Дом Пашкова — Википедия
Дом Пашко́ва или Пашко́в дом — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым. Находится по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.
Вид Моховой и дома Пашкова в Москве, Ж. Делабарт, конец XVIII в.Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.
Слава здания[править | править код]
После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий города.
На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков). |
- Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил своё название. Его наследник А. И. Пашков и сын последнего Василий предпочитали старой усадьбе «второй дом Пашкова» на Моховой (ныне здание журфака МГУ). В начале XIX века баженовский шедевр стоял в запустении.
- В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
- В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
- В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот брошенных, бесхозяйных и национализированных книжных коллекций, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей
В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.
Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.
Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.
Планировка здания[править | править код]
Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигели. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.
Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:
Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799) |
При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.
Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста — противопоставлено большое и малое:
- центральный объём здания — служебным помещениям, оградам,
- развернутый парадный двор перед главным входом — узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
- раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
- прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.
Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса — центрального объёма главного здания.
К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.
Классицизм в оформлении фасадов[править | править код]
У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.
Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.
Фасад Пашкова дома со стороныСтароваганьковского пер.
Ордерная система Пашкова дома[править | править код]
В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.
Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.
В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн.
В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.
Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.
Внутренняя планировка[править | править код]
Главные, наиболее парадные помещения дворца, были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там, где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения[3].
Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).
Царская эпоха[править | править код]
Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых[4].
Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей[5]. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым
Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена[7] картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым[8] был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал[9] — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор — в конце анфилады зал второго этажа[10].
Советское время[править | править код]
Вид с Моховой на центральный корпус. Хорошо видна лестница ДолгановаВ соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы рядом с Пашковым домом должна была пройти новая широкая парадная улица — аллея Ильича, соединяющая площадь Дзержинского и площадь с новой архитектурной доминантой Москвы — Дворцом Советов, строящимся на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Тот же Генплан предусматривал возведение нового Большого Каменного моста, съезд с которого должен был плавно влиться в аллею Ильича. Реализация этих идей в конце 1930-х годов стала возможной за счёт поглощения части сада Пашкова дома и сноса ограды, которая была немаловажной частью облика здания[11]. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика. Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором В. И. Долгановым в 1934 году на склоне была сооружена ныне существующая монументальная белокаменная лестница с террасой-трибуной[11], спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.
Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.
- Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
- Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея[12].
На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (…) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. |
вт, ср, чт, пт, сб, вск — с 10:00 до 19:00
Понедельник — выходной.
- «Пашков дом» — название издательства Российской государственной библиотеки.
- «Пашков дом» — роман Николая Шмелёва.
- Пашков дом (Второй Пашков дом, Аудиторный корпус, Аптекарский дом) — в старинных документах так иногда называется здание журфака МГУ, также находящееся на Моховой ул., дом 9. Причина — эти владения также принадлежали Пашкову — Александру Ильичу, родственнику предыдущего. Ещё один дом, принадлежавший Пашковым, находился на Чистопрудном бульваре, 12[13].
- Особняк Пашкова в Санкт-Петербурге, на Литейном, 39 (архитектор Г. Боссе), воспет Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда»[14].
Дом Пашкова: описание, история, легенды, адрес, фотографии
Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Это легендарный дом Пашкова, один из красивейших памятников архитектуры в столице и общепризнанный символ Москвы.
Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.
Особняк состоит из центрального здания и двух крыльев, которые были пристроены позже. Главный вход в него расположен со стороны Староваганьковского переулка, а парадный фасад выходит на Моховую и обращен к Бородинскому холму и Кремлю.
дом Пашкова построен так, что сразу привлекает к себе внимание. Это первое не церковное здание в Москве, из окон которого открывается прямой вид на Кремль, а также на Ивановскую и Соборную площади.
Здание с его портиками, нарядными украшениями, колоннами и устремленным ввысь бельведером, воспринимается как монументальная скульптура, водруженная на своеобразный пьедестал.
Есть точки, с которых дворец воспринимается особенно эффектно, например, с нечетной стороны улицы Волхонка, у самого ее начала. При взгляде на дом с этого угла, можно уловить гармоничную композицию, созданную высокими каменными столбами ограды, лестницей на крутом холме, и динамичным силуэтом центральных и боковых частей здания.
В 18 веке известный немецкий путешественник Рихтер назвал дом Пашкова волшебным замком. Это определение полностью соответствует облику старинной городской усадьбы. Сказочный особняк кажется легким и воздушным, будто пришедшим из мира грез.
История
Дом Пашкова получил свое название в честь первого владельца, отставного офицера Петра Егоровича Пашкова. Именно по его заказу в 60-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось.
Когда-то перед фасадом на склоне холма был разбит чудесный сад с каменными бассейнами и фонтаном. Здесь важно прохаживались диковинные птицы: павлины, китайские гуси, в клетках сидели разноцветные попугаи. Московский люд собирался перед чугунной решеткой, чтобы поглядеть на это чудо. В доме часто устраивались театральные представления, музыкальные вечера, зажигалась праздничная иллюминация.
После смерти первого владельца, его двоюродный брат, А.И. Пашков, вступивший в наследство, не устраивал таких торжеств, но расширял и украшал дом.
После пожара 1812 года дом реставрировали и перестраивали. А в 1861 году он был передан Румянцевскому музею. Сюда была перевезена библиотека и часть экспонатов.
В 1920-х годах Румянцевская библиотека была преобразована в знаменитую Ленинку (Библиотека СССР им. В.И. Ленина).
После строительства нового здания библиотеки в доме Пашкова был создан отдел редких рукописей. В 30-е годы дом опять был подвергнут реконструкции, в результате которой он лишился ограды. Кроме того, была сооружена монументальная лестница, ведущая к главному фасаду здания.
В 1986 году общественность Москвы была взбудоражена судьбой бесценной архитектурной реликвии. В связи со строительством станции метро «Боровицкая» возникла угроза самому существованию Пашкова дома. Его фундамент осел, и возникли трещины в перекрытиях.
В 1988 году здание было освобождено для проведения реставрационных работ в связи с аварийным состоянием.
Три года назад обновленный дом Пашкова вновь открылся. Теперь здесь находится три отдела Российской Государственной Библиотеки: отдел рукописей, нотно-музыкальный отдел, а также выставочный зал.
Легенды дома Пашкова
Здание, построенное в 18 веке, считающееся одним из символов Москвы, сменившее несколько владельцев и пережившее разнообразные исторические катаклизмы, просто обязано скрывать в себе множество загадок и тайн.
Одна из историй утверждает, что Ваганьковский холм, на котором стоит дом, содержит в себе множество подвалов и полуразрушенных ходов. Некоторые исследователи считают, что здесь может быть спрятана легендарная библиотека Ивана Грозного – уникальная коллекция книг, последним владельцем которой был Иоанн IV.
Ходят также и совсем невероятные слухи о том, что в доме Пашкова обитает настоящий «библиотечный» призрак, которого можно попросить о помощи в поисках редкой книги. Разумеется, доказать или опровергнуть эти легенды невозможно.
Удивительный дом Пашкова уже почти два века привлекает к себе и туристов, и москвичей. Уникальный особняк, который выдержал разнообразные изменения и не одну реставрацию, пережил многих правителей, возвышается на холме в самом центре Москвы как символ вечности и красоты, побеждающей время.
Дом Пашкова или Тайны, легенды и загадки Ваганьковского холма
Скорее всего сам холм, по обычаю тех времен, не заселялся — возвышенные места близ поселений выбирались для погребения умерших и языческих капищ, где приносились ритуальные жертвы богам наших предков. Название местечка «Ваганьково» взывает к старо-русскому слову «ваганить», то есть «играть». В XV-XVI веках на Ваганьковом холме находился Потешный царский двор. Исследователями поэтому выдвигались различные объяснения — от теории, что здесь селились «ваганы» — потешники, до происхождения названия от (проездного) налога за взвешивания товара, который именовался «ваганным». Место, где происходило взвешивание, называлось ваганец. Возможно, что до того, как село стало загородным поместьем правящей династии, оно было ваганцем, поскольку здесь проходила дорога в западные земли. Слободской храм, построенный в XIV-XV веках в селе Старое Ваганьково, был посвящён Николаю Чудотворцу, считавшемуся покровителем скоморохов и путешествующих. В современных научных изданиях преобладает гипотеза о происхождении названия села от неканонического имени Вага́нка или Ваган, что значит «вахлак, мужик, крестьянин».
