Что такое семейное обучение школьника: Как перевести детей на семейное обучение – Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2020 году: условия, законы, порядок действий

Содержание

Переход на семейное образование по шагам

Базовые понятия

Для подготовки к переходу на семейное образование изучите основные термины. Это поможет правильно заполнять заявления и вести переговоры со школами.

  • Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подразумевает самостоятельно освоение основной образовательной программы. Ответственность за качество обучения лежит на родителях.
  • Самообразование — то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окончании 9 классов.
  • Экстернат — это форма аттестации на семейном обучении и самообразовании. Когда ребёнок прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.

Шаг 1. Уведомите органы управления образования

Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уйти из школы на семейное обучение без уведомления нельзя. Это могут расценить как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и привлечь к административной ответственности.

Когда подавать 

Отправить уведомление можно в любое время: до начала учебного года или в его середине. Только учтите время на ответ (в среднем процедура занимает от недели до месяца), а также региональные требования. В некоторых субъектах России есть чёткие даты информирования о смене формы обучения.

Как заполнять 

Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.

Образец заявления →

Кому отправлять

Управлению или департаменту образования по вашему фактическому адресу, а не по месту регистрации.

Как отправлять 

  • Лично. Сделайте два экземпляра. На своём обязательно поставьте отметку о том, что уведомление зарегистрировано. 
  • По почте. Отправка заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении поможет подтвердить факт исполнения обязанности по уведомлению органов власти о выборе семейного обучения.  
  • Дистанционно. Если у органа управления образования есть «электронная приёмная», можно направить уведомление в электронном виде. При отправке рекомендуется сделать скриншот. 

<<Форма с консультацией>>

Шаг 2. Отчислитесь из школы

Если ребёнок уже обучался, заберите его личное дело и другие документы из образовательной организации. Отчислиться из контингента школы необходимо, даже если вы не планируете менять школу и хотите проходить аттестации там же, где учились.

Когда подавать

Обычно требуется около месяца на прикрепление к школе в качестве экстерна и заключения договора.  

Как заполнять

Попросите шаблон в администрации образовательной организации. 

Примерный образец →

Кому отправлять

Пишите заявление на имя директора школы.

Как отправлять

Составьте заявление в двух экземплярах, один для с

Семейное образование по новому Закону об образовании в 2020 году

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в РФ

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2020 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Семейное образование в 2019 в школе Интернет Урок

Постепенно система образования принимает новые стандарты, ориентированные на современные потребности общества. Основными требованиями ФГОС стали ориентированность на воспитание гармонично развитой личности, обучение ребенка с опорой на его интересы, увлечения. Способы и формы познания окружающего мира он выбирает сам, а задача педагога заключается в помощи и пробуждении интереса к освоению новых знаний. Благодаря изменениям в законодательстве были приняты альтернативные системы обучения, которыми стали дистанционное и семейное образование. Его суть заключается в изучении школьной программы вне школы по удобному для ученика графику.

Кому и для чего нужны альтернативные формы обучения

Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку. Семейное обучение подойдет:

  • одаренным детям, добившимся высоких достижений в музыке, танцах, спорте, цирковом искусстве;
  • детям, чьи родители по роду работы вынуждены часто менять место жительства;
  • учащимся с особенностями развития, если посещение школы связано с трудностями на бытовом уровне;
  • детям, не переносящим большое скопление людей;
  • ученикам, стремящимся к углубленному изучению некоторых предметов;
  • творческим личностям, не приемлющим строгую дисциплину, но с радостью занимающимся самостоятельно.

Семейная форма обучения станет хорошим выходом, если ученик столкнулся в школе с неразрешимой конфликтной ситуацией или в образовательном учреждении низкий уровень компетенции преподавательского состава.

Положительные моменты семейного образования

Уход от традиционной формы обучения приносит ряд ощутимых преимуществ. При такой форме получения образования появляется возможность уделять больше времени тем предметам, которые вызывают повышенный интерес, изучать их, более глубоко погружаясь в тему. Выбор уровня ежедневной нагрузки, плавающее расписание, проведение занятий в комфортном темпе тоже относятся к несомненным преимуществам. Можно вводить в программу семейного образования предметы, не числящиеся в перечне обязательных для определенного класса, например, астрономию, начертательную геометрию.

Спокойная доброжелательная атмосфера, искренний интерес родителей к успехам своего ребенка создают благодатную среду для возникновения желания к занятиям. Важным моментом становится свободная форма проведения уроков с использованием современных технических, информационных возможностей.

Недостатки семейного образования

Они обязательно присутствуют в любой форме образования. Рано или поздно возникают следующие ситуации:

  • недостаток общения со сверстниками в рабочей обстановке провоцирует потерю некоторых коммуникативных навыков;
  • отсутствие конкуренции лишает учащегося дополнительного стимула в обучении;
  • свобода приводит к неумению работать по заданным параметрам;
  • для родителей значительно увеличивается ответственность за качество образования ребенка.

Семейное обучение ребенка требует от родителей огромного желания помочь ему, готовности преодолевать возникающие проблемы, разногласия по поводу учебы, большого количества свободного времени.

Законодательные тонкости и требования к качеству обучения

Перейти на семейное образование в 2019 можно с любого класса. Для этого достаточно посетить директора школы, в которой числится ребенок, и заключить договор. В нем подробно оговаривается объем знаний за год, сроки аттестации, форма ее проведения, рекомендуются учебные, методические материалы для получения образования. Администрация учреждения имеет право отказать родителям в переводе ребенка на семейную форму обучения, ссылаясь на устав. В таком случае придется найти другую школу, которая будет согласна на предоставление права семейного образования и перенести документы на ребенка туда.

