Продолжительность урока: Продолжительность школьных уроков в новом учебном году останется прежней – Сколько минут урок в школе: во сколько начинаются и заканчиваются уроки.

Содержание

В чью компетенцию входит установление режима работы школы (пяти- или шестидневной недели) и установление длительности урока 40 минут или 45 минут?

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 12 и п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Согласно п. 9 ст. 2 данного Федерального закона образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций.

Ограничения в данном вопросе установлены санитарными правилами и нормативами. Так, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189) продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут (за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут). Кроме того, устанавливаются гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки.

Таким образом, продолжительность уроков (40 или 45 минут) и учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией при условии соблюдения требований СанПиН и федеральных государственных образовательных стандартов.

Сколько на самом деле должен длиться школьный урок: 40 или 45 минут?

В последнее время в некоторых школах вернули традиционную продолжительность уроков в 45 минут, хотя до этого уже практически полтора десятилетия они были по 40 минут. С чем это связано, в чью компетенцию входит установление продолжительности академического часа и кто в «минусе» от этих дополнительных пяти минут к уроку, выясняли «СН».

Главный комментарий, рассеивающий все догадки и домыслы, как на самом деле должно быть, мы отправились получить в районном управлении образования.

 

Татьяна ВЕЛЯДО, старший методист районного отдела образования:

— Длительность урока регулирована требованиями Санитарных правил и норм, — разъясняет Татьяна Викторовна. — Согласно этому документу продолжительность урока (академического часа) во всех классах не должна превышать 45 минут (за исключением первого класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в которых не должна превышать 40 минут). Привычный режим работы школ сменился из-за дополнительных требований в инструктивно-методическом письме Челябинской области касаемо классов, занимающихся по федеральным образовательным госстандартам. 

Так, в первом классе в первом полугодии длительность урока не должна превышать 35 минут, во втором — 45 минут; во втором классе продолжительность урока составляет 45 минут, — продолжает Татьяна Викторовна. — Это обязательное требование школам следует неукоснительно исполнять, для остальных же классов требование СанПиН одно: уроки не должны превышать 45 минут (то есть вполне может быть и 40 минут). Таким образом, десять школ района из 17 выбрали продолжительность уроков 45 минут. 

 

Кроме того, СанПиН устанавливаются гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки. Этим обусловлена шестидневка для старшеклассников, у которых количество часов по предметам не укладывается в пять учебных дней даже при наличии седьмых уроков.

 

Любовь ЕРЁМИНА, директор Брединской школы № 1:

— Если вторые классы должны заниматься ровно по 45 минут, каким образом школе давать для них отдельные звонки? — говорит Любовь Викторовна. — Понятно, что первоклассников в первом полугодии можно отпускать отдыхать спустя 35 минут урока и за пять минут до общего звонка. А как быть с второклассниками, чья первая перемена начиналась бы на пять минут позже общешкольной, вторая — уже на десять минут и так далее? 

Исходя из этого, нашей школой было принято решение перевести на 45 минут уроки во всех классах, исключая первоклассников, хотя не скажу, что это далось просто, — продолжает Любовь Викторовна. — Теперь уроки для ребят в среднем и старшем звене стали заканчиваться в 15:00 часов, а многие наши учащиеся посещают детскую школу искусств, индивидуальные занятия с учителями-предметниками, а также кружки и секции. Плюс к этому нужно ещё сделать уроки, а дети уже сильно устают. В общем, мы ещё раз посоветуемся с коллегами других школ и, если это будет возможно, постараемся вернуть уроки как было. 

 

Удлинившийся день занятий школьников в среднем на полчаса внёс большую сумятицу в работу учреждения дополнительного образования.

 

Наталья ПЛОТНИКОВА, директор Брединской детской школы искусств:

— Для нас уроки в общеобразовательной школе по 45 минут стали настоящей проблемой, — говорит Наталья Александровна. — Ребята заканчивают учиться в три часа дня, плюс пока сходят пообедать, на наши занятия смогут прийти не раньше чем в полчетвёртого. Преподаватели школы искусств не в силах всех принять с трёх часов на свои индивидуальные уроки. По субботам мы и так работаем. Выходит, что рабочий день здесь должен завершаться примерно в восемь часов вечера. Как при этом быть детям? У нас предложение к общеобразовательной школе: раньше начинать учебный день, например, с 8:00 часов.

 

А вот уж где 45 минут урока добавили позитива — это в изучении каждого отдельного предмета. Но тоже с оговоркой…

 

Наталья ПОНОМАРЁВА, учитель русского языка и литературы Брединской школы № 1:

— Мне, конечно, жаль, что ребята устают, но со своей стороны могу сказать, что именно этих пяти минут мне всегда и не хватало, — говорит Наталья Михайловна. — Как никогда полно успеваю выдать весь запланированный материал, остаётся время качественно закрепить усвоенное на уроке. Знания станут полнее и прочнее. Однако седьмой урок по расписанию из-за утомления проходит почти впустую.

 

Требования к режиму образовательного процесса. Требования к школам

Содержание:

Реклама
Реклама

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 6

2.9. Требования к режиму образовательного процесса

2.9.1. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1 20
2 — 4 25 22
5 31 28
6 32 29
7 34 31
8 — 9 35 32
10 — 11 36 33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.

2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл.

2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;
  • 5-дневная учебная неделя;
  • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
  • проведение не более 4-х уроков в день;
  • продолжительность уроков — не более 35 минут;
  • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;
  • организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
  • обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

  • в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;
  • со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.

2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).

2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 — в начальных классах и не более 6 — в 5-11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико — психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов — комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс — комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов — комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе — не более 20 мин., в 3-м — не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе — не более 15 мин., в 3-м — не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех — четырех классов — не более 15 детей.

2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы Длительность просмотра (мин.)
диафильмов,
диапозитивов
кинофильмов телепередач
1 — 2 7 — 15 15 — 20 15
3 — 4 15 — 20 15 — 20 20
5 — 7 20 — 25 20 — 25 20 — 25
8 — 11 25 — 30 25 — 30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени — 4-6.

2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).

2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах — 20-25 минут, для обучающихся в 3-4 классах — 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х — 5-7 минут, для обучающихся в 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах — не более 10 минут, в 6-х — 12 минут, в 7-х — 16 минут.

2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения — предметы естественно — математического и гуманитарного циклов.

2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).

2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3-4-м — до 2 ч, в 5-6-м — до 2,5 ч, в 7-8-м — до 3 ч, в 9-11-м — до 4 ч.

2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени — не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.

2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 8

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

С нового учебного года может увеличиться продолжительность урока до 50 минут

Длительность урока в российских школах может увеличиться до 50 минут, соответствующие изменения рассматривает Минобразования РФ. Предполагается, что новую продолжительность занятий введут уже с понедельника, 2 сентября.

В настоящее время уроки в школе длятся по 40-45 минут. Эксперты утверждают, что данные поправки рассматривались уже давно, причем оценка влияния нововведений на учебный процесс и состояние детей была проведена.

С нового учебного года увеличится продолжительность урока

Занятия в этом учебном сезоне могут стать для школьников продолжительнее, чем раньше. Такое предложение рассматривают чиновники от образования.

50 минут вместо прежних 45-ти. Продолжительность уроков может вырасти на 5 минут. По мнению экспертов, необходимость в этом назрела давно. Специалисты якобы предварительно изучили мнение учителей и психологов, а затем подготовили соответствующие поправки.

Это значит, что уже в понедельник, 2 сентября, ученики могут сесть за парты по новым правилам. И даже при условии, что количество уроков окажется прежним, время, проведенное в школе, увеличится для подростков в среднем на полчаса.

Однако пока официальных подтверждений на этот счет не поступало.

Современная система уроков

Современная система школьного обучения называется прусской, ей чуть больше 200 лет. Разрабатывалась она с целью привести в порядок и сделать максимально результативным процесс приобретения знаний в учебных заведениях, где учится сразу большое количество детей. Исходили из нескольких предпосылок.

Первая – время способности к концентрации на одном предмете у ребенка ограничено. Вторая – в послеобеденное время (с часу до трех пополудни) у человека наступает естественное ослабление внимания и сонливость. У детей она наиболее ярко выражена и им с ней сложнее справиться.

Третья – объем учебного материала и количество предметов для обучения. Четвертая, немаловажная – необходимость в движении у детей, которая может быть реализована только на переменах между уроками. Сложив все это вместе, опытным путем была выявлена максимальная продолжительность урока (от 40 до 60 минут) и количество учеников в классе (оно равняется 28 – это то количество детей, которое учитель способен одновременно удерживать в своем поле внимания).

При этом все занятия умещаются во временной промежуток до обеда, при этом у ребенка еще остается время на домашнюю самостоятельную работу и на игру. Эта система со временем распространилась по всей Европе и США. Она давала в то время хорошие показатели по таким параметрам как управляемость учеников, порядок в школе и эффективность усвоения.

При этом споры по ее поводу не утихают. А продолжительность урока в разных странах варьируется от 35 минут в Индии, до 90 минут в Германии. Кое где время урока вообще определяется на усмотрение педагога, в Финляндии и во Франции, например.

Некоторые психологи утверждают, что дети сильно устают и время урока, особенно в младших классах, нужно сокращать. Другие же утверждают, что за 45 минут ученик не успевает полностью погрузиться в тему.

Учителя опровергают слухи об увеличении длительности уроков

Педагоги ничего не слышали об увеличении длительности занятий, поэтому беспокойства по этому поводу не выказывают.

Средства массовой информации сообщили о том, что в новом учебном году школьников ждет «подарок» – продолжительность уроков увеличится. Журналисты связались с педагогическими работниками образовательных учреждений и поинтересовался, как у них пройдет грядущее нововведение.

Выяснилось, что в учебном процессе наших общеобразовательных учреждений не произойдет никаких изменений. Уроки в школах будут длиться, как и прежде.

– Мы пока даже не беспокоимся об увеличении продолжительности школьных уроков, – рассказала в беседе с журналистом завуч одной из серпуховских школ. – Могу уверенно сказать, что в нынешнем учебном году все останется по-старому, как в начальной школе, так и в старшей.

Один из информационных ресурсов утверждает, что такое решение регионы могут принимать самостоятельно. В Подмосковье все остается по-прежнему, никаких указаний по данному поводу местным педагогам не поступало.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?

Перегруженность школьников — одна из проблем современной школы. Для того, чтобы дети во время учебного процесса не переутомлялись, сохраняли свое физическое и психическое здоровье, гигиенические требования ограничили количество допустимых уроков в день. Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).

Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.

СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:

— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;

— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;

— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;

— для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.

Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:

 

Классы

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)

 

При 6-ти дневной неделе, не более

При 5-ти дневной неделе, не более

 

1

21

2-4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10-11

37

34

 

Помимо обязательных уроков существуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет факультативные занятия, как необязательные. Существуют элективные учебные предметы, которые являются обязательными для выбора учащегося из перечня, предлагаемого школой после получения основного общего образования (в 10 и 11 классе) (ст.34 Закона).

Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Стоит отметить, что существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.

Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.

Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:

  • Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
  • В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
  • В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.

сколько должен длиться идеальный урок английского — Skyeng Magazine

Заниматься английским каждый день или раз в неделю, ранним утром или глубокой ночью, подольше или чтобы не успеть устать? Всем подходит разное. У репетиторов обычно все четко: один урок длится 45–60 минут. Но в онлайн-школе Skyeng у вас гораздо больше вариантов. Сегодня рассказываем, как выбрать продолжительность урока — в зависимости от возраста и целей ученика.

Именно столько идет урок в Skyeng у детей 4–7 лет. Хотя такая продолжительность подойдет и для учеников постарше, которые пока не умеют читать по-английски. Как, например, в нашем курсе «Веселый английский с фиксиками»: урок для детей, освоивших чтение, продолжается 40 минут, а новички учатся только 25 минут.

Все дело в том, что дошкольникам очень трудно сохранять концентрацию внимания дольше. В этом возрасте дети очень подвижны, от однотипных заданий они быстро начинают скучать и отвлекаться, поэтому наши преподаватели дают им 10–12 коротких интерактивных задачек, поддерживая интерес к английскому на протяжении всего занятия.

Но в некоторых случаях 25-минутные уроки проводят и для взрослых.

Короткие занятия доступны тем, кто проходит курс-конструктор Lego или курс Media, где обучение ведется по фильмам, сериалам, телешоу, интервью и другим актуальным материалам. Специфика этих курсов такова, что на каждом занятии точечно разбирается одна очень небольшая тема. Но сейчас мы также адаптируем наш популярный курс General под 25-минутные уроки — для учеников, которые не могут себе позволить тратить на английский больше времени.

— Стелла Стацевич, методист направления Adults

Короткие занятия удобны тем, кто хочет заниматься понемногу, но каждый день. И кстати, это один из самых эффективных графиков, поскольку маленькими порциями информация усваивается быстро и надолго.

Это оптимальная продолжительность занятий для младших школьников 7–9 лет. К тому же формат им привычен: в школе уроки тоже идут по 40 минут. В такое занятие умещается 12–18 разных заданий.

Мы знаем, что дети, да и взрослые тоже, не могут поддерживать высокий уровень концентрации долгое время. Кривая внимания начинает идти вниз примерно на 15–20 минуте урока и достигает минимума через полчаса после начала занятия. А потом снова ненадолго идет вверх — как раз в тот момент, когда ребенок понимает, что конец урока совсем скоро.

Чтобы ученик не заскучал и не начал отвлекаться, наши преподаватели постоянно дают задания, требующие разных типов активности: просмотреть ролик и обсудить увиденное, описать любимого персонажа из мультика, прочитать мини-комикс. Это помогает поддерживать внимание от первой до последней минуты, но при этом ребенок не успевает утомиться.

50-минутный урок — лучший выбор для большинства целей: подтянуть английский перед поездкой за границу или собеседованием, прокачать нужные навыки для хороших оценок в школе или институте, «разговориться», без паники выучить язык с нуля. В 50-минутный урок умещается разминка и 8–9 заданий для прокачки всех навыков — устной речи, аудирования, чтения и письма.

В изучении английского принцип «меньше, но чаще» работает идеально. И для взрослого человека 50 минут — это то самое «меньше», которое позволяет быть эффективным. Чем короче перерывы между уроками, тем меньше информации выпадает из памяти. А значит, если вы, например, занимаетесь три раза в неделю, не придется тратить время занятия на лишние повторения.

Сдвоенный урок общей продолжительностью 100 минут — оптимальная схема для тех, кому нужно освоить английский как можно быстрее. Иногда на плавное обучение в комфортном ритме просто нет времени. Например, вам нужно ударными темпами подготовиться к экзамену или выступлению на международной конференции. А может, вас ждет скорый переезд за границу и вы опасаетесь, что вашего английского не хватит для обустройства на новом месте.

Такое интенсивное обучение требует концентрации внимания и высокой мотивированности, поэтому оно подходит только старшеклассникам и взрослым, но не детям. Сдвоенные уроки — это серьезная нагрузка. Если сроки не поджимают, лучше выбрать короткие 50-минутные занятия, но чаще.

Хотя сдвоенные уроки оправданы и в том случае, если вы никак не можете заниматься с учителем несколько раз в неделю. Для тех, кто готов выходить на связь, например, только в один выходной, 100-минутное занятие — неплохой вариант. Только вам придется много делать самостоятельно: учить слова в приложении Skyeng, слушать подкасты в Listening — все для того, чтобы усвоенная информация не исчезала за неделю.

А если вы пока сами не уверены, что именно вам подойдет, записывайтесь в Skyeng на бесплатное вводное занятие. На нем вы сможете увидеть, как работает наша современная платформа, и понять, насколько для вас комфортно заниматься в таком формате.

Записаться на бесплатный урок

А после этого выберете удобное расписание и расскажете, с каким преподавателем хотели бы заниматься. Вам подберут учителя, с которым будет комфортно и ни один урок не захочется пропускать.

Будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года?

В преддверии Дня знаний в сети появилась информация, что с 1 сентября 2019 года продолжительность одного урока в школе будет увеличена до 50 минут. Эта новость, не получившая официального подтверждения, вызвала массу негативных откликов среди родителей учеников. Вопрос, правда ли, что уроки будут по 50 минут, стали задавать даже юристам.

Расскажем, каким документом сегодня нормируется продолжительность школьных уроков и будут ли уроки по 50 минут с 1 сентября 2019 года: закон принят или ещё нет?

Будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года?

Последние новости

Согласно информации, которая появилась 24 августа 2019 года в средствах массовой информации, министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, что с 1.09.2019 продолжительность одного урока в школах увеличат на 5 минут. Таким образом, урок будет продолжаться 50 минут (вместо 45 минут, как это было в 2018/2019 учебном году). Васильева якобы заявила, что данная инициатива назрела давно. Были проведены исследования и опросы среди населения. Все необходимые изменения внесены в федеральное законодательство. До начала учебного года педагоги должны доработать учебную программу с учётом увеличения продолжительности урока.

Однако вышеуказанная информация отсутствует на авторитетных новостных сайтах. Нет подтверждения увеличения времени урока и на сайте Минпросвещения РФ. Поэтому невозможно точно определить, принадлежат ли цитируемые в интернете слова О. Васильевой или нет. При этом, кроме цитаты министра, не указывается никакой другой информации, которая могла бы подтвердить состоявшиеся изменения.

Будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года?

Комендантский час для несовершеннолетних в 2019 году – ограничения и штрафы

Нормативные акты, устанавливающие продолжительность урока

Чтобы понять, будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года, необходимо обратиться к тексту нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Продолжительность уроков рекомендована нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189. Последние изменения в вышеуказанный документ были внесены 24.11.2015. Никаких изменений в июле или августе 2019 года не было.

Согласно пункту 10.9 данного СанПиН продолжительность урока не должна превышать 45 минут. Это условие распространяется на все классы. Исключение составляют:

  • первые классы (для них продолжительность урока на сентябрь-декабрь — 35 минут, на январь – май — 40 минут).
  • классы компенсирующего вида (продолжительность урока не должна превышать 40 минут).

Таким образом, на законодательном уровне никаких изменений не было. Как и раньше, школьники, начиная со второго класса, пока будут заниматься по 45 минут.

Закон о запрете телефонов в школе с 1 сентября 2019 года – что нужно знать?

Увеличение продолжительности урока – фейк?

Очевидно, что новость о том, что установят с 1 сентября уроки по 50 минут, – это фейк. Министр просвещения Васильева не могла принять такое решение единолично. Заявлений от других членов правительства, главного санитарного врача РФ и Роспотребнадзора не поступало. Также до сих пор нет изменений в федеральных нормативных актах по вопросу увеличения продолжительности урока. Государственная дума РФ находится на каникулах, а в электронной системе обеспечения законодательной деятельности нет соответствующих законопроектов.

Так как об изменениях было объявлено только в конце августа, то уже не остаётся шансов на то, чтобы внести поправки к началу учебного года. Времени на то, чтобы менять СанПиН просто не остаётся. А увеличивать продолжительность урока в течение учебного года уже никто не будет – иначе придётся вносить изменения в учебные планы прямо во время образовательного процесса.

Следующий момент, который вызывает сомнения, это отсутствие результатов исследований и опросов, на которые якобы ссылается Васильева. Перед изменением продолжительности урока специалисты Роспотребнадзора в любом случае оценили бы увеличение нагрузки на детей:

  • как это отразится на их физическое и психическое здоровье;
  • как повлияет на успеваемость;
  • какие результаты можно достигнуть данным изменением и другие аспекты.

Несомненно, должны проводиться и опросы среди родителей. Судя по негативной реакции родителей школьников на появившуюся в интернете новость, большинство опрошенных данное изменение не поддержали бы. Так или иначе, в сообщении от Васильевой цифры приведены не были.

Кроме внесения изменений в СанПиН для того, чтобы поменять продолжительность урока, требуется подстраивать образовательные программы, менять учебный план. Времени на такие изменения уже нет.

В случае увеличения продолжительности урока должна поменяться и оплата труда учителей. Поэтому однозначно можно сказать, что до начала 2019/2020 учебного года поменять продолжительность школьного урока просто невозможно. Этому должна предшествовать длительная работа.

К тому же, так и не объявлена цель данного увеличения продолжительности урока и не приведено обоснование такого нововведения. Родители школьников видят в этом только рост лишней нагрузки для детей. Для учителей – это необходимость менять учебный план. Поэтому именно негативные отзывы от людей стали ожидаемой реакцией на данную новость.

Как указывалось выше, прямого подтверждения тому, что с 1.09.2019 увеличат школьный урок до 50 минут, — нет. Федеральные нормы не менялись, официальные источники данную новость не подтверждают. Поэтому у родителей школьников нет поводов для беспокойства.

Будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года?