Гранж — Википедия
Гранж (англ. grunge, букв. «грязь», «надрыв», «пренебрежение»; известен также как саунд Сиэтла, англ. Seattle sound) — подстиль в альтернативном роке, развившийся из хардкор-панка и хэви-метала[2] в середине 1980-х годов в американском штате Вашингтон, прежде всего в Сиэтле и близлежащих городах. В период своего становления жанр был сконцентрирован вокруг исполнителей, записывающих материал на местном инди-лейбле Sub Pop, и андеграундной музыкальной сцены северо-западного региона (такие коллективы, как Green River, Mudhoney и Melvins). К началу 1990-х годов популярность гранжа распространилась на близлежащие штаты, в первую очередь затронув Калифорнию, а затем и на другие регионы страны, а также Австралию, за счёт чего возникло множество подражателей оригинального сиэтлского звука и появился повышенный интерес со стороны крупных звукозаписывающих фирм.
В начале — середине 1990-х гранж стал коммерчески успешным жанром и занял прочное место в музыкальном мейнстриме, на что повлияли высокие коммерческие показатели таких альбомов, как
Гранжу свойственны «грязное» гитарное звучание, обилие дисторшна, контрастная динамика с чередованием «громко-тихо», мрачные тексты на тему отчуждения, одиночества, апатии и свободолюбия. Сильное влияние на становление гранжа оказали панк-рок и хэви-метал, хотя некоторые гранж-группы в большей степени акцентировались на одном из этих жанров[7]. Также на музыку направления повлияло звучание инди-рок-групп, таких как Sonic Youth и Pixies[8]. По сравнению с другими жанрами рок-музыки, эстетика гранжа была подчёркнуто демократичной и безыскусной, музыканты появлялись на публике в обычной, часто помятой или поношенной одежде и избегали театральности.
Впоследствии множество факторов способствовало стремительному снижению популярности жанра. В середине — конце 1990-х многие гранж-коллективы распались или стали менее активными, не в последнюю очередь из-за распространения наркотиков на этой музыкальной сцене. Лидер группы Nirvana Курт Кобейн, названный журналом
Слово «гранж» начало использоваться в музыкальном обиходе задолго до распространения этого термина в мейнстримовых СМИ, им обозначали музыкальный жанр Сиэтла. Одно из первых упоминаний слова относится к 1957 году — оно фигурировало на задней стороне обложки рокабилли-альбома Джонни Бёрнетта [11]. В 1965 году справочник «Американский английский подростковый сленг» описывал значение термина, как нечто «неряшливое, грязное или неопрятное»[12]. Кроме того, в 1972 году его использовал музыкальный критик Лестер Бэнгс[13], а в 1978 — обозреватель журнала NME Пол Рамбали для описания мейнстримового рока[14]. В 1986 году журнал Spin опубликовал статью, в которой говорилось: «Шум. Рок был всегда посвящён этому. В нём есть первобытный гранж…, дисторшн… и фузз…» — применительно к искажённому звучанию рок-музыки в целом[15].
Марк Арм, вокалист сиэтлской группы Green River, а позднее Mudhoney, считается первым, кто использовал термин «гранж» для описания музыкального жанра Сиэтла. Это произошло в 1981 году, когда музыкант написал письмо в местную андеграундную газету (англ.)русск. Desperate Times
Впоследствии Арм утверждал, что позаимствовал этот термин. По словам музыканта, он уже использовался в Австралии в середине 1980-х для описания таких групп, как King Snake Roost (англ.)русск., The Scientists (англ.)русск., Salamander Jim и Beasts of Bourbon [17]. Арм употреблял слово «гранж» как описательный, а не жанровый термин, однако в итоге им стали характеризовать звучание музыкальной сцены Сиэтла, основанное на комбинации жанров панка и метала[18]. По мнению журналистки Кэтрин Стронг, «грязный звук» некоторых коллективов конца 1980-х, которые объединяли определённые факторы — низкобюджетность, отсутствие опыта записи и «преднамеренный непрофессионализм», — также мог быть источником возникновения термина «гранж»[19]. Впоследствии термин использовался и в других формах; так, в 2016-м году писатель Джош Хендерсон, ссылаясь на представителей сиэтлской сцены 1990-х годов, называл их «гранжерами»[20].
В период формирования жанра его называли «pain rock» (рус. угнетающий рок), из-за ярко выраженного влияния «негативизма» группы Black Sabbath
«Powderfinger» | |
Канадский рок-музыкант Нил Янг был прозван «крёстным отцом гранжа» [24][25], благодаря работе музыканта с группой Crazy Horse, где он часто использовал эффект дисторшна для искажения гитарного звука. Янг оказал огромное влияние на многие гранж-группы, в первую очередь на Pearl Jam. Вторая сторона его студийного альбома Rust Never Sleeps воплотила многие ключевые черты жанра ещё до того, как он начал зарождаться[8][26]. | |
Помощь по воспроизведению |
Некоторые коллективы, связанные с гранжем, такие как Soundgarden, Pearl Jam и Alice in Chains, не испытывали предрасположенности к этому термину, предпочитая позиционировать себя как «рок-н-ролльные» группы[27][28][29]. Так, басист Soundgarden Бен Шеферд заявил в одном из интервью, что он «ненавидит слово» гранж «и ненавидит ассоциироваться с ним»[30]. По словам музыканта Джеффа Стетсона, когда он посещал Сиэтл в конце 1980-х и начале 1990-х годов, во время гастролей, местные музыканты не называли себя «гранж-исполнителями», не позиционировали свой стиль этим термином и им не льстило, что их музыку называли «гранжем»
Впоследствии редакция журнала Rolling Stone отмечала отсутствие чёткой формулировки определения жанра[32]. Музыкальный публицист Роберт Лосс также сетовал на трудности в описании термина; по его словам, чтобы объяснить, что такое гранж, можно рассказать несколько историй гранж-сцены, но как только вы попытаетесь описать термин таким образом, «он тут же выскользнет из ваших рук»[33]. В свою очередь, Рой Шукер утверждал, что термин «маскирует под собой множество стилей»[22]. По мнению публициста, гранж не являлся движением, «монолитным музыкальным жанром» или реакцией на глэм-метал 1980-х; он утверждал, что термин был подобран неправильно и базировался лишь на ажиотаже вокруг самого жанра[31]. Также Шукер подчёркивал, что «Саунд Сиэтла превратился в маркетинговую уловку для музыкальной индустрии» [22]. Стетсон высказывал схожее мнение, отмечая, что все популярные гранж-группы (Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden, Alice in chains, Mudhoney и Hammerbox) звучат по-разному[31]. Марк Ярм, автор книги «Everybody Loves Our Town: An Oral History of Grunge», также указывал на значительные различия между гранж-группами, подчёркивая, что некоторые из них базировались на музыке панка, другие же — хэви-метала[30].
Музыкальный стиль[править | править код]
Музыка гранжа имеет так называемую «уродливую» эстетику, что выражается в насыщенности мелодий дисторшном и мрачной тематике текстов. Этот принцип возник как противопоставление «лощёному» элегантному звучанию мейнстримового рока того времени, а также потому, что гранж-музыканты хотели отразить окружающее их «уродство» и отобразить «потаённые уголки и порочность» реального мира[34].
Сиэтлский музыкальный журналист Чарльз Р. Кросс описывал «гранж» как наполненную дисторшном, базирующуюся на низком строе и риффах рок-музыку, которая содержит громкий электрогитарный фидбэк и тяжёлые, «увесистые» басовые линии в качестве аккомпанемента песенных мелодий
Фуззовые элементы гранжа были заимствованы из музыки панк-рока (в частности, у американских исполнителей хардкора, таких как Black Flag) и хэви-метала (особенно у ранних метал-групп, таких как Black Sabbath), хотя творчество некоторых групп имело более выраженную склонность к одному из этих жанров. Редакция портала AllMusic называла гранж «гибридом», который сочетает в себе элементы хэви-метала и панк-рока[2]. В свою очередь, Алекс Дибласи прибавлял к этим жанрам ещё один — инди-рок, который называл третьим ключевым элементом направления, и подчёркивал, что наиболее сильное влияние в этом плане оказала «произвольная форма» нойза инди-группы Sonic Youth[1]. Помимо этого гранж позаимствовал из панка сырой, лоу-файный звук и схожую тематику текстов[2], а также перенял сумбурный и дилетантский подход к исполнению музыки и выступлениям на концертах. Тем не менее гранж звучал гораздо «глубже и мрачнее», нежели панк-рок, и был менее «адреналиновым» жанром, поскольку сбавлял ураганный темп панка до медленной, «тягучей» скорости, а также содержал более диссонирующие музыкальные гармонии[37].
Редактор телеканала Vh2 Дэн Такер отмечал, что гранж-группы были подвержены влиянию самых разных жанров. По его словам, в то время как Nirvana привлекал панк, Pearl Jam находились под влиянием классического рока (англ.)русск., а «медленные, мрачные, тяжёлые группы», такие как Soundgarden, Alice in Chains и TAD, имели зловещий, металический звук[комм. 2][39].
Некоторые ключевые фигуры в развитии гранж-звука, в том числе продюсер Джек Эндино (сотрудничавший с лейблом Sub Pop) и группа Melvins, объясняли наличие в жанре элементов музыки таких групп, как Kiss, «музыкальной провокацией». Гранж-исполнители считали эти группы «убогими», но тем не менее наслаждались ими; Базз Осборн из Melvins описал эту особенность как попытку проверить, насколько нелепые вещи могли сойти им с рук[40]. В начале 1990-х характерная музыкальная концепция песен Nirvana — «неожиданные паузы», а также чередование динамики «тихо/громко» — стали своеобразным каноном жанра[2].
Инструменты[править | править код]
Электрогитара[править | править код]
Недорогая и широко используемая в гранж-среде дисторшн-педаль BOSS DS-2. С помощью BOSS DS-2 и родственной ей DS-1 создавался один из ключевых гитарных эффектов, благодаря которому сформировался характерный рычащий, перегруженный гитарный звук музыки гранжаКак правило, гранж характеризуется тягучим электрогитарным звуком с «плотным» средним звуковым регистром, убранными на задний план высокими частотами и высоким уровнем дисторшна и фузза, на фоне которых используются небольшие перкуссионные педали, стомпбоксы (англ.)русск., в стиле 1970-х годов. Некоторые гитаристы объединяют несколько фуззовых педалей при помощи ламповых электроусилителей (англ.)русск. и акустических систем (т. н. спикер кабинетов)[41]. Среди гранж-музыкантов популярны мощные гитарные усилители фирмы Marshall[42], ряд исполнителей пользовались аппаратурой производства Mesa-Boogie, включая Курта Кобейна и Дэйва Грола (последний — в раннем творчестве группы Foo Fighters)[43]. Зачастую гранж называли рок-жанром с самым «громким звуком»; использование мощного дисторшна и громких усилителей сравнивалось с массированной «эскалацией звукового тумана»[44], один из публицистов даже критиковал жанр за чрезмерный «шум»[45]. Как и в случае с металом и хардкором, ключевой частью музыки гранжа являются пауэр-аккорды, пропущенные через эффект дисторшна[37].
В то время как метал-гитаристы создавали перегруженный звук за счёт сочетания перегруженного усилителя и педали дисторшна, гранж-гитаристы добивались характерного «грязного» звучания при помощи педалей фузза и овердрайва, а усилитель применялся по своему прямому назначению — для увеличения громкости звука[43]. Как правило, гранж-гитаристы использовали комбо-усилители Fender Twin Reverb (англ.)русск. и Fender Champion 100 (англ.)русск.[комм. 3][43]. Одной из причин популярности различных педалей-модуляторов в гранж-среде было стремление музыкантов отстраниться от дорогостоящих студийных эффектов[комм. 4], распространённых в других рок-жанрах. Любовь гранжеров к напольным педалям эффектов можно проследить в творчестве группы Mudhoney, которая соединила названия двух овердрайв-приборов — Univox Super-Fuzz (англ.)русск. и Big Muff (англ.)русск. — в названии своего дебютного мини-альбома Superfuzz Bigmuff[46]. По словам музыкального обозревателя Би-би-си, в одной из композиций записи, «Mudride», гитара группы «грохочет» словно «колошматящий кроманьонец»[47].
Среди других ключевых педалей в музыке гранж-движения выделяют четыре дисторшн-модулятора: Big Muff, DOD (англ.)русск., BOSS DS-1 и BOSS DS-2, а также педаль хорус-эффекта Small Clone (англ.)русск., в частности, используемую Куртом Кобейном в песне «Come as You Are» и группой Screaming Trees в композиции «Nearly Lost You»[43]. В свою очередь, дисторшн-педаль под названием The RAT сыграла ключевую роль в переходе Кобейна к методике изменения динамики в песнях — «тихо/громко»[48]. Популярность среди гранж-гитаристов компактных напольных педалей возродила интерес, а также повысила спрос на подобные изделия — модифицированные вручную аналоговые модуляторы в стиле 1970-х годов — среди музыкантов смежных жанров[41]. Ещё одним распространённым среди гранжеров гитарным эффектом являлась педаль wah-wah (англ.)русск. — один из немногих приборов, который, имея несложную конструкцию, не требовал внешнего источника питания и использовал простую схему модуляции. Одними из самых ярых приверженцев этого изделия были Ким Тайил и Джерри Кантрелл из группы Alice in Chains[41]. Также педаль была популярна среди гитаристов таких групп, как The Screaming Trees, Pearl Jam, Soundgarden, Mudhoney и Dinosaur Jr.[43].
На гранж-гитаристов оказало воздействие сырое, примитивное звучание панк-рока, и они отдавали предпочтение «энергии и отсутствию мастерства, а не техничности и виртуозности»; среди ключевых исполнителей, повлиявших на гитаристов этого жанра, выделяют Sex Pistols, The Dead Boys, Celtic Frost, Voivod, Нила Янга (вторая сторона альбома Rust Never Sleeps)[49], The Replacements, Hüsker Dü, Black Flag и The Melvins[50]. Среди гранжеров распространена громкая манера исполнения; так, в своём раннем творчестве Курт Кобейн пользовался системой звукоусилителей, объединяющей в себе четыре аппарата-громкоговорителя (англ.)русск. мощностью 800 Вт каждый. В свою очередь, Ким Тайил использовал вместо обычного гитарного усилителя басовый комбоусилитель (англ.)русск., оснащённый 15-дюймовым динамиком, который создавал более глубокий звуковой тон, когда он играл низкие риффы. Зачастую гранж-гитаристы настраивали свои инструменты на одну октаву ниже, чтобы добиться более низкого звука. Эффекты фидбэка, когда подключённая к усилителю электрогитара подносится вплотную к динамику, использовались для создания высоких, сустейновых звуков, которых было невозможно добиться при обычной гитарной технике[41].
Гитарные соло[править | править код]
Гранж-гитаристы были «категорически против» виртуозных «шреддовых» гитарных соло — одного из центральных элементов жанра хэви-метал, вместо этого они предпочитали мелодичные соло, навеянные блюзом и фокусирующиеся на мелодии «песни, а не на самом соло»[51]. По мнению Джерри Кантрелла из Alice in Chains, соло должно быть продолжением музыкальной композиции, а не демонстрацией технического мастерства гитариста[комм. 5]. В сравнении с пафосными виртуозами хэви-метала, гранжеры выглядели «гитарными антигероями»: так, Кобейн проявлял мало интереса к тому, чтобы добиться мастерского владения инструментом[50].
В статье газеты The Guardian «Гранж совершил преступление против музыки — он убил соло» Уилл Байерс утверждал, что хотя гитарному соло удалось пережить эпоху панк-рока, в период гранжа оно «оказалось на грани вымирания»[53]. По словам журналиста, когда Курт Кобейн исполнял соло на гитаре, которое представляло собой повторение основного мотива мелодии песни, фанаты начинали думать, что им не нужно быть виртуозами уровня Джими Хендрикса, чтобы играть на инструменте. По мнению публициста, такой подход помог сделать музыку более доступной для поклонников жанра, впервые создав что-то аналогичное феномену фолка 1960-х[54]. Отчасти это мнение подтверждал продюсер альбома Кобейна Nevermind Бутч Виг, который утверждал, что этот диск и Nirvana в целом «убили гитарное соло»[55]. В свою очередь, Ким Тайил сетовал, что чувствует частичную ответственность за «смерть гитарного соло»; по словам музыканта, его панк-рокерское мировоззрение стало причиной нежелания играть соло, поэтому в 1980-х вместо этого он предпочитал шуметь и экспериментировать с фидбэком[56]. Впоследствии редакция портала Baeble Music называла гранжевые соло 1990-х годов «сырыми», «небрежными» и «незатейливыми»[57].
Панковское мировоззрение гитариста группы Soundgarden Кима Тайила подтолкнуло его приуменьшить роль гитарного соло в своём творчестве в 1980-х годах, однако музыкант вновь вернулся к его исполнению после того, как ведущие гранж-группы, такие как Nirvana, начали игнорировать гитарные соло в своей музыкеТем не менее, не все музыкальные эксперты разделяли мнение, что «гранж убил гитарное соло». Так, по мнению публициста Шона Гонсалеса, творчество Pearl Jam содержит множество примеров гитарных соло. В свою очередь, писатель Майкл Азеррад высоко оценивал гитарные навыки Стива Тёрнера из Mudhoney, называя его «Эриком Клэптоном от гранжа»: аллюзия на британского блюз-музыканта[58], который был назван журналом Time одним из лучших гитаристов всех времён, фигурируя на 5-м месте соответствующего списка[59]. Гитарист Pearl Jam Майк Маккриди также высоко оценивался музыкальными экспертами за его быстрые блюзовые фразы[60]. В свою очередь, гитариста The Smashing Pumpkins Билли Коргана называли «гением арена-рока 1990-х», отмечая его новаторский стиль игры и творческий менталитет: с помощью своего мастерства он доказывал, что гранж-гитаристы не обязательно должны играть слабо, чтобы выразить свой протест против мейнстримовой музыки[60]. В свою очередь, Ким Тайил заявлял, что в то время как другие известные гранж-группы, такие как Nirvana, минимизировали свои гитарные соло, Soundgarden, напротив, вернули его обратно[56].
Бас-гитара[править | править код]
Музыкальный обозреватель портала About.com Мелисса Боббит отмечала техническое мастерство Д’арси Рецки, бас-гитаристки The Smashing Pumpkins[61]. По мнению публицистки, её «воинственная басовая линия» и «изящное звукоизвлечение» в песне «I Am One» «являлись элементами, которые связывали [композицию] воедино»[61]. Также Боббит хвалила басиста группы Alice in Chains Майка Старра, особо отмечая проделанную им работу в песне «Would?»: «…басовая линия звучит как извивающееся кольцо драконов (англ.)русск., как героин, унёсший жизнь Эндрю Вуда…»[комм. 6][61]. В свою очередь, рецензент журнала NME Эмили Бэркер утверждала, что именно «грязные, скользящие басовые линии» Криста Новоселича из Nirvana «скрепляли гранжевый хаос [звучащий] вокруг», намекая на динамичную манеру исполнения Кобейна и Дэйва Грола[62]. Ей вторил басист группы TAD Курт Дэниелсон, по словам которого, у него «совершенно снесло крышу от игры Новоселича»[63]. Одни из пионеров гранж-движения — Джек Эндино и Дэниел Хаус — использовали бас с эффектом фузза (англ.)русск. во время записи дебютного альбома (англ.)русск. своей группы Skin Yard, в период формирования этого жанра (1987 год)[64]. Некоторые гранж-басисты, такие как Бен Шеферд из Soundgarden, экспериментировали с многослойными, искажёнными пауэр-аккордами, настраивая инструмент по схеме C-G-C-G (через октаву)[65].
Как и гитаристы, гранж-басисты предпочитали мощные звукоусилители. Так, второй бас-гитарист группы Alice in Chains Майк Айнез (сменивший Старра в 1993 году) использовал четыре ламповых Ampeg SVT-2 PRO (англ.)русск., два из которых были подключены к четырём сабвуферам размером 1×18″ (для низкого регистра), а два других — к динамикам 8×10″[66]. Также похожие ламповые усилители (Ampeg SVT) применяли Крист Новоселич и Джефф Амент, последний выводил звук на четыре колонки размером 6×10″[67][68]. В свою очередь, Бен Шеферд использовал 300-ваттный ламповый Ampeg SVT-VR и 600-ваттный Mesa/Boogie Carbine M6[69].
Ударные[править | править код]
По мнению редакции журнала Modern Drummer Magazine (англ.)русск., одними из самых прогрессивных гранж-барабанщиков, сформировавших своей игрой «абразивный панко-металический саунд Сиэтла», были «крайне влиятельные» Дейл Кровер из Melvins и Алекс Винсент (англ.)русск. из Green River[70]. В свою очередь, составляя список из «10 лучших барабанщиков альтернативного рока 1990-х», Мелисса Боббит включила в него 5 музыкантов гранж-движения: Дэйва Грола (Nirvana), Джимми Чемберлина (The Smashing Pumpkins), Пэтти Шемел (англ.)русск. (Hole), Мэтта Кэмерона (Pearl Jam и Soundgarden), а также Лори Барберо (англ.)русск. (Babes in Toyland)[71]. Так, Боббит характеризовала Дэйва Грола как одарённого барабанщика, который просто «уничтожал свою ударную установку на концертах»[71]. Другие музыкальные публицисты также высоко оценивали мастерство Грола, выделяя его «точную и мощную» манеру исполнения[72], а также называя музыканта «самым экспрессивным и техничным ударником» в истории рок-музыки[70]. По мнению Боббит, Джимми Чемберлин обладал «джазовым фоном», который дополнял гранжевое звучание его группы «лёгкостью и многогранностью» джазового свинга в стиле Бадди Ричи[71]. Боббит утверждала, что хотя Шемел боролась с наркотиками и алкоголем во время пребывания в группе Кортни Лав, впоследствии она реабилитировалась и получила признание за «её умение [буквально] разорвать перкуссию»; рецензентка отмечает, что Шемел попала в Hole благодаря рекомендации Кобейна, который был впечатлён её навыками[71]. Описывая Мэтта Кэмерона, Боббит отмечала, что он играл по-разному в двух ключевых гранжевых группах — Pearl Jam и Soundgarden. Публицистка описывала ударника как «гранжевого [барабанного] гуру» и хвалила его «мощную» игру и «гигантскую» динамику звука. Она отмечала, что Крисс Корнелл называл Кэмерона важным элементом, который заряжал их уверенностью на концертах[71]. Также Боббит высоко оценивала Лори Барберо — барабанщицу-самоучку с «неподражаемой» ударной техникой, которая обладала «пламенным» звукоизвлечением и была способна «пробудить адское пламя» мощью своей перкуссии[71].
В отличие от «массивных барабанных установок», распространённых среди глэм-металистов 1980-х, аппаратура гранж-ударников представляла собой относительно небольшие наборы инструментов[73]. Так, Мэтт Кэмерон использовал установку из шести элементов (не учитывая тарелок): подвесные томы размерами 12х8 и 13×9-дюймов, напольные томы (англ.)русск. 16х14 и 18×16 дюймов, 24×14-дюймовую бас-бочку и малый барабан, а также тарелки фирмы Zildjian, в том числе 14-дюймовый хай-хэт, крэши размеров — 17, 18, 19, 20 дюймов и 22-дюймовый райд[74]. В свою очередь, будучи в Nirvana, Дэйв Грол пользовался конфигурацией аппаратуры, состоящей всего из четырёх компонентов фирмы Tama: малого барабана (8×14 дюймов), подвесного том-тома (14×15 дюймов), напольного том-тома (16×18 дюймов) и бас-барабана (16×24)[75]. Как и Кэмерон, Грол использовал тарелки фирмы Zildjian, среди которых были крэши размером 18 и 20 дюймов, 22-дюймовый райд и пара 15-дюймовых хай-хэтов[75].
Другие инструменты[править | править код]
Хотя клавишные инструменты редко используются гранж-группами, сиэтлский коллектив Gorilla создал прецедент, нарушив негласную концепцию «только гитары» добавлением к своей музыке орга́на фирмы Vox с винтажным звучанием в стиле 1960-х[76]. Также в 2002 году одним из музыкантов группы Pearl Jam стал клавишник по имени Кеннет Гаспар, который играл на фортепиано, орга́не Хаммонда, а также других клавишных инструментах. Приглашение клавишника в Pearl Jam считалось «немыслимым» в ранние, «гранжевые» годы коллектива, но оно демонстрирует, как звучание группы могло меняться с течением времени[77].
25 октября 1993 года журнал Time разместил на своей обложке фотографию Эдди Веддера в рамках статьи, посвящённой растущей популярности гранж-движения. Однако вокалист отказался давать журналу интервью и выражал недовольство по поводу своего появления на его обложке, тем самым выразив анти-медийную позицию, популярную в гранже[78]Вокал[править | править код]
Стиль гранж-вокалистов сравнивали с громким «импульсом», подобным сильно искажённой электрогитаре в своих звучании и подаче. Курт Кобейн использовал «грубую, невнятную артикуляцию и шероховатый тембр», тогда как Эдди Веддер предпочитал «широкое, мощное вибрато», чтобы продемонстрировать «глубину выразительности [своего голоса]»[46]. В целом гранж-вокалисты использовали «более глубокий вокальный стиль», который соответствовал низкому саунду, приглушённым гитарам и мрачным лирическим темам, характерным для этого жанра[41]. Вокал гранж-певцов варьируется от «хриплых, резких»[37] голосов до «рычащих, хнычущих, кричащих и бормочущих»[79], а также «жалобно стонущих»; столь широкий диапазон стилей использовался для передачи «разнообразных эмоций» текстов песен[80]. Так, реакцией Кобейна на «плохие времена» и недовольство эпохой было то, что он исполнял свой материал, используя крик[81]. По мнению журналистки Тары Тэлли, в целом бывает непросто разобрать, что поёт тот или иной гранж-вокалист; также она отмечала, что в этом жанре «избегают опереточности хэйр-метала»[81]. В свою очередь, музыкальный критик Билл Кларк описывал гранжевое пение как «находящееся на грани фальшивого вокала»[82].
По мнению журнала The Atlantic, четвёрка самых влиятельных гранж-певцов включает: Лейна Стэйли из Alice in Chains, которого называли «самым запоминающимся голосом» жанра за его умение донести «силу и ранимость»; Курта Кобейна, способного кричать и петь мелодично в одной и той же песне, как Джон Леннон; Криса Корнелла из Soundgarden, который мог вопить и петь высокие ноты, словно Роберт Плант, а также Эдди Веддера, чей голос сочетал в себе баритон в духе Джима Моррисона со смесью панк- и рок-стилей[83]. Публицист Джефф Стетсон хвалил вокал Кобейна и Марка Ланегана за их самобытность и называл Корнелла, Стейли и Кэрри Акре (англ.)русск. «одними из величайших голосов… которые можно услышать в современном роке»; также он утверждал, что эти певцы достигли своего вокального уровня без стандартной, в музыкальной индустрии 2010-х, «обработки музыкальных записей» с помощью софта Auto-Tune (англ.)русск., корректирующей высоту звука[31].
Тематика текстов[править | править код]
Тексты гранж-музыкантов, как правило, представляют собой мрачный, нигилистический материал[1], базирующийся на чувствах страха и страдания. Содержание песен затрагивает такие темы, как социальное отчуждение, апатия, пренебрежение, злоупотребление (англ.)русск., халатность, предательство, одиночество, эмоциональная изоляция (англ.)русск., психологическая травма, ущемление прав и стремление к свободе[84][85]. Джеффри Пирлин из Массачусетского технологического института подчёркивал, что тексты этого жанра «были одержимы бесправием», описывая их атмосферу, как «безысходное отчаяние»[86]. В свою очередь, журналистка Кэтрин Стронг утверждала, что гранж-песни, как правило, были посвящены «негативным переживаниям или чувствам», причём основными темами были отчуждение и депрессия, но с «иронической насмешкой»[87]. По мнению Тары Тэлли, гранж-музыканты выражали «сильные чувства» в своих текстах о «социальных проблемах», включая «желание „распять неискренних“»: подход, который фанаты жанра ценили за его аутентичность[88]. Тем не менее тексты гранж-исполнителей нередко критиковались за их «грубость и часто встречающуюся похабность»[89]. В 1996 году консервативный колумнист Рич Лоури (англ.)русск. написал эссе, критикующее гранж-субкультуру, — «Героин, наш герой», где назвал гранж музыкой, которая по большей части «лишена идеалов и импульсов для политических действий»[90].
«Touch Me I’m Sick» | |
Практически сразу после своего релиза песня стала хитом в инди-кругу и по-прежнему остаётся одной из самых известных композиций группы Mudhoney. При помощи тяжёлого дисторшна, раздражённого вокала, грубого баса и быстрой игры на ударных, группа достигла «грязного» звука, и тем самым не только оказала большое влияние на местных музыкантов, но и помогла развить гранж-течение в Сиэтле. По мнению Allmusic, «грубость и первобытная энергия мгновенно сделала песню гимном и классикой [гранжа], какой она остаётся и по сей день»[91]. | |
Помощь по воспроизведению |
Мрачной и депрессивной тематике текстов способствовал ряд факторов. Многие гранж-музыканты демонстрировали общее разочарование состоянием общества, а также дискомфорт в отношении социальных предрассудков. Лирика этого направления содержала «явные политические послания и… задавалась вопросами по поводу… общества и его [возможных] перемен»[92]. Несмотря на то, что гранжевые песни были менее политизированы, чем материал жанра панк, гранж-музыканты уделяли немало внимания социальным проблемам, особенно затрагивающим молодёжь[87]. Основными темами их текстов были «терпимость к различиям», «поддержка женщин», «недоверие к власти» и «цинизм по отношению к крупным корпорациям»[87]. Темы гранж-песен схожи с темами, которые затрагивали панк-музыканты. В 1992 году публицист Саймон Рейнольдс отметил, что «в целом, в [этой] культуре присутствует чувство выгорания. Молодёжь впадает в депрессию по поводу будущего»[93]. Темы гранж-песен — бездомность, самоубийство, изнасилование, паранойя[36][87], «распавшиеся семьи, наркомания и ненависть к себе» — резко контрастировали с текстами большинства глэм-металических групп, посвящёнными «жизни на полную катушку», вечеринкам и гедонизму[94].
В формировании тематики гранж-текстов прослеживаются общие «тревоги поколения X», отражающие демографическую атмосферу «разочарования и бесполезности»
описание и фото-примеры – Rehouz
Стиль гранж в интерьере – элегантная небрежность
Одним из модных направлений современного интерьерного дизайна по праву можно назвать стиль гранж. Соединяя в себе, казалось бы, несовместимые вещи, он привлекает своей необычностью и, в то же время, доступностью. Классические старинные предметы здесь соседствуют с практичной современностью, эффектно выделяясь на фоне нарочитой небрежности.
Стиль гранж в интерьере≡ Содержание:
История возникновения стиля
История появления и развития интерьерного стиля гранж начинается во французских провинциях XIX столетия. Сюда, устав от вычурности городской жизни, устремляются представители аристократии, чтобы обустроить родовое имение и спокойно насладиться прелестями простой деревенской жизни. Интерьеры таких домов отличаются практичностью и умиротворённостью.
Однако время берёт своё, и, в 80-х годах XX века, стиль гранж переживает второе рождение. Теперь он уже не такой, каким был раньше – гладкие стены сменяются необработанной кирпичной кладкой, полы приобретают демонстративную небрежность, а массивная мебель уступает место лёгким и раздвижным конструкциям.
Сегодняшний гранж – это стиль представителей различных субкультур, музыкантов и сторонников нестандартных решений.
Основная идея стиля
Основной идеей стиля гранж стало создание в интерьере атмосферы непринуждённости и комфорта, практичности и независимости от мнения окружающих. На переднем плане – простота и лаконичность, не оставляющие места вычурному декору и замысловатой отделке.
Особенности стиля
Для создания интерьерной композиции в стиле гранж необходимы два основных условия – просторное помещение и обилие света. Вся обстановка пропитана свободой, ей чужды излишества и затейливые украшения.
К особым приметам стиля можно отнести:
- балочный потолок;
- кирпичные стены;
- большие окна;
- тёплое, мягкое дополнительное освещение;
- натуральные материалы в отделке и текстиле;
- элегантную и практичную мебель;
- классические формы и плавные линии;
- спокойные, естественные цвета;
- простоту и лаконичность.
Материалы и отделка
В интерьерных решениях стиля гранж привлекает внимание незамысловатость отделки зачастую граничащая с лёгкой небрежностью.
Деревянные дощатые потолки с массивными балками обрабатываются лишь специальными защитными составами, не нарушающими естественного цвета и фактуры. В таком виде они эффектно дополняют покрашенные или оштукатуренные стены либо декоративную кирпичную кладку.
Альтернативный вариант – светлый потолок, с которого побелка живописными волнами «перетекает» на бетонные, кирпичные или каменные стены.
Некоторые части стеновых поверхностей эффектно декорируются деревянными арками или простыми, необработанными досками. Местами допустимо применение текстильных обоев с оригинальной фактурой.
Для пола используются следующие покрытия:
- плитка неброских оттенков;
- имитация камня;
- наливной бетон;
- крупный состаренный паркет.
Мебель в гранж интерьере
Для соответствия стилю гранж, предметы мебели, которыми будет обставлено помещение, должны быть простыми, но в то же время выразительными. Предпочтительны плавные, классические формы, без лишнего декора.
Обычно используются мебельные гарнитуры в светлых тонах. Самый распространённый материал – тик. Все элементы должны быть удобными и практичными, отличаясь отменным качеством и продуманностью деталей.
Для хранения мелких вещей используются открытые полки и стеллажи. Массивные шкафы для одежды здесь не актуальны, они уступают место облегчённым конструкциям, например, с жалюзийными дверками.
Стулья – лёгкие, столы и тумбочки – передвижные.
Мягкая мебель подразумевает удобный, часто угловой диван, и пару раскладных кресел.
Освещение
Особая роль в стиле гранж отводится искусственному освещению. Света должно быть достаточно много, но без навязчивости и лишней яркости. Не стоит разрушать впечатление от интерьера лампами дневного света. Лучше предпочесть небольшие кованые люстры, на цепях свисающие с потолка.
Также уместны различные торшеры, настенные и настольные светильники, добавляющие обстановке теплоты и вечернего уюта.
Текстиль
Все текстильные элементы в гранж-интерьере выполняются исключительно из натуральных материалов – хлопок, лён, сатин, шерсть. Шторы, обивка мебели и даже абажуры торшеров должны быть максимально простыми, однотонными, без рисунков. Кровать декорируется строгим, но мягким покрывалом или пледом без намёков на украшения и оборки.
Обязательный атрибут – небольшой напольный ковёр с длинным ворсом.
Цветовое оформление
Палитра стиля гранж – спокойная и неброская. Цветовую основу составляют серые, кирпично-коричневые и пастельные тона. Наряду с ними, достойное место находят и более яркие оттенки, но с некоторым «пыльным» налётом, напоминающим о воздействии времени.
Декоративные элементы
В качестве ненавязчивых дополнений к убранству в стиле гранж обычно используются элементы ковки с признаками старины, портреты на стенах и одно или несколько комнатных растений для оживления обстановки.
Интерьерное оформление в этом стиле декоративно само по себе, поэтому сувениры и аксессуары должны быть сведены к минимуму. Только очень необычные и дорогие сердцу.
Гранж в интерьере — фото
Дизайн в стиле гранж — видео:
Несмотря на видимое отсутствие роскоши и декоративных элементов, помещения, обустроенные в стиле гранж, всегда респектабельны и элегантны. Деревенская простота удачно сочетается в них с утончённой классикой, производя неизгладимое впечатление свободы и независимости.
+ Похожие стили:
Стиль гранж в дизайне сайта
В нашем блоге мы продолжаем рассказывать о различных стилях в веб-дизайне, и в этой статье поговорим о стиле гранж. Это направление не так популярно в дизайне сайтов, но часто встречается в отдельных элементах на страницах. Несмотря на то, что сейчас в тренде — чистота, минимализм и плоские элементы, стиль гранж также используется на ресурсах с определенной атмосферой, поэтому проигнорировать данное направление не получится. Разберемся, что из себя представляет данный стиль, рассмотрим основные особенности и воплощения стиля гранж в современном веб-дизайне.
Что такое стиль гранж
С английского «гранж» переводится как «неопрятный», «отталкивающий». Это направление относится не только к вебу, но и ко всему дизайну в целом. Стиль возник в 80-е годы как протест гламуру, неестественной красоте. Сначала данное направление появилось в музыке, одновременно с панком, а затем перешло в остальные сферы.
Стиль гранж в веб-дизайне также появился как альтернатива стилю web 2.0 — простому, яркому и легкому направлению. Пример сайта в стиле гранж:
Гранж в дизайне сайтов — это не то направление, где все выглядит неопрятно, «уродливо» и элементы наслаиваются друг на друга. В веб-дизайне данный стиль проявляется в различных текстурах, иллюстрациях и общей атмосфере «бунтарства». Гранж чем-то похож на стиль ретро, о котором мы говорили в этой статье. Однако, есть некоторые особенности, которые присущи только направлению гранж. Разберемся, чем стиль отличается от остальных направлений и приведем примеры макетов.
Особенности стиля гранж в веб-дизайне
Гранж — это своеобразный протест четкости форм, простоте и легкости, яркости. Поэтому на первый взгляд такие сайты представляют собой «тяжелые» веб-страницы с легкой небрежностью и потертостью временем. Рассмотрим основные особенности данного стиля.
Палитра цветов
В отличие от ярких иллюстраций ретро, стиль гранж характеризуется темной и серой палитрой цветов. Это могут быть коричневые цвета, различные наложенные темные эффекты на фото.
Палитра цветов накладывает свой отпечаток на саму атмосферу сайта. Обычно это какие-то «мужские» проекты, где нет места бантикам и легким формам. Цветовые оттенки часто приглушенные и матовые, не используются пастельные тона. Болотно-зеленый, серый, коричневый, черный, бордовый, песочный и оранжевый — основная цветовая палитра стиля гранж.
Безусловно, бывают и исключения. Однако, сам стиль подразумевает неряшливость, потертость, поэтому такие цвета как нельзя лучше отражают саму атмосферу стиля.
Текстуры и паттерны
Вместе с темными и серыми цветами применяются различные текстуры и паттерны. Дерево, старая бумага, шумы и потертости — основные эффекты, которые используются в качестве фона для сайта. Часто применяется имитация природных материалов. Например:
Здесь в качестве фона используется текстура, напоминающая мраморную плиту. Черные разводы на серо-белом цвете создают ту атмосферу, которая присуща стилю гранж — макет немного грязноват, но в то же время есть ощущение серьезного бренда.
Также сами изображения могут обрабатываться в этом стиле — дизайнеры добавляют фотографиям потертости, царапины, шумы.
Типографика
Стилю гранж присуща также необычная типографика. Дизайнеры отходят от стандартных шрифтов и придумывают собственные, отличающиеся от обычных приемов. Также на надписи могут накладывать различные эффекты:
Типографика — одна из особенностей стиля, которая помогает дизайнерам выразить себя. Дизайнеры создают собственные шрифты, в том числе 3D типографику и «рукописные» шрифты, которые имитируют человеческий почерк. Также в типографике гранж используют различные эффекты: размытия, потертости, или наоборот заостренные буквы. Типографика гранж — обычно крупные надписи, хаотично размещенные на макете. Однако, даже в таком творческом направлении дизайнеры не забывают о юзабилити и для большой контентной части используют стандартные шрифты для лучшей читабельности текста.
Элементы
Еще одна особенность стиля гранж — использование различных декоративных деталей. Это могут быть различные значки и эмблемы, скрепки, листы бумаги и прочие украшения макета, которые передают дух бунтарства. Также могут использоваться кляксы, брызги. Иногда стиль гранж называют «хипстерским» именно из-за этой особенности.
На примере показан типичный макет в стиле гранж: темные тона и изображения, использование текстур, необычная типографика с эффектами. Также есть на макете декоративные детали: сама контентная часть располагается на объемном блоке, который имитирует лист старой бумаги, есть элементы в виде небольших стикеров, закрепляющиеся скрепками.
Также могут использоваться различные иллюстрации в данном стиле. Например:
Текстурность, тематические иллюстрации, сама концепция сайта подходит стилю гранж и в то же время сочетается с современными веб-формами и плоскими решениями.
Такой подход не так популярен в современном веб-дизайне. Это происходит потому, что сейчас дизайнеры стараются следовать принципам юзабилити и не использовать лишние элементы для украшения, так как такие детали:
- Мешают восприятию контента. Пользователь отвлекается на рассматривание дизайна блоков и просто может не прочитать нужную информацию.
- Нарушают композицию и структуру, что также сказывается на восприятии контента.
- Макет страницы выглядит «тяжелым» и несовременным.
Однако, в некоторых случаях дизайнеры все же возвращаются к прежним трендам и создают макеты с украшениями, декоративными деталями и дополнительными элементами. Как правило, это происходит при создании дизайна ресурсов, которые также пропагандируют творческий подход.
Эффекты
Эффекты могут использоваться не только при обработке изображений, но и в расположении самих блоков на сайте. Потертости, царапины, небрежность — основные детали стиля, которые также применяются в структуре и композиции макета.
На этом примере мы видим текстурный фон, дополнительные детали в виде различных рисованных значков. Также при переходе с главного экрана используется эффект потертости, который и создает особую атмосферу — горные походы, путешествия и приключения, отрешенность от остального мира. Наложенный эффект дымки на фото также добавляет оригинальности и таинственности.
Такие эффекты в основном нужны для определенной цели — создание атмосферы на сайте. Это также является особенностью данного стиля.
Атмосфера
Стиль гранж появился как альтернатива гламурной красоте и идеализированных представлений об одежде, музыке и жизни в целом. Гранж — бунтарский стиль, который говорит о том, что все может быть индивидуальным, не соответствующим стандартам красоты. Именно гранж так понравился рокерам, которые также бунтовали против стандартов. Все это воплотилось сначала в одежде и музыке, а потом постепенно перешло в другие сферы.
В веб-дизайне гранж также играет определенную роль. Тренд появился в то время, когда популярным стилем было также стандартизированное направление web 2.0, которое отличается простотой и легкостью. Гранж внес индивидуальности в веб-дизайн, показал, что разработчики могут использовать креативные решения, которые также будут нравиться пользователям.
Гранж — это направление, где можно подойти к созданию макета творчески, не ограничивая себя стандартной структурой или композицией. Именно поэтому стиль подходит бунтарям, творческим людям, музыкантам и художникам, путешественникам.
Юзабилити для сайта в стиле гранж
Несмотря на то, что стиль гранж в основном считается творческим направлением, дизайнерам не стоит забывать о юзабилити на сайте. Даже если креативные решения нравятся пользователям, клиентам также должно быть удобно пользоваться ресурсам и легко воспринимать информацию. Что нужно учитывать при создании дизайна сайта в стиле гранж.
1. Качество изображений и количество эффектов
Так как гранж воспринимается как альтернатива стандартам, иногда дизайнеры используют некачественные изображения. Однако, это не совсем правильная практика. Из-за того, что фото и иллюстрации на сайтах низкого разрешения или на них наложено слишком много эффектов, макет «удешевляется» в глазах пользователей. Сайт не вызывает доверия и клиенты могут уйти к конкурентам с более простым, но качественным контентом.
2. Типографика
Несмотря на то, что в стиле гранж могут использоваться креативные решения в типографике, нужно не забывать о содержании контента. Если пользователь не сможет прочитать текст из-за «потертого» шрифта, дизайн сам по себе теряет ценность, так как главная цель дизайнера — правильно презентовать компанию и повысить уровень конверсии ресурса.
3. Количество декоративных элементов и эффектов
Безусловно, декоративные элементы, оригинальные блоки и различные эффекты украшают сайт. Однако, много декоративных деталей может ухудшить восприятие пользователя. Поэтому нужно использовать элементы и эффекты в меру, не мешать пользователю воспринимать контент и не отвлекать его от целевых действий.
4. Уместность
Стиль гранж подходит далеко не всем ресурсам. Так как главное в стиле — передача атмосферы, не все сайты подходят под данное направление. Дух авантюризма, индивидуальность, бунтарство — все это может быть неуместным на информационных сайтах, на ресурсах серьезных компаний. Также такой стиль напоминает ретро, а значит, не уместен в дизайне веб-страниц, связанных с современными технологиями. В основном направление используется в дизайне музыкальных сайтов и других творческих порталов, тревел-агентств, а также дизайне компаний, у которых основная целевая аудитория — мужчины. Например, барбершопов, магазинов военной одежды и прочее.
Гранж и отдельные элементы в дизайне
В современном веб-дизайне гранж претерпевает некоторые изменения. Теперь данный стиль практически не используется в своем первозданном виде, как это было раньше, как, например, вот здесь:
Сейчас современные дизайнеры стараются совмещать различные стили и брать из них только самое лучшее. Например, используют эффекты и атмосферу стиля гранж и современные формы, качественные яркие изображения и типографику:
Такой подход нравится пользователям: темные тона и субкультурные мотивы уходят и заменяются привычными красивыми пейзажами, но все же остаются потертости и царапины, которые придают макету дух авантюризма и ностальгии.
Кроме того, в современном дизайне все больше используются текстуры и паттерны. Больше об этом явлении мы писали здесь.
Также элементы гранж могут использоваться на сайтах в виде эффектов и основной концепции. Например:
Это сайт музыканта, выполненный в стиле гранж. Здесь присутствуют темные тона, текстурные изображения на фоне. Однако, мы видим, что есть и элементы из современных стилей — сама организация контента, кнопки и переключатели, типографика.
Также можно увидеть атмосферу гранжа в таких, казалось бы, минималистичных сайтах:
Однако, здесь мы видим ту же текстурность, палитру цветов, тематические изображения, необычную типографику и декоративные детали. На этом примере гранж отлично слился с минимализмом и представляет собой единую концепцию, сочетающую в себе креативность и юзабилити.
Стиль гранж подходит не для всех ресурсов. При выборе стиля дизайнер должен понять, что он хочет сказать пользователям, какую атмосферу на сайте он хочет создать. Приключения, авантюризм, оригинальность, индивидуальность и творчество — вот основной посыл, который несет стиль гранж.
Студия дизайна IDBI занимается созданием дизайна сайтов в различных стилях и направлениях. Это может быть как минималистичный дизайн для интернет-магазина, построенный на всех принципах юзабилити, так и стиль гранж для барбершопа или веб-страницы для поездок в горы. При выборе направления мы учитываем специфику ресурса, технические возможности сайта, а также его назначение. Наша главная цель — помочь клиентам поднять уровень конверсии сайта, а пользователям ресурса — найти нужный товар и быстро заказать услугу. С нашими работами можно ознакомиться в разделе «Портфолио».
отличительные черты дизайна и фото идеи
Историческая справка: Для начала, давайте заглянем в историю возникновения стиля гранж. Многие думают, что родиной гранжа является Америка, но на самом деле он зародился во Франции XIX века. Аристократы в интерьере своих загородных домов придерживались простоты, но при этом обстановка была элегантной, провинциальность сочеталась с элитарными вкусами.
Особенности оформления
Простота и легкость в интерьере
Гранж требует много пространства и света, поэтому маленькие темные комнаты с давящими потолками ему не подойдут. Комната должна изобиловать дневным светом, а искусственное освещение должно быть мягкое и теплое, но не резкое.
При отделке стен и прочих поверхностей стоит помнить, что гранж не приемлет излишеств в виде лепнины или позолоченных деталях. Оформление должно быть простым, с использованием натуральных материалов. В интерьере много воздуха, поэтому нет места лишним деталям, в комнате присутствует только нужная мебель и предметы декора.
Натуральные материалы
Одним из главных принципов стиля гранж является применение исключительно качественных материалов натурального происхождения. Это может быть кирпич, дерево или камень. Часто в интерьере применяется эффект состаривания фактур, либо необработанные материалы. Например, кирпич без отделки. Дерево используют в отделке стен, потолка или пола. Потолок может быть оформлен грубыми необработанными балками. Стены также могут быть обиты грубой древесиной без покраски естественного цвета. Для выкладки пола подходит камень или керамическая плитка, а также крупный паркет.
Текстильная составляющая также должна отвечать принципу натуральности, подойдут такие ткани как лен, хлопок, шелк, сатин, шерсть, в некоторых случаях уместен мех и кожа. Натуральность материалов, используемых в интерьере призвана акцентировать внимание на его стремлении к природному балансу и гармонии.
Мебель в стиле гранж
При обустройстве интерьера предпочтение отдается элегантности, классическим формам и мягкость линий. При выборе мебели стоит обратить внимание на тенденции шестидесятых годов, если говорить о диванах и прочей традиционной мягкой мебели, и естественно на вещи из дерева.
Естественная цветовая гамма
Традиционными для направления гранж считается серый, бежевый, белый, черный, коричневый, темно-синий цвета и их нейтральные мягкие оттенки. Благодаря теплой и ненавязчивой цветовой гамме интерьер в стиле гранж позволяет расслабиться и побуждает к творчеству.
Металлические цвета могут применяться мягко и ненавязчиво в умеренном количестве для расстановки акцентов. Так, например, платина в сочетании с деревом может быть использована в качестве материала для рам, обрамляющих зеркала. Рамки с фотографиями также допускают присутствие металла.
Детали интерьера
Важно отметить те характерные особенности, которые являются неотъемлемыми для направления гранж:
- Ковка. Это могут быть ножки кресел, светильники, фурнитура, которая служит в качестве украшения каких-то предметов мебели. Но не должно быть блеска и эффекта новизны, напротив очень важна матовость и эффект старины.
- Ковры. В интерьере большее предпочтение отдается длинноворсным коврам. Геометрические узоры и цветочный принт также могут быть уместны.
- Шторы. Днем свет должен беспрепятственно проникать в комнату, так как изобилие света является одной из ключевых особенностей направления гранж. Шторы должны быть простой фактуры и кроя из натуральных тканей.
Декор в стиле гранж
Декорирование характерно в умеренных количествах и в очень гармоничном исполнении. Ведь гранж сам по себе достаточно самобытен и нет необходимости в изобилии декора. Отделка поверхностей, ковка, текстиль – все эти элементы уже достаточно необычны и уже служат в качестве декоративных элементов.
Можно, например, поиграть со светом, подобрав необычные светильники. Это могут быть и классические абажуры или ковка, а также что-то креативное в виде статуэток или фигурок животных. Плед на диване и подушки в тон интерьеру из натуральных тканей сделают комнату еще более уютной и комфортной. А яркое произведение искусства в стиле поп-арт, картина например, станет хорошим завершающим акцентом в гранж интерьере.
Фото галерея
Ниже представлены фото примеры использования стиля гранж в комнатах различного функционального назначения.
Стиль «Гранж», для тех, кто устал от моды
Перед тем как рассказать о самом стиле, немного углублюсь в историю его возникновения.
Почему это важно? Стиль не появляется сам по себе – он отражение социальных, культурных и экономических явлений. Сегодня нет диктатуры моды, но тренд – это тоже ответ на какой-то запрос общества.
Чем вам поможет эта информация? Если вас тянет на какой-то стиль, то узнав историю его возникновения, вы поймете, каким вашим внутренним запросам он отвечает. Или, наоборот, зная свой внутренний запрос, вы сможете подобрать стиль.
Так что же такое «гранж»? В первую очередь – это стиль в музыке, который появился в конце 90-х годов. И перевод этого слова – «грязь» относиться к музыкальному звучанию.
Как следствие «иконы» этого стиля – музыканты рок-групп играющих музыку «гранж». Например, Кортни Лав и Курт Кобейн.
В чем фишка? Это были музыканты из Сиэтла, у которых не было специальных костюмов и на сцену они выходили как есть, т.е. в том, в чем ходили обычно.
Поэтому, неизменные атрибуты этого стиля: фланелевые рубашки в клетку, джинсы и удобная обувь.
Этим стилем вы заявляете: мне все равно, что вы обо мне думаете, мне в этом удобно.
Итак, что вам важно знать, если вы решите обратиться к стилю гранж?
1. Этот стиль небрежен, причем, не так как Casual, а вообще небрежен-небрежен.
2. Во главе угла стоит удобство.
3. Современный гранж сильно отличается от того, что был 20 лет назад. Он намного изящнее и аккуратнее, теперь, это не острый протест, а скорее ирония над модой.
И, главное, гранж от прочих «удобных» стилей отличает то, что это стиль плохих мальчиков и девочек, так что у вас в характере должен быть sex drugs & rock-n-roll или, хотя бы, рок-н-ролл.
Если вы решили освоить этот стиль, то стоит обзавестись:
— джинсы, желательно поношенные и рваные, шорты
— свитера грубой вязки
— фланелевые рубашки в клетку, причем, вы можете носить их и завязанными на бедрах
— грубая, удобная обувь
— кожаные куртки
— сарафаны, комбинезоны
— платья в цветочек
— черные юбки
— футболки с принтами
— гольфы, желательно тоже рваные.
Цвета чаще всего темные и насыщенные (и клетка, клетка, клетка… я ее очень люблю). Ткани, преимущественно, натуральные.
Как вы поняли, в основе стиля – небрежность, поэтому добавьте к этому:
— рваные края
— спущенные петли
— одежду и обувь с эффектом поношенности
— одежда, как с чужого плеча
— многослойность.
Прическа тоже отражает небрежность, обычно это распущенные волосы в стиле «я просто мою голову и иду».
Макияж либо темный, либо отсутствует.
Аксессуары:
— шляпы или шапки
— небольшие и неброские украшения. Вы же не стараетесь.
— тяжелая обувь, но могут быть и кеды.
— рюкзаки или сумки. Обычно из кожи.
Это, если в «классическом» его виде. По факту же – берите что хотите. Это гранж – тут все можно:
«Гранж» и другие стили
Поскольку, одна из отличительных черт этого стиля – эклектика, то в самом стиле можно встретить и элементы панка и этно и кантри. Следовательно, он очень хорошо сочетается с другими стилями, делая их неформальными.
Гранж и панк или готика
Гранж часто путают с бохо, хиппи, кантри, потому что он зачастую включает черты этих стилей, но он всегда более «дерзкий».
Гранж и casual. Дозируя количество элементов из стиля гранж вы можете вполне вписываться в городской стиль, без выраженного протеста.
Яркий пример — моя любимица Дженни Хамфри из сериала «Сплетница». В одном из сезонов они использовали такой «причесанный» гранж.
Кто-то полагает, что гранж и элементы «гламура» не совместимы, потому что гранж – это антигламур, но мне как раз кажется, что в этом и есть самый кайф – обостренное противоречие, которое я так люблю в стиле и по жизни.
Как видите, этот стиль любит эксперименты. Так что, выбирайте то, что по душе и носите с удовольствием.
Целую, Наташа Тан
Как одеваться в стиле Гранж мужчинам (90 фото) и что значит «софт-гранж» в одежде для девушек
В выражении мировоззрения, образа возник стиль гранж, проявивший свою индивидуальность для тех, кому надоел гламур, роскошь, сдержанность. Он совмещает в себе «несовместимые» вещи, создавая комфорт и удобство, показывая внешне небрежность и противоречия.
История появления
Выражение Nirvana, рок-музыки, молодежной культуры в конце восьмидесятых годов прошлого века воплотилось в стиле гранж в американском Сиэтле, который представляет собой сочетание панк-культуры и некоторых особенностей хиппи, о которых говорят потертости в дениме, одежде с заплатками и дырами, вытрепанными нитями в пиджаках, свитерах, многослойностью и вкраплениями эклектики. В переводе с английского «Grunge» обозначает отталкивающий, неприятный.
Курт Кобейн стал родоначальником уличной моды. Имеющий ирландские корни и родом из штата Вашингтон, детство провел в семье, где среди близких были музыканты. Рано проявленный харизматичный, творческий, агрессивный характер и не детский интерес к рок-направлению, уже в четырнадцать лет привел к созданию своей группы, что через небольшой промежуток времени позволило ярко ворваться ему на сцену.
Все больше групп людей, избирают протестное направление, возникшее в 90-х годах, становятся его поклонниками, а с 1993 года дизайнер Марк Джекобс возглавил движение и представил новую коллекцию, объединяющую в себе материалы разнообразных фактур, сломав стереотипы в комбинировании различных направлений моды и вызывал восхищение подростков. Молодежь искала возможность выделиться, найти свою индивидуальность, выразить отношение к жизни и стилисты на подиуме показали очень простую, оригинальную линию в виде легких, воздушных блузок, платьев и брутальной, грубой обуви на толстой подошве, растянутых свитеров и рваных джинс, искали в образах душу, философию и все дальше уходили от классики, роскоши, противопоставляя гламуру и лоску. Такие изменения привлекли внимание мира моды к клетчатым рубашкам неряшливого вида, платьям с нежным рисунком, милитари в цветовом решении.
Различие стилей
Со времени появления гранж новые течения и субкультуры немного вытеснили моду улицы, музыки, жизни молодежи, но сейчас происходит повторное возрождение. Благодаря поискам дизайнеров различных ответвлений стиля, привело к рождению новых направлений для молодых людей от четырнадцати до восемнадцати лет, которые хотят выделиться в обществе и создают эксклюзивные, пессимистические и даже агрессивные образы.
Софт-гранж, что в переводе обозначает «мягкий», представляет собой небрежность в деталях, состаренность и винтажность, о чем говорит дизайн одежды с рваными элементами и приглушенной цветовой палитрой, состоящей из серых, черных, коричневых, бежевых цветов, с принтами в виде царапин, изображениями, с написанными от руки шрифтами, неаккуратно набитыми через трафарет, других элементов рок-культуры. Этот же стиль используется в основе оформления кафе, музыкальных студий, фан-клубов, тематических сайтов, аксессуаров и создании стильных фотографий, где искусство гранжа подчеркивается бледной кожей, тощими формами, вещами с шипами, вытрепанными джинсами и техникой смазанного макияжа.
Стиль глам-гранж отмечен женственностью: свободная рубашка и кожаная куртка неплохо будет комбинироваться с жилетом, футболка с принтом сочетаться с короткой юбкой или облегающими джинсами, туфли на тонком каблуке или «мужские» ботинки объединяться с такими аксессуарами, как ремень декорированный пряжкой и заклепками, легкий платок на шее.
Дизайнеры в нео-гранж попытались соединить женственность с творческой небрежностью: высокие тонкие каблуки с металлическими украшениями, в виде булавок или шипов, с кожаными юбками и платьями в черных, депрессивных цветах. В модных просторных рубахах, летнего сезона, хитом стала клетка различных размеров, преимущественно выцветших тонов. Она же используется в отделке брюк, комбинезонов, в основном для заплаток, карманов, подшивки низа. Смешивание романтики и одежды кэжуал с элементами гранж чаще всего объединяют такие вещи, как тяжелые ботинки, габаритные свитера грубой вязки или подходящие аксессуары.
Модные тенденции
Мода гранж предлагает стильный лук и чувство свободы, воли, самовыражения как для женщин так и для мужчин, в одежде которых преобладает обычная мешковатость, пессимистичность, беспорядок, обычно граничащие с выразительностью и индивидуальностью, подтверждением чего есть брюки галифе, тельняшки, камуфляжные расцветки.
Мужчины не очень любят носить классический костюм, им больше по душе раскованность в движении, комфорт, поэтому им удобней надеть джинсы с дырками, не глаженую рубашку в клетку, мягкий, поношенный, изрядно растянутый свитер с эффектом поношенности, обувь и при этом иметь ультрамодную стрижку и пахнуть хорошим парфюмом.
В женском гранже, несмотря на протестный вид, в образе комбинируются и используются однотонные, различные по фактуре материалы, как натуральная кожа, приятный замш, шерсть, легкая органза, джинс, воздушный шифон, возможно с присутствием налета жатости или потертости. Для девушек сочетание хлопчатобумажных свободных одежд с цветочным узором платьев в компании рваных леггинсов или колготок, тоже хорошо уживаются в этой теме. Своеобразно обработанные джинсы с дырками и вытрепанными краями, рубашки с нашитыми заплатками, трикотажные объемные вещи, состаренные и потрепанные футболки, помятые платья, затертые кроссовки должны быть качественными, из хороших материалов и вышеперечисленные свойства иметь в виде эффекта для поддержания стиля и являться составляющей частью модного лука — уличного, молодежного, бунтарского духа.
В стиле гранж себя находят модники в возрасте после 40 лет, выигрышно используя многослойность, свободно и комфортно себя чувствуют в натуральных, добротных тканях, туфлях-балетках, в обуви на широком, невысоком каблуке или умеренной платформе, легко носят неяркие цвета, длину платьев и юбок в пол, удлиненный крой рубашек и туник без экстравагантных элементов, а не агрессивные украшения, шарфики, оригинальные очки в стиль добавляют им индивидуальности.
Когда-то молодежное направление показало что такое гранж даже в детской моде. Оно несет в себе многоярусность в юбках, широких сарафанах, джинсах, обыгранных помятостями или потрёпанностями, в неброской, натуральной цветовой гамме из простых тканей, как лен, хлопок, батист и без намека на классический стиль. Гранж покоряет подиумы и жизнь детей: благодаря разным фактурам и оттенкам материалов есть возможность поиграть и пофантазировать в создании героев, воспитать и привить вкус как одеваться, развить творческое воображение в придуманных образах пиратов или эльфов.
Независимо от особенностей фигуры, можно быть стильной и изящной летом и зимой даже полным, умея комбинировать в одном образе несколько модных направлений. Микс хиппи, милитари, винтажа поработает на имидж с использованием объемной, свободной одежды, которая скорректирует фигуру, женственная многослойность скроет несовершенство комплекции, откроет эмоциональную натуру, струящиеся натуральные ткани будут изящно облегать формы, а нестандартный крой с защипами и драпировками позволят модницам чувствовать себя комфортно.
Свадебный наряд гранж отличается вызовом, решительностью, оригинальностью так как платье невесты возможно в любом допустимом стилем цвете, в нетрадиционном крое, по желанию может быть дополнено джинсовой курткой или косухой, в сочетании с тяжелыми туфлями и соответствующими аксессуарами, небрежной укладкой волос, возможно даже с прядью, окрашенной в яркий цвет. Повседневная одежда вполне неплохо смотрится в раскованном образе жениха в сочетании белой свободной рубашки, джинс, кед или мокасин.
Каждая женщина в своем гардеробе имеет кардиган, пришедший к нам еще от бабушек и получивший второе дыхание в шестидесятые годы. В девяностые, с возрождением гранжа, модницы с удовольствием стали сочетать растянутые, с длинными, вытянутыми рукавами, не ярких цветов кофты с маленькими платьями в мелкий цветочек, юбками-миди, джинсами и ботинками на толстой платформе, дав им второе дыхание. Гранжевая тема предлагает женственный, неоднозначный образ в комплекте с другими вещами этого стиля, особенно с модными вариантами низа.
Фотосессия в стиле Гранж, как и в одежде, состоит из смелых сочетаний, которые ограничены используемым цветом и постановкой образа, где преобладают мрачные тона декораций. Создавая образ, основными являются стильные детали такие как тематическая обстановка, одежда, стрижка и атрибуты, применяемые фотографом в работе. Для получения хорошего творческого результата, не желательно нарушать принципы модного направления, поколения свободных и целеустремленных, раскованных молодых людей.
Чаще всего съемки проходят на улицах или площадях городов, что гармонично и естественно смотрится, но обстановка леса или обустроенной в тему студии сможет тоже передать творческую атмосферу. Такие детали, как потертые, рваные джинсы, выцветшие, большие по размеру футболки, затертые майки с торчащими нитками, клетчатые рубашки, обувь в стиле милитари отлично подойдут для фотосессии. Свобода гранж-стиля диктует раскрепощенное позирование во время фотосессии, а это сутулость, развязность, нестандартное видение ситуации, широко расставленные ноги, некрасивые стойки, безэмоциональность лица с небольшим, организованным беспорядком в прическе вместе со скромным макияжем, c акцентом на темные глаза. В фотографиях гранж приветствуется эффект пятен, царапин, игра света, а если во время процесса вы попали под дождь, то грязь, мокрая одежда это только усилит, неплохо это смотрится на фоне старых, заброшенных домов или ободранных стен. Гранжевая фотография пользуется популярностью среди рок-музыкантов, при создании постеров, показах новых коллекций. Сегодня признана портретная съемка, открывающая скрытые личные черты человека.
Прически и аксессуары
Неаккуратные хвосты с несколько выпавшими прядями, высветленные пучки с видом отросших корней волос, яркое вызывающее окрашивание гармонирует в образе с полным отсутствием макияжа или, если совсем трудно так выйти из дома, несколько акцентов могут присутствовать в виде красных или бордовых губ, темных глаз, не естественного, бледного оттенка тонального крема. Приветствуется эффект неопрятности волос и выбеленные и обесцвеченные пучки, но это все-таки укладки с использованием стильных деталей в виде асимметрии на средней длине, на коротких волосах — мокрых укладок. Стрижка каре, боб и боб-каре сегодня в тренде, подходят девушкам разного возраста и с любым овалом лица, благодаря этому универсальны, естественно подчеркивают модные тенденции и сочетаются с гранж-стилем. Практичность, простота в уходе нужна независимым людям, текстурированный боб поможет создать легкий беспорядок и небрежность, внесет креативности, так же как удлиненные, рваные боковые пряди, одинаковые или асимметричные, длинная косая челка.
В головных уборах гранж допустима черная, широкополая шляпа, бесформенные, свободные береты и вязанные шапки, шарф-труба, а в укладках одобряется небрежность и естественность и они вписываются в лук свободного человека.
Брутальная обувь гранж имеет свою специфику: она уместна на несколько размеров больше ноги ее владелицы, сапоги или берцы должны быть с широким голенищем и армейским уклоном, с подобными характеристиками подойдут и туфли. Детали рок — стиля, в виде заклепок, молний, шипов и искусственно созданных потертостей, станут отличным и верным дополнением лука. Высота обуви подходит как низкая, так и высокая, уместны модели на шнуровке, лучше, если она обута на босу ногу и выполнена не из дешевых материалов.
Недорогие и неординарной формы аксессуары без изяществ и классики — отличительная черта модного направления, основанного на духовной составляющей, а не на материальной. Выражается это в массивных цепях, крупных кольцах, браслетах, крупных солнцезащитных очках в своеобразных оправах, бесформенных торбах или рюкзаках, больших черных или коричневых сумках-клатчах из грубой кожи, в дополнении с декоративными элементами, накладными карманами, использованием металлических деталей и знаков рок-стиля.
Гранж и знаменитости
Протест в одежде поддерживают многие мировые подиумы и, если присмотреться к внешности звезд, нередко можно увидеть выражение их самобытности в гранже, тем самым они выделяются из толпы, блещут экстравагантностью, самодостаточностью. В подборе одежды главное — не пройти грань вседозволенности до бедности и нищеты при покупке отдельных составляющих, но иногда можно воспользоваться комиссионными магазинами, подобрав винтажные образы. Непринужденность и удобство в повседневной жизни характерного стиля предпочитает любимец киноманов Джонни Депп, компанию ему также составляют Кира Найтли, Шакира, Дрю Берримор. Эклектику в стиле выбирает и Оззи Осборн, который иногда тоже отходит от привычного лука. Неотъемлемой частью своего имиджа его сделали Селена Гомез, Рассел Бранд. Хлое Севиньи, как творческий человек, пристрастна к стилю гранж с элементами ретро, часто ее можно увидеть в винтажных вещах. Известная Майли Сайрус свободно себя чувствует на улице в изорванных колготках, потертых коротких шортах, почти мужской рубашке и брутальных ботинках.
Стиль гранж в одежде | Что такое гранж
Стиль гранж в одежде – модное направление, что подразумевает некий протест против норм внешнего вида. От англ. grunge означает неопрятный, отталкивающий. Стиль гранж задал целое направление, где главным выступает отрицание всего роскошного и гламурного. Главной задачей гранж является смешение совершенно разных элементов одежды в один оригинальный образ. Чтобы понять что такое стиль гранж, предлагаю окунуться в историю его появления.
Стиль одежды гранж – история кризиса
Как отдельное стилевое направление, гранж возник в Америке, на родине рок-музыки, в конце 80-х годов. Пиком же его развития стало начало 90-х, когда на мировой арене возник финансовый кризис. Стиль гранж в одежде стал логическим продолжением зарождением целой музыкальной субкультуры, где на сцене выступали такие группы как Нирвана, Pearl Jam, Alice in Chains и другие со своими философскими размышлениями о жизни и материальной ее стороне.
Основателями гранж стиля выступают, по сути, дети мировых кризисов, которые воспринимали общество как врага и всячески старались уйти подальше от правил и законов. Внешне одежда гранж напоминала хиппи и панк-направление, что также выступали отдельными субкультурами со своим протестом против общества, но только в разные временные периоды. Последователи стиля гранж очень радовались, когда их путали с бомжами, так как они всем своим видом стремились показать, что совершенно не интересуются внешним видом и как это воспринимают окружающие.
В 1993 году на Нью-Йоркской Недели моды выходит коллекция американского дизайнера Marc Jacobs. На подиуме модели демонстрируют коллекцию, в которую вошли – рубашки в клетку, вытянутые свитера, простые сарафаны в мелкий цветочек, которые больше были похожи на платья для сирот. На ногах моделей вместо изящных лодочек красовались грубые ботинки с мощными шнурками. Увлечение уличной модой начала 90-х породило целую бурю в модном сообществе. Модные критики того времени назвали коллекцию Марка Джейкобса настоящим секонд-хендом в самых немыслимых сочетаниях.
Мода – вопрос денег, стиль – вопрос индивидуальности.
Марк Джейкобс
И хотя мировое фешен-сообщество с презрением относилось к коллекции американского дизайнера, Марк Джейкобс стал популярен. «Маргинальный шик» дизайнера сделали его ведущим модельером Америки и Европы, а глянцевые обложки и модные журналы запестрели нарядами в стиле гранж. Немало поклонников было и среди звезд. Так, лидер группы Нирвана Курт Кобейн со своей женой Кортни Лав являются самыми яркими последователями данного направления не только в музыке, но и в одежде.
К сожалению, стилевое направление гранж не суждено было оставаться на пике популярности долгое время. Grunge стиль одежды начал угасать, когда самый известный его последователь Курт Кобейн погибает в 1994 году. В этом же году Марк Джейкобс, который ввел гранж в Высокую моду, также остепеняется и уже следующую коллекцию для модного дома Louis Vuitton он создает совершенно в женственном стиле.
Одежда в стиле гранж – стилевые особенности
Основу гардероба любителя гранж составляют обычные базовые вещи. Вся сущность направления являет собой такие составляющие:
- смешивание несочетаемых элементов
- комфорт и удобство на первом месте
- настоящее равнодушие к моде
Гранж стиль одежды выражается в порванных и вытянутых вещах. Специально состаренная одежда, мятые футболки и свитера, как будто не по размеру – основа гранж одежды. Но все это лишь внешний эффект. На самом деле одежда шилась из качественной ткани и по-настоящему не была застиранной или грязной.
Философия гранж стиля в одежде – это восприятие человека не по внешним качествам. Так, внешне казалось, что человек в очень старой одежде, но при близком ее рассмотрении оказывалось, что одежда очень даже качественная и даже хорошего бренда. Просто человек нарочно не желает, чтобы его оценивали по одежде.
Гранж одежда это:
- простые сарафаны
- платья в мелкий цветочек
- фланелевые рубашки
- свитера оверсайз
- джинсовые комбинезоны
- потертые джинсы
- кожаные косухи
В качестве обуви выбирались кожаные ботинки в стиле гранж, старые кеды, кроссовки, грубые сапоги с эффектом потертости. Приветствовался декор в виде заклепок и цепей.
Софт гранж и возвращение стиля
В 2000-х годах с массовым распространением интернета все чаще стал появляться слово soft grunge. Термин софт гранж – это движение, что свойственно в основном молодому поколению в возрасте 14-18 лет и означает нечто отталкивающее и бунтующее. Так за его основу были взяты все бунтарские элементы гранж одежды, со свойственным ей отрицанием всего роскошного и гламурного, но не такой шокирующий, как в 90-х.
Софт гранж – это некая легкая и более изящная версия протеста против общественности, что так хорошо нашел свой отклик среди подростков. Но данный стиль только на первый взгляд кажется простым. Новое направление soft grunge выбирают смелые личности, которые не боятся выделиться своим небрежным видом. Как отличить одежду софт гранж:
- джинсы стали более стильными и зауженными
- на застиранных футболках появляются надписи и принты
- к клетчатым рубашка добавились юбки в клетку
- растянутые свитера имеют специальные дырки и пропущенные петли
- кроме порванных джинс добавились и порванные леггинсы
- шубы из искусственного меха, пальто-кокон со спущенной линией плеча
Для стиля софт гранж свойственны принты в виде перевернутых крестов, черепов. Волосы окрашиваются в немыслимые цвета, что дает чувство независимости.
Советы стилистов как одеваться в стиле гранж
Одежда и весь образ целиком должен выглядеть небрежно. Это некое сочетание стиля панк и рабочей одежды. Отбросьте все законы сочетания цветов, в направлении гранж возможно все.
Самым лучшим местом для покупки одежды гранж являются секонд-хенды. Но если вы не поклонник данного шоппинга, всемирно известные ритейлеры такие, как Topshop, H&M, Zara предлагают целые коллекции в данном стилевом направлении. Главная особенность – подбирайте одежду, как будто она не подходит вам по размеру.
Самым популярным гранж образом выступает сочетание фланелевой рубашки с потертыми или рваными джинсами. Фланель является одним из самых дешевых материалов, а поношенные джинсы отражают весь протест материальному миру. Наденьте рубашку поверх футболки оверсайз, добавьте грубые ботинки или кеды Конверсы и у вас получится настоящий бунтарский образ гранж.
Многослойность также является главным стилевым элементом. Ведь на первое место выступает комфорт и удобство, а не мода и стиль. Поверх майки надевайте растянутый свитер, обвяжите пояс рубашкой. Самое главное, чтобы вещи не сочетались между собой.
Дерзкий стиль одежды гранж оставил весомый вклад в развитие моды и сегодня является полноправным стилевым направлением. Стиль показал настоящую культурную революцию, что нашло свое отражение и в моде. Самые яркие его представители на первое место ставили свободу личности и способы ее проявления. А место материального мира уступало духовному и искренним чувствам.
Нарядившись в настоящую бунтарскую одежду в стиле гранж, я отправляюсь на поиски новых стилевых новинок, ведь мне по-прежнему ✭ Нечего Надеть ✭