Как научиться жить настоящим: Как научиться жить настоящим: 6 практических советов – Почему нужно жить в настоящем моменте, а не прошлым или будущим, или Как перестать постоянно болеть и терпеть неудачи | Психология отношений, 🚹 & 🚺

Содержание

Как научиться жить настоящим: 6 практических советов

жить настоящимПочему полезно жить настоящим? Хотя бы потому, чтобы не «прозевать» саму жизнь. Ежедневная рутина нередко придает действительности ощущение, как будто мы во сне. Жизнь проходит, сезоны сменяются один за другим, здоровья не прибавляется, и возникает мысль: «А где жизнь-то?» А жизнь здесь и сейчас. Просто мы отвыкли ее замечать.

Как все вернуть?

Как жить настоящим: практические советы

1. Где наше внимание?

По-сути, наша жизнь там, где наше внимание, которое является энергией нашего собственного сознания. Поэтому, в действительности, все просто: направляйте внимание на настоящее, так вы и будете им жить. Но проблема в том, что мы отвыкли направлять внимание на текущий момент. В большинстве случаев, жизнь идет по двум сценариям:

1) Когда все относительно хорошо, мы строим планы на светлое будущее, живем ими, и думаем, что в будущем будем счастливы.

2) Когда все относительно плохо, мы, либо тоже думаем, что в будущем все будет хорошо или, как минимум, получше; либо мы погружаемся в воспоминания о том, как хорошо было в прошлом.

Выработать привычку жить здесь и сейчасЧто же делать? Выработать привычку жить здесь и сейчас. Для этого начните осознавать, куда направлено ваше внимание в данный момент. Можно либо выделять несколько минут, например утром и вечером, чтобы «прочувствовать» текущий момент, либо в течение дня «останавливать» себя, стараясь осознать, что происходит в эти конкретные секунды.

Конечно, можно сказать, что это, своего рода, искусство — жить настоящим, и сразу подобное провернуть будет непросто, но с подходящей практикой, постепенно мы сможет все более отчетливо ощущать настоящее.

Такая практика очень полезна для здоровья. По утверждениям старшего редактора популярного журнала Psychology Today, Джея Дикшита (Jay Dixit), акцентирование внимания на настоящем снижает стресс, повышает иммунитет, снижает давление, положительно воздействует на умственную и эмоциональную сферу. Человек чувствует больше уверенности в себе, а также испытывает больше удовлетворения от жизни.

2. Обращайте внимание на мелочи

искусство жить настоящимСтарайтесь замечать происходящее вокруг вас, желательно до мелочей. Конечно, нет необходимости концентрироваться на каждой убогой детали мироздания — тут важен сам принцип. Если вы наблюдаете деревья из окна, направьте внимание на то, как шелестят листья на ветру, как птички перелетают с ветки на ветку, как порхают бабочки под деревом, над травой, и т.д. Концентрироваться лучше на хороших вещах, людях и событиях, конечно — на том, что создает у нас положительный опыт и ощущения.

3. Улыбайтесь!

Как жить настоящимПо данным журнала Scientific American Mind, даже изображение улыбки положительным образом влияет на наше эмоциональное состояние. Т.е., простое «воспроизведение» внешнего признака радости или счастья посылает сигнал нашему организму и уму на позитивный настрой. Такая вот обратная связь получается.

Как, например, в йоге — одна из важнейших задач классической практики йоги состоит в овладении своими чувствами и умом (йогаш-читта-вритти ниродхах). Когда йог владеет своим умом, он способен контролировать потоки праны (внутренней энергии) в теле, тем самым сохраняя здоровье и молодость (ну, это не главное в йоге, но тем не менее). Но для овладения умом и чувствами (которые потом позволят полностью контролировать тело), сначала используется то же тело (практика асан и пранаям).

йога и жизнь настоящимПодобным же образом, даже имитация положительных проявлений нашего тела в виде улыбки помогает поднять общий эмоциональный тонус.

Хотя, если есть возможность соприкасаться с тем, что вызывает улыбку естественным образом, это еще лучше.

Причем здесь радость и жизнь настоящим? Положительные впечатления — это то, что сознание распознает как ценность. Ценного нужно больше (это естественно), а время, когда это ценное или положительное происходит, становится более значимым. Таким образом, нам легче сосредоточиться на времени, когда нам хорошо. Если мы учимся испытывать позитивные эмоции на протяжении некоторого периода времени, наше осознание текущего момента углубляется.

4. Приносите благо другим

осознавать текущий моментВ практике йоги есть такой «раздел», как карма йога. Суть состоит в том, чтобы совершать деятельность без привязанности к плодам этой деятельности, т.е. бескорыстно.

Если мы делаем что-то, что приносит радость или пользу другим, при этом, не желая ничего взамен, причем спонтанно, не пытаясь это как-то запланировать, то получаем позитивный отклик от человека — этот отклик особенно силен из-за «незапланированности» подобного поступка (сюрприз или неожиданность).

В результате, получаются две важные вещи:

  • Сильный положительный эмоциональный отклик
  • Действуйте бескорыстно и спонтанно

Как уже говорилось выше, положительные эмоции помогают нам лучше осознавать текущий момент (чтобы продлить приятные ощущения).

Деятельность без ожидания награды «отвязывает» нас от будущего (от того времени, когда эта награда должна к нам прийти) — т.е., опять же, помогает нам лучше осознать, что мы делаем именно сейчас.

5. Будьте благодарны

Будьте благодарныБлагодарность относится не только к тому, что кто-то сделать вам нечто приятное. Это может быть благодарность за полученный опыт, за те возможности, что у нас есть, за друзей, за близких — за много, чего и кого.

Благодарность обладает особым свойством: она раскрывает сердце, расширяет сознание, делает человека более чутким, восприимчивым — а все это помогает лучше осознавать реальность, больше ценить и замечать настоящее.

6. Не беспокойтесь

Вот это уже непросто, особенно в наше время, полное различных источников беспокойств. Тем не менее, беспокойства или переживания, как правило, ничего не меняют, за исключением здоровья в отрицательную сторону.

Как говорится в известном утверждении Далай-Ламы XIV:

Если проблему можно решить — не стоит о ней беспокоиться,
Если проблему решить нельзя — беспокоиться о ней не имеет смысла.

Помните, что каждая секунда, проведенная в беспокойстве о будущем — это секунда потерянного настоящего. Что произойдет в будущем, еще неизвестно, но настоящее прямо здесь и сейчас, и оно уходит, т.к. мы его не замечаем.

жить сейчасПереживания уносят наше сознание в будущее с его вымышленными проблемами (они ведь еще не случились, не обрели реальные очертания, поэтому вымышленные; к тому же не факт, что случатся), «отрывая» от текущего момента. Поэтому жить настоящим и беспокоиться о будущем одновременно просто невозможно.

Если есть проблемы, сосредоточьтесь на том, что можно сделать для их решения сейчас. Если сейчас сделать ничего нельзя, найдите или воспроизведите в себе позитивные эмоции — ведь наша жизнь — это, по сути, наш субъективный опыт, который мы получаем в каждый момент времени.

Если мы не живем сейчас, то когда?…


Еще интересные статьи:

Как научиться жить НАСТОЯЩИМ

Экология жизни. Психология: Зачем останавливаться на одном часе? Почему мы не можем добавить еще один, чтобы самоконтроль стал нашей структурой на протяжении всего дня?

Зачем останавливаться на одном часе? Почему мы не можем добавить еще один, чтобы самоконтроль стал нашей структурой на протяжении всего дня?

В любой ситуации мы можем жить в одном из трех измерений: в прошлом, настоящем или будущем. Когда мы представляем собой жалкое зрелище на скучной встрече, мы занимаемся одним из двух дел, и оба скверные.

1. Мы окунаемся в прошлое, с тоской и сожалением вспоминая все предыдущие скучные встречи, на  которых мы присутствовали.

2. Мы думаем о  будущем, попусту тратя время, маясь от нетерпения или строя ложные предположения по поводу того, что последует дальше. Когда мы знаем, что должны пройти тест, даже если мы притворяемся, то заставляем себя жить настоящим. Мы бдительны, осведомлены и  внимательны к  своему поведению, как и к поведению окружающих, поскольку чувствуем, что в  ближайшем будущем нам придется ответить за  свои действия.

Настоящее должно быть идеальным. Тут мы формируем себя и становимся лучше. Мы не можем сделать этого в прошлом, оно ушло. Мы не можем сделать этого в будущем, которое есть только в нашей голове, поскольку важные для нас люди еще не  появились. Мы можем сделать это только сейчас.

Ежечасные вопросы

Превращение ежедневных вопросов в ежечасные создает отличную структуру для того, чтобы жить настоящим.

Ко мне пришел Гриффин с проблемой. Гриффин жил в Нью-Йорке, но владел домом на озере в Нью-Гэмпшире, где за 10 лет они с женой подружились с некоторыми соседями, постоянными жителями Новой Англии. В редких случаях, когда соседи из Нью-Гэмпшира приезжали на Манхэттен, Гриффин предлагал им остановиться в своем особняке в Верхнем Вест-Сайде.

