Пмк комиссия у детей: Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка? — Воспитание и обучение детей — Родителям — Образование, воспитание и обучение – ПМПК комиссия, что это такое, когда назначается, документы, процесс

Содержание

ПМПК комиссия, что это такое, когда назначается, документы, процесс

Случается такое, что у ребенка возникают проблемы в обучении, общении со сверстниками, общем развитии. В таком случае родители могут услышать от педагогов и психологов, что их чаду нужно пройти психолого-медико-психологическую комиссию. ПМПК комиссия, что это такое может возникнуть вопрос, нужно ли вообще отправлять ребенка на подобный консилиум. Разобраться в этом следует детально, чтобы понимать, что будет происходить.

Что это такое и зачем нужно?

ПМПК – это комиссия, в процессе которой выясняется есть ли у исследуемого специфические диагнозы и непреодолимые проблемы в учебы по стандартной школьной программе. Зачастую подобными диагнозами являются:

  1. Умственная отсталость.
  2. ЗПР – задержка психического развития.

Важно! На подобное обследование отправляют детей дошкольного возраста  школьников с 1 по 4 класс. В таком возрасте уже можно определить существуют ли препятствия для обучения, какие они.

На ПМПК отправляют учителя, заучи, даже сами родители, если видят неладное в поведении и состоянии ребенка, хотя такое случается редко. На ПМПК могут этот диагноз подтвердить, опровергнуть, установить. Удается получить в ходе прохождения заданий ответы на такие вопросы:

Бесплатная консультация юриста по телефону

Задать вопрос юристу

По Москве и Московской области

Санкт-Петербург и область

Федеральный номер

  • Сможет ли продолжать/начать обучение по общеобразовательной программе школы.
  • Потребуется ли дополнительные занятия с репетитором, корректологом, психологом.
  • Что делать родителям для того чтобы помочь и устранить/уменьшить проблемы определенные в ходе проверки состояния.
  • Какое обучение и программа подойдет именно для этого исследуемого.

Часто, когда родителям рекомендуют прохождение такой комиссии они отказываются. Причина тому незнание и непонимание того что на ней происходит, ее последствий. Родители далеко не всегда могут увидеть и понять, что в обучении их ребенка есть проблемы. Если вовремя не начать работу с проблемой, а первым делом определить ее то в дальнейшем корректировка может не помочь. Поэтому прежде чем отказываться, следует понять, что происходит во время ПМПК, и какие ее последствия.

Зачем проводить ПМПК

Кто входит в комиссию?

Еще один важный момент, кто же входит в состав комиссии. В ней могут быть:

  1. Педагог-психолог.
  2. Дефектолог необходимого профиля.
  3. Если ребенок слепой, то тифлептолог.
  4. Сурдопедагог для ребенка, страдающего глухотой.
  5. Логопед.
  6. Педиатр.
  7. Невролог.
  8. Офтальмолог.
  9. Ортопед.
  10. Детский психиатр.
  11. Социальный педагог.

Важно! По необходимости состав комиссии может быть более широкий, в нее приглашаются специалисты, которые могут помочь определить наличие той или иной проблемы с физическим или психическим здоровьем.

Не стоит забывать, что результаты деятельности комиссии – это рекомендации для родителей, прислушиваться к ним или нет, решают они сами.

Необходимые документы

День прохождения комиссии определяется заранее, такой чтобы родители могли на ней присутствовать. Данное обследование, независимо от количества приглашенных специалистов проводиться бесплатно. Перед проведением ПМПК родителями/опекунам, законным представителям, нужно предоставить такой пакет документов:

  • Паспорт родителя/опекуна.
  • Свидетельство о рождении ребенка.
  • Опекунское удостоверение, если ребенок находиться под опекой.
  • Выписка от педиатра формы Ф-12, в ней указаны данные о развитии ребенка.
  • Справки о состоянии здоровья от специалистов: офтальмолог, ЛОР, невропатолог, психиатр, ортопед.
  • Характеристика от воспитателя или учителя с позиции педагога.
  • Последние рабочие тетради по русскому языку и математике, если на комиссию отправлен школьник. Для дошкольников – 4 рисунка.

Важно! Справки от врачей оформляются на отдельных бланках, на них обязательно должна быть печать медучреждения, выдавшего документ. Стоит помнить, что все справки имеют срок годности – большинство 1 год, от психиатра – 6 месяцев.

Многих родителей интересует зачем нужна комиссия?

Как происходит ПМПК

В основном заседают члены комиссии в одном помещении. Форматы общения с ребенком могут отличаться. Есть такие:

  1. Все специалисты разместились за одним столом, а исследуемый стоит или сидит перед ними. Такой вариант не очень комфортный для психологического состояния исследуемого.
  2. Каждый член комиссии сидит за отдельным столом, а ребенок по очереди к ним подходит. Подобный вариант более комфортен и помогает лучше понять состояние ребенка, так как специалисты также могут наблюдать за поведением со стороны. Во время общение с тем или иным членом комиссии ребенок может нервничать, что сказывается на результатах.

Независимо от используемой формы общение происходит в формате вопрос-ответ, могут выдаваться определенные задания, которые помогут оценить состояние. В любом случае подобные комиссии не комфортны для ребенка, так как участники стараются как можно быстрее выполнить свою работу, торопят ребенка, не дают ему передохнуть. По времени на все про все уходит 1-2 часа. Так как родители понимают что ждет ребенка, его нужно подготовить психологически, успокоить. Если вопросы будут резкими, то родители имеют право вмешаться в процесс и защитить своего ребенка, не все знают это свое законное право, поэтому молчат, но малышу нужна поддержка от родного человека, так он будет себя уверенней чувствовать.

Совет! С собой желательно взять еду и воду, чтобы ребенок хотя бы голода не ощущал.

