Как человек познает природу: § 2. Как человек познает природу? » Народна Освіта – КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ ПРИРОДУ — ВСТУПЛЕНИЕ — ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 3 класс — по учебнику И. В. Грущинської — 2014 год

§ 2. Как человек познает природу? » Народна Освіта

Существует два основных метода — способа познания, с помощью которых человек изучает природу Это наблюдение и опыт.

Что такое наблюдение? Наблюдение — это очень просто, скажете вы. Действительно, многое мы видим собственными глазами.

Однако видеть — не значит наблюдать! Вы, конечно, не раз видели звезды. Изменяется ли картина звездного неба в течение ночи? Чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно только смотреть в небо. Необходимо правильно вести наблюдение.

Но как это делать? Во-первых, нам понадобится прибор — трубка диаметром 2-3 см и длиной 15-20 см. Во-вторых, необходимо оборудовать место для наблюдения: установить трубку на штативе или прикрепить ее к поручням балкона так, чтобы трубка могла двигаться вверх-вниз и влево-вправо.

Теперь можно начинать наблюдение. Наведите трубку на какую-нибудь яркую звезду в южной части неба и зафиксируйте прибор в этом положении (рис. 2.1, а). Через 3-5 минут вы заметите, что звезда исчезла из поля зрения (рис. 2.1, б). Чтобы продолжить наблюдение, необходимо немного повернуть трубку в нужном направлении. Продолжайте наблюдение в течение 20 25 минут. Почему положение трубки приходится постоянно изменять? Потому что звезда движется. Следовательно, картина звездного неба в течение ночи меняется.

Теперь понятно, что наблюдение — дело непростое. Чтобы правильно его провести, необходимо определить, что наблюдать, и разработать способ наблюдения.

Наблюдение — основной метод изучения природы в случаях, когда человек не может оказать влияние на ход явлений. Это главный метод в изучении звезд и планет.

Чем опыт отличается от наблюдения? Используя метод наблюдения, не всегда можно установить, почему происходит то или иное явление природы. И тогда применяют другой метод — опыт, или, как его еще называют, эксперимент.

Все вы наблюдали, как весной, когда воздух становится теплым, тает лед. Маленькие сосульки тают быстрее, а глыбы льда долго лежат на обочинах дорог. Чем больше масса льда, тем медленнее он тает. Но только ли от массы зависит скорость таяния льда?

Мы часто наблюдаем, что замерзшая вода в большой неглубокой луже уже растаяла, в то время как маленькая, но глубокая ямка еще полна льда. Можно предположить, что условием, от которого зависит скорость таяния льда, является площадь поверхности льда, соприкасающаяся с теплым воздухом.

Проверим это на опыте.

Отмерим две одинаковые массы воды и перельем их в тарелку и стакан (рис. 2.2), которые поместим в морозильную камеру.

Когда вода замерзнет, поставим тарелку и стакан со льдом на подоконник. Через некоторое время мы увидим, что первым превратился в воду лед в тарелке, затем растаял лед в стакане (рис. 2.3).

Почему так произошло? Сравним условия, при которых происходило таяние льда.

И тарелку, и стакан окружал воздух одинаковой температуры. Массы льда в тарелке и в стакане тоже были одинаковыми. Единственное отличие — площадь поверхности льда, которая соприкасалась с воздухом. В тарелке она была большей, и лед растаял быстрее. Эксперимент подтвердил наше предположение: величина площади соприкосновения льда с воздухом влияет на ско

КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ ПРИРОДУ — ВСТУПЛЕНИЕ — ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 3 класс — по учебнику И. В. Грущинської — 2014 год

ВСТУПЛЕНИЕ

Встреча 1. КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ ПРИРОДУ?

Цель: расширить представление учащихся о природе, методах познания природы; учить характеризовать разнообразие живой и неживой природы; развивать умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения; воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

— Мы продолжаем изучать природоведение. А что же изучает естествознание?

Естествознание — это знание о природе. Помните! Природа открывает свои тайны только тому, кто хорошо изучает ее. Знания о природе помогут вам охранять, приумножать природные богатства нашей прекрасной Родины — Украины.

— Прочитайте обращение авторов учебника к вам (с. 3). Какие пожелания в нем высказаны?

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете о разнообразии природы и методы познания природы человеком.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 5-7)

— Вспомните, как человек познает природу. Что помогает вам знакомиться с окружающим миром и познавать новое?

— Вам известно, что природа — это все, что нас окружает, кроме созданного человеком. Интерес к изучению природы возник очень давно. С давних времен людям были нужны пища, одежда, жилье и прочее. А все это дарит Матушка Природа.

— Вспомните! Что относится к неживой природе, а кто — к живой природе? Можно ли назвать природой то, что изготовлено руками человека?

— Мир живой и неживой природы Земли очень разнообразен. Представителей растительного и животного мира можно увидеть высоко в горах и на дне океана, далеко на севере и в знойной пустыне.

Растения отличаются между собой по многим признакам. Одни — великаны, иногда достигают десятков метров в высоту, другие — такие мелкие, что их можно едва разглядеть с помощью лупы. Одни растения цветут, их цветки разные по форме, размеру, цвету и тому подобное. А в других за всю жизнь не увидишь ни одного цветка.

Разнообразен и животный мир нашей планеты. Отдыхая у реки или на лугу, в лесу или на даче, прогуливаясь по скверам города или поднимаясь на колесе обозрения, мы постоянно находимся в окружении многочисленного мира животных. Животные обитают там, где есть воздух, пища и вода. Они отличаются друг от друга по размеру, форме, окраске, продолжительности жизни и местом обитания.

Живая природа не может существовать без воздуха, воды, солнца и его тепла. Из неживой природы она берет все необходимое для своей жизни. В свою очередь живая природа влияет на неживую. Следовательно, между живой и неживой природой существует тесная взаимосвязь.

Работа в группе

— Рассмотрите картину «Дерево жизни» (с. 5) и составьте по ней рассказ о разнообразии мира природы.

Запомните! Природа отличается огромным разнообразием.

— Для изучения природы ученые используют различные методы.

— Вспомните, какие методы изучения природы вы уже знаете.

— Что помогает человеку проводить наблюдения? (Органы чувств)

— Рассмотрите фотографии на с. 6 и расскажите, какие приборы помогают ученым изучать мельчайшие организмы и удаленные небесные тела?

— Что такое опыт? Что изучают с помощью опытов?

— Какие приборы для измерения вы знаете?

— Вспомните опыты с воздухом и водой. Какие измерения вы уже умеете проводить самостоятельно?

Работа в парах

— Расскажите, какие наблюдения за изменениями в природе в разные времена года вы проводили во втором классе? За какими природными явлениями наблюдали летом? Нравится ли вам наблюдать за природой?

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Работа в группах

Задание для 1-й группы. Подойти к аквариуму и изучить, как плавают рыбки, как они едят. Рассказать о их внешний вид.

Задание для 2-й группы. Перед вами — деревянные опилки, кнопки и магнит. С помощью магнита попробуйте очистить кнопки от опилок.

Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили? Задание для 3-й группы. У вас есть измерительная линейка. Каждый ученик группы измеряет свой рост.

— Какие методы изучения природы вы использовали?

— Чем эти методы отличаются друг от друга?

2. Работа над загадками

• Стеклянная трубочка тоненькая,

Жидкость в ней красненькая.

Как тепло — вверх прыгает,

А как холод — вниз спадает.

Есть шкала и цифры малы…

Как же зовут, скажи, ее? (Термометр)

• Вышло солнышко на небе,

Лучика к нам послало.

И от колышка, что на улице,

Тень на землю упала.

Эта загадка для нас на урок.

Что это во дворе за кол? (Гномон)

3. Работа над пословицей

С природой живи в дружбе, то и будет она тебе в службе.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

— Прочитайте выводы на с. 7.

— Объясните, почему мир живой природы так разнообразен.

— Назовите признаки живых организмов.

— Назовите методы исследования природы. Каким методом вам приходилось пользоваться? Когда именно?

— Объясните, чем наблюдение отличается от эксперимента.

— Какие измерительные приборы есть у вас дома? Что ими измеряют?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С. 5-7.

как человек познает мир природы.

Тема : В поисках ответов на вопросы: как человек познает мир природы.

Предметные: формирование у учащихся представления о необходимости и важности познания окружающего мира, демонстрация познания связи восприятия и познания.

Метапредметные: учащиеся знакомятся с правилами ТБ (особенностями ТБ на уроках биологии), учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

Личностные: формирует научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков живых организмов — размножения

Вид используемых средств ИКТ: учебник, иллюстративный материал с изображением органов чувств и их функционирования, изображения людей, чьим профессии связаны с изучением окружающего мира, презентация

Этап урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный момент

Приветствует класс

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя

Демонстрируют готовность к уроку.

Называют отсутствующих.

Личностные УУД:

-формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности.

Проверка домашнего задания

Проводит тестирование.

1.В каком сосуде возможно «зарождение» жизни в виде белых личинок? 1.  2. 

а) в сосуде 1; в) и в сосуде 1, и в сосуде 2;

б) в сосуде 2; г) ни в сосуде 1, ни в сосуде 2.

2. Благодаря чему жизнь на Земле не прекращается?

а) росту; в) делению клеток;

б) размножению; г) вращению планеты.

3. Кто открыл один из важнейших законов биологии «Всё живое – от живого»?

а) Ф.Реди; б) Л.Пастер; в) Я.Гельмонт; г) все эти учёные.

6. Что было доказано опытом Ф.Реди?

А) самозарождение жизни в одних случаях возможно, в других невозможно

Б) невозможность самозарождения жизни;

В) возможность самозарождения жизни;

Г) ни один ответ не верен

5. Что является величайшим чудом на планете

а) жизнь

б) солнце

в) ветер

г) дождь

Индивидуально работают

Слушают, запоминают.

Формулируют тему и задачи урок

Познавательные УУД:

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД:

умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока

2. Актуализация знаний.

Предлагает закрыть глаза и определить предмет.

Интересуется почему они решили , что перед ними лимон.

Делает вывод: вы получили знания об этом предмете и многих других и вам предстоит еще больше узнать.

Человек обладает удивительной особенностью- способностью познавать окружающий его мир.

Сегодня вы узнаете, каким образом это происходит.

Обращается к слайду 1, на котором отражена тема и цели урока.

Предлагает учащимся записать в рабочую тетрадь дату и тему урока.

Дети трогают предмет, нюхают, пробуют на вкус и называют его- лимон.

Думают, отвечают, что видели лимон раньше, знают его форму , запах, вкус.

Внимательно слушают, запоминают.

Открывают тетради, делают соответствующие записи.

Совместное открытие знаний.

Демонстрирует слайд 2 «Понятие познание».

Рассказывает о том, что еще величайший художник и ученый Леонардо да Винчи писал «Все наше познание начинается с ощущений». Отвечают за ощущения органы чувств.

Предлагает назвать эти органы.

Продолжает рассказ: органы чувств передают в центральную нервную систему (мозг) множество информации , где формируется восприятие.

Демонстрирует слайд 3. «Схема формирования восприятия»

Ставить проблемный вопрос:

-Одинаково ли разные люди воспринимают окружающий мир?

Предлагает сверить свои ответы с материалом учебника на с.14

Предлагает работу группах: раздает иллюстрации с изображением профессий людей. Дети должны выбрать те, которые связаны с познанием мир.

Демонстрирует слайд 4 «Понятие гипотеза»

Записывают определение в тетради.

Слушают, запоминают.

Отвечают: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Записывают определение в тетради.

Слушают, запоминают.

Зарисовывают схему.

Дети обсуждают а парах, отвечают.

Самостоятельно читают, находят нужную информацию, сравнивают.

Работают в микрогруппах, затем знакомят с результатами свой работы.

Фиксируют определение в тетрадь.

Закрепление

Вопросы и задания для закрепления изученного материала

1. О чем в окружающем мире вам хочется узнать побольше? Что для этого надо делать?

2. Можем ли мы познавать мир без восприятия его объектов? Почему?

3. Что помогает познавать мир человеку, потерявшему слух?

4. Подберите к «окошкам» в окружающий мир (зрительным — 1, слуховым — 2, обонятельным — 3, осязательным — 4,

вкусовым — 5) соответствующие органы чувств

(нос — А, язык — Б, уши — В, глаза — Г, нервные клетки

кожи — Д) и составьте пары из цифр и букв.

5. Выполните задание 1 рубрики «Работа с текстом и иллюстрациями» (с. 52).

— Согласны ли вы с тем, что белый квадрат на черном

фоне кажется крупнее черного на белом фоне?

— Почему для получения точных данных необходимо «помогать» зрению различными приборами?

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД:

-формирование памяти, устной речи, абстрактного и логического мышлении.

Рефлексия

Предлагает поделиться мнениями о прошедшем уроке:

— О чем говорили на уроке?

— Что нового узнали?

– С каким настроением уходите с урока?

Итог урока

Просит самостоятельно оценить свою работу на уроке и прокомментировать.

Подносят дневник на оценку.

Личностные УУД:

-формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности.

Домашнее задание

Знакомит с домашним заданием

1. Изучите § 2.

2. Придумайте и запишите 2–3 вопроса о познании и изучении людьми окружающего мира.

3.Прочитайте пункт 2 рубрики «Хотите знать больше?» (с. 47) и составьте небольшой рассказ о том, как вы наблюдали за какими-либо животными (по желанию)

Записывают задание в дневник.

Как человек познает природу. Наблюдение и эксперимент

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Обществознание
  • 11 Класс
    • Английский язык
    • Немецкий язык

Как человек познает природу | Человек и мир

Природу изучают разными способами. Основные способы познания природы: наблюдение, описание, измерение и эксперимент. Этими способами может воспользоваться каждый из нас для проведения собственного исследования. Познание природы начинается с простых наблюдений.

Наблюдение

Наблюдение в давние времена было основным источником получения знаний о природе. Например, наблюдения за повадками зверей, ростом растений всегда позволяли человеку изучать растительный и животный мир Земли.

В наши дни этот способ также важен. Наблюдение является одним из основных источников знаний о природе. Его часто применяют ученые. Например, астрономы наблюдают за небесными телами и их перемещением в космическом пространстве. Химики — за образованием одних веществ из других. За явлениями, которые происходят в оболочках Земли, наблюдают географы. Биологи наблюдают за сезонными изменениями в живой природе.

Изменения природы по сезонам года называют фенологическими. Люди давно заметили, что весной в наших краях солнечного света и тепла становится больше. Некоторые животные выходят из спячки, а растения растут и развиваются быстрее. Знания, полученные при наблюдении за сезонными изменениями в природе, помогают установить, например, сроки посева семян. По народным приметам, если зацвела сирень, можно сеять огурцы и тыкву.

Однако наблюдения недостаточно для проведения исследования. Некоторые явления в природе происходят очень быстро, и их особенности трудно заметить. Другие явления повторяются часто или, наоборот, очень редко. Поэтому наблюдение сопровождается другими способами познания природы.

Описание

Одним из самых древних способов познания природы является описание. Слово «география» означает «землеописание». Географическая наука начиналась с описания равнин и гор, стран и народов. При описании мы даем ответы на вопросы: как изменяются равнины и горы с течением времени? Где находятся разные страны? Какие народы их населяют? Описание делают на основе наблюдений. Например, биологи при наблюдении за ростом растения описывают особенности его развития в разных условиях.

Эксперимент

Если природное явление можно повторить в лаборатории — проводят эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе означает «опыт». Исследователь повторяет изучаемое явление в лабораторных условиях, а не ждет, когда оно произойдет в природе. Он может изменять условия эксперимента и проделывать его несколько раз. Например, проведя эксперимент, мы можем узнать, почему со временем разрушаются горы. Для этого несколько раз нагреем и охладим камень. Мы увидим, что он начнет трескаться. Биологи проводят эксперименты, например, для выяснения влияния тепла, воды и воздуха на прорастание семян.

Измерение

Познание становится более точным, если при наблюдении, описании или проведении эксперимента производят измерения. Измерение хорошо знакомо каждому из нас. Измеряют размеры тел, температуру, время, расстояние и скорость движения. Для проведения исследования используют различные приборы и инструменты.

Приборы и инструменты для измерения

Для того чтобы определить массу, мы можем воспользоваться весами. Температуру помогает измерить термометр. Чтобы определить время, мы пользуемся часами. В разные века устройство часов отличалось. Самыми первыми были солнечные часы, позже изобрели песочные. Важным достижением нашего времени является изобретение самых точных в мире атомных часов.

Точность измерительных приборов очень важна. Например, высокоточные приборы необходимы для взвешивания химических веществ или драгоценных металлов, при измерении давления или температуры.

Атомные часы настолько точны, что за 15 млрд лет они могут отстать всего на 1 с. Представьте себе, что если бы эти часы были запущены при образовании Земли, то сегодня они отстали бы всего на 1/3 с.

Увеличительные приборы и инструменты

Изучать тела, которые находятся очень далеко, и тела небольших размеров помогают увеличительные приборы и инструменты. К ним относятся: лупа, бинокль, микроскоп, телескоп. С помощью телескопа можно наблюдать за небесными телами, которые находятся в космическом пространстве на больших расстояниях от Земли. Микроскоп позволяет рассмотреть очень маленькие тела, например капельку воды, снежинку.

Современные приборы

С развитием естественных наук и техники человек создает более совершенные приборы для изучения природы. Астрономы с помощью современных лазерных приборов определили расстояние между Землей и Луной с точностью до нескольких сантиметров. Искусственные спутники Земли позволяют изучать нашу планету из космоса. Например, с помощью снимков, сделанных из космоса, предсказывают многие природные явления.

В настоящее время мы широко используем компьютеры, различные гаджеты, мобильные устройства. Например, в строительстве при измерении расстояний применяют лазерный дальномер. Он дает значительно более точные результаты, чем рулетка.

Подведем итог!

  • Наблюдение, описание, измерение и эксперимент — основные способы познания природы. Этими способами может воспользоваться каждый из нас для проведения собственного исследования.
  • В процессе познания природы можно использовать различные приборы и инструменты. Наряду с традиционными приборами применяются современные.
Читать далее

как человек влияет на природу и какова роль природы в жизни человека?

О том, как хороша природа,

Не часто говорит народ

Под этой синью небосвода,

Над этой бледной синью вод.

Не о закате, не о зыби,

Что серебрится вдалеке, —

Народ беседует о рыбе,

О сплаве леса по реке.

С. Я. Маршак

Красоту окружающего мира поэты, художники и писатели воспевали во все времена. Природе посвящены сотни тысяч стихов и песен. Сложно найти прозу, где отсутствовало бы описание пейзажа. В живописи изображения природы и животных выделены в отдельные жанры, и очень многие художники выбрали для себя именно эти направления… Эмоционально человек восхищается природой, а практически — относится к ней потребительски, если не сказать варварски, что отражено на полотнах и в стихах таких художников и поэтов, как А.М. Курилович, запечатлевший нефтяные вышки, или С.Я. Маршак, описавший саму суть потребительского отношения.

Воздействие человека на окружающую среду принимает глобальные масштабы. Антропогенный фактор становится ведущим, и без его учета невозможно понять и оценить, что еще произойдет с нашим общим домом. Уровнем человеческого влияния на окружающую среду определяется и то, как измененная природа воздействует на дальнейшее развитие нашего общества.

По мнению ученого-географа В.А. Анучина, занимавшегося проблемами взаимодействия человека и природы на протяжении многих лет, существует три основных закона геосферы, с которыми человек просто не может не считаться:

  1. Закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы.
  2. Закон возрастающего воздействия человека на природную среду.
  3. Закон возрастающей зависимости человека от природной среды.

Чем больше мы воздействуем на природу, тем активнее она нам отвечает. И в большинстве случаев ответ оказывается весьма далеким от благоприятного: ухудшается экологическая ситуация, все чаще происходят природные катастрофы. Судьба дальнейшего развития человечества зависит от того, насколько быстро будут найдены пути разрешения противоречий между ограниченными возможностями нашей биосферы и агрессивным по отношению к ней типом развития общества.

О роли природы в жизни человека…

В разное время и в разных культурах понятие роли и значимости окружающего мира для человека существенно отличалось. В период античности природа рассматривалась как подвижное, постоянно изменяющееся целое, при этом закономерное, организованное и совершенное. Человек в античной философии не противопоставлялся природе, а, скорее, был одной из его частей. Жизнь в гармонии с природой считалась идеалом.

Однако средневековая западно-христианская культура приобрела совершенно другое понимание природы. Человек в христианстве — вершина божественного творения, наделенная душой, а весь окружающий мир стоит неизмеримо ниже него. Нередко природа понималась даже как источник зла, которое необходимо подчинить.

В эпоху Возрождения отношение к природе снова меняется. Человек открывает для себя ее красоту, видит в ней источник радости и наслаждения. Недаром в этот период времени появляется столько великолепных произведений искусства, воспевающих красоту окружающего мира.

Притом если смотреть правде в глаза, то так или иначе потребительское и высокомерное отношение к природе преобладало. Человек возомнил себя венцом творения, что позволило ему рассматривать природу только как объект своей активности, переделывая и перекраивая ее в соответствии со своими нуждами.

На заре цивилизации, в эпоху охоты и собирательства, человек полностью зависел от внешней среды. Он мог выжить, только присваивая готовые, данные ему природой продукты: плоды, ягоды, мясо и шкуры животных. Природа определяла все особенности жизни первобытного человека: темпы роста количества членов общины, характер занятий, необходимость перекочевывать на новые места.

На этапе возникновения земледелия и скотоводства произошел переход от присваивающей экономики к производящей. Человек научился воздействовать на природу: вырубать леса под посевы, строить ирригационные системы.

Это интересно

Некоторые регионы, где предполагается расположение древних цивилизаций, очень сильно пострадали от деятельности человека, в частности были уничтожены огромные лесные массивы. Так, горные склоны Ливана некогда были покрыты знаменитыми ливанским кедрами. Но 5000 лет назад для строительства храмов и дворцов большая их часть была вырублена. Легенда гласит, что это сделали 80 000 дровосеков по приказу самого царя Соломона[1].

Однако в то время деятельность человека еще очень сильно зависела от погодных условий, ландшафта местности, типа почв. Например, земледелием занимались в основном в тех странах, где были плодородные почвы — в долинах Нила, Ганга, Янцзы. В степных районах с резко континентальным климатом предпочтение отдавалось скотоводству.

Новый этап взаимоотношений природы и человека наступил с началом промышленной революции. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс в сочетании все с той же идеей превосходства человека и необходимости взять у природы как можно больше в итоге привел к тому, что мы имеем сейчас. Человечество находится на грани экологической катастрофы.

А ведь мы, как и все другие живые существа на планете, до сих пор неотделимы от биосферы. Рамки окружающей природной среды, в которых мы можем существовать, достаточно узкие. Нам нужна определенная температура воздуха, солнечный свет, состав атмосферы, почвы и воды — именно та экологическая среда, в которой проходила эволюция на протяжении всей нашей истории. Да, человек умеет приспосабливаться к новым условиям обитания. Но только до известных пределов. И скорость такой адаптации не слишком велика. Как показывает практика, губительные изменения природной среды идут гораздо быстрее, а значит, если не остановить эти изменения, человечество ждут трудные времена.

Влияние человека на природу: нам ничего не надо, нам никого не жаль

«Венец творения», вооруженный технологиями, машинами и механизмами, в течение долгих лет активно воздействует на природу, иногда не задумываясь, к каким последствиям это может привести. Известны сотни, если не тысячи примеров пагубного влияния человеческой деятельности на природу, а в последнее время все чаще появляются изменения глобального масштаба, угрожающие планете в целом.

  • Загрязнение атмосферы влияет на глобальное потепление и изменение климата на планете. Главные «участники процесса» — теплоцентрали и тепловые электростанции, предприятия цветной и черной металлургии, химическое производство, автомобильные выхлопы, добыча и переработка угля и нефти.
    Сегодня в атмосферу попадает около 400 миллионов тонн сажи, золы, пыли. Кроме того, в окружающую среду выбрасываются пары минеральных кислот, органические растворители, фреон и прочее. В результате таких выбросов возникает парниковый эффект, ведущий к постепенному возрастанию среднегодовых температур. С начала прошлого столетия средняя приповерхностная температура воздуха повышается ежегодно на 0,007°С, а критическим пределом ученые называют рост среднегодовой температуры на 2°С[2], то есть почти полпути уже пройдено. Глобальное потепление вызывает таяние ледового пояса в Арктике и Антарктиде, повышение уровня Мирового океана, увеличение частоты наводнений. Если ситуация не изменится, то в перспективе вполне возможно наступление нового ледникового периода.
  • Уничтожение лесов сказывается на состоянии атмосферы и нарушает водный режим нашей планеты. Мелеют реки, находящиеся в зоне вырубки, их дно заиливается, а это приводит к уничтожению мест нереста и сокращению численности различных видов рыб. Существенно уменьшаются запасы грунтовых вод, а следовательно, высыхает почва, которую беспрепятственно смывают дождевые потоки и сдувают ветры, больше не сдерживаемые лесами.
    С вырубкой лесов гибнут все населяющие их живые существа. Очень немногие из них способны уйти и приспособиться к жизни на новом месте. Например, некоторые виды ленивцев, живущих в активно вырубаемых лесах бассейна Амазонки, способны жить только в этих местах — переселение для них невозможно.
  • Загрязнение Мирового океана — еще одна проблема, очень остро стоящая перед человечеством. Из-за загрязнения меняются органолептические свойства воды, в ней в больших количествах появляются тяжелые металлы, хлориды, сульфиты, радиоактивные элементы, сокращается количество растворенного в воде кислорода. В океан ежегодно попадает более 15 миллионов тонн нефтепродуктов[3], поскольку катастрофы с участием нефтеналивных танкеров и буровых платформ давно уже стали обычным явлением. Сбрасывают все отходы в океан и бороздящие его просторы суда — от пассажирских до грузовых. Очень опасны радиоактивные отходы, попадающие в океан в результате аварий на АЭС — вспомним хотя бы Фукусиму.
    Загрязняют океан и пластиковые отходы. Они образуют на его поверхности целые острова, угрожающие жизни морских жителей. Самый большой мусорный остров находится в Тихом океане. Площадь этого острова по приблизительным оценкам — от 700 тысяч до 1,5 миллионов квадратных километров, а в глубину он уходит на 10 метров[4]. Большая часть мусора — 80% — берегового происхождения, а отходы с кораблей и рыбацкие сети составляют около 20%.
    Животные и рыбы принимают пластмассу за пищу и заглатывают ее. Пластик не растворяется даже под воздействием желудочного сока, что неминуемо приводит к смерти живых существ. В остатки рыбацких сетей нередко попадают тюлени, дельфины, киты. Они не могут освободиться без посторонней помощи и часто гибнут.
    Ненамного лучше ситуация и с пресноводными водоемами. Стоки промышленных предприятий и канализационные стоки населенных пунктов привели к тому, что во многих реках и озерах непоправимо нарушилась экосистема. Европейская река Эльба из-за массового сброса ядовитых веществ заводами Германии, Чехии, Словакии давно уже получила статус самой загрязненной реки в Европе. И это далеко не единственный пример.
  • Загрязнение почвы. Вредные вещества попадают и в почву. Отчасти это происходит из-за деятельности промышленных предприятий, отчасти из-за стремления человека улучшить урожайность сельскохозяйственных культур. Удобрения не только приносят пользу, но и могут нанести колоссальный вред окружающей среде.
    Отсутствие должной переработки бытового мусора и его накапливание на полигонах твердых бытовых отходов, а в просторечии свалках, ведут к тому, что все вредные вещества, вымываемые осадками, поступают в почву, отравляя ее и все живое рядом.
  • Незаконное уничтожение животных на сегодня также является одной из важных экологических проблем. Браконьерская охота уничтожила некоторые виды зверей и птиц, а другие оказались на грани исчезновения.

    На заметку

    По данным Всемирного союза охраны природы (World Conservation Union), за последние 500 лет с лица Земли исчезло 844 вида животных и растений. А нынешнее вымирание животных считается самым крупным со времен исчезновения динозавров[5].

    Несмотря на меры по охране, внесение редких видов в Красную книгу, создание национальных парков, варварский отстрел ради наживы по-прежнему процветает. Особенно возмутительной является так называемая трофейная охота, распространенная в Африке. За определенную плату любой желающий может убить просто ради забавы прекрасное живое существо — слона, льва, тигра… И если браконьерство находится вне закона, то трофейная охота абсолютно легальна.

Это далеко не все экологические проблемы, которые человек сам для себя и создал. Их гораздо больше, и они растут как снежный ком.

Спасение природы — дело рук неравнодушных

К счастью, в конце XX столетия в развитых странах появилось понимание того, что тактика «выжженной земли» по отношению к природе равнозначна самоубийству. Начали разрабатываться программы по сохранению окружающей среды, как в масштабах отдельных государств, так и глобальные.

На мировом уровне существует программа ООН по защите окружающей среды — UNEP (ЮНЕП). Она была учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи еще в 1972 году. Работа ЮНЕП включает различные проекты в области морских и наземных экосистем, атмосферы Земли. Программа играет одну из важнейших ролей в развитии международных соглашений по вопросам защиты окружающей среды. ЮНЕП сотрудничает и с государствами, и с международными неправительственными организациями. В сферу деятельности ЮНЕП входит разработка рекомендаций по вопросам потенциально опасных химикатов, трансграничного загрязнения воздуха и загрязнения международных судоходных рек.

Совместно с ЮНЕП была организована Межправительственная группа экспертов по изменению климата, а также учрежден Глобальный экологический фонд. Огромную роль в природоохранной деятельности играют также общественные организации, и многие из них представляют реальную силу.

Гринпис — одна из самых известных в мире международных природоохранных организаций. Была основана в 1971 году активистами из США и Канады, первоначально выступавшими против ядерных испытаний. Позднее интересы Гринпис значительно расширились, а главной идеей стало создание чистого мира без войн и насилия, отсюда и название. Гринпис проводит акции против загрязнения окружающей среды промышленными отходами, выступает в защиту животных. Воздействуя на общественное мнение, Гринпис добивается от промышленных компаний и правительств принятия решений и действенных мер по конкретным проблемам экологии.

На сегодня организация имеет 28 региональных представительств в 46 странах мира. Основные источники деятельности организации — добровольные частные пожертвования. В России Гринпис работает с 1990 года. Сейчас организация поддерживает 11 проектов, таких как «Сохранение лесов», «Озеро Байкал», «Изменения климата», «За чистые реки». При поддержке Гринпис удалось принять мораторий на вырубку лесов на севере европейской части страны, отвести трубу нефтепровода от берега озера Байкал. В 2016 году была остановлена опасная инициатива, согласно которой сточные воды разрешено было бы закачивать в недра земли, принят запрет на так называемый пал травы, из-за которого ежегодно происходили масштабные лесные пожары.

WWF. Всемирный фонд дикой природы, или World Wide Fund for Nature, объединяет около пяти миллионов постоянных сторонников и работает более чем в 100 странах. Свою миссию WWF видит «в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы»[6]. Главная цель фонда — сохранение и восстановление биологического разнообразия Земли. Более половины бюджета организации составляют пожертвования от частных лиц — сторонников WWF.

В России фонд начал свою работу в 1988 году, в 1994 было открыто российское представительство WWF, а в 2004 году фонд получил статус российской национальной организации. За время работы было осуществлено более 1000 проектов в 47 регионах страны. При участии WWF созданы 140 особо охраняемых природных территорий, открыт Центр разведения и реабилитации переднеазиатского леопарда, а численность его дальневосточного сородича увеличилась до 70 особей. Разработаны государственные программы по сохранению обоих видов. При поддержке фонда удалось стабилизировать популяцию амурского тигра: сегодня на Дальнем Востоке живет около 540 больших кошек.

По инициативе WWF был принят закон о защите морей от нефтяного загрязнения, полностью запрещена нелегальная торговля икрой осетровых рыб, создан «Медвежий патруль» для предотвращения конфликтов белого медведя и человека в Арктике. В российское законодательство внесены положения, необходимые для организации эффективной лесной охраны, и изменения, ужесточающие наказание за незаконную охоту на редких животных.

Все это только малая часть того, что сделано WWF, и организация не собирается останавливаться на достигнутом. Сегодня в работе находятся десятки проектов, постоянная помощь оказывается нескольким видам редких животных, ведется учет их поголовья. Занимается WWF и просветительской деятельностью: на территориях обитания краснокнижных зверей специалисты фонда регулярно ведут работу с местными жителями и с подрастающим поколением.

Несмотря на инициативы общественных организаций, только их силами ситуацию исправить невозможно. Каждый из жителей планеты должен понять, что и он в ответе за те экологические проблемы, с которыми столкнулось человечество. Если не предпринимать никаких мер, то «венец природы» скоро сам окажется на грани исчезновения.

Как человек познает окружающий мир. Видеоурок. Окружающий мир 1 Класс

Урок: Как человек познает окружающий мир

Давайте познакомимся с очень необычным человечком, у которого нет ни глаз, ни носа, ни ушей, ни рта.

Он считает, что они просто ему не нужны.

человечек

Рис. 1. (Источник)

На этом уроке мы попробуем доказать, что он ошибается. Для этого мы отправимся в небольшое путешествие.

лес

Рис. 2. (Источник)

Мы с вами в лесу. Это поет соловей.

соловей    

Рис. 3. (Источник)


На рисунке 4 изображена малина. Она красная, круглая, сочная, так и хочется ее съесть.

малина         

 Рис. 4. (Источник)

На рисунке 5 вы можете увидеть берег реки.

берег реки      

Рис. 5. (Источник)

Давайте опишем камни. Они большие и маленькие, мокрые.

Вот перед нами дерево. Оно большое и шершавое.

дерево              

Рис. 6. (Источник)

Мы узнали, что малина красная и сочная, камни большие и мокрые, а дерево шершавое. Мы слышали, как поет соловей. Что же помогло нам это все узнать? Глаза, уши, нос, язык и кожа – это органы чувств, с помощью которых человек познает мир.

Давайте рассмотрим каждый из этих органов и узнаем, для чего они нужны.

Отгадайте загадку.

Живет мой братец за горой,
Не может видеться со мной.

На рисунке 7 изображены глаза.

глаза             

Рис. 7. (Источник)

Глаза – орган зрения. Это парный орган, у человека два глаза. У животных тоже есть глаза. Давайте посмотрим глаза разных животных.

На рисунке 8 изображены глаза лошади.

глаза лошади             

Рис. 8. (Источник)

На рисунке 9 – глаза кошки.

глаза             

Рис. 9. (Источник)

На рисунке 10 – глаза собаки.

глаза собаки             

Рис. 10. (Источник )

Встречаются люди и животные, у которых глаза разного цвета.

глаза разного цвета         

Рис. 11. (Источник)

Что можно определить с помощью зрения? Благодаря глазам мы можем читать, видеть красоту природы, различать цвет, размер и форму предмета.

Смог ли наш человечек все это увидеть? Конечно, нет. Давайте ему поможем и нарисуем орган зрения — глаза.

 Наше путешествие продолжается. Прослушайте звуки и определите, к какой картинке принадлежит этот звук.

На рисунке 12 шумит море и кричат чайки.

море и чайки     

Рис. 12. (Источник)

Услышать эти звуки помогли вам уши. Уши – орган слуха. Это парный орган, у людей два уха.

уши      

Рис. 13. (Источник)

У животных тоже есть уши. Посмотрите, какие уши каким животным принадлежат.

На рисунке 14 изображен кролик.

уши кролика    

Рис. 14. (Источник)

На рисунке 15 вы можете увидеть зебру.

зебра           

Рис. 15. (Источник)

Дорисуйте нашему человечку уши – орган слуха. Благодаря ушам человек различает речь, слышит музыку, шорох листьев и пение птиц.

Посмотрите на рисунок 16 и определите, какой орган поможет ощутить аромат цветка. Это нос.

аромат цветка         

Рис. 16. (Источник)

Нос – орган обоняния. Нос у человека один.

нос           

Рис. 17. (Источник)

У животных тоже есть носы. Определим, каким животным принадлежат какие носы.

На рисунке 18 изображен нос свиньи.

нос свиньи         

Рис. 18. (Источник)

На рисунке 19 – нос слона.

нос слона        

Рис. 19. (Источник)

На рисунке 20 – нос собаки.

нос собаки    

Рис. 20. (Источник)

Через нос мы дышим, можем ощущать различные запахи: приятный и неприятный. Нос помогает также почувствовать запах гари.

Давайте нарисуем нашему человечку нос.

 Отгадайте загадку. Всегда во рту, а не проглотишь. Это язык.

язык         

Рис. 21. (Источник)

Язык – орган вкуса. Он помогает человеку определить вкус пищи, а еще без языка человек не мог бы говорить.

Рассмотрите рисунки, о чем расскажет нам язык?

О том, что лимон кислый.

лимон     

Рис. 22. (Источник)

Конфеты сладкие.

конфеты

 Рис. 23. (Источник)

Горчица горькая.

горчица        

Рис. 24. (Источник)

Огурцы соленые.

соленые огурцы        

Рис. 25

Мороженое холодное.

мороженое     

Рис. 26. (Источник)

Борщ – горячий.

борщ       

Рис. 27. (Источник)

Разные участки языка воспринимают разные вкусы. Кончик языка – сладкое, корень – горькое, бока – кислое, края и кончик – соленое.

карта вкусовых рецепторов             

Рис. 28. (Источник)

Нарисуем нашему человечку ротик и язычок.

Посмотрите на мешочек и попробуйте узнать, что там лежит. Мы не видим этот предмет, не слышим его, он без запаха и вкуса. Тогда как же определить, что лежит в мешочке? Мы можем коснуться его рукой.

мешочек   

Рис. 29. (Источник)

Вы ощутите что-то круглое. Возможно, это мячик.

мячик   

Рис. 30. (Источник)

Природа наделила нас еще одним помощником – органом осязания.

Рассмотрите рисунки. О чем расскажет наша кожа?

О том, что котенок пушистый.

котенок             

Рис. 31. (Источник)

Ежик колючий.

ежик