Пашков дом история: усадьба, музей, библиотека. Легенды и тайны Пашкова дома – Дом Пашкова

Содержание

Дом Пашкова

 

Сейчас в Доме Пашкова располагаются три библиотечных отдела — отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.

В сегодняшнем дне архитектурного комплекса воплотилось в жизнь духовное завещание Николая Румянцева. Дом Пашкова, аристократ и труженик, служит «на пользу Отечества и благое просвещение».
 


Сейчас в Доме Пашкова

 

Выставка «Историк России Сергей Михайлович Соловьёв»
с 22 января по 21 февраля 2020 года в Румянцевском зале

 

О других мероприятиях, проходящих в Доме Пашкова, можно узнать в разделе Афиша.

 

Историческая справка

Дом Пашкова — одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы. Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова, разбогатевшего сына денщика Петра I. Распространено мнение, что автор проекта — Василий Баженов. Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике этого сооружения. Любопытно, что первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми. Место для строительства выбрано не случайное. Напротив — Боровицкий холм и Кремль. Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы, из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх. Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъёма. Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815—1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове. Особняк вызывал всеобщее восхищение. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».

В 1862 году в Доме Пашкова разместили коллекции и библиотеку Румянцевского музея, названного по имени его основателя, государственного канцлера, графа Николая Петровича Румянцева. Его собрание рукописных и печатных книг положило начало истории Российской государственной библиотеки. Политик, библиофил, ценитель древностей, он завещал всё собранное им «на пользу Отечеству и благое просвещение». Крылатые слова ныне выбиты над входом в Румянцевский читальный зал в Доме Пашкова.

В начале 1920-х годов была создана специальная комиссия Главнауки, рассматривавшая вопрос о расформировании Румянцевского музея. Она постановила: «Освободить Пашковскую усадьбу для занятия её библиотекой имени Ленина».

В 1925—1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили Алексей Щусев, Илья Машков, Иван Рерберг, Евгений Шервинский. В тридцатые в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад. Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьёвых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась ещё радикальнее.

Во время войны в «старом здании Государственной библиотеки имени В. И. Ленина» (так в советское время называли Дом Пашкова) работал общий читальный зал. Одна из сотрудниц ГБЛ — Зоя Колчина — вспоминала, что:

«…научные работники, кандидаты наук и профессора размещались на левых хорах, военнослужащие — офицерский состав — на правых… В библиотеке было тепло, светло и очень уютно, на длинных столах отсвечивали зеленые абажуры ламп… Механизация подачи требований и книг была примитивной, но она нас выручала. Книги и газеты из основного хранения пересылались в фанерном ящике (мы его прозвали антилопой), скользящим на роликах по воздушному канату до приемника старого здания».

 

Информация для партнёров

Площадь пространства: более 450 кв. м.
Вместимость:

до 350 человек.
Оборудование: выставочные витрины; плазменная панель; система климат-контроля.
Гарантируется обеспечение охранной и пожарной безопасности.
Дополнительные преимущества: удобное транспортное обеспечение, вид на Кремль, парковочные места по запросу.

Российская государственная библиотека предлагает услуги по организации и проведению совместных мероприятий в отреставрированном шедевре отечественного зодчества XVIII века — культурно-выставочном комплексе «Доме Пашкова».

Изысканные интерьеры Большого зала восстанавливались по сохранившимся историческим описаниям и иллюстративным материалам.

 

Большой зал Дома Пашкова превосходно подходит для проведения мероприятий культурно-просветительского характера различных форматов. В зале обычно проводятся музыкальные вечера, балы, церемонии вручения премий, а также организуются выставки, показы и презентации.

Площадь зала 450 кв. м. Совокупная площадь дополнительных помещений и балконов более 350 кв. м. В зале, обладающем прекрасными акустическими свойствами, можно оборудовать сцену.

Более подробную информацию по условиям организации и проведения мероприятий можно узнать по телефону +7 (499) 557-04-70 доб. 1271, электронной почте [email protected] или в Прейскуранте дополнительных услуг.

 

⭐Дом Пашкова: история и фото.

Здание построили по заказу офицера из дворянского рода Пашкевичей Петра Пашкова в 1784–1786 годах.

Его отец стал генерал-майором, выполнив секретное поручение Петра I (выкрал секретные бумаги генерал-губернатора Сибири о готовящемся выходе из состава Российской Империи).

Ансамбль усадьбы Пашкова состоит из главного дома с флигелями на Моховой улице, служебных построек в Староваганьковском переулке и храма Святого Николая в Старом Ваганькове. Перед фасадом на Моховой был сад с террасными лестницами, скульптурой и фонтанами, спускавшимися к набережной.

В 1839 году по высочайшему повелению дом у Пашковых выкупили для Университетского дворянского института, а с 1852 здесь размещалась московская 4-я гимназия.

В 1861 году в дом Пашкова въехал Румянцевский музей. Так начался библиотечный период его истории.

Путеводитель по архитектурным стилям

Граф Н.П. Румянцев стал собирать коллекцию в конце XVIII века. После его смерти в 1826 году его брат попросил Николая I разрешить передать коллекцию вместе с особняком на Английской набережной в Санкт-Петербурге Пажескому корпусу. Император передал материалы Министерству Народного Просвещения, и через 6 лет открылся Румянцевский музей. Он принимал посетителей 1 раз в неделю, но желающих было мало. Казна не выделяла средств для поддержания коллекции, и музей медленно умирал.

Тогда музыковед В.Ф. Одоевский обратился к царю с просьбой перевести музей в Москву. И уже в 1861 году собрание отправилось в дом Пашкова.

Главным меценатом музея стал Александр II, а первым даром — картина А.А. Иванова «Явление Христа народу». Для нее даже построили специальный «Ивановский зал».

После революции коллекции Румянцевского музея распределили по другим российским музеям, а в здании осталась только открытая в 1862 году публичная библиотека — будущая Российская Государственная Библиотека.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

В 1915 году в Пашковом доме появился роскошный читальный зал на 500 мест. Считается, что здесь прошел первый бал Наташи Ростовой. Но сотрудники библиотеки уверяют, что это очередная городская легенда, ведь во время написания романа этого зала еще не было. Также дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея. Считается, что отправной точкой этого эпизода стал один из визитов Гоголя в это здание. Поднявшись на бельведер, он воскликнул: «Как это зрелище напоминает мне вечный город!».

В 1988 году из-за аварийного состояния здания все отделы библиотеки из него выехали. Двенадцать лет дом Пашкова пустовал, пока в 2000 году не началась реконструкция. Она длилась семь лет. Сейчас в доме Пашкова работают 3 библиотечных отдела — отдел рукописей, отдел нот и звукозаписей, отдел картографии. В парадном зале особняка регулярно проходят околокнижные мероприятия.

Говорят, что… …под домом Пашкова подземные ходы вели в Замоскворечье, к Храму Христа Спасителя и в Кремль. Попасть туда можно было через колодец, затопленный водой. Считалось, что знающий человек, нажимал на специальный камень, и вода освобождала дорогу. На этот подземный ход наткнулись метростроевцы. Многие жаловались, что их руки были запачканы зловонной красной грязью, а по ночам мучили кошмары. Возможно, поэтому тайный ход остался необследованным.
Не удалось раскрыть тайны подземелий под домом Пашкова и археологу Стеллецкому: ступени обвалились и раскопки пришлось остановить.
Есть версия, что здесь были застенки Ивана IV. Говорили, что это вход в подземную Москву. Считалось, что здесь работала водонапорная башня, питавшая фонтаны Пашкова дома. А возможно, в подземельях скрыта легендарная Либерия Ивана IV. Но узнать это невозможно из-за заклятья, наложенного Софьей Палеолог: страшная кара настигала всех, кто приближался к разгадке тайны библиотеки
.
…имя архитектора Пашкова дома не известно, хотя искусствоведы считают, что это Баженов. Его фигура окутана тайнами: все построенные им здания разрушены, а предполагаемые работы не подтверждены документально. Строительство Большого Кремлевского дворца Екатерина Великая прервала без объяснения причин. Подобная судьба постигла и Царицыно.
По легенде, в 1784 году на стройку царицынского ансамбля приехал масон Пашков и предложил Баженову построить на Ваганьковском холме дом в стиле кремлевского дворца. Баженов согласился, а уже через год императрица запретила ему строить в Москве. Под страхом смерти опальный архитектор построил красивейший дом прямо напротив Кремля. А из-за обиды на Екатерину Баженов повернул дом спиной к царской резиденции
.
…когда в 1818 году в Москву приехал прусский король Фридрих Вильгельм III с сыновьями, его повели на бельведер Пашкова дома. Пораженные увиденным, они встали на колени, а Фридрих трижды поклонился Москве и со слезами воскликнул: «Вот она наша спасительница». Эта сцена запечатлена на картине Н.С. Матвеева «Король прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства». В память об этом событии в ограду дома вмуровали небольшую корону, а балкон стали называть балконом трех императоров
.
…Булгаков не случайно поместил Воланда на крышу Пашкова дома. В романе он представляется специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта в Государственной библиотеке. По легенде, Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II, выиграл папство в кости у самого Дьявола. Он был специалистом по черной магии и, умирая, попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось Сатане.
У Воланда много прототипов. Но исследователи проводят параллель со Сталиным, вспоминая легенду о сталинском копыте и первое название романа «Копыто инженера». Не последнюю роль сыграла и вложенная в уста Воланда фраза вождя народов «Факты — вещь упрямая».
Однако прототипом Воланда мог быть и Ленин. Достаточно вспомнить поиски вождя полицией и псом Трефом в 1917 году. Одним из вариантов названия романа был «Великий канцлер», то есть глава правительства, кем и был Ленин. Кроме того в советское время считалось, что главным читателем Румянцевской библиотеки был именно Ленин, хотя он бывал здесь лишь несколько раз
.
…в доме Пашкова есть еще одна особенность: внутри здание кажется просторнее, чем снаружи. Это упомянул Булгаков, описывая бал у Сатаны.
…в доме Пашкова обитает призрак Николая Рубакина, книговеда и библиофила, который собрал две большие библиотеки и передал их в дар городу. Приходя в библиотеку в поисках какой-нибудь редкой книги, нужно обязательно попросить его помощи.
Дом Пашкова на фотографиях разных лет:
А что о доме Пашкова могли бы рассказать вы?