Ребенку сложно проходить комиссию

Задаваемые вопросы

В ходе комиссии вопросы, которые будут задавать достаточно стандартные, но он могут несколько отличаться в зависимости от ситуации и состояния ребенка, предполагаемого диагноза. Примерные темы:

  1. Рассказ о себе, своих родственниках, друзьях. Кто они такие, где живут, чем занимаются, в том числе место работы, сколько им лет. Составить описание того, чем ребенок занимается, как проводит досуг с друзьями, чем занимается с родителями. Нужно указать данные о своих питомцах, как их зовут, что делают с ними, как ухаживают. Зачем предназначена та или иная комната в доме, что там нужно делать.
  2. Просят рассказать о мире, который их окружает: меры длины, размера, времена года, распорядок дня, что такое выходные и будни. Понимание форм и размеров предметов, их расположение в пространстве.
  3. Проверяется логика и обобщение. Для этого ребенку предлагают объединить в одну группу разные предметы, выбрать лишний предмет. Зачем нужен тот или иной предмет, что с его помощью делают. Должно быть понимание частей тела, профессии.
  4. Проверка памяти. В слух говорят слова и просят воспроизвести их, разложить картинки в предложенной последовательности.
  5. Проверяется речь: насколько правильно он формирует предложения, все ли звуки произносит, меняет ли окончания слов в зависимости от рода. Просят назвать и пояснить что такое синонимии, антонимы, омонимы.
  6. Проверяется, может ли ребенок рассказать о своих желаниях, в том числе естественных – сходит в туалет, помыть руки, поесть.
  7. Также обязательно проверяют координацию движений, уровень развития моторики.

Как видно, вопросы и задачи не составят труда для ребенка, у которого развитие в норме. Но если существуют проблемы, то их удастся определить. Но не только это задача комиссии, ведь нужно понять, почему именно они возникают.

Факт! Дети, у которых родной язык не русский наверняка на такой комиссии будут испытывать проблемы с подбором синонимов и антонимов, пословицами и пояснением их значений. Причем их состояние здоровья как психического, так и физического, уровень развития не будут низкими.

Для некоторых детей задания могут быть сложными

Что делать с результатами

Как поступить с выводами и результатами проверки ребенка, родители решают сами. Вердикт может быть представлен в одном из таких выводов:

  • Рекомендация учится в обычной школе.
  • Рекомендация перейти на обучение по специальной программе или в спецшколу.
  • Потребуется ли ребенку занятие со тем или иным специалистом для корректировки его состояния.

Случается такое, что родители/опекуны не согласны с выводами комиссии. Так как члены ее имеют полномочия решать какие оценки выставлять, бывает что их занижают или завышают преднамеренно. Если результаты не отражают реального положения дел, родитель или опекун имеет право обратиться в комиссию высшего уровня. Но не стоит при этом забывать, что ребенку вновь придется пережить ПМПК, что может сказаться на психологическом состоянии.

Вывод

ПМПК комиссия – это не самое приятное мероприятие, как для ребенка, так и  для многих членов комиссии. Но стоит понимать, что в некоторых случаях ее своевременное прохождение поможет ребенку нормальное себя чувствовать в обществе в будущем.

 

Ребенка направили на ПМПК. Что будет после психолого-медико-педагогической комиссии?

Если дети нуждаются в особой образовательной программе, их направляют в ПМПК на обследование. В изучении образовательных потребностей ребенка принимают участие медики, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с младшего дошкольного до старшего школьного возраста.

ПМПК — что это? Основные характеристики психолого-медико-педагогической комиссии

Аббревиатура ПМПК расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая комиссия (или консультация, консилиум). Цель ее работы – определение уровня физического и психического уровня развития ребенка для того, чтобы подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия для ребенка, курс лечения, если это необходимо по состоянию здоровья. Они могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния детей.

Состав ПМПК:

  1. Председатель – специалист в области образования.
  2. Зам. председателя – специалист в области здравоохранения.
  3. Психолог.
  4. Врачи различной специализации (отоларинголог, педиатр, ортопед, окулист и др.).
  5. Социальный работник, социальный педагог.
  6. Юрист.
  7. Специальный педагог (дефектолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.).

Чтобы ребенок не терялся в незнакомой обстановке, в состав комиссии могут быть включены временные члены – воспитатель, классный руководитель обследуемого ребенка. На ПМПК дети направляются только с согласия родителей.

ПМПК

Как проходит обследование ребенка на ПМПК?

Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату.

В это день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов:
  • Характеристика на ребенка, составленная педагогом и психологом его учебного заведения.
  • Паспорт родителей.
  • Если есть инвалидность, нужны документы, подтверждающие это обстоятельство.
  • Рабочие тетради младших школьников, рисунки дошкольников.
  • Выписка педиатра из карточки.
  • Заключение медицинской комиссии.
  • Ксерокопия личного дела учащегося.

Заседание комиссии проходит в одном помещении. Специалисты могут сидеть, как вместе, так и за отдельными столами, когда ребенок беседует с ними поочередно. Они спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания.

Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, педагоги и психологи делают выводы об уровне характеристик личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности, определяют предпосылки для возникновения проблем обучения и развития.

К сожалению, дети зачастую оказываются в некомфортной для них обстановке, в окружении незнакомых взрослых. Участники комиссии могут торопить детей, не учитывают особенности темперамента, не дают передохнуть при выполнении заданий, не подбадривают. Незнакомая обстановка действует на дошкольников негативно, особенно, если у ребенка имеются отклонения в развитии. Некоторые дети просто замолкают, не показывая свои возможности, отказываются отвечать на вопросы.

Что могут спросить на психолого-медико-педагогической комиссии?

По уровню развития речи можно составит мнение об уровне интеллекта, о словарном запасе, умении мыслить логично, делать выводы и обобщения. Именно поэтому беседа с детьми на ПМПК занимает главное место в процессе обследования.