Трое детей Гриффина выросли и уехали из дома, так что у них хватало места, чтобы оставить на ночь гостей без особых проблем. Гриффину нравилось быть великодушным хозяином,  пока не случилось нечто непредвиденное. Вот его рассказ.

В Нью-Гэмпшире мы очень много общаемся с  соседями. Так ведут себя все живущие у  озера. И  мы были очень рады видеть их в  Нью-Йорке. Они не  совсем из  Новой Англии, не  горожане и  нечасто бывают в  Нью-Йорке. Но после того как у нас остановилась третья пара, нам уже надоело показывать им округу, повторяя один и тот же маршрут по  достопримечательностям: статуя Свободы, Мемориал 11 сентября, МоМА и Музей естественной истории. Мы гуляли по Хай-Лайну, Сохо и Бруклину, смотрели мюзиклы, ели в модных ресторанах. Нью-Йорк — наш дом, и мы ходим на бродвейское шоу или в музей, когда нам этого хочется, а не потому, что мы в  большом городе всего пару дней и нам нужно успеть посмотреть всё. Я стал сердиться на наших последних гостей: не  так сильно, чтобы перестать считать их друзьями, но достаточно, чтобы это заметила моя жена.

Следующая пара собиралась приехать к Гриффину на три дня, и он волновался, что если этот визит затянется, то он испортит впечатление, выдав свои настоящие чувства. (Иными словами, неимоверные усилия, которые ему придется вложить, чтобы сдерживать себя, приведут к истощению, а оно, в свою очередь, — к срыву.)

Его огорчала ситуация, которую он сам же и создал. Чем дольше оставались гости, тем больше вежливое приглашение, которое он продлевал, казалось вторжением в личную жизнь. Его ситуация не так уж отличалась от перспективы ужасного собрания. Как превратить обстоятельства, от которых вы приходите в ужас, в позитивный опыт?

Гриффин был дисциплинирован в  оценках себя и  верил в ежедневные вопросы.

«Преврати ежедневные вопросы в ежечасные,  — посоветовал я.  — Когда у  тебя в  гостях нью-гэмпширские друзья, пусть несколько вопросов касаются того, как ты держишься каждый час».

«Важен только один вопрос, — ответил он. — Стараюсь ли я  сделать все возможное, чтобы насладиться обществом друзей?»

Когда гости появились на  пороге, Гриффин был к этому готов. Его ежечасный вопрос дал ему структуру, чтобы управлять своим поведением и контролировать себя. И теперь, когда его толкали в модной пиццерии в Бушвике или наступали на ногу в очереди в Американский музей естественной истории (в третий раз за полгода), он получал вибросигнал от своего смартфона.

Гриффин настроил его на конец каждого часа, и тот напоминал ему задать себе простой вопрос: «Стараюсь ли я сделать все возможное, чтобы насладиться обществом друзей?» Это продолжалось весь день. Он мог либо пройти этот тест, либо завалить его. Вот его отчет о десятичасовом путешествии по Нью-Йорку.

Я приготовился к  марафону. Я пытался сохранить темп и  вначале был полон сил, а  на  финише едва стоял на ногах. Ежечасные вопросы должны были спасать меня. Через три или четыре часа я стал сильнее. Телефон вибрировал, я оценивал свое поведение, поздравлял себя с тем, что все хорошо, и продолжал в том же духе. К  концу дня, когда я  по  идее должен был дойти до  ручки, я включил «автопилот». Это был чудесный день.

История Гриффина, кажется, бросает вызов концепции истощения. Однако она очень показательна. В ожидании ежечасных вопросов Гриффину ничего не оставалось, как наслаждаться ситуацией (иначе он завалил  бы свой тест!). И ворчун сам собой выпал из структуры. Гриффину не понадобился суровый самоконтроль, и истощение не наступило.

Когда мы решаем вести себя хорошо и наши первые шаги успешны, мы часто достигаем самореализации  — Гриффин назвал ее «автопилотом», — когда нам нет нужды упираться.

Это напоминает первые четыре дня строгой диеты: если мы сможем справиться с первыми шагами, сумеем подавить нежелательные порывы, то с меньшей вероятностью сорвемся. Мы не хотим терять прибыль от нашей инвестиции в свою модель поведения. Хорошее поведение становится капиталовложением, которое мы хотим окупить.

Неужели все так просто? Да. Чем проще структура, тем выше вероятность того, что она приживется. И ежечасные вопросы тоже очень просты: они содержат серию шагов, которые так незаметно переходят один в  другой, что мы едва различаем их.

1. Предосознание

Успешные люди обычно хороши в предвидении обстоятельств, когда их поведение может оказаться под угрозой. Они редко попадают в ловушку на  тяжелых переговорах, ужасных собраниях, в сложном противостоянии. Они знают, во что ввязываются, еще до  того, как войдут в комнату. За неимением лучшего термина я называю это чувство предосознанием. Такие люди напоминают мне спортсменов, которые еще в раздевалке мысленно готовятся выйти на поле, что помогает им четко видеть ситуацию.

2. Вовлеченность

Успешные люди — настоящие мастера активных действий. Выбор ежечасных вопросов в качестве структуры и вербализация специфических проблем — инструмент мотивации, который явно лучше, чем надежда на то, что все образуется само собой. В этом разница между намеченной целью и записью на бумаге.

3. Осознание

Мы особенно уязвимы к причудам окружающей среды, когда игнорируем ее влияние на  нас. Ежечасные вопросы вторгаются в наше сознание с завидной регулярностью, устраняют неведение и заставляют нас постоянно быть начеку. У нас нет времени на то, чтобы забыть о нашей ситуации или отвлечься от цели, потому что следующий тест будет через час.

4. Оценка

Оценивая свои усилия, мы добавляем осознанности. Это способ «вручную» усилить сознание. Одно дело — работать в одиночестве, и совсем другое — под пристальным наблюдением. Мы лучше осознаём свои действия, когда за нами наблюдают и судят, — только теперь мы занимаемся этим сами.

5. Повторение

Лучшая часть ежечасных вопросов — частота задачи «прополоскать и повторить». Если мы получили плохую оценку в одном часовом отрезке, у нас есть шанс улучшить показатели через час. По сути, мы даем себе вторую попытку.

Ежечасные вопросы имеют специфическое краткосрочное действие. Было бы непрактично, утомительно и вредно полагаться на них в долгосрочных задачах смены шаблонов поведения, например при создании репутации доброго человека. Несмотря на четкое понимание поставленной задачи «стать хорошим», ежедневных и еженедельных проверок более чем достаточно для дела, которое обеспечивает упорство и  постоянство. Вы отвечаете на  свои ежедневные вопросы каждый вечер и постепенно пожинаете плоды своих усилий.

Это не так просто, как поменять религию. Вы играете в долгую игру. Ежечасные вопросы — для блицпартии, когда вам требуется строгая дисциплина, чтобы сдерживать импульсы в течение определенного времени.

Здесь уместно вспомнить две универсальные ситуации.

Есть удручающее событие — не просто нудное собрание или незваные гости, а любая ситуация, в которой просыпается наш пессимизм и провоцирует неосмотрительное негативное поведение. Это может быть притворная дружба на  корпоративной вечеринке; или напряженное торжество в кругу большого количества родственников; или неприятное родительское собрание в школе.

Если мы приходим туда без особого плана, который помогает нам держать себя в руках и контролировать свои слова и поступки, наш пессимизм становится самосбывающимся пророчеством: мы создаем неудобства, которые сами же и предсказали. Ежечасные вопросы  — один из  видов структуры, которая поможет справиться с этим пессимизмом. Это наш выбор.

А еще есть люди, выбивающие нас из  колеи своим поведением. Например, коллега с  высоким назойливым голосом; сотрудник службы технической поддержки, который повторяет один и тот же бесполезный ответ в шести разных вариантах; напыщенный всезнайка в  совете школы; человек в супермаркете, который встал перед вами в очередь для тех, у  кого меньше десяти товаров, а  взял гораздо больше.

Мы встречали таких людей. Но они по-прежнему нас расстраивают. В короткие моменты, когда мы уязвимы для тупости и упрямства другого человеческого существа, ежечасные вопросы помогут нам вновь обрести невозмутимость.

Но вот в чем ирония: я не полагаюсь на  ежечасные вопросы, когда попадаю сложные ситуации или имею дело с надоедливыми людьми. Испытанием для меня могут стать события, которых я  жду с  нетерпением, и  люди, общением с которыми я наслаждаюсь.

Рассмотрим, например, перспективу ужина в первоклассном ресторане с десятью моими любимыми клиентами. Немногие станут бояться такого события, и я не из их числа. Моя проблема — неумеренное удовольствие и контроль аппетита. В таких обстоятельствах мне нужно держаться подальше от искушений, которые лежат передо мной на столе (и я не  одинок в  этом). Но в веселой атмосфере, с прекрасными людьми я  еще более уязвим.

