Философия для чего нужна человеку: «Зачем человеку философия?» – Яндекс.Кью – «Какую пользу несёт изучение философии?» – Яндекс.Кью

Содержание

«Какую пользу несёт изучение философии?» – Яндекс.Кью

Изучая философию, вы, как минимум, развитиваете навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения. Изучение различных философских концепций позволяет выйти за пределы очевидного, задуматься, а может и ответить для себя на вопрос о месте человека в мире.

14  ·  Хороший ответ4

Изучать философию необходимо для умения мыслить логически, то есть мыслить правильно и единственно верно.

Ещё 2 комментария

Написать комментарий

основательница философского портала hiSocrates, популяризатор философии   ·  instagram.com/philosophizing_girlПодписаться

Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:) Кроме помощи в составлении «личной конституции», о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир — не черно-белый. Такому человеку… Читать далее

6  ·  Хороший ответ3

Написать комментарий

Биология, анатомия и психология человека, общество, происхождение понятий и…  ·  factroom.ruПодписаться

Философия — мать всех наук, не образно, а в буквальном смысле. Сначала был человек, и у него были вопросы. Человек философствовал, чтобы найти ответы: Как устроен мир? Почему встаёт Солнце? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Почему появляются дети? Почему мы хотим есть? И так далее. В процессе поиска ответов на эти вопросы возникла физика, химия, математика… Читать далее

4  ·  Хороший ответ2

Написать комментарий

Напрямую философия не несет пользы — ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех — это уже не философия, а догматика или идеология. По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них касаются личности, а… Читать далее

3  ·  Хороший ответ1

Написать комментарий

В первую очередь понимание того, что приобретение имущества, обретение власти и исполнение сексуальных желаний не являются единственным и истинным содержанием человеческого существования

2  ·  Хороший ответ1

Написать комментарий

Разговор с читателем

Подписаться

Здравствуйте, Андрей. Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому — свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18). Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю. Философия — это искусство мышления… Читать далее

Хороший ответ

«Какую пользу несёт изучение философии?» – Яндекс.Знатоки

Здравствуйте, Андрей.

Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому — свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18).

Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю.

Философия — это искусство мышления. Это способ понимания мира с помощью разума. Можно в каком-то смысле сказать, что философия делает человека умнее. Но полезно ли это? Смотря кто изучает. Изворотливый ум в голове грешника подобен острому кинжалу в руке убийцы (а может быть, и самоубийцы).

Философия имеет много направлений: собственно познавательное, нравственное, культурное, историческое. Важно, изучая различные способы познания и рассуждения, не забывать о нравственном долге. Если нет твердой нравственной почвы под ногами, если нет твердого понимания жизни и природы на бытовом и научном уровне, то философия может довести до релятивизма (всеотносительности). Все относительно, нет истины, а есть только мнения. Это опасно.

Когда сформировано мировоззрение, есть твердые установки жизни, можно изучать философию. Сначала — лучше под руководством опытного учителя, читать то, что он советует. После, когда станет более или менее понятно, можно самому пускаться в это плавание.

Но всегда надо быть осторожным. Мировоззрение — это тонкая вещь. И, если его поранить беспорядочным чтением или разговором, то можно или расстроить свои жизненные ориентиры, или вообще дойти до умопомешательства. Ну, в прочем не бойтесь, дорогие читатели. Я имею в виду здесь лишь тех, кто серьезно увлекается философией. А для остальных философия — это словесный вздор, который они не любят читать или слушать. И так лучше. Изучать философию надо тогда, когда Вы к этому готовы. Это как спорт. Нельзя сразу все постигать, а всякая вещь постигается в свое время. Лучше — под руководством опытного учителя.

Ну а если человек, действительно готов и может изучать, то это поистине сокровищница мудрости. Философ умеет понимать не только себя, но и другого человека. Он может поставит себя на его место. Он к каждому слушателю найдет свой подход, его объяснение будет понятно, потому что настоящий философ знает, что, когда и как сказать. Настоящий философ — это и ученый, и учитель, и писатель. Все эти науки он познает по мере погружения в философию, а без них нет подлинной философии.

