Рецензия на фильм «Дуэлянт» — «…и твой конь под седлом чужака» — LiveJournal
Вообще-то в кино я хожу редко. Но тут пришлось — нужно было выгулять даму сердца. Методом «тыка» для просмотра был выбран фильм «Дуэлянт». А что — романтика ушедшего века, дворяне, барышни, страсти, честь, благородство и, как вишенка на торте, дуэль… По-моему, неплохая добавка к попкорну с колой. Так думалось «до».Тем, кому «влом» читать дальше, скажу сразу: фильм — говно полное. Для остальных начну свой отчет с сюжета.
Жил-был потомственный дворянин, подпоручик Колычев. Про папашу его я, если что и было в фильме, ничего не запомнил, а вот матушку его с каких-то хуёв люто обидели. Да так, что она выбросилась из окна и разбилась насмерть. За всем этим стоял нехороший человек — граф Беклемишев. Но исполнителем злодеяния был кто-то другой. И вот этого другого Колычев замочил прямо на улице. Прямо насмерть.
Разумеется, по головке его за это не погладили, а совсем наоборот, разжаловали из офицеров, лишили дворянского титула и пропустили через строй солдат, которые у бастионов «петропавловки» не по-детски его отпиздили шпицрутенами (любознательным «гугл» в помощь) и затем отправили аж на Алеутские острова. Сложно сказать, с кем там собиралась воевать Российская Империя, в истории об этом сведений нет, но не будем слишком сильно углубляться в детали — ясно только, что по сюжету нужно было услать парня в Жопень-жопскую. Его туда и услали.
На краю земли он (имени главному герою фильма авторы дать не сподобились) времени зря не терял и не покладая рук учился стрелковому делу, понятно для каких целей. Алеуты, ежу понятно, — признанные мастера в стрельбе из нарезного оружия, особенно в 19-м веке, поэтому со временем Колычев стал суперстрелком. Затем он непонятным образом обнаружил труп русского офицера, завладел его документами и под видом дворянина Яковлева отправился в Питер, как говорилось в анонсах к фильму, «ведомый единственной целью – отомстить всем виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь».
Честь, правда, он возвращал весьма своеобразно — вступил в шайку бандитов и стал наемным убийцей. И хоть в 1860-м году киллеры делали свое дело не из-за угла, а на дуэлях, сути дела это не меняет.
Схема была такова. Некто неизвестный через подельника Дуэлянта «немецкого барона» «заказывал» жертву. Далее где-нибудь на балу или званном обеде появлялся другой член банды, «однорукий», который якобы случайно толкал жертву, после чего между благородными дворянами возникал примерно такой диалог:
— Смотри куда прешь, придурок!
— А чего это Вы, сударь, разговариваете со мной так неучтиво?! Я Вам не хуй с горы — я дворянин! Поэтому пожалуйте на дуэль!
— Да я бы с радостью тебя, старого педрилу, пристрелил, но ты же однорукий! А мне моя охуенная дворянская честь не позволяет драться с калекой.
— Говно вопрос. По дуэльному кодексу я имею право на замену, поэтому мой кореш с радостью угандошит тебя как нехуй делать.
— Ну тогда другое дело! Шли секундантов.
Таким вот способом за короткое время Яковлев-Колычев укокошил толпу народа, потому что был непревзойденным дуэлянтом. Между поединками он показывал цирковые номера с пистолетом, удивляя всех, в том числе и зрителей в кинозале, своим мастерством. Трюк и вправду поражал воображение: пуля, выпущенная из пистолета, попадала сначала в одну бочку, потом рикошетом в другую и, описывая траекторию по периметру равнобедренного треугольника, возвращалась в плечо стреляющего, защищенное по такому случаю металлическим панцирем., Пиздец как круто! Раньше я такое видывал только в мультиках типа «Ну, погоди!» или «Том и Джерри».
А еще главный герой без имени много бухал. Вискарик лакал, судя по бутылке. И как-то вдруг с бодуна ему приспичило узнать: а кто же этот таинственный заказчик, который, кстати, щедро платил за грязную работёнку? Неожиданно выяснилось, что им оказался тот самый ненавистный граф Беклемишев. Ну надо же, какое совпадение! Поэтому желание его убить стало у Яковлева- Колычева еще сильнее. Но тот, сука сыкливая, не соглашался на дуэль, отмазываясь тем, что не может принять вызов от человека низкого происхождения, то есть от Колышева.
Но тут на беду Беклемишева нашелся еще один честный благородный офицер из дворянского собрания, который, имея свой зуб на графа, признал в Колышеве своего родного брата Яковлева. Таким образом, деваться было некуда, и, по закону жанра, при огромном стечении народа состоялась последняя дуэль фильма, где главный герой фильма (я запутался в его фамилиях) замочил-таки плохого парня. Хеппи-енд, поруганная честь восстановлена!
Была еще в фильме симпотная тёлка. Без симпотной тёлки и секса что за фильм?! Хуйня, а не фильм. А так — тоже хуйня, но хоть с симпотной голой тёлкой.
Звали ее Марфой Тучковой. Княжна. Имя, конечно, придумали ей какое-то для той поры нелепое, ну да ладно. Главное, что княжна в фильме действительно очень симпатичная. Сиськи, правда, маленькие, но тут уж на любителя… В общем, «ябвдул». Естественно, что все главные действующие герои фильма, истекая слюной, хотели ее трахнуть. Больше всех этого хотел граф Беклемишев, но в итоге «романтический» трах состоялся с участием Дуэлянта. Ни с того ни с сего он, без ухаживаний, цветов и подарков; без нежных слов на ушко и клятв в вечной любви, взял и разложил княжну в карете посреди Невского проспекта. И отжарил благородную барышню как последнюю шлюху, пока она в неудобной позе, прислонившись лицом к стеклу, лениво разглядывала удивленных прохожих.
Про игру актеров говорить нечего. Дуэлянт весь фильм провел с одним выражением рожи — как будто он что-то потерял и боится это что-то найти. Один раз, правда, он расширил образ, разрыдавшись в юбки княжны Марфы. Сразу захотелось выдать ему слюнявчик и сменить подгузник. Плюс ко всему у актера отвратительная дикция. Он весь фильм не говорил, а бубнил себе под нос что-то невнятное и несуразное. Как пример: «Не нужно бояться крови, пусть она боится тебя!»
Марфа делала то, что положено делать в кадре хорошенькой девушке: смотрела благородным взглядом, говорило полным достоинства голосом и мило хлопала ресницами.
Пожалуй, лишь к Машкову не может быть претензий. Беклемишев у него получился убедительным.
В конце добавлю, что фильм «Дуэлянт» видится мне идеологически вредным. Питер показан уж каким-то слишком мрачным: вечный ливень, улицы с грязью по колено. Внутреннее убранство помещений зачастую напоминает ирландские пабы, а не княжеские дворцы. Вместо благородного дворянства с высокими идеалами перед зрителем открывается общество блядей, интриганов и убийц. Очень много в фильме крови, мяса и переломанных костей.
