Что дети делают в школе: Attention Required! | Cloudflare – 7 причин посещать школу – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Содержание

7 причин посещать школу – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Зачем и почему

«Зачем я должен ходить в школу?», «Снова она, ненавижу!», «Можно я пропущу недельку, пожалуйста, скажи учительнице, что я болен» — вероятно, вы слышали от своего ребёнка нечто подобное хоть раз в жизни. И ответы типа «так нужно», «все туда ходят» и «кто будет сидеть с тобой дома?» не подойдут. Рассмотрим реальные плюсы учёбы в школе — ведь, как показывает практика, иногда положительные стороны не видят даже родители. Тем не менее, они есть.

1. Хочу всё знать

Даже ученик, сидящий на последней парте и болтающий весь урок, невольно впитывает новые знания — это факт. Конечно, прилежные учащиеся получают больше информации. Однако невозможно посещать уроки и не усвоить абсолютно ничего. А каждая новая информация — это прогресс, расширение личных горизонтов, кругозора, что обязательно пригодится в жизни.

2. Дружба крепкая не сломается

Когда мы были маленькими, то часто слышали от взрослых, что время, проведённое в школе и университете, является практически лучшими годами в жизни человека. Позже мы смогли в этом убедиться на личном примере. Именно в школе маленький человек начинает учиться разбираться в людях, строить отношения в коллективе, работать сообща. Если удалось сохранить дружбу «со школьной скамьи» — как правило, это дружба на века.

3. Формирование личности

Как ребёнку определиться с выбором своего призвания, понять, к какой профессии он тяготеет? Естественно, только «отщипнув» от каждой по кусочку! И начинается это ознакомление со школы. Малыш имеет врождённое чувство языка, с лёгкостью запоминает иностранные слова и с увлечением читает книги? Значит, ему стоит обратить своё внимание в лингвистическую «сторону». Или ребёнок с наслаждением погружается в химические опыты и щёлкает задачки, как орешки? Тогда ему стоит попробовать себя в соответствующей профессии.

Именно школьные предметы впервые выявляют наши интересы и предрасположенности. Не нужно давить на детей родительским мнением или заставлять продолжать «профессиональную династию». Дайте ребёнку время и возможность прислушаться к себе.

Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст. Новое дополненное издание

Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст. Новое дополненное издание

Подростковый возраст — самый сложный и непредсказуемый как для родителей, так и для самого ребенка. Изменяются его увлечения, характер, увеличивается давление в школе, меняется гормональный фон, растет информационный поток… Ребенок в этом возрасте как никогда нуждается в поддержке со стороны взрослых, поэтому мудрый и своевременный родительский совет может стать стартовой площадкой для отношений, которые сохранятся всю жизнь. Помните, что ваша задача — помогать подростку, с пониманием относиться к изменению его интересов, проявлять терпение и дарить ему свою любовь.

Купить

4. Зарядка для мозгов

Наверняка в голове у каждого из нас нет-нет да и зарождались вопросы наподобие: «Зачем мне все эти предметы? Я буду филологом, почему я должен изучать ненужную мне высшую математику, физику и химию?» Да, в выбранной профессии знания по всем предметам не нужны, да и в повседневной жизни вряд ли понадобится практика, например, по тригонометрии. Однако польза от точных наук огромна! Способность логически мыслить, подходить к решению задачи с разных сторон, развивать гибкость мышления — всему этому способны помочь различные математические головоломки.

Раньше, лет 10-15 назад, школьники упражнялись в решении типовых задач. Как итог — натренированные алгоритмы действий, но как только головоломка выбивалась из привычного ряда, ученик не был в состоянии с ней справиться. Выходом из плачевной ситуации стал подбор разных типов задач, викторины, олимпиады. Благо, для осуществления оных не надо покупать тома бумажных книг и пособий, достаточно воспользоваться любым электронным сервисом и подобрать нужные задачи. Например, проект Книговыдача поможет разнообразить задания без траты лишних денег. Мозг нужно тренировать, как любую мышцу нашего тела. Без верных упражнений острота ума и сообразительность чахнет, поэтому «прокачивать» их нужно с младых лет.

Другие материалы по теме:

5. Зёрна от плевел

Считается, что главное в учёбе — учиться на пятёрки. Но это не совсем так. Да, отличные отметки — дело, конечно, хорошее, хотя чаще всего они не означают превосходные знания. Обычно отличниками становятся прилежные дети, способные тихо себя вести и методично выполнять всё, что скажут. А вот настоящими талантами могут оказаться и дети с «камчатки». Гораздо важнее научиться в школе не только соблюдать дисциплину, но и постигнуть принцип получения знаний — находить достоверные источники, отделять главное от второстепенного, уметь применять полученные навыки.

6. Упорство и труд всё перетрут

График школы приближает нас к рабочему графику, как бы забавно это ни звучало. Вспомните, как с каждым классом количество занятий росло, в университете оно превратилось в 6-7 пар, а потом логически перетекло в полный рабочий день. Такая система — не что иное, как тренировка усидчивости, выносливости и, снова, дисциплины. Не только привычка к труду, но и наличие перечисленных качеств обязательно помогут в жизни, следовательно прививать их лучше всего с детских лет. Это делает нас сильнее, упорнее и целеустремлённее.

7. Всё сам

Домашние задания, самостоятельные работы, выполненные в одиночку — это воспитание ответственности, развитие умения планировать и принимать решения. Поначалу ребёнку трудно приучаться к самостоятельности, если до этого за него все решали родители. Совершить ошибку, а затем найти собственное решение — обязательный путь каждого. Наградой же за прохождение такой жизненной дороги станут обдуманность действий, уверенность и настойчивость.

Подытожим. В посещении школы есть существенные плюсы. В ней ребёнок начинает учиться строить первые социальные отношения, получать знания. Высокие отметки — не показатель ума или любви к учёбе. Чаще всего, дети стараются получать пятёрки для мамы и папы. Истинная же задача родителей — не наказывать за плохие оценки, а создать в семье доверительную атмосферу, помогать разбирать ошибки и пестовать в ребёнке желание самосовершенствоваться.


#ADVERTISING_INSERT#

13 вещей, которые мне стоило сказать ребенку перед школой

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Для ребенка, особенно первоклашки, школа — это миллион поводов для волнения, радостного и не очень. И поэтому детей нужно готовить к школе не только с азбукой и счетными палочками. Можно играть, можно делиться историями из своей школьной жизни, главное — заранее объяснить, что ждет ребенка и как нужно себя вести, потому что есть вещи, которые могут объяснить только родители.

Моей дочери 11 лет, она учится в 5-м классе. Я сама отучилась в 2 школах и не люблю вспоминать это время, потому что неприятное перевешивает, но знаю немало людей, которые вспоминают школьные годы с теплом. Чтобы моя дочка присоединилась к ним, а не ко мне, я, иногда исподволь, иногда прямо, прививаю ей кое-какие принципы. О них я задумалась еще при поступлении в детский сад. Специально для

AdMe.ru я делюсь этими принципами.

Для первоклашки и его родителей все кажется непривычным, неуютным и поэтому иногда немного страшным. Все незнакомое — школа, другие дети, учителя; все впервые — занятия, оценки, домашняя работа, открытый урок, проверка скорости чтения, маршировка на 9 Мая и, наконец, последняя в учебном году линейка. Другая девочка читает быстрее всех, а по математике тройка, и сосед по парте дразнится и отбирает учебники.

Родителям и то трудно справиться, хотя они уже взрослые и проходили это все, а ребенку намного сложнее. Особенно если он не ходил в детский сад, а на площадке обошлось без проблем.

13 вещей, которые мне стоило сказать ребенку перед школой

Поэтому обязательно объясните ребенку следующее

  • Уроки не настолько важны, чтобы из-за них пренебрегать своим здоровьем, психическим и физическим. Если чувствуешь себя плохо — скажи об этом ответственным.
  • Не сравнивай себя с другими. Ты в школе не ради гонки за оценками, а ради знаний.
  • По этой же причине не гонись за оценками, главное — хорошо понять тему и получить знания. Мы не будем ругать тебя за тройку, но пятерка нас порадует.
  • Если тебе сложно или что-то непонятно — попроси учителя или нас о помощи.
  • Волноваться из-за контрольных и тестов — нормально, но помни: школа — это не вся жизнь, это лишь ее часть, поэтому не переживай из-за нее слишком сильно.
  • Учитель тоже человек, который может устать, заболеть или случайно ошибиться. Помни об этом, относись с уважением к его труду, не усложняй ему работу.
  • Никогда не принимай участие в травле. Что такое травля? Когда человек обижает кого-то слабее себя постоянно и специально. Не делай так, а если кто-то в школе так делает — расскажи мне. Я найду, как помочь этому ребенку.

13 вещей, которые мне стоило сказать ребенку перед школой

  • Если ты не нарушаешь правила, тебя не должны наказывать или запугивать. Поиграть в игру на телефоне можно на перемене, когда это никому не мешает и не отвлекает тебя от учебы. Попроситься в туалет во время урока, если не можешь терпеть, можно. Отказаться от еды в столовой, если тебе не хочется ее есть, тоже можно. Если ты думаешь, что учитель был неправ или груб, — скажи мне, я разберусь.
  • Если ты нарушил правила, учитель имеет право наказать тебя, например забрать телефон до конца уроков. Но тебя не должны бить или унижать, смеяться над тобой. Если такое случилось — скажи нам.
  • Учись общаться с людьми, ведь вполне возможно, что вы проучитесь вместе до 11-го класса. Но если кто-то из одноклассников обидел тебя, сначала постарайся решить вопрос сам. Если не получилось — попроси помощи у учителя или у нас.
  • Старайся. Эти уроки пригодятся тебе в будущем, поэтому заучи сейчас их хорошенько. Учись думать.
  • Соблюдай дисциплину. Правила придуманы для того, чтобы всем было легче, и тебе тоже. Выполняй задания, слушай учителя, собирай ранец самостоятельно, без напоминаний.
  • Получить знания можно не только в школе. Если тебе хочется узнать больше о чем-либо — спроси нас, мы поможем найти ответы.

А что сказали своему ребенку перед школой вы?

Иллюстратор Leonid Khan специально для AdMe.ru

Что делать, если ребёнка травят в школе

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год) . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Читайте также 🧐

7 советов родителям ребенка, которого травят в школе или интернете

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

По статистике, до 10 % детей регулярно подвергаются травле и до 55 % — эпизодически. 70 % школьников видели буллинг со стороны, а 60 % сообщали, что одной из жертв были их знакомые. Сегодня эта проблема актуальна как никогда: в 2017 году специалистами ЮНИСЕФ была начата целая кампания против буллинга.

Мы в AdMe.ru постарались разобраться в этой проблеме и составили 7 советов родителям, призванных помочь ребенку справиться с травлей со стороны сверстников и не превратиться в изгоя.

1. Учите и учитесь доверять

Согласно исследованиям, лишь 20–30 % школьников, которые подверглись издевательствам, сообщают об этом взрослым. Первой причиной, по которой ребенок не делится проблемами в школе, может быть чувство вины. В подростковом возрасте самооценка детей крайне уязвима, поэтому зачастую именно себя они считают виновными в травле. Вторая причина — чувство собственной ненужности.

Если родители однажды отмахнулись от проблем ребенка, посчитав их незначительными, то у него не будет причин делиться ими снова.

Что делать:

  • Перестаньте хвалить ребенка за хорошие новости и критиковать за плохие. В противном случае с вами будут делиться лишь той информацией, за которой последует положительная реакция.
  • Не предпринимайте никаких действий за спиной у ребенка, не вмешивайтесь в его дела без его согласия. Его самый большой страх состоит в том, что с приходом родителей все станет только хуже.

2. Воспитывайте в ребенке уверенность в себе

Анджелина Джоли в детстве испытывала проблемы с одноклассниками, плохо училась и огрызалась на преподавателей. Рэпера Эминема в 9 лет так сильно избил школьный хулиган, что он оказался в больнице с сотрясением мозга и частичной потерей зрения. Леди Гага, Джессика Альба, Меган Фокс, Курт Кобейн и даже красавчик Зак Эфрон — все они страдали от травли и непонимания со стороны одноклассников.

Тем не менее у каждого из них было любимое дело, которому они могли посвящать свободное время, забывая о проблемах. Тейлор Свифт вспоминает, что начала писать песни от одиночества, а Кристен Стюарт и вовсе в 13 лет бросила школу, чтобы посвятить себя съемкам.

Что делать, если ребенка унижают в школе

Школьная пора, счастливая пора… Далеко не для всех. Для некоторых детей каждый день в школе является настоящим испытанием. Потому что одноклассники снова будут «травить». Что такое травля и как с ней бороться?

Травля или более популярное сейчас слово «буллинг» — это распространенное явление, с которым так или иначе сталкивался каждый. Это когда тебя задирают, обижают, крадут вещи, толкают, игнорируют, смеются и многое-многое другое. Главная цель — принизить ребенка, причинить ему моральную или физическую боль. Вспомните фильм Быкова «Чучело». Мы говорим именно об этой проблеме. Так давайте разберемся, как распознать травят ли вашего ребенка, как помочь и как нужно себя вести, чтобы травля прекратилась.

Редакция Tlum.Ru собрала советы психологов и комментарии родителей.

Как распознать травлю?

Зачастую дети не говорят о своих проблемах, они боятся: если вмешаются взрослые — станет только хуже. Поэтому стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, особенно если он поменял школу или класс, став «новеньким».

Признаками травли могут быть синяки и царапины, которые он не может и не хочет объяснять, ложь по поводу того, как именно они появились. Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда, если ваш ребенок по природе своей не «растеряша». Также ребенок может искать поводы не ходить в школу, прикидывается больным, теряет интерес к обучению, начинает хуже учиться.

Самыми серьезными признаками травли является деструктивное поведение: нанесение себе повреждений, побеги из дома, резкое падение самооценки. Если вы заметили один из этих признаков — возможно, причиной стала травля.

Что делать родителям?

Есть несколько вещей, которые помогут родителям и детям справиться с этой проблемой. Если вы выяснили, что ребенка травят, покажите, что вы выслушали его, поняли и не оставите это без внимания. Успокойте ребенка и окружите его заботой, дайте знать, что цените его откровенность.

Объясните, что он ни в чем не виноват. Никто не виноват, если его оскорбляют, унижают, бьют или игнорируют. Оправдывать травлю нельзя. Даже если ваш ребенок как-то задел других ребят, нормальной реакцией на это станет разовое решение конфликта, а не постоянные издевательства. Ваш ребенок ошибся и за ошибки не надо расплачиваться всю жизнь.

Подумайте о том, какой может быть выход вместе. Вовлеките ребенка в разговор, это поможет малышу вернуть контроль над ситуацией, обратить внимание на детали, понять логику других ребят. Также это покажет, что мама и папа не вздумают решить проблему без их ведома, чего дети очень боятся.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА

Когда вы уже разобрались в ситуации, стоит пойти и поговорить с учителем или классным руководителем. Спросите, что он намерен сделать, чтобы прекратить травлю? Сохраняйте спокойствие, не давите, а именно задайте вопрос. Если руководитель не намерен разбираться в ситуации — обратитесь к администрации или директору. Убедитесь, что вас действительно услышали, запускать эту ситуацию нельзя ни в коем случае.

Можно поговорить с родителями обидчика. Донесите до них мысль, что если это будет продолжаться, вопрос придется поднять на родительском собрании. Возможно, ваш сын или дочь не единственная жертва агрессора.

Если ребенок не уверен в своих силах — предложите ему записаться в спортивную секцию или кружок, там он сможет найти новых друзей и стать уверенней в себе. Обеспечьте ему комфортную обстановку дома и поддерживайте во всем.

Если ситуация зашла слишком далеко, спросите не хочет ли он поменять класс или школу. Но помните, что это крайняя мера, от которой в большинстве случаев можно отказаться.

Что не надо делать родителям?

Многие родители, стараясь сделать как лучше, делают «как всегда». Постарайтесь исключить из своей речи следующие фразы: «Ты сам виноват», «Ты так себя ведешь», «Ты их провоцируешь», «Тебя травят, потому что…». Обвиняя ребенка, вы оправдываете его обидчиков и тем самым усугубляете ситуацию.

Также избегайте фраз «не обращай внимания», «дай им сдачи», «не делайте так, ему же больно». Такими фразами вы можете навредить. Оставлять ситуацию без внимания, мол, само как-нибудь рассосется, нельзя. Так и совет «дать сдачи» может привести к усугублению конфликта, если ваш ребенок не сможет защититься. Неумелые попытки сопротивления только распалят агрессию.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЗРОСЛЫЙ НА УЛИЦЕ КРИЧИТ НА СВОЕГО РЕБЕНКА

А вмешиваясь в конфликт и показывая, что ваш ребенок страдает, вы указываете на то, что он слабый, а они сильные, тем самым уничтожая самооценку своего чада и повышая ее у обидчиков.

Не говорите сразу о переводе ребенка в другое учебное заведение. Сначала разберитесь, нельзя ли решить конфликт здесь. На новом месте может быть то же самое, ваш ребенок снова станет «новеньким», а к поведению жертвы он мог уже привыкнуть. Но если ни родители, ни учителя не реагируют на конфликт — смело забирайте документы.

Что делать ребенку?

Во-первых, посоветуйте не реагировать на провокации. На подколки надо отвечать не обидой и агрессией. Ответ должен быть спокоен и достоин. Если вашего ребенка обвиняют в том, чего он не совершал, пусть твердо отрицает свою вину и занимается своими делами, не давая затянуть себя в открытый конфликт.

Также иногда полезнее промолчать, чем начать оправдываться, тех, кто не реагирует задирать не интересно. Это касается и обидных реплик. Когда на прозвище ваш ребенок начинает дуться или плакать — это распаляет интерес. Но, если он спокойно ответит: «Да, ты верно заметил, я ношу очки», — это может сбить противника с толку. Почему он не бесится и не обзывается в ответ? Странный какой-то, может лучше с ним и не связываться.

КОГДА МОЖНО ОТПУСКАТЬ РЕБЕНКА ГУЛЯТЬ ОДНОГО?

Еще один способ отделаться от обидчиков — это завоевать авторитет в классе. Это может быть достижение в учебе, спорте или увлечении. Рано или поздно кто-то обратится к вашему сыну/дочери за помощью с домашкой или вопросом. Тут важно поставить себя правильно. Помогать только в ответ на хорошее обращение.

Очень помогает поиск соратников. В классе всегда есть те, кто держит нейтралитет (обычно это самые умные дети), если удастся подружиться или хотя бы начать с ними общаться, это поможет обидчикам понять, что ваш ребенок не «униженный и оскорбленный», а обычный человек со своими увлечениями и друзьями.

Травля всегда разная, все зависит от личности обидчика, поэтому если эти советы вам не помогают, обратитесь к школьному психологу или классному руководителю, которые лучше знают, кто и как будет себя вести в той или иной ситуации.

Что не надо делать ребенку?

Ребенку ни в коем случае нельзя эмоционально реагировать на обиды. Спокойствие и только спокойствие. Игнорирование бывает лучшим выходом. Ему не стоит лезть в драку, если он не уверен в своих силах, проигрыш еще сильнее обрадует противников, и травля продолжится.

Многие дети принимают свою роль жертвы и терпят все, что с ними делают, а вдруг отстанут? Может и отстанут, а может и нет. Поэтому нельзя давать себя бить, отнимать вещи или ломать их. Надо позволить вмешаться другой стороне — родителям или учителям.

Многие дети стараются начать угождать своим обидчикам — становятся «прилипалами», терпят травлю и выполняют поручения лидера, думая, что они поднимутся со временем по «социальной лестнице» и изгоем станет кто-то еще. Такая позиция очень вредит самооценке, не надо входить в компанию обидчиков, нужно основывать свою.

Какие у травли могут быть последствия?

22% учеников жалуются на снижение успеваемости из-за травли в школе. Жертвы буллинга куда чаще страдают головной болью и болеют. У каждого четвертого подростка, столкнувшегося с этой проблемой, возникает мысль о самоубийстве! Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.

Очень опасен долгосрочный эффект травли. У девочек очень часто развивается посттравматическое стрессовое расстройство — реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают: жертвы терактов; ветераны, пришедшие с войны; люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы.

Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они психически здоровы на момент начала травли или нет.

Что делают родители?

Всегда ли родители знают о правилах поведения при травле и какие выходы они выбирают? Мы собрали комментарии родителей с форума u-mama, чтобы показать вам различные взгляды на эту проблему.

«Переводите ребенка, не портите ему жизнь. Это ж сколько комплексов будет у него».

«Узнать надо, в чем причина травли. Если не устранить, то в новой школе будет то же самое».

8 ЛАГЕРЕЙ ДЛЯ АКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

«Меня саму травили в школе. Причина была в том, что я была отличницей в школе, где не принято учиться, „не такая“. При этом давили, что я якобы толстая (гнобители были не худее) — фигура была не причиной, а поводом, даже когда я сильно похудела, гнобить не перестали. Но виновата я была сама — когда меня обзывали и били, я начинала плакать. Если бы не плакала, а дала отпор, то вероятно бы отстали».

«Да, раньше проще все решалось. Я в первый же день врезала в ухо самому оторве, он на учете стоял, и боксер был, а я самая мелкая, да еще отличница и новенькая посреди года. Так и зауважали на все оставшиеся 9 лет».

«К школьному психологу вместе с замдиректором по праву. Припугнут там травителей, к чему ведет их кривая дорожка. Многим помогает вовремя остановиться, если дети не испорченные уже».

КАК НЕ ЗЛИТЬСЯ НА РЕБЕНКА

«Учителя сейчас очень боятся одной фразы: „Вы, как классный руководитель, несете ответственность за организацию травли в отношении моего ребенка и мною будут направлены жалобы в соответствующие инстанции“».

«Никогда не разговаривала с родителями. Только с детьми и на их языке. Слегка, как мне показалось, припугнула. Больше они моего сына не то что не задирали, близко подойти боялись. Непедагогично, но действенно».

«Моего обижали ребята во дворе. Он был тогда самым младшим. То кепку закинут на дерево, то еще какую-нибудь пакость сделают. Я пошла да спросила у ребят, почему вы его обижаете? Они ответили, что он не умеет себя вести в коллективе, играть сообща не умеет, все время спорит, хочет руководить и все игры портит. Ладно, все ясно. Сделали выводы, живем и воспитываемся дальше».

ДАВАТЬ ИЛИ НЕТ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ ШКОЛЬНИКАМ

«Ваш ребенок имеет право ответить обидчику адекватно (в том числе и физически если надо) предупредив его об этом как минимум два раза. Примерно так «мне неприятно то, что ты делаешь, если ты намерен продолжать, я … «(озвучить ответное действие). Угроза приводится в исполнение без предупреждения, если действия повторяются даже после состоявшегося разговора. Дети травят того, кто не дает отпора».

«Вам может помочь дневник, где вы с ребенком вместе будете записывать подробно: что делали обидчики, что в ответ делал он, каков был результат. Вначале пусть сам запишет цель — чего он хочет в отношениях с этими ребятами. (Чтобы отстали — тоже цель). Там же можно выделить отдельную колонку, где он сможет спланировать, как ответить в следующий раз, если старый способ не сработал. Это придаст ему уверенности, снизит тревогу от того, что он может сделать что-то не так и обеспечит вашей поддержкой».

 

Интересное по теме:
Что делать, если ваш ребенок — задира
Как можно следить за детьми и стоит ли это делать

Как понять, что ребёнок уже готов к школе, и что делать, если он боится идти в первый класс

Мы продолжаем рассказывать, как подготовить ребёнка и себя к первому классу, а помогают нам психологи и эксперты из мира образования. В этом выпуске психолог и социальный педагог (а ещё — блогер «Мела») Евгений Ланге объясняет, как понять, что ребёнок уже готов к школе и что делать, если он боится идти в первый класс.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Когда нужно начинать говорить с ребёнком о школе?

Не нужно специально усаживать ребёнка напротив себя и говорить: «Так, дружок, через два года тебя ждёт школа». Обычно эти разговоры начинаются сами собой — дети спрашивают, когда они уже перестанут ходить в садик и что их ждёт после этого.

Объясните, что детский сад — это только первый жизненный этап. Здесь он учится общаться с другими ребятами, играть, а потом будет школа, где он будет получать знания. Периодически об этом можно напоминать. Но не переусердствуйте — важно дать ребёнку спокойно пройти детсадовский этап. Настраивать ребёнка непосредственно на учебный процесс важно не раньше, чем за год-полгода до первого класса.


Как понять, что ребёнок уже готов идти в первый класс?

Я не помню в своей практике случаев, когда ребёнку категорически советовали отложить поход в школу ещё на год. Но в этом деле важно не спешить.

За социальными навыками ребёнка родитель может наблюдать сам: как он общается с другими детьми, насколько открыт миру в принципе. Но вообще при школах и психологических центрах обычно есть специалисты, которые занимаются диагностикой готовности к школе. Если вам кажется, что ребёнок замкнут, обратитесь к нему.

Для комфортного пребывания в школе у детей должен быть достаточно развит социальный интеллект. Интроверт он или экстраверт, тут не важно. Критерии, по которым можно его оценивать, — умение говорить со взрослыми, сверстниками и публично выражать свою позицию. Ребёнку будет легче адаптироваться к учёбе, если он умеет общаться, объяснять, что ему нужно, что ему мешает, просить о чём-то. Этого достаточно, чтобы дать обратную связь, например, классному руководителю.


Почему ребёнок боится или не хочет идти в школу?

К моменту, когда ребенок идёт в первый класс, у него должна быть развита познавательная активность и учебная мотивация. И, как правило, у детей, которым не очень интересно или не хочется идти в школу, она просто недостаточно развита.

Спросите у ребёнка, какой он представляет школу, чем он будет там заниматься? Если он ответит, что хочет там играть в футбол и общаться с новыми ребятами, значит, познавательная активность у ребёнка пока развита недостаточно и адаптироваться к урокам ему будет непросто.

В целом причин, почему будущему первокласснику не по душе идея идти в школу, может быть немало: не нравится сидеть на одном месте, он привык к более активному образу жизни, ему некомфортно в большой группе детей или с учителем. В таком случае родителю нужно вовремя предложить свою помощь, спросить, как мы с тобой вдвоём можем справиться с этой ситуацией? В семь-восемь лет ребёнок пока сам не видит, как можно преодолеть преграду. Для него любая проблема — как бетонная стена. Нужно помочь ему увидеть выход, и негативное отношение к школе должно пройти.

Подготовительные занятия — тоже хороший адаптационный инструмент. После них ребёнок точно будет знать, что на уроке нужно сидеть на месте и слушать учителя. 1 сентября он в любом случае попадёт в стрессовую среду, но некоторые черты школы будут ему уже знакомы.


Стоит ли волноваться, если ребёнок идёт в одну школу, а остальные дети из сада — в другую?

Чем больше у ребёнка социальных групп, тем больше у него возможностей тренировать свои навыки общения и взаимодействия с другими, навык перехода из одной группы в другую. Так что если после детского сада ребёнок пойдёт в школу, где ему придётся входить в новую социальную группу, будет даже лучше.

Конечно, придётся пройти адаптационный период. В первые несколько месяцев в школе дети могут жаловаться, что скучают по своему другу из детского сада или со двора, фантазировать, как они вместе будут гулять. Это нормально: он вспоминает о комфортной для себя обстановке, где уже выстроены все социальные связи, и хочет в ней оказаться.

Когда вокруг ребёнка формируется новая социальная группа, старая может уйти на второй план, а может и нет. Это естественный процесс. Скорее всего, если у ребёнка нет сложностей с адаптацией и социальным интеллектом, он спокойно пройдёт этот этап.


Ребёнок пойдёт в первый класс в 8 лет. Как облегчить адаптацию?

Бывает так, что день рождения ребёнка выпадает на конец календарного года, и, если он не пойдёт в школу в шесть лет, получится, что в первом классе окажется почти в восемь. На самом деле ничего страшного в этом нет. В этом деле главное — не торопиться, особенно если вы видите, что шестилетний ребёнок ещё не готов идти в первый класс.

Если ребёнок идёт в школу в восемь лет, то первое время от вас и классного руководителя потребуется усиленное внимание за его состоянием. Нужно спрашивать, не скучно ли ему, какие отношения у него складываются со сверстниками, во что они играют. Если ребёнок замотивирован и на учебную деятельность, и на простое общение, то беспокоиться не стоит. Если же нет, такие ситуации корректируются общением и работой с ним. В этом случае все трудности вполне реально преодолеть в адаптационный период, который обычно длится от трёх до шести месяцев.


Что делать, если ребёнку не нравится его учитель?

Причины могут быть разные. Возможно, он просто не привык к такому типажу людей, темпераменту. Или ребёнку не нравится, что его постоянно заставляют что-то делать — говорить, писать, выходить к доске. Но здесь, конечно, дело не в учительнице, а в самой школьной системе, к которой он ещё не привык. Важно отделять профессиональные обязанности учителя от его личностных качеств. Любой учитель будет заставлять его писать или отвечать перед классом.

Попытайтесь понять, какие конкретные действия учителя ему не нравятся, и выработать механизмы, которые помогут ему с этим справиться и быть готовым к стрессовым ситуациям.


Какие книги можно почитать перед школой (и родителям, и детям)

1. Юз Алешковский «Кыш, Двапортфеля и целая неделя». Повесть о первой неделе в школе Алёши Сероглазова, который оказался самым младшим в классе (за что получил прозвище Двапортфеля).

2. Тимо Парвела «Элла в первом классе». Книга написана от лица семилетней Эллы, которая живёт в Финляндии и идёт в первый класс.

3. Мария Бершидская «Большая маленькая девочка. История 4. Семь с половиной крокодильских улыбок». Девочка Женя описывает свои приключения в самой обычной российской школе по дням в форме дневника — всё то, с чем легко может столкнуться любой первоклассник.

4. Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь». Маленькая Дюнне каждый день перед сном вспоминает, сколько раз она была счастлива. В этом году она идёт в первый класс, где ещё никого не знает и переживает, что ни с кем не подружится.

5. Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились». Адель Фабер и Элейн Мазлиш — не только известные педагоги-психологи, но и многодетные матери взрослых детей (у каждой — по трое). В книге собрано много родительских писем и историй от учителей, которые писали авторам книги.

6. Людмила Евдокимова «Большие заботы маленького школьника». Людмила Евдокимова — педагог и победитель конкурса «Учитель года». Она объясняет, что значит успеваемость, как правильно организовать питание первоклассника и почему нельзя навешивать ярлыки.

Иллюстрации: Shutterstock (HelloRF Zcool, Evgeniya Mokeeva)

что делать, если ребенка травят в школе

С травлей в школе сталкиваются почти все дети. Но бывает и так, что банальные стычки и разборки перерастают в угрозу для жизни. В редакцию «Комсомолки» обратились две семьи — из Москвы и Московской области. Их детей жестоко травили одноклассники. На примере этих двух историй мы попытались понять: как можно помочь ребенку не стать жертвой буллинга? И что делать, если все-таки не удалось его уберечь?

История первая. Школьный “террорист”

На днях Саше (здесь и далее имена всех действующих лиц по их просьбе и во исполнение российского законодательства изменены. У редакции есть контакты и настоящие имена. — Ред.) исполнилось 15 лет. Главный подарок ему на день рождения сделала его школа. Директор и учителя наконец-то согласились провести собрание и выяснить, как так получилось, что один из Сашиных одноклассников уже несколько лет держит в страхе не только школьников, но и некоторых учителей.

— В этом году жертвой стал мой сын. Да этого был другой мальчик. Каждый год этот “террорист” выбирает себе новую жертву и достает ее. Это длится уже более трех лет, — рассказывает Валентина, мама Саши. — Я пыталась разговаривать с его родителями — это все равно, что говорить со стулом или столом. «Гоша не такой, это все клевета». Я говорила с учителями — они ничего не могут сделать. Гоша говорит учителям прямым текстом — пошла на… старая шлюха. А они молчат.

До этого Гошу выгнали еще из пяти других школ. Но эта школа избавиться от него не может. Максимум, что удалось добиться — это провести педсовет после того, как Гоша избил нескольких детей до переломов. На педсовете Гоша пообещал, что больше так не будет. И не соврал — ТАК он и правда больше не делает.

— Сейчас он создает странички во «ВКонтакте», где троллит и травит моего сына, — рассказывает Дмитрий, папа Саши. — Он фотографирует сына исподтишка, выкладывает эти снимки в интернет с похабными подписями про него, про мою жену, про нашу дочь. Мы написали заявление участковому, приложили 37 скриншотов оскорблений и угроз. Я не думаю, что это просто пустые слова — Гоша ходит в школу с холодным оружием, и это не перочинный ножик, а кастеты и ножи.

История вторая. Связанный аутист в шкафу

На сына Виталия впервые напали еще в прошлом году, когда мальчик возвращался домой с тренировки. Его жестоко избили двое одноклассников. Сейчас они угрожают сделать то же самое снова. Родителям пришлось оставить сына дома, чтобы не рисковать.

— После избиения мы написали заявление в УВД, была проверка, — рассказывает Виталий. — Но камеры наблюдения в том месте почему-то не работали. Мы предоставили справку об увечьях — вторая сторона принесла какой-то документ, из которого следовало, что со стороны моего сына тоже были ответные действия. Еще бы, ему пришлось защищаться. В итоге родители обидчиков принесли публичные извинения и этим все ограничилось. Сейчас эта банда угрожает проломить голову моему ребенку, он не ходит на уроки. А учителя звонят и предлагают его в другую школу перевести, подальше от этих блатных.

Жалобы на агрессивных подростков звучат не впервые. Пару лет назад они затравили мальчика-аутиста. Мама привела его в школу, надеясь, что обычные дети помогут ребенку адаптироваться.

— Ему заткнули рот, связали руки, засунули в шкаф и стали душить, — рассказывает Виталий. — При этом присутствовало пол-класса, но всего трое детей потом подтвердили, что это было. Мальчик продержался в школе всего пару недель.

Сложность и в том, что это маленький закрытый военный городок в Московской области, где все друг друга знают. В результате одного из обидчиков решили не ставить на полицейский учет, чтобы не мешать военной карьере его отца. За другого вступилась мать, занимающая высокий пост в крупном банке.

— Я был на приеме у начальника управления образования — он меня, как принято говорить, услышал, — говорит Виталий. — Он тут же сделал несколько звонков, и в школе провели собрание-междусобойчик. Но дальше этого дело не пошло. Показаний никто не дает, и все спускается на тормозах.

С травлей в школе сталкиваются почти все дети. Фото: EAST NEWS

С травлей в школе сталкиваются почти все дети.Фото: EAST NEWS

Разбор

«Комсомолка» обратилась к директорам обеих этих школ. Они отказались комментировать случившееся, хотя признали — проблемы есть, над ними работают.

— Мы сейчас разговариваем с Гошиной мамой, и мне пока трудно пока сказать вам что-либо, — сообщил Михаил Александрович, директор школы, где учатся Гоша и Саша. — Я не могу дать вам никаких комментариев.

Как выяснилось позже, переговоры закончились успешно — мама согласилась забрать ребенка из школы.

— Как мне сказали, он пришла на собрание и увидела комиссию по делам несовершеннолетних, учителей, других родителей. Увидела, что установлены камеры, на которые все это будет записываться. И она сразу отказалась что-либо обсуждать и согласилась забрать Гошу из школы, — рассказала “КП” Валентина.

К самой Валентине у администрации тоже появилось деловое предложение. После звонка корреспондента «КП» директору Валентину попросили не выносить эту ситуацию в СМИ, чтобы не портить школе репутацию. А они взамен обязуются отчислить Гошу.

— Конечно, это не гарантирует моему сыну безопасность — Гоша все равно будет жить в нашем районе, они будут пересекаться на улице, — говорит Валентина. — Поэтому заявление в полицию о травле в соцсетях мы все равно написали.

Мы не публикуем номера школ и не указывает фамилии героев публикации, чтобы не осложнять им жизнь еще больше. Потому что каждая такая публикация подливает масла в огонь, а проблема часто не решается даже со сменой школы. Во-первых, обидчики и так знают, где живет и чем занимается их жертва. А во-вторых, после публичных разборок на ребенка могут ополчиться даже те, кто раньше оставался в стороне.

В Департамент образования Москвы и в Управление образования Одинцовского района от родителей пострадавших детей направлены официальные заявления.

ВАЖНО

Что может быть признаком травли

— Психологические травмы обнаружить сложнее, чем синяки или царапины. Родителям стоит обратить внимание на следующие симптомы:

— Ребенок стал плохо спать, его часто мучают кошмары.

— Потерял аппетит и отказывается даже от любимой еды, или наоборот, очень много ест.

— Стал быстро уставать, не может сконцентрироваться на чем-то одном.

— Стал агрессивен, появились вспышки гнева.

— Появились фобии и страхи, связанные с чем-то конкретным.

— Ребенок постоянно испытывает чувство вины и стыда.

Эти признаки говорят, что возможно, ребенок получил серьезную психологическую травму. Это может быть не только травля в школе, но и тяжелый развод родителей или другие события, свидетелем которых он стал — например, ДТП или драка.

В любом случае, главное, что психологи советуют родителям — это поддерживать постоянный контакт с ребенком и искать взаимопонимания. Тогда он сам расскажет, какие проблемы его тревожат, и помочь ему будет легче и быстрее. А если такого контакта нет, то “вскрыть” ребенка, как закрытую шкатулку, не получится. Доверительная атмосфера в семье должна быть всегда, а не только тогда, когда что-то случается.

Буллинг школьников в разных странах мира. Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Буллинг школьников в разных странах мира.Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Самое действенное — не допустить травлю. Это же самое сложное. Роль родителей в данном случае первостепенна.

Родителям важно научить ребенка, как постоять за себя. И это не обязательно курсы рукопашного боя. Лучше попытаться остановить конфликт еще до того, как он перерос в драку. Как это сделать?

Во-первых, нужно научить ребенка сохранять вежливость, даже к обидчикам. Психологи советуют не отвечать хамством на хамство, а дать неожиданный ответ: например, “да, я не идеален. Но мы все такие”. Ну то есть ответить нестандартно, сбить сценарий агрессора.

Во-вторых, попробовать объяснить ребенку, что его самооценка должна опираться не на мнение других, а на реальные умения и достижения.

В-третьих, стоит научить ребенка договариваться и искать компромиссы. Во взрослой жизни это пригодится ему гораздо больше, чем умение решать споры кулаками.

ИНСТРУКЦИЯ ОТ ЮРИСТА

Куда жаловаться и что грозит агрессору

Комментирует Надежда Княгинина, младший научный сотрудник Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ:

1. Пишем заявление директору школы. Согласно статье 61 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», отчислить обучающегося могут только с 15 лет в качестве меры дисциплинарного взыскания, и только в том случае, когда другие дисциплинарные меры не привели к положительному результату.

2. Идем в комиссию по делам несовершеннолетних. Это в том случае, если меры, принятые школой, не подействовали.

3. Если есть физические травмы, у ребенка отобрали вещи или испортили их — обращаемся в полицию. В первом случае нужно сначала обратиться в медицинское учреждение и зафиксировать побои.

4. Могут ли обидчика поставить на учет? Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет (за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью — с 14 лет). Несовершеннолетний автоматически ставится на профилактический учет в ПДН.

Но даже если несовершеннолетний обучающийся совершил правонарушение, но еще не достиг возраста ответственности, он также ставится учет.

5. А что потом? После того, как агрессора поставили на учет, данные органы начинают с ним «работать» — регулярно посещать школу, проверять условия его жизни дома, беседовать с родителями, учителями и т.д. В ряде случаев, например, при риске рецидива правонарушения, несовершеннолетний может быть помещен в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей по решению суда на срок до 30 суток.

ВОПРОС ДНЯ

Как вы решали конфликты в школе?

Сергей МАЛИНКОВИЧ, глава политобъединения «Коммунисты России»:

— Хулиганов было много, и сам я был хулиганом. Но травли у нас не было. Максимум — налить в портфель воды, учебник разрисовать, за косичку дернуть одноклассницу.

Сергей ВОЙТЕНКО, депутат Самарской думы:

— В школе всегда пытался договориться. Если кто-то решал проблемы кулаками, то я убеждал словом.

Николай СОБОЛЕВ, видеоблогер:

— Были в окружении одноклассники, которых задирали другие. Пытаться что-то объяснять обидчикам бесполезно. Их моральные принципы или неустойчивы, или сформировались неверно.

Юлия ЧИЧЕРИНА, певица:

— Я была задирой и частенько дралась, но и получала порой крепко, особенно крепко, когда защищала тех, кого гнобили.

Леонид ХАЗАНОВ, геолог в третьем поколении:

— Мне немало доставалось от одноклассников, называвших меня голодранцем только за то, что я был из неполной семьи, которая не могла себе многого позволить. Приходилось с ними драться.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Евгений МАКАРОВ, полковник милиции в отставке, Нижний Новгород:

— Мы дрались. Причем в старших классах я входил сначала в группу хулиганов, затем спортсменов, но все проблемы все равно решались кулаками.

Алиса АНТОНОВА, студентка, Симферополь:

— В школе мне объявили бойкот за то, что я не ходила на субботники. Освобождение по состоянию здоровья из-за проблем с сердцем не помешало одноклассникам заманить меня в темный уголок школьного сада и накормить травой.

Галина ЕМЕЛЬЯНОВА, сисадмин, Севастополь:

— В школе я была изгоем. Надо мной издевались из-за того, что я получила травму, которая сказалась на мимике лица. Портфель пинали, в кабинете закрывали. Но я испортила классу выпускной бал.

Арсен ГАЛСТЯН, олимпийский чемпион по дзюдо:

— С раннего возраста записался в спортивную секцию. Если ходишь в зал, ты всегда уверен, что сможешь постоять за себя.

КСТАТИ

Как защитить ребёнка от травли в школе

Известный норвежский психолог Кристин Аудмайер долгие годы работает над изучением феномена подростковой агрессии и даёт советы детям, родителям и педагогам (подробности)