История медицины — Википедия
Медици́на (лат. medicina от словосочетания ars medicina — «лечебное искусство», «искусство исцеления», и имеет тот же корень, что и глагол medeor, «исцеляю»)
— наука, изучающая болезни, предупреждающая и приводящая их к благополучному исходу. Деление медицины на внутреннюю, или терапию, когда врачи лечат расстройства внутренних частей тела при помощи гигиенических средств и назначением лекарств внутрь и наружную, или хирургию — лечение болезней наружных частей, травм костей, мышц и органов, требующих хирургического вмешательства, установилось ещё в доисторическую эпоху; позже каждая из этих ветвей разделилась на отдельные части.
Изображение на деревянных досках Хесира, философа, архитектора, придворного библиотекаря и, вероятно, первого официально упомянутого дантиста в истории[1]Уже в 770—476 годах до н. э. в Китае существовала книга «Нэй-Цзин» по медицине. Труды Гиппократа и других греческих учёных датируются более поздними периодами (446—377 годы до н. э.). Вопреки распространённому мнению, медицина Древнего Китая не была представлена исключительно неподкреплёнными фактами, основанными лишь на религии и мифах. В V веке до н. э. в Китае проводились хирургические операции с применением наркоза и соблюдением асептики. В высших слоях общества была развита гигиена. Для предотвращения заражения гельминтами проводились общеизвестные в современном обществе процедуры, например, мытьё рук перед приёмом пищи. В период Танской династии (618—907 годы н. э.) китайским врачам были известны инфекционные заболевания (к примеру, лепра). Больного и всех, кто с ним контактировал, изолировали от остальных людей. Первые прививки от оспы были проведены в Китае ещё за тысячу лет до нашей эры. Инокуляция содержимого оспенных пустул здоровым людям с целью их защиты от острой формы заболевания распространилась затем и в другие страны (Индию, Японию, Турцию, Византию, страны Малой Азии и Европы). Однако вариоляция не всегда была успешной — имеются свидетельства о начале течения острой формы заболевания и даже о смертельном исходе. Традиционная китайская медицина была распространена во всех слоях населения.
В Японии медицина не была настолько самобытна и чаще японские врачеватели использовали китайскую медицину или некоторые её части.
Тибетская медицина корнями уходит в Индию. Именно оттуда пришли все медицинские знания на Тибет. Правда, до нас они дошли несколько изменёнными. Немало почерпнула медицина Тибета и от других древних цивилизаций. Из китайских источников были позаимствованы знания о некоторых лекарственных средствах природного происхождения, способах их обработки, некоторых видах лечебного массажа, иглотерапии. Все эти знания были изложены в главном медицинском трактате Тибета «Чжуд-ши». В Тибетской медицине не использовались хирургические методы. Считалось, что отдельный орган болеть не может. Болеет всё тело, так как оно неделимо. Тибетские врачи начинали лечение с приведения в равновесие нервной системы человека.
Одним из основателей медицины в Древней Греции признавался Асклепий — египтянин, переехавший в Грецию. Считалось, что от него вели происхождение жрецы, занимавшиеся лечением — асклепиады. Устройство сословия жрецов в древней Греции напоминает египетское — медицинские познания переходили от отца к сыну. Такой характер врачебное сословие удерживало в течение многих веков, но условия Пелопоннесской войны произвели переворот, весьма полезный для успехов медицины.
Основные древнегреческие школы[править | править код]
Лечение происходило в храмах, которых насчитывалось более 320. В храме исцеление происходило посредством инкубации: больной, молившийся в течение дня, ложился в храме и засыпал; бог являлся и во сне и объявлял свою волю. В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь больше учеников, стали преподавать медицину светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Кирене, городе Кротон (теперь Кротоне) и Родосе. Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на острове Кос. Самой замечательной была последняя — из неё вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. На Косе болезнь считалась общей патологией и соответственно лечилась, причём обращалось внимание на телосложение и другие особенности больного. Книдская школа видела в болезни местный патологический процесс, изучала его пароксизмы и действовала на местное расстройство. В этой школе насчитывалось много знаменитых врачей. Среди них особенной славой пользовался Эйрифон. Школа на Косе сначала была менее известной, чем книдская, но, с появлением Гиппократа, она её существенно опередила.
Кроме храмов, другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась естествознание, следовательно и болезни. Философы освещали медицину с другой стороны, нежели врачи-практики — именно они разрабатывали её научную сторону. Они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики.
Третий источник медицины составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах. Икк из Тарента обратил особенное внимание на питание, и эта отрасль знаний затем приняла особенное развитие. Геродик из Селимврии применил гимнастику к лечению хронических болезней, и успех его приёмов заставил многих больных искать помощи не в храмах, а в гимназиях.
Гиппократ[править | править код]
Гиппократ — знаменитый древнегреческий врачЗначимость Гиппократа заключается в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения (храмовую медицину, её философские школы и медицину в гимназиях), поэтому его иногда называют «отцом медицины». Его сочинения были предметом особого изучения. Объяснения к ним и их критика составляют особую библиотеку.
Согласно учению Гиппократа, по этиологии болезни разделяются на внешние и внутренние. К первым причинам происхождения относятся: времена года, температура воздуха, вода, местность; ко вторым — индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времён года, развиваются те или другие болезни. Отсюда вытекает учение Гиппократа о климате. Возраст можно сравнить с временем года — каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил. Изучение изменений под влиянием болезней древняя медицина начала с жидкостей, почему патология Гиппократа называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы жидкостей. С этим связано учение о так называемом переваривании (кокции) жидкостей: например, при рините вытекающая из носа жидкость сначала водянистая и едкая; по мере выздоровления она делается жёлтой, тягучей, густой, перестаёт раздражать. Это изменение жидкостей древние обозначали словом «переваривание» и полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков. Пока жидкость «сырая», болезнь находится на высоте развития; когда жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается. Чтобы излечить болезнь, необходимо переварить соки. Выведение переваренной жидкости называлось кризисом. Последний происходит по строго определённым законам, а потому происходит в особые критически дни, установленные для каждой болезни, но несколько колеблющиеся в зависимости от различных причин. В значительно изменённом виде эти взгляды сейчас используются в учении о прогнозе исхода болезни. Предсказание (прогноз) для Гиппократа составляет основу всей практической медицины. Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. Обращаясь к настоящему, предсказание объясняет разницу между здоровьем и болезнью и опасности, ожидающие больного; после этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем. Лечение составляет также часть системы, опирающуюся везде на опыт и наблюдения. Для применения лечебных средств указываются подходящие время и состояние болезни. Признаки болезней разработаны до крайней степени совершенства. Советуется пользоваться всеми чувствами при исследовании больного и сообщаются объективные признаки расстройств. Многие приёмы, описанные Гиппократом, применены современной медициной лишь недавно (например, постукивание и выслушивание). У Гиппократа исключительно полно описана хирургия. Отлично разработаны операции трепанации, удаления гноя из грудной клетки (укр.)русск., прокола живота и многие другие. Кровотечения составляют слабую сторону школы Гиппократа о хирургии, вследствие неумения останавливать их перевязкой сосудов. Поэтому ампутации, вылущение больших опухолей, вообще операции с большой потерей крови не производились и соответствующие больные оставлялись на произвол судьбы.
Догматическая школа[править | править код]
Эрасистрат — основатель медицинской школы, называвшейся по его имени. Картина Жака-Луи Давида «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиох» (1774)С падением Древней Греции медицинская наука пришла в ней в упадок. Вполне подходящим местом для наук и искусств оказалась Александрия. Птолемеи разрешили врачам вскрывать трупы, и, чтобы снять с анатомов позорное имя палачей и преступников, дававшееся им чернью, сами цари занимались вскрытиями. В Александрии находился музей, в котором были собраны образцы всех царств природы. Здесь жили известные учёные, получавшие содержание от государства и свободно занимались науками. Здесь же происходили диспуты, на которых обсуждались учёные вопросы. Герофил возвёл анатомию на недосягаемую до этого высоту только потому, что в то время, как его предшественники вскрывали трупы животных, он изучал человеческие. Он первый стал отличать нервы от сухожилий и доказал, что первые проводят ощущения. Также им были изучены черепные нервы, описаны мозговые оболочки, четвёртый желудочек. В области живота описаны лимфатические сосуды, печень, двенадцатиперстная кишка, исследованы мочеполовые органы. Эразистрат был не только анатом, но и опытный практический врач. Он изучал извилины и полости мозга, провёл деление нервов на чувствительные и двигательные, описал состояние лимфатических сосудов во время пищеварения, селезёнку, сердце и его клапаны. Он пытался объяснить дыхание, предполагая существование особого газа, который вводится через лёгкие в организм. В печени он предполагал особые жёлчные ходы, которые были открыты много веков спустя, когда стали рассматривать печень в микроскоп. При лечении он предлагал кровопускания заменять другими средствами. Он назначал тёплые ванны, слабые промывательные, массаж, гимнастику и несколько лекарственных средств; питание больного он ставил на первый план. В хирургии Эразистрат проводил смелые для его времени взгляды. Оба знаменитых представителя александрийской школы принадлежали к так называемой догматической школе (англ.)русск.. Она, с одной стороны, считала своим учителем Гиппократа, с другой — старалась применить к медицине господствовавшие тогда философские учения.
Эмпирическая школа[править | править код]
Последователи Герофила и Эразистрата плохо воспользовались направлением учителей. Их неудачи в изучении и лечении болезней повели к возникновению эмпирической школы (англ.)русск.. Эмпирики пытались извлечь основы для своего учения из непосредственного наблюдения. Они считали, что заключение следует делать из ряда одинаковых случаев, наблюдаемых при одинаковых условиях. При этом следует исключать из наблюдения всё случайное и удерживать лишь постоянное, неизменное. Оттого приступы ими делились на обыкновенные и случайные. Подобные наблюдения удерживались в памяти для сравнения со случаем, подлежащим исследованию. Такое сравнение называлось теоремой, непосредственное наблюдение — вскрытием. Каждому приходится самому наблюдать далеко не все важные случаи, оттого следует прибегать к чужой опытности. К этим источникам познания позднейшие эмпирики прибавили ещё эпилогизм, или искание связи причины со следствием. Аналогизмом называли сравнение подобного с подобным. Эмпирики намеренно отвергали научные основы медицины, поэтому они не сделали никаких важных открытий. Их предводители — Филин Косский (англ.)русск., Серапион Александрийский (англ.)русск., Зевкс Тарентский (англ.)русск., Менодот из Никомидии, Секст Эмпирик, Марцелл Эмпирик и другие выступали в своих сочинения против Гиппократа. За эмпириками остаётся одна заслуга: следуя направлению века, они изучали яды и противоядия. Побуждение к такого рода исследованиям исходило от царей. Славились познаниями в этом отношении Аттал III, но особенно — Митридат Евпатор.
Асклепиад Вифинский — один из основателей древнеримской медициныНаучную медицину в Риме основал Асклепиад. Он старался лечить, доставляя удовольствие: назначал ванны, прогулки и вообще приятно действующие средства. Так же удобны для пациентов были его теоретические воззрения: он воспользовался господствовавшей тогда системой Эпикура и применял её к медицине, объясняя ею все болезни. Благодаря ему медицина пользовалась всеобщим уважением.
Методическая школа[править | править код]
Ученик Асклепиада, Темисон Лаодикейский, был основателем школы методиков, наиболее распространённой среди римских врачей. Подобно эмпирикам, методики отказывались познать скрытые стороны явлений. Они задавались целью изучить то общее в болезнях, что поддаётся изучению посредством внешних чувств. Методики искали — произошло ли расслабление или сужение частей. Замечено сужение — следует назначать кровопускание, растирание, снотворные. При ослаблении разрешению болезни способствовали более обильная пища и укрепляющие средства. Если это лечение не помогало, прибегали к рекорпорации, или возрождению, которое состояло в медленном изменении привычек. Темизон был весьма талантливый врач, хорошо описавший лепру, ревматизм, водобоязнь. В его время начали применять лечение холодной водой. Этим способом вольноотпущенник Муза вылечил императора Августа. Хармис применял подобное лечение. Одним из лучших представителей методической школы был Авл Корнелий Цельс, который своими энциклопедическими сочинениями способствовал распространению медицинских познаний. Его описания органов свидетельствуют о знании им анатомии. В лечении он следовал то Гиппократу, то Темизону. Хирургические его сведения весьма обширны. Его способ дробления конкрементов мочевого пузыря (литотомии) употреблялся долгое время в древности. Им даются точные указания о трепане. При трудных родах он предложил вытаскивание живого ребёнка поворотом на ножки, чем значительно сузил показания к эмбриотомии. Он предложил термин «катаракта» и её удаление давлением вниз или разрезом. Высшей степени блеска методическая школа достигла благодаря Сорану Эфесскому. Он предложил множество средств против кожных болезней, которые тогда были сильно распространены. Был противником проносных средств, исключительно местных болезней не признавал и доказывал, что всякое местное страдание отзывается на всем организме. Его противник Мосхион точно описал признаки предстоящего выкидыша и сообщил весьма полезные указания о воспитании новорождённых. Лучшим истолкователем методической школы был Целий Аврелиан. Он весьма точно описал распознавание болезней, поэтому его сочинения в течение средних веков были руководящими при лечении.
Диоскорид — реформатор античной медицины, «отец фармакогнозии»Изучение ядов и противоядий стало менее активным и в медицине осталось направление, искавшее улучшения лечения в новых лекарственных средствах. Появилось множество сочинений, в которых описывались новые и старые средства, причём забывали точно определить болезнь, при которой данное лекарство полезно — указывали только, что средство ослабевает тот или другой припадок. Все подобные сочинения были обработаны и послужили основой для произведения Диоскорида, «отца фармакогнозии», «О лекарственных веществах» (лат. De materia medica). Его сочинение считалось классическим до XVII ст. Он описывает растения на основании своих собственных наблюдений. Кроме растений, Диоскорид описывает много других средств. Упоминаемый им жир из шерсти вошёл недавно в употребление под именем ланолина. Другим замечательным учёным был Плиний Старший. В медицинских сочинениях он приводит описания лекарственных средств и указывает болезни, при которых данные средства полезны. Особенно много средств приводится против болезней кожи.
Школа пневматиков[править | править код]
Аретей из Каппадокии — выдающийся древнеримский врач, наиболее известный как талантливый наблюдатель и экспериментаторНа смену методической школы выступила пневматическая, объяснявшая расстройства в теле несоответствием душевных свойств. Кроме духа телом управляют, по учению пневматиков, четыре элемента (теплота, сухость, холод, сырость). Теплота и сухость вызывают горячие болезни, холод и сырость — флегматические, холод и сухость — меланхолию. После смерти всё высушивается и делается холодным. Пневматики разработали учение о пульсе, описали много его видов и на его основании ставили предсказание. Основателем этой школы был Афиней Атталийский (англ.)русск., который также разработал диетику, подробно описал влияние воздуха, жилища и привёл средства для очищения воды. Ученик его Агатин (англ.)русск. уклонился от мнений своего учителя и создал эклектическую школу. Большее значение имел ученик Агатина, Архиген (англ.)русск., живший в Риме во время Траяна. Он описал 18 видов пульса, привёл признаки повреждения головы, а также — многих других болезней. Он предложил много сложных лекарств, из которых особенно славилась hiera. Одновременно с предыдущими жил известный учёный Аретей. После Гиппократа — это лучший наблюдатель древности. Почти каждую описываемую им болезнь он исследовал сам. Каждое осложнение приводится с указанием приблизительной частоты. Аретей хорошо показал влияние телосложения, атмосферы, климата на болезнь. Описание болезни у него начинается изображением строения соответствующего органа. Лечение, применяемое Аретеем, просто и разумно; предпочитаются простые средства в малых количествах, везде указывается необходимый образ жизни для больного.
Гален[править | править код]
Гален — древнеримский медик, наиболее известный врач античности после ГиппократаНаиболее известным древнеримским медиком был Гален, пользовавшийся до XVII века славой непогрешимого учёного и изучавшийся в медицинских университетах до XIX века включительно. Он написал 500 трактатов о медицине. Большинство их погибло, но оставшиеся составляют большой сборник. Гален предпринял ревизию медицинских знаний в духе Гиппократа. Анатомия им подробно изложена в нескольких трактатах. В основу физиологии Галеном положены элементы, заимствованные из разных школ. При описании крови он довольно близок к открытию кровообращения. Механизм дыхания Галеном разбирается подробно, причём последовательно разобрана работа мышц, лёгких и нервов. Целью дыхания считается ослабление теплоты сердца. Главным местом, где помещается кровь, он признаёт печень. Питание, согласно его учению, состоит в заимствовании из крови нужных частиц и удалении ненужных. При этом каждый орган отделяет особую жидкость. Функции мозга Гален исследовал перерезкой его на различной высоте. Значение нервов также выяснялось их перерезкой. Основным правилом гигиены Гален признавал следующее: необходимо поддерживать все тело и отдельные части в естественном состоянии и согласовать с последним всю жизнь. Искусство владеть своими страстями ставится на первый план при описании средств, при помощи которых можно достигнуть долголетия. В патологии, в противоположность Гиппократу, расстройства объясняются не одним изменением жидкостей, но отчасти изменениями в твёрдых частях и функциях. При лечении необходимо вызывать состояние, противоположное тому, которое составляет предмет жалоб — помогать природе в её полезных усилиях и подражать им. Следуя направлению своего века, Гален предлагает лекарства сложные, свойства которых определяются на основании не опыта, а умозрений. По обширности знаний, по стремлению связать их в стройную систему Гален заслуживает имя великого преобразователя. Но его склонность к теориям, желание все объяснить и при этом в выражениях, не допускающих возражений принесло медицине немало вреда: враги здравого наблюдения в своих умствованиях в течение нескольких веков прикрывались авторитетом Галена. Поэтому, начиная с XVI века, поклонники научной медицины с такой яростью нападали на Галена, иногда преувеличивая его недостатки. После смерти Галена медицина в Риме и других местах надолго пришла в состояние упадка. С началом краха Римской империи образованность начала исчезать и в медицине обнаружился поворот к худшему: появились суеверные приёмы лечения, вера в колдовство и амулеты — признаки доисторического строя мысли. Из врачей этого периода лишь немногие заслуживают упоминания: Орибасий, Аэций из Амиды, Александр Траллийский, Павел Эгинский. Они были талантливыми учёными, но уровня Галена не достигли.
С разрушением Римской империи ключевую историческую роль в медицине начинают играть арабы и германские племена.
Медицина в исламских странах
Ибн Сина — один из наиболее известных средневековых врачей исламского мираВ VII веке в исламских странах начинают активно распространяться просвещение и науки, учёные исламского мира продолжают развивать медицинские знания древних цивилизаций. Халифы покровительствуют наукам и учёным. Харун ар-Рашид устраивает в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Аль-Мамун основывает в Багдаде Академию, призывает к себе из всех стран учёных. Школы устраиваются во многих местах: в Куфе, Басре, Бухаре и т. д.
В 873 году при Ахмаде ибн Тулуне введена первая крупная государственная больница, предназначенная исключительно для бедных слоёв населения. При поступлении в больницу одежда и деньги сдавались на хранение управителю, а при выписке из больницы пациент получал в качестве последнего рациона одну курицу и один хлеб. Больница включала также отделение для умалишённых[2].
Мусульманские народы в период золотого века ислама находились в условиях, по-видимому, особенно способствовавших развитию медицины, так как ислам призывает искать лекарства от болезней и превозносит тех, кто лечит людей. Мусульманские учёные-медики переводили и изучали сочинения древних медиков. Ибн Зухр (Авензоар) является первым известным врачом, осуществлявшим анатомирование и посмертное вскрытие человека[источник не указан 2442 дня]. Знаменитейшие из арабских и персидских медиков: Аарон, Бактишва (несколько врачей-несториан), Гонен, Ибн аль-Вафид (англ.)русск. (Абенгефит), Ар-Рази, Али ибн Сахль Раббан аль-Табари (Гали-Аббас), Ибн Сина (Авиценна), Альбукасис, Ибн Рушд (Аверроэс), Абдул-Латиф аль-Багдади.
Выдающийся хирург своего времени Альбукасис поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его трактат «Ташриф» («at-Tasrif») — первый иллюстрированный труд по хирургии. Он стал применять антисептики при лечении ран и накожных повреждений, изобрёл нити для хирургических швов и около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Ар-Рази составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и другие.
Медицина в средневековой Западной Европе[править | править код]
Гравюра, изображающая врачей и пациентов Салернской врачебной школы XI—XII векВ средневековой Западной Европе, по сравнению с античностью, эмпирическая наука находилась в упадке, приоритет имели теология и схоластика. Сосредотачивалась наука в университетах. В университетах на территории современной Германии, Англии и Франции, начиная с IX века, преподавалась, в том числе, медицина. Лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Европе в средние века была Салернская. Сочинения этой школы были приняты, как образцовые, в других училищах. Особенной известной была гигиеническая поэма «лат. Regimen Sanitatis». К Салернской школе принадлежали врачи духовного и светского звания, а также женщины. Они заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Только в XIII веке у немногих представителей медицины замечается поворот и обнаруживается стремление изучать природу путём наблюдений и опытов. Таковы Арнольд из Виллановы («Салернский кодекс здоровья» [3]) и Р. Бэкон. В XIV веке начинается разработка анатомии на основании вскрытий и М. де Луцци (англ.)русск. (1275—1326) издаёт сочинение, содержащее точные изображения органов. До XV века арабы царили в европейской медицине, так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского.
Медицина в Византии[править | править код]
Основная статья: Византийская медицина
У ацтеков[править | править код]
Медицина ацтеков была на уровне основных достижений развитых обществ древнего Востока, а также сравнима с медициной древней Греции и древнего Рима, а кое в чём даже превосходила современную ей медицину Западной Европы. У ацтеков было несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела. Лекарственное врачевание на континенте было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпирическом опыте народов[4]. Лечением болезней занимались жрецы и врачеватели, которых называли тиситль. Они занимались своей практикой публично и располагали богатой сокровищницей лекарственных средств растительного происхождения, большинство из которых не было известно в Старом Свете. Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских конкистадоров (Западная Европа того времени ещё не знала аптекарских садов и огородов)[5].
О врачевании и лекарственных растениях Месоамерики вкратце упоминали почти все хронисты XVI века (Эрнан Кортес, Берналь Диас дель Кастильо, Диего Дюран, Тесосомок, Иштлильшочитль, Торквемада, Мотолиниа, Мендьета, Акоста, Мартин де ла Крус, Саагун). Следует отметить, что Бернардино де Саагун подошёл к этому вопросу с особым энтузиазмом, описав сами растения, приведя их местные названия, а в некоторых случаях и место произрастания. В своей «Общей истории о делах Новой Испании» сам Саагун дал описания 123 лекарственным травам, в то время, как в текстах его информаторов упоминаются 266 растений[6].
Данные Саагуна отличаются от собранных ранее крещенным ацтеком Мартином де ла Крусом (1552), который написал на науатль иллюстрированную рукопись, переведённую на латынь Хуаном Бадиано под названием «Libellus de Medicinalibus Indorum Herbis» (либо «Кодекс Де ла Крус Бадиано») на 63 листах. Только 15 растений у последнего совпадают с теми, что у Саагуна, и 29 растений совпадают с теми, что у индейских информаторов. Всего в кодексе (книги X и XI) в специальных разделах о травах описано 251 лечебное растение и приведено 185 цветных рисунков. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке[7].
В 1570—1577 годах в Мексике работал над созданием обширного труда на латыни по ботанике и зоологии Франсиско Эрнандес де Толедо (исп.)русск. (1514 или 1517—1578), но его работа была опубликована лишь в 1615 году на испанском языке под названием «Естественная история Новой Испании», или «История растений Новой Испании», или «Растения и Животные Новой Испании…», или «Четыре книги о природе и достоинствах растений и животных» («Historia Natural de Nueva España», или «Historia de las plantas Nueva España», или «Plantas y Animales de la Nueva Espana, y sus virtudes por Francisco Hernandez, y de Latin en Romance por Fr. Francisco Ximenez», или «Quatro libros de la naturaleza y virtudes de las plantas y animales…»). За семь лет своих исканий Эрнандес собрал сведения о 3076 растениях и более 500 животных, и почти ко всем из них он привёл их характеристики. Из 3076 растений ботаники Вальдес и Флорес в 1985 году идентифицировали 667 растений на уровне видов, а 347 — на уровне родов или семей. Позже его книга неоднократно переиздавалась, а некоторые растения из неё благодаря Эрнандесу получили в дополнение к биноминальной номенклатуре авторство таксона. Согласно Международному кодексу ботанической номенклатуры (МКБН) ему присвоено наименование F.Hern.[8] Следует отметить, что основное отличие работ Саагуна и Эрнандеса не только в количестве собранных растений, но и в том, что Саагун опирался больше на сведения индейских информаторов, в то время как Эрнандес старался своими силами собирать растения и давать им собственные описания, следуя европейской традиции. Тем самым труд Бернардино де Саагуна несёт в себе немалый доколумбовый аутентичный опыт[8].
У майя[править | править код]
В империи инков[править | править код]
Энрике Облитас Поблете в 1963 году в своей книге «Культура Кальавайа» доказал использование пенициллина в лечебной практике индейских знахарей народности кальавайа, которые при
Глава 1. Краткая история мёда. Мёд в истории
Опубликовано: 11 Дек 2013. Просмотров: 5 777.Наскальный рисунок. Добыча мёда
Apis mellifera L. существовала на земле за 10 — 20 миллионов лет до появления человека. Медоносная пчела — один из старейших видов животных, сохранившихся со времён неолита. В ходе человеческой истории мёд использовался в основном в качестве подсластителя, а также в медицине.
Первобытный человек собирал и ел сладкий мёд и медовые соты диких пчёл еще за 7000 лет до н.э.
Как сладость мёд был важным продуктом питания для человека с начала его появления. История мёда и Homo sapiens началась в каменном веке. Для того, чтобы добыть сладкий мёд, человек взбирался вверх на скалы, деревья, рискуя своей жизнью.
Мёд упоминается несколько раз в священных книгах Древней Индии, Ведах, относящихся к периоду около 2000 — 3000 лет до н.э.
Древняя Индия
Мед (Навевают) Ветры Благочестивому
Мед Струят Реки.
Медовыми Для Нас Да Будут Растения!
Мед — Ночью И На Утренней Заре!
Медоносным (Пусть Будет) Земное Пространство!
Медом Пусть Будет Небо — Наш Отец!
Медоносным (Пусть Будет) Нам Лесное Дерево!
Медоносным Пусть Будет Солнце!
Медовыми Пусть Станут Нам Коровы!
Ригведа, 1 мандала, гимн 90, 6-8 стих
В Древнем Китае мёд упоминается в книге песен Ши-цзин, написанной в VI веке до н.э. В соответствии с китайской медициной мёд воздействует по принципу элемента ремли, действуя в основном на желудок и селезёнку. Он имеет мужское начало ян, оказывая эффект на меридиан тройного обогревателя (Шаоян).
Мёд в Древнем Египте
В старом Египте мёд был важной сладостью и изображался на многих настенных росписях. В папирусе Эберса (1550 до н. э.) он содержится в 147 рецептах для наружного применения. Кроме того, в соответствии с папирусом Смита (1700 до н.э.), он использовался для заживления ран: «Тебе следует перевязать (рану), положив на нее свежее мясо в первый день (и) затем используй жир, мед и корпию все последующие дни вплоть до полного выздоровления».
В Израиле, земле, где «текут мёд и молоко», мёд был очень важен и упоминается в Ветхом Завете 54 раза. Наиболее известны слова царя Соломона, который сказал:
«Ешь мёд, сын мой, потому что он приятен». В Новом Завете о мёде также упомянуто. В день воскрешения Христа и его появления перед апостолами Христос ел пищу, чтобы показать апостолам, что он действительно воскрес, а не является духом или видением: «Когда же от радости ещё не верили и дивились, он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища? Они подали ему часть печеной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними» (Лука, 24 глава, 41-43).
Упоминание мёда в Коране
Коран, свод законов шариата, рекомендует мёд как полноценную пищу и отличное лечебное средство. В 16-й суре Корана, озаглавленной «Пчела», можно найти: «Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление». «Разных цветов» означает различные цвета медов. Мухаммед произнёс: «Мёд — это средство от всех болезней». Пророк предписывал, есть мёд не только потому, что это изысканная пища и важное лечебное вещество, но и потому, что он приносит удачу. Последователи ислама воспринимают мёд как талисман.
В Древней Греции медоносная пчела, священный символ Артемиды, была важным элементом Эфесских монет на протяжении почти 6 веков.
Аристотель впервые описывает производство мёда. Гиппократ говорит о лечебных свойствах мёда: «…очищает раны и язвы, смягчает глубокие язвы на губах, заживляет карбункулы и гнойные раны».
После смерти Александра Великого в 323 году до н.э. его тело забальзамировали в гробу, наполненном мёдом.
Добыча мёда в Древнем Риме
Мёд много раз упоминается такими авторами, как Вергилий, Варрон и Плиний. Особое место занимают Георгики Вергилия, которые являются классическим детализированным описанием того, как производится мёд.
Во времена Юлия Цезаря мёд заменял золото при расчётах.
В первом веке н.э. Апикус, богатый римский гурман, написал серию книг, в которых мёд содержался в более чем половине рецептов.
Святой с плетёным ульем
В культуре позднего Средневековья арабов, византийцев и средневековой Европы мёд также был важен, и в этих культурах большинство сладких яств содержали мёд. В Византии мёд использовался как составная часть многих блюд.
Во времена христианского Средневековья мёд ценился более всего, и великие личности, например, святые Амвросий, Златоуст и Бер-нард Клервоский, изображались с плетёными ульями.
Традиции кельтов и германцев прославляли медовуху как напиток бессмертия.
Пчеловодство в Америке
В Центральной и Южной Америке мёд безжалых пчёл использовался задолго до Колумба. Мёд местных безжалых пчёл обычно воспринимали как дар богов, он был также символом плодородия и приносился как подношение богам.
Пчеловодство в Африке
В Африке также существует древняя традиция использования пчёл для добычи мёда, как у высокоразвитых культур средиземноморской Африки, так и у более примитивных культур южных районов. Недавно было обнаружено, что медоносная пчела (Apis mellifera L.) произошла из Африки.
На протяжении всей истории человечества мёд был важным источником углеводов и единственным доступным источником сладкого, до тех пор, пока промышленное производство сахара не стало его вытеснять с 1800 г. В настоящее время мировое производство мёда составляет около 1,2 миллиона тонн в год, что меньше 1 % от общего производства сахара.
Источник: журнал «Её величество пчела», №1, 2011.
Автор: доктор философии, основатель международной комиссии по мёду, Стефан Богданов
Медицинские истории
Хочу поделиться насущным. Постоянно слышу от пациентов, что-то типа, меня футболят, никто не может ничего нормального сказать, вот теперь и к вам отфутболили. Отфутболили. Это меня так раздражает.Но что сделать с этим не знаю. Система меняется, и меняется в худшую сторону очень быстро. 2 года назад, к примеру, приходит на прием пациент, видишь проблему, например фурункул рядом с ухом, сходу решаешь ее и все. Атерома, гигрома, папиллома, гемангиома, тысячи их — все решаешь на месте. Нет проблем вообще ни у кого. Потом выходят непонятные приказы Минздрава, что вообще любые припухлости, даже на 100% без онконастороженности нужно посылать к онкологу. Прошлый год, был под эгидой онконастороженности, если что. Запрещено оперировать доброкачественные образования без справки от онколога. В итоге, очередь к онкологу на месяц занята, операция на 3 минуты — пациент ждет очереди 2 месяца.
Про этот идиотизм можно рассказывать почти вечно. 2 года назад мы отправляли пациентов с патологией кисти в единственное отделение микрохирургии кисти в городе. В прошлом году что произошло? Внезапно, теперь пациент с любой патологией должен писать заявление, что ему плохо, делать рентген, даже если он ему не нужен (например, с контрактурой Дюпюитрена), становиться в очередь через идиотский центр плановой госпитализации, ждать месяцы, чтобы потом ему отказали, потому что «недозвонились», хотя часто и не звонили вовсе.
Вызывает меня заведующая по середине приема, почему прооперировали атерому околоушной области? Ситуация острая, должен был. Все что в околоушной области это ЛОРы. Не прикасаться. Ну ок не прикасаюсь. Звонят ЛОРы — как нам оперировать, у нас даже не то что операционной, даже перевязочной нет, да мы и не оперируем обычно такие вещи?! Ну мы так то и сами в шоке, приходите к нам в операционную, если что, можем сами, но начальство велело официально не трогать ухи. Пациент лоров теперь. Один человек будет приходить за всю смену, ЛОР-врач будет идти с ним через все здание, чтобы сделать перевязку.
У меня все еще кипит. Ряд больниц принимала вас (наших пациентов) вполне себе спокойно, и вот, выясняется, что в этом году все меняется. Никаких сеток при операциях по поводу грыж, никаких лапароскопических операций при ЖКБ, никаких консультаций без официальной хрени подобного рода… Кто это делает, зачем? К чему эти потоки пациентов между врачами, при том, что в 90% случаев вопрос должен решаться на месте без каких-либо проблем. Полагаю, что делается это отчасти, чтобы увеличить отчисления от страховых компаний, хоть каким-то легальным способом, ведь каждый визит к врачу оплачивается. А может, где-то сидят совы-эффективные менеджеры, делают планы оптимизаций, не понимая сути работы врачей. В общем, друзья, мне искренне жаль, но судя по всему, дальше будет еще хуже. Дна не будет, будет падение в черную дыру. Что делать с этим на уровне обычного врача — без понятия. Просто улыбаемся и машем. Всем добра и понимания.
История медицины в России — Википедия
Больничные палаты Троице-Сергиевой лавры (1630-е годы)История медицины в России на протяжении многих столетий была связана с государевым двором. Единственным источником медицинской помощи в провинции до XIX века служили травники и целители, которые принимали больных за деньги или иные подношения — например, «за чарку и угощение в кабаке»[1]. В северных областях знахарствовали в основном мужчины, тогда как на юге и в Малороссии это ремесло считалось женским[2]. Даже в XIX веке не в каждом уездном городе имелся профессиональный лекарь, врача приходилось «выписывать» из губернского центра[1]. На селе первые доктора появились с развитием земской медицины в последней трети этого века[1].
О состоянии медицины в средневековой России можно судить по лечебникам того времени. В них описываются операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Для усыпления больного использовались настой мака или мандрагоры, а также вино. Врачеванием занимались костоправы, кровопуски, зубоволоки и другие «резалники». С целью дезинфекции инструменты обрабатывались на огне. «Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных»[3].
В XVI веке для оказания медицинской помощи царю и его семейству привлекались врачи из Западной Европы[4]. С приездом в Москву в 1581 году английского доктора Роберта Якоба (прозванного на русский лад Романом Елизаровым) при дворе Ивана Грозного была учреждена Государева аптека, которая обслуживала членов его семьи. В аптеке работали англичане, голландцы, немцы и другие иноземцы. От более раннего времени сохранились имена царских лекарей Бомелия, Булева и Эренштейна, которых москвичи принимали за волхвов[5].
После Смутного времени (по другим сведениям, при Борисе Годунове) появилось первое государственное медицинское учреждение — Аптекарский приказ. В его ведении находились аптекарские огороды, где выращивались лечебные травы. Наиболее ценные лекарства импортировались из Европы. С 1654 году при Аптекарском приказе действовала первая в стране лекарская школа.
В течение всего XVII века практиковался ремесленный способ обучения лекарскому делу. Лекари-иностранцы по контракту нанимались на службу в русские полки. Для обучения лекарскому делу к ним прикомандировывались русские стрельцы и стрелецкие дети. Такое ремесленное обучение продолжалось несколько лет, после чего ученики получали звание лекаря и назначались в полки. Сведения о существовании русской медицинской школы в XVII веке документально не подтверждаются. Большая часть населения продолжала пользоваться услугами знахарей, травников, повивальных бабок, о которых имеются упоминания в писцовых книгах. Знания в области народной медицины передавались в основном устно, но часть этих сведений записывалась. Таким способом возникали переработки рукописных лечебников[4].
Центрами врачевания в провинциях служили монастырские лечебницы. До наших дней сохранились больничные палаты, выстроенные в XVII веке в Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Новодевичьем и других крупных монастырях Русского государства.
Царь ввёл монополию на торговлю лекарственными средствами. Отпускать их разрешалось через Главную аптеку напротив Чудова монастыря или через Новую аптеку близ Посольского приказа на Ильинке. В течение XVII—XVIII веков лейб-медиками, обслуживавшими царскую фамилию, по-прежнему были почти исключительно иностранные специалисты.
Во время частых эпидемий и моровых поветрий правительство принимало карантинные меры. Царь Алексей Михайлович с 1654 по 1665 годы выпустил свыше 10 указов «о предосторожности от морового поветрия». Так, во время чумы 1654—1655 годов дороги на Москву были перекрыты заставами и засеками, через которые не разрешалось пропускать никого вне зависимости от звания, а за ослушание полагалась смертная казнь.
Восточные славяне из Речи Посполитой и Великого княжества Литовского имели возможность обучаться в лучших университетах Европы. Так, Франциск Скорина из Полоцка получил в 1512 году степень доктора медицины в Падуанском университете. Ещё раньше, в XV веке, в Болонском университете подвизался «доктор философии и медицины» Георгий из Дрогобыча. Из уроженцев Московского государства первым степень доктора (в Падуе) получил в 1696 году Пётр Постников.
При Петре I по инициативе И. Л. Блюментроста была предпринята реформа медицинского дела в России. Вместо Аптекарского приказа была создана Медицинская канцелярия, которая в 1763 году была преобразована в Медицинскую коллегию.
В начале XVIII века была основана первая русская медицинская школа. Тогда же открылись военные сухопутные и морские госпитали[4]. В 1707 году Николай Бидлоо, выпускник Лейденского университета, открыл первую в России госпитальную школу. Она действовала при первом военном сухопутном госпитале за рекой Яузой. Как и в других европейских странах, анатомию преподавали на трупах. В 1718—1720 годах открылись первые госпитали в Петербурге и Кронштадте. Уже в 1733 году при этих госпиталях также имелись собственные школы. В 1758 году упоминается о госпитальной школе в Барнауле. По окончании обучения ученики медицинской школы посылались на службу в полки, на корабли и в госпитали[4].
С момента основания Российской империи государство делало упор на развитии военной медицины, тогда как крупнейшие гражданские лечебницы (Странноприимный дом, Голицынская больница) создавались по почину частных лиц. Монастырские больницы в основном предназначались не для лечения больных, а для призрения престарелых, увечных и умалишённых. Гражданское население России и в XVIII веке продолжало пользоваться услугами знахарей и обращалось к лечебникам. Как свидетельствуют пометы на рукописях, владельцами лечебников были купцы, ремесленники, духовенство и крестьяне. Начало правительственной организации медицинской помощи гражданскому населению России относится ко второй половине XVIII века, когда в 1775 году был учреждён Приказ общественного призрения[4].
Наглядную картину эволюции военной медицины в России XIX века представляет Военно-медицинский музей в Петербурге. В 1798 году в Петербурге была учреждена Военно-медицинская академия, которую возглавил шотландец Яков Виллие (Джеймс Уайли).
Общественное здравоохранение в России начинает развиваться при Александре I с создания в 1802 г. в Петербурге «Императорского человеколюбивого общества» под патронажем вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
В 1816 г. было организовано подобное общество и в Москве.
В задачи обществ входили организация массовой вакцинации против оспы, лечения на дому, медицинской помощи в приютах и родильных домах, в тюрьмах и исправительных домах, благоустройство больниц[6].
Помимо обществ, организацией здравоохранения занялось и государство: в 1803 г. при Министерстве полиции дел был создан Медицинский совет. Совместно с приказами общественного призрения и губернскими медицинскими советами он начал разворачивать сеть больниц и приютов для инвалидов и сирот.
В 1804 году в Москве было создано Физико-медицинское общество, в задачи которого входили ведение метеорологических наблюдений, статистики заболеваний, рождаемости и смертности в Москве, изучение профессиональных заболеваний.
В 1810 году Медицинский совет передали из ведения Министерства полиции в Министерство народного просвещения. Затем в 1811—1822 гг. параллельно работали два общегосударственных Медицинских совета: при Министерстве полиции (с 1819 г. Министерство внутренних дел), а другой — при Министерстве народного просвещения, а с 1822 г. продолжил работу только первый.
В 1823 году начал издаваться первый в России научный «Военно-медицинский журнал».
Юридическая база общественного здравоохранения была прописана в «Своде законов Российской империи» 1833 г., в который вошел и Врачебный устав. Он определил, что главной задачей здравоохранения является противодействие эпидемиям, а регулирует это медицинская полиция[6]. Таким образом зародившаяся в конце XVIII века как военная дисциплина, эпидемиология к началу ХХ века превратилась в самостоятельную науку. Соответствующая специальность появилась в Военно-медицинской академии, где в 1894 г. была создана кафедра заразных болезней и медицинской бактериологии[6]. Идея приоритета санитарно-профилактической работы в 1870-е гг. стала популярной среди земских медиков.
На рубеже XVIII—XIX вв. общее количество врачей в Российской империи увеличилось с 1500 до 8072. В 1846 г. треть этих докторов работали в армии и флоте.
Помощь военных медиков гражданскому населению[править | править код]
В отдаленных районах империи военные медики играли большую роль. Они не только обеспечивали боеспособность армии и флота, но и создавали основы медицинской помощи на местах, вели исследовательскую работу и наблюдения.
Одним из первых постоянных военно-медицинских учреждений России стал Кронштадтский госпиталь, где впервые в истории медицины была проведена пункция перикарда, получена противочумная вакцина и применено хлорирование питьевой воды. Госпитальная школа готовила медицинские кадры для армии и флота, проводила исследования, давшие толчок к развитию медицинской науки.
В 1859 г. в Кронштадте было основано Общество морских врачей.
Медицина после реформ Александра II[править | править код]
Одним из направлений реформ Александра II было развитие земской медицины. Её задачей было обеспечить доступность здравоохранения всему населению страны и сотрудничать с фабрично-заводской медициной, которая стала создаваться с 1866 г. После эпидемии холеры, охватившей в 1865 году промышленные города, Комитет министров по ходатайству губернатора Москвы 26 августа 1866 года принял Положение об организации стационаров на предприятиях, где было занято свыше 1000 рабочих, из расчета одна больничная койка на сто рабочих. Владельцев промышленных предприятий обязали содержать больницы и амбулатории: согласно статье 107 Устава о промышленности запрещалось брать с рабочих плату за медицинскую помощь, а также лекарства, уход во время болезни, обеспечение санитарно-гигиенических условий[7].
«Должностные инструкции для врачей, фельдшеров и повивальных бабок» регулировали стандарты медицинской помощи, земские управы контролировали работу губернских и сельских больниц, психиатрических лечебниц и фельдшерских школ[6].
В 1867 году Государственный совет продлил действие Положения от 26 августа 1866 года на неограниченный срок, хотя чёткие стандарты обеспечения народного здравия в том документе определены не были.
Затем в семи крупных промышленных центрах империи был введен обязательный городской сбор на здравоохранение и таким образом они были исключены из юрисдикции Положения 1866 года. Это касалось Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Иваново-Вознесенска, Лодзи, Харькова и Варшавы[7].
Создание трёхзвенной системы медицинской помощи[править | править код]
При Николае II народное здравоохранение реально стало общедоступным, что затем было продолжено и усовершенствовано при Советской власти[8].
В России была создана не имевшая аналогов в мире система участковых врачей и сложилась трехзвенная структура медицинской помощи населению: врачебный участок, уездная и губернская больница. Лечение в этих медицинских учреждениях было бесплатным.
Быстро расширялся охват населения медицинской помощью: если в 1901 году ее получили 49 млн человек, то в 1907-м, — 69 млн, в 1910-м — 86 млн и в 1913-м — 98 млн. Это привело к снижению общей смертности с 29.4 на тысячу жителей в 1906—1911 годах до 25 в 1912-м[8].
При этом пришлось преодолеть сложности организации здравоохранения для 94,244 млн человек, живших в основном в деревнях на территории, которая только в Европейской России охватывала почти 4 млн кв.км. (для сравнения 41,5 млн англичан (на 1900 г.), из которых большинство было горожанами, проживали на территории площадью 240 579 кв. км).
Главной задачей общественного здоровья по-прежнему оставалось противодействие эпидемиям, для чего 11 января 1897 года Николай II утвердил Особую комиссию о мерах предупреждения и борьбы с чумой во главе с принцем А. П. Ольденбургским[8].
Чтобы стандартизировать медицинскую помощь, была создана Междуведомственная комиссия для пересмотра врачебно-санитарного законодательства под председательством почётного лейб-хирурга академика Г. Е. Рейна. Эти и другие санитарно-эпидемиологические меры помогли снизить смертность от инфекционных заболеваний в 1.6 раза: с 587 тыс.человек в 1891—1895 годах до 372 тыс. человек с 1911 по 1914 г.
В 1897 г. путь к медицинским профессиям был открыт женщинам, когда в Санкт-Петербурге был учрежден Женский медицинский институт, чтобы обеспечить кадрами в первую очередь сельские и национальные регионы, где женщины нередко стеснялись обращаться за помощью к врачам-мужчинам. Обладательницы медицинского диплома также работали акушерками и медсестрами, участвовали в создании яслей[6].
В начале ХХ века русская медицина получила международное признание: физиолог И. П. Павлов (1904 г.) и микробиолог И. И. Мечников (1908 г.) были удостоены Нобелевской премии. Русские ученые провели новаторские исследования структуры мозга, стояли у истоков новых областей медицины: судебной психиатрии, гинекологии и гигиены, были основоположниками электрофизиологии и электрокардиографии. В стране издавалось 150 научных медицинских журналов[8].
Врачей в России традиционно называли докторами. Это обусловлено тем, что большинство иностранных медиков, приезжавших в Россию, имели степень доктора медицины, полученную в европейских университетах. На докторские должности назначались иностранцы, представлявшие, как правило, рекомендательные письма от монархов своих государств.
Они подвергались экзамену в Аптекарском приказе, позднее — в Медицинской канцелярии и только после этого вступали в должность. Не все иностранные доктора выдерживали экзамен. Но в этих случаях они обычно не уезжали, а прельщенные высоким окладом, оставались на лекарских должностях. В 1715 был издан указ о том, что доктора, занимавшие лекарские должности, впредь обязаны именоваться не по степени, а по должности — лекарями.
В функции докторов входило лечение царя, царского семейства и знатных людей. С XVII века доктора приглашались и в войска – полковыми лекарями. С XVIII века работали в лазаретах и госпиталях. Они лечили военнослужащих, проводили их освидетельствование с составлением «дохтурской сказки», содержащей вывод, можно ли данному лицу служить в армии. Доктора ежемесячно рапортовали (с 1716) архиатру (главному медику государства) о числе больных и умерших и о болезнях.
Доктора входили в штат Аптекарского приказа (затем Медицинской канцелярии и Медицинской коллегии), назначались штадт-физиками и т.д. При Медицинской канцелярии состояло некоторое число внештатных докторов для особых командировок и вакансий. К управленческой деятельности они первоначально не допускались. Только с 1716 года, когда к руководству медицинским ведомством пришли архиатры-иностранцы, началось активное проникновение иностранных докторов в управление медициной.
Поскольку первоначальное развитие медицины в России было связано с придворным и военным ведомствами, в этих направлениях и происходила должностная регламентация докторов.
В Морском уставе от 13 января 1720 года говорится о «докторе при флоте», который должен был дважды в день посещать больных и раненных в лазарете, следить за обслуживанием больных лекарями, контролировать деятельность корабельных и лазаретных лекарей, получать от последних рапорты об их деятельности.
В соответствии с Регламентом об управлении Адмиралтейства и верфи от 5 апреля 1722 года в госпитале полагался один доктор. Кроме перечисленного выше, он должен был смотреть за качеством лекарств, направляемых кораблями к местам дислокации флота, проверять «лекарские сундуки».
Генеральным регламентом о госпиталях от 24 декабря 1735 года была введена должность главного доктора военного госпиталя. Он должен был жить на казенной квартире при госпитале и иметь в подчинении главного лекаря, лекарей с подлекарями и лекарскими учениками и аптекаря с гезелем и аптекарскими учениками.
Функции доктора сводились к общему руководству госпиталем:
- Контроль за деятельностью комиссара (осуществлявшему финансирование и матер.обеспечение), а также главного лекаря, аптекаря.
- Лечебная деятельность: ежеутренний и ежевечерний осмотр больных (воинов или работников военного ведомства), назначение курса лечения, контроль за исполнением назначений.
- Преподавательская деятельность и контроль за занятиями в хирургической госпитальной школе.
- Главный доктор составлял рапорты архиатру о состоянии дел в госпитале и обращался к нему с госпитальными нуждами.
В конце XVIII века чаще употреблялся термин «старший доктор». В это же время появилась должность товарища старшего доктора.
В 1759 году была принята Инструкция из Медицинской канцелярии главного доктора Санкт-Петербургского Генерального госпиталя, которой была введена должность младшего доктора со следующими функциями:
- Иметь 1 палату с разными больными и лечить их, в трудных случаях советоваться с главным доктором;
- Ездить в госпиталь три раза в неделю, а при нужде и чаще;
- О течении болезней, выздоровлении и смертях доносить главному доктору, с его разрешения производить вскрытия;
- Младший доктор должен был присутствовать на докторских экзаменах, а также стараться обрести знание государственного права и приказного дела как чиновник Медицинской канцелярии.
До конца XVIII века русскому медику получить степень доктора и соответствующую должность было трудно. Иностранные доктора оплачивались в России чрезвычайно высоко, дорожили своими местами и боялись возникновения конкуренции со стороны русских. Несмотря на стремление высших правительственных чиновников к подготовке русских докторов, иностранные представители российской медицинской администрации противодействовали получению русскими полного медицинского образования. Поэтому в госпитальных школах преподавали в основном практическую сторону медицины и выпускали лекарей. И созданные в дальнейшем российские учебные заведения до 1791 года не имели права присваивать докторскую степень. Российские чиновники из иностранцев неохотно признавали даже степени, полученные русскими за границей. Известны сенатские разбирательства по этим вопросам.
Доктора имели чин в зависимости от занимаемой должности. Доктора, члены Медицинской коллегии – коллежского советника; городской и губернский доктора – подпоручика, дивизионный доктор – чин премьер-майора, равный коллежскому асессору.
Со 2-й половины XVIII века в управленческую сферу для обозначения докторских должностей начинает внедряться термин «врач», введенный архиатром Кондоиди. В гражданском ведомстве термин «врач» полностью вытеснил «доктора» в 1-й половине XIX века. В военном ведомстве – во 2-й половине XIX века. Звание доктора медицины, до 1917 года дававшее право занимать в медицинском ведомстве должности не ниже VIII класса, существует и по сей день.
Придворные доктора[править | править код]
Собственно с этой категории и начиналась история этой должности в России. Лекари и врачи всегда были при дворах русских царей и Великих князей. Сохранились даже имена многих из придворных лекарей, начиная с Владимира Крестителя.
Начиная со времени собирания Руси, Великие Князья стали прибегать к врачебным услугам иноземных лекарей, однако на постоянной основе иностранцы стали работать только при дворе Великого князя Василия Ивановича. Его придворный врач Николай Булев играл роль не только медицинского работника, возможно из-за своей публицистической активности, он оказался вовлечен в одну из политических интриг.
При дворе царя Ивана Грозного постоянно работали англичане, такие как Ральф Стендиш и Арнульф Линдсей. Среди его врачей был печально известный Елисей (Элизий) Бомелий. В смерти царя Ивана источники обличали голландца Иоганна Эйлофа, который был лечащим врачом также и царевича Ивана Ивановича[9]. Как правило, все придворные иностранные медики имели докторскую степень. Царские лекари, как правило, состояли в подчинении у главы Аптекарского приказа.
Вообще положение иностранцев в России, а медиков в особенности было неоднозначным. С одной стороны их ученость вызывала огромное уважение русских, однако с другой стороны их деятельность вызывало недоверие, раздражение, а подчас и злобу народа (нередки случаи в истории России, начиная с времен Смуты, и кончая революционными событиями 1905 года, когда сами доктора или их дома подвергались нападениям толпы). Докторов часто подозревали и иногда этому были подтверждения, в ведении подрывной деятельности по заказу западных властителей. Наиболее частые обвинения иностранных докторов – в ведовстве, «наведении порчи» и отравлениях, в том числе массовых. Причем, это было не всегда недоверие исходящее от народа. Иногда лекари, часто пользовавшиеся еретической и оккультной литературой, попадали под официальную борьбу, которая велась с местными знахарями, в чьем арсенале присутствовала магия и чернокнижие.
Указ царя Алексея Михайловича от 1653 года свидетельствует о масштабах явления, когда
многие люди мучатся разными болезнями и помирают… Таких злых людей и врагов Божиих велено в струбах сжечь безо всякия пощады и домы их велено разорить до основания[10]
Армейские доктора[править | править код]
Особое внимание на военно-медицинскую часть в России обращал Петр I. Многих молодых людей он отправлял за границу, в Италию, для изучения медицины, учреждал военные госпитали и при них хирургические училища, повелевал разводить аптекарские сады и положил основание началу вольных аптек в России, пригласил в казенную службу иноземных врачей и вызвал из-за границы повивальных бабок; Аптекарский приказ стал учреждением коллегиальным, под названием Медицинской Канцелярии, под главным начальством Архиатера; при этой канцелярии впоследствии был учрежден совет из медиков. Петр хотел из этого учреждения создать центральную медицинскую коллегию, которая должна была проводить новые медико-полицейские меры на целую Россию, но он встретил непреодолимое к тому препятствие — отсутствие врачей, с чем долго боролись и его преемники.
Это значительное число лекарей объясняется стремлением Петра I положить начало более или менее правильно организованному военно-полевому врачебному делу. С этою целью было выписано из-за границы в 1695 году,— 25, a в 1697 году — 50 лекарей.
Служащий в армии доктор имел должность не ниже дивизионного лекаря. Он должен был ходить в заграничные походы. Закон запрещал военным врачам отказ от службы в военное время.
Военные доктора подчинялись генерал-штаб доктору армии. Направляясь в поход, дивизионный доктор мог получить дополнительное поручение – например, осмотреть в походе заграничные госпитали. В связи с созданием 19 января 1797 года Врачебных управ, взявших на себя часть военно-медицинских забот были уничтожены должности генеральных, дивизионных и корпусных докторов.
4 августа 1805 года (по Высочайше утверждённому докладу министра внутренних дел) медицинская часть была преобразована и введена должность генерал-штаб-доктора, возглавлявшего военно-медицинское ведомство и состоявшего при министре внутренних дел.
Каждым армейским госпиталем руководил главный доктор, при командующем флотом также находился главный доктор. Все медицинские чины назначались министром внутренних дел.
27 января 1812 года (в связи с Учреждением Большой действующей армии) в состав Главного полевого штаба входил полевой генерал-штаб-доктор, которому подчинялись, соответственно, корпусной штаб-доктор и дивизионный доктор.
Карантинные доктора[править | править код]
В России существовала должность пограничного (карантинного) доктора, введенная в 1742 году. Первый из них должен был жить в Киеве и надзирать за карантинными домами, расположенными в соответствии с расписанием, полученным из Медицинской канцелярии. В дальнейшем число карантинов и пограничных докторов было увеличено.
Гражданские доктора[править | править код]
Сенатским указом от 20 марта 1756 года в Москве были введены должности губернского и городского докторов. Городской доктор состоял при Магистрате, имел предоставленную им казенную квартиру и жалованье от доходов города. Он «пользовал» преимущественно лиц купеческого звания, а также магистратских чиновников. Кроме того, он должен был свидетельствовать внезапно умерших и «битых».
Губернский доктор осматривал дворян и чиновников губернских дворянских учреждений, а также освидетельствовал рекрутов. Главной же его задачей была борьба с эпидемиями в Московской губернии. Губернский доктор был также назначен в Астрахань.
- ↑ 1 2 3 Историк Елена Смилянская о гадании, знахарях и кликушестве на Руси — Газета.Ru
- ↑ Смилянская Е. Б.. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М. : Индрик, 2003. С. 51.
- ↑ Цит. по: Сорокина Т. С.. История медицины. М., 2008. ISBN 9785769557811.
- ↑ 1 2 3 4 5 Груздев В. Ф. Рукописные лечебники в собрании Пушкинского дома // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 29. С. 343.
- ↑ Судьбе одного из них посвящён один из первых русских исторических романов — «Басурман».
- ↑ 1 2 3 4 5 Оксана Васильевна Бабенко. Медицина Российской империи конца XVIII — начала XX века в новой научной литературе. (неопр.). История и археология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 7-13.. «Молодой учёный», научный журнал (24.01.2018). Дата обращения 15 марта 2019.
- ↑ 1 2 Д.Горфин. Фабрично-заводская медицина, 645-648 // Большая медицинская энциклопедия / главный редактор Н.А.Семашко. — Москва: Советская энциклопедия, 1928. — Т. X. — С. 21. — 413 с.
- ↑ 1 2 3 4 Пётр Мультатули. Реформа здравоохранения Императора Николая II (рус.). tsargrad.tv (9 июня 2017). Дата обращения 15 марта 2019.
- ↑ Опарина Т. А. Иноземцы в России XVI—XVII вв. М., 2007. С. 169.
- ↑ Грамота царя Алексея Михайловича на Тулу о запрещении колдовства, 1653 год (Опарина. Т. А. Неизвестный указ 1653 г. о запрещении колдовства // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 3 (9). С. 88—91).
- Рихтер В. История медицины в России. — СПб., 1820.
- Загоскин Н. П. Врачи и врачебное дело в истории России. — Казань, 1891.
- Свод узаконений и распоряжений правительства по врачебной и санитарной части в Империи. — СПб., 1895. — Вып. 1.
- Змеев Л. Ф. Чтениях по врачебной истории России. — СПб., 1896.
- Чистович Я. А. История первых медицинских школ в России. — СПб., 1883.
- Мирский М. Б. Медицина России XVI-XIX вв. — М., 1996.
- Скориченко-Амбодик Г. Г. Медицина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Черникова Т. В. Западные служилые иноземцы и придворные врачи во времена Ивана Грозного / Т.В. Черникова // Вестник МГИМО-Университета. — 2012. — № 4. — С. 33—41.
- Большой медицинский словарь. 2000.
- Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ. — М., 1901. — Т. 13.
- Васильев К. Г., Сегал А. Е. Глава V. Эпидемия на Руси в XVII веке // История эпидемий в России / под ред. А. И. Метёлкина. — М. : Медгиз, 1960. — С. 400.
Читать книгу История медицины: конспект лекций
Е. В. Бачило История медицины: конспект лекций
Представленный вашему вниманию конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче экзамена. Книга включает в себя полный курс лекций по истории медицины, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.
ЛЕКЦИЯ № 1. Вводная лекция. Медицинская символика различных времен и народов
История медицины – это наука о развитии, совершенствовании медицинских знаний, медицинской деятельности разных народов мира на протяжении всей истории человечества, которая находится в неразрывной связи с философией, историей, естествознанием, развитием культуры. По сути, история медицины изучает закономерности развития медицины и врачевания, их историю с древнейших времен до современности.
На протяжении всего развития медицины существовало большое количество символических изображений, поскольку медицина постоянно ассоциировалась с горем людей, радостью и т. д. Некоторые символы ушли в прошлое, их забыли, некоторые остались до сих пор.
В старину эмблемой называли «замысловатую картинку», которая условно изображала какую-либо идею. Эмблема (emblema – «вставка», «выпуклое изображение») – это металлический листок рельефной работы, выпуклое украшение, вставка. Также необходимо ввести такое понятие, как «символ». Символ (simbol – «знак») – это своего рода условный знак, примета. Символом в старину называли подпись или остроумное изречение к рисунку. Если же обратиться к Древней Греции, то у греков слово «символ» означало определенный условный знак, смысл и значение которого известен был только определенному кругу людей.
Теперь обратимся к медицинской эмблеме. Медицинская эмблема – это условное изображение, которое символизирует медицинскую сферу, принадлежность к медицинской профессии, различные отрасли в области медицины, какие-то отдельные медицинские специальности. Например, в Средние века ландыш был символом средневековой терапии.
Существует ряд общих медицинских эмблем:
1) изображение змеи, в том числе в сочетании с чашей, с треножником Аполлона, свечой, зеркалом, посохом;
2) изображение сердца на ладони;
3) изображение горящей свечи, символизирующие какое-то определенное направление в области медицины:
а) символы терапии – ландыш, флорентийский младенец, пеликан, уринарий (сосуд для сбора мочи), рука, которая прощупывает пульс;
б) символы хирургии – капля крови, различные хирургические инструменты, пентаграмма;
в) различные военно-медицинские эмблемы, эмблемы различных медицинских обществ.
Первые надписи и изображения, которые олицетворяли медицину, появились на монетах в Древней Греции. Наряду с богами и правителями чеканилась змея. В некоторых случаях она была одна, в некоторых – с треножником Аполлона, в других – с посохом Асклепия.
Рассмотрим змею как медицинскую эмблему. В первобытном обществе она была одним из главных тотемных животных. В мифологии древних цивилизаций (Вавилон, Египет, Месопотамия, Китай, Индия) достаточно часто отражалась связь между змеей и плодородием. Змея – существо двойственное, мудрое и коварное, которое способно как предать, так и помочь. Змея олицетворяла знание, мудрость, бессмертие, могущество.
Если же обратиться к Вавилону, то змея была эмблемой бога врачей. Со змеей связывали омоложение, выздоровление, мудрость.
В Египте змея была символом бога Тота. Этот бог был покровителем врачей. А вот Богиня здоровья и жизни (Изида) изображалась со змеями, которые олицетворяли вечную жизнь.
Еще одной эмблемой является посох, который обвит змеей. Он представляет собой стилизованное изображение, которое имеет красный цвет и располагается на белом фоне. На сегодняшний день эта эмблема является официальной эмблемой медицины в некоторых европейских странах.
Еще одна эмблема – жезл Гермеса (у римлян – жезл Меркурия). Надо сказать, что в эпоху Возрождения врачи считали себя торговцами, а Гермеса – соответственно своим покровителем.
Рассмотрим еще одну эмблему – эмблему Всемирной организации здравоохранения: эмблема представляет собой посох, который расположен вертикально и обвит змеей. Изображается на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара (это эмблема ООН).
Теперь поговорим о сути предмета «История медицины», для чего она нужна, каковы ее задачи. Для того чтобы познать прошлое используются различные источники:
1) данные археологии;
2) орудия труда;
3) письменные памятники;
4) рукописи;
5) печатные книги;
6) произведения искусства.
История медицины рассматривает развитие как практической, так и теоретической составляющих медицины. Изучение истории медицины необходимо врачу, студенту медицинского вуз, поскольку позволяет углублять специальные медицинские знания, а также в какой-то степени предостерегает врача от поспешных, необоснованных выводов. Путь развития медицинской науки, все ее трудности, успехи, неудачи и так далее показывают гуманизм медицины как науки, воспитывают чувство гордости и уважения к врачебной профессии.
ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания
Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.
Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».
Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:
1) матриархат;
2) патриархат.
Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины:
1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;
2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;
3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.
С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.
Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.
Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.
Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.
В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.
История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье.
Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как палеопатология.
1. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.
По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.
2. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней.
Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.
Таким образом, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.
Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований.
С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.
Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.
Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине.
Таким образом, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.
ЛЕКЦИЯ № 3. Гиппократ и его вклад в развитие медицины
В истории развития медицины вряд ли можно найти еще одно имя, с которым связывалось бы чуть ли не зарождение медицины. Речь здесь пойдет о Гиппократе II Великом, вошедшем в историю, как Гиппократ. Этот великий врачеватель жил около 2500 тысяч лет назад во времена, когда эллинская культура достигла апогея своего развития. Временная периодизация относит этот период к V–IV вв. до н. э. Тогда достигла расцвета не только медицина, практически любая отрасль человеческой деятельности шла вперед семимильными шагами и имела своих представителей, вошедших в историю: выдающимся политиком того времени был Перикл (444–429 гг. до н. э.), общепризнанными тогда и впоследствии философами признаны Демокрит, Анаксагор, Горгий, Сократ, Эмпедокл, в поэзии выделились Эсхил, Софокл, Аристофан, в области зодчества прославились Пракситель, Фидий, По-ликпет, в истории это была эпоха Геродота и Фукидида. Великими же коллегами Гиппократа стали Эврифон, Праксагор, а последователями – Герофил, Эрасистрат.
Однако как бы ни превозносили вклад Гиппократа в медицину, о самом Гиппократе до наших дней дошли очень ограниченные сведения, не позволяющие даже с точностью установить дату его рождения и смерти: одни данные свидетельствуют о том, что он умер в возрасте 104 лет, другие – о том, что он скончался в 83 года.
Предполагается, что он родился в первый год XX Олимпиады. Местом его рождения был остров Кос (в дальнейшем расцвет косской врачебной школы связывают именно с именем Гиппократа). В переводе с греческого имя великого врачевателя переводится как «укротитель коней». Долгое время после его смерти не было ни одного источника, содержавшего в себе сведения о биографии Гиппократа. Лишь спустя более 600 лет после смерти Гиппократа врач Соранс о. Кос (около II в. н. э.) впервые записал биографию врачевателя, а продолжили его дело лексикограф Свида (X в.) и прозаик, филолог И. Цеце (XII в.). Поскольку провести полный анализ его деятельности и работ они не могли, их рассказы носят отпечаток легендарности и тайны, которые окружали личность Гиппократа. Из наиболее достоверных источников известно, что он являлся потомком великого Асклепия в семнадцатом колене по отцу, а по матери принадлежал к роду Гераклидов (т. е. потомков Геракла). Кроме того, ему приписывают родственные связи с властителями Фессалии и македонским двором.
Учителями Гиппократа в медицинском искусстве стали его дед Гиппократ I и отец Гераклид. Когда он покинул родной дом и покончил с домашним обучением, дальнейшее познание медицинского искусства он продолжил в Книде, а позже у Геродика и философа-софиста Горгия. Широкое поле для применения и совершенствования своих знаний Гиппократ получил, став странствующим врачом. Слава о нем быстро распространялась по побережью Восточного Средиземноморья. После длительных странств