Ситуация как будто специально призывает меня отказаться от правил и злоупотреблять всем, чем можно. Все это происходит в конце дня, на пике усталости. Изобилие еды и  выпивки искушает. Все вокруг в веселом настроении, что подогревает и мое веселье и еще больше подрывает самоконтроль. Жизнь хороша, говорю я себе, так почему бы не насладиться моментом и не оставить сожаления на потом? Это для меня взрывоопасная среда. Я становлюсь живым доказательством того, что нам нужна помощь именно в те моменты, когда у нас меньше всего шансов ее получить.

Здесь эффективны ежечасные вопросы. Я знаю, что особенно уязвим в этих ситуациях, так что вооружаюсь структурой, которую могу придумать. Я говорю себе, что не буду есть этот потрясающий десерт. Иногда я заключаю пакт с человеком, который сидит рядом: ни один из нас не поддастся на искушение десертом.

Иногда я веду себя как Одиссей, который заткнул уши своим морякам, и прошу официантов не обслуживать меня, если я попробую заказать десерт. Но самым важным структурным элементом остается все то же: я тестирую себя каждый час с помощью вопроса «Стараюсь ли я  сделать все возможное, чтобы наслаждаться обществом людей, а не едой?»

Я не всегда ставлю себе высшие отметки. Иногда я ем десерт. Но я не забываю тестировать себя каждый час, и это напоминает мне о том, что я не бессознательная жертва среды. Что  бы я  ни  делал, это мой осознанный выбор. Даже когда я  ставлю себе посредственные оценки, глубокое осознание оказывается «чистой прибылью».

Чем больше я полагаюсь на такого рода тестирование себя в опасных ситуациях, тем явственнее осознаю окружающую обстановку, пока она не становится полноправной частью моей личности. Это осмысленное и  постоянное изменение, с которым я вполне могу жить.опубликовано econet.ru 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках

7 советов, как перестать жить прошлым и начать жить настоящим

Как забыть прошлое и жить настоящим?

Как забыть прошлое и жить настоящим?

Когда мы начинаем жить прошлым

Чем человек старше, тем меньше у него остается будущего и тем чаще он погружается в воспоминания. У него складывается впечатление, что уже поздно строить планы, думать о перспективах, надеяться на что-то хорошее. Да и силы уже не те. Мир сужается до пределов зоны комфорта, да и та постепенно становится все меньше и вскоре ограничивается диваном.

Будущее страшит — в нем видятся одни лишь болезни и старческая немощь, настоящее непонятно и неинтересно, прошлое же идеализируется, даже если там было далеко не все так благополучно, как кажется сейчас. Продукты были вкуснее, люди добрее, женщины скромнее, а жизнь веселее.

Не думают же о прошлом дети, ведь у них и прошлого-то почти нет, а впереди — целая жизнь, наполненная захватывающими событиями и открытиями! Они живут не вчерашним днем, а завтрашним, нацелены в будущее и думают, что им все по плечу. «Когда я вырасту, стану гонщиком, президентом, полечу в космос», «Когда я буду большой и начну много зарабатывать, то куплю тебе дома в разных странах», — обещают они.

Но далеко не у всех хватает энергии, сил и способностей превратить мечты в реальность. Ожидания не оправдываются, на смену желаниям приходят разочарование и недовольство собой и миром. И тогда человек погружается в прошлое, пытаясь понять, где совершил ошибку, что сделал не так. И хорошо, если бы это был просто анализ ошибок с тем, чтобы второй раз не наступить на те же грабли. Нет, начинаются самокопание, сожаление и самоедство вроде: «Нужно было слушать себя, а не маму, Иру, Петю» или «Зачем я вышла замуж за Колю, надо было за Юру». Эти внутренние монологи, беседы с самим собой бесплодны, они ничего не меняют. Вместо того чтобы направить свою энергию на решение проблемы, человек тратит время на пережевывание одного и того же.

Прошлым живут и инфантильные люди. Когда-то за них решение принимали родители, они же брали на себя ответственность, ими же был определен и жизненный путь. Не стало твердой родительской руки, которая вела их по жизни, и уже непонятно — что делать и куда идти. Лучше погрузиться в воспоминания о прежней беззаботной жизни, чем брать на себя сегодняшние заботы и думать о будущем.

Не отпускает прошлое и тех, кто чувствует себя виноватым в плохом поступке, совершенном вольно или невольно. Особенно переживают по этому поводу совестливые люди с ранимой психикой. Мысленно возвращаясь в прошлое, они снова и снова проигрывают ситуацию, казнят себя, просят прощения. Эти путешествия в прошлое приносят им болезненное удовольствие и становятся необходимы.

Не хотят расставаться с мыслями о прошлом и люди, пережившие расставание. Ушел муж, бросила любимая — жизнь закончилась, будущего нет. Человек снова и снова вспоминает, как им было хорошо вместе, в сотый раз мысленно переживает давние чувства. Как и прежде, в кровь начинает выделяться гормон счастья, и воспоминания становятся наркотиком, своеобразным допингом, без которого жизнь — скучное черно-белое кино.

Нередко мы возвращаемся в прошлое по причине незавершенного действия. «Умная мысля приходит опосля», — говорят в народе. «Ну почему я не сказал этого, ну почему я не сделал то?» — спрашиваем мы себя, подсознательно стараясь повлиять на прошлое и изменить его. Мы по нескольку раз мысленно прокручиваем уже состоявшийся разговор или произошедшую ситуацию, отредактировав свое поведение и подобрав более подходящие слова.

Почему же психологи не советуют углубляться в прошлое? Ответ очевиден: живя прошлым, мы крадем у себя настоящее. Уходя в воспоминания, мы не замечаем того, что делается вокруг нас, и добровольно отказываемся от эмоций, которые могли бы пережить сегодня.

«Прошлое прошло, его больше не существует. Кто живет прошлым, тот питается иллюзиями», — говорят они. По словам Джорджа Вашингтона, «Оглядываться назад нужно только для извлечения уроков из прошлых ошибок и пользы из дорого купленного опыта».

Жизнь можно сравнить с игрой в шахматы. Что толку сожалеть об уже сделанных ходах и фигурах, отыгравших свою роль и выбывших из игры? Не забываем, что когда-нибудь и мы окажемся на их месте.

«Зачем жить прошлым, когда у тебя есть настоящее?», — спрашивает американский писатель Николас Спаркс в романе «Послание из бутылки».

Как научиться жить настоящим моментом

1. Ищем мотивацию

У людей, живущих прошлым, отсутствуют цели и мотивация для их достижения. Задумаемся над тем: что бы мы хотели еще успеть сделать в этой жизни? Мотивация должна быть очень привлекательной, ведь большая часть целей не достигается именно из-за недостаточной мотивации. Когда мы начнем предпринимать конкретные шаги по направлению к манящей цели, у нас просто не останется времени на бесполезные воспоминания.

Но сначала нужно понять, что желание, мечта и цель — разные понятия. Желания и мечты обычно так и остаются лишь желаниями и мечтами, цель же предполагает четко расписанные действия на пути к ней. Для этого составляется дерево целей.

Но, конечно же, движущей силой обязательно должна быть сильная мотивация — столь притягательная, чтобы она отвлекла нас от мыслей о прошлом.

2. Живем здесь и сейчас

Главным принципом нашей жизни мы должны сделать фразу «Здесь и сейчас!». Особо забывчивые могут сделать себе плакат и повесить его на видном месте. Как только мысли начинают убегать в прошлое, напоминаем себе: «Я хочу быть счастлив здесь и сейчас!».

Как писал Пауло Коэльо, жизнь превратится в настоящий праздник, когда в ней не будет ничего, кроме настоящего.

3. Совершаем ритуалы, которые помогут распрощаться с прошлым

Например:

  1. Избавляемся от вещей, напоминающих о человеке, которого пора забыть;
  2. Когда нахлынут непрошеные воспоминания, открываем кран с водой и представляем, как они уплывают вместе с ней. Закрываем кран — перекрываем дорогу воспоминаниям;
  3. Описываем свои эмоции, связанные с прошлым, которые не оставляют нас и не дают покоя, на бумаге, а затем сжигаем ее, представляя, как все они улетучиваются вместе с дымом.

4. Завершаем отношения

Мы склонны идеализировать былое. Вспоминаем старых знакомых, одноклассников, однокурсников, и эти воспоминания трогательные и сентиментальные. Мы мысленно ведем с ними беседы, словно они совсем не изменились за эти годы, и желаем встречи: кому-то хотим сказать то, о чем когда-то промолчали, кому-то доказать, что он много потерял, отказавшись от нас, перед кем-то покрасоваться, каким прекрасным лебедем стала серая мышка. Наша голова занята видениями из прошлого.