Школа предоставляет учебники, пособия, проводит оценку объема, качества знаний учащегося в соответствии с требованиями ФГОС. По окончании обучения и успешном прохождении итоговой аттестации обучающемуся выдается аттестат об образовании государственного образца. Если понятно, что такая форма обучения не подходит, то ученик вправе вернуться в школу в любой момент.

Образовательные программы

Для каждого предмета разработана рабочая программа. Она включает перечень тем, которые необходимо освоить за год, рекомендованную форму работы, список дидактического материала, понятий и терминов, изучаемых в рамках этой темы. Также дается количество часов на освоение и закрепление материала. При семейном обучении допускается более интенсивное изучение материала, чем при традиционном образовании, но объем знаний у учащегося при аттестации не должен быть меньше, чем в программе.

Основным принципом успешного образования является непрерывность и преемственность. Это значит, что осваивать премудрости предмета следует постепенно, соблюдая принцип усложнения. Например, не зная, чем отличается море от океана, учащийся вряд ли правильно ответит на вопрос, сколько океанов на планете. Можно менять темы местами, если они не нарушают общую логику обучения.

Родители имеют право заявить, что ребенок изучил за год материал 2 лет обучения, тогда при промежуточной или годовой аттестации учащийся должен это подтвердить, выполнив задания соответствующего уровня.

Формы проведения занятий и контроля

В традиционной системе образования применяются различные типы уроков:

  • освоение новых знаний,
  • закрепление,
  • повторение,
  • систематизация и обобщение,
  • контроль знаний,
  • комбинированный.

В чистом виде эта классификация не применяется. Каждый урок имеет комбинированный вид, но большая часть времени уделяется указанному этапу. Для разнообразия и смены деятельности используются формы лекций, бесед, практикумов, дискуссий, конкурсов, викторин. Очень интересным видом обучения становятся исследования и проектные работы. Они носят продолжительный характер, могут растягиваться на несколько занятий или даже месяцев, постоянно обогащаясь новым материалом.

Великолепным подспорьем в образовании станут виртуальные экскурсии. Вряд ли есть возможность ежедневно посещать музеи и выставочные центры разных стран лично, но посмотреть-то хочется. Тем более, что после таких экскурсий у ребенка появляется масса новых вопросов, которые стимулируют поиск информации и более глубокое проникновение в суть изучаемой темы.

Контролировать усвоение знаний ребенком обязательно. Самыми распространенными формами становятся контрольные работы, тесты, устные опросы. После каждой темы по любому предмету предлагается несколько вариантов тестов. Они различаются по степени сложности. Это важно, особенно для учащихся, заканчивающих освоение основной программы и планирующих получить образование в вузе.

Для поступления на определенные факультеты требуется не базовое, а углубленное знание предмета, поэтому придется на ГИА выполнять задания повышенной сложности, чтобы набрать необходимое количество баллов. К этому лучше готовиться заранее, результаты тестов покажут, где остались недоработки.

Олимпиады и конкурсы

Интернет стирает границы и территориальные различия. Теперь необязательно для участия в мероприятии приезжать туда лично. Есть большой выбор дистанционных конкурсов, где даются интересные задания, а главное, присутствует элемент соревновательности, которого не хватает при семейном образовании.

Еще более захватывающим становится участие в онлайн-конференциях и олимпиадах, когда идет живое общение и задачи решаются совместно. Такие формы занятий подстегнут любознательность ребенка, позволят обменяться опытом, особенно, когда выходят на контакт несколько человек, увлеченных одной темой.

За участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах выдаются свидетельства, где указан предмет, уровень, количество баллов. Документы пригодятся при поступлении в высшее учебное заведение, если будет выбрано очное обучение.

Организация образовательного процесса

Человек, независимо от возраста, старается избегать лишних усилий. Для выполнения заданий и получения образования требуется проявить силу воли. Если события имеют закономерность, то вырабатывается привычка приступать к определенному виду работы. Поэтому первым пунктом в организации занятий на семейном обучении станет составление расписания. Жестко регламентировать время занятий не нужно. Если ребенку лучше думается и работается во второй половине дня, то можно пойти на компромисс, оговорить количество времени на выполнение практических заданий по предмету или объем изученного материала.

У учащегося должно быть отдельное учебное помещение или приспособленная для этого часть комнаты. Там устанавливается письменный стол, удобный стул или компьютерное кресло. На рабочем месте должно быть светло, свободно от лишних предметов, отвлекающих внимание. На время занятий выключается телевизор, убираются ненужные гаджеты, компьютер при необходимости настраивается на обучающее видео. В зоне досягаемости располагаются учебные пособия, тетради, канцелярские принадлежности.

Результаты

Семейное образование стимулирует развитие у ребенка самостоятельности, ответственности, личных взглядов на рассматриваемый вопрос. Формируется нестандартность мышления, оригинальные подходы к выполнению поставленной задачи. Обучение основано на постоянно поддерживаемом интересе к процессу познания, развитие не затормаживается необходимостью подождать отстающих. Ученик устанавливает для себя личный режим, скорость работы.

Мнения родителей о семейном обучении ребенка

Все люди разные, поэтому ищут различные пути реализации своих планов, идей, задач. Это в полной мере относится к семейному обучению. Если ребенок стремится к познанию, ему тесно в рамках традиционной системы, то стоит задуматься об индивидуальной программе. Но когда родители надеются, что с переходом на другую систему образования они избавятся от множества проблем, то они глубоко заблуждаются. Действовать нужно только в интересах ребенка, учитывать, что при семейном обучении хлопоты только увеличатся, но результаты будут того стоить.

Мнения родителей разделились: кто-то ссылается на давние традиции в образовании в царской России, кому-то идея совершенно не нравится. Сторонники утверждают, что у ребенка появится возможность стать более счастливым, реализовать свой потенциал, всесторонне раскрыться, научиться принимать решения и отвечать за их последствия, смело смотреть в будущее.

Противники семейного образования указывают на потерю навыка работать в коллективе, находить компромиссы. Говорят о трудности прохождения ЕГЭ и ОГЭ, стрессе от непривычной обстановки ни сдаче итоговых экзаменов. Спорить бесполезно, для каждого самым весомым аргументом станет личный опыт. Система имеет очевидные плюсы и минусы, рассматривать их нужно в применении к конкретному ученику, его способности самостоятельно изучать предметы, состоянии здоровья, степени загруженности, обстановки в семье.

Для успешной организации семейного обучения в школе нужно сообща обсудить все стороны этого шага, посоветоваться с ребенком о том, как лучше распределить время, что нужно для результативной работы, каким образом составить расписание, когда ему удобнее приступать к занятиям, чем заняться в свободное время.

При индивидуальном графике обучения существенно сокращается время, поскольку ребенок идет в своем темпе. Обычно хватает 2 - 2, 5 часов интенсивных занятий для успешного освоения обязательного объема программы образования и еще остается немного на разбор интересующих вопросов. Остальная часть дня посвящается другим важным делам или развлечениям, общению, прогулкам.

Интересный опыт семейного обучения описан в подробностях на многих сайтах, но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому универсальных методик не существует, у родителей возникают свои нестандартные вопросы и ситуации. Семейное обучение подходит не всем, но если принято решение перевести ребенка на такую форму образования, то стоит четко осознавать, какие преимущества она даст в будущем.

кому и зачем нужно домашнее образование

В России всегда учили детей в семьях. В наши дни практика семейного образования стала возрождаться вновь. Если вы задумались, проводим актуальный ликбез.

Где получить аттестат о среднем образовании?

Любой родитель может выбрать форму образования, альтернативную школе, если, скажем, не устраивает качество образования или есть другие причины. Для перевода ребёнка на семейную форму обучения нужно написать директору школы заявление, договориться о периодичности сдачи промежуточных аттестации, один или два раза в год, и учить школьника дома самому или в онлайн-школах. В России альтернативную форму обучения выбрали 250 тыс. детей. Согласно Федеральному закону об образовании домашнее обучение в России разрешено уже почти 25 лет, но не все папы и мамы знают о таком варианте.

Ещё можно остаться в школе, но ходить не на все уроки, а перейти на очно-заочную форму, то есть part-time, и часть предметов «грызть» дома, а часть — в стенах школы. Существует и такая радикальная форма образования как «анскулинг», когда дети учатся, как и когда хотят, концентрируются на предметах по своему интересу. Школьная программа в расчёт не берется, родители действуют по одному им известному плану, а ребёнок растет и развивается, как цветок.

Семейники, как и ученики виртуальных школ, на выходе получают школьный аттестат о законченном среднем образовании. После того как, разумеется, сдадут ОГЭ или ЕГЭ в школах вместе со своими сверстниками.

Согласно Федеральному закону об образовании домашнее обучение в России разрешено уже почти 25 лет

Кто может учить ребёнка вне стен школы?

Семейное образование может включать помощь репетиторов и онлайн-уроки, или родители могут обходиться без этой поддержки. В последнем случае процесс обучения строится, исходя из намерений и целей родителей. Папы и мамы могут черпать знания о домашнем обучении из сообщества единомышленников или из курсов. Например, академическая поддержка семейного образования «Классические беседы» обучает родителей тому, как учить детей дома.

В онлайн-школе дети могут полностью получать знания сами. Конечно, такое образование не ограничивается двумя участниками процесса – учеником и компьютером, есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, проверяют домашние задания. Есть персональные наставники, например, как в Домашней школе InternetUrok.ru. Они помогают дистанционно, даже могут разработать план действий, расставить приоритеты, следят за успеваемостью.

Как и где проходит аттестация?

Промежуточные тесты, контрольные работы и итоговые экзамены в случае семейной формы и очно-заочной сдают в школе. Если ребёнок заключает договор с онлайн-школой, все аттестация в течение учебного года сдаются удалённо, только ОГЭ и ЕГЭ пишут вместе со всеми учениками в традиционной школе. Поскольку большинство родителей слабо осведомлены об альтернативных системах обучения и аттестации, в Центре Поддержки Семейного Образования родителям-семейникам помогают найти общий язык со школой, оформить документы, подготовить детей к аттестации. На информационных встречах центр знакомит с пособиями и учебниками для хоумскулеров.

В отличие от школы, дети-семейники меньше подвержены буллингу со стороны сверстников.

А как же социализация?

Это миф, что дети-семейники не социализируются. Они ходят в секции и кружки, где находятся в сообществе единомышленников. В отличие от школы, они меньше подвержены буллингу со стороны сверстников и не чувствуют дискомфорта на тех предметах, к которым не проявляют интереса и способностей. Приверженцы обучения детей в семьях или онлайн посещают музыкальные, художественные и спортивные кружки, участвуют в различных мероприятиях. После домашнего обучения дети успешно сдают ЕГЭ и поступают в престижные вузы. По словам руководителя проекта «Классические беседы» Ирины Шамолиной, семейное образование само по себе – тенденция, так как о нем пока мало знают. По её словам, родители забирают детей из школы не потому, что хотят дать образование лучше, чем в школе, а потому, что у родителей есть потребность в воспитании ребенка. Ребенок должен научиться выстраивать взаимоотношения в семье и транслировать эту модель на коллектив.

Онлайн-школы созданы для тех, кто решил перейти на удалённое обучение, и оно соответствует программе Минобра.