Дом Пашкова — Try Moscow или Культура отдыха

Дом Пашкова — одно из красивейших зданий Москвы. Величественный белоснежный дворец возвышается на Ваганьковском холме напротив Московского Кремля. До сих пор достоверно не установлено, кто является архитектором этого здания, но чаще всего автором называют великого русского зодчего В.И. Баженова. Дом Пашкова был построен в 1784-1786 годах и явился первым не церковным зданием в Москве, из окон которого открывается прямой, не снизу вверх, вид на Кремль, а также видны Ивановская и Соборная площади

Вид на дом Пашкова от Кремля

Вид на дом Пашкова от Кремля

Считается, что именно дом Пашкова имел в виду М.С.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», когда описывал прощание Воланда со столицей: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев». Наверно, автор видел эту сцену вот на такой террасе

Балкон-терраса дома Пашкова

Балкон-терраса дома Пашкова

История дома Пашкова

Владения на Ваганьковском холме за свою долгую историю принадлежали и государеву двору, и частным лицам, пока в конце XVIII века их не выкупил Петр Егорович Пашков. Его отец, денщик Петра I, обогатился при расследованиях казнокрадства. Сын же оказался ещё более предприимчивым и преумножил состояние на винных откупах. Не имея знатной родословной, но будучи человеком тщеславным, П.Е.Пашков мечтал возвести дом, который поразил бы столицу.

Фронтон флигеля дома Пашкова

Фронтон флигеля дома Пашкова

Первоначальный облик Дома Пашкова отличался от того, что мы видим сейчас. Сад перед зданием был гораздо больше и занимал не только склон. Вот старинное изображение

Фронтон флигеля дома Пашкова

Сад поражал современников своим великолепием: красивой чугунной оградой, каменными бассейнами с фонтанами, редкими птицами — павлинами, попугаями, китайскими гусями — разгуливавшими по дорожкам сада или сидящими в дорогих клетках. Во время наполеоновского нашествия дом Пашкова очень сильно пострадал, однако в силу особой значимости здания для столицы его восстановили за государственный счет. В 1839 году здание было приобретено казной для Московского университета. С 1861 года здесь размещался Румянцевский музей —  первое художественно-просветительское учреждение в Москве. В начале 1920-х годов на базе Румянцевского музея и библиотеки была создана Государственная библиотека имени В.И.Ленина.

Фронтон флигеля дома Пашкова

В 1930-х годах в связи с расширением Моховой улицы была убрана садовая ограда, выровнены склоны холма, а перед центральным корпусом устроена полукруглая терраса, охваченная с двух сторон лестничными спусками. Тем самым существенно изменилось зрительское восприятие ансамбля. Новым испытаниям дом Пашкова подвергся в конце ХХ века: в 1986 году из-за строительства станции метро «Боровицкая» фундамент здания просел, в перекрытиях появились трещины. В 1990-х годах аварийное здание стояло абсолютно заброшенным: текла крыша, сквозь разбитые окна проникали дождь и холод. Реконструкция продолжалась почти 20 лет и вновь дом открылся в 2007 году.

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Сейчас в доме Пашкова размещаются культурно-выставочный центр и самые сложные отделы, фонды которых требуют особого режима хранения: отдел рукописей, отдел картографических изданий, отдел нотных изданий и звукозаписей.

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Скульптура на парадном фасаде дома Пашкова

Экскурсия по дому Пашкова

Дом Пашкова построен по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями. Ваганьковский холм служит словно бы постаментом всему ансамблю подножием зданию. Пашков дом имеет два главных фасада: один смотрит на Кремль и имеет торжественный дворцовый вид, другой обращён во двор, в сторону Староваганьковского переулка, и имеет более компактный усадебный вид:

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Вид на дом Пашкова со стороны Староваганьковского переулка

Именно со стороны Староваганьковского переулка и предусмотрен парадный подъезд к дому. Въезд в большой двор с переулка оформлен воротами, украшенными колоннами и гирляндами. Обратите внимание как вычурны ордера колонн — вроде ионический ордер, но ему добавляют оригинальности подвесные кисти и акцентированные свободные завершения

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Великолепны гирлянды, висящие в воздухе

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Вот вид на парадный двор с разворотным кругом для карет из окон третьего этажа дома Пашкова

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Здание подвергалось неоднократным и значительным перестройкам, что было вызвано приспособлением его под нужды музея и библиотеки. Сейчас внутри это заметно по некоторым словно бы ошибочным или незавершенным инженерным решениям

Скульптура на фасаде дома Пашкова

В целом же коридоры дома Пашкова выглядят примерно так

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Император Александр II при посещении Румянцевского музея преподнес ему в дар картину А.Иванова «Явление Христа народу». Для экспонирования огромной картины, над которой художник работал 20 лет, рядом с домом Пашкова был выстроен отдельный специальный зал — длинный, со световыми окнами в потолке. Это давало тот эффект, к которому так долго стремился художник: когда зритель шёл к картине, Иисус как будто шёл ему навстречу, а когда зритель совсем приближался к полотну, Иисус словно бы возносился. Сейчас картина А.Иванова экспонируется в Третьяковке. Во время моего посещения дома Пашкова, несколько лет назад, в Ивановский зал экскурсии не водили. Но буквально недавно, в декабре 2016 года, открыли Ивановский зал как новое выставочное пространство Российской государственной библиотеки. В коридорах дома Пашкова выставлена чаша из черной яшмы, также подаренная Александром II при визите

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Огромная чаша выполнена алтайскими мастерами и напоминает выставленные в Эрмитаже

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Как дань памяти и уважения основателю музея на стене висит барельеф графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского. Этот барельеф представляет собой копию с надгробия генерала, похороненного в Киево-Печерской Лавре

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Над входом в Румянцевский читальный зал выбита дарственная надпись, напоминающая об основателе музея

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Этот читальный зал относится к отделу рукописей, выглядит он классически

Скульптура на фасаде дома Пашкова

По периметру читального зала проходит галерея, где также установлены шкафы с книгами

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Книжные шкафы украшены изображениями оскаленных львиных морд

Скульптура на фасаде дома Пашкова

В другом зале, зале каталогов отдела рукописей, на стене висит портрет известного русского философа, футуролога и знатока библиотечного дела Н.Ф.Федорова, который на протяжении почти четверти века работал в музее и много сделал для развития библиотеки

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Н.Ф.Федоров считается основоположником русского космизма, его идеями об открытии и покорении новых планет вдохновлялся К.Э.Циолковский. Об этом напоминает картина на галерее над входом в зал каталогов

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Самым впечатляющим по отделке интерьеров в доме Пашкова в наши дни является Большой или Бальный зал. Этот двусветный (т.е. с окнами в два ряда) зал занимает все пространство второго и третьего этажей вдоль Моховой улицы

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Изначально, при постройке дома Пашкова, здесь были отдельные помещения на двух этажах. При реконструкции в 1915 году были разобраны межэтажные перекрытия и стены комнат для создания читального зала. Этот зал на 300 мест в советское время стал главным читальным залом Ленинской библиотеки.

Скульптура на фасаде дома Пашкова

От второго этажа остались большие балконы по бокам зала, попасть на которые можно только поднявшись по лестницам в коридоре

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Сейчас Большой зал является основной площадкой Культурно-выставочного комплекса, здесь проводятся художественные выставки, церемонии награждения и вручения различных премий, презентации, аукционы, другие подобные мероприятия

Скульптура на фасаде дома Пашкова

При последней реставрации была воссоздана лепнина потолка

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Потолок с кессонами разной формы выполнен в стиле ампир

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Красивая и очень объемная лепнина с достаточно непривычными для потолка изображениями – фигурами, напоминающими кариатиды

Скульптура на фасаде дома Пашкова

На стенах здесь вот такие светильники, с зеркальной стенкой для отражения и усиления источника света

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Как с балконов, так и с первого этажа Большого зала открывается великолепный вид на Кремль. Экскурсантов просят не фотографировать из окон, ссылаясь на запрет ФСО, но удержаться невозможно. Сейчас уже это уже исторические виды, без памятника князю Владимиру

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Напомню, что дом Пашкова был первым светским, не церковным зданием, которое позволяло смотреть на Кремль на одном уровне и даже чуть сверху. До его постройки сверху на Кремль можно было посмотреть лишь с колокольни Ивана Великого

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Следующий отдел, расположившийся в доме Пашкова — отдел картографических изданий

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Российская государственная библиотека располагает одним из крупнейших в мире собранием карт, атласов, планов, глобусов. Понятно, что самые старые экземпляры требуют особых условий хранения, но и в зале выставлено немало интересных артефактов

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Помимо собственно карт и атласов здесь в витринах выставлены камни и минералы, различные сувениры и памятные знаки со всего мира с изображениями карт и глобусов

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Непременное внимание посетителей привлекает «Глобус ацтеков», который стоит в центре читального зала отдела картографии. Он выполнен из дерева российским мастером-резчиком уже в нашем веке, но в его оформлении использованы мифологические образы индейцев Центральной Америки: оперенный змей и черепаха

Скульптура на фасаде дома Пашкова

В отделе нотных изданий и звукозаписей хранятся отечественные и иностранные ноты в бумажном виде (разнообразные издания, оригинальные и рукописные документы) и на электронных носителях, а также шеллаковые и виниловые грампластинки, кассеты (аудио, видео, VHS), CD (аудио, mp3), DVD (аудио, mp3, видео), магнитофонные ленты.  Понятно, что при такой номенклатуре хранения нотный отдел имеет свой зал каталогов