Мы ищем былых знакомых в соцсетях, договариваемся о встрече или разговоре по Скайпу — и вот видим перед собой абсолютно чужого человека, весьма далекого от сложившегося у нас образа. Первые радостные минуты сменяются пониманием того, что в целом не интересны ни мы ему, ни он нам.

«Не встречайтесь с первою любовью, пусть она останется такой — острым счастьем, или острой болью, или песней, смолкшей за рекой», — писала поэтесса Юлия Друнина. — …Не тянитесь к прошлому, не стоит — все иным покажется сейчас…».

Но эта встреча не была бесполезной. Мы завершили незавершенные отношения, избавились от иллюзий, облегченно вздохнули, обрели внутренний покой и стали больше ценить тех, кто сейчас рядом с нами.

5. Выговариваемся

Прошлое может отпустить, если не держать эмоции в себе. Расскажем о том, что мучает и не оставляет в покое, близкому другу или подруге. Если рядом никого нет, просто проговорим наболевшее вслух наедине с самим собой — один раз, второй, третий. А на четвертый или пятый нам уже самим не захочется возвращаться к прошлому.

6. Визуализируем

Еще один способ завершить незавершенное действие — мысленно пережить беспокоящую нас ситуацию снова, только «со счастливым концом». Словно в кино, отмотаем воображаемую кинопленку назад и проиграем ситуацию в свою пользу: скажем то, что не сказали, и сделаем то, что не сделали.

Этот способ подойдет для людей с развитым воображением, которые легко восстановят в памяти нужную картинку, проникнутся былыми эмоциями и убедят себя в «правильном» варианте.

7. Начинаем день с благодарности

Французский писатель-реалист Гюстав Флобер говорил, что из-за прошлого, которое ухватилось за нас и не отпускает, ускользает настоящее. Сосредоточимся на настоящем, ведь иначе от нас ускользнет и сама жизнь. Начнем день не с воспоминаний, а с мыслями о том, чем обрадует нас сегодняшний день, о людях, которые любят нас и которые нуждаются в нашей любви, и с благодарности за то, что они у нас есть.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

7 лучших практик, как перестать жить прошлым

Это третья статья из 3-х в серии материалов о том, как исцелить свое прошлое, чтобы счастливо жить в настоящем.

Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано
(с) м/ф «Кунг-фу Панда»

Чтобы полноценно жить настоящим, прошлое нужно оставить позади.

Вы, наверняка, и сами понимаете, что важно перестать зацикливаться на неудачах и старых проблемах, сожалеть о своих ошибках, злиться на былых обидчиков…

В общем, убрать все, что тянет вас назад – и с радостью двигаться вперед…

Сегодня речь пойдет о том, как перестать жить прошлым.

См. также 7 причин оставить прошлое позади

Смотреть только в прошлое – это как идти по дороге спиной вперед: ничего не видно, кроме своих старых следов. Цель порой может не реализовываться лишь потому, что, на самом деле, вы идете к ней просто по старой привычке, а сами давно уже переросли ее и утратили к ней интерес.

7 практик, как не осуждать себя за прошлую жизнь

1. Примите решение работать над тем, как перестать жить прошлым

Само по себе «излечение» не произойдет – вы должны сделать выбор: «Я перестаю жить прошлым» и начать действовать. Хорошо, что сейчас не нужно «резать хвост по частям», ковыряя и годами прорабатывая каждую травму.

В условиях современной энергии исцеление происходит комплексно.

2. Пошлите себе в прошлое любовь и прощение

Продолжать ругать себя за ошибки, «неправильные выборы» и поступки – верный способ жить в прошлом всю жизнь.

Просто примите, что в прошлом вы поступили так, как могли, исходя из своих «тогдашних» знаний, возможностей, уровня осознанности.

Без вас «того, прежнего» не было бы вас нынешнего. И в тяжелые моменты в прошлом вам было очень страшно или грустно, вы могли испытывать смятение и неуверенность, не ощущать ничьей поддержки.

Как отпустить прошлое

Проявите к себе в прошлом любовь и сочувствие. Просто вспомните себя в один из тяжелых моментов и направьте туда свет вашей любви, заботливое внимание. Скажите себе те слова, в которых так нуждались в тот момент.

См. также Как признать свою женскую ценность: 10 советов

Некоторые ругают себя за то, что вольно или невольно причинили боль другим; за то, что приняли в какой-то момент жизни «неправильное» решение.
Другие умудряются осуждать себя даже за то, что позволяли с собой плохо обращаться в прошлом – не защитили себя от обидчика, вовремя не ушли от мужчины-тирана.

3. Исцелите свою боль и травмы

Именно старые незажившие раны бередят душу и заставляют нас жить прошлым. Некоторые так свежи, как будто это случилось вчера.
Себя нужно врачевать. Это – базовое действие на пути к легкой и свободной жизни.

Специально для этого Алена Старовойтова разработала мастер класс «Исцеляем травмы прошлого»  (видео из него дополняют эту статью).

4. Поблагодарите прошлое за мудрость

Какой бы сложной не была ситуация, пройдя ее, Вы становились лучше, мудрее, сильнее.

Если прямо сейчас вас беспокоят какие-то конкретные травмирующие ситуации из прошлого – сделайте технику «Жемчужины мудрости».

Подумайте и запишите несколько пунктов – чему вас научила эта ситуация, этот поступок, этот человек, как изменилась ваша жизнь, что вы благодаря тому случаю осознали и постигли.

То, что вы напишите – и есть жемчужины мудрости. Оставьте их себе, в настоящем. А остальной груз той ситуации с благодарностью отпустите. Самое главное из нее вы взяли.

См. также Как найти мудрость в неприятной ситуации

Еще 5 способов найти жемчужину мудрости в травмирующем событии.

как перестать жить прошлым: Поблагодарите прошлое за мудрость

5. Простите людей из прошлого

Вечно храня злость на обидчиков, вы никогда не перестанете жить прошлым.
На самом деле, тех людей, которые причинили вам боль «когда-то», уже нет. Изменились вы, изменились они. Во факту, это уже другие люди.

Те, на кого вы злитесь или обижаетесь за прошлое – это уже не они, это их психологические двойники в вашем сознании и памяти. А со своими памятью и сознанием всегда можно договориться.

Техник прощения много, в том числе, вы сможете узнать их на мастер классе Алены Старовойтовой.

Важное замечание – если обиды из прошлого влияют на отношения с людьми из вашего настоящего (члены семьи, друзья) – здесь работать нужно особенно тактично, не нарушая их духовное пространство.

См. также Трансформация ненависти в любовь. Как исцелить это разрушающее чувство

В статье вы узнаете как поменять полярность — перейти от ненависти к любви и простить обидчиков.

6. Осознайте и перепишите старые сценарии

Сценарий – это поведение «по накатанной», езда по старым рельсам. Он прописался в подсознании и раз за разом заставляет вас наступать на одни и те же грабли.

Важно такие сценарии найти и переписать. Для этого существуют специальные упражнения. Например, на мастер-классе Алена предложила участницам выполнить яркое творческое действие, «заменяющее картинку». Одна из участниц провела ритуал: растопила лед из холодильника, как лед отношений.

Вы можете придумать что-то свое.

См. также 7 причин, почему тормозится наша реализация

Сценарии — это автомат, который сощелкивает где-то внутри и заставляет вас раз за разом шаблонно реагировать и действовать. Травмы прошлого нельзя просто вычеркнуть. Но можно их осознанно проработать. А неэффективные сценарии переписать на более успешные.

Как прекратить жить прошлым - осознайте и перепишите старые сценарии

7. Сосредоточьтесь на настоящем!

Просто перенесите свое внимание на настоящее, прямо на этот момент. Как вы одеты? Чего вы хотите прямо сейчас? Комфортно ли вашему телу? В чем сейчас ваша радость? Что вам ценно в вашей нынешней жизни?

Вы увидите, как много энергии, радости и возможностей в вашем настоящем!

См. также Скажи «ДА» новой жизни

Повышенная работоспособность, усидчивость, внимание к деталям, знания в тех областях, которые прежде были недоступны — все это пришло вместе с новой волной. И началось это в момент, когда был расчищен очередной завал старой энергии…

Как забыть прошлые воспоминания - сосредоточьтесь на настоящем!

P.S. И одна из таких возможностей – пройти мастер-класс «Исцеляем травмы прошлого». Целых три часа увлекательной, яркой и полезной работы над собой, вместе с единомышленниками и отличным тренером!

Если вы ищите способ, как перестать жить прошлым, участвуйте в этом Мастер-классе Алены Старовойтовой.