Примерные вопросы и задания:
  1. Рассказать о своей семье, о возрасте, занятиях, о том, где живут, как проводят время с друзьями и родными.
  2. Рассказать о домашних животных, кличках и уходе за питомцами.
  3. Рассказать о своем жилье, назначении помещений.
  4. Ответить на вопросы о сенсорных категориях: форма, величина, цвете и расположении предметов.
  5. Выполнить задание на классификацию предметов, на обобщение, выделение лишнего предмета из нескольких предложенных.
  6. Рассказать о профессиях.
  7. Рассказать о частях тела, их назначении.
  8. Повторить названные слова, разложить картинки в заданном порядке.
  9. Привести пример похожих по значению и противоположных слов.
  10. Составить рассказ по картинкам.
  11. Выделить звуки из слова, слова из предложения.
  12. Пересказать прочитанный текст.
  13. Выполнить задания на координацию движений: поймать мяч, повторить движения пальцев, принять заданное положение.
  14. Рассказать о своих желаниях.

Квалифицированные члены комиссии обязательно определят причину невыполнения заданий – была это усталость и волнение, или ребенок не знает ответа на вопрос.

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?

Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.

Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.

Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.

Какие могут быть результаты после прохождения ПМПК?

По результатам обследования составляется протокол заседания комиссии, содержащий в себе отчет о заседании, рекомендации родителям ребенка и специалистам по коррекционной работе, если она необходима.

Выводы и рекомендации:
  • Имеется ли у ребенка возможность учиться в обычной школе.
  • Рекомендуется ли ему обучение на логопункте, в логопедической группе детского сада, или в коррекционной школе.
  • Нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении психолога-дефектолога, проведении лечения, у какого специалиста.

Все выводы носят рекомендательный характер, родители могут принять их к сведению, но не обязаны выполнять. Если они не согласны с выводами ПМПК, можно обратиться в комиссию более высокого уровня для повторного обследования.

Ребенок у логопеда

Судьба ребенка после психолого-медико-педагогической комиссии

Если по результатам обследования специалистами был сделан вывод о том, что ребенок школьного возраста нуждается в особых условиях обучения, на основании заключения комиссии администрация школы может перевести ребенка на другую программу обучения.

Если нет возможности учиться по такой программе в этой школе, ребенка придется перевести в другое учебное заведение:
  • Дети с речевыми нарушениями направляются в логопедические детские сады, или на логопункт школы.
  • Если ребенок с проблемами развития в рамках инклюзивного образования направляется в общеразвивающую школу или детский сад, на основании рекомендаций ПМПК педагоги и психолог учебного заведения составляют коррекционную программу для работы с ним.
Поделитесь с друзьями:

ПМПК или про то как ставят диагнозы детям – Психолог Пётр Зарубин

Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК.
Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

Комиссия также помогает ответить на такие вопросы:

  • сможет ли ребенок учиться по общеобразовательной программе?
  • нужны ли ребенку дополнительные занятия и какие?
  • что должны делать родители для того, чтобы «скорректировать» дефициты, выявленные в ходе обследования
  • какой вид обучения и какая программа обучения подойдет для данного конкретного ребенка?

Конечно, в реальности вопросов гораздо больше, чем здесь представлено. И мне хочется своей заметкой отразить те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли в связи с этим мероприятием. Это сугубо личные наблюдения и я допускаю, что найдутся люди, которые будут с ними не согласны.

В обследовании принимали участие 12 учеников 4-го класса (10-11 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Несколько учеников не являлись коренными носителями русского языка.

Как это все проходит?

Собираются несколько специалистов: врач-психиатр, психолог, педагог, логопед, дефектолог, учитель, администрация школы, приглашают ребенка с родителями или другим опекуном (законным представителем ребенка), общаются с ребенком, дают ему различные задания по математике, проверяют навыки чтения и письма, плюс дополнительные задания на нахождение смысла прочитанного и логику.

Первое впечатление, которое я получил – это было удивление и потрясение. Я был удивлен тем формализмом, с которым «взрослые» решают судьбу детей. Как мне показалось, что в некоторых случаях первично было «поставить диагноз», а потом уже ребенок. Меня поразил пример, в котором один мальчик от волнения грыз ногти, врач это заметил, и сразу же вынес вердикт о его невротичности, порекомендовал маме записаться на лечение, таблетки попить. Как-то сразу записал его в разряд «больных». Видимо это сугубо «врачебный» подход, согласно которому сперва ставится диагноз, а затем начинается работа с человеком.

Более того, основное и окончательное решение принимал один человек (врач), а другие члены комиссии лишь фиксировали промежуточные результаты диагностики и соглашались с поставленным диагнозом. На мой взгляд, это не совсем корректно. А если этот человек ошибается? И ему даже не возражают?! И это странно, что так происходит, ведь в каком-то смысле решается вопрос о судьбе ребенка.

Позже, я потом выяснил, что остальные специалисты выражают свое мнение в документах, которые подготовлены к ПМПК, а на комиссии опираются на эти документы при принятии решения.

Какие задания дают?

На чтение давали небольшой текст на полстраницы. В дополнение к этому, ребенка спрашивали смысл прочитанного, что он помнит, задавали наводящие вопросы по содержанию прочитанного текста.

Мне показался интересным вопрос. Почему так говорят? Тише едешь – дальше будешь.
Такой вопрос был задан врачом-психиатором.

Я здесь засомневался в том, насколько корректен этот вопрос и применимо ли его задавать ребенку десяти лет? В ходе беседы мне стало ясно, что от ребенка требуют понимания смысла этой пословицы.
Но сам по себе вопрос «почему» не выявляет смысл. Он направлен на выявление причин.
И я слышал, как некоторые дети начинали свой ответ со слов «потому что…».

Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»
И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?

Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.

Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.

Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.

Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.
Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?

А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.

Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?

По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.

Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием. Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.

В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.

У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.

Позиция родителей и «вердикты»

Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям. Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии. Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».

Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.

И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя. А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.

Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.

Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.

Позиция учителей и администрации школы

Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.
От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда. И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.

И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.

Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.

Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество. И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто. И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.

Что же все-таки радует?

Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной. И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.

Основные показания к направлению ребенка на ПМПК

  Основные показания

к направлению ребенка или

самостоятельному обращению родителей со своим

ребенком в ПМПК:

— длительность и выраженные трудности периода адаптации к условиям детского учреждения, детского коллектива, группы детей, с которыми ребенок общается на улице;

— трудности в общении со сверстниками, явление изолированности или противопоставления себя коллективу, отверждение ребенка коллективом;

— замедленность формирования и реализации навыков самообслуживания (отставание от сверстников во время еды, одевания, подготовки к занятиям и т.п.), а также житейских знаний;

— трудности формирования и автоматизации учебных навыков, умений и знаний соответственно образовательным стандартам, характерным для конкретного возрастного этапа развития;

— подозрение на отставание ребенка в интеллектуальном развитии;

— выраженное своеобразие, утрированность, ригидность и другие проявления со стороны интересов и способностей ребенка, приводящие к осложнениям социальной адаптации в традиционных условиях;

— проявление одаренности ребенка, требующие иных, более адекватных условий развития и/или затрудняющие социальную адаптацию в традиционных условиях;

— утрированные проявления двигательной расторможенности и нарушений внимания, общие проблемы произвольной регуляции деятельности;

— наличие любых речевых нарушений;

— отставание в развитии общей и мелкой моторики;

— подозрение на снижение слуха;

— нелепость, неадекватность поведения ребенка ситуации;

— повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность и другие проявления этого ряда;

— асоциальные тенденции в поведении;

— неуверенность в себе, плаксивость, обидчивость и т.п.

 

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка?

Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Неутешительны и отзывы родителей в интернете: зачастую комиссия проводится в некомфортной для ребенка обстановке, когда специалистам важно «поставить диагноз», и, кажется, что судьба ребенка их не волнует. Стоит ли бояться комиссии и как она проходит?

Что такое ПМПК?

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в группе общеобразовательной направленности.

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Направляет на комиссию обычно учреждение (воспитатель, логопед, психолог, учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, воспитатель.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК комфортна для ребенка: специалисты подбадривают его, не торопят, дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой перекусить и попить.

Подготовка ребенка к прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка старшего дошкольного, предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК и заключение, с которыми должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

  • Сможет ли ребенок обучаться в обычной группе, школе.
  • Рекомендовано ли обучение в коррекционной группе, школе.
  • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители сами принимают решение следовать этим рекомендациям или нет.

 

Подготовила: учитель-логопед Л.А. Анцыгина

 

Ребенку трудно в саду или школе: почему не стоит бояться «комиссии» (ПМПК)

«Вашему ребенку надо на комиссию», «Вы не справляетесь, нужна спецпрограмма» — любая мама расстроится, услышав такое в школе или детском саду. Но вряд ли удивится: кто-кто, а мамы обычно хорошо знают своих детей. Правда, в семье часто не придают значения особенностям сына или дочки, списывая плохое поведение и даже отставание на индивидуальность. Но наступает время идти в садик или школу, и тут «непростого» ребенка могут попросить пройти ПМПК — психолого-медико-педагогическую комиссию. Зачем она нужна, чем грозит и есть ли у нее альтернативы?

Мой Валера — как раз из таких «трудных» детей. Он был спокойным только в младенчестве: ел и спал, рассматривал игрушки и улыбался. Все изменилось спустя полгода. Как только Валера научился передвигаться самостоятельно, его было уже не остановить. Он расшатывал прутья манежа и выпрыгивал на пол. Ползком подталкивал стул к шкафу, чтобы залезть с одного на другое. Его не привлекали книжки: когда я начинала читать, он сразу же уползал по своим делам. Игрушки тоже не могли надолго завладеть его вниманием. Сын любил играть со скалками и дуршлагами, но и с ними в руках он продолжал двигаться. На детской площадке я бегала за еще неходячим малышом по всем сооружениям, прикидывая, как бы сопроводить его до съезда с горки и тут же поймать внизу. После года в огромную проблему превратилась дорога куда бы то ни было. Сын мог мгновенно рвануть к чему-то интересному, не разбирая пути, а если я везла его в коляске — расслаблял ремни и пытался выпрыгнуть. Десятиминутный путь к магазину превращался в спортивную тренировку. Я бегала, ловила, удерживала и, конечно, носила «груз», постоянно пытавшийся вырваться.

Неврологи говорили, что в этом возрасте такое поведение может быть вариантом нормы. Что если продолжится после трех (четырех, пяти) лет — можно говорить о СДВГ. Что нужно попить ноотропы и успокоительное. Они были правы. Нам повезло и с районной поликлиникой, и с частными специалистами. Другое дело, что уже тогда стоило сходить вместе с Валерой к психологу или психиатру. Если нет физических причин для странного поведения — должны же быть какие-то другие. Но тогда мне представлялось, что нам пока рано. Я бегала за сыном и ждала эффекта от лекарств. Он был. После одного курса мы смогли возить Валеру в коляске, не удерживая его на ходу от внезапного прыжка. После второго стали спокойно ходить за ручку. Успокоившись, он стал слышать и понимать, что ему говорят. Понемногу объяснять, что хочет сам.

Параллельно мы готовились к детскому саду. Осваивали горшок, налаживали режим. Ходили в группу кратковременного пребывания (ГКП) с двух лет. Там Валерий освоился быстро. Правда, он ни с кем не общался, занимался только игрушками. К тому же в ГКП мы приходили пару раз в неделю на 2-3 часа в день. Но я надеялась, что благополучие в ГКП предвещает быструю адаптацию и в детском саду.

