Роль в жизни общества познания: Attention Required! | Cloudflare – Какую роль в жизни общества играет познание? Что изменилось бы в жизни людей,если бы познание исчезло?

Какую роль в жизни общества играет познание? Что изменилось бы в жизни людей,если бы познание исчезло?

Да спокойнее жилось бы.

Не сидели бы мы с Интернете. А сидели бы при керосиновых лампах. Но, по-моему, это было бы лучше по сравнению с тем, что это «познание» натворило.

Познание как процесс еще не исчез, исчезает только познавательная активность, результат — низьменные инстинкты берут верх над человечностью.

Познание играет роль в духовном, интеллектуальном развитии человека. В противном случае, жили бы за счет инстинктов, рефлексов.

Произошел прогресс за сравнительно короткое время. Благодаря этому мы пользуемся всеми благами цивилизации: телевизор, телефон, интернет и т. п. Общение стало более доступным, мы узнаем новости, происходящие за много километров от нас. Отсутствие знаний привело бы к возврату в средневековье, а может и в более рании периоды истории.

Важность процесса познания в жизни человека

ЧИНОВНИЧЕСВО

Евгений Шварц «Дракон» В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. Хотя эта история отличается от других своей однообразностью, так как все чиновники во все времена работали только на себя, делая при этом видимость заботы о народе. В «Драконе» Евгения Шварца народ предстает перед нами покорными, послушными слугами своего повелителя. Дракон – типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих подданных, ему приносят жертвы, он делает видимость заботы о народе. Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему повелителю и «защитнику», как роботы беспрекословно выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то, что видели собственными глазами. Ильф и Петров «Золотой теленок» Бюрократ, фигура для авторов «Золотого теленка» примечательная, вызывающая особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план. Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев, начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать. Даже деловых бумаг он не подписывает собственноручно. Для этого у него изготовлен универсальный набор штампов.

Гоголь «Повесть о капитане Копейкине» В повести рассказывается о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана, он не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.

ЧИНОПОЧИТАНИЕ

Чехов А.П. «Толстый и тонкий» Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», повествует нам о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя как люди: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается встречей двух неравных чинов.

НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ, НИЗОСТЬ

А.П. Чехов «Крыжовник» Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина». Л. Н. Толстой «Война и мир» Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни — устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозайковым портфелем).

ДУШЕВНАЯ ГЛУБИНА

Л. Н. Толстой «Война и мир» Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты. А.П. Чехов «Попрыгунья» А.П. Чехов «Попрыгунья». Ольга Ивановна, несмотря на стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности. Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью, она так и не разглядела.

НРАВСТВЕННАЯ СТОЙКОСТЬ А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

КАКУЮ ЖИЗНЬ МОЖНО НАЗВАТЬ ДУХОВНЕОЙ?

Е. Замятин, «Мы» Хочу упомянуть героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, является математиком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она из пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

ЧЕСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО

Журнал «История» В журнале «История» были опубликованы мемуары одного из узников сталинских лагерей. Он рассказывал такой случай: конвойные, желая развлечься, заставляли заключенных делать приседания. Запуганные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который несмотря на угрозы отказался подчиняться. Этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.

ТЯГА К НАУКЕ И РАЗВИТИЮ

А.С. Грибоедов «Горе от ума» Русский драматург, поэт и дипломат А.С. Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» ставит проблему ума и обучения. В монологе «А судьи кто?» Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…» Даже такие безобидные занятия в мире Фамусова вызывают страх. Фамусов выступает, охраняя общество, и как любящий отец, и как крупный чиновник. В любом случае его пугает такое направление ума молодого человека. Он пытается «вразумить» и «наставить на пусть истинный». Но, получив удар, Чацкий страдая, переживая личную драму, отстоял свое право быть собой. Тяга к науке, к развитию у человека неистребима.

И.С. Тургенев «Отцы и дети» Центральный образ романа замечательного писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» — Базаров. Герой занимается наукой, медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную потребность человека. «Нигилизм», по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ

М. Булгаков, «Собачье сердце» Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. К примеру, в повести «Собачье сердце» выдающегося писателя М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. М.Булгаков «Роковые яйца» В произведении русского советского писателя и драматурга М.Булгакова. «Роковые яйца» наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.

И.А. Гончаров, «Обломов» Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И.А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса. И.С.Тургенев «Отцы и дети» Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума. Д.И.Фонвизин «Недоросль» Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» Главный герой Митрофан представлен перед светским обществом человеком, который учится и познает мир. А на деле он лишь находился под постоянным покровительством своей матери госпожи Простаковой, оберегающей его от проблем окружающего мира.

Роль детства в становлении человека

С. Ш. Фрейд, «Леонардо да Винчи» Фрейд писал в своей работе «Леонардо да Винчи», что воспоминания детства и на них построенные фантазии всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека. Н.В. Гоголь «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» В сюжетах повестей «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» раскрывая внутренний мир своих героев, Гоголь нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение. Например, в «Страшной мести» именно через обращение к детству главного героя повести — колдуна — автор пытается объяснить причины его поступков. М. Дрэббл «Один летний сезон» Понятие «детство» связано не только с возрастом человека, но и с периодом формирования отношений, основанных на чувству ответственности каждого человека за людей, ему близких. Роман «Один летний сезон» Маргарет Дрэббл яркий тому пример. Герои достигают зрелости по мере того, как постигают важность взаимовнимания и взаимопомощи — основы крепкой семейной жизни и мудрости в отношениях с людьми. Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд» В большинстве романах Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становление каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман «Девид Копперфилд». Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт.

Любовь к природе

С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

Роль человека в жизни общества и общество в жизни человека (Обществознание)

Обществознание — это наука, которая изучает развитие человеческого общества и место в нём человека. Обществознание включает в себя следующие разделы:  общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.

В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий гражданин — это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается.

Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые дети приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу для практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.

Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.

У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой. Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета. Другая черта, объединяющая науку и обществознание — стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно иногда трудно поддается научному анализу и может разрушаться под его воздействием. Без проявлений духовности нет человеческого общества.

Специфика научного познания. Современная оценка места и роли науки в жизни человека и общества. Краткий ответ

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

В целом мы можем говорить о множественности форм познания: научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр.

Особенности научного познания:

  • рациональность научной познавательной деятельности. Традиционно рациональность понимается как преимущественное обращение к доводам рассудка и разума и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений — при принятии решений. Рациональность обычно связана со следованием определенным правилам. Хотя классическая рациональность обычно противопоставляется эмпиризму и сенсуализму, но научная рациональность включает в себя чувственный опыт и эксперимент. Однако, они, в свою очередь, подчиняются доводам и законам научной логики.
  • выделение теоретической и эмпирической составляющих научного знания;
  • понятийная деятельность;
  • доказательность;
  • системность.

Это позволяет науке выполнять основные познавательные функции:

  • описание;
  • объяснение;
  • предсказание явлений (на основе выявленных закономерностей).

Становление и развитие  науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образа жиз­ни человека. Как отмечал Б. Рассел: «Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке”.

Подобная оценка научной революции XVII века дана и В. И. Вернадским:  «В общем ходе истории человеческой культуры, в обычных о ней представлениях, — отмечал он, — нет места истории того пе­релома, который совершился в человечестве вхождением точного знания в его жизнь и привел впер­вые в многотысячелетнем его существовании к новым, неслыханным раньше формам и укладам быта и  общественного строя. Перелом этот совершился в XVII столетии. В это столетие впервые нау­ка о природе и математика выдвинулись в жизнь, получили значение как изменяющие  условия человеческого существования исторические силы.

Современное развитие науки ведет  к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятель­ности человека. Особо впечатляюще ее воздействие на развитие  техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бы­тия человека. «Как и искусство, — пишет М. Хайдеггер, — наука не есть просто культурное занятие че­ловека. Наука — способ,  притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны, по­этому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний че­ловек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”.

Человек постоянно создает для себя мир новых идей, предметов и объектов и непрерывно потребляет их. Он живет результатами своей деятельности, продуктами своего труда. Это касается всех основных аспектов жизнедеятельности человека, начиная от самых исходных, обеспечивающих само его биологическое существование и заканчивая разнообразными видами его духовной жизни. Человечество постоянно расширяет свою силу и влияние в биосфере — создает для последующих поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни.

Роль знаний в жизни человека!

Роль знаний в жизни человека Вопрос о месте знаний в жизни человека, об их важности, значимости очень актуален в современной обстановке. С одной стороны, специалисты, знающие свое дело, востребованы нашим обществом; с другой же, ставится вопрос об истинности знаний человека, о его профессионализме. Нужны ли знания? Этим вопросом задавались мыслители различных эпох и поколений. Вспомним комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» , само название которой уже говорит само за себя. Просвещенный молодой человек оказывается во враждебной ему среде, которая не приемлет знания. И истинное понимание хода вещей не помогает герою в решении конфликтов. Разочарованный, он убегает из этого мира, восклицая: «Карету мне! Карету! » Но я считаю, что знания необходимы человеку на сложном жизненном пути. Они представляют собой тот строительный материал, из которого складывается опыт человека. Это и необходимое условие существования личности в определенной общественной среде. Без различного рода знаний и умений человек просто не сможет жить и реализовываться в современной обстановке. Знания – это не просто заученный по требованию учителя урок в школе. Они направлены на развитие умственных способностей человека, его логики, умений говорить, размышлять, делать выводы, на выявление его скрытых способностей. Личность, обладающая определенным пониманием, представлением о каком-либо явлении, никогда не остановится на достигнутом. Она не заключит себя в рамки, ограничивающие познание. Человек с пытливым умом постарается узнать больше, понять это и применить в своей жизни. Мы всегда развиваемся при получении новой информации. И в этом отношении важную роль играют такие способности, как умение анализировать и делать выводы. То есть, можно говорить о том, что знания и их качество формируют культуру личности, степень ее развития. Но важно отметить и то, что знание – это колоссальный труд. Сколько усилий необходимо затратить человеку, чтобы понять что-либо новое! И этот труд посилен не любому из нас. Многих пугает, отталкивает сам процесс получения знаний, многим трудно заставить себя сидеть за книгой или слушать учителя. Поиск истины – это творческий процесс, требующий эмоционального и интеллектуального напряжения. Многие просто не видят смысл в занятиях подобного рода, не понимают их важность для каждого из нас. В современных условиях можно говорить не только о роли знаний в жизни человека, но и об их истинности. Часто школьный аттестат или диплом о высшем образовании не говорят о профессионализме человека, о его реальных знаниях и понимании какого-либо вопроса. Бесспорно, знания необходимы человеку для жизни, нравственного развития и культурного воспитания. Но это сложный путь, на который встает не каждый, осознавая необходимость познания чего-либо нового.

Интересный вопрос. С высоты прожитых мной лет — всё больше прихожу к выводу, чем больше я знаю тем тупей становлюсь. Всё ,что я учил с 1969 года, теперь похерили ( слава богу хоть земля ещё крутится в том же направлении ) и оказалось, что меня не правильно учили. Уверен точно — 50% школьной программы в жизни и нахрен не нужны.))))

Нет знаний-нет хорошей жизни (

«Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.»

Тема статьи: «Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.»

Введение

Нет силы более могучей, чем

знание; человек, вооруженный

знанием, — непобедим.

М. Горький

С самого момента рождения и даже, наверное, раньше (еще не родившись), каждый человек впитывает информацию о мире как губка воду. Учителя внушают: знание – сила! И эти слова падают на благодатную почву: стимулируют, усиливают механизм врожденного поиска новой информации. И в самом деле, знания в жизни человека играют значимую роль.

Какую же роль играет знание как в системе ценностей человека и обществе в целом? Над этим вопросом действительно стоит задуматься. Мне кажется, что знания являются достаточно субъективным понятием каждого из нас. Допустим, один человек видит знание в финансовом благополучии, другой человек представляет знание как наличие духовного мира, другой же человек ассоциирует знание с истиной человеческой. Но, несмотря на то, что отношение каждого человека к знанию различно, неизменным является одно – оно является неотделимой составляющей ценностей человека, его духовного богатства и общества в целом. Как мне кажется, знание является еще своеобразным мостом к владению информацией.

То есть развитие понятия знание и его роль в системе ценностей общества и человека зародилось сравнительно недавно. Актуальность моего исследования определяется сложностью и противоречивостью рассматриваемых отношений.

Цель данной работы:

– изучить роль и рассмотреть место знания в системе ценностей человека и общества.

Для реализации данной цели нужно выполнить ряд задач:

— Рассмотреть понятия «ценности», «знание»;

— Изучить сущность взаимосвязи понятий «знание» и «образование»;

— Определить, что представляет собой знание как ценностная категория, и какова его роль в настоящее время;

— Выявить некоторые проблемы в приобретении знаний в современном обществе и пути выхода из сложившихся проблем.

Сущность и взаимосвязь понятий «ценности» и «знания»

Непрерывное обучение — ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба — это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности.

Брайан Трейси

Многие социологи полагают, ценности составляют, так называемый, компонент культуры. Ценности представляют собой определенные общепринятые убеждения касаемо целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. У каждой культуры свои ценности, например, у какой-то культуры отдается предпочтение героизму, в другой культуре творчеству, в другой же культуре общению с Богом. Ценности всегда формируются под воздействием убеждений и верований человека. Убеждения и верования – представляют собой комплекс субъективно-личностного отношения человека к объектам и теориям.

Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы, и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества.
В основе убеждения и веры всегда лежит знание. Именно знание может придать убеждению и вере какой-либо смысл. Знание представляет собой какие-либо правдивые сведения о чем-либо, либо научные сведения. Знания являются результатом познавательной деятельности, осуществляемой людьми в обществе.

 Ценности и знание тесно взаимосвязаны. Они взаимно влияют друг на друга. Именно знание является ценностной категорией. Знания играют огромную роль в жизни любого человека. Они формируют у него мотив к действию, заставляют добиваться определенной цели. Существует достаточно большое количество примеров, тяга к знаниям, направляла человека на поступки. Так, например, вспомним М.В. Ломоносова, который ради того, чтобы иметь возможность учиться, прошел много сотен километров в Москву, что вызывает удивление и похвалу и сейчас. Вообще, люди в разные исторические эпохи понимали ценность знания по-разному.

Каждому человеку хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. И этот труд бывает вознагражден.

Социологическая характеристика знания в системе ценностей человека и общества

«Золото добывают из земли, а знания из книг»

Так для чего же нужны человеку знания?

В современном мире знания прежде всего нужны, чтобы получить престижную профессию и возможность заниматься любимым делом. Интересно общаться с человеком всесторонне развитым. Стремление находиться в обществе людей эрудированных, начитанных, владеющих информацией, не вызывает сомнений. Ведь не зря существует поговорка «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Знания делают человека властелином, они — огромная созидающая сила.

Однако знания в руках безнравственных людей — страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

Библейский царь Соломон попросил у Бога единственное благо — знание. За это он был награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Можно без преувеличения сказать, что научное знание стремительно проникает во все стороны жизни и общества, и самого человека. Но это «онаучивание» не должно порождать эйфории, веры в способность науки решить в будущем все сложнейшие проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. Наука не всемогуща не только потому, что она не разрешила еще множества загадок природы. Ведь далеко не все смысложизненные для человека проблемы могут вообще быть предметом бесстрастного интеллектуального анализа. Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.

Оценочное суждение приводит в конечном счете к рождению ценности, которая может оказаться как с положительным знаком, так и с отрицательным (такие ценности именуются антиценностями или ложными ценностями). К одному и тому же явлению, скажем к стремлению к богатству, прибыли, может сложиться прямо противоположное отношение со стороны разных субъектов оценивающей деятельности. Чем они будут руководствоваться в том или в другом случае?

Видимо, следует говорить, в самом общем виде, о целевой природе ценностей. Для корабля, не имеющего цели, никакой ветер не является попутным. Человеку, не имеющему сколько-нибудь ясных представлений о том, во имя чего он живет, никакой багаж знаний не будет иметь ценность.

Вопрос о месте знаний в жизни человека, об их важности, значимости очень актуален в современной обстановке. С одной стороны, специалисты, знающие свое дело, востребованы нашим обществом; с другой же, ставится вопрос об истинности знаний человека, о его профессионализме. 
Нужны ли знания? Этим вопросом задавались мыслители различных эпох и поколений. Вспомним комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», само название которой уже говорит само за себя. Просвещенный молодой человек оказывается во враждебной ему среде, которая не приемлет знания. И истинное понимание хода вещей не помогает герою в решении конфликтов. Разочарованный, он убегает из этого мира, восклицая: «Карету мне! Карету!» 
Знания представляют собой тот строительный материал, из которого складывается опыт человека. Это и необходимое условие существования личности в определенной общественной среде. То есть, можно говорить о том, что знания и их качество формируют культуру личности, степень ее развития. 
Но важно отметить и то, что знание – это колоссальный труд. Поиск истины – это творческий процесс, требующий эмоционального и интеллектуального напряжения. Часто школьный аттестат или диплом о высшем образовании не говорят о профессионализме человека, о его реальных знаниях и понимании какого-либо вопроса. 

 Образованный человек. Каков он?

«Признак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами..»
Ралф Уолдо Эмерсон

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так, как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

Знание само по себе – сила!
Френсис Бэкон

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• социализация человека;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

 Система образования – это открытая, непрерывно изменяющаяся система, обладающая рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:

• эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;

• она всегда ориентирована на будущее;

• система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).

Содержание образования включает в себя следующие элементы:

– основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

– теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;

– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

– оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни. kartinki Знания в жизни человека

Что очень важно, традиция изучения гуманитарных дисциплин в любом вузе составляет одну из важнейших особенностей нашего высшего образования.

    Конечно, если понятно, с какой целью приходится осваивать тот или иной предмет, насколько эта цель согласуется с собственными профессиональными и в целом жизненными устремлениями, то появляется особый познавательный интерес, порождающий немало вопросов, для ответа на которые требуются все более глубокие знания.

  Я глубоко убеждена, что гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей, и их потребителей. Они всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.

    Изучение гуманитарных дисциплин вводит нас в мир духовной культуры, позволяет  не растеряться и не потеряться в этом мире, чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни, не становиться частью толпы, управляемой произвольными инстинктами. Духовные ценности играют существенную роль в человеческой жизни, осознанное следование им определяет достоинство жизни человека, которое формируется на основе многих жизненных обстоятельств. Но при этом безусловно то, что степень духовной развитости, связанной с уровнем освоения, достигнутого в гуманитарном знании, играет важнейшую роль. В гуманитарной культуре каждая из ее составляющих незаменима и достаточно самостоятельна. Поэтому и в обществе, и в человеческой жизни важны исторические, правовые, психологические, социологические, педагогические и, конечно, философские знания и др. Важно знание иностранных языков, способствующих взаимопониманию людей различных национальных культур.

    Нет особой необходимости доказывать, насколько привлекательны для человека искусство, история, психология, философия и т.д. своим содержанием, теоретическими сюжетами, неожиданными поворотами мысли, своими отличиями от естественных и технических наук. Мир гуманитарного знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарная культура имеет своим предметом человека, человека в его человеческом обществе с проблемами человека и общества, в котором он живет. И эти проблемы могут носить как преходящий характер, так и вечный, разрешение которых происходит на протяжении жизни всех поколений, всех народов.

Заключение

Каждый из нас жаждет стать умным и образованным человеком. В наш стремительный век компьютеризации, век научно-технического прогресса, всесторонние знания необходимы каждому из нас на протяжении всей жизни. И этот багаж должен быть неисчерпаемым.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают, что их жизненный путь будет похож. Один человек может остановиться на достигнутом и не будет стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Стремление оставить свой след в истории — смысл существования многих людей. Но заботиться о своей известности любой ценой недопустимо. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из семи чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только деятельность на пользу общества в сочетании с удовлетворением личных интересов и потребностей.

Обладание знаниями дает огромную свободу – свободу на всех уровнях. Чем больше знаешь, тем меньше зависишь, от того, чего не знаешь. А как приятно дарить людям свободу. Может ли быть счастлив ученый или философ, уединившийся в своей лаборатории, читающий книги и проводящий опыты, но при этом, абсолютно равнодушный к чувствам и потребностям окружающих? Может ли быть счастливым человек, интересующийся только своим познанием, ставящий его выше любви, сочувствия и долга? Возможно, на какое-то время. Но, упорствуя в абсолютной ценности знания, такой умник рано или поздно превратиться в «злого гения», готового переступить через все ради нового знания – знания для себя. И все это в ущерб своему же физическому телу, своим же эмоциям, своим высшим чувствам.

Самопознание как абсолютная самоцель – бессмысленно, ведь невозможно познать себя вне познания других людей, вне познания мира в целом. Человек – результат огромного количества причинно-следственных связей не только с собой, но с другими людьми, с другими объектами, с Природой, с Единым Целым, с Богом. Нельзя познать связи человека, не познавая связи объектов, его окружающих.

  Познание одновременно является одной из важнейших целей жизни человека, так как это необходимое средство для достижения любых других его целей. Все виды познания – необходимая составляющая смысла существования человека, условия реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Кроме познания человек стремится к гармонии, любви и совершенству. Человек не может отказаться от удовлетворения этих желаний, и для этого ему снова необходимо познание — познание себя самого, познание всей Природы и того, что их объединяет.

Изучив сущность понятия знание, ценности, их взаимосвязь и взаимодействие, хочется сделать следующий вывод: Знание является только частью ценностей, его некой категорией. С помощью знания человек формирует жизненные цели, ставит их и добивается, тем самым мотивируя себя к определенным действиям.

Список используемой литературы

  1. Бодина Е. Жизненность знаний как условие обновления содержания образования. // «Воспитание школьников. – 1997. — № 4.

  2. Ионин Л. Социология культуры. — М., 1996.

  3. Интернет ресурсы: http://www.smysly.ru/pages/395

  4. http://www.openclass.ru/node/25757

  5. http://merzha.com.ua/samorazvitie/znaniya-v-zhizni-cheloveka.html

  6. Поппер К. Логика исследования (Logikder Forschung, в рус.переводе «Логика и рост научного знания»), — 1935. –562 с.;

  7. Спиридонова В.А. Проблема ценностей в социологии: историко-теоретический аспект: автореферат./ В.А.Спиридонова.–СПб., 2004. –121 с.; 

  8. Филатов В.А. Роль знания в жизни человека. /–М., 2011. –с. 32

Лекция третья. Роль истории в жизни общества (Социальные функции исторической науки)

План

1. История как память человечества (функция социальной памяти).

2. Воспитательная функция истории.

3. Использование исторического опыта — уроков истории (про- гностическая функция).

Литература

Ковальченко И. Д. Место истории в системе общественных наук // Вопросы истории. 1987. № 7.

Могильницкий Б. Г. Введение: О пользе истории // Историческая наука и историческое познание. Томск, 2000.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч.: Т. 1. М., 1997.

Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения // Собр. соч.: В 7 т.: Т. 4. М, 1956.

В 1960-х годах разгорелся спор между представителями естественно-технических наук («физики», «технари») и гуманитарных наук («лирики»). «Физики» ссылались на безусловную свою полезность: именно с их деятельностью связано радикальное ускорение темпов развития в век НТР, «лирики» же, историки, прежде всего, никакого отношения к этому не имеют; историей занимаются бесталанные люди, которые, мол, умеют запоминать, но не думать, более того, история не только бесполезна, но и вредна: она — слуга сильных мира сего, искажающая прошлое по принципу «чего изволите?». «Физики» инкриминировали историкам бездумность, ненаучность, конъюнктурность, бесчестность, бесполезность и даже вредность.

33

Так ли это? Не ошибся ли абитуриент, придя на исторический факультет? Зачем нужна людям история? Какова роль истории в жизни общества, то есть каковы ее социальные функции?

1. История как память человечества (функция социальной памяти)

Все социальные функции исторической науки исходят из главной: история является памятью человечества. Лишившийся памяти человек теряет накопленные знания, жизненный опыт, становится ребенком, перестает быть личностью в собственных глазах и в глазах общества. Место индивидуальной памяти в жизни общества занимает история: без знания прошлого оно не способно к самопознанию и нормальной деятельности; «человек, лишенный прошлого, похож на однодневное насекомое» 1. (В повести Ч. Айтматова «Буранный полустанок», или «И дольше века длится день», чтобы превратить пленных в бездумных роботов-манкуртов, их пытками лишали памяти.)

Изъяны человеческой памяти и недостатки истории как общественной памяти — не довод против изучения прошлого.

Историки повествуют о прошлом по вполне земным, субъективным и объективным причинам: по любознательности, жажде познания — и по «социальному заказу», то есть по требованию общества или его части, предпринимаемому в прямой или косвенной форме, исследовать определенную проблему для извлечения полезных для заказчика выводов. Не всякий социальный заказ несправедлив (так, изданием мемуаров А. Марсскотти «Дипломатическая война» итальянские фашисты стремились оправдать свои колониальные захваты, но заказ вызванному в Кремль А. С. Ерусалимскому — отредактировать перевод и написать вводную статью к «Мыслям и воспоминаниям» Бисмарка — был оправдан). Незамаскированной формой современного социального заказа являются гранты, предоставляемые государством, разными фондами и иными организациями.

34