Мастер класс Исцеляем травмы прошлого

Как научиться жить настоящим

«Наконец-то все хорошо: я получила работу, о которой мечтала. Отношения с мужем наладились — мы перестали воевать из-за того, что я сижу дома», — тихо рассказывала Кейт своему учителю медитации Филипу Моффитту. Надо сказать, выглядела она при этом как несчастная погорелица — ее голос был полон трагической безысходности, словно на днях ей пришлось пережить фатальное крушение надежд. Когда Кейт наконец разоткровенничалась, выяснилось, что в ее жизни и теперь мало хорошего: коллеги не отличаются дружелюбием, а офисные стрессы только накалили домашнюю обстановку. Но главный ужас был даже не в этом: до получения должности Кейт четко знала, где кроется проблема, и стремилась ее преодолеть. Тогда она жила ожиданиями: стоит ей найти подходящую вакансию — и все изменится. Теперь ей больше нечего было ждать.

Зал ожиданий

На занятиях по медитации Випассана, которые проводит Моффитт, много времени и внимания уделяется осознанию того, что причина нашего вечного недовольства жизнью не в окружающем мире, а в нас самих. Мы можем сетовать на злодейку-судьбу или вражески настроенных коллег — суть в том, что мы сами создаем себе подобные проблемы. Причина — в наших ожиданиях, порой даже слишком конкретных. История Кейт — яркий тому пример. Еще недавно она могла лишь мечтать о том, что найдет хорошую работу, она ждала, что если это случится, то она наконец-то будет счастлива. Но вот мечта сбылась — а она по-прежнему недовольна жизнью. Более того, с Кейт такое происходит не в первый раз. Она рассказала своему учителю, что всю жизнь находится в плену этого порочного круга: как только получает то, к чему стремилась, жестоко разочаровывается и впадает в депрессию. От которой спасается лишь с помощью новых планов на будущее — как вы уже догадались, ненадолго.

Каждый из нас, абсолютно не замечая того, может стать заложником своих радужных надежд. Ожидания превращают нас в нетерпеливых, раздражительных, недовольных и в результате — глубоко разочаровавшихся в жизни людей. Они подталкивают нас к неправильным решениям и поступкам, лишая способности объективно оценивать реальную обстановку. Мы начинаем вести себя так, словно наши цветистые надежды и мечты — дело решенное и это всего лишь вопрос времени. Ожидания столь коварны, что мы можем оставаться у них в плену даже после того, как поймем, что желаемые изменения уже не произойдут. Филип Моффитт назвал это тиранией ожиданий. Избавиться от деспота-мучителя он и помогает на своих занятиях.

Признаться себе в том, что ты под каблуком у собственных стремлений, непросто. Ведь во многом на них держится вся наша жизнь: чего-то мы ждем от самих себя, чего-то — от близких. Чего-то окружающие ждут от нас, и мы часто не хотим их разочаровывать. Иногда мы ждем чуда, иногда предрекаем худшее. Ожидания бывают глобальными вроде «я найду работу с большей зарплатой, и тогда жизнь устроится» и совсем незначительными — «я успею на встречу, потому что в понедельник меньше пробок». За день мы тысячи раз чего-то ждем и неоднократно раздражаемся, обижаемся, пугаемся и негодуем на устройство мира. Ведь все получилось совсем не так, как мы хотели. Или получилось, но в действительности нам нужно было совсем не то. Мы все время придумываем идеальные модели: что такое счастливый брак, хорошая работа или успех в целом. И начинаем строить жизнь по этому образу и подобию, часто жестоко разочаровываясь в результате. Злимся на людей, когда они отказываются вписываться в придуманные нами рамки идеала — у них ведь есть и свои. Может, стоит наконец выйти из зала ожиданий? Что, если нужный вам рейс давно отменили?

Истина в себе

Тирания ожиданий отравляет жизнь, но мы можем все изменить. Для этого надо понять, как проявляются стремления в нашей жизни, и определить их природу.

Чаще всего ожидания порождает жаждущий ум — так называют его в буддизме. Им движут любые желания, недовольство, тревога. Мир постоянно меняется, хотим мы того или нет, и нам важно сохранять иллюзию контроля над происходящим. Цель медитации, которой учит Филип Моффитт, — сверхсознательность и абсолютное спокойствие. Чтобы прийти к этому, надо определить, что действительно происходит на данный момент, где реальность, а где лишь наши представления о ней и то, чего мы от нее ждем. Ведь интуитивно каждый из нас знает, где истина.

Что было, что будет

Чтобы понять, имеете ли вы дело с ожиданиями или с реальными возможностями, необходимо четко понять разницу между ними. Ожидания заранее предполагают совершенно определенный результат, к которому мы должны прийти в будущем. Они сужают наш выбор, ограничивают воображение и делают нас слепыми — мы уже не видим, что нам предлагает жизнь, и не хотим другого счастья, кроме того, что сами себе предопределили. Мы попадаем в жесткую зависимость от будущего — и от того, насколько оно, по нашему мнению, удачно сложится. Мы не можем быть по-настоящему свободными: получать удовольствия от общения с любимыми или просто радоваться красивому закату. Все, что происходит, воспринимается в контексте наших ожиданий — и пока вы напряженно искали потенциального жениха на вечеринке, пропустили все веселье. Чувствуете ли вы, как это вас подавляет? В этом было бы рациональное зерно, если бы хоть один из нас действительно мог контролировать свою жизнь, а заодно — предугадывать события.

Но разве такое возможно? Отказываться от настоящего во имя будущего — глупая ошибка, которая порой очень дорого нам обходится.

А вот возможности как раз относятся к настоящему времени. Вы живете интересной, полной жизнью — сейчас, в эту секунду. Ориентируясь на те ценности, что не противоречат вашим истинным желаниям и мечтам. Однако вы не рассчитываете, что все будет именно так, как вы задумали, потому что осознаете: будущее неведомо. Реальные радости жизни — вот что доступно вам в текущий момент. Вы живете настоящим, но не отталкиваете от себя интуицию и воображение. «Отвечать, а не реагировать на изменения в жизни — именно эта способность, по моему опыту, отличает свободного человека от того, кто живет ожиданиями и потому неизменно страдает!» — считает Филип Моффитт. Порой, сами того не осознавая, мы можем обижаться и раздражаться на поведение окружающих или происходящие события только потому, что ожидали совсем другого. Мы не наблюдаем за жизнью, а бесконечно ждем от нее подачек — а как иначе назвать те мелкие ожидания вроде «если я похудею, то смогу наконец-то достойно выглядеть на фоне своей подружки», которыми мы питаемся на протяжении всей жизни?

В стране чудес

Путь из мира иллюзий в реальную жизнь не может быть простым. Филип Моффитт говорит, что каждый, кто захочет избавиться от ожиданий, обязательно столкнется с рядом трудностей. «Возможно, вы из тех, кто считает себя свободным от ожиданий как в материальной, так и в духовной жизни, — говорит он. — Мне приходилось встречать людей, утверждавших подобное. Однако за этим, как правило, обнаруживались крушение надежд и прошлые разочарования. Отрицание не есть избавление. Эти люди просто прячутся за мыслью «если я не могу получить желаемое, то мне вообще ничего не надо». Думая так, вы добровольно отказываетесь от борьбы и признаете свое поражение».

Если человек неискренен с самим собой, он не может быть искренним с другими. Тот, кто утверждает, будто ничего не ждет от жизни, закрывает себе доступ к новым возможностям. Между тем отказаться от ожиданий вовсе не значит перестать строить планы на будущее или идти к намеченной цели. Свобода состоит в том, чтобы уметь отвечать на заманчивые предложения, которые подбрасывает нам жизнь, а не обижаться на нее за то, что она отказывается идти по намеченному нами пути. Если вы будете спокойны, рассудительны и честны с собой, то постепенно научитесь этому. Вы по-прежнему будете полны надежд. Но теперь не вы будете зависеть от ожиданий, а они — от вас.

Награда найдет героя

Одним из признаков полноценной медитации является освобождение от ожиданий, которые могут выражаться в нетерпимости, раздражении, в том числе и по отношению к самому себе. Люди очень часто приходят на уроки медитации, заранее надеясь, что смогут достигнуть лучшего результата, чем в прошлый раз. «Это заблуждение, корень которого — в ложном представлении о прогрессе, — считает Филип Моффитт. — Йог хочет добиться определенного успеха в практике и тут же получить знаки и подтверждения того, что он на верном пути. Точно так же вы можете ожидать награды от жизни за то, что вы хороший человек. Вы можете втайне надеяться на признание вашей работы. Вам может показаться несправедливым, что, будучи талантливым писателем, вы вынуждены прозябать в безвестности — без премий и миллионных заработков. И, наконец, вы можете надеяться на то, что Бог воздаст вам за вашу преданность. Все это — примеры заблуждения, порожденного ожиданиями».

Совершенно не нужно при этом осуждать себя за стремления. Гораздо правильнее отнестись к себе с сочувствием, состраданием и… с улыбкой. Будду неоднократно посещало божество, которое он называл Мара и которое испытывало его именно ожиданиями. В таких случаях Будда отвечал: «Я вижу тебя, Мара», после чего Мара исчезал ни с чем.

