Слова учимся говорить: Учим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультик – Учимся разговаривать Что замедляет развитие речи у детей

Учим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультик

Учим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультикЭто авторский мультик для самых маленьких зрителей У нас появилась новая категория мультиков — УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ , где также присутствует методика Глена Домана — одна из самых популярных методик раннего развития детей В этом мультике малыши учатся говорить слова: гулять, кататься, качели, горка, санки, играть, песочница, Лопатка, кормить.

Дата: 2019-04-02

Рейтинг: 4 из 5 Голоса: 2

Отзывы к видео

1. Елена
Моему ребенку нравятся ваши мультфильмы. НО КАТАТЬСЯ на качеле ужасно режет слух и зрение. Правильно — КАЧАТЬСЯ на качеле У вас же в мультике так и говорят КАЧ-КАЧ. Катаются с горки, на роликах, велосипеде и т.д, но никак не на качеле

2. Рипсиме Мкртчян
Спасибо большое, за Ваш труд Мой малыш 3-й раз подряд смотрит новое видео. Мы очень любим Кролика Бобо С наступающим Новым Годом, Вас.

3. Людмила Аванесова
мы тоже очень ждали новый выпуск пятый раз смотрим молодцы с нетерпением будем ждать новых выпусков с наступающим новым годом

4. Школа Кролика БОБО
СТАВЬТЕ НАМ ЕСЛИ ПОНРАВИЛСЯ МУЛЬТФИЛЬМ) И ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ ПОЖЕЛАНИЯ И КОММЕНТАРИИ) ВСЕМ ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ

5. Amina_ Dat
Можете почаще видио выпускать? Пожалуйста Просто братику уже надоело смотреть одни и те же видио
Заранее спасибо

6. Dewins Russia
Спасибо за новый выпуск Сынок доволен)
Хочется мультиков побольше, ждём что-то новогоднее.

7. Виталий ли
Ура дождались , сын в восторге , вы наш первый , любимый мультик , не останавливайтесь

8. Маша Кожатова
Ура Ещё один мультик от Кролика Бобо. Супер, смотрим с удовольствием. Спасибо

9. Vika Kyzmi4
Урааа Радовалась больше чем ребёнок) мы его так ждали
Спасибо вам и с праздниками

10. Тимур Байша
Спасибо ваш мульт помогает моему брату. Я благодарен Выпустите ещё серий

11. Галя Ли
Ооо Спасибо большое за новую серию Ждем новые всегда Ваши преданные зрители

Новые видео канала

Учим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультикУчим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультикУчим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультикУчим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультикУчим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультик

Учимся говорить красиво: 6 ошибок в разговоре

1. Слова-паразиты и тавтология

На днях, знаете, ээээ… было такое, когда я говорил, пытался сказать что-то и просто не мог ничего сказать, потому что нууу… я не знаю, просто ничего не приходит на ум.

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

И с этим:

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

В первом случае — обилие ненужных слов, которые только навевают скуку на слушателей. Во втором удалён весь словесный мусор, однако явно хромает смысловая составляющая: предложение сухое, ни о чём. Третий же вариант дополнен нужными подробностями, которые открывают для слушателя картину происходящего. Живые, «наглядные» фразы без слов-паразитов и неоправданных повторов воспринимаются и запоминаются гораздо лучше.

Если бы в 1987 году президент США Рональд Рейган в своей речи

о Берлинской стене сказал что-то вроде:

Эта стена — это что-то ммм… что не должно быть там, так что, в общем, давайте её поскорее уберём.

Такое сообщение попросту затерялось бы в информационном потоке. Вместо этого был брошен лаконичный и ёмкий вызов:

Снесите эту стену!

Наиболее частые слова-паразиты: вот, как бы, просто, в общем, это самое, будем говорить, как говорится, короче, типа, ну не знаю, прямо, значит так, угу. При желании не так уж сложно избавиться от этих и прочих ненужных «наполнителей». Вот три действенных метода:

  1. Запишите свой разговор на диктофон, а потом послушайте и проанализируйте. Оцените, можно ли было сказать что-то более коротко, есть ли у вас слова-паразиты. Скорее всего, придёте к выводу, что лучше вообще не заполнять паузы, чем вставлять в них невнятное мычание или лишние повторы.
  2. Попросите друга записать для вас какой-нибудь раздражающий звук. Это может быть громкий гудок или скрежет. И пусть он его включает каждый раз, когда вы снова употребите в беседе запретное слово.
  3. Многие лучше воспринимают информацию в письменном или печатном виде. Попробуйте составлять короткие заметки (речи, диалоги). Затем перечитывайте их и спрашивайте себя, можно ли сделать каждое предложение более коротким, образным и мощным. Конечно, все мы пишем и говорим по-разному, у каждого свой стиль, но общие принципы всё же есть.

2. Проблемы с ритмом речи

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это — ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

3. Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами в языке тела, но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки — всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

4. Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия — это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении — чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный спор. Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

5. Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант — беседы о погоде.

6. Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных ударениях. Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Таковы самые распространённые ошибки в разговорной речи. Есть ли у вас какие-то из них? Может, вы знаете хороший способ от них избавиться? Поделитесь опытом в комментариях.

Читайте также 🧐

10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить • Фаза Роста

В одном ВУЗе работал невзрачный седой профессор: он носил очки с толстыми стеклами и ужасно старомодные костюмы. Такого человека очень легко не заметить в толпе.

Но стоило ему войти в аудиторию и начать говорить, как происходило чудо преображения: на профессора были прикованы взгляды всей аудитории, и даже лентяи на последних рядах внимали каждому его слову.

Из его уст лилась настолько грамотная, четкая речь, настолько умные и глубокие мысли, что из старика он превращался в статного, представительного оратора. Никто уже не замечал его толстых очков, лысины и изношенного костюма. Разве не удивительно?

Согласитесь: четкое, последовательное и убедительное изложение своих мыслей – настоящее искусство. И чтобы вашим словам внимали так же, как тому профессору, необходимо поставить речь и научится грамотно говорить. Это пригодится вам в любых сферах жизни.

Благодаря этим умениям, вы можете быть душой компании, с легкостью убедите потенциального партнера заключить с вами контракт, эффектно выступите перед аудиторией и добьетесь любых поставленных целей.

Откуда берется красивая речь

10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить

Красивая речь ребенка – это заслуга его родителей. Разговорный навык желательно развивать с детства. Этому способствует посещение театральной студии или поэтического кружка, а также постоянное чтение и разучивание стихов.

Детство современного поколения неразрывно связано с компьютерами, из-за чего времени на книги практически не остается. Это очень важный недочет многих родителей, ведь в вопросе, как научиться красиво говорить, чтение незаменимо.

Уроки языка и литературы в школе вносят значительный вклад в развитие детской речи. Если школьные педагоги не дают желаемых результатов, родители должны взять ситуацию в свои руки.

Стоит рассмотреть индивидуальные занятия с ребенком, либо записать его на частные уроки к другому педагогу, который поможет ему развить искусство говорить свободно на любые темы.

Но что если ваши родители в детстве упустили аспект развития красивой речи? Не стоит расстраиваться и думать, будто шансов научиться говорить четко у вас нет. Все еще можно наверстать, совершенствоваться никогда не поздно!

Как сделать речь красивой

10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить

Прежде всего, в стремлении научиться правильно разговаривать вам необходим ответственный подход и четко разработанная стратегия. Также вам будет полезно следовать нескольким правилам в процессе улучшения речи:

  • Исключить слова-паразиты из оборота.
  • Читать художественную литературу.
  • Постоянно обогащать речь новыми словами.
  • Бороться с дефектами дикции или произношения.
  • Слушать красивую и правильную речь.
  • Пересказывать прочитанное или услышанное.
  • Избегать тавтологий.Выделять главное.
  • Развивать память
  • Бороться со страхом перед публикой

Эти советы кажутся простыми, но лишь постоянное следование им приведет к желаемому результату. Поставить речь можно и без посторонней помощи, нужны лишь самоконтроль и дисциплина.

Слова-паразиты

10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить

Избавление от слов-паразитов – задача не из легких. Они входят в привычку, а потому во время разговора мы просто не замечаем за собой дефекта речи.

Слова «короче», «ну», «типа», «это», «как бы», «как сказать», «в общем», «знаешь», «собственно», «допустим» при многократном повторении уничтожают весь шарм нашего изложения, даже если мы говорим об “умных” вещах.

Конечно, от этой привычки не так легко избавиться, потому мы и учимся говорить без паразитов постепенно. Для этого можно попросить родных или друзей вас поправлять.

Как только окружающие услышат запрещенное слово, пускай незамедлительно сделают вам замечание. Для повышения эффективности, придумайте себе наказание за употребление слов-паразитов.

Заведите специальную копилку и кладите в нее определенную сумму денег за каждый допущенный в разговоре промах. «Копилки наказаний» есть во многих офисах. Таким образом фирмы ведут борьбу со сленгом и ненормативной лексикой среди своих сотрудников.

Если вы спортсмен, можете наказывать себя по-другому. За каждое произнесенное слово-паразит заставляйте себя отжиматься.

Не везде и не всегда удобно делать упражнения, потому можете записывать задания в блокнот, а выполнять все скопившееся за день уже вечером или утром следующего дня.

Только не увиливайте от наказания. Ваш лучший помощник – самоконтроль. Со временем вы будете разговаривать четко и внятно, главное не сдавайтесь.

Чтение и еще раз чтение

10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить

Эффективным способом, как развивать речь у взрослых и детей, является чтение. Читать нужно не все подряд. Отлично подойдут классическая литература или специальные книги по развитию речи.

Можем посоветовать такие произведения, как «Слово живое и мертвое» Норы Галь, «От адамова яблока до яблока раздора» Вадима Храппа и «Живой как жизнь» Корнея Чуковского.

На просторах интернета есть множество достойной литературы, чтение которой поможет поставить речь и пополнить словарный запас.

Повысить эффективность может пересказывание прочитанного. Только попросите кого-то следить за тем, насколько правильно и последовательно вы излагаете текст.

В процессе чтения вам будут попадаться интересные цитаты. Особенно понравившиеся советуем записывать в блокнот, чтобы время от времени перечитывать их и запоминать.

Кроме книг умными фразами и выдержками из книг кишат и соцсети. Не важно, откуда взяты цитаты, куда важнее их запоминать.

В нужной ситуации мозг подскажет вам, кого стоит процитировать. Такой внезапный окрас речи может превратить ваши слова в настоящий шедевр ораторского искусства.

Упражнения на улучшение речи

10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить

Одним из хороших упражнений для тех, кто учится тому, как правильно говорить, является подбор синонимов.

Чем богаче ваш словарный запас, тем проще вам будет избегать тавтологий и прочих признаков скудности речи. Скачайте на ваш смартфон одно из приложений, помогающих подбирать синонимы.

Когда вам скучно или вы можете выделить 5-7 минут на себя, ищите замену тем словам, которые являются самыми часто используемыми в вашей речи.

Тем, кто страдает от дефектов произношения, будет полезно записаться к логопеду. Забудьте о стереотипах – посещают данного специалиста не только дети, но и взрослые.

Для того, чтобы ваша речь звучала четко и быстро, также есть парочка хороших упражнений. Заучивание скороговорок и трудных для произношения фраз отлично улучшает дикцию и поможет вам в достижении поставленной цели.

Хотите научиться правильно разговаривать? Чаще слушайте красивую речь. Аудиозаписи книг, выступления ораторов, стихи и поэмы – любой источник поставленного произношения будет полезен.

Повышайте темп и используйте несколько методов одновременно. Комплексный подход дает наилучший результат.

Задавшись целью улучшить свою речь, проявив настойчивость, вы вполне можете стать человеком, которого собеседники слушают с удовольствием. Верьте в себя и свои силы.

Консультация: Консультация: «Все о развитии детской речи. Учимся говорить правильно».

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №35» НМР РТ

Консультация: 

«Все о развитии детской речи. Учимся говорить правильно».

Подготовила: воспитатель 8 гр.

 Владимирова Н.Н.

Г.Нижнекамск

Для чего надо красиво и правильно говорить

    Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.

      Умение говорить — главная составляющая успешного и счастливого человека. Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия человека, — общение со сверстниками, школьный экзамен или первое собеседование на работе.

      Умение красиво говорить нужно прививать ребенку с детства. Научи ребенка говорить красиво – дай ему шанс на успех в жизни! Да, но как это сделать?

Основные проблемы в развитии речи у детей.

     Каковы причины неправильной речи? Она может быть вызвана неправильным строением челюстей, губ, зубов, твердого или мягкого неба. В этом случае, чтобы устранить причину плохой речи, следует обратиться к зубному врачу-ортодонту или челюстному хирургу. Они, скорее всего, помогут Вашему ребенку устранить причину плохой речи. Другой причиной может быть нарушение мозговых механизмов формирования звука. Такое нарушение может быть как следствием слабости нервных процессов, так и результатом действия ряда самых случайных и непредсказуемых факторов. Однако в этом случае часто нужна достаточно серьезная помощь логопеда.

       Одни дети мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят является частое использование местоимений и междометий, слов паразитов — таких, как «значит», «это», «как бы» — и замена слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.  

        Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.

Общие рекомендации для родителей:

      Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но логопеды утверждают, что это не помогает формированию правильных речевых навыков, скорее, наоборот. Пусть ребенок в свое удовольствие называет булочку «бубаськой» а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

      Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.

      Поощряйте познавательные способности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

      Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и сделайте чтение частью режима дня ребенка.

      Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.

     Расширяем словарный запас, учим причинно-следственным рассуждениям (4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой — маленький, холодный — горячий и т.п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра «Кто кем будет”: яйцо цыпленком, мука — хлебом, мальчик — мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу типа: «Листья с деревьев облетели, потому что…”. Предложите ребенку придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.

      Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану, можно гарантировать, что к пяти годам ваш малыш станет первоклассным оратором.

Советы профессионала:

      Первый совет. Необходимо помнить, что ребенок не рождается с умением красиво говорить. Ораторское мастерство – приобретенный навык, который ребенку надо прививать с детства. Например, начиная учить стишки, маленький ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели. Ведь, если слова прожеваны, окончания проглочены, не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, с интонацией, родители должны на собственном примере показать, как это делать. То есть прочитать стихотворение медленно, с паузами, с интонацией.

      Второй совет. Расскажи малышу, что для того чтобы слушателям было интересно, ребенку должно быть интересно рассказывать. Так что пусть ребенок сам выбирает, какие стишки ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно и неинтересно прочитанный текст, прочитай одну и ту же самую сказку с выражением и без выражения.

      Третий совет. Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запиши его на диктофон и дай послушать. А потом скажи: «Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают сказанное». А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвали ребенка, даже если он неидеально произнес речь. Восхищайся своим малышом, школьником, подростком – так ты воспитаешь уверенного в себе человека. Когда ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он обязательно станет успешным.

      Техника «пустого стула» для робкого ребенка. Эту технику разработала педагог Марианна Франке-Грикш, которая долгое время работала в горячих точках планеты, помогая детям преодолеть трудности в общении. Она подходила к напуганному и встревоженному малышу и говорила: «Представь себе, что рядом сидят твои папа и мама. Они тебя любят и поддерживают». Говорят, успехи ее воспитанников просто потрясающие.

      Называем вещи своими именами. Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца — тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

      Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в котором также используются зрительные «подсказки». Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его. Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: «Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат). Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).

      Избавляемся от «слов-паразитов» . Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника.

      Активная речь. До определенного возраста малыш понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь ребенку скорее сделать ее «активной»?

 • Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.

 • Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.

 • Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.

Упражнения для развития правильной речи

      Пересказываем тексты. В 6-7 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: «Курочка сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе.

      Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.

      Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе. Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Например: «Кто в сказке кудахтал?» «Курочка Ряба», — отвечает малыш. Или наоборот: «Курочка Ряба что делала?» — «Кудахтала».

      А можно ребёнка запутать. Сказать, например, что кудахтала мышка, и малыш должен исправить ошибку. Есть игра «Последовательность действий». То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: жили-были, жила, снесла, прибежала, махнула и т.д. А ребёнок пусть расскажет всеми словами. Чтобы заинтересовать малыша, скажите, например, что Буратино рассказал сказку одними этими словами, и предложите помочь ему составить сказку правильно.

      Почему я так много уделяю внимания пересказу? Да потому, что если ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать как снежный ком. В старшей и подготовительной группах он не научится составлять рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.

      Разглядываем картинки. В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ. Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь ему в этом, рекомендую задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие». Предложите малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина — то гудеть.

      Тренируем ручки. Если ребёнку уже исполнилось 6 лет, то все звуки он должен произносить правильно. Но, к сожалению, таких детей всего лишь около 10 %.

       Если в этом возрасте есть проблемы со звукопроизношением, то нужно срочно обратиться к логопеду и обязательно заниматься с малышом дома. Для занятий можно использовать все те упражнения, что я предложила для детишек младшей группы.

      В дополнение с четырёх- и пятилетними можно поиграть уже и в «Театр теней». Эта игра нравится всем без исключения. Выключаете свет, оставив только настольную лампу, и на белой стене, да даже и на обоях, изображайте с помощью рук различные предметы или животных. Можно даже попробовать разыграть какую-нибудь сказку.  

       Если есть возможность, обязательно купите перчаточные или пальчиковые куклы. Во время игры с ними замечательно развиваются и укрепляются руки и пальчики.

      В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно — больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов. Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно, хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить. У меня был мальчик, который в средней группе даже карандаш держал неправильно (кулаком). Мы договорились с родителями, чтобы они купили ему стопку раскрасок, и за год мальчик научился не только правильно держать карандаш, но и хорошо раскрашивать. Так, как иногда не раскрашивают дети подготовительной группы. Не получается заниматься каждый день — хотя бы каждые выходные. И то прогресс будет заметный. Ведь от того, как развиты ручки, зависит и звукопроизношение.

      Не нужно забывать и о здоровье ребёнка. В последние годы появилось очень много физически ослабленных детей, а это влияет на развитие речи, на формирование характера. Занимайтесь с ним физкультурой, кормите здоровой пищей. Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие твёрдые фрукты и овощи. Это имеет значение для формирования артикуляционных мышц и развивает умение вовремя глотать слюни. К сожалению, сейчас много зубочелюстных аномалий. И это очень большая проблема, ведь правильное звукопроизношение зависит и от состояния рта. Поэтому не пренебрегайте советами педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить недостатки будет проще.

        Снежинки. (материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток) Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторите 2-3 раза.

      Бабочка, лети! (материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка). Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть нужно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки на звук [Ш] 

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: Жи, же, жа, жу.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.

Птичку напичкали спичками.

Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры.

За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.

В загоне на газоне бизоны.

В замке зайка под замком.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.