Урок развития речи по теме «Сжатое изложение с элементами сочинения о выборе профессии»
Урок развития речи
по теме «Сжатое изложение с элементами сочинения
о выборе профессии». 7 класс
(2 часа)
Учитель: Лобанова О.М.
Цель урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале
публицистического текста;
продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения
в тексте главной и второстепенной информации;
формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;
развивать творческие способности детей;
раскрыть важную проблему выбора будущей профессии.
Ход урока №1
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Слово учителя и чтение текста.
Предлагаю задуматься, что, по-вашему, является самым важным в жизни?
(обсуждение вариантов ответов).
Давайте внимательно послушаем отрывок из письма к молодёжи Д.С. Лихачёва и обсудим, как отвечает на этот вопрос известный российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН, публицист. (аудиозапись)
Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не только подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.
(по Д.С. Лихачёву.
Письма о добром и прекрасном. Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ)
III. Повторное чтение текста учениками (у каждого ученика есть текст).
Беседа по вопросам
(рассуждение)
А каков стиль?
(публицистический)
О чём текст? Какова тема и главная мысль этого текста?
(о самом главном в жизни человека – выборе жизненного пути;
В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу, только тогда можно стать счастливым)
Какими способами можно сжать информацию?
(исключения, обобщение, упрощение)
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в тексте то, что можно объединить, сделать короче.
В каждой части текста выделите главное, ключевые слова,
отберите существенную информацию.
Составьте план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему.
(План.
Главное для каждого человека должно быть добрым и значительным, для этого человек должен уметь подниматься над своими повседневными заботами.
Надо уметь жить для других людей. Только люди, служившие другим, остаются в памяти.
В жизни надо иметь своё дело. Счастья достигнет тот, кто стремиться сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о себе.
IV. Сжато перескажите весь текст, записав результат на черновик.
Ход урока №2
V. Подготовка к творческой работе – сочинению-миниатюре.
Слово учителя. Несомненно, что даже сейчас каждый из вас уже мечтает выбрать какую-либо профессию из всего их многообразия. Сейчас мы с вами для удобства дальнейшей работы разделимся на группы по 4 человека.
Как вы думаете, что такое «престижная работа»? Каково ваше представление о ней?
Какие профессии, как вам кажется, считаются престижными в нашей стране? От
чего зависит престижность профессии? Связывается ли это с высокой зарплатой?
Определяется ли положение человека в обществе зарплатой?
А теперь давайте сыграем в такую игру: зная характеры и интересы своих друзей, выберите кого-либо из противоположной группы, придумайте подходящую для него профессию и запишите её на листке бумаги. Будьте готовы зачитать вариант каждой из групп и обсудить, подходят ли вам эти профессии.
3) В группах обсудите, какие качества характера должен иметь:
Программист
Врач
Инженер
Юрист
Фармацевт
Архитектор-дизайнер
(Выбор профессий не случаен: предварительно было проведено тестирование и были выявлены те профессии, которые интересуют большинство детей данного класса).
Совпадения по качествам учитель записывает на доске.
Итог работы: на доске те качества, которые следует развивать в себе каждому человеку, чтобы быть успешным в выборе любой профессии.
4) Скажите, как вы понимаете эту русскую пословицу: «Не место красит человека, а человек место»?
VI. Написание сжатого изложения и сочинения-миниатюры, рассказав о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.
Домашнее задание
Доделать всё начатое, переписать в чистовик
Приложение 1
Текст к уроку «Сжатое изложение с элементами сочинения»
Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.
(по Д.С. Лихачёву. Письма о добром и прекрасном.
Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ)
Вопросы к тексту для подготовки к сжатому изложению
Определите тип речи текста.
А каков стиль?
О чём текст? Какова тема этого текста?
Какова главная мысль этого текста?
Какими способами можно сжать информацию? Подумайте, что можно
исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в
тексте то, что можно объединить, сделать короче.
В каждой части текста выделите главное, выделите ключевые слова,
отберите существенную информацию.
Составьте план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему.
Творческое задание. Сочинение-миниатюра.
Расскажите о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
(1906-1999)
Сжатое изложение «Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, зависит от него самого».
Текст для изложения:
Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, зависит от него самого. Удача не приходит случайно. Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, цель у него в жизни.
У каждого человека, помимо небольших и «временных» личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель, и тогда риск неудач будет сведен до минимума. При достижении маленьких целей доля возможной неудачи всегда большая. Если эта маленькая задача была для вас главной, а вам не удалось ее выполнить сразу, вы уже будете чувствовать себя несчастным. Но если эта маленькая цель для вас была «попутной», вы отнесетесь к временной неудаче спокойно.
Поставьте перед собой серьезную задачу. Например, стать хорошим врачом. Здесь случайных неудач будет меньше. Только от вас будет зависеть, насколько хорошо вы подготовитесь к вступительным экзаменам в медицинский институт. Но допустим, на вступительных экзаменах к вам подошли несправедливо или вам показалось, что несправедливо. Это не беда. Достижение вашей цели только отдалилось, и лишь от вас будет зависеть, чтобы время до следующего поступления не пропало зря. (По Д. С. Лихачеву)
Микротемы:
- Жизненные достижения и удачи зависят от самого человека.
- Каждый человек должен выбрать для себя одну большую личностную цель и не страшиться временных неудач на пути ее достижения.
- Нужно ставить перед собой серьезную задачу, и только от вас будет зависеть успех в ее решении, даже если оно по каким-то причинам временно отдаляется.
Готовое сжатое изложение:
Очень многое в том, что человек достигает в жизни, зависит от него самого. Удача зависит от того, как человек сам себя оценивает, какую цель и жизненную позицию он избрал.
У каждого человека, помимо небольших целей, должна быть одна большая личностная цель, тогда риск неудач будет сведен до минимума. Если маленькая цель была «попутной», вы отнесетесь к временной неудаче спокойно.
Поставьте перед собой серьезную задачу, например, стать хорошим врачом. Только от вас будет зависеть подготовка к вступительным экзаменам. Но если вам не удастся их сдать — не беда. Достижение цели только отдалится, и от вас будет зависеть, чтобы время до следующего поступления не пропало зря. (103 слова)
Универсального рецепта того | сдам русский язык!
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни — самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор — дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
Микротемы:
1.Универсального рецепта по выбору правильного жизненного пути, предназначенного только тебе, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.
2.Этот выбор мы делаем уже в детстве..Но большинство важнейших решений мы всё-таки принимаем в юности. Вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
3.Такой выбор – дело ответственное. Его нельзя отложить на потом. Неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто упорно достигает намеченных целей.
Готовое сжатое изложение:
Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве. Но большинство важнейших решений все-таки принимается в юности. Вторая половина второго десятилетия жизни — самый ответственный период. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг интересов, профессию.
Такой выбор — дело ответственное. Его нельзя отложить на потом. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (95 слов)
Сжатое изложение по тексту А.Н.Москвина «Универсального рецепта того…» Задание №1 ОГЭ по русскому языку 9 класс — Подготовка к ОГЭ по русскому языку — Каталог статей
Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Исходный текст
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
(По А.Н. Москвину)
Сжатое изложение
Универсального рецепта, как выбрать правильный, только тебе предназначенный путь в жизни, нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся играть. Но большинство важнейших решений мы всё-таки принимаем в юности. Это самый ответственный период. В это время человек выбирает самое главное в жизни: ближайшего друга, круг интересов, профессию.
Такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Неверные решения без последствий не останутся. Успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, и решительно идет к цели.
Вы можете прослушать аудиозапись к тексту здесь
помогите сжать изложение ГИА по русскому языку.
Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, нет. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию. Такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Что-то, конечно, удастся изменить, но не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор и упорно достигает намеченных целей.
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию. Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
Универсального рецепта, как выбрать правильный путь в жизни, нет. Окончательный выбор остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве. Но большинство важнейших решений мы все-таки принимаем в юности. Вторая половина второго десятилетия жизни — самый ответственный период. В это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь. Такой выбор — дело ответственное. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Что-то удастся подправить, но далеко не все. Решения без последствий не останутся. Успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет.
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию. Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
Универсального рецепта, как выбрать правильный жизненный путь нет. Окончательный выбор остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда учимся играть, общаться со сверстниками. По мнению учённых, юность- самый ответственный период. Именно тогда мы выбираем будущую профессию, основной круг общения. В любом случае от этого выбора не отмахнуться. Некоторые ошибки можно будет поправить в будущем. Ведь успех придёт тому, кто верит в себя.
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
Микротемы:
- Доброта – основа душевной красоты человека – должна воспитываться с детства.
- Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.
- Воспитывать добрые чувства трудно, но необходимо, потому что без этого ребёнок не станет настоящим человеком.
Готовое сжатое изложение:
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Они давали разные ответы, но никто не сказал: добрым. А ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.
Сегодня в мире достаточно зла, поэтому нам стоит быть более терпимыми, добрыми по отношению друг к другу, к окружающему живому миру и совершать смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он полезен абсолютно всем.
Добрые чувства должны быть воспитаны в детстве, потому что они усваиваются одновременно с познанием важнейших истин, главная из которых — ценность жизни. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу воспитания добрых чувств. (106 слов)
Сжатое изложение «Сегодня образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в судьбе человека».
Текст для изложения:
Сегодня образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в судьбе человека. Учение — вот что сейчас нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда, и при этом важно помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в детстве и юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков, к математике, к эстетическому развитию, стоящему рядом с развитием нравственным.
Умейте не терять времени на пустяки, на отдых, который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа. Не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков. Надо уметь и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, вооружить знаниями, которые понадобятся в жизни.
Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Учитесь находить радость в приобретении знаний и навыков. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно история и литература дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Учитесь любить учиться! (По Д. С. Лихачёву)
Микротемы:
- Учиться нужно с самого раннего возраста, ведь именно в детстве и юности ум наиболее восприимчив к знаниям, которые играют определяющую роль в судьбе человека.
- Умейте не терять времени на пустяки, берегите себя для приобретения знаний и навыков, выбирая формы отдыха и развлечений, способные чему-то научить, вооружить знаниями, необходимыми в жизни.
- Чтобы учение стало легким, нужно полюбить учиться; важно изучать историю и литературу, дающие нравственный и эстетический кругозор и делающие окружающий мир источником опыта и радости.
Готовое сжатое изложение:
Сегодня образование играет определяющую роль в судьбе человека. Учение нужно человеку с самого раннего возраста, ведь именно в детстве и юности ум наиболее восприимчив к знаниям.
Умейте не терять времени на пустяки, не заполняйте свой разум ненужной информацией. Берегите себя для приобретения знаний и навыков, выбирая формы отдыха и развлечений, способные вооружить знаниями, необходимыми в жизни.
Чтобы учение стало легким, учитесь находить в нем радость. Изучайте историю и литературу. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир источником опыта и радости. (84 слова)