Здесь, на Ваганьковском холме, в Старом Ваганькове, было построено около двенадцати церквей — это необычайно плотная застройка для такого небольшого участка земли. Повсюду здесь можно натолкнуться на старые древние захоронения. В свое время, на традиционных субботниках во дворе Пашкова дома сотрудники бывшей Ленинской библиотеки часто наталкивались на чьи-то древние останки и вызывали археологов для их изучения.
Великий князь Московский Василий I с супругой Софьей ВитовтовнойЕще в 1508 г. на Старом Ваганькове был построен храм Благовещения Божией Матери, с приделом святителя Николая, по имени которого именуется он и сейчас. В 1514 г. он был возобновлен. В 1719 г., совершенно обветшавший, он был вновь отстроен с новыми приделами преподобного Сергия и Сорока Мучеников.
04.
Во времена Ивана Грозного здесь располагался Опричный двор. Перед началом его строительства жители села-дворцовые служащие были переведены на новое место за Земляным городом, в район Пресни, где образовали поселение Новое Ваганьково, память о котором сохранилось в названии Ваганьковского кладбища…
На этом же месте, после Опричного двора располагалась стрелецкая слобода. Стрельцы воздвигли напротив Боровицких ворот Кремля храм Николая Чудотворца, известный как «Никола Стрелецкий». Впервые он был упомянут в 1623 году, а к 1657 году был перестроен в камне.
Первый из Романовых, царь Михаил Федорович, построил на вершине холма церковь в честь своего небесного покровителя — Святого Михаила Малеина, а ваганьковские земли отдал родственникам своей жены Стрешневым. Потом имение перешло к Нарышкиным, из рода которых была Наталья Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича и мать Петра I.
05.
Михаил Федорович Романов
После ранней смерти царевны Прасковьи здание вернули сыну Меньшикова — Александру Александровичу. Дом поменял несколько хозяев, пока в нем не устроили Тургеневские богадельни, где размещали на жительство обнищавших стариков. Обветшавшие богадельни, портившие вид в самом парадном уголке Москвы, совершенно не устраивали городские власти и 1783 году московский генерал-губернатор Захар Григорьевич Чернышов передал участок на Ваганьковском холме в вечное и потомственное владение Петру Егоровичу Пашкову.
Непосредственно сам «Пашков дом» был построен в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I (Петра Егоровича Пашкова), предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера. Некоторые приписывают авторство Матвею Казакову. Сегодняшние реставраторы придерживаются «баженовского» авторства.
06.
Первые простые су́етные мысли возникают у читателя при упоминании о первом хозяине Дома Пашкова — откуда такие деньги у капитан-поручика, хоть и лейб-гвардии Семеновского полка?) Однако, здесь же есть и свое объяснение — отец Петра Егоровича был личным денщиком Петра Первого. А «денщик» в императорском окружении — это вовсе не прислуга или мелкий обслуживающий персонал для тех времен. При лице Петра Великого одно время состояли денщики из дворян, и звание их приблизительно соответствовало флигель-адъютантскому. Так, что при императоре были неординарные доверенные люди, обладавшие талантами как администраторов, так и коммерсантов. Петр Егорович как раз родился в семье Егора Ивановича Пашкова, разбогатевшего в петровское время на преследовании князей Гагарина и Кольцова-Мосальского. Он выдвинулся на первые роли, причем не только при Петре, но и при его преемниках.
07.
Пашков Егор Иванович
При Анне Иоанновне Егор Иванович Пашков был уже астраханским губернатором, а потом и членом Военной Коллегии, высшего военного органа Российской империи, оставив сыну Петру приличное состояние и связи… Именно отсюда, из давних высоких связей с первым лицом государства и проистекают богатства Петра Егоровича — представителя дворянского рода Пашковых.