Филип Моффитт предостерегает своих учеников от смешения двух понятий: иногда они путают ожидания с самодисциплиной. «Зачем стараться, если ничего не ждешь и не планируешь?» И это вопрос мироощущения: живете ли вы в соответствии с определенными ценностями или вас волнует только сам результат. «Будда постоянно предостерегал нас от ожидания каких-либо конкретных результатов, — замечает Филип Моффитт, — но он настаивал на важности трудолюбия, самопожертвования и моральной дисциплины. Прилагая определенные усилия, мы проходим еще одну часть пути. Но контролировать результат наших действий мы не в силах. Более того, мы часто даже не знаем, насколько на самом деле положителен или отрицателен тот или иной результат. Иногда мы безапелляционно решаем для себя, какой исход дела будет считаться хорошим, а какой — плохим. И только спустя некоторое время осознаем, что все, что ни делается, к лучшему».

И жить торопится…

Жизнеописания великих духовных учителей буддизма повествуют не о легкости достижений, не о славе или исполнении желаний. Они — о терпимости, преданности, жертвенности и всеобъемлющей любви. Что отнюдь не значит, будто боль и суровое самоотречение неизбежны (это стало бы еще одним ожиданием, причем негативным). Жить надо настоящим независимо от того, соответствует ситуация тому, чего мы от нее ждали, или нет. Чтобы не оказаться во власти ожиданий, необходимы ясное сознание, сострадание, умение любить и радоваться за других, а главное, внутреннее спокойствие — чтобы суметь принять жизнь такой, какая она есть. Возможно, для многих это тяжелая задача, но она вполне может стать достойной целью любого человека, его путеводной звездой.

«Когда вы живете настоящим, и только им, будущее само о себе позаботится, — утверждает Филип Моффитт. — Мой учитель, почтенный Аджан Сумедхо, называет это верой в настоящее. Нам не дано знать, чем обернется жизнь. Мы не можем быть уверенны, действительно ли таким прекрасным окажется желаемый результат. Но мы можем опираться на главные ценности — любовь и доброту. А что есть более важного в жизни? И что нам может открыть наилучшие перспективы?»


Почему нельзя жить прошлым и как начать жить настоящим?

Статья обновлена:

С каждым человеком происходили события, которые он бы с удовольствием вычеркнул из памяти. Однако не всем удается легко переступить через негатив и жить дальше без оглядки на неприятности. Если вовремя не избавиться от груза прошлого, то он не позволит построить будущее.

Чем это плохо

Многочисленные воспоминания не дают двигаться вперед, накладывая на человека невидимые оковы. Нет ничего плохого в том, чтобы иногда предаться небольшой ностальгии и воссоздать в памяти приятные моменты. Но для того, кто слишком недоволен собой и окружающим миром, такое «погружение» становится способом побега от реальности.

Человек застревает на одном месте и перестает развиваться. У него исчезает мотивация для дальнейших действий, а поставленные прежде цели перестают иметь всякое значение. Такое состояние может длиться годами и даже десятилетиями. Стандартные примеры из литературы и художественных фильмов – вдовы, похоронившие себя заживо после смерти мужей, неудачники средних лет, днями напролет перебирающие в памяти успехи своей юности, мечтатели, которые боятся переходить к активным действиям, потому что помнят, как обожглись в прошлом. Все эти люди в итоге остаются ни с чем. А те, кто все-таки очнулся от иллюзий, с горечью сожалеют о потраченном впустую времени.

Почему отпустить прошлое так сложно?

Хорошие воспоминания заменяют человеку то, чего ему не достает в реальности. Этакое приятное послевкусие, периодически появляющееся в закоулках памяти. Для тех, кому нечем утолить жажду приятных впечатлений, оно становится настоящим наркотиком.

Мы привыкли ценить то, что досталось нелегкой ценой: бережно храним полученные грамоты, выставляем на видное место кубки и дипломы в рамочках. Подобные вещи – это доказательства успеха, глядя на которые, можно с гордостью сказать: «Да, я действительно постарался на славу». Рассматривая их, человек мысленно переносится в тот момент, когда его способности оценили по достоинству. И если нет никаких новых поводов для гордости и самопохвалы, то единственный способ успокоить самолюбие – воскресить счастливый день в памяти. И некоторые люди остаются в нем навсегда.

Что же касается неприятных воспоминаний, то они дают одну важную вещь – повод для оправдания. Старые друзья постепенно отворачиваются, а новых не удается найти? Рассылаемые резюме для работы остаются без ответа? Жизнь кажется серой и тоскливой? И здесь на помощь приходят они – всевозможные оправдания, основанные на событиях прошлого. Больше нет необходимости к чему-то стремиться – зачем, если все усилия бесполезны из-за старых ошибок? Те, кто держится за прошлое, успокаивают себя путем обвинения окружающих в надуманных грехах. Человек, попавший в цепкий капкан собственной памяти, может часами напролет анализировать и выяснять, как та или иная ситуация повлияла на всю его оставшуюся жизнь. Нередко эти размышления доходят до абсурда.

«У меня не складывается личная жизнь, потому что мне приходится строить карьеру вместо того, чтобы с кем-то встречаться. А все из-за родителей, которые отказались оплатить нормальный ВУЗ, и мне пришлось пойти в “местнячковый” университет. Было бы у меня престижное образование – давно бы сидела в кресле начальника и делала, что хотела!» – подобные обвинения не только обидны, но и безосновательны. Никому не дано знать, каким бы образом развивались события в том или ином случае. Пока человек не поймет, что необходимо жить настоящим, он не сможет обрести истинное спокойствие и счастье.

Сброс психологического балласта

Первый шаг на пути к решению проблемы – осознать ее существование. Если вы понимаете, что ваш разум затуманен видениями прошлого, значит, вы готовы к тому, чтобы исправить сложившуюся ситуацию Воспользуйтесь методами, которые помогут освободить память для новых впечатлений.

Исправьте поправимое

Все наши действия имеют последствия. Именно наблюдение за негативным результатом заставляет раз за разом скрупулезно изучать предыдущие поступки. Это бесполезная трата времени, которая теперь уже ничего не даст. Вы не можете вернуться в прошлое и исправить его, зато в ваших силах повлиять на реальность. Жалеете о том, что проводили недостаточно времени с детьми? Дайте им внимание сейчас – взрослым тоже нужны близкие люди.

Недостигнутые цели можно компенсировать нынешними успехами. Необходимо тратить силы на наверстывание упущенных возможностей, а не на сожаления о них.

Перестаньте корить себя и других

Склонность к самобичеванию может проявляться даже в незначительных мелочах. Вместо того, чтобы убрать осколки от нечаянно разбитой кружки, человек пускается в гневную тираду, направленную на себя самого: «какие кривые у меня руки, и зачем я вообще взял эту чашку, мог бы и без нее обойтись!», и так еще полчаса. Вот только это не поможет склеить осколки, а лишь отнимет время и нервы.

Осознайте, что все плохое уже произошло. Исправить допущенные промахи гораздо труднее, если делать это в стрессовой обстановке. Все имеют право на ошибку, в том числе и вы. Люди склонны преувеличивать масштаб событий, на которые они влияют. Никто не умрет из-за того, что вы допустили неточность в позапрошлой годовой отчетности, а про неловкую ситуацию, которая произошла с вами пару месяцев назад, наверняка уже все забыли.

Главное, простите не только себя, но и тех, кто находится рядом. Сложно представить, сколько энергии отнимают обиды, пронесенные через года. Постарайтесь убедить себя в том, что причинившие вам зло люди уже получили справедливое наказание. Возможно, они осознали свою вину и измучились угрызениями совести. Умение прощать – одно из проявлений внутренней силы.

Найдите себе занятие

У занятых людей нет времени на меланхоличные размышления об ушедших днях. Составьте список дел, которые отложены на потом, и приступайте к их выполнению. У вас нет подобных обязанностей? Еще лучше – наполните день полезной активностью. Посвятите свободные часы освоению новых навыков, повышению своих профессиональных качеств, укреплению отношений с близкими людьми. Вам будет попросту некогда пускаться в бесполезные раздумья. Труд отвлечет от лишних мыслей, а результат от приложенных усилий положительно повлияет на жизнь.

Те, кто сожалеет о прошлом, часто испытывают разочарование в своих предыдущих целях и мечтах. Если вы относитесь к такому типу, устройте себе встряску. Найдите новую цель и прикладывайте усилия для ее достижения. Пусть она будет небольшой. Глобальные начинания предполагают глобальный риск, и в случае крупной неудачи вы будете испытывать еще больше переживаний.

Поначалу будет непросто приспособиться к новому ритму. Чтобы облегчить процесс адаптации, соблюдайте режим дня. Доказано, что люди, которые ложатся спать и просыпаются в установленное время, обладают более устойчивой психикой.

