Как называют смерть по другому: Синонимы к слову СМЕРТЬ – Смерть — Википедия

Содержание

Почему смерть называют летальным исходом?

Летальный исход Про «летальный исход» слышали все, а откуда появилось это выражение и каково его точное значение? Кто куда летает? Говорят, что после смерти душа вылетает из тела человека.. . На этом связь «летального исхода» с полётами исчерпывается. Медицинский термин «exitus letalis» означает один из вариантов развития болезни. Полагаю, что не нужно объяснять, какой именно. Из этических соображений эскулапы используют малопонятный «летальный исход» в качестве эвфемизма зловещему слову «смерть» . Разумеется, только не для тех, кто знаком с латынью: ведь там letalis переводится как «смертельный» , и ни для какой загадочности места не остаётся. Кроме того, весьма вероятно, что древнегреческая мифическая Лета – река забвения, текущая в подземном царстве Аида – имеет латинскую основу своего имени, от letum – смерть. Кануть в Лету – исчезнуть из памяти, пропасть в неизвестности. К слову, поисковые системы интернета почти с полной серьёзностью дают ссылки на некие «летальные аппараты» . Жутковато, честное слово. Летательные мне куда как больше нравятся.

Ха…. потому что жизнь переходит в полет)))))))))))))))))… И, рожденный летать, наконец перестает ползать)))))))))))

Может, потому что душа отлетает ?

Когда умираешь — как бы, улетаешь из своего тела…. (поверте…. к сожалению — умирал клинической смертью)

может быть из-за названия реки Леты? которая протекала в царстве Аида и которую переплывали души умерших

Да ее хоть как назови! Смерть она и есть смерть….

Какие существуют виды смерти?

С медицинской точки зрения, смерть представляет собой прекращение биологических и физиологических процессов жизнедеятельности. В медицине изучением данного явления занимается танатология. Как правило, смерть не возникает сама по себе, она вызвана некоторыми явлениями – болезнь, старение, убийство и несчастный случай. После смерти тело живого существа начинает разлагаться, происходят необратимые процессы. На протяжении многих веков человеческая смерть влекла за собою отпечаток чего-то мистического. Смерть иногда находилась и находится за пределами восприятия человека, поскольку имеет принцип непредсказуемости, неожиданности и неизбежности.

Ответ на вопрос о том, как умирает человек, не является однозначным. Человек может умирать либо в ходе процессов, происходящих в организме, либо по воле несчастного случая. В целом медики выделяют  несколько видов смерти.

Клиническая смерть —  предполагает остановку дыхания и сердца, однако при такой смерти биологическое тело человека может быть восстановлено в течение часа.

Биологическая смерть — представляет собой смерть мозга, после этой смерти выдается свидетельство. В процессе протекания этого явления некоторые клетки тела умерли, а некоторые еще живут. Также сохраняется структура связей между клетками мозга, она и выступает в качестве основы долговременной памяти человека. Есть предположение, что в будущем медицина сможет вывести человека из биологической смерти, которая длилась несколько часов.

Информационная смерть — предполагает окончательную смерть, когда информация для реанимации полностью утеряна.

Когда человек умирает, у него в организме происходят определенные процессы. Они подразделяются на несколько состояний.

Перед агонией. Это состояние характеризуется выполнением организмом рефлекторной функции, которая направлена на то, чтобы «снизить мучения». Это вызвано тем, что биологическое тело имеет повреждения. Такое состояние влечет за собой потерю сознания и утрату чувствительности к болевым ощущениям. Преагональное состояние характеризуется нарушением основных функций ЦНС, это состояние называется коматозным. Нарушается дыхание, иногда оно становится частым и нерегулярным. Длительность такого состояния может быть самой разной, а при некоторых заболеваниях оно вовсе отсутствует.

Агония. Данное состояние характеризуется попыткой организма использовать последние возможности для выживания. В начале этого состояния происходит восстановление сердечного ритма, учащается дыхание, восстановление сознания на короткое время. Из-за недостатка кислорода в тканях могут накапливаться недоокисленные продукты. Состояние это длится на протяжении 5 минут, иногда – 30 минут, затем артериальное давление снижается, прекращает сокращаться сердце, происходит остановка дыхания.

Клиническая смерть. Это состояние начинается с того момента, как прекращается сердечная деятельность. Если в тканях полностью отсутствует кислород, происходит смерть коры головного мозга, после чего восстановить организм невозможно. Длительность этой смерти начинается от времени остановки сердца до начала процесса реанимации. Продолжительность в обычных условиях – 5 минут. Однако на длительность оказывают влияние многочисленные факторы в виде возраста, состояния здоровья умершего, условия умирания и так далее.

Диагностирование. При диагностировании осуществляется ряд проверок, направленных на сохранность дыхания, функций сердца, ЦНС.

Итак, почему люди умирают, однозначного ответа на вопрос нет, но у любого следствия есть своя причина

Разумеется, никто не может предсказать момент наступления смерти, однако врачи, которым доводилось иметь дело с тяжелобольными людьми, обозначают признаки, которые характеризуют приближение смерти. В первую очередь, наблюдается потеря аппетита, ведь потребность в энергии уменьшается. В первую очередь происходит отказ от мяса, поскольку ослабленный организм с трудом переваривает этот продукт. А впоследствии даже самые любимые продукты не вызывают былого удовольствия. Также можно выделить признаки приближения смерти: Сонливость и усталость. Человек начинает уставать даже от ходьбы по дому, он хочет много спать, а будить его очень сложно. Слабость. Человек чувствует слабость очень часто, у него просто не хватает энергии на то, чтобы совершить даже самые простые и привычные действия. Дезориентация. Человек начинает плохо ориентироваться, это связано с тем, что его мозг страдает. Тяжелое дыхание. Оно становится неровным. Человек будет казаться изолированным, он может утратить интерес к тому, что происходит вокруг. Нарушение выделительной функции. Отеки, венозные пятна.

Если человек умирает от болезни, предсказать наступление смерти опытному специалисту не составит особого труда. И даже родные и близкие могут заметить, что этот момент приближается.

Очень распространенным считается вопрос, как умирают от старости. Но стоит отметить, что человек умирает не от старости как таковой, а от болезней, вызванных ею. Ведь даже человек с хорошим здоровьем, который умирает в старости во сне, на самом деле умирает от какой-то болезни. Дело в том, что наш организм – это своеобразный механизм. Его винтики – это клетки нашего тела, которые в молодости обновляются быстро, а в старости – медленно. С каждый годом существует больший риск возникновения тех или иных заболеваний, ведь как и любой механизм, тело человека подлежит износу, и вопрос лишь в том, когда именно приходит болезнь. А это зависит от ряда таких факторов, как образ жизни человека, климат и среда, в которой он живет, и так далее. Поэтому если в молодости организм легко справляется даже с более серьезными заболеваниями, то в старости этого может не происходить, и происходит отказ определенных систем от работы, приводящий к смерти. Кроме того, есть перечень смертельных заболеваний, которые случаются с человеком только в старости.

Данный вопрос является актуальным, и точного ответа на него никто не может дать. Кто-то видит свет в конце туннеля и с улыбкой покидает свое биологическое тело, кто-то вовсе не понимает, что с ним происходит, а кто-то испытывает панический страх перед смертью. Это чисто индивидуальный вопрос, поэтому однозначного ответа не имеет.

Многие ученые предполагают, что чувства человека перед смертью различаются в зависимости от того, насколько он был готов к такому исходу. Если человек умирает от несчастного случая, и происходит это мгновенно, скорее всего, человек просто не понимает, что с ним произошло. Если же он умирает от тяжелой болезни, о которой узнал за год до смерти, то у него было время «доделать дела» на земле и приготовиться к смерти. Что чувствует человек перед смертью – это личное, и точного ответа дать нельзя.

Чувства человека перед смертью могут быть самыми разными, и в данном случае многое зависит от причины смерти. Однако медики попытались описать общие жалобы человека перед смертью, в состоянии перед агонией.

Боль в груди. Человеку становится тяжело дышать, поэтому он испытывает невыносимую боль в груди.

Головокружение. Человек частично или полностью теряет сознание, он не может отвечать за свои действия.

Страх. Страх появляется в мозге, и несмотря на то что работа мозга в этот момент кажется пассивной, чувство страха присутствует.

Жар. Некоторые люди испытывают жар, они чувствуют, будто все тело пылает.

Имеется общая мировая статистика причин смертей человека. Итак, более 60% летальных исходов приходится на неинфекционные заболевания. Это такие болезни, как рак, ишемическая болезнь сердца и другие сердечные заболевания, диабет, болезни легких. Лидерами смертельных заболевания являются многочисленные болезни сердца, причем в последнее время от них страдают не только люди пожилого возраста, но и молодые люди

23% смертей приходится на инфекционные болезни, материнские, заболевания пищевого происхождения. И лишь 9% смертей происходит из-за несчастных случаев.

Итак, мы ответили на вопрос, от чего умирают люди, и причин тому много.

Статистика смертей в мире и в отдельных странах имеет показатель, так называемый коэффициент смертности. Он представляет собой количество смертей за определенный период, которые делятся на количество человеко-лет. Наиболее высокий коэффициент смертности наблюдается в странах Третьего мира, а именно в Африке – Мозамбик, Замбия, Зимбабве он колеблется в пределах 21-22. Причем большая часть смертей возникает от инфекционных заболеваний. Наиболее низким коэффициентом смертности обладают такие страны, как Иордания, ОАЭ, Катар, здесь коэффициент имеет значение 2-3. Рассчитывается показатель на 1000 человек.

В России ежегодно умирает порядка миллиона человек, по статистике, 60% из них страдает от болезней сердца, от рака и от заболеваний дыхательных путей. Остальные умирают от прочих заболеваний. В последнее время увеличилась смертность от цирроза печени. Количество смертей в северных регионах России несколько выше, чем в остальных.

В мире за год умирает порядка 55 000 000 человек, большая часть из них имеет раковые заболевания, 18% умирает от курения и злоупотребления алкоголем. Каждый день на планете умирает 150 000 человек, в странах с высоким уровнем экономики умирают люди в возрасте более 70 лет, а в более бедных странах умирают представители более молодых возрастных групп. Только 10% из умерших умирает неестественной смертью.

Так, можно сделать вывод, сколько людей умирает каждый день и даже каждый час, и причины смерти самые разные. В будущем некоторые из заболеваний можно будет предотвратить, но если человек сам не будет следить за качеством своей жизни, то медицина бессильна.

Трупный биоматериал представляет опасность для человека, работающего с ним. Ни один микроорганизм не может выжить в теле умершего долгое время. Свежие трупы могут быть инфицированы по-разному.

Если труп кремирован, опасности нет. Лишь остатки мягких тканей от трупа могут заразить опасной болезнью.

Яд возникает при образовании жидкостей и веществ. Когда человек умирает, в его теле происходит множество процессов, при помощи которых разлагаются гнилые микроорганизмы. Они становятся опасными ядовитыми веществами: нейрин, путресцин, кадаверин.

У всех этих веществ присутствует неприятный сладкий запах. Все эти вещества представляют собой трупный яд. При горячей температуре микроорганизмы быстрее выделяют эти ядовитые вещества, вот почему умерших людей хранят в морозильных камерах. Кадаверин является менее ядовитой бесцветной жидкостью, которая легко растворяется в спирте и воде. Она имеет запах, который возникает при гниении белков.

Путресцин — ядовитое вещество, возникающее в толстой кишке. Нейрин является очень токсичным, возникает в нервных клетках.

Если умирает человек от сердечного приступа, организм начинает разлагаться крайне медленно. Если человек погибает от инфекционного заболевания — сепсиса или туберкулеза — в трупе продолжают размножаться бактерии этих заболеваний. Они выделяют болезненные микробы.

У людей со слабым иммунитетом симптомы отравления могут сильно проявляться. А если здоровый человек с сильным иммунитетом прикасается к зараженному трупу, то риск заражения меньше.

Трупным ядом часто отправляются патологоанатомы, ведь они столько времени проводят с трупами. Они постоянно проводят профилактику и надевают защитный костюм и маску перед вскрытием трупа. Если патологоанатому не удалось предотвратить заражение, на пальцах могут возникнуть трупные бугры. Они нарывают и болят, но через какое-то время исчезают.

Самым ядовитым веществом трупного яда является нейрин. На момент разложения нейрин возникает в малых количествах, но у людей со слабым иммунитетом могут наблюдаться такие симптомы: рвота, слабость, кашель, опухшие лимфоузлы; судороги; онемение конечностей.

Причиной смерти часто является заражение нейрином. Кадаверин и путресцин не очень токсичны, они растворяются в желудке.

 

Эвтаназия — Википедия

Эвтана́зия[1] (от греч. εὖ — хорошо + θάνᾰτος — смерть) — практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего вследствие этого заболевания невыносимые страдания, по его просьбе.

«Эвтаназией» также иногда называют усыпление животных, в том числе лабораторных[2] и бродячих[3] животных[⇨].

Выделяются два основных вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т. п. Совет по этике и судебным делам Американской медицинской ассоциации допускает при этом, что эти решения могут быть «не обоснованными». Однако, в случае «компетентного решения», считается, что

Люди имеют право принимать решения, которые другие считают неразумными, поскольку их выбор проходит через компетентно обоснованный процесс и совместим с их личными ценностями.

Термин «эвтаназия» впервые употреблён Фрэнсисом Бэконом в XVI веке для определения «лёгкой смерти».

«Краткий оксфордский словарь» даёт три значения слова «эвтаназия»: первый — «спокойная и лёгкая смерть», второе — «средства для этого», третье — «действия по её осуществлению».

До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия и евгеника пользовались достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран, однако действия нацистов, такие как программа умерщвления Т-4, надолго дискредитировали эти идеи. Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака полости рта с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 года, прежде пережив 31 операцию по удалению опухолей под местной анестезией (наркоз в таких операциях в то время не применялся).

Эвтаназия и Клятва Гиппократа[править | править код]

Идея эвтаназии в конце XX века становится всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, качества жизни. Однако Клятва Гиппократа в её традиционной форме содержит запрет на содействие уходу из жизни:

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…

Аргументы «за» и «против»[править | править код]

В своей книге специалисты по этике А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян приводят ряд общих аргументов «за» и «против» эвтаназии, касающихся её принципиальной допустимости или недопустимости:[4]

Аргументы «За»Аргументы «Против»
Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными.

Осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме.

Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений и разумности.

В рамках мировоззрения, признающего жизнь высшим благом, эвтаназия недопустима.

Поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат.Этот аргумент следует принимать во внимание в пределах практических решений, но нельзя, когда идет речь о нравственном оправдании самого акта эвтаназии.

Законодательное регулирование[править | править код]

Текущий статус эвтаназии во всем мире:      Эвтаназия разрешена.      Пассивная эвтаназия разрешена.      В административных единицах законы об эвтаназии отличаются.      Эвтаназия запрещена.

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. 1 апреля 2002 года эвтаназия в Нидерландах стала легальной.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам.

В 2014 году в Бельгии была узаконена эвтаназия детей[5].

В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон, а в ноябре 2008 года в штате Вашингтон. В штате Вермонт 13 мая 2013 года принят законопроект, разрешающий эвтаназию. В марте 2012 года губернатор штата Джорджия Натан Дил подписал законопроект, запрещающий эвтаназию[6]. В Калифорнии в октябре 2015 года губернатором Джерри Брауном был подписан закон «О праве на смерть», который разрешает проведение эвтаназии. Таким образом, процедура разрешена в 5 штатах[7].

В Люксембурге разрешено помогать безнадежно больным людям уходить из жизни[8].

В Азербайджане запрет эвтаназии закреплён законодательно: согласно УК Азербайджана, эвтаназия «наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового»[9].

В России эвтаназия законодательно запрещена статьёй 45 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который определяет эвтаназию как ускорение смерти пациента по его просьбе[10]. С точки зрения УК РФ эвтаназия карается статьёй 105.

В Казахстане осуществление эвтаназии запрещается, в соответствии со ст. 141 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Верховный суд Канады разрешил применение эвтаназии[11].

Отношение в профессиональном сообществе[править | править код]

(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

51,5 % и 44,8 % российских врачей в возрасте соответственно 41—50 и 51—65 лет на вопрос социологического опроса (1991—1992 гг.) «считаете ли Вы допустимой эвтаназию?» ответили «никогда об этом не думал(а)». Положительный ответ был дан 49 % врачей в возрасте 21—30 лет[12].

Общественно-политическая деятельность, направленная на убеждение общественного мнения в допустимости эвтаназии, то есть удовлетворения просьбы смертельно больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, проводится во многих странах. Сторонники эвтаназии аргументируют свою позицию соображениями гуманности[13], противники же считают её легализацией содействия в самоубийстве, а также разные криминальные проявления, связанные с лишением жизни. В некоторых странах, как, например, в Австралии, пропаганда эвтаназии влечёт за собой уголовное наказание по статьям «доведение до самоубийства», «содействие в самоубийстве» и прочим[14]. В некоторых странах (Нидерланды, Бельгия, Канада) эвтаназия разрешена законодательно.

В России 16 апреля 2007 года депутат Госсобрания Башкирии Эдвард Мурзин внёс предложение по поправке в Уголовный кодекс РФ, которая потребуется после возможной легализации эвтаназии[15]. В это же время Совет Федерации РФ подготовил законопроект, легализующий в России эвтаназию, который сразу вызвал волну критики со стороны общественности[16][17].

  1. ↑ ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
  2. ↑ Guidelines for Euthanasia
  3. ↑ В Бабруйск, жывотнае! Газета. Ru, 25.06.08
  4. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Эвтаназия // Этика. — М., Гардарики, 2000. — С. 425—433.
  5. ↑ Парламент Бельгии принял закон о детской эвтаназии
  6. ↑ В штате Джорджия приняли закон о запрете эвтаназии
  7. ↑ В американском штате Калифорния разрешили эвтаназию, Вести (6 октября 2015). Дата обращения 11 октября 2015. «Калифорния стала пятым штатом Америки, где разрешена эвтаназия, помимо Орегона, Вашингтона, Монтаны и Вермонта».
  8. ↑ Euthanasia and palliative care (англ.). The official portal of the Grand Duchy of Luxembourg (28 April 2015). Дата обращения 19 сентября 2015. Архивировано 19 сентября 2015 года.
  9. ↑ Уголовный кодекс Азербайджанской Республики (рус.), Федеральный правовой портал «Юридическая Россия».
  10. ↑ Статья № 45: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».
  11. ↑ Верховный суд Канады разрешил применение эвтаназии
  12. ↑ Эвтаназия и социологические исследования
  13. ↑ «Благая смерть». Опыт легализации эвтаназии в других странах
  14. ↑ В Австралии сторонники эвтаназии начали бесплатно распространять наборы для самоубийства — МедВестник
  15. ↑ Башкирский депутат предложил изменить УК РФ под обсуждаемый закон об эвтаназии Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine, volgainform.ru  (Проверено 4 июля 2010)
  16. ↑ Специализация — «врач-киллер» (Архивная копия)
  17. ↑ Главный психотерапевт Оренбуржья: «Введение эвтаназии в незрелом обществе может иметь непредсказуемые последствия»
  • Акопов В. И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика. 2000. № 1. С. 47-55;
  • Ардашева Н. А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия // Российский юридический журнал. 1996. № 1. С. 71-80;
  • Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь — благая смерть. — М.: Энигма, 2006. – 305 с.;
  • Быкова С., Юдин Б., Ясная Л. Эвтаназия: мнение врачей // Человек. 1994. № 2. С. 148;
  • Ворона В. А. Право на евтаназію як складова права людини на життя // Право України. 2010. № 5. С.199-205;
  • Дмитриев Ю. А. Конституционное право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Право и политика. 2000. № 7. С. 127-130;
  • Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. № 11. С. 52-59;
  • Капинус О. С. Эвтаназия в свете права на жизнь. — М.: Камерон, 2006;
  • Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление. — М.: Буквоед, 2006;
  • Лаврин А. П. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009;
  • Пратчетт Т. Открытое письмо об эвтаназии. — М., 2009;
  • Рейчелс Д. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль. — М., 1990;
  • Рыбин В. А. Эвтаназия. Медицина. Культура. Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте. — М., 2009;
  • Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 1990. № 6. С. 63-80.

Смерть — Википедия

Человеческий череп часто используется в качестве символа смерти.

Смерть (ги́бель, кончи́на) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. В медицине изучением смерти занимается танатология. В естественной среде после смерти тела умерших организмов начинают разлагаться.

Смерть всегда несла отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия. Многие религии превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает счастливая и вечная жизнь.

Эволюция понятия

У многих народов существовали представления о смерти, как о моменте, когда бессмертная душа человека расстаётся с телом и направляется к душам предков. Также имелись и обряды поклонения смерти.

Говоря об изучении смерти, академик В. А. Неговский в «Очерках по реаниматологии» писал, что…

…ход естествознания приостановился перед изучением смерти. Веками это явление было столь сложным и непонятным, что, казалось, находится за пределами человеческого познания. И лишь постепенно накапливающиеся робкие и вначале довольно элементарные попытки оживить человека и случайные успехи при этом разрушили эту непознаваемую стену, делающую смерть «вещью в себе».

Конец XIX и особенно XX век внесли в проблему смерти коренные изменения. Смерть перестала нести на себе отпечаток мистики, но тайна её сохранилась. Смерть, являясь закономерным завершением жизни, стала таким же объектом научных исследований, как и сама жизнь.

Один из основателей экспериментальной патологии, стоявший у истоков танатологии, знаменитый француз Клод Бернар в «Лекциях по экспериментальной патологии» писал: «…Чтобы знать, как живут организмы животного, человека, необходимо видеть, как множество их умирает, ибо механизмы жизни могут быть вскрыты и обнаружены лишь знанием механизмов смерти».

Альфред Нобель, учредитель Нобелевских премий, рекомендовал особое внимание обратить на изучение вопросов старения и умирания организма, фундаментальных проблем современной биологии и медицины.

Изменение научного отношения к смерти, низведение смерти до естественного физиологического процесса, требующего квалифицированного физиологического анализа и изучения, пожалуй, особенно рельефно проявилось в высказывании И. П. Павлова: «…Какое обширное и плодотворное поле раскрылось бы для физиологического исследования, если бы немедленно после вызванной болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ победить ту и другую» (И. П. Павлов, собрание сочинений, т. 1, с. 364).

Таким образом, уже в начале XX века смерть из мистической «вещи в себе» превратилась в объект научного поиска, требующий специальных исследований и анализа. Объект, который позволяет не только понять причины прекращения жизни, но и подобно Гераклу вступить в непримиримую борьбу со смертью и даже изучить саму жизнь, понять первоосновы, отличающие живые объекты от неживых. Хотя первоосновы уже, в принципе, найдены — наличие ДНК в объекте определяет, живой он или нет.

Французский историк Ф. Арьес, анализируя происхождение массовых представлений о смерти, выделяет пять этапов в развитии представлений о ней:

  1. С архаических времён и вплоть до XI в. — «нормальное» (т. н. «прирученная смерть»). Представление о том, что все люди когда-нибудь умрут, то есть смерть — это обыденное, неизбежное явление, которое не вызывает особого страха. Умершие рассматривались как уснувшие («усопшие») «до конца времён». Поэтому кладбища были не только местами захоронения, но и местами жизни (местом собраний, встреч и т. д.).
  2. Начиная с XII века — «смерть своя» (la mort de soi). Это представление о смерти появилось под влиянием роста индивидуального сознания и утверждения в обществе между XI и XIII столетиями идеи Страшного Суда. Значение ритуалов, связанных с предсмертным состоянием и захоронением, возрастает. Близость живых и умерших прекращается — кладбища выносят за городскую черту (территорию живущих). Вместе с тем, смерть находит активное выражение в искусстве.
  3. В эпоху Просвещения — «смерть далёкая и близкая» (la mort longue et proche). Смерть представляется как нечто дикое, необузданное. Это реакция на утрату механизмов защиты от природы.
  4. В эпоху романтизма — «смерть твоя» (la mort de toi). Смерть другого человека переживается тяжелее, чем близость собственной смерти. Феномен смерти эстетизируется.
  5. В XX веке — «смерть перевёрнутая» (la mort inversee). Появляется страх перед самим упоминанием смерти, эта тема становится запретной. Происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур). Трупам умерших стараются придать вид, похожий на живых[1].

Понятие смерти в философии

Смерть нельзя рассматривать как противоположность жизни[источник не указан 2404 дня]. Смерть — это не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Живое и неживое, выживание и не выживание — это две стороны единой окружающей нас природы. Нам на Земле известен только один вариант жизни — жизнь белковых макромолекул. С другими вариантами мы сталкиваемся только при чтении фантастической литературы, где можно встретить жизнь на основе кремнийорганических соединений, энергетических полей и тому подобное.

Попытки учёных, верящих в возможность однозначного отражения феномена реальности в каком-либо языке, определить принципиальные различия живого и неживого делаются уже достаточно давно.

В XIX веке француз Танглю определял смерть как общее свойство всех живых[источник не указан 2586 дней]. Один из основоположников танатологии М. Ф. К. Биша говорил, что жизнь — это совокупность явлений, противящихся смерти. Классики диалектического материализма подвергли эти представления критике за их метафизический подход к решению сложной проблемы. Так, Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» написал, что «жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путём питания и выделения» и далее сформулировал следующий тезис: «Жить — значит умирать». Но если сопоставить представления Энгельса и его оппонентов, которых он критиковал, то окажется, что принципиальных различий между ними не существует. Более того, все они подходили к трактовке жизни только с позиций единственной известной им белковой формы. Все они считали свой субъективный язык единственно возможным инструментом описания реальности.

Совершенно иной взгляд на смерть имел философ Артур Шопенгауэр, который создал теорию палингенезии, представляющую собой философскую альтернативу религиозной реинкарнации.

С другой стороны некоторые философии и религии рассматривают смерть не как противоположность рождению, а как неотъемлемую часть воскрешения. Это имеет отношение ко всем авраамическим религиям, к религии Древнего Египта.

Среди современных философов вопросами смерти занимается, например Шелли Кейган, посвятивший ей курс в Йельском университете[2].

Понятие смерти в науке

Юриспруденция

Заверенная советским нотариусом фотокопия свидетельства о смерти академика Г. Н. Горелова

Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» в статье 9 «Определение момента смерти» говорит: «Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утверждённой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития» (см. Инструкцию по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, утверждённую приказом Минздрава РФ от 20 декабря 2001 г. № 460).

Социология

Смертность человека оказала огромное влияние на человеческое общество, став одной из важнейших причин появления и развития религий. Неизбежность гибели и вера в загробную жизнь привели к появлению проблемы избавления от тел умерших или хранения этих тел. Различные религии в различные эпохи решали этот вопрос по-разному. Такие представления привели к возникновению особых территорий, предназначенных для захоронения — кладбищ. Во многих религиях тело не имеет такого важного значения, и допускаются иные способы избавления, например, сожжение — кремация. Вера в загробную жизнь породила всевозможные коллективные ритуалы, призванные сопроводить умершего в последний в этом мире путь: торжественные похороны, траур и многие другие.

Биология и медицина

Виды смерти. Терминальные состояния

Выделяют две стадии смерти: терминальная стадия, стадия биологической смерти. В подкатегорию попадает смерть мозга.

Наступлению смерти всегда предшествуют терминальные состояния — преагональное состояние, агония и клиническая смерть, — которые в совокупности могут продолжаться различное время, от нескольких минут до часов и даже суток. Вне зависимости от темпа наступления смерти ей всегда предшествует состояние клинической смерти. Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными, наступает биологическая смерть, которая представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях нервной системы, так как они являются наиболее критичными к требованиям дыхания. Вследствие процессов разложения происходит дальнейшее разрушение организма, что постепенно уничтожает структуру нервных связей, делая принципиально невозможным восстановление личности. Этот этап называется информационная смерть (или «информационно-теоретическая смерть», то есть смерть с точки зрения теории информации). До информационной смерти человек теоретически может быть сохранён в состоянии анабиоза, например, с помощью крионики, что предохранит его от дальнейшего разрушения, а позднее потенциально может быть восстановлен.

Преагональное состояние

Данная рефлекторная защитная реакция организма представляет собой функцию «снижения мучений» перед смертью, обычно вызвана тяжёлыми либо очень болезненными повреждениями биологического тела и почти всегда связана с соответствующим психологическим состоянием. Сопровождается полной или частичной потерей сознания, равнодушием к происходящему и потере чувствительности к боли.

В преагональном состоянии происходит нарушение функций центральной нервной системы (сопор или кома), снижение артериального давления, централизация кровообращения. Дыхание нарушается, становится неглубоким, нерегулярным, но, возможно, частым. Недостаток вентиляции лёгких приводит к недостатку кислорода в тканях (тканевой ацидоз), но основным видом обмена веществ остаётся окислительный. Длительность преагонального состояния может быть различной: оно может полностью отсутствовать (например, при тяжёлом механическом поражении сердца), а может сохраняться длительное время, если организм в состоянии каким-либо образом компенсировать угнетение жизненных функций (например, при кровопотере).

Без проведения лечебных мероприятий процесс умирания зачастую прогрессирует, и преагональное состояние сменяется терминальной паузой. Она характеризуется тем, что после учащенного дыхания внезапно наступает его полное прекращение. Также обнаруживаются преходящие периоды асистолии длительностью от 1—2 до 10—15 с.

Агония

Агония — попытка организма в условиях угнетения функций жизненно важных органов использовать последние оставшиеся возможности для сохранения жизни. В начале агонии увеличивается давление, восстанавливается сердечный ритм, начинаются сильные дыхательные движения (но лёгкие при этом практически не вентилируются — одновременно сокращаются дыхательные мышцы, ответственные и за вдох, и за выдох). Может кратковременно восстановиться сознание.

Из-за отсутствия кислорода в тканях быстро накапливаются недоокисленные продукты обмена. Обмен веществ идёт преимущественно по анаэробной схеме, во время агонии организм теряет 50—80 г массы за счёт сжигания АТФ в тканях[3]. Продолжительность агонии обычно невелика, не более 5—6 минут (в отдельных случаях — до получаса). Затем артериальное давление падает, сердечные сокращения прекращаются, дыхание останавливается, и наступает клиническая смерть.

Клиническая смерть

Клиническая смерть продолжается с момента прекращения сердечной деятельности, дыхания и функционирования ЦНС и до момента, пока в мозгу не разовьются необратимые патологические изменения. В состоянии клинической смерти анаэробный обмен веществ в тканях продолжается за счёт накопленных в клетках запасов. Как только эти запасы в нервной ткани заканчиваются, она умирает. При полном отсутствии кислорода в тканях омертвение клеток коры головного мозга и мозжечка (наиболее чувствительных к кислородному голоданию отделов мозга) начинается через 2—2,5 минуты. После смерти коры восстановление жизненных функций организма становится невозможным, то есть клиническая смерть переходит в биологическую.

В случае успешного проведения активных реанимационных мероприятий за длительность клинической смерти принимают обычно время, прошедшее от момента остановки сердца до начала реанимации (поскольку современные методы реанимации, такие как поддержание минимально необходимого артериального давления, очистка крови, искусственная вентиляция лёгких, обменное переливание крови или донорское искусственное кровообращение, позволяют поддержать жизнь нервной ткани достаточно долгое время).

В обычных условиях продолжительность клинической смерти составляет не более 5—6 минут. На длительность клинической смерти влияет причина умирания, условия, продолжительность, возраст умирающего, степень его возбуждения, температура тела во время умирания и другие факторы. В отдельных случаях клиническая смерть может продолжаться до получаса, например при утоплении в холодной воде, когда из-за пониженной температуры обменные процессы в организме, в том числе и в головном мозге, существенно замедляются. С помощью профилактической искусственной гипотермии длительность клинической смерти может быть увеличена до 2 часов. С другой стороны, некоторые обстоятельства могут сильно сократить длительность клинической смерти, например, в случае умирания от сильной кровопотери патологические изменения в нервной ткани, делающие невозможным восстановление жизни, могут развиться ещё до остановки сердца[4].

Клиническая смерть в принципе обратима — современная технология реанимации позволяет в ряде случаев восстановить функционирование жизненно важных органов, после чего «включается» ЦНС, возвращается сознание. Однако в действительности количество людей, переживших клиническую смерть без серьёзных последствий, невелико: после клинической смерти в условиях медицинского стационара выживают и полностью восстанавливаются порядка 4—6 % больных, ещё 3—4 % выживают, но получают тяжёлые нарушения высшей нервной деятельности, остальные умирают[3]. В ряде случаев, при позднем начале реанимационных мероприятий или их неэффективности, обусловленной тяжестью состояния пациента, пациент может перейти к так называемой «вегетативной жизни». При этом необходимо различать два состояния: состояние полной декортикации и состояние смерти мозга.

Диагностирование смерти

Страх ошибиться в диагностике смерти толкал врачей на разработку методов диагностики смерти, созданию специальных жизненных проб, либо на создание специальных условий захоронения. Так, в Мюнхене более ста лет существовала усыпальница, в которой руку умершего обматывали шнурком от звонка. Звонок прозвенел один-единственный раз, а когда служители пришли, чтобы оказать помощь очнувшемуся от летаргического сна пациенту, оказалось, что произошло разрешение трупного окоченения. Вместе с тем из литературы и медицинской практики известны случаи доставки в морг живых людей, которым врачи по ошибке диагностировали смерть.

Биологическая смерть человека констатируется по комплексу признаков, связанных с «витальным треножником»: деятельность сердца, сохранность дыхания и функция центральной нервной системы.

Проверка сохранности функции дыхания. В настоящее время достоверных признаков сохранности дыхания не существует. В зависимости от условий внешней среды можно использовать холодное зеркало, пушинку, производить аускультацию дыхания или пробу Винслова, которая заключается в том, что на грудь пациента ставят сосуд с водой и по колебанию поверхности воды судят о наличии дыхательных движений грудной стенки. Порыв ветра или сквозняк, повышенная влажность и температура в помещении или проходящий транспорт могут оказать влияние на результаты этих исследований, и выводы о наличии или отсутствии дыхания будут неверными.

Более информативными для диагностики смерти являются пробы, указывающие на сохранение сердечно-сосудистой функции. Аускультация сердца, пальпация пульса на центральных и периферических сосудах, пальпация сердечного толчка — эти исследования нельзя в полной мере считать достоверными. Даже при исследовании функции сердечно-сосудистой системы в условиях клиники очень слабые сердечные сокращения могут быть не замечены врачом, либо сокращения собственного сердца будут оценены как наличие такой функции. Клиницисты советуют проводить аускультацию сердца и пальпацию пульса короткими промежутками, длительностью не более одной минуты. Весьма интересна и доказательна даже при минимальном кровообращении проба Магнуса, заключающаяся в тугой перетяжке пальца. При имеющемся кровообращении в месте перетяжки кожный покров бледнеет, а периферический — приобретает цианотичный оттенок. После снятия перетяжки происходит восстановление окраски. Определённую информацию может дать просмотр на просвет мочки уха, которая при наличии кровообращения имеет красновато-розовый цвет, а у трупа — серо-белый. В XIX веке для диагностики сохранности функции сердечно-сосудистой системы предлагались весьма специфичные пробы, например: проба Верня — артериотомия височной артерии, или проба Бушу — стальная игла, вколотая в тело, у живого человека через полчаса теряет блеск, первая проба Икара — внутривенное введение раствора флюоресцеина даёт быстрое окрашивание кожи у живого человека в желтоватый цвет, а склер — в зеленоватый и некоторые другие. Эти пробы имеют в настоящее время только исторический, а не практический интерес. Вряд ли разумно проводить артериотомию у человека, находящегося в состоянии шока и на месте происшествия, где невозможно соблюдать условия асептики и антисептики, либо ждать полчаса пока потускнеет стальная игла, а тем более вводить флюоресцеин, который на свету у живого человека вызывает гемолиз.

Сохранность функции центральной нервной системы является важнейшим показателем жизни. На месте происшествия констатация смерти мозга принципиально невозможна. Функция нервной системы проверяется по сохранению или отсутствию сознания, пассивному положению тела, расслаблению мускулатуры и отсутствию её тонуса, отсутствию реакции на внешние раздражители — нашатырный спирт, слабые болевые воздействия (покалывания иглой, растирание мочки уха, поколачивания по щекам и другие). Ценными признаками являются отсутствие роговичного рефлекса, реакции зрачков на свет. В XIX веке для проверки функции нервной системы использовались чрезвычайно необычные и подчас весьма жестокие способы. Так, предлагалась проба Жоза, для проведения которой были изобретены и запатентованы специальные щипцы. При ущемлении складки кожи в этих щипцах человек испытывал сильные болевые ощущения. Также в расчёте на болевую реакцию основана проба Дегранжа — введение в сосок кипящего масла, или проба Разе — удары по пяткам, или прижигание пяток и других участков тела раскалённым железом. Пробы очень своеобразные, жестокие, показывающие до каких ухищрений доходили врачи в сложной проблеме констатации функции центральной нервной системы.

Одним из наиболее ранних и ценных признаков наступления смерти является «феномен кошачьего зрачка», иногда называемый признаком Белоглазова. Форма зрачка у человека определяется двумя параметрами, а именно: тонусом мышцы, сужающей зрачок, и внутриглазным давлением. Причём основным фактором является тонус мышцы. При отсутствии функции нервной системы прекращается иннервация мышцы, сужающей зрачок, и тонус её отсутствует. При сдавлении пальцами в боковом или вертикальном направлениях, которое необходимо проводить осторожно, чтобы не повредить глазное яблоко, зрачок приобретает овальную форму. Способствующим моментом для изменения формы зрачка является падение внутриглазного давления, определяющего тонус глазного яблока, а оно, в свою очередь, зависит от артериального давления. Таким образом, признак Белоглазова, или «феномен кошачьего зрачка» свидетельствует об отсутствии иннервации мышцы и одновременно о падении внутриглазного давления, которое связано с артериальным.

Инструкция по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, утвержденная Минздравом России в 2003 г., предусматривает констатацию смерти человека либо биологической смерти на основании наличия трупных изменений, либо при смерти мозга, которая устанавливается в предусмотренном порядке. Реанимационные мероприятия могут быть прекращены только при констатации смерти человека на основании смерти мозга или при их неэффективности в течение 30 минут. При этом реанимационные мероприятия не проводятся при наличии признаков биологической смерти, а также при наступлении состояния клинической смерти на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимой с жизнью[5].

Классификация смертей

Несмотря на сложность проблемы смерти, в медицине уже давно существует чёткая конкретная классификация, которая позволяет врачу в каждом случае наступления смерти установить признаки, определяющие категорию, род, вид смерти и её причину.

В медицине выделяют две категории смерти — смерть насильственную и смерть ненасильственную.

Вторым квалифицирующим признаком смерти является род. И в той, и в другой категории принято выделять три рода смерти. К родам ненасильственной смерти относятся — смерть физиологическая, смерть патологическая и смерть скоропостижная. Родами насильственной смерти являются убийство, самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

Третьим квалифицирующим признаком является вид смерти. Установление вида смерти связано с определением группы факторов, вызвавших смерть, и объединённых по своему происхождению или воздействию на организм человека. В частности, как отдельный вид смерти, отличающийся от классической смерти с первичной остановкой кровообращения, рассматривают смерть мозга.

Одним из сложнейших этапов классификации смерти является установление причины её наступления. Независимо от категории, рода и вида смерти, причины её наступления делятся на основную, промежуточную и непосредственную. В настоящее время в медицине не разрешается использовать термин «смерть от старости» — всегда нужно устанавливать более конкретную причину смерти. Основной причиной смерти считается нозологическая единица в соответствии с Международной классификации болезней: повреждение или заболевание, которое само стало причиной смерти или вызвало развитие патологического процесса (осложнения), приведшего к смерти[6].

Понятие смерти в религии

Все основные религии имеют учение, описывающее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве).

  • Реинкарнация в индуизме предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела. «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагавадгита, II.22).
  • О реинкарнации также идёт речь в почитаемом буддистами «Тибетской книге мёртвых», служащей своего рода инструкцией для умирающих.[источник не указан 126 дней]
  • В буддизме существует, однако, Анатмавада — доктрина, согласно которой душа не существует[7].
  • В христианстве смерть — это следствие грехопадения человека. Согласно поучениям христианских святых смерть бывает телесной (прекращение жизнедеятельности тела) и душевной (нечувствие души при живом теле). Кроме того, для бессмертной души смерть — это ещё и граница между земной жизнью и небесной. Поэтому многие христианские мученики принимали свою смерть с радостью — для них день смерти на земле становился днем рождения на небесах. В Откровении апостола Иоанна Богослова написано, что смерть прекратится после Страшного Суда, в грядущем Царстве Бога: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк. 21:4).
  • Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Духи умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения.
  • В исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. — перешеек) — состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях, после чего определён либо в ад, либо в рай.

Смерть святых

  • В христианстве и некоторых других религиях существует представление о том, что смерть праведных, святых людей может быть связана с особыми обстоятельствами. К примеру, смерть Еноха и Илии согласно Библии отсрочена и произойдет незадолго до Страшного Суда, а сами они живыми вознесены на небо. Другой пример: св. Лазарь, умирал дважды (в первый раз — был воскрешен Иисусом Христом через несколько дней после смерти). Кроме того, останки некоторых святых — мощи — могут проявлять необычные свойства (благоухать, мироточить и т. п.).

Смерть и воскрешение

Во многих религиях описываются случаи чудесного воскрешения после смерти.

В Библии описано девять случаев воскресения после смерти:

    Русский философ Н. Ф. Фёдоров проповедовал, что человечество само должно научиться тому, как воскресить всех когда-либо живших людей, благодаря дальнейшему развитию научно-технического прогресса[источник не указан 2206 дней].

    Смерть в искусстве и литературе

    И может быть, на мой закат печальный
    Блеснёт любовь улыбкою прощальной

    Смерть в изобразительном искусстве

    В живописи и графике существует целое ответвление портретного жанра — «портрет на смертном одре». Чаще всего на портретах изображались умирающие или умершие члены семьи художника, а также царственные или известные персоны: монархи, поэты, композиторы и др.

    Проблема смерти завораживала художников позднего средневековья. Часто она представала в антропоморфном образе. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения Пляски Смерти и более редкие, характерные больше для Северной Европы, изображения Смерти, играющей в шахматы.

    В скульптуре обычай снимать с покойников посмертные маски существует очень давно и ведет свою историю от погребальных масок[9], не требовавших сходства с покойником. Кроме портретов, маски используются для создания бюстов, памятников и надгробий.

    С развитием фотографии функцию посмертного портрета стала выполнять фотография post mortem.

    Смерть в музыке

    Образ Смерти, сметающей всё на своём пути, является основой «Пассакальи о жизни», приписываемой, хотя и без достаточных на то оснований, итальянскому композитору Стефано Ланди (1587—1639).

    Особенно широко образ смерти представлен в рок- и байк-культуре: различные изображения черепов. Но особенно стоит выделить жанр музыки дэт-метал (смертельный металл), названный так в честь одного из родоначальников данного направления — группы Death. Особенно темы смерти были характерны для творчества групп, игравших в данном музыкальном стиле в конце 80-х — начале 90-х годов XX века.

    Также темы смерти не чужды для Трэш-метала и Хэви-метала.

    Образ смерти

    В искусстве образ смерти чаще всего представляют в виде костлявого существа (живого скелета) в чёрном балахоне с косой. В Европе до Раннего Средневековья и начала монополии христианской церкви в вопросах погребения, индивидуализации смерти и превалирования христианских ритуалов над народными обрядами покойников изображали в виде иссушённых, обескровленных трупов. Постепенное усиление темы страха смерти и загробной жизни, призывов к покаянию, распространение макабра превратили образ смерти из высохшего тела в зловещий остов, живой человеческий скелет[10].

    Поэт конца XIX — начала XX века Максимилиан Волошин в стихотворении «Мятеж» писал:

    «

    Чтобы не дать материи изникнуть,
    В неё впился́ сплавляющий огонь.
    Он тлеет в «я», и вещество не может
    Его объять собой и задушить.
    Огонь есть жизнь.
    И в каждой точке мира
    Дыхание, биенье и горенье.
    Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье —

    Творящий ритм мятежного огня.
    »

    Духовная смерть

    В литературе, искусстве и религии имеется понятие духовной смерти — психической деградации личности. Примеры:

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Журнал «Холизм и здоровье» № 1(9) 2014. Тема номера «Смерть и бессмертие» (По материалам конференции «Предельные вопросы: жизнь, смерть и бессмертие. Смерть как творчество»). — ISSN 2305-5677. pdf

    Ссылки

    • И. Гагарин, Смерть с точки зрения православия
    • Смерть: философия, религия, психология, литература, цитаты
    • С. А. Корсаков, «Лекции по судебной медицине»
    • Г. В. Шор, О смерти человека, 1925 г.
    • Что такое смерть — Психология смерти и умирания, Aquarun.ru
    • А. Б. Холмогорова, «Страх смерти: культуральные источники и способы психологической работы»
    • Еврейские похороны и траур
    • Серафим Роуз, Душа после смерти
    • В. И. Стрелков. Смерть и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. — М., 1994. — С. 34—37.
    • Д. К. Зеленин. Обычай «добровольной смерти» у примитивных народов // Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934—1954. — М.: «Индрик», 2004. — С. 111—144.
    • Алёна Солнцева. О том, как человек справляется со страхом смерти, Gazeta.ru (15 апреля 2017). Проверено 15 апреля 2017.
    • Смерть. Азбука Эзотеризма.

    Бог смерти — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2019; проверки требуют 3 правки. Западное описание Смерти как скелета, несущего косу

    Боги смерти — божества различных религий, связанные со смертью: проводников душ, подземных божеств и богов загробных миров. Этот термин относится к божествам, которые либо собирают души умерших, либо господствуют над мёртвыми, а не тех богов, которые определяют момент смерти. Тем не менее, все эти виды будут включены в эту статью.

    Во многих культурах Бог смерти включён в их мифологию и религию. Смерть, как и рождение, является одной из основных частей человеческой жизни, поэтому эти божества зачастую могут быть одними из самых важных божеств религии. В небольшом количестве религий с единственным сильным божеством, как источник вероисповедания, бог смерти — антагонистическое божество, против которого борется первичное божество. Соответствующий термин культа смерти чаще всего используется как унижающее слово, чтобы обвинить определённые группы в нравственно-отвратительных методах, которые не устанавливают ценности на человеческой жизни, или которые, кажется, прославляют смерть как нечто положительное само по себе. В отношении культов, содержащих элементы поклонения божествам смерти (преимущественно оккультного толка) иногда также применяется термин «танатолатрия».

    В политеистических религиях или мифологиях, в которых есть сложная система божеств, управляющих различными естественными явлениями и аспектами человеческой жизни, часто имеется божество, которому назначается функция осуществления контроля над смертью. Включение такого «ведомственного» божества смерти в пантеизме не обязательно. В богословии монотеистической религии один бог управляет и жизнью и смертью. Однако практически это проявляется в различных ритуалах и традициях и изменяется согласно многим факторам, включая географию, политику, традиции и влияние других религий.

    Греческий Аид (у римлян Плуто́н) Миктлантекутли в мифологии ацтеков Тибетский Яма
    Имя божестваКультура / Религия
    ГрохАрмянская мифология
    МиктлантекутлиМифология ацтеков
    ЭрешкигальВавилонская мифология
    НергалВавилонская мифология
    Бабалу Айе (также известный как Омолу, Сонпонно, Обалую, Сакпана, Сакпата)Йоруба, афро-бразильские религиозные системы, такие как Умбанда, Сантерия и Кандомбле
    Яма (индуизм), Яма (буддизм) Рюк (буддизм)Буддизм, индуизм, китайская мифология, Буддизм в Японии
    МараБуддизм
    МотХанаан
    МорриганКельтская мифология
    Гвин ап НуддКельтская мифология
    АнубисДревний Египет
    ОсирисДревний Египет
    ТуониКарело-финская мифология
    ТанатосДревняя Греция
    АидДревняя Греция
    Гхид (также известная как Гуед), также Барон Самди (Барон суббота)Вуду
    ОгбунабалиМифология Игбо
    Идзанами[1]Японская мифология (Синтоизм)
    Эмма[1]Японская мифология
    СинигамиФантастические произведения японского искусства
    Хине-нуи-те-поМифология маори
    АпухМифология майя
    Санта МуэртеМексика
    Грим Рипер[2][источник не указан 3860 дней]Северная Америка
    Маржана (также известная как Морана, Морена, Мара)Славянская религия
    МорсДревнеримская религия
    ПлутонДревнеримская религия
    ОркусДревнеримская религия
    ДиспатерДревнеримская религия
    ХельГермано-скандинавская мифология
    Ангелы смертиИудаизм и христианство. Широкий культ веры в загробную жизнь.
    ангел АзраилИудаизм и ислам
    1. 1 2 В связи с распространением аниме и стал широко распространенным образ «Синигами», однако ни в синтоизме, ни в других религиях богов смерти так никогда не называли.
    2. ↑ англ. Grim Reaper, дословно переводится как Мрачный жнец

    Предложения со словосочетанием НАЗЫВАЕТСЯ СМЕРТЬЮ

    Среди нас, смертных, этот момент называется смертью, но для истинного человека это не смерть, ибо он непреходящ и существует вечно. Как ни различны образы телесной смерти людей, но не должно обольщаться — существо смерти, как одинакового оброка для всех, требует и одинаковости основных фактов, через которые должен проходить всякий, испытывая, что называется смертью — оброком греха. Исчезновение, распадение, рассеивание, угасание, умирание и смерть, конец и распад на элементы, отбрасывание тела у всех живых существ и у всего рода — это называется смертью.

    Неточные совпадения

    Место смерти по-китайски называется цюань-мин, это самое плохое место в доме. Единственной смерти, которая называется стыдом. Часть сердца стала мягкой и даже при небольшой нагрузке может либо порваться, что приведёт к мгновенной смерти, либо растянуться наподобие старой автомобильной камеры — этот процесс называется формированием аневризмы сердца. Свадхистана расположена между лобком и пупком, соотносится с эфирным телом и называется чакрой смерти или местом исхода души. До наступления этих изменений смерть человека называется клинической. Мужественным называется тот, кто безбоязненно идёт навстречу прекрасной смерти. Ибо то, что называется блаженством в браманизме, как и в буддизме, на самом деле не есть победа жизни, а, как раз наоборот, победа над жизнью и, стало быть, победа смерти. Так у древних кельтов назывался бог смерти. Дело о графининой смерти было, что называется, полно щекотливых подробностей, но во всей этой истории присутствовали поддельные, как выяснилось позже, рекомендательные письма. Естественно, что по извечно существующей иерархии смерть обычного человека и его похороны значительно отличались от смерти и похорон элиты общества, особенно если речь шла о руководителе некоего сообщества: вождя, правителя, как бы он ни назывался, и членов правящей семьи. Глаза её были того редчайшего, светло-ярко-зеленого, цвета, который называется русалочьим и который не изменился, не потускнел и не выцвел у неё до самой смерти. Умерщвлением называется то, что кажется смертью, кажется отказом, но таковым не является! Это явление в восточных религиозных учениях называется «реинкарнация», и оно означает, что некоторая часть человека — а именно его бессмертная душа, после смерти человека может переселиться в другое тело. Это и называется круг рождений и смертей. Обычно «областью смерти» называется определённая сфера наиболее материальной части витальности, в которую вы попадаете, покидая тело в момент смерти. Исходя из этого, занимаем совершенно определённую мыслительную позицию и утверждаем: то, что принципиально отличает социальную организацию человека от социальной организации других животных, называется правом на жизнь, которое рождается раньше, чем сама жизнь и прекращается не всегда в момент смерти, потому что это право принадлежит не индивиду, а социуму. До наступления данных изменений смерть называется клинической.

    Значение слова СМЕРТЬ. Что такое СМЕРТЬ?

    СМЕРТЬ, -и, род. мн.е́й, ж.

    1. Биол. Прекращение жизнедеятельности организма и гибель его. Физиологическая смерть. Смерть клетки. Смерть растения.

    2. Прекращение существования человека, животного. Скоропостижная смерть. Ранняя смерть.Все сулит там [в Обломовке] покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть. И. Гончаров, Обломов. [Врач] удостоверил, что смерть произошла от разрыва сердца. Л. Толстой, Воскресение. || (обычно в сочетании с глаг.: „приговорить“, „присудить“ и т. п.). Смертная казнь. Приговорить к смерти. □ — [Ришар] убил какого-то старика и ограбил. Его схватили, судили и присудили к смерти. Достоевский, Братья Карамазовы. || перен. Гибель, уничтожение чего-л. С каких именно пор мысль приобрела свойства разрывной бомбы? Ужели, не шутя, от нее следует ожидать не обновления, а обветшания и смерти общества? Салтыков-Щедрин, Признаки времени.

    3. в знач. сказ. Разг. Плохо, нехорошо; горе, беда. — Мечусь я, как угорелая, а больше двадцати копеек, да и то в счастливый день, достать не могу… Смерть моя… хоть руки на себя наложить. М. Горький, Колюша. — Только бы до весны дожить, — увлекается дед. — Солнышко я очень люблю. Смерть мне зимой — коченею. Неверов, Веселые ребята.

    4. в знач. нареч. Прост. Очень, чрезвычайно. [Почтмейстер:] Смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Гоголь, Ревизор. — А я вот ничего есть не могу третьи сутки: зуб смерть болит. Слепцов, Трудное время. | В сочетании со словом „как“: смерть как. — Очень поэтично, — сказал Пастухов. — Но ты смерть как скучно рассказываешь. Федин, Необыкновенное лето.

    Гражданская смерть см. гражданский.
    Клиническая смерть см. клинический.
    Черная смерть см. черный.
    До́ смерти — крайне, очень. — Мне скучно до смерти! Чехов, Моя жизнь.
    Найти смерть см. найти1.
    Пасть смертью храбрых ( высок.) — умереть героем.
    Умереть своей смертью; умереть не своей смертью см. свой.
    Смотреть (или глядеть) смерти в глаза (или в лицо) — быть близким к смерти.
    Быть (или лежать) при смерти — умирать.
    Вопрос жизни или смерти см. вопрос.
    Как смерть бледный — очень бледный.
    Между жизнью и смертью см. жизнь.
    Не на живот (или на жизнь), а на́ смерть — 1) не жалея жизни ради чего-л.; 2) самым решительным образом.
    (Только) за смертью посылать кого ( шутл.) — о том, кто очень медленно ходит по какому-л. делу, поручению.