С малых лет Петр Пашков был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых сколотил колоссальное состояние. Винные откупы — система взимания косвенного налога, при которой государство отдаёт на откуп частным предпринимателям право торговли вином.
Во время губернаторства в Москве графа Захара Чернышёва Петр Егорович купил у его сестры, генеральши Племянниковой, участок на Ваганьковском холме, прямо напротив Московского кремля, где и выстроил свой «кремль одного человека» — «Пашков дом», оставшийся памятником его богатству и амбициям.
08.
По легенде в 1784 году на стройку царицынского ансамбля приехал масон Пашков и предложил Баженову построить на Ваганьковском холме дом в стиле кремлевского дворца. Баженов дал тайное согласие, и уже на следующий год императрица запретила ему строить в Москве… Под страхом смерти опальный архитектор возвел красивейший дом прямо напротив Кремля. Говорили, что официально Пашков дом строил Матвей Казаков. Так он спасал опального архитектора. Говорят так же, что именно из-за обиды на Екатерину Баженов повернул дом спиной к Кремлю…
Впечатляющий вид здания Дома Пашкова вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения. Первоначально, как утверждают некоторые источники, здание было оранжевого цвета, а купол бельведера венчала статуя Минервы, которую сняли по личному распоряжению императора Павла.09.
Место здания важно и символически — Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на башни и постройки Кремля сверху вниз, а также наблюдать кремлевские Ивановскую и Соборную площади.
10.
Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и п
«Пашков Дом»: история мятежной усадьбы
На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Лето – хорошее время для прогулок по Москве. Некогда мы с вами уже начинали один из маршрутов с Ваганьковского холма, теперь логично было бы туда вернуться, потому что мы рискуем обойти вниманием одно из красивейших зданий в Москве – Дом Пашкова или, в просторечии, «Пашков Дом». А допустить этого никак нельзя.
История знаменитой усадьбы началась в середине 70-х годов XVIII столетия, когда сын денщика Петра I отставной капитан-поручик Семёновского полка Пётр Егорович Пашков начинает методично скупать или переводить в свою собственность участки на Ваганьковском холме, планируя строительство будущего, весьма немаленького дома. Холм к тому времени был довольно плотно застроен, но большинство строений на нём – деревянные и ветхие, и всё же – место для будущей усадьбы новому хозяину пришлось отвоёвывать буквально по пядям.
Для начала он покупает старый дом генеральши Племянниковой, который, по предположениям исследователей, подобно зданию нынешней пашковской усадьбы, был расположен по линии Моховой улицы, но находился гораздо ближе к краю холма. После дотошный капитан-поручик добивается прав на пустующий участок у самого подножия склона вдоль Моховой (в XX веке этот кусок усадебной земли был поглощён при расширении улицы). В начале 80-х годов XVIII столетия в его собственность переходят также земли бывших Тургеневских богаделен, участок на месте разобранной за ветхостью церкви Михаила Малеина и двор дьякона Никитского Девичьего монастыря, перенос строений которого на новое место Пашкову пришлось оплатить. Оборотистый капитан-поручик претендовал также на земли ещё одного местного храма, дела которого шли к этому времени совсем не блестяще – Николы в Старых Ваганах. В 1880-е храм нуждался в ремонте, а один из его приделов стоял неосвящённым почти до середины XIX столетия, когда приведению церкви в порядок, в свою очередь, посодействовало руководство расположившейся к тому времени в Пашковом Доме мужской гимназии. Пока же неуёмный землевладелец добивается лишь сильного сокращения церковного дворика, придвинув забор усадьбы почти под самые храмовые окна.
Собранный в результате таких усилий участок оказался хоть и достаточным по площади, но весьма сложным по форме. Самой широкой стороной он выходил на Моховую, где трудность для строительства представлял, однако, большой перепад высот на склоне холма. Чуть короче оказался край, обращённый на расположенную под тупым углом к Моховой улицу Знаменка. Граница с землями Никольской церкви представляла собой сложный зигзаг. И, наконец, на Староваганьковский переулок земли Пашкова выходили клином, имевшим в самой узкой части ширину всего около двадцати саженей.
