Как организовать учебный процесс: ❶ Как организовать учебный процесс 🚩 как лучше организовать лекции по теории 🚩 Образование 🚩 Другое – Как организовать учебный процесс школьнику

Содержание

Как организовать учебный процесс школьнику

Приветствую вас, дорогие читатели!

Меня зовут Шамиль Ахмадуллин, я психолог и автор 30 книг и пособий по развитию интеллекта детей (17 из которых — бестселлеры). Сегодня я хотел бы поделиться с вами несколькими советами о том, как можно организовать учебный процесс. Эти советы будут полезны как педагогам и родителям, так и самим школьникам.

Шамиль Ахмадуллин — основатель школы скорочтения, автор книг-бестселлеров по эффективному обучению

Итак, приступим!

1.Как оборудовать рабочее место, чтобы лучше запоминать большие объёмы учебной информации, сконцентрироваться на изучении сложного материала? Психологи советуют не руководствоваться правилом «убрать со стола всё лишнее», но идти «от противного», то есть: убрать со стола абсолютно всё, а затем доставать из доступных, но скрытых мест (выдвижных ящиков стола) по мере необходимости. Если в вашем распоряжении три таких ящика, верхний заполняем аккуратно разложенными рабочими инструментами (чертёжными, измерительными, вычислительными и т. п.), во второй стопками раскладываем рабочие тетради, контурные карты. Только в третьем нижнем ящике, куда отправляем материалы для творчества (лепки, рисования, шитья и т. д.) возможен относительный «творческий беспорядок». Абсолютно чистый рабочий стол дисциплинирует мышление и не перегружает мозг массой ненужной информации — образованием ассоциаций по смежности, рождающихся независимо от нашего сознания и приводящих к быстрому утомлению.

вариант того, как может выглядеть рабочее место

2. Относительно построения режима дня можно дать совет: при крайней утомляемости не засиживаться вечерами за выполнением домашних заданий, а совершить полутора-двухчасовую прогулку на свежем воздухе. Далее следует употребить время с 19.00 до 20.30 на здоровый сон (медики утверждают, что эти полтора часа сна для организма человека самые продуктивные, и равняются 4-5 часам ночного отдыха). После этого можно приступать к работе над недовыполненными домашними заданиями, заканчивая работу не позже, чем в 21.00 (для старших школьников). Ночной сон лучше всего начинать в 22.00 или часом позже, отводя на него 7,5 часов. Пробудившись в 5.30 или в 6.30 утра соответственно, вы будете иметь достаточно времени для актуализации полученных накануне знаний, так называемого экспресс-повторения. Такой режим сна, отдыха и работы позволит без утомления и чрезмерного напряжения успешно осваивать достаточно сложную школьную программу. Расписание вечерних занятий в кружках и секциях стоит подчинить этому здоровому распорядку дня. И, безусловно, согласовать его с родителями, взрослыми, с которыми вы совместно проживаете под крышей общего дома, квартиры.

3. Один из современных домашних способов проверки усвоения нового учебного раздела по предмету прост для родителей и мил сердцу гаджетозависимого школьника. После изучения материала предложите ребёнку сформулировать ведущий (главный) поисковый запрос по теме в строке браузера и выбрать (при вашем участии и под контролем) два-три электронных документа, наиболее полно соответствующих прочитанному в учебнике, возможно — дополнительно освещающих тему с иных сторон. Результатом такой проверки (при её успешности) может служить бонусная игра на компьютере в течение четверти часа за каждый проверенный предмет (все прочие «не заслуженные» игры отменяются). Прекрасный стимул для того, чтобы по возвращении из школы прежде всех дел выполнить домашнее задание, а уже только после прогулки утомить себя пагубным взаимодействием с безжалостно крадущими наше время персонажами виртуальных миров.

4. «ГДЗ» — «Готовые домашние задания», на самом деле — книга для родителей, а не для учеников. Родители, как правило, дистанцируются от обучения школьников на том простом основании, что сами слишком давно учились в школе и ничего не понимают в школьном предмете. Выберите время для вечерних занятий с чадом, вручите ему томик «ГДЗ» и предложите объяснить заданные на дом примеры, задачи, упражнения так, чтобы родители, отдалившиеся от школьных реалий, смогли «вспомнить всё». Только на таких условиях разрешайте использовать «спасительный ГДЗ» в домашних условиях. Результатом будет стопроцентное умственное развитие: либо ваш ребёнок научится объяснять вам сложные вещи, либо он выберет трудный путь самостоятельности без опоры на «ГДЗ» и надежды на бездумное списывание с чужих шпаргалок.

5. Для того, чтобы справиться с выполнением домашнего задания за как можно меньшее время и при этом избегнуть сильного утомления, чередуйте «быстрые» и «медленные», «левополушарные» и «правополушарные» виды деятельности. Например, после интенсивного «мозгового штурма» при решении физических задач займитесь неторопливым вдумчивым чтением произведения, «заданного» в рамках школьной программы по литературе. Выучивание математических определений (левополушарная неспешная малоподвижная деятельность) стоит сменить выполнением домашнего задания, полученного в художественной, музыкальной школе, хореографической студии или модельном кружке. Для этого, собственно и полезна практика внешкольного дополнительного образования, не столько «нагружающая» ребёнка сверх меры, сколько, напротив, позволяющая ему психологически разгрузиться, получить удовольствие и отдых при переключении с одного вида деятельности на другой. В этом и кроется секрет успеха «занятых» школьников, посещающих многообразные «кружки» в сравнении со сверстниками, вечерами корпящими над сложным, становящимся час от часу всё менее понятным домашним заданием.

