Психология в системе общественных и естественных наук: Специфическое место психологии в системе естественных и гуманитарных наук.

Содержание

Специфическое место психологии в системе естественных и гуманитарных наук.

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центр «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол — общественные науки, нижний правый — философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественным и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное мест, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к

гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественно-научное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

Место психологии в системе наук

Место психологии в системе наук

Психология как область научного знания гуманитарного направления тесно связана с множеством наук. Это обусловлено тем фактом, что она находится в промежуточном положении между философскими, естественными, социальными и техническими науками. Этот факт обусловлен там, что человек, как предмет исследования, рассматривается с различных точек зрения. Человек может выступать в качестве исследования как биологический объект, социальное существо, как носитель сознания. Уникальность человеческой личности состоит в том, что она является неповторимой. Именно это разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена является источником возникновения значительного количества наук, которые занимаются изучением человека.

Связь психологии и философии

Психология как наука с момента своего возникновения была тесно связана с философскими науками. Выделившись в отдельную область научного знания, психология сохранила тесную связь с философией.

С древнейших времен по нынешнее время существуют научные проблемы и понятия, которые можно рассматривать как с психологической точки зрения, так и с позиции философского знания. Смысл и цель жизни, мировоззрение, моральные ценности человека, сущность и происхождение человеческого сознания, особенности человеческого мышления — эти и многие другие понятия присутствуют в качестве объектов изучения в обеих науках и дополняют друг друга.

Готовые работы на аналогичную тему

Связь психологии и социологии

Замечание 1

Социология — это наука, изучающая закономерности и особенности развития общества и личности как составляющей единицы общественного развития. В своих исследованиях социология активно использует психологические методы изучения личности и особенностей межличностных взаимоотношений.

В свою очередь психология в своих исследованиях активно использует социологические приемы сбора информации — опрос и анкетирование, которые помогают в сборе необходимой информации при изучении тех или иных явлений и процессов.

Существуют вопросы изучением, которых психология и социология занимаются совместно:

  • особенности взаимоотношений между людьми и факторы, влияющие на их развитие и течение;
  • психология политики и экономики государств;
  • особенности протекания процесса социализации личности;
  • особенности процесса формирования психологических и социальных установок личности;
  • закономерности формирования гармонично развитой личности при ее взаимодействии с социумом.

Тесная связь психологии и социологии прослеживается как на теоретическом уровне исследований, так и в практической деятельности при применении определенных методов психологии и социологии.

Связь психологии и педагогики

Взаимосвязь психологии и педагогики имеет такие же глубокие корни, как и связь с философией.

Большинство прославленных педагогов всегда обращало внимание на то, что без знаний о психологических особенностях развития личности ребенка невозможно грамотно выстроить педагогический процесс. Понимание человеческой природы, сущности процессов, протекающих в процессе развития человека, его потребностей и возможностей необходимо для обучения и воспитания.

Именно психологические знания о ребенке выступают в качестве основы для выстраивания педагогического процесса. Знания о закономерностях развития психических процессов, этапах становления личности помогают эффективному управлению деятельности ребенка, гармоничному развитию его личности.

И в педагогической, и в психологический науках присутствуют общие базовые понятия:

  • личность;
  • развитие;
  • взаимодействие;
  • активность;
  • знания;
  • умения;
  • навыки и т.д.

В процессе становления педагогики как науки очень часто исследователи основывались именно на психологические теории развития человека. И на современном этапе развития этих наук в педагогической деятельности применяются психологические методики, тесты, анкеты.

Именно благодаря существованию тесной связи между этими науками возникла новая область научного знания – педагогическая психология.

Связь психологии с техническими и биологическими науками

Психология является уникальной наукой, которая связана не только с общественными, но и с техническими науками.

Замечание 2

Этот факт обусловлен тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психология как наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.

В многочисленных исследованиях психологов, которые занимаются разработкой социотехнических систем, именно человек выступает сложнейший элемент системы «человек – машина». В современных технических науках исследования психологов используются при создании новейших образцов техники с учетом психических и физиологических возможностей человека.

Не менее тесно связана психология и с биологическими науками. Данная связь обуславливается двойственной природой человека – человек одновременно является и биологическим и социальным существом. Практически все психические явления, свойственные человеку имеют физиологическую обусловленность и таким образом знания физиологии и биологии человеческого организма способствуют лучшему пониманию закономерностей психических явлений

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная психология имеет тесную связь с различными областями науки и практики.

Все сферы, в которых задействован человек, используют психологические знания о процессах, протекающих в психике человека, и возможностях их использования для выстраивания более эффективного процесса общения и деятельности.

Активное внедрение психологии в различные сферы научного и практического знания приводит к персонализации той или иной научной области и активному процессу индивидуализации знаний для человека и общества в целом, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие личности и общества в целом.

2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК. Шпаргалка по общей психологии

В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.

Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками.

Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.

Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.

Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.

Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.

Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.

Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.

Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психология как наука. Её место в системе наук

Билет 1.Психология как наука. Её место в системе наук.

Психология — и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает » psyche » — душа, » logos » — наука, учение, то есть — «наука о душе».

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Место психологии в системе наук

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке..

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Место психологии в системе наук

Место психологии в системе наук находится в центре треугольника, углами которого являются общественные, естественные и философские науки. По мнению академика Б.М. Кедрова, психология занимает центральное место среди всех наук, поскольку объединяет все группы наук. Психология может не только иметь свой собственный продукт, но и объяснить развитие других наук.

 

Место психологии в системе наук находится рядом с общественными науками. Общественные, или социальные, науки занимаются изучением поведения людей. Среди социальных наук можно отметить социологию, политологию, экономику, антропологию, этнографию, а также психологию, социальную психологию. Рядом с этими науками граничат такие философские науки, как философия, культурология, педагогика, искусствоведение, литературоведения, эстетика, история. Все эти науки относятся к гуманитарным наукам.

 

Место психологии в системе наук

Поскольку место психологии в системе наук является центральным, это значит, что она граничит с естественными науками, например, с математикой, физикой, биологией, физиологией, медициной. Недаром, на стыке соприкосновения этих наук с психологией зародились самостоятельные науки, например, психофизиология, бионика, психофизика, нейропсихология, медицинская психология и т.д.

 

Получается, что психология – это наука, которая сочетает в себе как естественно-научные, так и социально-гуманитарные знания. Этот факт и определяет место психологии в системе наук. Узнайте: как сохранить семью. 

Психология играет роль объединителя общественных и естественных наук в единую концепцию с целью изучения человека. В последнее время ученые начали также объединять психологию с техническими науками. Так, возникли инженерная психология, эргономика, авиационная и космическая психология и т.д.

 

Психологическая наука имеет разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин. Это связано с тем, что, во-первых, необходимы новые знания в разных областях. Так, например, возникли инженерная психология. Во-вторых, в психологию вводятся новые методы познания и исследования, например, физические методы, что повлияло на возникновение экспериментальной психологии. Современная наука насчитывает около сотни отраслей психологии.

 

Общая психология является центром всей психологической науки. Она изучает наиболее общие вопросы, закономерности, механизмы психики человека. Психика человека – это сложная структура, которая не может быть до конца изучена, именно поэтому на помощь общей психологии приходят такие смежные науки, как клиническая психология, инженерная психология, возрастная психология, психофизиология и т.д. Кроме того, выделяются отрасли психологии, которые изучают психику человека по его виду деятельности, например, психология труда, инженерная психология, авиационная, космическая психология, медицинская, юридическая, военная психология.

 

Отклонениями от нормы, распад психики изучается такой наукой, как патопсихология. Кроме того, существует также наука парапсихология, которая также изучает отклонения от нормы и возникновения необычных способностей человека, например, телепатию и ясновидение. Однако парапсихология считается дискуссионной отраслью психологии. Узнайте: как помириться с мужем. 

Итак, место психологии в системе наук является центральным. Психология – это важная наука, без которой сложно понять и предугадать поведение человека, а также излечить душевные расстройства и раны. Практическая психология имеет важное направление психологическую коррекцию и психотерапию. Она направлена на решение психологических проблем, оказание психологической поддержки и помощи, устранение причин отклонений, развитие способностей личности.

 

Еще одной отраслью в практической психологии является психологическое консультирование, которое сегодня пользуется большой популярностью среди людей, особенно живущих в больших городах. Так, психологическое консультирование включает в себя консультирование и решение проблем, связанных с проблемами в семье, частыми ссорами, раздражительностью, неудовлетворенностью в жизни, трудностями в общении, в учебе и т.д.

 

Таким образом, психология – это не только теория, но и практика. Роль психологии в современной науке велика, именно поэтому место психологии в системе наук находится в центре.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Место психологии в системе наук о человеке — КиберПедия

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

В комплексе наук о человеке важная роль принадлежит психологии.

В общественных науках: Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология, а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств.

В естественных науках: Одно из первых экспериментально-психологических исследований, а именно времени реакции человека, было проведено в середине прошлого века в связи с потребностями астрономии, а первой специальной психологической дисциплиной явилась психофизика. Изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики. На границах биологии и психологии сформировались такие области знания, как зоопсихология и сравнительная психология. Также на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений: общая, дифференциальная психология и генетическая психофизиология.



В медицинских науках: Необходимость привлечения данных психологии так или иначе возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это прежде всего относится к психическим и психогенным заболеваниям, которые изучаются патопсихологией и психопатологией. Изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология.

В педагогических науках: В развитии всех областей педагогики, в ее общей теории, дидактике, частных методиках — возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, способностей и мотивов имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как, например, определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также тесно связанные с ней возрастная и детская и ряд специальных областей психологии.

В технических науках: Данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эта данные иногда могут служить основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций. На границе технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является инженерная психология, изучающая психические явления с целью решения инженерных задач. Инженерная психология сыграла решающую роль в формировании особого комплекса, получившего название «эргономика«. Наряду с психологическими этот комплекс включает ряд медицинских и биологических наук, которые совместно разрабатывают практические задачи повышения эффективности и надежности систем «человек-техника-среда».




13. Отличие обыденной (житейской) психологии от научной

Выделяем пять таких отличий:

— Первое: житейские психологические знания, конкрет­ны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные практи­ческие задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проница­тельности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются кон­кретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные поня­тия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее суще­ственные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые четко определяются, со­относятся друг с другом, связываются в законы.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер, так как при­обретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей и их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и про­верке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ог­раничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Ф.М. Достоевский, психолог по призванию, выразил свою интуи­цию в написанных им произведениях, мы их все про­чли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания крис­таллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

етверное различие «состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит, в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в резуль­тате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти усло­вия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

— С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фак­тическим материалом, недоступным во всем своем объе­ме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в спе­циальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато-и нейропсихология, психология труда и инженерная пси-хология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода.

1.5. Место психологии в системе естественных и гуманитарных наук

Психология всегда занимала особое место в системе научного знания, она находится на стыке целого ряда различных наук. С одной стороны, она зародилась и развивалась в недрах философии. С другой стороны, по мере развития естественнонаучного знания все больше выявлялось противоречие философско-психологических представлений о душе и естественнонаучных данных о человеке. Видимо, неспособность ни философии, ни естественных наук снять это противоречие, привела к выделению психологии в отдельную науку со своим арсеналом методов. Но связи с гуманитарными и естественными науками не были порваны, психология продолжает тесно сотрудничать с ними. Между этими дисциплинами идет постоянное взаимообогащение методами и фактами. Существуют отрасли, совместно разрабатываемые психологией со смежными науками, в той или иной степени занимающимися проблемами человека.

Психология и философия. В течение ряда веков психология выступала как часть философии. Она непосредственно основывается на тех или иных философских системах, определенные философские концепции выступают в качестве методологической основы психологических исследований. В ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления или оказывали влияние на развитие философских теорий. Многие вопросы психологии с трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественных наук. Они решаются философски-умозрительно.

Эти две дисциплины совместно исследуют многие проблемы: личностный смысл, цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия, моральные ценности, сознание, мышление, ответственность, духовность. Труды таких ученых, как Э.Фромм, К.Роджерс, В. Франкл, М.Аргайл, посвященные проблемам поиска человеком смысла жизни, счастья, традиционно относят и к области философии и к области психологии.

Психология и социология. Поскольку человек – существо общественное, естественно, что у психологии и социологии немало общих объектов исследования – общество, личность, социальные группы, межгрупповые отношения. В психологии широко используются социологические методы сбора первичных данных: анкетирование и опрос. Концепции, разработанные в одной из этих наук, принимаются другой. Есть немало вопросов, которые не могут быть решены без взаимодействия обеих наук. Это, например, национальная психология, психология классов, экономики, политики, проблемы социализации и социальных установок, теория социального научения.

Психология и педагогика. Казалось бы, между этими двумя науками должны быть наиболее тесные связи, так как практически любой вопрос обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов. Но в действительности это не так. Попыткой объединить усилия ученых, занимающихся различными аспектами развития ребенка было создание педологии. Но, к сожалению, она была запрещена и последствия гонений на эту науку сказываются до сих пор.

Психология и история. Для того, чтобы лучше понять современного человека, необходимо обратиться к истории человечества, в первую очередь – к истории развития материальной и духовной культуры, философских учений, религиозных верований, обычаев, традиций. Примерами глубокого синтеза истории и психологии служат теория культурно-исторического развития высших функций человека, разработанная Л.С. Выготским, использование исторического метода в психологии.

Психология и естественные и технические науки. Начало союзу психологии с естествознанием было положено еще во второй половине XIX в. Этому способствовали внедрение в психологию экспериментального метода, работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Ч. Дарвина, А.А. Ухтомского, И.С. Бернштейна и др. И на современном этапе серьезное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (биологии, физиологии, неврологии и т.д.). Например, знание законов работы нервной системы необходимо психологу для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие психические процессы, какими аппаратами они осуществляются. Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, имеют большое значение исследования клиницистов (медиков и психологов). Ряд отраслей психологии, в частности, сравнительная и зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология находятся на стыке с соответствующими разделами естественнонаучных дисциплин.

В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет, так называемого «человеческого фактора». Инженерная психология, занимающаяся решением такого рода проблем, тесным образом соприкасается с многими разделами техники.

На дальнейшее развитие психологии существенное влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, считавшихся специфическими для человеческого сознания, стали выполнять электронные устройства. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико–информационные понятия и модели, применение логико-математического аппарата, компьютерных методов сбора и обработки данных и т.д.

Психология — Школа социальных и поведенческих наук

Дэвид Бердик — профессор психологии, геронтологии и исследований в области устойчивого развития. Он присоединился к Стоктонскому факультету в 1984 году после получения степени бакалавра психологии и экологии. исследования Университета Альфреда (1977 г.) и его докторскую степень (1983 г.) по геропсихологии из Университет Нотр-Дам.Его карьера, ориентированная на сообщество, развивалась как штатный сотрудник Центра геронтологического образования, исследований и услуг Нотр-Дам и укрепил докторантом в области прикладной геронтологии Геронтологического общества Америки в 1984 году. В 2005 году он и профессор Линда Уортон возглавили Стоктон и сообщество партнерами в рамках годичного проекта «Путешествие к демократии», финансируемого американским Ассоциация колледжей и университетов, призванная усилить намерение Стоктона и сосредоточить внимание на гражданском участии и партнерстве с сообществами.Он выступает в качестве консультанта комитет Стоктонского центра по взаимодействию с общественностью и Фонд Стоктона Комитет по отбору стипендий, где он недавно ушел с поста сопредседателя.

Постоянный участник нескольких усилий сообщества в качестве члена совета директоров, попечителя или консультант, занимал руководящие должности в различных государственных и национальных организациях.Он был выбран губернатором Кристин Тодд Уитман в 1995 году в качестве делегата Белого Домашняя конференция по проблемам старения и фасилитировала однодневную сессию на тему «Качество жизни». для делегации Нью-Джерси. Бывший президент Общества старения Нью-Джерси, он получил награду Общества Геронтолог года в 1997 году.Его научные интересы сосредоточены на отношениях между поколениями, технологиях и старении. Его научный работы / публикации включают совместно редактируемую книгу под названием «Геротехнология: исследования и практика». в области технологий и старения (Springer, 2005), приглашенный редактор специального выпуска по аккредитации по геронтологии для журнала Journal of Gerontology & Geriatrics Education (2012) и соавтор глав по технологиям и долгосрочному уходу в двух недавно вышедших книгах: (Фурфи, К., Линдстром-Хейзел, Д., и Бердик, Д. (2013). Вспомогательные технологии и старше взрослые люди. В Барни, К. Ф. и Перкинсон, М. А. (ред.). Трудовая терапия для пожилых людей: повышение качества жизни за счет сотрудничества Практика . Лондон, Сан-Диего: Elsevier, Inc .; Куцик Д. и Бердик Д. К. (2015). Использование технологий в длительном уходе.In Yee-Melichar, D, Cabigao, E.P. и Flores, C.M. (Ed.s). Администрирование и управление долгосрочным уходом: варианты, проблемы и тенденции в уходе за престарелыми . Нью-Йорк: Спрингер.

Д-р Бурдик два срока работал в Исполнительном комитете Ассоциации Геронтология в высшем образовании, где он в настоящее время является сопредседателем Advancement Комитет.Он является членом Геронтологического общества Америки и Ассоциации по геронтологии в высшем образовании и входит в редколлегию журнала. геронтологии и гериатрического образования и журнал отношений между поколениями.

Доктор Бурдик также является директором Стоктонского центра успешного старения (SCOSA)

.

психология | Определение, история, поля, методы и факты

Психология , научная дисциплина, изучающая психические состояния, процессы и поведение людей и других животных.

Уильям Джеймс Предоставлено Службой новостей Гарвардского университета

Британская викторина

Викторина «Введение в психологию»

Как зовут боязнь открытых пространств?

Дисциплина психология в целом делится на две части: большую профессию практикующих и меньшую, но растущую науку о разуме, мозге и социальном поведении.У них разные цели, обучение и практики, но некоторые психологи объединяют и то, и другое.

Ранняя история

В западной культуре вклад в развитие психологии внесли представители многих областей, начиная с таких философов, как Платон и Аристотель. Гиппократ философствовал об основных человеческих темпераментах (например, холерик, сангвиник, меланхолик) и связанных с ними чертах. Основываясь на биологии своего времени, он предположил, что физические качества, такие как желтая желчь или слишком много крови, могут лежать в основе различий в темпераменте ( см. Также юмор ).Аристотель постулировал, что мозг является вместилищем рационального человеческого разума, а в 17 веке Рене Декарт утверждал, что разум дает людям способность мыслить и осознание: разум «решает», а тело принимает решение — дуалистический разум. — раскол тела, над преодолением которого все еще работает современная психологическая наука. Двумя фигурами, которые помогли основать психологию как формальную дисциплину и науку в 19 веке, были Вильгельм Вундт в Германии и Уильям Джеймс в Соединенных Штатах.В книге Джеймса «Принципы психологии » (1890) психология определяется как наука о психической жизни и содержится содержательное обсуждение тем и проблем, которые предвосхитили большую часть исследовательской программы в этой области столетие спустя.

Однако в первой половине 20 века бихевиоризм доминировал в американской академической психологии. В 1913 году Джон Б. Уотсон, один из влиятельных основателей бихевиоризма, призывал полагаться только на объективно измеримые действия и условия, фактически исключив изучение сознания из психологии.Он утверждал, что психология как наука должна иметь дело исключительно с непосредственно наблюдаемым поведением низших животных, а также людей, подчеркивал важность поощрения только желаемого поведения в воспитании детей и опирался на принципы обучения через классическую обусловленность (на основе исследований с собаками русский физиолог Иван Павлов и, следовательно, известный как Павловский рефлексотерапевт). В Соединенных Штатах большинство факультетов психологии университетов посвятили себя превращению психологии из философии в строгую эмпирическую науку.

Иван Петрович Павлов Иван Петрович Павлов. Коллекция Мэнселла Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас

Бихевиоризм

Начиная с 1930-х годов, бихевиоризм процветал в Соединенных Штатах, и Б.Ф. Скиннер лидировал в демонстрации силы оперантного обусловливания через подкрепление. Бихевиористы в университетских условиях проводили эксперименты с условиями, контролирующими обучение и «формирование» поведения посредством подкрепления, обычно работая с лабораторными животными, такими как крысы и голуби.Скиннер и его последователи явно исключили ментальную жизнь, рассматривая человеческий разум как непроницаемый «черный ящик», открытый только для предположений и спекулятивных вымыслов. Их работа показала, что на социальное поведение легко повлиять путем манипулирования определенными случайностями и изменения последствий или подкрепления (вознаграждения), к которому поведение приводит в различных ситуациях. Изменения в этих последствиях могут изменить поведение в рамках предсказуемой модели стимула-реакции (S-R). Точно так же широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных, может быть приобретен посредством процессов обусловливания и может быть изменен, применяя те же принципы.

Фрейд и его последователи

Одновременно, в любопытном сопоставлении, психоаналитические теории и терапевтические практики, разработанные получившим образование в Вене врачом Зигмундом Фрейдом и его многочисленными учениками — начиная с начала 20 века и сохранявшиеся на протяжении многих десятилетий, — подрывали традиционный взгляд на человеческую природу как на сущность рациональный. Теория Фрейда сделала разум вторичным: для Фрейда бессознательное и его часто социально неприемлемые иррациональные мотивы и желания, особенно сексуальные и агрессивные, были движущей силой, лежащей в основе большей части человеческого поведения и психических заболеваний.Сделать бессознательное сознательным стало терапевтической целью клиницистов, работающих в этих рамках.

Зигмунд Фрейд. SuperStock

Фрейд предположил, что многое из того, что люди чувствуют, думают и делают, находится вне осознания, самообороны по своим мотивам и бессознательно детерминировано. Во многом это также отражает конфликты, возникшие в раннем детстве, которые проявляются в сложных паттернах кажущегося парадоксальным поведения и симптомов. Его последователи, эго-психологи, подчеркивали важность функций высшего порядка и когнитивных процессов (например,g., мотивация компетентности, способности к саморегуляции), а также механизмы психологической защиты человека. Они также переключили свое внимание на роли межличностных отношений и надежной привязанности в психическом здоровье и адаптивном функционировании, и они первыми начали анализ этих процессов в клинических условиях.

После Второй мировой войны и Спутник

После Второй мировой войны американская психология, особенно клиническая психология, превратилась в самостоятельную значительную область, отчасти в ответ на потребности вернувшихся ветеранов.Росту психологии как науки способствовали запуск спутника в 1957 году и начало российско-американской космической гонки на Луну. В рамках этой гонки правительство США способствовало развитию науки. Впервые стало доступно массовое федеральное финансирование как для поддержки поведенческих исследований, так и для обеспечения возможности обучения выпускников. Психология стала одновременно процветающей профессией практиков и научной дисциплиной, которая исследовала все аспекты человеческого социального поведения, развития детей и индивидуальных различий, а также области психологии животных, ощущений, восприятия, памяти и обучения.

Обучение клинической психологии находилось под сильным влиянием психологии Фрейда и ее ответвлений. Но некоторые клинические исследователи, работая как с нормальным, так и с нарушенным населением, начали разрабатывать и применять методы, сосредоточенные на условиях обучения, которые влияют на социальное поведение и контролируют его. Это направление поведенческой терапии анализировало проблемное поведение (например, агрессивность, причудливую речь, курение, реакцию страха) с точки зрения наблюдаемых событий и условий, которые, по-видимому, влияли на проблемное поведение человека.Поведенческие подходы привели к инновациям в терапии, работая над изменением проблемного поведения не посредством инсайта, осознания или раскрытия бессознательных мотиваций, а путем обращения к самому поведению. Бихевиористы пытались напрямую изменить неадаптивное поведение, исследуя условия, контролирующие текущие проблемы человека, а не их возможные исторические корни. Они также намеревались показать, что такие усилия могут быть успешными без замены симптомов, предсказываемой теорией Фрейда.Фрейдисты полагали, что непосредственное устранение вызывающего беспокойство поведения приведет к появлению новых и более серьезных проблем. Психотерапевты показали, что это не всегда так.

Чтобы начать изучение роли генетики в личностном и социальном развитии, психологи сравнили сходство личности, проявляемое людьми с одинаковыми генами или в одной и той же среде. В исследованиях близнецов сравнивали монозиготных (идентичных) и дизиготных (разнояйцевых) близнецов, воспитанных либо в одной, либо в разных средах.В целом, эти исследования продемонстрировали важную роль наследственности в широком спектре человеческих характеристик и черт, таких как интроверт и экстраверт, и показали, что биологически-генетическое влияние было намного больше, чем предполагалось в раннем бихевиоризм. В то же время стало ясно, что то, как такие предрасположенности выражаются в поведении, во многом зависит от взаимодействия с окружающей средой в ходе развития, начиная с внутриутробного развития.

.

▷ Психология и ее отрасли

Когда вы спрашиваете большинство людей, что такое психология, первое, что приходит на ум, — это психолог, который лечит пациента, вероятно, лежащего на кушетке. Однако клиническая психология — это лишь одна из ветвей психологии, гораздо более широкой науки, изучающей поведение и человеческую психику во всех возможных сферах деятельности. Значит, везде, где есть люди, у психолога есть работа.

Какие разделы психологии?

Психология — это наука, изучающая психику человека, а это значит, что ее открытия могут применяться в разных областях.Каждая из этих областей психологии — это дисциплина.

Все разделы психологии имеют общую основу, но они углубляются в конкретные контексты, в которых возникает проблема. Так же, как врач может специализироваться на кардиологии или пульмонологии, психолог может также специализироваться на различных дисциплинах.

Следовательно, если у ребенка проблемы с обучением, ему следует обращаться не к клиническому психологу, а к педагогическому психологу, а если у пожилого человека возникают проблемы с памятью, лучше всего обращаться к нейропсихологу.

Различные отрасли психологии

  1. Психология развития и образования

Это отрасль психологии, которая посвящена анализу и улучшению преподавания и обучения, понимая как преподавание и обучение тех процессов, которые происходят в рамках в школе или в семейном ядре. Педагогический психолог работает как с учителем, так и с учеником, что подразумевает работу с детьми или молодыми людьми, а также с учителями и родителями.

Педагогический психолог изучит методы обучения, как они влияют на студентов и как их совершенствовать. Также будет проанализированы стратегии обучения, используемые студентами, и способы их оптимизации. Он будет отвечать за понимание типа отношений, которые ученик устанавливает со своей семьей, и того, как они способствуют или мешают учебе в школе.

На практике педагог-психолог часто работает в учебных центрах и несет ответственность за психологическое консультирование студентов по таким разнообразным темам, как наркомания, сексуальность, межличностные отношения … или решение таких проблем, как застенчивость, агрессия, нарушения обучения … Он также активно участвует в процессах профессиональной ориентации, а также в предотвращении и разрешении конфликтов, возникающих в образовательной среде.

Частью педагогической психологии является психология развития, раздел психологии, изучающий изменения в поведении и психике, возникающие в результате взросления людей, когда они осмеливаются проходить различные стадии своего развития, от детства до третьего возраста.

Педагогическая психология основана на открытиях психологии развития, предлагая техники и более эффективные образовательные методы, учитывающие эволюционный период, через который проходит ученик.Это означает, что педагог-психолог работает не только с детьми и подростками, но может присутствовать во всех контекстах преподавания-обучения, включая взрослую жизнь и пожилых людей.

  1. Клиническая психология и / или психология здоровья

Этот раздел психологии по существу отвечает за взаимосвязь между здоровьем и болезнью в области человеческой психики. Он включает в себя простую ориентацию подростка в вопросах сексуальности до психотерапии для лечения таких расстройств, как фобии или депрессия.

Тем не менее, важно проводить различие. Клиническая психология больше фокусируется на психопатологическом процессе и его лечении, поэтому эти психологи обучены лечить все виды психических расстройств, более или менее серьезных, которые влияют на качество жизни людей. В этих случаях, особенно при работе с более серьезными патологиями, такими как психоз или шизофрения, обычно приходится работать бок о бок с психиатром для диагностики, вмешательства и контроля психических расстройств.

В клинической психологии также есть разные специальности: психонкология, психоиммунология, детская психология, психология пожилых … Клинический психолог также может специализироваться на определенной возрастной стадии: дети и подростки, взрослые или пожилые люди. Есть также клинические психологи, которые специализируются на лечении сексуальных дисфункций, в области психологии, известной как сексология.

Другие специализируются на психологии пары и семьи, специальности психологии, которая анализирует человека в контексте его ближайших отношений с партнером, детьми и / или родителями, обычно уделяя особое внимание неблагополучным семьям.Эти психологи анализируют межличностные конфликты и пытаются предложить своим членам стратегии, чтобы они могли нормально функционировать и каждый член нашел свое место.

Психология здоровья, с другой стороны, больше фокусируется на анализе процесса психологического здоровья. Анализирует взаимоотношения тела и разума, особенно в результате воздействия болезней, в высшей степени психологических или физических, и ищет салютогенные паттерны, способствующие хорошему психологическому равновесию. В результате медицинский психолог не занимается непосредственным лечением расстройств, а в основном участвует в планах профилактики психического здоровья.Делаем еще профилактические работы.

Обе ветви психологии, однако, сходятся в решении менее серьезных проблем, таких как ориентация в стилях совладания с стрессовыми событиями и ситуациями горя, например, с целью помочь людям лучше понять, что с ними происходит, взять на себя проблемы с другой точки зрения и, в конечном итоге, воплощение в жизнь более здорового образа жизни.

  1. Нейропсихология

В некоторых случаях нейропсихология включается в состав клинической психологии, но ее важность такова, что она заслужила самостоятельную позицию в отраслях психологии.

Объектом изучения данной специальности психологии является взаимосвязь между мозгом и поведением. Нейропсихолог не только знает все психические расстройства, имеющие неврологическую основу и сильную психологическую составляющую, такие как слабоумие и инсульт, но также доминирует над функционированием мозга по отношению к высшим психическим функциям.

Одной из первых и основных областей применения нейропсихологии является диагностика и реабилитация неврологических расстройств, но в последнее время, учитывая прогресс в методах анализа мозга, эта отрасль психологии распространяется на другие области, так что мы стали свидетелями рождение таких специальностей, как нейромаркетинг, который анализирует влияние рекламных сообщений на мозг и то, как это влияет на решения и желания потребителей о покупке.

  1. Трудовая или институциональная психология

Этот раздел психологии фокусируется на компаниях, ответственных за анализ и понимание отношений, установленных человеком с производственным процессом. Для этого важно проанализировать отношение человека к выполняемой им работе: его мотивацию к выполняемой работе, его интересы, ожидания и уровень удовлетворенности своей профессией. Но также и его отношения с остальными коллегами: организационный климат, уровень удовлетворения, которое он испытывает от установленных отношений, тип общения, который преобладает.

Профессиональный или институциональный психолог также занимается анализом соответствия между потенциальными возможностями и способностями человека требованиям определенной работы, а также часто отвечает за разработку психологического профиля, необходимого для занятия определенной должности или выполнения некоторых задач в рамках данной работы. компания. Это хорошо известный «отбор персонала», который поражает нас своими самыми творческими и революционными методами. После того, как люди выбраны, психолог часто также занимается их обучением.

Он также отвечает за анализ факторов, препятствующих нормальному функционированию компании, и за то, что нужно делать для увеличения производства и улучшения условий труда. Конечная цель организационного психолога — повысить производительность и качество работы, чтобы сотрудники чувствовали себя удовлетворенными.

На практике часто психолог либо ограничивается задачей выбора подходящего персонала для работы, либо становится клиническим психологом в организации.Хотя это во многом зависит от видения компании, поскольку в крупных корпорациях психологи обычно работают более творчески и гибко. Однако хорошая новость заключается в том, что это одна из областей психологии с более высокой профессиональной продуктивностью.

  1. Психология рекламы или маркетинга

Психология маркетинга возникла из организационной психологии, поскольку она также ориентирована на удовлетворение потребностей компаний. В данном случае речь идет об увеличении продаж за счет рекламы.

Психолог, специализирующийся в этой области, занимается дизайном и продвижением продуктов на рынке. Это захватывающий мир анализа цели, на которую направлен продукт, чтобы оптимизировать его наиболее привлекательные характеристики.

Вы должны применить знания в различных областях психологии, чтобы понять, какие продукты или услуги являются наиболее привлекательными для клиентов. Он также анализирует потребности и покупательские привычки потребителей, чтобы представить наиболее интересные продукты, соответствующие их профилю, чтобы оптимизировать возврат инвестиций.

Психология маркетинга также отвечает за процессы брендинга, чтобы помочь компаниям выделиться среди конкурентов и повысить ценность для своих потребителей. Эти психологи должны быть специалистами в области коммуникативных техник, анализа текстов и, конечно же, техник подсознательной рекламы. Обычно они включаются в отделы маркетинга компаний, чтобы вносить свой вклад в создание и развитие маркетинговых планов и рекламных кампаний, поэтому им приходится работать с разными профессионалами из самых разных областей.

  1. Судебная психология

Основное внимание уделяется анализу уголовных процессов. Судебный психолог отвечает за проведение необходимых экспертных заключений в ходе судебного разбирательства как для потерпевших, так и для обвиняемых, но также готовит осужденных к их реинтеграции в общество и дает советы родственникам.

Определяет степень правдивости показаний и состояния эмоциональной устойчивости задержанных, диагностируя степень умышленности совершения преступлений.Он также оценивает психологический ущерб, нанесенный жертвам. В процессе судебно-медицинской экспертизы психолог ставит перед собой цель оценить человека, чтобы проверить, страдает ли он каким-либо расстройством, которое могло бы смягчить преступные действия, вызывает ложные воспоминания или определяет, лжет ли он.

Требуются знания графологии и отклонений в поведении, а также основных психопатологий и детской психологии. Хотя эта специальность обычно не востребована психологами, она требует серьезных знаний во всех областях психологии.Кроме того, его роль также играет ключевую роль в составлении психологических профилей преступников, которые помогут в действиях по поиску и поимке.

  1. Психология спорта

Это раздел психологии, посвященный оценке и повышению спортивных результатов, для чего он будет прибегать к психологическим методам, позволяющим спортсмену улучшить его физическую работоспособность. Спортивный психолог на индивидуальном уровне работает со спортсменами так же, как и с командами.

На индивидуальном уровне существуют техники визуализации, например, которые позволяют спортсмену совершенствовать свои движения и улучшать свои результаты. Также работают над мотивацией и расширением прав и возможностей, и ему даются инструменты, чтобы он мог выдерживать нагрузку тренировок и соревнований, не ломаясь.

В случае команд, помимо мотивации, сотрудничество также направлено на создание благоприятного климата, который улучшает производительность и разрешает возможные конфликты между членами.Часто ему также приходится работать на руководящих должностях.

Спортивный психолог может проводить различные вмешательства, от специальных процедур для снижения беспокойства по поводу производительности до упражнений для самообучения, учебных занятий или даже обучения ценностям через спорт.

Конечная цель спортивной психологии — дать спортсменам возможность использовать психологическую динамику, изученные стратегии и свое эмоциональное состояние в свою пользу, чтобы максимально использовать свои способности.

  1. Социальная психология

Эта специальность психологии фокусируется на анализе поведения и психики в группах, делает акцент на коллективе и отношениях между людьми.Эта отрасль связана с социологией, хотя в отличие от нее фокусируется на влиянии групп на сознание каждого человека. Он анализирует, как социальные процессы определяют личность и реакции.

Социальный психолог изучает широкий спектр явлений, от коллективного насилия до социальных норм, группового давления, формирования стереотипов и распространения убеждений. Учитывая, что это одна из основных областей психологии, ее открытия обычно имеют огромное влияние на остальные области.

В социальной психологии есть психология сообщества, которая фокусируется на анализе проблем конкретных сообществ. В этом случае цель состоит в том, чтобы понять динамику внутри сообщества и способствовать позитивным изменениям для каждого из его членов, чтобы каждый мог улучшить качество своей жизни. Этот психолог часто работает с социальным работником и должен быть включен в сообщество, чтобы гарантировать, что изменение управляется изнутри, чтобы дать возможность самим лидерам сообщества осуществить самостоятельную трансформацию.Общественный психолог — всего лишь помощник.

Какая отрасль психологии самая лучшая?

Со временем будут развиваться новые отрасли психологии. Решение о выборе той или иной специальности должно зависеть от нашего потенциала и того, насколько он нас действительно привлекает, потому что, если мы выбираем специальность просто потому, что она лучше оплачивается, мы рискуем попасть в рутинную и профессиональную жизнь. неудовлетворенность.

Напротив, если мы любим выбранную специальность, мы, вероятно, будем работать творчески, мы откроем новые двери и, наконец, мы не только будем более довольны собой, но, возможно, и увеличим свой доход, как естественный результат этой страсти.

В частности, я рекомендую выбрать степень по общей психологии, в которой преподаются все специальности психологии, а затем, с более глубоким знанием каждой области, выбрать ту, которая нам больше всего нравится, для которой необходимо будет пройти хотя бы один мастер. Это более длинный путь, но он предпочтительнее не только потому, что вы узнаете гораздо больше о психологии, но и потому, что он увеличит ваши шансы на рынке труда за счет более широкого профиля, не ограниченного одной отраслью.

.

Социально-гуманитарные специальности и потенциальные рабочие места

Почему люди ведут себя, одеваются и живут так же, как и они? От культур, которые составляют современный мир, до древних цивилизаций, о которых мы, кажется, не знаем достаточно, социальные и гуманитарные науки позволяют вам исследовать все, что отличает людей от других приматов. Продолжайте читать, чтобы узнать, что представляют собой эти общие социальных и гуманитарных специальностей и профессий .

И когда вы будете готовы искать колледжи с программами социальных и гуманитарных наук , перейдите сюда.

Связанные: Языковые и культурные специальности и потенциальные рабочие места

Антропология

Антропология изучает людей: их происхождение, различные физические и культурные характеристики, распространение, обычаи и социальные отношения. Важные области, вызывающие озабоченность в рамках дисциплины, включают эволюцию людей, развитие ранних культур и разнообразие культурного развития народов, а также их политические системы, религиозные обычаи и системы ценностей.Антропология, предлагаемая в четырехлетних программах бакалавриата, часто делится на такие узлы, как физическая антропология, культурная антропология или лингвистика. В противном случае антропология может сочетаться с такими специальностями, как афроамериканские или азиатские исследования.

Образование

План обучения начинается с вводных курсов на втором курсе, за которыми следует интенсивное техническое обучение, которое включает каждое из основных подразделений, упомянутых выше. Студенты выбирают специальность в одной из этих областей в младшие и старшие классы, заканчивая практическим опытом, семинарами по актуальным темам и независимыми исследованиями под руководством.Студенты, интересующиеся физической антропологией, будут использовать более археологический подход в своих специальностях, в то время как студенты, интересующиеся социальной антропологией, будут больше идти в направлении социологии. В процессе обучения будет важно выбрать то или иное направление. Занятия включают в себя культурное развитие, биологическую антропологию, судебную антропологию, поведение приматов, культурную экологию, религию (включая вероисповедания коренных народов), медицинскую антропологию и полевые экскурсии на места раскопок.

Возможная карьера

  • археолог
  • профессор колледжа
  • консультант
  • культурный антрополог
  • редактор / писатель
  • геолог
  • историк
  • лингвист-антрополог
  • хранитель музея
  • парковый переводчик
  • Физический антрополог
  • океанограф
  • статистик
  • турагент / гид

Археология

Археология наиболее непосредственно связана с пониманием и объяснением вымерших культур и живых обществ посредством раскопок, анализа и интерпретации их материальных останков.Путем реконструкции прошлого создается картина того, как и почему развивались человеческие культуры. Сбор и интерпретация данных лежат в основе этой области. Археолог использует технологии физических наук, такие как методы датирования, картографию и геологию.

Образование

Программа обучения иногда включает в себя концентрацию в рамках специальности антропология с программой в области искусства или истории искусства. Основная учебная программа курсов по классической археологии, археологическим методам и методам наблюдения включает курсы по передовым методам, семинары по текущим темам и целевые исследования.Классы включают археологию классических цивилизаций, методы археологического поля, статистику, информатику для археологов, судебную археологию и палеолитические культуры.

Возможная карьера

  • антрополог
  • археолог
  • архивариус
  • биолог
  • профессор колледжа
  • Управление культурными ресурсами
  • редактор
  • юрист
  • хранитель музея
  • палеонтолог
  • смотритель парка
  • научный сотрудник
  • учитель
  • технический писатель

История искусств

Эта специальность состоит из изучения истории искусства во всех ее различных формах, с древнейших времен до наших дней.Он подчеркивает развитие искусства на протяжении всей истории человечества. Студенты изучают взаимосвязь художественного выражения с историческим периодом, в течение которого оно было создано, а также современные оценки произведений искусства.

Образование

План обучения начинается с прочного фундамента гуманитарных наук, включая курсы по искусствоведению и истории. На уровне старших классов студенту предлагается сосредоточиться на одном регионе мира для более интенсивного изучения. У студентов есть возможность изучать более одного географического региона или исторического периода, чтобы получить более широкий спектр знаний.Периодическая программа может предлагать концентрацию на оценке искусства, требуя таких курсов, как методология оценки и другие связанные предметы. Как правило, основные программы по истории искусств не требуют курсов изобразительного искусства, но многие студенты выбирают некоторые курсы в этой области по личным предпочтениям. Студентам, специализирующимся на одной географической области, рекомендуется как минимум владеть языком региона и рассмотреть возможность обучения за рубежом.

Возможная карьера

  • оценщик искусства
  • искусствовед
  • искусствовед
  • Художественный реставратор
  • художник
  • карикатурист
  • профессор колледжа
  • коммерческий художник
  • галерист
  • хранитель музея
  • торговый представитель
  • учитель

География

География — это междисциплинарное исследование топографических, климатических и геологических особенностей суши Земли и того, как люди взаимодействуют с ними.Учитывая текущую озабоченность по поводу эксплуатации природных ресурсов и развития климата, география сегодня имеет большое значение в нескольких областях, включая разведку нефти и контроль окружающей среды и загрязнения.

Образование

План обучения карьерно-ориентированный. Курсовая работа доступна по региональной географии, географическим методам и методам или систематической географии. Эта специализация расширилась, чтобы удовлетворить потребности региональных, государственных и федеральных правительств, а также частных и государственных организаций, которые проводят глобальные исследования.Колледжи, предлагающие географию как чистую специализацию, часто имеют двойные основные программы, такие как география / экономика, география / региональные науки или география / региональное / городское планирование. Полевые работы можно ожидать. Уроки включают метеорологию, прикладную математику, статистику, базовую картографию, транспортные системы и модели городов.

Возможная карьера

  • картограф
  • сити-менеджер
  • профессор колледжа
  • Планировщик сообщества
  • Экономический географ
  • экономист
  • менеджер по окружающей среде
  • техник лесного хозяйства
  • генеральный географ
  • гидролог
  • юрист
  • наружный гид
  • смотритель парка
  • физико-географ
  • инженер-проектировщик
  • политический географ
  • политолог
  • Аналитик по выбору площадки
  • социолог
  • Охрана почв
  • системный аналитик
  • синоптик

История

Используя вторичные и первичные документы и другие артефакты, учащиеся получают активную оценку прошлого, чтобы лучше понимать текущие события и условия.Изучая историю, ученик развивает способность критически мыслить, объективно оценивать доказательства и ясно и убедительно выражать знания другим. Возможности карьерного роста для специальностей истории не особенно многочисленны для тех студентов, которые заинтересованы в преподавании на уровне колледжа, но есть много других возможностей, которые могут изучить исторические специальности, что делает их одной из самых популярных основных программ колледжей.

Образование

План обучения начинается с прочного закрепления навыков письменного английского языка и курсов по гуманитарным и социальным наукам, таким как антропология, политология, психология и социология.На уровне старших классов студенты могут специализироваться на истории региона (например, Америки, Европы или Азии) или исторического периода (например, греко-римской эпохи, американской революции или Японии XVI века. ). Требуется обширное независимое исследование, часто завершающееся долгим старшим проектом по выбору студента. Классы включают исторический анализ, политологию, антропологию и социологию.

Возможная карьера

  • архивариус
  • профессор колледжа
  • редактор
  • историк
  • аналитик разведки
  • журналист
  • юрист
  • библиотекарь
  • хранитель музея
  • политолог
  • репортер
  • историк-исследователь
  • учитель средней школы

Международные отношения

Международные отношения — это исследование взаимодействия наций друг с другом и использование политической силы и дипломатии для достижения национальных целей.Это междисциплинарное исследование, в котором изучаются правовые системы, политические структуры, влияние географии и численности населения, доступ к минералам и сырью для производства, а также экономические силы, влияющие на поведение стран по отношению друг к другу. Специальность может привести к академической карьере, работе в правительстве или бизнесе.

Образование

План обучения предлагает студентам выбор концентраций в рамках специальности. Колледжи, предлагающие это исследование в качестве истинного специалиста, могут включать курсы по сравнительной политике, международной экономике, международным отношениям, дипломатии и истории дипломатии.Обучение также может быть предложено для несовершеннолетних вместе с такими программами, как региональные исследования, экономика или политология. Студенты, участвующие в этой программе обучения, должны овладеть хотя бы одним иностранным языком. Обучение за границей не требуется, но настоятельно рекомендуется. Классы включают сравнительную политику, международное право, правовые системы Востока и Запада, историю дипломатии, природные ресурсы и политику.

Возможная карьера

  • Аналитик ЦРУ
  • профессор колледжа
  • сотрудников комитета Конгресса работают
  • редактор
  • сотрудник дипломатической службы
  • писатель-фрилансер
  • аналитик разведки
  • международный дипломат
  • юрист-международник
  • переводчик языков
  • консультант по вопросам управления
  • военнослужащий
  • политолог
  • политолог

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки — это область обучения, предназначенная для предоставления студенту широкого общего образования, а не специализированной программы или какой-либо формы профессионального обучения.Специальность — это полезная подготовка к поступлению в аспирантуру или профессиональному обучению в области права, образования, науки или медицины. Это также подходящая специальность для студентов, которые «не определились» или хотят использовать свои студенческие годы для улучшения своих академических навыков. Студентам следует внимательно проверять каталоги колледжей, особенно если они заинтересованы в поступлении в гуманитарный колледж, поскольку многие из них не предлагают эту общую специальность.

Образование

План обучения включает требования по различным факультетам, начиная с английского и включая математику, историю, внелабораторные науки, изучение языков, а также изобразительное и изобразительное искусство.Студенты будут специализироваться в одной области по мере выполнения основных требований. Студенты больше, чем студенты других специальностей, захотят работать в тесном сотрудничестве с консультантом факультета, чтобы адаптировать программы для достижения своих целей, поскольку существует изрядная гибкость.

Возможная карьера

  • бухгалтер
  • духовенство
  • профессор колледжа
  • аниматор
  • предприниматель
  • писатель-фрилансер
  • государственный служащий
  • юрист
  • военнослужащий
  • Журналист печатных или СМИ
  • учитель

Библиотечное дело

Библиотековедение — это умение организовывать библиотеки таким образом, чтобы их содержимое могло быть полностью использовано.Будь то небольшие сайты для одного человека или большие полностью укомплектованные городские, университетские или специализированные библиотеки, они универсально организованы в соответствии с одной из трех преобладающих систем. Использование компьютеров для всех аспектов управления библиотекой — обычное дело; Следовательно, начинающий библиотекарь должен хорошо владеть компьютером.

Образование

Относительно немногие колледжи предлагают библиотечное дело на уровне бакалавриата. План обучения состоит из ядра гуманитарных наук, включая психологию, историю, математику и естественные науки на уровне высшего учебного заведения; основная программа включает в себя углубленное изучение каждой из трех организационных систем, а также библиотечного менеджмента, связей с общественностью, финансов и бюджетирования, а также менеджмента.Библиотечное дело чаще всего проводится в аспирантуре, ведущей к получению степени магистра библиотечного дела (MLS). Классы включают психологию, организацию и управление библиотекой, каталогизацию книг и периодических изданий, рассказывание историй и специализированные библиотеки.

Возможная карьера

  • комплектование библиотекаря
  • библиограф
  • профессор колледжа
  • энциклопедия исследователя
  • информатик
  • специалист по СМИ
  • хранитель музея
  • корректор
  • библиотекарь
  • исследователь-аналитик
  • Школьный библиотекарь
  • технический писатель

Языкознание

Лингвистика — это систематическое исследование, целью которого является открытие и объяснение общих свойств языковой формы, значения и использования.В большей степени, чем изучение усвоения языка, лингвистика анализирует структуру, звуковые паттерны, возникновение языка, эволюцию языка и влияние языковой системы на культуру. Некоторые отделы лингвистики занимаются сохранением языков, находящихся под угрозой исчезновения, например некоторых языков коренных американцев. Обычно это обучение в аспирантуре, иногда предлагается двойная специализация с психологией, антропологией, речью или конкретными иностранными языками.

Образование

План обучения состоит из курсовой работы в таких областях, как синтаксис, семантика, анализ отдельных языковых групп, таких как романские языки или азиатские языки, а также историческое развитие одной или нескольких из этих групп.Его кульминацией являются полевые исследования и независимые исследования. Классы включают фонологию, сравнительную лингвистику, системы письма, язык и культуру, а также язык жестов.

Возможная карьера

  • архивариус
  • профессор колледжа
  • криптоаналитик
  • Эксперт по документам
  • редактор
  • юрист
  • библиотекарь
  • лингвист
  • филолог
  • диктор радио / ТВ
  • научный сотрудник
  • технический писатель

Философия

Изучение философии включает систематический анализ принципов, лежащих в основе человеческого поведения, мышления и знания, а также природы Вселенной.Эти «большие» проблемы исследуются, во-первых, в свете того, что предшествующие философы считали ответами, а, во-вторых, путем анализа того, что современные философские мыслители предлагают в качестве своих решений. Перспективы трудоустройства в академической философии немногочисленны, но основная специализация — отличная подготовка ко многим программам магистратуры из-за дисциплины мышления, которая требует основной дисциплины.

Образование

План обучения включает в себя такие курсы, как психология, история, антропология, эпистемология, логика, этика, история некоторых философов, а также курсы по современным проблемам, таким как ядерная война, аборты, апартеид, химическая война и преступления белых воротничков.Занятия могут включать введение в этику, дедуктивную и / или символическую логику, политическую философию, право и мораль, а также учения Аристотеля, Канта и Маркса.

Возможная карьера

  • духовенство
  • профессор колледжа
  • дипломат
  • консультант по образованию
  • писатель-фрилансер
  • юрист
  • консультант по вопросам управления
  • военнослужащий
  • философ
  • врач
  • ученый
  • социальный работник

Политология

В широком смысле это исследование происхождения, исторического развития и функций правительства и политической власти.В бакалавриате политология учит студентов различать различные типы политических структур, существующих в настоящее время, оценивать борьбу за власть и конфликты внутри правительств и изучать отношения между странами. Эта специальность обеспечивает хороший фон для такой карьеры, как право, дипломатия, политика, международный бизнес и смежные области.

Связано: Что вы можете сделать со степенью политологии?

Образование

План обучения начинается с сосредоточения на гуманитарных науках, особенно социальных науках, таких как психология и социология.На верхнем уровне упор делается на структуру правительства, теории политики, сравнительные политические системы и утопические теории. Некоторые колледжи используют историческую перспективу при представлении этой специальности; другие подчеркивают культурные факторы, влияющие на политические решения, или подчеркивают «практический» подход к принятию решений. Классы могут включать психологию, политическую философию, международную политику, государственную политику, социологию, антропологию и статистику.

Возможная карьера

  • профессор колледжа
  • корпоративный юрист
  • дипломат
  • выборное должностное лицо
  • атташе посольства
  • писатель-фрилансер
  • правительственный лоббист
  • историк
  • юрист-международник
  • преподаватель
  • консультант по вопросам управления
  • политолог
  • политический консультант
  • Политический редактор
  • политолог
  • опросник

Предварительный закон

Предварительное юридическое образование не является основным направлением обучения, но пользуется такой популярностью среди студентов.Большинство колледжей, предлагающих эту программу, объясняют, что она задумана как управляемая программа курсов гуманитарных наук, проводимая при тесном содействии консультанта до юридического факультета, преподавателя, которому поручено помогать студентам следовать плану обучения, который, вероятно, приведет к поступление в аспирантуру юридического факультета. Предварительная подготовка — это предпрофессиональная деятельность, которая не ведет к получению квалификации для юридической практики. Чтобы стать практикующим юристом, необходимо окончить юридический факультет и сдать государственный экзамен на адвоката.

Связано: 5 способов подготовиться к юридической школе в бакалавриате

Образование

Юридические школы, в отличие от медицинских, стоматологических и ветеринарных школ, не предписывают, какие курсы бакалавриата следует пройти для поступления в аспирантуру.Тем не менее, студентам рекомендуется пройти курсы, которые учат их думать и писать в строгой аналитической манере. Поэтому в план учебы должна быть включена специальность, которая подготовит студента таким образом. Прием в юридический факультет является конкурентным, поэтому важно, чтобы учащийся имел высокие средние оценки в колледже. LSAT — важная часть программы приема на юридический факультет, и студенты должны подготовиться к успешной сдаче этого стандартизированного экзамена. Вся эта программа должна быть тщательно проинформирована.

Возможная карьера

  • Управление бизнесом
  • гражданский юрист
  • госслужащий
  • духовенство
  • корпоративный юрист
  • Адвокат по уголовным делам
  • дипломат
  • сотрудник дипломатической службы
  • государственный / регулирующий орган
  • юрист
  • помощник юриста
  • социальный работник
  • учитель

Общественные науки, общие вопросы

Общая специальность социальных наук — это обзор многих областей дисциплины.Цель специализации — более четко понять атрибуты и трудности людей в культурном, межкультурном, личном и межличностном контекстах. Студенты исследуют психосоциальные силы, действующие в современной жизни, и исторически оценивают эти силы.

Образование

План обучения включает вводные курсы по различным областям социальных наук, таким как экономика, история, политология, социология и психология. Кроме того, преподаются методология и инструменты исследования для использования в научном анализе местных, национальных и международных актуальных тем.Некоторые школы координируют эту специальность с педагогическим образованием, что ведет к сертификации по общественным наукам. Классы включают вводную и углубленную историю, социологию, экономику, правительство, статистику и методологию исследований.

Возможная карьера

  • антрополог
  • профессор колледжа
  • советник / духовенство
  • редактор / писатель
  • консультант по образованию
  • госслужащий
  • юрист
  • консультант по вопросам управления
  • учитель средней школы
  • социолог
  • социальный работник

Социальная работа

Социальная работа — это изучение методов, навыков и процессов, которые помогают людям управлять своими личными и семейными отношениями и узнают, как справляться с проблемами сообщества, с которыми они сталкиваются.Специалист готовится к карьере консультанта, работая с отдельными лицами или семьями, чтобы преодолевать проблемы или проблемы и находить решения. Вопросы включают лечение психических расстройств, семейных проблем, сексуальной дисфункции и злоупотребления алкоголем / наркотиками. Геронтология — это обычная область специализации.

Образование

План обучения на бакалавриате — интенсивный. Факультативы по общей психологии и социальной работе дополняют основную программу общего образования в течение первых двух лет.Курсы человеческого поведения, аномальная психология и методы социальной работы будут подчеркнуты позже, вместе с обширным контролируемым клиническим опытом в лечебных учреждениях. Степень BS или BSW (бакалавр социальной работы) является окончательным результатом; последний обычно является способом получения диплома и получения профессиональной лицензии. Так много колледжей предлагают программу социальной работы, что студенты должны внимательно изучить предложения, чтобы найти наиболее удовлетворительную учебную программу, особенно если они имеют в виду область специализации.Классы включают социальное обеспечение, психологию, социологию, политику и социальные исследования.

Возможная карьера

  • духовенство
  • клинический социальный работник
  • консультант
  • геронтолог
  • брачный консультант
  • психолог
  • консультант по реабилитации
  • сексопатолог
  • социальный работник
  • Консультант по наркозависимости
  • советник ветеранов

Адаптировано из Major Decisions: A Guide to College Majors , Терри Уорд.Используется с разрешения от Wintergreen Orchard House , 2012. Чтобы получить полную информацию об этих основных направлениях, посмотрите книгу, доступную в формате PDF, а также для Kindle!

.