В этих условиях строивший усадьбу архитектор – предположительно Василий Баженов – принимает гениальное решение: отодвинув сооружение от кромки холма (так что одновременно образуется как бы естественный пьедестал для созерцания всего строения со стороны Кремля, а заодно и гарантия, что нелёгкий дворец со временем не начнёт оползать вниз), он располагает его главным входом на…Ваганьковский переулок. Таким образом, постепенно расширяющийся выступ, которым земли Пашкова выходили на эту сторону, оказывается занят удобным для карет (без перепадов высоты) въездом и парадным двором, что со временем будет окружён хозяйственными постройками. Столь разумное решение имеет, однако, свою, в буквальном смысле слова, оборотную сторону – ведь получается, что на Кремль Пашков Дом был обращён задами. Да, его фасад, украшенный бельведером, который в первые годы к тому же венчала статуя, и с этой стороны выглядел достаточно нарядно. Однако, фасад этот был показательно глухой – парадная лестница, плавно спускающаяся от дворца на Моховую, появится здесь только при перестройке в XX веке. А пока дом не только не имеет выхода на улицу, но отделён от неё заранее спроектированной каменной оградой, за которой, к тому же, был разбит регулярный сад с прудами и попугаями.
Жерар Делабарт Пашков дом, литография, 1795 г.
Что именно заставило Василия Баженова показательно развернуть красивейшее своё творение «спиной к Кремлю», мы можем утверждать с большой определённостью. Сын дьякона одного из Кремлёвских соборов, талантливейший выпускник Академии художеств, ездивший затем на стажировку во Францию, Василий Баженов был в своё время любимейшим архитектором Екатерины II; правда, любовь эта выражалась столь своеобразно, что, в конце концов, составила знаменитому зодчему обидную репутацию «бумажного архитектора».
И правда, по возвращении в Россию, Баженов выдерживает экзамен на должность профессора Академии художеств, однако ожидаемого места так и не получает, тем не менее, со временем он вновь становится известен императрице благодаря своему таланту. В 1760-е — первой половине 1770-х годов Баженов разрабатывает проект строительства Большого дворца в Московском Кремле, который был в эти годы любимейшей идеей Екатерины. К неосуществлённому, по счастью, проекту, дошедшему до нашего времени лишь в чертежах и набросках, можно относиться по-разному. Несомненно, будь этот грандиозный замысел по переорганизации кремлёвского пространства в некий центр, куда, в полном соответствии с представлениями классицизма о панорамах и пространствах, лучами сходились бы все московские улицы, мы потеряли бы значительную часть исторического облика Москвы. Зато получили бы задуманную Екатериной новую просвещённую регулярную столицу.
Модель Большого Кремлёвского дворца Василия Баженова
В начале 1770-х для исполнения баженовского проекта даже успели разобрать часть выходящей на Москву-реку кремлёвской стены с Тайнинской башней. Однако энтузиазм самой императрицы к этому времени заметно угас. Сначала не заладились дела Комиссии по созданию нового Уложения, в 1767-1768 годах заседавшей в том числе в Грановитой палате Московского Кремля и, несомненно, оставившей у неё часть не вполне приятных «московских» впечатлений. Затем во время чумного поветрия в сентябре 1771 года разъярённая толпа ворвалась в Кремль в поисках московского архиепископа Амвросия, накануне распорядившегося – из санитарно-эпидемиологических соображений – прекратить доступ молящихся к Боголюбской иконе Божией Матери у Варварских ворот Китай-города. В Кремле от разъярённых горожан весьма пострадал Чудов монастырь, архиепископ на следующий день был всё-таки разыскан ими в Донском монастыре и убит, а властям пришлось приложить значительные усилия и денежные средства для усмирения мятежной столицы. С тех пор работы по созданию Большого Дворца начали как-то ненавязчиво пробуксовывать, и, в конце концов, проект был свёрнут совсем.
