Летчик испытатель женщина: Попович, Марина Лаврентьевна — Википедия – 30 ноября на 87 году жизни скоропостижно скончалась легендарная женщина Марина Лаврентьевна Попович

Попович, Марина Лаврентьевна — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Попович.

Мари́на Лавре́нтьевна Попо́вич (Васи́льева; 20 июля 1931, хутор Леоненки Велижского района Западной области — 30 ноября 2017, Краснодар[1]) — советский военный лётчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР[2], 102-кратный рекордсмен мира. Полковник-инженер, доктор технических наук, профессор, уфолог. Член Союза писателей России[3].

Марина Лаврентьевна Васильева родилась, по официальным данным[4], 20 июля 1931 года в Велижском районе Западной области (ныне Смоленская область), на хуторе Леоненки, в семье Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева и Ксении Логиновны Щербаковой[5].

Детство Марины прошло в деревне Самусенки[4]. В семье было пятеро детей, но после несчастья со старшей сестрой Зоей, которая трагически погибла, старшей стала Марина[5].

Отец перегонял плоты по Западной Двине, но при этом увлекался музыкальным искусством, сам делал скрипки и хорошо играл.

«Мой папа был скрипачом, с детских лет я с ним выступала на концертах (играла на маленьких цимбалах), а дядя Карп — на баяне. Такой был у нас семейный инструментальный ансамбль. Поэтому родители и родственники были уверены: моё будущее — музыка», — позже вспоминала она

[6].

Сестра Марины Валентина окончила консерваторию, стала впоследствии дирижёром в театре. Двое братьев матери были лётчиками; война подсказала и ей сделать выбор в пользу лётного искусства[7]. В начале Великой Отечественной войны семью эвакуировали в Новосибирск, но позже она вспоминала:

Мы жили под Смоленском, в небольшом городке Велиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… После этого в партизаны ушли мои двоюродные братья Миша и Володя Иванутины, которым было по 9–12 лет. Память войны она очень крепкая… Так вот, почему я хотела летать. Я хотела отомстить фашистам. Отомстить. Но пока я росла, фашистов не стало, а желание научиться летать — осталось

[7].

Для поступления в авиационное училище, в 1947 году, у неё было множество препятствий, одно из них — малый рост (1,50 метра).

«Мои ноги не доставали до педалей. Тогда я поставила себе цель — вытянуть ноги. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате, то ли я подросла (мне было 16 лет), то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать», — вспоминала она[7].

Другим препятствием был пол: хотя в годы Великой Отечественной войны летало немало женщин, но после войны началась эра реактивной авиации и женщин перестали зачислять в авиационные училища.
Третьей проблемой был слишком юный возраст — 16 лет, для чего Васильева «приписала» себе лишних 6 лет. Марина добилась приёма у заместителя Председателя Совета министров СССР К. Е. Ворошилова и получила разрешение на зачисление; так она обрела возможность стать профессиональным лётчиком

[8][9][10].

Летать Марина Васильева начала в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна (1951—1953). По окончании Центральной лётно-технической школы ДОСААФ в Саранске (позже — Московский филиал Киевского авиационного института) она некоторое время работала там инструктором, а с 1958 года стала лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приёма на военную службу[11], а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации[12].

В 1955 году Марина вышла замуж за будущего лётчика-космонавта СССР Павла Поповича, в браке с которым прожила 30 лет

[13].

С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах[11]. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была[11].

В 1964 году М. Л. Попович стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. Стала командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из советских женщин-лётчиков-испытателей МиГ-21 преодолела звуковой барьер (за что в западной прессе получила прозвище «мадам МиГ»[9]). В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ[14]). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолёте Л-29, после чего, как отмечает ИТАР-ТАСС, «рекорды стали „обычной работой“ лётчицы»

[11].

Летом 1965 года на самолёте Як-25РВ с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолёте Як-25РВ по маршруту Волгоград — Москва — Астрахань — Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км[4].

13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (ФАИ)[4]. Десять мировых рекордов было завоёвано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта Ан-22 «Антей»; она стала единственной в мире женщиной-лётчицей, пилотировавшей самолёт такого класса[9])[12]. В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.

В 1969 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Тема диссертации — «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием»[3].

В 1979—1984 гг. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве[12]. В возрасте 53 лет завершила лётную карьеру[9], за время которой она налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС имени В. П. Чкалова и КБ О. К. Антонова (в том числе по пяти видам самолётов — в качестве ведущего лётчика-испытателя).

Позже занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А. Е. Акимова, занимающемся изучением «торсионных полей»

[12].

Писатель, автор 14 книг[9]. Энтузиаст и исследователь в сфере уфологии[12][15].

Последние годы жила с мужем в Мостовском районе Краснодарского края, где супруги в 2013 году купили участок земли и построили дом. Вела активный образ жизни, принимала участие в жизни района. Утром 30 ноября 2017 была госпитализирована в межрайонный кардиологический центр Краснодара[16]. Скончалась 30 ноября 2017 года в Краснодаре[17]. Похоронена с воинскими почестями 4 декабря 2017 года на Федеральном военном мемориальном кладбище[18].

Общественная деятельность[править | править код]

  • М. Л. Попович была активисткой КПРФ, участницей женского движения «Надежда России».

    Сейчас быть в КПРФ — это как в партизанском отряде. Моя цель — отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный Буран.

    [19],

     

— заявила она в интервью «Советской России».

  • С 2007 по 2013 год М. Л. Попович являлась вице-президентом Международного Центра Рерихов.
  • Попович занимала пост проректора НОУ ВПО «Институт управления» (Архангельск) по патриотическому воспитанию молодёжи.
  • Являлась действительным членом Платоновской Академии наук (Франция), Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург), Международной Духовной Академии и членом Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка[12].

Личная жизнь[править | править код]

В ряде газетных и интернет-публикаций указано, что Попович имела звание Героя Социалистического Труда[22], а сама лётчица появлялась на публике и фотографировалась для печати с медалью «Серп и Молот» на груди. На самом деле, законными органами власти СССР это звание Попович не присваивалось, а награду с таким названием она получила в 2001 году, к своему 70-летию, из рук Сажи Умалатовой

[8][23][24].

М. Л. Попович — член Союза писателей России[12]. Среди изданных ею книг:

  • «Прыжок в небо»
  • 1972 — «Старт над облаками» (в сборнике «Жизнь — вечный взлёт»)
  • 1981 — «Хождение за два Маха»
  • «Сёстры Икара»
  • 1988 — «Автограф в небе»
  • 2003 — «НЛО над планетой Земля»
  • «УФО-гласность»
  • 2007 — «Магия неба»
  • «Наедине с небесами» (в соавторстве с Б. А. Жихоревым)
  • «Система передачи информации» (в соавторстве с В. Поповой и Л. Андриановой)
  • «Письма внеземных цивилизаций» (в соавторстве с В. Поповой и Л. Андриановой)
  • «Я — лётчик. Воспоминания и размышления» (2011)[25]

М. Л. Попович — автор киносценариев:

7 мая 2018 года памятник, посвящённый Марине Попович, открыт на территории испытательного центра, расположенного на военном аэродроме «Чкаловский» в Московской области[26].

Именем Марины Попович названа звезда в созвездии Рака[4].

Её именем будет названа улица районного центра Мостовского Краснодарского края[27].

Пионерская дружина Саранской средней школы № 36 носила имя М.Л.Попович.

Документальный фильм «Разлучённые небом». Первый канал, Студия «Встреча», 2010 г.[28]

  1. ↑ РБК, 30 ноября 2017. Умерла летчик-испытатель Марина Попович
  2. ↑ Попович Марина Лаврентьевна // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — Москва: Барс, 2007. — С. 489. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
  3. 1 2 ТАСС: Биография летчика-испытателя Марины Попович Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/info/4774529
  4. 1 2 3 4 5 Попович Марина Лаврентьевна (неопр.). // Сайт admin-smolensk.ru. Дата обращения 1 января 2011. Архивировано 10 апреля 2012 года.
  5. 1 2 3 М. Л. Попович. Фотографии (неопр.). // Современный музей спорта. Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 10 апреля 2012 года.
  6. ↑ Инопланетяне стучатся к нам (неопр.) (недоступная ссылка). // Подмосковье-Неделя, № 30, С. 11 (17.10.2001). Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  7. 1 2 3 Блинова, Екатерина. Богиня русского неба (неопр.). // pressmk.ru. Дата обращения 1 января 2011. Архивировано 10 апреля 2012 года.
  8. 1 2 Черных, Евгений. Как знаменитая лётчица Марина Попович встречалась с йети, видела НЛО и помолодела на 6 лет (неопр.). // KP.RU (12.07.2012). Дата обращения 21 ноября 2015.
  9. 1 2 3 4 5 6 Колесавина, Наталья.  Марина Попович: Миг длиною в жизнь // Аргументы и факты. — 2014. — № 50 (1779) за 10 декабря. — С. 45.
  10. Кандакжи Л. Лётчик-испытатель Марина Попович рассказала об инопланетянах // Русская служба новостей, 30.08.2015
  11. 1 2 3 4 Легендарная лётчица-испытатель Марина Попович отмечает 80-летний юбилей (неопр.) (недоступная ссылка). // ИТАР-ТАСС Урал (20/07/2011). Дата обращения 15 июля 2012. Архивировано 29 апреля 2017 года.
  12. 1 2 3 4 5 6 7 8 Марина Лаврентьевна Попович (Васильева) (неопр.). // Сайт «Космическая энциклопедия ASTROnote». Дата обращения 13 августа 2010. Архивировано 10 апреля 2012 года.
  13. ↑ Путь в небо // Октябрьская магистраль. — 2008. — № 7 (14102) за 23 февраля. (недоступная ссылка)  (Проверено 21 ноября 2015)
  14. Астахов Р. Як-25РВ. Дальний высотный разведчик (неопр.). // Русская сила. Современное оружие. Дата обращения 15 июля 2012.
  15. ↑ Марина Попович: «Я не верю в НЛО — я их три раза видела» // Правда.Ру
  16. ↑ Летчика-испытателя Марину Попович похоронят в Москве / ТАСС, 30.11.2017
  17. ↑ Стала летчицей, чтобы отомстить фашистам: скончалась легендарная Марина Попович // Московский комсомолец, 30.11.2017
  18. ↑ Легендарную летчицу Марину Попович проводили оружейным салютом // Звезда, 04.12.2017
  19. Платова, Галина. Небо затянуло коммерцией. Марина Попович: «Над Красной площадью летела авиация вчерашнего дня» (неопр.) (недоступная ссылка). // Советская Россия (15.05.2010). Дата обращения 13 августа 2010. Архивировано 24 июня 2014 года.
  20. Колыско, Татьяна. Звезда по имени Марина (неопр.). // Гудок, № 194 (24.10.2003). Дата обращения 10 октября 2011.
  21. ↑ Официальный сайт Российской академии бизнеса и предпринимательства
  22. ↑ Марина Попович: Бабушка под облаками
  23. ↑ Любимые самолёты Марины Попович — Видеопроект Правды.ру
  24. ↑ Форум проекта «Герои Страны» • Просмотр темы — Герои от Умалатовой
  25. ↑ Я — лётчик. Воспоминания и размышления (неопр.). // Сайт www.bgshop.ru. Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 10 апреля 2012 года.
  26. ↑ На аэродроме Чкаловский открыли памятник, посвященный Марине Попович / mil.ru, 07.05.2018
  27. ↑ Власти Мостовского на Кубани намерены назвать в честь лётчицы Марины Попович одну из улиц / ТАСС, 01.12.2017
  28. ↑ Первый канал — Разлучённые небом

30 ноября на 87 году жизни скоропостижно скончалась легендарная женщина Марина Лаврентьевна Попович

Военный летчик-испытатель 1-го класса, инженер-полковник ВВС в запасе, автор 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин – Марина Попович за свою летную карьеру освоила более 40 типов самолетов и вертолетов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова и КБ О.К. Антонова, в том числе по пяти видам самолетов в качестве ведущего летчика-испытателя. Ее общий налет составляет около 6 тысяч часов. А еще она была известна, как писатель, общественный деятель и просто удивительная женщина…

Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия – Васильева) родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Смоленской области, в многодетной семье. Ей пришлось пережить и увидеть все ужасы начала Великой Отечественной войны – первые воздушные бои, бомбардировки, кровь… Это и определило выбор ее будущей профессии – самой заветной мечтой Марины стало желание летать. Вскоре семью эвакуировали в Новосибирск, где Марина окончила школу. Но мечта об авиации осталась, и она поступила в Новосибирский авиационный техникум, а также пошла в местный аэроклуб. Свой первый прыжок Попович совершила в 17 лет в небе над Новосибирском. Именно в здесь в далеких 1940-х годах началась ее дорога в авиацию.

В 1948 году она совершила свой первый полет – как курсант аэроклуба Марина летала на самолете Ут-2. В 1951 году, после окончания авиационного техникума, два года работала инженером-конструктором на заводе, а по окончании Центральной летно-технической школы ДОСААФ в Саранске (позже – Московский филиал Киевского авиационного института), она некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приема на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации (Высшее авиационное училище).

С 1960 года Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах. В 1962 году она даже принимала участие в отборе женщин – кандидатов в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы из 9 человек, но, по некоторым причинам, в отряд взята не была.

<Неправда о «невзятии» фиксируется в биографии по просьбе самой легендарной лётчицы: Она должна была быть первой, но… милая правда пусть уйдёт навсегда вместе с ней, ибо теперь её просьба свята. Примечание Александра Палкина>

В 1964 году Марина Попович стала летчиком-испытателем – единственной в стране женщиной – военным летчиком-испытателем 1-го класса. Сначала она была летчиком транспортного звена, и хотя женщин в авиацию тогда вообще не брали, но она смогла добиться своего – и вскоре стала летать на истребителе. Затем работала командиром воздушного судна «Ан-12» в ГНИКИ ВВС. Дальнейшая ее карьера в авиации развивалась еще более стремительно. Именно Попович первой из женщин-летчиков-испытателей преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе «МиГ-21», за что в иностранных СМИ получила прозвище «мадам МиГ».

Марина Попович — автор 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин В течение нескольких лет активных полетов и испытаний она установила 102 мировых рекорда, 13 из которых зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (FAI). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолете Л-29, после чего (как отмечало ИТАР-ТАСС), «рекорды стали обычной работой летчицы». Ей же принадлежит мировой рекорд по скорости самолетов с двумя турбореактивными двигателями, который она установила в 1965 году на самолете «РВ», пройдя замкнутый 2000-километровый маршрут.

Десять мировых рекордов было завоевано Попович в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). Кстати, она – единственная женщина-летчица в мире, пилотировавшая этот огромный грузовой самолет. На нем впервые в истории авиации, экипаж, возглавляемый Мариной Лаврентьевной, поднял в небо 50 тонн груза на высоту 6600 метров и преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч. До 1978 года Попович служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимирске Астраханской области, а затем пять лет работала ведущим летчиком-испытателем у генерального конструктора Антонова в его ОКБ в Киеве. Позже – занимала пост президента летной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е. Акимова, который занимался изучением торсионных полей.

Марина Лаврентьевна – доктор технических наук, профессор, действительный член шести академий наук, президент Всемирной ассоциации женщин-ученых. Она – Заслуженный мастер спорта СССР, кавалер нескольких орденов, обладательница множества международных наград, в том числе Золотой и Серебряный медалей им. С.П. Королева, Большой Золотой медали ФАИ. Заслуги и талант выдающейся летчицы признаны на Родине, за рубежом и даже в космосе. Американцы присвоили туристическому звездному маршруту имя Марины Попович. Кроме того, ее именем названа звезда в созвездии Рака. Известна Попович и как активный общественный деятель – она была участницей женского движения «Надежда России», вице-президентом Международного Центра им. Н.Рериха, проректором Международного института управления (МИУ) по патриотической работе, вице-президентом НО Международный фонд «Здоровье Отечества» (в рамках работы которого ей удалось организовать медицинскую помощь детям-инвалидам)… Интересы Марины Лаврентьевны и сегодня многогранны…

Марина Лаврентьевна, как истинно творческий человек и член Союза писателей России, в перерывах между полетами успела написать множество произведений. Она автор и соавтор четырнадцати книг, в том числе сборника стихов «Жизнь – вечный взлет» (1972) и киносценариев к двум фильмам: «Букет фиалок» и «Небо со мной». Одна из последних ее книг «НЛО над планетой Земля» (2003) была удостоена премии им. М.В. Ломоносова и общественной награды «Золотое перо Руси». Она консультировала летчиков и конструкторов ракет и самолетов, занималась исследованиями в области новых технологий, НЛО и других аномальных явлений. Участвовала в экспедициях по поиску «снежного человека» на Памире и на Кольском полуострове.

Выйдя на пенсию, увлеклась горными лыжами. Попович называла себя счастливым человеком – ведь «все, о чем мечтала, сбылось!», говорила она. Попович дважды была замужем. Ее первый муж – летчик-космонавт СССР Павел Романович Попович. В этом браке, который продлился 30 лет, родились две дочери – Наталья (1956) и Оксана (1968). Второй муж – Борис Александрович Жихорев, генерал, военный летчик, начальник разведки армии.

http://aviator.guru/blog/43570631297/Umerla-Marina-Popovich


Похороны Марины Попович пройдут в Москве. Церемония прощания с ней для жителей Мостовского района Краснодарского края состоялось 30 ноября после 16 часов в Доме культуры посёлка Мостовского. Затем тело военным бортом было доставлено в Москву.

СВЯТАЯ ДУША. ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО И СО СВЯТЫМИ НА УПОКОЙ НОВОПРЕДСТАВЛЕННОЙ р.б. МАРИНЕ

04 декабря 2017 года. В этот день состоялось прощание с легендой авиации, прославленным лётчиком — испытателем 1 класса Мариной Лаврентьевной Попович. Человеком, который обладал целого букета талантов, в различных сферах деятельности.

Прощание с Марией Лаврентьевной Попович и её похороны состоялись на территории Федерального военного мемориального кладбища. Которое расположено в городском округе Мытищи Московской области на 4-м километре Осташковского шоссе. Кладбище находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

Генерал лейтенант авиации Бенов Геннадий Матвеевич возглавил делегацию представителей общественных организаций «Международный Союз Советских Офицеров» и «Союз Советских офицеров».

Делегация ССО прибыла с знаменем организации. Руководство процедурой прощания осуществлял Казакевич Андрей Аркадьевич, генерал-майор авиации, заместитель Главнокомандующего Воздушно-Космическими Силами России по работе с личным составом.

Поминальное застолье прошло в зеркальный зал МБУК «Дом космонавтов», Звёздный городок. Оператор видео и фото Валерий Блохнин. Группа информационного обеспечения. «Союз Советских Офицеров».

20 июля 1931 г. родилась Марина Лаврентьевна Попович, советский

Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приема на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации (Высшее авиационное училище). С 1960 года Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах. В 1962 году она даже принимала участие в отборе женщин – кандидатов в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы из 9 человек, но, по некоторым причинам, в отряд взята не была.

В 1964 году Марина Попович стала летчиком-испытателем – единственной в стране женщиной – военным летчиком-испытателем 1-го класса. Сначала она была летчиком транспортного звена, и хотя женщин в авиацию тогда вообще не брали, но она смогла добиться своего – и вскоре стала летать на истребителе. Затем работала командиром воздушного судна «Ан-12» в ГНИКИ ВВС. Дальнейшая ее карьера в авиации развивалась еще более стремительно.

Именно Попович первой из женщин-летчиков-испытателей преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе «МиГ-21», за что в иностранных СМИ получила прозвище «мадам МиГ».

В течение нескольких лет активных полетов и испытаний она установила 102 мировых рекорда, 13 из которых зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (FAI). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолете Л-29, после чего (как отмечало ИТАР-ТАСС), «рекорды стали обычной работой летчицы». Ей же принадлежит мировой рекорд по скорости самолетов с двумя турбореактивными двигателями, который она установила в 1965 году на самолете «РВ», пройдя замкнутый 2000-километровый маршрут.

Десять мировых рекордов было завоевано Попович в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). Кстати, она – единственная женщина-летчица в мире, пилотировавшая этот огромный грузовой самолет. На нем впервые в истории авиации, экипаж, возглавляемый Мариной Лаврентьевной, поднял в небо 50 тонн груза на высоту 6600 метров и преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч.

До 1978 года Попович служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимирске Астраханской области, а затем пять лет работала ведущим летчиком-испытателем у генерального конструктора Антонова в его ОКБ в Киеве. Позже – занимала пост президента летной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е. Акимова, который занимался изучением торсионных полей.

Биография летчика-испытателя Марины Попович — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 30 ноября 2017 года в возрасте 86 лет скончалась советский летчик-испытатель 1-го класса Марина Попович.

Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия — Васильева) родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области РСФСР (ныне — РФ). Позднее заявляла, что приписала себе несколько лет при поступлении на военную службу, и правильной датой ее рождения является 12 июля 1937 год.

Среднюю школу окончила в Новосибирске, куда семья была эвакуирована в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годах. В 1951 году окончила Новосибирский авиационный техникум (ныне — Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака). Была курсантом летного отделения Новосибирского аэроклуба. В 1957 году окончила Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ города Саранска (Мордовская АССР, ныне — Республика Мордовия), в 1962 году — Ленинградскую академию гражданской авиации (ныне — Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации).

Кандидат технических наук (1969). Тема диссертации — «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием».

После окончания авиатехникума работала инженером-конструктором на Новосибирском заводе им. Коминтерна (ныне — АО «НПО НИИИП-НЗиК»). В 1954-1955 годах была инструктором Центральной объединенной летно-технической школы города Саранска, с 1958 года — летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова (Москва). Пилотировала все типы летательных аппаратов, которые эксплуатировались в то время в ДОСААФ. В 1960 году начала осваивать реактивные самолеты.

В 1962 году приняла участие в первом отборе женщин — кандидатов в космонавты, прошла медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ), однако в космонавты не попала.

В 1963 году была принята в ряды Военно-воздушных сил (ВВС) СССР на должность летчика транспортного звена. С 1964 года – летчик-испытатель на базе Государственного Краснознаменного Научно-испытательного института ВВС СССР (аэропорт Чкаловский, Московская обл.). Первой из советских летчиков-испытателей женского пола преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище «мадам МиГ» в иностранных СМИ. Стала единственной в Советском Союзе женщиной — военным летчиком-испытателем 1-го класса.

В 1978 году была уволена в запас из рядов Вооруженных сил СССР.

В 1979-1984 годах работала ведущим летчиком-испытателем в опытно-конструкторском бюро Олега Антонова в Киеве (Украинская ССР, ныне — Украина). Летала в составе экипажа на транспортном самолете Ан-22.

Установила более 100 авиационных рекордов, из которых 10 зарегистрированы в Международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налет — около 6 тыс. часов на 40 типах самолетов и вертолетов.

Полковник-инженер запаса.

Была награждена и орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалями. Заслуженный мастер спорта СССР.

Была членом Союза писателей РФ. Состояла в КПРФ.

Занимала пост вице-президента Международного центра Рерихов.

Самостоятельно и соавторстве написала девять книг, в числе которых сборники стихов, прозаические произведения, книги об НЛО и др. Соавтор сценариев к кинофильмам «Букет фиалок» (1983, режиссеры Вера Строева, Олег Бондарев) и «Небо со мной» (1974, режиссер Валерий Лонской).

Дважды была замужем. Первый муж — Павел Попович, летчик-космонавт. Дочери от первого брака — Наталья (род. в 1956 г.) и Оксана (род. в 1968 г.). Второй муж – Борис Жихорев, военный летчик.

Марина Попович увлекалась изучением НЛО и других аномальных явлений. 

Биография Марины Попович — РИА Новости, 30.11.2017

В 1954 году окончила Саранскую лётно-техническую школу ДОСААФ (позже — Московский филиал Киевского авиационного института) по специальности «инструктор-лётчик». Некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова.

В 1966 году закончила Высшее авиационное училище гражданской авиации (впоследствии – Ордена Ленина академия гражданской авиации).

С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах, а вскоре стала единственной в стране военной летчицей-испытателем 1-го класса.

Марина Лаврентьевна участвовала в первом отборе женщин-кандидатов в космонавты. В 1962 году она проходила стационарное медицинское обследование в ЦВНИАГ в составе второй группы из 8 человек, но в отряд взята не была.

В 1963 году была принята в ряды Вооруженных сил в качестве летчика транспортного звена.

В 1964 году стала летчиком-испытателем. Работала командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС.

Марина Попович первой из летчиков-испытателей женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище «мадам МиГ» в зарубежных СМИ.

Летом 1965 года на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полетов самолетов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч.

20 сентября 1967 года побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете «РВ» по маршруту Волгоград – Москва – Астрахань – Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.

10 мировых рекордов завоевано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (АН-22).

В последнем рекордном полете возглавляемый ей экипаж преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.

Марина Попович — летчик-испытатель 1 класса, обладательница 101 мирового рекорда на различных типах машин. 13 из них зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налёт составляет около 6 тысяч часов на 40 типах и модификациях самолётов.

До 1978 года служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимирске Астраханской области.

В 1979 —1984 годах Марина Попович работала ведущим летчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве.

С 1984 года занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е.Акимова, занимающемся изучением торсионных полей.

Активистка КПРФ, участница женского движения «Надежда России».

Марина Попович была проректором Международного института управления по патриотической работе, являлась вице-президентом Международного Центра Рерихов (с 2007 года), президентом Международной академии энергетических инверсий им. П.К. Ощепкова, профессором Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта.

30 ноября 2017 года Марина Лаврентьевна Попович скончалась.

Марина Лаврентьевна Попович — член Союза писателей России, автор и соавтор около 10 книг, в том числе сборника стихов «Жизнь — вечный взлет» (в соавторстве с Т.Кожевниковой), книг «Хождение за два маха», «Сестры Икара», «Старт над облаками», «Автограф в небе», «НЛО над планетой Земля», «Магия неба». Автор киносценариев к двум фильмам: «Букет фиалок» и «Небо со мной».

Марина Попович — Герой Социалистического Труда, награждена орденами Красной Звезды, «Знак Почёта» (1961), Трудового Красного Знамени (1985), «За службу России», «Трудовая доблесть России», «За честь и доблесть», «Крылатый Лев», Петра Великого I степени, «За веру и верность»; золотой медалью Международной авиационной федерации (FAI), медалью «За ратную доблесть», Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, золотой и серебряной медалями имени С.П. Королёва.

На счету Попович — многочисленные награды Казачьих войск, диплом Поля Тиссандье (FAI), диплом имени Ю.А. Гагарина, диплом премии «Российский национальный олимп» о присвоении титула «Национальный герой».

Марина Попович — лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» в номинации «Женщина-легенда», лауреат Международной премии им. М.В. Ломоносова за научные достижения в области авиации, лауреат премии им. А.В. Суворова за вклад в литературу и культурное наследие.

Попович — действительный член Платоновской Академии наук (Франция), действительный член Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург), действительный член Международной Духовной Академии, член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка

Первый супруг – лётчик-космонавт Павел Попович, супруг — Борис Александрович Жихорев, две дочери.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

5 знаменитых летчиц сверхзвуковой авиации мира Новости дня — Свободная Пресса

18 мая 1953 года американка Жаклин Кокран (фото на открытии) стала первой в мире женщиной-пилотом, преодолевшей звуковой барьер. Сейчас немало женщины наравне с мужчинами служат в сверхзвуковой авиации. Однако лишь единицы добиваются феноменальных результатов в пилотировании

1. Материализовавшаяся американская мечта

В груди у Жаклин Кокран (1906 — 1980), как поется в старинной советской песне, вместо сердца был пламенный мотор. Его мощности хватало не только на установление уникальных летных рекордов, но и на политическую деятельность на федеральном уровне.

Будучи пятым ребенком в семье мукомолов, Жаклин прожила несытое детство. В 16 лет вышла замуж за авиационного механика. Родила сына. Развелась. Пережила смерть пятилетнего сына. Работала парикмахершей. Вышла замуж за миллионера Флойда Одлума, входившего в первую десятку самых богатых американцев. В 1934 году за две недели в совершенстве освоила управление самолетом. С помощью мужа открыла косметический бизнес, к рекламированию которого годы спустя привлекла Мэрилин Монро. В 50-е годы сыграла заметную роль в избрании президентом США Дуайта Эйзенхауэра, будучи «пламенным мотором» его избирательной компании. И немного не дотянула до собственного избрания в конгресс США в 1956 году.

Свои летные подвиги Кокран начала совершать в 1937 году, установив женский национальный рекорд скорости полета. Через год ее признали лучшей женщиной-пилотом. Ну а потом она уже начала устанавливать абсолютные рекорды, посрамив пилотов-мужчин. Именно тогда ей присвоили негласный титул «Королева скорости». За свою летную карьеру она установила не побитое до сих пор достижение по количеству установленных мировых рекордов скорости полета.

В начале Второй мировой войны Жаклин добилась с помощью жены президента Рузвельта создания женской эскадрильи транспортной авиации, базировавшейся в Англии и совершавшей боевые вылеты для доставки грузов и десантирования. С войны Жаклин вернулась с множеством боевых наград.

Помимо неукротимой энергии Кокран обладала и могучим здоровьем. Освоив пилотирование реактивных истребителей, она преодолела звуковой барьер незадолго до собственного пятидесятилетия — в 1953 году. Рекорд был установлен совместно с майором Чаком Йегером на реактивном самолете Canadair F-86 Sabre. Но на этом не остановилась, взяв через некоторое время «планку» в 2 М. Вероятно, пошла бы и дальше — к рубежу 3 М, но тогда просто не были созданы столь скоростные машины.

В отставку она вышла в звании подполковника ВВС. Имея в своем активе множество мировых рекордов и военных достижений. Она была первым пилотом, совершившим «слепое» — по приборам — приземление. Первой из женщин взлетела и села на авианосец. Уникальны и ее достижения при перелетах через Атлантику на самых различных летательных аппаратах, включая стратегический бомбардировщик.

2. Русская крылатая легенда

В груди Марины Лаврентьевна Попович (1931) куда более мощный мотор, ТРД, а не поршневой. В 16 лет ее не принимали в смоленский аэроклуб, поскольку из-за малого роста, 150 см, она не доставала до педалей. И тогда она упросила подруг, чтобы те подвешивали ее вниз головой с грузом. Через год в аэроклуб ее приняли, поскольку рост увеличился на 11 см. Правда, сейчас Попович склонна считать, что этому способствовали не истязания, а естественный подростковый рост, а также возможность лучше питаться в связи с улучшением в стране продовольственной ситуации.

Вначале прыгала с парашютом, а в 1948 году начала летать. Параллельно заочно училась в Новосибирском авиационном техникуме. После его окончания работала на заводе инженером-конструктором. В 1955 году стала инструктором Центральной летно-технической школы ДОСААФ в Саранске. Через три года перешла в Центральный аэроклуб им. Чкалова…

Однако полеты на спортивных самолетах с поршневыми двигателями вскоре перестали ее устраивать. Ей хотелось совсем других скоростей.

И, включив «свой ТРД» на полную мощность, добилась в 1960 году приема на военную службу, что не только в те времена, но и сейчас является уникальным случаем. И сразу же приступила к освоению реактивной техники. Через год стала единственной в стране военной летчицей-испытателем первого класса. Работала в этом качестве в Государственном летно-испытательном центре МО им. Чкалова в подмосковном Чкаловске. А спустя несколько лет — ведущим летчиком-испытателем ОКБ Антонова в Киеве.

Она освоила 40 новых самолетов и вертолетов. Для 5 из них была ведущим летчиком-испытателем. Налетала 5600 часов. Установила 102 мировых рекорда. В том числе, побила и несколько рекордов Жаклин Кокран на истребителе-перехватчике Як-25. Звуковой барьер преодолела на МиГ-21, став второй после Кокран. До сих пор непобитыми остаются 13 мировых рекордов Попович.

В 1978 году вышла в запас в звании инженер-полковника ВВС. Также является генерал-лейтенантом казачьих войск. Заслуженный мастер спорта СССР. Доктор технических наук.

3. На пороге космоса

Путь в военную авиацию Светлане Евгеньевне Савицкой (1948) был открыт по праву рождения. Ее отцом был Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий. Параллельно с учебой в Московском авиационном институте она получила летное образование и практику пилотирования в Калужском авиационном летно-техническом училище.

В качестве летчика-инструктора с 1972 года работала в Центральном аэроклубе им. Чкалова. В 1976 году окончила Школу летчиков-испытателей летно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности, став летчиком-испытателем второго класса.

Работала летчиком-испытателем в НПО «Взлет» Министерства радиопромышленности, где осуществляются испытания бортовой электронной аппаратуры в реальных условиях полетов. Затем — в КБ Яковлева.

За время работы Савицкая освоила 20 типов самолетов, среди которых истребители МиГ и Су. Установила три мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы. А также 15 мировых рекордов, установленных ею на реактивных самолетах. За что была удостоена звания Заслуженный мастер спорта СССР.

А в 1982 году взлетела выше и Кокран, и Попович, совершив полет в космос. Затем был второй полет, сделавший Савицкую единственной женщиной, ставшей дважды Героем Советского Союза. Но это уже совсем другая история.

На пенсию вышла в звании майора ВВС.

4. Покорительница МиГа

Рекордсменкой по пилотированию самых современных боевых машин в России является майор ВВС Светлана Протасова. Она единственная в мире женщина, летающая на МиГ-29.

Она родилась в семье военного переводчика. И пошла по стопам Савицкой. Получив отказ во всех военных летных училищах, поступила в Московский авиационный институт. Затем окончила Запорожское летное училище ФОСААФ. Долго летала на спортивных самолетах Як-18 и Як-52, оттачивая мастерство. Пару лет поработала во Франции инструктором, обучая полетам на советских спортивных машинах французов.

Вернувшись на родину, регулярно направляла рапорта с просьбой принять ее на действительную службу в ВВС. И регулярно получала отказы.

Пришлось пойти на отчаянный шаг. «Подобрала ключи» к нескольким офицерам, работавшим в главном штабе, она добилась, чтобы ее тайно провели в кабинет главкома ВВС Петра Дейнекина. На того произвел эффект напор молодой летчицы, для которой полеты на сверхзвуковых истребителях были главным смыслом жизни.

И ей присвоили звание лейтенанта и начали обучать полетам на МиГ-29. Свой первый самостоятельный полет она совершила 4 апреля 1996 года. Дослужилась до майора.

Но потом, что называется, жизнь взяла свое. Протасова вышла замуж, демобилизовалась. И прошла подготовку на право управления лайнером Airbus A320.

5. Наравне с лучшими мужчинами

Женщина за штурвалом сверхзвукового самолета в Великобритании давно никого не удивляет. Но Кристи Мур заметно выделяется из «общей массы» сверхзвуковых соотечественниц.

Окончив в 1998 году Имперский колледж Лондона, Мур была зачислена в Королевские ВВС. После окончания летного училища, она некоторое время поработала инструктором, обучая будущих пилотов летать на современном сверхскоростном тренировочном самолете на аэродроме RAF Valley.

Затем в звании капитана Королевских ВВС села за штурвал ударного истребителя Tornado GR4 и приняла участие в боевых операциях в Ираке.

В прошлом году 31-летняя Кристи Мур была зачислена в пилотажную группу Великобритании «Красные стрелы». И сейчас проходит подготовку в исполнении групповых фигур высшего пилотажа на самолетах Hawk.

Группа «Красные стрелы» существует с 1964 года. Она участвовала более чем в 4000 показах в 50 странах мира. Кристи Мур — единственная женщина, которой выпала честь быть принятой в группу, долгие демонстрирующую в небе чудеса пилотирования.

Фото: ИТАР-ТАСС, Bettmann

История Марины Попович. Иностранные журналисты называли ее «Мадам МИГ» | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО

На прошлой неделе не стало легендарной летчицы Марины Попович. За свою карьеру она освоила более 40 типов самолетов и вертолетов. Одним из главных рубежей в ее карьере стал полет в 1967 году, когда она в два раза превысила звуковой барьер на самолете МИГ-21, побив рекорд американки Жаклин Кокран. После чего иностранные журналисты прозвали ее «Мадам МИГ».

Жизнь без передышки

О заслугах и наградах Марины Попович  можно говорить очень долго. Если же совсем коротко. 102 мировых авиарекорда установила она в небе, 10 из них были поставлены на огромном АН-22 («Антей»). Ни одна женщина в мире не летала на самолете такого класса, тем более в качестве командира экипажа. Всего же она освоила более 40 типов самолетов и налетала свыше 5600 часов.

В последние годы Марина Лаврентьевна большую часть года проводила на Кубани — в поселке Мостовском.  Здесь они со вторым мужем Борисом Жихоревым в живописном месте построили дом. Казалось бы, после такой напряженной работы можно и расслабиться. Но не тут-то было.

Героическая женщина оставила небо, налетав почти шесть тысяч часов. Еще будучи летчиком, она начала в перерывах между полетами и тренировками писать книги. А позже  это стало ее главным делом.

«Если бы сильно тосковала по полетам — а не летаю я уже давно — я полностью ударилась в депрессию, я бы, наверное, уже умерла. Очень многим людям, когда они лишаются своей главной работы, становится просто нечем дышать. Я себя заставила без передышки жить. Защитила диссертацию, дальше продолжала учиться. Получила очередное образование и пошла работать в МГУ при Институте механики. Кроме того, возглавляла Академию имени П. Г. Ощепкова и много писала: о небе и полетах, о друзьях и великих людях, с которыми мне довелось поработать», — рассказывала еще совсем недавно Марина Попович.

Всего перу летчицы  принадлежат 15 книг, вышедших общим тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. По ее сценариям были поставлены художественные фильмы «Небо со мной» и «Букет фиалок». Вместе с мужем Борисом Жихоревым они выпустили книгу стихов «Наедине с небесами».

О легендарном прошлом новой жительницы  в крае знали и постоянно приглашали летчицу на лекции и уроки мужества. Она с удовольствием их посещала и отвечала на расспросы любознательных школьников.

Не женское дело

Нити, из которых был  соткан героический характер Марины Лаврентьевны, тянутся из детства. Будущая летчица родилась на хуторе Самусенки Смоленской области в семье Лаврентия Федосовича и Ксении Логиновны Васильевых. Из пятерых детей после трагической смерти сестры Зои старшей стала Марина. Отец не чурался никакой работы, вплоть до сплавления плотов по реке Двина, но главным в его жизни была музыка. Он в совершенстве владел скрипкой. Марина ему аккомпанировала на цимбалах, причем довольно умело. И быть бы ей музыкантом, если бы не нагрянувшая на порог война.

Великая Отечественная отвела на долю детей того времени немало горя. Марина Попович с болью в голосе вспоминает, как с соседскими ребятами прятались от фашистских бомбежек, как бегали «спасать» советского летчика, выпрыгнувшего из сбитого самолета, но расстрелянного еще в воздухе, как смотрели на тело повешенного на площади любимого учителя.

«Конечно, это было по-детски наивно, но мечта стать летчиком меня не оставляла. Правда, все оказалось не так просто. После школы поступила в Новосибирский авиационный техникум. Экзамены сдала хорошо, но меня зачислили на сварочное отделение. Однако позже все равно перевели на самолетное. Была такая проблема: я невысокого роста, не доставала в самолете до педалей. Пришлось заниматься специальной гимнастикой, для вытягивания ног подолгу висела вниз головой на турнике. То ли действительно упражнения помогли, то ли я просто сама по себе выросла, но рост увеличился с 156 до 160 см и путь в аэроклуб открылся. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать. На всю жизнь запомнила свой первый полет. Когда чувствуешь, как самолет подчиняется твоей воле, – это ни с чем не сравнимо. После аэроклуба я стала летчицей-спортсменкой ДОСААФ. Но хотелось стать профессионалом, военным летчиком. А все говорили: это не женское дело. Куда бы ни обращалась – отказы», – вспоминала Марина Лаврентьевна.

Фото: Из личного архива

Дело в том, что после войны вышел приказ: женщин в небо не брать. У них и на земле дел много. Война столько жизней унесла – надо детей рожать и воспитывать, народное хозяйство восстанавливать. Но Марина проявила железную волю и настояла на своем. Правда, для этого ей пришлось ехать в Москву и добиваться встречи с самим председателем президиума Верховного Совета СССР маршалом Климентом Ефремовичем Ворошиловым – запрет на полеты для женщин мог отменить только он. Несколько дней добивалась она приема – ночевать приходилось в парке на лавочке, так как денег на гостиницу не было. Наконец, Ворошилов принял просительницу. То ли Марина была очень убедительна в своем желании летать на военных самолетах, то ли маршал разглядел в юной хрупкой девушке богатый потенциал и силу духа, но просьбу ее выполнил. На заявлении поставил свою резолюцию: «Генерал-майору Герою Советского Союза Каманину Н. П. Прошу в порядке исключения направить в летное училище при необходимых летных данных и здоровье Васильеву М. Л. Маршал СССР К. Е. Ворошилов».

С этой драгоценной рекомендацией в руках и отправилась будущая легенда русской авиации в Саранское авиационное училище. Там уже два месяца шли занятия, но Марина не только догнала всех, но и закончила обучение с красным дипломом. После окончания ее оставили работать там летчиком-инструктором. Три года спустя она уже летала в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова в парадном расчете. Таким результатом могли похвастать не многие мужчины-летчики, но Марине Лаврентьевне и этого уже было мало.

Борьба за небо

В 1963 году Марина Попович решила стать летчиком-испытателем. К тому времени она налетала 530 часов как инструктор, освоила пять типов самолетов, имела звание старшего лейтенанта запаса. Тем не менее, чтобы добиться разрешения, ей пришлось в самых высоких инстанциях доказывать свою состоятельность. Одной из преград на пути к освоению самолетов-истребителей стал полковник Виктор Алексеевич Иванов. Мастер высшего класса, Герой Советского Союза, летчик-испытатель, он был строгим порой до жесткости, но одновременно честным и справедливым человеком. Полковник делал все, чтобы отбить у Марины Попович желание летать, заставить разлюбить авиацию и обратиться к обязанностям жены и матери. В то время у летчицы уже была маленькая дочка, Наташа. Она втайне от мамы каждый день прибегала на аэродром, садилась на забор и часами наблюдала за полетами. Однажды Виктор Алексеевич ее заметил и спросил, чья же это девочка. На что та грустно ответила: «Я Наташа Попович, маму жду. Вон она летит» – и показала пальчиком на летящий самолет. Души не чаявший в детях, полковник с тех пор изо всех сил старался вернуть девочке маму. Но попытки разуверить летчицу в ее стремлении наталкивались на стойкое сопротивление. Марина Попович без полетов и аэродрома уже не могла представить своей жизни. В конце концов, Виктор Алексеевич сдался и даже написал блестящую характеристику, с которой Марину Лаврентьевну легко зачислили на летно-испытательную работу.

Полет за грань

Работа летчика-испытателя требует от человека исключительной собранности, глубокого понимания физических процессов на каждом этапе, отличной техники пилотирования, мужества и готовности к действиям во внештатных ситуациях. Каждый полет – испытание на прочность. Порой этот экзамен оказывается слишком сложным. Марина Попович несколько раз была в шаге от гибели. Однажды на взлете у МИГ-21 отказал форсаж двигателя, и самолет загорелся. Высота еще не была набрана, снизилась тяга, и истребитель упал. Марине повезло: бак с топливом при падении оторвался и сгорел отдельно, но ей не удалось выбраться из горящего самолета – замок кабины заклинило. Тогда  подумала: «Вот и смерть моя пришла!». Однако вовремя подбежавшие летчики разбили стекло фонаря и вытащили ее из кабины. В подобных случаях обычно отстраняют от полетов – такая психологическая травма не проходит бесследно. Но, зная характер летчицы, ей доверили самой решать свою судьбу. И она продолжила летать.

Мечта о космосе

В 1962 году, во время второго космического набора, Марина Попович в числе 250 кандидатов проходила медкомиссию в Центральном авиационном госпитале в Москве. Претендентов на полет в космос подвергали многочисленным испытаниям, анализам и экспериментам. Их  выдерживали лишь немногие.

К сожалению, после успешного прохождения всех испытаний врачи огласили свой приговор: «Не годна. Повышенный кислородный обмен». Марина, конечно, не поверила: откуда у нее, летчицы, летавшей на высоте в 18 тысяч метров, такой диагноз? Но дорога к звездам была закрыта навсегда, и мечта о космосе так и осталась мечтой.

О том, что не удалось побывать в космосе, Марина Попович почти не жалела.  Зато она много летала, чего были лишены многие летчики, ставшие космонавтами. Однако блестящая карьера Марины Лаврентьевны вновь чуть было не прервалась самым неожиданным образом. В 1965 году летчица проводила испытательный полет на разведчике ЯК-25РВ. На высоте в 17 тысяч метров она, почувствовав признаки кислородного голодания, ввела в действие аварийную кислородную систему, убрала газ, выпустила шасси, а потом потеряла сознание. Самолет вошел в крутую спираль, из-за перегрузки стали отрываться части крыла… Неуправляемая машина потеряла тысячи метров высоты.  На 8 тысячах Марина Попович пришла в себя, без паники оценила обстановку, вывела машину в горизонтальный полет и приняла решение идти на посадку. Все обошлось благополучно.

Причина отказа кислородной системы была выявлена, и в конструкцию самолета внесли необходимые изменения. За мужество, хладнокровие и умелые действия, проявленные в аварийной ситуации, командование представило полковника Попович Марину Лаврентьевну к званию Героя Советского Союза.

«Главнокомандующий ВВС Павел Степанович Кутахов, прочитав представление, возмутился: «Еще чего не хватало – уже и бабы у нас летают!», а затем поставил жесткую резолюцию – «Уволить». И это за 2 месяца до моей пенсии! Мало того, было направлено сообщение в ЦНИАГ (Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь), чтобы поставили мне диагноз: предынфарктное состояние. От такого можно и настоящий инфаркт получить, с летальным исходом!», – делилась воспоминанием о той обиде Марина Лаврентьевна.

Фото: Из личного архива

Так летчицу резко разлучили с небом. Два года жила она на земле, старалась заполнить пустоту ежедневными поездками, встречами с разными людьми, лекциями об авиации и космосе, но все это было не то. Небо тянуло к себе со страшной силой. И неизвестно, чем обернулась бы эта тоска по полетам, если бы не звонок от Олега Антонова, генерального конструктора ОКБ. Он пригласил летчицу работать к себе в бюро, и Марина Попович, не раздумывая, сразу же согласилась.

Женский «батальон»

Возвращение в небо было прекрасным. Теперь Марина Лаврентьевна – работник министерства гражданской авиации. Первый испытуемый самолет – АН-24.

«Удивительно, но я помнила все. Руки словно сами работали с приборами, команды выполняла четко, своевременно. Самолет и я – единый организм. Уже после первого самостоятельного вылета, когда отпустила штурвал, почувствовала, что вновь возвращаюсь в небо! Ура!», – летчица, будто заново переживает давние эмоции.

Олег Константинович посоветовал Марине Попович начать подбор девушек-авиаторов для полетов на рекорды. Летчица с энтузиазмом принялась за дело. Но не тут-то было. Оказалось, не так-то просто собрать «женский батальон» – слишком уж нелегкая это профессия. Но он был создан.

Бравый женский экипаж под командованием Марины Попович, невзирая на все трудности, поставил 71 мировой рекорд: по высоте, с грузом и без, по дальности, продолжительности и скороподъемности. Так группа советских летчиц доказала всей планете, что женщины способны на подвиги, которые не под силу большинству мужчин.

Разлученные небом

Несмотря на ореол романтики, жизнь летчика очень тяжела. А жизнь женщины-летчика – еще больше. Постоянно приходится выбирать: работа или личная жизнь, полеты или семья. И только Марине Попович, беззаветно влюбленной в небо, но все-таки земной женщине, удалось совместить эти две противоположные стороны судьбы. Правда, не до конца.

Со своим первым мужем, знаменитым космонавтом первого, «гагаринского», набора Павлом Поповичем, Марина познакомилась еще в Новосибирске, когда оба были курсантами.

«На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал или некогда было, – рассказывала Марина Попович. – А я накануне летала, у нас на аэродроме росло много ромашек – собрала букет и ему подарила. Он был крайне смущен, взял цветы, покрутил, потом прижал к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой».

После училища жизнь развела влюбленных по разным городам, но они долго переписывались. Наконец, в 1955 году, встретились и поженились. Их брак стал ареной для столкновения нешуточных страстей и амбиций. Оба страстно любили летать, и ни один не смог пожертвовать небом ради семьи. Еще до свадьбы оба поклялись никогда «не подрезать крылья» друг другу. Но выдерживать обещание на деле было гораздо труднее. Как волновался он за свою жену, когда Марина шла на свой первый рекорд!

«Павел, наблюдавший за моим полетом, очень сильно переживал, – рассказывала летчица. – Внешне спокойный, он словно замер, особенно после моего третьего захода, с тревогой провожая глазами стремительно пронесшуюся в воздухе машину. Первым встретил меня, преподнес букет роз и тихо сказал: «Больше не пущу!». И тогда я напомнила ему наш уговор.

Та самая памятная фотграфия с первым космонавтом. Несмотря на все сложности и практически постоянное отсутствие обоих супругов дома, они все-таки прожили вместе ни много ни мало 30 лет и воспитали двух дочерей. Когда же Павел все-таки не выдержал тягот и ушел из семьи, Марина не отчаялась и смогла найти в себе силы жить дальше. И судьба отблагодарила ее за это, подарив новую жизнь.

«С Борисом Александровичем Жихоревым мы вместе работали в Тушино. Он был заместителем начальника штаба авиации сухопутных войск. Я ему очень сильно симпатизировала. После смерти жены он уехал куда-то далеко к родным, долго его не было, а я перешла на другую работу. Потом он вернулся в Москву, и мы поженились. Мне было пятьдесят пять лет», – с теплой улыбкой вспоминала Марина Лаврентьевна.

После неба

Свою последнюю книгу «Я – летчик!» Марина Лаврентьевна, по многочисленным уговорам друзей и родных, сделала автобиографической. На внутренней стороне обложки ярким девизом выделена цитата: «…И радость полетов – это жизнь, настоящая жизнь. И правда состоит в том, что человек, поднявшись сам в небо, насладившись властью над машиной, поверив ей, навсегда полюбит этот безбрежный океан света, солнца и радости…».

В предисловии к данной книге Борис Жихорев написал: «Пройдет время, люди забудут имена тех, кто сегодня не сходит с экранов и страниц средств массовой информации. И потомки свяжут наше время с именами Ю. А. Гагарина, С. П. Королева и других настоящих Героев. Среди этих имен навсегда сохранится и имя великой женщины XX века – Марины Попович. Я глубоко убежден в этом».