Учитесь на ошибках прошлого

Насколько бы плохой ни была ситуация, из нее всегда можно извлечь определенные выводы. Боль – это цена за ошибки, которые вы, научившись на собственном опыте, теперь не допустите. Потратили несколько лет на человека, который предал вас? Да, упущенное время уже не вернуть, зато в следующий раз вы будете с большей бдительностью относиться к новым знакомым и сможете вовремя понять их недобрые замыслы.

Не бывает бесполезного опыта. Пережитый негатив подготавливает к более суровым условиям и позволяет открыть глаза на вещи, которые прежде казались незначительными. Человек может сотни раз слышать о том, что нельзя садиться за руль в нетрезвом состоянии, и все равно проигнорирует эти предупреждения. Но когда он «под градусом» попадет в аварию, то перед следующей поездкой откажется от приема алкогольных напитков. Подобные неприятности дают нам уникальные уроки, которые сложно усвоить при других обстоятельствах.

Когда следует обратиться к специалисту

Постоянное возвращение мыслями к старым денькам – это вредная привычка, от которой вполне можно избавиться самостоятельно. Однако в некоторых случаях навязчивые воспоминания являются признаком посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) – тяжелой реакции, которая возникает в результате травмирующих событий. ПТСР диагностируется врачом и требует профессиональной помощи.

Это не черта характера, а болезненное состояние, доставляющее человеку немало мучений. В таких условиях видения прошлого появляются непроизвольно и заставляют вновь и вновь переживать ужасающие моменты. Свое второе название – военный синдром – это расстройство получило из-за того, что от него страдает множество ветеранов войн. Однако и в мирное время оно нередко встречается среди самых обычных людей. Выделяют несколько факторов, способствующих его появлению:

  • участие в боевых действиях;
  • смерть близкого человека;
  • изнасилование;
  • физическое и эмоциональное насилие;
  • авиа- и автокатастрофы;
  • нищета и голод.

Причем ПТСР может развиться как у того, кто непосредственно пережил описанные ситуации, так и у людей, видевших события своими глазами.

Кроме неприятных воспоминаний, симптомами стрессового расстройства также являются замкнутость и отстраненность. Человеку сложно выстраивать устойчивые эмоциональные связи с окружающими. Он часто испытывает беспричинную злость, плохо спит, старается избегать разговоров на болезненные темы. ПТСР отличается наличием триггеров – определенных звуков, изображений или запахов, которые провоцируют приступ сильной тревоги. Если вы наблюдаете у себя подобное поведение и осознаете, что оно мешает вам жить, обратитесь к психотерапевту.

Отпусти свое прошлое – Мотивационное видео (Мотивация Х)

Почему совет «жить в моменте» не работает и причем здесь страх смерти — Нож

В области душевного здоровья есть много понятий, понадерганных отовсюду с потерей контекста или с его крайним упрощением: осознанность и ответственность, зона комфорта, принятие себя и многие другие. Как правило, они используются или с каноническими объяснениями, не объясняющими ничего, — или вовсе без объяснений («ну это и так все знают»). Такие понятия можно назвать «мемами», потому что называть их «симуклярами» — слишком пафосно.

Что такое «жизнь в моменте»

Один из таких мемов — «жизнь в моменте», также известный как «жизнь здесь и сейчас» и другие его вариации. Откуда взялся этот мем, уже мало кто вспомнит, — разве что это «что-то восточное», занесенное на Запад в 70-е, во времена начала его большого романа с восточной духовностью. Выросших тогда на стыке двух культур духовных учителей — легион. Чтобы понять, как выглядят последователи мема сегодня, можно заглянуть в довольно популярные книги на эту тему.

Первая, вероятно, наиболее известная — «Сила Момента СЕЙЧАС», написанная духовным оратором Экхартом Толле. Эта переведенная на 33 языка книга в жанре проповеди все двухтысячные входила в список самых продаваемых книг по оценкам «Нью-Йорк Таймс». Автор агитирует жить в моменте и даже рассказывает, какие мысли для этого надо думать, как относиться к жизни и что делать. В двух словах: «Всё принять».

Вторая — «Мудрость ненадежности. Послание веку беспокойства» Алана Уотса, британского философа, писателя и лектора, переводчика и популяризатора восточной философии для западной аудитории. В книге предлагается просто принять факт, что нет никакой надежности и постоянности: расслабиться, получать от этого удовольствие — и зажить в моменте. То есть тоже «всё принять». Что совершенно невозможно сделать, прочитав всего лишь одну книгу. Или даже две.

Третья книга — «В поисках потока. Психология увлеченности повседневной жизнью» Михая Чиксентмихайи. Она стоит немного особняком, потому что ее написал профессор психологии и бывший декан факультета Чикагского университета, а не какой-то там очередной прозревший, не обладающий подкрепленным научной степенью правом рассуждать о человеческой психике.

Книга примечательна тем, что Михай вводит свое понятие — «поток», после чего со схемами, таблицами и прочими научными штуками убедительно «продает» нам, что жить в потоке — хорошо, приятно и здорово, вы все наверняка знаете это состояние! Конечно, знаем. Но в сухом остатке у Чиксентмихайи не остается ничего, кроме как «жить в потоке — это значит быть максимально вовлеченными; попробуйте быть максимально вовлеченными, чтобы жить в потоке».

Три признака «жизни здесь и сейчас»

Если собирать разрозненные, но удивительно похожие друг на друга высказывания учителей, несущих на Запад восточную мудрость, то получится примерно следующее.

Первое. Реальная жизнь — вот. Она существует только в коротком моменте, который называется «сейчас». Никакого будущего и прошлого нет. Есть воспоминания (которые на самом деле — картинки в голове) и попытки предсказать будущее (тоже воображаемые картинки).

Толле пишет: «Ощущал ли ты когда-нибудь, делал ли, думал ли или чувствовал что-нибудь вне момента Сейчас? Считаешь ли ты, что когда-нибудь будешь на это способен? Может ли что-либо происходить или быть за пределами момента Сейчас? Ответ очевиден, не правда ли? Ничего не происходило в прошлом — все происходило в момент Сейчас. Ничего не произойдет в будущем — все произойдет в момент Сейчас.

То, о чем ты думаешь как о прошлом, — это лишь след в памяти твоего ума, след минувшего момента Сейчас. Когда ты вспоминаешь о прошлом, то реактивируешь след в памяти — сейчас ты поступаешь именно так. Будущее — это воображаемый настоящий момент, проекция ума. Когда будущее наступает, то оно наступает как настоящий момент. Когда ты размышляешь о будущем, ты делаешь это сейчас. Прошлое и будущее со всей очевидностью не имеют собственной реальности, они могут лишь отражать свет солнца, и, стало быть, прошлое и будущее — это только слабое отражение света, силы и реальности вечного присутствия. Их реальность „заимствована“ у настоящего момента».

Второе. Западный человек слишком много думает, в то время как жизнь надо не думать — а проживать. Хватит, дескать, думать о музыке: музыку можно слушать; и зачем говорить «мед» — когда можно просто его поесть.

«Более того, привычка к размышлению, которую поощряет наше нарциссическое общество, на самом деле может ухудшить ситуацию. Исследования с помощью Выборочного Изучения Опыта показывают, что когда люди думают о себе, их настроение обычно негативно. Когда человек начинает размышлять, не имея для этого специальных навыков, первые мысли, которые возникают в его сознании, обычно бывают депрессивными. Если в состоянии потока мы забываем о себе, то в состоянии апатии, беспокойства или скуки наше „эго“ обычно выходит на передний план. Поэтому если мы не владеем мастерством размышлений, занятие „размышлениями над проблемами“ обычно ухудшает ситуацию вместо того, чтобы ее облегчить», — пишет Михай Чиксентмихайи.

Третье. Давайте все жить в потоке/моменте, это избавит от всех тревог и печалей.

Почему идея «жизни в моменте» кажется абсурдной

Всем этим офигенно духовным ребятам (и одному профессору) противостоят нормальные люди с очень простой аргументаций: «да это же всё — сраные хиппи!» Как это «не заботиться о будущем»? Тогда ведь можно через десять лет проснуться где-нибудь под забором. Вот, например, анонимный комментарий из интернета к книге Толле, прекрасный в своей типичности: «Копирка Дейла Карнеги с приправой „духовности“. Суть этой книги — стань инфузорией-туфелькой, не помни о прошлом, не мечтай о будущем, живи в забвении», — действительно, а куда, спрашивается, деть умище?

Невозможно до конца отвергнуть простую идею о том, что будущее — есть и что о будущем можно позаботиться, и оно от этого станет только лучше! Пока что любые попытки отрицать будущее даже под предлогом «это лишь человеческий конструкт» выглядят неубедительно. Всё вокруг — человеческий конструкт.

Мостик из существования в настоящем к обдумыванию будущего перекидывается просто: даже если мы живем в моменте, мы обречены делать выбор и принимать решения, от которых зависит будущее.