Скульптура на фасаде дома Пашкова

В читальном зале нотного отдела можно послушать произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы музыкального фольклора разных стран, спектакли, голоса птиц и даже выступления политиков и деятелей искусства

Скульптура на фасаде дома Пашкова

А в витринах здесь выставлены разнообразные нотные издания, грампластинки разных лет – от дореволюционных до советских, музыкальные инструменты, сувениры с музыкальной тематикой

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Просто так, для радости глаз, стоит вот такая малахитовая ваза с бронзовым барельефом

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Ещё внутри дома Пашкова сохранилась старинная винтовая чугунная лестница

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Несмотря на возраст, лестница в прекрасном состоянии

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Под конец прогулки надо упомянуть удивительное свойство дома Пашкова: изнутри он оказывается гораздо вместительнее, чем выглядит снаружи. Я рассказала вам про основные залы, а ведь есть ещё приятных размеров, отделанный деревом буфет, за солидными дверями с окошечком располагается касса, имеются другие помещения, которые не представляют интереса для экскурсантов. На прощание ещё один взгляд из окон Бального зала в сторону Кремля

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Михайловский замок, дом Пашкова, ансамбль в Царицыно, храм в Быково.

Работы архитектора Василия Баженова — одна из загадок в истории русского искусства. Строил он много, выполнял заказы преимущественно императорской семьи, а достоверно исследователи знают всего несколько зданий его авторства. «Культура.РФ» вспомнила пять знаковых построек архитектора Баженова в Москве и Петербурге.

Большой Кремлевский дворец

Карл Лопяло. Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция. XX век

Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма. Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой — сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.

Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв — была разобрана часть кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.


Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.

Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.

Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову. Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.


Владимирская церковь в Быково

Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания — овальная.

Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова — для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.


Михайловский замок

Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Проект Михайловского замка придумал лично Павел I, а детально разработал его любимый архитектор императора — Василий Баженов. Однако непосредственно строительством руководил уже Винченцо Бренна.

Замок был построен там, где когда-то родился Павел I — на месте снесенного Летнего дворца Елизаветы I. Напоминающий средневековую крепость дворец возвели на искусственном острове, со всех сторон окруженном водой, — попасть в замок можно было только по охраняемым мостам. Все фасады здания отличаются друг от друга. Особо торжественно выглядит главный фасад, украшенный барельефом «История заносит на свои скрижали славу России». Среди других петербургских построек того времени замок выделялся и цветом. Необычный розовато-оранжевый оттенок выбрал сам Павел I — по легенде, впечатлила его перчатка одной из фрейлин. В XIX веке во дворце находилось Инженерное училище. Сегодня Михайловский замок — филиал Государственного Русского музея.


Дом Пашкова

Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий — Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.

Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу — центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход — сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.

Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года. Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей. Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке. Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.

Дом Пашкова — Википедия

Дом Пашко́ва или Пашко́в дом — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым. Находится по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.

Строительство здания

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Слава здания

Пашков дом. Дореволюционная открытка

После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий города.

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).

Владельцы здания

  • Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил своё название. Его наследник А. И. Пашков и сын последнего Василий предпочитали старой усадьбе «второй дом Пашкова» на Моховой (ныне здание журфака МГУ). В начале XIX века баженовский шедевр стоял в запустении.
Дом Пашкова и окружающие усадьбы после пожара 1812 года Дом Пашкова на фоне старого Каменного моста, фотография 1855—1857 годов
  • В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
  • В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
  • В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот брошенных, бесхозяйных и национализированных книжных коллекций, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей[2]. В настоящее время Пашков дом входит в комплекс зданий библиотеки, но много лет не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Описание

Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.

Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.

Планировка здания

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигели. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799)

При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.

Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста — противопоставлено большое и малое:

  • центральный объём здания — служебным помещениям, оградам,
  • развернутый парадный двор перед главным входом — узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
  • раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
  • прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.

Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса — центрального объёма главного здания.

К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.

Классицизм в оформлении фасадов

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.

Фасад Пашкова дома со стороны
Староваганьковского пер.
Ордерная система Пашкова дома

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн.

В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

Внутренняя планировка

Румянцевский зал в доме Пашкова

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения[3].

Перестройки здания

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).

Царская эпоха

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых[4].

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей[5]. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым[6].

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена[7] картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым[8] был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал[9] — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор — в конце анфилады зал второго этажа[10].

Советское время

Вид с Моховой на центральный корпус. Хорошо видна лестница Долганова

В соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы рядом с Пашковым домом должна была пройти новая широкая парадная улица — аллея Ильича, соединяющая площадь Дзержинского и площадь с новой архитектурной доминантой Москвы — Дворцом Советов, строящимся на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Тот же Генплан предусматривал возведение нового Большого Каменного моста, съезд с которого должен был плавно влиться в аллею Ильича. Реализация этих идей в конце 1930-х годов стала возможной за счёт поглощения части сада Пашкова дома и сноса ограды, которая была немаловажной частью облика здания[11]. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика. Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором В. И. Долгановым в 1934 году на склоне была сооружена ныне существующая монументальная белокаменная лестница с террасой-трибуной[11], спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.

