Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина
«Нет! Не хочу, не пойду!» – этот душераздирающий вопль вы и ваши соседи слышите по утрам. Ребенок собирается в детский сад… Каждый раз вас обуревают противоречивые чувства – от жалости к малышу до злости на него же. Вы используете все возможные методы воздействия и адаптации в детсаду, и, поняв, что у него нет другого выхода, он идет в садик. Но на следующий день «война» продолжается. И что – так и жить до самой школы? Конечно, нет.
Психолог Юлия Василькина дает четкие, простые и эффективные советы, которые помогут «приучить» к детскому саду и малыша-новичка, и опытного строптивца. Вы найдете 5 историй из практики автора, иллюстрирующих 5 главных причин нежелания ребенка идти в садик, мини-тесты, которые помогут точнее определить «вашу» причину проблемы, и рекомендации для ее скорейшего решения.
Введение
Мы все любим своих детей, но порой не понимаем, что же с ними происходит. Почему ребенок не хочет чего-то, что мы считаем для него… ну если не благом, то уж точно – необходимостью? А он сопротивляется всеми силами: плачет, дуется, упирается что есть мочи.
Или просто – заболевает, и вопрос отпадает сам собой. Какой вопрос? Ходить ему в детский сад или нет? А если для родителей это и не вопрос вовсе? В том смысле, что им нужно работать, а значит, он должен ходить в садик. Но малыш если и идет, то радости не испытывает. А ведь каждому родителю хочется видеть ребенка счастливым и спокойным!
Перед вами очередная книга из серии «Что делать, если ребенок…», где мы обсуждаем многие проблемы. Ведь быть родителем – это настоящий труд. Но, несмотря на то что каждый ребенок уникален, у похожих проблем – похожие решения. И наша тема сегодня – «Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад». Попробуем разобраться!
Проблема: Не хочу и не пойду!
«Нет! Не-е-е-т! Я не пойду!» – этот душераздирающий вопль вы и ваши соседи слышите примерно около 7 часов утра каждый будний день. Повод банален – ребенок не желает идти в детский сад. Он упорно не хочет просыпаться, делая вид, что сон так крепок, что хоть из пушки пали – не услышит. Проснувшись, он решает рыдать, дабы вас разжалобить. Затем, поняв, что в садик все равно идти придется, никак не может дойти до ванны (надеть колготки, найти игрушку, выбрать платье, застегнуть ботинки – нужное подчеркнуть). А ведь вам на работу! Вы опаздываете! Да и он тоже. С горем пополам собираетесь, бежите, вручаете дитя воспитателю и уже за дверью выдыхаете – все, можно на работу.
Иногда тягостные сцены начинаются уже с вечера. «Мама, а завтра в садик?» – «Да». – «А можно я не пойду?» Здесь, в зависимости от настроения родителей и их педагогической позиции, возможны варианты от «Ну потерпи, скоро пятница» (даже если разговор в понедельник) до «Не начинай тут! Я на работу, а ты в садик!!!». И утренние, и вечерние сцены повторяются изо дня в день, изматывая и родителей, и детей.
В книге «Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад» вы найдете 5 историй из практики, иллюстрирующих 5 главных причин нежелания ребенка посещать детский сад. Как и в других книгах этой серии, вам предлагаются мини-тесты, которые помогут точнее определить причину проблемы, а также рекомендации для ее скорейшего решения. Ведь именно к этому мы стремимся?
Нужно определиться и с терминами. Каких-то детей воспитывают оба родителя, у кого-то есть только мама или папа, кто-то живет с отчимом или мачехой, а некоторые попали в приемную семью. Чтобы не путаться, в книге я буду называть всех взрослых «родителями», иногда «мамой» и «папой», имея в виду, что они могут быть неродными ребенку по крови. Ведь то, для чего они находятся рядом с ним, от «родства крови» почти не меняется.
Вам тягостно видеть ребенка грустным от того, что он должен идти туда, куда не хочет. И вы прекрасно его понимаете: в своей взрослой жизнl
Девять причин, почему ребенок не хочет есть
«Ложечку за маму, ложечку за папу… Скушай кашку, а то не вырастешь… Если не поешь, мультик смотреть не разрешим…» Уговорами, угрозами, хитростями, с песнями и плясками родители стараются накормить своих малоежек. По данным исследований от 20 до 60 процентов детей дошкольного и школьного возраста имеют проблемы с питанием. Более половины 4-5 летних малышей считаются малоежками, а среди девятилеток 48 процентов детей плохо едят.
Проблемы с питанием в детстве могут в будущем привести к нарушению роста, к пищевым расстройствам, да и сложностей с обучением не избежать. Почему они не едят? Кому-то много не надо, кому-то скучно или тревожно за столом, кто-то так играет на нервах у мамы, а кому-то без помощи невролога не обойтись. Вместе с психологом Натальей Петровной ГРИШАЕВОЙ попробуем разобраться, какие проблемы могут лишить ребенка аппетита?
ПРИЧИНА 1 Классический малоежка. Он худенький, весь в родителей. И много еды ему просто не требуется. ЧТО ДЕЛАТЬ: Следить за весом, посоветоваться с педиатром и стараться в то небольшое количество еды «вкладывать» все необходимые витамины.
ПРИЧИНА 2 Протест. Самая распространенная причина. Даже взрослые люди выражают свой протест голодовкой. Подтекст простой – я умру, если вы не сделаете то, что я хочу. У детей шантаж похожий – обратите на меня внимание! Но вот причины для протеста уже могут быть разные: — Ребенок привлекает внимание. Возможно, в семье непростая обстановка – мама с папой ругаются, или развод, или родители всегда на работе и слишком мало времени посвящают ребенку. «Я перестану есть, и они меня заметят». — Ребенка в семье обожают и балуют. Он капризный, эгоистичный и привык, что может вести себя как угодно плохо, все равно его простят. Но у детей есть такое чувство, как внутренняя справедливость. И в душе чаду хочется, чтобы на его проказы обратили внимание, чтобы все было «как у людей» — провинился — наказан. Он знает, что такое непослушание, как отказ от еды, родители простить не смогут. — В семье с наследником обращаются слишком строго или даже жестоко. Ему все запрещают, за все ругают. Как ребенок может наказать родителей? Своими способами – не спать, «ходить» в штаны или не есть.
ЧТО ДЕЛАТЬ: Не пугаться, не умолять, не выполнять все, что просит, не угрожать, а разбираться, почему ребенок протестует? Что не так?
ПРИЧИНА 3 Ребенку не комфортно за столом Может быть, его заставляют есть ножом и вилкой или все время ругают за то, что некрасиво или неаккуратно ест. Может быть, кто-то за столом чавкает, и малышу просто неприятно смотреть – аппетит пропадает. Может быть, за столом мама с папой обычно начинают выяснять отношения.
ЧТО ДЕЛАТЬ: Следить за собой и отложить все ссоры, не ругать малыша, когда хлюпает, а хвалить, когда красиво держит вилку. Если ребенку некомфортно есть с кем-то хлюпающим, кормите его отдельно, ничего страшного. И не ругайте маленького, если обольется или испачкается – лучше заранее наденьте на едока фартук, прикройте колени салфеткой – пусть наслаждается вкусом еды, не беспокоясь пока о правилах этикета.
ПРИЧИНА 4 Привык есть с развлекалочками Пока чадо ковыряет макароны в тарелке, за столом разыгрываются драмы и комедии в исполнении мамы-папы, бабушки и дедушки. Песни, пляски, кукольный театр, на доске рисуют котлеты и зачеркивают с каждым откусанным кусочком. Ребенок привыкает, что его развлекают, и просто есть ему уже неинтересно. То же с мультиками. Родителям, конечно, проще, когда ребенок, засмотревшись в телевизор, уминает все, не глядя. Детям процесс еды может казаться скучным – надо сидеть, надо стараться орудовать ложками и вилками, им кажется, что они просто тратят время, и гораздо веселее «тратить» его под мультики.
ЧТО ДЕЛАТЬ: Не отвлекать от еды и самим не есть у телевизора. Лучше за время обеда или ужина пообщайтесь, придумайте ритуал, например, вы рассказываете друг другу о своих лучших моментах за день именно за столом, или даете друг другу советы. Врачи уверены, что важно не отвлекаться от еды, чтобы она правильно переваривалась, а вы получили всю необходимую энергию.
ПРИЧИНА 5 Страх Как правило, это невротические реакции, вызванные какими-то событиями, испугавшими ребенка во время еды. Например, рыбья косточка застряла в горле или малыша стошнило, когда он что-то ел, и т.п. Ребенок может не помнить, что именно его напугало, но «осадок» остался. ЧТО ДЕЛАТЬ: Не заставлять, не позорить, не ругать. Разбираться, искать причину. А потом, желательно вместе с психоневрологом избавляться от страха.
ПРИЧИНА 6 Не вкусно Таких детей называют капризными, но, возможно, они едят только привычную пищу – макароны и сосиски или картошку и курицу… Приезжая в отель или в гости к кому-то, малыш не находит своей еды и может отказываться от любой другой. ЧТО ДЕЛАТЬ: Постарайтесь с самого детства регулярно знакомить малыша с новыми продуктами. Не возите с собой в гости сосиски, ищите компромисс. Терпеливо и играючи. Предложите ребенку заглянуть в холодильник и выбрать себе еду. Не любит овощи – сделайте суп-пюре, попробуйте вырезать фигурки из огурцов и морковки, фрукты можно превратить в коктейли, всему придумать смешные названия, привлечь к приготовлению пищи и самого маленького гурмана. Очень часто дети соглашаются попробовать новое незнакомое блюдо в гостях, когда все остальные с аппетитом это едят.
ПРИЧИНА 7 Не ест, чтобы угодить маме Бывает и такое. Например, маме пора выходить на работу, но ей не хочется, и она говорит так: «Я не могу отдать Петю в детский сад, он же НИЧЕГО НЕ ЕСТ, придется с ним дома сидеть». И Петя мотает на ус и не ест, как мама «запрограммировала». Или другой вариант – мама хочет всем показать, что ее ребенок особенный. ЧТО ДЕЛАТЬ: Родителям разбираться со своими собственными страхами и комплексами.
ПРИЧИНА 8 В семье культ еды
Приемам пищи у вас в доме придают слишком большое значение. Мама готовит ужин, и это событие. Ребенок не поел? Катастрофа! Поел? Счастье! Малыш быстро понимает, что, раз еда – это так важно, он может управлять родителями с помощью поел-не поел. ЧТО ДЕЛАТЬ: Не обращать так много внимания на то, сыт ребенок или нет, не превращать обеды-ужины в события. Перекусывать в дороге, иногда пропускать приемы пищи, как все нормальные люди.ПРИЧИНА 9 Никогда не был голодным Ребенок не понимает, что пища может приносить радость, он никогда не был голодным, не ждал обеда, не мечтал о супчике, потому что родители постоянно впихивают в него еду, не успеет он проголодаться. ЧТО ДЕЛАТЬ: Попробуйте не кормить ребенка. Принимайте его отказы от еды. Дождитесь, когда он сам попросит есть. Или создайте неожиданную ситуацию – пустой холодильник, на ужин приготовить нечего. Есть только, например, картошка. Ребенок захочет есть и научится ценить самые простые блюда.
Малыш не хочет есть. Плохой аппетит
Родители часто жалуются, что малыш не хочет есть. Что ни приготовишь, как ни сделаешь, а результат один. Отсутствие аппетита бывает: мнимое; нервного и органического происхождения.
Мнимое отсутствие аппетита — это когда ребенок ест и вроде бы масса тела увеличивается, но маме кажется, что малыш ест плохо, мало, без аппетита. Здесь все зависит от того, как происходит обмен веществ, если он идет медленно, то ребенок ест меньше, хотя этой еды вполне хватает для восстановления затрат энергии.
Отсутствие аппетита нервного характера. Очень часто родители кормят детей насильно, с песнями, сказками, игрушками, книжками. Но ребенок уже не хочет есть, а его все отвлекают, отвлекают — скушать ложку заставляют. При этом надо помнить, что только у проголодавшегося ребенка вырабатывается достаточно желудочного сока и в связи с этим ребенок сам ест, сам жует, глотает. В случае насильственного кормления желудочный сок не вырабатывается, ребенок вяло жует, с трудом глотает. Постепенно это входит в привычку и приобретает затяжной характер. Выход один — не кормить насильно и давать выбор, или согласовывать, что ребенок будет есть. Лучше договориться, что он будет есть и при этом все время «подхваливать» малыша, мол, какой он (она) молодец, что такую хорошую еду захотел (заказал), тогда (когда еда будет готова), пути к отступлению уже не будет.
Отсутствие аппетита органического порядка возникает в результате каких-либо острых заболеваний (ангина, ОРЗ, инфекционные заболевания, травмы). Отсутствие аппетита в это время — это естественная защитная реакция организма и не надо кормить ребенка насильно. Дайте ему как можно больше разнообразных (только не Спрайт, Фанту, Пепси и т.д.) напитков
Но и при хронических заболеваниях (и в первую очередь тонзиллит, болезни пищеварительного тракта (гастрит, энтерит, колит)) ребенок теряет аппетит. Поэтому здесь необходимо лечить основное заболевание, но не принимать в это время лекарства для поднятия аппетита, это не поможет! В общем-то, все сводится к трем простым приемам:
- не кормить насильно;
- соблюдать режим;
- оставлять право выбора еды за ребенком.
Ну, и, конечно, не ругать, а находить повод (да и без повода) хвалить ребенка. Хвалить его, что поел (даже если съел мало или не доел). Хвалить, что поел быстро (например, быстрее, чем вчера), хвалить за то, что поел аккуратно (даже если что-то пролил или испачкал), хвалить, что не отвлекался, т.е. во время еды и после нее создавать положительный настрой. Чтобы еда не превращалась в мучения, чтобы было лучше пищеварение.
Думаю, что каждый взрослый замечал, когда готовятся к празднику, готовят что-то особое, вкусное, — ребенок то и дело норовит что-то взять, съесть, отломить, откусить. В общем-то, это понятно, ведь на запах, вид (даже праздничную суету) — вырабатывается так называемый «запальный» желудочный сок. Если ребенку не разрешить попробовать, т.е. «заглушить» этот «запальный» сок, то потом он вряд ли появится, вряд ли будет действовать (расщеплять) так же, как это могло быть чуть раньше.
И еще совет (из практики) не сажайте малыша за стол, где уже стоит еда, а вместе с ним принесите ложку, порежьте хлеб, постелите салфетку, поставьте тарелку (предложите ему самому себе налить), и в это время «запальный» желудочный сок появится и ребенок сядет за стол уже подготовленным к еде (физиологически и морально).
Желаем вам успехов!
Комментарий психолога С.К. Нартовой-Бочавер:
Кормить насильно очень опасно. Конечно, трудно избежать подобных ошибок.
Представьте, мама тщательно готовит что-нибудь для своего младенца: например, приносит крохотный кусок телятины с рынка, долго с ним возится, потом перетирает и добавляет туда овощи. И когда ребенок отказывается все это есть, как говорится, зла не хватает, и хочется опрокинуть все это ему за шиворот.
Но нужно обязательно держать себе в руках. По последствиям «кормление», при котором в ребенка запихивают кусок того, что он есть не хочет, сопоставимо с сексуальным насилием. И последствием могут стать фобия, нервное расстройство. Очень часто ребенок начинает негативно относиться к еде в целом, и, даже испытывая физиологическую потребность в пище, относится к еде формально: берет кусок за щеку и носит там, не прожевывая, несколько часов, а потом выплевывает. В результате, здоровье малыша ослабевает, он теряет в весе.
Если накормить необходимо, лучше прибегнуть к уговорам, обманам, рассказыванию сказок и даже к торгу. Не помогает? Тогда придется какое-то время кормить его тем, что ему нравится: например, фруктами. Уже после года отсутствие аппетита перестает быть настолько актуальным: ребенок активно двигается и испытывает большую потребность в пище.
Колобова НаталияСтатья из журнала
ну просто что-то нереальное тут читаю. как это дети не едят совсем? Арчи 1,7 стабильно 3 раза в день кушает-2 раза каши с фруктами, изюмом, печеньем, в обед всегда мясо и овощи, берет руками, обожает брокколи. перекусы тоже, и хлеб, на ночь 200 гр. смеси. Не хочет вот кефир пить, я думаю-чем это его вкусным дополнить? может, кто подскажет?
17.10.2008 02:34:39, IvOlgaОй поначитаешься тут. Жуть. Это я то думала что у нас с едой проблемы. А у нас оказывается ттт чтоб не сглазить. Сыну полтора года, съест все что предложу но только в пюре обязательно это надо протереть. Предлагаю постоянно нормальную еду в нормальном виде — два-три куска проглотит и головой мотает. Лень жевать что ли не пойму. И сам до сих пор ложку не держит. А если мама кормит да еще пюре — уплетает за обе щеки с удовольствием, по 5 раз в день едим по полноценной порции. Вот только до каких пор супы, овощи-фрукты, гарниры и даже молочные каши после приготовления будем блендером «до ума доводить»??? Мда…
10.10.2007 16:32:53, Юлиямоей дочке 2,8 года.
ЕСТЬ СОВЕРШЕННО НЕХОЧЕТ И НЕПРОСИТ! 🙁
продолжаетя это месяца 2-3. пьет исключительно воду и кефир. рееееедко попросит сок (любой,какой дам,такой и выпьет). Прием пищи — каторга! это и слезы и истерика и закрывание рта руками и все что угодно, но ни ложки в рот 🙁 Готовила ей буквально все что смогла найти в поваренной книге с учетом ее возроста соответственно. сажали с нами за стол,думали что сработает рефлекс «все едят и я поем» — нет. в лучшем случае просто сидит ковыряется в тарелке, в худшем начинает плакать и говорить: Я НЕ БУДУ КУШАТЬ! Я НЕХОЧУ! и сама не есть и нехочет чтоб покормили.
Естественно при таком питании потеряла в весе. Сдали анализы кровь,мочу — все в норме.УЗИ желудка — здорова.
что делать ума неприложу:( сколько еще это будет продолжаться? и почему это произошло? девочка она спокойная с рождения. Понятливая и разумная, даже для своего малого возроста, и педиатр это говорит и другие люди,которые с ней пообщались.Играет,бегает,прыгает, очень(!) активная,откуда силы берет непонимаю. С ней можно договориться в каких то случаях, она сознательно идет на компромис, но только не с едой. Раньше кушала: завтра,обед,полдник,ужин. И кушала спокойно и самостоятельно. А сейчас — мое сплошное горе (((( Самой кусок в горло не лезет, потому что детё голодное 🙁
Всего 27 сообщений Прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Малыш не хочет есть – Умная мама
Автор invaxi На чтение 4 мин. Просмотров 746 Опубликовано
Родители часто жалуются, что малыш не хочет есть. Что ни приготовишь, как ни сделаешь, а результат один. Отсутствие аппетита бывает: мнимое; нервного и органического происхождения.
Мнимое отсутствие аппетита — это когда ребенок ест и вроде бы масса тела увеличивается, но маме кажется, что малыш ест плохо, мало, без аппетита. Здесь все зависит от того, как происходит обмен веществ, если он идет медленно, то ребенок ест меньше, хотя этой еды вполне хватает для восстановления затрат энергии.
Отсутствие аппетита нервного характера. Очень часто родители кормят детей насильно, с песнями, сказками, игрушками, книжками. Но ребенок уже не хочет есть, а его все отвлекают, отвлекают — скушать ложку заставляют. При этом надо помнить, что только у проголодавшегося ребенка вырабатывается достаточно желудочного сока и в связи с этим ребенок сам ест, сам жует, глотает. В случае насильственного кормления желудочный сок не вырабатывается, ребенок вяло жует, с трудом глотает. Постепенно это входит в привычку и приобретает затяжной характер. Выход один — не кормить насильно и давать выбор, или согласовывать, что ребенок будет есть. Лучше договориться, что он будет есть и при этом все время “подхваливать” малыша, мол, какой он (она) молодец, что такую хорошую еду захотел (заказал), тогда (когда еда будет готова), пути к отступлению уже не будет.
Отсутствие аппетита органического порядка возникает в результате каких-либо острых заболеваний (ангина, ОРЗ, инфекционные заболевания, травмы). Отсутствие аппетита в это время — это естественная защитная реакция организма и не надо кормить ребенка насильно. Дайте ему как можно больше разнообразных (только не Спрайт, Фанту, Пепси и т.д.) напитков
Но и при хронических заболеваниях (и в первую очередь тонзиллит, болезни пищеварительного тракта (гастрит, энтерит, колит)) ребенок теряет аппетит. Поэтому здесь необходимо лечить основное заболевание, но не принимать в это время лекарства для поднятия аппетита, это не поможет! В общем-то, все сводится к трем простым приемам:
- не кормить насильно;
- соблюдать режим;
- оставлять право выбора еды за ребенком.
Ну, и, конечно, не ругать, а находить повод (да и без повода) хвалить ребенка. Хвалить его, что поел (даже если съел мало или не доел). Хвалить, что поел быстро (например, быстрее, чем вчера), хвалить за то, что поел аккуратно (даже если что-то пролил или испачкал), хвалить, что не отвлекался, т.е. во время еды и после нее создавать положительный настрой. Чтобы еда не превращалась в мучения, чтобы было лучше пищеварение.
Думаю, что каждый взрослый замечал, когда готовятся к празднику, готовят что-то особое, вкусное, — ребенок то и дело норовит что-то взять, съесть, отломить, откусить. В общем-то, это понятно, ведь на запах, вид (даже праздничную суету) — вырабатывается так называемый “запальный” желудочный сок. Если ребенку не разрешить попробовать, т.е. “заглушить” этот “запальный” сок, то потом он вряд ли появится, вряд ли будет действовать (расщеплять) так же, как это могло быть чуть раньше.
И еще совет (из практики) не сажайте малыша за стол, где уже стоит еда, а вместе с ним принесите ложку, порежьте хлеб, постелите салфетку, поставьте тарелку (предложите ему самому себе налить), и в это время “запальный” желудочный сок появится и ребенок сядет за стол уже подготовленным к еде (физиологически и морально).
Желаем вам успехов!
Комментарий психолога С.К. Нартовой-Бочавер:
Кормить насильно очень опасно. Конечно, трудно избежать подобных ошибок.
Представьте, мама тщательно готовит что-нибудь для своего младенца: например, приносит крохотный кусок телятины с рынка, долго с ним возится, потом перетирает и добавляет туда овощи. И когда ребенок отказывается все это есть, как говорится, зла не хватает, и хочется опрокинуть все это ему за шиворот.
Но нужно обязательно держать себе в руках. По последствиям “кормление”, при котором в ребенка запихивают кусок того, что он есть не хочет, сопоставимо с сексуальным насилием. И последствием могут стать фобия, нервное расстройство. Очень часто ребенок начинает негативно относиться к еде в целом, и, даже испытывая физиологическую потребность в пище, относится к еде формально: берет кусок за щеку и носит там, не прожевывая, несколько часов, а потом выплевывает. В результате, здоровье малыша ослабевает, он теряет в весе.
Если накормить необходимо, лучше прибегнуть к уговорам, обманам, рассказыванию сказок и даже к торгу. Не помогает? Тогда придется какое-то время кормить его тем, что ему нравится: например, фруктами. Уже после года отсутствие аппетита перестает быть настолько актуальным: ребенок активно двигается и испытывает большую потребность в пище.
Колобова Наталия
«Он не хочет детей. Как быть?»
«Когда я первый раз сказала мужу, что хочу ребенка, он притворился, что не слышал меня. Во второй раз он отрезал: «Хватит говорить глупости, это не смешно!» После десятка попыток понял, что это была не прихоть и не шутка, но все равно продолжал отказываться. Каждый раз, когда мы видели на улице беременную женщину или детскую коляску, его лицо выражало смесь отвращения и чувства вины. И все-таки я пыталась его понять. Я была уверена, что, погрузившись в мир его страхов, смогла бы все-таки убедить его согласиться».
30-летняя Мария оказалась права, доверившись интуиции. Причин, по которым мужчина не хочет становиться отцом, множество, и, если постараться их понять, можно заставить партнера изменить точку зрения.
Слова ободрения
Плохая экология, маленькая квартира, проблемы с карьерой… Со всеми этими аргументами можно справиться. Часто достаточно объяснить партнеру, даже самому непреклонному, что для ребенка самое важное — быть любимым.
Следующий шаг — воздействовать на ожидание будущего отца, уверяя его, что уж если вы выбрали именно его, значит, вы уверены в том, что он способен сделать ребенка счастливым.
«Как только появляется ребенок, прощайте романтические ужины и импровизированные уикэнды. Вместо этого надо вставать по ночам, когда малыш болеет, каждое утро вести в его школу, короче — домашняя жизнь в тапочках. Нет уж, спасибо!» Если партнер боится потерять свободу, объясните ему, что появление малыша не превратит повседневную жизнь в тюремную, если ее правильно организовать.
Так 29-летняя София убедила своего мужа Федора: «Я нашла няню еще до зачатия Яна. А когда разговор касался денег, повторяла, что мы оба работаем, а значит, нам не придется отказываться от большинства своих привычек… Не говоря уже о превосходной и бесплатной няне — моей маме в нашем полном распоряжении».
Мужчин пугает груз ответственности. Они боятся оказаться не на высоте и тревожатся от мысли «провалить» экзамен отцовством
И все же: что пугает многих мужчин? Груз ответственности. Они боятся оказаться не на высоте и тревожатся от мысли «провалить» экзамен отцовством. Как можно преодолеть этот страх? Перестать драматизировать. Тревога рано или поздно пройдет, как многие мифы юношества, которые блекнут с возрастом.
Другая частая причина — страх постареть. 34-летний Марк всячески отгораживается от мысли о переменах в их семейной паре: «Для меня стать родителем — значит превратиться из Марка в Марка Григорьевича. Когда Ира мне сказала, что хочет ребенка, меня накрыла паника. Это ребячество, я понимаю, но первое, что пришло в голову, это то, что теперь я должен буду отказаться от моего любимого Volkswagen Karmann и ездить на малолитражке!»
Азарт — наш метод
Каково должно быть решение? Показать тому, кто в этом сомневается, что стать отцом и не перестать при этом быть молодым и любимым возможно. Перечислите ему друзей, сделавших этот важный шаг и сумевших остаться собой. А еще можно подстегнуть его нарциссизм, утверждая, что отцовство сделает его только привлекательнее: ведь перед мужчиной с ребенком женщины тают и млеют.
Сыграйте на его азарте. «Я не хотела ни к чему его принуждать. Просто предложила, чтобы все решилось естественным путем. Перестала принимать противозачаточные, и мы ждали ребенка, не меняя семейной жизни. Забеременела я через два года, и муж обрадовался, узнав, что я в положении», — говорит 27-летняя Марианна.
Два символичных случая
Мужчины, подобно 40-летнему Дмитрию, не доверяют женщинам, для которых материнство становится навязчивой идеей. «София сказала, что хочет ребенка, всего через три месяца после того, как мы начали встречаться. Мне показалось, что это слишком! В свои 35 она уже слышала «тикание» своих биологических часов, а я чувствовал себя в ловушке. И попросил ее подождать». Действительно, часто женщины, занимающиеся карьерой, вкладывают все свое время в работу, чтобы годам к 40 «пробудиться» и запаниковать, терроризируя не только себя, но и мужа.
Мужчин, у которых уже есть дети от первого брака, гложет чувство вины из-за мысли, что они могут «родить» другого ребенка
А вот другая типичная ситуация: мужчин, у которых уже есть дети от первого брака, гложет чувство вины из-за мысли, что они могут «родить» другого ребенка. Они не могут планировать нового отпрыска, в то время как его первенец подрастает вдали. Они приравнивают развод к отказу от детей. В подобных случаях не следует торопиться. Дайте ему время до конца пережить «траур» по предыдущему браку и осознать, что он оставил лишь жену, но не детей.
Когда мужчина идентифицирует себя с ребенком
«Проделайте следующий тест: спросите мать, кого она спасет в первую очередь, если случится потоп: мужа или ребенка. Она инстинктивно ответит: «Ребенка, потому что он больше во мне нуждается». Вот это меня бесит больше всего. Я хочу жить с женщиной, которая спасла бы меня! Мысль о том, что я должен буду делить жену с ребенком, хоть он и мой тоже, выводит меня из себя, — признается 38-летний Тимур. — Вот почему я не хочу детей: меня совершенно не устраивает роль второго плана».
Эти слова комментирует психоаналитик Мауро Манча: «Все усложняется, если муж начинает символически занимать место сына. Воспринимая свои отношения с женщиной по типу «мать—сын», он не потерпит, чтобы между ними встал другой ребенок. Также в таких патологических отношениях вновь возникает проблема отказа от ответственности. Вернувшись эмоционально к состоянию ребенка, мужчина не сможет принять на себя ответственность, присущую взрослому человеку».
На этом же невротическом уровне находятся и те, кто с рождением ребенка вновь проживает древнюю «братскую вражду» — соперничество с младшим братом за родительское внимание. С появлением ребенка такие мужчины чувствуют себя отвергнутыми и брошенными, как в детстве, и не могут вынести даже мысли о том, что придется пережить этот опыт заново.
Неразрешенный эдипов комплекс — тоже причина нежелания стать отцом. Доходит до того, что мужчина становится импотентом из-за возможного материнства супруги. Он не может заниматься любовью с женщиной, которую волнуют только памперсы и грудное кормление. Потому что его мать — его первая любовь, однако эта любовь табуирована и считается инцестом. Если же собственная женщина станет матерью, отношения с ней вернутся в рамки инцеста, чего-то запрещенного, чего мужчина перестанет желать.
Воспринимая свои отношения с женщиной по типу «мать—сын», он не потерпит, чтобы между ними встал другой ребенок
Другой вариант эдиповой проблематики: фаллическая одержимость женщиной, всемогущей матерью. Таким образом, завести ребенка означает передать ей символический эквивалент фаллоса, то есть силы и власти. Отказаться это сделать — значит «кастрировать» ее.
Очевидно, что описанные два типа отказа — самые сложные в разрешении, проблема, от которой они исходят, слишком серьезна и глубока. Можно попробовать временно разойтись, чтобы расставить все по местам. Иногда такой перерыв может позволить вновь поднять вопрос об изначальных причинах отказа, однако есть риск, что в итоге мужчина переживет рождение ребенка негативно, если с ним предварительно не проделать глубокий психологический анализ ситуации.
Пожалуй, единственный эффективный способ обойти это «нет отцовству» — убедить партнера в необходимости терапии.
Когда прошлое закрывает дверь отцовству
Отказ 37-летнего Бориса весьма решительный: «Единственное, что я помню об отце, это побои, жестокость и ненависть. По вечерам я засыпал, мечтая, чтобы он исчез из моей жизни. В 16 я ушел из дома и больше его не видел. Для меня немыслимо привести в мир ребенка, я бы страшился подвергнуть его тому, от чего страдал я сам».
36-летний Павел, напротив, в детстве страдал от отсутствия отца в своей жизни: «Меня вырастили мама, тетушки и бабушки. Отец ушел от нас, когда мне было три года. Мне его очень не хватало. Я не верю в семейную жизнь до гроба. Почему же я должен завести ребенка с женщиной, с которой потом теоретически могу развестись и никогда ее больше не увидеть?»
Идея стать отцом заставляет их опять пережить свои чудовищные отношения с собственными отцами
А вот для 34-летнего Дениса отказ и вовсе категоричный: «Я родился случайно, от родителей, которые так меня и не узнали. Так зачем мне, с таким-то опытом, заводить ребенка?»
Этим мужчинам сложно вписаться в ряды отцов. Идея стать отцом заставляет их опять пережить свои чудовищные отношения с собственными отцами. В случае подобного прошлого настаивать опасно. Отважится ли партнер пройти терапию и проанализировать ситуацию, чтобы углубиться в свои нерешенные проблемы и найти ключ, который мог бы открыть ему дверь в безмятежное отцовство, зависит только от него.
Начните с себя
Никогда не добивайтесь цели обманным путем
Мысль о том, чтобы прекратить принимать противозачаточные, не спрашивая мнения партнера, и таким образом сымитировать «случайное» зачатие, многим женщинам не кажется такой уж безумной. И все же: имеет ли женщина право в одиночку принимать подобное решение? «Это призрак партогенеза: не хотеть участия мужчины в вопросах продолжения рода, — уверяет психотерапевт Коррадина Бонафеде. — Подобные женщины олицетворяют материнское всемогущество».
Вы уверены, что именно муж не хочет детей, а не вы сами? И случайно ли вы каждый раз натыкаетесь именно на такой тип мужчин?
Проигнорировать таким образом желание мужчины — значит обмануть его и проявить неуважение. После такого поступка риск того, что мужчина покинет семью после рождения навязанного ему ребенка, сильно возрастает. Что же в таком случае сказать ребенку в ближайшем будущем? «Отец тебя не хотел, это я его заставила тебя зачать»? Точно нет, ведь ребенок — результат любви двух людей, а не одного.
Действительно ли отказывается именно мужчина?
Вы уверены, что именно муж не хочет детей, а не вы сами? И случайно ли вы каждый раз натыкаетесь именно на такой тип мужчин? Часто такие партнеры — отражение двойственного отношения к материнству самой женщины. «Я требовала от мужа ребенка, зная, что он откажется. В глубине души это я не хотела детей, на меня давило общественное мнение и друзья во главе с мамой. И вместо того, чтобы признать свои чувства, я спряталась за мужниным отказом», — признается 30-летняя Сабина.
Подобная реакция была и у 30-летней Анны, пока они проходили курс семейной терапии. «Одно из заданий состояло в анализе разных фотографий из журналов. Мы с мужем должны были выбирать те фото, которые в нашем понимании наиболее связаны с детьми, семьей и т.д. Я неожиданно обнаружила, что выбирала тревожные картинки: ребенка-инвалида, заплаканное лицо пожилой женщины, больничную койку… Я поняла, что была одержима образами смерти. Я наконец смогла говорить о своем страхе рожать, об ужасе от идеи, что я могу привести в мир ребенка с серьезными физическими отклонениями или болезнью. На самом же деле я спроецировала на мужа собственное нежелание становиться матерью».
Читайте также
Ребенок ничего не хочет делать: причины
В эпоху новых технологий эта ситуация известна каждому десятому родителю. Ребенок предпочитает проводить время с друзьями в онлайне или видеоиграх. Прогулки на свежем воздухе в минимальном количестве, а выполнение уроков постоянно откладывается. Почему ребенок ничем не увлекается? Откуда взялись лень, безразличие и что с этим делать?
Почему ребенок ничего не хочет делать
Ответ на вопрос один — ребенок обескуражен. Он чувствует, что вложение усилий в обучение или новое хобби не «стоит того», легче сделать вид, что ему все равно. Он как будто застрял в негативном настрое, замаскировывая разочарование за плохим поведением, обвинением взрослых в своих поражениях. Самый простой способ добиться успеха — выиграть в компьютерной игре и это конечно, приносит больше удовлетворения, чем усилия направленные на приобретение необходимых жизненных навыков. Ребенок понимает, что память может подвести и стих расскажет на тройку, а если дрогнет рука — за почерк снизят оценку. Далее последуют высказывания — лентяй, неряха, неудачник. Успешный опыт достижения цели и положительный настрой в таких условиях — невозможны. Ребенка можно заставить, надавить угрозами, но это не тот опыт, который нужен.
Дети не ленивы. Они могут быть разочарованными, пессимистичными, злыми, самокритичными, неуверенными в своих способностях. Но это не лень. Заблуждение о детской лени одно из самых разрушительных.
Способность упорно трудиться ради выполнения какой-либо задачи требует развитого чувства долга, ответственности и уверенности в том, что итог будет успешным. Однако, конструктивная деятельность сопровождается беспокойством, временными трудностями и разочарованиями, дети, которые не мотивированы на успех, слишком быстро сдаются. Другая распространенная причина — недиагностированные или недооцененные физиологические особенности. Это может быть гиперактивность, медлительность, дислексия, эмоциональность и пр. Даже легкая невнимательность становится источником постоянной тревоги и нежелания доводить дело до конца.
Для некоторых школьников диктант, чтение или поделка из бумаги представляются настоящим испытанием, которое заканчивается провалом. Создается впечатление, что ребенок «ничего не хочет делать и ничего не умеет», хотя на самом деле это далеко не так и ему просто необходима помощь взрослого. Привычка видеть неудачи — итог того, что ребенок не хочет ничего делать. Изменить отношение к приобретению знаний становится трудно, «достучаться» до сознания юного мятежника практически невозможно никакими примерами из жизни или уговорами. Он уверен в своих неудачах, он видел их, его опыт достижения цели — негативный. Кроме того неудачный итог «подкрепляется» учителями, родителями и сверстниками, когда они высказывают недовольство.
Проблема отсутствия мотивации = проблема деморализации, будь то явная или замаскированная. Изменить ситуацию поможет главный принцип, который присутствует с раннего возраста — все люди стремятся к достижению цели, без этого, они не учились бы говорить или делать первые шаги. Дети хотят заслужить одобрение, похвалу, услышать от взрослых слова гордости — это и есть тот «волшебный» способ помочь выйти из череды неудач.
Ребенку ничего не интересно — что делать?
Дети даже со значительными проблемами в обучении или поведении могут добиться высоких результатов, пусть не в школе, а в спорте или рисовании. Любые качества характера и расстройства здоровья, такие как медлительность, гиперактивность, резкость можно рассматривать как преимущество в том или ином деле. Мотивация начинается с интереса, там, где есть интерес, есть любопытство и желание расширить кругозор. Задача родителей — проявить энтузиазм к увлечению школьника и помочь достигнуть цели не советами, а поддержкой и похвалой. Пока мы не критикуем увлечение, ребенок открыт для диалога и готов выслушать мнение взрослого, если же родитель высказывается пренебрежительно резко, верный своему избранному хобби, ищет поддержку у других.
Детская мотивация в виде уравнения: мотивация = интерес + уверенность в достижении успеха + наличие цели + ожидание признания за усилия (похвала или оценка)
Станьте для своего подопечного идеалом, а для этого, перестаньте критиковать или неприятно задевать личность, действия, мнение. Как правило, это отлично срабатывает, ведь дети стараются быть похожими на того человека, который показывает восхищение и остается таким на протяжении всей жизни, оказывая безусловную эмоциональную поддержку. Откажитесь от вознаграждения и наказания, они оказывают кротковременное воздействие на усилие, но не создают интереса и не мотивируют. Замечайте только положительные моменты, постарайтесь действовать по правилу и научите этому ребенка — сильные стороны в центре внимания, а слабости и неудачи — в углу.
Решение проблемы «ребенок ничего не хочет» требует времени. Необходимо полностью перестроить мышление младшего поколения, а чем дольше он находился в подавленном состоянии, тем длительнее идет восстановление. Ситуация осложняется и наличием зависимости от компьютерных игр или интернета, где легко достигается удовлетворение. Потребуется много терпения, заботы и понимания, прежде чем маленький «нехочуха» попробует исправиться.
Что делать, если ребенок не хочет есть: причины и решения
Плохой аппетит ребенка, безусловно расстраивает родителей. Однако это вовсе не значит, что малыш не доедает. Вероятно, что на данный момент детскому организму не нужно много еды, и он сыт еще после обеда. Поэтому кроха отказывается кушать ужин. Отсутствие аппетита могут вызвать и другие причины. Это болезни, недостаток витаминов или сбившийся эмоциональный фон. Давайте разберемся, почему ребенок отказывается кушать. Насколько это опасно. И что делать в данной ситуации.
Ребенок болеет
Нежелание употреблять пищу у детей иногда связано с нарушением желудочно-кишечного тракта. Больше всего этому подвержены груднички. Дело в том, что у детей этого возраста еще не сформировался иммунитет. На слизистых оболочках и в крови мало иммуноглобулина А, который противостоит адгезии (прикреплению) микроорганизмов на стенки полых органов.
Негативная реакция у детей проявляется на перекармливание и частые перекусы, снижающие аппетит и сбивающие режим питания. При этом бывает отрыжка или вздутие живота, вызывающее у детей болевой синдром. А в дальнейшем это приводит к еще более серьезным последствиям.
Если не уследить за ребенком, то он, вероятно, занесет инфекцию в организм через рот, что приведет к серьезному расстройству кишечника – диарее, рвоте и так далее. Проблемы с воспалением полости рта способствуют отказу от пищи из-за болевого синдрома.
Прием пищи затрудняется и при заложенном носе, ангине и ОРЗ, травмах и зубной боли. Не забудем и об инфекционных и хронических заболеваниях, проблемах в пищеварении. Если ребенок не хочет есть в подобных случаях, это нормально. Так проявляется природная защитная реакция организма.
В подобных случаях не нужно кормить малыша насильно. Давайте крохе больше разнообразных полезных напитков. Это обычная питьевая вода, натуральные соки и компоты, черный и зеленый чай. Главное – лечить основное заболевание и не использовать средства для стимулирования аппетита!
Кстати, когда новорожденный отказывается от грудного молока, причинами тоже бывают различные заболевания, болезненное прорезывание зубов и аллергическая реакция. Малыш может испытывать колики и метеоризм. Он может устать и хотеть спать, а не кушать. В таких случаях он плачет и отказывается брать грудь. Перекармливать такого кроху тоже не нужно.
Кроме того, кормящей маме нужно следить за правильностью рациона, чтобы грудное молоко не изменило вкус или запах. Иначе грудничок тоже может отказаться от питания.
Нехватка витаминов
Годовалый кроха и детки постарше быстро растут и развиваются. Такому организму требуется много витаминов и минералов. Иногда у крохи наблюдается дефицит важных веществ. Особенно это касается витамина D, который нужен малышам для предотвращения рахита и других костных заболеваний.
Витамин D участвует в формировании и укреплении костного скелета. Главным источником данного элемента является солнце. Поэтому дефицитом витамина D часто страдают дети, которые проживают в пасмурных и холодных регионах.
Витамин В6 стимулирует умственное развитие ребенка. Витамин С формирует и повышает иммунитет. Ретинол или витамин А отвечает за состояние кожи и волос, сохраняет остроту зрения и участвует в росте крохе.
Прием природных свежих витаминов можно балансировать с кормлением. Важно, чтобы в пище присутствовали все нужные витамины, а к добавкам прибегайте в крайних случаях. Какие витаминные комплексы давать детям, смотрите здесь.
Эмоциональный дисбаланс
Надо понимать, что проблемы с аппетитом возникают и в моменты эмоциональных изменений. Трудно накормить ребенка, когда он переживает стресс. Аппетит падает и в сильную жару. А в процессе взросления у малыша меняются вкусовые качества и потребности в пище.
Кроме того, насильное кормление тоже отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии детей. Можно нередко встретить ситуацию, когда ребенок уже наелся и больше не хочет. А родители продолжают заманивать к еде сказками, игрушками и потешками, заставляют съесть еще ложечку.
Отметим, что когда ребенок не голоден, внутри не образуется желудочный сок. В итоге младенец станет вяло жевать и глотать с трудом. Не стоит заставлять кушать и перекармливать. Пусть ребенок ест тогда, когда этого захочет. Отсутствие аппетита лечится вниманием и заботой, беседами по душам, играми. Пусть ребенок ест мало, но разнообразно.
Мнимое отсутствие аппетита
Многим мамам кажется, что ребенок не доедает, плохо ест или кушает без аппетита. Хотя в реальности это не так. Если малыш набирает вес, значит, он получает необходимое питание. Но при этом ребенок не должен быть толстым. Главный стереотип родителей состоит в том, что малыш здоров, только если он толстенький и с румяными щечками.
В данном случае аппетит от особенностей вещественного обмена, который у каждого ребенка собственный. Если он протекает медленно, то и кроха кушает меньше. Однако этого хватает для полноценного роста, развития и восстановления энергии.
Если патологий и проблем со здоровьем у ребенка нет, то он из разряда людей, склонных к стройности. Эти дети не сонливые, не вялые, у них не отсутствует интерес к активности.
К тому же, на определенных этапах развития организм не требует много еды. Иногда малыш может скушать тайком от родителей конфету, печенье или другое лакомство. Тогда аппетит точно пропадет. А родителям придется только смирится с тем, что ребенок не голоден.
Опасен и стереотип, когда родители думают, пусть хоть что-нибудь да съест за день. Перекусы мало-помалу истощают организм. Горсть печенья, например, раздражает слизистую желудка. При этом в итоге разовьется гастрит. Ребенок должен получать полноценную и сбалансированную, разнообразную и питательную пищу.
Основы правильного питания закладывают родители. Если родители питаются правильно, то и сложностей в питании детей не возникнет. Далее мы предлагаем главные правила питания для ребенка в год и старше. А также подробнее рассмотрим, что делать, если ребенок отказывается от еды.
Как правильно кормить ребенка после года
- Детей одного-двух лет рекомендуется кормить три-четыре раза в день. Однако если малыш постоянно не голоден и отказывайте кушать, попробуйте давать еду только два раза в день. Некоторым деткам и этого достаточно;
- Избегайте перекусов, если малыш не голоден к ужину или обеду;
- Соблюдайте режим питания и кушайте в одно и то же время. Ребенок со временем привыкнет к расписанию и станет меньше капризничать;
- Кормите кроху едой небольшими порциями. Пища должна быть питательной, с содержанием витаминов и минералов. Давайте меньше десертов и сладостей;
- Подавайте личный пример. Кушайте с удовольствием, выбирайте правильное питание, вкусную и питательную еду. При этом не уговаривайте и не упрашивайте малыша, а ешьте молча и с аппетитом;
- Не ставьте условия. Например, если малыш не скушает кашу, не пойдет гулять или играть. Лучше скажите, наоборот, ты хорошо погулял, а теперь нужно и покушать;
- Готовьте разнообразные блюда. Кушать одно и то же ребенку быстро надоест. Можно интересно и красиво украсить блюдо, чтобы заинтересовать кроху;
- Давайте ребенку самому выбрать, что он хочет скушать. В 1 год уже формируется полноценный аппетит, вкусы и предпочтения в еде;
- Не сажайте малыша за стол, когда уже все накрыто. Пусть малыш поможет расставить тарелки, разлить сок, положить ложки и так далее. За это время ребенок, видя и чувствуя еду, успеет проголодаться, и аппетит появиться;
- Вредное заблуждение состоит в том, что взрослым и детям полезно кушать одинаковую пищу. Если взрослому полезней пить кефир и потреблять фрукты, то малышу не нужно столько молочнокислых бактерий. Это легко приведет к дисбактериозу. Который проявляется в виде нарушения аппетита, диареей, рвотой, потерей жидкости;
- Не ругайте малыша, а находите повод для похвалы. Похвалите кроху, что он покушал, даже если не доел и скушал мало. Что сегодня он съел порцию быстрее или больше, чем вчера. Что покушал аккуратно и так далее. Это создаст положительное отношение и настрой к приему пищи;
- Не старайтесь привлечь ребенка к столу мультиками, игрушками, сказками и прочим. В обратном случае сформируется вредная привычка кушать за игрой, за телефоном, планшетом, телевизором либо компьютером. Это приводит к неправильному перевариванию пищи и нарушению в работе пищеварения;
- Не заставляйте кушать насильно! Впоследствии это может вызвать проблемы с пищеварением и даже отвращение малыша к еде. Это уже не питание, а насилие, которое ведет к появлению фобий и нервных расстройств.
Почему ребенок не ест прикорм
Мы рассмотрели варианты отказа от еды детей в 1 – в 2 года. Однако нередко возникают моменты, когда грудничок до годика отказывается от введения прикорма. Причин этому тоже может быть несколько. Возможно, младенец просто еще не готов к принятию взрослой еды. Не обязательно вводить прикорм строго в шесть месяцев. Это только рекомендуемый педиатрами возраст.
Многие дети на грудном вскармливании пробуют прикорм только в семь-восемь месяцев, а то и позднее. Ведь отказаться от вкусного и привычного маминого молока ребёнку трудно. Переживать, что он не наедается одним молоком, не стоит. Здесь важно наблюдать за состоянием, самочувствием и развитием малыша.
Однако оставлять попытки введения прикорма тоже не нужно. Если ребенок не хочет есть прикорм, не настаивайте. Подождите семь-десять дней и вновь предложите малышу взрослую еду. Здесь важно набраться терпения и сохранять спокойствие.
Новая взрослая еда часто кажется деткам невкусной. Пробуйте различные варианты блюд. Пусть малыш попробует и выберет то, что нравится больше. Следите, чтобы пища не была чересчур твердой или горячей. Грудничку предлагают мягкие и теплые блюда в виде пюре.
Часто грудничок отказывается от еды в период прорезывания зубов. Он испытывает сильный дискомфорт и боли. Иногда повышается температура и слюноотделение. В такой момент пропадает любой аппетит. Поддержать и успокоить кроху сможет мамино молоко. Поэтому при прорезывании зубов не рекомендуется вводить прикорм. Кроме того, грудной малыш, как и ребенок постарше, может отказаться от еды во время болезни.
Новый продукт может вызвать аллергическую реакцию. Поэтому при включении новых ингредиентов в меню важно наблюдать за самочувствием крохи. Не забывайте делать промежутки в три-пять дней между введением разных продуктов. Кроме того, еда должна быть качественной. Иначе она вызовет проблемы с пищеварением и отказ от прикорма.
Что делать, если грудничок не ест прикорм
Сначала выясните причину такого поведения, а затем начинайте устранять ее. Если это аллергия или нарушение стула, измените рацион и дайте крохе восстановиться. Прорезывание зубов нужно пережить. А при заболевании, в первую очередь, важно вылечить ребенка и обеспечить обильное питье.
Не кормите и не запихивайте еду насильно, иначе грудничок испугается такой настойчивости. Важно, чтобы новая еда не заменяла грудные кормления в полной мере. Комаровский и другие педиатры советуют отказываться от ГВ постепенно и поэтапно. Это станет меньшим стрессом и для мамы, и для малыша. Кроме того, ребенок будет знать, что молоко не отобрали. И что он может кушать и то, и другое.
Постарайтесь вовремя подхватить интерес к пище, когда тот только появился. Здесь можно применить метод педагогического прикорма. Кроху сажают вместе со взрослыми и дают попробовать минимальные дозы стандартной еды, которую кушает вся семья.
Каждое новое блюдо давайте только на голодный желудок. Важно, чтобы ребенок проголодался. Если оно не понравилось, предложите крохе другое, а к этому вернитесь через неделю. Сначала даем прикорм, а затем при необходимости докармливаем молоком или смесью. Еще больше советов, как наладить прикорм ребенка, если он не хочет кушать, вы найдете по ссылке https://vskormi.ru/breast-feeding/rebenok-ne-est-prikorm-chto-delat/.