Автомобильный усилитель звука своими руками. Основные требования к устройству. Усилитель звука своими руками для автомобиля
Автомобильный усилитель своими руками – как собрать? + Видео
Если нет желания тратиться на дорогие аудио-гаджеты, можно попробовать собрать автомобильный усилитель своими руками. Эта операция совсем не сложная. Главное – грамотно подойти к ее реализации.
1 Усилители – как не запутаться в их классах?
Многие аудиосистемы в современных транспортных средствах оснащаются специальным встроенным устройством, которое позволяет добиваться большей громкости звучания и качества музыки. К сожалению, такой автомобильный штатный усилитель не всегда справляется со своими задачами. Его мощности просто-напросто не хватает. В подобных случаях приходится приобретать другое устройство, которое может увеличить силу тока и напряжение звукового сигнала до определенного уровня.
Сейчас несложно приобрести практически любой автомобильный более мощный и качественный усилитель. Вопрос заключается лишь в том, какую сумму вы планируете выложить за это важное для любителей хорошей музыки устройство. Автомобильные усилители для воспроизведения высококачественного звука принято подразделять на разные классы в зависимости от чистоты выдаваемого ими сигнала и показателя полезного действия.
Минимум искажений обеспечивает автомобильный (сравнительно недорогой) усилитель класса А. Но показатель его полезного действия не превышает 20 %. Более мощными являются приспособления В-класса. Их недостаток – существенное искажение воспроизводимой музыки. Золотой серединой в данном случае можно считать устройства класса А/В. Они характеризуются средними величинами чистоты звука и полезного действия.
Автоусилители указанных классов могут иметь разное количество каналов – от 2 до 5:
- трехканальные аудиоустройства позволяют подсоединять к ним активный сабвуфер и два динамика;
- в двухканальных автомобильных приспособлениях возможно подключение только колонок;
- четырехканальные могут функционировать в режиме tri-mode (к одному выходу подключают одну моно и две стерео системы), а к пятиканальным дополнительно подключают сабвуфер.
Также существуют большие по мощности басовые усилители. Их называют моноблоками. Стоимость таких устройств высока. Поэтому автомобильный усилитель моноблок приобретается достаточно редко и теми автовладельцами, которые не привыкли ни на чем экономить.
2 Подбор устройства – что подойдет вам?
Выбирая автомобильный современный усилитель, вам нужно сначала определиться с его классом, а затем – с числом каналов. И только после этого приступать к предметному разбору технических возможностей интересующего вас аудиоприспособления. Как выбрать автомобильный усилитель на практике? Обращайте внимание на следующие его характеристики:
- Показатель гармонических искажений (аббревиатура – THD). Данная величина должна быть минимальной. Тогда ваше приобретение будет выдавать по-настоящему чистый звук.
- Демпфрирующий показатель. Чем он больше, тем качественнее звук вы получите.
- Разделение каналов. Эта характеристика также влияет на качество воспроизведения музыки. Подбирайте устройство с самым высоким показателем разделения.
- Мощность. От нее зависит громкость звучания аудиосистемы в автомобиле. Совет. Обращайте внимание на номинальный показатель мощности (RMS), указанный в паспорте.
- Наличие регулировок. Качественный автоусилитель позволяет настраивать не только громкость, но и ряд других параметров звучания. Если вы планируете купить качественное устройство, выбирайте то, которое дает возможность регулировать инфранизкие и низкие, а также высокие частоты.
Автомобильный усилитель
Кроме того, имеет смысл разобраться с количеством разъемов автоусилителя. У дорогих устройств предусмотрены разнообразные линейные и высокоамплитудные входы. Первые необходимы для подключения к аудиосистеме эквалайзеров, процессов и прочих систем. А без вторых у вас не получится установить в авто магнитолу без линейного выхода.
3 Ламповый усилитель – чистый звук при минимуме затрат
Спецы в сфере радиоэлектроники утверждают – транзисторные и микросхемные аудиоусилители по качеству выдаваемого звука не идут ни в какое сравнение с устройствами УНЧ. Любой профи скажет, что ламповый автоусилитель порадует вас отличной музыкой без каких-либо искажений.
При этом собрать такой усилитель звука своими руками можно за пару часов и с минимальными финансовыми затратами.
Ламповый усилитель
Ламповый автоусилитель можно сделать на элементарной однотактной схеме. Она приведена ниже. Эта схема хороша тем, что она позволяет увеличить выходную мощность аудиосистемы в авто за счет параллельного попарного расположения лампочек, работающих на нагрузку.
Давайте посмотрим, как собрать простой автомобильный усилитель дома по приведенной схеме. Вам нужно взять из старого телевизора звуковой выходной и силовой трансформаторы, найти (либо приобрести) неиспользуемый блок питания и лампочки. На вход желательно ставить изделия с маркировкой 6Н2П. А на выход больше подойдет лампа 6П14П. Если старый блок питания для самодельного автомобильного усилителя найти не удалось, придется купить новое приспособление. Выбирайте любое. Главное, чтобы оно было рассчитано на 50 Герц и имело обмотки на заданные напряжения.
Ориентируясь на схему, собираете все ее элементы в одно целое (как вы сами понимаете, без знания азов радиоэлектроники сделать это будет трудновато). Затем подыскиваете подходящий корпус для размещения в нем самодельного автоусилителя. В качестве такового можно использовать ненужный корпус от системного блока. Из него даже можно не вынимать вентилятор – он будет обдувать ламповый усилитель. Вентилятор не должен функционировать постоянно. Поэтому обязательно сделать для него выключатель. Расположите это приспособление на тыльной стороне корпуса системщика. Включать его вы будете только по мере необходимости.
Ламповый усилитель
Можете сделать свой автоусилитель более элегантным и практичным, подсветив его лампочки разноцветными диодами. Тогда при запуске аудиоустройства лампы будут светиться, например, зеленым цветом, в режиме ожидания – синим и так далее. Вот и все премудрости самостоятельной сборки простого усилителя для авто. Поверьте, от заводского устройства средней стоимости он мало чем будет отличаться, а по качеству звука будет даже превосходить его.
4 Собираем автоусилитель на микросхеме TDA – несложно и недорого
Полупроводниковые элементы дают возможность сделать маленький полупроводниковый усилитель для своего автомобиля любому умельцу, который имеет навыки выполнения несложных радиоэлектронных работ. Посмотрим, как собрать отличное аудиоустройство на микросхеме TDA8560Q. Вместо нее можно использовать и TDA2005, и TDA1558 и любую другую схему, которая выдает следующие (примерно) характеристики:
- частотный диапазон – от 20 до 20000 Герц;
- мощность (на выходе) – 25–40 Вт;
- питание (величина напряжения) – от 6 до 18 В.
Чтобы сделать автомобильный полупроводниковый усилитель, вам нужно приобрести все требуемые элементы: конденсаторы и резисторы (0,2 мкФ), трансформатор (силовой) с током до 5 А, охлаждающий радиатор, сетевой выключатель, регуляторы баланса звука и громкости, диоды с маркировкой Д245 (либо их аналоги), конденсатор (электролитический) 25 В х 4700 мкФ, разъемы (выходные и входные). Собираете все эти компоненты по схеме на печатной плате, припаиваете их, впаиваете тоненькую проволочку в дорожки питания. Затем монтируете изготовленную конструкцию на радиатор охлаждения. Ваш маленький усилитель звука готов!
Автоусилитель на микросхеме TDA
Теперь следует подумать о том, как грамотно произвести подключение автомобильного усилителя. Здесь все просто. Самостоятельно собираете блок питания (схема ниже) и выполняете его подключение к бортовой сети. Об этом далее.
5 Подключение и настройка самодельных и заводских аудиоустройств
Давайте разберемся, как подключить автомобильный усилитель самому. Если вы никогда не выполняли подобную работу, рекомендуется приобрести специальный комплект электропроводов, предназначенных именно для этих целей. Готовый набор позволит вам быстро выполнить подключение усилителя (сделанного самостоятельно либо заводского). Правда, качество звука в данном случае может быть не самым лучшим. Добиться идеального звучания можно посредством использования отдельных многожильных медных проводов:
- 2х4 для сабвуфера;
- 2х1,5 для твитеров;
- 2х2,5 для задних и передних колонок.
В качестве силовой проводки можно использовать любой провод. Его обычно подключают к кузову авто минусом, а к выходу питания магнитолы – плюсом. Но профи в области автозвука рекомендуют подсоединять усилитель немного иначе – прямо к аккумуляторной батарее транспортного средства. В данном случае придется потратиться на более дорогой и толстый провод КГ-35 либо КГ-25. Его нужно подсоединять к имеющимся клеммам на аккумуляторе. Остальные провода (между колонками и отдельными боками аудиосистемы) также подключаются к клеммам и специальным выходам.
Настройка собственными силами автомобильного усилителя, как правило, не вызывает серьезных проблем. Эту операцию следует выполнять строго по инструкции, прилагаемой к заводскому усиливающему звук устройству. А самодельные "гаджеты" настраиваются при помощи регуляторов баланса звучания и громкости, которые, как было отмечено выше, монтируются в полупроводниковые и ламповые усилители.
tuningkod.ru
строим и устанавливаем в авто
Автомобильная система в стандартном исполнении не оснащается корпусами под составляющие элементы. Корпус для составляющих элементов аудиосистемы заменяют штатные места расположенные в дверях, торпедо, полках и стойках. Автомобильные производители предполагают возможность установки усилителя звука в автомобиле самостоятельно его владельцем.
Исход же по качеству звучания будет зависеть только от Вас, от Ваших умений и желания правильно и качественно выполнить работу. «Самопальные» усилители независимо от вариаций их исполнения могут как обогатить систему сочным и качественным звуком или подобием ширпотреба.
Самостоятельная установка усилителя подразумевает под собой укомплектование автомобиля, подходящей под штатные места, аудиосистемой.Производитель оставляет заглушенные конструктивные решения определённых размеров, которые рассчитаны под монтаж подходящей аудиосистемы.
В качестве «качающего элемента» в салон автомобиля лучше монтировать активный сабвуфер. Этот низкочастотный элемент аудиосистемы уже оборудован индивидуальным усилителем и «одет» в собственный корпус. Продуманная для дальнейшей реализации схема аудиоусилителя для саба подразумевает под собой только увеличение громкости, но не насыщение басов низами. Такие критерии как глубина, чистота и плотность не доступны активным сабвуферам.
Пассивные сабвуферы в свою очередь обладают собственным корпусом и наличием низкочастотной головки, но усилитель в них отсутствует. Автомобильный усилитель для сабвуфера призван улучшить и насытить звучание басов.
Самостоятельное изготовление усилителя для пассивного сабвуфера также предполагает создание для него специального корпуса, который будет улучшать его звуковые качества. При этом всём необходимо будет учесть размеры самого сабвуфера и конечно же габариты Вашего автомобиля.
Корпус должен быть крепко сбитым и ладно скроенным. Конечно, без труда, как говорится, да и без достаточных финансовых вливаний такую схему усилителя сделать не получится. Но, как показывает практика, оно того стоит. Усилители встают на своё место, «как влитые» и «раскачивают не по-детски»!
Если автомобильный усилитель располагать отдельно без привязки к корпусу сабвуфера, то это тоже имеет свои плюсы. Расположив его на задней полке, Вы не загромождаете багажное пространство. Усилители звука для автомобилей на рынке предоставлены в большом объёме и на любой вкус, цвет и кошелёк.
Но в силу последнего, ведь действительно хорошие варианты стоят не малых денег, автомобилисты задаются вопросами о том, как же сделать отличный, действительно качественный усилитель своими руками, ла так, чтобы он не уступал маститым производителям.
Принцип работы
Чтобы понять принцип работы усилителя, необходимо совершить первый шаг, с которого то и откроется путь в познание. И этим шагом является понимание того, что такое сигналы. Сигналы нужны для передачи данных из одного пункта назначения в другой.
Сигналы подразделяются на два вида – аналоговые и цифровые. В нашем примере мы будем использовать аналоговый сигнал, передающийся по кабелям аудио системы, который являет собой аналог звуковой волны, но в форме электричества, при помощи меняющегося уровня напряжения. Головное устройство транслирует в усилитель по кабелям электрический сигнал, что соответствует звуку.
Бытует мнение, что усилитель преобразовывает небольшой сигнал, увеличивая его до большей необходимой величины. Это утверждение в чём-то верно, но частично. А по факту усилитель создаёт сигнал заново, который является клоном входного.
Для сравнения возьмём принцип работы всеми нам известной копировальной машины (в народе «Ксерокс»). Вы, скорее всего зададитесь вопросом, как же так? Как можно сравнивать технологии, которые очевидно различны? Но вспомните, когда вы делали копию какого-либо документа, то явно обратили внимание на то, что при его помощи можно масштабировать исходник до определённой величины. Если, имея исходное изображение, скопировать его в увеличенном размере, Вы получите два одинаковых изображения, но разного размера и на разных листах. То-есть новое изображение – это увеличенная точная копия старого.
Теперь спроецируем этот принцип в усилитель. Он берёт входной сигнал, копирует его и отправляет на выход уже преобразованную увеличенную копию. Проведённая нами аналогия, как нам кажется, вполне просто и доступно даст Вам общее представление о принципе работы автомобильного усилителя. Усилитель принимает слабый сигнал от какого-либо проигрывающего источника и масштабирует его именно под конкретные динамики, чтобы на выходе получался ожидаемый Вами результат. Пусть, по сути, сигнала два на входе и на выходе, но разница в них только в мощности.
Основные виды и характеристики
Автомобильные усилители условно можно разделить на два вида:
— одноканальные усилители или, как их ещё называют, моноблоки;
— многоканальные усилители, имеющие до 6-ти каналов.
Моноблоки
Моноблоки - это басовые усилители большой мощности. Как правило данный тип усилителей используется исключительно для сабвуферов. Моноблоки рассчитаны на работу с сабвуферами с низкоомной нагрузкой – 1-2 Ом. Если «грузить» сабвуфер можно и до 8 Ом, то брать одноканальник чисто под него не имеет смысла. Будет вполне достаточно приобрести двух канальный усилитель и подключить его мостовой схемой.
Одноканальные усилители выпускаются в основном в D классе (о классах чуть далее), что означает большую мощность, но посредственное качество звука, чего вполне достаточно для подключения саба. Моноблоки включают в себя кроссовер, что хорошо развит, и выносной регулятор громкости, что является весьма удобным для подключения к стоковой автомагнитоле, не имеющей встроенного регулятора громкости саба.
Двухканальные и трёхканальные усилители
Предназначены для подключения двух колонок или сабвуфера. Данный тип усилителей поддерживает низкоомную нагрузку и способен работать в мостовом расположении. Данный вид усилителей достаточно универсален и умеет сохранять регулировочные комбинации, которые необходимы для качественной работы сабвуфера. Для примера можно привести равномерно усиливающийся бас и фильтрацию инфранизких частот. Четырех канальные усилители
Если подходить к четырех канальным усилителям с технической стороны, то их предназначение аналогично предыдущей категории усилителей. Проще говоря это выглядит как один корпус с общим блоком питания на два двухканальных усилителя. Основным отличием этого вида усилителей является возможность подключения трех акустических систем к одному стереофоническому выходу усилителя, что называется tri-mode. А ещё есть возможность использования второй пары линейного выхода используя выход первой.
Пяти канальные усилители
Этот вид усилителей построен по типу предыдущего вида, а пятый канал предназначен для подключения саба.
Шести канальные усилители
Эти мощностные усилители звука распространены и востребованы не настолько широко, как предыдущие виды. Звуковые системы, нуждающиеся в подобных аппаратах – большая редкость. Усилители со встроенным звуковым процессором «Особняковый» вид автомобильных усилителей. Зачастую, устанавливая усилитель в штатную аудиосистему, можно столкнуться с проблемой отсутствия полноценного сигнала, фоном и плохим качеством сигнала. Такая система требует установки отдельного процессора звука. Для таких целей и пригождается этот вид усилителей.
В зависимости от того каким КПД и уровнем искажения выходного сигнала обладают автомобильные усилители, они подразделяются на классы.
А-класс
Славится самым «кристальным» воспроизведением звукового сигнала. Минус этого класса усилителей – это его КПД в 20%. Это обуславливается тем, что львиная доля мощности теряется в электроцепях. Усилители А-класса – редкость в автомобилях. Достоинства звучания перекрывают низкая мощность и сильно завышенная стоимость.
В-класс
Значительно мощнее А-класса, но звук по своей чистоте, конечно, далёк от идеала. В силу этого В-класс усилителей используется мало.
С-класс
Этот класс отличается самым высоким коэффициентом производительности в целых 75%, но всё же искажения сигнала имеют место быть. Усилители данного класса не применяют в Hi-Fi системах. С-класс – является оптимальным вариантом для оборудования звуковой системы автомобиля, поэтому и получил такое распространение. Усилители этого класса по параметрам мощности и чистоте звука стоят где-то между А и В классами.
D-класс
Этот класс усилителей мощности звука автомобильной аудиосистемы наделён способностями цифровой обработки сигнала. Относительно небольшие размеры, высокий КПД и хорошая чистота звукового сигнала выделяют этот класс усилителей и возносят на ступень выше своих оппонентов из других классов по совокупности и качеству характеристик. Однако немалая стоимость отпугивает потребителей среднего класса, склоняя их в пользу классов А, В и С.
Необходимые детали и материалы
Самостоятельное создание и интеграция усилителя в салон возможны в любом автомобиле и за приемлемые средства. Вам понадобится:
ПК, ноутбук, планшет, телефон, в общем что-то, что имеет доступ и выход во всемирную паутину; паяльник; лобзик; фанера; герметик; линейка; карандаш; разъемы и клеммы; низкочастотный динамик; блок обработки сигнала для сабвуферного канала; кабель для акустической системы; электронная «начинка».
Процесс постройки и установки
1. Первое, с чего необходимо начать – это подготовительные работы. А именно: запаситесь вышеперечисленными деталями, которые необходимы для последующей самостоятельной сборки автомобильного усилителя, организуйте последовательный план выполнения работ и эргономично расположите все материалы на рабочем месте, чтобы всё было под рукой, но и не мешало друг-другу и Вам.
2. Найдите в интернете и скачайте необходимую и подходящую под Ваши предпочтения схему платы. Хотя, вернее будет это сделать изначально, ведь набор компонентов и материалов зависит коренным образом от неё. Умеете паять? Замечательно! Тогда самостоятельное изготовление печатной схемы для Вас не составит особого труда. В противном случае, Вы можете заказать печатную плату у квалифицированного специалиста, который имеет большой опыт в изготовлении подобных устройств.
3. После того как плата в готовом виде уже находится у Вас на рабочем месте, а остальные составляющие готовы к сборке, то приступайте. Авто усилитель собрать не составит большого труда и множества времени. Просто ориентируйтесь на свою схему. После, когда «начинка» усилителя собрана, займитесь созданием корпуса для него. Тут Вам понадобятся фанера, карандаш, линейка и лобзик. Начертив на фанере корпус своего будущего устройства, вырежьте его лобзиком и составляющие скрепите между собой герметиком.
4. Далее приступайте к соединению корпуса с динамиком, электроникой и переключателями. Аккуратно, но в то же время плотно и герметично закрепите провода аудио системы.
5. Проведите тест собранного Вами автомобильного усилителя. Если возникнет такая необходимость, то проведите дополнительную настройку аудио системы.
6. Вмонтируйте усилитель в заранее предназначенное для него место и снова проверьте акустическую систему на предмет корректной работоспособности. Это проводится для исключения вероятного смещения компонентов собранного Вами устройства. Если всё замечательно, тогда поздравляем! Наслаждайтесь музыкой.
Обязательно, во время пайки не пренебрегайте мерами безопасности и соблюдайте их. К самостоятельной сборке автомобильного усилителя отнеситесь ответственно. Не стоит спешить и допускать оплошностей. Каждое действие проводите обдуманно и качественно. В случае плохо закреплённой хотя бы одной детали, устройство просто не заработает. А Вам потом придётся разбирать его и проверять каждую деталь на предмет плохого контакта.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
АВТОМОБИЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
Здравствуйте! Хочу представить вашему вниманию схему, фотографии и печатные платы автомобильного усилителя. Схемы эти легко встретить в интернете. Итак, начнем по порядку. Давно появилась идея собрать усилитель для автомобиля, требования к усилителю были такими:
1. Хорошее качество звучания во всем диапазоне мощности.
2. Низкий коэффициент гармоник.
3. Ну и мощность не уступающая среднему диапазону цен на заводские автоусилители.
Первое что я начал собирать - это преобразователь напряжения с 12 в +- 40 вольт. Печатную плату решил сделать из цельного листа текстолита. Пользовался технологией ЛУТ. Печатную плату сделал под свои размеры. ШИМ собрал на отдельной плате. В эту схему добавил лишь дополнительную обмотку для питания защиты АС 24 вольта. Витков 8 проводом 0.8 мм.
Преобразователь напряжения с 12 в +- 40 вольт - схема
Далее диодный мостик для выпрямления, его сделал на 4-х диодах HER-307, далее фильтр из конденсатора 1000 мкф 50 вольт. С этой схемы вырезал лишь часть ее. То есть стабилизатор на +-15 вольт. Остальное остается как в схеме.
О намотке трансформатора
Для трансформатора использовал ферритовые кольца, российские, 40х25х11 2000НН склеенных вместе. Острые края феррита закруглил алмазным напильником. Затем обмотал малярным скотчем. Первичную обмотку трансформатора мотал проводом 0.8. Сложенных вместе 10 жил, 5 витков равномерно распределяя по всему кольцу. Далее разделено пополам. Вторичка мотается аналогично первичке. Тот-же провод 0.8 и 8 жил сложенных вместе. Количество витков 15 и затем разделено пополам. Напряжение на выходе получилось +-40 вольт, под нагрузкой напряжение село на 2 вольта в обеих плечах.
Теперь приступил к сборке усилителя мощности звука. Выбор пал на усилитель Лайков 6-й версии. В схеме ничего не изменял. Но немного столкнулся с трудностями. В этом усилителе нужно хорошо подбирать элементы для симметрии обеих плеч. То есть транзисторы конденсаторы резисторы. Ток покоя 150 мА.
Схема Лайкова 6
После впайки всех элементов делаем так:
1. R6 и R24 установить в средне положение.
2. Закоротить на землю вход усилителя на землю.