Интересные факты

  • Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
  • Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея[12].
На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (…) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.

Часы работы

вт, ср, чт, пт, сб, вск — с 10:00 до 19:00

Понедельник — выходной.

Другие дома Пашкова

  • «Пашков дом» — название издательства Российской государственной библиотеки.
  • «Пашков дом» — роман Николая Шмелёва.
  • Пашков дом (Второй Пашков дом, Аудиторный корпус, Аптекарский дом) — в старинных документах так иногда называется здание журфака МГУ, также находящееся на Моховой ул., дом 9. Причина — эти владения также принадлежали Пашкову — Александру Ильичу, родственнику предыдущего. Ещё один дом, принадлежавший Пашковым, находился на Чистопрудном бульваре, 12[13].
  • Особняк Пашкова в Санкт-Петербурге, на Литейном, 39 (архитектор Г. Боссе), воспет Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда»[14].

Примечания

Литература

Ссылки

Дом Пашкова. Быль, легенды и мифы

Это одна из визитных карточек Москвы. Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Те, кто никогда не был в столице, наверняка не однажды видели его на фото.  
     
        07_10pashkovhouse5.jpg
            (Фото отсюда)

Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов  центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.
Булгаков не случайно поместил Воланда на крышу Пашкова дома. В романе он представляется специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта, хранящиеся в Государственной библиотеке. По легенде Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II выиграл папство в кости с самим дьяволом. Он был большим специалистом по чёрной магии и, умирая, попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось дьяволу. А, возможно, дьявол сам разорвал его.

Когда-то тут, на Ваганьковском холме, было языческое капище. Позже, по мнению некоторых исследователей, здесь не только были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских Великих князей и где пытали и убивали противников царя, но и находился вход в легендарную подземную Москву.
Первый раз на эти галереи наткнулись ещё при сооружении одной из станций метро первой ветки метрополитена — «Библиотека им. В.И. Ленина», но, к сожалению, раскопать его археологам не дали.  Известный археолог Стеллецкий, в 30-е годы обследовавший Ваганьковский холм, обнаружил множество пустот – погребов, ходов, подвалов. В одном из подземелий были обнаружены таинственные ступени. Однако обследовать подземелья не удалось — ступени обвалились и раскопки, под угрозой обвала, были прекращены. Вход был спешно зацементирован.

Говорят, что под домом Пашкова проходили подземные ходы в Замоскворечье, к Храму Христа Спасителя и в Кремль. Ход спускается в колодец, затопленный водой. Считалось, что знающий человек, нажимал на специальный камень, и вода освобождала дорогу. Именно на этот подземный ход наткнулись метростроевцы. Многие из них жаловались, что их руки были запачканы зловонной красной грязью, а по ночам мучали кошмары. Возможно, поэтому тайный ход остался необследованным. Высказывались версии, что здесь были застенки Ивана IV, что это вход в подземную Москву, что здесь была устроена водонапорная башня, питавшая фонтаны Пашкова дома. А возможно, именно здесь скрыта таинственная либерия Ивана IV. Но узнать это невозможно из-за страшного заклятья, наложенного еще Софьей Палеолог. Страшная кара настигала всех, кто приближался к разгадке библиотеки. Считается, что искали библиотеку и Борис Годунов и Лжедмитрий I и сестра Петра Софья, и Анна Иоановна и многие современные охотники за кладами…

Позже под зданием Пашкова дома  приборы выявили странную аномалию и обнаружили уникальный археологический объект — выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы.  Это уникальное подземное сооружение скорее всего представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Занялись им только в 1970-х годах. Казалось, что ещё немного — и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но… работы по расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была раскрыта.

Когда храм Христа Спасителя был взорван и на его месте заложили котлован для фундамента Дворца Советов, то обнаружились вскрытые земляными работами древние подземные ходы. Они вели от храма до Кремля, в них нашли несколько прикованных к стенам истлевших скелетов.
Ещё один подземный ход, ведущий от храма Христа Спасителя на противоположную сторону Москвы-реки, нашли трое ребят. И не только нашли, но и прошли этим ходом под рекой. К сожалению, оба хода были поспешно зацементированы.
В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно, сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами. Решили произвести раскопки в усадебной церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было.

В далёкую древность, с 1446 года в районе против Кремля за нынешним домом Пашкова и зданием библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов или «Старое Ваганьково», сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка. Согласно самой распространённой версии там жили дворцовые скоморохи и шуты, которые смешили и потешали московского государя и его приближенных бояр — ваганили.
Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от «ваганного» денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось «ваганцем». Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлёвского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.

Любопытно, что задний фасад Дома Пашкова смотрит на Кремль, а парадный вход на Староваганьковский переулок позади. Имя Пашкова ни о чём не говорит большинству. Единственное, что обессмертило его имя, так это домом. По заказу отставного офицера Петра Егоровича Пашкова в 80-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Против этой версии говорит тот факт, что Баженов к тому времени был в опале, и строить по его проектам было запрещено. Но есть и другие соображения, косвенно указывающие на то, что всё же это был его проект.

