Отношение к обломову родителей: Семья обломова и его родители в романе «обломов» гончарова, родители (отец и мать)

Содержание

Отношение Штольца и Обломова к семье и родителям – сочинение по роману Гончарова

Введение

Роман «Обломов» Гончарова не теряет своей актуальности и в наши дни, являясь гениальным социально-психологическим произведением в русской литературе 19 века. В книге автор затрагивает ряд вечных тем и вопросов, при этом не давая однозначных ответов, предлагая читателю самостоятельно найти решения описанных коллизий. Одной из ведущих вечных тем в романе является тема семьи, раскрытая на примере жизнеописания главных героев произведения – Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. По сюжету романа отношение Обломова к семье и родителям, с одной стороны, похоже, а с другой, кардинально отличается от отношения к семье у Штольца. Андрей Иванович и Илья Ильич, хотя и являются выходцами из одного социального строя, переняли разные семейные ценности и получили совершенно разное воспитание, которое в дальнейшем наложило отпечаток на их судьбу и становление в жизни.

Семья Обломова

С описанием семьи Обломова в романе «Обломов» читатель сталкивается в заключительной главе первой части произведения – «Сне Обломова».

Илье Ильичу снятся прекрасные пейзажи родной Обломовки, его спокойное детство, родители и слуги. Семья Обломова жила по своим собственным нормам и правилам, а основными их ценностями были культ еды и отдых. Каждый день они всей семьей решали, какие блюда нужно готовить, а после обеда вся деревня погружалась в сонное, ленное безделье. В Обломовке не было принято разговаривать о чем-то высоком, спорить, обсуждать серьезные вопросы – беседы между членами семьи представляли собой бессмысленные перебрасывания словами, не требующие дополнительной энергии и эмоций.

Именно в такой успокаивающей и по-своему угнетающей атмосфере рос Илья Ильич. Герой был очень любопытным, всем интересующимся и активным ребенком, однако чрезмерная забота родителей, отношение к нему как к тепличному растению привели к тому, что его постепенно поглотило болото «обломовщины». Более того, образование, наука, грамотность и всестороннее развитие в семье Обломова считались скорее капризом, излишеством, модной тенденцией, без которой прекрасно можно обойтись. Именно поэтому, даже отправив сына на обучение, родители Ильи Ильича сами находили множество причин, чтобы тот мог прогулять уроки, оставшись дома и предаваясь праздному времяпровождению.

Несмотря на чрезмерную опеку со стороны обломовского окружения, отношение Обломова к семье и родителям было самым благоприятным, он на самом деле любил их той спокойной любовью, которой было принято любить в Обломовке. И даже мечтая о том, как наладит свое семейное счастье, Илья Ильич представлял свои будущие отношения с женой именно такими, какие они были между его отцом и матерью – полные заботы и спокойствия, представляющие собой принятие второй половинки такой, какая она есть. Пожалуй, именно поэтому любовь Обломова и Ольги была обречена на расставание – Ильинская только на первый взгляд была похожа на идеал его мечтаний, на самом же деле она не была готова посвятить свою жизнь обычным бытовым радостям, которые для Ильи Ильича представляли основу семейного счастья.

Семья Штольца

Андрей Штольц в романе является лучшим другом Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Андрей Иванович рос в семье русской дворянки и немецкого бюргера, что не могло наложить отпечаток на и так восприимчивого к окружающему миру, активного и целеустремленного мальчика. Мать учила Андрея искусствам, воспитывала у него прекрасный вкус к музыке, живописи и литературе, мечтала, как ее сын станет видной светской личностью. Родители Обломова и Штольца были знакомы, поэтому нередко Андрея отправляли в гости к Обломовым, где всегда царило то помещичье спокойствие и тепло, которые были приемлемы и понятны его матери. Отец же растил из Штольца такую же практичную и деловую личность, какой был сам. Он, несомненно, был самым главным авторитетом для Андрея, о чем свидетельствуют моменты, когда юноша мог на несколько дней уйти из дому, но при этом выполнить все заданные отцом задания.

Казалось бы, чувственное материнское и рациональное отцовское воспитание должны были способствовать становлению Штольца как всесторонне развитой, гармоничной и счастливой личности. Однако этого не случилось по причине ранней смерти его матери. Андрей, несмотря на свой волевой характер, очень сильно любил мать, поэтому ее кончина стала для героя настоящей трагедией, дополнением которой стал эпизод прощения с отцом, когда тот, отправляя его в Петербург в самостоятельную жизнь, не смог найти даже слов ободрения для собственного сына. Пожалуй, именно поэтому отношение к собственной семье Обломова и Штольца отличались – Андрей Иванович редко вспоминал о своих родителях, неосознанно видя идеал семейной жизни в «обломовских», душевных взаимоотношениях.

Как повлияло воспитание на дальнейшую жизнь героев?

Несмотря на различное воспитание, отношение к родителям Обломова и Штольца более похоже, чем различно: оба героя уважают и любят своих родителей, стремятся быть похожими на них и ценят то, что они им дали. Однако если для Андрея Ивановича воспитание стало трамплином для достижения карьерных высот, становления в обществе и помогло выработать волю и практичность, умение достигать любых целей, то и так мечтательного от природы Обломова «тепличное» воспитание сделало еще более интровертным и апатичным. Первая же неудача Ильи Ильича на службе приводит к его полному разочарованию в карьере, а необходимость работать он быстро сменяет на непрерывное лежание на диване и псевдопереживание реальной жизни в мечтах и несбыточных иллюзиях о возможном будущем Обломовки. Примечательно, что оба героя видят идеал будущей жены в женщине, похожей на мать: для Ильи Ильича ею становится хозяйственная, кроткая, тихая, во всем согласная с мужем Агафья, тогда как Штольц, сначала увидев в Ольге образ, похожий на его мать, спустя годы жизни понимает, что это не совсем так, ведь ему нужно постоянно развиваться, чтобы оставаться авторитетом для своей требовательной, эгоистичной жены.

Тема семьи в «Обломове» является одной из наиболее важных, так именно через уяснение особенностей воспитания и становления героев читатель начинает понимать их жизненные цели и мотивы. Возможно, если бы Илья Ильич рос в семье прогрессивных буржуа либо мать Штольца не умерла так рано, их судьбы сложились по-другому, однако автор, точно изображая социальные реалии того времени, подводит читателя к вечным вопросам и темам.

Изобразив в романе два разных типа личности, два противоположных пути, Гончаров предоставил читателям обширное поле для размышлений над вопросами семьи и воспитания, актуальными и в наше время.

Тест по произведению

Родители Обломова (цитаты). Роль семьи в жизни Обломовых, характеристика семьи, описание

В романе И. С. Гончарова «Обломов» мы знакомимся с ленивым и апатичным героем, вся жизнь которого проходит в праздности и лежании на диване. Но все мы прекрасно знаем, что на наш характер, образ жизни и все наши привычки оказывает влияние семья, в которой мы росли. Так было и с Ильей Ильичом Обломовым.

Образ Обломовки мы можем увидеть во время сна Обломова: «…все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью…», «…Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным…», «…Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго…». Обломовцы больше всего на свете любили сытно поесть. После еды весь дом погружался в сон. Больше целей в жизни у них не было. Словно вся Обломовка жила во сне. Там даже не было важных и интересных событий. Всеми жителями владела скука и нежелание работать.

Родители Обломова – обедневшие дворяне. Когда-то богатая семья, Обломовы стали заметно беднеть, но «…для поддержания полноты и блеска старинной фамилии…» старались обустроить свой дом по модели состоятельных дворян – нанимали слуг и нянек для сына Илюши. Родители Илюши были так же ленивы, как и вся Обломовка. У них не было дел, все, чем они занимались – это прозябание и жизнь без цели и смысла.

Отец Обломова, Илья Иванович – человек добрый и искренний, но очень ленивый и праздный. «…Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе…». Отец его был наивен, доверчив, не имел в жизни целей и стремлений. Он любил откладывать дела на потом и пофилософствовать, поэтому в быту был не практичен.

Мама Ильи Ильича давно умерла. Но во сне он снова видит её. «…Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь…», «…И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку…». Мама Обломова тоже обладала ленью и праздно проводила свою жизнь, как и все обломовцы.

Кроме родителей, в доме Обломовых жили слуги и няня Илюши. Все они тщательно следили за барчонком. Захар, слуга Обломова-младшего, помнит его ещё «проворным и лукавым парнем». В детстве маленький Илья стремился познавать мир, но его никуда не пускали, всюду смотрели за тем, чтобы мальчик никуда не шел, чтобы не упал, не поранился. В итоге Обломов вошел в ритм жизни родителей и домочадцев и стал таким же ленивым.

Образ жизни всех жителей Обломовки наложил тяжелый отпечаток на судьбу Ильи Ильича – у него был природный шанс стать другим человеком. Но родители загубили в нем стремление жить активно. Поэтому он и стал таким – ленивым лежебокой, который ни к чему не стремится. Этот образ жизни привел героя к бессмысленной жизни и духовной гибели.

Оценка: 4 (22 голоса)

Отношение к семье и родителям Обломова и Штольца: сравнительная характеристика, воспитание

Автор Маргарита Малиновская На чтение 9 мин. Опубликовано

Роман «Обломов» Гончарова актуален и в нынешнее время. В произведении автор охватывает все аспекты жизни людей. Одной из ведущих тем в романе является семья. Отношение к родителям у Обломова и Штольца имеет как сходство, так и отличия. Для того чтобы понять, в чем разница, необходимо произвести анализ романа и сделать сравнительную характеристику двух персонажей. Сочинение на тему: «Роль семьи в жизни Обломова и Штольца» может встретиться на ЕГЭ.

Суть произведения

И. А. Гончаров написал свой роман, когда общественное устройство подверглось резкому переходу от старого русского устоя к новому и прогрессивному. «Обломов» затрагивает различные проблемы философии и социальные темы, которые актуальны в любое время. Идея романа заключается в противоположных героях, каждый из которых показывает свое отношение к неожиданно быстрой перемене в обществе: новое и активное социальное устройство сталкивается с устаревшими идеями.

Писатель ввел термин «обломовщина», чтобы изобразить давнишние помещичьи устои, которые приводят к деградации и жизненному застою российских мещан. Гончаров рассматривает людей старого порядка на примере одного основного персонажа — Обломова. Его детские годы прошли в далекой Обломовке, в атмосфере спокойствия и размеренности. Тихая и ленивая жизнь давно захватила всех обитателей поместья, а новые тенденции в мире совершенно их не трогают. Они считают, что

учеба, работа и развитие — это пустая трата времени.

Главный персонаж Обломов

Активность окружающего мира гнетет главного героя, и все вокруг пытаются вытащить его в свет, провести в прогрессивное и деятельное общество. Штольц и его практичные цели, Ольга и ритмичный образ жизни, да и другие персонажи в романе — представители совершенно иного мира, восхваляющие «городской» тип жизни.

Мечты и грезы им не интересны, их волнует исключительно практика и создание всего нового.

Обломов постепенно расходует силы, ему не хватает энергии, чтобы преодолеть умственную и физическую деградацию. Он не хочет расставаться с прошлым и даже желает избавиться от полноценной жизни, чтобы хоть на миг погрузиться в свои иллюзии и мечты. Это и есть для него счастье.

И. А. Гончаров не основывает вывод на чем-то конкретном. Обломов с его ложными идеалами и практичный Штольц скорее представляют отличный симбиоз, дополняют друг друга. Однако автор старается донести мысль до читателя, что прогресс в обществе игнорировать нельзя, иначе можно потерять интерес к жизни и сдаться.

Характеристика Обломова

Илья Ильич — это апатичный герой, предающийся мечтаниям. Он появился на свет в семье помещиков, где полностью проникся старыми устоями жизни своих родных. Приоритетами его существования были иллюзии и воображение, благодаря которым он мог нарисовать картину в голове и полностью ей проникнуться.

Его тип внешности внушает доверие читателям и досконально отображает внутренний мир героя. Он мягкий и чувственный, плавно передвигается и в то же время грациозно. Его облик наполнен нежностью:

Илья Ильич — это апатичный герой, предающийся мечтаниям

  • мягкие плечи;
  • маленькие пухлые руки;
  • вечно сонный;
  • несосредоточенный.

Комната Ильи Обломова сначала выглядит очень уютной и чистой, с красивой деревянной мебелью. Однако уже потом читатель начинает замечать, что вокруг героя паутина, пыль на зеркале, грязный ковер. Квартира выглядит неухоженной и даже заброшенной.

Персонаж Гончарова живет в своем собственном мире иллюзий, а реальность ему совершенно неинтересна. Когда герой видится со знакомыми, он не протягивает им руку для приветствия и даже не встает со своего дивана.

Тема воспитания, поднятая автором, заслуживает особого внимания. Далекое поместье в Обломовке сильно повлияло на героя. Его жизнь там сводилась к умиротворению и лени. Размеренный уклад людей включал в себя долгий отдых, сон после обеда, сытную еду. Однако когда Илья Обломов был совсем маленьким, его поведение сильно отличалось:

  • Он часто отправлялся на прогулки, изучая окружающий мир.
  • Постоянно размышлял и пытался воспроизвести в голове образ будущей жизни.
  • Его многое интересовало, и любопытство двигало героя вперед к мечтам.

Родительское воспитание основывалось на «тепличных условиях», Илюшу хотели предостеречь от работы и лишних трудностей. Именно это повлияло на мальчика и сделало его ленивым и апатичным, теперь его мысли и желания прятались в глубине сознания и воспроизводились только воображением.

Обломов и его слуга

Повзрослев, главный герой нанял слугу, перестал верить в активный образ жизни, отвергал труд, не испытывал никакой нужды в общении с другими людьми. Илья сохранил в себе черты чувственного ребенка, верящего в сказки, но решить даже маленькую проблему оказался уже не в состоянии.

Писатель и сам проникается доверием к герою своего романа, поэтому обращается к его положительным чертам характера: доброта, нежность и способность к сочувствию. Таким образом он показывает, какова главная сущность обычного человека с хорошими чертами и слабостями, тянущими его вниз.

Образ Штольца

Хоть Андрей и второстепенный персонаж, но играет очень важную роль в произведении Гончарова. Его натура полностью противопоставлена главному герою, при этом они дружат еще с детства. Илья Обломов — слабовольный и ленивый, а Андрей Штольц в сравнении с ним — предприимчивый и активный. И здесь вновь возникает тема воспитания, потому что именно она влияет на персонажей романа. Мысли, которые родители вкладывают в головы своих детей еще в детстве, формируются в идеологию, которая сопровождает их уже во взрослой жизни.

Внешнее описание Андрея Штольца таково:

  • подтянутый и крепкий, хоть и худой;
  • немного смуглая кожа;
  • ровный цвет лица.

Образ Штольца

Рожден в семье предпринимателя и обедневшей дворянки, поэтому коммерческая жилка в нем была еще с детских лет. Отец учил его национальному рационализму, целеустремленности и трудолюбию. А мать — чтению хороших книг и светскому образованию. Дом их был наполнен демократическими порядками и абсолютным отсутствием полного надзора над ребенком.

Чрезмерная опека в их семье возбранялась, никто Андрея не защищал от проблем жизни, его учили справляться с ними самостоятельно. Суть воспитания отца заключалась в поощрении мальчика, когда он учился и развивался, потому что в этом виделся единственный путь к самодостаточности. Это сработало, в доказательство есть такая цитата из произведения: «Он, несомненно, был самым главным авторитетом для Андрея, о чем свидетельствуют моменты, когда юноша мог на несколько дней уйти из дому, но при этом выполнить все заданные отцом задания».

Строгость и требовательность отца и ранняя кончина матери повлияли и на работу Андрея в столице, потому что именно отец отправил его учиться самостоятельной жизни. Петербург стал для героя миром возможностей.

Штольц отличатся активной жизненной позицией и стремлением к развитию, ему нравится достижение целей. Хороший ум, оптимистичность, любовь к добропорядочным и искренним людям, которые не пытаются добиться его расположения обманом — вот настоящий образ героя.

Именно своей честностью так любим Обломов Андрею. Хоть он и ленивый, апатичный и не хочет социально развиваться, в нем кроется нежность чувств и доброта, которую очень ценит Штольц. Он даже старается помочь своему близкому другу и знакомит его с Ильинской. Однако вскоре рушатся отношения Ольги и Обломова. А для Штольца семейная жизнь с этой девушкой все-таки сложилась. Однако их союз не основан на любви и страсти, скорее на крепкой и полной уважения дружбе.

Все старания Штольца повлиять на Обломова сводятся к неудаче. И единственное, что остается герою после смерти очень дорогого друга, взять на воспитание его маленького сына, обеспечив ему счастливую и полную любви жизнь.

Отношение к родителям и семье

У Штольца и Обломова совершенно разное воспитание, что не могло не отразиться на их будущем. Тема семьи в романе И. А. Гончарова занимает самое важное место и полностью раскрывает вопросы общества того времени.

Илья с мамой

Семья и дом Ильи изображаются в главе «Сон Обломова». Он постоянно возвращается мыслями к невероятно красивым пейзажам и своему спокойному детству, вспоминает родителей и слуг, вкусную еду и сон после обеда. В Обломовке не велись беседы о серьезных вещах и не возникали споры. Там царило умиротворение и покой, поэтому члены семьи чаще перебрасывались бессмысленными комментариями, которые не несли в себе высокого смысла.

Илья был активным ребенком, но постоянная опека со стороны родителей ограничивала в нем любознательность. Несмотря на это герой очень любил свою семью, испытывая к ним нежные и мягкие чувства.

Все по-другому было в семье Штольца. Чувственность мамы и рационализм отца повлияли на героя и помогли ему вырасти практичным человеком. Но сильно ударила по Андрею смерть матери, которую он безумно любил. Штольц старался пережить ужасную трагедию, вместе с резкой переменой обстановки, потому что отец отправил его работать в Петербург. Возможно, именно поэтому Андрей относится к своей семье иначе, чем Илья. Он старался лишний раз не вспоминать про близких.

Взаимоотношения героев с родителями можно изобразить при помощи таблицы:

Обломов и Штольц

ОбломовШтольц
Ему запрещали самостоятельно заниматься чем-либо.Родители Андрея позволяли заниматься ему всем, чем пожелает, и все проблемы решать без их участия.
Отец не обращал внимания на воспитание ребенка.Иван Богданович очень старался воспитать сына правильно, чтобы он вырос самодостаточным. Пытался растить в строгой закалке.
Мать старалась оградить ото всех бед.Родительница героя очень беспокоилась о нем и испытывала нежные чувства к сыну.

Обломов и Штольц оба сильно привязаны к своим матерям, они видят в них образ будущей спутницы жизни. Эти женщины наполняли материнским чувством их сердца, заботились и помогали им еще в детстве. Получается, что при всей разнице воспитания, у них было и общее. Отношение героев к семье и ценностям, которые до них старались донести матери, оставили свой отпечаток: Андрей и Илья оба добрые и искренние, им не чужда нежность и любовь, просто у них разный взгляд на новые тенденции светского общества.

Гончаров, описав в романе два абсолютно разных типа личности, имеющих отличительные друг от друга пути, позволил читателю поразмыслить над проблематикой семьи и воспитания. Ведь эти темы актуальны и по сей день.

Родители Обломова (цитаты). Роль семьи в жизни Обломовых, характеристика семьи, описание

В романе И. С. Гончарова «Обломов» мы знакомимся с ленивым и апатичным героем, вся жизнь которого проходит в праздности и лежании на диване. Но все мы прекрасно знаем, что на наш характер, образ жизни и все наши привычки оказывает влияние семья, в которой мы росли. Так было и с Ильей Ильичом Обломовым.

Образ Обломовки мы можем увидеть во время сна Обломова: «…все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью…», «…Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным…», «…Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго…». Обломовцы больше всего на свете любили сытно поесть. После еды весь дом погружался в сон. Больше целей в жизни у них не было. Словно вся Обломовка жила во сне. Там даже не было важных и интересных событий. Всеми жителями владела скука и нежелание работать.

Родители Обломова – обедневшие дворяне. Когда-то богатая семья, Обломовы стали заметно беднеть, но «…для поддержания полноты и блеска старинной фамилии…» старались обустроить свой дом по модели состоятельных дворян – нанимали слуг и нянек для сына Илюши. Родители Илюши были так же ленивы, как и вся Обломовка. У них не было дел, все, чем они занимались – это прозябание и жизнь без цели и смысла.

Отец Обломова, Илья Иванович – человек добрый и искренний, но очень ленивый и праздный. «…Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе…». Отец его был наивен, доверчив, не имел в жизни целей и стремлений. Он любил откладывать дела на потом и пофилософствовать, поэтому в быту был не практичен.

Мама Ильи Ильича давно умерла. Но во сне он снова видит её. «…Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь…», «…И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку…». Мама Обломова тоже обладала ленью и праздно проводила свою жизнь, как и все обломовцы.

Кроме родителей, в доме Обломовых жили слуги и няня Илюши. Все они тщательно следили за барчонком. Захар, слуга Обломова-младшего, помнит его ещё «проворным и лукавым парнем». В детстве маленький Илья стремился познавать мир, но его никуда не пускали, всюду смотрели за тем, чтобы мальчик никуда не шел, чтобы не упал, не поранился. В итоге Обломов вошел в ритм жизни родителей и домочадцев и стал таким же ленивым.

Образ жизни всех жителей Обломовки наложил тяжелый отпечаток на судьбу Ильи Ильича – у него был природный шанс стать другим человеком. Но родители загубили в нем стремление жить активно. Поэтому он и стал таким – ленивым лежебокой, который ни к чему не стремится. Этот образ жизни привел героя к бессмысленной жизни и духовной гибели.

Отношение Штольца и Обломова к семье и родителям – сочинение по роману Гончарова

Введение

Роман «Обломов» Гончарова не теряет своей актуальности и в наши дни, являясь гениальным социально-психологическим произведением в русской литературе 19 века. В книге автор затрагивает ряд вечных тем и вопросов, при этом не давая однозначных ответов, предлагая читателю самостоятельно найти решения описанных коллизий. Одной из ведущих вечных тем в романе является тема семьи, раскрытая на примере жизнеописания главных героев произведения – Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. По сюжету романа отношение Обломова к семье и родителям, с одной стороны, похоже, а с другой, кардинально отличается от отношения к семье у Штольца. Андрей Иванович и Илья Ильич, хотя и являются выходцами из одного социального строя, переняли разные семейные ценности и получили совершенно разное воспитание, которое в дальнейшем наложило отпечаток на их судьбу и становление в жизни.

Семья Обломова

С описанием семьи Обломова в романе «Обломов» читатель сталкивается в заключительной главе первой части произведения – «Сне Обломова».

Илье Ильичу снятся прекрасные пейзажи родной Обломовки, его спокойное детство, родители и слуги. Семья Обломова жила по своим собственным нормам и правилам, а основными их ценностями были культ еды и отдых. Каждый день они всей семьей решали, какие блюда нужно готовить, а после обеда вся деревня погружалась в сонное, ленное безделье. В Обломовке не было принято разговаривать о чем-то высоком, спорить, обсуждать серьезные вопросы – беседы между членами семьи представляли собой бессмысленные перебрасывания словами, не требующие дополнительной энергии и эмоций.

Именно в такой успокаивающей и по-своему угнетающей атмосфере рос Илья Ильич. Герой был очень любопытным, всем интересующимся и активным ребенком, однако чрезмерная забота родителей, отношение к нему как к тепличному растению привели к тому, что его постепенно поглотило болото «обломовщины». Более того, образование, наука, грамотность и всестороннее развитие в семье Обломова считались скорее капризом, излишеством, модной тенденцией, без которой прекрасно можно обойтись. Именно поэтому, даже отправив сына на обучение, родители Ильи Ильича сами находили множество причин, чтобы тот мог прогулять уроки, оставшись дома и предаваясь праздному времяпровождению.

Несмотря на чрезмерную опеку со стороны обломовского окружения, отношение Обломова к семье и родителям было самым благоприятным, он на самом деле любил их той спокойной любовью, которой было принято любить в Обломовке. И даже мечтая о том, как наладит свое семейное счастье, Илья Ильич представлял свои будущие отношения с женой именно такими, какие они были между его отцом и матерью – полные заботы и спокойствия, представляющие собой принятие второй половинки такой, какая она есть. Пожалуй, именно поэтому любовь Обломова и Ольги была обречена на расставание – Ильинская только на первый взгляд была похожа на идеал его мечтаний, на самом же деле она не была готова посвятить свою жизнь обычным бытовым радостям, которые для Ильи Ильича представляли основу семейного счастья.

Семья Штольца

Андрей Штольц в романе является лучшим другом Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Андрей Иванович рос в семье русской дворянки и немецкого бюргера, что не могло наложить отпечаток на и так восприимчивого к окружающему миру, активного и целеустремленного мальчика. Мать учила Андрея искусствам, воспитывала у него прекрасный вкус к музыке, живописи и литературе, мечтала, как ее сын станет видной светской личностью. Родители Обломова и Штольца были знакомы, поэтому нередко Андрея отправляли в гости к Обломовым, где всегда царило то помещичье спокойствие и тепло, которые были приемлемы и понятны его матери. Отец же растил из Штольца такую же практичную и деловую личность, какой был сам. Он, несомненно, был самым главным авторитетом для Андрея, о чем свидетельствуют моменты, когда юноша мог на несколько дней уйти из дому, но при этом выполнить все заданные отцом задания.

Казалось бы, чувственное материнское и рациональное отцовское воспитание должны были способствовать становлению Штольца как всесторонне развитой, гармоничной и счастливой личности. Однако этого не случилось по причине ранней смерти его матери. Андрей, несмотря на свой волевой характер, очень сильно любил мать, поэтому ее кончина стала для героя настоящей трагедией, дополнением которой стал эпизод прощения с отцом, когда тот, отправляя его в Петербург в самостоятельную жизнь, не смог найти даже слов ободрения для собственного сына. Пожалуй, именно поэтому отношение к собственной семье Обломова и Штольца отличались – Андрей Иванович редко вспоминал о своих родителях, неосознанно видя идеал семейной жизни в «обломовских», душевных взаимоотношениях.

Как повлияло воспитание на дальнейшую жизнь героев?

Несмотря на различное воспитание, отношение к родителям Обломова и Штольца более похоже, чем различно: оба героя уважают и любят своих родителей, стремятся быть похожими на них и ценят то, что они им дали. Однако если для Андрея Ивановича воспитание стало трамплином для достижения карьерных высот, становления в обществе и помогло выработать волю и практичность, умение достигать любых целей, то и так мечтательного от природы Обломова «тепличное» воспитание сделало еще более интровертным и апатичным. Первая же неудача Ильи Ильича на службе приводит к его полному разочарованию в карьере, а необходимость работать он быстро сменяет на непрерывное лежание на диване и псевдопереживание реальной жизни в мечтах и несбыточных иллюзиях о возможном будущем Обломовки. Примечательно, что оба героя видят идеал будущей жены в женщине, похожей на мать: для Ильи Ильича ею становится хозяйственная, кроткая, тихая, во всем согласная с мужем Агафья, тогда как Штольц, сначала увидев в Ольге образ, похожий на его мать, спустя годы жизни понимает, что это не совсем так, ведь ему нужно постоянно развиваться, чтобы оставаться авторитетом для своей требовательной, эгоистичной жены.

Тема семьи в «Обломове» является одной из наиболее важных, так именно через уяснение особенностей воспитания и становления героев читатель начинает понимать их жизненные цели и мотивы. Возможно, если бы Илья Ильич рос в семье прогрессивных буржуа либо мать Штольца не умерла так рано, их судьбы сложились по-другому, однако автор, точно изображая социальные реалии того времени, подводит читателя к вечным вопросам и темам.

Изобразив в романе два разных типа личности, два противоположных пути, Гончаров предоставил читателям обширное поле для размышлений над вопросами семьи и воспитания, актуальными и в наше время.

Предыдущая

СочиненияХарактеристика образа Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Чехова

Следующая

СочиненияХарактеристика образа Захара слуги Обломова в романе Гончарова «Обломов»

Детство Обломова в романе «Обломов» с цитатами

В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.

Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.



Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».

Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.

«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет — уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».

Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.

«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.



Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».

Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».

Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».

Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».

Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.

«Главною заботою семейства была кухня и обед».

Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.

«Илюша все наблюдал.

Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.



Образование

Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.

«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».

Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.

Другие материалы по роману «Обломов»:

Краткое содержание

Подробное краткое содержание главы «Сон Обломова»

Образ и характеристика Штольца

Образ и характеристика Обломова

Образ и характеристика Ольги Ильинской

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Отношения Ольги и Обломова

Детство Обломова

Образ жизни Обломова

Женские образы в романе

Гости Обломова и цель их прихода

История создания романа

Мое отношение к Обломову сочинение-рассуждение

Социально-психологический роман Гончарова Обломов это классика второй половины девятнадцатого века, где в образах героев перед нами предстают представители поколения писателя. Многие из них так и не смогли поменять свое отношение к труду, оставаясь бездельниками и лентяями, поэтому в романе и появился персонаж в образе Обломова. Давайте кратко познакомимся с образом героя, его отношением к жизни, службе, родителям, чтобы потом выразить мое отношение к Обломову.

Внешность и внутренний мир Обломова

Знакомя с главным героем романа, Гончаров представляет на суд читателя мужчину тридцати двух лет. У него средний рост и даже неплохая внешность. Однако из-за лени и недостатка движения, его тело обрюзгло в самом расцвете сил. Все в поведении Обломова говорит не только о его изнеженности, но и лени. Ему постоянно хочется спать, и хотя в юности у Обломова были неплохие планы на будущее, но с возрастом они исчезли. Лень настолько поглотила Обломова, что он стал ко всему равнодушен. Его внутренний мир стал скудным, он не интересовался книгами и происходящими событиями. Как не пытались друзья пробудить Обломова, результата они не добились. Обломовщина захватила его с головой и засосала. Тому виной было воспитание родителей и та жизнь, которую он вел, где все делалось за него и вместо него. Обломов потерял интерес к жизни и не видел смысла в ее участии, ведь окружающее общество с его лживыми натурами для него было чуждо. Людей он видит такими же сонными, как и он сам, и не понимает, чем он хуже, выбирая свою ленивую, размеренную жизнь. Обломов не признает высший свет с его бесчувственностью и отсутствием вольной мысли.

Мое отношение к ОбломовуМое отношение к Обломову

Отношение Обломова к жизни

Какое отношение Обломова к жизни, семье и родителям? В целом, никакое. Представление о будущей семейной жизни его напрягает, ведь это ответственность, которую он не хочет брать на себя из-за лени. Далее он рассуждает о будущем, но никаких действий для его реализации не предпринимает. Он не двигается вперед и его все устраивает. И действительно, зачем работать и зарабатывать, когда имение и так приносит доход. Зачем стремиться к большему, когда на первом месте стоят деньги и их приумножение. И подобное отношение мы видим ко всему. Ему неинтересна служба, поэтому сделав ошибку в работе, он поспешил уволиться. Теперь он предпочитает жить в своей комнатушке, среди пыли и хлама, и носит ужасный халат, который никогда не стирался. Иногда поражаешься равнодушию Обломова к своей внешности и судьбе, и действительно не понимаешь, почему так происходит с человеком.

Мое отношение к Обломову

Если честно, то мне очень жаль Обломова и всех подобных ему людей. Ведь, как я понимаю, такое состояние было привычно в ир время для многих. Страшно, что обломовщина настолько сильна у людей, что даже любовь к Ольге не смогло его подвигнуть что-то изменить в своей жизни. С одной стороны видим некое движение, но груда сомнений, боязнь ответственности все вмиг меняет и сонливое состояние вновь затягивает Обломова. А это становится причиной утраты любви и единственного шанса изменить свою судьбу. Потеряв любовь, Обломов стал угасать и его сердце действительно прекращает биться.

Очень обидно за героя, что не смог заставить себя идти к своей цели. И здесь мне действительно сложно описать мое отношение к Обломову. Вроде бы хороший, добрый человек, никому не желающий зла. Но такой слабохарактерный. Мне не нравятся такие люди. Я целеустремленный человек, и таких же людей желаю видеть рядом. Очень хочется, чтобы люди смогли побороть обломовщину в душе, и она не погружала их в бесцельную жизнь и примитивное существование. Только двигаясь вперед и развиваясь, мы сможем жить полноценно. А преград, которые повстречаются на пути, бояться не нужно. Нам все по силам, и любое препятствие можно преодолеть. Именно поэтому мое отношение к Обломову отрицательное.

Мое отношение к Обломову сочинение-рассуждение

А какую оценку поставите вы?

Воспитание и отношение Обломова к образованию

И.А. Гончаров написал удивительные романы, которые были актуальны для современников писателя и остаются таковыми в наше время. Одно из самых известных произведений Гончарова — роман Обломова, названный в честь главного героя. В романе Гончаров рассматривает особый тип людей, представителем которого является Обломов, а также отношение героя к разным сторонам жизни. В произведении показано отношение Обломова к образованию, карьере и семье.

Образование Обломов

Черты характера человека, его привычки или привычки — все это исходит из семьи и, соответственно, зависит от образования. Илья Ильич Обломов, проживающий на Гороховой улице, практически не выходит из дома. Он еще совсем молод — ему всего 32 года, но Илья Ильич страдает пассивностью и апатией. Его ничего не интересует.

Образование герой получил в Обломовке (его село), ​​поэтому отношение Обломова к образованию следующее: он считал его бесполезным.Мыслительная деятельность, запоминание чего-то только утомлял и склонен был спать бедный Илюша. Родители Обломова разрешили ему все: спать сколько угодно, сытно поесть, лениться и бездельничать. Илья Ильич уехал из Обломовки, его родители умерли, но взгляды остались прежними.

Можно вспомнить одну деталь, говорящую о многом — неизменность мантии Обломова. Он всегда носит халат, и в конце жизни, когда герой болеет, и Штольц и Ольга приходят к нему в гости, первое, что они замечают, — это Агафья Пшеницыну, которая ремонтирует халат Обломова.

Отметим также, что Обломов — результат дворянского воспитания.

Образование Штольца

Образование и воспитание Обломова кардинально отличается от жизни Штольца. Активный, подвижный Штольц получил образование за границей и постоянно стремился к самосовершенствованию, будь то гуманитарные или технические науки.

Стольца воспитывали честолюбивые родители, но не слишком богатые. От отца «по наследству» Штольц получил любовь к работе, от матери — к искусству. Таким образом, отношение к жизни Штольца нисколько не похоже на отношение Обломова.К формированию Штольца относились с трепетом и уважением.

Сравнительная характеристика персонажей

Итак, мы выяснили, что Обломов в произведении Гончаров радикально передан Штольцу. Штольц происходил из бедной немецкой семьи, Обломов — потомственный дворянин. Штольц ищет женщину, равную по взглядам и внутренней силе; Обломову нужна женщина, которая сможет оказать ему материнскую заботу и любовь. Вспомним краткий роман Обломова и Ольги: с самого начала он был обречен, но связь Ильи Ильича и Агафьи Пшенициной обрела будущее.

Отношение Обломова к образованию не самое лучшее — он с трудом учился читать и писать, и этого ему было достаточно. Штольц тоже получил некоторые навыки дома (его учил отец), а затем отправился покорять университет.

Судьба Штольца и Обломова

В жизни Обломова в какой-то момент наступило просветление. Это появление Ольги в его жизни. Какое-то время Обломова не узнали! Однако после того, как Обломов не захотел идти на свидание с Ольгой, потому что «мосты пошатнулись», читатель понимает, что работа Ольги над персонажем Ильи Ильича — пустая трата времени.

Обломов поселился в доме Агафьи Пшеницыной, у них родился ребенок. Обломов умирает, а его жизнь остается ничем не примечательной и туманной.

У Штольца совсем другая жизнь. Женится на Ольге, они берут Андрюшу, сына Обломова, в много путешествий.

Таким образом, читатель видит, как воспитание и становление Штольца и Обломова повлияли на их дальнейшую жизнь. Обломов остался если не физически, то в своих мечтах в любимой деревне Обломовка, и Штольц начал строить новую, собственную жизнь.

.

Просвещения Обломова и Штольца. Воспитание столбцев в романе «Облом» — Среднее образование и школа

В.Г. Белинский говорил, что именно воспитание решает судьбу каждого человека. В полной мере это можно отнести к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу — двум главным героям романа И. А. Гончарова «Обломов». Казалось бы, эти люди происходят из одной среды, класса, времени. Поэтому у них должны быть одинаковые стремления, образ жизни, мировоззрение.Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове принципиальные различия, а не сходство? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к источникам, которые сформировали характеры двух интересующих нас персонажей. Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.

Сон Обломова

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал это «увертюрой всего романа».«Из этой главы мы узнаем в общих чертах, что составляло воспитание Обломова. Цитаты из нее, не случайно, часто приводятся в качестве доказательства того, что в жизни Илии просто не могло быть иначе. В первой главе произведения вы можете найти решение проблемы персонаж заглавного героя, бездействующий, ленивый, апатичный человек, существовавший за счет труда своих крепостных.

Мне оставалось только дремать Илье Ильичу, тот самый сон, который ему приснился: нежные руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и родных … Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда его любили. всем и абсолютно доволен.Казалось, он наткнулся на детские воспоминания из реальной жизни. В каких условиях формировалась его личность, как воспитывался Обломов?

В Обломовке царила атмосфера

Илья провел детство в Обломовке, в родовой деревне. Его родители были дворянами, и жизнь в деревне шла по особым законам. В деревне был культ безделья, сна, еды, а также безмятежного покоя. Правда, иногда спокойное течение жизни все же нарушалось ссорами, потерями, болезнями и трудом, что считалось наказанием для жителей села, от которого они стремились как можно скорее избавиться.Расскажем о том, как получил образование Обломов. Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.

Как были подавлены чаяния Илюши?

Воспитание Обломова выражается в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, запрещалось выполнять любую домашнюю работу (для этого есть слуги). Кроме того, его желание

.

Формирование отношения — Детерминанты и теории

Отношение — это отрицательная или положительная оценка объекта. Он имеет аспект симпатии или антипатии, одобрения или не одобрения объекта. Например, вегетарианец отрицательно относится к употреблению говядины. Отношение влияет на поведение человека по отношению к объекту. Например, вегетарианец не стал бы есть говядину.

Разные люди могут по-разному относиться к одному и тому же. Например, некоторые люди считают легализацию аборта хорошей вещью, потому что они думают, что это способ избавиться от непреднамеренных родов.Но многие люди также считают легализацию аборта плохой вещью, потому что думают, что плодный ребенок имеет право на жизнь.

Процесс формирования отношения имеет два объяснения:

  1. Детерминанты формирования отношения
  2. Теоретические перспективы

ОПРЕДЕЛИТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ

Детерминанты формирования отношения приведены ниже:

1. Социализация
Социализация — это непрерывный процесс обучения, посредством которого человек учится у своих родителей, других членов семьи, друзей, сверстников, учителей, средств массовой информации и всего окружающего.Это обучение формирует личность человека и общее восприятие вещей. Мы узнаем о выборе, предпочтениях, симпатиях, антипатиях, отношении и мнениях других людей относительно различных вещей, которые также формируют наше отношение к этим вещам. Мы получаем определенную информацию и факты, которые заставляют нас думать, что что-то хорошее или плохое. Следовательно, социализация является основным фактором формирования отношения.

2. Личный опыт
Помимо обучения другим, наше личное взаимодействие с другими и опыт с вещами формируют наше отношение к определенным вещам.У нас формируется положительное отношение к вещи, если она нам нравится. Точно так же наш плохой опыт приводит к формированию негативного отношения к вещам.

3. Удовлетворение потребностей и личный интерес
Если вещь или идея удовлетворительно удовлетворяет наши потребности, мы формируем к ней положительное отношение. Например, студент положительно относится к использованию Интернета для учебы, потому что он отвечает его академическим потребностям. К некоторым вещам, которые не удовлетворяют нашу потребность, мы формируем к ней негативное отношение.

Личные интересы и достижения человека также могут влиять на его отношение к предмету. Например, некоторые владельцы магазинов могут преднамеренно накапливать (хранить тайно) расходные материалы (например, сахар), чтобы создать его дефицит на рынке и поднять цены. Владельцы магазинов положительно относятся к накоплению расходных материалов, потому что это увеличивает их прибыль. В то же время люди, которым приходится платить более высокую цену за эти расходные материалы, негативно относятся к этой практике.

4. Отношение общества
Окружающие люди относятся к вещам положительно или отрицательно. Мы взаимодействуем с этими членами сообщества, и их отношение также влияет на нас, формируя соответствующее отношение к этим вещам.

5. Средства массовой информации — электронные и печатные СМИ:
Электронные и печатные СМИ играют важную роль в формировании отношения людей. Каждый день источники массовой коммуникации забрасывают нас определенной информацией, которая влияет на формирование нашего отношения к вещи.СМИ информируют нас о хороших и плохих аспектах вещей, которые влияют на наше мнение о вещах. Наше позитивное или негативное отношение к политикам — это в основном результат СМИ. Точно так же реклама в СМИ призвана повлиять на наше отношение к продукту и повысить его продажи.

6. Личностные черты
Каждый человек обладает разными личностными чертами, такими как агрессивность или веселость, интровертность или экстравертность, уровень интеллекта, черты восприятия и так далее.Эти характеристики влияют на то, как человек воспринимает вещь или идею. Экстраверт будет положительно относиться к общественным собраниям, вечеринкам и церемониям. С другой стороны, интроверт будет отрицательно относиться к общественным собраниям. Точно так же разные люди могут воспринимать что-то по-разному, что также является причиной разного отношения людей к одному и тому же.

7. Рациональный анализ
Формирование отношения в основном является результатом рационального анализа вещей.Мы анализируем ситуацию и взвешиваем все за и против, чтобы сделать свой выбор. Наблюдение за вещами в нашей повседневной жизни таким образом приводит к формированию отрицательного или положительного отношения к предмету.

8. Культура
Наши культурные нормы, ценности, традиции, верования и предпочтения также формируют наше отношение к вещам. У людей формируется положительное отношение к культурно одобренным практикам. Точно так же у людей формируется негативное отношение к практике, которая не одобряется и не одобряется культурой. Наши культурные нормы и ценности отражаются в нашем отношении.Например, хороший пример — одежда и выбор еды.

9. Доступная информация
Доступность информации или доступность к доступной информации также является определяющим фактором формирования отношения. Отношения формируются на основе того, что мы знаем об объекте. Доступная информация отражает плюсы и минусы объекта или практики, которые формируют наше отношение к ним. Например, знание политики и стратегии политика приведет к нашему положительному или отрицательному отношению к этому политику.Аналогичным образом, тип доступной информации также влияет на формирование отношения. Если доступно больше информации, которая представляет плохие аспекты практики, это приведет к формированию негативного отношения к ней. Некоторая информация может быть преднамеренно предоставлена ​​для формирования отношения людей к предмету.

10. Религиозные верования
Каждая религия имеет свои учения, запреты и предписания, которые влияют на отношение человека к вещам и практике.

11. Стереотипы
Стереотип — это широко распространенное представление о вещи или практике. Это может быть верное или ложное суждение, которое принимает большинство людей. Могут существовать отрицательные или положительные стереотипы в отношении объекта, практики, пола или этнической группы, которые формируют отрицательное отношение к ним людей. Например, некоторые плохие вещи могут быть связаны с этнической группой — это становится негативным стереотипом в отношении этой этнической группы, который также негативно влияет на отношение людей к этой этнической группе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ

Теория обучения объясняет процесс формирования отношения следующим образом:

Теория обучения

Теория обучения является продуктом работ многих психологов, включая Альберта Бандура, Ховланда, Яниса, Дубса и других. Эта теория объясняет, как человек узнает разные вещи через социальное взаимодействие с другими.

Согласно теории обучения, отношения формируются в результате следующих трех способов обучения.

  1. Классический кондиционер
  2. Инструментальный кондиционер
  3. Имитация или наблюдение

1. Классическое кондиционирование

Его также называют обучением по ассоциации. Отношения узнаются, ассоциируя хорошие или плохие характеристики с объектом. Связывание плохих или хороших атрибутов с объектом может быть основано на личном опыте человека или его знаниях о плюсах и минусах объекта.

У человека формируется отрицательное отношение к вещи, которой он связывает отрицательные характеристики.Например, человек может ассоциировать плохие характеристики с нездоровой пищей, — например, с тем, что она содержит большое количество сахара и жиров, вызывает ожирение и осложнения для здоровья. Этот человек будет отрицательно относиться к употреблению нездоровой пищи. С другой стороны, другой человек ассоциирует хорошие качества с нездоровой пищей, например, то, что она имеет хороший вкус, обладает высокой энергией и так далее. У такого человека сформируется негативное отношение к употреблению нездоровой пищи.

2. Инструментальное кондиционирование

Это называется обучением через подкрепление — наказания и награды . Положительное или отрицательное отношение к объекту формируется на основе последствий столкновения с объектом. Все, что дает вам положительные последствия, вы разовьете к этому положительное отношение. Например, самоотверженно обучающийся студент получает высокие оценки, выигрывает приз и ценится другими за свои высокие оценки. У него развивается положительное отношение к тяжелой работе (учебе).

Точно так же любое негативное последствие действия ведет к формированию к нему отрицательного отношения.

3. Имитация или наблюдение

Отношение формируется путем подражания и наблюдения за другими. Мы наблюдаем предпочтения, выбор и отношение других людей к разным вещам, которые также формируют наше собственное отношение к этим вещам. Мы подражаем другим в формировании определенного отношения к делу. Точно так же мы узнаем определенную информацию и факты, касающиеся вещей, которые влияют на наше отношение к этим вещам.

.

Как вести себя с подростками с отношением

В Empowering Parents мы часто слышим от родителей, которые разочарованы плохим отношением и безответственным поведением своего подростка. Успеваемость в школе или сохранение работы некоторым детям, кажется, просто безразличны.

И у многих подростков есть то, что Джеймс Леман, создатель программы поведения детей The Total Transformation® , называет менталитетом «мечтателя». Эти мечтатели верят, что увлекательная, высокооплачиваемая работа просто окажется у них на коленях.Поэтому хорошие оценки или неидеальная работа считаются ненужными.

Опасность в том, что дети используют эту фантазию, чтобы оправдать игнорирование своих обязанностей. И родители расстраиваются, когда пытаются убедить ребенка, который просто не слушает разума. Какая жизнь будет у их ребенка, если он не умеет даже слушать разум? Если они не могут относиться к жизни более серьезно?

Но ваш ребенок может быть недостаточно зрелым или не желать принимать эту взрослую точку зрения. Вот почему их отношение не должно быть вашей главной заботой.Вот что вам следует сделать вместо этого.

История Эрики

Моя подруга Эрика описывает, что случилось с ее сыном-подростком в прошлом году:

«У нашего 17-летнего мальчика худшее отношение к школе. Он отказывается делать домашнее задание и говорит, что это глупо. Он жалуется, что это не имеет ничего общего с реальным миром и что ему даже не нужно ходить в школу, чтобы получить хорошую работу. Вместо этого все, что ему нужно сделать, это «по-настоящему хорошо разбираться в видеоиграх», потому что он считает, что может получить высокооплачиваемую работу, «проверяя» их, не закончив среднюю школу.Когда я говорю ему, что не думаю, что это произойдет, он закатывает глаза, смотрит в потолок и испускает глубокий драматичный вздох. Он ведет себя так, как будто я не понимаю, на что похожа сегодняшняя жизнь ».

Любая попытка Эрики поговорить с ним о школе, поиске постоянной работы или даже о конкретных шагах, которые он мог бы предпринять, чтобы получить одну из этих работ по тестированию игр, встречает отношением «взрослые ничего не знают».

«У него такое ложное чувство принадлежности и полное непонимание реальности.У него есть идея, что жизнь будет такой простой — без работы, без графиков, без необходимости делать то, чего он не хочет. Меня сводит с ума то, что он тратит свое время, когда ему следует сосредоточиться на школе, чтобы он мог поступить в колледж и получить настоящую работу. Его позиция такова: «Зачем мне? Я лучше других людей ». Как я могу изменить его отношение и заставить его увидеть реальность?»

Ты не сможешь Заставить у вашего ребенка лучшее отношение

Если вы находитесь в гуще такой борьбы за власть со своим подростком, вы, вероятно, учите своего ребенка важности тяжелой работы, ответственности и хорошего отношения.И это, вероятно, не работает.

Вот правда: вы не можете сделать , чтобы ваш ребенок имел лучшее отношение. Это нельзя заставить. Отношение вашего ребенка зависит от вашего ребенка. Независимо от того, насколько убедительны или основаны на реальности ваши аргументы, вы не можете заставить ребенка думать о мире так, как вы. Вы не можете заставить ее перенимать ваш опыт и вашу точку зрения.

Подростки, естественно, будут апатично или пренебрежительно относиться ко всему, кроме того, что их непосредственно интересует.А когда вы пытаетесь изменить отношение ребенка, вы настраиваете себя на разочарование.

Действительно, было бы ошибкой пытаться изменить отношение вашего ребенка. Это будет иметь неприятные последствия. Вместо этого просто сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать, а именно на том, чтобы заставить ребенка нести ответственность за свои обязанности.

Сосредоточьтесь на поведении, а не на отношении

Чтобы быть наделенным полномочиями родителем, вам нужно научиться игнорировать апатичное, всезнающее отношение вашего ребенка и вместо этого сосредоточиться на его поведении.Расскажите ребенку, чего от него ждут в вашем доме, ваших правил и последствий, если он не соблюдает правила.

Например, если ваш ученик средней школы говорит: «Я ненавижу английский! Зачем мне делать уроки — это глупо! » Можно сказать:

«Я знаю, что вы думаете, что ваше задание по английскому глупо. Вам не обязательно это нравиться, но вам нужно закончить это. Вы знаете правила. Нет доступа к какой-либо электронике, пока ваша домашняя работа не будет выполнена ».

Вы обнаружите, что по мере улучшения поведения вашего ребенка, вместе с ним улучшится и его отношение.

Не пытайтесь заставить ребенка чего-то «хотеть»

Не пытайтесь заставить ребенка «хотеть» получать хорошие оценки. Или «хотеть» устроиться на работу. Вы просто не можете заставить ребенка хотеть чего-то, чего он не хочет. Однако есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы повлиять на него.

Например, если вы оплачиваете все расходы своего ребенка (телефон, автомобиль и развлечения), то он может не захотеть работать. В конце концов, ему не нужны деньги. Но когда его деньги на развлечения прекращаются, он может внезапно все-таки захотеть получить эту работу, особенно если он хочет иметь деньги, чтобы гулять со своими друзьями.

На данном этапе неважно, научится ли он любить свою работу. Важно то, что он понимает, что ему нужно работать, чтобы позволить себе то, что он хочет.

Сосредоточьтесь на развитии навыков

Вам как родителю лучше всего помочь своему ребенку научиться навыкам, которые ему нужны, чтобы пробиться в этом мире. Эти навыки остаются неизменными, даже если ваш ребенок хочет сделать то, что, по вашему мнению, маловероятно.

Мало ли, может быть, ваш ребенок устроится тестером видеоигр.Вам не нужно убеждать его, что вы правы, а он неправ.

Вместо этого сосредоточьтесь на поведении, которое вы хотели бы изменить, и игнорируйте это отношение. Сосредоточьтесь на том, чтобы заставить вашего подростка выполнять свои обязанности здесь и сейчас — домашнее задание, работу по дому, комендантский час. Когда он выйдет из вашего дома, он сможет использовать навыки, которым вы помогли ему научиться.

Заключение

Для моей подруги Эрики перемены произошли, когда она и ее муж сказали своему сыну:

«Вам не обязательно любить школу.Вам даже не нужно соглашаться с нашей версией реальности. Но вы должны соблюдать наши правила, пока живете здесь. Это означает, что вы должны делать домашнее задание, получать приличные оценки и работать неполный рабочий день ».

Они также заверили своего сына, что, если он откажется соблюдать правила дома, он столкнется с последствиями. Для начала они сказали ему, что он не может водить семейный автомобиль, пока не заполнит и не отправит три заявления о приеме на работу.

Через месяц он устроился на работу в местный ресторан быстрого питания.Хотя он по-прежнему настаивает на том, что взрослые ничего не знают, его родители чувствуют себя гораздо менее беспомощными.

Помните, что за внимание к поведению ребенка, а не на его отношении, есть вознаграждение: вы преподаете ему один из величайших уроков — как нести ответственность в реальном мире .

.