Философия не нужна аргументы: Нужно ли преподавать философию? / Дискуссионный клуб Полтава – Кому нужна философия? Это же не нужное явление в жизни.

Кому нужна философия? Это же не нужное явление в жизни.

Иногда полезно поразмышлять.

А я как раз изучаю философию. Так вот по-моему, это все какой-то бред каких-то психов. И зачем оно вообще надо? <br>Просто попробуйте разобраться в их этой онтологии!

Фило + софия. — любить мудрость. <br> <br>Или вы считаете что нужным явлением сейчас должно быть незнание и глупость. Это не мой путь! Я не хочу быть ЛОХОом — с евр. Лох «дырка» (имеется ввиду дырка в голове, глупец).

Тигренок, когда ты вырастешь и станешь большим свирепым тигром, возможно поймешь , что такое философия.

Ни от кого не требуют по выходу из вуза спорить с Кантом. Философия учит смотреть на природу, окружение, свою жизнь и совокупность всех явлений в комплексе… Связывать происходящее… Размышлять…

Философия древняя наука,наверно,дань старичкам отдаём….раньше она была очень модной и молодой,сейчас жизненый опыт приходит быстрее.И потом,надо же деньги со студентов как-то вытягивать!!!!

Как не нужна философия. А ты когда нибудь размышляла над своей жизнью. Если да то получается что тебе тоже нужна философия.

прежде всего, философия нужна для развития мыслительного процесса. Любить мудрость еще никому не повредило. Научитесь думать, и любите думать, тогда поймете кому нужно философия. <br>Что касается классического материала, изучаемого в ВУЗах, то он так же необходим, хотя бы для общего развития.

Посмотри мой эротический фотоальбом и пофилософствуй <a rel=»nofollow» href=»http://foto.mail.ru/mail/gella2005/» target=»_blank»>http://foto.mail.ru/mail/gella2005/</a>

Философия это все, что нас окружает. Все можно проанализировать, переосмыслить.

Хех.. . А на кой оно реально надо? Зачем вообще теперь наука, ведь у нас есть дискотеки и куча наркоты? Блин, тупой вопрос. Философия — это попытка понять первопричину вещей. Философия универсальна, она может объяснить, как психологические явления, так и рассуждать на тему физических законов. Иногда надо думать, надо искать первоисточник чтобы было легче прогнозировать дальнейшие события, поведение людей и самого себя…

о какой «жизни» речь…. В этом весь вопрос…. И нужна ли такая жизнь в которой… не нужна философия?

Как предмет в ВУЗе — конечно же, философия — дичь несусветная. К ней человек или пришел, или не пришел. Ты когда-нибудь или поймешь, что в жизни надо достигать чего-то большего, чем нормальная работа и нормальная жизнь, и понимать что-то более глубокое, чем курс физики, и тогда остается одно — философия, как любовь к мудрость — как устремление. или ты к этому не придешь и за толстыми и непонятными книгами философов никогда не разглядишь того, что ведет к мудрости именно тебя.

Почему не нужное в жизни? Кому она даже дает на пропитание!

Как это зачем она нужна ? А разговоры на кухне за бутылкой ? <br> Тут вопрос в том , почему на в ВУЗах на философии студентам водку не наливают ?

Ты сам же ответил на свой вопрос, тем фактом что зашел сюда, в раздел «Философия». <br>Значит это и тебе нужно !

Кому нужна философия? — О пользе бесполезного — ЖЖ


     Действительно, большинство людей в наше время, будучи образованными (любой предъявит вузовский диплом) и считающими себя умными, воспринимают философию как нечто совершенно ненужное…  И я не собираюсь их осуждать. Они правы в своем отношении, только то о чем они говорят — философия только по названию. Слишком много зауми, путаницы, псевдонаучности, оторванности от жизни и современных проблем. Но так было не всегда, и это не норма для философии. Философия не наука, не метанаука, не мировоззрение. Это свободное мышление прежде всего. А значит изначально всё что говорит любая идеология, религия, наука подвергается философом переосмыслению. Философия есть способ альтернативного мышления, преодолевающего стереотипы. Именно для этого необходимо строить свою систему понятий, так сказать свой язык. Но в то же время нельзя удаляться от жизненного опыта, чувственного восприятия реальности, а также и от общепринятого языка (как основы). Философ должен быть понятен — то есть углубленно и последовательно мыслить может не каждый, но труд понимания не связан в идеале с «непонятностью» философского текста. Чтобы было нагляднее: Монтень и Вольтер — в большей степени философы, чем Кант и Гегель. 
     Размышления о бытии, о свободе, насилии, культуре, цивилизации пронизывают литературу и многие виды искусства. Фантастика настолько философична, что в ней философствования побольше чем в философских диссертациях, и уровень нередко выше. Станислав Лем, к примеру, никогда не считал себя фантастом, хотя им конечно был) Но как мыслитель он более велик чем как фантаст, его произведения не устареют никогда. Кино тоже не чуждо философии. Чем лучше кинофильм, тем больше в нем философии — только выражается она не в словах по большей части, а в концепции фильма. Акира Куросава столько же мастер кино, сколько и мыслитель. Философия — это не цитирование и не разгагольствование с умным видом. Часто то что выдается за философию, больше похоже на теологические опусы, все понятия и основные идеи авторы берут в готовом виде, а это смерть философии. Попробуем вместе поискать подлинную, она не принадлежит профессорам и преподавателям, но не принадлежит и пророкам и жрецам.
     Как и в Одиссее, встречаем Сциллу и Харибду. Профанация философии так же опасна как и её сциентизация. Примеров профанации философии не счесть, когда с ними сталкиваешься, ощущаешь отвращение. То что философствовать может каждый не значит, что каждый, без призвания и таланта, должен это делать. Хочу добавить в этой связи: хоть данный журнал и есть часть ЖЖ, большинство блогов которого склонно к шутке и легкомыслию, серьезность необходима категорически. Серьезность нельзя отменить, это существенный признак философии. Иначе постмодернизм окончательно сметет всё и в головах останется каша. То есть будет расчищено место для современной отупляющей идеологии потребления, новейшей религии технической цивилизации. Особенность современной «веры» в том, что она требует служения и подчинения, а не исповедания. Пусть будет хоть немного серьезной мысли, чтобы думающие люди могли поупражнять свои мозги и задуматься не над пустыми вопросами. С философской точки зрения я буду рассматривать самые различные вопросы, начиная с кажущихся мне наиболее важными. Жить не просто активно, но осмысленно нельзя не философствуя. Философия нужна всем, хотя и не все это понимают!