В младшую группу Валера пришел после летнего перерыва. Он уже почти обходился без подгузников, спокойно ходил за ручку, что-то понимал и что-то объяснял сам. Скоро ему исполнялось три года. В первое утро в садике он удивил всех отсутствием слез. Пока другие дети рыдали и цеплялись за мам, он молча позволил себя переобуть и вошел в группу. «Мы ходили в ГКП», — похвасталась я и убежала. На первый садовский день у меня была масса планов. Хотя я подозревала: что-то может пойти не так. Валерино молчание было не спокойным, а скорее напряженным. Но мне не хотелось думать о трудностях. В конце концов, я доверила его профессионалам! Привела в садик!

Забирать садовских новобранцев нужно было после обеда. Мамы и папы сидели на лавках в окружении нарисованных птичек и машинок. За дверью раздавался стук ложек и какое-то бессвязное причитание. В конце концов дверь открылась, и воспитательница вывела Валеру. Его лицо было искажено не то испугом, не то каким-то страданием. Он то и дело всхлипывал. Педагог была в похожем состоянии. За все эти полдня Валера не проронил ни слезинки. Но всхлипы и нытье продолжались все время. Кроме того, в эти часы Валерий продемонстрировал худший вариант своего поведения. Он запрыгивал на подоконники и бегал по группе, сшибая других детей. На прогулке подлез под забор и чуть не убежал (а забор в нашем садике хороший). Воспитатель сказала что-то нейтральное про адаптацию, но ее голос и лицо выдавали то, как Валерий ее утомил.

Потянулись одинаковые дни: вечером дома мы «отводили в садик» мягкую собачку или солдатика, а потом «забирали его домой» — невредимого и радостного. Утром говорили о том, что все идут на работу, а Валерий — в садик. Спокойно добирались до учреждения. Валера молча, с тяжелым лицом входил в группу. Днем я забирала его — икающего и красного. У воспитательницы, близкой к нервному срыву. Другие спокойно оставались на сончас и до вечера, играли, занимались. А Валерий бушевал. Срывал сончас, кидался едой, выпивал свой и соседский компот, не обращая внимания на запреты. О занятиях с ним речи не шло. Когда все учились считать, перевозя в игрушечном грузовике то одну, то три морковки, Валерий просто катал грузовик взад-вперед, стучал им об пол и раскидывал пластмассовые овощи. И это считалось удачным вариантом: он хотя бы не мешал другим. Не сказать, чтобы меня это удивляло. Я понимала, что с Валерой бывает трудно справиться даже дома. Но ситуация зашла в тупик. Я ждала помощи от педагогов. Думала, что они найдут подход, заинтересуют, угомонят. А получилось наоборот: в садике Валера вел себя даже хуже. Но педагоги и правда не бездействовали: Валерия взяла под наблюдение психолог, наш случай она обсудила на каком-то совещании, где опытные коллеги посоветовали ей отправить нас на ПМПК.

Психолого-медико-педагогическая комиссия определяет условия обучения детей с самыми разными проблемами. Это может быть и серьезная болезнь, и просто особенности поведения. ПМПК может сменить учебную программу, предложить специальные учебные материалы (к примеру, с крупным шрифтом) или ввести дополнительные занятия. Иногда на ПМПК отправляются за чем-то простым и очевидным — для того чтобы детский сад или школа получили право оказывать ребенку нужную помощь, тратить на это рабочее время и бюджетные деньги. Заключение ПМПК необязательно для исполнения родителями, решение комиссии можно оспорить, а можно просто не приносить документ в садик или школу. Но иногда родители сами стремятся получить более серьезное заключение, чтобы реабилитация для ребенка была шире.

Но сразу решиться на этот шаг трудно, — если плохо понимаешь, что это такое, а ребенок относительно здоров. Первой о возможности пойти на комиссию мне сказала наша воспитательница. Она объяснила, что по итогам ПМПК нам могут предоставить тьютора. Это сразу вызвало у меня сомнения: я много слышала о тьюторах и знала, что чаще всего они работают в школах и добиться их присутствия в детском саду непросто. Поэтому я подумала, что от Валерия хотят избавиться. Его признают неуправляемым, повесят ярлык, с которым потом не возьмут в школу. Зато воспитатели будут спокойно работать с другими, тихими и обучаемыми детьми. Меня это не устраивало. Хотя я с пониманием относилась к тому, что в саду не смогли сразу справиться с таким сложным «клиентом», как мой сын. Я была готова перевести его в другой садик — но по своему выбору, а не по решению какой-то комиссии.

Мы с Валерием побывали у наших неврологов, снова пропили какие-то лекарства. Сходили к платному психиатру и психологу по совету друзей. Психиатр, как показалось, опирался только на мои предположения и мало смотрел на Валеру. Консультация психолога оказалась, наоборот, очень полезной. Я прочитала километры мамских форумов на тему ПМПК. Там было много таких, как я. Новички пугались, обижались на педагогов, посылающих их «на комиссию», опасались последствий. А вот среди тех, кто уже был на ПМПК, расклад был другим. Отзывы чаще попадались позитивные. Те, кто остался недоволен, жаловались в основном на слишком «легкие» заключения. Например, комиссия решала, что у ребенка все хорошо и ему не нужны дополнительные занятия или особые условия. А родители хотели эту помощь получить. Ни о каком навешивании ярлыков и «шитье» диагнозов речи не шло. Потом я поняла, что в ПМПК вообще нет ничего особенного. Комиссию проходят многие по разным причинам. В любом садике таких детей может быть не один и не два.

Одновременно мы бурно обсуждали эту тему в семье. Бабушки были против комиссии: ребенок без особенностей, пусть педагоги справляются. Муж, как и я, сомневался. Так продолжалось несколько месяцев, пока не наступило лето. А в начале следующего учебного года мне снова напомнили про ПМПК. Психолог детского сада объяснила ситуацию подробно: из-за поведенческих проблем Валерий не развивается в соответствии со своим возрастом. Он не слушает сказки, не лепит из пластилина и не складывает слоги, хотя буквы знает давно. Во время занятий он прыгает по группе или сидит, увлеченный своими делами. В детском саду все это приемлемо, но если ничего не делать, то такое поведение сохранится и в школе. И тогда уже от моего выбора будет мало что зависеть.

Я согласилась отвести Валерия на комиссию. В семье единства по этому поводу не было, но я решила действовать на свое усмотрение. Даже если нам потребуется спецучреждение — пусть коррекция начнется уже на этапе детского сада, а не в школе. Мое решение подкреплялось и собственными школьными воспоминаниями. Наверное, в каждом классе были свои хулиганы и двоечники, которые не учились, плохо себя вели и мешали другим. Были такие и у нас. Их никуда не отправляли: тянули, вручали троечный аттестат и выпускали в никуда. В крайних случаях признавали необучаемыми и ставили родителей перед этим фактом.

ПМПК принимает решение с учетом состояния здоровья ребенка, его развития и поведения. Детский сад или школа дают характеристику со своей стороны. В нашем случае ее составляли логопед и психолог, в документе было подробно описано поведение Валеры, отношения с детьми, качество речи и так далее. Кроме того, нам предстоял большой медосмотр в поликлинике. В некоторых случаях врач работает в составе комиссии (не знаю, от чего это зависит). Но понятно, что всесторонне обследовать малыша прямо на комиссии нельзя. Поэтому родители приносят из районных поликлиник заполненные бланки медосмотров. Такой осмотр построен вполне логично. Лор оценивает остроту слуха, чтобы понять: вдруг «трудный» воспитанник просто не слышит просьбы педагогов? Офтальмолог проверяет зрение, ортопед указывает, требуются или нет спецусловия по его части…

На осмотр ушло два дня: у нас была возможность записаться к нескольким врачам подряд. Переходя из кабинета в кабинет, я слушала одно и то же: «Зачем ПМПК?», «Мальчик имеет право хулиганить!», «А он обязан слиться с толпой?», «Перерастет!». У нас хорошие врачи, внимательные к детям и снисходительные к мамам-паникершам. Но только не в этом случае. В каждом кабинете мне приходилось объяснять, что ни в какой «садик закрытого типа» я его не отдам, с ним просто позанимается психолог, что случай и правда сложный… Только неврологу не пришлось ничего рассказывать. Взглянув на Валерия, она заполнила свою строчку в бланке осмотра, одновременно назначив еще пару лекарств и одно обследование.

Особым этапом был прием психиатра. У платного психиатра мы уже были. Устно он назвал несколько отклонений и дал рекомендации, но как такового диагноза не поставил. Впрочем, для комиссии это не имело значения: ПМПК принимает только заключение психиатра по месту жительства ребенка. Согласиться на такой осмотр было не легче, чем вообще на прохождение ПМПК. Я не любитель стереотипов о том, что «разбираться не будут, поставят на учет» и «через 20 лет не возьмут на работу». Но речь шла о судьбе сына — рисковать не хотелось. Я обзванивала департаменты и всевозможные управления, чтобы мне разрешили принести заключение из частного центра. Как выяснилось, правила действительно требуют, чтобы ребенка осмотрел именно психиатр по месту жительства. Или врачи из еще двух крупных московских больниц, которые могут давать документы для ПМПК жителям всех районов столицы. Мы обратились в один из крупных центров, где молодой доктор внимательно осмотрела Валеру и поставила диагноз «задержка психоречевого развития». Это было правдоподобно и не пугало. На руки нам выдали документ на листе А4, но ничего не указали в бланке осмотра ПМПК, сказав, что не имеют на это право. Разбираться уже не было сил и времени. В тот же день я узнала, где принимает наш участковый психиатр, и мы сходили еще и к нему. Осмотр у районного доктора занял не больше десяти минут. Мы получили справку с тем же диагнозом, что и в предыдущей «крупной» больнице. И — наконец-то — отметку в бланке медосмотра.

Кстати, в отличие от других врачей, психиатр указал в общем бланке только дату осмотра и поставил штамп. Диагноз он написал на отдельном листе. Как мне потом объяснили, мама может не показывать этот лист в поликлинике или где-то еще. Но надо понимать, что тогда в назначениях ПМПК могут быть не учтены какие-то потребности ребенка.

На ПМПК мы попали далеко не сразу: очередь была расписана на пару месяцев вперед. Об этом нас предупреждали в детском саду, советуя не затягивать с документами. Специалисты из садика очень серьезно отнеслись к нашему делу. Отвечали на все мои вопросы, советовали, на что обратить внимание комиссии. Накануне комиссии, о которой я, конечно же, помнила, мне прислали смс с напоминанием и напутствием: «Не переживайте». Я уже не переживала: начиталась разных материалов и была настроена позитивно. Правда, я немного волновалась насчет того, как все будет проходить. Мне представлялся помпезный кабинет в стиле советских начальников, где за дубовым столом будут сидеть суровые тети и дяди. В такой обстановке не хотелось «выглядеть дураками». Возникало естественное желание представить своего ребенка самым умным и развитым, что входило в некоторое противоречие с тем, для чего мы все это затеяли.

