Национальная одежда в россии: Русский народный костюм – история появления, описание русского национального костюма, особенности и значение деталей – Русский национальный костюм, обзор женской и мужской одежды

Содержание

Национальная одежда России

У национальной одежды России довольно богатая история — ей более чем тысяча лет. В каждом отдельном регионе есть свои особенности костюма, которые различаются по материалам изготовления и социальному положению. И несмотря на это есть общие определения, которые объединяют все виды костюмов в один стиль.

Женская российская национальная одежда

Национальная российская одежда, как правило, имело два направления: одежда крестьян и наряды горожан. Традиционной цветовой гаммой и по сей день считается красный и белый, хотя применялись и другие оттенки. Для пошива крестьянской одежды использовались более дешевые ткани, но женщины умело компенсировали это различного рода декоративными элементами, вышивкой, кружевом и бисером.

Национальные одежды народов России делились на несколько категорий. У каждой возрастной категории был свой наряд, начиная с детского, девичьего, и заканчивая костюмом для замужней дамы и старухи. Также костюм делился по назначениям на повседневный, свадебный и праздничный.

Главной особенностью, которая объединяла русский народный костюм всех регионов, являлось многослойность. Обязательно должна была быть накидная одежда, которую, как правило, надевали через голову, и распашная, имеющая пуговицы сверху донизу. Многослойность была присуща не только знати, но и простым крестьянам.

Российская национальная одежда для женщин включает в себя:

  • рубаху, которая является основным элементом традиционного наряда. Крестьяне шили ее из хлопковой ткани или изо льна, богатые дамы использовали шелк;
  • сарафан, который надевался поверх рубахи. Имел трапециевидную форму, в основном применялся в северо-русских областях и был трех видов: прямым, распашным и глухим.
  • душегрею, которую одевали поверх сарафана. У крестьян это был праздничный наряд. Шили ее из дорогих тканей, таких как бархат и парча;
  • поневу (набедренная одежда, чем-то напоминающая фартук), которую носили только замужние женщины;
  • гаишник, шерстяной широкий пояс, который завязывался на талии и фиксировал поневу;
  • головной убор. У замужних и незамужних были разные головные уборы. К примеру, девушки носили ленты, обручи, простые повязки, и волосы были лишь частично прикрыты. У замужних же наоборот, все волосы должны были быть спрятаны под головным убором, кикой, поверх которой надевался убрус (платок). Также у замужних женщин был праздничный головной убор — кокошник;
  • молодые девушки украшали себя различными жемчужными ожерелками. Богатые женщины украшали шею заборочником (подковообразный воротник,полностью вышитый жемчугом и бисером).

В каждой области и губернии одежда украшалась особенной вышивкой с применением характерных тому или иному месту цветов и орнаментов.

 

Национальные костюмы народов России — Ladiesvenue.ru

Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями.

Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России.

Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.

Русский национальный костюм

Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.

Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю.

Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма — многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.

Русская национальная одежда сочетала в себе красоту и функциональность. Она должна быть свободной. Более богатые варианты, которые носили бояре, были подбиты мехами.

Особенности национальной одежды в России:
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Татарский национальный костюм

Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.

Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

Башкирский национальный костюм

Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному лекалу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин — глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.

Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.

Якутский национальный костюм

Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов.

Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.

Дагестанский национальный костюм

Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он формировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали изменения, однако основа оставалась неизменной.

Для мужчин традиционный комплект — это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги и головной убор- меховая папаха. Дагестанские женщины одевались согласно мусульманской традиции — в платье, полностью покрывающее тело, и платок, такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием окраса.

Костюмы других народов России:

Адыгейцы

Буряты

Калмыки

Марийцы

Мордовцы

Цыгане

Чеченцы

Чуваши

Чукчи

Национальные костюмы, особенность русских национальных костюмов :: SYL.ru

У каждого народа есть свои, сложенные веками, традиции, обычаи, история своего развития и, соответственно, свои оригинальные и неповторимые национальные наряды.

Национальные костюмы, традиции

Есть прекрасная традиция: использовать национальный костюм не только на какой-либо народный праздник, но и в периоды досуга, например, среди друзей и родственников. Такой яркий, красочный и позитивный момент жизни можно наблюдать в Швеции, Германии, Америке и других странах, что вызывает уважение.

Это зрелище по-своему привлекательное, завораживающее, доброе и красочное.

Национальные костюмыКаждый человек обязан знать историю своей нации. Принадлежность к определенным вековым традициям и обычаям даёт ему ощущение значимости в жизни.

На формирование любого народного костюма со своим специфическим орнаментом, кроем и другими особенностями немалое влияние оказывали окружающие факторы: климат, уклад жизни, географическое положение и основные занятия нации.

Национальные костюмы (фото) России

Россию населяют народы различных национальностей: русские, татары, мордва, удмурты, башкиры, чуваши, калмыки и др. Каждая нация ценит и бережно хранит свою индивидуальную и богатую культуру, особенно свои народные костюмы.

Национальные костюмы, фотоНа Руси все национальные костюмы с давних времен имели неповторимые особенности в зависимости от региона и нации и, кроме того, у каждого народа подразделялись на повседневные и праздничные.

По одежде можно было судить о человеке, откуда родом, к какой нации и социальному классу он принадлежит. Во всех национальных костюмах, особенно в их отделке издавна заложена символичная, свойственная только определенной нации информация об обычаях, роде, занятиях и разнообразных событиях.

Покрой одежды, их орнамент и детали вобрали в себя индивидуальную особенность всех российских народов — красоту и трудолюбие.

Русская народная одежда: история появления

Учёные определили, что русский национальный костюм начал формироваться еще в XII веке. Причем носили его и бояре, и крестьяне, и даже цари до XVIII столетия. Принудительная смена одежды на европейский манер произошла по указу Петра I, считавшего, что для России является очень важным и торговое, и культурное общение с Европой, а стиль одежды не соответствует этому. Да и для проведения каких-либо работ она была не очень удобна. Только крестьянам было разрешено носить национальные костюмы.

Видимо, это был политический шаг, а возможно, и просто дело вкуса Петра I. С тех самых пор русский колорит сохранился в основном у крестьян. Причем в те времена указом царя было даже запрещено производить и продавать русские народные наряды, и за нарушение закона были введены штрафы, и даже предусмотрено лишение имущества.

Виды русского национального костюма, особенности

Есть четкое разделение в русском традиционном наряде на повседневный и праздничный виды одежды.

Основное отличие русского национального костюма — это многослойность, удивительное богатство отделки и довольно простой, почти прямой или слегка расклешенный крой силуэта. Цвета одежды в основном были яркие, веселые.

Русский национальный костюмПри всём многообразии народной одежды на Руси основную массу женского костюма представляли сарафанные комплекты северно-русский и южнорусский (он более древний). А рубаха везде и всегда была незаменимой основой женских нарядов. Обычно они шились из льняного полотна или хлопка, ну а более дорогие — из шёлковой ткани.

Практически все русские национальные костюмы дополнялись красивыми украшениями на воротниках и рукавах рубах и платьев: вышивкой, пуговицами, тесьмой, блёстками, узорами и аппликациями. Часто неповторимый орнамент украшал и нагрудную часть рубахи. Причем все эти дополнения в различных губерниях и областях отличались и были индивидуальными, особенными.

В любой стране и у каждого народа важной частью образа нации, государства и культуры является своя традиционная национальная одежда.

Народный костюм — это своего рода один из способов заявления о себе в государственных и даже в мировых масштабах.

Национальные костюмы народов России

Национальные костюмы народов России

Россия — огромная страна. Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России. Национальные костюмы народов России различные.

Кавказ. Россия.

Россия

Люди на Руси

Зимний женский костюм

Крестьянская невеста, 1800-е годы, Мордовская республика, Россия 1800-е годы.

Псковские женщины

Русские женщины. Воронеж, Россия

Женщина из Башкирии

Женщина из Казани, Восточная Россия

Женщина из Калуги, Россия

Женщина с Камчатки

Казанский татарин, Восточная Россия

Камчатка

Крестьянин

Купчиха из Калуги, Россия

Молодая русская женщина

Монгольская шаманка в Иркутской области, Россия

Русская женщина

Русская женщина, Россия, недалеко от Финляндии

Русская женщина

Русская женщина

Русский мужчина

Национальный костюм, Кавказ

Русский мужчина

Татарская женщина, Казань, Восточная Россия

Татарская женщина, Южная Россия

Торговец Калуги, Калужская область, Россия

Турецкая женщина из Томска

Человек с Кавказа, Россия

Народный костюм России

народный костюм россии

Наиболее ярким и самобытным элементом любой культуры без преувеличения можно назвать народный костюм. По его покрою, особенностям отделки можно судить об укладе жизни, традициях, исторических и социальных процессах прошлых веков. А такой широтой образов и красочностью народных костюмов, как в Росси, пожалуй, не обладает ни одна страна в мире.

История народного костюма России

Народный костюм, женский в частности, не имел единой установленной формы для всех жителей России. Даже в пределах разных губерний отличался состав и крой костюма, цвет и ткани. В северных и центральных районах женщины, преимущественно, носили сарафаны, а в южных областях – поневу. Рассматривая эти два, исторически сложившиеся, вида одежды, можно сделать несколько обобщенное описание женского народного костюма России. Так сарафан пришел в Россию из Персии (в переводе с перского – почетная одежда) и впервые его одела жена Ивана Грозного царица Софья. Позже он (сарафан) полюбился и простому народу. Сарафан мог быть на кокетке, прямой или косоклинный. Под него надевали рубаху из отбеленного холста. В летнее время на сарафан могли надевать еще один широкий, маленький сарафанчик – летник или коротенька, епанечка. В прохладную погоду носили душегрею. Обязателен был головной убор – кокошник, кичка, сорока и другие. Девушки могли носить простую ленту или повязку. Народный костюм юга России представлен более древним видом одежды – поневой – распашной юбкой из трех, иногда пяти, не сшитых полотнищ, которая держалась на специальной тесьме – гашнике. Как правило, она шилась из полушерстяной ткани в клетку и богато украшалась тесьмой, лентами, вышивкой, пуговицами. По клеткам и цвету ткани поневы можно было определить не только губернию или уезд, но даже деревню, в которой жила женщина. А также ее статус – замужняя или вдова, по какому поводу надета эта одежда. Поневу надевали на рубаху с расшитыми рукавами и подолом.

Непременным атрибутом одежды был фартук, который тоже по-разному украшали, особенно праздничный. В качестве украшения использовали вышитые, набивные или тканые узоры и орнаменты. Они несли в себе определенную символику: круг – солнце, квадрат – засеянное поле, и так далее. Орнаменты в народном костюме России служили также своеобразным оберегом от злых сил и вышивались там, где одежда заканчивалась и касалась открытого тела – на вороте, манжетах и подоле. Узоры в народном костюме России выполнялись шерстяными, льняными, шелковыми нитями, которые окрашивались природными красителями в синий, черный, реже коричневый, зеленый и желтый цвета. Белого цвета добивались путем выбеливания. Но преобладающим цветом в народном костюме женщин России был красный – цвет огня и солнца. Считалось, что этот цвет отпугивает темные силы. Особое внимание уделялось и украшениям – кольцам, браслетам, ожерельям, серьгам. Они тоже служили определенного рода оберегом, талисманом от нечистой силы и сглаза.

Народные костюмы народов России

Россия – огромное государство. Кроме самого многочисленного народа – русских, на его территории проживали и другие, более или менее многочисленные народы. И каждый из них имел свой костюм с самобытными узорами, техниками пошива. Накладывали отпечаток также климат и особенности быта определенных регионов. Так народы Сибири, занимавшиеся в основном оленеводством, охотой, рыболовством, для изготовления одежды использовали шкуры животных – лося, оленя, нерпы. Одежда, как правило, шилась в виде комбинезона или длинной меховой рубахи с капюшоном и была призвана максимально защищать от холода. А вот на Северном Кавказе и Дону женщины носили платья кубельком и штаны по типу турецких.

Народный костюм – это огромный пласт культуры любого народа, который надо уважать и сохранять.

 

Чеченский костюм — Википедия

Чеченский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался чеченцами в повседневном и праздничном обиходе.

Традиционный мужской костюм соответствовал эталону мужской красоты, подразумевавшему стройность, широкие плечи, узкую талию. Костюм включал в себя несколько комплектов одежды для различных обстоятельств. Дорожный комплект включал в себя бурку, башлык и папаху, которые, собственно, и превращали комплект в дорожный[1].

Бурка[править | править код]

Бурка (чеч. верта) представляет собой войлочный плащ. Без бурки не обходился ни один горец. Бурки бывали двух типов. Первый тип имел узкие плечи, колоколообразную форму, не имел ворса и был длиной ниже колен. Такой буркой пользовались пастухи. Второй тип имел трапециевидную форму, ворот застёгивался кожаными петлями или завязывался шнурками. Края бортов такой бурки украшались вышивкой или галунами[2].

Чеченские бурки считались лучшими на Кавказе. Капли дождя скатывались по шерсти, поэтому бурка не промокала даже под проливным дождём. Бурка не прилегала плотно к телу, поэтому давала возможность скрывать оружие и свободно стрелять. Бурки изготовлялись чеченцами не только для себя, но и на продажу. Для казаков, которые покупали бурки в том числе и у чеченцев, бурка также вошла в быт и стала частью воинской одежды[2].

Горская бурка была престижным одеянием и в России. Её носили и высшая знать России, и российские императоры. Она оказалась настолько удачным изобретением, что за время существования не претерпела никаких изменений

[3].

Черкеска[править | править код]

Черкеска (чеч. Чоьа) являлась самой распространённой мужской одеждой на Северном Кавказе. В настоящее время она вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила статус парадной и праздничной. Ряд исследователей считает, что слово имеет тюркское происхождение: «чер» — дорога, «кесмек» — отрезать. Похоже, что так тюркоязычные кочевники называли жителей Кавказа, контролировавших горные перевалы и тем препятствовавших перемещению кочевников[3].

Черкеску впервые шили подростку в 10-12 лет. В крестьянской среде черкеску шили, как правило, на вырост. На положение в обществе указывали качество ткани и её отделка. Цвет черкески определялся цветом использованной шерсти и мог быть серым, коричневым, бурым, чёрным, бежевым или белым. Черкеска была праздничной одеждой и имелась не у каждого горца. Её одевали когда шли на свадьбу, вечеринку, в мечеть, общественные места. При выезде за пределы села костюм дополнялся буркой и башлыком. Полный выходной комплект имели только зажиточные люди

[4].

Появляться на людях в расстёгнутой черкеске имели право только глубокие старцы[5]. У многих народов Кавказа считалось неудобным появиться в общественном месте без черкески. Кавказский мужской костюм был целиком воспринят значительным числом российских мужчин, прежде всего различными группами расселившихся от Чёрного до Каспийского моря казаков. В начале XIX века этот костюм стало носить русское офицерство[6].

Газырница[править | править код]

Газырница являлась кавказской формой патронташа. Она нашивалась на черкеску на уровне груди и представляла собой ряд газырей (чеч. Бустамаш) — цилиндрических карманов в которые помещалось заранее отмеренное количество пороха и пуля. Кроме того, газыри защищали грудь от пуль и холодного оружия. Они располагались по 7-8 штук по обе стороны груди. Появление газырниц связано с появлением огнестрельного оружия. Постепенно газырница утратила прикладное значение, став декоративным элементом кавказской одежды. Головки, выступающие из карманчиков, стали делать из рога, кости или серебра[7].

Башлык[править | править код]

Представители чеченского народа во время провозглашения Чеченской АО (январь 1923 года). Многие делегаты с башлыками.

Башлык (чеч. ЦIуккуй) — тёплый головной убор с длинными концами, одеваемый поверх головного убора. Название происходит от тюркского «баш» (голова). У всех народов Кавказа башлык был устроен одинаково. Различия заключались в пошиве и покрое. Для украшения башлыка использовались золотое шитьё, галуны, тесьму. Богато украшенный башлык был неотъемлемой частью наряда жениха. Невестка дарила родственникам мужа красиво расшитый башлык как достойный подарок[8].

Особенность башлыка — длинные лопасти, которыми можно было обмотать шею или поясницу, защитить лицо от ветра или скрыть его, чтобы остаться неузнанным. Размер башлыка определялся фасоном папахи и одетый поверх неё должен был закрывать плечи[9].

Бешмет[править | править код]

Портрет барона П. Врангеля в черкеске, бешмете и папахе

Бешмет (чеч. ГIовтал) имел высокий стоячий воротник, и длинные, сужающиеся к кистям рукава. Воротник и рукава застёгивались на сделанные из шнурка пуговицы-узелки. Ниже пояса бешмет расширялся. Нижний край бешмета был чуть выше колен. Бешметы у стариков были длиннее и утеплялись слоем ваты или шерсти. Праздничные бешметы шились из плотной хлопчатобумажной ткани, а у зажиточных людей — из атласа, шерсти или шёлка, зачастую ярких расцветок. Бешменты для повседневного ношения шились из тёмных тканей: чёрных, коричневых, тёмно-серых. Чаще всего бешмет одевался под черкеску. Первоначально бешметы одевались прямо на тело, нижние рубахи появились позднее[10]. Бешмет всегда был короче черкески[11].

Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника, а лёгкий укороченный бешмет защитного цвета — прототипом гимнастёрки[12].

Кавказская рубаха[править | править код]

Наряду с бешметом среди чеченцев была распространена так называемая кавказская рубаха. Многие сходные с бешметом черты (высокий стоячий воротник, узелки-пуговицы, сходный покрой) позволяют утверждать, что она ведёт своё происхождение от бешмета. В отличие от бешмета рубаха была короче и не имела сужения в талии. Впоследствии при изготовлении рубахи стали использовать заводские пуговицы. Рубаха шилась из сатина, шёлка, «чёртового полотна», а впоследствии ещё из крепдешина. Праздничная рубаха имела светлые цвета, а повседневная — тёмные[13].

Штаны[править | править код]

Штаны первоначально шились из домотканного полотна. Чтобы их можно было заправлять в ноговицы они сужались книзу. Нательная одежда входила в состав нижнего белья только у зажиточной части населения. Между штанинами вшивался большой ромбовидный клин, что делало штаны удобными для верховой езды и бега[14].

Обувь[править | править код]

Обувь чеченцев мало отличалась от таковой у соседних народов. Мужчины носили лёгкие сапоги из тонкой кожи поднимавшиеся до колен. Штаны заправлялись в сапоги. Зажиточные горцы носили сапоги и чувяки (чеч. Кӏархаш) из цветного сафьяна[15]. Мужчины также носили рабочую обувь (чеч. Наьӏар мачаш) из грубой сыромятной кожи с плетёной подошвой[16].

Для ношения в горах изготавливались сапоги с грубой кожаной или деревянной подошвой с подковами[17].

Ноговицы (чеч. Пезагаш) одевались поверх штанов и плотно облегали ноги от щиколоток до колен. Ноговицы были специфической частью костюма чеченцев. Они были удобны для пешеходов и всадников, защищали от конского пота, веток и камней. Ноговицы изготавливались из сукна, иногда из войлока, а парадные — из сафьяна[17].

Но наиболее распространённой была обувь из сыромятной кожи со швами на носке и заднике (чеч. Наьӏармачаш). Её одевали на босу ногу[18].

Головной убор[править | править код]

Чеченцы брили головы, что способствовало обычаю постоянно носить головной убор. Мужчина на людях появлялся всегда в головном уборе, который не снимали даже в помещении. Поскольку головной убор имел статусное и этическое значение, то он должен был быть наилучшего качества и на него не жалели денег. Значение головного убора отражено в чеченских пословицах «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя», «Шапку носят не для тепла, а для чести» и целом ряде других. Для чеченца не было более значимого подарка, чем папаха[17].

Папаха (чеч. Холхазан куй) являлась традиционным мужским головным убором. Под словом «холхаз» в настоящее время подразумевается каракуль. На деле же для изготовления папах использовался смушек. Папахи у чеченцев были высокими, расширяющимися кверху, с выступающим над бархатным или суконным донышком околышем. Нижний край папахи должен был быть на толщину пальца выше бровей[19].

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Махмуд Эсамбаев никогда не снимал свою папаху. Композитор Никита Богословский по этому поводу говорил: «Самые неудобные места в зрительном зале — это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе»[20]. Эсамбаев был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе[21].

Бытовали и другие виды головных уборов: меховая шапка (чеч. Кхакхан куй), пастушья шапка (чеч. Жаӏуьнан куй), каракулевая шапка (чеч. Бухарин куй). Существовали также различные вариации: папахи, целиком изготовленные из меха; шапки с меховым околышем и верхом из сукна или бархата; из овчины со стриженным мехом; из цветной ткани[22].

Также были популярны войлочные шляпы, которые называли «мангалан куй» (чеч. Шапка косаря). Их обычно носили в тёплое время года при выполнении сельских работ. Шляпа имела форму полусферы с большими мягкими полями[23].

Пояс[править | править код]

Пояс (чеч. Доьхка), помимо прочего, служил целям, связанными с военными условиями или приближенными к таковым. Он увешивался оружием и принадлежностями, связанными с уходом за ним. На поясе носили кинжал, мешочек с кресалом и трутом, пульницу, коробочку с жиром для смазки оружия, другими принадлежностями воина и путника[24].

Во второй половине XIX — начале XX веков были популярны узкие кожаные ремни. На одном конце они имели металлическую пряжку, через которую продёргивался другой конец пояса с металлическим наконечником. Такие пояса были доступны каждому и они были элементом повседневной одежды. Другим видом пояса были ремни из ткани или войлока[24].

И мужская, и женская одежда изготавливались женщинами. Навыки изготовления одежды передавались из поколения в поколение. Небогатые женщины для изготовления одежды использовали высококачественное домотканное сукно. Высшее сословие изготавливало одежду из дорогих привозных тканей: шёлка, атласа, бархата. Фасон женской одежды был схож с мужским: платье походило на черкеску; куртка на вате напоминала бешмет[25].

В XIX веке горянки носили рубахи (чеч. Коч) с разрезом на груди и стоячим воротником. Рубаха шилась из хлопка и шёлка и по длине доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава закрывали кисти. Рукава праздничных рубах спускались почти до пола[25].

Свадебное платье[править | править код]

Свадебные платья (чеч. Гӏабали) дошли почти неизменными до наших дней. Их шили из белого или светлого шёлка. Для украшения использовали галуны, кружева, металлические застёжки, подвески, иногда золотое шитьё. Под платье поверх рубашки одевался бархатный приталенный бордовый или голубой кафтанчик с нашитыми серебряными накладками с позолотой, которые были видны в вырезе платья. Свадебное платье перетягивалось медным или серебряным поясом с позолотой. Пластинки пояса имели гравировку или накладки с филигранью и соединялись между собой шарнирами, украшались драгоценными или полудрагоценными камнями: агатом, сердоликом, бирюзой. Рукава платья спускаются почти до земли[26].

Тёплая одежда[править | править код]

В холодное время женщины носили распашную одежду из шёлковой или хлопчатобумажной ткани, стёганную на тонком слое шерсти или ваты, которая имела покрой черкески с узким рукавом. Тулупы, которые носили чеченки, шились обычно из овчины. Состоятельные женщины покрывали тулупы различными тканями. Тулупы и шубы были одеждой женщин старшего возраста. Молодёжь предпочитала утеплённые бешметы[27].

Обувь[править | править код]

Женская и мужская обувь имела много общих черт. Богатые чеченки носили башмаки, туфли и галоши местного производства. Более распространённой среди менее обеспеченной части населения была сыромятная обувь[18].

Праздничная женская обувь (чеч. Пошмакхаш) представляла собой туфли с глухим носком без задника на твёрдой подошве с небольшим каблучком. Носок такой обуви часто делался из цветной кожи или бархата и украшался вышивкой[28].

Детская одежда не имела половых различий. Обычно она переходила от старших детей к младшим или перешивалась из старой одежды взрослых. Различия в одежде появлялись только в подростковом возрасте[28].

  1. ↑ Асталов, 2017, с. 4.
  2. 1 2 Асталов, 2017, с. 5.
  3. 1 2 Асталов, 2017, с. 10.
  4. ↑ Асталов, 2017, с. 21.
  5. ↑ Асталов, 2017, с. 18.
  6. ↑ Асталов, 2017, с. 11.
  7. ↑ Асталов, 2017, с. 129—130.
  8. ↑ Асталов, 2017, с. 75, 78.
  9. ↑ Асталов, 2017, с. 79.
  10. ↑ Асталов, 2017, с. 80—81.
  11. ↑ Асталов, 2017, с. 140.
  12. ↑ Правила ношения казачьей формы Архивировано 10 июля 2008 года.
  13. ↑ Асталов, 2017, с. 84.
  14. ↑ Асталов, 2017, с. 89.
  15. ↑ Асталов, 2017, с. 94.
  16. ↑ Асталов, 2017, с. 97.
  17. 1 2 3 Асталов, 2017, с. 99.
  18. 1 2 Асталов, 2017, с. 162.
  19. ↑ Асталов, 2017, с. 100—101.
  20. ↑ Афоризмы — Никита Богословский
  21. ↑ Абдулла Эсамбаев: «Его невозможно было не любить» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 ноября 2018. Архивировано 18 ноября 2018 года.
  22. ↑ Асталов, 2017, с. 101.
  23. ↑ Асталов, 2017, с. 120.
  24. 1 2 Асталов, 2017, с. 122.
  25. 1 2 Асталов, 2017, с. 143.
  26. ↑ Асталов, 2017, с. 156.
  27. ↑ Асталов, 2017, с. 161.
  28. 1 2 Асталов, 2017, с. 163.
  • Дааев Х., Асталов В. Традиционная национальная одежда чеченцев. — Махачкала: «Алеф», 2017. — 200 с. — 300 экз.