Так что хорошенько подумайте, стоит ли вам вести на этот фильм юное чистое создание, — вот что я хочу сказать. Потому что мое итоговое резюме о фильме «Дуэлянт» такое: полное говно!
Если же кто-то скажет, что моя рецензия — издевательство над фильмом, то я резонно отвечу, что не мог написать иного, ибо этот фильм — издевательство надо мной.
Будет невмоготу — кричите «жаба»: В Торонто показали «Дуэлянта». Торонто-2016: С чего начинается «Оскар»
Санкт-Петербург, 1860 год. Загадочный отставной офицер Яковлев (Петр Федоров в нарядах, достойных подиумов Парижской недели моды), недавно вернувшийся из Висбадена, стреляется на дуэлях с известными дворянами Петербурга, входящими в круг графа Беклемишева (Владимир Машков). Яковлев никогда не промахивается, поэтому вскоре на его счету оказывается уже пять трупов. За участие в дуэлях отставной офицер получает немалые деньги от таинственного заказчика, с которым общается через посредника — изворотливого немца (Мартин Вуттке), вкладывающего все состояние в дорогие, из золота и слоновой кости, зубные коронки.
Петербургский свет обеспокоен. Уже пять человек полегло от руки загадочного офицера, который с убитыми даже не был знаком. В дуэлянте начинают подозревать самозванца, тем более что объявился родной брат Яковлева (Александр Яценко), уверенный, что тот давно погиб во время службы на Алеутских островах. Вместо оправданий Яковлев-дуэлянт предлагает сыграть в русскую рулетку.
Когда остается два патрона (один из офицеров зачем-то напоминает зрителю об этом в духе: «Две пули осталось. Ой, всё! Могила или спасение!»), брат погибшего Яковлева обвинения снимает. Тогда дуэлянт раскрывает ему тайну своего происхождения. В частности, рассказывает, как в прошлом он понес страшное наказание: за убийство его лишили дворянского титула и отправили в ссылку, как раз на Алеутские острова. Но перед этим ему пришлось выдержать тысячу ударов шпицрутенами. Перед тем как героя Федорова провели через строй, старый офицер дал ему совет: подставляй мясо, а будет совсем невмоготу — кричи «жаба».
В Петербург героя Федорова вернуло желание восстановить собственную честь — и желание отомстить обидчику, тому самому графу Беклемишеву. Но, вернувшись в город, Яковлев (или тот, кто выдает себя за него) невольно оказывается в зависимости от всемогущего и любвеобильного графа.
Кстати, не все в Петербурге в восторге от Беклемишева. Граф ухаживает за княжной Марфой Тучковой (Юлия Хлынина), но ее брат, молодой князь Тучков (Павел Табаков) не хочет давать благословения на союз. «Вы восхищаетесь монстром. Он окружил себя негодяями, живет за счет женской любви и ищет новую жертву», — говорит князь сестре. Значит, князю Тучкову стоит ждать вызова на дуэль. Ведь Беклемишев не привык слышать «нет».
Режиссер Алексей Мизгирев рисует пренеприятную картину, в которой даже главный герой одержим абстрактными категориями чести и достоинства, никак не подкрепленными реальными поступками. Петр Федоров убедительно эту одержимость играет. Жизнь в «Дуэлянта» привносит и Александр Яценко, несмотря на то, что появляется всего лишь в двух эпизодах. Открытие фильма — Павел Табаков, которому удается создать образ благородного, но неопытного князя. Можно похвалить визуальные эффекты и антураж дождливого Петербурга, однако почему-то им не уделяется должного внимания, и все те красивые декорации и локации, которые мы видели на эскизах и фотографиях со съемок, в фильме с трудом удается рассмотреть.
Однако, в «Дуэлянте» разочаровывает многое: неубедительные диалоги, серьезные донельзя, с усредненным, несовременным, но и не классическим русским языком; общая монотонность повествования; отсутствие обещанного размаха (и декорации, и сам город совершенно потерялись, и остается ощущение, что в фильме было использовано всего три-четыре локации, мимо которых герои и ездят туда-сюда). Эта искусственность проникает и в мелочи. Похоже, Яковлева заговорили не только от смерти, но и от дождя: в кадре бесконечно льется вода, но герой отчего-то не намокает.
Главное же разочарование «Дуэлянта» — Юлия Хлынина и связанная с ней хлипкая любовная линия, которая вдруг возникает в финальные полчаса. Героиня Хлыниной мечется между Беклемишевым и Яковлевым, но на фоне деревянных интонаций актрисы теряется даже обаяние ее брата, героя Павла Табакова. А главная эротическая сцена с ней и героем Федорова участием вызывает еще больше вопросов. Яковлев рассказывает девушке о своем прошлом и о трагической смерти матери, а уже в следующий момент неуклюже ласкает княжне грудь и задирает юбку в карете (с прозрачными, конечно, окнами) средь бела дня, посреди оживленной улицы. Честь, манеры, чувство собственного достоинства, на худой конец? Нет, не слышали. Главное — титул восстановить и вызвать на дуэль мерзавца Беклемишева. А с княжной можно и в карете по-быстрому.
Можно сказать, что «Дуэлянт» — жертва завышенных ожиданий. Их явно не было у иностранных журналистов, увидевших картину на пресс-показе в Торонто. Но их рецензии пока не опубликованы. «Денег я никогда не искал — только любви» — слова героя Владимира Машкова, графа Беклемишева, вполне могли бы прозвучать и из уст создателей «Дуэлянта». Правда, Беклемишев, конечно, деньги очень любил. Так что про любовь — это красивые слова для девушек с внушительным приданым. Ну, и для зрителя с кошельком. Подарит ли тот свою любовь и деньги «Дуэлянту» — большой вопрос.
К барьеру! Нощь, дощь, крофь, любофь, месть… и просто жесть! | Блогер Fiona на сайте SPLETNIK.RU 1 октября 2016
Спойлеров старалась избегать. Но все-таки ЭТТЕНШН!
Слухи о том, что Роднянский и компания сняли какой-то чумовой, крутой и мощный фильм стали ходить еще зимой.
Потом пошли кадры.
Потом трейлер.
Потом случился фестиваль в Торонто, где, по слухам, фильм приняли хорошо (но сейчас ходят слухи, что были и те, кто ржали в голос).
Потом вышло несколько хвалебных статей…
В общем, был повод насторожиться.
Все эти «крутые» проекты в нашем кино («Обитаемый остров», «Адмиралъ» и т.д.) — как правило выходили развесистой «клюквой», либо претенциозной ерундой. Редкие исключения типа «Ночного дозора» все равно получались довольно неоднозначными (и до предела набитыми разной туфтой типа продакт-плейсмента).
Но ведь Роднянский работает не только с Бондарчуком, но еще и со Звягинцевым, с которым они сделали «Елену» и «Левиафан», думала я, а вдруг?
Поэтому была надежда.
И ради премьеры даже ушла с работы на 30 минут раньше, чтобы попасть на сеанс в не сильно забитом зале, чтобы не отвлекаться на любителей есть попкорн и ходить туда-сюда, а получить удовольствие.
Ну-с… Что я могу сказать? Многое.
Давайте по порядку.
О сюжете.
1860-й год. Питер. Непонятное время года. Дощь.
Некто Яковлев (Петр Федоров), мрачный человек лет 30, всегда одетый в черное, работает «заменой» на дуэлях — когда один из участников слаб/болен/по иным причинам не может сам встать к барьеру — он, согласно дуэльному артикулу, может обратиться к третьему лицу, чтобы тот отстоял его честь.
Яковлев — профессиональная «замена». За то, что он методично отправляет на тот свет записных бретеров-дуэлянтов, ему хорошо платят (хотя никто, конечно, не афиширует этот факт).
Яковлев живет аскетично один со старым слугой, не имеет друзей и знакомых. Иногда, помимо дуэлей, он выступает на публику в качестве «железного рыцаря» — человека, демонстрирующего виртуальное умение обращаться с огнестрельным оружием… ну, там, знаете, простреливает летающую даму и выдает прочий «Вильгельм Телль» на пистолетах. За это он тоже получает немалые деньги.
В свободное от работы время Яковлев пьет (скажем прямо — глушит коньяк бутылками).
Если Яковлева что-то и волнует помимо денег и коньяка, то это — хлопоты по восстановлению доброго имени и дворянства некоего Колычева, признанного умершим несколько лет назад. Он готов заплатить огромные деньги за то, чтобы обелить память о Колычеве, собственно ради этого он и рискует своей жизнью.
*не будет, наверное, огромным спойлером признаться, что Яковлев и есть Колычев*
Параллельно в великосветских салонах разыгрывается драма с участием княжны Марфы Тучковой (Юлия Хлынина) и ее юного брата — князя Тучкова (Павел Олегович Табаков). Молодой наследник рода и опекун своей своевольной сестры крайне обеспокоен тем, что Марфа влюблена в инфернального графа Беклемишева (Владимир Машков). У графа скверная репутация для человека из общества — он большой безобразник «по дамской части», плюс у него непонятное финансовое состояние (позволяет себе роскошные жесты и увлечения, однако есть мнение, что разорен) и вообще — слухи о нем ходят нехорошие. При этом граф пользуется особым покровительством Великой княгини и всеми принят.
Ясно, что на княжну Марфу это все вкупе с хриплым голосом действует сногшибательно. Брат обеспокоен и намерен отказать явно двигающемуся в сторону предложения руки и сердца графу.
Очень скоро выясняется, что Яковлев не просто за деньги заменяет оскорбленную сторону, он работает с целой бандой, провоцирующей на дуэли людей, которых, по сути, заказывают.
А заказывают их — потому что они кое-кому мешают. Например так, как молодой и упертый князь Тучков — мешает графу Беклемишеву…
Две линии — Яковлева и Тучковых — пересекаются…
При каких обстоятельствах Колычев перестал быть дворянином? Как стал он Яковлевым? Что там с грязными делишками Беклемишева? Добьется ли он княжны Тучковой? А если не он — то кто ее добьется? Знакомы ли Яковлев с Беклемишевым? Восторжествует ли добро и справедливость? Кончится ли дождь?
Все эти вопросы чрезвычайно волнуют зрителей.
Для начала я скажу о позитивном.
Хороша завязка.
Собственно — ее я пересказала и углубляться особо не намерена дальше пересказывать сюжетные ходы. Пусть останется некоторое количество интриги. Завязка — это большой плюс.
Фильм очень бодро снят.
Действие почти не провисает, эпизоды «затишья» довольно гармонично чередуются с ритмичными эмоциональными картинами. Воспоминания Яковлева (они будут) — втиснуты довольно умеренно, от основного сюжета не отвлекают.
Вообще, умение держать ритм, напряжение — это большое умение, и Мизгирев им владеет.
Далее — о картинке.
Тут тоже все в порядке. Мизгирев и Роднянский решили сделать фильм-нуар на фоне Петербурга 19-го века. Собственно, к такому решению подталкивает целый пласт российской культуры — литература (поклон Федору Михайловичу Достоевскому) и изобразительное искусство давно дают для этого повод.
В итоге главный герой — плохой парень, лишенный чести человек — действует в мире порока и обмана. Никому нельзя верить. Все предадут. Плюс вокруг полумрак. Даже днем. Еще бы — дождь круглые сутки. Грязь. Черные цветы в вазах. Все как бэ намекает, что «природа созвучна настроениям главного героя» (как писали в школьных сочинениях) — всю тлен и разложение. Низкие потолки. Свечи. Облезлые стены. И шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука…
«В конце-концов — это просто красиво» (с). Все эти черные цветы, черные стены, полумрак, опять же — дощь…
Хороша атмосфера.
Что такое атмосфера нуара? Это, как пишет, Википедия — атмосфера цинизма, пессимизма, разочарования и тотального недоверия.
Нет, сэр, у вас не параноя, это действительно странные совпадения. Да, сэр, эта блондинка только кажется невинной девушкой. Да, держать пистолет под рукой — хорошая идея, сэр…
Нуар как жанр возник в 30-е годы в США, отражая общественные настроения после Великой Депрессии. И действия фильмов-нуаров как раз в этот период и происходили. Но постепенно эстетика нуара стала проникать глубже и расползаться шире. И вот уже появились европейские нуары, японские нуары (там этот жанр очень прижился), даже советские нуары.
Звучит фантастично, но это так. Посмотрите, допустим, «Дело Пестрых». Или «Испытательный срок» с молоденьким Олегом Павловичем Табаковым. Чем не нуар? Разве только тем, что главный герой — это не сомнительная личность, а вполне себе положительный парень. Только вот он окружен этой самой атмосферой цинизма и недоверия, хоть и пытается прорваться сквозь сгущающуюся тьму…
В общем — это такая эстетика.
Нравится не нравится — а интересно.
Все же понимают, что и рубеж 18 и 19 веков в США вряд ли был таким мрачным даже в Новой Голландии.
И Викторианская Англия так не выглядела.
Такой привет Тиму Бертону (а именно он — главный любитель нуара в современности).
Ну, еще Роберт Родригес.
Словом, с динамикой, завязкой, картинкой и атмосферой — все в полном порядке.
И тем не менее… В какой-то момент я поняла, что отчаянно пытаюсь не рассмеяться на весь зал — и удерживает меня от этого лишь усилие воли и уважение к другим зрителям. Потому что происходящее на экране из мрачной истории о мести превращается в какую-то напыщенную и даже слегка комическую чушь…
Короче, не буду ходить вокруг да около.
В чем проблема фильма — я вам скажу.
В сценарии.
Особенность хоршего фильма-нуара — стройность повествования. То есть сначала не должно быть понятно ничего. Каждый может оказаться негодяем. Не верь никому. Происходят загадочные совпадения и подозрительные события. Но потом, потом это все должно прийти к какому-то единому знаменателю. И даже если финал остается открытым — понятно хоть, в какую сторону он открыт.
Тут этого нет.
Мизгирев-сценарист придумал очень неплохую завязку, но не придумал развязку и, видимо, решил, как Наполеон, главное — ввязаться в бой, а там — посмотрим.