К сожалению, в наше время мало настоящих философов, как и мало образованных людей вообще. То, что мы сейчас называем образованием, лишь обрывки образования, прилюдия к нему. Современные мастера знают лишь свой кусок, отвечают лишь за свой участок. Это образзование для узкого специалиста. Философ имеет целостное образование. Его знания достаточны для того, чтобы рассуждать о смысле вещей грамотно. Такой человек может создать свою философскую концепцию, дать миру и обществу новые идеи, принести великую пользу людям.

Таковы великие философы: Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др. Они были, можно сказать, энциклопедистами своего времени. Они и создали философские концепции, оказавшие влияние на всю культуру цивилизованного мира.

Зачем нужна философия?

На такой вопрос Алексей Валериевич Босенко обычно отвечает, что «низачем» – потому как она «не от нужды, а без нужды», «от свободы и по свободе». Ведь обычно вопрос «зачем?» ставится либо риторически, выражая бесполезность предмета (зачем это нужно?), либо из корыстного интереса – исходя из того, что наше время пропитано духом коммерции и прагматизма. Поэтому от нас ждут прагматичного ответа о «пригождаемости» философии – то есть разъяснения ее прямой пользы в житейском смысле.

В случае с философией ответ на такой вопрос всегда будет ущербным для самой философии – так как уже самим прагматичным тоном вопроса она оказывается поставленной в рамки конкретной утилитарной выгоды. Такой пользы, выгоды, философия как раз таки не дает. И ответив, что философия формирует широту взгляда на вещи и умение мыслить вообще, мы, конечно же, только проиграем – так как эти широта и умение не требуются от современного человека, и без них вполне можно обойтись. Все это незачем людям, живущим по меркам товарной стоимости.

Вопрос «зачем нужна философия?» во многом обусловлен нашим недавним советским прошлым. Ведь сегодня мы имеем дело с такой системой образования, которая еще сохраняет в себе многое от своей предшественницы, ставившей во главу угла не просто «полезные» утилитарные умения и навыки, а самое развитие человека. Она ставила задачу построения развивающего образования – поскольку имела целью развитие личности. Именно для этого в прежнюю общественную систему образования вошла философия, которая доселе всегда была элитарной наукой. Сегодня же она вымывается из образования обратно, ликвидируется, и скоро снова будет доступна в своих высших формах только посвященным.

Все очень просто: философия действительно дает человеку возможность самостоятельно мыслить и самостоятельно делать выводы. А в обществе, в котором теперь мы живем, такое мышление и такие выводы небезопасны и не нужны. Ему нужны люди, которые не мыслят, а только берут клише и производимые обществом идиологемы, необходимые для сохранения текущего статус-кво. Идеологи производят идеи, и люди должны их потреблять, брать в готовом виде, ни в коем случае не вырабатывая их самостоятельно. Мышление – небезопасная вещь. Ведь свободомыслие всегда ведь чревато неповиновением и непокорностью.

В нашем обществе у философии нет будущего. Поэтому студенты должны понимать, что сегодня только в некоторых университетах все еще пытаются сформировать вкус и потребность к философии. Мне очень нравится, как об этом пишет Эвальд Ильенков: мы ведь заботимся о гигиене тела, занимаемся физкультурой – и так же нужно заботиться и о гигиене ума, о своем умственном здоровье. Ум должен быть все время в тонусе, ведь, как и мышцы, он тоже дряхлеет при отсутствии постоянной деятельности и активной работы. Поэтому у каждого человека должна быть сформирована нормальная потребность к саморазвитию. Ведь ум связан с умением, со способами деятельности, которые не формируются стихийно – то есть, с выработкой способов деятельности, необходимых для решения задач, которые еще не решались в истории, и не имеют алгоритма, определенного готового способа решения, схемы.

Для выработки таких решений нужна не чисто интеллектуальная гибкость – игра ума, а определенная способность выработки решений в непредвиденных, не определенных заранее ситуациях. Сократ учил, что человеку нужно владеть общими понятиями для того, чтобы вырабатывать правильные решения в доселе не имевших место ситуациях. Оперирование общими понятиями как раз и было для него сутью философии.

