Чему научила школа наших выпускников
«Один из важнейших уроков: школа научила работать вместе, во всем помогать друг другу, идти одной командой. Я думаю, что в дальнейшем это очень поможет. Вся наша жизнь — школа»
Выпускник Невмержицкий Василий
«Школа мне дала образование, дальнейшую опору в жизни. Школа — это двигатель всего. Я стал уверенным в своих силах молодым человеком, могу принимать решения, делать выводы. Хочу поблагодарить школу за все, чем она мне помогла»
Выпускник Колесников Дмитрий
«Чтобы добиться каких-то результатов в жизни, нужно трудиться. Этому научила меня школа, это пригодится в будущем. Я получил хорошие фундаментальные знания. Школа научила меня быть добрее, отзывчивее. Здесь я понял самое главное: не важно, кем ты станешь, важно быть добрым и порядочным человеком, патриотом своей страны. Я благодарю своего первого учителя Раднаеву Валентину Дашинимаевну, классного руководителя Дашинимаеву Сэсэг Дамбаевну, всех учителей, директора школы».
Выпускник Алексеев Антон
«Осталось совсем немного учиться в школе, сдать экзамены… Впереди интересная студенческая жизнь, но уходить не хочется. Школа — наш второй дом, где мы многому научились. Получили фундаментальные знания, которые станут хорошей основой для всей жизни. Научились быть самостоятельными, креативными, умеющими выражать свою точку зрения. Хочу поблагодарить своих учителей за их чуткость, отзывчивость и понимание. Я училась в самой лучшей школе, где самый лучший директор Елена Михайловна Столопова. Также хотелось бы пожелать будущим старшеклассникам и первоклашкам отличной учебы, успехов.Скоро последний звонок,и слезы наворачиваются на глазах, не хочется уходить из родных стен школы, но мы обязательно будем возвращаться».
Выпускница Малкова Татьяна
«Школа учит уважать старших, одноклассников, выживать в обществе, иметь упорство, уверенность, быть дисциплинированными. Школа для нас это не просто место, где получают знания, это для нас ещё и второй дом. Здесь мы нашли своих друзей, которых никогда не забудем. Мы очень благодарны нашим классным руководителям, которые на протяжении всего курса были нам как родители».
Выпускницы Шалбаева Оксана, Коденёва Мария
«Надо уважать старших, помнить духовные ценности. Школа подготовила нас к будущей жизни, и, закончив её, мы будем уже взрослыми людьми, но все, чему мы здесь научились, пригодится нам в будущей жизни. Мы научились общению, верности и дружбе».
Выпускник Гунзынов Вячеслав
«Наша школа в первый же день учебы преподнесла мне много приятных сюрпризов. Моя жизнь оказалась наполнена интересными событиями. Помню часто, выходя к доске, решала примеры, краснела, очень волновалась. Но учителя всегда ободряли, советовали не стесняться, быть собой. В последний учебный год я поняла, что будет очень не по себе без школы. Только сейчас я осознала, что знания — это самое главное в моей жизни. Мой классный руководитель Басова Татьяна Юрьевна всегда была веселой, радостной. Она прощала нам ошибки, за что мы ей очень благодарны. Мы с гордостью говорим, что классный руководитель у нас — Татьяна Юрьевна!»
Выпускница Рудоманова Мария
«В Саган-Нурской школе я учусь с 7 класса. Для меня школа — это не только учеба, но и общение с моими друзьями. В нашей школе самые лучшие учителя, которые научили меня всему. Сейчас мы понимаем, как же нам, выпускникам, не хватает времени! Пришло осознание, что скоро нас здесь не будет. Школа — это то, без чего не будет будущего, перспектив, планов на жизнь. Спасибо нашему классному руководителю Басовой Татьяне Юрьевне за любовь и доброту. За это я ее ценю и уважаю. Хочу пожелать нашим учителям терпения, а ученикам — осознания того, что учеба — самое главное в жизни».
Выпускница Чимитдоржиева Туяна
Материал подготовила Ирина Будаева
Чему меня научила школа
Мы проводим в школе большую часть своего времени. Люди, которых я повстречала здесь, стали мне друзьями и, буду надеяться, останутся со мной надолго. Я научилась различать честность и обман именно в школе. Школьное время учит понимать, кто друг, кто знакомый, кто приятель, на кого можно положиться, а кого лучше не слушать.Отношение к людям — такого предмета нет в школе, но на самом деле это понятие есть в каждом уроке, каждый день, каждый час. Еще ни один день, проведенный в школе, не был похож на предыдущий. Каждый день — новая школьная жизнь. Учителя играют огромную роль в нашей школьной жизни. Когда я прихожу в школу, я чувствую желание узнать больше, думать, критически мыслить. Это кроме того что они дали мне базовые знания и сформировали мое мировоззрение. Учителя рассказали много интересного про наше и другие государства, откуда они взялись и как формировались. Узнала, как образовались материки, на которых появились эти государства. Ознакомилась с волейболом и поняла, что мне нравится этот вид спорта. Можно перечислять бесконечно, чему меня научила школа.
Чтобы добиться каких-то результатов в жизни, нужно трудиться. Все знания мне пригодятся в будущем. Школа учит меня быть добрее и отзывчивее. Здесь я поняла самое главное: не важно, кем ты станешь, важно быть добрым и порядочным человеком, патриотом своей страны.
Я благодарю всех своих учителей за их тяжелый труд. И простите нас за не всегда отличное поведение, нам нелегко сидеть по 8 часов на одном месте и сдерживать свою энергию. Обещаем стараться. Самое главное, чему научила школа, — это режим и выдержка, которые в жизни пригодятся каждый день. Говорят, что школа — второй дом, и я с этим согласна.
Валерия ВОРОНИНА, ученица 6-го «В» класса школы №1503Что мне дала школа?
Умение боротьсяСамое главное, чему меня научила школа, — это умение бороться, ведь в современной жизни без этого никуда! Особенно сильно это чувствовалось в старшей школе, когда стало понятно, что отступать уже некуда, надо следовать выбранному пути. Оставалось только работать и работать, чтобы проявить себя на все 100%. Школа, безусловно, закалила мой характер — теперь уже не страшны ни бессонные ночи, ни огромные домашние задания. Школа — это место, где я обрела настоящих друзей, поддержка которых помогла преодолеть тяжелые моменты и справиться с трудностями.
Старшая школа похожа на марафон, главное здесь — правильно рассчитать свои силы и уметь расставлять приоритеты, чтобы хватило энергии для самых решающих моментов — сдачи ЕГЭ и олимпиад. Расслабляться нам было некогда — постоянные срезы, тесты, проверочные работы заставляли всегда быть в тонусе. Все это воспитало амбициозность, желание добиваться своего, упорство.
Все, что произошло в моей жизни впервые, произошло в школе. Школьные годы — это первые в жизни достижения, ошибки, радости, слезы, самостоятельные решения, пусть маленькие, но все же… Это навсегда останется в памяти и будет согревать теплом долгие годы.
Елизавета ЕЛИЗАРОВА, студентка Международного института экономики и финансирования
Силу воли и дерзость характера
Я учился в ЦО №2006 с пятого класса — с сентября 2003 года. За годы учебы школа мне дала многое. Первое, с чего стоит начать, — это, конечно же, педколлектив. В школе потрясающий состав учителей, высококвалифицированных профессионалов, которые, выражаясь простым языком, знают свое дело. Но самое главное для простого ученика — это то, что преподаватели не только профессионалы, но и люди очень хорошие. А куда сейчас без надежного друга? Нет, это вовсе не лесть. Я больше не учусь в этой школе и не вижусь с бывшими учителями (бурная университетская жизнь началась с 1 сентября), поэтому говорить много красивых слов, не имеющих отношения к действительности, просто не буду, смысла в этом не вижу. Школьные годы чудесные, но и работать тоже надо. 10-й и 11-й классы были очень тяжелыми для меня, не скрою, если бы не было рядом таких людей, которые учили меня все эти годы, воспитывали, я бы, возможно, сломался, отступил, перестал верить в себя. А у нас к каждому ученику преподаватель находит свой подход, и это здорово! В любое время можно просто подойти за советом, необязательно по учебному курсу, просто поговорить — всегда найдется время, например после уроков, чтобы пообщаться по душам. В этом плане мне очень повезло с классным руководителем Ириной Калмыковой, которая, несмотря на напряженный ритм школьной жизни, всегда находила время, чтобы поговорить с нами. Это бесценно для ученика. В старших классах мы приступаем к углубленному изучению профилирующих предметов. Вот где начинаются трудности! Возвращаясь к теме, чему же научила меня школа, первое и самое главное — это, безусловно, умение работать, быстро оценивать ситуацию, начинать с себя, рассчитывать на свои и только свои силы. Именно эти навыки так мне помогают сейчас в университете. Нас научили работать в коллективе, заботиться друг о друге, помогать в трудную минуту. Потрясающая учебная атмосфера позволяет комфортно чувствовать себя на протяжении всех занятий. В последние годы обучения все сильнее и сильнее становился вопрос ответственности, когда твоя судьба и твое будущее в твоих руках. Сразу вспоминаются слова моей учительницы по математике и просто замечательного человека Тамары Гянджунцевой о том, что чудес не бывает, хочешь добиться многого — работай усердно! В нас воспитывали дух ответственного отношения к делу, любому, будь то домашнее задание или же серьезная олимпиада. Кстати, об олимпиадах! Последние два года в школе прошли в активном участии в различных олимпиадах, тестированиях, что было очень интересно. Увлекал процесс. Моя школа дала мне эту возможность. За что ей просто громадное спасибо. На олимпиады нас записывала Ольга Федорова — наша учительница по экономической теории. И вся наша бурная жизнь началась, пожалуй, с приходом в класс именно этого человека. Сейчас не подберу слов, чтобы описать ее вклад в наше поступление в университет. Я думаю, результат говорит сам за себя, едва ли не все ее ученики поступили в вузы с олимпиады по экономике. Школа тесно сотрудничает с Государственным университетом — Высшей школой экономики, и именно то, что ЦО №2006 стал базовой школой при этом университете, дало нам грандиозное преимущество при поступлении. В нас воспитывали силу воли и дерзость характера. Ведь мы попали в конкурентную среду, где без тщательной подготовки мало что получится.
Кирилл КОНДАКОВ, студент факультета менеджмента
Настоящее счастье
Для кого-то школа — это просто учебное заведение, в которое нужно ходить каждое утро. Но для некоторых школа — это второй дом, где классный руководитель — вторая мама, а учителя — старшие наставники, которые всегда готовы тебе помочь. Я, уже окончив школу, могу с уверенностью сказать, что отношу себя именно к «некоторым», к тем самым счастливчикам. Да, я считаю, что это настоящее счастье, когда школа становится твоим вторым домом. Оглядываясь назад, я понимаю, сколько всего дала мне моя любимая школа. Во-первых, это, естественно, высокий и качественный уровень образования; во-вторых, это любовь, тепло и забота, которыми нас окружали не только педагоги, но и все сотрудники школы. Наша школа дает множество способов получения дополнительного образования: это как учебные факультативы, так и всевозможные творческие и спортивные секции. Лично для себя я выбрала две секции, в которые с огромным удовольствием ходила несколько лет, пока их не пришлось оставить вследствие дефицита времени в старших классах, — это волейбол и театральная студия «Фарс». Обе эти секции дали мне очень много: волейбол — спортивный характер, физическую подготовку, выносливость. Спасибо за это нашему тренеру и учителю ИКТ Гаврилочеву Сергею Анатольевичу. Театр-студия «Фарс» избавила меня от стеснительности перед большим количеством людей, научила меня правильно держаться на сцене, развила с творческой стороны. За это я очень благодарна Анатолию Быковскому и Андрею Трояну. Кроме того, я всегда старалась активно участвовать в жизни школы. Например, в 10-м классе мы во главе с Еленой Игнатьевой с проектом «Толерантность» заняли 2-е место по Москве. Это был наш первый проект, поэтому считаю, что результат оказался очень успешным. Вообще школа никогда не забывает о тех, кто хорошо проявляет себя в какой-либо области. За школьное время я успела побывать и в США, и в Болгарии — с театральной студией «Фарс», и в двух лагерях за активное участие в жизни школы: это лагерь «Орленок» в Туапсе и подмосковный лагерь «Лидер», также в Эстонии. И все эти поездки, за исключением Америки, были абсолютно бесплатными! Но, наверное, самое-самое ценное, что дала мне школа, — это сотрудничество с Государственным университетом — Высшей школой экономики. Помню, когда мы были в 9-м классе, учителя нам все время говорили, что пора бы уже определиться с областью специализации, с вузом, в который будем поступать. Для большинства из нас, если не для всех, это было большой проблемой. Затем мы узнали, что в конце 9-го класса будут «вступительные экзамены» в социально-экономическую группу. Мы тогда еще не совсем понимали, что и как будет, но решили, что это круто, и попробовали. И вот мы оказались в 10-м «А» классе в социально-экономической группе. У нас появился новый предмет — экономика. Мы познакомились со своими новыми преподавателями — Ольгой Федоровой по экономике, Тамарой Гянджунцевой по матанализу и Татьяной Зайцевой по английскому языку. Знакомство с этими людьми произвело на нас неизгладимое впечатление, которое останется на всю жизнь. Школьные учителя не забыли о нас при подготовке к экзаменам: Ирина Калмыкова усиленно готовила нас к английскому языку, Ирина Шейко и Галина Чугунова — к математике, Лариса Осина — к русскому языку, Наталья Кириллова — к обществознанию. Все они научили нас работать, даже в какой-то степени стать трудоголиками. Мы узнали, что такое ответственность и, что называется, «учиться, учиться и еще раз учиться!». В 10-м, а особенно в 11-м, классе для нашей социально-экономической группы школа стала уже не вторым домом, а первым, основным! Можно сказать, что мы только ночевали дома… (и то если 3-4 часа сна в сутки называются ночевкой). Это было непривычно и, если быть честной, трудно. Все эти 2 года мы работали не покладая рук, но я, как и все мои одногруппники, могу сказать на все 100%, что нисколько об этом ни разу не пожалела и никогда не пожалею. Мы научились ставить перед собой цели и идти к их достижению, несмотря ни на что. Кроме того, в 11-м классе у нас появился новый предмет — бальные танцы! Все были просто в шоке! Особенно мальчики, и особенно тогда, когда они узнали, что он будет вместо одного из уроков физкультуры. Поначалу эта идея не особо понравилась, но уже в процессе, когда мы стали ходить на занятия, нас это очень привлекло! Это было такое удовольствие после трудной, изнурительной недели на последнем уроке в пятницу прийти в зал хореографии и танцевать! Кто не пробовал, может подумать, что, наоборот, должно быть очень тяжело. Но эти люди глубоко ошибаются: когда приходишь в зал, включается музыка, ты начинаешь танцевать, все твои заботы куда-то уходят, они просто исчезают! Поэтому я очень-очень-очень благодарна всем тем людям, которые воплотили в реальность такую замечательную идею! Особая благодарность нашим преподавателям: Любови Прокошиной и Сергею Цебоеву, а также нашему директору Вере Илюхиной за то, что она всегда старается для школы, ее сотрудников и учеников, чтобы всем было комфортно, уютно и по максимуму хорошо.
Вообще я считаю, что для человека крайне важно его окружение. Хочу поблагодарить судьбу за то, что в эти трудные годы меня окружали такие необыкновенные учителя и одноклассники. Когда учишься среди людей, которые стремятся к чему-то, ты волей-неволей начинаешь точно так же стремиться к успеху, а особенно когда рядом такие наставники, которые верят в тебя. Ты выкладываешься по полной, стремясь достичь своей цели. Именно это повлияло на нас больше всего. Я думаю, это и есть самое важное, что сделала для нас школа. Говорят, что школа — это школа жизни. Раньше я не понимала значения этой фразы, но теперь все стало очевидным. Школа действительно готовит тебя к взрослой жизни. Именно в школьные годы ты набираешься жизненного опыта: это могут быть какие-то неудачи, разочарования, но в конечном счете у тебя огромный багаж за плечами, ты начинаешь разбираться в людях, ты умеешь ставить перед собой цели и добиваться их, что очень важно уметь, выходя из родных стен.
Немного грустно, что это время — школьные годы — больше не вернуть. Но именно эти годы будут питать нашу душу всю жизнь, давать стремление, желание и силы ставить перед собой дерзновенные цели и успешно их достигать.
Малика ТУЙЧИЕВА, студентка факультета социологии
Чему учит современная школа.
Чему учит современная школа
. :
Трясунова Н.М. . учитель начальных классов . МБОУ «Средняя . общеобразовательная школа №5»
Каждый взрослый хоть раз в жизни задавал себе вопросы:
«Чему же все-таки меня научили в школе?
Школа – это место, где дети учатся жить, строить взаимоотношения, учатся слушать и слышать друг друга. И, кстати, самого себя понимать – тоже учатся. Ученик ходит в школу не только для того, чтобы расти в образовательном плане, но и для того, чтобы расти как Личность. Личность, живущая в обществе, принимающая законы общества, способствующая его процветанию. По большому счёту, именно в школе должны формироваться такие понятия, как нравственность, гражданственность, патриотизм. В создании необходимых условий для реализации образовательных и социальных потребностей учащихся, в соотнесении этих индивидуальных запросов с потребностями общества и заключается одна из Главных Задач Современной Школы. Учить и учиться ответственному и нравственному отношению к миру очень трудно. Но чем труднее в школе – тем легче в жизни.
САМОЕ ГЛАВНОЕ: школа должна быть родным домом для ученика, чтобы ему было приятно в ней находиться и не хотелось уходить.
В школе, помимо основных уроков, проводятся много дополнительных кружков и секций, чтобы дети могли себя занять во внеурочное время.
Вот уже третье десятилетие Россия пребывает в глубочайшем кризисе. Не только экономическом, но и духовном. Высокий уровень преступности, распространение алкоголизма и наркомании, разрушение семей. Социальная пассивность населения, низкая продолжительность жизни… Духовный кризис коснулся и подрастающего поколения. Среди детей широко распространяются сексуальная и поведенческая распущенность. Наркомания, пивной алкоголизм, нравственная деградация, подростковая преступность и самоубийства. Вполне естественными в таких условиях являются попытки противостоять этим негативным явлениям путём возрождения в обществе традиционных духовно- нравственных ценностей. Одной из этих попыток и было введение в школах России курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше» Дети на уроках высказывают свою точку зрения, выступают с докладами,читают свои стихи.
У нас начальная школа постепенно переходит на программу «Школа 2100», направленную на развитие способностей ребенка. Детям с самого начала обучения прививаются навыки самостоятельной творческой работы. Как показывает практика, индивидуальный подход дает хорошие результаты и существенно облегчает обучение. Но сегодня дефекты речи — это серьезная проблема. Так, что надо, чтобы в школах работали логопеды. А как быть с домашними заданиями. Сегодня родители пропадают на работе с утра до вечера и не могут найти время для проверки уроков, поэтому вводится в школах полупансион, т.е. дети находятся в школе с 8.00 до 20.00 и уроки делают с ними преподаватели.
А как же досуг? Перегружать детей учебными занятиями нельзя. Есть нормативы, например в младших классах на обучение отводится 20 часов в неделю и 1- 1,5 в день на приготовление домашних заданий. В свободное время – кружки по интересам, спортивные секции.
В летнее время (июнь)школьный лагерь.
В школе должно быть организованно 3-х разовое питание (провести анкетирование среди родителей)
Большая проблема — семья. Дети переживают конфликты между родителями, разводы и чаще всего дети замыкаются в себе, их поведение становится неадекватным.
Есть дети, которые участвуют в районных, городских, всероссийских конференциях, олимпиадах, конкурсах.
– Современная школа – это очень динамично развивающийся организм. За последние годы серьезно изменились функции школы: сейчас она чаще всего решает те задачи, которые должны решать родители. Но нам, педагогам, необходимо принять это как есть и сделать все, что от нас требуется сегодня, а значит, в какой-то мере взять на себя роль воспитателей, не только давать детям знания, но и заниматься их социализацией.
– Сегодня образовательный процесс очень тесно связан с воспитательным. И любой работник образования должен помнить о том, что воспитание ребенка, воспитание гражданина, который достоин, жить в современном обществе, можно и нужно осуществлять через образовательный процесс, а также через всякую деятельность, которая организована в школе. Сегодня школа стоит на пороге больших перемен.
Хочется иметь хорошие учебники. Мы сталкиваемся с тем, что в процессе самостоятельного развития нашего государства, на протяжении многих лет они перерабатываются, переделываются, но с каждым годом качество учебников становится лучше. Другая проблема – финансирование системы образования. Хочется иметь больше средств. Особенно это касается молодых педагогов. Хочется верить, что если эта проблема будет решаться, то и педагоги будут оставаться в школах.
– Сейчас очень важно учитывать интенсивность информатизации общества. В связи с этим необходимо создавать и разрабатывать новые формы обучения, базирующиеся на новейших информационных и электронных технологиях. В первую очередь это касается совершенствования форм дистанционного обучения, заочной и индивидуальных форм. Дети по-разному развиваются и обучаются, у каждого свой тип мышления и психологические особенности. И это важно учесть для того, чтобы к каждому найти свой подход. Кто-то схватывает материал быстрее, кому-то нужно помочь…
Наши ученики постоянно принимают участие во всевозможных олимпиадах, конференциях. Каждый ребенок участвует в каких-то мероприятиях, а это значит, что каждого ребенка нужно было заинтересовать, к чему-то привлечь.
И, конечно же, дети должны с младших классов уметь говорить. Не просто произносить, а уметь объяснить, отстоять, обосновать, аргументировать.
Слово – великий инструмент, который позволяет решить многие проблемы между людьми. Так давайте научимся обращаться с ним правильно, грамотно. Мы – люди, мы – разумные и должны общаться.
А взрослые должны понимать, что своим личным примером мы заменяем 90 процентов от процесса воспитания.
Школьные годы — лучшее время в жизни каждого человека.
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
ЧЕМУ ВАС НЕ НАУЧИЛИ В ШКОЛЕ?
Владимир ЛАВРОВ, заместитель директора по научной работе Института российской истории РАН, руководитель Центра истории религии и Церкви, Москва:
Девять лет я учился в школе, которая воспитывала послушных и серых. А перед выпускным классом взбунтовался и перешел в школу, где не столько загружали знаниями, сколько относились доброжелательно и помогали состояться…
Упомянутые девять лет мое духовно-нравственное развитие происходило помимо школы и вопреки школе. Происходило благодаря книгам из домашней библиотеки и киноискусству. В седьмом классе я заболел и еще не по программе, а от нечего делать стал листать подарочное, с многочисленными иллюстрациями издание «Войны и мира» — и незаметно вчитался… а прочитав, почувствовал, что становлюсь другим. На меня перестали оказывать влияние улица и примитивные мальчишеские компании. А в восьмом классе меня потрясла экранизация «Братьев Карамазовых», которые до сих пор не включены в школьную программу. Пришел тогда домой и за несколько заполненных переживаниями дней прочел… и полюбил Алешу, и ощутил интеллектуальную близость к Ивану, и крепко задумался над поучениями старца Зосимы…
Чувства добрые и Слово Божие приходили через русскую классическую литературу, которая во многом возросла в поле притяжения православной традиции. И если до революции литературные произведения подчас излишне смущали умы, то в богоборческие годы подлинная литература помогала выжить нравственно.
Денис ФИЛИППОВ, индивидуальный предприниматель, Коломна:
А чему, собственно говоря, должна научить школа? Можно, конечно, пройтись по школьным предметам, посчитать, что преподается хорошо, а что не очень… Но окажется, что практически каждый из нас школьные основы тех наук, которые не стали частью жизни или профессии, прочно забыл, а о преподавании в школе наук, ему близких, обычно имеет весьма скептическое суждение.
Зависят ли вообще от школы наши будущие профессиональные успехи? Из одного класса вырастают выдающиеся математики и люди, с большим трудом оперирующие арифметическими действиями; прекрасные писатели и те, кто в жизни ни одной книги не прочитал.
Строго говоря, школа нас вообще ничему не учит, максимум — дает некоторое представление о разных направлениях человеческой деятельности. Но для чего-то она все-таки существует? И почему мы так внимательно относимся к образованию наших детей?
Мне кажется, фокус в том, что школа учит совсем не тому, чему там учат. Обязательное образование — это, во-первых, игра в жизнь, подготовка человека к существованию в обществе. Школа учит человека бороться за свое место под солнцем; учит учиться; учит делать то, что тебе не нравится, с бóльшим усердием, чем то, что нравится; учит искать пути достижения своей цели; учит терпеть несправедливость и так далее. А во-вторых, как это ни некрасиво звучит, но школа — это система отбора: неспособный жить в стае должен быть изгнан из нее или довольствоваться самым скромным местом. Чем сложнее стая, тем больше ролей и тяжелее отбор. Человечество — стая непростая.
Смогла выполнить школа в отношении нас, выпускников 10–20–30–40-летней давности, свою задачу? Видимо, смогла, хотя, конечно, даже и не собиралась.
Михаил СТОЯНОВСКИЙ, проректор по учебной работе Литературного института имени А. М. Горького, Москва:
Я заканчивал школу в 1981 году, мне повезло с учителями-пред-метниками — они дали нам хорошее образование. А если говорить о том, что школа должна и к жизни готовить, то с этим было сложнее. В школе моего времени учителя слишком идеализировали то общество, в котором нам, ученикам, предстояло жить. В какой-то мере мы выходили из школы в розовых очках. не скажу, будто были несведущи, что жизнь отличается от книжных идеалов, но все-таки были чересчур романтиками. Нас ждали большие разочарования. Было бы лучше, если бы школа научила нас трезвому взгляду на жизнь и стойкости в испытаниях, привила критичность к обществу и дала умение не терять оптимизма ни в каких ситуациях. Не знаю, правда, можно ли это как-то преподавать… Возможно, пока сам не изведаешь жизнь — не поймешь, какая она.
Сейчас образование стало больше ориентироваться на практические, я бы даже сказал, бытовые потребности учеников, и мне кажется, это идет в ущерб академизму школы. Кризис подобного — практического — метода образования особенно ярко виден на примере сегодняшних студентов-первокурсников. Высшая школа получает студентов с поверхностными знаниями, и большая часть времени обучения в вузе идет на то, чтобы элементарно «доучить» школьников… Хочется, чтобы современная школа не забывала давать детям самое главное — знания.
Иеромонах ДИМИТРИЙ (Першин), руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, член редсовета и редколлегии по написанию учебника по курсу «Основы православной культуры» для средней школы, Москва:
В школе меня не учили брать ответственность на себя. Напротив, наше поколение садилось сразу на два конвейера, «скованных одной цепью»: ясли–детсад–школа–работа–пенсия, — и параллельно: октябренок–пионер–комсомолец–ком-мунист. И этот эскалатор под общим названием «генеральная линия партии» протаскивал тебя от роддома до крематория. Самому ничего делать было не надо. Все уже было решено и спланировано. Оставалось лишь катиться по чужой колее из ниоткуда в никуда. Тех, кто рыпался, сажали за антисоветчину. Так что самостоятельность приходилось добирать на улице. Вот почему уже теперь часть своей жизни я положил на возрождение следопытского движения в России — чтобы у тех, кто придет после нас, была возможность проявить себя взрослыми в интересной игре, а не через поджоги подъездов и прочие каверзы, как это делали мы.
Считается, что советская школа, в отличие от нынешней, воспитывала, однако в конечном счете все сводилось к инъекциям марксизма-ленинизма. В 80-х годах, когда я учился, коммунистические идеи уже никого не вдохновляли, им просто никто не верил. А ничего другого не было. «Другое» мы находили в андеграунде, в русском и западном роке, в фантастике, а также в походах по подвалам-чердакам и заброшенным монастырям. Мы пытались вынырнуть из трафаретной плоскости атеизма в ту глубину, что ныла в нас и, по слову Виктора Цоя, «ждала перемен».
Как школа может научить ответственности? Мне кажется, дело школы — это смысловая профилактика «скутоты», навеваемой рекламными роликами. Чтобы ребенку было интересно жить, необходим разговор с ним о самых главных «как», «зачем» и «почему», но не под диктатом идеологии, а через призму смыслов. Необходимо, чтобы школьная программа раскрывала перед ним перед ним те горизонты, до которых нужно дойти самому. Чтобы ребята не чувствовали себя средствами для воплощения родительских «мечт» или строительства очередного светлого будущего, а сами бы отвечали за собственную судьбу, за родных и друзей.
И еще хотелось бы, чтобы в школьной «географии смыслов» были такие, что могут подвести к встрече с Богом. Это не означает, что школа должна передавать учащимся опыт молитвы: это задача Церкви. Школа должна лишь сказать о том, что на карте жизни помимо всех автобанов современности всегда можно отыскать еще и такую тропиночку, которая привела и Александра Невского, и Александра Пушкина, и Александра Солженицына «в тот единственный дом, где с куполом синим не властно соперничать небо», как пел Александр Галич.
Игорь РЫБИН, доцент кафедры физиотерапии и курортологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, кандидат медицинских наук, Минск, Беларусь:
Я благодарен всем моим школьным учителям, которые, как я теперь понимаю, искренне старались преподать нам знания и научить нас тому, что умели сами. Но все-таки в то атеистическое время нам очень не хватало знаний о сотворении и устроении мира, о том, что все устроено прекрасно, целесообразно и гармонично. Нам не говорили, что человек имеет дух, душу и тело. Уже сейчас мне, как врачу, педагогу и ученому, приходится пересматривать свои представления об устроении человека. Потому что только на базе библейских знаний можно выстраивать верную парадигму диагностики и лечения заболеваний человека.
Недаром говорят, что народ, не знающий своего прошлого, не достоин будущего. Я думаю, что в школе люди моего поколения не получили сведений об истории рода человеческого — об Адаме и Еве, об Аврааме и Сарре, об Исааке и Ревекке, о Ное, Симе, Хаме и Иафете… Но, что особенно печально, мы не познакомились по-настоящему со славной историей своего народа и не узнали об истоках нашего языка. А ведь мы должны знать историю своего языка, наш корнеслов, должны знать, что кириллица с детства запоминалась словами Аз Бога Вем, Глаголь Добро…
К сожалению, в школе мы не узнали и о том, в чем состоит смысл жизни человека.
Оксана ДАНИЛЮК, сценарист, Москва:
На вступительных экзаменах во ВГИК внимательный человек с острым взглядом — мой будущий мастер Юрий Арабов — задал мне вопрос: «Кто ваш герой?» И я рассказала, что восхищаюсь Жанной Д’Арк, Форестом Гампом, Чеховым, ребятами из группы «Пинк Флойд», реставраторами «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, отдающими всю жизнь только одной фреске. А еще я уважаю Януша Корчака. За терпение и труд. За время, подаренное детям. За бескорыстие и непокорность, когда речь идет о жизни юного Человека. «Мы не даем вам Бога, ибо вы сами должны открыть для Него свои души. Мы не даем вам Родины, ибо ее вы сможете обрести лишь неустанным трудом ума и сердца своего. Мы не даем вам даже Любви, ибо нет любви без всепрощения, а прощать — это тяжкий крест, и крестный путь у каждого — свой. Единственное, что мы вам даем, — жажду лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь будет. И может быть, эта жажда приведет вас к Богу, Родине и Любви», — эти слова в 1941 году Януш Корчак посвятил воспитанникам дома сирот, вместе с которыми он, отказавшись от предложенной фашистами свободы, принял смерть в газовой камере.
«А кем работает ваша мама?» — спросил меня Юрий Николаевич. «Моя мама учитель, — призналась я, — вот уже 30 лет». — «И после этого ваша мама не герой?»
Сегодня я думаю — да, герой. Она каждый день открывает дверь класса и начинает урок. «И может быть, эта жажда…» поможет ее ученикам. Я надеюсь.
Здесь
можно обсудить эту статью в блогах Liveinternet.
— Чему меня научила школа? – Начал я. — Знаете? Не думали об этом? Я скажу вам, чему она научила меня! Лгать, ненавидеть, бояться, матерится и мысленно убивать каждого в этом поганом месте!
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
У меня нет времени, чтобы ненавидеть тех, кто ненавидит меня. Потому что я слишком занят теми, кто меня любит.
Аль Пачино (30+)
Если человек вам не нужен — скажите ему об этом сразу. Не надо играть чужими чувствами. Жизнь невероятно мстительна.
Кухня (50+)
Чтоб вы знали, я псих. Но я не такой псих, как вы думаете. Я могу захотеть потрахаться в совершенно безумном месте, но я никого не хочу убивать, насиловать или увечить.
Майк Тайсон (50+)
Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.
Ральф Уолдо Эмерсон (100+)
Современная школа учит, что главное — дать правильный ответ, при этом понимает ли ребенок сказанное, никому не интересно. К сожалению, школа воспитывает рабов.
Неизвестный автор (1000+)
Когда мама спросит тебя, как сделать скриншот её телефона, не смейся, а вспомни, что когда-то она научила тебя держать ложку.
Неизвестный автор (1000+)
Но с возрастом я кое-чему научился. В частности: ты не обязан никому ничего объяснять, если тебе этого не хочется.
Любовь и так далее (Джулиан Барнс) (20+)
Если черная кошка постоянно переходит вам дорогу в одном и том же месте — она там ЖИВЕТ!
Лина Макс (10+)
Бояться надо не тех, кто не согласен с Вами, а тех кто не согласен с Вами и боится Вам об этом сказать.
Наполеон Бонапарт (100+)
Я никогда не проигрываю. Либо я победил, либо чему-то научился.
Конор Макгрегор (1)
Чему нас никогда не научат в школе
1994 год. Я шла в первый класс с ощущением ожидания чего-то необыкновенного. Что меня научат всему прекрасному и радостному в жизни. Осень, головокружительный запах желтеющей листвы, яркие лучи солнца, пробивающиеся сквозь легкий утренний туман, и даже иней на зеленой еще траве. Нарядный костюмчик (белый верх, черный низ), торчащие яркие ирокезы гладиолусов в слишком пестром букете.
Я думала, школа научит меня всему. Прежде всего, жить и управлять своей жизнью. Вместо этого я получила бесконечную скучную зубрежку. Преподавателей, которым слишком мало платят, чтобы их что-то по-настоящему в этой работе волновало.
Двинутый физик гнобил учеников по принципу: “Вы, если постараетесь, можете знать физику на три. Я знаю физику на четыре. На пять физику знает только Бог”. Сейчас я понимаю, что высказывание само по себе абсурдное. Но тогда делалось от него беспросветно темно.
В девятом классе мы прогуливали уроки, куря в туалете и рисуя помадой сердечки на зеркалах. Все мы не умели жить. Жили, как попало, куда попало, отчаянно и неуклюже.
Вопросы личного выживания в социальной иерархии (которая в школьные годы больше похожа на закон джунглей), волновали нас гораздо больше тригонометрии и квантовых теорий.
Все остальное нам пришлось догонять в реальной жизни.
На уроках пения мы разучивали дурацкую песенку: “Вычитать и умножать, малышей не обижать учат в школе, учат в школе, учат в школе”.
Но чему в школе не учат, а могли бы?
Есть в жизни такие вещи, которые необходимы практически каждому человеку. Вместо них школьнику забивают голову 90% пустой, лишней информацией, заставляя зубрить то, что легко можно найти в Гугле или Википедии.
Во взрослой жизни я обнаружила несколько совершеннейших пробелов. Это список знаний, которых не хватило лично мне в школе. Возможно, я ошибаюсь, и что-то из этого уже давно преподается?
Диалоги
Какие же тупые и скучные диалоги в учебниках иностранных языков. Только потом я заметила, что в интересных или острых ситуациях у меня открывается феноменальная способность к языку — в тысячи крат эффективнее, чем тупая зубрежка. Поместите человека в ситуацию, когда ему нужно объяснить официанту, что он заказывал осьминога, а не эту размазню на блюде. Или спросить автограф у суперзвезды. Если бы все это было в иностранных языках, или учителя устраивали полу-театрализованные сценки, наподобие фильмов Франсуа Озона или Бертрана Блие, язык бы превратился в праздник.
Кредиты, страховки
и прочая абстракция, выдуманная человеческим обществом для экономического регулирования. Экономические азы — то, что нужно знать каждому члену общества, просто для выживания. Оно гораздо важнее истории с Иваном Грозным и опричниками (хотя она, несомненно, важна, особенно ее отражение в современности).
Работа и деньги
Понимание того, что необязательно много работать, чтобы зарабатывать много денег. Скорее, наоборот. Если будешь много работать, времени на получение денег совсем не останется. Можно было бы устраивать игру в финансовые рынки, инвестиции и прочее. Или хотя бы просто играть в “монополию”.
Выживание в диких условиях
Я бы не отказалась, если бы вместо скучных уроков нас бы взяли на неделю в поход, читали бы лекции и вели семинары в палаточном лагере возле костра. Выживание в принципе, в широком смысле слова.
Основа урбанизма
Как правильно использовать городское пространство? Как правильно сосуществовать разным представителям общества в городах? Каких инициатив не хватает городу, чтобы он стал городом для людей? Это ответственность не только градостроителей, но и самих горожан.
Мусор и его сортировка
В чем-то советские времена со сбором макулатуры были очень даже правильными.
Собственное здоровье и как за ним следить
Что полезно и вредно поглощать, какие таблетки могут помочь от чего, почему может возникать депрессия и как с ней бороться, и т.д. Основные знания про лекарственные травы и методы “самолечения”. Это лучше и полезнее изучения ботаники как чистой абстракции.
Наркотики и аддикции
Не вывешивать в школьных коридорах пугалки с плакатами о том, что наркозависимость — зло. А популярно рассказать, какие бывают наркотики, чего от них ожидать, какой эффект, какие риски и т.д. Дать квалификацию самых тяжелых и вызывающих зависимость веществ, но также рассказать про более легкие варианты. Это сэкономит много времени, денег, здоровья и возможно жизней.
Молодежные течения
Панк, постпанк, киберпанк, эмо, готы, и прочая живность. Откуда они взялись, какова история этих движений, в чем их идеи, характеристики и т.д. В основном в школьные годы ты тычешься куда попало, просто чтобы отличаться. Хорошо бы кто-нибудь объяснил, в чем действительно суть.
Йога
Я бы многое отдала, если бы вместо дурацких, унылых уроков физкультуры с муштрой и обязаловкой нас бы научили грамотно распоряжаться своим телом. Заниматься йогой, растяжкой, дыханием. Для тех, кто хочет. Как альтернатива — танцы, и лучше современные, брейк данс и прочее. Это бы избавило от лишних поисков впоследствии.
Основы психологии
Как разбираться в самом себе, и понимать другого. В школе, к сожалению, никто не учит эмпатии. Эмпатия — главная черта, характеризующая взрослого состоявшегося человека. А не деньги и не власть, как многие думают.
Деловая переписка
В этой области взрослой жизни мы падаем с места в карьер. Мы даже не умеем грамотно составить резюме для работодателя.
Построение карьеры
Да-да, уже школьник параллельно учебе может заняться серьезной карьерой в одной из областей: искусство, наука, фотография, кино, поэзия, даже компьютерные технологии, интернет-бизнес. Думаю, общество дает слишком мало доверия и мало возможностей для юных граждан и их ранней самореализации.
Любовные отношения
Что предполагает кодекс взаимоотношений мужчины и женщины? Что можно позволять, и на что ты сам можешь расчитывать? Как повысить качество межчеловеческих отношений, наладить правильную коммуникацию и минимизировать риск разочарований и боли. Это все до сих пор — неисследованная территория, в которой каждый сам набивает свои шишки.
Тайм-менеджмент
Школьник сэкономил бы уйму времени, в том числе на делание уроков.
Интернет
По каким принципам работает всемирная паутина. Полезные ресурсы, лайфхаки. Как грамотно позиционировать себя в соцсетях. Как защитить свою приватность.
Искусство и кино
Помимо того, что каждый уважающий себя член общества должен уметь правильно говорить, лучше на 2-3 языках, уметь вести интересную живую беседу, я думаю, что разбираться в искусстве (классическом и современном) и особенно в кино (ведь все его смотрят!) — это один из главных “мастов”. Мне пришлось очень много чего догонять самой, но теперь благодаря этому я могу отсеивать из круга своих знакомых людей, которые уныло произносят: “Я человек, далекий от искусства”. Как можно быть далеким от искусства, ведь искусство — и есть соль жизни, и то, что делает человека не только животным прямоходящим, но и думающим.
Стиль и вкус
Каждому члену развитого общества нужно понимать кое-что про стиль одежды, про разницу в хорошем и дурном вкусе (которую диктуют вовсе не деньги). Также стиль существует в еде (нужно перестать выгружать на стол десяток салатов, заправленных майонезом, торт, чай, вино и водку одновременно). Стиль необходим в графическом дизайне (возможно, научившись хотя бы азам вкуса, люди перестанут посылать друг другу убогие поздравительные открытки с розами, и может быть исчезнут со временем в городах уродские вывески магазинов, уродские афиши, и много чего еще).
Самостоятельно думать
Решать сложные, многоуровневые задачи. Это, пожалуй, самое главное, о чем забыли предупредить школьников: во взрослой жизни им придется научиться это делать.
А вы как думаете, что еще необходимо добавить в школьную программу?