История дизайна костюма в двух словах
Термин «дизайн» на слуху у каждого, он буквально присутствует везде, заменив другие привычные понятия, такие как модельер, художник, парикмахер, фотограф… Это относительно новое слово сегодня является приставкой почти во всех сферах человеческой деятельности: «графический дизайн», «фотодизайн», «фитодизайн», «дизайн среды» и конечно «дизайн костюма». Что же такое «дизайн костюма» и какова его история?
Термин «дизайн» итальянского происхождения, означает «замысел», «композиция» или «модель». Формирование этого вида деятельности началось много столетий назад.
Несомненно, что красивая внешность, желание выглядеть привлекательно сопутствовали человеку с момента организации самого общества. Однако сохранились и дошли до нас свидетельства лишь с древнегреческого периода. У древних ученых — Платона, Аристотеля, Сократа, Протагора, их школ — возникли «Идеи о соотношении красоты», практичности и пользы. В зависимости от географического расположения, климата и культуры изготавливались одежды, обувь, специальные наряды, прически, украшения и необходимые аксессуары.
Интересно, что дизайн одежды разделял народы по происхождению, по кастовому положению и прочим делениям. Наибольшее развитие моды и как такового дизайна костюма началось параллельно с увеличением ассортимента тканей, ниток, фурнитуры и швейных машин. Первыми источниками дизайна одежды принято считать цеха Италии и Франции, где портные, можно сказать, колдовали над созданием фасонов и декором. Они стали настоящими профессионалами и законодателями самой моды. В период Средневековья нестандартная одежда и выделение из общей массы не приветствовалось, поэтому рассматриваемая область деятельности человека особо не развивалась. А в эпоху Возрождения, наоборот, все переменилось, творчество человека стало воспеваться и вышло на первый план, история дизайна костюма стала формироваться: появилась и имела большой спрос праздничная одежда и, конечно же, нижнее белье, особенно для дам, становятся популярными бархат и шелк. Декольте изменило формы, стало глубже, у платьев появились разнообразные вырезы, разрезы и другие модификации фасонов. Дух времени и человеческие взаимоотношения всегда оказывали большое влияние на искусства, и дизайн не исключение.
Неоспорим факт, что такие печальные события, как войны, также вносили свой вклад в развитие дизайна одежды. Таким образом появилось пальто, родоначальником названия которого считается вид французской военной одежды «paletot». А прообразом явился редингот — верхняя одежда для верховой езды. Пальто в современном виде появились в XIX веке и первоначально получали имена известных политических деятелей и актрис, мест откуда пошла мода на то или иное пальто.
В середине XIX столетия произошел индустриальный бум, возникли мануфактуры. Он родил новой вид деятельности, способный справиться с производством одежды, обуви и аксессуаров в большом количестве. Образовался дизайн. Все, что было до этого, правильнее называть развитием и историей костюма.
Искусство как таковое не имеет функций и конкретных целей, дизайн же возник для решения поставленных промышленностью задач, он призван служить и выполнять определенные функции. Искусство и ремесло наполняют форму различным содержанием, дизайн же занимается непосредственно разработкой самой формы. Это главное отличие дизайна как рода деятельности. Поэтому новое направление соединило в себе ремесло и искусство, поставив их на службу потребностям человека и общества в целом. Отсюда основная задача дизайна — служить и соответствовать потребностям человека.
Уже в конце XIX века оформились основные правила, теории и принципы дизайна как направления, которые уже в XX столетии повлияли на образование школ мастеров, а также методик преподавания дизайна как научной дисциплины и появлению дипломированного специалиста.
Значительный вклад в становление, развитие дизайна и его популяризации сыграли и играют по сей день периодические издания. Глянцевые журналы о моде, наполненные советами тогдашним модницам, были рекламой и двигателем промышленных товаров. Развитие печатной индустрии и кино еще больше способствовало укреплению позиций дизайна. Актрисы кино становятся главными объектами для подражания. Благодаря этому приобретают известность, становятся популярными Дома Моды, каждый из них привносит свое видение и разнообразие в моду, создает свой фирменный стиль.
В 1933-1960 годах происходит внедрение принципа стандартизации, который применяется не только к человеку, но и к производимым изделиям, товарам массового потребления. В результате этого происходит разделение дизайна на обособленные направления: предметно-бытовой, декоративно-оформительский и инженерно-технический. В связи с тем, что задачи дизайна состоят не только в художественном конструировании, но он должен участвовать в решении более широких проблем функционирования производства, потребления, а также существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств, его как научную дисциплину относят к группе технических наук. Теоретической основой дизайна является техническая эстетика.
Стоит отметить, что примерно в этот же период формируется и закрепляется классическое решение костюма и образа делового человека. Меняется образ женщины, в ее гардеробе появляются брюки и короткие стрижки. Таким образом дизайн эволюционирует и вырастает в огромное направление человеческой деятельности, которое становится значимым в общей истории человечества.
Современный дизайн одежды ориентируется на топ-дизайнеров, задающих модные тенденции, представляют эти тренды на Неделях Моды минимум два раза в год.
В США в 1980-х годах была разработана концепция производственной модели «быстрый ответ», где продукт является движущей силой. Позже на мировую арену моды выходит направление «fast fashion» — «быстрая мода». Из Википедии: «Быстрая мода — термин, используемый модными ритейлерами для того, чтобы выразить быстрое обновление ассортимента марки несколько раз в сезон. Одежда класса «Быстрой моды» основана на самых последних модных тенденциях, представленных на Неделе Моды как весной, так и осенью каждого года. Акцент делается на оптимизации определенных аспектов цепи поставок для того, чтобы эти тенденции разрабатывались и изготавливались быстро и недорого, что позволяет основному потребителю купить последние модные элементы одежды по более низкой цене».
Подобная философия быстрого изготовления по доступной цене используется во всех крупных розничных торговых сетях. Особую популярность она приобретает в середине 2000-х. Девизом этого направления является количество. И как ни странно, есть прямая аналогия с пищевым направлением «fast food», для которого также на первое место выходит количество, а не качество продукта.
Не вдаваясь в подробности, лишь отмечу, что «быструю моду» можно назвать одноразовой модой, она поставляет дизайнерский продукт на массмаркет по относительно низким ценам. Низкая цена и качество также отражают плохие условия труда в развивающихся странах, где изготавливается эта продукция.
В противовес «быстрой моде» через несколько лет возникает «медленная мода» — «slow fashion». Этот термин был введен Кейт Флетчер в 2007 году: «Медленная мода — не сезонный тренд, который приходит и уходит, как животный дизайн, а устойчивое движение моды, которое набирает обороты». Она обвиняет быструю моду как минимум в загрязнении окружающей среды. Из Википедии: Направление «Медленная Мода» объединяет в себе «надежные», «эко», «зеленые» движения моды. Оно призывает задуматься о воздействии текстильной промышленности на окружающую среду и рыбные ресурсы, замедлении цепочки поставок, чтобы уменьшить количество тенденций и сезонов, чтобы стимулировать производство качественной одежды. Ключевая фраза, используемая по отношению к термину «медленная мода»: «качество важнее количества». Эта фраза используется для обобщения основных принципов замедления темпов потребления одежды посредством выбора одежды, которая прослужит дольше.
Как мы видим, идет противостояние двух противоположных направлений и понятий качества и количества. В это же время возникает более масштабное явление в дизайне как «Sustainable fashion» — «устойчивая мода» или «экологическая мода». Это целое модное направление, объединенное общей философией и социально-ответственным подходом к моде. Принципы, которые пропагандирует экологическое направление: использование натуральных и экологически чистых материалов, использование переработанных или вторичных материалов, а также уважение к окружающей среде, человеку и его труду.
На мой взгляд, возникновение экологического дизайна, как направления, еще раз подтверждает тот факт, что дизайн — это отражение духа времени, его проблем и задач, которые сейчас стоят перед человечеством. Возникновение «устойчивой моды» лично для меня дает небольшую надежду в то, что мы сможем сохранить нашу планету.
Подводя итог, хочу заметить, что в наше время дизайн костюма и в целом дизайн как направление приобретает больше качество творческой деятельности и становится больше похоже на искусство. Сейчас оно часто выполняет эстетические задачи, создает предметы одежды, обуви, которые не предназначены для своей непосредственной цели, а лишь для того, чтобы их увидели на подиуме или же на выставках в галереях наравне с искусством гениев прошлого.
Дизайн — это постоянно развивающееся направление творческой деятельности, у людей всегда появляются новые проблемы, потребности и цели. А мастера с креативным сознанием и подходом к решению задач, продолжают воплощать свои идеи в жизнь, решая поставленные цели и прокладывая свой оригинальный путь, формируя свой стиль. Поэтому дизайн костюма можно рассматривать уже как искусство, находящееся в постоянном развитии.
великие мировые и самые известные российские дизайнеры, современные дизайнерские вещи
Дизайн одежды многие считают полноценным видом искусства. Дизайнерская одежда отличается оригинальным и изысканным внешним видом и высоким качеством.
Покупая дизайнерские вещи, люди обычно стремятся не только хорошо выглядеть, но и подчеркнуть свою индивидуальность и социальный статус. Давайте рассмотрим, чем же дизайнерская одежда так хороша и почему стоит покупать именно ее.
Что такое дизайнерские вещи и почему их стоит покупать
Наряды, созданные знаменитым модельером, помогают подчеркнуть статус человека и сделать его гардероб более стильным. Даже одна маленькая дизайнерская вещь способна подчеркнуть изысканность вкуса и принадлежность к кругу «избранных» ценителей высокой моды.
Брендовые вещи стоит покупать хотя бы из-за их высокого качества. Дизайнеры не рискуют своей репутацией и всегда стараются создавать максимально качественные вещи. Это касается и фурнитуры и основы.
Таким образом, тратя большие деньги на дизайнерскую вещь, вы получаете высококачественный товар, который прослужит вам долго, не выходя из строя. Кроме того, многие дизайнеры дают гарантию на свои аксессуары, например, сумки. А значит, если какая-то деталь сломается или ее нужно будет заменить из-за изношенности, вы сможете это сделать бесплатно.
Другая причина, по которой многие стремятся пополнить свой гардероб брендовой вещью – имя самого автора. Необязательно, чтобы название бренда было написано огромными буквами на самом видном месте – важно, чтобы каждая деталь напоминала о том, чье это творение.
История
Дизайн одежды – это довольно прибыльная индустрия в течение уже многих десятилетий. Созданию качественной женской и мужской одежды стали уделять много внимания с начала прошлого столетия.
Развиваться мода начала в двадцатом столетии в Париже. Именно этот город до сих пор называют столицей высокой моды. В начале двадцатого столетия все коллекции именитых дизайнеров отправляли именно в Париж. Уже там вещи из них в открытую копировали и шили похожие наряды в ателье. Таким образом, вещи, похожие на наряды из знаменитых коллекций, становились доступными даже простым людям.
Именно в начале двадцатого столетия мода стала условно делиться на высокую и повседневную. Изделия, которые относили к высокой моде, шили по индивидуальному крою и демонстрировались на модных показах во многих городах. Повседневные наряды были лишены индивидуальности – их шили массово, очень часто, не обращая внимания на качество. Эти две главные модные отрасли не были конкурентными.
В начале двадцатого столетия стали популярными и модные журналы. В них публиковались фото наиболее стильных нарядов. Женщины и девушки со всего мира вдохновлялись предложенными на страницах образами и создавали стильные луки самостоятельно.
Эти две главные модные тенденции – появление модных журналов и разделение моды на высокую и повседневную сохраняются и по сегодняшний день.
Великие мировые кутюрье
Главные люди, которые влияют на становление и развитие моды в мире – это дизайнеры. Среди знаменитых кутюрье, которые известны всем ценителям моды, есть и мужчины и женщины.
Одним из наиболее популярных мировых дизайнеров является Том Форд. Он знаменит, в первую очередь, своим сотрудничеством с брендом Гуччи. Кроме того, он создавал костюмы для многих популярных кинофильмов и просто для знаменитых людей. Уже в двухтысячном году он был официально признан лучшим модным дизайнером во всем мире.
Из женщин кутюрье в первую очередь стоит отметить знаменитую Донателлу Версаче. Сестра великого мирового дизайнера не осталась в тени знаменитого брата и после его смерти продолжила развивать традиции модного дома.
Еще один основатель мирового бренда, о котором нельзя не упомянуть — Ральф Лорен. Свою фирму одежды он основал уже, будучи зрелым мужчиной. До этого он долго занимался поисками себя – служил в армии, изучал науку. Но в итоге, он все равно пришел к дизайну.
Одним из наиболее гламурным из мировых кутюрье считается Марк Джейкобс. Этот модельер создает одежду сразу для двух мировых домов моды, один из которых назван его именем.
Известен по всему миру и итальянский дизайнер Валентино. Он начал свою дизайнерскую карьеру еще в школе и буквально за несколько лет добился огромного призвания. Среди его клиентов есть много знаменитостей.
Нельзя обойти вниманием и таких дизайнеров, как Дольче и Габбана. Основатели одноименного бренда добились невероятной популярности уже за несколько лет. Каждая их новая коллекция на сегодняшний день получает мировую популярность.
Одним из наиболее знаменитых британских дизайнеров считается Александр МакКуин. Достаточно долго он работал на другие мировые бренды, в частности Живанши и Гуччи. Но со временем ему удалось основать свою линейку модной одежды и сделать ее невероятно популярной среди ценителей высокой моды.
Среди любителей необычных и даже эпатажных дизайнерских вещей популярностью пользуется одежда от Джона Гальяно. Каждый наряд из коллекции этого яркого кутюрье выделяется среди других дизайнерских вещей своей яркостью и необычными деталями.
Классикой высокой моды считается одежда от дома моды Шанель. Имя Коко Шанель известно, пожалуй каждому.
Большинство своих модных находок мадмуазель Шанель сделала действительно культовыми. Именно благодаря этой великой женщине дизайнеру в женском гардеробе появилось огромное количество вещей в мужском стиле – жакеты, пиджаки, брюки и твидовые костюмы.
Еще один культовый дизайнер — Ив Сен-Лоран. Наравне с Коко Шанель он был одним из ведущих модельеров двадцатого столетия. Продолжительное время он работал с другим гениальным дизайнером – Кристианом Диором, который и принес ему популярность. Уже в двадцать один год этот дизайнер стал главой известного модного дома Диор и создал свою первую коллекцию дизайнерской одежды.
К слову, именно Лоран был первым мировым дизайнером, который привез свою модную коллекцию на территорию Советского Союза и вызвал интерес к зарубежным дизайнерским тенденциям у отечественных модниц.
Самые известные российские и украинские дизайнеры
Современная отечественная мода более близка к европейской, чем советская. Да и стать дизайнером сегодня намного проще, чем несколько десятилетий тому назад. Многие отечественные кутюрье сейчас пользуются популярностью и за рубежом.
Одной из наиболее популярных украинских дизайнеров является романтичная девушка Лилия Пустовит. Ее коллекции отличаются особой самобытностью и отличаются наличием определенных этнических элементов, которые привязывают наряды, создаваемые Лилией к традиционной одежде. Много фольклорных деталей присутствует практически в каждом ее наряде.
Она создает свои дизайнерские наряды для многих отечественных знаменитостей и политических деятелей. Регулярно она представляет свои коллекции на отечественных неделях моды. Но популярность одежды от Пустовит растет и за пределами ее родной страны. Так, у этого дизайнера есть коллекции, которые продаются в магазинах Лондона, Токио и Парижа.
Еще одна украинская женщина-дизайнер, слава которой давно распространилась за пределы родной страны — Ирина Каравай. Помимо качественных нарядов, она создает еще и уникальные украшения. Именно фирменные броши называют своеобразной «фишкой» всех ее коллекций.
В целом, все коллекции Ирины Каравая отличаются особой яркостью и необычностью. Своими коллекциями она постоянно пытается выражать свой протест против однообразия и серости мировой моды. В одежде от этого отечественного кутюрье прекрасно сочетаются современный крой и этнические узоры. А фэнтезийные броши очень органично довершают все ее комплекты оджеды.
Если говорить о мужчинах дизайнерах, стоит упомянуть Алексея Залевского. Он знаменит не только своими дизайнерскими нарядами, но и теми перформансами, в которые превращается каждый его показ.
Этот дизайнер довольно эпатажный, как в вопросе составления показов, так и по части пошива своей одежды. Именно поэтому его наряды привлекают внимание и знаменитостей, и тех, кто может только смотреть на такие наряды на страницах модных журналов.
Из российских дизайнеров стоит отметить Александара Терехова. В его коллекциях сочетаются женственные романтичные наряды и нотки неформальности ,которые привлекают молодежь. Этот отечественный кутюрье действительно знает, как создавать одежду, которая получит признание. Долгое время он стажировался в знаменитом парижском доме моды Ив Сен Лорана.
Первый его бутик с брендовой одеждой был открыт не в России, а в Лос-Анджелесе после того, как он представил одну из своих коллекций на Нью-Йорской недели моды.
Виды дизайнерской одежды
Дизайнерские наряды – это всегда что-то яркое и необычное. Тщательный подход к созданию своих вещей позволяет дизайнерам в каждой коллекции презентовать стильные наряды, каждый из которых является настоящим произведением искусства.
В целом, как уже было сказано, все дизайнерские вещи можно разделить на те, которые относятся к высокой моде и так называемые прет-а-порте. Высокая мода – это наиболее дорогие и необычные вещи, при создании которых дизайнеры проявляют все свои способности и таланты. Именно такую одежду представляют на мировых неделях моды. Сюда можно отнести юбки, платья, костюмы и аксессуары.
«Pret-a-Porter» — это более дешевая версия одежды от знаменитых дизайнеров. Само это слово переводится как «готовая одежда». Шьются такие наряды на фабриках в достаточно большом количестве. Такие наряды доступным большему количеству модников и модниц. Одежда такого типа больше подходит для повседневной носки и создается с учетом всех требований к качеству и внешнему виду.
Современная коллекция вещей «от кутюр»
В современном мире вещи от знаменитых дизайнеров доступны не каждым. Но обладание хотя бы одной стильной вещицей с соответствующей биркой приятно радует ценителей высокой моды.
Современные дизайнерские наряды могут шиться как на фабриках, так и вручную. Вещи индивидуального пошива стоят существенно дороже, но и отличаются более высоким качеством. Брендовая одежда может быть как вязаной, так и тканевой или выполненной из каких-либо оригинальных материалов. Для пошива брендовой одежды нередко используются достаточно странные материалы и декоративные материалы.
В качестве декоративных элементов современные дизайнеры используют не только тканевые вставки, но и мелкие пуговчики, цветы, перья и другие довольно необычные детали. Необычным может быть и расположение таких декоративных деталей. Они могут размещаться в любом месте, к примеру, многие дизайнерские туфельки или ботинки дополняют оригинальными застежками, расположенными сзади или спереди, а не сбоку.
Оригинально выглядят и принты, декорирующие наряды. Так, стильные платья или юбки могут быть украшены необычным принтом «фламинго» или декоративными мелкими «огурцами».
Современные дизайнерские вещи — это отличный способ подчеркнуть свой статус в обществе и порадовать себя качественным предметом гардероба, который прослужит вам еще долго. Покупка даже одной дизайнерской вещи или украшения сразу переведет ваш гардероб на новый уровень и сделает его более стильным.
Как стать дизайнером одежды, с чего начать обучение?
Дизайнер одежды — одна из самых престижных и востребованных творческих специальностей в России и за рубежом. Индустрию моды отличают высокая конкуренция и темп развития, но при этом она дает возможность реализовать творческий потенциал, получить мировое признание и высокий доход.
Шаг первый. Определитесь с направлением
Сделать себе имя можно в самых разных направлениях: создание женской, мужской, детской, вечерней, спортивной одежды, нижнего белья, костюмов для театра, спорта и кино. Можно стать дизайнером по принту или текстилю, стилистом, креативным технологом, конструктором, фэшн-иллюстратором.
Совет: посещайте профессиональные мероприятия. Не пропускайте модные показы, семинары и мастер-классы. Оставайтесь в теме и следите за всем, что происходит в индустрии.
Шаг второй. Познакомьтесь с профессией изнутри
Специальность дизайнера одежды часто выбирают исходя из поверхностных представлений о мире моды. Чтобы понять, что скрывается за внешним лоском модных показов, постарайтесь найти стажировку и посмотрите, из чего состоит ежедневная работа дизайнера. Убедитесь, что вам по душе проработка технических эскизов, конструирование, создание лекал и макетов, пошив и многочасовые примерки.
Шаг третий. Получите образование
Если стажировка убедила вас в верности вашего выбора — начинайте искать вуз. Профессиональное образование в этой сфере так же необходимо, как и в любой другой.
Нужно знать:
- историю моды и костюма;
- особенности работы с разными видами тканей, кожи, меха;
- этапы создания одежды — от иллюстрации до подиума;
- методы анализа рынка и прогнозирования тенденций.
Нужно уметь:
- рисовать от руки и в компьютерных программах;
- кроить и шить;
- понимать потребности целевой аудитории;
- предугадывать и учитывать модные тренды;
- предлагать нестандартные решения.
Одни из самых качественных программ по направлению fashion предлагают итальянские университеты. Они обеспечивают глубокое погружение в профессию и дают студентам возможность уже во время учебы получать предложения по сотрудничеству от известных студий и домов моды.
Преимуществом итальянского образования является его нацеленность на практику. В процессе обучения дизайну одежды, студенты и выпускники презентуют свои коллекции на неделях моды и публикуются в журналах Vogue, Harper’s Bazaar, Elle, Marie Claire, Vanity Fair, GQ.
Совет: найдите свой стиль. Ищите вдохновение и идеи в самых разных местах: путешествуйте, ходите на выставки, изучайте культуру и традиции, знакомьтесь с новыми людьми.
К окончанию учебы у выпускника готово творческое портфолио или выполнена дипломная работа — целая коллекция, которую студенты демонстрируют на модных показах в вузе и за его пределами.
Например, в Istituto Marangoni группа талантливых студентов разработала коллекцию одежды по мотивам фильма «Алиса в стране чудес» студии Disney. Готовые работы участвовали в модном показе — результат понравился не только СМИ, но и самой компании Disney.
От эскиза до подиума: все этапы изготовления одежды
Огромное значение в цепочке «эскиз – производство – покупатель» играют специалисты, отвечающие за подбор и подготовку материалов для одежды. Таких профессий несколько. Одна из них называется конфекционер. Название образовано от латинского слова «confection» — изготовление.
Когда говорят, что одежда сидит как влитая – это заслуга дизайнера, модельера и ткача. Но насколько удобно человеку в наряде – во многом зависит и от конфекционера. Он подбирает ткань для одежды, учитывая её предназначение: повседневная или спортивная, верхняя это одежда или пижама, женская или мужская. Конфекционер просто обязан следить за модными тенденциями, так как от сезона к сезону спрос меняется не только на фасоны, но и на ткани.
Конфекционер – специалист, занимающийся поиском и подбором новых образцов тканей, фурнитуры, прикладных материалов и аксессуаров для новых коллекций одежды.
КОНФЕКЦИОНЕР, КРАСИЛЬЩИК, КОЛОРИСТ
Как считают археологи, красить вещи наши предки начали ещё 30 тыс. лет назад. Химических заводов тогда не было, но мать-природа снабдила людей всем необходимым. Например, чтобы получить жёлтый оттенок, долгое время использовали листья череды или корень щавеля. Оранжевой ткань становилась после обработки корой ольхи чёрной. Голубой оттенок полотну придавали с помощью коры ясеня, а если красили шерсть, то использовали цветы василька. Но чаще всего колористы прошлого использовали свёклу и луковую шелуху. О дополнительных свойствах этих растений хорошо известно и по сей день.
За будущий цвет изделия на швейном производстве отвечают сразу два человека: колорист и красильщик. Первый готовит краски для тканей, второй эти ткани красит.
Колорист – специалист по смешиванию различных красителей, готовит краски для тканей, ведет технологический процесс разработки новых цветовых гамм.
Красильщик – это специалист, который окрашивает изделия из разных материалов на красильных аппаратах.
Профессии дизайнера одежды и модельера
Милитта периодически получает письма от девочек, заканчивающих школу, они спрашивают, куда дальше пойти учиться, чтобы найти свое место в модной индустрии. Милитта на эту тему написала много материалов – мы рассказывали о выборе учебных заведений в России, Беларуси, Украине, США и Европе, а сегодня постараемся прояснить ситуацию вокруг основных специальностей – дизайнера одежды и модельера.
Иногда можно услышать утверждение, что кутюрье, дизайнер одежды, модельер и даже стилист это одно лицо, все они занимаются одним делом. В реальности все немного не так, давайте попробуем разобраться, кто, чем занимается.
Дизайн, дизайнер и модельер
Первоначально слово «дизайн» появилось в XVI веке, а широкое распространение получило в середине XIX веке в Европе в связи с развитием производства и технологий.
В СССР профессия дизайнер получила распространение во второй половине XX века, но дабы адаптировать профессию под советскую идеологию, слово «дизайн» заменили на «художественное проектирование».
Конец XX века и XXI век принес множество перемен, СССР распался, а в России все изменилось, открылось множество новых перспектив. Сегодня профессия дизайнера очень востребована, у нас много разных дизайнеров, в том числе тех, кто занимается одеждой. Наряду с дизайнерами одежды сохраняется более привычная для предыдущих поколений профессия «модельер», и для многих нет никакой разницы в труде дизайнера и модельера.
Название профессии «модельер» существует исключительно в российской традиции, в других странах принято определение дизайнер. Но между тем, эти две профессии не только носят разные названия, они решают разные задачи. Модельер одежду моделирует, а дизайнер ее проектирует. Для того чтобы почувствовать разницу, давайте разберемся с этими двумя понятиями.
Моделирование одежды предполагает ее формообразование при помощи различных приемов и методов. Проектирование одежды – это процесс создания новой формы, который начинается с разработки концепции проекта и определения основной задачи проектирования.
Другими словами, дизайнер находит летающие в современном обществе настроения и тенденции, анализирует потребности людей и создает новую концепцию коллекций одежды, угадывая желания потребителей завтрашнего дня. Дизайнер создает новые формы, а иногда новую функцию вещи и новую реальность.
Модельер же разрабатывает новую одежду на основе уже существующей — меняет вытачки на рельефы, играет с формой рукава и воротника, варьирует длину изделия, смешивает стилевые направления, выбирает декоративное решение. Согласитесь, этим занимаются многие современные создатели модной одежды по всему миру. Списки участников недель моды в Париже и Милане, Лондоне и Нью-Йорке постоянно пополняются, но нередко новые коллекции являются чистым моделированием одежды. Поэтому, выбирая профессию дизайнера одежды нужно четко представлять, что настоящий дизайнер создает новую среду обитания человека, проектирует новое пространство материальных вещей, а не перекраивает стиль ретро на современный лад.
Дизайнер и модельер – кто нужнее?
Обе профессии сегодня востребованы на российском рынке труда. Модельеры трудятся в ателье, на швейных и трикотажных предприятиях, дизайнеры – в дизайн студиях, экспериментальных мастерских при предприятиях, в дизайн-бюро. При этом дизайнер иногда может быть модельером, а модельер может стать дизайнером.
Но на этом различия не заканчиваются, профессия модельера разделяется на несколько специализаций.
1. Модельер-конструктор занимается разработкой чертежей, меняет модельные особенности изделия согласно эскизу художника-модельера или заказчика (если речь идет об ателье).
2. Модельер-технолог подбирает или разрабатывает актуальные методы пошива изделия, ищет наиболее подходящие способы обработки, упрощающие процесс изготовления новой вещи.
3. Художник-модельер занимается созданием эскизов — ищет новые формы и силуэты изделия на бумаге, прорабатывает возможные варианты отделки, детально прорисовывает конструкцию изделия. Существует несколько этапов проработки эскизов от первых набросков до технического рисунка, который отдается конструктору для разработки чертежа конструкции.
Подразумевается, что каждый из трех вышеперечисленных модельеров знает все этапы производства одежды, умеет рисовать, конструировать, претворять в материале свои задумки, сможет организовать демонстрацию своих моделей. Только наиболее востребованным специалистом является модельер-универсал, так как держать в штате нескольких модельеров, решающих разные задачи могут позволить себе только крупные успешные компании с большими объемами производства.
А дизайнер определяет основную концепцию всей коллекции, разрабатывает эскизы, конструкцию, технологию пошива, продумывает сценарий дефиле и участвует в разработке рекламных кампаний.
6 лучших школ — Wonderzine
Школа дизайна является частью Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Обучение здесь проводится по европейской программе: бакалавриат, магистратура, — также здесь проходят подготовительные и открытые курсы. Направление «Мода» подойдёт не только тем, кто хочет стать дизайнером, но и всем будущим арт-директорам марки или магазина, стилистам, мерчандайзерам и байерам: выпускники получают знания из самых разных областей модной индустрии и в будущем смогут найти себя в множестве смежных областей. В отличие от многих других коммерческих школ здесь обучение ведётся только в небольших группах.
Екатерина Павелко, куратор образовательной программы бакалавриата «Мода», стилист: «Мы учим не столько шить, сколько дизайну и творческому мышлению, погружаем студентов в современный контекст. В своё время Высшая школа экономики была создана как форпост передового образования, так и Школа дизайна, появившаяся всего четыре года назад, ставит перед собой задачу дать самое лучшее и прогрессивное образование в разных областях дизайна (коммуникационный дизайн, анимация и иллюстрация, дизайн среды, гейм-дизайн, дизайн и программирование, дизайн и современное искусство, дизайн и фотография, художник театра и кино, мода) на мировом уровне. Наша программа „Мода“ ориентируется на инновационный опыт международных фэшн-школ и использует актуальные технологии образования. А проектная система обучения позволяет студентам с первого курса мыслить практическими задачами и решать их, опираясь на актуальные тренды индустрии».
Даша Белоусова, студентка четвёртого курса направления «Мода» Школы дизайна Высшей школы экономики: «В качестве вступительного задания мне нужно было подготовить творческий проект на более-менее свободную тему и пройти собеседование по истории искусств. Несмотря на то что оба этапа экзамена я проходила скорее по наитию, в итоге я поступила, оказавшись в самом первом, экспериментальном наборе школы. На первом курсе у всех было общее направление: мы учились мыслить как дизайнер, осваивали базовые навыки дизайна и работали в основных дизайн-программах. Честно признаюсь, что мне это давалось нелегко.
Потом начался второй год, и я выбрала направление „Мода“. Здесь мы уже работали над своими проектами, подготавливали мудборды, вышивали, проводили фотосъёмки — в общем, делали всё, что я люблю больше всего. За четыре года учёбы, кроме занятий в университете, мы проходили практику в московских брендах, участвовали в Mercedes-Benz Fashion Week Russia — так что теперь я прекрасно понимаю, чего ждать от „взрослого“ мира моды. В будущем я планирую продолжить обучение в магистратуре в Школе дизайна — и параллельно работать в марке Inshade у нашего куратора Маши Смирновой. В перспективе я бы хотела создать и развивать собственную марку — надеюсь, получится».
Хочу стать дизайнером одежды, с чего начать?
Сотни людей ежегодно задаются вопросом: «Хочу стать дизайнером одежды, что дальше и, с чего начать?». Мы поможем разобраться с этой непростой на первый взгляд задачей.
Дизайнер одежды – самая желанная профессия для ценителей моды всех времен. Ее нельзя назвать легкой, на пути таких профессионалов стоит множество преград и проблем: высокая конкуренция, творческое выгорание, развитие технологий и стремительная смена тенденций. У каждого легендарного дизайнера своя история, кто-то начал творить еще в детстве, а другие пришли в профессию в солидном возрасте.