DSC08561.JPG

DSC08772.JPG

DSC08569.JPG

DSC08573.JPG

DSC08770.JPG

DSC08589.JPG

DSC08597.JPG

DSC08719.JPG

В доме Пашкова есть ещё одна интересная особенность: внутри дом кажется просторнее, чем снаружи. Эту особенность использовал Булгаков описывая бал у Сатаны. Но интересно то, что не сохранилось описаний внутреннего убранства дома. Это так же породило немало слухов.
Как так случилось, что какой-то отставной офицер построил столь роскошный дворец почти у стен Кремля? А дело в том, что его отец был денщиком у Петра I, обладал большими связями. Как пишет Википедия, «капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка, богатый московский откупщик («первый русский водочный король»), представитель дворянского рода Пашковых.
Биографические сведения о строителе Пашкова дома скудны. Родился в семье Е. И. Пашкова, разбогатевшего в петровское время на преследовании князей Гагарина и Кольцова-Мосальского. С малых лет был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых сколотил колоссальное состояние, однако сам же его довольно быстро и прожил».
В Москве Пашкова не любили, считали сутягой, человеком, лишённым всякого благородства, как теперь принято говорить — нерукопожатным.

В 1812 году дом полностью внутри выгорел. В 1813-ом его восстановлением занимался Бовэ.

DSC08576.JPG

Подвал использовался для хозяйственных нужд. В советское время до недавних пор здесь была курилка.

DSC08583.JPG

DSC08655.JPG

DSC08662.JPG

DSC08665.JPG

DSC08701.JPG

DSC08725.JPG

DSC08586.JPG

DSC08600.JPG

DSC08608.JPG

DSC08635.JPG

DSC08647.JPG

DSC08641.JPG

DSC08682.JPG

DSC08673.JPG

Широко бытует легенда, согласно которой в 1818 году во время посещения Москвы прусским королём Фридрихом Вильгельмом III с сыновьями он попросил показать лучшую панораму Москвы. Тогда короля и повели на бельведер пашковского дома. Выйдя на балкон и увидев сожжённый город, лежавший на пепелище, король опустился на колени, велев сделать то же самое сыновьям, и воскликнул: «Вот она, наша спасительница!». Этим жестом он благодарил Москву за спасение Европы от Наполеона. Там же он поклялся никогда не воевать с Россией. В память об императорском поклоне в чугунную ограду дома была вмурована корона. Сам же балкон получил именование «балкон трёх императоров». Трёх, потому что оба королевских сына со временем тоже взошли на престол: король Фридрих Вильгельм IV и император Вильгельм I. Этот сюжет стал основой картины, написанной художником Матвеевым много позже – в 1896 году. Но, опять же, эта легенда не имеет достоверного подтверждения.

DSC08671.JPG

DSC08625.JPG

DSC08626.JPG

DSC08628.JPG

В 30-х годах 19 века дом был выкуплен казной под дворянский институт. Затем некоторое время здесь находилась гимназия.
Новая эпоха в истории Пашкова дома началась в 1861 году с основанием «Московского публичного и Румянцевского музеев». Румянцевский музей был переведён сюда из Петербурга, а собрания Московского университета стали основой Московского публичного музея. В июле 1862 года в состав музея вошла Румянцевская публичная библиотека. Коллекция Румянцева насчитывала около 28 тысяч книг, 710 рукописей, более тысячи карт. 14 января 1863 года в Пашковом доме открылся первый читальный зал на двадцать мест. Книжный фонд и собрания музеев с тех пор постоянно росли, увеличивались и площади, занятые библиотекой. Расширялся читальный зал – сначала до трёхсот, а потом до пятисот мест.
С 1924 года здесь была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Ныне это Российская Государственная библиотека – одна из крупнейших в мире, хранящая коллекцию книжных сокровищ со всего света.

Во время Великой Отечественной девочки из команды МПВО, которые несли дежурство на крыше дома Пашкова, по неполным данным, погасили более 200 зажигательных бомб. На крыше нового здания основного книгохранилища стояла зенитная установка. Сберегли фонд и строители, что успели к началу войны построить 18-ярусное книгохранилище из железа и бетона на 20 млн. единиц хранения, и сотрудники Ленинки, которые перенесли на руках (не успели внедрить запланированную механизацию) весь фонд и все каталоги из пожароопасного Пашкова дома в новое хранилище.
Наиболее ценные фонды в 41-ом были вывезены. Эвакуировано было из Ленинки около 700 тыс. единиц (редкие и особо ценные издания, рукописи). В дальнюю дорогу — сначала под Нижний Новгород, потом в Пермь (тогда г. Молотов) отобранные, упакованные книги и рукописи сопровождала группа сотрудников ГБЛ. Все ценности были сохранены, в 1944 г. реэвакуированы и встали на полки хранилищ Библиотеки. (Отсюда)

В 1988г. из-за аварийного состояния здания все отделы библиотеки из него выехали. 12 лет здание дома Пашкова пустовало, пока в 2000г. не началась его реконструкция, которая длилась семь лет. Рассказывают, что в 90-ых были желающие из лихих ребятишек приобрести этот дом и сделать из него торговый центр. Давление было сильным, но дом всё же отстояли.