И вот ладно скроенный сюжет прямо на глазах начинает расползаться, потому что мало скроить — еще и сшить хорошо надо. А тут сюжет сшит плохо. И это видно как раз где-то с середины, потому что в тот момент, когда перед нами раскрыты все карты и уже ясно, кто подставил Кролика Роджера (то есть Колычева), надо как-то объяснить и все остальное — но все объяснения выглядят жалко и неубедительно.
Поэтому никакой «тонкой интриги» с местью подлецу Беклемишеву (ну, вы уже догадались, что это он главный гад на всем Питембурхе) не выйдет.
Все будет «в лоб». И без интриги.
Не буду раскрывать тайны, скажу лишь, что то, что сделал Яковлев в конце — он мог сделать вообще с самого начала. Прямо вот сразу, как вернулся в Питер после 5 лет отсутствия.
Из-за чего тогда весь огород городили? Доброе имя Колычева, выходит, так и не было восстановлено.
Плюс имеются серьезные проблемы с раскрытием мотиваций персонажей.
Как говорится — если со сценарием проблемы, то они везде вылезут.
Не ясно, что же за интриги плел Беклемишев с Великой Княгиней. По всему выходит, что ему нужны были дуэли — из-за денег. Но толком ничего не объяснено, приходится додумывать. Отчаянно намекали, что дело не только в любовной связи, но и в том, что Княгиня Беклемишева покрывает. Но вот в чем?
Нет, додумать не сложно. Даже очень легко (занять денег, потом не отдавать, потом организовать смерть кредитора на дуэли). Но… хороший фильм от среднего как раз и отличает то, что зрителю все-таки разъяснят мотивацию персонажей несколькими скупыми мазками.
Во-вторых, самый загадочный в плане мотивации персонаж — княжна Марфа. Сначала вроде ясно — она просто с жиру бесится и любит «опасных» мужчин. И тот же Беклемишев ей интересен, от того, что он — бааааальшой безобразник. Я даже вполне могу понять, что по той же причине ей стал интересен и Яковлев — он ведь вроде как негодяй, да еще и моложе Беклемишева. Но… интерес — интересом, эстетика нуара — эстетикой нуара, но все же не настолько, чтобы затевать секс в карете (у них там, кстати, именно в карете этим делом все и занимаются, не только княжна Марфа с Яковлевым, сами убедитесь).
Все-таки забывать о нормах морали и нравственности, характерным для определенного момента истории — довольно глупо. К примеру, в «Сонной лощине» тоже имеется секс вроде как благовоспитанной дамы на сеновале с любовником. Но… все-таки это опытная замужняя женщина. Да еще и с черной душой. Но все-таки ночью. На сеновале (то есть — вдали от посторонних глаз). А тут… юная княжна-аристократка, да еще в трауре (который она, кстати, почему-то не держала практически ни дня — а что так? черное на черном было бы эффектно), да еще и с каким-то проходимцем, да еще и активно помогая ему в… его поползновениях, да еще в карете без штор посреди бела дня в центре Питера в 1860-м году.
Вы такому верите? Я — нет.
Если бы они были одни где-то за закрытыми дверьми, если бы их что-то сумело сроднить, если бы там был какой-никакой приличествующий случаю антураж — это я бы еще поняла. Но в карете посреди бела дня? Извините, что я слишком много пишу про это, ведь ежу ясно — так не бывает.
В-третьих, что там с мотивацией Великой княгини? Вроде как официальная информация такова, что под этим персонажем подразумевают Александру Иосифовну, жену младшего брата Александра II — Великого князя Константина Николаевича (и мать поэта К.Р. — Константина Константиновича Романова).
Александра Иосифовна и К.Р.
Однако все источники утверждают, что это была женщина высокой нравственности, преданная своему мужу, пользующаяся огромным уважением при дворе и в обществе.
Хорошо. Может быть — это ошибка, и ввиду имелась все-таки другая Великая княгиня, но их там помимо Александры Иосифовны было всего 2 — жены Великих князей Николая и Михаила. Ни одна из них не была замечена в каком-то неподобающем поведении.
Допустим, это была какая-то абстрактная Великая княгиня. Художественная условность. Что не так с этим персонажем помимо ее повадок дорогой шлюхи? А то, что в начале, при первом появлении, нам представляют ее как женщину, которую «общество не принимает», а в конце — через пару недель после начала действия — как эдакую крестную мать петербургского высшего света, которая рулить всем и разруливает.
И все-таки что же за дела-то у нее могли быть такие с Беклемишевым, помимо собственно секса в карете (да вы давно догадались — что я их и имела ввиду)?
И последнее о сюжетных косяках.
Скажите мне на милость, почему нам так и не объяснили, когда и где этот ваш Яковлев научился ТАК стрелять?
У всех супер-героев был наставник. Это, извините, «жакон занра» фильма-мстилки. У Невесты был Пей-Мей, у графа Монте-Кристо — аббат Фариа… Майкла Корлеоне учила жизнь, но все-таки учила и подробно рассказано — как учила.
А тут — хопс, герой просто «офигительно стреляет» и ВСЕ. Или, может, он и раньше обладал этой супер-силой? И в предыстории? Но почему тогда не рассказали? И если он так умел — зачем с ним затевали дуэль-то в этой же самой предыстории?
Нет, нам намекают, что «в Аляску сослан был — вернулся алеутом». Алеуты научили что ли? Какой-нибудь хитрый алеутский охотник-одиночка? Он очень просился в кадр.
Но в итоге вся линия с алеутами лишь объяснит, как Колычев стал Яковлевым. Откуда у него на спине появилась «загадочная татуировка» и как, черт побери, он научился настолько фантастически стрелять и играть в «русскую рулетку» — нам ничерта не объяснили.
Ребята. Давайте честно: хорошая идея — это большая удача. Но если ты совершенно не знаешь, к чему ты должен из этой завязки прийти, то, считай, ты просто выкинул кучу денег в мусорное ведро.
И никакая картинка не спасет.
Кстати о картинке.
Даже шикарную картинку можно убить однообразием.
Почему, скажите, все «великосветские» сцены упорно снимают в прихожей Эрмитажа?
Да, несколько отфотошопили, но атланты вполне узнаваемые.
Вообще, у нас что, настоящий «нуар» без рисованных декораций вообще никак не создать?
И еще. Вечный дождь тоже может задолбать. Особенно, если постоянно показывать в кадре поливаемые дождем яблоки и капусту. А этот кадр я успела заметить раза 3-4, не меньше.
И об актерах.
Хорош исполнитель главной роли — Петр Федоров. Вот тут угадали так угадали, так вот из героев второго плана (см. «Обитаемый остров») выходят полноценные звезды. Он достаточно трагичный (но не комичный), простой и сложный одновременно. И харизма у Петра имеется. И играть умеет. Камера любит его лицо. Твердая пятерка.
Так же хороши практически все актеры второго и третьего плана. Франциска Петри представила интересную Великую княгиню даже при всей нареальной легкости поведения ее персонажа, Юрий Кузнецов (полковник Петренко по прозвищу «Мухомор» из «Ментов», а вообще — он известный и хороший актер-эпизодник) в роли преданного слуги Яковлева, Гармаш в роли зловещего Однорукого, Александр Яценко в роли настоящего представителя семьи дворян Яковлевых, даже Юрий Колокольников в небольшой роли Басаргина.
Но вот дальше — все очень сложно.
Княжна Марфа (Хлынина) — слабенько.
Брат ейный, князь Тучков (Павел Олегович Табаков) — деревянненький.
Вот с такой надутой мордой, выпученными глазами и выпяченной челюстью он проходил весь фильм.
Но и Хлынина и Табаков-младший — молодые, еще разыграются (в других, конечно, фильмах).
А вот с Машковым… Скажу прямо. Он нормально играет. Но… он откровенно стар для роли рокового мужчины Беклемишева. Я раньше думала, что только Домогаров все никак не может угомониться и прекратить строить из себя героя-любовника, ан нет… у Машкова та же болезнь. Но это пол-беды, что Машков все еще считает, что он — игого. Плохо и то, что так считают режиссер и продюсер.
Повторю. Машков играет нормально (без открытий, но нормально — проникновенно в глаза посмотрит, цинично усмехнется — все в порядке). Но это полный, что называется, мискастинг.
Словом, давайте скажем честно. Фильм вышел на «четверочку с минусом». От тройки спасает все-таки очень неплохая в целом картинка и прекрасный Петр Федоров.
Сюжет да, действительно хорошо завязан, но дальше он становится слабее, слабее, скатываясь в полную комедию и фарс. В какой-то момент я реально поняла, что хочется смеяться. И было над чем.
Всем хорошего вечера. Любите кино.
Грязь, кровь и скрепы: carabaas — LiveJournal
Загадку русской души попытался раскрыть в романтическом триллере «Дуэлянт» Алексей Мизгирев. Похоже это у него получилось неплохо.Санкт-Петербург. 1860 год. Повсюду грязь, мерзость и нищета. Постоянно льет ливень. Посреди улиц валяются обломки кораблей выброшенных на берег очередным наводнением, строится какой-то грандиозный мост (который так и не смогли построить — нет в Питере такого моста).
В государстве российском как всегда процветают мздоимство и казнокрадство. Люди убивают, крадут, лгут, изменяют и делают это для того чтобы и дальше лгать, убивать, предавать, жульничать и воровать. При этом все прекрасно понимают, что их предают и обворовывают, но настолько к этому привыкли, что даже и не замечают. Т.е. делают вид, что все в порядке.
При этом где-то далеко есть крайне необходимые Империи Алеутские острова, на которых уже перебили всех алеутов и теперь не знают, что с ними делать (их потом продадут Америке как и Аляску). А пока туда посылают солдат, и возвращаются оттуда живыми не все.
Положительных персонажей в фильме нет. Самый главный-заглавный герой гордый дворянин Яковлев (Петр Федоров), на самом деле наемный убийца. Как не крути, он хоть и выполняет все параграфы дуэльного кодекса, но провоцирует дуэли и берет деньги за убийство людей. Пусть он и объясняет это для себя благими намерениями, но он лжет сам себе. И это самый положительный герой, а что говорить об остальных персонажах? Пусть они и самых благородных русских дворянских кровей, но все они выродки.
Чего только стоит расчетливый аферист граф Беклемишев (Владимир Машков)?! Только презрения. И это офицер. Ясное дело, он постоянно рассуждает о благородстве, о чести, об обидах, которые смываются только кровью. Но это все пустая болтовня. С таким же успехом он сегодня бы рассказывал всему миру, что «нас там нет» и «Боинг сбили не мы».
Небольшого сочувствия заслуживают женские персонажи Великая Княгиня (Франциска Петри) и княжна Марфа Тучкова (Юлия Хлынина). Одна немка и плохо понимает происходящее, а вторая просто симпатичная дурочка.
Фильм можно похвалить за графику. Она не дотягивает, правда, до «Шерлока Холмса» Гая Ричи и ближе к «Видоку» Жана-Кристофа «Питоф» Комара. Но хороша. Верится, что Питер стоит на болоте.
Декорации грандиозны. В них можно снять еще не один фильм. Особенно хорош мост, настоящая великая вечная стройка (хотя допускаю, что он нарисован))
Отличный и реквизит. Пистолеты, трости, безделушки, ассигнации — верится, что все это подлинные музейные экспонаты той эпохи. Прекрасно показана работа врача и его чудесный саквояж с инструментами. Вероятно они тоже настоящие.
Если батальные сцены (дуэли и драки) выглядят достоверно и удачно, хотя и несколько однообразны, то картинки мирных будней тусклы, сумрачны и затянуты. Что касается любовных сцен, а тем более сцен секса, то лучше бы их вовсе в фильме не было. Секс похож на неудачное изнасилование, когда оно вроде бы и происходит, но никому из участников это занятие ни приятно, ни интересно…
Сценарий писал не Лермонтов и не Достоевский. Персонажи похожи на карандашные наброски, эскизы людей. Карлики и к тому же на ходулях. Как герой Машкова (Беклемишев) может пользоваться такой популярностью у женщин — не могу понять. Зачем он такой подлец? Хотя, похоже, это риторический вопрос — я уже говорил, что сюжет кишит моральными уродами.
Ну что ж видимо она такая и есть, эта загадочная русская душа… Как говорится — никакой мистики, скрепы.
Кто-то из критиков написал «здесь чувствуется самобытность, есть заявка на собственный киноязык, на отдельную ДНК». Думаю он имел в виду именно ту лишнюю хромосому, на которой и держится вся загадочность русской души. Видимо она и есть та самая скрепа.
[Еще немного кадров из фильма]
[Трейлер и постер]
Марфа Матвеевна Кожина (Тучкова) — Индекс потомака
Из пројекта Родовид
Особа:396594
Generation of a large tree takes a lot of resources of our web server. Anonymous users can only see 7 generations of ancestors and 7 — of descendants on the full tree to decrease server loading by search engines. If you wish to see a full tree without registration, add text ?showfulltree=yes directly to the end of URL of this page. Please, don’t use direct link to a full tree anywhere else.