3. Отпаять выходные транзисторы.
4. Включить питание схемы.
5. Установить R 6 на выходе усилителя напряжение 0 в.
6. Замерить напряжение питания и +/- 15 В.
7. Установить на R29-R30 напряжение 0,55 В с помощью R24. (В 5м варианте на R11-R12 = 1В).
8. Отключить питание, подключить выходные транзисторы, включив в разрыв цепи коллектора VT10 амперметр на 1 А.
9. Включить питание и R24 установить ток покоя коллектора VT10 в пределах 100 – 150 мА.
10. Замерять ток покоя VT11, он не должен отличаться от тока VT10 более, чем на 5%.
11. Ток покоя выходных транзисторов может быть установлен в пределах от 40 до 200 мА, в зависимости от желаемого качества звучания, режима работы, тепловых режимов, размеров радиаторов. Установку тока покоя нужно производить при температуре выходных транзисторов 35-40 градусов.
12. Проконтролировать работу термокомпенсации, замерив токи покоя при максимальной температуре радиаторов выходных транзисторов.Настройка окончена. Схема усилителя Лайкова 6 версии приведена ниже.
Защиту АС собирал по этой схеме
В настройке не нуждается если все собрано верно. Печатные платы будут находится в архиве. При испытаниях с усилителя снял с одного канала 98 ватт, далее он вошел в клиппинг. Как и заявил автор - чистые 100 ватт. Радиаторы использовал от компьютера, от сокета АМ 3+. Без кулеров чертовски греется, так как слишком маленькой площади радиаторы. Решено оставил кулера в работе - сейчас все теплое. Кулера запитал по схеме ШИМ регулятора на таймере NE555.
Далее приступил к сборке второго преобразователя для сабвуферного канала. Схема остается прежней. Есть небольшие изменения по намотке трансформатора. Кольца использовал все те-же, два склееных вместе. Первичка остается прежней. А вот вторичка другая, количество жил прежнее, но витков здесь уже не 15, а 21. На выходе преобразователя получилось +-70 вольт. Для ФНЧ намотал отдельную обмотку проводом 0.8 8 витков. Схема стабилизации остается как в схеме. Также есть еще одна обмотка для питания защиты АС, все аналогично как и в первом преобразователе для Лайкова.
Сам усилитель решил собрать по схеме Холтона
Схема принципиальная Холтона
Сборка начинается с установки резисторов, затем устанавливаются мощные резисторы, диоды, конденсаторы и малосигнальные транзисторы. Следует быть внимательным при установке полярных элементов. Неправильное подключение может привести к неработоспособности устройства или выходу одного, или более элементов, при включении схемы.
Завершив монтаж всех элементов, внимательно просмотрите модуль, все ли компоненты впаяны, правильно ли они установлены. Только когда Вы убедитесь, что всё сделано правильно и все детали стоят на своих местах, можно подключать питание.
С помощью крокодилов закрепите щупы прибора на выводах одного из мощных резисторов 0,22 Ом. Медленно вращая движок резистора P1, установите на резисторе 0,22 Ом 18 мВ, это и будет установка тока в 100 мА на один транзистор. Теперь проверьте напряжение на всех остальных резисторах, выберите один на котором напряжение наибольшее. Настройте резистором P1 на нем напряжение 18мВ.Теперь подключите сигнал генератор на вход и осциллограф на выход. Убедитесь в том, что форма сигнала свободна от искажений. Если у вас нет этих приборов, подключите нагрузку и на слух получайте хорошее качество. Звук должен быть чистым и динамичным. Защита АС аналогична первой. Питание 24 вольта от отдельной обмотки трансформатора.
ФНЧ собран по этой схеме:
Схема ФНЧ в автоусилитель
На печатную плату добавил лишь громкость для усилителя Лайкова. Далее приступил к сборке корпуса автоусилителя.
Использовал алюминиевые 20 на 20 мм уголки и фанеру 10 мм. Корпус отшлифован и оклеен черным кожзамом. Кулера закреплены на задней стенке корпуса.
ФНЧ будет закреплен на передней панели, там-же будут расположены силовые клеммы для питания этого агрегата. И клемы входа и выхода.
Верхняя крышка будет изготовлена из тонированного 4 мм стекла. Усилитель прошел испытания на прослушивания музыки. На колонках с 90 и сабвуфере JBL GT5 1200 ватт.
Бас напористый глубокий. Лайков весь потенциал не раскрыл, так как С90 не годится для сего агрегата. В общем я очень доволен звучанием такого усилителя. Особенно нравится очень сильный и приятный низ. С вами был Ivan Aleksandrov.
Форум по автозвуку
Обсудить статью АВТОМОБИЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
radioskot.ru
Автомобильный усилитель звука своими руками. Основные требования к устройству
Чтобы сконструировать автомобильный усилитель звука своими руками, необходимо иметь достаточно много свободного времени. Этот процесс требует определенных знаний и умений, а еще не малых финансовых вложений. Однако, результат приятно удивит, поскольку звук будет чистым и громким.
Процесс создания автомобильного усилителя усложняется тем, что достать все детали довольно не просто. Но изготовление усилительного комплекса, способного питать аудиосистему транспортного средства, это хоть и хлопотный процесс, но, по итогу, получается сконструировать 5 небольших усилителей, суммарная мощность которых будет равна 680 Ватт. В некоторых случаях удается увеличить данный показатель до 750 Ватт.
Требования к усилителю
Необходимо сначала определиться с теми техническими характеристиками, которых хотелось бы добиться в конечном результате. В основном это звук высокого качества, высокий показатель выходной мощности, простота конструкции, удобство в использовании, небольшая затратная часть, способность питать до 12 динамических головок и сабвуфер.
Реализация задуманного процесса возможна при наличии отдельных усилителей мощности в количестве 5 штук, среди которых один должен питать канал сабвуфера. Для этого необходимо собрать усилитель по схеме Ланзара.
Для изготовления понадобятся 4 микросхемы. Необходимы TDA 7384 — 4x40W и TDA 2005 — 1x20W – каждой по 2 штуки. Данные конструкции помогают питать фронтальную акустику. Эти микросхемы не дорогие. Если удастся их раздобыть, то на усилитель не придется слишком потратиться.
Преобразователь напряжения
Изготовление преобразователя напряжения – самая трудоемкая часть всего процесса. Поэтому именно с него и надо начинать.
В основе ПН лежит микросхема TL494, которая является контроллером высокой точности. Есть также ее аналог, который также ожно использовать. Это 1114ЕУ3/4. В микросхеме нет дополнительного усилителя на выходе. Хоть эта микросхема и подходит больше других, однако и ее придется немного изменить. На плечах установлены полевики, которые укреплены на теплоотводы посредством теплопроводимых прокладок, снятых с компьютерных БП.
В микросхеме есть выпрямительная часть с диодами, которые способны работать на чистоте до 100 кГц. Для изготовления автомобильного усилителя необходимы реле по питанию в количестве 2 штук. Можно использовать 20-ти амперные, но лучше всего взять 60-ти амперные. Это связано с тем, что преобразователь потребляет немалое количество тока. Удобство преобразователя напряжения в том, что не нужно устанавливать в нем мощные переключатели для включения сабвуфера. Питание ПН происходит в момент срабатывания реле.
Сложности могут возникнуть с намоткой трансформатора. Это связано с тем, что трансформатор был сделан по собственной технологии. Из-за того, что нет ферритовых колец, нужно искать прочие варианты, например, блоки питания компьютеров. Из них достаточно просто изготовить трансформаторы больших размеров. Чтобы добыть феррит, который очень крепко припаян, нужно прогреть его в течение нескольких секунд, а после аккуратно достать из каркаса. С трансформаторов удалось отмотать штатные обмотки.
После необходимо отрезать боковую стенку каждого каркаса, которые, впоследствии, соединяются между собой. По итогу получается один, но длинный каркас. На него можно производить обмотку 10-ю витками одновременно 5 жилами. При этом используется провод диаметром 0,8 мм. Как только намотаны первые 5 витков, то нужно заизолировать их, а затем на них нужно обмотать последние витки. Выполнять эту процедуру нужно в одном выбранном направлении, а оставшиеся провода скрутить в косичку.
У каждой обмотки есть начало и конец. Их нужно соединить, а в месте стыка образовывается отвод, к которому и будет подаваться плюс. Как только фазировки выполнены, то можно приступать к намотке вторичной обмотки. В ней может быть совершенно любое количество витков.
Обязательно нужно провести проверку изготовленных элементов. Для этого их необходимо просто подсоединить к источнику питания. При включении трансформатор не должен издавать посторонних звуков в виде жужжания, при этом транзистор не должен нагреваться. Нужно подключить на вторую обмотку лампу накаливания, которая должна сразу же загораться, но транзистор все время должен быть холодным, а со временем немного нагреться. Если все работает верно, то можно избавиться от пробной обмотки и сделать нормальную. Процедура по изготовлению трансформатора завершена.
Сборка конструкции
Как только все блоки изготовлены и проверены на работоспособность, то можно смело приступать к монтажу усилителя звука. В качестве корпуса подойдет соответствующая деталь от DVD. Дисплей нужно удалить, а на его место поставить светодиоды индикатора. Платы укладываются на дно усилителя, а для крепления используются шайбы изолирующие.
К теплоотводам нужно приделать транзисторы, а также микросхемы. Входные разъемы взяты из DVD, а клеммы изготовлены из разъема автомагнитолы. Охлаждающую функцию будет выполнять кулер. С его помощью не будет перегрев теплоотводов. Непосредственно сабвуфер в охлаждении не нуждается. Усилители «питаются» благодаря реле. Это происходит после того, кагда подается плюсна вывод. Все изготовленные усилители работают по отдельности, но их объединяет контактная платформа, на которую выведены системы ромоут контроля.
Прекрасный результат
Результат должен приятно удивить каждого, кто решился взяться за процесс изготовления усилителя звука своими руками. Получившийся агрегат имеет довольно хорошие технические характеристики, но при этом он не принесет больших затрат. Что нельзя сказать об усилителях звука, изготовленных профессионалами. Альтернативным вариантом дорогим моделям являются произведенные в Китае, однако нет гарантий того, что они действительно надежные и качественные. Поэтому необходимо приложить усилия и получить отличный усилитель звука для автомобиля.
www.vsedelkin.ru
Автомобильный усилитель своими руками | Сабвуфер своими руками
В статье на сайте описана конструкция несложного автомобильного стереоусилителя с импульсным преобразователем напряжения.
Его добавление существенно увеличило мощность усилителя на популярных микросхемах TDA7293 или TDA7294 — до 78 Вт на нагрузке сопротивлением 4 Ом, а применение готового корпуса намного упростило его изготовление.
Как часто и справедливо утверждает звучание штатной магнитолы автомобиля может порадовать только неискушённого слушателя. На практике оказывается, что в большинстве случаев реальное значение выходной мощности УМ магнитолы не превышает 20 Вт на канал при нагрузке сопротивлением 4 Ом, а при работе от аккумулятора мощность падает до 16 Вт.
Собственно, даже при такой мощности можно качественно озвучить любой салон автомобиля, если бы не пик-фактор музыкальных сигналов, достигающий в отдельных композициях 20…25 дБ Так встроенный усилитель мощности автомагнитолы без ограничения динамического диапазона может выдать до 5 Вт на канал.
Учитывая качественный рост параметров современных усилителей мощности, вопрос модернизации тракта воспроизведения упирается в физическое ограничение динамического диапазона максимальной выходной мощностью встроенных УМ, а возможности его расширения исчерпаны производителями аппаратуры.
Вследствие высокого уровня зашумления (в том числе и извне) в автомобиле динамический диапазон значительно сужается Шумоизоляция кузова и повышение уровня звукового давления АС помогают увеличить динамический диапазон прослушивания. Установка внешнего УМ на начальном этапе модернизации является, на мой взгляд, наименее трудозатратной.
Необходимо заметить, что доработку автомобильной аудиосистемы нужно начинать с установки более качественной фронтальной АС. Современные мультимедийные устройства для автомобилей оснащены линейными выходами для подключения внешних усилителей. Промышленность предлагает много высококачественных автомобильных УМ, однако их высокая стоимость является существенным ограничением при модернизации.
Подключать же УМ к выходам встроенного в магнитолу усилителя, на мой взгляд, нецелесообразно. Предлагаемый автомобильный усилитель своими руками обладает минимальным функционалом, однако имеет ряд положительных признаков: мощный не стабилизированный источник питания, хороший УМ, минимальный размер корпуса, отсутствие низкокачественных компонентов входного активного фильтра. Номинальное напряжение питания составляет +/-25 В, что даёт возможность повысить мощность на нагрузке 4 Ом до 78 Вт.
В отличие от многих конструкций, описанных в Интернете, этот двухканальный УМ собран в стандартном, доступном и недорогом алюминиевом корпусе фирмы Gainta, показанном на рис. 1 Ширина (размер L на рис 1) — 100 мм. Размеры основной платы 93.6×96 мм, что позволяет вставить ее в специальные пазы корпуса. Приоритет в проекте отдан компактности устройства, поэтому применены детали поверхностного монтажа УМ проектировался под конкретный проигрыватель компакт-дисков, для которого номинальная нагрузка линейного выхода 10 кОм.
Автомобильный усилитель своими руками состоит из не стабилизированного преобразователя напряжения (ПН) и УМ на двух микросхемах TDA7293 (или TDA7294 с учётом различий в цоколевке), а также узла управления по внешнему сигналу Remote сигналом STBY усилителя.
Усилитель для авто схема показана на рис. 2 Преобразователь частоты lenze с функцией плавного пуска собран на микросхеме TL494 и полевых транзисторах. Габаритная мощность трансформатора около 300 Вт, и применение двух пар транзисторов в каждом плече преобразователя позволяет отдавать в нагрузку большую мощность.Расчёт трансформатора и выбор магнитопровода проводился с использованием полезной бесплатной программы EXCELLENIT5000 (1). Существует мнение, что УМ с импульсным БП без стабилизации обеспечивают звучание лучше, чем со стабилизированным БП В цепях затвора мощных транзисторов преобразователя включены резисторы (47 Ом), что сужает спектр помех, создаваемых инвертором.
На меньшей плате размещены узел управления включением и контроллер ПН, на большей ПН и УМ. Выходные цепи ПН гальванически не связаны с первичным источником питания. Для включения УМ необходимо наличие напряжении питания 12 В и напряжения управления более 9 В на входе ДУ. Напряжение с входа ДУ через стабилитрон VD1 и резистор R7 поступает на базу транзистора VT2 и открывает его.
Конденсатор С5 служит для задержки включения УМ и фильтрации помех по входу ДУ. резистор R8 обеспечивает минимальный ток для работы стабилитрона VD1. Транзистор VT2 открывается, и на его коллекторе устанавливается напряжение около 0.7 В. загорается светодиод НИ и открывается транзистор VT1. который подает питание на микросхему DA1 и запускает ПН.
Резистор R5 необходим для поддержки закрывающего напряжения на базе VT1 в отсутствии сигнала управления, a R6 для ограничения максимального тока транзистора VT2. При наличии вторичного напряжения ПН напряжение с эмиттера VT1 через R1 поступает на излучающим диод оптопары U1, и он засвечивает фототранзистор оптопары.
При подаче напряжения на микросхему DAI на ее выходе (вывод 14) появляется напряжение 5 В, которое через конденсатор СЗ поступает на вывод 4 управления шириной импульсов TL494 По мере зарядки СЗ напряжение на выводе 4 уменьшается за счёт нагружающего резистора R2. а ширина импульсов на выводах 9. 10 увеличивается.
Так организован плавный пуск ПН. Резистор R2 необходим также для предотвращения зарядки конденсатора СЗ вытекающим током из микросхемы (от 2 до 10 мА). Встроенные усилители ошибки в TL494 не использованы, на не инвертирующие входы 2. 15 DA1 подано напряжение ИОН, равное 5 В. с вывода 14. а инвертирующие входы подключены к общему проводу ПН. Резисторы R3. R4 и конденсатор С4 задают частоту переключения ПН около 50 кГц.
Место под резистор R4 зарезервировано на плате для возможной коррекции частоты работы ПН. Конденсаторы С2 и С1 блокируют ВЧ помехи. С выводов 9. 10 DA1 сигналы управления полевыми транзисторами (ПТ) через разъем XP/XS1 (ZL201-10G. ZL262-10SG производства NINIGI) подаются на основную плату УМ на затворы ПТ На элементах R12. VD4. VT4(R13. VD5, VT5) собраны цепи перезарядки емкости затворов ПТ.
Резисторы R19 — R22 снижают скорость переключения ПТ и уменьшают коммутационные помехи. ПТ попарно подключены к первичной обмотке трансформатора Т1, на среднюю точку которой поступает напряжение бортовой сети автомобиля через плавкую вставку FU1 и П-образный фильтр C6C7L1C10C13C14C18. Конденсаторы С10, С13. С14, С18 подключены в непосредственной близости от средней точки обмотки I трансформатора Т1 для снижения помех.
Диод VD2 служит защитой от обратной полярности питания.Переменное напряжение с вторичной обмотки Т1 выпрямляется диодными сборками VD7, VD8. фильтруется конденсаторами С20—С23 и далее поступает на микросхемы УМЗЧ.
Кроме того, напряжение +24 В через резистор R14 поступает на транзистор оптопары U1 и при наличии напряжения на входе ДУ устройства поступает на базу транзистора VT3. Элементы R9, VD3, VT3 необходимы для обеспечения быстрой разрядки конденсаторов в цепях STBY. MUTE микросхем DA2.
DA3 после пропадания сигнала ДУ. Связано это с тем, что при выключении магнитолы на ее линейных выходах появляются значительные всплески напряжения, которые приводят к щелчкам н АС. В большинстве самодельных устройств сигналы STBY. MUTE формируют через ограничительный резистор, подключённый к плюсовой цепи питания, поэтому при выключении магнитолы УМ не переходит в режим в ТВУ до разрядки конденсаторов в цепи питания.
В этой же конструкции УМ выключается фактически сразу после пропадания сигнала ДУ с магнитолы. Для обеспечения симметричности нагрузки на ИП и для возможности работы в мостовом режиме один канал УМ работает в инвертирующем режиме. Для минимизации помех, вносимых падением напряжения на «силовых» проводах, общие провода сигнальных и питающих цепей соединяются только в слаботочной части через резисторы R11, R15.
Элементы R16, С9, R23, СИ. R27 и R32 (R17, С8. R18, С12, R24 R29 и R31. R33) образуют фильтры, ограничивающие полосу, и задают коэффициент усиления каналов. Так как включение микросхем DA2, DA3 различно, для выравнивания усиления в каналах можно корректировать общее сопротивление резисторов ООС (R31 и R33). Места для резистора R31 на плате нет, в случае необходимости его устанавливают поверх R33.
В симуляции микросхем в виде ОУ в программном пакете Microcap 9 сопротивление этого резистора оказалось 80 кОм. Спад в области НЧ (-3 дБ на частоте 17 Гц) обусловлен областью применения УМ. Во-первых, фронтальные АС вследствие размера и свойств акустического оформления сильно снижают КПД на низких частотах; во-вторых, результирующая АЧХ в салоне автомобиля обычно имеет подъем в области НЧ на несколько децибел.
Трансформатор собран на торроидальном магнитопроводе Epcos 29,5x19x20 (B64290-L756-X87) из материала N87. Первичная обмотка имеет 8 витков провода диаметром 0,51 мм, сложенного в восемь жил, с отводом от середины. Исходные данные и результаты расчета приведены на рис. 3. Вторичная обмотка содержит 18 витков того же провода, сложенного в три жилы, с отводом от середины.
Витки равномерно распределены по периметру кольца. Дроссель L1 намотан на кольцевом магнитопроводе размерами 23x14x9.5 мм из порошкового железа Т90-52 Micrometals и содержит восемь витков провода ПЭВ 0,51. сложенного в восемь жил. Индуктивность дросселя может и отличаться, важно лишь помнить, что перегрев свыше 75С для такого дросселя недопустим.
Читайте также статьи: Как подключить магнитолу
www.radiochipi.ru
Самостоятельная установка аудиосистемы
Аудиосистема входит в заводскую комплектацию автомобилей, и даже модели невысоких классов оборудованы примитивной магнитолой и слабыми динамиками. Но штатные устройства не обеспечивают звучание высокого качества. Для воспроизведения глубокого, идеально чистого и по-настоящему сильного звука нужно мощное современное оборудование.От чего зависит качество звука автомобильной аудиосистемы?
У всех автовладельцев разные представления о качестве воспроизведения музыки и акустическом комфорте. Кому-то достаточно простого тюнинга автозвука, другим требуется установка мощной аудиосистемы. Но даже лучшее звуковое и акустическое оборудование не будет обеспечивать приемлемого качества звучания, если оно неправильно установлено. Чтобы реализовать все возможности современной системы, нужно:- Обеспечить полную и качественную шумоизоляцию автомобиля;
- Подобрать устройства аудиосистемы для конкретной машины;
- Правильно разместить все источники звука, установить усилители;
- Произвести точную настройку акустики и всех устройств системы.
Звуковое и акустическое оборудование для автомобилей
Для качественного воспроизведения музыки в салоне машины используется разная аппаратура. Чтобы установить звук в авто самому, надо тщательно продумать структуру будущей аудиосистемы:- Магнитола – головное устройство, отвечающее за функциональные возможности звукового оборудования. Именно с замены автомагнитолы начинается построение системы.
- Динамики – акустическая аппаратура, которая устанавливается на разных уровнях в нескольких местах и служит для воспроизведения звука. От количества, качества и размера динамиков напрямую зависит сила и чистота звука.
- Сабвуфер – устройство, обеспечивающее воспроизведение чистых и по-настоящему мощных басов. Он увеличивает силу звука и делает его объемным.
- Усилитель интегрируется в систему для расширения частотного диапазона. Он придает звуку нужную глубину и делает воспроизведение качественным.
Тюнинг штатной аудиосистемы своими руками
Заводская аудиосистема автомобиля среднего класса – это самая простая магнитола и четыре дешевых динамика. Чтобы улучшить качество звука, надо полностью заменить звуковое и акустическое оборудование. Но иногда достаточно частичного тюнинга системы:- Можно поменять стандартные динамики на более мощные. Новые акустические устройства просто подключаются к заводской проводке.
- Усилитель, который встроен в автомагнитолу, при увеличении громкости искажает звук на всех частотах. А для подключения внешнего усилителя нужен линейный выход. О том, как доработать штатную магнитолу, рассказывается ниже. Подключить по этой схеме автоусилитель своими руками несложно.
- Дополнительно можно выполнить установку сабвуфера.
Самостоятельная доработка штатной магнитолы
Чтобы понять, как сделать усилитель для авто самому, нужно немного разбираться в устройстве звуковой аппаратуры. Для подключения внешнего усилителя в плате магнитолы надо выпаять линейный выход:- Сначала нужно снять магнитолу, вскрыть ее корпус, на плате найти контакты микросхемы усилителя.
- Вот как выглядит распиновка этой микросхемы.
- Далее надо выпаять «массу» и четыре линейных выхода.
- Готовое устройство с линейными выходами.
Как самому подготовить машину к установке автозвука?
Перед инсталляцией мощной аудиосистемы необходимо выполнить шумоизоляцию крыши (иначе при включенном сабвуфере она будет давать резонансные призвуки), багажника, дверей. Это позволит реализовать все возможности нового звукового и акустического оборудования.Установка магнитолы своими руками
Даже если машина не оборудована штатной аудиосистемой, в ней заложена проводка для магнитолы и динамиков, что упрощает установку автозвука своими руками. Итак, чтобы установить головное устройство, надо:- Извлечь заглушку. Для этого вставить нож или самую тонкую отвертку в специальные прорези и аккуратно вынуть заглушку на себя. Не нужно прилагать усилий, она должна легко сниматься.
- На обратной стороне снятой заглушки закреплен разъем для антенны и кабели ISO1. Их нужно вынуть из заглушки, нажав на фиксаторы.
- Вынуть из упаковки новую магнитолу, снять с нее металлическую корзину (она нужна для крепления устройства в посадочном месте). Чтобы не повредить декоративную накладку и избежать ремонта автомагнитолы, ее также лучше демонтировать.
- Вставить корзину в штатное место, предварительно отогнув отверткой расположенные по периметру фиксирующие крючки.
- Прикрутить на заднюю стенку автомагнитолы специальную опору.
- Подключить кабели в соответствующие разъемы автомагнитолы. Если при монтаже использовался дополнительный кабель, надо обернуть жгут проводов маделином или битопластом (как при шумоизоляции панели), чтобы он не создавал дополнительный шум, соприкасаясь с пластиком.
- Установить магнитолу в корзину (надо, чтобы защелки зафиксировали устройство). Длинной отверткой расправить в нише провода.
- Если выбранная магнитола не подходит по размеру к штатному месту, можно использовать специальную переходную рамку. Она скроет технологические щели и упростит монтаж.
Установка антенны своими руками
Одна из самых простых операций – монтаж на крышу внешней антенны для FM-Радио:- В комплекте с устройством, как правило, есть кабель и два уплотнителя.
- Сначала надо снять часть обивки потолка со стороны водителя, демонтировать салонный плафон освещения (чтобы протянуть кабель).
- Просверлить крышу.
- Установить антенну. Так как крыша имеет немного округлую форму, желательно обработать резиновую прокладку антенны водостойким клеем.
- Подключить к антенне кабель и установить на место плафон освещения.
Установка динамиков своими руками
Штатные динамики воспроизводят звук очень плохо. Чтобы построить хорошую аудиосистему, нужно полностью поменять акустику:- Для установки передних динамиков надо вырезать из фанеры два подиума. Чтобы фанера не начала гнить из-за влажности, ее можно обработать подходящим составом.
- Мягкую прослойку на подиумы можно взять от старых колонок.
- Снять штатные колонки, проклеить двери шумоизолирующим материалом (например, вибропластом), закрыв при этом все технологические отверстия.
- Просверлить в подиумах отверстия и прикрутить их к дверям.
- Взять провода (они есть в комплекте) и протащить через резиновую гофру в салон машины.
- Подключить провода к динамикам и прикрутить их к подиумам саморезами.
- Вернуть обивку дверей на место.
- Потом можно установить кроссоверы – устройства, которые создают для динамиков подходящие частотные диапазоны.
- Подключить провода.
- Не следует руководствоваться обозначениями на наклейке, так как на ней показана лишь схема подключения проводов.
- Надо снять крышку, под ней есть обозначения.
- Выбрать подходящие места для размещения кроссоверов и закрепить их (слева и справа).
- Высокочастотные динамики можно прикрепить на панель двухсторонним скотчем.
- Для монтажа задних динамиков также нужно вырезать подиумы и обклеить их вибропластом.
- С крышек может потребоваться спилить выступы, чтобы не мешали монтажу.
- Приложить подиумы к полке и снизу просверлить отверстия (нужно стараться попасть в уже имеющиеся дырки).
- Установить динамики, прикрутить снизу гайками и подключить к проводам.
Как установить сабвуфер самому
Сабвуфер можно разместить в багажном отделении, это упрощает процесс установки:- Снять клеммы, подключить силовой кабель.
- Чтобы протянуть к багажнику силовой кабель, надо снять заглушку (она находится немного левее бачка с тормозной жидкостью) и сделать отверстие. Для защиты кабель желательно обтянуть гофрой.
- В салоне кабель можно протянуть по левой стороне, под порогом. После установки порога проводку видно не будет. Акустический кабель также протягивается под порогом.
- Чтобы подключить сабвуфер, достаточно соединить входы (RCA) с линейными выходами магнитолы. Внешний усилитель можно прикрепить к полке или разместить в самом багажнике.
- Примерить сабвуфер и динамики к задней полке и сделать в металле отверстия соответствующего размера. Если сабвуфер не помещается, полку придется подрезать.
- Сделать на куске фанеры разметку.
- Части фанеры можно склеить или скрепить саморезами.
- Вырезать в фанере отверстия, установить сабвуфер и динамики.
- Проклеить заднюю полку шумоизоляционным материалом.
- Установить полку с аппаратурой в багажник. Потом ее можно будет обшить карпетом под цвет обивки салона. Подключение сабвуфера выполняется так же.
Как сделать усилитель звука для авто своими руками?
Существует множество схем, позволяющих собрать простейший усилитель для автомобильной аудиосистемы. Как правило, готовые устройства не требуют сложной настройки и состоят из доступных деталей:- Ниже приведена схема, как сделать автоусилитель для сабвуфера своими руками. Он охватывает большой диапазон частот и дает на выходе 100-200 Ватт.
- А вот схема маломощного усилителя, который прекрасно подходит для колонок.
Самостоятельная установка усилителя
Подробнее о том, как сделать в машину усилитель звука для сабвуфера своими руками, можно посмотреть на различных форумах радиолюбителей, а здесь речь пойдет о монтаже устройства:- Усилитель лучше поместить сзади, на полке багажника. Чтобы проложить провода, надо разобрать боковые пороги, снять панель под рулевой колонкой, бардачок и другие детали. Кабели RCA и акустические провода с фронтальной (со стороны водителя) и тыльной акустики пойдут по левой стороне. А справа можно пустить «+» к аккумулятору и провода от фронтальной (со стороны переднего пассажира) и тыльной акустики.
- Взять гибкую проволоку, просунуть ее в отверстие под магнитолой и с ее помощью протолкнуть провода RCA и управляющий провод от усилителя. Подключить к усилителю провода RCA сабвуфера, фронтальной и тыльной акустики (если планируется интегрировать в систему два автоусилителя, то к тому, у которого больше каналов, можно подключить сабвуфер и фронтальные динамики, а к другому – задние). Подключить управляющий провод к общей связке питающих проводов головного устройства.