Главные критерии, открывающие путь к успеху в дизайне модной одежды – образование, талант, вкус и чувство стиля. Если вы чувствуете, что эта профессия создана специально для вас и хотите бросить вызов непостоянной и капризной индустрии моды, читайте нашу инструкцию для начинающих дизайнеров.
Необходимые качества для работы в сфере дизайна одежды
До начала обучения и окончательного выбора дизайна одежды собственной профессией необходимо убедиться, что вы обладаете следующими качествами:
- хорошо рисуете, умеете чертить или имеете к этому склонности;
- ваш ум развит, как в творческом, так и в логическом направлении;
- любите моду и разбираетесь в трендах;
- терпеливы, усидчивы, упорны, не боитесь трудностей, неудач и проблем.
С чего начать?
Уверены, что индустрия моды и fashion design – ваше призвание? Начните развиваться в данном направлении. Определитесь с предпочтениями. Вам нравится женская одежда или мужская, хотите придумывать коллекции или управлять модным домом, может быть в ваши планы входит запуск собственного бренда?
Еще до начала обучения в школе дизайна одежды и выбора программы:
- следите за индустрией моды и трендами, читайте новости, блоги, журналы, изучайте истории успеха модельеров;
- учитесь вдохновляться искусством, модой, людьми, архитектурой, природой, путешествиями;
- развивайте художественный вкус;
- самостоятельно учитесь создавать выкройки, шить на машинке и придумывать модели;
- развивайте навыки рисования, объемного мышления, гармоничного сочетания цветов;
- изучайте историю моды;
- посещайте модные показы, бутики легендарных брендов, выставки, профильные мероприятия и фабрики.
Так вы получите общие представления о моде, сможете понять, что вам больше нравится и подберете оптимальную программу по дизайну одежды. Институт Марангони – один из признанных лидеров в fashion-образовании – предлагает широкий выбор курсов для студентов с любым уровнем подготовки и профессиональными запросами:
Что делать во время и после обучения в школе дизайна одежды?
Во время обучения используйте любую возможность получить больше практики, зарекомендовать себя с лучшей стороны и получить профессиональные контакты. В будущем это поможет найти стажировку или первую работу, а сеть контактов станет основой для ведения бизнеса, например, выпускники института смогут стать вашими партнерами, работадателями или клиентами.
Во время и после обучения:
- не упускайте шанс поучиться у опытных дизайнеров, посещайте все мастер-классы, лекции и воркшопы, выкладывайтесь на все 100% во время совместных проектов с брендами;
- ищите индивидуальный стиль: изучайте работы дизайнеров, находите привлекательные детали, черпайте вдохновение. Ваша цель – оригинальный и узнаваемый стиль;
- создайте профессиональное портфолио. Сюда должны войти лучшие работы, сделанные вами до, во время и после обучения. Это ваша визитная карточка. Добавьте идеи, наброски, ткани, фото готовых изделий. Более подробно в нашем материале;
- ищите стажировку и работу. Никто не говорит, что будет легко, но диплом или статус студента Марангони говорит сам за себя, модные компании охотно принимают таких кандидатов на привлекательные и перспективные должности. В любом случае, не стесняйтесь занять позицию ассистента, так вы получите бесценный опыт и сможете научиться у мастеров своего дела.
- создаете одежду? Носите ее, продвигайте стиль, создайте сайт, группы в социальных сетях, делайте публикации, инициируйте коллаборации с другими дизайнерами и стилистами, любое упоминание в СМИ ценно для вас;
- участвуйте во всевозможных международных и российских конкурсах, так вы пополните портфолио и получите признание, зачастую на таких конкурсах победитель получает стипендию на продолжение обучения в Istituto Marangoni;
- не бойтесь быть креативными!
Советы дизайнеров
Основатель и арт-директор бренда Arsenicum – Дмитрий Логинов: «Для начала проанализируйте все плюсы и минусы специальности, перспективы и предстоящие проблемы. Если вы готовы рискнуть и хотите бороться, наберитесь терпения и приготовьтесь много работать. Качественное образование – важная составляющая успеха, но не стоит возлагать все надежды исключительно на имя института, это стартовая площадка, развитие зависит только от вас!»
Дизайнер и основатель бренда Katia Mossina – Катя Микульская-Мосина: «Я уверена, что в условиях высокой конкурентности индустрии моды, необходимо выбрать собственную нишу. Основная задача – понять веяния времени. Читайте литературу о психологии общества, изучайте соц.опросы, следите за политикой – это формирует желания и мечты людей. Профессия дизайнера одежды требует одаренности, но без обучения – это только алмаз. Позаботьтесь о получении хорошего образования в мире моды, пройдите практику. Не пренебрегайте обучением за рубежом, это даст бесценный опыт».