11/1?> ♀ Марфа Матвеевна Кожина (Тучкова) [Кожины]2
21/21+1> ♂ Василий Иванович Тучков [Тучковы]Смрт: 1769
3
31/32> ♂ Алексей Васильевич Тучков [Тучковы]инженер генерал-поручик, потом действительный тайный советник и сенатор, составил себе громкую известность при Екатерине П. Получив воспитание в инженерной школе, он участвовал в семилетней войне и в 1763 году был уже в чине капитана. В чине подполковника совершил кампанию за Дунай 1771 года и произведен в полковники за укрепление Журжи. В чине генерал-майора (1776 года) состоял начальником крепостей по западной границе, по 1785 год живя в Киеве; вызван оттуда с производством в генерал-поручики для управления инженерною и артиллерийскою частью. Павел I переименовал его в действительные тайные советники, пожаловав 800 душ (по указу 5 апреля 1798 года) в губерниях: Нижегородской, Владимирской (Арзамасского уезда, дер. Пьянишное Озеро и Селема) и Симбирской (Ардатовского уезда, село Богоявленское, Ведянцы тож). Он строил постоянный мост через Невку с Васильевского острова на Петербургскую Сторону и производил перед шведскою войною (в 1788 году) осмотр и приведение в оборонительное состояние крепостей в Лифляндии и по финляндской границе. Жена КАЗАРИНОВА ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВНА (ум. 1818)
42/32> ♂ Иван Васильевич Тучков [Тучковы] 53/32> ♂ Пётр Васильевич Тучков [Тучковы]4
81/43+2> ♂ Николай Алексеевич Тучков [Тучковы]Рођење: 1765
Смрт: 1812, Бородино
Генерал-лейтенант. Участвовал в военных действиях против шведов и поляков; в 1799 г. командуя Севским мушкетерским полком, был в несчастном для нас сражении при Цюрихе и штыками проложил себе путь к Шафгаузену; в сражении при Прейсиш-Эйлау командовал правым крылом армии; в 1808, начальствуя 5-й пех. дивизией, участвовал в военных действиях в Финляндии. В 1812 назначен командиром 3-го пех. корпуса. В Бородинском сражении корпус Тучкова прикрывал левое крыло русских войск. Умер от ран через 3 часа после смерти брата Александра (4-го)
62/43+2> ♂ Алексей Алексеевич Тучков [Тучковы] В 1796 генерал-майор артиллерии. С 1807 по 1820 предводитель дворянства Звенигородского уезда Московской губернии.Гнрой войны 1812 года. Отец декабриста Тучкова А.А. (1800-1878)
Жена КАРОЛИНА ИВАНОВНА ур. ИВАНОВСКАЯ. 103/43+2> ♂ Сергей Алексеевич Тучков [Тучковы]Рођење: 1767
Смрт: 1839
Генерал-лейтенант, сенатор, литератор Участвовал во многих войнах, герой Русско-Турецкой войны. Похоронен в Новодевичьем монастыре. Могила не сохранилась. Жена — племянница генерала ЗОРИЧА.
94/43+2> ♂ Павел Алексеевич Тучков [Тучковы]Герой войны 1812 и заграничных походов. Сенатор, член Государственного совета. Генерал-майор. (Тучков 3-й) В 1808, командуя бригадой, участвовал в войне со Швецией; в 1812 отличился в бою при Валутиной горе, но тут же, тяжело раненый, был взят в плен; по возвращении в Россию назначен начальником дивизии; позже был членом Госуд. Совета и председателем комиссии прошений. Генерал-майор.
75/43+2> ♂ Александр Алексеевич Тучков [Тучковы]генерал-майор (Тучков-4й) Одиннадцати лет от роду был произведен в первый офицерский чин, семнадцати – в капитаны, а в двадцать два года – в полковники, не быв ни разу в бою. Вышел в отставку, жил в Париже, в 1806 женился. Вернулся в армию. С отличием участвовал в войне 1807 г. против французов и в 1808 г. — против шведов. Во время Отечественной войны, командуя бригадой, сражался под Витебском и Смоленском; под Бородиным был убит (Багратионовы флеши)
5
121/56+3> ♂ Алексей Алексеевич Тучков [Тучковы] Декабрист. Отставной поручик.Слушал лекции в Московском университете. с 1817 прапорщик, 1819 — подпоручик, в 1820 — уволен по болезни поручиком. Член Союза Благоденствия (1818), Московской управы Северного общества и тайной организации «Практический союз». Под арестом пробыл месяц. С середины 1830 — уездный в Пензенской губ. предводитель. Находился под тайным наздором полиции.
Дочь Наталья была замужем за Огаревым и гр.браком — за Герценом 112/56+3> ♂ Павел Алексеевич Тучков [Тучковы]генерал-адъютант, генерал от инфантерии (1859), московский военный генерал-губернатор (1859—64). Из дворян. Военное образование получил в пансионе в собственном имении генерал-майора Н.Н. Муравьёва (впоследствии училище колонновожатых). В 1817 принят в свиту Его императорского величества, в 1820 переведён в Генеральный штаб. Во время русско-турецкой войны 1828—29 участвовал в осаде Браилова, в сражениях у переправы через Дунай; в период польской кампании 1830—31 — в штурме передовых укреплений Варшавы. В 1830 читал курс военных наук в Школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. С 1843 директор Военно-топографического бюро. После вступления в должность московского военного губернатора Тучков возглавил особый комитет, в состав которого входили городской голова, губернский предводитель дворянства и представитель купеческого сословия. В марте 1860 выработан проект, в марте 1862 высочайше утверждено «Положение об общественном управлении Москвы», провозгласившее создание общесословных выборных управленческих структур — общей и распорядительной думы. Тучков — инициатор создания Городского статистического комитета (открыт в 1862), действовавшего независимо от губернского. В сентябре— октябре 1861 в Москве вспыхнули студенческие волнения, сопровождавшиеся столкновениями с полицией у гостиницы «Дрезден» на Тверской улице и арестом в доме генерал-губернатора студентов, посланных на переговоры. В июне 1863 Тучков направил ходатайство министру внутренних дел об усилении полиции для поддержания порядка в Москве. Под председательством Тучкова была учреждена комиссия для обсуждения проекта устройства петербургской полиции, «имея в виду, что некоторые из предположений могут быть применены к полиции московской». В октябре 1863 Тучков направил министру внутренних дел заключение на проект положения о генерал-губернаторах, в котором подробно охарактеризовал правовой статус и компетенцию генерал-губернатора, его роль в системе государственных учреждений и первенствующее значение перед другими местными структурами и должностными лицами в управлении вверенной ему территории. В 1860 Тучков одобрил устав Акционерного общества Зоологического сада, выразив «полное сочувствие к полезной цели этого предприятия». Похоронен в Новодевичьем монастыре.
133/59+4> ♂ Александр Павлович Тучков [Тучковы]статский советник наследовал ус. Пельгора; Новоладож. у.п.д.
6
161/612+6> ♀ Елена Алексеевна Тучкова (Сатина) [Тучковы]жена Н.М.Сатина
172/612+6> ♀ Наталья Алексеевна Тучкова (Огарева, Герцена) [Тучковы] мемуаристка, вторая жена Н.П. Огарёва, с 1857 года – гражданская жена А.И. Герцена.С 1857 года Герцен стал сожительствовать с женой Николая Огарёва Натальей Алексеевной Огарёвой-Тучковой, она воспитывала его детей. У них родилась дочь Елизавета. В 1869 году Тучкова получила фамилию Герцена, которую носила вплоть до возвращения в Россию в 1876 году, после смерти Герцена.
Елизавета Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал Достоевский в очерке «Два самоубийства» 183/611+7> ♂ Михаил Павлович Тучков [Тучковы]флигель-адъютант, затем генерал-лейтенант свиты его императорского величества
154/611+7> ♂ Николай Павлович Тучков [Тучковы]флигель-адъютант. Сын Павла Алексеевича Т. (1803- 1864), генерала от инфантерии, чл. Госсовета и московского генерал-губ., и Елизаветы Павловны Веригиной (1805- 1875). Внучатый племянник знаменитых своим мужеством генералов Тучковых — героев Бородина. Ок. Паж. корпус (1852), напр. в Л.гв. Преобр. полк, фл.-ад.(1864), генерал-лейтенант. По выходе в отставку поселился в имении. Мышкин. и Углицкий предв. дворянства (1893). Его земли в Самарской губернии (2500 десятин) были им проданы Л.Н.Толстому. «Н.П. оставил по себе завидную память как человек в высшей степени отзывчивый на всякое благое дело».
145/613> ♂ Владимир Александрович Тучков [Тучковы] 196/613+8> ♂ Павел Александрович Тучков [Тучковы]камергер и председатель Верейской уездной управы Московской губернии
7
231/717+?> ♀ Елизавета Александровна Герцен [Герцены]Рођење: 1858, Российская империя
Смрт: децембар 1875, Российская империя
С 1857 года Герцен стал сожительствовать с женой Николая Огарёва Натальей Алексеевной Огарёвой-Тучковой, она воспитывала его детей. У них родилась дочь Елизавета. В 1869 году Тучкова получила фамилию Герцена, которую носила вплоть до возвращения в Россию в 1876 году, после смерти Герцена. Елизавета Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал Достоевский в очерке «Два самоубийства»
202/715+12> ♂ Николай Николаевич Тучков [Тучковы]корнет Л.-Гв. Конно-Гренадерского полка 1893. Председ. Земства и предвод. дв. Угличск. у., член партии «октябристов» во 2й Гос. Думе, статс. советник. Имение «Екатериновка» под Угличем. Собирал русские портреты, участник Таврической выставки
223/715+12> ♀ Дарья Николаевна Тучкова (Набокова) [Тучковы] 214/719+14> ♂ Александр Павлович Тучков [Тучковы]Сын действительного статского советника. Произведен в офицеры из вольноопределяющихся в 1915. Штабс-ротмистр л.-гв. Конного полка. В Добровольческой армии с 24 марта и 12 мая 1919 года в эскадроне своего полка в Сводном полку гвардейской кирасирской дивизии; сентябрь 1919 в Гвардейском кавалерийском полку. Ротмистр. Эвакуирован до осени 1920 из Ялты на корабле «Рио-Негро». В эмиграции во Франции, генеральный секретарь Союза ревнителей памяти Императора Николая II. Сотрудник журнала «Военная быль», на ноябрь 1951 секретарь объединения л.-гв. Конного полка, 1953 – 1967 редактор «Вестника конногвардейского объединения». Умер 1 июля 1968 в Париже. Жена Мария Викторовна (Мартынова; 29 июня 1894 – 31 марта 1952, там же), сыновья Дмитрий, р. Ок. 1918, Павел, р. Ок. 1917. Мать Софья Федоровна (умерла в тюрьме в Рязани 1920 или позже)
245/719+14> ♂ Дмитрий Павлович Тучков [Тучковы]Рођење: 1893
Смрт: 1919
Штабс-ротмистр лейб-гв. Конного полка. У частник боев в 1917.10. в Москве. В Добровольческой армии и ВСЮР, 1919.01. в эскадроне своего полка в Сводном полку гвардейской кирасирской дивизии. Убит 1919.02.18-21 под д. Благодатное Таврической губ. [Волков С.В. Офицеры Росс.гв. М.,2002]
8
271/822+16> ♀ Мария Сергеевна Набокова [Набоковы] 262/822+16> ♂ Сергей Сергеевич Набоков [Набоковы]Журналист , офицер орденов Леопольда (Бельгия) и Короны (Люксембург), кавалер ордена Короны (Бельгия). Руководитель службы смешанной греко-болгарской эмиграционной комиссии, называемой как З.О.М. по договору Нейли-на-Сене 1919 г. (1926-1932). Главный секретарь общества Истории и Генеалогии РОССИИ (1932-1940). Корреспондент (1944) и директор агентства Рейтер в Бельгии и Люксембурге (1946-1967), вице-президент Союза работников прессы Бельгии (1947-1970). Передал Феррану фотографии отца и матери для альбома «Дворяне РОССИИ».
253/820+15> ♂ Николай Николаевич Тучков [Тучковы]Рођење: 1903
Смрт: > 1945
Тучков, Александр Алексеевич — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 августа 2015; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 августа 2015; проверки требуют 16 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Тучков.Алекса́ндр Алексе́евич Тучко́в 4-й (7 марта 1778 — 26 августа (7 сентября) 1812) — российский командир, генерал-майор, погиб во время Бородинского сражения.
Представитель древнего рода Тучковых, который считал своим родоначальником Михаила Прушанина. Был младшим сыном инженер-генерал-поручика А. В. Тучкова; все пятеро его сыновей дослужились до генеральского звания, а четверо из них (Николай, Павел, Сергей и Александр) участвовали в Отечественной войне 1812 года).
В 1788 году Тучков был записан в качестве штык-юнкера в Бомбардирский полк. 27 июня 1794 года был повышен в звании до капитана, после чего начал действительную службу во 2-м артиллерийском батальоне. 25 апреля 1799 года был произведён в полковники, 15 ноября следующего года получил назначение командиром 6-го артиллерийского полка.
В 1801 г. он временно оставил военную службу с целью образовательной поездки в Европу. Три года спустя вернулся в армию и был определён в Муромский пехотный полк (который с 1796 по 1811 гг. назывался мушкетёрским). Два года спустя он был переведён в Таврический гренадерский полк, которым командовал во время кампании 1806—1807 годов, проявив храбрость в битве под Голыминым.
3 декабря 1806 года был переведён шефом в Ревельский мушкетёрский полк; в 1811 году последний был преобразован в пехотный. 24 мая 1807 года полк, находясь в авангарде сил П. И. Багратиона, сражался под Гуттштадтом. 27 декабря 1807 года Тучков за это сражение получил орден Св. Георгия 4-го класса. Впоследствии Тучков командовал ревельцами в битвах на берегах Пасарги, при Янкендорфе, под Гейльсбергом и в неудачном для русской армии сражении при Фридланде.
В 1808 году полк, входивший тогда в состав корпуса под командованием М. Б. Барклая де Толли, участвовал в боевых действиях в Финляндии, в том числе при Рандасальми и Куопио, где дважды срывал высадку на берег шведского десанта, а также при Иденсальми, успешно отбив ночную вылазку осаждённых. За заслуги 12 декабря 1808 года был произведён в генерал-майоры. В мае 1809 года Тучков возглавил авангард корпуса генерала П. А. Шувалова.
Во время Отечественной войны 1812 года продолжал командовать Ревельским полком и одновременно — 1-й бригадой 3-й пехотной дивизии 3-го пехотного корпуса 1-й Западной армии, в состав которой входил этот полк. Участвовал в боях под Витебском, Смоленском, Лубином. Во время Бородинского сражения получил смертельное ранение в грудь картечью у средней Семёновской флеши; вынести с поля его не смогли.