P.S. Не судите строго, это не статья, а набросок, приглашение к общению. Буду рад комментариям, критике, предложениям и интересным знакомствам!

1.2 Философия – это не наука

На страницах журнала «Философские науки» в 1989-1990 годы шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что философия является наукой, другие — доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает многим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.

Заметим, что не так просто провести демаркационную линию между философией и наукой. И все же к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргументированность, доказательность, верифицируемость, практическая, опытная экспериментальная и фактологическая проверяемость, системность, интерсубъективность, общезначимость и общепринятость, фиксация сущности, законов исследуемых предметов явлений и процессов. Порой к ним добавляют ещё фальсификационный (К. Поппер) и парадигмальный (Г Кун) критерии.

Очевидно, что многие из этих признаков научности либо мало применимы, либо совсем не применимы для характеристики философского знания. Оно, допустим непроверяемо экспериментально, плюралистично и диалогично по своей природе, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым, что имеет место в физическом, химическом, математическом знании и пр. Другими словами, получается, что философия не является наукой.

Весьма примечательно, что вопрос о научности и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически неподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии. В пользу научности философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.

В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая категорически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, к примеру, разделяли В Виндельбанд, НА Бердяев. Б Рассел. М Хайдеггер, К Поппер.

Философия, — писал Н.А.Бердяев — возможна лишь в том смысле, если есть особый, отличный от научного путь философского познания. «Научная» философия есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования».

В центре философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше. Философия рассматривает мир как «обитель» человека. «Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека». Следовательно, философия познает мир через «призму» человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.

Познавая и понимая мир, она пытается дать ответы на вопросы: «Почему?» и «Для чего?», то есть вскрыть смыслы и значения всего существующего и происходящего. При этом философия использует не только рациональные, научные средства и методы, но и ненаучные, художественные образы мифологию метафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством.

Философия – это прежде всего мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.

Является ли философия наукой? Предмет и основные проблемы философии

Человек отличается от животного многими признаками, как физическими, так и умственными. Собака или шимпанзе никогда не станут задумываться о смысле жизни или стремиться познать себя. Животный мир существует на уровне инстинктов.

Мыслить — любимое занятие человека. Каждый день все мы задаём себе миллион вопросов и ищем в окружающем мире на них ответы.

Разве это наука?

Именно постоянные размышления о смысле бытия являются задачей, которую ставит перед собой философия. И так было ещё со времён древних мыслителей. Является ли философия наукой? Мнения по этому поводу расходятся.

является ли философия наукой

Обычно под наукой подразумевается деятельность, направленная на изучение какого-либо раздела жизни человека или окружающей среды. В точных науках есть числа, цифры. В литературе присутствует проза, стих и т. п. В любой другой науке можно увидеть материальный результат трудов учёных.

В философии же любой результат имеет только интеллектуальный характер и заключается в выведении гипотез о жизни человека, её принципах. Однозначных ответов философская наука не даёт ни на один вопрос. Именно поэтому многие предпочитают на вопрос о том, является ли философия наукой, давать негативный ответ.

Искусство мышления

Можно сказать, что философия — это искусство мышления. Считается, что она была самой первой наукой, представляющей из себя обобщённые знания обо всём, что вокруг происходит.

философия как наука

Первыми учёными на планете Земля считают философов. Затем, по мере развития того или иного направления их размышлений, появлялись новые течения, которые отделялись в самостоятельные науки. Это будет полезно узнать тем, кто думает о том, является ли философия наукой.

Предмет философии

Получается, что даже не имея однозначных цифр, суждений, аксиом, философия может быть отнесена к наукам. Разберёмся в том, что конкретно она изучает, какие проблемы решает, какие великие философы были и о чём они говорили много тысяч лет назад.

Итак, мы нашли ответ на вопрос о том, является ли философия наукой. Теперь перейдём к рассмотрению предмета философии.

В литературе существуют разные представления о том, что является предметом этой науки. Но есть и тождественные разъяснения. Если сгруппировать мнения, то философы считают, что предмет философии заключается в:

  • познании окружающего природного мира;

  • познании всего мира;

  • решении проблем человека;

  • связи человека с Богом.

То есть через предмет философии вытекает сама суть этой науки и то, что она изучает.

Функции философии

Роль философии в жизни общества легче осознаётся при изучении её функций. Можно выделить следующие:

  1. Мировоззренческая.

  2. Методологическая.

  3. Гносеологическая.

  4. Прогностическая.

  5. Интегрирующая.

школы философии

Суть первой функции состоит в том, что философия развивает у человека мышление, понимание того мира, в котором он находится, и своего места в обществе. Благодаря этому человек, увлекающийся философией, способен на трезвую самокритику, а также оценку окружающего мира.

С помощью второй функции философы мира пытаются найти верный ключ для познания чего-то нового. Под ключом понимаются способы получения новой информации. К примеру, один из таких — это диалектика. Она учит узнавать объект исследования на основании изучения абсолютно всех ее параметров, свойств, а также взаимодействий с другими объектами.

Гносеологическая функция учит человека теоретическому пониманию создания новых методов исследования и познания. Это означает, что через понимание мира мыслитель открывает для себя новые возможности изучения окружающего пространства.

Четвёртая функция заключает в том, что философия как наука помогает строить человеку прогнозы на будущее. Благодаря правильному пониманию естественных свойств материи и принципов мироздания многим известным философам прошлого удавалось находить те принципы и закономерности, которые успешно используются в современных науках.

Интегрирующая функция помогает человеку систематизировать его знания о мире, объектах исследования и т. п. Философия как наука обобщает всю информацию и расставляет её по своим местам, устанавливая конкретные взаимосвязи. Таким образом формируется единая база, которая помогает делать всё новые открытия.

У каждой философской школы существуют свои мысли и идеи, понимание мироздания. которые они отстаивают. Ознакомимся ближе с популярными течениями.

Школы философии

Различных направлений школ и течений, которые занимаются или же занимались философией, достаточно много. Принято их разделять по моменту основания. Это правильно, ведь мысли человека с эпохами менялись, кто-то верил в богов, а кто-то считал, что нужно ориентироваться на мощь научно-технического прогресса.

роль философии

Первые школы философии принято обобщённо называть досократиками. Всё верно, это те течения, которые присутствовали до великого философа Сократа. Наиболее яркими были учения Пифагора, Гераклита и Демокрита.

Как ни странно, хотя школы этих философов начали своё существование около 4 тыс. лет до нашей эры, уже тогда они не пытались объяснить непонятные явления за счёт магии и не ссылались на богов. По их мнению, доказать можно было всё, что угодно, главное — найти необходимые знания.

Роль философии в жизни человека подчёркивали и в период, который называют ранним эллинизмом (существовал с 4 до 1 века до н. э.). Скептицизм, стоицизм и другие школы говорили о том, что весь мир взаимосвязан и является одним целым.

Кто-то из них считал, что человек создан для препятствий, боли, страданий, другие, наоборот, пытались найти кратчайших путь к счастью. По их убеждению, счастье было внутри самого человека, его не нужно было искать в богах или других людях, материальных ценностях.

Средневековье

Мнения философов Средневековья связаны с мышлением людей того времени. Стремительно растущая популярность христианской религии оказала влияние на продвижение идей, связанных с Богом, верой в нечто более высокое.

Философия того времени рассматривала проблемы Священного Писания и богослужения.

Патристика, схоластика, реализм искали ответы на вопросы существования Всевышнего и служили обоснованию его бытия. Номиналисты отрицали, что всё в мире является единым целым. Они считали, что мир таким становится только внутри человеческого мозга и необходимо изучать каждый предмет отдельно, не связывая его с другими.

Также было и мистическое направлении в философии того периода, базирующееся на утверждении о том, что для поисков Бога человеку церковь не нужна. Всё, что нужно, — это уединение и отдалённость от внешнего мира.

Эпоха Возрождения

Европейская философия этой эпохи запомнилась благодаря многим выдающимся и великим людям. Все знают о Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Н. Макиавелли. Именно их связывают с новым направлением философии — гуманизмом.

 западная философия

Известно, что в эту эпоху Бог уходит с первого плана. В сознании людей меняются первостепенные ценности. Человек и окружающий мир (природа) становятся самыми главными объектами изучения философов. Гуманизм определяет, что человек превыше всего — он является вершиной всего сущего.

Конечно, нельзя сказать, что религия начала отрицаться в эпоху Возрождения. Философы начали всё чаще говорить о том, что церковь — дело рук человека, а любой человек является несовершенным. Этим обосновывалась тяга церкви к мирским благам и её порочность. Новой ценностью стал человек, который должен стремиться быть идеальным, то есть подобным Богу.

Новая философия

Основными направлениями новой философии являются эмпиризм, рационализм, субъективный идеализм, агностицизм. Эти направления развивались с 16 по 18 век.

Использовать дедуктивный метод придумал первым вовсе не Шерлок Холмс. Такой способ познания бытия предложили рационалисты. Они считали, что для ответа на любой вопрос необходимо шаг за шагом идти от обобщённой информации к более детальным фактам. Так и можно познать окружающий мир, найти ответы.

Эмпиризм предполагал, что с момента рождения человек представляет собой чистый лист, изображения и текст на котором появляются в процессе взросления, появления нового опыта. И для того чтобы познать мир, стоит использовать полученные ранее знания, проверяя их подлинность и соответствие истине.

Субъективный идеализм предполагал ошибочность любого учения. Для изучения чего-либо нужно обладать истинным знанием, а человек попросту не может иметь необходимую информацию.

Весь мир воспринимается через призму собственного сознания человека. То есть каждое явление, которое можно увидеть, услышать, почувствовать, перерабатывается разумом, и он выдаёт собственный вывод.

Кому-то нравится синий цвет, а кто-то его ненавидит. Так и со всем остальным. Невозможно полностью исследовать что-либо, не владея истиной.

Представители философии агностицизма пытались доказать, что любое знание должно открываться на основании опыта и логики. Они считали, что в науке нет места любой теории, а всё должно познаваться исключительно опытным, исследовательским путём.

Всё дальше и дальше философы отдались от средневековых идей, посвящённых религии.

Эпоха Просвещения

Конечно же, рассматривая периоды философии, нельзя оставить без внимания и эту эпоху, которая в 18 веке подарила нам великих мыслителей, таких как Вольтер и П. Гольбах.

Часто время этих философов называют второй эпохой Возрождения, ведь и там, и здесь можно наблюдать новый виток в философии, связанный с отрицанием религии, который “залез” в голову каждому. Причём преклонила свои колени перед их идеями и западная философия.

мнения философов

Основными ценностями для человека эпохи Просвещения является следующее:

  1. Культ человека.

  2. Культ разума и науки.

  3. Вера в научный прогресс.

  4. Абсолютное отрицание религии и всего, что с этим связано.

  5. Идея равенства и всеобщего просвещения.

Что уж тут говорить, если в 18 веке впервые создали машину. Научно-технический прогресс всё сильнее влиял на сознание людей. Необходимость описывать непонятные явления проявлением божественной силы или мифическим происхождением отпала.

Всеобщая идея того, что человек самостоятельно способен создавать инструменты и механизмы, которые могут автоматически работать, внушала чувство превосходства над всеми живыми организмами.

Постклассическая философия

Итак, мы подобрались к 19 веку. Философию того времени многие современные ученые ассоциируют с великими фамилиями: Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и другими. Всех их причисляют к тем или иным направлениям философской мысли, которые приведены далее.

Следующие направления относят к постклассической философии:

  • материализм;

  • антропология;

  • позитивизм;

  • иррационализм;

  • прагматизм;

  • философия жизни.

Рассмотрим более подробно самые популярные учения из них.

Материализм

Основными идейными вдохновителями этого направления были К. Маркс и Ф. Энгельс. Их книги заставляли читать всех школьников и студентов в Советском Союзе — это неудивительно, ведь в те времена идеи о коммунистическом материализме были одними из главных.

Правильнее даже говорить не материализм, а марксизм, который предполагает способ осмысления мира через материальную призму. Основны философии этого направления были следующими:

  1. Всё в мире состоит из физической материи. Она вечна и была всегда, её никто не создавал.

  2. На объективность мира не влияет сознание какого-либо человека. Всё в мире можно познать.

Главным отличием марксизма можно назвать не выведенные способы познания мира, а методы его совершенствования, преобразования революционным путём. То есть необходимость познать что-либо утрачивает смысл, считается, что это пустая трата времени. Лучше всего вывести закономерность, ознакомиться с правилами, а затем изменять их под свои нужды.

Основным недостатком, который почувствовал каждый на себе ещё во времена СССР, являлось отсутствие признания индивидуальности человека и необходимости духовного просвещения людей.

Антропологизм

Немецкий классик Л. Фейербах считал, что человек является продуктом природы. Это было основой его антропологистической философии. Главным он считал чувство любви, которое является основным двигателем. По его утверждениям, основой для любви является религия.

Для того чтобы понять основы мироздания, необходимо полностью понять и исследовать устройство самого человека — как физическое, так и психологическое.

Позитивизм

Название этого направления философии произошло от его основных фундаментальных утверждений. Необходимые знания назывались позитивными (или положительными). Для их поиска необходимо использовать эмпирические данные всех наук, а также полученные при переплетении учений каждой из них.

Другими словами, позитивизм утверждал, что философия не может существовать как отдельная единица познания, а должна являться синтезом открытий других научных направлений.

Философия 20 века

Характеристика философии 20 века говорит о том, что современные направления являются только лишь синтезом или переосмысливанием идей философов прошлых времён. Основная тенденция не меняется с прошлого периода — человек является главным предметом философии.

европейская философия

Основными глобальными направлениями можно назвать неокантиантство, герменевтику, философскую антропологию, аналитическую философию, фрейдизм и неофрейдизм, феноменологию, экзистенциализм, персонализм.

Совершенно новые идеи, которые не похожи на предыдущие направления философского мышления, можно найти в аналитической философии. Она предлагает очистить философию как науку от псевдопроблем путём верификации. А остальные вопросы должны были решиться путём единого языка, которые объединит абсолютно все существующие науки.

Основной представитель этого направления — Б. Рассел — остался известен благодаря формулированию основ математической логики.

Как видно, философия многогранна и неиссякаема в плане познания человека и его бытия. Можно использоваться перечисленные методы и способы познания мира для собственного развития себя как высокоинтеллектуальной, образованной и мыслящей личности.

И нельзя различать, европейская или западная философия, — это в корни неправильно. Независимо от того, в каком месте планеты живёт человек, он может придерживаться того или иного учения.

Зачем нужна философия? Сочинение задали написать.. помогите

Философия — это не наука и не религия, и даже не искусство. Философия существовала раньше науки и всех других способов познания мира. Философия дает ответы на те вопросы, на которые не может дать наука, а религия уводит суть проблемы в мистическую плоскость. Для начала философия необходима, чтобы честно определиться с понятиями, тогда как наука уже определилась и диктует определеное отношение к миру и своим понятиям мира, также как и религия. Искусство наоборот хочет уйти от каких либо понятий о мире и старается размыть уже имеющиеся научные и религиозные понятия. Основное зачем нужна философия-это конечно не только прояснение понятий, а прояснение мыслей и идей; только прояснение идей, а не воплощение идей, чем занимается наука, а религия сосредотачивается только на своей основной идее-идее бога. Искусство тоже воплощает идеи в реальный мир и без этого не может существовать и называться искусством. Сравнение с наукой, религией и искусством лучше всего показывает для чего нужна философия для человека и человечества.

Познать Истину.

<a href=»/» rel=»nofollow» title=»2668:##:http://www.google.ru/search?hl=ru&source=hp&q=%D0%97%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC+%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0+%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F&aq=f&aqi=&aql=&oq=&gs_rfai=» target=»_blank» >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

философия — это борьба с обычаем

Философия — это наука о жизни. Философия (с греч. -любовь к истине, мудрости) — форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее — это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию….

Традиционный вопрос, который задают по поводу философии: зачем она нужна? Философы не пекут хлеб, не продают автомобили и не подносят напитки в барах — какая от них польза? И следующий из него — что такое философия? Обращение к греческим корням, перевод как «любовь к мудрости», сентенции о поиске истины не добавляют понимания, так как тут же возникает вопрос Понтия Пилата — что есть истина?. . Чтобы понять, зачем нужна философская рефлексия, нужно осознать, какой смысл мы вкладываем, говоря о пользе или бесполезности чего-либо. Философия не делает хлеб, но точно так же его не делает архитектура, музыка, живопись, история или литература. Мы занимаемся философскими размышлениями ради их самих, они нужны нам, чтобы понять себя. Кроме того, в конечном итоге, мы получаем полноценную отдачу от этих занятий в смысле удовольствия. Если кому-то эта причина покажется недостаточной для существования философии, то стоит подумать о том, что сама рефлексия неразрывно связана с практикой. Она позволяет нам прояснить понимание тех категорий, которые мы используем в повседневной жизни, таких, как истина, справедливость или свобода. Если же и этот тезис кажется неубедительным, то необходимо вспомнить поразительную способность людей воспринимать и использовать чужие идеи, как свои. Как правило, мы готовы поверить, что наше понимание знания, веры, политики лучше, чем какие-либо другие, что наши права важнее, чем права представителей других сообществ, что наши интересы требуют превентивного удара по другим.. . Рефлексия позволяет нам окинуть ситуацию незамутнённым взглядом со стороны, трезво оценить используемые концепции и вкладываемый в них смысл. Философия — это умение ясно мыслить. Вне рамок и правил конкретной области человеческой деятельности, будь то физика, богословие или этика. Наши идеи и концепции можно сравнить с фильтрами, через который мы воспринимаем мир. В философии сами фильтры являются предметом изучения. Философия &gt; Зачем нужна философия? ——————————————————————————— Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т. е. системы философского знания) , общий тип решаемых этой системой задач. Сама философия есть мировоззрение, т. е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере) , а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки) , — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир — человек» .

Человек учится познавать самого себя, занимается анализом своих и чужих ошибок, самокапанием. И в конце жизни становится мудрее. Самосознание и анализ присуще только человеку.

Философия — это как притча.

философия, как по мне, уже не нужна, точнее сказать, не нужно то, чтобы вплоть до 20 века за исключением некоторых персон . Так как большинство этих идей — не более чем сказки и вымысел . От платона до гегеля — не нужные вещи .Есть науки, которые отвечают куда лучше на вопросы о смысле вселенной, от куда мы произошли

философия — это борьба с обычаем

Философия- переводится на русский язык как » жажда к мудрости, жажда к знаниям, мыслям». И я полностью согласна с этим, философия наука для людей способных мыслить, способных видеть всё в верном свете . Философия — то, что позволяет нам познать смысл бытия, своё место под солнцем, а так же и свою роль в этом бренном мире . Философия присуща и взрослым, и детям, жаль, что она присуща только людям . Однако не все люди способны мыслить здраво, с одной стороны они способны думать, но с другой видно насколько они глупы, насколько их пожрала деградация . От этой мысли становится жаль человечество. Однако пока жив человек — жива и философия. Философия живёт во всём : в книге, в песне, в прозе, в наших мыслях… Каждый человек — философ . Философия, как и способность мыслить передаётся нам с «молоком матери». Тем на философские раздумья и рассуждения бесконечное количество, которое никогда не иссякнет.

Является ли философия наукой?

В последнее время весьма интенсивно обсуждается вопрос о том, может ли философия быть наукой[1]. В этом вопросе я разделяю мнение И. А. Гобозова о том, что «есть разные философии, некоторые из них носят научный характер, а другие – нет»[2]. Для обоснования этого положения следует рассмотреть критерии научности знания и установить, может ли философия соответствовать этим критериям. Необходимость такого подхода справедливо отмечает В. Д. Рута[3].

К настоящему времени выработаны следующие критерии научности.

Доказательность, или рациональность – логическая обоснованность каждого положения другими, уже доказанными, положениями. В случае ненауки истинность знания либо вообще не доказывается (например, в искусстве), либо в качестве обоснования приводятся лишь некоторые доводы (в обыденном знании, религии, псевдонауке). И только в науке неукоснительно соблюдается логический закон достаточного основания. Под таким основанием понимается совокупность заведомо истинных положений, из которых логически вытекает обосновываемое положение. Например, из положений «все металлы электропроводны» и «медь – металл» следует, что медь электропроводна. Данный критерий исключает из науки аргумент верой, то есть утверждение: «Это истинно, так как я в это верю».

Непротиворечивость – в научном знании не должно быть взаимоисключающих суждений. Критерий служит следствием логического закона противоречия: два отрицающих друг друга высказывания не могут одновременно быть истинными. В ненаучном знании противоречия встречаются: например, в религии признается, что все предопределено Богом и в то же время человек свободен; творец и управитель мира (Бог) всемогущ, всеведущ, абсолютно добр, но в мире существует зло.

Эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость – установление истинности или ложности теоретических положений путем их соотнесения с практическими результатами, получаемыми в эксперименте или наблюдении за естественным ходом событий. Критерий включает в себя два компонента – подтверждение (верификацию) и опровержение (фальсификацию). Первый компонент ориентирует на нахождение истинного, второй – на отсечение ложного в научном знании. Совпадение предсказанных гипотезой следствий с фактами (достоверными практическими результатами) служит критерием ее истинности, их несовпадение – критерием ложности. Один акт подтверждения или опровержения не решает проблему истинности какого-либо знания. Только благодаря длительному многоактному процессу верификации и фальсификации знание гносеологически приближается к объекту и становится возможным сделать заключение о его истинности. Эмпирическая подтверждаемость – ведущий критерий истины. Критерий истинности уже критерия научности.

Достоверность эмпирического материала – результаты экспериментов и наблюдений, которые использовались при разработке проблем и создании теорий, должны обладать статусом научных фактов, то есть они должны статистически устойчиво повторяться в наблюдении или воспроизводиться в эксперименте. В научных публикациях принято описывать источники и методику получения эмпирического материала, по которым каждый ученый может повторить наблюдение или эксперимент и убедиться в достоверности фактов. В социально-гуманитарных науках в случае изучения единичных событий аналогом множества наблюдений или экспериментов служит использование множества независимых источников или свидетелей.

Общезначимость (интерсубъективность) – вначале новые открытые положения, в том числе и законы, обычно признаются немногими лицами, но после их доказательства, включающего в себя и эмпирическое подтверждение, они принимаются всем научным сообществом или большинством его членов.

Системность (целостность, когерентность) – все элементы научного знания связаны между собой и зависят друг от друга. На свойстве системности знания основывается логический критерий истины: если гипотетическое знание по законам логики соответствует уже принятому (достоверному) знанию, то оно тоже истинно. Логический критерий истины производен от практического: в доказательстве истинности гипотетического знания используются положения, которые уже получили практическое подтверждение.

Принятие и использование учеными указанных критериев обеспечивает достижение максимальной объективности знания, что служит непосредственной целью науки. Все указанные критерии имеют не абсолютный, а относительный характер: в науках имеются фрагменты, не отвечающие каким-либо критериям. В частности, в науке могут встречаться противоречия, но они стимулируют ее развитие и со временем разрешаются. Например, противоречие «атом неделим – атом делим» стимулировало возникновение ядерной физики и разрешилось в положении «атом неделим при химических реакциях и делим при ядерных реакциях». Для решения вопроса о научности или ненаучности какого-либо знания необходимо использовать весь комплекс приведенных выше критериев. Но в силу относительности указанных критериев в науке вместе с истинными положениями всегда существуют заблуждения, которые, однако, постоянно отсеиваются.

Может ли философия отвечать приведенным критериям? В воз-можности отнесения к философии таких критериев, как доказательность, непротиворечивость, системность, никаких сомнений не возникает. Все формы рационалистической философии этим критериям, в основном, удовлетворяют. Менее ясно положение с другими критериями. Иногда высказывается сомнение в возможности отнесения к философии критерия эмпирической проверяемости. Нам думается, что этот критерий к ней может быть отнесен. Обычно эмпирическая проверяемость ассоциируется с использованием специальных проверочных экспериментов. Это связано с тем, что критерии научности вырабатывались главным образом применительно к естествознанию. Но следует вспомнить, что опыт (empeiria) включает в себя не только результаты экспериментов, но и наблюдений, экономических реформ, художественных творений, политических деяний, педагогической и правовой практики и др.

Конечно, экспериментальная проверка философских положений – вещь редкая, но, тем не менее, и она как способ обоснования философского знания имеет место. Например, эмпирические данные медико-биологических наук об изменении сознания при механических, электрических, химических воздействиях на головной мозг подтверждают важнейшее положение научной философии о сознании как функции мозга. А вот идея о существовании души вне тела не имеет достоверного эмпирического подтверждения и поэтому не является положением ни науки, ни научной философии, но входит в содержание ненаучной философии, псевдонауки и религии, принимающих ее на веру. Еще примеры: переход воды на границе 100 °С из жидкого в газообразное состояние – подтверждение закона перехода количества в качество; наличие положительного и отрицательного электричества, ассоциации и диссоциации, возбуждения и торможения, наследственности и изменчивости и т. п. свидетельствует о существовании закона диалектической противоречивости.

Но большей частью проверка философских положений происходит не экспериментами, а иными формами опыта. Поскольку философия опирается на обобщение всего человеческого опыта (производственного, научного, художественного, политического, правового, обыденного), то все формы опыта могут быть подтверждением философских положений, если последние верны, или их опровержением, если они неверны. Особенно большое значение для проверки философских идей имеют доказанные и подтверж-денные положения науки, поскольку именно они представляют собой максимально объективное и строго проверяемое знание. Эти данные выступают для философии как бы в качестве своеобразного эмпирического материала. Научная философия основывается главным образом на достоверном опытном материале, а ненаучная чаще всего использует недостоверные данные.

Огромную роль в существовании ненаучной философии играют внерациональные формы сознания: желания, эмоции и бессознательные установки. Так, несмотря на то, что объективный идеализм и религия не имеют ни одного бесспорного эмпирического или теоретического подтверждения, они обладают мощным союзником – неистребимым и сильнейшим желанием людей (пока еще слабых) иметь заступничество Бога и загробное вечное существование. Благодаря этому союзнику они и существуют века. По этой причине в истории философии преобладал идеализм и большинство крупных философов были идеалистами. Материалистическое мировоззрение требует от человека большего мужества, чем религиозно-идеалистическое. Чтобы быть материалистом, необходимо, во-первых, противодействовать мощной многовековой религиозной традиции и, во-вторых, преодолеть бессознательное стремление к вечной жизни, признать, что эта, то есть земная, жизнь является единственной и никакой другой жизни не будет. В этом заключается трагическое мужество материализма.

Особым образом обстоит в философии дело с общезначимостью. Полной общезначимости в ней, разумеется, нет, но есть относительная общезначимость в пределах отдельных философских направлений и школ, то есть имеются группы единомышленников, объединенные общими для них идеями. Впрочем, и в частных науках нет абсолютной общезначимости, в них тоже идет борьба различных направлений. Степень плюралистичности в философии выше, чем в частных науках. Это связано с влиянием мотивационно-эмоциональных факторов на позицию философов. Например, сформированная с детского некритического возраста вера в бессмертие души, постоянно подпитываемая бессознательным и растущим с возрастом страхом смерти и желанием жить вечно, блокирует аргументы в пользу материалистического понимания мира. И даже если приводятся настоящие доказательства истинности положений научной философии, эти доказательства для философа идеалистической ориентации не представляются убедительными и не принимаются. Например, гибель младенцев в результате террористического акта не имеет разумного объяснения в случае признания существования Абсолюта – всемогущего, всеведающего, совершенно мудрого, доброго и справедливого Бога. Какое бы объяснение мы этому факту ни дали, одно из качеств Бога непременно будет утрачено (либо всемогущество, либо всеведение, либо мудрость, либо доброта). Тем не менее, на религиозных людей и философов идеалистической ориентации этот аргумент не действует. Есть надежда, что когда человечество станет по-настоящему гуманным и интеллектуально смелым и ему не нужны уже будут утешительные иллюзии, как в наше тяжелое время, в философии будет больше единомыслия, исчезнет непримиримость, несовместимость основных идей, и дело с общезначимостью станет обстоять примерно так же, как и в частных науках.

Помимо соответствия отмеченным критериям каждая наука должна иметь свои особые предмет, методы и язык. Философия изучает мир в целом, общие законы бытия (законы диалектики), связи между разными сферами бытия. Частные же науки изучают законы отдельных сторон действительности. Научная философия имеет и свой особый метод, порожденный ею самою. Им служит диалектический метод, включающий в себя принципы познаваемости сущностей, системности, историзма, релятивности, диалектического противоречия, взаимосвязи качества и количества, диалектического отрицания, восхождения от единичного к общему и обратно, детерминизма, единства необходимости и случайности, многовариантности развития. Наконец, философия имеет и свой язык, и особый понятийный аппарат.

Обсуждая вопрос о научности философии, надо иметь в виду, что могут быть различные степени научности философии. Например, философия Гегеля научна в тех своих моментах, в которых она основывается на достоверных данных и адекватно отражает процессы развития в мире. Но она же ненаучна там, где использует недостоверные положения о существовании абсолютной идеи и отчуждении от нее объективного мира.

Некоторые авторы, например А. Л. Никифоров, полагают, что философия не может быть наукой в силу того, что к ней не применима истинностная оценка[4]. Эта позиция приводится и в некоторых учебных изданиях: например, утверждается, что «большинство философских утверждений нельзя оценивать как истинные или ложные»[5]. Интересно, размышляли ли процитированные авторы над тем, относятся ли эти их утверждения к истинным или ложным? Истина есть соответствие знания сущности объекта. Если истинностная оценка к философии не относится, то нельзя говорить о том, что философия чему-либо соответствует. Что же это за знание, которое ничему не соответствует? И какова польза от такой философии? На мой взгляд, даже если философию считать не наукой, а мировоззрением или общей картиной мира, то следует давать ей истинностную оценку. Даже в такой философии, в которой философ описывает свои переживания и которую по классификации И. А. Гобозова следует отнести к философии мироощущения[6], можно обнаружить определенное соответствие, а именно – соответствие описания переживанию. Отрицание истинностной оценки философии есть акт ее самоуничтожения: если философские высказывания не претендуют на истинность, то зачем их делать и зачем что-то в философии обсуждать? Без истинностной составляющей философия могла бы быть только средством самовыражения наподобие некоторых танцев или музыки. Думается, что распространение положений о ненаучности философии и невозможности применения к ней истинностной оценки – это вызванный постмодернизмом у ряда наших философов результат растерянности и потери здоровой критичности к агностическим и релятивистским концепциям в условиях возникшего сейчас плюрализма мнений.


[1] См., например, информацию об обсуждении этой темы: Покровская, Т. П. Научно-теоретическая конференция «Философия и наука» // Вестник РФО. – 2003. – № 4; Марков, B. C. Философия как наука // Вестник РФО. – 2006. – № 1.

[2] Научно-теоретическая конференция «Философия и наука» // Вестник РФО. 2003. – № 4. – С. 78.

[3] Рута, В. Д. Наука или ненаука? // Вестник РФО. – 2003. – № 4.

[4] Научно-теоретическая конференция «Философия и наука» // Вестник РФО. – 2003. – № 4. – С. 77.

[5] Зорина, Е. В., Рахманкулова, Н. Ф. и др. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М., 2004. – С. 4.

[6] См.: Гобозов, И. А. Социальная философия. – М., 2007. – С. 5–6.

Как философия помогает в повседневной жизни

Анастасия Шавлохова

Взглянуть на проблему со стороны

Порой нам приходится слышать, что того или иного знакомого или друга постигла неудача на работе или в личной жизни. Потом с течением времени неудачи оборачиваются удачами. И наоборот.

Как писал Сергей Есенин в 1924 году в его «Письме к женщине»:

Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Философия помогает пережить этот момент отчаяния путём отстранения от события, беспристрастным взглядом со стороны. Многие ждут от философии ответа на глобальные вопросы человечества и непреложных истин, хотя сами философы всегда напоминают, что философия — это про сам поиск (истины ли, своего предназначения ли), а не про результат.

Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». Мудрость, как и не абсолютная истина, может быть разной, меняясь от момента времени, нашего внутреннего фокуса и их со-настройки.

Не бояться сложностей

Обратимся к классикам. Фридрих Ницше много писал о внутреннем аде и отчаянии, в которое впадает человек. Вот, например, из эссе «К генеалогии морали»:

«Всякий, кто когда-нибудь строил новое небо, находил силу для этого лишь в собственном аду».

Если бы в нашей жизни всё шло ровно и гладко, то и не было бы возможности для роста. Тяжёлые ситуации, проигрыши помогают нам иначе посмотреть на проблему, которую мы пытаемся игнорировать. Именно из состояния внутреннего ада и начинается движение в сторону качественных изменений.

По сути, каждый проходит в своей жизни тяжёлые моменты сомнений, сложности выбора, внутренней разомкнутости. Главное — помнить, что это нормально, что без этих раздумий личность не может расти. Но только если эти размышления не превращаются в откладывание важных решений. В «Так говорит Заратустра» Ницше пишет:

«Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».

Поэтому не забывайте, что за разрушением чего-то старого должно следовать созидание нового. И в минуты сильнейшего отчаяния помните: достигнув дна, мы можем следовать только наверх.

Доверять себе

Людвиг Витгенштейн, один из самых влиятельных философов XX века, совсем молодым человеком писал в своём дневнике:

«Делай всё наилучшим образом! Большего ты сделать не можешь: и пребывай в радости. Дай другим быть самими собой. Ведь другие не поддержат тебя, а если и поддержат, то только лишь на короткое время».

Это напутствие из его «Тайных дневников» 1914–1916 годов, которые он вёл, воюя на передовой, испытывая ужасные лишения и каждый день рискуя жизнью. Но об этом важно помнить и в повседневности: вкладывать душу в своё дело, опираться только на себя и учиться быть счастливым. Это не фигура речи — «учиться быть счастливым». Этому действительно нужно учиться. И не забывать, что мы не в силах повлиять на большую часть того, что происходит в мире, поэтому об этом не стоит переживать.

А за много веков до Витгенштейна блаженный Августин писал:

«Люби, и тогда чего хочешь — делай».

Для меня это посыл к тому, что нужно доверять себе, своей интуиции и двигаться вперёд с добротой в сердце и любовью к ближнему.

Не поддаваться эмоциям

Современный немецкий философ Роберт Пфаллер, занимающийся эстетикой, чьи работы, к сожалению, пока не переведены на русский язык, пишет так:

«При определённых условиях или другом освещении именно отрицательные качества оказываются чрезвычайно привлекательными. Они, по словам Канта, вызывают удовлетворение, причём удовлетворение, направленное „во вред всем чувствам“».

Важно помнить об этом как о предостережении. Действительно, не всё то золото, что блестит. И не всегда бывает оправданным доверие своим первым сильным эмоциям. Когда волна спадёт, а душевный шторм уляжется, мы поймём, что в пелене эмоций не слышали себя и свою интуицию.

Поэтому так важно помнить, что наше восприятие ситуации, особенно самое первое, может подводить нас. Наши чувства могут серьёзно искажать картинку реальности. Не забывайте, что иногда нужно дать себе время на принятие взвешенного решения.

Быть смелее

Виднейший философ XX века Ханна Арендт когда-то высказала очень жизненную мысль, которую я соотнесу со всем вышесказанным и которой подведу итог:

«Для сохранения авторитета необходимо уважение к соответствующему лицу или учреждению. Поэтому величайший враг авторитета — это презрение, а самый верный способ подрыва авторитета — смех».

Эта мысль важна в перспективе того, о чём я уже говорила: человеческое субъективное восприятие подвержено многим погрешностям, мы не совершенны. Поэтому не забывайте иногда менять угол зрения на мир, забираться вопреки правилам на столы и парты, как советовал своим ученикам герой Робина Уильямса в фильме «Общество мёртвых поэтов».

Что бы вы сказали себе об этой ситуации, будучи старше на год, на пять лет, на десять? Будет ли это важно тогда? Некоторые авторитеты рухнут, чьи-то мнения перестанут быть жизненно важными для нас: просто потому, что мы станем более опытными, зрелыми, бесстрашными. Но пусть эта мысль не доведёт вас до пустого самодовольства! Помните, что смех, в том числе смех над собой, — это то, перед чем отступают многие невзгоды.

Читайте также