           

Дом Пашкова в Москве

Загадки дома Пашкова

Многое, связанное с этим зданием, где сегодня располагаются научные отделы Российской государственной библиотеки, покрыто флером таинственности. Хотя бы тот факт, что во всех путеводителях автором этого великолепного особняка, построенного в 1784–1786 годах, указан архитектор Василий Баженов, а никаких документальных свидетельств этому нет. Не зря именно на крышу Пашкова дома отправил Булгаков своего Воланда.

Итог споров вокруг особняка в свое время так охарактеризовал И.Э. Грабарь: «Пашков дом – одна из тех замечательных удач, которые даются не сразу и не одному мастеру, а являются результатом комбинированных творческих усилий нескольких, иногда многих мастеров… Никто не знает единственного автора Пашкова дома!» Возможно, Василия Баженова могли пригласить строить особняк в ту пору, когда великий зодчий был в опале (из-за неудачи со строительством Царицынского дворца, который забраковала императрица Екатерина), и его участие не предавалось огласке.

Да и по поводу истории самого Ваганьковского холма есть различные сведения: и что он был святым местом древних славян, и что использовался для захоронений (во дворе дома Пашкова дома сотрудники Ленинской библиотеки порой наталкивались на чьи-то древние останки), в XV веке здесь был дворец Софьи Витовтовны, жены Василия I. Потом местом заинтересовался Иван Грозный, построив неподалеку Опричный дворец. Есть мнение, что под холмом существует целая цепь галерей, ведущих в подземную древнюю Москву, где, согласно преданиям, спрятана библиотека Ивана Грозного. В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меншикова.

А в 1783 году московский генерал-губернатор Чернышов передал участок на Ваганьковском холме и стоявший там дом в вечное и потомственное владение Петру Пашкову. Последний – фигура прелюбопытнейшая, хоть и мало изученная. Петр Егорович Пашков служил в Семеновском полку и, дослужившись до капитан-поручика, вышел в отставку. Его отец, бывший денщик Петра I, отойдя в итоге дворцовых интриг от дел, уже при Екатерине I был выслан из Москвы и стал сначала воронежским вице-губернатором, потом астраханским губернатором, но реально губерниями не управлял. Хотя и сколотил большое состояние, которое и оставил своему сыну. Петр капитал многократно увеличил, став винным откупщиком. Его называли «первый российский водочный король». Вот этот «король» и возвел один из самых роскошных в Москве дворцов с парком, фонтанами, скульптурами и павлинами.

Правда, через какое-то время Петр Пашков запутался в долгах (вызванных махинациями вокруг поставок водки) и передал свой особняк вместе с долгами двоюродному брату Александру Ильичу Пашкову. Новый хозяин быстро поправил дела выгодной женитьбой на наследнице медных рудников и нескольких уральских заводов. По прихоти жены Александр Ильич построил рядом на Моховой новый «дом Пашкова» – усадьбу для балов и театральных представлений, которую ныне занимает Аудиторный корпус Московского университета, а ее флигель – университетская церковь.

В 1812 году во время страшного московского пожара дом сильно пострадал, а главное, сгорел архив Пашкова (где, в частности, содержались сведения о строительстве здания). Восстанавливал дом уже Осип Бове и другие архитекторы.

Значительную часть средств, хотя здание было частным, выделила на его восстановление казна, так как дом был уже лицом столицы. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России». В 1839 году городская казна приобрела дом у обедневших наследников Пашкова. В нем разместили сначала Дворянский институт, а затем городскую гимназию.

Московский публичный и Румянцевский музеи

В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеумы. В основу их легли собрание Московского университета, переехавшая из Санкт-Петербурга коллекция и библиотека графа Николая Румянцева. Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.

Императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и картину «Явление Христа народу» Александра Иванова.

В 1870 году тогдашний директор музеев Василий Дашков, обеспокоенный плачевным состоянием здания музея, сообщал министру народного просвещения, что выделенных денег не хватает и он «вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова». На деньги мецената отремонтировали фасады Пашкова дома и построили казармы для служителей, помещения для канцелярии и квартиры смотрителя музеев. В 1925–1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили несколько архитекторов, в том числе и Алексей Щусев.

Пашков дом в советское время

В 30-е годы в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад, а Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьевых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась еще радикальнее.

В 1986 году чуть не случилась катастрофа: в результате строительства станции метро «Боровицкая» осел фундамент и треснули перекрытия. Реставрация, начавшаяся практически сразу, затянулась и остановилась в середине 90-х из-за отсутствия финансирования. Дом оказался на грани разрушения. Только в 2003 году были наконец найдены средства, и четыре года спустя Российская государственная библиотека получила символический ключ от Дома Пашкова. Сегодня в Доме Пашкова работает три библиотечных отдела: научно-исследовательский отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.