6. Выполняя домашние задания, следует чередовать не только «точные, математические» и «гуманитарные» дисциплины. Перемежайте те предметы, на изучение которых у вас есть лишь внешняя мотивация с любимыми, изучаемыми не «из-под палки», а «по велению сердца». Начните работу с самого трудного предмета, находящегося у вас в «анти-фаворитах», При этом держите в уме «приятный бонус», приз за терпение и выдержку: при успешном выполнении трудного и отчасти неприятного домашнего задания приступить к изучению самого близкого сердцу предмета. Таким образом, работа над трудной задачей будет эмоционально окрашена приближением к желанной цели. Не забывайте отслеживать время выполнения задания, вести элементарный тайм-менедмент, не отвлекаясь по пустякам и не отдыхая. Вы будете удивлены, но на выполнение заданий одинаковой сложности по «нелюбимому» предмету у вас будет каждый раз уходить меньше и меньше времени, и, в конце-концов, возможно, что сам предмет будет навсегда вычеркнут вами из разряда «нелюбимых». Завершив «сдвоенный цикл» домашней работой по приятному для вас предмету, устройте пятнадцатиминутный активный отдых с кувырканиями, прыжками, скакалкой, игрой в мяч. Тем самым снимается статическое мышечное напряжение и эмоциональный фон «обнуляется» для того, чтобы приступить к следующему «тандему-связке», также построенному по принципу «любимое-нелюбимое», но имеющему меньший разброс отрицательных и положительных оценок от «нулевой точки». Занимаясь систематически по данной методике, вы увидите, как скоро успеваемость по разным предметам, выровняется на более высоком уровне, а главное, появится устойчивая внутренняя мотивация к школьному учению вообще как к приятному и полезному занятию.

7. А что же делать тем, кто разлюбил школьное ученее «в принципе», «в корне»? Такой человек, можно сказать почти со стопроцентной уверенностью, уважает компьютерные игры. Стоит перенести логику такой игры в реальность. Представьте себе, что ваша лень и нежелание заниматься — ужасные монстры, содержащие в темницах в общем-то безразличных вам пленников. Сами же пленники — домашние задания по предметам. Определите для себя бонусы за «победу» в каждой из «локаций»: сочный апельсин, пара конфет, часовая прогулка на свежем воздухе, игра в мяч, и только по достижении последней локации «абсолютного победителя» — уход от школьных проблем в излюбленную виртуальную реальность. Найдите себе такого же напарника, напрочь запустившего обучение в школе, устройте с ним соревнование. Представьте, что прикреплённая к вам отличница — эльфийская принцесса, посланная на помощь светлыми силами. Смело фантазируйте, облекайте в толкиеновские образы тягостную рутину каждодневного учения. Одно условие: директор и учителя должны сражаться в вашей фантазии на одной стороне с вами (если они вредные и непонимающие, представьте себе, что они заколдованы и попробуйте расколдовать доступными способами, например, выучив наизусть стихотворение или написав на «четвёрку» контрольную по математике). Возможно, увлёкшись новой выдуманной реальностью спустя некоторое время вы напрочь забудете про монитор компьютера и тачскрин карманного гаджета. Ведь здесь вы играете по правилам, установленными вами, а не по тем, что даны откуда-то со стороны разработчиками игровых приложений!

8. Имейте обыкновение заниматься одними и теми же школьными предметами в одно и то же время. Подобно тому, как системы жизнеобеспечения организма обретают пиковую активность в определённые часы дня, активизация мозговой деятельности усиливается, если подчинить умственную работу раз и навсегда заведённому распорядку. Беспорядочно трудящийся ученик устаёт в разы сильнее занимающегося систематически. В какой-то степени эффект сходен с выработкой условного рефлекса в опытах академика Павлова, но в случае с умственной активностью дело обстоит сложнее. Здесь задействованы механизмы психологического ожидания, приготовления к заранее известной деятельности. При этом заранее в нужное время происходит актуализации подсознательных процессов, способствующих благоприятному усвоению учебного материала. Это похоже на то, как спортсмен подходит к Олимпийским соревнованиям на пике своей формы, нимало не задумываясь о процессах, происходящих на глубинном уровне в его организме (в том числе и о факторе психологической готовности).

9. Развивающая игра для активизации перед учёбой (на переменке) обоих полушарий мозга — используемая в семейной мягкой школе Эллы Глушковой одновременная быстрая смена комбинаций пальцев с проговариванием потешки «Я корова, ты трава!». Траву изображает открытая ладонь с плотно сомкнутыми пальцами, обращённая к соседней, корову — рокерская «коза», наставившая «рога» в горизонтальной плоскости в открытую ладонь. С проговариванием потешки необходимо быстро сменить «корову» на «траву» и наоборот, чётко соблюдая все условия построения «фигур». Попробуйте, это окажется не так просто! В данном случае до возможного предела развиваются способности амбицеребральности (одновременного владения обеими руками), стоящей на порядок выше, чем амбидекстрия (попеременное равно успешное использование левой и правой руки). Активизируется кора обоих полушарий мозга, что благоприятно сказывается на успеваемости в пределах предстоящего урока. Кроме того, весёлые и необычные занятия отвлекают гаджетозависимых школьников от статического, утомляющего физически и истощающего психологически времяпрепровождения в виртуальной компьютерной реальности (ибо смартфоны в школе используются преимущественно по этому назначению).

10. Остаточные знания по предмету легко проверить на игре в ассоциации «Домино». Заготавливаются чистые листочки, разделённые надвое. В начале участники припоминают, что изучает данная наука, школьный предмет, составляя список категорий, например: «Учёные, даты, формулы, материальные объекты, буквенные обозначения и т. п.» Затем на каждую категорию произвольным образом участнику предлагается написать (нарисовать) нечто на половинках розданных ведущим листков. Готовые карточки домино собираются, кладутся незаполненной стороной вверх и перемешиваются. Каждому раздаётся равное количество карточек (обычно 2-3). Первым начинает игру тот, кто установит ассоциативную связь между двумя надписями (рисунками) одной из своих карточек. Ассоциацию необходимо подкрепить и озвучить логическим выводом. Например, изображена математическая запись закона Ома и лопата. Участник утверждает, что материал лопаты — металл, является проводником и по нему может проходить ток, сила тока при этом рассчитывается согласно закону Ома для участка цепи. Далее следующий участник подбирает ассоциацию к одной из сторон выложенной на игровое поле карточки, цепочка строится по принципу домино, однако совпадения здесь не строго однозначные (конвергентные), а дивергентные, многовариантные, обусловленные широтой сформированных в сознании учащихся семантических полей. Выводы, которые можно сделать по результатам первой игры, практически везде одинаковые: у учеников формируется абсолютно стандартный набор остаточных знаний по предмету (если предмет — физика, большинство изображают математическую запись закона Ома и формулу второго закона Ньютона). Второй вывод: ученики теряются и не находят связи между объектами, понятиями в условиях, когда задача чётко не сформулирована и не может быть отнесена к какому-либо классу ранее изученных задач. Частое повторение игры (рационально устраивать её в случае внезапного замещения урока) развивает творческие дивергентные способности учеников, побуждает их более вдумчиво относиться к изучаемому предмету, проявлять находчивость, гибкость мышления, преодолевать парализующее состояние непонимания, что очень важно в наш век технологических катастроф, требующий быстрого принятия верных управленческих решений.

На этом все, друзья! Если советы оказались для вас полезны, делитесь ими со своими друзьями и близкими. Также, если вам будет интересно, чуть позже я выпущу еще серию советов, которые будут полезны в учебе.

Как организовать учебный процесс, чтобы сберечь здоровье ребёнка.

Как организовать учебный процесс, чтобы сберечь здоровье

ребёнка.

Почему так важно обсудить эту проблему?

В последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья. Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение объёма учебного материала и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка. И, наконец, переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального.

Именно поэтому учителю очень важно знать, как правильно организовать жизнь школьника, особенно на первом году обучения.

Что нужно учесть при организации учебно-воспитательного процесса.

Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребёнка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности детского организма и, конечно, хорошо Вам известны. Чтобы чётко осознать значение правильной организации учебного дня для сохранения здоровья школьников необходимо:

  • внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;

  • следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;

  • соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

  • создать оптимальные условия среды обучения (микроклимат, освещённость, школьное оборудование и др.), которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;

  • организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся течение учебного дня, недели, года;

  • обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;

Не следует забывать, конечно, и о создании благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона обучения.

Я хочу остановиться в основном на тех вопросах, которые недостаточно хорошо знакомы учителю, прежде всего на организации режима учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся.

Как избежать утомления

Работоспособность организма во время учебных занятий закономерно изменяется. Вначале в течение некоторого времени наблюдается постепенное улучшение количественных и качественных показателей труда. Это первая фаза работоспособности –

врабатывание, — которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определённую деятельность. Обычно эта фаза длится 5 – 7 минут.

Когда ученик настроился на деятельность, развёртывается вторая фаза – оптимальной работоспособности. Все системы организма работают взаимосвязано и согласованно, обеспечивая высокую активность ребёнка при наименьших психофизиологических затратах. Именно в это время ученик лучше всего усваивает значительный объём учебной информации. Продолжительность этой фазы на уроке зависит от напряжённости труда, состояния учеников, от гигиенических условий в классе, но не превышает для младшего школьника 15 – 20 минут, после чего наступает третья фаза работоспособности – компенсированного, т.е. преодолеваемого утомления.

Внешне эта третья фаза работоспособности весьма заметна – ребёнок начинает проявлять двигательное беспокойство (ёрзать, двигать руками, вертеться и т.п.) и явно отвлекаться. Учитель должен помнить, что наступление такого поведения связано не с личными качествами ученика (невнимателен, не сосредоточивается, не может себя заставить), а с тем, что дальнейшее поддержание высокой работоспособности в этой фазе становится теперь возможным только за счёт нервно-психологического, эмоционального и волевого

напряжения. Первые признаки утомления очевидны, однако работу можно продолжить, если изменить её организационно, например провести активную физкультминутку, изменить характер учебных заданий (ввести игру, проделать упражнения стоя или передвигаясь по классу и т.п.).

Сделаю очень важный вывод: младший школьник, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, иначе наступает четвёртая фаза работоспособности – некомпенсированного утомления. Это предел эффективной работы и сигнал к её прекращению. Попытки педагога продолжить работу (без смены характера деятельности) могут привести к резко выраженным формам утомления и переутомления. Внешние признаки этой фазы – вялость, сонливость, потеря интереса к работе (ребёнок отказывается её продолжать, часто отвлекается). Дети ищут дополнительные точки опоры (ложатся на парту, подпирают голову руками, вертятся и др.).

Вы понимаете, как важно учитывать характеристику различных фаз работоспособности и предъявлять основную учебную нагрузку в течение второй фазы.

Теперь обсудим, как изменяется работоспособность школьников в течение учебного дня. Несколько сниженные показатели работоспособности отмечаются начале первого урока, затем наблюдается подъём до оптимального уровня и закономерное их снижение, начиная с третьего урока. При этом у большинства детей наивысшая активность наблюдается от 10 до 12 часов, затем следует её спад (особенно к 14 часам) и некоторый подъём в 16 – 18 часов.

На протяжении недели также закономерно изменяется состояние работоспособности учеников. Так, в понедельник ребёнок достаточно трудно входит в рабочий ритм, работоспособность несколько снижена по сравнению со вторником и средой – наиболее благоприятными для учебной работы днями. У первоклассников день наивысшей работоспособности – вторник. Начиная с четверга уровень работоспособности снижается, причём в пятницу и субботу весьма значительно.

С учётом этого вы и строите расписание занятий: дни наибольшей нагрузки – вторник, среда, а остальные дни должны предоставлять ребёнку возможность несколько «расслабиться»: заняться физкультурой, музыкой, больше играть, рисовать, конструировать.

Вы, конечно, понимаете, что трудность или лёгкость изучения отдельных предметов зависит от личности учителя, особенностей организации учебного процесса, увлечённости школьника учебным материалом. Вместе с тем доказано, что некоторые предметы наиболее «опасны» для возникновения утомления. Это математика, иностранный язык, русский язык в национальной школе. Достаточно «лёгкими» предметами являются физкультура, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир. Установлено благоприятное воздействие этих предметов на умственную работоспособность школьника, поэтому их следует использовать как «компенсаторные» — для снятия напряжения и усталости. Если вы будете учитывать при составлении расписания, то исключите возможность излишнего умственного напряжения и утомления. Например, в пятницу вы можете проводить уроки окружающего мира, музыки, физкультуры, которые способствуют восстановлению активности детей. Не стоит планировать на пятницу большие письменные работы, самостоятельные работы по математике, диктанты.

В понедельник целесообразно начать уроки с физкультуры или музыки, так как движения способствуют подъёму работоспособности школьников и облегчают их вхождение в рабочий ритм.

Вообще помните, что учебную нагрузку нужно увеличивать постепенно от начала года (четверти) к середине и снижать к концу (особенно в последние 2 месяца учебного года).

Как поддерживать двигательную активность школьника

Первые признаки мышечного утомления, когда мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления, появляется в изменении посадки, двигательном беспокойстве, нарушении рабочей позы ученика. На призывы учителя «сесть правильно» ребёнок выпрямляется, но через 1 – 2 минуты его рабочая поза неизбежно вновь нарушается.

Учитель должен видеть состояние детей и при необходимости корректировать его быстро и умело. Например, чрезмерный уровень возбуждения, скажем, после урока физкультуры или динамической паузы можно снизить, попросив детей принять стойку на одной ноге. Перевозбуждённому ребёнку сделать это чрезвычайно трудно. Как только состояние устойчивости достигнуто – учащийся готов к продуктивной деятельности.

Поговорим о физкультминутках. Они могут быть естественным структурным элементом урока. Целесообразно подбирать их с учётом изучаемой темы, проводить под музыку и делать не слишком кратковременными, так как противном случае они не выполняют своего назначения: действительно, за 20 – 30 секунд, которые часто отводятся на физкультминутки, утомление не снимается. Поэтому учитель, готовясь к уроку, продумывает и этот структурный элемент урока, который может занимать 2 – 3 минуты.

Специального обсуждения требуют условия организации уроков письма в 1 классе. Для детей 6 – 7 лет ещё очень затруднительно выполнение тонкокоординированных движений. Письмо, особенно шариковой ручкой, весьма утомительно для младшего школьника. Это обусловлено особенностями детей этого возраста: формирование кисти руки продолжается длительное время, поэтому не случайно более 90% первоклассников испытывают при письме трудности. Какие условия нужно создать, чтобы снизить отрицательный эффект от этой деятельности?

Без ущерба для правильного развития кисти руки и эффективного формирования навыка письма длительность непрерывного письма не может быть более 3 минут. При письме чрезвычайно важно умение не только напрягать мышцы, но и расслаблять их. Это трудно даётся детям, именно поэтому процесс письма так утомителен для них. На уроке следует прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев: сжимание и разжимание, потряхивание кистями. Наилучший эффект даёт сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах.

Одновременно с обучением письму необходимо проводить специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки: раскрашивание, закрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастику пальцев и пр. Учитель обычно располагает целой «обоймой» всяких подобных упражнений, но иногда забывает о важнейшем правиле их проведения – систематичности.

Как организовать учебный процесс ребенка: семья и школа

Как организовать учебный процесс ребенка

Качественное обучение – это залог будущего жизненного успеха. В наше время, пожалуй, никто и не будет с этим спорить. Однако педагогическая наука, разбирая вопрос как организовать учебный процесс ребенка, выделяет  двуединство «семья – школа», отдавая первое место именно семье. Это значит, что не только учителя, но и родители должны принимать самое непосредственное участие в том, чтобы труд педагогов оказался не напрасным, и дети действительно получили знания, а не жалкую их имитацию в виде натянутой «тройки». Педагогика в системе наук о человеке рассматривается в отдельной статье.

Десять правил, которые помогут достичь цели

Будьте всегда в курсе того, какой материал изучается на уроках

Это касается любого класса и любой дисциплины. Чем ранее будет обнаружен пробел, тем скорее его необходимо ликвидировать. Неслучайно практически во всем мире существуют дневники успеваемости, а также распространены контакты между учителями и родительской общественностью.

Плохая оценка – не всегда вина ребенка

Она может возникнуть просто из-за того, что ученик не понял материал, и вины его тут нет. Материал необходимо изложить повторно. Здесь бывают и субъективные факторы, например, плохое настроение педагога, предвзятое отношение к нему ученика (конечно, это – казуальные явления, но они, к сожалению, иногда имеют место). Даже если это и связано с низким прилежанием, задача родителей – мотивировать ребенка к обучению, показать его ценность в жизни или же (особенно в младших классах) прибегнуть к знаменитому методу «кнута и пряника», о котором положительно отзывался еще великий итальянский педагог Песталоцци.

Просмотрите записи в тетради в процессе выполнения классной и домашних работ

Ребенок должен знать, что оформление работы и культура подачи письменной речи – это один из общих элементов воспитанности человека. Необходимо постоянно напоминать о недопустимости небрежного отношения к тетради по любому изучаемому предмету. При этом ребенок должен понять, что требование родителей продемонстрировать тетрадь – это не дискриминация свободы его личности, а забота о качестве его образования.

Обменяйтесь контактными данными классного руководителя Вашего ребенка

Классный руководитель – это не только педагог, который обучает ребенка, это еще и посредник между всеми учениками класса, к которому можно обратиться тогда, когда возникло непонимание между учеником и кем-то из учителей. У классного руководителя есть и другая задача – воспитательная: он должен контролировать посещаемость, следить, чтобы ученики не обзаводились неблагонадежными друзьями, вовлекать их в просветительскую работу и приобщать к культурным и нравственным ценностям. Причем ребенок обязательно должен участвовать в подобных мероприятиях – от этого зависит развитие его личностного кругозора.

Требуйте уважения к учителям

Учитель – это специалист, который делится с ребенком знаниями, и его труд нелегок и, следовательно, достоин уважения. Школьник должен знать, что только из уст учителя он может получить многие знания, которые пригодятся в его дальнейшей жизни. Следовательно, в семье должна постоянно проводиться разъяснительная работа о роли и ценности труда педагога.

Ограничивайте негативное влияние

«С кем поведешься – от того и наберешься», — гласит русская мудрость. Поэтому нельзя допускать, чтобы школьник общался с теми сверстниками, которые оказывают негативное влияние. Это касается не только успеваемости, но и нравственного развития, а таким сверстником может быть не только подросток во дворе, но и сосед по парте. Необходимо объяснить ребенку, почему слишком близкое общение нежелательно для него, приводя в пример и собственную жизнь, и классическую литературу.

Школьник должен знать, что досуг возможен лишь в свободное от учебы время

Игры, общение с друзьями, походы на природу, — это прекрасно, но это не должно идти в ущерб учебному процессу. Ведь он построен таким образом, что повторно не преподается, и у учителя не всегда есть возможность провести дополнительные занятия (равно как и у родителей – пригласить стороннего педагога-репетитора).

Интернет – это не идол

Это – средство связи, средство массовой информации может быть хорошая библиотека, возможность игр, но экран ноутбука или планшета не должен становиться неким идолом, лишающий ребенка общения с внешним миром. В противном случае притупляются интеллектуальные способности, портится зрение, нарушается сон (а гигиена сна и бодрствования в детском возрасте чрезвычайно важна) – следовательно, задача родителей – строго контролировать время, проведенное в Интернете. И, само собой следить за тем, ресурсы какого содержания просматриваются, и не несут ли они какой-либо безнравственности.

Учебник – Ваш друг и помощник

В школе изучается ряд гуманитарных предметов, которые для нас, взрослых, кажутся вполне очевидными и не требуют комментариев (например, история, география, биология, правоведение), но могут оказаться сложны или в чем-то непонятны для ребенка. Как правило, домашние задания по таким предметам – чтение и пересказ материла, изложенного в учебнике, либо работа с контурной картой или (в старших классах) – написание реферата. В первом случае необходимо, чтобы школьник в Вашем присутствии рассказал суть учебного материала, ответил на вопросы, приведенные в учебнике, а если речь идет о написании реферата – он должен писать его САМ.

Категорически недопустимо поощрение каких бы то ни было конфликтов между школьниками, вне зависимости от того, из-за чего они происходят.

Ребенок должен знать, что агрессия и рукоприкладство, нецензурная брань, оскорбление – это демонстрация слабости, а не силы, а умный и порядочный человек всегда найдет другие, более достойные, аргументы, чтобы отстоять свою правоту, и будет это делать в рамках правового поля.

Как студенту организовать свой учебный процесс?

02 декабря -1 00:00

Как студенту организовать свой учебный процесс?

Учёба в ВУЗе – это совсем не то, что и учёба в школе. Об этом наверно слышали все от своих учителей, любящих пугать будущих студентов теми тяготами, которые ожидают их во взрослой жизни. Учителей понять можно – они таким образом пытаются поднять дисциплину во вверенном им на время урока классе, но, честное слово, лучше бы они не пугали, а учили тому, как эту жизнь строить.

Не секрет, что учебная программа ВУЗа зачастую включает в себя гораздо больше материала, чем физически (!) может освоить студент за время обучения. Например, если взять список литературы, обязательной для прочтения студентами филологических факультетов, то можно заметить, что полноценное прочтение всех произведений, возможно только в случае, если учащийся на несколько месяцев волшебным образом вдруг обретёт бессонницу. Понятно, что с этим надо что-то делать. Прежде всего потому, что на сессию-то нужно выходить со знаниями, а не жалобами на неудачно организованный учебный процесс. Так что берём ситуацию в свои руки и действуем!

Прежде всего нужно определиться с тем, что вам понадобится для перехода на другой курс или семестр. Всё остальное можно смело отбросить в сторону, а точнее сократить, поскольку вообще не заниматься каким-либо предметом в ВУЗе не получится. Как правило, со стороны деканата идёт жёсткий контроль за посещаемостью, но, чаще всего, за последней следят сами преподаватели, и, к счастью, не все. Именно последним обстоятельством и нужно пользоваться. В начале каждого семестра стоит регулярно проходить на все занятия и выяснить, где ваше отсутствие пройдёт максимально незамеченным. Эти предметы с чистой совестью можно исключить из списка пожирателей времени, а информацию по ним проще брать для переписки в рамках других занятий, на которых ваше присутствие фиксируется, но процесс учёбы остаётся на вашей совести.

Как показывает опыт, на одной неспешной лекции и даже практике можно вполне успеть записать и то, что говорит преподаватель, и то, что говорил его коллега несколькими часами ранее. Очевидно, что тем же филологам акушерство и гинекология, прочитанные в рамках курса анатомии, будут менее нужны на сессии, чем художественный анализ творчества Борхеса, а, значит, не стоит и пытаться тратить на них своё драгоценное время. Нужно уметь расставлять приоритеты.

Что же касается информации, полученной самостоятельным путём, то есть, «заданной на дом», то и здесь можно схитрить. Скооперировавшись с ещё одним студентом, в чьём уме и сообразительности вы не сомневаетесь, можно на пару писать конспекты, предоставляя друг другу основную часть из настоящего болота информации.

Не стоит пренебрегать и вспомогательными материалами, выброшенными на книжный рынок или в сеть Интернет. Краткое изложение литературных произведений, основные наборы физических и химических формул, короткие ответы на экономические или исторические вопросы, чужие рефераты – всё это может стать быстрым источником информации. В условиях нехватки времени и предсессионной горячки любая чётко сформулированная база знаний ценится на вес золота.

Учебный процесс школьника: как организовать и оптимизировать?

Чаще всего за плохой успеваемостью школьников стоит их неорганизованность. Иногда она является следствием лени, но в основном причину нужно искать глубже – в родителях. Взрослые должны помогать детям организовывать свою жизнь и учебный процесс в частности. Психологи уверяют, что если правильно наладить режим дня ребенка, то можно достичь успеха в любом деле. Естественно, в данном вопросе не обойтись без воспитания. Ребенок должен научиться придерживаться основных правил поведения, знать свои обязанности, ставить конкретные цели на будущее.

Организовать учебный процесс для школьника сложнее всего, потому что ни один ребенок не любит учиться. Чтобы достигнуть результата, придется быть для своих детей одновременно друзьями, семьей, наставниками и чуткими психологами. Первые шаги на пути к организации режима занятости будут тяжелыми, но в конечном итоге ребенок поймет, в чем смысл обучения, начнет ответственней относиться к школьным занятиям и домашним заданиям. Со временем организованность поможет детям стать порядочными людьми и дисциплинированными специалистами.

Разобраться в тонкостях воспитания и повышения успеваемости школьников помогут рекомендации экспертов.

Совет 1: ежедневник или календарь

Первым делом рекомендуется завести ежедневник, куда ребенок будет записывать всю важную для него информацию по последующему планированию недели. В подобный блокнот можно заносить домашние задания на завтра, подготовку к контрольным работам, участие в школьных проектах, дни для повторения и отдыха и т.д. Специалисты советуют вписывать в ежедневник даже незначительные мелочи, касающиеся учебы, которые в ближайшем будущем помогут в рабочем процессе.

В качестве ежедневника подойдет большой настенный календарь, но важно, чтобы в ячейках чисел было достаточно места для занесения планов. Многим школьникам удобнее пользоваться отрывным календарем, так как у них есть для записи целые страницы. Такой вариант позволяет планировать учебный процесс по часам, но в нем нет наглядности. Дети могут забыть о каком-то важном мероприятии, которое состоится совсем скоро, но на это время он начинает планировать уже другие дела. «Эффект неожиданности» в учебе всегда играет плохую шутку.

Совет 2: постоянный контроль

Следующей задачей родителей будет научить ребенка почаще заглядывать в ежедневник. Если речь идет об ученике начальной школы, то лучше делать это вместе, к примеру, в рамках семейной традиции. При этом не лишним будет смотреть планы сразу на несколько дней вперед. Большой настенный календарь упрощает эту задачу, потому что на нем все наглядно видно. Подростков часто приходится заставлять смотреть в ежедневник. Одни постоянно забывают об этом, а другие не считают его важным.

Чем чаще ребенок заглядывает в календарь, тем быстрее у него появится привычка регулярно обновлять записи, ведь нередко приходится переносить планы по непредвиденным причинам. Если вовремя не занести изменения в ежедневник, возникнет серьезная путаница. В итоге может потребоваться полный анализ всех предстоящих задач, что потянет за собой много времени и нервов.

Совет 3: уникальный дизайн

Чтобы детям хотелось пользоваться календарем, он должен быть веселым и ярким. В идеале будет самим нарисовать его вместе с чадом на листе ватмана. Украсить календарь помогут детские отпечатки ладошек, разноцветные коллажи, ленты, блестки, бисер и все, на что у родителей и ребенка хватит фантазии. Сами ячейки с числами разукрашивать не рекомендуется, чтобы яркие краски или блестки не отвлекали от важных записей.

В перспективе можно приобрести специальную доску, куда крепятся большие листы с записями и стикеры. В качестве крепежного материала лучше использовать цветные кнопки или магниты.

Если родители решили остановиться на простом блокноте, то не беда, ведь можно и его ярко украсить. Главное, чтобы ребенку нравилось это нововведение. И не стоит переусердствовать в плане украшения. Пусть школьник сам выберет тематику и способ, чтобы впоследствии ему хотелось пользоваться ежедневником и носить везде с собой.

Денежный розыгрыш Вконтакте!

Совет 4: расстановка приоритетов

Взрослые должны помогать детям не только планировать учебный день, но и составлять список первостепенных задач. Для этого рекомендуется разбивать задачи на небольшие этапы. Важно, чтобы ученик успел их выполнить в поставленный срок.

Например, у учащегося через 2 недели сложный экзамен по физике, а через несколько дней – участие в школьном концерте. Подготовка к экзамену должна занять как раз 2 недели, но также нужно время для выучивания текста песни и ее репетиции. В подобных случаях на выручку приходит правильный режим занятости. До начала концерта первостепенной задачей будут репетиции, но не стоит забывать и об экзамене. Поэтому наилучшим вариантом будет деление вечернего свободного времени на две части, к примеру, с 17:00 до 18:00 часов – выучивание песни, с 19:00 до 20:30 часов – подготовка к экзамену по физике. Период между занятиями лучше посвятить отдыху.

Если речь идет о большой задаче, с которой ученику точно не справиться за один день, ее рекомендуется разделить на части, занеся изменения в календарь. Например, подготовка к экзамену длится 5 дней. В календаре можно указать диапазон билетов, которые школьник должен выучить за конкретный день. Последний день подготовки лучше оставить для повторения.

Если предоставить ребенку полную свободу в расстановке приоритетов, то он постоянно будет откладывать сложные дела, пока не останется минимум времени на их выполнение. Именно поэтому в данном процессе не обойтись без помощи взрослых, но и у чада должно быть право голоса.

Совет 5: своевременный отдых

Никогда не надо забывать об отдыхе и досуге ребенка. Без этого очень скоро можно ожидать снижения интереса к учебному процессу и планированию занятости. В каждом расписании должно быть время для развлечений и активного отдыха, который вдвойне полезен на свежем воздухе. Детям необходимо максимально долго находиться на улице, бегать, играть, выплескивать эмоции, особенно во время долгой и нудной подготовки к экзаменам.

В свою очередь родители должны постоянно вносить разнообразие в досуг чада. Многие современные мамы и папы разрешают детям отдыхать у компьютера или телевизора. Во-первых, это приносит вред здоровью. Во-вторых, редко несет в себе смысловую нагрузку (компьютерные игры). В-третьих, не способствует налаживанию отношений внутри семьи.

Оптимальным вариантом для отдыха будут совместные походы на пикник, рыбалка, поездка на море и т.п. Но это не значит, что нужно полностью ограждать ребенка от общения с друзьями, просто досуг нужно варьировать. Например, если на улице дождь, можно вместе поиграть в интеллектуальные игры, почитать энциклопедию, посмотреть познавательные фильмы, заняться творчеством.

Совет 6: правильное слово «нет»

Дети должны уметь отказывать себе в некоторых ситуациях и вещах. Часто бывает так, что обстоятельства нарушают какие-то планы, поэтому приходится говорить «нет» своим желаниям и приоритетам. Из-за этого не нужно нервничать или вступать в бойкот. Если человек чего-то хочет, то обязательно придет время, когда можно будет реализовать свои желания, но а пока нужно заняться более важными делами.

Также чадо должно уметь отказывать себе в плане полезной занятости. К примеру, ученик хочет посещать сразу несколько спортивных секций и параллельно участвовать в школьных проектах. На это у него физически не хватит времени и сил. Не рекомендуется взваливать на детские плечи столько обязанностей. Ребенок должен сделать выбор в пользу одного рода деятельности, а остальные оставить в планах на будущее. Если не дозировать физическую и умственную нагрузку школьника, то появляется риск развития невроза, полного истощения организма, депрессии.

Совет 7: польза от ожидания

В повседневной жизни люди много времени тратят впустую. Ярким примером будет ожидание в очереди к врачу или поездка на море. За это время можно сделать много полезных дел, особенно в процессе обучения. Скрасить ожидание в очереди помогут аудиоуроки по иностранному языку. Быстрее доехать до моря поможет прочтение книги, заданной на лето.

В итоге экономится время, которое можно будет потратить на отдых и веселье, либо посвятить его своему хобби.

Эти простые рекомендации помогут родителям сделать из ребенка организованного и ответственного ученика, что обязательно положительно скажется на его успеваемости в школе.

Эффективная организация учебного процесса – УчМет

Эффективная организация учебного процесса.

Сергеева М.Е., учитель географии

МОУ лицей№7

Дзержинского района г. Волгограда
Проблемы эффективной организации учебного процесса возникли, как только появилась государственная система обучения и классно-урочная система работы. При такой системе работы сложно учесть индивидуальные особенности ребёнка.
Мы часто слышим: «Если детям интересно, они не устают». Это – заблуждение.
Дети могут не осознавать утомление, оно маскируется положительными эмоциями – интересом, удовольствием, но утомление коварно, оно постепенно накапливается, срыв здоровья оказывается почти всегда неожиданным. Просто знание ребёнка ещё не стало основой педагогики
Эффективная организация – это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье школьников, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.
Организация учебного процесса может быть неэффективной, и тогда физиологическая и психологическая цена обучения чрезмерна (эта цена – физическое и психическое здоровье) и главная цель обучения – качество (в широком смысле этого слова) остаётся недостижимой.
Снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации трёх основных принципов:

  • Рациональная организация учебных занятий;

  • Соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;

  • Адекватность требований школы психофизическим возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.

Первый принцип эффективной организации учебного процесса – это рациональная организация учебных занятий. Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы школьников без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения.
Второй принцип эффективной организации учебного процесса – соответствие методик и технологий обучения. Соответствие методик и технологий обучения – это максимальный учёт возрастных особенностей ребёнка при разработке и использовании методик и технологий обучения, раскрывающих возможности организма, способствующих сохранению высокой работоспособности, не вызывающих чрезмерного напряжения и дающих высокое качество обучения.
Третий принцип эффективной организации учебного процесса – адекватность требований возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.
Это – соответствие реальных возможностей организма детей, их функционального состояния, особенностей организации деятельности условиям учебной деятельности. Например, требование «быть внимательным, сосредоточиться на английском диктанте или решении математических задач» на пятом уроке для третьеклассников не соответствует возрастным возможностям организации деятельности. После четвёртого урока работоспособность у большинства из них резко снижается. Задание «быстро отвечай с места» не соответствует индивидуальным возможностям медлительного ребёнка, так как особенностью медлительных детей являются трудность переключения внимания и более длительное включение в новую деятельность. Медлительные дети, даже хорошо зная ответ на вопрос учителя, ответят не сразу. Требование «сосредоточиться на контрольной» после эмоциональных и физических нагрузок во время соревнований на уроке физкультуры, не адекватно функциональному состоянию подростков, организм которых испытывает сильное напряжение.
Мнение родителей о ребёнке, оценка его учебных достижений почти всегда соответствует мнению учителя. Если считать, что ученик «может, но не хочет хорошо учиться», то родители, считая так же, готовы будут предъявлять к ребёнку неадекватные требования. Давление с двух сторон в ситуации, которую ребёнок не в силах сам изменить, создаёт условия для возникновения так называемых школьных стрессов, повышенной тревожности, страхов, снижения школьной мотивации.
Разумеется, все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы. Пренебрежение даже одним из этих принципов резко повышает напряжение организма ребёнка, а значит, снижает эффективность обучения.
Какие же показатели могут служить характеристиками того, что учебный процесс эффективно организован?
Среди относительно простых и доступных показателей могут быть выделены следующие:

  1. Общая школьная учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия, факультативы). Анализ расписания учебных занятий, общей школьной учебной нагрузки в течение учебной недели, четверти, года позволяет оценить, рационально ли организован учебный процесс в школе.

  2. Общая внешкольная учебная нагрузка (домашние задания, включающие не только время приготовления уроков, но и подготовку рефератов, сочинений, чтение необходимой литературы). Анализ внешкольной (учебной) нагрузки также позволяет оценить эффективность организации учебного процесса.

  3. Анализ общего режима дня и внеурочных занятий (спорт, музыка, чтение, компьютер, творчество и т.п.) позволяет понять, рационально ли организован режим, оставляет ли учебная нагрузка время на дополнительные занятия.

  4. Анализ функционального напряжения позволяет понять, насколько сложен для организма весь комплекс учебных нагрузок.

  5. Анализ субъективной оценки настроения, позволяющий понять, как чувствует себя ученик в процессе учебных занятий и в течение дня.

  6. Анализ работоспособности даёт возможность оценить выраженность и степень утомления, адекватность учебных нагрузок.
    Одним из первых признаков нарушений в организации учебного процесса являются школьные трудности учеников, школьные риски.
    К числу школьных факторов риска (ШФР) относятся:

  • Стрессовая тактика педагогических воздействий;

  • Интенсификация учебного процесса;

  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;

  • Нерациональная организация учебного процесса;

  • Недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребёнка при систематическом обучении и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.
Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Именно эти дети не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а функциональная цена школьных успехов проявляется не сразу. Родители же считают, что поводом для ухудшения здоровья могут быть самые разные причины, но не школьные нагрузки, не перенапряжение, не ежедневные микрострессы от неудач и недовольства взрослых.
Практика современной школы в последние годы выдвигает целый ряд острых проблем, связанных с нарастающим ухудшением состояния здоровья учащихся. Болезнь ослабляет ребёнка, ухудшает состояние его нервной системы. Ослабленные дети имеют низкую, неустойчивую работоспособность, повышенную утомляемость, легко отвлекаются.
Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причём сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознаёт это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное. Это в большой мере относится к комплексу школьных факторов риска, которые ребёнок не в силах изменить, минимизировать или исключить.
Одними из источников стресса в школьной жизни являются жёсткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – ребёнок. На обычном уроке в школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. А реплики типа «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребёнку), «Ну что это за почерк», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы» (ребёнку с расстройством психического здоровья или леворукому) обычны и типичны. В такой системе «педагогических пощёчин» педагоги (и родители) не видят ничего особенного, так как и на более серьёзные конфликты взрослые порой не обращают внимания.
Ведущим стрессовым фактором в школе является ограничение времени, выделенного на работу. Это сильнейший стрессовый фактор, и именно в ситуации ограничения времени, постоянного цейтнота ребёнок живёт 10-11 школьных лет. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребёнка испытывать чувство собственной несостоятельности и недовольство взрослых. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объёма и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения.
Ещё один фактор риска, приводящий к резкому ухудшению здоровья, – это интенсификация учебного процесса. Интенсификация идёт различными путями. Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов).
Есть второй вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объёма учебного материала.
Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
Ключевая проблема – «педагогическая обработка и метода преподавания», то есть проблема не только «чему учить», но и «как учить».
Показателями эффективной организации учебного процесса и в то же время факторами риска являются:

  • Рациональность организации процесса;

  • Общая учебная нагрузка, чрезмерная нагрузка;

  • Внеучебная нагрузка или перегрузки;

  • Организация режима дня, учебных и внеучебных занятий

Учебная нагрузка может и должна только часть дня любого ребёнка. Дети не должны проводить весь день за партой и письменным столом, забывая об отдыхе, занятиях по интересам, чтении, прогулках. Анализ режима дня школьников показывает, что большая часть их них практически не бывает на воздухе, недостаточно спит, почти не занимается спортом, а каждый четвёртый старшеклассник проводит за компьютером по 4-6 часов в неделю. Любой школе, любому классному руководителю, учителю важно знать и понимать, что происходит в его школе, в его классе.

Как организован учебный процесс — Образовательная программа «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Учебный процесс в «Вышке» организован таким образом, чтобы содействовать достижению максимального уровня качества образовательных программ и стимулировать как индивидуальную, так и командную (проектную) работу студентов:

1. Наши студенты обучаются не по семестрам, а по модулям. И сдают не две, а четыре сессии в год.

2. В системе оценивания знаний есть такое понятие, как «накопленная оценка«, смысл которой в том, чтобы стимулировать студентов учиться на протяжении всего модуля, а не только «зубрить» перед экзаменом. 

3. Если студента постигла неудача и он получил неудовлетворительную оценку, ему предоставляется время на подготовку и возможность пересдать еще два раза. И, если пересдача успешна, то для студента не наступает негативных последствий: он продолжает обучение  на прежних условиях (если таких дисциплин не более 2). Даже если задолженность остается и после пересдач, студент может продолжить обучение, правда, на условиях его оплаты и с обязательным повторным изучением и оплатой одной или двух дисциплин.

4. Наряду с классическим подходом к преподаванию, основанном на личном общении и подаче материала (лекционные, семинарские и другие формы занятий), в НИУ ВШЭ используется и электронная среда обучения — LMS. Студент всегда видит актуальную информацию, в том числе и свою электронную зачетную книжку. Пароль и логин от системы LMS каждый студент получает в Учебном офисе непосредственно после поступления на конкретную образовательную программу.

5. Мы выпускаем специалистов, востребованных и конкурентных не только в России, но и на международном рынке труда. Поэтому обучению английскому языку уделяется особое внимание. Получить диплом, не зная при этом английский язык, не получится.

6. Качество учебного процесса подвергается постоянному мониторингу, в котором студенты принимают самое непосредственное участие. Одним из подтверждением является участие студентов 4 раза в год в студенческой оценке качества учебных курсов и преподавания, по результатам которой принимаются как мотивационные решения в отношении представителей профессорско-преподавательского состава Университета, так и решения об улучшениях учебных курсов и учебных планов образовательных программ.