«Били за любую прибавку в весе». Исповедь балерины об изнанке танцевального мира
Русская школа балета знаменита во всем мире. Хрупкие женщины, танцующие на кончиках пальцев, невероятно красивый и женственный образ. Но что стоит за этой красотой? Тяжкий труд, дисциплина и постоянные голодовки. Бывшая балерина откровенно рассказала о своем опыте.
Про отсутствие комплексов и гастроли
Что происходит, когда девочка хочет заняться хореографией или балетом? Если ее родители отдают в эти кружки, то у нее через месяц отваливаются все комплексы. Раздевалка общая, девочки и мальчики, могут забежать коллеги с бальных танцев, с акробатики — потом уже не паришься. На гастролях еще хуже, иногда приходилось переодеваться прямо в зрительном зале, потому что гримерки заняты. Зрителей нет, но все коллеги рядом, даже мальчики.
Гастроли были от Подзалупинска до Сеула, родители только рады были принимать грамоты и медали, спонсировать эти поездки и выбивать недостающее из городского бюджета. А мы, дети, рады шататься и прогуливать уроки.
Про еду
Строго. Очень строго. Могли наорать, побить игрушечным молотком за любую прибавку в весе. Набрала 200 граммов — прыгай сотте дополнительные 60 раз. Привычка не жрать, если срочно надо скинуть вес, осталась. Просто ешь кефир и огурцы, на правильное питание сесть проблема. За спиной грозный учитель, который наорет за сытный, но ненекалорийный рацион, так как вздует живот и прыжок будет хуже. Балерина должна порхать же. И в идеале питаться воздухом.
Расскажу на примере склонных к полноте. Очень популярны были чаи и ксеникал. То есть диет не было в принципе. Либо монодиеты. Гречка без соли с водой и так далее. Но это огромный вред ЖКТ. До сих пор не понимаю, почему у балерин не приветствуется правильное питание.
Родители, кстати, горячо включаются в кампанию под названием «Ты жирная!» и лишают детей не только вожделенных сладостей, но и элементарной еды, необходимой для детского организма. А в этом возрасте закладываются основы: кости, хрящи, суставы…
Про аккуратность
Сутулишься? Стой у станка до усрачки, пока осанку держать не научишься.
Испачкала пачку и боди для занятий? Крути фуэте, когда остальные убежали домой, в следующий раз будешь аккуратнее. Прическа. Выбилась прядь? Остаешься в зале и крути фуэте.
Про травмы
На неокрепшие связки и суставы обрушиваются такие нагрузки, что взрослым и не снилось. А после тридцати уже требуются мази, ортезы, обезболивающее… Только идиот может предположить, что с разбитыми голеностопами можно «приседать в фитнес-клубе». Там порой с утра на унитаз не сядешь и ванну не перешагнешь.
У меня вывернуты оба голеностопа, я уже третий год не ношу каблуки, которые трепетно люблю, потому что любая кочка для меня *****. Выворачивается и опухает нога, после чего я радостно хромаю около недели. Мне теперь только ЛФК и шахматы. С травмированными ногами не разбежишься.
Пальцы на ногах становятся непривлекательными. Меня коснулись только «косточки» у больших пальцев. Да я всего 8 лет танцевала. У настоящих балерин на стопы страшно смотреть.
Про конкуренцию
Удивителен накал интриг среди этих 5-6-летних соплюшек: в борьбе за внимание тренера они бьют друг друга в раздевалках, пачкают и режут костюмы, выбрасывают инвентарь, радуются чужим травмам.
Я обожала, когда у меня что-то получалось лучше, чем других девочек. Ой, а на выступлениях чего только не было! И порезанные пуанты, и выбрасывание костюма, и рванье пачки. Одну поймала за руку, когда она мне в обувь стекло сыпала.
Самая дичь — подлить дихлофос в грим. Гримерка одна, но такие твари могут во всё налить. Хоть кислоту.
Про гомосексуализм
У тех, кто ушел дальше юношеских кружков, да. Но! Это присуще всем артистам, не только тем, кто в балете. Может, люди нетрадиционной ориентации более артистичны, не знаю. У художников точно процент гомосексуалистов выше, чем у танцоров. Я когда думала на эту тему, пришла к выводу, что, во-первых, сама обстановка снимает кучу комплексов. То есть если каждый день видишь кучу полуголых красивых тел, это уже не воспринимается как что-то запретное. Плюс врожденное умение видеть красоту во многом, в том числе и в представителях собственного пола.
Плюсы балета
Плюсы. Отличная фигура, самодисциплина, коммуникабельность. Был бы еще шпагат, но у меня была порвана мышца на ноге, сесть на шпагат могу, но хромота обеспечена. Кто-то может. Осанка тоже плюс. Сильные, нет, очень сильные ноги, ну и всё, наверное.
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал второй Майей Плесецкой, лучше отдайте его на шашки и шахматы. И на аэробику. Если вы растите чемпиона, будьте готовы к тому, что спорт жесток. Очень жесток.
Молодая солистка Мариинского театра рассказала AdMe.ru о своей работе, красивой фигуре и жизни вне театра
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Жизнь танцовщиков балета всегда окутана тайнами и похожа на сказку. Но вне сцены это обычные люди, у которых в сутках тоже 24 часа. Им приходится вести постоянную борьбу с собственным телом, чтобы быть сильными, но легкими, быстро залечивать травмы и успевать еще много чего, несмотря на представления, многочасовые репетиции и гастроли.
AdMe.ru поговорил с Марией Хоревой, первой солисткой Мариинского театра, о том, почему балет — это больше, чем просто танец, и какие хитрости балерин могут пригодиться любому, даже если человек крайне далек от мира театра.
Чем питаются балерины?
В театральных столовых — обычная пища. А каждый танцор сам для себя опытным путем находит «план питания». В балете, в отличие от спорта, никто за нами пристально не следит, хотя нагрузки сравнимые со спортивными. Плюс у нас все время разное расписание, и важно выбирать правильное время для еды, например перед репетицией за час-полтора лучше съесть какие-нибудь медленные углеводы, а вот после репетиции, наоборот, что-то белковое.
Я калории не считаю. У меня другая задача. За репетицию можно вполне потерять килограмм, и надо его оперативно «добрать», иначе «топливо» может закончиться прямо посреди спектакля.
Правда ли, что блюда японской кухни — это идеальное питание для балерин?
Японцы очень любят балет. Балерины очень любят японскую кухню. Почти любовный треугольник.
Какую роль играют рост и вес, действительно ли балет уродует ноги и как следить за здоровьем?
Идеальный рост современной балерины — это 170 плюс-минус сантиметров 5. Вес просто должен точно соответствовать росту, иначе профнепригодность.
Главный тренажер для ног и рук — это резиновая лента, с которой можно сделать множество разогревающих и силовых упражнений. Какое-то время я ходила в тренажерный зал, но большой пользы для себя в нем не нашла.
Балерины не прячут ноги и не стесняются их. Это наш инструмент, мы его любим, холим и лелеем. В результате наши представления о красоте несколько расходятся со всем остальным миром. Косточки, бывает, вылезают, но не у всех и скорее в зрелом возрасте. Ноги у балерин ухоженные и аккуратные, да и какими они еще могут быть, если ежедневно несколько раз моются, мажутся кремами, мазями и физически воспитываются? Однако чрезмерные нагрузки даром не проходят. Если неправильно работать со своим скелетом (а балетная осанка, отличающаяся от естественной для человеческого тела, сильно его перестраивает), то это заканчивается острыми или хроническими травмами, которые накапливаются с возрастом. Еще мы регулярно используем тейпы.
Как выглядит обычный рабочий день балерины?
Он состоит из утреннего класса, на котором вся труппа разогревается и готовится к многочасовому труду, и нескольких репетиций. Загруженность всегда разная. Бывают дни, когда на работе проводишь больше 12 часов, например если вечером танцуешь в спектакле. Иногда освобождаешься уже к 16:00 и можно идти домой. График ненормированный, и никогда не знаешь, что тебя может ожидать завтра или через неделю, потому что расписание наших репетиций мы узнаем буквально за один день — так функционирует театр.
Артистка балета, которая ушла со сцены и стала фотографом, откровенно рассказала о работе в театре
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Изящные балерины, полет и грация, сверкающие костюмы и яркие декорации. Для любителей поход на балет — праздник и возможность прикоснуться к искусству. Для артистов балет — это одержимость, боль, многочасовые нагрузки. Дарьян Волкова танцевала до 25 лет, начав трехлетней девочкой, и не представляла своей жизни без любимого ремесла. Сейчас на сцену уже не выходит, но продолжает быть в теме. Она стала одним из самых известных в мире балетных фотографов: снимает прима-балерин и солистов ключевых театров.
Для читателей AdMe.ru Дарьян откровенно рассказала, как устроена жизнь балетного мира, о чем даже не догадывается рядовой зритель и почему своего ребенка она в балет бы не отдала.
О детстве в балете
- Cтоять лицом к станку по 6 часов — это не самое легкое, что ты можешь делать, будучи ребенком. Тебе хочется играть, бегать, а нужно «точить» стопу, поэтому артисту балета в первую очередь нужен характер, любовь к балету и гиперактивность, которая была у меня.
- На выпускные экзамены в училище приглашают художественных руководителей театров. Кого-то в течение года замечают, и им сразу предлагают контракт на выпуске. Если тебе не предложили контракт, нужно предложить себя самому. Много театров в России, Европе и Америке — можно попытаться. Еще вариант — поехать на гастроли, например, с труппой на полгода, заработать денег, набрать форму и потом попробовать показаться в театрах еще раз.
- Нормальный человек такие нагрузки не сможет выдержать, а балетные выносят, потому что понимают, ради чего. Это большая команда, ты с детства к этому подготовлен. Как у лошадок есть шорки — ты зашорился и идешь, никуда не отвлекаясь, к цели.
О нагрузках и графике
- Мы изображаем, что нам легко. И не дай бог вы услышите, что кто-то стукнул пуантом тяжело по сцене, — как так? Зрителю не интересны твои проблемы, ему все равно, что у тебя болит. Он заплатил деньги, он купил билет, для него это праздник. Все земное осталось в балетном классе и в репетиционном зале с гримеркой.
- При фуэте (вращении на 360° на одной ноге, при котором танцовщица, сгибая и разгибая колено второй ноги, делает быстрое хлещущее движение — прим. AdMe.ru) работает вестибулярный аппарат. Ты ставишь себе точку, до последнего держишь голову, а потом быстро возвращаешь. Тогда твой мозг фиксирует точку, и голова не кружится при вращениях. Нужно много практики, чтобы вестибулярный аппарат начал работать правильно.
Распорядок дня такой: с 10:00 до 12:00 — классический станок. Это каждый день у всех артистов балета стандартно. Изо дня в день, как чистка зубов. Ты разминаешь свое тело, готовишься. Потом класс 1,5–2 часа. С 14:00 до 18:00 — репетиции с небольшим перерывом. После — спектакль, если есть в этот день, с 19:00 до 22:00. Снял грим, переоделся — в 23:00 вышел из театра.
О примах-балеринах
- Балерина — не каждый артист. Балерина — это статус. Диана Вишнева — это балерина. Ульяна Лопаткина — это балерина. Я не балерина. Балерина — это прима-балерина какого-то театра. В переводе с итальянского означает «танцовщица».
- Не всем дано быть примами. Ты можешь сколько угодно добиваться, тренироваться, но
Балерины не стареют! 22 фото доказательств
Илзе Лиепа
Слева направо: Илзе Лиепа в 23, 36 и 55 лет
Илзе Лиепа по сути выросла за кулисами: отец был танцором, а мать — актрисой. Неудивительно, что выбор девочки пал на балет. Уже в 5 лет маленькая Илзе дебютировала на сцене Большого театра. Несмотря на прекрасные генетические данные, девушка всегда старалась стать лучше для себя, строгих родителей и, главное, для зрителя. Ее выразительные черты лица, грация и артистизм до сих пор отражаются в ее внешности. Сравни, как балерина выглядит в 17 и 50 лет: тот же спокойный, мудрый взгляд и женственность в каждом движении. Кстати, Илзе Лиепа вывела личную методику, которая объединяет пилатес и балет. В организованной балериной студии проводят тренировки силовой гимнастики под музыку: это помогает проработать проблемные зоны тела и при этом сохранить грациозность.
Людмила Семеняка
Слева направо: Людмила Семеняка в 26, 43 и 67 лет
В 10 лет будущая балерина поступила в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге и спустя два года дебютировала в сольной партии Мари балета «Щелкунчик». Кстати, 10 лет для начала профессиональной деятельности в балете — довольно поздний срок, однако для хрупкой и маленькой девочки сделали исключение. За плечами Людмилы — роли в ключевых постановках советско-российского балета: «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица» и «Баядерка». Сейчас балерине 67 лет, но женщина по‑прежнему очаровывает зрителей и поклонников глубиной глаз и красотой жестов.
Светлана Захарова
Слева направо: Светлана Захарова в 20, 31 и 38 лет
Талантливую Светлану Захарову заметили в 16 лет на конкурсе, где девушка заняла второе место, пропустив вперед только выпускницу Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Потом балерину экстерном зачислили на последний курс Академии — единственный случай в истории учебного заведения. В 18 лет балерина становится примой Мариинского театра и гастролирует по всему миру. Ив-Сен Лоран говорил о Захаровой: «Она гениальна! Такой балерины не было, нет и не будет!» Даже спустя много лет звезду можно узнать по неизменно прямому пробору, как во время выступлений, так и в повседневной жизни.
Ульяна Лопаткина
Слева направо: Ульяна Лопаткина в 24 и 43 года
Ульяну Лопаткину называют второй Майей Плисецкой. Девушка оказалась в мире балета уже в 4 года, однако стать профессионалом ей было очень не просто. Типичная фигура балерин — узкие кости и маленький рост для легких поддержек, а параметры Лопаткиной отнюдь не были идеальными: высокий рост (175 см), крупные стопы и кисти. Однако Ульяна, похоже, шла наперекор всем стандартам. Нетипично короткая и дерзкая для балерины стрижка тоже выделяла ее среди коллег. Упорство видно во внешности Лопаткиной до сих пор.
Анна Павлова
Слева направо: Анна Павлова в 22 и 50 лет
Вернемся в прошлое и вспомним, как выглядели знаменитые балерины XX века. Не все танцоры от природы имеют отменное здоровье и выносливость. Анна Павлова была хрупкой девочкой с малокровием и сгорбленной спиной. Но именно своей легкостью и «прозрачностью» она завоевала признание ведущих педагогов. «Пушинка, легкость, ветер», — отметил на первом просмотре знаменитый танцор Мариус Петипа. Кстати, худоба, прочно связанная с современным классическим балетом, во времена Павловой считалась врагом красоты. Сначала девушка послушно пила рыбий жир, пыталась повторить «земные» движения мускулистых прим, однако именно ее хрупкость вернула в балет романтизм. И даже в 48 лет балерина сохраняла грациозность, хрупкость и балетный подъем
Галина Уланова
Слева направо: Галина Уланова в 24, 36 и 87 года
Галина Уланова начала карьеру в 9 лет под руководством своей матери. После окончания училища девушка танцевала ведущие партии, однако главным достижением стала роль Джульетты. До сих пор шекспировский образ в представлении Улановой считается эталонным. Обычно балерины заканчивают карьеру в 35 лет из-за последствий тяжелых физических нагрузок, но не Галина, которая в 46 лет собирала полные залы заграничных театров с бесконечными овациями. Тело танцовщиц, как и у всех людей, увы, с годами стареет, а вот грация и выдержка остаются до конца жизни. Уже будучи педагогом в возрасте, балерина не позволяла себе расслабляться и всегда соблюдала выдержанный классический образ.
Майя Плисецкая
Слева направо: Майя Плисецкая в 25, 42 и 82 лет
Майя Плисецкая руководствовалась иными представлениями о балете: девушка больше вкладывалась в изображение образа героини и считала это основным критерием танца. Возможно, поэтому балерине удалось сохранить свое здоровье и выходить на сцену даже в 65 лет. Плисецкая любила образы с характером, и они отразились на живом лице балерины.
Тамара Туманова
Слева направо: Тамара Туманова в 15, 33 и 47 лет
Эту балерину называли черной жемчужиной русского балета. Уже в 9 лет Тамара Туманова выступала на сцене парижской «Гранд-опера». Главным качеством балерины девушка считала искренний артистизм: «Недостаточно быть хорошей или даже блестящей техничкой. Балерина должна быть и тонкой актрисой». Однако вскоре на сцену вышла Галина Уланова, и зрительские овации перешли к новой приме. После шумной славы девушка окунулась в мир кино и снялась в картине «Дни славы» с Грегори Пеком (вспомни «Римские каникулы»!). Современники постоянно отмечали загадочную, «темную» красоту актрисы. Директор Перуанского театра балета вспоминала Туманову, когда та была уже в возрасте: «Тамара была и тогда несравненной. Она оставалась красавицей до конца жизни».
Над материалом работала Елизавета Сидоренко.
Фото: Getty Images, Persona Stars, ТАСС
Волочкова изнуряет изуродованные балетом ноги высокими каблуками
Раскрыта тайна натянутой улыбки Анастасии. Известно, что стопы балерины изуродованы балетом, чем она не раз кичилась в сети. Также известно, что с такими деформациями противопоказана модельная обувь. Но Анастасия продолжает выходить в свет в узких туфлях, чем несказанно смущает поклонников.
При таких травмах пригодны только домашние тапочки, кроссовки или специальные мягкие туфли – уверены ортопеды, когда видят на фото страшно торчащие костяшки. Но никак не высокие модельные туфли на огромных шпильках, которые будут деформировать и без того изуродованные ноги.
Известно, что балерина очень гордится своими «трудовыми мозолями», и периодически демонстрирует их публике в своём Instagram. Волочковой, безусловно, приятно знать, что она всего добилась сама, а травмы стоп – как бы «трофей», напоминание о былой славе. Вот только всем ли приятно такое зрелище, далёкое от эстетизма?
Фанатов, как известно, шокируют подобные фото. Немалым числом негативных комментариев, которых было пруд-пруди под постами балерины, Волочкова обязана в том числе и своим «безобидным» демонстрациям изуродованных ног.
А вот выдержки из ортопедической статьи:
«Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.», «У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула.», «…растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.»
Нога балерины получает соответствующую «закалку», что позволяет успешно решать сценические задачи. Вместе с тем, ряд мышц и сухожилий слабеет, что приводит к проблемам в повседневной жизни – например, балерине ничего не стоит подвернуть ногу, из-за атрофии ряда мышц стопы и общей деформации.
Волочкову, видимо, это ни разу не смущает, и она продолжает вести активную жизнь, выставляя свои травмы как предмет гордости. Или, что было бы здесь более уместно – «предмет искусства». Балерина, как известно, стремится к «красоте и гармонии», только вот критерии красоты у неё, похоже, нарушились. Не исключено – ценой будущих проблем со здоровьем. И терпением адской боли, изнуряя ноги.
Неконтролируемая промежность: Эксперт рассказал о серьезном половом расстройстве Волочковой
Чтобы решить свою проблему, балерине советуют обратиться к врачу и сексопатологу.
Кроме того, высоченной балерине, обладающей непропорционально длинными и тонкими, как у цапли (по словам фанатов), ногами, откровенно не идёт ещё удлинять эти ноги за счёт огромных шпилек. А уж ценой здоровья, боли и страданий – и подавно.
Впрочем, как бы там ни было, хочется пожелать балерине благоразумия, здоровья и посоветовать стремиться к красоте менее радикальными средствами.
Иосиф Сид
Поделиться:
Как одеваются балерины перед спектаклем, на репетициях и в жизни? Sportchic.ru
Балерины на сцене порхают в облаке тюля и сиянии камней, но это, разумеется, только на сцене. Каждый день, приходя на работу, артистки переодеваются в боди-купальник, трико или тонкие легинсы, теплые штаны для разогрева, облегающий пуловер с рукавами.
Держи ноги в тепле
На ноги поверх мягких балетных туфелек надеваются сапожки, их еще называют чуни, в них балерины и танцовщики передвигаются по всему театру, репетиционным залам, ходят в них в буфет. Дело в том, что стопы у артистов – это самая ценная и уязвимая часть тела.
Ноги держат в тепле, кроме того, они очень устают и надеть на себя мягкие тапочки или сапожки – это своего рода «спа» для ножек.
Боди и трико
Балетные боди бывают самых разных фасонов и моделей, но всегда без украшений, так как могут помешать на репетиции и поцарапать руки партнера. На тоненьких лямочках, с V-образным вырезом, круглым, овальным, со вставками и без, бархатные, хлопковые и стрейчевые.
Каждая танцовщица старается носить модели, подчеркивающие достоинства ее фигуры. Даже цвет играет роль. Многие балерины сами занялись дизайном боди и успешно продают их коллегам.
Также в ходу разнообразные гетры, длинные, короткие, для стоп и икр, их носят, чтобы сохранять тепло или чтобы разогреться. Есть множество балерин, которые надевают трико (розовые колготки) поверх купальников.
Для меня это неэстетично, но многим так удобнее. В балетных училищах нас учили надевать колготки под боди, а сверху боди – юбочку, делать аккуратные прически.
В театре дисциплина уже мягче: кто-то любит одежду для йоги и фитнеса, сочетая с классическими деталями для балета.
Топ, Nike; юбка, Dior. Прическа и макияж: Вика Вакулюк. Благодарим фитнес-клуб Encore Сити за помощь в проведении съемки
О прическах
Лично я люблю артисток со строгой прической даже на репетиции! Я сама чувствую себя более собранной и вдумчивой, когда у меня на голове не тайфун прошелся, а полный порядок, волосок к волоску.
Искусство превыше всего
У многих, кто интересуется жизнью артистов вне сцены, возникает вопрос, почему танцовщики так неинтересно одеваются в жизни, хотя понимают про красоту и тело больше, чем кто-либо еще.
Во-первых, большое влияние оказали наши предшественники, жившие во время великих ограничений и в отсутствие выбора. До сих пор ходят легенды о вытянутых, старых, драных халатах, в которых рассекали звезды золотого века Большого театра.
Во-вторых, на репетициях нас приучали думать об образе, а не о том, как всячески себя украшать во время рабочего процесса.
И, наконец, бессмысленно подбирать брюки к блузке, так как, придя на работу, мы все равно переоденемся в нашу репетиционную одежду. До театра все предпочитают добираться в максимально комфортной и теплой одежде, так как надо настроить свое тело на работу.
На выход
Если запланирован фуршет после спектакля, девушки заранее приносят в театр туфли и платья, чтобы переодеться в вечернее, постоять на фуршете нарядными и после облачиться опять в удобную одежду, чтобы добраться за полночь домой.
Артисты – вечные Золушки, у которых совсем немного времени, чтобы поблистать на сцене, а с закрытием занавеса мы вновь возвращаемся к своему спортивному костюму, кроссовкам. Стиль и мода становятся жертвами, принесенными искусству танца.
Читайте также
Как балерины ухаживают за ногами, рассказывает артистка балета Елизавета Таранда
В чем секрет молодости балерин? Закулисные тайны раскрывает Елизавета Таранда
От пачки до шопенки: азбука балетной одежды
10 способов привести себя в форму от балерин Большого театра
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Для каждой из нас подтянутое тело — синоним красоты, а для профессиональных балерин — еще и неотъемлемое условие успешной карьеры. Неудивительно, что танцовщиц Большого театра считают экспертами в области питания и физических нагрузок. Мы в AdMe.ru изучили биографию Майи Плисецкой и собрали для вас полезные рекомендации, которые помогут вам стать образцом стройности.
1. Суп — это обед, а не прелюдия к обеду
Если вы хотите порхать над сценой, придется есть чуть меньше. По возможности исключите мучное и соленое, налегайте на овощи. Но не увлекайтесь ограничениями, иначе рискуете сорваться и скупить все шоколадки в округе.
2. Знайте, какие продукты действительно полезны
Ученые велят есть лосось, миндаль, оливки, авокадо и болгарский перец. Включайте их в свой рацион, и у вас будет больше энергии.
3. Хотите растянуться — читайте в шпагате
Не нужно усердствовать, если вы еще не достаточно растянуты, расставьте ноги так широко, как можете, и читайте. Или смотрите новый сериал.
4. Ведите дневник питания
Руки будут чуть менее активно тянуться к пончикам, если потом придется сознаваться в преступлении дневнику.
5. Хотите балетные ножки — готовьтесь трудиться
Прыгайте через скакалку. Достаточно 3 минут в день под зажигательную музыку. Делайте самое простое плие: чуть расставьте ноги, носки врозь и приседайте, не отрывая пяток от пола. Результат не заставит себя ждать.
6. Пейте много воды
Действительно нужно пить много воды. Если забываете — расставьте бутылочки с водой там, где работаете, спите, отдыхаете. Утром сразу кладите бутылку в сумку или рюкзак. Если не любите пить воду — добавьте немного вкуса. Положите в бутылку пару ягод или дольку яблока.