Художник Семён Кожин М. М. Тучкова на Бородинском поле. Панихида по генералу А. А. Тучкову. Холст, масло. 120 × 180 см.Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
На месте гибели Тучкова, которое указал П. П. Коновницын, его вдовой М. М. Тучковой был установлен первый памятник павшим в Бородинской битве — церковь Спаса Нерукотворного, освящённая в 1820 году. В честь 100-летнего юбилея войны 1812 г. 26 августа 1912 года 7-й пехотный Ревельский полк, шефом которого в 1812 году был Тучков, назван 7-м пехотным Ревельским генерала Тучкова 4-го полком.
Александр Алексеевич познакомился с Маргаритой Нарышкиной, дочерью подполковника Михаила Петровича Нарышкина и сестрой будущего декабриста М. М. Нарышкина, ещё во время её первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что долго не давали согласия на её второй брак. 12 января 1805 года Я И. Булгаков писал сыну:
Тучков, который, однако, всё полковник, а не генерал, как я, кажется, писал по ложным слухам, на сих днях женится на дочери Нарышкина, племяннице Кат. Ал. Пушкиной, бывшей бесполезно замужем за Ласунским[2]
Супруги имели единственного сына Николая (1811—1826), скончавшегося подростком.
- ↑ Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог / под ред. В. Ф. Левинсона-Лессинга; ред. А. Е. Кроль, К. М. Семенова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Л.: Искусство, 1981. — Т. 2. — С. 255, кат. № 7961. — 360 с.
- ↑ Булгаков Я.И. Письма Якова Ивановича Булгакова из Москвы в Неаполь к его старшему сыну Александру Яковлевичу // Русский Архив. — 1898. — № 5. — С. 41.
Царская невеста Марфа Собакина. Легенды и загадки земли Новгородской
Царская невеста Марфа Собакина
Из шести официальных браков Ивана Грозного самым непродолжительным был третий — с Марфой Собакиной. В 1570 году Иван Грозный решил найти замену умершей загадочной смертью Марии Темрюковне. Сразу после новгородского погрома он велел собирать невест на смотрины. Со всей страны во дворец свезли около 2000 дворянских девушек.
Находившиеся на русской службе иноземцы Таубе и Крузе так описывали эти смотрины: «Когда они все собрались со всех концов и краев, осматривал он их следующим образом, для чего употребил почти целый год. Каждую особу или девушку приказал он привести в дом, где она должна была одеться наряднейшим образом. Затем он входил в комнату вместе с двумя или тремя доверенными лицами, тоже разодетыми самым тщательным образом, кланялся им, говорил с ними немного, осматривал их и прощался с ними. Указанным образом поступил он со всеми; тех, кто не понравился ему, употреблял он для позорного плотского сладострастия, раздавал им кое-что и выдавал их замуж за своих палачей, или они были вовсе прогнаны безжалостным образом. Из всех осталось 24, и, подержав их доброе время одну за другой, выбрал он из них 12, и когда мы 26 июня 1571 года были у него в Александровской слободе, избрал он для себя и своего сына тех, кого он хотел, следующим образом: они должны были снять все украшения и платья и дать осмотреть себя безо всякого затруднения и сопротивления нагими. При этом присутствовал его доктор (Бомелий. — Г.К., B.C.), и он должен был осмотреть их мочу в стакане и определить и высказаться относительно их природы, свойств и здоровья. После всего этого выбрал он одну себе, дочь незнатного купца по имени Григория Собакина, а сын — псковского происхождения из рода Сабуровых, и обе были взяты в жены, и в день св. Михаила состоялась свадьба».
Итак, победительницей этого своеобразного конкурса красоты и третьей женой царя стала худородная Марфа Собакина. Помимо личных качеств претендентки, вероятно, сказалось то обстоятельство, что ей как своей дальней родственнице протежировал успевший набрать большую силу при дворе Малюта Скуратов.
Согласно легенде, повторенной Карамзиным и Соловьевым, Марфа была дочерью новгородского купца. На самом деле ее отцом был опричник коломенский сын боярский Василий (Богдан) Большой Степанович Собакин, род которого, возможно, происходит от немецких выходцев в Новгород.
Сведений о Собакиных сохранилось немного. Родоначальником рода Собакиных считается Данила Григорьевич Собака, перешедший из Твери на службу к московскому великому князю Иоанну III. Можно предполагать, что Собакины были как-то связаны с Новгородом и имели отношение к торговле, что и породило слух о купеческом происхождении царской невесты, хотя к смотринам допускались только дворянки.
Уже после помолвки Марфа заболела и стала «сохнуть». Однако царь все же решил играть свадьбу, положившись на волю Божью. 28 октября 1571 года Ивана и Марфу венчали в Троицком соборе Александровской слободы, так как Москва была дотла сожжена Девлет-Гиреем. Малюта был первым дружкой жениха, вторым дружкой был его зять и будущий русский царь молодой опричник Борис Годунов.
В конце пира Марфе стало плохо, ее увели под руки. 13 ноября она умерла, оставшись девственницей, что дало повод Ивану Грозному объявить этот брак недействительным. На специально созванном соборе церковные иерархи разрешили царю «повторить попытку», наложив на него легкую епитимью — совершать каждый день сто поклонов перед иконами в течение одного года.
Смерть юной красавицы, только что прошедшей тщательное медицинское обследование, не могла не породить подозрение в том, что ее отравили. Розыском занимался Малюта Скуратов. Подозрение пало на братьев Грязновых, которые боялись дальнейшего возвышения Малюты, ставшего родственником царя. Подругой версии мать Марфы передала дочери некое зелье, чтобы ускорить зачатие ребенка от преждевременно состарившегося и погрязшего в разврате царя. В любом случае очевидно, что Марфа Собакина стала жертвой придворных интриг. По результатам розыска казнили двадцать человек, в их числе и Григория Грязнова. Его брат Василий Грязной был отправлен в ссылку на южную границу. Подверглись опале и родственники невесты, успевшие занять высокие места при дворе. Царь объявил, что Собакины «хотели меня и с детьми чародейством извести, но Бог меня от них укрыл».
Марфа Собакина. Антропологическая реконструкция С.А. Никитина. 2003 г.
Вся эта трагедия разыгралась на фоне колдовской истерии, которая захлестнула Европу. На городских площадях тысячами сжигали женщин, заподозренных в ведовстве. Массовый психоз докатился и до России, окончательно расстроив воображение царя-шизофреника. В известном смысле Ивана Васильевича можно было понять, все три царицы — Анастасия, Мария и Марфа — умерли молодыми с явными признаками отравления.
Судьба Марфы Собакиной вдохновила композитора Н.И. Римского-Корсакова (кстати сказать, уроженца Новгородской губернии) на создание оперы «Царская невеста». И хотя ее либретто имеет мало общего с исторической правдой, опера и сегодня стоит в репертуаре лучших театров мира.
В 2003 году известный эксперт-криминалист С.А. Никитин восстановил портрет царицы Марфы Васильевны в виде скульптурного бюста, выполненного в бронзе. Она была действительно очень красива.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >