Метод 7 шляп: Метод шести шляп: приемы по организации мышления – Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», где Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп
В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:
1. Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
2. Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
3. Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп
1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления
Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления
+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.
+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением — фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Козьма Прутков высказался, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло. К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.
+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.
+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.
+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.
— Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

— Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

— Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).
Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп и грамотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления
При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты.
Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую тот, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.

Метод «Шесть шляп мышления» 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Эдвард де Боно (англ. Edward de Bono; род. 19 мая 1933, Мальта) — британский Описание слайда:

Эдвард де Боно (англ. Edward de Bono; род. 19 мая 1933, Мальта) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Эдвард де Боно — Номинант Нобелевской премии 2005 года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. За последние 30 лет де Боно работал более чем с 50 крупными компаниями, преподавал в университетах Гарварда, Лондона, Оксфорда и Кембриджа. Автор 58 книг, переведенных на 34 языка, выступал с лекциями в 52 странах мира.

3 слайд Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой Описание слайда:

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

4 слайд Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть т Описание слайда:

Шесть шляп мышления — простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

5 слайд Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть т Описание слайда: 6 слайд Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чу Описание слайда:

Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? (эмоциональное мышление).

7 слайд Информация. Факты. Описания. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна и Описание слайда:

Информация. Факты. Описания. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

8 слайд Осторожность. Суждение. Оценка. В чем недостатки? Что здесь неправильно? (нег Описание слайда:

Осторожность. Суждение. Оценка. В чем недостатки? Что здесь неправильно? (негативное мышление).

9 слайд Преимущества. Выявление положительных сторон и аргументация их. Каковы преим Описание слайда:

Преимущества. Выявление положительных сторон и аргументация их. Каковы преимущества? (позитивное мышление).

10 слайд Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из воз Описание слайда:

Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? (творческое мышление).

11 слайд Организация мышления. Мышление о мышлении. Общий философский вывод. Чего мы Описание слайда:

Организация мышления. Мышление о мышлении. Общий философский вывод. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

12 слайд Организация мышления. Мышление о мышлении. Общий философский вывод. Чего мы Описание слайда: 13 слайд Красная шляпа	Проследите «жизненный путь» листка. Какие чувства он (листок) у Описание слайда:

Красная шляпа Проследите «жизненный путь» листка. Какие чувства он (листок) у вас вызывает? Какие чувства вызывает чинара? Белая шляпа Выпишите слова и словосочетания, характеризующие образы листка и чинары (составьте портретную характеристику). Попробуйте охарактеризовать каждого из образов одним определением. Черная шляпа Выпишите слова и словосочетания, характеризующие отношение чинары к листку, и ответьте на вопрос: «Почему чинара не приютила листок ? Почему она так жестока к нему?» Желтая шляпа Работа с диалогом листка и чинары. Как обращается листок к чинаре? Что положительного он о себе говорит? Как это все его характеризует? Зеленая шляпа Как вы думаете, что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой? А что было бы, если чинара его приютила? Синяя шляпа Что хотел сказать нам поэт, сталкивая именно эти образы? Это стихотворение рассказывает только о несчастной судьбе листка?

14 слайд Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у взрос Описание слайда:

Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у взрослых и детей: творческое мышление критическое мышление толерантность

15 слайд  Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-1245576

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Мастер-класс. Метод «Шести шляп» мышления Эдварда Де Боно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд МЕТОД «Шесть шляп» Мастер-класс ТЕХНОЛОГИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ГУЛИСТАНСКИЙ Описание слайда:

МЕТОД «Шесть шляп» Мастер-класс ТЕХНОЛОГИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

2 слайд «Качество мышления – основной ресурс успешности» «В способности думать заклю Описание слайда:

«Качество мышления – основной ресурс успешности» «В способности думать заключена основа человеческой деятельности» Э. де Боно © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

3 слайд Автор методики: Эдвард де Боно Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Описание слайда:

Автор методики: Эдвард де Боно Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. номинант Нобелевской премии 2005года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. За последние 30 лет де Боно работал более чем с 50 крупными компаниями, преподавал в университетах Гарварда, Лондона, Оксфорда и Кембриджа. Автор 58 книг, переведенных на 34 языка, выступал с лекциями в 52 странах мира. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

4 слайд Цель и задачи 1. Овладеть приёмами представленной технологии; 2. Научить эффе Описание слайда:

Цель и задачи 1. Овладеть приёмами представленной технологии; 2. Научить эффективно мыслить, решать и действовать; 3. Научиться эффективно управлять своим мышлением; 4. Научиться преодолевать беспорядочность, стихийность течения мыслей; 5. В нужных ситуациях уметь отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

5 слайд Что такое «Шесть шляп мышления»? Это - 6 различных режимов, рамками которых ч Описание слайда:

Что такое «Шесть шляп мышления»? Это — 6 различных режимов, рамками которых человек может очертить процесс своего мышления в тот или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации в быту, бизнесе или педагогической деятельности, чтобы направить её развитие в лучшую сторону. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

6 слайд Концепция «Шести шляп» Это - простой, но эффективный метод, позволяющий стать Описание слайда:

Концепция «Шести шляп» Это — простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Боно разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. Когда разные части мыслительного процесса четко определены, мышление может стать более сосредоточенным и продуктивным. Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективнее использовать шляпы мышления. Концепции Эдварда де Боно применяются крупнейшими корпорациями мира. «Шесть шляп мышления» ясно иллюстрирует, почему они сочли важным применить эти идеи в своих техниках менеджмента © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

7 слайд Концепция «Шести шляп» Что понимается под параллельным мышлением? Это боково Описание слайда:

Концепция «Шести шляп» Что понимается под параллельным мышлением? Это боковое, латеральное, конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. С какими трудностями мы сталкиваемся при решении какой-либо задачи, проблемы, ситуации? Эмоции (часто мы склонны опираться на чутье, эмоции ,предрассудки). Беспомощность (я не знаю, что делать, с чего начать). Путаница (мы пытаемся удержать в уме все сразу) © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

8 слайд Почему «Шесть шляп»? Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собст Описание слайда:

Почему «Шесть шляп»? Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление; © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

9 слайд Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание «мыслеваритель Описание слайда:

Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести спокойное состояние, сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций; © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

10 слайд В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мы Описание слайда:

В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

11 слайд Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил – Описание слайда:

Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил – является одной из самых перспективных форм накопления знаний. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

12 слайд В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из к Описание слайда:

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

13 слайд Красная шляпа Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать о Описание слайда:

Красная шляпа Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

14 слайд Белая шляпа Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нуж Описание слайда:

Белая шляпа Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

15 слайд Чёрная шляпа Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? Описание слайда:

Чёрная шляпа Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

16 слайд Жёлтая шляпа Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Поч Описание слайда:

Жёлтая шляпа Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

17 слайд Зелёная шляпа Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы нек Описание слайда:

Зелёная шляпа Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

18 слайд Синяя шляпа Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что Описание слайда:

Синяя шляпа Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

19 слайд Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у обуча Описание слайда:

Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у обучаемых: творческое мышление критическое мышление толерантность © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

20 слайд Варианты мышления 1) Красная шляпа: посочувствуй 2) Белая шляпа: выясни конкр Описание слайда:

Варианты мышления 1) Красная шляпа: посочувствуй 2) Белая шляпа: выясни конкретные факты 3) Черная шляпа: учти все риски 4) Желтая шляпа: найди возможности в сложившейся ситуации 5) Зеленая шляпа: проведи мозговой штурм и найди множество решений 6) Синяя шляпа: переключись © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

21 слайд Об авторе ГИЗАТУЛИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА учитель русского языка и литературы, тьют Описание слайда:

Об авторе ГИЗАТУЛИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА учитель русского языка и литературы, тьютор Стаж работы 30 лет Skype: klassik873 email: [email protected]

Об авторе ГИЗАТУЛИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА учитель русского языка и литературы, тьют

Курс повышения квалификации

Об авторе ГИЗАТУЛИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА учитель русского языка и литературы, тьют

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Об авторе ГИЗАТУЛИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА учитель русского языка и литературы, тьют

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-140171

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Метод мышления шести шляп

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Технологии креативного мышления «Шесть шляп» Воспитатель ГБДОУ №56 Калининск Описание слайда:

Технологии креативного мышления «Шесть шляп» Воспитатель ГБДОУ №56 Калининского района города Санкт-Петербург Кузнецова Марина Евгеньевна

2 слайд Технологии креативного мышления «Шесть шляп» Воспитатель ГБДОУ №56 Калининск Описание слайда: 3 слайд Эдвард де Боно Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Номинант Нобелев Описание слайда:

Эдвард де Боно Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Номинант Нобелевской премии 2005года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах. Одной из уникальных особенностей работ Эдварда де Боно является их широкий спектр: от обучения пятилетних детей в подготовительных группах детских садов до работы с руководителями крупнейших корпораций мира.

4 слайд Шесть Шляп Мышления «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых Описание слайда:

Шесть Шляп Мышления «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

5 слайд Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные т Описание слайда:

Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности: 1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки. 2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: “Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше”. 3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина. Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

6 слайд Вот краткое изложение принципов использования шести шляп Описание слайда:

Вот краткое изложение принципов использования шести шляп

7 слайд Белая шляпа: информация . Белая шляпа используется для того, чтобы направить Описание слайда:

Белая шляпа: информация . Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

8 слайд Красная шляпа: чувства и интуиция   В режиме красной шляпы у участников сесс Описание слайда:

Красная шляпа: чувства и интуиция   В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

9 слайд Черная шляпа: критика   Мышление в чёрной шляпе предназначено для того, чтоб Описание слайда:

Черная шляпа: критика   Мышление в чёрной шляпе предназначено для того, чтобы представить всё в чёрном свете. Тут нужно во всём видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни.

10 слайд Желтая шляпа: логический позитив   Желтая шляпа требует от нас переключить с Описание слайда:

Желтая шляпа: логический позитив   Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

11 слайд Зеленая шляпа: креативность   Зелёная шляпа – креативность. Творчество. Разл Описание слайда:

Зеленая шляпа: креативность   Зелёная шляпа – креативность. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

12 слайд Синяя шляпа: управление процессом   Синяя шляпа отличается от других шляп те Описание слайда:

Синяя шляпа: управление процессом   Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

13 слайд Почему «Шесть шляп»? 	 Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой соб Описание слайда:

Почему «Шесть шляп»? Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных. Меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;

14 слайд Как использовать метод 6 шляп: Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попро Описание слайда:

Как использовать метод 6 шляп: Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”

15 слайд 2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Описание слайда:

2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.  

16 слайд 3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно пе Описание слайда:

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

17 слайд 4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой ти Описание слайда:

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами – и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других

18 слайд Преимущества Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Ш Описание слайда:

Преимущества Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

19 слайд Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать : Творч Описание слайда:

Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать : Творческое мышление Критическое мышление Толерантность

Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать : Творч

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать : Творч

Курс повышения квалификации

Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать : Творч

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

Знакомство с методом мышления «6 шляп».

•«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-601364

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Мастер-класс «Метод шести шляп»

мастер – класс

МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» ЭДВАРДА ДЕ БОНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

(слайд 1)

Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. Как же их сформировать?

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на один из методов, и постараюсь убедить вас в том, что это простой и практичный способ получить навыки практического мышления для объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось.

Это метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно, известного ведущего специалиста в области развития практических навыков мышления. (слайд)

Наверняка, вы знакомы с этим методом, кто-то, возможно, применяет его на практике. Сегодня я надеюсь на ваше сотрудничество.

Метод «Шесть шляп мышления» — это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на проблему с определенной точки зрения.

Разберёмся со шляпами. С чем у вас ассоциируются следующие цвета:

Сопровождение слайдами

Белая шляпа – шляпа информации, объективные факты и цифры.

Красная шляпа – шляпа эмоций и чувств.

Черная шляпа — шляпа негатива, указывает на сложности, исследует слабые моменты

Желтая шляпа — шляпа позитива. Надев ее, Вы превращаетесь в оптимиста, который видит только положительные стороны рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа — шляпа креативности. Зеленая шляпа имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи.

Синяя шляпа — особая шляпа, в ней удобно намечать стратегию решения проблем, подводить итоги, обобщить достигнутые результаты.

На уроках литературного чтения учителя применяют различные методы и приемы при работе с текстом. Я предлагаю рассмотреть на практике, как применить метод «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно на уроке чтения в начальных классах.

Вам нужно познакомиться с текстом из учебника для 2 класса. А затем, надев шляпу определенного цвета, высказать свои мысли по содержанию.

Выступление участников.

Как вы считаете, какие формы работы позволяют использовать данный метод?

Использование шляп:

Что вы думаете о достоинствах и недостатках данного метода?

(слайд) Достоинства метода:

  • наглядность, простота освоения и применения;

  • позволяет научить лучше:

  • работать с информацией;

  • использовать интуицию;

  • критически анализировать проблему;

  • генерировать свое мышление;

Если кого-то этот метод заинтересовал, теории достаточно в сети Интернет, поэтому я не стала на это тратить ваше драгоценное время.

Если кто-то из вас применяет этот метод, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, выскажите замечания.

(слайд ) Свое выступление мне хотелось бы закончить словами Эдварда де Боно:

Если дело – в шляпе,

Если тело – в шляпе,

Если даже мысли — в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Мастер-класс по английскому языку по технологии критического мышления (метод «Шесть думающих шляп»)

Мастер-класс по английскому языку на тему

OUR SCHOOL

по методу «Шести Шляп Мышления»

(Six Thinking Hats)Эдварда де Боно

Цель: Развивать ключевые компетенции учащихся (см. Приложение №4.) в ходе обобщения изученной темы.

Задачи:

  1. Стимулировать учебную мотивацию, новая методика проведения урока может оказаться наиболее эффективной для достижения поставленной цели;

  2. Развивать устную речь учащихся, их коммуникативную грамотность, внимательность, умение слушать и уважать собеседника;

  3. Уметь структурировать ход мыслей в заданном направлении;

  4. Обобщить знания по теме “School”


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, цветные шляпы.

Ход урока (см. Приложение № 2.):

1. Приветствие и организационный момент начала урока:

Ученики были разделены на пять групп (см. Приложение № 3), жеребьевкой были определены шляпы. С методикой ученики знакомились незадолго до обобщающего урока

Каждая группа готовилась в соответствии с памяткой и рекомендациями для самостоятельной подготовки. (см. Приложение № 1, 5)

Руководитель проекта ежедневно отслеживала уровень подготовки учеников .Ученики, взявшие на себя ответственность за оказание посильной помощи тем, кто в ней нуждается, лидеры группы, также отчитываются о проделанной работе, об оказанной помощи и уровне готовности в течение недели. Работа лидера стимулируется дополнительной оценкой.

Перед выступлением ученики повторили основные задачи урока, поставленные перед собой, а также вспомнили основную цель методики Эдварда де Боно. (см. Приложение № 1)

2. Выступления групп

Ученики выступали в соответствии с цветом шляпы, высказывали мнения о школе, в которой учатся, находили положительные и отрицательные стороны, называли факты, высказывали перспективу и свои эмоции. Ученики тщательно готовились, оформляли доклады. Оценивались высказывания, как на английском, так и на русском языке (по уровню возможностей учеников). Чтение – не оценивалось.

3. Создание коллажа

Заключительный этап – деятельность по методике «Французская мастерская» — создание общей творческой работы учеников. Ребята заранее приготовили вырезки и заготовки для коллажа по теме урока.

4. Рефлексия. Оценивание работы (см. Приложение №4), пожелания, рекомендации.

Итоги работы и анализ проводился также по методу мыслительных шляп. Ребята озвучили свое впечатление, нашли плюсы и минусы данного вида работы, выказали желание работать по данной методике дальше. Так как урок был завершающим по данной теме, домашнего задания задано не было.


Приложение № 1.

Памятка ученикам 7 класса для подготовки к уроку-проекту на тему “ Our school

по методу «Шести Шляп Мышления»

(Six Thinking Hats)Эдварда де Боно

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Что обычно происходит в голове человека, когда он думает? Мысли роятся, сбиваются в кучу, одна идея противоречит другой и проч. Де Боно решил разделить все эти процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на бесконечных спорах.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание «надеть чью-либо шляпу» означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями.


  • Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение.


  • Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать.


  • В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.


Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Белая шляпа: информация (information)

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

тезисы

Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив только факты, цифры, без аргументации.

Черная шляпа: критика (criticism)

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.

тезисы

Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше негативных черт.

Желтая шляпа: логический позитив (positivness)

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой).

тезисы

Cолнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» — это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. (подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше позитивных черт)

Зеленая шляпа: креативность (creation)

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы возможны в сложившейся ситуации. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы латерального мышления.

тезисы

Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше будущих инноваций.

Красная шляпа: чувства и эмоции (feelings and emotions)


В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Красную шляпу надевают редко и на достаточно короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции.

тезисы

Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных.

Синяя шляпа: управление процессом (control)

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий совещание, он все время в синей шляпе.

тезисы

Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше интересных идей, представленных другими группами.

Приложение № 2

План проведения урока по методу учебного проекта


  • ПРИВЕТСТВИЕ


  • ЗНАКОМСТВО ГОСТЕЙ С ТЕМОЙ УРОКА, ПОВТОРЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ Э. де БОНО «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats)


  • ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ ПО ШЛЯПАМ


  • СОЗДАНИЕ ОБЩЕГО КОЛЛАЖА « Our school»


  • СОВМЕСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА – РЕФЛЕКСИЯ


  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (замечания и пожелания от всех участников проекта)


  • ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ (по критериям)

Приложение № 3

Определение учеников на обобщающем уроке английского языка на тему “ Our school” по методу «Шести Шляп Мышления» (Six Thinking Hats)Эдварда де Боно

цвет шляпы

Ф.И. участника обобщающего урока


желтая


Захарова Д.

Орлова В.

Филиппенко Е.


черная


Забавин А.

Смирнов А.

зеленая

Кротов Д.

Базова К

Шехов Е..

белая

Ащеулова М.

Касаткина М.

Матвеева А.


красная


Алисова А.

Зимина В.

Рябов Р.

В каждой группе лидер следит за уровнем подготовки своих товарищей, помогает и направляет. В каждой группе есть представитель, который дублирует информацию своих одноклассников на русском языке. Успешная работа лидера оценивается вдвойне.

Приложение № 4

Результат работы учеников 7 класса в обобщающем уроке по теме “ Our school.”

ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Ф.И. ученика

коммуникативная компетенция

(1б.)

воспитанность

(1б.)

использование лексики по теме “School”

(1б.)

информационная компетентность

(1б.)

вклад в коллаж

(1б.)

итоговая оценка

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – грамотно поставленная и лексически насыщенная речь по теме урока, умение красиво и правильно высказывать свою точку зрения, участие в обсуждении – 1б.

ВОСПИТАННОСТЬ – умение соблюдать нормы этикета и правила поведения учеников на уроке, в коллективе и группе во время обсуждения и дискуссий – 1б.


РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – умение искать и выделять главное из любого источника информации; результат – достоверное, полное, четкое и интересное высказывание – .

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ – наличие картинок и фотографий, вырезок – 1б.

РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: умение применять полученные лексические знания по теме “School” на уроках и в ходе самостоятельной подготовки — 1б.

Приложение № 5
Рекомендации для успешного выступления

на уроке-проекте по английскому языку по теме “ Our school

  1. Будь готов к уроку всегда! Вовремя и в системе самостоятельно выполненное домашнее задание – это ценный и один из главных способов результативного обучения.

  2. Развивай в себе информационную компетенцию. Умей найти нужную информацию по теме где угодно – в книге, энциклопедии, газете, журнале, в различных Интернет-ресурсах. Умение найти нужную и интересную информацию по любой теме поможет тебе развивать свой интеллект и кругозор. Прочитай весь материал и выдели самое главное, то, что будет легко понять на слух. Помни, что человек, который много читает – много знает, с таким человеком всегда легко и интересно общаться! Для опоры используй материалы учебника на стр.

  3. Найденную, отобранную, обдуманную и оформленную информацию по своей теме прочитай не один раз. Понимай и осмысляй каждое предложение, чтобы с легкостью и уверенностью высказывать свое мнение перед одноклассниками на уроке.

  4. НЕ ЧИТАЙ! Повтори все факты и мелочи несколько раз. Красиво и правильно поставленная речь всегда привлечет внимание любого слушателя. Подготовь для себя небольшую шпаргалку, которая поможет тебе не растеряться. БУДЬ УВЕРЕН В СЕБЕ! Следи за глазами своих одноклассников и руководителя проекта – в них ты всегда увидишь понимание и поддержку.

  5. Будь воспитан! Не перебивай, выслушивай своих одноклассников до конца, уважай себя и других!

  6. При составлении устной речи – сосредоточься и постарайся вспомнить все мелочи и детали, которые вы изучали на уроке, а также то, что ты читал самостоятельно дома. Английский язык тесно связан со многими предметами, так что ты с легкостью можешь применять свои знания по английскому языку не только на уроке английского, а также на истории, географии, литературе и других. Но, ты также можешь воспользоваться теми знаниями, которые ты получил за все годы обучения разным предметам! Анализируй и следуй логике твоих мыслей!

  7. Во время подведения итогов и обсуждения проделанной работы смело высказывай свое мнение, обсуждай с участниками проекта плюсы и минусы сделанного и сказанного. Конструктивную критику принимай с достоинством, слова одобрения принимай, но знай – ты, как невспаханное поле, которое ты возделываешь сам. Помни, «ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ»!!! Работай над собой, развивайся и совершенствуйся.

ТЫ СПРАВИШЬСЯ!

На подготовку у учеников полторы недели. На каждом последующем уроке руководитель отмечает уровень подготовки по результатам опроса. Ученики, взявшие на себя ответственность за оказание посильной помощи тем, кто в ней нуждается, также отчитываются о проделанной работе.


Успехов в работе, удачного выступления и отличных результатов!!!

Выполнение упражнения Шесть шляп мышления

Тема: Выполнение упражнения «Шесть шляп мышления», направленное на развитие конструктивного мышления.

Цель работы: развить конструктивное мышление с помощью упражнения «Шесть шляп мышления».

Оборудование: презентация, шесть шляп (синяя, черная, красная, жёлтая, зелёная, белая).

Количество часов: 2 академических часа.

Теоретический материал

Правила метода «Шести шляп мышления».

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты.

Вначале ведущий вкратце знакомит с общей концепцией шести шляп мышления.

hello_html_5c1ab8b4.jpg

Белая шляпа: информация

hello_html_m11c9ada.jpg

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты и цифры. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима (какой информации не хватает) и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция

hello_html_m4a789091.jpg

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои эмоции, чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Не вдаваясь в подробности и рассуждения, люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

Черная шляпа: критика

hello_html_m5733b731.jpg

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Проявите осторожность, обратите взгляд на возможные тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, побудьте немного пессимистом. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

 

Желтая шляпа: логический позитив

hello_html_115e4391.jpg

Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность

hello_html_47daac3c.jpg

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

 

Синяя шляпа: управление процессом

hello_html_f96a38e.jpg

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы, реализации идеи и работы над решением задач. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Синяя шляпа в курсе работы других шляп, собирает, обобщает и управляет работой всех остальных шляп.

Далее обозначает проблему: « Предприятие предлагает вам 100 % трудоустройство с перспективой карьерного роста только при успеваемости на «4» и «5».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе.

Порядок примерки шляп:

  1. Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д.

  2. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть.

  3. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

  4. Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь.

  5. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе.

  6. Периодически необходимо давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше).

Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Ход работы

  1. Ознакомление с темой, целью практической работы.

  2. Изучение теоретического материала.

  3. Выполнение упражнения «Шесть шляп мышления»

  4. Оценка выполнения практического занятия. Рефлексия своей деятельности.

  5. Контрольные вопросы по теме практического занятия.

Контрольные вопросы:

  1. В какой ситуации можно применить это упражнение?