В середине 1780-х Баженов работает над новым заказом императрицы – загородным дворцом в Царицыно. Однако, посетив работы в 1785 году и осмотрев недостроенную резиденцию, Екатерина неожиданно повелела «снести всё до основания» и запретила Баженову впредь что-либо строить. Относительно причины царского гнева существует несколько версий – по одной из них, императрицу возмутили равные размеры её собственного и великокняжеского дворцов, по другой – выдержанные в готическом стиле сооружения напомнили могилу, по третьей – камерный по замыслу дворец показался тесным и недостаточно парадным. Правды мы не узнаем никогда, однако же именно царский запрет мог быть не только причиной того, почему Пашков Дом получил свой знаменитый разворот, но и того, почему проектировался он анонимно – имени автора не удалось найти ни в одном документе, а его принадлежность Баженову устанавливается по особенностям стиля.
Есть, правда, ещё один вопрос, на который в истории нет ответа. Усадьба была построена столь быстро, что к началу строительства её владелец не мог не иметь на руках готового проекта, а значит о том, что его будущий дом представляет собой своеобразный «архитектурный манифест», Пётр Егорович Пашков знал. И, видимо, имел свои веские причины с этим манифестом согласиться.
Дальнейшая судьба знаменитой усадьбы драматична. Первый владелец её умер бездетным, и дом отошёл его родственникам, сменив последовательно нескольких хозяев, не у всех из которых, надо сказать, были средства поддерживать дворец в достойном состоянии. В войну 1812 года Пашков Дом горел и пострадал настолько сильно, что понадобилось заново отстраивать знаменитый бельведер. В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, позже преобразованный в городскую гимназию. В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея; кстати, одно время в нём экспонировалась знаменитая картина Иванова «Явление Христа народу», для которой был выстроен специальный двусветный боковой павильон. В 1924 году в музей стали поступать многочисленные книги из личных собраний, так что, в конце концов, было принято решение оставить в нём собственно библиотеку, которая и стала началом знаменитой «Ленинки».
И вот именно в качестве библиотеки Пашков Дом переживает ещё одну «мятежную» историю, изложение которой вынесено в эпиграф нашей статьи, — именно на крыше знаменитой усадьбы Михаил Булгаков пересекает Воланда с Левием Матвеем.
Пашков Дом и, конкретнее, размещавшаяся в нём библиотека вообще занимают в романе Булгакова довольно любопытное место. Отнюдь не хочу портить репутацию знаменитой усадьбе, но ведь странный «консультант» ещё в самом начале романа сообщает (хоть и врёт, конечно), будто бы был приглашён в Москву разобрать «подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века», которые нашлись «в государственной библиотеке». То есть, получается, что Воланд ехал в…Пашков Дом, на крыше которого и оказался финале?
Давайте только не будем наклеивать на знаменитый особняк ярлык приюта чернокнижия. (По личному опыту могу сказать, что отдел рукописей таит в своих фондах множество невероятных и вполне канонических красот). Просто до сих пор мы с вами смотрели на Пашков Дом как отдельное строение (да и не имели возможности взглянуть на него по-другому, потому что окружающая усадьбу застройка периодически менялась). В сознании же и в романе Булгакова карта Моховой и Воздвиженки, а скорее даже – карта городских вертикалей, существует, похоже, как единое целое или же собирается как мозаика, в которой после 1931 года отсутствует одно мощнейшее звено – Храм Христа Спасителя. То есть, та картинка архитектурной доминанты, которую мы с вами наблюдали здесь – белоснежная усадьба, возвышающаяся над городом рядом с Кремлём, для писателя складывается лишь после исчезновения Храма.
Дом Пашкова Фото 1940 г.
Теперь храм на месте, недавно вернулся к нам после длительной реставрации и Пашков Дом, хотя длилась она столько, что москвичи начали уже было сомневаться в целостности и здравии знаменитого особняка, особенно после того, как на другой стороне Знаменки вопреки всяческому здравому смыслу принялись воздвигать торгово-офисный центр. Но нет, знаменитая усадьба, наконец, освободилась из лесов. И вид у неё, кажется, вполне мирный.
Дом Пашкова — дом в стиле классицизм
Построенный всего за два года — с 1784 по 1786 год, дом Пашкова является не только блестящим образцом русского зодчества, но и значимым архитектурным памятником своей эпохи.
Дом Пашкова открывает великолепную панораму Моховой улицы со стороны Боровицкой площади. Ярко белое здание, приподнятое на высокий цоколь, построено по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями. Целостность структуры подчеркнута единым сюжетом декора, которым в одинаковой степени насыщены все объемы композиции главного дома.
Практически до самого конца XVIII века имение на Ваганьковском холме переходило из рук в руки, и наконец, в 1784 году богатейший помещик, сын Астраханского генерал-губернатора П.Е.Пашков приобрел этот участок, где запланировал строительство усадьбы. Авторство этой великолепной постройки долго не было достоверно установлено, в свое время оно приписывалось архитектору М.Ф.Казакову и французу Леграну. Только в середине ХХ века были обнаружены документы, которые убедительно доказали, что Дом Пашкова был возведен по проекту великого российского зодчего В.И.Баженова.
Первоначальный облик здания отличался от того, что мы видим сейчас. Перед Домом Пашкова был разбит прекрасный сад, удивлявший своей красотой современников, садовая ограда великолепно дополняла единый образ усадьбы. При Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а на центральном портике красовался герб семьи. Еще по указу Павла I герб и скульптуру демонтировали, а утраченные при пожаре 1812 года деревянные бельведер и галереи были впоследствии восстановлены архитектором О.И.Бове. Парадная лестница, построенная по проекту М.Долганова, и декоративная ограда холма, которые существуют на сегодняшний день, относятся уже к 30-м годам ХХ века.
Наследники Пашкова в начале ХIХ века продали дом Московскому Университету, а с 1861 года здание принадлежало Румянцевскому музею. После революции в нем разместился отдел редких рукописей Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, открывшийся в 1921 году. Сегодня Дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В настоящее время в нем расположены нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей, которые открылись для посетителей в 2009 году после завершения 20-тилетней реконструкции усадьбы.
Московские легенды. Дом Пашкова — У Господа нет на Земле других рук, кроме наших — LiveJournal
Пашков дом находится в самом центре Москвы, на Ваганьковском холме, напротив московского Кремля. Стоящий высоко, вровень с Боровицким холмом и Кремлем, дом имеет своего рода мифологию: в соответствии с ней он является как бы архитектурным архетипом независимости, фронды и дворянской вольности, противостоящим Кремлю.Здание это было построено в 1784–87 гг. для преуспевающего торговца землей и недвижимостью Петра Егоровича Пашкова, бывшего капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, дворянина не очень знатного происхождения. Его отец был денщиком Петра Великого.
Предположительно его архитектором считают крупнейшего русского зодчего В.И. Баженова. Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый.
Существует старая легенда, что дом построен задом наперед. Фасад, обращенный к Кремлю, это задний фасад дома, а вход в него – с другой стороны, со Старо-Ваганьковского переулка. Легенда гласит, что Баженов, обиженный на Екатерину Вторую, которая в 1785 году повелела прекратить баженовские работы в Царицыно, построил дом таким образом, чтобы он задом смотрел на Кремль и его обитателей.
Но всё это очень маловероятно. Прежде всего потому, что в 1785-ом году дом уже вовсю строился, то есть, спроектировано здание было раньше, чем Екатерина нанесла обиду великому зодчему.
«Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком — писал П.А. Вяземский. — На горе, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом».
Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса), служившая символом побед царствования его матери.
В 1812 г. дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались восстановить дом по изображениям XVIII в. таким, каким он был создан изначально, однако детали оформления стали другими или вообще не были восстановлены.
Пашковы владели домом до 1831-го года. Кто владел домом следующие восемь лет, неизвестно, но кто-то владел точно, не мог же такой дворец стоять без хозяина. А в 1839-ом году Пашков дом был выкуплен казной.
Первоначально здесь был открыт Дворянский институт при императоре Николае I. Потом, в 1852-ом году здесь разместилась Четвертая мужская московская гимназия. Но надо сказать, что для гимназии это здание уж слишком роскошно.
И в 1863-ем году, уже в царствование государя Александра Николаевича, в этом здании открылась Румянцевская библиотека, и Румянцевский музей. Николай Петрович Румянцев, сын Петра Румянцева-Задунайского, фаворита Екатерины Второй, генерал-фельдмаршала, был страстным коллекционером и чего только не собирал.
У него были коллекции по нумизматике, этнографии, минералогические, предметы искусства, кроме того у него была богатая библиотека. Со временем Румянцев делает свой музей общедоступным, и библиотеку тоже. В 1863-ем году сюда начали приходить люди.
Император Александр II очень это поощрял, и даже подарил музею знаменитую картину А.А. Иванова «Явление Христа народу», которая когда-то демонстрировалась именно здесь, и для которой был оборудован специальный «Ивановский зал».
Кроме того, император высочайше повелел, чтобы экземпляр
Дворец напротив Кремля: история Пашкова дома
Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» назвал этот дом, по террасе которого, кстати, разгуливали Воланд и Азазелло, «одним из самых красивых зданий в Москве». Спорить с этим действительно трудно — построенный в конце XVIII века дом остается одним из немногих сохранившихся шедевров архитектуры классицизма.
Тайна создателя
С полной уверенностью нельзя сказать, кто же построил настоящий дворец для разбогатевшего сына денщика Петра I. Петр Пашков, как считает большинство искусствоведов, поручил строительство дома Василию Баженову, однако никаких документальных свидетельств этому нет. Судьба Баженова как архитектора была вообще довольно странной: Василий Иванович попал в немилость к императрице Екатерине Великой, которая каждый раз без объяснения причин отстраняла его от строительства. Вероятно, именно поэтому Пашков нанял Баженова тайно, несмотря на запрет императрицы. Так на Ваганьковском холме, в непосредственной близости от Кремля, вырос великолепный дворец, получивший название в честь своего первого хозяина. Кстати, существует даже и такая версия, что Баженов из-за обид на Екатерину повернул дом задом к Кремлю.
Пашков дом, картина XIX века
Пашков дом, кстати, стал первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на постройки Кремля не снизу вверх. Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».
План дома Пашкова
Перед фасадом на Моховой Пашков разбил сад с террасными лестницами, скульптурой, фонтанами, спускавшимися к набережной. Также при Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а, а на центральном портике был расположен герб семьи. У горожан дом вызывал неподдельное удивление: до сих пор дом Пашкова считается одним из самых красивых зданий Москвы.
Пашков дом. Ж. Делабарт. Литография, XVIII век
После пожара
Дом Пашкова очень сильно пострадал во время нашествия Наполеона: полностью сгорел деревянный бельведер и галереи. С 1815 по 1818 год прежний облик дома восстанавливал известный архитектор Осип Бове. В 1839 году наследники Пашкова разорились, тогда казна выкупила у них дом для Университетского дворянского института, в с 1853 года тут размещалась московская 4-я гимназия.
В 1831 году в Петербурге был создан музей на основе коллекций и библиотеки графа Румянцева. Однако из-за того, что государство не оказывало ему достаточной материальной поддержки, в скором времени появилась идея о переносе музея в Москву. И вот в мае 1862 года в Доме Пашкова распахнули двери Московский публичный и Румянцевский музеи. В этом же году здесь начала работу и Румянцевская публичная библиотека, одним из читателей которой в течение сорока лет был Лев Толстой. В честь такого торжества императорская семья подарила музею настоящую драгоценность — «Явление Христа народу» Александра Иванова.
Библиотека
После революции коллекции музея были разделены между российским музеям, в здании же осталась только публичная библиотека, открытая в 1862 году — будущая Государственная Российская библиотека. Она не только получала обязательный экземпляр всех печатавшихся книг, но и хранила запрещенные цензурой издания.
Руководство СССР в доме Пашкова разместило отдел редких рукописей Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, открывшийся в 1921 году. До сих пор это здание используется в тех же целях — сегодня дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В настоящее время в нем расположены нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей.