Первые полеты на скоростном истребителе просто захватывали дух
102 мировых рекорда установила в небе генерал-лейтенант Марина Попович.
Рано утром в четверг, 30 ноября, умерла легендарная женщина — военный летчик-испытатель первого класса, инженер-полковник Марина Попович. Она скончалась на 87-м году жизни.
102 мировых авиарекорда установила она в небе, 10 из них были поставлены на огромном АН-22 («Антей» — Авт.). Стоит сказать, что ни одна женщина в мире не летала на самолете такого класса, и уж тем более в качестве командира экипажа. Чего говорить, таким достижением могли похвастать лишь несколько мужчин-летчиков.
А началось все в 1963 году, когда 33-летняя Марина решает стать летчиком-испытателем. К тому времени у нее уже было 530 часов налета как инструктор, успела освоить она и пять типов самолетов. Тем не менее, чтобы добиться разрешения, ей пришлось в самых высоких инстанциях доказывать свою состоятельность.
Одной из преград на пути к освоению самолетов-истребителей стал полковник Виктор Алексеевич Иванов. Мастер высшего класса, Герой Советского Союза, летчик-испытатель — он был строгим, но честным. Полковник делал все, чтобы отбить у Марины Попович желание летать, заставить разлюбить авиацию.
Марина Попович. Фото: predgorie-online.ru
— Просто будь женой и мамой, — каждый раз повторял ей Виктор Иванов. В то время у летчицы уже была маленькая дочка Наташа. Но попытки разуверить летчицу в ее стремлении наталкивались на стойкое сопротивление. Марина Попович без полетов и аэродрома уже не могла представить своей жизни. В конце концов Виктор Алексеевич сдался и даже написал блестящую характеристику, с которой Марину Лаврентьевну легко зачислили на летно-испытательную работу.
Ее первым реактивным самолетом стал чехословацкий «Дельфин», он же Л-29. На нем летчица поставила свой первый авиарекорд скорости, превысив мировое достижение на 100 километров в час. За этот полет Марине Попович присудили Золотую медаль ФАИ и звание мастера спорта СССР.
Раз за разом поднимала она в воздух могучие самолеты и превышала существующие достижения в скорости, продолжительности полета и грузоподъемности. Одним из главных рубежей стал легендарный полет в 1967 году, когда она в два раза превысила звуковой барьер на самолете МИГ-21, побив рекорд американки Жаклин Кокран. В иностранных СМИ Марину Попович так и окрестили «Мадам Миг».
— Первые полеты на скоростном истребителе просто захватывали дух. Не успею убрать шасси на взлете, как уже небо становится темно-фиолетовым, а в зените маленькие немигающие звезды. После преодоления звукового барьера летчика охватывает какое-то особое внутреннее волнение, — делилась эмоциями Марина Лаврентьевна. — Самолет разгоняется, вот уже скорость подходит к тысяче километров в час. Я вся сжимаюсь, словно готовлюсь к прыжку вместе с самолетом.
102 мировых рекорда установила в небе генерал-лейтенант Марина Попович.
Карьеру Попович завершила в 53 года. Последние годы летчица жила в Мостовском районе Краснодарского края. Ее часто приглашали в школы, где она рассказывала ребятам о полетах — о том, что стало ее жизнью.
30 ноября в Доме культуры прошла церемония прощания с легендой. Проводить в последний путь, казалось, пришли все жители поселка Мостовского.
Похороны Марины Попович пройдут в Москве.
«Комсомолка» выражает свои самые искренние соболезнования родным летчицы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как знаменитая летчица Марина Попович встречалась с йети, видела НЛО и помолодела на 6 лет
Она известна на весь мир. Почетный гражданин многих городов. Если перечислять одни только титулы, звания, награды — этой страницы «Комсомолки» не хватит. Скажем коротко: на счету Героя Социалистического Труда 102 мировых авиарекорда, два десятка книг о небе и непознанном, десятки экспедиций в «аномальные» места (читайте далее)
умерла легендарная лётчица-испытатель Марина Попович
Марина Попович была первой среди женщин-лётчиков, кто преодолел звуковой барьер на реактивном истребителеФото: Личный архив
Другой такой ни в СССР, ни в России не было, да, наверное, еще долго и не будет: лётчик-испытатель первого класса, заслуженный мастер спорта СССР, 102-кратный рекордсмен мира, полковник-инженер, доктор технических наук, профессор, уфолог. Она была первой среди женщин-лётчиков, кто преодолел звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что её прозвали Мадам МиГ.
Всего же за свою лётную карьеру она освоила более 40 типов самолётов и налетала около 6000 часов (не каждый матерый мужик-летчик похватается такими достижениями).
А в четверг, 30 ноября, ее не стало. На 87 году остановилось сердце. В Краснодарском крае, где это случилось, прощаются с женщиной-легендой. А похоронят Попович в Москве.
Малоизвестные факты ее жизни
«Мои ноги не доставали до педалей»
В 1947 году для поступления в авиационное училище у неё было множество препятствий, одно из них — малый рост (1,50 метра). Она вспоминала:
«Мои ноги не доставали до педалей. Тогда я поставила себе цель — вытянуть ноги. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате то ли я подросла (мне было 16 лет), то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра, и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать».
Приписала себе 6 лет
Еще оной проблемой был слишком юный возраст — 16 лет.
И тогла Марина «приписала» себе лишних 6 лет. Она добилась приёма у заместителя Председателя Совета министров СССР К. Е. Ворошилова и получила разрешение на зачисление в авиатехникум. А после его окончания работала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна (1951—1953). По окончании Центральной лётно-технической школы ДОСААФ в Саранске (позже — Московский филиал Киевского авиационного института) она некоторое время работала там инструктором, а с 1958 года стала лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приёма на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации.
Единственная в стране
С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была.
А 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолёте «РВ» по маршруту Волгоград — Москва — Астрахань — Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.
Именем Марины Попович названа звезда в созвездии Рака.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Летчица Марина Попович: Первые полеты на скоростном истребителе просто захватывали дух
Одним из главных рубежей стал легендарный полет в 1967 году, когда она в два раза превысила звуковой барьер на самолете МИГ-21, побив рекорд американки Жаклин Кокран. В иностранных СМИ Марину Попович так и окрестили «Мадам Миг».
— Первые полеты на скоростном истребителе просто захватывали дух. Не успею убрать шасси на взлете, как уже небо становится темно-фиолетовым, а в зените маленькие немигающие звезды. После преодоления звукового барьера летчика охватывает какое-то особое внутреннее волнение, — делилась эмоциями Марина Лаврентьевна. — Самолет разгоняется, вот уже скорость подходит к тысяче километров в час. Я вся сжимаюсь, словно готовлюсь к прыжку вместе с самолетом (подробности)
знаменитая летчица Марина Попович навсегда ушла в небо
Лётчица-испытатель Марина Попович установила в небе 102 мировых рекорда
Мальчишкой в начале 60-х я любил наблюдать за боевыми самолетами, взлетавшими с секретного аэродрома из-за соседнего леса. И лишь недавно узнал от Марины Лаврентьевны, что в ту пору она тренировалась в липецком авиаотряде. Почти каждый день летала над моей деревней. А еще она призналась «земляку» в одной приписке.
В официальной биографии, всех энциклопедиях написано, что Попович родилась в 1931 году. В 2011 году ЮНЕСКО торжественно отметило 80-летие Марины Лаврентьевны. Она же известна на весь мир. Почетный гражданин многих городов. Множество титулов, званий, наград, рекордов. Два десятка книг о небе и непознанном, десятки экспедиций в «аномальные» места.
На самом же деле 80 ей исполнилось лишь минувшим летом. Откуда такая телепортация во времени? Об этом она сама рассказала мне во время нашей встречи пять лет назад, в июле 2012 года.
ПОМНИ ВОЙНУ!
— Война виновата,- объяснила мне Марина Лаврентьевна. — Я родилась на Смоленщине. До сих пор перед глазами тот кошмар: беспрерывные фашистские бомбежки. Каждый день бомбили. Потом фашисты ворвались в село на мотоциклах, стреляли из пулеметов по всему живому. Можно это простить? Никогда! Детей сжигали живьем в сарае. Нашу семью тоже должны были сжечь, когда заболели тифом. Ночью партизаны на повозке вывезли нас из деревни. Потом эвакуация в Новосибирскую область. Первое время жили в домике на кладбище. Расту, годы идут. А в глазах по-прежнему фашистские бомбардировщики. И одно желание – мстить!
В 14 лет записалась в аэроклуб. Приврала, что 17. В Сибири освоила простенький УТ-2. Хочу на серьезные самолеты. Нельзя! Приказ – женщин не брать. Но, говорят, есть в Москве боевой генерал Каманин, Герой Советского Союза №2, спасавший челюскинцев. Он в ДОСААФ авиацией командует. Езжай, может, он даст добро. Приехала к Каманину. Мне уже 16. Николай Петрович спрашивает: «Сколько вам лет?» — «27!» — «От силы 16. Но вы мне симпатичны. В ДОСААФ можешь летать, сколько хочешь. Но профессионально женщин не берут в авиацию. Твой вопрос только Климент Ворошилов может решить, Председатель Президиума Верховного Совета. Только возраст сильно не прибавляй!» Позже я узнала, что Каманин сам в юности приписал себе год, чтобы поступить в авиаучилище.
Сразу же еду к Ворошилову. Не принимают. Ночую в парке. Одну ночь, вторую. На третий день посчастливилось. Ворошилов идет, видит очередь: «Всех пропустить!» Спрашивает: «Что у вас?» — «Хочу летать!» – «Ну, летайте, в ДОСААФ есть самолеты». – «Нет, я хочу быть профессиональным летчиком». – «Для чего?» — «Хочу отомстить». – «Кому?» — «Фашистам. Знаете, как они нас бомбили, уничтожали, сжигали!». Климент Ефремович опешил: «Война давно кончилась, фашисты повешены, расстреляны». – «Родятся еще». — «Ну, убедительно. А сколько вам лет?» — «22» — «На вид – 16. Ладно, летай!»
И написал Председатель Президиума: «Направить в училище, если есть соответствующие данные». Так я стала с помощью Ворошилова профессиональной летчицей.
— Неужто так легко было обмануть с возрастом?
— Я ж с оккупированной территории. Сама вписала в эвакуационный лист годы. И лишь когда перешла в боевую авиацию, испытывать секретные МИГи, из штаба направили запрос в Смоленск. Там все серьезно было. В храме нашли бумаги о крещении, представляете? Выяснилось, что родилась я не 20 июля 1931 года, как писала в анкете, а 7 июля 37-го. И не Мария я, а Марина. Но простили командиры, махнули рукой. У меня уже много заслуг к тому времени было.
Но когда представили на Героя после 10 рекордов на «АНТее», командующий авиацией (он с придурью был, честное слово, нисколько не грешу!) аж взвился, говорят, увидев документы. Бабе? Героя? Уволить к черту! Уволили. Сижу, реву. Потом думаю: что это я, военный летчик-испытатель 1 класса, кандидат наук, мировая рекордсменка, плачу? Пошла на прием к министру обороны СССР Соколову. Клянусь, он сказал про того командующего «Вот балда!» Перечеркнул приказ об увольнении: «Летайте на здоровье!»
Так и налетала более 5600 часов.
Марина Лаврентьевна показала свой летный билет. «Видите, год рождения -1937-й. Освоено сорок типов самолетов, вертолетов. От «кукурузника» до АНТея.» На билете размашистая надпись: «Я вами восхищен. С уважением, люблю. Грачев». Другой уже министр обороны. Российский. Ему можно было портить серьезный документ.
Достала заслуженная летчица по прозвищу «Мадам МИГ» еще одну красную книжицу. «Министерство обороны Российской Федерации. Генерал-лейтенант Попович Марина Лаврентьевна». «Первой женщиной – генералом в авиации была Гризодубова, потом Осипенко, я — третья. Недавно совсем вручили. Но это так, полицию пугать удостоверением генеральским», — рассмеялась она.
Знаментая летчица Марина Попович навсегда ушла в небо
В ОБЪЯТЬЯХ ЙЕТИ
— Марина Лаврентьевна, правда, что вы со снежным человеком встречались?
— Я же авантюристка! Услышала, что ученые ищут реликтового гуманоида, оставшегося в живых после всемирного потопа. Загорелась! И поехала в 1982-м на Памир. С младшей дочкой. Экспедицией руководил Олег Румянцев, доктор наук. Жили в палатках. Встретилась с местными чабанами, пасшими курдючных овец. Говорю: «Мы охотимся за снежным человеком.» — «Как, вы будете в него стрелять?» – «Да нет, просто увидеть хотелось бы.» — «Он к нам приходит, трехметровый, волосатый. Мы его считаем за домового. Молоко оставляем, он кушает. Собаки и кошки его боятся.»
Ночью 13 августа проснулась неожиданно: кто-то несильно, но достаточно ощутимо трогал меня за щеку. Полог палатки широко раскрыт. А в проеме никого! Я оцепенела от ужаса. Тут закричала дочь. Спальный мешок, в котором лежала Оксана, медленно выползал из палатки. Слышался треск гравия. Хватаю дочь за плечи, что было сил тяну на себя и тоже кричу диким голосом. В лагере поднялся переполох. Дочь рассказала, что ее разбудило прикосновение чего-то мягкого к ногам. Она тоже ничего не видела в проеме палатки, хотя то, что ее тащило, должно было быть там. Румянцев утверждал позже, что видел у нашей палатки огромную тень, но решил, что это луна так странно освещает деревья. Остаток ночи мы все не сомкнули глаз. Утром осмотрели следовую полосу вокруг палаточного лагеря. На вскопанной земле виднелся огромный след босой ноги.
В тот же день мы с Оксаной покинули лагерь. Вернулись в Москву. Вскоре ужас пережитого забылся. Интерес остался. На следующее лето я отправилась в экспедицию известного криптозоолога Майи Быковой, несколько раз встречавшей йети.
Аномальные явления с тех пор стали моей второй любовью. После Неба.
ГЛАВНАЯ ПО ТАРЕЛОЧКАМ
Такой неофициальный титул присвоили Марине Попович в кругах уфологов. Она книгу толстую написала «НЛО над планетой Земля».
— Сами-то видели летающие тарелки? – поинтересовался я.
— Конечно! Впервые — на Памире. Прямо над нашими палатками завис шар, светившийся по периферии. Второй раз — в Звездном городке. Соседка кричит: «Марина, НЛО над нашим домом!» Я выскочила, стала снимать. Длинный такой, типа дирижабля.
Потом с мужем шли с работы: летит самолет Ту-154, а под ним спокойно плывет большой «дирижабль». Позже в Перми в аномальной зоне видела. В своей книге я собрала множество свидетельств про НЛО со всего мира.
— А что это такое и зачем они к нам прилетают?
— Константин Циолковский писал: «Мы уверены, что зрелые существа Вселенной имеют средства переноситься с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отставших планет и сноситься с такими же зрелыми, как они.» Возможно, нас НЛО считают не зрелыми, поэтому на прямую связь не выходят, просто наблюдают. Циолковский считается основоположником космонавтики. Современники называли его фантастом. Но люди действительно побывали в космосе. Мой первый муж Павел Попович дважды летал. Его экипаж должен был «прилуниться» раньше американских астронавтов. Но Кремль закрыл Лунный проект. Я тоже проходила подготовку в отряде космонавтов. Если пророчество Циолковского о полетах в космос сбылось, почему не поверить в его слова о зрелых существах Вселенной? Кстати, мало кто знает: генерал-майор, дважды Герой Советского Союза Павел Попович входил в комиссию по аномальным атмосферным явлениям Академии Наук СССР. Был президентом Уфологической ассоциации России.
…Теперь Марина Лаврентьевна навсегда ушла от нас на любимое Небо. Царствие Вам Небесное, великая летчица России!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Малоизвестные факты ее жизни
«Мои ноги не доставали до педалей»
В 1947 году для поступления в авиационное училище у неё было множество препятствий, одно из них — малый рост (1,50 метра). Она вспоминала:
«Мои ноги не доставали до педалей. Тогда я поставила себе цель — вытянуть ноги. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате то ли я подросла (мне было 16 лет), то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра, и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать» (подробности)
МЕЖДУ ТЕМ
Летчица Марина Попович: Первые полеты на скоростном истребителе просто захватывали дух
Одним из главных рубежей стал легендарный полет в 1967 году, когда она в два раза превысила звуковой барьер на самолете МИГ-21, побив рекорд американки Жаклин Кокран. В иностранных СМИ Марину Попович так и окрестили «Мадам Миг».
— Первые полеты на скоростном истребителе просто захватывали дух. Не успею убрать шасси на взлете, как уже небо становится темно-фиолетовым, а в зените маленькие немигающие звезды. После преодоления звукового барьера летчика охватывает какое-то особое внутреннее волнение, — делилась эмоциями Марина Лаврентьевна. — Самолет разгоняется, вот уже скорость подходит к тысяче километров в час. Я вся сжимаюсь, словно готовлюсь к прыжку вместе с самолетом (подробности)
20 июля 1931 г. родилась Марина Лаврентьевна Попович, советский военный летчик-испытатель, полковник-инженер, профессор, уфолог
Военный летчик-испытатель 1-го класса, инженер-полковник ВВС в запасе, автор 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин – Марина Попович за свою летную карьеру освоила более 40 типов самолетов и вертолетов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова и КБ О.К. Антонова, в том числе по пяти видам самолетов в качестве ведущего летчика-испытателя. Ее общий налет составляет около 6 тысяч часов. А еще она была известна, как писатель, общественный деятель и просто удивительная женщина…
Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия – Васильева) родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Смоленской области, в многодетной семье. Ей пришлось пережить и увидеть все ужасы начала Великой Отечественной войны – первые воздушные бои, бомбардировки, кровь… Это и определило выбор ее будущей профессии – самой заветной мечтой Марины стало желание летать.
Вскоре семью эвакуировали в Новосибирск, где Марина окончила школу. Но мечта об авиации осталась, и она поступила в Новосибирский авиационный техникум, а также пошла в местный аэроклуб. Свой первый прыжок Попович совершила в 17 лет в небе над Новосибирском. Именно в здесь в далеких 1940-х годах началась ее дорога в авиацию. В 1948 году она совершила свой первый полет – как курсант аэроклуба Марина летала на самолете Ут-2.
В 1951 году, после окончания авиационного техникума, два года работала инженером-конструктором на заводе, а по окончании Центральной летно-технической школы ДОСААФ в Саранске (позже – Московский филиал Киевского авиационного института), она некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова.
Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приема на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации (Высшее авиационное училище). С 1960 года Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах. В 1962 году она даже принимала участие в отборе женщин – кандидатов в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы из 9 человек, но, по некоторым причинам, в отряд взята не была.
В 1964 году Марина Попович стала летчиком-испытателем – единственной в стране женщиной – военным летчиком-испытателем 1-го класса. Сначала она была летчиком транспортного звена, и хотя женщин в авиацию тогда вообще не брали, но она смогла добиться своего – и вскоре стала летать на истребителе. Затем работала командиром воздушного судна «Ан-12» в ГНИКИ ВВС. Дальнейшая ее карьера в авиации развивалась еще более стремительно.
Именно Попович первой из женщин-летчиков-испытателей преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе «МиГ-21», за что в иностранных СМИ получила прозвище «мадам МиГ».
В течение нескольких лет активных полетов и испытаний она установила 102 мировых рекорда, 13 из которых зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (FAI). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолете Л-29, после чего (как отмечало ИТАР-ТАСС), «рекорды стали обычной работой летчицы». Ей же принадлежит мировой рекорд по скорости самолетов с двумя турбореактивными двигателями, который она установила в 1965 году на самолете «РВ», пройдя замкнутый 2000-километровый маршрут.
Десять мировых рекордов было завоевано Попович в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). Кстати, она – единственная женщина-летчица в мире, пилотировавшая этот огромный грузовой самолет. На нем впервые в истории авиации, экипаж, возглавляемый Мариной Лаврентьевной, поднял в небо 50 тонн груза на высоту 6600 метров и преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч.
До 1978 года Попович служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимирске Астраханской области, а затем пять лет работала ведущим летчиком-испытателем у генерального конструктора Антонова в его ОКБ в Киеве. Позже – занимала пост президента летной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е. Акимова, который занимался изучением торсионных полей.
Доктор технических наук, профессор, действительный член шести академий наук – Марина Лаврентьевна – Заслуженный мастер спорта СССР, кавалер нескольких орденов, обладательница множества международных наград, в том числе Золотой и Серебряный медалей им. С.П. Королева, Большой Золотой медали ФАИ. Заслуги и талант выдающейся летчицы признаны на Родине, за рубежом и даже в космосе. Американцы присвоили туристическому звездному маршруту имя Марины Попович. Кроме того, ее именем названа звезда в созвездии Рака.
Активно занималась Попович и общественной деятельностью – она была участницей женского движения «Надежда России», вице-президентом Международного Центра им. Н.Рериха, проректором Международного института управления (МИУ) по патриотической работе, вице-президентом НО Международный фонд «Здоровье Отечества» (в рамках работы которого ей удалось организовать медицинскую помощь детям-инвалидам)…
Марина Лаврентьевна, как истинно творческий человек и член Союза писателей России, в перерывах между полетами успела написать множество произведений. Она автор и соавтор четырнадцати книг, в том числе сборника стихов «Жизнь – вечный взлет» (1972) и киносценариев к двум фильмам: «Букет фиалок» и «Небо со мной». Одна из последних её книг «НЛО над планетой Земля» (2003) была удостоена премии им. М.В. Ломоносова и общественной награды «Золотое перо Руси».
Она консультировала летчиков и конструкторов ракет и самолетов, занималась исследованиями в области новых технологий, НЛО и других аномальных явлений. Участвовала в экспедициях по поиску «снежного человека» на Памире и на Кольском полуострове. Выйдя на пенсию, увлеклась горными лыжами. Попович называла себя счастливым человеком – ведь «все, о чем мечтала, сбылось!», говорила она.
Попович дважды была замужем. Ее первый муж – летчик-космонавт СССР Павел Романович Попович. В этом браке, который продлился 30 лет, родились две дочери – Наталья (1956) и Оксана (1968). Второй муж – Борис Александрович Жихорев, генерал, военный летчик, начальник разведки армии.
Удивительная женщина и легендарная летчица Марина Лаврентьевна Попович скончалась 30 ноября 2017 года в Москве.
Источник
Попович, Марина Лаврентьевна — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Попович.Мари́на Лавре́нтьевна Попо́вич (Васи́льева; 20 июля 1931, хутор Леоненки Велижского района Западной области — 30 ноября 2017, Краснодар[1]) — советский военный лётчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР[2], 102-кратный рекордсмен мира. Полковник-инженер, доктор технических наук, профессор, уфолог. Член Союза писателей России[3].
Биография
Марина Лаврентьевна Васильева родилась, по официальным данным[4], 20 июля 1931 года, с её слов — 12 июля 1937 года[5], в Велижском районе Западной области (ныне Смоленская область), на хуторе Леоненки, в семье Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева и Ксении Логиновны Щербаковой[6].
Детство Марины прошло в деревне Самусенки[4]. В семье было пятеро детей, но после несчастья со старшей сестрой Зоей, которая трагически погибла, старшей стала Марина[6].
Отец перегонял плоты по Западной Двине, но при этом увлекался музыкальным искусством, сам делал скрипки и хорошо играл.
«Мой папа был скрипачом, с детских лет я с ним выступала на концертах (играла на маленьких цимбалах), а дядя Карп — на баяне. Такой был у нас семейный инструментальный ансамбль. Поэтому родители и родственники были уверены: моё будущее — музыка», — позже вспоминала она[7].
Сестра Марины Валентина окончила консерваторию, стала впоследствии дирижёром в театре. Двое братьев матери были лётчиками; война подсказала и ей сделать выбор в пользу лётного искусства[8]. В начале Великой Отечественной войны семью эвакуировали в Новосибирск, но позже она вспоминала:
Мы жили под Смоленском, в небольшом городке Велиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… После этого в партизаны ушли мои двоюродные братья Миша и Володя Иванутины, которым было по 9–12 лет. Память войны она очень крепкая… Так вот, почему я хотела летать. Я хотела отомстить фашистам. Отомстить. Но пока я росла, фашистов не стало, а желание научиться летать — осталось[8].
Для поступления в авиационное училище, в 1947 году, у неё было множество препятствий, одно из них — малый рост (1,50 метра).
«Мои ноги не доставали до педалей. Тогда я поставила себе цель — вытянуть ноги. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате, то ли я подросла (мне было 16 лет), то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать», — вспоминала она[8].
Другим препятствием был пол: хотя в годы Великой Отечественной войны летало немало женщин, но после войны началась эра реактивной авиации и женщин перестали зачислять в авиационные училища.
Третьей проблемой был слишком юный возраст — 16 лет, для чего Васильева «приписала» себе лишних 6 лет. Марина добилась приёма у заместителя Председателя Совета министров СССР К. Е. Ворошилова и получила разрешение на зачисление; так она обрела возможность стать профессиональным лётчиком[9][10][11].
Летать Марина Васильева начала в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна (1951—1953). По окончании Центральной лётно-технической школы ДОСААФ в Саранске (позже — Московский филиал Киевского авиационного института) она некоторое время работала там инструктором, а с 1958 года стала лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приёма на военную службу[12], а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации[13].
В 1955 году Марина вышла замуж за будущего лётчика-космонавта СССР Павла Поповича, в браке с которым прожила 30 лет[14].
С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах[12]. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была[12].
В 1964 году М. Л. Попович стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. Стала командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из советских женщин-лётчиков-испытателей МиГ-21 преодолела звуковой барьер (за что в западной прессе получила прозвище «мадам МиГ»[10]). В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ[15]). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолёте Л-29, после чего, как отмечает ИТАР-ТАСС, «рекорды стали „обычной работой“ лётчицы»[12].
Летом 1965 года на самолёте «ЯК-25РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолёте «ЯК-25РВ» по маршруту Волгоград — Москва — Астрахань — Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км[4].
13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (ФАИ)[4]. Десять мировых рекордов было завоёвано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта Ан-22 «Антей»; она стала единственной в мире женщиной-лётчицей, пилотировавшей самолёт такого класса[10])[13]. В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.
В 1969 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Тема диссертации — «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием»[3].
В 1979—1984 гг. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве[13]. В возрасте 53 лет завершила лётную карьеру[10], за время которой она налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС имени В. П. Чкалова и КБ О. К. Антонова (в том числе по пяти видам самолётов — в качестве ведущего лётчика-испытателя).
Позже занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А. Е. Акимова, занимающемся изучением «торсионных полей»[13].
Писатель, автор 14 книг[10]. Энтузиаст и исследователь в сфере уфологии[13][16].
Последние годы жила с мужем в Мостовском районе Краснодарского края, где супруги в 2013 году купили участок земли и построили дом. Вела активный образ жизни, принимала участие в жизни района. Утром 30 ноября 2017 была госпитализирована в межрайонный кардиологический центр Краснодара[17]. Скончалась 30 ноября 2017 года в Краснодаре[18]. Похоронена с воинскими почестями 4 декабря 2017 года на Федеральном военном мемориальном кладбище[19].
Общественная деятельность
- М. Л. Попович была активисткой КПРФ, участницей женского движения «Надежда России».
Сейчас быть в КПРФ — это как в партизанском отряде. Моя цель — отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный Буран.[20],
— заявила она в интервью «Советской России».
- С 2007 по 2013 год М. Л. Попович являлась вице-президентом Международного Центра Рерихов.
- Марина Лаврентьевна занимала пост проректора НОУ ВПО «Институт управления» (Архангельск) по патриотическому воспитанию молодёжи.
- Являлась действительным членом Платоновской Академии наук (Франция), Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург), Международной Духовной Академии и членом Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка[13].
Личная жизнь
Награды и звания
В ряде газетных и интернет-публикаций указано, что Попович имеет звание Героя Социалистического Труда[23], а сама лётчица появляется на публике и фотографируется для печати с Золотой звездой на груди. На самом деле законными органами власти СССР это звание Попович не присваивалось, а награду с таким названием она получила в 2001 году, к своему 70-летию, из рук Сажи Умалатовой[9][24][25].
Книги
М. Л. Попович — член Союза писателей России[13]. Среди изданных ею книг:
- «Прыжок в небо»
- 1972 — «Жизнь — вечный взлёт» (сборник стихов, в соавторстве с Т.Кожевниковой.)
- «Хождение за два маха»
- «Сёстры Икара»
- «Старт над облаками»
- «Автограф в небе»
- 2003 — «НЛО над планетой Земля»
- «УФО-гласность»
- 2007 — «Магия неба»
- «Наедине с небесами» (в соавторстве с Б. А. Жихоревым)
- «Система передачи информации» (в соавторстве с В. Поповой и Л. Андриановой)
- «Письма внеземных цивилизаций» (в соавторстве с В. Поповой и Л. Андриановой)
- «Я — лётчик. Воспоминания и размышления» (2011)[26]
Фильмография
М. Л. Попович — автор киносценариев:
Память
7 мая 2018 года памятник, посвящённый Марине Попович, открыт на территории испытательного центра, расположенного на военном аэродроме «Чкаловский» в Московской области[27].
Именем Марины Попович названа звезда в созвездии Рака[4].
Её именем будет названа улица районного центра Мостовского Краснодарского края[28].
Документалистика
Документальный фильм «Разлучённые небом». Первый канал, Студия «Встреча», 2010 г.[29]
Примечания
- ↑ РБК, 30 ноября 2017. Умерла летчик-испытатель Марина Попович
- ↑ Попович Марина Лаврентьевна // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — Москва: Барс, 2007. — С. 489. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
- ↑ 1 2 ТАСС: Биография летчика-испытателя Марины Попович Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/info/4774529
- ↑ 1 2 3 4 5 Попович Марина Лаврентьевна. // Сайт admin-smolensk.ru. Проверено 1 января 2011. Архивировано 11 апреля 2012 года.
- ↑ Как знаменитая лётчица Марина Попович встречалась с йети, видела НЛО и помолодела на 6 лет
- ↑ 1 2 3 М. Л. Попович. Фотографии. // Современный музей спорта. Проверено 10 октября 2011. Архивировано 11 апреля 2012 года.
- ↑ Инопланетяне стучатся к нам. // Подмосковье-Неделя, № 30, С. 11 (17.10.2001). Проверено 10 октября 2011. Архивировано 11 апреля 2012 года.
- ↑ 1 2 3 Блинова, Екатерина. Богиня русского неба. // pressmk.ru. Проверено 1 января 2011. Архивировано 11 апреля 2012 года.
- ↑ 1 2 Черных, Евгений. Как знаменитая лётчица Марина Попович встречалась с йети, видела НЛО и помолодела на 6 лет. // KP.RU (12.07.2012). Проверено 21 ноября 2015.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Колесавина, Наталья. Марина Попович: Миг длиною в жизнь // Аргументы и факты. — 2014. — № 50 (1779) за 10 декабря. — С. 45.
- ↑ Кандакжи Л. Лётчик-испытатель Марина Попович рассказала об инопланетянах // Русская служба новостей, 30.08.2015
- ↑ 1 2 3 4 Легендарная лётчица-испытатель Марина Попович отмечает 80-летний юбилей. // ИТАР-ТАСС Урал (20/07/2011). Проверено 15 июля 2012. Архивировано 8 августа 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Марина Лаврентьевна Попович (Васильева). // Сайт «Космическая энциклопедия ASTROnote». Проверено 13 августа 2010. Архивировано 11 апреля 2012 года.
- ↑ Путь в небо // Октябрьская магистраль. — 2008. — № 7 (14102) за 23 февраля. (Проверено 21 ноября 2015)
- ↑ Астахов Р. Як-25РВ. Дальний высотный разведчик. // Русская сила. Современное оружие. Проверено 15 июля 2012.
- ↑ Марина Попович: «Я не верю в НЛО — я их три раза видела» // Правда.Ру
- ↑ Летчика-испытателя Марину Попович похоронят в Москве / ТАСС, 30.11.2017
- ↑ Стала летчицей, чтобы отомстить фашистам: скончалась легендарная Марина Попович // Московский комсомолец, 30.11.2017
- ↑ Легендарную летчицу Марину Попович проводили оружейным салютом // Звезда, 04.12.2017
- ↑ Платова, Галина. Небо затянуло коммерцией. Марина Попович: «Над Красной площадью летела авиация вчерашнего дня». // Советская Россия (15.05.2010). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 29 апреля 2013 года.
- ↑ Колыско, Татьяна. Звезда по имени Марина. // Гудок, № 194 (24.10.2003). Проверено 10 октября 2011. Архивировано 11 апреля 2012 года.
- ↑ Официальный сайт Российской академии бизнеса и предпринимательства
- ↑ Марина Попович: Бабушка под облаками
- ↑ Любимые самолёты Марины Попович — Видеопроект Правды.ру
- ↑ Форум проекта «Герои Страны» • Просмотр темы — Герои от Умалатовой
- ↑ Я — лётчик. Воспоминания и размышления. // Сайт www.bgshop.ru. Проверено 10 октября 2011. Архивировано 11 апреля 2012 года.
- ↑ На аэродроме Чкаловский открыли памятник, посвященный Марине Попович / mil.ru, 07.05.2018
- ↑ Власти Мостовского на Кубани намерены назвать в честь лётчицы Марины Попович одну из улиц / ТАСС, 01.12.2017
- ↑ Первый канал — Разлучённые небом
Ссылки
Биография летчика-испытателя Марины Попович — DISCRED.RU
Летчица, которая первой в мире преодолела звуковой барьер на МиГ-21, ушла из жизни в возрасте 86 лет
30 ноября 2017 года в возрасте 86 лет скончалась советский летчик-испытатель 1-го класса Марина Попович.
Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия — Васильева) родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области РСФСР (ныне — РФ). Позднее заявляла, что приписала себе несколько лет при поступлении на военную службу, и правильной датой ее рождения является 12 июля 1937 год.
Среднюю школу окончила в Новосибирске, куда семья была эвакуирована в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годах. В 1951 году окончила Новосибирский авиационный техникум (ныне — Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака). Была курсантом летного отделения Новосибирского аэроклуба. В 1957 году окончила Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ города Саранска (Мордовская АССР, ныне — Республика Мордовия), в 1962 году — Ленинградскую академию гражданской авиации (ныне — Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации).
Кандидат технических наук (1969). Тема диссертации — «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием».
После окончания авиатехникума работала инженером-конструктором на Новосибирском заводе им. Коминтерна (ныне — АО «НПО НИИИП-НЗиК»). В 1954-1955 годах была инструктором Центральной объединенной летно-технической школы города Саранска, с 1958 года — летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова (Москва). Пилотировала все типы летательных аппаратов, которые эксплуатировались в то время в ДОСААФ. В 1960 году начала осваивать реактивные самолеты.
В 1962 году приняла участие в первом отборе женщин — кандидатов в космонавты, прошла медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ), однако в космонавты не попала.
В 1963 году была принята в ряды Военно-воздушных сил (ВВС) СССР на должность летчика транспортного звена. С 1964 года – летчик-испытатель на базе Государственного Краснознаменного Научно-испытательного института ВВС СССР (аэропорт Чкаловский, Московская обл.). Первой из советских летчиков-испытателей женского пола преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище «мадам МиГ» в иностранных СМИ. Стала единственной в Советском Союзе женщиной — военным летчиком-испытателем 1-го класса.
В 1978 году была уволена в запас из рядов Вооруженных сил СССР.
В 1979-1984 годах работала ведущим летчиком-испытателем в опытно-конструкторском бюро Олега Антонова в Киеве (Украинская ССР, ныне — Украина). Летала в составе экипажа на транспортном самолете Ан-22.
Установила более 100 авиационных рекордов, из которых 10 зарегистрированы в Международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налет — около 6 тыс. часов на 40 типах самолетов и вертолетов.
Полковник-инженер запаса.
Была награждена и орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалями. Заслуженный мастер спорта СССР.
Была членом Союза писателей РФ. Состояла в КПРФ.
Занимала пост вице-президента Международного центра Рерихов.
Самостоятельно и соавторстве написала девять книг, в числе которых сборники стихов, прозаические произведения, книги об НЛО и др. Соавтор сценариев к кинофильмам «Букет фиалок» (1983, режиссеры Вера Строева, Олег Бондарев) и «Небо со мной» (1974, режиссер Валерий Лонской).
Дважды была замужем. Первый муж — Павел Попович, летчик-космонавт. Дочери от первого брака — Наталья (род. в 1956 г.) и Оксана (род. в 1968 г.). Второй муж – Борис Жихорев, военный летчик.
Марина Попович увлекалась изучением НЛО и других аномальных явлений.
tass.ru
5 знаменитых летчиц сверхзвуковой авиации мира
MMSV Автор:25 мая 2014 00:43 Жаклин Кокран
Свои летные подвиги Кокран начала совершать в 1937 году, установив женский национальный рекорд скорости полета. Через год ее признали лучшей женщиной-пилотом. Ну а потом она уже начала устанавливать абсолютные рекорды, посрамив пилотов-мужчин. Именно тогда ей присвоили негласный титул «Королева скорости». За свою летную карьеру она установила не побитое до сих пор достижение по количеству установленных мировых рекордов скорости полета.
В начале Второй мировой войны Жаклин добилась с помощью жены президента Рузвельта создания женской эскадрильи транспортной авиации, базировавшейся в Англии и совершавшей боевые вылеты для доставки грузов и десантирования. С войны Жаклин вернулась с множеством боевых наград.
Помимо неукротимой энергии Кокран обладала и могучим здоровьем. Освоив пилотирование реактивных истребителей, она преодолела звуковой барьер незадолго до собственного пятидесятилетия – в 1953 году. Рекорд был установлен совместно с майором Чаком Йегером на реактивном самолете Canadair F-86 Sabre. Но на этом не остановилась, взяв через некоторое время «планку» в 2М. Вероятно, пошла бы и дальше – к рубежу 3М, но тогда просто не были созданы столь скоростные машины.
В отставку она вышла в звании подполковника ВВС. Имея в своем активе множество мировых рекордов и военных достижений. Она была первым пилотом, совершившим «слепое» — по приборам – приземление. Первой из женщин взлетела и села на авианосец. Уникальны и ее достижения при перелетах через Атлантику на самых различных летательных аппаратах, включая стратегический бомбардировщик.
Марина Лаврентьевна ПоповичВ 16 лет ее не принимали в смоленский аэроклуб, поскольку из-за малого роста, 150 см, она не доставала до педалей. И тогда она упросила подруг, чтобы те подвешивали ее вниз головой с грузом. Через год в аэроклуб ее приняли, поскольку рост увеличился на 11 см. Правда, сейчас Попович склонна считать, что этому способствовали не истязания, а естественный подростковый рост, а также возможность лучше питаться в связи с улучшением в стране продовольственной ситуации.
Вначале прыгала с парашютом, а в 1948 году начала летать. Параллельно заочно училась в Новосибирском авиационном техникуме. После его окончания работала на заводе инженером-конструктором. В 1955 году стала инструктором Центральной летно-технической школы ДОСААФ в Саранске. Через три года перешла в Центральный аэроклуб им. Чкалова…
Однако полеты на спортивных самолетах с поршневыми двигателями вскоре перестали ее устраивать. Ей хотелось совсем других скоростей.
И, включив «свой ТРД» на полную мощность, добилась в 1960 году приема на военную службу, что не только в те времена, но и сейчас является уникальным случаем. И сразу же приступила к освоению реактивной техники. Через год стала единственной в стране военной летчицей-испытателем первого класса. Работала в этом качестве в Государственном летно-испытательном центре МО им. Чкалова в подмосковном Чкаловске. А спустя несколько лет – ведущим летчиком-испытателем ОКБ Антонова в Киеве.
Она освоила 40 новых самолетов и вертолетов. Для 5 из них была ведущим летчиком-испытателем. Налетала 5600 часов. Установила 102 мировых рекорда. В том числе, побила и несколько рекордов Жаклин Кокран на истребителе-перехватчике Як-25. Звуковой барьер преодолела на МиГ-21, став второй после Кокран. До сих пор непобитыми остаются 13 мировых рекордов Попович.
В 1978 году вышла в запас в звании инженер-полковника ВВС. Также является генерал-лейтенантом казачьих войск. Заслуженный мастер спорта СССР. Доктор технических наук.
Светлана Евгеньевна СавицкаяПуть в военную авиацию Светлане Евгеньевне Савицкой (1948) был открыт по праву рождения. Ее отцом был Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий. Параллельно с учебой в Московском авиационном институте она получила летное образование и практику пилотирования в Калужском авиационном летно-техническом училище.
В качестве летчика-инструктора с 1972 года работала в Центральном аэроклубе им. Чкалова. В 1976 году окончила Школу летчиков-испытателей летно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности, став летчиком-испытателем второго класса.
Работала летчиком-испытателем в НПО «Взлет» Министерства радиопромышленности, где осуществляются испытания бортовой электронной аппаратуры в реальных условиях полетов. Затем – в КБ Яковлева.
За время работы Савицкая освоила 20 типов самолетов, среди которых истребители МиГ и Су. Установила три мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы. А также 15 мировых рекордов, установленных ею на реактивных самолетах. За что была удостоена звания Заслуженный мастер спорта СССР.
А в 1982 году взлетела выше и Кокран, и Попович, совершив полет в космос. Затем был второй полет, сделавший Савицкую единственной женщиной, ставшей дважды Героем Советского Союза. Но это уже совсем другая история.
На пенсию вышла в звании майора ВВС.
Светлана ПротасоваРекордсменкой по пилотированию самых современных боевых машин в России является майор ВВС Светлана Протасова. Она единственная в мире женщина, летающая на МиГ-29.
Она родилась в семье военного переводчика. И пошла по стопам Савицкой. Получив отказ во всех военных летных училищах, поступила в Московский авиационный институт. Затем окончила Запорожское летное училище ФОСААФ. Долго летала на спортивных самолетах Як-18 и Як-52, оттачивая мастерство. Пару лет поработала во Франции инструктором, обучая полетам на советских спортивных машинах французов.
Вернувшись на родину, регулярно направляла рапорта с просьбой принять ее на действительную службу в ВВС. И регулярно получала отказы.
Пришлось пойти на отчаянный шаг. «Подобрала ключи» к нескольким офицерам, работавшим в главном штабе, она добилась, чтобы ее тайно провели в кабинет главкома ВВС Петра Дейнекина. На того произвел эффект напор молодой летчицы, для которой полеты на сверхзвуковых истребителях были главным смыслом жизни.
И ей присвоили звание лейтенанта и начали обучать полетам на МиГ-29. Свой первый самостоятельный полет она совершила 4 апреля 1996 года. Дослужилась до майора.
Но потом, что называется, жизнь взяла свое. Протасова вышла замуж, демобилизовалась. И прошла подготовку на право управления лайнером Airbus A320.
Кристи МурЖенщина за штурвалом сверхзвукового самолета в Великобритании давно никого не удивляет. Но Кристи Мур заметно выделяется из «общей массы» сверхзвуковых соотечественниц.
Окончив в 1998 году Имперский колледж Лондона, Мур была зачислена в Королевские ВВС. После окончания летного училища, она некоторое время поработала инструктором, обучая будущих пилотов летать на современном сверхскоростном тренировочном самолете на аэродроме RAF Valley.
Затем в звании капитана Королевских ВВС села за штурвал ударного истребителя Tornado GR4 и приняла участие в боевых операциях в Ираке.
В прошлом году 31-летняя Кристи Мур была зачислена в пилотажную группу Великобритании «Красные стрелы». И сейчас проходит подготовку в исполнении групповых фигур высшего пилотажа на самолетах Hawk.
Группа «Красные стрелы» существует с 1964 года. Она участвовала более чем в 4000 показах в 50 странах мира. Кристи Мур – единственная женщина, которой выпала честь быть принятой в группу, долгие демонстрирующую в небе чудеса пилотирования.
Авторский пост
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров