1812-1813. Карл Рехберг. Народы России. Описание нравов, обычаев, костюмов и др. Часть 3: humus — LiveJournal
1812-1813. Карл Рехберг. Народы России. Описание нравов, обычаев, костюмов и др.
1812-1813. Карл Рехберг. Народы России. Описание нравов, обычаев, костюмов и др. Часть 2
Собрание сибирских и китайских купцов у Кяхтинского городничего
Китайские купцы
Китайский офицер
Монгольский татар на китайской границе
Монгольский лама
Идолы братских татар
Музыкальные инструменты братских татар
Нерчинский базар
Камчадальская собачья почта
Курилец
Алеуты
Житель Лисьих островов
Коряки
Остяк
Внутренность остяцкой зимней юрты
Самоеды
Самоеды одетые в медвежьи кожи
Самоеды на ночном торгу в Обдорске
Тунгусская колдунья
Тунгусский шаман
Тунгусы выходящие из зимнего стана
Чукотская баба с детьми
Якутский священник
Якуты
Вотячка
Обзор истории национального костюма коренных малочисленных народов России
Селькупы (Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Томская область, Красноярский край) зимой носили меховые сокуи, летом одежду из крапивного волокна, рыбьей кожи. С XIX века одежда вытесняется русской крестьянской.
Сету (Псковская область) сродни эстонцам, их национальный женский костюм таков. Рубаха, пояс, косынка, набедренное полотенце, головная повязка, сарафан, фибулы и цепи с подвесками. Симпатично.
Одежда сойтов (Бурятия) мне, как бурятке, кажется скучной и незамысловатой копией одежды моего народа. Я была разочарована, когда не нашла ничего более или менее интересного.
Тазы — метисный этнос в Приморье. Считается, что тазы образовались как результат смешанных браков китайцев, маньчжуров, удэгейцев, нанайцев. Одежда, соответственно, напоминает китайскую.
Теленгиты (Алтай) носили крытые тканью меховые шубы, летом – халаты. Украшения выполняли функции оберегов. Интересны теленгитские шапочки с жесткой конусовидной тульей, сшитые из кожи домашних и меха диких животных.
Одежда телеутов (Кемеровская область) в основном тканевая, основа – холщовая рубаха и кафтан. Крой рубахи: подмышками вшита ластовица, перед украшен нагрудником.
Традиционно нагрудник декорирован полыми пуговицами и вышитыми золотой нитью квадратами. Мне показались интересными серебряные украшения телеутов, особенно второе.
Тофалары (Иркутская область) носили одежду из оленьих шкур и унты из камусов. Костюм, украшения, обувь тофов примитивны, но удобны: сейчас многие охотники-промысловики возвращаются к национальной одежде. Шкуры животных умело тонировали, продымляя над кострами и придавая тем самым нужный оттенок и прочность. Ниже – костюм шамана и чехол как пример декора у тофаларов.
Тубалары (Алтай) использовали ткани: шелк, бязь, холст, украшали одежду бисером, тесьмой, птичьими перьями.
Тувинцы-тоджинцы носили валяные куртки: кыстан — зимняя куртка охотника. Любили серебряные серьги, кольца, чеканные браслеты.
Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно, праздничный вариант шили их шелка и декорировали вышивкой и аппликациями. Традиционный узор можно рассмотреть на берестяном удэгейском клатче.
Ульчи(Хабаровский край) покупали ткань на халаты у китайских и русских купцов, использовали как утеплитель вату. Интересно, что этнографы насчитали 12 видов обуви у ульчей. Ниже – хлопчатобумажный вариант.
Хантышироко использовали замшу, сукно, ситец.
Поверх такого ситцевого платья женщины надевали шешкан-сах — халат, украшенный на манжетах, подоле и полах аппликацией или меховой мозаикой. Орнамент преимущественно зоо- и растительноморфный: ветви березы, заячьи уши, след соболя, оленьи рога, щучьи зубы.
Традиционный промысловый костюм челканцы (Алтай) шили из войлока. «Шуба из простеганного войлока, покрытого кендырем, – писал этнограф А.В. Адрианов, – считается теплой, легкой, прочной, не стесняющей движений промышленника, которому приходится сделать на лыжах сотни верст, таща за собой легкие нарты с припасами и главное не промокает в такой степени, как промокает нагольный тулуп». Обувь челканцев — сапоги одок с холщовым или кожаным голенищем.
Чуванцы (Чукотка) надевали зимой кухлянку и меховые штаны, летом – ровдужью камлейку. Основная обувь — торбаса (култы, сутуры, калипляки, соткари) и сары – сапоги на мягкой подошве из оленьей или нерпичьей кожи.
У чукчей нашла примеры практичности: занятно, что для пошива штанов и обуви использовалось покрытие яранги (жилище чукчей), которое продымлено и не коробится от влаги. Специально демисезонную одежду не шили: летом носили выношенную зимнюю. Ниже на женщине современные серебряные украшения, стилизованные под национальные.
Чулымцы (Томская область, Красноярский край) носили крытые тканью шубы: женщины щеголяли в беличьих и лисьих с шелковым покрытием, мужчины – носили отороченные мехом росомахи и выдры синие кафтаны с воротником-стойкой. Интересно, что штаны шили из налимьих, то есть рыбьих шкурок. К сожалению, современные чулымцы утрачивают свою культуру, язык, это беда большинства малочисленных народов.
И снова на запад:
«Вспоминаю о тебе, любимый
Адыгеи край неповторимый.
Полюбил я горные вершины,
Это ты, Шапсугия моя!» — отплясывают лезгинку артисты ансамбля «Шапсугия». Можно сравнить историческую зарисовку со сценическим нарядом шапсугов и похвалить последних за верность традициям. Чем меня всегда поражали кавказцы, так это умением уместно и при этом колоритно выглядеть в национальном костюме и на сцене, и на празднике, и в жизни.
Шорцы (Хакасия, Алтай) знали ткацкий станок, из домашнего текстиля шили платки, портки, халаты. Ниже – схемы шабыров, на которых хорошо видно, как халаты скроены, что расширяются они за счет чабу – клинооборазных вставок. Интересно, что в качестве портянок шорцы использовали предварительно высушенную траву (озангат).
Эвенкибыли любителями бахромы. Нарядно, но промысловый вариант наверняка не такой «мохнатый». Заинтересовавший меня головной убор из целой шкуры с головы оленя я не нашла, наверное, он хорош: отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером.
Эвены, соседи эвенков по тундре, носили похожую одежду, но крой кафтана у них отличался: борта спереди не сходились и дополнялись обязательным длинным нагрудником. Ниже – эвенские перчатки-хаир.
Красноярские энцы зимой носили парки с пришитыми к рукавам варежками. Ниже – сокуй, к его капюшону энцы прикрепляли олений хвостик. Для чего? Очень любопытно… Несколько раз я встретила упоминание о том, что у северных народов мужские парки были глухими, а женские – распашными. И только сейчас меня осенило, почему. Причина проста и очевидна – грудное вскармливание.
Эскимосы, которые в песенке эскимо едят в морозы, владели техникой шитья из птичьих шкурок. Вспомнилось, что не так давно мои земляки из Бурятии запатентовали особый способ выделки птичьих шкур, позволяющий шить из них одежду, шапки, обувь. В царской России шкурки гагар были экспортным товаром. Интересно, смогут ли улан-удэнские предприниматели «раскрутить» технологию – сейчас так много говорят об инновациях, а тут – хорошо забытое старое плюс качество, проверенное Арктикой.
Но вернемся к эскимосам: женские кухлянки шились с заплечным мешком, в который помещался ребенок. Мне сразу вспомнились встроенные в куртки слинги. Я так и не решилась себе такой купить, а носила простой на кольцах.
У юкагиров (Якутия, Магаданская область) я, наконец, нашла фото детского мехового комбинезона, который распространен среди многих северных народов России. И не могу в заключение не выложить картинки с юкагирским охотником: уж больно колоритен.
На этом все: материал собран, обработан, проанализирован, опубликован. За Вами оценка. Надеюсь, не слишком утомила музейными экспонатами. Впрочем, тут придутся кстати плюсы сайта: всегда можно переключиться на какую-нибудь неделю моды)
Источник http://fashiony.ru
Поделиться ссылкой:
Национальные костюмы народов России и их особенности
Старинные вещи никогда не выходят из моды. Хоть в наше время вряд ли можно встретить человека, идущего по улице в национальном костюме, но все же помнить о них и знать, как они выглядят, должен каждый житель страны. А бывают и те, кто использует один элемент из старинного наряда в своем модном образе, это придает некую изюминку и неповторимость. Те вещи, которые носили наши бабушки и прабабушки, уже считаются антиквариатом, и многие попросту хранят их в сундуках или шифоньерах. Национальные костюмы народов России отличаются большим разнообразием тканей, фурнитуры, цветов, узоров и методов пошива. То есть в разных уголках необъятной страны носили мало похожие национальные наряды. Каждый из костюмов отличается друг от друга, но, тем не менее, все они являются особенными для своего народа.
Каждый костюм народов России по-своему уникален
Как уже выше говорилось, в России собрано множество народов. В разных краях в прошлые времена национальные костюмы народов России имели разный цвет, фасон и ткань. Вот, к примеру, в Костроме девушки и женщины одевались в весьма яркие, красиво оформленные костюмы.
А главным отличием от других был большой оригинальный кокошник. А в Нижнем Новгороде девушки предпочитали кокошникам красивые повязки, расшитые золотыми и серебряными нитями. Такой аксессуар украшали даже драгоценными камнями. И, кстати, в Нижегородском районе никогда не носили лаптей. Там больше предпочитали привлекательные сапожки на небольших каблучках, которые были покрыты материалом, очень напоминающим нашу современную обувь. Девушки и женщины с севера России тоже немного отличались своим нарядом от остальных. Их костюмы были весьма сдержанны и неимоверно красивы. А их главным атрибутом был не только изящный, но и практичный головной убор. Он умело укрывал волосы девушки от чужих взглядов. Ведь в те времена это был весьма строгий обычай. Хоть такой головной убор и назывался кокошником, он не был похож на аксессуар, который носили костромские девушки. Хозяйка обшивала свой головной убор красивыми нитями и изысканными жемчужинами.Как приобрести национальный костюм
Наверное, всем известно, что оригинальные национальные костюмы народов России все время шились вручную. Поэтому такой наряд считается уникальным, так как символика, материал и цвета были похожи, но каждый себе мастерил его в индивидуальном стиле. И из-за того, что прошло уже много лет, такие костюмы считаются антиквариатом. Поэтому приобрести их будет весьма сложно. Придется тщательно поискать, и, возможно, попадется несколько предложений. Но, конечно, они вряд ли будут оригинальными. Скорее всего, это похожий по цветам и стилю наряд, сшитый в наше время.Элементы костюма
Главным компонентом русского наряда является рубаха. Славится она своими вышивками, ведь по орнаменту можно было сказать, какой социальный статус у ее владельца, рассказать его историю. И, естественно, стиль и метод пошива этих рубах в каждой губернии были своеобразными и уникальными. Вот, к примеру, жители Московской губернии носили рубахи с длинным рукавом, а в Тульской и Рязанской их шили в виде туники, которая была украшена вышивкой и состояла из нескольких полотнищ. А наряды, которые были яркого красного цвета, обшиты драгоценностями и кружевами, любил народ Архангельской губернии. Смелые и отважные люди этого края привнесли в народный костюм много декоративно-прикладных элементов.
Особенные национальные костюмы народов России
С уверенностью можно сказать, что каждый наряд по-своему уникален. Для каждой части страны он является собственной визитной карточкой. Особенно приятно увидеть вживую эти национальные костюмы народов России. Картинки хоть и не заменят этих впечатлений, но смогут визуализировать представление о нарядах.
Народный костюм России
Наиболее ярким и самобытным элементом любой культуры без преувеличения можно назвать народный костюм. По его покрою, особенностям отделки можно судить об укладе жизни, традициях, исторических и социальных процессах прошлых веков. А такой широтой образов и красочностью народных костюмов, как в Росси, пожалуй, не обладает ни одна страна в мире.
История народного костюма России
Народный костюм, женский в частности, не имел единой установленной формы для всех жителей России. Даже в пределах разных губерний отличался состав и крой костюма, цвет и ткани. В северных и центральных районах женщины, преимущественно, носили сарафаны, а в южных областях – поневу. Рассматривая эти два, исторически сложившиеся, вида одежды, можно сделать несколько обобщенное описание женского народного костюма России. Так сарафан пришел в Россию из Персии (в переводе с перского – почетная одежда) и впервые его одела жена Ивана Грозного царица Софья. Позже он (сарафан) полюбился и простому народу. Сарафан мог быть на кокетке, прямой или косоклинный. Под него надевали рубаху из отбеленного холста. В летнее время на сарафан могли надевать еще один широкий, маленький сарафанчик – летник или коротенька, епанечка. В прохладную погоду носили душегрею. Обязателен был головной убор – кокошник, кичка, сорока и другие. Девушки могли носить простую ленту или повязку. Народный костюм юга России представлен более древним видом одежды – поневой – распашной юбкой из трех, иногда пяти, не сшитых полотнищ, которая держалась на специальной тесьме – гашнике. Как правило, она шилась из полушерстяной ткани в клетку и богато украшалась тесьмой, лентами, вышивкой, пуговицами. По клеткам и цвету ткани поневы можно было определить не только губернию или уезд, но даже деревню, в которой жила женщина. А также ее статус – замужняя или вдова, по какому поводу надета эта одежда. Поневу надевали на рубаху с расшитыми рукавами и подолом.
Непременным атрибутом одежды был фартук, который тоже по-разному украшали, особенно праздничный. В качестве украшения использовали вышитые, набивные или тканые узоры и орнаменты. Они несли в себе определенную символику: круг – солнце, квадрат – засеянное поле, и так далее. Орнаменты в народном костюме России служили также своеобразным оберегом от злых сил и вышивались там, где одежда заканчивалась и касалась открытого тела – на вороте, манжетах и подоле. Узоры в народном костюме России выполнялись шерстяными, льняными, шелковыми нитями, которые окрашивались природными красителями в синий, черный, реже коричневый, зеленый и желтый цвета. Белого цвета добивались путем выбеливания. Но преобладающим цветом в народном костюме женщин России был красный – цвет огня и солнца. Считалось, что этот цвет отпугивает темные силы. Особое внимание уделялось и украшениям – кольцам, браслетам, ожерельям, серьгам. Они тоже служили определенного рода оберегом, талисманом от нечистой силы и сглаза.
Народные костюмы народов России
Россия – огромное государство. Кроме самого многочисленного народа – русских, на его территории проживали и другие, более или менее многочисленные народы. И каждый из них имел свой костюм с самобытными узорами, техниками пошива. Накладывали отпечаток также климат и особенности быта определенных регионов. Так народы Сибири, занимавшиеся в основном оленеводством, охотой, рыболовством, для изготовления одежды использовали шкуры животных – лося, оленя, нерпы. Одежда, как правило, шилась в виде комбинезона или длинной меховой рубахи с капюшоном и была призвана максимально защищать от холода. А вот на Северном Кавказе и Дону женщины носили платья кубельком и штаны по типу турецких.
Народный костюм – это огромный пласт культуры любого народа, который надо уважать и сохранять.
«Геометрия в национальных костюмах народов России»
Логачёва Алиса Андреевна
МБОУ ош №25 ,7класс
Научный руководитель: Фролова Елена Николаевна,
8-910-353-77-58, [email protected]
Я выбрала эту тему потому, что мне было интересно узнать, какие национальные костюмы были у русского народа и народов других национальностей, проживающих на территории России.
Проблема:
Почему народы России используют геометрию в пошиве узоров на национальных костюмах?
Цель:
Определить какие геометрические фигуры чаще всего используются в национальных костюмах народов России.
Задачи:
-Изучить национальные костюмы народностей: татарского , ненецкого , удмуртского , русского народов .
-Рассмотреть и изучить национальные костюмы жителей Липецкого края: сёл Романово и Колыбельского.
-Проанализировать часто встречающиеся геометрические фигуры в национальных костюмах.
-Изучить использование геометрических форм и линий в практической деятельности человека;
— Воспитывать чувство гордости за традиции родного края.
Гипотеза.
Исследуя национальные костюмы народов России, мы обнаружили связь орнаментов с геометрическими фигурами.
Актуальность.
Покупая одежду, люди не обращают внимания на то, что отделка на одежде состоит из различных геометрических фигур (ромбов, треугольников, кругов, овалов ,прямых и волнистых линий), и это позволяет выглядеть стильно и модно. Данное исследование можно использовать при изучении математики .
Методы исследования: анализ теории, наблюдение
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. Авторы З.А. Зорина, И.И. Полетаева; — М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
Терещенко А.В. История культуры русского народа: одежда. – М.: ЭКСМО, 2007. — 736с.
Этикет и стиль: большая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010. – 320с.
Оглавление.
I.Введение.
II.Основная часть
1. Связь геометрии с национальными костюмами народов России
2. Ненецкий костюм.
3.Удмуртский костюм.
4.Татарский костюм.
5.Русский костюм.
6.Костюмы Липецкого края.
А) Романовский костюм.
Б) Колыбельский костюм.
7. Символика геометрических фигур.
III.Заключение.
I.Введение.
Россия — многонациональное государство. Её населяют более 180 национальностей , народностей и этнических групп . Это русские , татары , башкиры , чуваши , буряты , мордва , калмыки , карелы , якуты , ханты , манси и многие другие . Каждый народ самобытен , имеет свою культуру , вносит свой вклад в общее дело развития России . Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальными одеждами , обычаями , традициями , национальной кухней , праздниками , песнями , танцами , музыкальными инструментами , или , точнее говоря , культурой .
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие из одного района области в другой и увидеть каким разнообразием отличалась русская народная одежда, в основе которой лежат геометрические фигуры. Ответить на главный вопрос: «Как люди , не умеющие читать и писать, так мастерски владели геометрическими фигурами при шитье одежды и придавали глубокий смысл геометрического орнамента в вышивке национального костюма». Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, — мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.
II.Основная часть.
1. Связь геометрии с национальными костюмами народов России
Много веков складывался и сохранялся народом образ национальной одежды. У всех народов России имеется свой национальный костюм, отличающийся характерными элементами в одежде. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны. Национальный костюм представляет собой геометрическое пространство, составленное из отдельных точек, фигур с огромным количеством взаимных связей.
2. Ненецкий костюм.
Одним из достоинств одежды северных народов является практичность. Она рассчитана не только на суровый климат, но и на специфику труда и быта
Из числа верхней национальной одежды женская традиционная зимняя шуба – ягушка занимает особое место.
Ее основная функция – согревать, защищать от снега, дождя, ветра . Длинная, почти до щиколотки, и просторная, она представляет собой своеобразную модель жилища – чума.
Конструктивные части ягушки очень символичны: белый пушистый воротник – как верхнее дымовое отверстие чума означает связь и дорогу к духам , орнамент – образ огня, жизни, семейного очага, темный подол – связь с землей .
Излюбленные узоры ненецких орнаментов – это растительные и геометрические.
Чаще всего используются полоски прямоугольной формы и линии. Линия – это геометрическая фигура, получающаяся безотрывным движением карандаша по бумаге. Они украшают в основном женский национальный костюм ненцев .
Полоски , линии, треугольники , дуги , овалы и круги украшают подолы ягушек, рукава и манжеты. Также в их национальной одежде нередко встречается мозаика. Она обязательно должна быть в контрастной гамме.
3.Удмуртский костюм.
Эксперты называют удмуртский национальный костюм самым ярким, живым и колоритным среди народов России . Типичная для него комбинация цветов – белый, черный и красный.
Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника, обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек.
В удмуртской национальной одежде чаще всего встречаются ромбы, квадраты, треугольники, звезды. Ромб – это параллелограмм, имеющий равные стороны. Ромб называется квадратом, если все его углы прямые Квадрат – это четырехугольник, у которого все четыре стороны и углы одинаковы. Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек и трех отрезков, попарно их соединяющих. Звезда – это определённый вид плоских невыпуклых многоугольников, не имеющий, однако, однозначного математического определения. Их вышивали на фартуках. Это любимые узоры удмуртов, они украшали в основном только праздничную национальную одежду. . Костюм, украшенный узорами, превращался в подлинный шедевр прикладного искусства.
4.Татарский костюм.
В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.
Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой Выходной обувью считались туфли и сапожки. Они были узорчатыми .Обувь украшали аппликации в форме кругов, овалов, треугольников,
В татарской национальной одежде чаще всего встречаются полосы и позумент. Позумент — это золотая, серебряная или медная тесьма Он находился на подоле камзола .
Головной убор имел форму цилиндра, украшенного геометрическими фигурами. Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды)
5.Русский костюм.
У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Часто встречался орнамент на тканях .Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.
С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.
Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные . Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета.
Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками . Узор на костюмах состоял из геометрических фигур: квадратов, ромбов, прямоугольников.
. Орнамент русского костюма нес космическую символику:
знаки плодородия – это сложные ромбы, ромбы с точками по середине; колесо с зубчиками и крестом – это означает небо, дождевые облака и солнце;
зигзаги, разводы – это символы воды небесной.
Количество зубцов, крестов, ромбов связывалось с рядом магических чисел или кратно им: 3, 4, 5.
И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью.
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным . Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины , который имел форму треугольника.
Русскую национальную одежду украшали вышивка, тесьма, различные разноцветные пуговицы, блестки, аппликации, узорные вставки, треугольники, прямоугольники, окружности, ромбы, овалы и кресты. Причем три последних из них украшали только наряды замужних женщин.
Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине (ромбы, кресты, квадраты) . Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).
6.Липецкий край
Романовский костюм отличают яркие цвета и их насыщенность – сочетаются синий и зеленый, черный и золотой, розовый и синий, зеленый и красный. В комплект костюма входило: рубаха, юбка, подшейник, головной убор, носивший название башлык или кокошник и обязательный атрибут, имевший особую значимость и по количеству отражающий материальное положение владелицы – стеклянные бусы в форме шариков. Достаток семьи также отражало качество материи, из которого был изготовлен костюм и количество атласных лент прямоугольной формы. Рубаха была расширенной книзу, имела форму трапеции .Она была плотной, с основой, чтобы придать костюму четкость линий. На полочке — складки, застроченные до средины. Выполнялась отделка атласными лентами, пришитыми к основе. Из ленточек делали бант или украшение в виде цветка, круга. По линии атласной ленты пришивали кружево, собранное в мелкую складку. Обилие разнообразных кружев вообще отличает Романовский костюм, что в настоящее время также является актуальной тенденцией. Рюшку, кроме того, расшивали тамбурным швом. В Романовском костюме также были представлены растительные орнаменты вышивки – деревца, геометрические фигуры – овалы, кружочки.
В кружочки вставляли цветные лоскутки атласа (бирюзовые, розовые, зеленые).
На спинке заложены две мелкие складки, сзади, с изнаночной стороны рубаха уплотнена тканью для придания четкости ее линиям. Низ рубахи также отделан белым или молочного цвета покупным кружевом. Рукав рубахи называли «дутым», с ¾ рукава отделывался рюшкой и полосами атласных лент ( 2-3 ) и завершался белым кружевом.
Нижняя юбка – из плотного сукна, по низу вышита тамбурным швом, преимущественно красно-черным цветом. Широкая верхняя юбка была сшита из красного, зеленого атласа или сатина, присобрана на поясе в мелкую складку. По низу также нашивались атласные ленты разных цветов, и выполнялась отделка рюшкой из мелкой складки, обшитой кружевом и узкими лентами.
Особым разнообразием цветов отличались фартуки. Верх фартука также был присобран. К низу пришивались узкие ленты или вшивалась атласная вставка и тюль с вышивкой, по краю — кружево.
Подшейник представлял собой полосу ткани, обшитую рюшами в мелкую складку с петелькой и пуговицами. Назначение подшейника состояло в том, чтобы не пораниться стеклянными бусами.
Головной убор очень примечателен. Состоял он из сложного по покрою башлыка и наголовника. Наголовник имел полукруглую форму и был снабжен двумя тесемками, завязывающимися на затылке. Он состоял из внутренней части (белая ткань), отделанной части из бисера, металлических пайеток (в более позднее время), стеклянных бусинок разных цветов. Край отделывали белым шитьем в мелкую складку. Башлык надевался на наголовник, под который подбирались волосы, и завязывался сзади на длинные завязки, обработанные кружевом, тонкими шерстяными нитками с блестками, бисером.
3. Колыбельский костюм.
Женский костюм села Колыбельского Липецкой области очень уникален. По исследованиям этнографов, далекие предки жителей этого села были переселенцами из Литвы, с течением времени они обрусели, но в женском костюме сохранили главные элементы литовского — плиссированную юбку, называвшуюся в Колыбельском поневой, из одноцветной темно-красной шерстяной ткани, у рубашки — стояче-отложной воротник с острыми концами,имеющими форму треугольников. Неизменным элементом праздничного костюма молодой женщины была шейная «обмотка» (большая связка круглых бус ) с большим количеством прямоугольных лент .
Вышитые рубахи с черными клетчатыми поневами и яркие вышитые, обязательно с красными кумачовыми полосами .
7. Символика геометрических фигур.
Геометрические фигуры в вышивке имели определенный смысл. Каждый народ старался показать в орнаменте основные занятия населения, символику природных явлений и добрых качеств человека.
Так круг символизировал –солнце, которое так нужно земледельцу, также круг-это символ вечной
жизни, долголетия, что люди с радостью желали друг другу и выражали это через
вышивку.
А треугольник имел вообще очень большое символическое значение:
Треугольник, основанием вниз обозначал – огонь, как источник тепла и уюта в доме,
Треугольник, основание вверх обозначал — землю, как источник пропитания.
III.Заключение
Роль геометрии в жизни человека огромна.
В ходе работы мы рассмотрели национальные костюмы ненецкого, удмуртского, татарского и русского народов, в которых ярко выражены мотивы геометрии. Мы пришли к выводу, что с самых древних времен геометрия проникла и надежно закрепилась в национальной одежде. В результате исследования мы выделили основные геометрические фигуры, характерные для каждого костюма: треугольник, трапеция, прямоугольник, окружность, овал. В дальнейшем планируется исследовать костюмы других народностей.
Приложения.
Ненцы.
Одежда ненцев –ягушка.
Жилище ненцев.
Удмурты.
Татарcкая национальная одежда.
Позументы
Русская национальная одежда.
Село Романово Липецкого края.
Село Колыбельское Липецкого края.
Геометрия в национальных костюмах россии
Геометрия в национальных костюмах народов России
Исследовательский проект
Содержание
Пояснительная записка
Тема нашего проекта «Геометрия в национальных костюмах народов России».
Мы выбрали эту тему потому, что нам было интересно узнать, какие национальные костюмы были у русского народа и других народностей, проживающих в России.
Проблема: Почему народы России используют геометрию в пошиве узоров на национальных костюмах?
Цель: Определить какие геометрические фигуры чаще всего используются в национальных костюмах народов России.
Задачи:
Изучить национальные костюмы народностей: татарский народ, ненецкий народ, удмуртский народ, русский народ.
Проанализировать часто встречающиеся геометрические фигуры в национальных костюмах.
Изготовить каталог для изучения, с детьми дошкольного возраста, математике и национальных костюмов.
Актуальность: Покупая одежду, люди не обращают внимания на то, что на ткани много геометрических фигур, но это позволяет выглядеть стильно и модно. Данное исследование можно использовать при изучении, с детьми дошкольного возраста, математики, а также народов России и их национальных костюмов.
Методы исследования: анализ теории, наблюдение.
Национальные костюмы народностей: татарский народ, ненецкий народ, удмуртский народ, русский народ
Национальная одежда является одним из важнейших источников истории и культуры того или иного народа. Характер одежды, ее форма, покрой, материал дают возможность определить территориальную принадлежность, возраст, пол, социальный статус обладателя.
Рассмотрим костюмы русского народа, татарского, ненецкого и удмуртского. Мы выбрали именно эти народы потому, что они проживают на Урале.
Ненцы.
Одним из достоинств одежды северных народов является практичность. Она рассчитана не только на суровый климат, но и на специфику труда и быта. Национальная одежда ненцев, в связи с сохранением традиционного образа жизни, востребована и в настоящее время.
Из числа верхней национальной одежды женская традиционная зимняя шуба – ягушка занимает особое место. Ее основная функция – согревать, защищать от снега, дождя, ветра – доведена до совершенства. Длинная, почти до щиколотки, и просторная, она представляет собой своеобразную персонифицированную модель жилища – чума.
Конструктивные части ягушки очень символичны: белый пушистый воротник – как верхнее дымовое отверстие чума означает связь и дорогу к духам «Верхнего мир», орнаментированный стан – образ огня, жизни, семейного очага, темный подол – связь с землей.
Как и зимний чум ягушка изготавливается из меха оленя в два слоя: верхняя часть ягушки шьется ворсом наружу, внутренняя часть подшивается мехом вовнутрь. Для декорирования ягушки используется орнамент. В основе орнаментальных полос на стане и рукавах – мозаика в контрастной цветовой гамме. Композиция орнаментов выражает представление ненцев о единстве и равноценности противоположностей: светлого и темного, зимы и лета, мужского и женского, добра и зла.
В качестве летней одежды ненцы используют суконную ягушку. По покрою, она напоминает зимнюю ягушку из меха, но отличается тем, что в нижней части стана имеет вставные клинья. В отношении декоративной отделки летняя ягушка бывает трех видов. Первый вид представляет собой изделие не имеющее декоративной отделки, чаще черного или серого цвета из плотного сукна, для носки в прохладные дни лета или в дождь. Второй вид представляется одеждой оформленной исключительно цветными полосками по подолу, рукавам, обшлагам и клиньям. Третий вид – орнаментированная ягушка по тем же конструктивным линиям. Орнамент обычно выполняется в контрастной цветовой гамме и дополняется полосками цветного сукна.
Поскольку ягушка является традиционной одеждой народов Севера, то в подборе цветового соотношения всего изделия сложились определенные правила. Если основная часть изделия может быть любого цвета, то к остальным деталям: подолу, клиньями, манжетам и обшлагам требования более жесткие. Они должны быть более темных, контрастных оттенков. Горловина изделия обрамляется воротником в виде полоски меха, длиной чуть ниже груди. Роль застежек выполняют шесть или семь пар тесемок из ровдуги или сукна, пришитых друг против друга. На концы тесемок обычно завязываются металлические подвески, колечки, бусины, цепочки.
Ненецкая ягушка обязательно подпоясывается. В женском поясе обязательно должна присутствовать массивная металлическая пряжка, символически защищающая солнечное сплетение – одно из основных энергетических центров человека. Ярким и функциональным дополнением национального женского костюма в летнее время является платок, а в зимнее время – меховой капор. (приложение 1, рис.1)
Мужская одежда состоит из малицы и меховой обуви. Малица – глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). К рукавам наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. Подол малицы обшивается опушкой высотой 20-25 см из шкуры осеннего крупного оленя.
Канинские и колгуевские малицы по покрою более узкие и облегающие фигуру. Капюшон заменяется отдельной шапкой, а по краю горловины пришивается воротник-стойка.
Малицу носят с поясом, поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом: там держат кисет с табаком и трубку. Пояс – это главный атрибут ненецкой одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа — точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами — сяр ся – металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным. Пояс обычно кладут возле постели. По представлениям ненцев пояс указывает на соединение сакрального (чистого) верха и материально (телесного) низа. Пояс является одним из атрибутов материального благосостояния и элементом украшения одежды. Пояс носят с пятилетнего возраста до конца жизни.
В морозы, пургу поверх малицы ненцы одевают совик. Совики бывают летние и зимние. Зимний совик шили из меха трёхмесячного телёнка – няблюя осеннего забоя. Эта одежда отличается от малицы и шьётся мехом наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Совик не имеет рукавиц, но имеет капюшон с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или хвостов песца. Носят его без пояса, он является одеждой для улицы, и в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Летние совики шили из сукна разного цвета (чёрного, серого, синего, зелёного цвета), а современные ненецкы – и из брезента.
Штаны шили из пыжика или пашин оленёнка мехом к телу. Верхняя часть штанов разреза не имела, на талии они поддерживались с помощью вздержки из ровдуги, иногда ремешки просто пришивали и завязывали. Штанины спускались значительно ниже колен и заправлялись в меховые чулки.
Обувь ненцев состоит из меховых либтов, которые шили из осенней шкуры оленя, и пимов.
Пимы незаменимая обувь в условиях северного климата. Шьют их из камусов, шкурок оленьих ног. Подошву пимов шьют из щеток – шкурки меж копытной части ног оленя. На щетке волос жёсткий, упругий, благодаря этому снег не прилипает к подошве. Пимы подвязываются под коленом ремешком или шнурком, плетённым из покупной крашеной шерсти. Пимы украшают полосами белого, чёрного камуса ворсом сверху вниз. Делали полоски в центральной части пимов в горизонтальном направлении выше колена и в середине голени.[3]
Удмурты.
Для женского нательного костюма характерны рубаха – дэрем – из белого холста или синей пестряди, штаны, фартук, чулки. Перед выходом из дома женщины надевали кафтан – зыбын – для работы, по праздникам жилет – камзол – из яркой бархатистой ткани с позументом. Основу мужского костюма составляла белая рубаха и штаны из синей пестряди, поверх которых надевали кафтан – шортдэрем – из белого холста.
Праздничная одежда украшалась техникой браного ткачества. Любимыми были узоры в виде ромбов, квадратов, треугольников, звезды. Костюм, украшенный узорами, превращался в подлинный шедевр прикладного искусства. (Приложение 1, рис.2)
Как для мужчин, так и для женщин повседневной одеждой служили суконные или холщовые зипуны – дукэс. Их обязательно подпоясывали: женщины – тканым поясом, мужчины – кожаным ремнем с кольцами для ножа и топора. Теплой зимней одеждой являлись шубы, бешметы, овчинные шапки, шали. Многие их виды были заимствованы у башкир.
Еще более своеобразны типы головных уборов и украшений. Мужчины носили на голове тюбетейки, схожие с башкирскими. Поверх надевали овчинные шапки или войлочные шляпы с полями. У женщин был обычай носить манай – небольшую шапочку с пришитыми спереди монетами и поверх его чалму из полотенца, которым голова обвивалась так, что его концы спускались на спину. Девушки тоже надевали манлай, на него – укочачаг, сверху – колпак. [1, 56]
Старинными украшениями были височные кольца из серебряных монет – пель-узы, прямоугольные нагрудники из вышитой ткани – мылыуко (мылко) – с позументом, цепочками, серебряными монетами или дисками – сильсюмыс. Прическу украшали вплетенными шнурками с серебряными монетами. Девушки косу прикрывали тканью с пришитыми монетами. На руках носили кольца и браслеты.
На ногах носили лыковые лапти с косыми носками и холщовые онучи, по праздникам ходили в сапогах.
Эксперты называют удмуртский национальный костюм самым ярким, живым и колоритным среди народов России и бывших стран СНГ. Типичная для него комбинация цветов – белый, черный и красный.
Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника, обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике. [4]
Татары.
В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.
В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.
Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.
Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (хлопчатобумажные, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.
Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.
Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой. (Приложение 1, рис.3)
Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.
Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки. Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью. Верхней национальной татарской обувью были сапожки. Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком. [2, с.55]
Русские.
Русские национальные наряды – это сочетание насыщенных цветов и большого количества деталей, создающих полноценный образ. Несколько столетий назад всего по одному костюму можно было понять, из какой губернии или деревни приехал его носитель. Кроме того, русские умелицы для каждого особенного события создавали непохожие друг на друга торжественные наряды. (Приложение 1, рис.4)
Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные. Наши предки очень четко отделяли более простую одежду из грубых тканей с минимальным количеством декоративных элементов, от более красочных нарядов для особых событий. Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета.
Изначально на Руси все костюмы создавались умелыми женскими руками из плотных домотканых материалов. Это тоже делало наряды более особенными. Основными материалами для пошива нарядов были сукно, лен и шелк. Роль подкладки исполнял киндяк, специальная подкладочная ткань.
Наряды для женщин всегда были интереснее и разнообразнее мужских. Они представляли собой настоящие образцы искусства талантливых русских женщин. Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника. Нередко для дополнительного тепла под сорочницу одевалась еще одна плотная рубаха. [5]
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи.
Интересно, что на рубахах девушек, которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты.
Сарафан был основной одеждой. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.
Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.
Более древний, русский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной. Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.
Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.
Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.
И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью.
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным. На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кику и кокошник замужние женщины одевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.
Анализ часто встречающихся геометрических фигур в национальных костюмах
В ненецкой национальной одежде чаще всего используются полосы и линии. Линия – это геометрическая фигура, получающаяся безотрывным движением карандаша по бумаге.[7] Они украшают в основном женский национальный костюм ненцев. В ней больше всего орнамента, нежели в мужской. Полосы и линии украшают подолы ягушек, рукава, манжеты. Также в их национальной одежде нередко встречается мозаика. Она украшает стан и рукава. Мозаика обязательно должна быть в контрастной гамме. (Приложение 2, рис.2)
В удмуртской национальной одежде чаще всего встречаются ромбы, квадраты, треугольники, звезды. Ромб – это параллелограмм, имеющий равные стороны. Ромб называется квадратом, если все его углы прямые [8]. Квадрат – это четырехугольник, у которого все четыре стороны и углы одинаковы. Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек и трех отрезков, попарно их соединяющих. Звезда – это определённый вид плоских невыпуклых многоугольников, не имеющий, однако, однозначного математического определения. Их вышивали на фартуках. Это любимые узоры удмуртов, они украшали в основном только праздничную национальную одежду. Повседневная же почти не имела украшений [9]. (Приложение 2, рис.3)
В татарской национальной одежде чаще всего встречаются полосы и позумент. Позумент — это золотая, серебряная или медная тесьма (Приложение 2, рис.1). Он находился на подоле камзола Их мужская и женская национальная одежда почти не отличается друг от друга, и украшена в основном только женская [8]
Русскую национальную одежду украшали вышивка, тесьма, различные разноцветные пуговицы, блестки, аппликации, узорные вставки, ромбы, круги и кресты. Причем три последних из них украшали только наряды замужних женщин.
В общем, чаще всего в национальных костюмах татаров, удмуртов, ненцев и русских встречаются полосы, ромбы, линии. Это самые простые геометрические фигуры.
В современной одежде часто стали использовать орнамент русского народного костюма: различные полосы (Приложение 3, рис.1), ромбы (Приложение 3, рис.2)
Разработка каталога для изучения, с детьми дошкольного возраста, математики и национальных костюмов
Для создания каталога необходимо знать понятия:
Ромб – это четырехугольник, у которого все стороны равны.
Линия – это прямая черта, проведенная с помощью линейки.
Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.
Треугольник – это геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, е лежащих на одной прямой, и трех отрезков, соединяющих эти точки.
Звезда — это составленная из треугольных лучей, исходящих из общего центра, сливающихся в точке схождения.
Позумент – это лента из позолоченной таки, повязка.
Аппликация – это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картинок из кусочков бумаги, ткани и т.д. на фон.
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.
Крест — это геометрическая фигура, состоящая из двух или более пересекающихся линий, или прямоугольников. Угол между ними чаще всего составляет 90°.
На первой странице каталога будет титульный лист.
На второй – национальный костюм ненецкого народа, изображение самого костюма, рассказ о нем, основные элементы орнамента.
На третьей – национальный костюм удмуртского народа, изображение костюма, его описание, основные элементы орнамента.
На четвертой – национальный костюм татарского народа, его изображение, описание и основные элементы орнамента.
На пятой и шестой – национальный костюм русского народа, его изображение, описание и основные элементы орнамента.
Каталог на тему «Геометрия в национальных костюмах народов России». В данном каталоге речь идет о народных костюмах, в орнаменте которых находятся геометрические фигуры. Этот продукт может преподнести, как и фотографии, так и текст, в котором вы можете наблюдать описание одежды и геометрические фигуры в ее орнаменте.
Данный каталог будет применен в моей будущей профессии. С ним можно легко рассказать детям о национальной культуре России и основах математики.
Заключение
Нами была выбрана тема «Геометрия в национальных костюмах народов России», потому что было интересно узнать, какие народы проживают в России и какие у них национальные костюмы.
Мы выбрали четыре народа, которые живут на Урале: ненецкий народ, татарский, удмуртский и русский. Затем рассмотрели их национальные костюмы и проанализировали часто встречающиеся геометрические фигуры в орнаменте костюмов.
Далее решили, что продуктом будет каталог, который можно будет использовать в изучении, с детьми дошкольного возраста, народов. России и их национальных костюмов, а также математики. В нем рассказывается о народах и их костюмах, геометрических фигурах, которые часто встречаются в орнаменте этих костюмов.
Сложность проекта заключалась в разработке продукта. Было нелегко создать сам каталог и описать его. Также было сложно переделать некоторые определения геометрических фигур так, чтобы их смогли понять дети дошкольного возраста.
Список литературы
Квадрат. Формулы и свойства квадрата (электронный ресурс): электрон. журнал, «Изучение математики онлайн» – Режим доступа: http://ru.onlinemschool.com/math/formula/square/. – Дата обращения: 09.05.2018
Линии (электронный ресурс): электрон. журнал, «Геометрия и искусство» – Режим доступа: http://geometry-and-art.ru/alllines.html. – Дата обращения: 09.05.2018
Национальный костюм (Электронный ресурс): электрон. журнал, «Финно-Угорский культурный центр РФ» – Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ID=353&ELEMENT_ID=2391. – Дата обращения: 08.03.2018.
Оригинальный удмуртский национальный костюм (электронный ресурс): электрон. журнал, «FB.ru» – Режим доступа: http://fb.ru/article/272170/originalnyiy-udmurtskiy-natsionalnyiy-kostyum. – Дата обращения: 28.04.2018
Особенности национального русского костюма (электронный ресурс): электрон. журнал, «Матроны.ру» – Режим доступа: http://www.matrony.ru/osobennosti-nacionalnogo-russkogo-kostyuma/. – Дата обращения: 09.05.2018
Русский народный костюм (электронный ресурс): электрон. журнал, «Looks» – Режим доступа: http://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/russkie/. – Дата обращения: 09.05.2018
Татарский национальный костюм. [Электронный ресурс]: электро. Журнал «Национальный акцент» – Режим доступа: http://nazaccent.ru/content/5373-tatarskij-nacionalnyj-kostyum.html. Дата обращения: 28.04.2018
Чагин Г.Н. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе (текст) / Г.Н. Чагин // Народы и культуры Урала в 19-20 вв. / Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург: ИД «Сократ». 2002. – 296с.
Что такое ромб? (электронный ресурс): электрон. журнал, «ELY?W» – Режим доступа: https://elhow.ru/ucheba/geometrija/geometricheskie-ponjatija/chto-takoe-romb. – Дата обращения: 09.05.2018
Приложение
Приложение 1
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Приложение 2
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Приложение 3
Рис.1
Рис.2