Учебно-методическое пособие по русскому языку (3, 4 класс) на тему: карточка-памятка: «Определение падежа имени существительного»
В Ы У Ч И! З А П О М Н И! Н А У Ч И С Ь О П Р Е Д Е Л Я Т Ь!
Склонение имён существительных
падежи | вспомогательное слово | падежные вопросы | смысловые вопросы | предлоги |
Именительный | есть | Кто? Что? | ||
Родительный | нет | Кого? Чего? | Где? Куда? Откуда? | у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после, возле, подле |
Дательный | дать | Кому? Чему? | Где? Куда? | к, по |
Винительный | вижу | Кого? Что? | Где? Куда? | через, про, на, за, под, во, в |
Творительный | доволен, горжусь | Кем? Чем? | Где? Как? Каким образом? | с, со, перед, под, над, за, между |
Предложный | говорить думаю | О ком? О чём? | Где? | при, о, об, на, в, во |
В Ы У Ч И! З А П О М Н И! Н А У Ч И С Ь О П Р Е Д Е Л Я Т Ь!
Склонение имён существительных
падежи | вспомогательное слово | падежные вопросы | смысловые вопросы | предлоги |
Именительный | есть | Кто? Что? | ||
Родительный | нет | Кого? Чего? | Где? Куда? Откуда? | у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после, возле, подле |
Дательный | дать | Кому? Чему? | Где? Куда? | к, по |
Винительный | вижу | Кого? Что? | Где? Куда? | через, про, на, за, под, во, в |
Творительный | доволен, горжусь | Кем? Чем? | Где? Как? Каким образом? | с, со, перед, под, над, за, между |
Предложный | говорить думаю | О ком? О чём? | Где? | при, о, об, на, в, во |
Чтобы правильно определить падеж
имени существительного в предложении нужно:
- Найти слово, от которого зависит имя существительное (главное слово ×)
- Задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос (основной или смысловой). Если существительное имеет предлог, то вопрос нужно задавать, используя этот предлог.
- Посмотреть на предлог и окончание. Если затрудняешься, вспомни слово-помощник или задай два падежных вопроса.
- Определить падеж.
Падежные окончания имён существительных
в единственном числе.
Чтобы правильно определить падеж
имени существительного в предложении нужно:
- Найти слово, от которого зависит имя существительное (главное слово ×)
- Задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос (основной или смысловой). Если существительное имеет предлог, то вопрос нужно задавать, используя этот предлог.
- Посмотреть на предлог и окончание. Если затрудняешься, вспомни слово-помощник или задай два падежных вопроса.
- Определить падеж.
Падежные окончания имён существительных
в единственном числе.
ПАДЕЖ |
ПАДЕЖНЫЙ ВОПРОС |
ПРИМЕРЫ |
Именительный падеж (И.п.) | КТО? ЧТО? | папа, небо, ночь |
Родительный падеж (Р.п.) | (нет) КОГО? ЧЕГО? | папы, неба, ночи |
Дательный падеж (Д.п.) | (дать) КОМУ? ЧЕМУ? | папе, небу, ночи |
Винительный падеж (В.п.) | (вижу) КОГО? ЧТО? | папу, небо, ночь |
Творительный падеж (Т.п.) | (делаю) КЕМ? ЧЕМ? | папой, небом, ночью |
Предложный падеж (П.п.) | (думаю) О КОМ? О ЧЁМ? | о папе, о небе, о ночи |
ПАДЕЖ |
ПАДЕЖНЫЙ ВОПРОС |
ПРИМЕРЫ |
Именительный падеж (И.п.) | КТО? ЧТО? | папа, небо, ночь |
Родительный падеж (Р.п.) | (нет) КОГО? ЧЕГО? | папы, неба, ночи |
Дательный падеж (Д.п.) | (дать) КОМУ? ЧЕМУ? | папе, небу, ночи |
Винительный падеж (В.п.) | (вижу) КОГО? ЧТО? | папу, небо, ночь |
Творительный падеж (Т.п.) | (делаю) КЕМ? ЧЕМ? | папой, небом, ночью |
Предложный падеж (П.п.) | (думаю) О КОМ? О ЧЁМ? | о папе, о небе, о ночи |
ПАДЕЖ |
ПАДЕЖНЫЙ ВОПРОС |
ПРИМЕРЫ |
Именительный падеж (И.п.) | КТО? ЧТО? | папа, небо, ночь |
Родительный падеж (Р.п.) | (нет) КОГО? ЧЕГО? | папы, неба, ночи |
Дательный падеж (Д.п.) | (дать) КОМУ? ЧЕМУ? | папе, небу, ночи |
Винительный падеж (В.п.) | (вижу) КОГО? ЧТО? | папу, небо, ночь |
Творительный падеж (Т.п.) | (делаю) КЕМ? ЧЕМ? | папой, небом, ночью |
Предложный падеж (П.п.) | (думаю) О КОМ? О ЧЁМ? | о папе, о небе, о ночи |
Падежи русского языка, таблица ✔️ с вопросами дательного, винительного, именительного, творительного, предложного, родительного падежей, памятка с примерами
Всего склоняться могут 3 части речи в русском языке:- Существительные;
- Числительные;
- Прилагательные.
Именительный падеж в русском языке
Слова в именительном падеже в предложении обычно являются подлежащими, то есть основой предложения. В данной категории все слова должны отвечать на вопросы: Кто? Что? Существительные прилагательные могут иметь следующие окончания (табл.1):Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -а, -я | -а, -я, -ь | -о, -е |
Прилаг. | -ый | -ая | -ое |
Родительный падеж
В родительном же падеже все слова отвечают на вопрос: Кого? Чего? То есть, чтобы поставить любое слово в родительный, достаточно перед этим словом поставить предлог “нет”. В нашем случае из слова, которое мы взяли как пример получится: “нет (чего?) стулА”. Все же остальные возможные варианты окончаний выражены в таблице 2:Таблица 2. Окончания в родительном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -а, -и | -ы, -и | -а. -ей |
Прилаг. | -ого | -ой | -ого |
Дательный падеж в русском языке
Кому? Чему? — именно на эти вопросы отвечают слова в дательном падеже. Для постановки слова в необходимую форму можно использовать 2 различные слова: “рад” и “дать”. Используя то же слово “стул”, можно выяснить окончания слов мужского рода в дательном падеже: “рад (чему?) стулУ”. Также и слово “лес” будет изменено на “лесУ”. Таблица окончаний будет выглядеть следующий образом (табл.3):Таблица 3. Окончания в дательном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -у, -е | -е | -а, -ей |
Прилаг. | -ому | -ой | -ому |
Винительный падеж
Данный падеж школьники потрясающе часто путают с именительным. Связанно это в первую очередь со схожими вопросами: “Кого?” и “Что?”, тем самым поставив вспомогательное слово “поздравлять” или “вижу”.Важно! Имена существительные в винительном падеже не могут быть подлежащими. Поэтому при сомнении в определении лучше будет провести краткий синтаксический анализ и узнать, каким членом предложения является определяемое слово.Слово “стул” в винительном, так же, как и в именительном падеже, не изменит форму. Однако слово “победителЬ” в именительном изменится на “победителЕй” в винительном. Схема же будет выглядеть, как в таблице 4. Таблица 4. Окончания в винительном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -а, -у | -ь, -у | -о |
Прилаг. | -ый, -ого | -ую | -ое |
Творительный падеж
Творительный падеж считается самым сложным для изучения, так как имеет самые сложные и длинные окончания. В данном случае используемое везде слово получит форму “стулом”. Для того чтобы поставить необходимое слово в творительный падеж, необходимо поставить перед ним слово “любуюсь”. Так, слово будет отвечать на вопросы творительного падежа, то есть на “Кем?” и “Чем?”. Таблица же изменится следующим образом (табл.5):Таблица 5. Окончания в творительном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -ой, -ом | -ой, -ью | -ом |
Прилаг. | -ым | -ой | -ым |
Предложный падеж
Слова в данном падеже отвечают на вопросы: “О ком?”, “О чем?”. Особенностью является то, что слова в данном случае практически никогда не употребляются перед предлогами. Вспомогательным словом является глагол “говорить (о чем?) о стуле”. Так же можно просклонять любое другое слово, например, “грядка” и получить “грядкЕ”. Таблица же изменится следующим образом (табл.6):Таблица 6. Окончания в предложном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -е | -е | -и |
Прилаг. | -ом | -ой | -ом |
Нюансы и выводы
В заключение можно сделать вывод, что для правильного словообразования достаточно “задать” слову вопрос, тем самым узнав его падеж. А после, зная правила, просто по выписанной памятке, найти необходимое окончание.Важно! Существует также несколько косвенных падежей, по типу “звательного”, которые не изучаются в школьной программе и просто не нужны обычному человеку. Слова же в множественном числе также имеют свои нюансы, однако, данная тема изучается отдельно и требует более подробного объяснения.Несмотря на то, что тема падежей проходится только в 6 классе, для уверенности не лишним будет ежегодно повторять все правила или заново учить таблицы окончаний. Это позволит всегда грамотно писать и изъясняться. Больше примеров по этой теме смотрите в предложенном ниже видео.
Падежи русского языка, таблица ✔️ с вопросами дательного, винительного, именительного, творительного, предложного, родительного падежей, памятка с примерами
Всего склоняться могут 3 части речи в русском языке:- Существительные;
- Числительные;
- Прилагательные.
Именительный падеж в русском языке
Слова в именительном падеже в предложении обычно являются подлежащими, то есть основой предложения. В данной категории все слова должны отвечать на вопросы: Кто? Что? Существительные прилагательные могут иметь следующие окончания (табл.1): Таблица 1. Окончания в именительном падежеМужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -а, -я | -а, -я, -ь | -о, -е |
Прилаг. | -ый | -ая | -ое |
Родительный падеж
В родительном же падеже все слова отвечают на вопрос: Кого? Чего? То есть, чтобы поставить любое слово в родительный, достаточно перед этим словом поставить предлог “нет”. В нашем случае из слова, которое мы взяли как пример получится: “нет (чего?) стулА”. Все же остальные возможные варианты окончаний выражены в таблице 2:Таблица 2. Окончания в родительном падеже
Мужской р. | Средний р. | ||
Сущ. | -а, -и | -ы, -и | -а. -ей |
Прилаг. | -ого | -ой | -ого |
Дательный падеж в русском языке
Кому? Чему? — именно на эти вопросы отвечают слова в дательном падеже. Для постановки слова в необходимую форму можно использовать 2 различные слова: “рад” и “дать”. Используя то же слово “стул”, можно выяснить окончания слов мужского рода в дательном падеже: “рад (чему?) стулУ”. Также и слово “лес” будет изменено на “лесУ”. Таблица окончаний будет выглядеть следующий образом (табл.3):Таблица 3. Окончания в дательном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -у, -е | -е | -а, -ей |
Прилаг. | -ому | -ой | -ому |
Винительный падеж
Данный падеж школьники потрясающе часто путают с именительным. Связанно это в первую очередь со схожими вопросами: “Кого?” и “Что?”, тем самым поставив вспомогательное слово “поздравлять” или “вижу”.Важно! Имена существительные в винительном падеже не могут быть подлежащими. Поэтому при сомнении в определении лучше будет провести краткий синтаксический анализ и узнать, каким членом предложения является определяемое слово.Слово “стул” в винительном, так же, как и в именительном падеже, не изменит форму. Однако слово “победителЬ” в именительном изменится на “победителЕй” в винительном.
Таблица 4. Окончания в винительном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -а, -у | -ь, -у | -о |
Прилаг. | -ый, -ого | -ую | -ое |
Творительный падеж
Творительный падеж считается самым сложным для изучения, так как имеет самые сложные и длинные окончания. В данном случае используемое везде слово получит форму “стулом”. Для того чтобы поставить необходимое слово в творительный падеж, необходимо поставить перед ним слово “любуюсь”. Так, слово будет отвечать на вопросы творительного падежа, то есть на “Кем?” и “Чем?”. Таблица же изменится следующим образом (табл.5):Таблица 5. Окончания в творительном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -ой, -ом | -ой, -ью | -ом |
Прилаг. | -ым | -ой | -ым |
Предложный падеж
Слова в данном падеже отвечают на вопросы: “О ком?”, “О чем?”. Особенностью является то, что слова в данном случае практически никогда не употребляются перед предлогами. Вспомогательным словом является глагол “говорить (о чем?) о стуле”. Так же можно просклонять любое другое слово, например, “грядка” и получить “грядкЕ”. Таблица же изменится следующим образом (табл.6):Таблица 6. Окончания в предложном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -е | -е | -и |
Прилаг. | -ом | -ой | -ом |
Нюансы и выводы
В заключение можно сделать вывод, что для правильного словообразования достаточно “задать” слову вопрос, тем самым узнав его падеж. А после, зная правила, просто по выписанной памятке, найти необходимое окончание.Важно! Существует также несколько косвенных падежей, по типу “звательного”, которые не изучаются в школьной программе и просто не нужны обычному человеку. Слова же в множественном числе также имеют свои нюансы, однако, данная тема изучается отдельно и требует более подробного объяснения.Несмотря на то, что тема падежей проходится только в 6 классе, для уверенности не лишним будет ежегодно повторять все правила или заново учить таблицы окончаний. Это позволит всегда грамотно писать и изъясняться. Больше примеров по этой теме смотрите в предложенном ниже видео.
Тренировочные задания по теме «Падежи», 3 класс
1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.
Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________
Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________
2. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.
Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки. Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.
3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.
Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.
4. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)
Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой
Почти каждая _________начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в _______Начало _________называется истоком. То место, где__________ впадает в море, озеро или другую _________, называется устьем.
5. В скобках укажи падеж.
появился (на чём?) на ветках ( )
на ветках (чего?) березы ( )
покрывают (что?) землю ( )
украсились (чем?) инеем ( )
летит (на что?) на землю ( )
летит (с чего?) с ветки ( )
бежал (по чему?) по снегу ( )
6. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.
Наш, стоит, на, город, реке, Неве ________________________________________________________
Горожане, рекой, гордятся, Невой _______________________________________________________
1.Восстанови правило.
Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением существительных по _____________________или _______________________.
2.Выдели окончания и определи падеж существительных.
Река ( __п.) Калиновка протекает через деревню Калиново. Около реки ( __п.) пасутся гуси. В реке ( __п.) водятся караси и щуки.
3.Просклоняй имена существительные.
И. п. кто? белка
Р.п. кого? ____________
Д.п. кому? ___________
В.п. кого? ___________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? ___________
1.Восстанови правило.
Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением существительных по _____________________или _______________________.
2.Выдели окончания и определи падеж существительных.
Река ( __п.) Калиновка протекает через деревню Калиново. Около реки ( __п.) пасутся гуси. В реке ( __п.) водятся караси и щуки.
3.Просклоняй имена существительные.
И. п. кто? белка
Р.п. кого? ____________
Д.п. кому? ___________
В.п. кого? ___________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? ___________