Мария египетская день памяти в 2020 году: Именины Марии 👼 по церковному календарю – Преподобная Мари́я Египетская

Содержание

Именины Марии 👼 по церковному календарю

Святые с именем Мария в 2020 году почитаются 41 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Мария.

Январь
8 январяМария Лактионова, преподобномученицаНовомученица, 2001 ?
12 январяМария Данилова, мученицаНовомученица, 2000 ?
31 январяМария Радонежская, схимонахиня
Февраль
8 февраляМария Константинопольская, Палестинская, преподобная
19 февраляМария Азийская, мученица, дева
25 февраляМария Вифинская, преподобная
Март
2 мартаМариамна (Мария)
20 мартаМария Грошева, инокиня, преподобномученицаНовомученица, 2000 ?
Апрель
2 апреляМария, мученица
14 апреляМария Египетская, преподобная
17 апреляМария Лелянова, инокиня, преподобномученицаНовомученица, 2006 ?
25 апреляМария Вифанская
Май
10 маяМария Носова, послушница, преподобномученицаНовомученица, 2005 ?
17 маяМария Магдалина, равноапостольная (мироносица)
Июнь
5 июняМария Клеопова (Обретение мощей)
Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева (мироносица)
11 июняМария, дева
Мария Устюжская
15 июняМария, мученица
17 июняМария Вифанская
20 июняМария Кесарийская (Палестинская), мученица
22 июняМария Персидская, мученица
24 июняМария Пергамская, мученица
Июль
2 июляМария, матерь Иосиева
17 июляМария Романова, великая княжна, страстотерпица
25 июляГолиндуха (в крещении Мария) Персидская, исповедница
Август
4 августаМария Магдалина, равноапостольная (мироносица)
18 августаМария, мученица
22 августаМария Константинопольская, мученица, патрицианка
24 августаМария Синклитикия
28 августаПресвятая Дева Мария, Богородица (Успение Пресвятой Богородицы)
Сентябрь
8 сентябряМария Дивеевская (Федина), Христа ради юродивая
21 сентябряПресвятая Дева Мария, Богородица (Рождество Пресвятой Богородицы)
28 сентябряМария Егисская, преподобная
Мария Рыкова, преподобномученица, инокиняНовомученица, 2000 ?
Октябрь
2 октябряМария Мамонтова-Шашина, преподобномученицаНовомученица, 2004 ?
11 октябряМария Радонежская, схимонахиня
21 октябряМария Волнухина, мученицаНовомученица, 2000 ?
Ноябрь
11 ноябряМария Хиданская, преподобная
Декабрь
15 декабряМария Цейтлин, преподобномученицаНовомученица, 2004 ?
Мария Журавлева, преподобномученицаНовомученица, 2005 ?

Преподобная Мари́я Египетская

Свт. Со­фро­ний Иеру­са­лим­ский — Жи­тие пре­по­доб­ной ма­те­ри на­шей Ма­рии Еги­пет­ской.

Про­слу­шать житие прп. Марии Египетской

 

Краткое житие преподобной Марии Египетской 

Пре­по­доб­ная Ма­рия, про­зван­ная Еги­пет­ской, жи­ла в се­ре­дине V и в на­ча­ле VI сто­ле­тия. Ее мо­ло­дость не пред­ве­ща­ла ни­че­го хо­ро­ше­го. Ма­рии ис­пол­ни­лось лишь две­на­дцать лет, ко­гда она ушла из сво­е­го до­ма в го­ро­де Алек­сан­дрии. Бу­дучи сво­бод­ной от ро­ди­тель­ско­го над­зо­ра, мо­ло­дой и неопыт­ной, Ма­рия увлек­лась по­роч­ной жиз­нью. Неко­му бы­ло оста­но­вить ее на пу­ти к по­ги­бе­ли, а со­блаз­ни­те­лей и со­блаз­нов бы­ло нема­ло. Так 17 лет Ма­рия жи­ла в гре­хах, по­ка ми­ло­сти­вый Гос­подь не об­ра­тил ее к по­ка­я­нию.

Слу­чи­лось это так. По сте­че­нию об­сто­я­тельств Ма­рия при­со­еди­ни­лась к груп­пе па­лом­ни­ков, на­прав­ляв­ших­ся в Свя­тую Зем­лю. Плы­вя с па­лом­ни­ка­ми на ко­раб­ле, Ма­рия не пе­ре­ста­ва­ла со­блаз­нять лю­дей и гре­шить. По­пав в Иеру­са­лим, она при­со­еди­ни­лась к па­лом­ни­кам, на­прав­ляв­шим­ся в храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

Лю­ди ши­ро­кой тол­пой вхо­ди­ли в храм, а Ма­рия у вхо­да бы­ла оста­нов­ле­на неви­ди­мой ру­кой и ни­ка­ки­ми уси­ли­я­ми не мог­ла вой­ти в него. Тут по­ня­ла она, что Гос­подь не до­пус­ка­ет ее вой­ти в свя­тое ме­сто за ее нечи­сто­ту.

Охва­чен­ная ужа­сом и чув­ством глу­бо­ко­го по­ка­я­ния, она ста­ла мо­лить Бо­га про­стить гре­хи, обе­щая в корне ис­пра­вить свою жизнь. Уви­дев у вхо­да в храм ико­ну Бо­жи­ей ма­те­ри, Ма­рия ста­ла про­сить Бо­го­ма­терь за­сту­пить­ся за нее пе­ред Бо­гом. По­сле это­го она сра­зу по­чув­ство­ва­ла в ду­ше про­свет­ле­ние и бес­пре­пят­ствен­но во­шла в храм. Про­лив обиль­ные сле­зы у гро­ба Гос­под­ня, она вы­шла из хра­ма со­вер­шен­но дру­гим че­ло­ве­ком.

Ма­рия ис­пол­ни­ла свое обе­ща­ние из­ме­нить свою жизнь. Из Иеру­са­ли­ма она уда­ли­лась в су­ро­вую и без­люд­ную Иор­дан­скую пу­сты­ню и там по­чти пол­сто­ле­тия про­ве­ла в пол­ном уеди­не­нии, в по­сте и мо­лит­ве. Так су­ро­вы­ми по­дви­га­ми Ма­рия Еги­пет­ская со­вер­шен­но ис­ко­ре­ни­ла в се­бе все гре­хов­ные по­же­ла­ния и со­де­ла­ла серд­це свое чи­стым хра­мом Ду­ха Свя­то­го.

Ста­рец Зо­си­ма, жив­ший в Иор­дан­ском мо­на­сты­ре св. Иоан­на Пред­те­чи, про­мыс­лом Бо­жи­им удо­сто­ил­ся встре­тить­ся в пу­стыне с пре­по­доб­ной Ма­ри­ей, ко­гда та уже бы­ла глу­бо­кой ста­ри­цей. Он был по­ра­жен ее свя­то­стью и да­ром про­зор­ли­во­сти. Од­на­жды он уви­дел ее во вре­мя мо­лит­вы как бы воз­вы­сив­шей­ся над зем­лей, а дру­гой раз – иду­щей через ре­ку Иор­дан, как по су­ше.

Рас­ста­ва­ясь с Зо­си­мой, пре­по­доб­ная Ма­рия по­про­си­ла его через год опять прий­ти в пу­сты­ню, чтобы при­ча­стить ее. Ста­рец в на­зна­чен­ное вре­мя вер­нул­ся и при­ча­стил пре­по­доб­ную Ма­рию Свя­тых Та­ин. По­том при­дя в пу­сты­ню еще через год в на­деж­де ви­деть свя­тую, он уже не за­стал ее в жи­вых. Ста­рец по­хо­ро­нил остан­ки св. Ма­рии там в пу­стыне, в чем ему по­мог лев, ко­то­рый сво­и­ми ког­тя­ми вы­рыл яму для по­гре­бе­ния те­ла пра­вед­ни­цы. Это бы­ло при­бли­зи­тель­но в 521 го­ду.

Так из ве­ли­кой греш­ни­цы пре­по­доб­ная Ма­рия ста­ла, с Бо­жи­ей по­мо­щью, ве­ли­чай­шей свя­той и оста­ви­ла та­кой яр­кий при­мер по­ка­я­ния.

Пол­ное жи­тие пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской

В од­ном па­ле­стин­ском мо­на­сты­ре в окрест­но­стях Ке­са­рии жил пре­по­доб­ный инок Зо­си­ма. От­дан­ный в мо­на­стырь с са­мо­го дет­ства, он под­ви­зал­ся в нем до 53 лет, ко­гда был сму­щен по­мыс­лом: «Най­дет­ся ли и в са­мой даль­ней пу­стыне свя­той муж, пре­взо­шед­ший ме­ня в трез­ве­нии и де­ла­нии?»

Лишь толь­ко он по­мыс­лил так, ему явил­ся Ан­гел Гос­по­день и ска­зал: «Ты, Зо­си­ма, по че­ло­ве­че­ской ме­ре непло­хо под­ви­зал­ся, но из лю­дей нет пра­вед­но­го ни од­но­го (Рим.3, 10). Чтобы ты ура­зу­мел, сколь­ко есть еще иных и выс­ших об­ра­зов спа­се­ния, вый­ди из этой оби­те­ли, как Ав­ра­ам из до­ма от­ца сво­е­го (Быт.12, 1), и иди в мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный при Иор­дане».

Тот­час ав­ва Зо­си­ма вы­шел из мо­на­сты­ря и вслед за Ан­ге­лом при­шел в Иор­дан­ский мо­на­стырь и по­се­лил­ся в нем.

Здесь уви­дел он стар­цев, ис­тин­но про­си­яв­ших в по­дви­гах. Ав­ва Зо­си­ма стал под­ра­жать свя­тым ино­кам в ду­хов­ном де­ла­нии.

Так про­шло мно­го вре­ме­ни, и при­бли­зи­лась Свя­тая Че­ты­ре­де­сят­ни­ца. В мо­на­сты­ре су­ще­ство­вал обы­чай, ра­ди ко­то­ро­го и при­вел сю­да Бог пре­по­доб­но­го Зо­си­му. В пер­вое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста слу­жил игу­мен Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, все при­ча­ща­лись Пре­чи­сто­го Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых, вку­ша­ли за­тем ма­лую тра­пе­зу и сно­ва со­би­ра­лись в церк­ви.

Со­тво­рив мо­лит­ву и по­ло­жен­ное чис­ло зем­ных по­кло­нов, стар­цы, ис­про­сив друг у дру­га про­ще­ния, бра­ли бла­го­сло­ве­ние у игу­ме­на и под об­щее пе­ние псал­ма «Гос­подь про­све­ще­ние мое и Спа­си­тель мой: ко­го убо­ю­ся? Гос­подь За­щи­ти­тель жи­во­та мо­е­го: от ко­го устра­шу­ся?» (Пс.26, 1) от­кры­ва­ли мо­на­стыр­ские во­ро­та и ухо­ди­ли в пу­сты­ню.

Каж­дый из них брал с со­бой уме­рен­ное ко­ли­че­ство пи­щи, кто в чем нуж­дал­ся, неко­то­рые же и во­все ни­че­го не бра­ли в пу­сты­ню и пи­та­лись ко­ре­нья­ми. Ино­ки пе­ре­хо­ди­ли за Иор­дан и рас­хо­ди­лись как мож­но даль­ше, чтобы не ви­деть, как кто по­стит­ся и под­ви­за­ет­ся.

Ко­гда за­кан­чи­вал­ся Ве­ли­кий пост, ино­ки воз­вра­ща­лись в мо­на­стырь на Верб­ное вос­кре­се­нье с пло­дом сво­е­го де­ла­ния (Рим.6, 21-22), ис­пы­тав свою со­весть (1Пет.3, 16). При этом ни­кто ни у ко­го не спра­ши­вал, как он тру­дил­ся и со­вер­шал свой по­двиг.

В тот год и ав­ва Зо­си­ма, по мо­на­стыр­ско­му обы­чаю, пе­ре­шел Иор­дан. Ему хо­те­лось глуб­же зай­ти в пу­сты­ню, чтобы встре­тить ко­го-ни­будь из свя­тых и ве­ли­ких стар­цев, спа­са­ю­щих­ся там и мо­ля­щих­ся за мир.

Он шел по пу­стыне 20 дней и од­на­жды, ко­гда он пел псал­мы 6-го ча­са и тво­рил обыч­ные мо­лит­вы, вдруг спра­ва от него по­ка­за­лась как бы тень че­ло­ве­че­ско­го те­ла. Он ужас­нул­ся, ду­мая, что ви­дит бе­сов­ское при­ви­де­ние, но, пе­ре­кре­стив­шись, от­ло­жил страх и, окон­чив мо­лит­ву, об­ра­тил­ся в сто­ро­ну те­ни и уви­дел иду­ще­го по пу­стыне об­на­жен­но­го че­ло­ве­ка, те­ло ко­то­ро­го бы­ло чер­но от сол­неч­но­го зноя, а вы­го­рев­шие ко­рот­кие во­ло­сы по­бе­ле­ли, как агн­чее ру­но. Ав­ва Зо­си­ма об­ра­до­вал­ся, так как за эти дни не ви­дел ни од­но­го жи­во­го су­ще­ства, и тот­час на­пра­вил­ся в его сто­ро­ну.

Но лишь толь­ко на­гой пу­стын­ник уви­дел иду­ще­го к нему Зо­си­му, тот­час пу­стил­ся от него бе­жать. Ав­ва Зо­си­ма, за­быв свою стар­че­скую немощь и уста­лость, уско­рил шаг. Но вско­ре он в из­не­мо­же­нии оста­но­вил­ся у вы­сох­ше­го ру­чья и стал слез­но умо­лять уда­ляв­ше­го­ся по­движ­ни­ка: «Что ты бе­жишь от ме­ня, греш­но­го стар­ца, спа­са­ю­щий­ся в этой пу­стыне? По­до­жди ме­ня, немощ­но­го и недо­стой­но­го, и по­дай мне твою свя­тую мо­лит­ву и бла­го­сло­ве­ние, ра­ди Гос­по­да, не гну­шав­ше­го­ся ни­ко­гда ни­кем».

Неиз­вест­ный, не обо­ра­чи­ва­ясь, крик­нул ему: «Про­сти, ав­ва Зо­си­ма, не мо­гу, об­ра­тив­шись, явить­ся ли­цу тво­е­му: я ведь жен­щи­на, и нет на мне, как ви­дишь, ни­ка­кой одеж­ды для при­кры­тия те­лес­ной на­го­ты. Но ес­ли хо­чешь по­мо­лить­ся обо мне, ве­ли­кой и ока­ян­ной греш­ни­це, брось мне по­крыть­ся свой плащ, то­гда смо­гу по­дой­ти к те­бе под бла­го­сло­ве­ние».

«Не зна­ла бы она ме­ня по име­ни, ес­ли бы свя­то­стью и неве­до­мы­ми по­дви­га­ми не стя­жа­ла да­ра про­зор­ли­во­сти от Гос­по­да», – по­ду­мал ав­ва Зо­си­ма и по­спе­шил ис­пол­нить ска­зан­ное ему.

При­крыв­шись пла­щом, по­движ­ни­ца об­ра­ти­лась к Зо­си­ме: «Что взду­ма­лось те­бе, ав­ва Зо­си­ма, го­во­рить со мной, жен­щи­ной греш­ной и немуд­рой? Че­му же­ла­ешь ты у ме­ня на­учить­ся и, не жа­лея сил, по­тра­тил столь­ко тру­дов?». Он же, пре­кло­нив ко­ле­на, про­сил у нее бла­го­сло­ве­ния. Так же точ­но и она пре­кло­ни­лась пред ним, и дол­го оба один дру­го­го про­си­ли: «Бла­го­сло­ви». На­ко­нец по­движ­ни­ца ска­за­ла; «Ав­ва Зо­си­ма, те­бе по­до­ба­ет бла­го­сло­вить и мо­лит­ву со­тво­рить, так как ты по­чтен са­ном пре­сви­тер­ским и мно­гие го­ды, пред­стоя Хри­сто­ву ал­та­рю, при­но­сишь Гос­по­ду Свя­тые Да­ры».

Эти сло­ва еще боль­ше устра­ши­ли пре­по­доб­но­го Зо­си­му. С глу­бо­ким вздо­хом он от­ве­чал ей: «О мать ду­хов­ная! Яв­но, что ты из нас дво­их боль­ше при­бли­зи­лась к Бо­гу и умер­ла для ми­ра. Ты ме­ня по име­ни узна­ла и пре­сви­те­ром на­зва­ла, ни­ко­гда ме­ня преж­де не ви­дев. Тво­ей ме­ре над­ле­жит и бла­го­сло­вить ме­ня Гос­по­да ра­ди».

Усту­пив на­ко­нец упор­ству Зо­си­мы, пре­по­доб­ная ска­за­ла: «Бла­го­сло­вен Бог, хо­тя­щий спа­се­ния всем че­ло­ве­кам». Ав­ва Зо­си­ма от­ве­тил «Аминь», и они вста­ли с зем­ли. По­движ­ни­ца сно­ва ска­за­ла стар­цу: «Че­го ра­ди при­шел ты, от­че, ко мне, греш­ни­це, ли­шен­ной вся­кой доб­ро­де­те­ли? Впро­чем, вид­но, бла­го­дать Ду­ха Свя­то­го на­ста­ви­ла те­бя со­слу­жить од­ну служ­бу, по­треб­ную мо­ей ду­ше. Ска­жи мне преж­де, ав­ва, как жи­вут ныне хри­сти­ане, как рас­тут и бла­го­ден­ству­ют свя­тые Бо­жии Церк­ви?»

Ав­ва Зо­си­ма от­ве­чал ей: «Ва­ши­ми свя­ты­ми мо­лит­ва­ми Бог да­ро­вал Церк­ви и нам всем со­вер­шен­ный мир. Но внем­ли и ты моль­бе недо­стой­но­го стар­ца, мать моя, по­мо­лись, ра­ди Бо­га, за весь мир и за ме­ня, греш­но­го, да не бу­дет мне бес­плод­ным это пу­стын­ное хож­де­ние».

Свя­тая по­движ­ни­ца ска­за­ла: «Те­бе ско­рее над­ле­жит, ав­ва Зо­си­ма, имея свя­щен­ный чин, за ме­ня и за всех мо­лить­ся. На то те­бе и сан дан. Впро­чем, все по­ве­лен­ное мне то­бою охот­но ис­пол­ню ра­ди по­слу­ша­ния Ис­тине и от чи­сто­го серд­ца».

Ска­зав так, свя­тая об­ра­ти­лась на во­сток и, воз­ве­дя очи и под­няв ру­ки к небу, на­ча­ла ше­по­том мо­лить­ся. Ста­рец уви­дел, как она под­ня­лась в воз­ду­хе на ло­коть от зем­ли. От это­го чуд­но­го ви­де­ния Зо­си­ма по­верг­ся ниц, усерд­но мо­лясь и не смея про­из­не­сти ни­че­го, кро­ме «Гос­по­ди, по­ми­луй!»

Ему при­шел в ду­шу по­мысл – не при­ви­де­ние ли это вво­дит его в со­блазн? Пре­по­доб­ная по­движ­ни­ца, обер­нув­шись, под­ня­ла его с зем­ли и ска­за­ла: «Что те­бя, ав­ва Зо­си­ма, так сму­ща­ют по­мыс­лы? Не при­ви­де­ние я. Я – жен­щи­на греш­ная и недо­стой­ная, хо­тя и ограж­де­на свя­тым кре­ще­ни­ем».

Ска­зав это, она осе­ни­ла се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем. Ви­дя и слы­ша это, ста­рец пал со сле­за­ми к но­гам по­движ­ни­цы: «Умо­ляю те­бя Хри­стом, Бо­гом на­шим, не таи от ме­ня сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни, но рас­ска­жи ее всю, чтобы сде­лать яв­ным для всех ве­ли­чие Бо­жие. Ибо ве­рую Гос­по­ду Бо­гу мо­е­му, Им же и ты жи­вешь, что для то­го и был я по­слан в эту пу­сты­ню, чтобы все твои пост­ни­че­ские де­я­ния сде­лал Бог яв­ны­ми для ми­ра».

И свя­тая по­движ­ни­ца ска­за­ла: «Сму­ща­юсь, от­че, рас­ска­зы­вать те­бе о бес­стыд­ных мо­их де­лах. Ибо дол­жен бу­дешь то­гда бе­жать от ме­ня, за­крыв гла­за и уши, как бе­гут от ядо­ви­той змеи. Но всё же ска­жу те­бе, от­че, не умол­чав ни о чем из мо­их гре­хов, ты же, за­кли­наю те­бя, не пре­ста­вай мо­лить­ся за ме­ня, греш­ную, да об­ря­щу дерз­но­ве­ние в День Су­да.

Ро­ди­лась я в Егип­те и еще при жиз­ни ро­ди­те­лей, две­на­дца­ти лет от ро­ду, по­ки­ну­ла их и ушла в Алек­сан­дрию. Там ли­ши­лась я сво­е­го це­ло­муд­рия и пре­да­лась без­удерж­но­му и нена­сыт­но­му лю­бо­де­я­нию. Бо­лее сем­на­дца­ти лет невоз­бран­но пре­да­ва­лась я гре­ху и со­вер­ша­ла все без­воз­мезд­но. Я не бра­ла де­нег не по­то­му, что бы­ла бо­га­та. Я жи­ла в ни­ще­те и за­ра­ба­ты­ва­ла пря­жей. Ду­ма­ла я, что весь смысл жиз­ни со­сто­ит в уто­ле­нии плот­ской по­хо­ти.

Про­во­дя та­кую жизнь, я од­на­жды уви­де­ла мно­же­ство на­ро­да, из Ли­вии и Егип­та шед­ше­го к мо­рю, чтобы плыть в Иеру­са­лим на празд­ник Воз­дви­же­ния Свя­то­го Кре­ста. За­хо­те­лось и мне плыть с ни­ми. Но не ра­ди Иеру­са­ли­ма и не ра­ди празд­ни­ка, а – про­сти, от­че, – чтобы бы­ло боль­ше с кем пре­да­вать­ся раз­вра­ту. Так се­ла я на ко­рабль.

Те­перь, от­че, по­верь мне, я са­ма удив­ля­юсь, как мо­ре стер­пе­ло мое рас­пут­ство и лю­бо­де­я­ние, как зем­ля не раз­верз­ла сво­их уст и не све­ла ме­ня за­жи­во в ад, пре­льстив­шую и по­гу­бив­шую столь­ко душ… Но, вид­но, Бог же­лал мо­е­го по­ка­я­ния, не хо­тя смер­ти греш­ни­ка и с дол­го­тер­пе­ни­ем ожи­дая об­ра­ще­ния.

Так при­бы­ла я в Иеру­са­лим и во все дни до празд­ни­ка, как и на ко­раб­ле, за­ни­ма­лась сквер­ны­ми де­ла­ми.

Ко­гда на­сту­пил свя­той празд­ник Воз­дви­же­ния Чест­на­го Кре­ста Гос­под­ня, я по-преж­не­му хо­ди­ла, улов­ляя ду­ши юных в грех. Уви­дев, что все очень ра­но по­шли в цер­ковь, в ко­то­рой на­хо­ди­лось Жи­во­тво­ря­щее Дре­во, я по­шла вме­сте со все­ми и во­шла в цер­ков­ный при­твор. Ко­гда на­стал час Свя­то­го Воз­дви­же­ния, я хо­те­ла вой­ти со всем на­ро­дом в цер­ко

какого числа отмечают, дата и история праздника

Народный праздник Марья – зажги снега отмечается 14 апреля 2020 года (дата по старому стилю – 1 апреля). Верующие православной церкви в этот день вспоминают святую Марию Египетскую.

Название «зажги снега» связано с погодой. Солнце в этот период вовсю начинает светить и играть бликами на снегу и в ручьях. Названием «пустые щи» праздник обязан оскудевающим к этому сроку зимним припасам. Считается, что опустевшие «закрома» не позволят сварить таких густых щей, как раньше.

Содержание статьи
  1. История
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История

Мария родилась в Александрии Египетской. В 12 лет она ушла из дома, покинула город и начала жизнь, полную пороков. Через 17 лет Провидение свело ее на корабле с группой паломников, которые держали путь в Святую Землю. Вместе с ними Мария оказалась в Иерусалиме на празднике Поклонения Кресту Господню.

Когда она пожелала войти с остальными в храм, то почувствовала, как невидимая рука преградила ей путь. Мария в ужасе поняла, что Господь не хочет видеть ее нечистую душу в святом месте. Раскаявшаяся грешница долго молилась, просила у Бога прощения за свою жизнь, обещала исправиться. Потом попросила Богородицу заступиться за нее перед Всевышним. Сразу после этого Мария почувствовала легкость и ясность в душе и смогла войти в божий дом. Из него она вышла другим человеком. Вскоре направилась в пустыню вымаливать прощения за свои грехи.

Святая Мария Египетская скончалась в Иорданской пустыне 1 апреля 521 года. Там она провела почти 50 лет. Все эти годы посвятила посту и молитвам, искореняла в себе все греховные желания.

Традиции и обряды

В этот день просят у святой Марии защиты от глаза, дурного слова и порчи. Ее считают покровительницей и заступницей раскаявшихся женщин, а также страшным судьей для тех, кто этого не сделал.

Угощают домового кашей и молоком, чтобы он не изводил своими проделками хозяев дома.

Приметы

Если весенние воды широко разлились, то летом луга будут в буйной траве.

На берегах остался лед – год будет тяжелым.

Молнии на вечерней заре – к скорому дождю.

Если молнии видно, а раскатов грома нет, значит, летний сезон будет без дождей.

Гром гремит редко и коротко – к ясным и теплым дням.

Если раскаты напоминают рев, то скоро начнется ненастье.

Если ночью звезд на небе не видно, значит, скоро сильно потеплеет.

Гроза на Марью предвещает лето без осадков.

Дикие гуси и утки вернулись с зимовья раньше, значит, скоро потеплеет.

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 2
Сколько всего было просмотров: 15

Именины Марии по церковному календарю

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Мария –это женское имя еврейского происхождения, которое означает печальная.  Девочка с таким именем порядочная, гуманная. Она очень активная, обладает достаточным запасом любви и нежности.  Еще с раннего детства она отличается послушанием и мягкостью. Девочка часто проявляет сочувствие к людям.

308Мария всегда будет хорошим другом и готова выйти на помощь в любой ситуации. При необходимости она не только постоит за себя и способна защитить свои интересы, но и защитит близкого и дорогого для себя человека.

Характер именинницы

Мария на редкость умна и талантлива. Она является человеком необычайной душевной теплоты. Девочка никогда не предаст и будет верным другом на протяжении всей жизни.  Мария как никто другой способна прожить всю свою жизнь не ради себя, а ради детей, мужа, родителей. Она склонна к философии. Очень часто носительницы этого имени становятся гадалками, экстрасенсами и хорошими психоаналитиками.

Девушка достаточно элегантна, обладает невероятной красотой. Мария отличная хозяйка. У нее всегда много кавалеров. Выбрав себе избранника, она остается ему всегда верна. В свою очередь муж девушки должен помнить, что она очень переживательна и ей трудно переносить семейные раздоры. На почве частых скандалов и ссор может даже заболеть.

День Ангела Марии по церковному календарю

Дата, когда отмечается День Ангела по православному календарю, является очень важной.  В этот день нужно обязательно посетить храм и перед ликом святой с именем Мария почитать молитву. Ведь Ангел-Хранитель является проводником на протяжении всей жизни. Он защищает от всего плохого. День Ангела Марии на протяжении года отмечается несколько раз в году. Ниже представлена таблица с памятными днями.

Именины Марии по церковному календарю отмечаются в такие даты:

Дата Святой покровитель
31 январяМария Радонежская, схимонахиня
8 февраляМария Константинопольская, Палестинская, преподобная
2 мартаМариамна (Мария)
20 мартаМария Грошева, инокиня, преподобномученица
14 апреляМария Египетская, преподобная
25 апреляМария Вифанская
17 маяМария Магдалина, равноапостольная (мироносица)
5 июняМария Клеопова, Иаковлева, Иосиева (мироносица)
11 июняМария Устюжская
20 июняМария Кесарийская (Палестинская), мученица
2 июляМария, матерь Иосиева
17 июляМария Романова, великая княжна, страстотерпица
4 августаМария Магдалина, равноапостольная (мироносица)
28 августаПресвятая Дева Мария, Богородица
8 сентябряМария Дивеевская (Федина), Христа ради юродивая
21 сентябряПресвятая Дева Мария, Богородица
11 октябряМария Радонежская, схимонахиня
11 ноябряМария Хиданская, преподобная
15 декабряМария Журавлева, преподобномученица

Пусть хранит Вас Господь!

Преподобная Мария Египетская. Православный календарь на 25 марта

25 марта (12 марта «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 5-я Великого поста. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется пища с растительным маслом (и не возбраняется для укрепления сил выпить немного вина). В Русской Церкви сегодня совершается память преподобной Марии Египетской, а также еще целого ряда святых и празднование в честь одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Мариино стояние: память преподобной Марии Египетской

Преподобная Мария Египетская. Великая святая VI века, чей подвиг является лучшим примером борьбы с грехом. Юной девушкой будущая праведница ушла из родительского дома и увлеклась порочной жизнью. Семнадцать лет она жила в плотских грехах, соблазняя даже паломников-христиан, и только попав в Иерусалим была вразумлена.

У входа в Храм Воскресения Христова (ныне более известный как Храм Гроба Господня) Марию остановила невидимая рука. Охваченная ужасом, она стала молить Господа и Богородицу о прощении, обещая в корне исправить свою жизнь, после чего почувствовала в душе просветление и смогла войти в храм. Пролив обильные слезы у Гроба Господня, она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню, где почти полстолетия провела в полном уединении, посте и молитве.

Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Кирилл:

Пример святой преподобной Марии Египетской остается для нас загадкой и недостижимым идеалом. Но если мы будем проводить себя через опыт пустынножительства, уединения во время молитвы в храме, во время посещения святых обителей, то, может быть, какая-то частица ее опыта станет и нашим опытом…»

И самое главное в этом опыте – это способность оставить столь полюбившийся грех. А это невозможно сделать собственными усилиями без искреннего покаяния и молитвы. И именно этому учит нас Житие преподобной Марии Египетской, более подробную версию которого обязательно нужно прочесть всем православным христианам.

***

Преподобный Феофан Исповедник, Сигрианский. Великий православный монах и просветитель VIIIIX столетий, времен борьбы православных христиан с еретиками-иконоборцами, которые одно время заняли верховенствующие позиции в Ромейском царстве (Византии). В молодости будущий святой старец женился, но, желая принять монашество, сохранил с супругой целомудренные отношения. Житие преподобного Феофана так описывает его уход из мирской жизни и дальнейшее служение:

Посетив однажды с супругой монастыри в Сигрианской области (Малая Азия), Феофан встретил прозорливого старца Григория Стратигия, который предсказал супруге Феофана, что ее муж будет удостоен мученического венца. Через некоторое время супруга Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии, а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория. По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келлии, занимаясь переписыванием книг. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства. Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом «Великое Село», и стал его игуменом…»

За многочисленные духовные подвиги старец Феофан получил от Господа дары чудотворений и исцелений, в том числе – изгнания бесов. Участвовал в VII (Никейском) Вселенском Соборе, осудившем ересь иконоборчества, куда прибыл в заплатанном рубище, но, как говорится в Житии, «просиял Богодухновенной мудростью в утверждении догматов истинного Православия».

Промыслом Божиим преподобный Феофан много лет провел на одре болезни, написав за это время «Хронографию» – церковную историю с 285 по 813 год от Рождества Христова. Последние годы земной жизни святого старца были омрачены иконоборцами, которые вновь усилились и заточили преподобного Феофана в темницу, а его обитель сожгли. Старец умер в заточении в 818 году, а уже вскоре иконоборческая власть пала, и честные мощи святого Феофана были перенесены в восстановленную обитель «Великое Село».

Смиренный Папа Римский: 25 марта – память святителя Григория Двоеслова

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский. Этот святой родился в Риме около 540 года от Рождества Христова. Получив блестящее образование, он мог сделать государственную карьеру, но вел скромную жизнь и стремился к иночеству. После смерти отца Григорий построил шесть монастырей в Сицилии, а в Риме основал монастырь во имя Андрея Первозванного, где и принял иноческий сан. Святитель долго трудился в Византии, где написал «Толкование на книгу Иова», оказавшее влияние на многих богословов и поэтов, а в 590 году был избран на Римскую кафедру.

Своим смирением святитель Григорий разительно отличался от более поздних Римских пап, одержимых идеей политического владычества и мирового господства. Он оставил после себя многочисленные творения. После появления его книги «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов» святителя стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником». Особой известностью пользуется его «Правило пастырское», в котором всесторонне описывается образ истинного пастыря. Святитель Григорий отличался необыкновенным нищелюбием, за которое сподобился узреть Самого Господа. Отошел ко Господу в 604 году от Рождества Христова.

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский. Фото: pravoslavie.ru

И сегодня, Великим постом, в любом русском православном храме, молясь за Литургией Преждеосвященных Даров, мы обращаемся за молитвенной помощью, в том числе, и к великому христианскому святителю Григорию Двоеслову, который многое сделал для распространения богослужебного чина этого великопостного богослужения.

***

Преподобный Симеон Новый Богослов. Один из немногих святых, получивших высокое имя «Богослова» (ибо не каждый, получивший богословское образование, может так называться). Угодник Божий X – начала XI столетий. Святой прославился очень строгим монашеским духовным подвигом, строгой аскезой и непрестанным творением молитвы «Господи, помилуй». Около 25 лет был игуменом обители святого Маманта, после чего ушел на покой ради сочинения богословских произведений. Как говорится в Житии преподобного Симеона:

Главная тема его творений – сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, «Деятельные Богословские главы», «Слово о трех образах молитвы», «Слово о вере». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» – около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений. Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом…»

Преподобный Симеон Новый Богослов. Фото: pravoslavie.ru

Действительно, многие не понимали глубокого богословского смысла произведений святого Симеона, за это высшее константинопольское духовенство изгнало его из Царьграда. Святой удалился на берег Босфора, где основал обитель святой Марины, в которой прославился как чудотворец и отошел ко Господу в 1021 году от Рождества Христова.

***

Праведный Финеес. Ветхозаветный святой, первосвященник Израильский, живший около 1500 года до Рождества Христова.

Священноисповедник Александр Державин, пресвитер (1933), священномученики Иоанн Плеханов и Константин Соколов, пресвитеры, преподобномученик Владимир (Волков), архимандрит (1938), священномученик Сергий Скворцов, пресвитер (1943). Православные священнослужители (в том числе – в монашеском чине), пострадавшие за Христа и Его Церковь в разные годы эпохи советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Лиддская-нерукотворная (на столпе) икона Божией Матери. Один из многочисленных почитаемых в Русской Православной Церкви чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Явлена еще при земной жизни Небесной Владычицы.

Поздравляем православных христиан с днем этой святыни и памятью сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

Мария Египетская — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Мария (имя).

Преподобная Мари́я Еги́петская (в старообрядческом написании — Ма́рия[1]Еги́птяныня; ? — 522 год) — христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин. Память совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля)[2] и в пятую неделю (воскресение) Великого поста, в Католической церкви — 3 апреля. Мария Египетская почитается также Англиканской церковью[3].

Первое житие преподобной Марии было написано Софронием Иерусалимским, а канон — Симеоном Метафрастом. Многие из мотивов жития Марии Египетской оказались перенесены в средневековых легендах на Марию Магдалину[4].

Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме есть часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей[2]. Более семнадцати лет предавалась она этому занятию[5] Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату»[6]. В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту[2]. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах[2]. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:

Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Встречи с Аввой Зосимой:

  • Первая встреча

Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия, чтобы она прикрыла свою наготу. Он увидел, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли и цитировала чудесным образом узнанные ею тексты Писания. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

  • Вторая встреча

Через год, как и сказала Мария, Зосима из-за болезни не смог, следуя монастырскому уставу, покинуть монастырь и только в Великий четверг, взяв Святые Дары, пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку, не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше, и подошла к изумлённому Зосиме, который причастил её. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи, а потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

«Святая Мария Египетская с житием». Икона. (в центре погребение святой аввой Зосимой)
  • Третья встреча — погребение преподобной Марии

По просьбе Марии Зосима возвратился ровно через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Зосима понял, что после того как год назад он причастил преподобную, она чудом перенеслась в это место, куда он шёл 20 дней, и умерла. Не зная, как вырыть могилу, он увидел рядом льва, которому сказал: «Великая подвижница повелела мне погрести её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что по молитвам к преподобной Марии верующие могут избавляться от блудной страсти.

Богослужебное почитание Марии Египетской[править | править код]

«Святые Андрей Критский и Мария Египетская». Икона «Святые Мария Египетская и Алексий, человек Божий»
(икона работы царских изографов, XVII век)

«Мариино стояние»[править | править код]

Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мари́ино или Ма́рьино стояние» (в некоторых областях Украины носит название «Андреево стояние») — за этой службой читают житие преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона преподобной Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три «метания» (крестные знамения с небольшим поклонением)[7][8]. Из-за этого в прежние времена можно было услышать: «Идём на поклоны». Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, почитаемой церковью как образец истинного покаяния, является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Служба очень продолжительна и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах (старообрядцы понимают «метания» как земные поклоны) во время богослужения[9].

Православные молитвы[править | править код]

Тропарь (восьмой глас): В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак (третий глас): Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.

Кондак (четвёртый глас): Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва: О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь[10][11].

В западноевропейском искусстве изображений Марии Египетской практически нет, так как большинство художников направляло свою энергию на изображение Марии Магдалины по тем же сюжетам. Обратная ситуация в иконописи — в то время, как тип икон Магдалины практически не разработан, Марию Египетскую (как отшельницу, в рубище) изображали охотно, как одну, с житием, так и вместе с другими святыми.

В русской иконописи середины — второй половины XVII века получили распространение патрональные иконы с изображением святых Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской[12]. Милославская считала её своей небесной покровительницей, и культ Марии стал более важным в период её жизни. Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. «С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651—1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону „Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская“ для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года»[13].

Имя Мария — Православный журнал «Фома»

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».

Значение имени Мария:

Мария — имя древнееврейского происхождения (Мариам), переводится как «любимая», «желанная». В христианской традиции значение имени другое — «госпожа». Это связано с тем, что это имя носила мать Иисуса Христа.

Дни памяти преподобной Марии:

14 апреля — день памяти преподобной Марии Египетской

2 апреля — переходящее празднование в Неделю (воскресенье) пятую Великого поста

Святые с именем Мария

Преподобная Мария Египетская (сер. V — нач. VI вв.)

Имя Мария

Будущая великая подвижница родилась в Египте в середине V века. В 12 лет она сбежала из родительского дома и поселилась в «мегаполисе» того времени —Александрии. Здесь 17 лет Мария вела крайне распущенную жизнь, так что сама впоследствии признавалась одному святому подвижнику: «Лишилась я своего целомудрия и предалась безудержному и ненасытному любодеянию. Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти».

Однажды Мария решила присоединиться к группе паломников, которые собирались в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. В пути на Святую Землю она продолжала совращать путешествующих вместе с ней христиан. Наконец, когда Мария оказалась в городе, то решила отправиться вместе со всеми в храм Гроба Господня, но случилось чудо. Как только она подступила к дверям храма, невидимая сила остановила ее, не позволяя идти дальше. Девушка смутилась и в недоумении еще несколько раз попыталась войти, но безуспешно. Ее охватил ужас. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария, постепенно осознавая причину случившегося, со слезами стала молить Богородицу заступиться за нее перед Богом, дав обет полностью изменить свою жизнь. После этого она наконец смогла войти в храм, где долго плакала у Гроба Господня, все более и более осознавая, что происходило с ней за эти 17 лет.

Она распрощалась со своей прежней жизнью и удалилась в суровую Иорданскую пустыню. 47 лет Мария провела в полном одиночестве, ведя строжайшую аскетическую жизнь. В минуты, когда воспоминания прошлой жизни начинали смущать ее и с непреодолимой силой тянуть обратно из пустыни, преподобная падала на землю и лежала так целый день, пока искушение не проходило. Так, многие годы она искореняла в себе грех, постепенно преображаясь в великую праведницу.

О ее великом подвиге никто бы не узнал, если бы чудесные стечения обстоятельств не привели к Марии преподобного Зосиму Палестинского (460–560). С юных лет неукоснительно подвизаясь в монашеской жизни, он как-то раз задался вопросом: «Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» Тогда Зосиме явился Ангел и велел отправиться за реку Иордан и переселиться в находящийся там монастырь. По обычаю этой обители период Великого поста все иноки проводили в одиночестве в пустыне и собирались в монастырь только к Пасхе. Так же поступил и старец Зосима. Путешествуя по пустыни, он встретил преподобную Марию, которая исповедала перед ним свою прошлую жизнь и рассказала святому о том, как прошли многие годы ее одиночества.

Старец Зосима был поражен услышанным. Преподобная Мария достигла такой внутренней святости, что иногда она становилась видимой. Так, преподобный Зосима видел ее как бы поднимающейся от земли во время молитвы, а в другой раз — идущей через реку Иордан, как по суше.

Мария, прощаясь с Зосимой, просила его вернуться на место их чудесной встречи через год, чтобы она смогла причаститься перед наступающим праздником Воскресения Христова. И старец в назначенный срок исполнил ее просьбу.

Год спустя преподобный вновь пришел на то же место, но нашел святую уже почившей. Со слезами он похоронил великую праведницу и, вернувшись обратно в монастырь, рассказал инокам о ее жизни и великом подвиге в пустыне. 

Другие известные святые с именем Мария:  

Равноапостольная Мария Магдалина (I век) — одна из так называемых жен-мироносиц, которая первой из последователей Христа удостоилась увидеть Его воскресшим. Еще во время Своего служения Господь исцелил святую от беснования. С того момента Мария неотступно следовала за Христом, не оставив Его даже у Креста, когда все ученики, кроме Иоанна Богослова, оставили своего Учителя. После Вознесения Спасителя святая много путешествовала, повсюду распространяя христианство. Последние годы жизни Мария провела в Ефесе (Малая Азия), помогая в проповеди Иоанну Богослову. Здесь она и скончалась. Часть мощей равноапостольной Марии хранятся сейчас на Святой Горе Афон.

Имя Мария

 

Мария, сестра апостола Филиппа (I век) деятельно помогала своему брату и апостолу Варфоломею в апостольской проповеди. Во фригийском городе Иераполе, по свидетельству церковного историка Никифора Каллиста, апостолов и Марию схватили и заключили в темницу. Апостол Филипп был казнен, а Варфоломей и святая Мария были освобождены. Оплакав своего брата и похоронив его, праведница отправилась проповедовать в Ликаонию (Малая Азия). Здесь она мирно окончила свою жизнь.

Имя Мария

 

Пророчица Мариам (сестра пророка Моисея) — о ее жизни из книги Исход известно немного. После знаменитого перехода израильтян через Красное море пророчица пела торжественный гимн Богу во главе хора: И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх 15:21). Известен случай, когда Мариам возроптала, узнав, что Моисей женился на эфиопке, за что была поражена проказой на семь дней. Однако ее праведность и верность Богу была вознаграждены пророческим даром. Святая скончалась на 40-м году после исхода израильтян из Египта в месте Кадеш (запад современной Сирии).

Имя Мария

 

Великие и известные люди с именем Мария:

Мария Стюарт (1542–1587) — королева Шотландии, в 1559–1560 годах — королева Франции. Претендовала на английский престол. Пытаясь сместить другого претендента, Елизавету I, Мария вынашивала идею заговора против нее, однако ее замысел был разоблачен. Она предстала перед судом. 8 февраля Мария была обезглавлена в замке Фотерингей. Ее трагическая судьба стал очень популярным сюжетом в литературе и искусстве.

Имя Мария

 

Мария Тальони (1804–1884) — одна из самых значимых фигур балетного искусства в XIX веке. Она родилась в семье балетмейстера и хореографа Филиппа Тальони, что предопределило ее будущую судьбу. В 1822 году состоялся ее дебют в Вене, после которого вплоть до 1847 года Мария не оставляла сцены. Под конец жизни она давала уроки балета. На ее могильной плите, на кладбище Пер-Лашез, написано: «Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе».

Имя Мария

 

Мария Клавдиевна Тенишева (1867–1928) — художник-эмальер, меценат, педагог, коллекционер, общественный деятель. . Супруга крупного промышленника князя Вячеслава Тенишева. В имении своего мужа она основала школу и ремесленное училище близ Бежицкого завода, уникальную сельскохозяйственную школу. Княгиня любила искусство и обладала прекрасным художественным вкусом. Благодаря ее трудам в России возродилось эмалевое дело. В Петербурге она открыла студию для подготовки желавших получить высшее художественное образование, а в Смоленске — начальную рисовальную студию. Княгиня собрала коллекцию акварелей, которую затем подарила Русскому музею, а ее собрание предметов русской старины послужило основой музея в Смоленске. Благотворительную деятельность Марии Тенишевой прервала революция. Скончалась она в эмиграции – в пригороде Парижа.

Имя Мария

Мария Александровна Гартунг (Пушкина) (1832–1919) — старшая дочь А. С. Пушкина. Поэт особенно любил ее и неоднократно с нежностью упоминал в своих письмах. Она вышла замуж за Леонида Гартунга, управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве. Супруги любили роскошные приемы, на которых устраивали балы. На одном из них Мария познакомилась с Л. Н. Толстым. Писатель впоследствии отразил ее внешние черты в образе Анны Каренины. Позднее трагическая смерть мужа поставила вдову в трудное финансовое положение. Ей активно помогали родственники, пока Мария не получила приглашение стать в Москве попечителем и председателем первой Общественной библиотеки имени Пушкина. Она скончалась в возрасте 86 лет, в самый разгар Гражданской войны.

Имя Мария

 

Мария Склодовская-Кюри (1867–1934) — первый в истории двукратный лауреат Нобелевской премии в области физики и химии. Она родилась в Варшаве в семье учителя. Детство ее было трудным: мать постепенно угасала из-за туберкулёза, умерла и одна из ее сестер. Однако Мария блестяще окончила школу и продолжила образование в Сорбонне, где прекрасно зарекомендовала себя. В 1895 году Мария вышла замуж за физика Пьера Кюри. Вместе со своим супругом она занималась изучением радиоактивности (открыла элементы «радий» и «полоний»). Однако, экспериментальная деятельность с такими опасными веществами подорвали ее здоровье. Она скончалась 4 июля 1934 года.

Имя Мария

 

Мария Бочкарева (1889–1920) — одна из первых русских женщин-офицеров. Она родилась в бедной крестьянской семье. Когда началась Первая мировая война (1914–1918), Мария решила записаться в состав действующей армии. Для этого ей пришлось писать отдельное прошение на имя императора, которое было одобрено. Во время боевых действия «женщина в погонах» проявила беспрецедентную храбрость и героизм, за что была награждена Георгиевским крестом. В 1917 году она организовала знаменитый «женский батальон смерти», который оказался особенно эффективным в период развала русской армии на Западном фронте. После захвата власти в России большевиками Мария не признала их легитимности. Она совершила агитационную поездку в США и Европу, пытаясь найти поддержку в борьбе против советской власти. По возвращении в Россию Мария Бочкарева была арестована через несколько месяцев расстреляна.

Читайте также:  Первая мировая война. Женский батальон

Имя Мария

 

Мария Каллас (1923–1977) — одна из величайших оперных певиц XX века родилась в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов. Ее дебют состоялся в Афинской консерватории в тот момент, когда Греция уже была оккупирована немцами. Ее карьерному взлету содействовало появление долгоиграющих пластинок, на которых выходила звукозапись многих ее опер. Каждый спектакль, в котором принимала участие Марии Каллас, становился событием. В 1959 году ее карьера пошла на спад: она стала терять голос. Последние годы жизни певица провела в Париже, практически не покидая свою квартиру.

Имя Мария

 

Мария Ермолова (1853–1928 годы) — по словам Станиславского, величайшая из виденных им актеров, родилась в театральной семье. Ее отец был суфлером. В 1871 году Мария окончила Московское театральное училище и начала работу в труппе Малого театра. Многие годы она пробивалась к ведущим ролям, пока наконец ей не позволили сыграть Катерину в известной пьесе Островского «Гроза». В 1890-е она играет в пьесах, написанных символистами, в «Вассе Железновой» Горького. Мария Ермолова первая в советской России получила звание Народной артистки Республики в 1920 году. Но ее муж Н. П. Шубинский, член Государственной думы нескольких созывов, один из основателей и идеологов «Союза 17-го октября», после революции был вынужден бежать за границу и вскоре умер в эмиграции. Ермолова покинула сцену в 1923 году.

Имя Мария

 

Интересные факты:
  • «Мариино стояние» — особое православное богослужение, которое совершается в четверг пятой седмицы Великого поста. За ним полностью прочитывается Покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской
  • В русской иконописной традиции во второй половине XVII века Марию Египетскую часто изображали вместе с Алексием, человеком Божиим. Это было связано с тем, что последний считался небесным покровителем царя Алексея Михайловича, а преподобная Мария — его супруги, Марии Милославской
  • Многие мотивы из жития Марии Египетской в эпоху Средневековья перенеслись в легенды о Марии Магдалине. Так, в нижней базилике Сан-Франческо в Ассизи изображена фреска знаменитого художника Джотто ди Бондоне «Старец Зосима дает гиматий Марии Магдалине»
  • Мариинский театр — один из известнейших в России и в мире театров оперы и балета, был открыт 5 октября 1783 года по приказу императрицы Екатерины II. Назван в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны.

Производные имени Мария

Производные формы от имени Мария — Маша, Маруся, Маня, Шура, Манюта, Машуня

Имя Мария на разных языках

Имя Мария — одно из самых распространенных во всем мире. Это связяно с тем, что именно так звали мать Иисуса Христа – Деву Марию. Английский эквивалент этого имени — Мэри, армянский и иудейский — Мариам, испанский — Мари или Мариэль, валлийский — Майр