В душепопечительных книгах (и у профессора тоже) на это есть ответ: когда живешь в «потоке», решения принимаются «как бы сами», без участия ума. В качестве примера приводят музыкантов-виртуозов или спортсменов-медалистов. Однако музыкантам необходимы десятки тысяч часов тренировки, чтобы потом расслабиться и сыграть интуитивно. Дайте простому человеку инструмент, попросите его быть собой, и пусть интуиция подсказывает ему, как играть — понятно, что получится.

Если доводить идею о последствиях выбора до логического конца, то у человека есть бесконечно ценная ставка — собственное будущее, рисковать которой ради какого-то «сейчас» совершенно не хочется. Будущее-то вон какое длинное, а «сейчас» даже не ухватить.

Как мысли о будущем вызывают тревогу

Тревога, присущая всем людям, потенциально бесконечна. Особо тревожные люди просто не знают, когда следует остановиться и перестать беспокоиться. У них совершенно верная логика: «о будущем надо заботиться» — этого, на их взгляд, «сраные хиппи» как раз не делают. Но тревожность — это чувство, а чувство просто так не отпускает, отсюда следует простой вывод, что надо еще лучше заботиться о будущем — и тогда, может быть, отпустит. Вывод неверный. В крайних случаях тревожный человек пытается предусмотреть вообще всё, объять своим тревожным умом всю вселенную. Это не только утомительно, но и совершенно невозможно.

Своим тревожным клиентам я рассказываю на психотерапии примерно одну и ту же рационализацию: обо всем не позаботишься, постоянная тревожность выматывает тебя так сильно, что в долгосрочной перспективе приближает всё те же негативные последствия гораздо сильнее, чем отдаляет их, — поэтому давай брать перерывы.

Назовем их «передышкой»: в эти периоды можно выдохнуть, расслабиться и немного пожить. В моменте.

Есть, конечно, менее тревожные люди (возможно, Толле — просто один из мутантов с пониженной тревогой). Но можно ли изжить тревогу о жизни вообще? Нет.

Почему любая тревога — это страх смерти

Любая тревога — это тревога о будущем, а тревога о будущем — это хорошо замаскированный страх смерти. Ведь это самое худшее, что может произойти в будущем. Человек — животное, обладающее воображением. Он способен поэтому моделировать будущее, и при этом имеет некие подозрения по поводу собственной смертности, которую — вместе с подозрениями — и пытается всячески избегать.

Канадский психотерапевт Джордан Питерсон рассказывает об этом так: человек способен в голове создавать искусственные миры, населять их своими аватарами, действующими по-разному и смотреть, какой из этих аватаров выживет. В «Отрицании смерти» антрополог Эрнест Беккер вообще предполагает, что вся человеческая цивилизация и культура созданы исключительно для того, чтобы замаскировать или как-то смягчить этот страх смерти. Там же он пишет, что и восточные парни не являются исключением. Буддисты поступили хитрее всех, сделав вид, что не хотят перерождения: коротко говоря, цель любого уважающего себя буддиста — выйти из «колеса сансары» и перестать перерождаться. Делать вид, что не хочешь того, чего хочешь больше всего, — прекрасная уловка!

В духовных книгах про «жизнь в моменте» так или иначе затрагиваются вопросы смерти, но только с присказкой «нет никакой смерти, вы что». Этот парадокс придумал еще Лукреций пару тысяч лет назад: «Где есть я, там нет смерти, где есть смерть, нет меня. Поэтому смерть ничто для меня». Согласно европейской психологической традиции этот и подобные ему ходы — защитные механизмы, с помощью которых люди упорно пытаются отвести взгляд и не смотреть туда.

Можно ли исправить человеческую природу

Дело не только в закрытии глаз. Было бы слишком печально думать, что это просто одни люди нашли способ обдурить себя — и теперь толкают его другим под видом духовных учений. Хотя, может, так и есть. Но дело может быть и в упражнениях. Помните музыкантов из примера выше? На эту тему есть еще один популярный мем «нейропластичность» — свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта. Если бы этого понятия не было, как бы мы могли другими словами выразить простую мысль о том, что человек способен обучаться и меняться? Даже и не знаю.

Существуют научные исследования, в процессе которых серьезных медитаторов позасовывали в аппарат МРТ и выяснили, что мозг у них работал по-другому. Каждый раз улыбаюсь, когда слышу про эти исследования: а со стороны без МРТ разве не видно, что с буддистами что-то определенно не так? Слишком счастливо выглядят.

Эти люди намедитировали за жизнь около 10 000 часов, что совпадает с другим мемом — теорией Андреса Эриксона о том, что надо потратить не менее 10 000 часов осознанной практики для того, чтобы стать в ней экспертом. Выходит, что «всего» за десять лет медитаций и прочих духовных практик можно так поменять мозг, что станешь как бы не совсем человеком — и тревоги отпустят. Десять лет перетренировки сознания!

«Жить в моменте» невообразимо тяжело, это в какой-то степени opus contra naturam — работа против природы. Эту мысль можно найти, например в курсе Buddhism and Modern Psychology Роберта Райта, американского научного журналиста и писателя. Он соотносит современные научные теории об устройстве мозга (modular theory of mind) с буддийскими представлениями и выясняет, что за последние тысячи лет ученые наконец-то догнали буддистов. Наука приходит к выводу, что никакого «я» на самом деле нет — как и говорят буддисты, — а есть относительно независимые модули, и каждый отвечает за что-то свое (например, за желание оставить потомство). Эти модули выскакивают невпопад и создают жуткий зоопарк (с точки зрения буддистов, это «мысли сами себя думают»). Навести в нем относительный порядок можно с помощью тренировок внимания — тех же медитаций. Параллельно этому автор восхищается упорством буддистов, с которым они пытаются исправить человеческую природу.

В довольно мрачных научно-фантастических романах «Ложная слепота» и «Эхопраксия» Питера Уоттса под видом описания будущего человечества поднимается все тот же вопрос: «как страшно быть человеком!», просто чем дальше в будущее — тем страшнее. И все примочки, имплантанты и прочие чудеса техники совершенно не спасают, а только делают хуже. Например, в романе есть «двухпалатники» — монахи-ученые, которые с помощью управляемого рака мозга так себе все внутри подправили, что стали суперлюдьми, способными сливаться в единый коллективный сверхразум. Им среди всего ненужного пришлось вырезать и часть мозга, дающую представление о собственной смертности — иначе это всё никак не работало.

«Господи, да это же пародия на буддистов, очень умно!» — тут же сказал я и выяснил, что в послесловии к собственному роману автор пишет то же самое: посмотрите, какую пародию на буддистов я написал, очень умно!

Потом эти уже «не совсем люди» с высоты своей колокольни начинают агитировать «совсем людей» примкнуть к ним. Как будто это так просто! Если сильно меняться, то возникает и другой страх, страх потери себя: «Если я — тревожный невротик, и я перестаю быть тревожным невротиком, то где же я?» А нет, подождите, это всё тот же страх смерти. Обложили со всех сторон.

Та же идея, но в более оптимистичном ключе: возможно, все эти условные «буддисты» — это не извращение природы человека и вовсе не трусливое бегство от экзистенциальных проблем, а следующая ступень эволюции, ну или хотя бы неплохой ее вектор. Наверное.

Как психотерапия решает вопрос «жизни в моменте»

Психотерапия тоже в какой-то степени учит жить в моменте, хотя и не называет это так и не преподносит как решение от всех болезней. В качестве анекдотического примера можно взять технику гештальтистов спрашивать клиента: «А что вы сейчас чувствуете?» С помощью этого вопроса они вырывают человека из мыслей и помещают в ощущения, которые происходят здесь-и-сейчас. Пример анекдотический, потому что способ затаскан донельзя.

Сама «жизнь в моменте» совсем не спасает от тревоги о будущем. Спасает, например, бегство — благо, что способов бегства человек придумывает всё больше и больше. Знаете шутку Луи Си Кея, что страшно ходить в туалет без телефона, потому что будет время подумать и навалится экзистенциальный ужас? Так вот это не шутка.

В медитативной традиции надо пройти через много часов медитации и «темную ночь души», которая тоже является встречей с самым страшным, что можно вообразить — но тема эта не очень популярна, в агитках про нее не пишут. Чтобы прочно жить в текущем моменте, надо сначала разобраться со своей экзистенциальной тревогой, а для этого нужно с ней встретиться — можно вместе с терапевтом, если брать терапевтическую традицию. Но дураков делать это просто так нет, конечно.

Призывы «просто жить в моменте» совершенно справедливо воспринимаются многими агрессивно. Сказать человеку, что тревожиться о жизни не стоит — всё равно что сказать человеку в депрессии: «Ну, не грусти!»

Жизнь в моменте подается популярными психологами как панацея от тревог, а на деле всё наоборот. Если огромным, невероятным, не каждому по силу трудом получится как-то разобраться с экзистенциальной тревогой, в том числе и поменяв себя, — то тут эта самая жизнь сама и наступит.

Присоединиться к клубу