На деле все оказалось гораздо проще. Помещение, где работала комиссия, изнутри напоминало поликлинику: длинный коридор с кабинетами. Диваны и кулер, большой игровой уголок, на дверях комиссий таблички «Ведется аудиозапись». Прием шел одновременно во всех кабинетах, посетителей вызывали по очереди, исходя из времени записи. Детей было очень много, разного возраста и в разном состоянии. Все они сидели спокойно: играли, разговаривали по телефону, спали. Только Валерий без остановки носился по коридору. Во избежание истерик я объяснила ему, что тети поговорят с ним и решат, какие игры устраивать для него в садике. Но в очереди он все равно волновался, а в кабинете и вовсе оцепенел. Нас ждали три женщины: одна за компьютером и две — у детского столика, где лежали разные картинки, таблицы и игрушки. Валерий испугался и ринулся к дверям. Я вернула его за столик. Он стиснул зубы и стал смотреть в пол, не отвечая на приветствия или вопросы. На меня посмотрели с сочувствием и тревогой: «Он хоть что-нибудь говорит?». «Еще как! Сейчас просто волнуется», — сказала я и тут же пожалела про свое «еще как». Вспомнила истории с мамских форумов о ПМПК: переоценят развитие ребенка — могут «недодать» в реабилитации. Но все прошло хорошо. Педагоги нашли подход к Валере, и он показал себя таким, какой есть, — не умнее и не глупее.

Комиссия пришла к выводу, что Валере нужны занятия с психологом и логопедом. Заверенного заключения нужно было ждать неделю, но его проект мне показали сразу. Мне объяснили, что сыну могут пригодиться еще и занятия с дефектологом. Но для этого нужно будет еще раз пройти ПМПК, если мы увидим такую необходимость. Как мне рассказали в садике, дефектолог мог бы помочь Валерию в освоении всего, чему другие дети учатся на общих занятиях. А это не только лепка и рисование, но и, например, основы математики и чтения. Конечно, это было бы очень полезно. Но начать решено было с того, что комиссия уже назначила.

Для меня в повседневной жизни ничего не изменилось. Я так же привожу ребенка в садик и прихожу за ним вечером. Как и раньше, узнаю новости от воспитателей, иногда встречаюсь с психологом и логопедом. Они, кстати, занимались с Валерой и до комиссии. Но программа от ПМПК позволила им работать с ним системно, много времени уделяя только ему и его индивидуальным потребностям. Я все чаще стала слышать дома рифмовки и целые стишки, сын научился пересказывать произошедшее с ним за день. Ведь еще недавно на вопрос «Что было в садике?» он отвечал что-то типа «суп» или «гуляли». Появились фразы, предложения, а потом и более развернутые «спичи». Теперь Валерий не только отвечает на вопросы или требует чего-то, но и комментирует, высказывает мнение, даже делает замечания! Изменилось и поведение в садике. А дома Валера все больше становится помощником и интересным собеседником.

Кстати, нам стали давать и упражнения на дом: мы отрабатываем построение фраз и пересказываем тексты. Приходится посидеть над этим, но мне так даже проще. Раньше я тоже пыталась читать сыну или играть с ним в полезные игры, но попытки редко были удачными, а сил отнимали больше.

Недавно мы были в небольшом отпуске. Ездили в город, где уже отдыхали в прошлом году. Год назад Валера говорил больше ситуативно. Он не рассуждал и, казалось, ничего не запоминал. Вел себя тоже не очень — отдыхалось трудно. А в этом году он неожиданно вспомнил прошлогоднюю поездку. В кафе показывал столики, за которыми сидел в прошлый раз. Даже рассказывал о своих шалостях и капризах, которые год назад выглядели не вполне осознанными.

Все дети растут и меняются. Но то, как развивается Валера, — результат не только взросления, но и постоянных занятий. За неполный учебный год он совершил огромный рывок, удивив всех. Я рада. Но жалею, что не решилась на прохождение ПМПК в младшей группе, когда мне предложили это в первый раз. Вспомнила то время недавно, услышав разговор на детской площадке: одна мама жаловалась другой, что их уговорили пройти «какую-то комиссию», она согласилась, а потом узнала, что придется посетить психиатра, и вот теперь отказывается…

Что делать, если вам предлагают показать сына или дочь комиссии? Пожалуй, все случаи индивидуальны. Но для себя я сделала несколько выводов:

— Не спешите отказываться от ПМПК. Подумайте: есть ли у малыша реальные проблемы? Это может быть не только плохое поведение, но и, например, сильная близорукость, когда нужны специальные книжки и печатные материалы.

— Сразу выясните, что детский сад или школа хочет получить от ПМПК и что это даст ребенку.

— Почитайте отзывы о работе ПМПК в вашем городе. Определите возможные спорные ситуации и продумайте пути их решения. Если нужно, обзвоните профильные учреждения и все уточните.

— Не слушайте тех, кто будет пугать вас «ярлыками» и «диагнозами». Встреча с психиатром в четыре года не помешает ребенку в 18 поступить в вуз. А вот если четырехлетка плохо разговаривает, то ему грозят как минимум трудности в начальной школе.

— Помните: вы можете требовать исполнения назначений ПМПК в любом садике или школе на ваш выбор. Заключение комиссии обязывает учреждение, к примеру, принять на работу нужного специалиста, если его нет. Но в жизни бывает по-разному, и иногда проще перевести ребенка туда, где работа по вашему профилю уже налажена.

— Сейчас направления на ПМПК дает поликлиника, оформляет их участковый педиатр. Приносите педиатру все документы, которые вы получаете в детском саду или на осмотрах врачей. Тогда в направлении будут учтены все потребности ребенка. Некоторые документы можно показать комиссии отдельно, но нет гарантий, что их смогут учесть в рекомендациях.

— На комиссии (как и на осмотрах врачей) комментируйте поведение ребенка. Рассказывайте, как он обычно себя ведет. Врачи и педагоги видят малыша совсем недолго, и иногда такие пояснения очень нужны.

— Когда рекомендации ПМПК получены, обсудите их выполнение со специалистами детского сада или школы. Попросите сообщать вам, как идет дело. Узнайте, что вы можете делать дома. От работы на этом этапе зависит то, как ваш ребенок будет развиваться и учиться, как он сможет построить свою жизнь.

Анна Щербинина

Ребенка направили на ПМПК., ГБОУ Школа № 2121, Москва

Ребенка направили на ПМПК. Что будет после психолого-медико-педагогической комиссии?

Если дети нуждаются в особой образовательной программе, их направляют в ПМПК на обследование. В изучении образовательных потребностей ребенка принимают участие медики, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с младшего дошкольного до старшего школьного возраста.

ПМПК — что это? Основные характеристики психолого-медико-педагогической комиссии

Аббревиатура ПМПК расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая комиссия (или консультация, консилиум). Цель ее работы – определение уровня физического и психического уровня развития ребенка для того, чтобы подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия для ребенка, курс лечения, если это необходимо по состоянию здоровья. Они могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния детей.

Состав ПМПК:

  1. Председатель – специалист в области образования.
  2. Зам. председателя – специалист в области здравоохранения.
  3. Психолог.
  4. Врачи различной специализации (отоларинголог, педиатр, ортопед, окулист и др.).
  5. Социальный работник, социальный педагог.
  6. Юрист.
  7. Специальный педагог (дефектолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.).

Чтобы ребенок не терялся в незнакомой обстановке, в состав комиссии могут быть включены временные члены – воспитатель, классный руководитель обследуемого ребенка. На ПМПК дети направляются только с согласия родителей.

Как проходит обследование ребенка на ПМПК?

Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату.

В это день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов:

  • Характеристика на ребенка, составленная педагогом и психологом его учебного заведения.
  • Паспорт родителей.
  • Если есть инвалидность, нужны документы, подтверждающие это обстоятельство.
  • Рабочие тетради младших школьников, рисунки дошкольников.
  • Выписка педиатра из карточки.
  • Заключение медицинской комиссии.
  • Ксерокопия личного дела учащегося.
  • Более точную информацию о перечне документов уточняйте на официальном сайте и представителей ЦПМПК

Заседание комиссии проходит в одном помещении. Специалисты могут сидеть, как вместе, так и за отдельными столами, когда ребенок беседует с ними поочередно. Они спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания.

Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, педагоги и психологи делают выводы об уровне характеристик личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности, определяют предпосылки для возникновения проблем обучения и развития.

К сожалению, дети зачастую оказываются в некомфортной для них обстановке, в окружении незнакомых взрослых. Участники комиссии могут торопить детей, не учитывают особенности темперамента, не дают передохнуть при выполнении заданий, не подбадривают. Незнакомая обстановка действует на дошкольников негативно, особенно, если у ребенка имеются отклонения в развитии. Некоторые дети просто замолкают, не показывая свои возможности, отказываются отвечать на вопросы.

Что могут спросить на психолого-медико-педагогической комиссии?

По уровню развития речи можно составит мнение об уровне интеллекта, о словарном запасе, умении мыслить логично, делать выводы и обобщения. Именно поэтому беседа с детьми на ПМПК занимает главное место в процессе обследования.

Примерные вопросы и задания:

  1. Рассказать о своей семье, о возрасте, занятиях, о том, где живут, как проводят время с друзьями и родными.
  2. Рассказать о домашних животных, кличках и уходе за питомцами.
  3. Рассказать о своем жилье, назначении помещений.
  4. Ответить на вопросы о сенсорных категориях: форма, величина, цвете и расположении предметов.
  5. Выполнить задание на классификацию предметов, на обобщение, выделение лишнего предмета из нескольких предложенных.
  6. Рассказать о профессиях.
  7. Рассказать о частях тела, их назначении.
  8. Повторить названные слова, разложить картинки в заданном порядке.
  9. Привести пример похожих по значению и противоположных слов.
  10. Составить рассказ по картинкам.
  11. Выделить звуки из слова, слова из предложения.
  12. Пересказать прочитанный текст.
  13. Выполнить задания на координацию движений: поймать мяч, повторить движения пальцев, принять заданное положение.
  14. Рассказать о своих желаниях.

Квалифицированные члены комиссии обязательно определят причину невыполнения заданий – была это усталость и волнение, или ребенок не знает ответа на вопрос.

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?

Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.

Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.

Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.

Какие могут быть результаты после прохождения ПМПК?

По результатам обследования составляется протокол заседания комиссии, содержащий в себе отчет о заседании, рекомендации родителям ребенка и специалистам по коррекционной работе, если она необходима.

Выводы и рекомендации:

  • Имеется ли у ребенка возможность учиться в обычной школе.
  • Рекомендуется ли ему обучение на логопункте, в логопедической группе детского сада, или в коррекционной школе.
  • Нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении психолога-дефектолога, проведении лечения, у какого специалиста.

Все выводы носят рекомендательный характер, родители могут принять их к сведению, но не обязаны выполнять. Если они не согласны с выводами ПМПК, можно обратиться в комиссию более высокого уровня для повторного обследования.

Судьба ребенка после психолого-медико-педагогической комиссии

Если по результатам обследования специалистами был сделан вывод о том, что ребенок школьного возраста нуждается в особых условиях обучения, на основании заключения комиссии администрация школы может перевести ребенка на другую программу обучения.

Если нет возможности учиться по такой программе в этой школе, ребенка придется перевести в другое учебное заведение:

  • Дети с речевыми нарушениями направляются в логопедические детские сады, или на логопункт школы.
  • Если ребенок с проблемами развития в рамках инклюзивного образования направляется в общеразвивающую школу или детский сад, на основании рекомендаций ПМПК педагоги и психолог учебного заведения составляют коррекционную программу для работы с ним.

Здоровья вам и вашим детям!