом деле ребенок не становится «послушным», он просто боится вас. Уверена что вы бы не хотели вызывать ужас и страх у ребенка. Помимо ваших отношений сейчас, вся эта ситуация отразится на будущем ребенка. Физические наказания, затаенная обида и злость на вас обязательно всплывут в подростковом возрасте в виде бунта. Или наоборот ребенок полностью погрузится в себя, станет инертным, забитым и неуверенным в себе.

При любом развитии ситуации счастливым забитый ребенок не вырастет. Поэтому физическое воздействие — сразу нет!

Научитесь разговаривать с ребенком, договариваться, и тогда не придется прибегать к ремню.

Как разговаривать с ребенком правильно?

Очень многое зависит от того, как и что вы говорите малышу. Для начала стоит обратить внимание на громкость — если постоянно говорить на повышенных тонах, ребенок перестает воспринимать смысл фраз. Вспомните свои чувства, когда начальник или продавщица отчитывают вас на повышенных тонах. Даже если это заслуженная критика, появляется злость и обида на кричащего человека.

  • Установить зрительный контакт. Дети концентрируются только на одной задаче, так что пока что вы не привлечете к себе его внимание, он может просто не слышать ваши фразы. Правильно: сесть на корточки перед ребенком, коснуться руки, чтобы он посмотрел на вас, и посмотреть в глаза. Обратиться по имени и повторить свою просьбу.
  • Короткие и понятные задания, особенно если вы разговариваете с ребенком младше 4 лет. Им сложно запомнить и выполнить последовательность действий. Поэтому вместо односложного «сними куртку и обувь, помой руки и садить за стол», выдавайте задания постепенно. Сначала «снимай куртку и обувь», когда будет выполнено «помой руки», и только после этого «садись за стол».
  • Слишком длинные речи. Родители любят припоминать прошлые оплошности, когда отчитывают ребенка или просят прекратить что-то. А детям сложно уловить о чем фраза «Ты забыл как упал с дивана в прошлый раз и пришлось ехать в больницу? Сейчас же слезай, иначе опять ситуация повторится и ты будешь плакать». Правильно сказать лаконично: «Прыгать на диване нельзя — это опасно». В этом случае главное послание будет получено.
  • Косвенные указания. Малыши воспринимают все фразы буквально, поэтому не видят указания к действию в вопросе «Ты собираешь вылезать из лужи?». Не переоценивайте умения детей, ведь они только осваивают язык и многое не понимают. Говорите прямо и однозначно: «вылезай из лужи».
  • Использование отрицания НЕ. Дети частенько пропускают отрицательный посыл «не», и вместо «не лезь в лужу» слышат приглашение «лезь в лужу». Вместо этого лучше предложить другую интересную альтернативу: «Давай обойдем лужу, чтобы не запачкать новые ботиночки».
  • Постоянное одергивание. Некоторые тревожные мамочки так опекают ребенка, что на протяжении всего дня предупреждают малыша об опасности: «не споткнись о порог», «обойти злую собаку», «не наступи в лужу», «не урони кружку»… Со временем ребенок перестает воспринимать эти фразы, принимая их за «фоновый шум». Сократите количество замечаний до необходимого минимума, просто ходите рядом с ним и страхуйте в опасные моменты.
  • Неумение слышать ребенка. Находясь с ребенком 24 часа 7 дней в неделю многие мамы начинают отключаться. Они вроде бы находятся рядом с малышом, но погружены в свои мысли, разговаривают по телефону и не слышат своего ребенка. Со временем малыш начинает копировать это поведение, игнорируя ваши указания. Вместо этого подайте правильный пример — отвлекитесь на минутку от мытья посуды, чтобы выслушать рассказ ребенка. Поддержите разговор, уточните что-то, тогда и малыш будет внимательней относиться к вашим словам.

Помимо этого прислушайтесь к своим словам. Нужно делать акцент не на ребенке и какой он плохой, а на своих чувствах.

Неправильная фраза: «Ты такой эгоист! Хватит уже орать, сейчас пойдем уже! Замолчи сейчас же, мне же стыдно за тебя перед окружающими».

Правильная фраза: «Я понимаю, что ты устал. Сейчас оплачу покупку и пойдем домой. Я почитаю книжку и ты отдохнешь. А сейчас, пожалуйста, если хочешь покричать, делай это, пожалуйста, потише — мне трудно сосредоточиться».

Можно сделать акцент на своих чувствах:

Неправильная фраза: «Мне стыдно за твое поведение перед другими» — так вы показываете, что мнение окружающих важнее ребенка.
Правильная фраза: «Мне с тобой трудно, от крика болит голова».

Наблюдайте за тем, что вы говорите и как эти фразы может понять ребенок. Тогда вам будет проще найти с ним общий язык.

Как заставить ребенка слушаться с первого раза

Научить малыша послушанию — это не так просто и быстро. Ведь нет волшебной таблетки, подходящей каждому ребенку. И это не робот, который способен слепо следовать приказам. Но все равно существуют определенные советы, которые учат ребенка слушаться родителей с первого раза.

К каждому ребенку свой подход. Так что пробуйте разные методики и подберите подходящую.

Итак, давайте рассмотрим основные методики, чтобы научить ребенка слушаться:

  1. Минимум запретов. Когда ребенок на протяжении дня только и слышит «нельзя», «не лезь», «отойди», он перестает подчиняться. Поэтому старайтесь использовать запрещающие фразы только в крайнем случае, когда он делает что-то серьезное. Вместо этого обезопасьте пространство для игр, уберите опасные и хрупкие вещи, будьте рядом с ребенком, чтобы отвлечь его от опасных игр или вовремя остановить.
  2. Единое мнение в семье. Обязательно выработайте в семье определенные правила, которые ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать. Если папа разрешает, а мама запрещает, ребенку сложно следовать указаниям. Ведь если в одном вопросе родители разошлись, значит и в других можно не слушаться.
  3. Однозначные запреты. Не меняйте свой взгляд на какие-то запреты, чтобы не путать ориентиры ребенка. Если вы сказали «последний раз прокатись на горке, и потом идем домой», значит нужно держать свое слово. Один-два раза ребенок сможет уговорить вас остаться, и потом будет повторять этот прием постоянно. Только более уверенно, ведь он знает — этот метод позволяет добиться желаемого.
  4. Поощряйте инициативу ребенка. Дети любят помогать взрослым, подражать им и быть полезным. Не загубите это стремление на корню. Если двухлетний малыш хочет помыть свою посудку, позвольте ему это сделать и похвалите. А когда он не будет видеть, просто перемойте. Если ребенок добровольно выполняет одно задание, то и с другими будет проще.
  5. Учитывайте возрастные особенности. Нельзя требовать от 3-летнего ребенка сидеть спокойно в течении, ведь в них бурлит энергия и ее нужно выпустить. Так же в 3-летнем возрасте начинает кризис, и на все предложения мамы поступает запрет. Поэтому изучите информацию про кризисы, умения и навыки по возрастам. Только когда вы поймете своего ребенка, он будет вас слушаться.
  6. Выполняйте угрозы. Многие взрослые запугивают ребенка пустыми или нерагальными угрозами «не съешь — я тебе на голову вылью», «если сейчас гулять не пойдешь, больше вообще гулять не будем!». Сначала такой фокус пройдет, и дети будут слушаться, но если после неисполнения «приказа» наказание не поступило, страх исчезнет. Поэтому следите за своими угрозами и исполняйте их. Речь, конечно, не про физическое наказание. Ведь помимо них существует 11 безопасных способов наказать ребенка, и отдельная статья для малышей до 2 лет. У таких крох мышление работает по другому, так что воспитывать их нужно иначе.
  7. Дайте возможность выбирать. Если у ребенка будут только запреты и инструкции, рано или поздно он может устроить бунт на корабле. Чтобы заставить ребенка слушаться и послушаться, достаточно создать хотя бы иллюзию выбора. «Возьмем в ванну утенка или кита?», «В больницу пойдешь в черной футболке или в желтой?», «Тебе положить морковку или горшек?»», «Кто с тобой сегодня будет спать из игрушек?».
  8. Последовательность в обучении. Если вы хотите, чтобы ребенок делал что-то самостоятельно, нужно обучать его. Сначала выполнить дело совместно (родители и ребенок), потом нарисовать инструкции и подсказывать, если у ребенка возникли сложности, потом он делает это самостоятельно. Обязательно проходите все эти шаги и не бросайте малыша перед трудностями.
  9. Играйте, а не давайте приказы. Намного проще заставить ребенка слушаться, если предложить сделать что-то интересное. Не «убери игрушки», а «попади игрушками в эту корзину». Или добавьте соревновательный элемент: не «бросай машинки, пошли кушать», а «давай посмотрим чья машинка быстрее доедет на кухни». Подумайте, как можно обыграть ваша задание, чтобы ребенок сам захотел его выполнить.
  10. Поощряйте, но не деньгами. Денежное поощрение используется очень активно, но желательно вместо этого лучше позволить посмотреть мультфильм, дать вкусное что-то, сходить на аттракционы и т.п. Дайте понять, что послушание вознаграждается. Обязательно похвалите ребенка, но следите за искренностью в голосе. Дети чувствуют фальшь. Обнимайте, целуйте, хотя это ребенок должен получать не только за послушное поведение, но просто так потому что он есть.
  11. Подайте хороший пример. Все ваши требования, запреты, нотации бесполезны, если сами их не соблюдаете. Фразы «не огрызайся» и «не груби» бесполезны, если вы постоянно ругаетесь с мужем или позволяете себе в грубой форме общаться с ребенком. Дети копируют поведение родителей даже в мелочах, так что внимательно следите за собой и думайте — чему научится мой ребенок?

Если ничего не помогает, посмотрите как доктор Курпатов помог в казалось бы безнадежном случае.

https://youtube.com/watch?v=hDCzkAlgHzI

И даже если вы поймете как заставить ребенка слушаться с первого раза, не нужно злоупотреблять своей властью. Оставьте ему немного свободы, позвольте отстаивать свое мнение, уважайте их решение и давайте хотя бы иллюзию выбора, чтобы в будущем не столкнуться с проблемами. Беспрекословно послушные дети часто вырастают подверженными чужому влиянию (наркотики, алкоголь), безынициативными (отсутствие самостоятельности, невозможность быть лидером) и с другими психологическими проблемами.

Как себя вести если ребенок не слушается: 6 правил воспитания детей

Проблема «ребенок не слушается вообще» или «ребенок плохо слушается» есть практически в каждой семье. При воспитании своих детей мы постоянно сталкиваемся с их непослушанием. С одного края мы кричим «Нельзя!», с другого слышим плач и истерику. Давайте вместе разберемся как себя вести если ребенок не слушается.

Как заставить ребенка слушаться? Уже в самом вопросе есть огромная ошибка. Если заставлять и «ломать» ребенка, ничего хорошего не выйдет. Либо ребенок «сломается» и будет подавленным и бесхарактерным, либо восстанет и будет хамить и «делать все на зло».

Так что же делать, если дети не хотят слушаться? Задача родителей не навязать, не заставить, не подчинить ребенка, а объяснить ему почему так нельзя или почему так нужно. И вот когда ребенок поймет зачем и почему, вопрос «как заставить ребенка слушаться и что с ним делать» отпадет сам собой.

А теперь спокойно разберемся в вопросе: как себя вести если ребенок не слушается.

Советы психолога: любую проблему с ребенком рассматривайте и со стороны самого ребенка. Это позволит объективно оценить проблему и найти лучший вариант решения проблемы. Причем это вариант индивидуален и зависит от самих родителей и детей.

Как себя вести если ребенок не слушается

Читайте также: Как объяснить ребенку развод родителей: 7 правил как рассказать о разводе

Содержание статьи

Ребенок никого не слушается: 4 причины плохого поведения ребенка

Ребенок никого не слушается

  1. Ребенок болеет хроническими заболеваниями. Его организм ослаблен, он обеспокоен и раздражен. Это непременно сказывается на поведении ребенка.
  2. Постоянно простужается. Опять же ослабленный организм, который подвергается различным вирусам и инфекциям. Неокрепшая детская нервная система тоже страдает. Хорошее настроение у ребенка отсутствует, а вот раздражительности и постоянного недовольства – это с горкой.
  3. Без режимность. Важность последовательности и режима для растущего детского организма – это залог его чувства безопасности. Когда режим отсутствует, ребенок не организован, он не понимает ему сейчас спать пора или играть? А сейчас кушать или идти купаться? У него отсутствуют правила распорядка дня и, соответственно, его раздражает непонимание и неуверенности в следующем шаге.
  4. Причина – следствие. Только после 7 лет дети в состоянии проводить параллель между тем, что они сделают, и тем, что из этого получится. А до этого возраста, ребенок учится исключительно на своих ошибках, на своих попытках попробовать, узнать и понять. Никакие родительские попытки объяснить и уберечь просто не находят в детском понимании своего места.

Психологи утверждают, что для родителей послушный ребенок – это удобный ребенок. То есть родители воспитывают ребенка прежде всего по правилам, удобным самим себе.

Если ребенок с малку неукоснительно слушается родителей во всем, не перечит и не истерит, рано радоваться. Такие дети вряд ли вырастут в самостоятельных, инициативных и целеустремленных личностей.

Есть мнение, что дети, которые в трехлетнем возрасте на все реагировали криком и протестом, проще переносят подростковый переходный кризис. А вот ребята, тихони в детстве, дадут жару родителям попозже.

Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания

Как себя вести если ребенок не хочет слушаться

Читайте также: Поделки из осенних материалов для детей: 100+ фото поделок

Обратите внимание: непослушание ребенка, его истерика и плач – это его попытка отстоять свою позицию или сказать и объяснить нам взрослым что-то важное для ребенка.

Первое правил воспитания

На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).

Таким образом ребенок чувствует вашу заботу. И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться.

Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.

Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.

Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.

Задача родителей – достижение целей и потребностей ребенка. А стоп-слова использовать крайне редко, когда иначе нет возможности остановить ребенка.

Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.

Важно: всегда у ребенка должен быть человек:

  • которому ребенок доверяет
  • который будет его баловать
  • с которым можно повеселиться
  • который его учит чему-то новому и интересному.

Второе правило воспитания

Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.

Третье правило воспитания

Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».

Четвертое правило воспитания

Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.

Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.

Наилучший вектор в воспитании – это демонстрация своим личным примером соблюдения правил.

Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.

Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 простых правил

Чтобы ребенок слушался

  1. Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.

Психологи утверждают, что когда мы разговариваем с ребенком на повышенных тонах, у ребенка «отключаются уши». Срабатывает как бы защитный блок.

Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании.

  1. Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.

Задача родителей: не заставить, не сломать, а объяснить, добиться понимания.

  1. Альтернатива. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми».
  2. Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.

А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.

  1. Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
  2. Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: «Не купишь новый планшет – уйду из дома». Ну как вам?

Примеряйте все ваши собственные наказания и порицания на себя. Вас что-то унижает? Или может оскорбляет? Пора задуматься, а правильно ли вы воспитываете своего ребенка.

Книга «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка» (30 страниц конкретных действий и рекомендаций)

Границы дозволенного для ребенка

Всю 4-х шаговую систему приучения ребёнка к дисциплине и послушанию без слёз автор уместила для Вас в короткую
30-страничную книгу под названием «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка».

Дополнительно к книге Вы получите от автора два ценных подарка:

1. Запись семинара «3 шага к самостоятельности Вашего ребенка».

2. Буклет в формате PDF «Фразы, вдохновляющие и поддерживающие Вашего ребенка».

Только представьте себе:

  • Вам больше не нужно по 10 раз повторять одно и то же.
  • Ребёнок с лёгкость перестаёт делать то, что Вы ему запрещаете и переключается на другое действие.
  • Ребёнок быстро обучается правильному поведению.
  • Даже если Вас рядом нет, ребёнок знает, что можно и что нельзя.
  • Ребёнок серьёзно относится и прислушивается к Вашим словам.
  • Вместо того, чтобы ругать, Вы обучаете вашего ребёнка на будущее.
  • Если Вам нужно что-то запретить, Вы точно знаете, как правильно это сделать.

Привычка «слушаться родителей»

Привычка слушаться родителей

Три вектора в послушании

  • Ребенок кричит и не слушается никого
  • Ребенок слушается всех и каждого
  • Или ребенок слушается выборочных людей, в идеале родителей.

Третий вариант самый предпочтительный. Из таких детей вырастают избирательные, думающие и рассуждающие личности.

Как привить ребенку привычку «слушаться родителей», как научить ребенка слушаться родителей

  1. Подстройтесь под ребенка.

Малыш прыгает, вы ему «Давай еще, еще, выше, выше».

Ребенок бегает, вы ему «Быстрее, сынок, здорово!».

Результат: ребенок делает то, что вы ему говорите. Да, он бы и сам попрыгал и побегал. Но вы своими комментариями заставляете его поверить в то, что он выполняет ваши просьбы. И это у него хорошо получается, это может быть даже весело и совсем не скучно.

  1. Приручить.

Звучит может быть и не очень, но смысл совершенно положительный.

«Сладости для послушных малышей» — дети бегут к вам.

«Кто хочет грушу – бежит ко мне» — дети бегут к вам.

Результат: дети учатся приходить к вам на вашу просьбу.

  1. Спокойствие по просьбе.

Здесь хорошо помогает игра в «Замри».

Результат: ребенок понимает, что если вы просите успокоиться или постоять с ними рядом, то так и нужно сделать.

  1. Умение договариваться и разговаривать.

Не требовать и не приказывать, а именно договариваться с ребенком. Старайтесь понятно объяснить почему так, а не иначе. Тогда ребенок будет себя чувствовать менее уязвленным и лишенным чего-либо.

Результат: у ребенка вырабатывается понятие «договорились, значит нужно делать так».

  1. Игнорируйте капризы

Конечно мы помним о четвертом пункте: умение договариваться и разговаривать. Но иногда ребенок не настроен просто элементарно вас слушать. И тогда начинается у кого что: кто на пол падает и топочет ногами, кто отворачивается от вас и своим делом занимается, кто на все ваше «это» говорит свое «не это». И если такое поведение ребенка демонстрирует не потребность и необходимость, а исключительно каприз, то наилучшим вариантом поведения родителей будет игнорировать это. Да, да, не будет зрителя – не будет представления. Все просто.

Как себя вести если ребенок не слушается? Ответ на этот вопрос внутри каждого родителя. Вы как никто другой знаете своего ребенка и именно вы знаете наилучший подход к нему.

И в заключение нашей непростой темы непослушания детей, хочется напомнить все же что мы взрослые, а наши дети – это всего лишь дети! И когда нам кажется, что ребенок делает это на зло, специально, хочет нас огорчить, это вряд ли является таковым. Возможно ребенок самоутверждается, пробует на вкус свои возможности и силу повлиять на ситуацию. А на ком учится как не на своих родителях?! Терпения нам, родителям, и понимания.

Поделитесь, пожалуйста, этой страницей

☀ Как заставить ребёнка ☀ слушаться

Ребёнок не слушается, и это порядком осложняет жизнь родителей. Превращение послушного ребёнка в неуправляемого баловника бывает незаметной. Современный темп жизни заставляет наших детей взрослеть быстрей. Причиной этого чаще всего является нарушение эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. Проще говоря, родители не принимает всерьёз то, что интересует ребёнка, а он, в свою очередь, перестаёт слышать взрослого.

На самом деле очень важно то, как взрослый разговаривает со своим ребёнком: с какой интонацией и каким тоном. Слова должны быть услышаны, а потому произноситься чётко и весомо. Чтобы ребёнок почувствовал, что всё реально подлежит исполнению, взрослому нужно слова подтверждать поступками. Вот несколько советов о том, как эффективно заставить вашего ребёнка слушаться.

Непослушание детейНепослушание детейНепослушание — это один из видов протестов

Выработать привычку слушаться

В возрасте трёх и семи лет у ребёнка обычно случается своеобразный кризис отношений, когда ему хочется делать всё наоборот. Другая крайность, если ребёнок безоглядно всех слушается. И то, и другое поведение неправильно. Ребёнок должен отличать значимых для него людей и слушаться только их. Бывает, что ребёнок подчиняется одному из родителей, это значит, что именно его он выбрал своим лидером.

Привычка слушаться — необходимое условие правильного воспитания. Идеально, когда ему ничего не нужно повторять, однако, чтобы достичь такого поведения, необходимо знать особенности детского возраста. Например, стать авторитетом для ребёнка 13-15 лет сложнее, чем любого другого. Здесь главное не упустить момент.

Существующие методы воспитания послушания

Современная педагогика предлагает пошаговый метод, который содержит этапы воспитания от простого к сложному. Если следовать этому методу, то результат обрадует. Хотя метод считается универсальным, оптимально начинать его применение, когда ребёнку исполнилось 2 года, в возрасте 14-15 лет он может не подействовать. Подростку нужно постараться стать советчиком и научить его решать проблемы самостоятельно.

Занятие с удовольствиемЗанятие с удовольствиемПоручайте ребенку такие дела, которые ему нравятся

Итак, вначале без проявления насилия ребёнок выполняет только то, что хочет сам. Понаблюдайте в этот момент за ребёнком и возьмите на заметку, что ему нравится и к чему он больше всего тяготеет. Например, ваш ребёнок рисует. Похвалите его и попросите нарисовать его что-то. Рисование продолжится, но малыш, сам того не замечая, уже выполняет вашу просьбу. Цель первого этапа в том, чтобы действия ребёнка совпадали с вашей просьбой.

Как приучить детей приходить к вам по первому зову?

5 причин не послушания ребенка в 4 года, попробуйте его каждый раз угощать чем-то вкусным или просто обнимите его и поцелуйте. Не пришёл с первого раза, позовите ещё раз и напомните ему, что приходить нужно сразу.

Срочные дела, как объяснить их важность?

Предположим, что вы играете с ребёнком и действо в самом разгаре, но пришло время и нужно готовить обед. Не молчите, объясняйте ребёнку всё, как есть. Он поймёт, и вы сможете с ним договариваться каждый раз, когда это нужно.

Диалог с ребенкомДиалог с ребенкомВедите диалог с ребенком

Что делать если ребёнок капризничает?

Некоторые дети пытаются добиться своего с помощью капризов. Задача родителей на этом этапе остановить капризы и заставить ребёнка услышать вас. Для этого просто нужно перестать потакать ребёнку в его капризах. При этом все домочадцы должны быть заодно, иначе результат достигнут не будет.

В шестилетнем возрасте пора приступать к более сложному этапу. От просьб нужно переходить к требованиям, только не резко, а очень аккуратно. Сначала требуйте то, что ребёнок сделал бы без ваших приказов. Например, вы знаете, что он с удовольствием ходит за хлебом, но не любит выносить мусор. Вы говорите твёрдо: «Сходи за хлебом!», и он послушно выполняет приказ, именно это и нужно. Только не требуйте сделать сразу всё.

Детские капризыДетские капризыДетские капризы

Приучаем ребёнка выполнять обязанности

Требования — отдельные задания, обязанности — систематическое. Уже в трёхлетнем возрасте ребёнок уже должен о них знать. Объясните, почему важно выполнять обязанности, и что все взрослые так делают. Расскажите ему, что будет, если люди перестанут выполнять свои обязанности.

Вначале они должны быть несложными, желательно те, которые приносят положительные эмоции. Родители должны знать, что приучить выполнять обязанности непросто и требует времени.

Посильные обязанностиПосильные обязанностиОбязанности должны быть посильные для детей

Самостоятельное решение проблем

Это следующий этап после того, когда ребёнок научился выполнять обязанности. Самостоятельные действия иногда состоят из целого комплекса задач. Например, самостоятельно приготовиться к походу или экскурсии, помочь домочадцам. Это качество пора развивать в 12 лет, и этот этап сопряжён с пониманием понятия самостоятельности. Ребёнок должен понимать, что, выполняя самостоятельные действия, он берёт на себя ответственность, то есть отвечает за свои поступки. Например, ребёнок получил от вас деньги на оплату за электричество. Объясните ему, как важно оплатить эти услуги, чтобы он осознал ответственность и понял, что будет, если он этого не сделает.

Обязанности по домуОбязанности по домуСтаршие дети должны иметь обязанности по дому

Роль мотивации в воспитании послушания

Нотации и угрозы — малодейственные методы воспитания. Наилучшие способы игровые или соревновательные. Например, превратите уборку в интересную игру. Ваш ребёнок полицейский следователь или кладоискатель. Он исследует территорию комнаты и ищет пропавшие игрушки. Задача: найти все и поместить их на свои места.

Избегайте однообразия. Чем интересней поручения, тем больше они привлекут внимания. Попробуйте поручить ребёнку сделать какое-нибудь действие на скорость. Потом, выполнить всё быстрее, а дальше — побить рекорд предыдущих дней и т. п.

Совместная уборкаСовместная уборкаДаже уборку можно превратить в интересную игру

Если в семье есть ещё дети, то между ними можно устроить турнир. Это сделает жизнь детей более разнообразной.

Для того чтобы ребёнок захотел убрать свою комнату, спрячьте его любимую игрушку и скажите, что найти её можно, только убрав комнату.

Как быть с подростком?

Подростки тоже не любят убирать свою комнату. Как заставить ребёнка слушаться в этом случае? Ведь они могут избегать общения со взрослыми, и тем более их просьбы.

Проблемы с подросткомПроблемы с подросткомТруднее всего контактировать с подростком

Попробуйте мотивировать ребёнка, объясните ему, что с порядком в комнате, у него станет больше порядка в жизни и всё ему будет удаваться гораздо легче. Организованная комната делает его самого более дисциплинированным и подтянутым. Найдите ему пример, достойный подражания. Это может быть кто-то из ваших знакомых, добившийся успехов в жизни или его кумир. Возможно, применение отрицательных примеров, чтобы объяснить, как делать не надо.

Пристыдите ребёнка, скажите ему, что у взрослых успешных людей в доме царит порядок, и он к ним пока не относится.

Беспорядок в комнатеБеспорядок в комнатеПодростка надо научить следить за порядком

Попробуйте убрать с ребёнком комнату вместе, разговаривайте с ним, демонстрируя уважение. Только будьте осторожны. Есть риск вторгнуться на чужую территорию, ведь у ребёнка могут быть свои секреты, с которыми он вряд ли захотел бы делиться.

Не требуйте от ребёнка идеального выполнения ваших просьб и требований, это может надолго отвратить от их выполнения. И почаще их хвалите, когда они вас услышали и проявили послушание.

Как заставить ребенка слушать» Наша Психология

как заставить ребенка слушатькак заставить ребенка слушать

Если у вас есть дети, то вполне вероятно, вам будет полезно узнать о том, как заставить ребенка слушать вас. Хотя, это может быть и непростой задачей, но вам безусловно нужно это сделать. Я хорошо знаю, что для родителей заставить детей слушать — это не просто вызов. Иногда, это может показаться практически невозможным.

Ведь мы все знаем, что дети в юном возрасте невнимательные и непослушные. Поэтому, то, что им говорят родители, может не оказаться в их списке приоритетов. Более того, дети, которые пережили значительные перемены в семье, такие как развод родителей, могут еще сложнее поддаваться воспитанию. Тем не менее, для родителей важно иметь эффективные стратегии, чтобы заставить своих детей слушаться.

Содержание статьи

Практические советы, как научить ребенка слушаться


1. Привлеките его внимание

Первая и самая важная вещь, которую нужно сделать, если вы хотите заставить ребенка слушать — это привлечь его внимание. Установите с ним зрительный контакт, прежде чем начать говорить. Если ваш ребенок чем-то занят, а вы в это время будете ему что-то объяснять, то это не даст никакого результата. Попробуйте отвлечь его на некоторое время от занятия. Например, если ваш ребенок рисует за столом, сядьте рядом и попросите, чтобы он рассказал вам, что он хочет нарисовать. Заведите с ним разговор, при этом используйте игривый и дружелюбный тон. И когда увидите, что его внимание полностью переключилось на вас, тогда скажите то, что хотели.

2. Будьте конкретны

Вам нужно понимать, что концентрация внимания у детей коротка, и они легко отвлекаются. Более того, они могут специально игнорировать вас. Но все же не ослабляйте концентрацию внимания ребенка, произнося ему пятиминутную речь о чем-то, что можно было сказать несколькими короткими предложениями. Учитывайте возраст вашего ребенка и его навыки в понимании сказанного. Используйте эти показатели для определения того, что вы планируете ему сказать. Вы можете использовать два или три слова, чтобы ребенку было проще их запомнить, и он вас лучше понимал. Например, вместо того, чтобы сказать: «пожалуйста, надень куртку перед выходом на улицу, потому что там плохая погода и идет дождь». Вы можете просто сказать: «надень, пожалуйста, куртку».

заставить детей слушатьзаставить детей слушать

3. Подавайте пример

Чтобы заставить ребенка слушать, вам нужно показать, как это делается на собственном примере. Поэтому, когда ребенок задает вопрос или спрашивает о чем-то, обязательно слушайте его внимательно и смотрите ему в глаза. Даже если вы чем-то заняты, постарайтесь отвлечься и найти время, чтобы поговорить с ребенком. Проявляйте к детям больше любви, заботы и внимания. Так вам будет намного проще заставить их слушать. Вам нужно создать атмосферу, в которой дети могут легко общаться с вами и спокойно обсуждать возникшие вопросы и проблемы. Будьте с ними дружелюбными, честными, любящими и добрыми. Удостоверьтесь, что вы позволяете своим детям полностью выражать себя, и обязательно слушайте их. Это в свою очередь заставит их уважать вас, ваше мнение и слова.

4. Покажите свою признательность, когда ребенок слушает

Поощряйте ребенка словами, подарками или какими-то другими наградами, когда он слушает вас и делает то, что вы просите. Благодарите его, когда он помогает вам с чем-то, и скажите, насколько сильно вы цените их труд и то, что они вас слушают. Вы можете поощрять детей давая им больше свободы и времени, чтобы они могли заниматься любимыми делами. Хотя подобные поощрения следует использовать в разумных рамках. Но они очень важны, и будут способствовать продолжению их хорошего поведения.

5. Обсуждайте с детьми то, почему они должны вас слушаться

Когда речь заходит о том, как заставить ребенка слушать, важно помочь ему понять причину, почему это нужно делать. Обсуждение фактов и логики ваших слов позволяет ребенку лучше понять, почему он должен вас слушать, и что он должен делать и чего не должен. Больше общайтесь с детьми и чаще проводите с ними воспитательные работы. Иначе вам будет очень сложно приучить детей к порядку.

6. Пусть ребенок увидит результаты его непослушания

Вам нужно позволить некоторым вещам происходить самостоятельно. Но при этом контролировать сам процесс. То есть, позвольте ребенку столкнуться с некоторыми последствиями его непослушания и неправильных действий. Но только тех, которые не причинят ребенку никакого вреда, а послужат ему жизненным уроком.

заставить ребенка слушатьсязаставить ребенка слушаться

7. Заставьте детей слушаться — предоставив им несколько вариантов

Вместо того, чтобы явно выдвигать свою точку зрения, позвольте ребенку выбрать один из нескольких вариантов. Например, если вы хотите, чтобы дети помыли посуду после того, как поели. Вы можете сказать им сделать это сразу же, либо после того, как они посмотрят свой любимый мультфильм или сериал. Это позволяет детям лучше понимать способность принимать решения. Кроме того, они с большей вероятностью будут делать то, что вы от них хотите. Поскольку не будут чувствовать давления с вашей стороны.

8. Составляйте график выполнения задач

Ребенок с большей вероятностью будет придерживаться фиксированного плана, нежели выполнять случайные указания. Если вы правильно разделите игровое время ребенка и задачи, которые ему нужно выполнять, то он с большей вероятностью будет следовать этому плану. Кроме этого, составьте такой же план и для себя. Покажите ребенку, как вы его придерживаетесь и выполняете все, что там написано. Это поможет развить в ребенке дисциплину, ответственность, и он не будет чувствовать, что его заставляют делать что-то.

9. Пусть он временами делает то, что ему хочется

Когда мы говорим о том, как заставить ребенка слушать, то все в конечном итоге сводится к любви и уважению, которое они испытывают к вам, как к родителю. Поэтому, если вы будете позволять детям делать вещи, которые им сильно нравятся, тогда вы естественным образом будете становиться для них более значимыми, и будете вызывать уважение. Это работает точно так же, как и в том случае, когда вы внимательно слушаете детей и они начинают слушать вас. В этом случае вы заставляете их чувствовать себя любимыми и особенными. И в результате они начнут отвечать вам взаимностью.

10. Наберитесь терпения

Все эти советы и стратегии, как заставить ребенка слушать, действительно могут вам помочь. Но они требуют последовательности и практики. Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы. Такие, как эмоциональное состояние вашего ребенка и уровень его развития. В некоторых случаях родителям может потребоваться дополнительная поддержка со стороны детских специалистов. Тем не менее, то, что вы практикуете дома, будет иметь наибольшее влияние на их способность слушать и понимать вас.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях или оставьте комментарий!


Об авторе
Milena

Пишу для вас на самые актуальные и востребованные темы. Следите за нашим ресурсом, будет много полезных статей. Добавляйте сайт в закладки и делитесь с друзьями.

Как заставить детей слушаться: советы психолога

В материале советы психолога Елены Смирновой о том, как заставить детей слушаться, как правильно воспитывать родителям своё чадо.


Содержание статьи:

О детях и родителях

Каждый родитель неизбежно сталкивается со сложностями в воспитании ребёнка. Это нормальное явление, т. к. мировосприятие родителей и детей значительно отличается.

Дети до 7 лет открыты миру и впитывают всё, что семья и общество им преподносят. Родителям важно усвоить простую истину, что именно они являются главными проводниками ребёнка на начальном этапе формирования личности, его устремлений, желаний.

Папа и мама – это образец для подражания, пример. К сожалению, некоторые не до конца осознают ответственность в воспитании ребёнка, не уделяют этому вопросу должного внимания или пускают всё на самотёк.

Взрослые тоже были детьми, которые впитали от родителей основные шаблоны воспитания ребёнка. Условия, в которых формируется ребёнок, влияет на него непосредственным образом и выстраивают характер его личности.

Ответственность за то, как малыш будет интерпретировать окружающую действительность лежит на родителях.

Обычная практика, когда вместо разъяснения, папы и мамы используют «грязные» приёмы в воспитании.

Ключевая ошибка родителей, что они воспринимают детей как нечто хаотичное, совершенно ни на что не способное, лишённое свободы выбора, несознательное, ограниченное существо. Родители убеждены, что если ребёнок будет предоставлен сам себе, то это закончится беспорядком, хаосом, где всё непременно будет сломано, разбросано вокруг. Но это дикое заблуждение.

Детская психика очень организованна и конструктивна. По мере освоения окружающего пространства, овладевая собственными методами контроля, малыш становится более ответственным за свои действия.

Родителям, выросшим в среде тотального контроля со стороны государственной системы или собственных родителей, в это совершенно не верится. Малышу их не переубедить! Какими же методами воздействия предпочитают пользоваться неопытные родители?

Принуждение

Родители требуют определённого действия от ребёнка, а тот по какой-то причине отказывается его выполнять. Ничего лучше, как заставить, они придумать не могут. Но вначале лучше разобраться в причине отказа.

Принуждение развивает в подсознании внутренний конфликт, т. к. малыш вынужден выполнить действие, дабы уменьшить давление со стороны родителей, но одновременно внутренне сопротивляется приказу.

Часто пользуясь привилегией сильного, родители губят в детях самосознание, развитие творческого мышления. Такие дети вырастают бесчувственные, озлобленные, безвольные.

Вместо принуждения родитель должен выразить свою твёрдую волю без давления, без какого-либо вида шантажа. Необходимо разъяснить ребёнку, почему это действие выполнить должен именно он. При этом можно использовать элементы игры, как в процессе выполнения, так и в момент выражения родительской воли.

Ещё лучше ненавязчиво помогать ему. Тогда малыш всегда будет стремиться помогать окружающим его людям. А это качество дорогого стоит.

Устыжение

Весьма грязный, отвратительный метод. Особенно, если он используется на людях. Давая ребёнку понять, что он плохой и никчемный, показывая свою полную власть над ним, возможность всегда его вывести на чистую воду, родители демонстрируют своё превосходство (психологическое насилие).

В такие моменты в душе ребёнка зреет чувство неуверенности, он чаще начинает сомневаться в собственном выборе. Малыш всё реже изъявляет желание творить, само выражаться. Он всё реже к чему-то стремится, боясь быть пристыжённым.

Прилюдное унижение глубоко ранит его самые светлые чувства. Открыв ящик Пандоры, родители выпускают на волю его страх быть униженным перед кем-либо, что ведёт к неуверенности в своих силах, сомнениях в правильности выбора. Происходит постепенная подмена самого понятия стыда и совести.

Ребёнок со временем начинает стыдиться того, чего не следует, а наоборот — теряет всякий стыд в действительно неловких моментах.

Униженные дети постепенно учатся утаивать личные интимные душевные качества, привыкают лгать, изворачиваться; теряют возможность работать над своими ошибками; становятся инструментом манипуляций.

Нежелание вновь переживать чувство стыда ребёнку приходится отказаться от всего, что могло бы вызвать это неприятное ощущение.


Такие дети стесняются проявления своих чувств, сексуальности, удовольствия, потребностей души и тела, творческих проявлений, что очень мучительно для маленького человечка.

Случается, что внутри ребёнка рождается сопротивление, позволяющее ему совершать социально неприемлемые поступки, которые на самом деле нужно стыдиться. Складывается парадоксальная ситуация, когда противоестественными поступками малыш пытается взять стыд под контроль.

Подменяя внутреннюю работу совести устыжением или принуждением, родители лишают ребёнка здравомыслия, отнимают у него совесть, волю, что провоцирует действовать так, как выгодно только ему, не придерживаясь каких-либо норм этики и морали. Навсегда теряется нравственность, а взамен приобретается бессовестность.

Что такое хорошо или плохо, необходимо обсуждать с ребёнком тет-а-тет, что поможет родителям доходчиво донести до него, почему так делать не нужно, что за его поступком может последовать и как он отразится на родителях, причиняя им боль, обиду.

Также следует выяснить причину поступка и объяснить соответственно его возрасту, как следует поступать в подобных случаях, используя примеры любимых сказочных героев или из личного опыта. Это поможет ему спокойно принимать любые ограничения и запреты, следовать моральным, духовным принципам.

Используя такую стратегию, ребёнок никогда не усомнится в Вашей любви к нему, не сможет обмануть или смалодушничать, всегда будет собран и уверен в своих силах. Ведь известно, когда человека называют плохим и негодным, то волей-неволей он чувствует себя таковым.

Важно понять, что мнимая безупречность не помогает разобраться в последствиях наших поступков. Важно уважать, принимать ребёнка таким, каков он есть, говорить, что сильно любите его, давая возможность самому разобраться в собственных недостатках, укрепиться хорошим личным качествам.

Наказание

Очень распространённый способ, хотя и не всеми любимый. Его обычно используют, что бы ребёнок в дальнейшем не повторял своих ошибок, был послушным членом семьи и общества в целом. Но что на самом деле кроется за наказанием?

Как выясняется – это родительская беспомощность, злость, обида, боль и разочарование в своих методах воспитания. Ребёнок хорошо осознаёт, когда его наказывают по заслугам и понимает, что это естественная реакция на его действие. В этом случае с малыша снимается часть вины, но на самом деле многие родители желают, чтобы их чадо ещё долго чувствовало себя виноватым.

Родители травмируют психику ребёнка, когда наказание несправедливо. Боль, нанесённая ими, множится в разы, а обида сильно ранит малыша в сердце. Только представьте себе, как маленькое, наивное, бесконечно любящее существо сталкивается со злостью, напором и проявлениями разного рода агрессии со стороны неуравновешенного взрослого человека. Тем более, папы или мамы. Зачастую атакуют сразу все свидетели конфликта!

Что же может чувствовать ребёнок в такие страшные, для него минуты? В этот момент родители сеют в нём семена возмущения и злости, обиды и нежелание вообще иметь дело с “глупыми” взрослыми, которые его обижают. Дети всё это ощущают гораздо полнее взрослых, поэтому им невыносима такая несправедливость.

Когда наказание носит характер унижения, в какой бы то ни было форме — физическое насилие, либо психологическое воздействие, то родители неосознанно растят точную копию себя. Редко ребёнок способен противодействовать такой агрессии со стороны взрослых. Он лишь может вымещать личные обиды на тех, кто слабее, кто ему позволит это сделать над собой. Когда детей наказывают ни за что, то это порождает желание отомстить и унизить обидчика.

В другом случае, ребёнок играет роль жертвы, мужественно перенося унижения, избиения, оскорбления. Он боится оказать сопротивление. Он не желает становиться подобным наказывающим его родителям-мучителям.

Он старается быть положительным, чтобы избежать наказания. Но это только верхушка айсберга. Модель жертвы попахивает мазохизмом, что противоречит детским желаниям. Этим он только лишний раз будет провоцировать родителей нападать на себя, следствием чего будет наказание. И это в дальнейшем выльется за рамки семьи. Жертва везде будет попадать в подобные ситуации, и везде её будет ждать нападение-наказание.

Родители, помните, что наказание не приведёт к желаемым вами результатам! Из ребёнка не вырастет личность, уважающая себя и других. Унижение не способно взрастить в душе ребёнка добро, гармонию и свет, а только жертвенность, мстительность и безграничную агрессию к окружающим.

Как этого избежать?

Когда ребёнок Вас не слушается, не желает прекращать баловаться, значит это для него важно, даже если таковым и не видится со стороны. Вступите с ним в “переговоры”, попробуйте сойтись на обоюдовыгодных условиях. Здесь работает формула 50х50. Но не думайте, что он сразу согласится — проявите толику терпения, и результат превзойдёт все ожидания. Ребёнок согласится с Вашими доводами и объяснениями; поймёт и оценит внимательно-уважительное отношение к себе, отвечая взаимностью; сам захочет выполнить просьбу или желание родителей.

Если ребёнок обделён эмоциональными контактами с родителями, он будет отказываться идти на уступки, вызывая в родителях любую реакцию, даже негативную. Такое поведение говорит о том, что в действительности он нуждается в эмоциональном общении и другими способами его вызвать у него не получается — это отчаянная мера с его стороны. Ведь он очень рискует, что называется “нарваться на неприятности”.

Эффективным методом выражения родительского намерения, является простая, но очень твёрдая просьба прекратить, остановиться. Именно спокойная твёрдость сказанного, а не истерические вопли воспримутся ребёнком очень хорошо.

Крича, ругаясь, родители проявляют собственную слабость, неспособность справиться с ситуацией, а он это прекрасно чувствует и осознаёт. Понимание мотивов, обстоятельств, потребностей, движущих поступками ребёнка, помогает и родителям разобраться в себе.

Внимание, терпение, уважение и любовь помогут Вашему драгоценному созданию жить осознанно, беря ответственность за свои поступки на себя. Ребёнок вырастет честным человеком, никогда не предаст близких людей и не нанесёт никому вреда.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Как заставить ребенка слушаться? 6 советов

Когда детей в семье было много, с ними не церемонились. Воспитание часто осуществлялось по принципу — «трава растет, и дети вырастут». Многие прекрасно помнят рассказы бабушек про общий стол, общий котелок в середине и главу семейства, бьющего ложкой по лбу того, кто раньше времени схватит со стола, к примеру, хлеб.

Сегодня положение ребенка кардинально изменилось — он стал главной ценностью в семье. Мы, родители, зачастую вкладываем в него все силы, стараемся дать ему самое лучшее, помочь найти и раскрыть себя, свои таланты, уважаем его свободу и выбор. Легко ли нам дается все это? Нет, потому что в любом возрасте случаются ситуации, когда нужно, чтобы ребенок просто слушался. Как этого добиться?

Франсуа Сенгли, социолог и специалист по семейным отношениям, считает, что в современной семье, которая старается придерживаться принципов партнерства в отношениях, девальвировалось понятие родительского авторитета — «Как я сказал, так и будет». «Сегодня взрослые отводят весьма скромное место послушанию, думают больше о безопасности ребенка, отказываются от «дрессуры». Они видят детское развитие как путешествие, раскрытие мира, а себе отводят роль лишь внимательных сопровождающих.

Но что делать с эмоциями, импульсивными желаниями? Особенно сложно тем родителям, которые уверены, что криком, угрозами и шлепками проблема не решается, а других способов остановить ребенка они не знают. Поэтому полностью теряются, когда наступает момент сказать «нет», «нельзя», «стоп».

Совместить послушание и свободу совсем не просто. «Использовать силу запрещено, и родители начинают прибегать к задабриваниям, чтобы прийти к цели», — бьет тревогу психолог Даниэль Марселли.

Именно отсюда проистекает бесконечная и бесплодная торговля («Если ты не скажешь спасибо дяде, который дал тебе конфету, тебе больше никто ничего не даст»), попытки шантажа («Просто сделай это ради меня, доставь мне удовольствие») или всяческие уговоры, которые смешны сами по себе («Пожалуйста, мой цветочек, помой голову»).

По мнению Даниэля Марселли, все это может привести к неприятным последствиям: когда ребенок станет подростком, он будет вовсю пользоваться своим особым положением.

В воспитании важен баланс. Пользоваться авторитетом не означает быть авторитарным и властным.

Но и демократия — это не обслуживание потребностей детей. Больше доброжелательности, меньше бессмысленности. И еще кое-что:

1. Делите на части свои просьбы. «Убери в комнате» очень расплывчатое требование, которое к тому же может показаться ребенку «неподъемным». Начните с предложения: «Подними книги с пола», а затем попросите (потребуйте) сделать еще что-нибудь.

2. Говорить больше «я», чем «ты». «Как с тобой трудно», «Ты эгоист»: эти критические замечания не помогут вам убедить ребенка, наладить коммуникацию. Сначала он обидится, а потом перестанет обращать на них внимание. Начните с себя: «Мне с тобой трудно». Эти слова звучат уважительнее, ребенок сможет их услышать и попробовать что-то изменить в себе.

3. Больше позитива. Говорить: «Я хочу, чтобы ты уважал своих друзей» лучше, чем «Я хочу, чтобы ты перестал с ними драться». Всегда делайте акцент на хорошем.

4. Хвалите, но искренне. Дети, как и взрослые, хотят, чтобы их любили, уважали и признавали. Замечайте и хвалите ребенка за его поступки, выборы, решения, это позволит вам не потерять его доверие.

5. Обнимайтесь! Даже если ребенок вырос и не хочет, чтобы его тискали, прикоснуться к руке, похлопать по плечу, взъерошить волосы — всегда допустимо, всегда приятно и всегда помогает общению.

6. Будьте ему примером. Ни один из наших советов не сработает, если вы сами не приемлете то, что хотите видеть в своем ребенке. «Делай то, что я тебе говорю, а не то, что я делаю» — так ничего не получится.

Читайте также

Она по-прежнему считает, что вы можете все, — и иногда говорит, что вы ничего не понимаете. Она втайне пробует ходить в школу с накрашенными глазами и просит взять домой каждого котеночка и щенка. У нее может быть голос как у вас, но… она не вы. Не пытайтесь сделать из нее себя.

Предприниматель Шон Ким провел полтора года в странствиях по миру. Он побывал во Франции, Германии, Бразилии, Перу, Аргентине и Колумбии, объехал США. Отправиться в путешествие в одиночку было его осознанным решением. В результате он приобрел бесценный опыт, которым охотно делится с окружающими.