Когда речь идет о значении философии, нам в первую очередь следует говорить не о ее пользе для отдельного человека, а о том, с какой исторической необходимостью появляется философия, и чем было вызвано ее появление в обществе. Тогда уже легче говорить о том, какую роль намерен играть в истории этот отдельный человек, и зачем ему нужна философия: либо он останется агентом и винтиком товарного производства, либо будет стремиться быть человеком, субъектом в историческом процессе – изменяя общество, а не приспосабливаясь к нему.

Следует помнить, что человек появляется на свет не готовым, подобно вышедшей из куколки бабочке. Он развивается – точнее, саморазвивается, и его становление как человека есть дело его собственных рук. Когда история только начинается, человек является человеком лишь в начальной стадии своего развития. Но уже на этой стадии он обладает универсальностью в своей сущности. Такие формы сознания, как философия, обеспечивают ему эту универсальность и становление его самого как человека. Эти формы выступают проекциями бесконечности, вечности, универсальности, всеобщности, которые человеку еще предстоит снова выработать в действительности: сначала в общественном масштабе, а потом присвоить индивидуально.

Говоря проще, философия – это проект, стратегия и перспектива развития человеческой сущности. В ходе разворачивания истории каждый единичный человек выступает все более односторонним, однообразным, все более однобоким в своих функциях, и лишается этой всеобщности. Но ее приобретает в целом общественная сущность человека. И философия – как форма становления всеобщности этой сущности – играет определяющую функцию по отношению к другим формам сознания. Все формы сознания как идеальное образуют сферу универсальности человека, а философия – самосознание этой универсальности. Человек осознает в философии свою вечную, универсальную и бесконечную сущность. Ведь сами понятия вечного, бесконечного и универсального могут быть выработаны только философией и усвоены человеком только из нее.

«Тоска и безнадега» – это сигнал и симптом. Философия может помочь человеку, который постоянно испытывает скуку или состояние бесчеловечности своего существования, желая из него выйти. Но не всякая философия – а лишь та, которая позволяет открывать бесконечность в конечном. Или, как писал Аристотель, дает познать единичное, содержащееся в общем. Иная же философия стремится подхватить и усилить это чувство тоски, доведя его до отчаяния и беспомощности.

Важно понимать, что философия неоднородна. При самодеятельном занятии философией под рукой оказываются простейшие ее формы (или, что еще хуже, философские фикции), которые заводят в тупик или оставляют человека в том же состоянии, укрепляют его застывшее существование, успокаивая его тем, что ничего поделать нельзя. Абсурд жизни подкрепляется убеждением, что этот абсурд нормален. С человека будто снимается всякая ответственность, он окостеневает в бессилии, уверовав в невозможность что-либо изменить. Именно поэтому так популярны всевозможные мистические учения.

Самодельщина в философии приводит только к суррогатным ее формам, служа апологетике наличного положения вещей, культивированию человеческой беспомощности. Поэтому к настоящей философии в ее высших формах – к теории развития, к диалектической философии –нельзя прийти в одиночку, стихийно, доморощенными средствами и случайным путем. Тут необходимо обучение, связанное со сложностями и требующее определенных усилий.

При первом столкновении с ней философия разрушает обыденное мышление и расшатывает догматизм, формируя скептическое отношение к действительности. И если не довести это негативное изменение до какой-то зрелой формы, до превращения в конструктивное, положительное отрицание, то человек остается на уровне скептицизма, релятивизма, субъективизма. Эти формы мышления очень распространены в наши дни. Скептик не знает диалектического отрицания отрицания. И эти люди очень удобны тем, что, несмотря на критицизм, который они распространяют и сеют вокруг себя, они не способны ничего сделать, и только создают видимость некоторого активизма, социального движения. Такая позиция определенным образом подпитывается и культивируется в наше время.

Труднее всего подняться на диалектическую ступень мышления. Хотя после того, как перестали насаждать догматический суррогат диалектики, пропали зазубренные, бездумные, примитивные формулировки диалектических положений. Для тех, кто не имел негативного опыта изучения философии, диалектика открывается сейчас новым миром.

Но для сохранения этих открытий нужны соответствующие формы объединения. Как говорил Энгельс, с тех пор, как социализм стал наукой, он требует, чтобы его изучали так, как науку. История способов мышления также требует, чтобы ее изучали, усваивая наиболее развитые формы мышления. Однако и в современной системе образования научить этому очень трудно. Ведь для того, чтобы научить ходить, писать и читать, мы выделяем годы ежедневных занятий – а для изучения же теории познания в истории науки дается всего восемь лекций. Свободное время, свободное добровольное занятие чем-либо становится роскошью. Каждый, кто хочет заниматься чем-то свободно, для души, должен непрерывно сопротивляться обыденности, будничности, текучке дел и событий. А это требует упорства и каждодневных усилий.

В то же время, успешное сопротивление системе невозможно без философии. Направленный против нее стихийный протест и взрывное возмущение нерезультативны. Их всегда можно будет перенаправить на укрепление существующего строя.

Итак, человек не может сам по себе найти путь к развивающей философии, да и к философской культуре как таковой – хотя самостоятельность в этом поиске пути так же необходима, как полемика и диалог. Однако, самостоятельность – не то же, что поиски в одиночку. То, что предлагается человеку в рамках учебного процесса в университете, часто воспринимается им враждебно, как «обязаловка», навязанная ему извне. А как некогда заметил Аристотель, философия требует досуга и глубже осваивается при свободном к ней отношении, исходя из личного интереса. Муштра и принуждение только отталкивают. Ведь философия защищена своей сложностью – ее нельзя заучить и нельзя заставить заниматься ею насильно. Зубрежка и принуждение бессильны и противопоказаны в ее случае.

Впрочем, занятия философией – когда они какое-то время занимают и увлекают человека – могут дать ему в результате карьерный рост и успех. Известно немало примеров, когда занимавшиеся философией люди использовали потом в работе полученные навыки публичных выступлений, грамотного и четкого построения мысли, умения схватывать проблему в ее целостности и продуктивно участвовать в полемике. Однако это вовсе не философия, а частные проявления полученных знаний, которые выгодно выделяют владеющих ими людей – но и не более того.

Диалектика позволяет понимать мир из него самого, понимать саму систему общественной жизни и общественного развития, осознавая, что такое человек и каково его место в универсуме. Увы, бывает и так, что в этом знании много печали. Это особенно свойственно регрессивным эпохам – в частности, и той, которую мы переживаем сейчас. Знакомый с философией человек может выделить передовые течения во всех сферах общественной жизни. Понимая общее, целое, основное, он понимает не только действительное положение вещей в их связях – а и положение себя самого в них. Такое понимание вооружает человека знанием, которое, свою очередь, делает его способным изменить это положение. Затем и нужна философия.

Зачем нужна философия? Неочевидные истины

 

 

Философов иногда спрашивают о том, зачем нужна философия. У каждого из них на это есть собственный ответ.

В чем-то такие ответы похожи, а в чем-то нет, но каждый из них – частный случай. Не может быть универсального ответа на этот вопрос. Так что и мой ответ тоже не претендует быть универсальным, но зато вы сможете делать собственные выводы.

 

Вообще, я бы начал с того, что без философии вполне можно обойтись. Легко можно прожить целую жизнь, иногда неплохую, не прочитав, например, ни одной книги любого из философов. И даже – не прочитав никого из них. В джунглях Амазонки или Новой Гвинеи живут аборигены, которые на протяжении двух с половиной тысяч лет существования в остальном мире западной философии обходились без нее (а если считать восточную – то и еще больше). И они ничуть не стали менее людьми – наоборот, они вполне успешно выживали эти тысячелетия в очень неблагоприятной среде, передавали свои культуры из поколения в поколение. А сейчас вливаются в мировую цивилизацию, защищают свои права и образ жизни. Так что даже совсем без философии вполне можно выжить.

Но есть вещи, которые без философии точно оказались бы невозможны. Например, именно благодаря философии и ее развитию мировое сообщество преодолело колониализм и осознало, что уникальные культуры аборигенов, живущих в разных труднодоступных уголках мира, очень важны для всего человечества. Человечество осознало, что племена, беззащитные перед превосходящими технологиями, надо не эксплуатировать, а защищать их малые культуры, тратить ресурсы на их изучение и сохранение. Что нужно пытаться разрабатывать программы, которые позволили бы включать их в глобальную цивилизацию не разрушая. И эта история как раз один из возможных ответов на вопрос о том, зачем нужна философия. Она нужна, чтобы менять человека и через изменение каждого достигать общих изменений.

Когда вы изучаете философию – вы изменяете свое сознание.

Это значит, что вы меняетесь, ведь вы и есть ваше сознание. Именно поэтому, кстати, так трудно бывает сначала понять, зачем философия нужна. Пока вы сами не изменились, вы не видите конечного результата и вам не узнать, как философия на это повлияла. А обьяснить это заранее невозможно – никто же не знает, как вы в результате изменитесь и опыта этих изменений у вас тоже пока нет. Но они будут, поверьте.

Если же сделать еще один шаг в рассуждении, то можно проследить, как изменилось отношение к философии со времен первой научно-технической революции. После бурного скачка естественных наук Нового Времени у многих создалось впечатление, что философия, бывшая «колыбелью всех наук» на протяжении двух тысяч лет, больше не нужна – с любыми человеческими проблемами могут справиться вышедшие из нее практические или фундаментальные науки. Естественно, так думали не все и достаточно быстро выяснилось, что без философии таки не обойтись. Однако не это главное. Самое парадоксальное, что именно дальнейшее развитие самих естественных наук вернуло к новой жизни все ключевые вопросы философии.

Человечество сейчас на пороге новой эпохи, которую называют сингулярностью.

Нейронаука, биотехнологии, искусственный интеллект, квантовая физика и прочие дисциплины сплетаются в такой коктейль, что дух захватывает даже от ближайших перспектив. Но уже сейчас искусственный интеллект лучше обрабатывает массивы данных, чем вы. Лучше, чем вы, играет в шахматы, го и вообще в любую игру – если бы игровые алгоритмы искусственно не ослабляли, то у вас не было бы шансов даже в крестики-нолики. В ближайшей перспективе – работа ИК в сфере услуг, вождение транспорта, конструирование, офисная работа и даже написание текстов, картин, музыки или создание видео.

Нейросети смогут делать 90% человеческой работы в ближайшее время.

Стоит ли тут задуматься, а где ваше место в этом мире? Кто вы? Вот здесь-то возникают давние  вопросы философии: в чем смысл нашего существования, что такое наш разум и наше сознание, что такое истина, можем ли мы чем-то превосходить разумные машины или искусственные организмы; есть ли у нас что-то, что все еще позволяет нам считать себя единственными и уникальными разумными существами? Возникают снова и с небывалой мощью.

Именно философия в ближайшем будущем и будет работать над тем, чтобы отличать человека от искусственного интеллекта и научить его ставить задачи ИК. Без философии, например – философии сознания или биоэтики, невозможно будет принять решение, вносить ли человеку изменения в свою природу и насколько серьезны они могут быть. Точно так же невозможен будет и ответ на вопрос о слиянии человеческого и машинного интеллекта.

Так что философия в современности, пожалуй, стала даже важнее для человечества, чем раньше. Как-то так. А вот нужна ли философия лично вам по всем этим поводам – уже личное дело и никого не касается.

Зачем нужна философия?

Зачастую люди не понимают, что есть философия. Она кажется им странной, скучной, однако слегка интригующей. Но кто в действительности такие философы? Чем они занимаются? Что они дают миру? На самом деле, ответ заключен в самом слове «философия»: «филос» – любовь, «софия» – мудрость. Таким образом философы — люди, преданные мудрости.

Быть мудрым означает находиться в поисках лучшего пути несмотря на все невзгоды жизни, в итоге приходя к завершенности. Целью поиска нельзя назвать счастье, поскольку этот термин означает нескончаемую радость и не сочетается со страданиями и болью, через которые люди обязательно проходят в действительности. То есть философ — тот, кто ищет наилучший путь для личной и общественной самореализации.

В поисках мудрости философы развили особенные навыки, открывающие глаза на мир, и за тысячи лет смогли разобраться в причинах закрытости людей к познанию. Можно выделить шесть ключевых причин.

 1. Страх задавать большие вопросы
В чем смысл жизни? К чему придет общество? Что такое любовь? Каждый однажды задавался такими вопросами, но отчаивался найти на них ответ. Люди стесняются выражать свои мысли, поскольку боятся показаться претенциозными. Но на деле эти вопросы невероятно важны, поскольку только ответив на них мы можем наполнить жизнь смыслом.

Философы не боятся больших вопросов. Они понимают, что сложные понятия могут быть разбиты на более простые, а наиболее надменной вещью является сама мысль о том, что человек может быть выше наивных не имеющих ответов вопросов.

 2. Уязвимость перед расхождением со здравым смыслом
Общественное мнение является достаточно разумным в большинстве сфер жизни. Здравым смыслом называют то, что мы слышим от друзей, соседей, средств массовой информации. Но в некоторых случаях здравый смысл может быть полон неточностью, предрассудками или ошибками. Философия дает людям принять все стороны аспекта. Она заставляет нас думать более независимо. Является ли правдой все то, что принято считать о любви, деньгах, детях, работе? Философы ищут логику в самой идее, а не полагаются на устои.

 3. Спутанность сознания
Люди не могут понять, что происходит в их сознании. Нам может нравиться мелодия, но объяснить почему будет сложно. Можно испытывать неприязнь к человеку, но затрудняться объяснить, в чем причина. Это связано с недостатком понимания собственных эмоций и чувств. Именно поэтому нужно исследовать в первую очередь самих себя. Центральным вопросом философии является самопознание.

 4. Неверные представления о счастье
Каждый пытается стать счастливым, но зачастую мы идем в неправильном направлении в своих поисках. Люди переоценивают одни вещи, недооценивая более важные. В обществе потребителей людям кажется, что чем престижнее приобретенная ими вещь, тем они счастливее. Но на самом деле полноценный сон, прогулка по парку, приятный разговор могут сделать жизнь намного лучше, чем новая машина. Философы находятся в поисках вещей, которые могут действительно положительно сказаться на нашей жизни.

 5. На поводу у эмоций
Люди — чувствительные и эмоциональные существа, но важно не забывать об этом. Иногда такие чувства, как страх, зависть или злость могут привести к ужасным последствиям. Философы учат нас осмыслять эмоции, анализировать их, наблюдая за тем, как они влияют на наше поведение.

 6. Паника и потеря пути
Мы постоянно задумываемся о том, что имеет значение, а что нет. Вследствие этого люди часто сбиваются с пути. Однако, философы никогда не сходят с дороги. Их мудрость заключается в прямоте мысли, спокойствии, взгляде в будущее.

В целом, цель философии — объединить все эти и другие уроки и донести их до мира. И смысл умственного труда философа заключается не в том, чтобы знать, что сказал тот или иной мудрец, а в том, чтобы найти свою мудрость и прийти к личностной завершенности.

Иван Гудзенко

«Зачем нужна философия, если наука нашла ответы на все вопросы, которыми задаётся философия?» – Яндекс.Знатоки

Прежде всего, наука не может объяснить феномен внутреннего мира человека в соответствии с тем, как сам человек себя ощущает. Наука не удовлетворяет вопросы: «Почему я живу?», «Стоит ли жить или стоит ли умереть?», «В чем предназначение человека?» как и другие экзистенциальные вопрошания. Вообще говоря, наука не может себя обосновать, она не размышляет над своими началами, она имеет свой предмет, метод, категориальный аппарат, задание: варится в своих границах, если что сварилось дельное — расширило багаж некоей науки, поставило новый вопрос, открыло новую проблему — наука варится дальше. Философия смотрит на науку сверху, именно философия предоставляет науке ее инструментарий — элементарные аналитический и синтетический, индуктивный, дедуктивный методы берут свое начало в натурфилософии античности. Некогда родившись из лона философии, наука идет плечо к плечу с ней. Философия Нового времени ясно расширяет горизонты понимания соотношения науки и философии: тогда философия прекратила задаваться вопросами происхождения мира и его исследованием, потому что сфера функционирования этих вопросов начала принадлежать математическому природоведению и другим наукам. Философия в то время пыталась ответить на вопрос происхождения знания и найти критерий общей значимости знания — то есть сам критерий его научности. Ответ на вопрос — что есть научное знание, а что не научное — это ответ, данный философией.

Философия размышляет над истоками, над продолжительностью, ее дело — осмыслять во всей пестроте и деталях. Она громадные проект человечества. Она — его огромный опыт. Она ненавязчиво показывает, что человек есть человечество — что не чуждо человеку — то не чуждо человечеству. Философия ставит актуальные вопросы, вечные вопросы, на которые человек каждого отдельного контекста (прежде всего, исторической ситуации) отвечает по-разному. Где есть человек — там есть философия в развитой форме или в зародыше. Ваш вопрос предполагает множество ответов, это один из них.

Зачем нужна философия? | samoeinteresnoe.com

 

Мировоззрение, познание всего сущего, развитие общества и личности невозможны без такой древней и знакомой всем науки под названием «философия».

 

Зачем нужна философия?

И нужна ли она вообще в сложных и запутанных жизненных коллизиях? Но человек – существо разумное, пытливое и любознательное, наделенное творческим воображением и мудростью, поэтому философия будет окружать его всю сознательную жизнь. Философские размышления дают ответы на вопросы, на которые не в силах пролить свет точные науки в школах или вузах. Что представляет собой наша Вселенная? Какова основа окружающего мира? В чем смысл существования человечества и каждого индивидуума в частности? Сколько стоит добро и зло? Зачем нужна жизнь? Ученые не знают точного и правильного ответа. Но разрешить их способны философские размышления, причем справиться с философскими вопросами в силу практически каждому мыслящему человеку.

 

Зачем нужна философия еще? Она дает понятия об определенной целостности мира. Философия не будет просто группировать доступные научные знания, а построит систему, которая логически упростит понимание нравственности, разума, отношения человека к миру и других архиважных вопросов. Сразу же становятся понятными взаимодействие частей и частиц Вселенной, смысл их существования, влияние на мировоззрение человека.

 

Школы и концепции философии

Философию можно условно конкретизировать по областям применения. Метафизика изучает задачи бытия и существования. Аксиология дает понимание моральных ценностей. А ответить на вопросы познания способна эпистемология. Немного обособленно стоят история философии и логика.

Так складывалось исторически, что пространственные и языковые барьеры повлияли на создание разных философских школ внутри конкретных народов. Понятно, что, к примеру, древнегреческая философия могла нести немного другой посыл, нежели китайская. Даже в наше время существуют некоторые отличия различных философских направлений. Современную философию можно разделить по континентальному принципу благодаря работам современных философов разных стран.

 

История философии

Формирование философского мышления началось задолго до нашей эры и происходило оно в разных концах мира. Жаль, что до наших дней не дошли философские работы древнейших цивилизаций, утративших сейчас свое существование. В разных регионах последователи определенных учений формировали философские школы.

Классическая греческая философия известна многим именами — Сократа, Платона и Аристотеля, которые сформировали очень важные направления философской науки, повлиявшие на мировую культуру. Их философские труды не утратили актуальность и в наши дни.

Греческая философия положила начало философии эллинистической, когда на первый план вышли неоплатонизм, стоицизм и скептическое отношение к возможности получения истинных знаний о мире.

Древнеиндийская философия уходит своими истоками в старинные тексты традиций индуизма.

Философия древнего Китая отличается практичностью, углубленным изучением этических и политических проблем.

Эпоха Возрождения поставила человека в центр философской системы. Философы тех времен отличались гуманистическими взглядами на жизнь, что часто шло в разрез с церковной философией того времени.

Христианская философия постепенно развивалась в регионах, где практиковали христианство. А на философию Ближнего Востока сильно оказал влияние ислам.

Период философии Нового времени берет начало в 17 веке, когда в мире появляется много новых концепций и подходов. Философская мысль стремительно движется дальше.

 

Философия современности

В современном обществе отношение к философам не всегда положительное. Нередко можно услышать недоуменный вопрос: «Зачем нужна философия?» И не удивительно. Заботы большинства о «хлебе насущном» отодвинули понимание данной науки на задний план. Тем более что этому значительно способствуют не всегда правильно сформированные убеждения человека. Вместе с тем, влияние философии на общество происходит постоянно и имеет огромнейшее значение. Изучение этого предмета формирует ориентацию на истину и доброту, спасает от ограниченности взглядов, помогает находить общий язык с окружающими людьми, развивает мышление и логику. Изучая и анализируя философские труды, мы развиваем в себе познание абсолютного.