Кому подходит домашнее обучение?

На Международной конференции семейного образования, которая впервые прошла в России, были определены категории детей, которым семейное образование помогает получать знания. Это дети-инвалиды; дети, часто пропускающие занятия; юные спортсмены, при их загрузке на учебу им на школу просто не хватает времени; дети, чьи родители работают вдали от Родины, а еще дети-вундеркинды. Ведь форма обучения, не ограниченная рамками школы, помогает одаренным детям получить знания в нужном именно им объёме и качестве. А еще благодаря интернету семейное образование дает возможность детям из провинции получить качественное образование. Так, образовательный проект InternetUrok.Ru предлагает семьям, нацеленным на самостоятельное обучение, учиться по онлайн-занятиям, а это – 4700 видеоуроков по всем предметам школьной программы. Некоторые семьи так занимаются в дополнение к школьным урокам, некоторые перешли полностью на онлайн-образование в "Домашнюю школу". Как сказал исполнительный директор проекта InternetUrok.Ru Павел Арсеньев, "Домашняя школа" создана для тех, кто решил полностью перейти на удалённое обучение, и оно соответствует программе Минобра.

Подойдет ли домашнее обучение работающим родителям?

Хоумскулеры добровольно и полностью берут на себя воспитание и образование ребенка. Семейное образование во всём мире – не эксперимент, а проверенная альтернативная форма обучения. Есть пособия, разработанные для хоумскулеров, они равноценны школьным учебникам. InternetUrok.Ru, например, разработал для родителей короткие обзорные курсы видеоуроков по основным школьным предметам: математике, физике, литературе, обществознанию. Мини-уроки помогают родителям не просто быть рядом, но и общаться с ребенком на одном языке на важные и интересные для него в данный момент темы.

Работа с ребёнком должна выстраиваться в соответствии с темпом развития конкретного школьника, с опорой именно на его интересы.

Как организовать детей?

Среди людей, выбравших семейное обучение, важную роль играет способность консолидироваться, находить единомышленников и действовать сообща. У каждого из родителей могут быть свои сильные или слабые стороны в работе с развитием познавательных возможностей своего ребёнка. Прекрасной возможностью становится общение родителей между собой, обогащение друг друга, поддержка и помощь. Тот из родителей, который не чувствует уверенности в преподавании какого-либо предмета, общаясь с теми, кому этот предмет интересен и приносит радость, может развить в себе нужные навыки и приобрести знания, чтобы потом продолжить работу со своими детьми.

Директор Национального института исследования семейного образования профессор Брайан Рэй, автор учебников, занимающийся обучением 8 своих детей, сказал: «Если вы честно и искренне общаетесь со своим ребенком, и ваши дела никогда не расходятся со словами, вы никогда не потеряете авторитет для своих детей».

Как спланировать учебный процесс?

Для помощи в организации времени и грамотном планировании дня проект "Классические беседы" предлагает помощь: сопровождение инструкторов, подбор пособий, рекомендации в выборе литературы, тренинги и показательные мастер-классы. Но учат ребёнка именно родители, и основная ответственность лежит на них.

Школьник накапливает агрессию и быстрее устает, так как проводит большую часть времени в замкнутых стенах с учителями, не заинтересованными в личностном росте ребенка.

Работа с ребёнком должна выстраиваться в соответствии с темпом развития конкретного школьника, с опорой именно на его интересы. Школа такой возможности не допускает. Так же и учителя, будучи профессионалами в своей области, как правило, ею и ограничены. Им затруднительно выстроить новую модель обучения или общения, составить нестандартное занятие, адаптировать свою работу под особенности детей. Для родителей есть очевидное преимущество в таком близком контакте с учебным процессом сына или дочери — стать личным примером и авторитетом для своего ребёнка.

Как родителям избежать выгорания?

Будучи помещен в доверительную домашнюю среду, ребенок априори защищён от негативных сторон школьной жизни: дискриминации по расовому признаку, возрасту или уровню социального благополучия. Обучаясь дома, дети тесно связаны со своими родителями, лучше понимают их заботы, чаще сопровождают их в делах и поездках, а, значит, больше участвуют в разных сторонах жизни семьи, шире и многогранней воспринимают мир. Школьник же зачастую накапливает агрессию и быстрее устает, так как проводит большую часть времени в замкнутых стенах с учителями, не заинтересованными в личностном росте ребенка.

Семейное обучение требует от ребёнка выполнения работы на совесть. Здесь нельзя «сделать на тройку» и довольствоваться этим. Во главу угла ставится процесс, а не оценка результатов. Дети получают бесценный опыт самостоятельного поиска знаний и непрерывного интеллектуального и эмоционального развития. Самое главное, что семейное образование основано на доверии родителей и детей, на заинтересованности родителей. Если вы не уверены, что справитесь и что готовы посвящать много времени и душевных сил процессу, этот проект лучше не начинать.

На вопросы о семейной форме обучения отвечает юрист проекта "Домашняя школа InternetUrok"

Школа, в которой учится мой ребёнок, мне не нравится, не хочу, чтобы он дальше там учился. Могу ли я учить ребёнка дома самостоятельно или нужно обязательно перевести его в другую школу?

Действующим законодательством установлено, что ребёнок может получать образование как в школе, так и самостоятельно: в форме семейного обучения или самообразования. Конкретную форму обучения выбирают родители или законные представители ребёнка, при этом учитывается его мнение: хочет ли ребёнок учиться самостоятельно или в школе.

Также надо учитывать, что если вы выбрали самостоятельное образование, вам придётся взять на себя определённые риски: что ребёнок, возможно, будет хуже осваивать программу, не сможет пользоваться библиотекой, спортзалом школы…

Как перевести ребёнка на домашнюю или дистанционную форму обучения? Какие действия необходимо предпринять, куда обратиться, какие документы потребуются?

В соответствии с действующим законодательством ребёнок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей и с учётом его мнения в праве на любом этапе обучения продолжить его в другой форме, предусмотренной законом, либо сочетать данные формы: учиться в школе определённый промежуток времени, затем – обучаться самостоятельно, а экзамены сдавать опять в школе. 

Органы местной власти муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение образования каждого уровня и проживающих на соответствующих территориях. При выборе родителями или законными представителями детей формы семейного образования они информируют о своём решении органы местного самоуправления.

Эта процедура состоит из нескольких этапов: 

  1. Найти школу, которая приняла локальный акт о семейной форме обучения. Для этого можно обратиться в местный центр управления образованием, где есть данные обо всех местных школах.
  2. Договориться с администрацией школы в лице директора и преподавателей об условиях аттестации ребёнка.
  3. Написать заявление по форме, установленной учебным заведением.
  4. Сдать документы, список которых необходимо уточнить у администрации школы.

Ребенок был переведен на домашнее обучение в 5 классе. Через два года было принято решение вернуться к стандартной форме обучения (в 7 классе). Обязан ли ученик пройти аттестацию за пропущенный период? Примет ли школа экзамены за 5-6 классы?

Согласно закону об образовании лица, обучающиеся в семейной форме, считаются прикреплёнными к определённому образовательному учреждению, в котором действует локальный акт, регулирующий данную форму обучения. То есть, если вашему ребёнку необходимо сдать экзамены за опредёленные классы, нужно уточнить у руководства школы, в какие даты принимаются заявления от учеников, находящихся на семейной форме обучения, конкретный перечень документов.

Лица, обучающиеся в форме семейного образования, в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона об образовании в Российской Федерации имеют право пройти промежуточную и итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Такие лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, в праве пройти промежуточную или итоговую аттестацию бесплатно.

Образовательной организацией должен быть принят локальный акт, регламентирующий порядок аттестации, в том числе её прохождения экстернами. Данный локальный акт должен быть доступен для ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в сети Интернет.

Администрация школы отказывается выдать мне документы ребёнка. Как мне нужно действовать?

Руководство школы обязано выдать вам документы ребёнка. Такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации. Можно обжаловать действия администрации школы в департаменте образования субъекта Российской Федерации или в прокуратуре.

Что такое семейное образование? Это то же что «забрать документы»?  Если я выберу для ребёнка семейное образование, значит ли это, что он официально больше не учится в данной школе и администрация школы должна выдать его документы? Или ребёнок продолжает формально числиться в этом учебном заведении?

Семейное образование – это форма получения образования, при которой ребёнок может не посещать школу. Ребёнок получает образование силами родителей, законных представителей, других взрослых. Чтобы перейти на эту форму образования, необходимо уведомить муниципальные органы, обслуживающие территорию, на которой проживает ребёнок, и прикрепиться к школе, которая в своём уставе или другом документе предусмотрела семейное образование. Это необходимо для прохождения в дальнейшем государственной итоговой аттестации (ГИА).

Каждая школа устанавливает перечень документов, которые необходимо сдать родителям или законным представителям ребёнка для перевода его на семейную форму обучения. Этот перечень вам будет необходимо уточнить у администрации той школы, к которой вы планируете прикрепить ребёнка.

Достаточно ли моего требования, как родителя, для перевода на семейное обучение?

Да, вы можете требовать перевода. Это право предусмотрено статьей 44 Закона об образовании, в котором сказано, что родители с учётом мнения ребёнка имеют право выбирать форму обучения, язык обучения, набор факультативных дисциплин, которые предлагает конкретная школа. Для этого надо написать заявление о переходе на такое обучение. Школа не имеет права запретить вам это сделать.

Если ребёнок находится на семейном обучении, могу ли я получать компенсацию (пособие) от государства за то, что самостоятельно его обучаю? Как её получить?

Статьёй 35 ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрена компенсация затрат на учебники и учебные пособия. Если ребёнок не получает учебники и пособия, вы имеете право требовать компенсацию в уполномоченных государственных органах. Компенсации за то, что ребёнок не обедает в школе, не занимается в группе продлённого дня, не посещает какие-либо секции, не пользуется спортзалом, сейчас законом не предусмотрено. Теоретически такую компенсацию можно потребовать через суд, так как такое право неотъемлемо от ученика.

Мы забрали документы ребёнка и не хотим оформлять его в другую школу, так как планируем обучать его дома самостоятельно. Как в этом случае ребёнок будет сдавать экзамены в 9 и 11 классах? Нужно, чтобы какая-то школа выдвинула моего ребёнка от себя? Или можно просто прийти на экзамен?

Начнём с того, что ребёнок, находящийся на семейном обучении, фактически из школы не уходит, он к ней прикреплён. В этой школе должен действовать локальный акт, предусматривающий семейную форму обучения. В этом акте должен быть предусмотрен и порядок сдачи экзаменов за 9 и 11 классы. Ребёнок, находящийся на семейном обучении, по сути будет экстерном (как это предусмотрено Законом об образовании). Школа не выдвигает от себя ребёнка – он просто продолжает обучение в альтернативной форме, а сдача экзаменов происходит в порядке, установленном для таких учеников: в указанный срок необходимо будет сдать документы, перечень которых определен школой (сроки и перечень документов могут различаться в разных регионах).

Кстати, в письме Министерства образования от 15 ноября 2013 г. отмечено, что в промежуточную или итоговую аттестацию можно пройти не только в школе, но и образовательных организациях других типов, например, вузах, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Вам будет нужно обратиться в департамент образования субъекта, чтобы уточнить, существует ли такая возможность. 

Что такое допуск к экзамену? Обязательно ли нужен этот допуск или можно просто прийти на экзамен? Куда обращаться? Как получить аттестат за 9 и за 11 класс? По всем предметам, которые не являются экзаменационными, ребёнок должен сдавать зачёты?

В вопросе, скорее всего, речь идет о допуске к государственной итоговой аттестации.  В соответствии с Приказом Минобрнауки от 26 декабря 2013 г. к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объёме выполнившие учебный план за каждый год обучения. Обращаться необходимо в учебное заведение, к которому ребёнок прикреплён.

Согласно Приказу Минобрнауки «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» аттестат выдаётся лицам, завершившим обучение по образовательной программе и успешно прошедшим итоговую аттестацию.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 освоение общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем. Формы, периодичность и порядок такого контроля устанавливаются школой самостоятельно.

Если ребёнок хочет поступить в другую школу. Любая школа обязана принять ребёнка или школа может отказать в приёме? В каких случаях могут отказать? 

Теоретически любая школа обязана принять ребёнка на обучение, но только если она закреплена за той территорией, на которой вы проживаете. Отказать могут только по причине отсутствия свободных мест. В том случае, если в школе отсутствуют свободные места, вам нужно обратиться в департамент образования субъекта Российской Федерации, который ведёт учёт наполняемости всех учебных заведений и должен вам подсказать, в какую школу могут принять ребёнка.

Может ли школа отказать, если у ребенка нероссийское гражданство? 

В соответствии со статьёй 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане обладают в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России, в том числе и правом обучаться в школе. Органы местного самоуправления или органы субъекта Российской Федерации обязаны учитывать всех детей, проживающих на данной территории, в независимости от гражданства.

В том случае, если вы приехали из страны, где русский язык не является официальным, ребёнку будет необходимо сдать экзамен на владение русским языком. О порядке сдачи таких экзаменов вы можете узнать в департаменте образования субъекта Федерации.

Может ли школа устроить вступительные испытания для моего ребёнка? А частная школа? 

По общему правилу вступительные испытания не предусмотрены, однако, если ребёнок поступает в специализированную школу, в школу с углублённым изучением какого-либо предмета или в спортивную школу, то её администрация может устроить испытания с целью определения способностей потенциального ученика к обучению по программе заведения. Также при приёме необходимо исключить противопоказания для занятий каким-либо видом спорта или видом искусства.

Если ребёнок хочет сдавать экзамены в другой школе.

Может ли девятиклассник или одиннадцатиклассник сдавать экзамены не в той школе, в которой он официально учится, а в той школе, которая ему удобнее (в другом городе)? Что для этого необходимо?  

Согласно действующему законодательству подавать документы на проведение ГИА можно только в ту школу, в которой проходило обучение. Исключение делается для учеников – выпускников прошлых лет, а также для тех, кто находился на семейной форме обучения.

Если я хочу, чтобы мой ребёнок продолжал обучение в своей школе, но посещал не все предметы. Могу ли я выбрать предметы, которые мой ребёнок будет изучать в школе, а остальные предметы – дома самостоятельно? Что для этого нужно? Как в таком случае будет проходить аттестация по остальным предметам?

В статье 17 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны и очная, и очно-заочная, и дистанционная формы обучения. Это значит, что ребёнок имеет право выбрать те предметы, которые он хочет посещать в школе, а остальные изучать дома. Для того, чтобы обучаться по очно-заочной программе, не нужно никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей. Аттестация будет проводиться в порядке, установленном Приказом Минобрнауки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

Как перевести ребёнка из иностранной школы в российскую школу? Какие документы для этого необходимы? 

В соответствии со статьей 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются всеми правами, которыми наделены и граждане Российской Федерации, в том числе и правом обучения в школе. Порядок приёма в школу, а также перечень необходимых документов для ребёнка-иностранца устанавливается администрацией соответствующей школы. Единственное требование – документы должны быть переведены на русский язык.

Какие экзамены и зачёты должен сдать ребёнок при приёме в школу? Это решает школа или есть определённый стандарт?

В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приёма в школы, которые не урегулированы Законом об образовании или типовыми положениями, утверждёнными департаментами образования субъектов Федерации, устанавливаются школами самостоятельно. Если ребёнок-иностранец слабо владеет русским языком, то после предоставления документа о сравнимости программ и собеседования он направляется в соответствующий класс, который может отличаться от того, где он обучался до этого.

Плюсы и минусы семейного образования

Семейное образование получает все больше сторонников. Растет и количество положительных отзывов со стороны тех, кто опробовал его на себе. За последние несколько лет количество семей, отдавших предпочтения образованию детей вне школьных стен, возросло на порядок. Причина столь стремительного роста популярности – преимущества семейного образования перед прочими формами обучения.

Напомним, что для перехода на семейное образование не требуется ни медицинских справок, ни каких-то особых условий жизни семьи. Выбор формы освоения программы основан исключительно на желании родителей и их детей. Родители могут сами объяснять уроки, нанимать педагогов-репетиторов либо записать ребенка на дистанционные курсы или в онлайн-школу. Ученик прикрепляется к учебному заведению только для прохождения аттестации (промежуточной и итоговой).

Родители вправе выбирать программу, список учебных предметов (он должен включать все предметы, предписанные федеральными стандартами образования – ФГОС), школу с подходящей формой аттестации для прикрепления. В конце обучения выпускник проходит итоговую аттестацию на одинаковых со школьниками условиях и получает аттестат о среднем (общем) образовании государственного образца.

Причины перехода на семейное образование

Закон «Об образовании» дает право родителям выбрать для своих детей любую форму обучения, включая семейное образование. При желании заниматься с ребенком дома родителям достаточно лишь письменно уведомить об этом департамент образования. Но все же обычно такое решение не принимается беспричинно. Есть несколько факторов, при которых именно семейное обучение становится оптимальной формой получения образования.

  • Ребенок профессионально занимается спортом, музыкой, танцами и т. п. Он часто ездит на соревнования, конкурсы, концерты, пропускает много уроков. Общается он с единомышленниками по увлечению. Семейная форма получения образования дает возможность установить индивидуальный график занятий и избежать «пробелов» в знании школьных предметов.
  • Ребенок опережает сверстников по развитию. Раньше таких ребят переводили в старшие классы. Но практика показала, что это не лучший способ решения проблемы. Вундеркинд чувствует себя неуютно среди старшеклассников, у них нет общих увлечений, интересов. Страдает психика, он ощущает себя изгоем в школьном коллективе. Положение об образовании предусматривает принцип индивидуального подхода к каждому ученику. Теоретически учитель может давать гению отдельные задания повышенной сложности, но постоянно общаться с одним учеником при наличии целого класса он не в состоянии. Как результат, ученик скучает на уроках, теряет мотивацию к получению знаний, интерес к самой школе. Плюсы семейного образования – сохранение темпов получения знаний без негативных последствий для психического и умственного развития.
  • Родители придерживаются идеологических или религиозных взглядов, не позволяющих сыну или дочери посещать обычную школу.
  • Работа родителей предусматривает частые переезды. Ребенок вынужден переезжать вместе с родителями, менять школу. Это постоянный стресс, особенно для подросткового возраста. Школьный коллектив – сложившийся организм, и каждый раз заново «вливаться» туда сложно. Надо подстраиваться, искать свое место. Если ситуация постоянно повторяется, подросток уже не видит смысла что-то делать, он просто посещает школу, чтобы отсидеть там положенное время и уйти. А потом уехать в другой город и найти другую школу, где все повторится. Говорить об успешном усвоении школьной программы в этом случае сложно. Учеба на дому поможет наладить последовательное прохождение программы по всем предметам без необходимости подстраиваться под манеру объяснения новых учителей, под правила нового коллектива. Успеваемость повышается, психологическое состояние «домашнего ученика» стабилизируется.

Согласно статистике, эти ситуации чаще других становятся поводом для принятия решения о переходе на семейную форму получения знаний. Есть еще ряд факторов:

  • конфликт с одноклассниками и учителем,
  • неудовлетворение качеством преподавания,
  • особенности развития несовершеннолетнего.

Часто на обучение без посещения школы переходят дети, чьи родители сами учились таким образом и считают такую форму получения знаний наиболее продуктивной.

Плюсы и минусы семейного образования

Преимущества семейного образования

Домашнее обучение помогает избавиться от многих проблем, связанных с посещением школы. Его несомненные плюсы:

  • Индивидуальный темп. Школьная система отводит всем одинаковое время на понимание, усвоение и закрепление новой темы. В жизни так не бывает – каждый настроен на свой темп работы. Учитель физически не может учитывать это и объяснять каждому ученику материал отдельно. При обучении дома ребенок получает знания в оптимальном для себя режиме. «Легкие» темы можно изучать быстрее, а «сложным» уделять больше времени, чем это заложено школьным поурочным планированием.
  • Индивидуальное расписание. Школьные занятия начинаются рано. Многим детям тяжело вставать утром. Активность мозга на первых уроках у них понижена. Но школьные санитарные нормы предписывают ставить самые сложные занятия на 2–3 урок, когда «сова» еще не проснулась окончательно. Такому ученику лучше начать заниматься во второй половине дня, когда он наиболее активен. «Жаворонки» страдают, если занятия приходятся на вторую смену. После четырех часов дня они чувствуют физическую и умственную усталость, не могут воспринимать новый материал в полной мере. Учеба дома позволяет составить оптимальное расписание, соответствующее биологическому ритму.
  • Широкий выбор программ и методик. По каждому школьному предмету выпускается несколько учебников. Образовательное учреждение выбирает тот, который больше нравится учителю. Родители могут выбрать свой. Важен не способ получения знаний, а результаты. Это прописано федеральными образовательными стандартами.
  • Возможность быстрее пройти школьную программу. Способному ребенку не обязательно тратить 11 лет жизни на изучение школьных предметов. Он получает знания в своем темпе, проходя промежуточные этапы школьной аттестации. Оставшееся время он посвящает углубленному изучению дисциплин, нужных для будущей профессии.
  • Выбор педагога. Неуспеваемость по предмету может быть связана с восприятием учителя. Это не обязательно конфликт – хотя и такое бывает. Школьнику может не подходить манера объяснения, темп речи, методика преподавания.
  • Отсутствие конфликтов. Ссоры в школьном коллективе – частая причина негативного отношения ученика к учебе. Он просто не хочет идти в школу, и его мысли заняты не занятиями, а способами противостояния с «врагами». Следствие – снижение успеваемости, нагрузка на психологическое здоровье. Известны случаи, когда конфликты, приводили к регулярным издевательствам, групповым избиениям и даже самоубийствам школьников. Особенно нездоровые тенденции распространены среди подростков. В этой ситуации перевод школьника на семейную форму получения образования – хороший способ сохранить его физическое, психологическое и нравственное здоровье.
  • Польза для здоровья. Физическое здоровье ученика зависит и от условий, в которых он постоянно находится. Пребывание за партой в течение 5–6 часов каждый день приводит к нарушению осанки. От напряжения портится зрение. Обучаясь дома, ребенок может в любой момент сделать перерыв, устроиться удобно, прилечь, выйти погулять. Это помогает избежать перенапряжения.

Еще одним плюсом образования дома является тесная связь родителей и детей. Укрепляются семейные отношения, развивается чувство ответственности за свои поступки.

Но у домашнего обучения есть и недостатки. К минусам семейного образования относят:

  • Сложности для родителей. При самостоятельном обучении детей, особенно младшешкольников, одному из них приходится проводить много времени дома.
  • Не для всех семей это подходит в материальном плане. Особенно когда речь идет о найме педагогов-предметников для школьника.
  • Низкий уровень социализации. За время учебы в школе ребенок получает навыки общения со сверстниками, навыки разрешения конфликтных ситуаций и дружбы. Образовательный процесс «домашника» этого не подразумевает. Но учеба не вся жизнь ребенка. Он может посещать секции, кружки, на которые останется значительно больше времени. Общение со сверстниками, имеющими общие интересы, легко заполнит этот пробел. Да и товарищи по прогулкам тоже помогут в этом.
  • Отсутствие дисциплины. Посещение школы приучает ребенка к определенному режиму дня. Раннее начало уроков не только минус, но и плюс для дальнейшей жизни. Большинство организаций начинает работу утром. Школьнику будет проще приспособиться к особенностям рабочей недели.
  • Отсутствие навыков коллективной деятельности. Работа в парах, группах – обязательное условие современного урока. «Домашник» научится этому, если родители станут для него не только учителями, но и партнерами, а также на занятиях в секциях и кружках;
  • Отсутствие опыта публичных выступлений. Умение говорить на публике – важный этап развития человека. Это делает психику устойчивой к стрессам, развивает речевые навыки, способности отстаивать свою точку зрения в дискуссии. Помочь в этом может правильно составленный договор с учебным учреждением. Там нужно прописать право ребенка участвовать в общешкольных мероприятиях, предметных олимпиадах и конкурсах.
  • Ослабление иммунитета. Редкие контакты со сверстниками не дают в полной мере развиться иммунитету к заболеваниям и вирусам. Однако при обеспечении достаточного общения с ровестниками в клубах, секциях и на прогулках этого не происходит.

Итак, любой минус домашнего образования можно преодолеть достаточно легко. Индивидуальный же подход к обучению и возможность формирования собственного учебного графика – несоизмеримый плюс.

Домашняя школа Interneturok.ru поддерживает программы дистанционного школьного образования с 1 по 11 класс. Уроки подготовлены опытными педагогами. Пройдя обучение в Домашней школе Interneturok.ru в формате «С зачислением», при успешной сдаче ГИА все ученики получают аттестат государственного образца.

Плюсы и минусы семейного образования

Что такое семейное обучение

Это форма получения образования вне учебной организации, легальная на территории Российской Федерации. Под ней подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение детей так, как сочтёт нужным семья. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

Синонимы семейного обучения — домашнее обучение и хоумскулинг. Но важно не путать семейно-домашнее образование с надомным. Надомное обучение — это способ организации образовательного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по Скайпу. Зачастую это два-три предметника, которые преподают «надомнику» сразу несколько дисциплин. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

Если вы задумываетесь о том, чтобы забрать сына или дочь из традиционной школы, то, скорее всего, беспокоитесь о правильности решения. Переход на хоумскулинг — важный шаг. Рекомендуется взвесить все плюсы и минусы. Вот примерный перечень пунктов, о которых стоит задуматься. 

Мнение ребёнка

Это первый и главенствующий фактор. Если у ребёнка нет желания покидать массовую школу, ему там нравится, образовательный процесс протекает комфортно, то вынужденная учёба на дому может его демотивировать. 

Даже если ребёнок испытывает трудности в школе, не ждите, что он моментально согласится на переход. Возможно, по его ощущениям это слишком радикальный шаг. Поговорите с сыном или дочерью и обсудите все за и против. Рекомендуется вместе посмотреть видеоблоги других хоумскулеров на Youtube. Многие подростки снимают ролики о плюсах и минусах семейного образования. Ребёнок может загореться идеей, узнав об опыте сверстников. 

Учебный процесс

Если вы планируете заниматься с ребёнком самостоятельно, будьте готовы к тому, что это займёт больше времени, чем пара часов в день. Нужно разрабатывать планы уроков, отслеживать прогресс, составлять расписание, организовывать выезды или экскурсии. Не забывайте, что при этом придётся всё так же вести домашний быт или ходить на работу. 

Для обучения ребёнка необязательно иметь педагогическое образование, но нужно быть готовым посвящать этому большое количество времени. Не все родители имеют такую возможность. Поэтому многие привлекают помощников — репетиторов, курсы или онлайн-школы. Большой плюс последних в том, что они упрощают процесс промежуточных аттестаций. 

Промежуточная аттестация — это мониторинг знаний по всем предметам школьной программы за определённый период. Проводится в школах, имеющих государственную аккредитацию, один или несколько раз в год (на усмотрение школы). 

Большинство хоумскулеров предпочитают сдавать промежуточные аттестации каждый год: это позволяет отслеживать прогресс и тренироваться для итоговых экзаменов.  

Финансовый вопрос

Отсутствие школы помогает экономить на многих мелочах. Например, не нужно скидываться на покупки родительского комитета, приобретать форму и большое количество канцелярских принадлежностей. Но привлечение помощников в виде репетиторов или курсов неизбежно будет платным. Оптимальным решением является ресурс, подходящий по соотношению цена/качество. 

Оцените свой бюджет и подумайте, сколько вы готовы вкладывать в образование ребёнка в месяц. Помните, что часть трат на домашнее обучение можно покрыть при помощи компенсации или налогового вычета. 

Социализация

Нехватка общения — один из популярных