- Чтобы вывести плюсовой провод, надо открыть капот, убрать крышку фильтра салона, прорезать небольшое отверстие в заглушке (там проходят трубки автокондиционера), просунуть туда провод и протолкнуть его в салон. Подсоединить к плюсовой клемме соответствующий провод. Желательно установить специальный предохранитель (его надо разместить ближе к клемме).
- Провода RCA проложить за рулевой колонкой, управляющий провод протянуть за бардачком. После прокладки проводов установить пороги и другие демонтированные элементы. При этом важно не повредить саморезами провода.
- Вывести все провода к усилителю и подключить.
- Самостоятельная установка автоусилителя завершена.
Схема подключения автомобильной аудиосистемы
Чтобы организовать в машине качественный звук, недостаточно приобрести дорогую аппаратуру. Надо правильно проложить акустическую проводку и выбрать оптимальную схему размещения динамиков в салоне.mv-avto.ru
УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ АВТО
Вторая часть статьи про автомобильный усилительный комплекс. Третьим этапом сборки у нас идет ящик для сабвуфера. Как не странно, но для меня собрать ящик оказалось сложнее, чем паять сам УНЧ. К счастью, за копейки удалось приобрести колонку С-70, динамическая головка у нее была не очень и поэтому была заменена на 75 гдн, поскольку головок по мощнее к тому времени под рукой не было, поэтому включать усилитель на полную мощность очень рискованно, динамик может попросту сгореть. Если кто-то желает собрать ящик своими руками то можете использовать расчет параметров ящика для 75гдн которые есть в данной статье.Материал лучше использовать мдф или дсп (доски с толщиной не менее 1см ). Спросите почему именно 1 см? Потому, что в ящикие сабвуфера создаётся достаточно большое давление. В сборке корпуса, доски прикрепляют друг к другу саморезами и клеем ПВА, из внутренней стороны следует закрывать места крепления досок силиконом или другим герметиком на крайний случай можно использовать клей момент. После того как у нас уже собран сабвуфер перейдем к тяжелой артилерии - усилителю мощности, который в свою очередь включает в себя два отдельныx усилителя. Рассмотрим по отдельности каждый из ниx.
УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ ДЛЯ САБВУФЕРА
УНЧ для сабвуфера выполнен по умощненной сxеме и имеет мощность 300 ватт. Но можно ещё повысить мощность, добавлением дополнительной пары выxодныx транзисторов, или если мощность надо поднять но 30-50 ватт, то можно обойтись просто поднятием питания. Вот нужные детали для создания этого блока.
Транзисторы:
2SC5200-O + 2SA1943-O (пара) ORG (TOS)- 2 штуки.2SD669A (TO126 HIT) - 2 штуки.2SA1265 (TO3P PMC) – 1 штука.2SB649A (TO126 HIT) – 1 штука.2SC3182 (TO3PB CHINA) –1 штука.2N5551 (TO92 FAI/QTC) – 2 штуки.2N5401 (TO92) – 2 штуки.Конденсаторы - пленка 0.1x63 – 2 штуки.0.47х63 – 6 штук.1.0х63 – 2 штуки.100х100 – 2 штуки.240х50 – 1 штука. Керамические: 24 – 1 штука.0.47 – 2 штуки. Полярные:1000х100 – 2 штуки.220х16 – 2 штуки.100х25 – 2 штуки.47х16 – 2 штуки.
Резисторы: 4.7 – 1 штука.0.22 – 4 штуки.2.2 – 4 штуки.15к – 1 штука.180- 1 штука.47 – 2 штуки.4.7к -1 штука.4.7к – 3 штуки.1к – 3 штуки.100 – 5 штук.47к – 2 штуки.6.8 к – 2 штуки.
Стабилитроны на 15 вольт 1,5 ватт - 2 штуки. После покупки всеx деталей была создана печатная плата методом утюга и лазерного принтера. После сборки снимаем с платы выxодные транзисторы и дальнейшие опыты будем проводить без ниx, а делаем это для того, чтобы в случае неправильной сборки их не испортить. Если кто не может найти резисторы 0,22 ом - не беда, просто возьмите пасту от гелевой ручки или любой по диаметру 0,5 мм и намотайте на ней 10 витков проводом 1мм. Транзисторы устанавливают на теплоотвод, а ещё лучше прикрепить на корпус общей установки, чтоб меньше грелись и желательно дополнить кулером для страxoвки.
Фильтр низкой частоты собран на плате с усилителем, он работает без предварительного усилителя.
После сборки еще раз проверяем плату на правильность и оставляем усилитель на небольшое время, пока не создадим преобразователь напряжения. А пока соберём квадроусилитель на основе микросxемы TDA7388, которая является высококачественным квадрофоническим усилителем мощности и способна отдавать до 40 ватт на канал.
Усилитель TDA7388 имеет очень простую сxему включения и работает от бортовой сети автомобиля, следовательно к нему не нужен преобразователь напряжения. После окончания сборки УНЧ нам нужно для него сделать фильтр для защиты от помеx, поскольку шум мотора может повлиять на звук усилителя, а фильтр сглаживает высокочастотные шумы. Конструкции фильтра можно взять из преобразователя, поскольку там тоже присутствует такой фильтр.
Усилитель прикрепляют на радиатор от компьютерного процессора и дополняют сверxу кулером, его так-же можно достать из блока питания компьютера. После сборки всеx частей, настала очередь собрать преобразователь напряжения.
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ
ПН нужен для того, чтоб от бортовой сети автомобиля получить двуxполярное напряжение 50 вольт для питания сабвуферного усилителя. Сердцем нашего преобразователя служит микросxема TL494, которая играет роль задающего генератора и обеспечивает нужную частоту.
Как уже говорилось, мощность усилителя порядка 300 ватт, значит преобразователь у нас должен иметь 30-50 ватт в запасе. Предлагаемый преобразователь способен отдавать до 400 ватт, так что его мощности вполне хватит. Трансформатором преобразователя служит ферритовый сердечик от тиристорного телевизора или любой другой с проницательностью 2000НМ. Если есть то лучще использовать ферритовое кольцо. Первичную обмотку - 4 витка, мотаем жгутом, провод 0,6 мм 10 жилами, затем делаем отвод и мотаем еще столько таким же проводом. Можно конечно более толстым проводом мотать, но так менее удобно. Вторичную обмотку - 25 витков тоже проводом 0,6мм 7-ю жилами, затем делаем отвод и мотаем еще столько. Конденсаторы для фильтрации тока преобразователя лучше ставить 100 вольт 2200микрофарад, если же нет такиx конденсаторов, то можно брать две штуки по 50 вольт 2200 микрофарад и подключить иx последовательно, таким образом увеличив напряжение. Транзисторы IRFZ можно заменить КТ827, тогда мощность чуток увеличиться.Транзисторы ставят на теплоотвод и дополняют курьером. Диодный мост ставят любой, на 15 ампер. После этого собираем все платы в алюминевом корпусе. Гнезда и штекеры использованы из двд проигрывателя. Если все собрали правильно, конструкция будет работать сразу.
Подключаем к преобразователю усилитель, к выxоду усилителя подключаем динамик и подаем вxод, и если все работает как надо - припаиваем выxодные транзисторы усилителчя на плату. Дроссели намотаны на ферритовом стерже или кольце и содержат 12 витков провода 1 - 1,5 мм. Усилитель играет даже лучше чем предполагал, лично я очень доволен проделанной работой. Четыре дня труда стоили того и оправдали все надежды на хороший усилительный комплекс автомобиля. Автор - АКА.
Форум по усилителямОбсудить статью УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ АВТО
radioskot.ru