По каким правилам: По каким правилам летит самолёт в России / Туту.ру corporate blog / Habr – Какими бывают ПРАВИЛА — Карта слов и выражений русского языка

Правило — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 августа 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 августа 2019; проверки требуют 2 правки.

Слово пра́ви́ло в зависимости от ударения и контекста может обозначать следующее:

  1. Пра́вило — требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение — наказание.
  2. Пра́вило — предопределенность связи между входным и выходным сигналом (например, правило обработки данных).
  3. Прави́ло — русский синоним судового руля.
  4. Прави́ло — алюминиевый инструмент прямой вытянутый формы длиной 1—2 м для измерения плоскости. Используется в различных видах строительных работ (штукатурных, монтажных, каменных)
    [1]
    .
  5. Прави́ло — описывает действие в рамках соблюдения принципов.
  6. Прáвило — термин обозначающий действие или определенную последовательность ряда действий, обеспечивающих стабильность применения наиболее эффективного, по сравнению с ранее применяемыми, метода для достижения намеченной цели, решения поставленной задачи или выполнения определённой функции.

Правило может быть как одним, так и множеством (правилом последовательности применения правил, схема, алгоритм, инструкция и т. п.). Как один из примеров можно рассматривать правила Википедии.

  1. В. И. Шмелев. МДС 51-1.2000. Основы технологии кирпичной кладки. Методическое пособие (рус.) (HTML). Госстрой России (1.1.2000). Дата обращения 26 августа 2019.

На заметку женщинам: по каким правилам и принципам живут большинство мужчин — Леди

02.07.2018 | 08:13 | Joinfo.ua

Женщинам намного проще понять мужчин, чем наоборот. Просто потому, что мужской взгляд на вещи сводится к максимальному упрощению ситуации для максимально эффективного её разрешения.

А сузить свой взгляд на вещи намного проще, чем расширить. Так что женщинам реально стоит узнать о том, как смотрят на эту жизнь мужчины. Просто для того, чтобы с ними было легче и эффективнее взаимодействовать. Не на их условиях, а с учётом их правил. И Joinfo.ua сейчас приведёт вам несколько конкретных примеров стереотипно мужского мышления.

  • Если чего-то хочется – говори прямо. Не нужно намёков, полунамёков и надежд, что мужчина сможет прочитать ваши мысли. Он не сможет, даже если будет очень стараться. Лучше просто сказать, что именно нужно. Конечно, это испортит столь желаемое ощущение «приятного сюрприза», но со временем он кое-что начнёт понимать.
  • Если есть проблема – её нужно решать. Мужчины очень плохо могут в сочувствие и сопереживание. Они предпочитают действовать, а не эмоционировать. Так уж они, в большинстве своём, устроены.
  • Слёзы – это эмоциональный шантаж. Всегда. В любом случае. Потому что нормальный мужик чисто физически не знает, что делать с плачущей женщиной и готов на всё, лишь бы это прекратилось.
  • Сказанное 6 месяцев назад – не аргумент в споре сейчас. За 6 месяцев могло поменяться абсолютно всё! Людям для понимания своих ошибок нужно куда меньше времени! Так что упрекать за столь давние события – бесполезно, бессмысленно и беспощадно.
  • Не надо спрашивать, «толстая ли я». Это вопрос, на который вы сами не хотите знать правильный ответ. А заставлять мужчину врать и изворачиваться, чтобы потешить самолюбие – жестоко. Либо же готовьтесь выслушать аргументированный ответ с советами. Но вам же не это надо, правда?
  • Если вы говорите, что «ничего не случилось», то мужчина и будет в своём поведении исходить из этого. А докапываться, видя, что вы сами не очень хотите на эту тему говорить – это к психологам или следователям.
  • Если вы задаёте вопрос, на который не хотите услышать правдивый ответ – не задавайте его. Не нужно заставлять человека врать. Серьёзно. Комплименты – это тоже маленькая ложь, если что.
  • На большинство вопросов можно дать абсолютно конкретные ответы. Более того, все их можно сформулировать так, что «да или нет» было вполне достаточно.
  • Для большинства «выходов вместе в люди» сгодится абсолютно любая одежда. Серьёзно, мужчины редко обращают на эти вещи внимание.
  • Если задаёте вопрос «о чём ты думаешь?», то будьте готовы услышать правдивый и искренний отчёт о проблемах на работе, мировой политике или сложных моментах, связанных с его хобби. Задумчивый мужчина очень редко думает именно о любви и чувствах. Хотя и такое тоже случается.

Команда Joinfo.ua напоминает, что это всё – стереотипные реакции. А любой стереотип – упрощение, имеющее с реальностью довольно мало общего. Но вот общие принципы сохраняются, так что основываясь на указанных фактах, можно делать приблизительные выводы о том, как мужчины мыслят на самом деле.

Мы также полагаем, что вам было бы полезно узнать о том, по каким признакам можно определить, что мужчина искренне вас любит. Всё же, несмотря на «демонстративную откровенность» по многим пунктам, тут они всё же тоже пытаются ограничиться намёками. К счастью, весьма прозрачными и понятными.

По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка

Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).

Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.

На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.

Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).

В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.

Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.

Но нет.

Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.

Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».

И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь. Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.

Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.

В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.

Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.

Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.

В связи с этим должны быть весьма четко  и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.

Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.

Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.

Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.

И хотя содержание ст. 56 Земельного кодекса тоже далеко от совершенства, поскольку норма содержит не исчерпывающий перечень ограничений, а включает туманную отсылочную формулировку об «иных ограничениях использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами», которая может толковаться сколь угодно широко, данная норма оперирует более конкретным, чем в ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса, понятием — ограничение прав. Представляется, что после выдачи ГПЗУ на застройщика может быть возложен только риск, связанный с возникновением тех ограничений, которые обусловлены установлением режима зон с особыми условиями использования. Исчерпывающий перечень таких зон определен в ст. 105 Земельного кодекса. Необходимость их установления определяется не усмотрением органов власти и их представлением о должном градостроительном облике подведомственной им территории, а необходимостью защиты публично значимых интересов таких, как жизнь и здоровье граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия и др. И вот риск возникновения таких ограничений прав может быть возложен на застройщика. Можно предположить, что застройщик, выбирая площадку для будущего строительства, должен проявить достаточную степень осмотрительности, чтобы предвидеть возникновение подобных ситуаций. Кроме того, для тех случаев, когда зоны с особыми условиями исключают и ограничивают возможность застройки, Земельный кодекс предусматривает механизм компенсации убытков, причиненных установлением таких зон (ст. 57.1 Земельного кодекса). Таким образом, возложение на Застройщика риска невозможности получения разрешения на строительство по причине возникновения на участке застройки режима зон с особыми условиями использования будет компенсироваться правом на возмещение понесенных в результате возникновения такой невозможности убытков.

Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.

16 жизненных правил, которые полезно узнать как можно раньше

Чем отличается взрослый человек от ребёнка любого возраста? Прежде всего тем, что он знает суровую правду жизни. На собственном опыте или путём наблюдений он приходит к выводу, что Деда Мороза не существует, розовые единороги не резвятся на земляничных полянах и вообще жизнь — довольно суровая штука. Надо брать всё в свои руки и надеяться только на свои силы. В этой статье вы найдёте 16 жизненных правил, которые призваны ещё раз напомнить вам об этом.

  1. Никто не даст вам исчерпывающего ответа на вопрос, как быть счастливым и успешным. В интернете полно статей, дающих советы о достижении счастья и успеха в делах. Некоторые из них даже основаны на реальных историях весьма достойных людей. Но ни одна такая статья, ни один курс не даёт гарантию, что изложенные способы и методы сработают лично для вас. Нет универсального, действующего для всех рецепта, увы.
  2. Не всегда самый лёгкий путь является правильным. Нам со всех сторон говорят о том, что заниматься нужно только тем, что нравится, к чему лежит душа. Однако далеко не всегда самое приятное занятие является правильным и полезным. Лучше медленно делать нужные вещи, чем быстро и с удовольствием заниматься ерундой. Путь к цели зачастую лежит через бездорожье и ухабы и совсем не похож на приятную поездку по автостраде.
  3. Мнение окружающих может разрушать. Нет, не игнорируйте полностью мнение окружающих людей, но не позволяйте ему однозначно формировать ваше настроение и повестку дня. Просто принимайте его к сведению, но не более.
  4. Ваше ближнее окружение может сделать вас сильным или утопить. Каким бы сильным, умным и волевым человеком вы ни были, вам мало чего удастся добиться без поддержки. Перечитайте биографии великих людей, и в тени каждого вы найдёте супругу, соратника или даже целую команду, которые ему помогали. С величайшей осторожностью и тщательностью отбирайте людей в свой ближний круг.
  5. Принципы — это неудобно. Следование своим принципам и правилам не сделает вас самым популярным, приятным и мягким человеком. Иногда от ваших принципов можете страдать не только вы сами, но и любимые вами люди.
    Принципы — это как жёсткая кровать, на которой неудобно спать, но которая формирует хороший позвоночник.
  6. Вы всегда будете невероятно несовершенны. Но это не повод опускать руки.
  7. Комфорт убивает мечты. Нет ничего плохого в желании обеспечить себе удобную и полную удовольствий жизнь, но следует помнить, что на этом заканчивается движение вперёд. Так что придётся выбирать что-то одно.
  8. Если вы хотите чего-то добиться, то для этого необходимо прилагать усилия. Если вы хотите чего-то нового, то вы должны прекратить делать что-то старое. Если вы хотите что-то, чего вы никогда не имели, то вы должны сделать то, что вы никогда раньше не делали. Суть в том, что вы никогда не окажетесь в другой точке, пока будете стоять на месте.
  9. Наша жизнь — это результат только нашего выбора. Разница между несколькими вариантами будущего состоит только в сделанном вами выборе. Вы не продукт обстоятельств, вы продукт собственных решений. Иногда это сложно признать и так хочется переложить ответственность на кого-то другого. Но на самом деле именно вы и ваши решения являются первопричиной всего.
  10. Единственное звено между желанием и обладанием — это действие. Этот закон жизни действует неотвратимо, как закон всемирного тяготения, и никому ещё не удавалось его обмануть.
  11. Если за успех не было достаточно заплачено, то он не имеет ценности. Только затраченные усилия и преодолённые препятствия делают ваше достижение по-настоящему важным. Мир полон богатых людей, которые стали таковыми по праву рождения, но кому они интересны? Зато все восторгаются людьми, которые своими усилиями добились чего-то, даже если их успех и выглядит достаточно скромно.
  12. Проблемы являются частью каждой истории успеха. Если у вас возникли проблемы, это хорошо. Это означает, что вы двигаетесь вперёд. Это означает, что вы учитесь и растёте.
    Единственные люди, у которых нет никаких проблем — это те, которые ничего не делают.
  13. Фокусировка решает всё. Пробить стену можно только сжатой в кулак ладонью, направив всю свою силу только в одно место. Не надо беспорядочно молотить руками воздух: может, со стороны это и будет выглядеть эффектно, но результата точно не принесёт.
  14. То, чего вы хотите, и то, чего вы добьётесь, не всегда одно и то же. Все истории успеха рисуются нам как двумерный график роста и падений. Герой чётко видит цель и неуклонно движется к ней, преодолевая препятствия. Но на самом деле любой жизненный путь скорее похож на запутанный лабиринт со множеством ловушек, ответвлений и тупиков. И далеко не всегда мы приходим именно к тому выходу, который наметили вначале. А многие вообще выбирают себе удобный тупичок и решают в нём обосноваться.
  15. Вы именно там, где вы должны быть в этот самый момент. Даже если что-то идёт не так, как вам хотелось бы. Даже если вы зашли не туда и желаете всё начать сначала. Каждый опыт и каждый шаг необходимы.
  16. Вы не можете изменить вчерашний день, но вы можете позаботиться сегодня о завтрашнем дне. Живите в настоящем. Но не забывайте, что именно оно формирует будущее.

Жизнь, по большому счёту, это череда случайных событий, на которые мы можем оказать только косвенное влияние. Но именно это влияние в конечном итоге оказывается решающим.

Не упускайте возможности сосредоточиться на том, что действительно зависит от нас, и не сожалейте о том, что нам не подвластно.

Не смотрите назад. Просто возьмите правильный курс и уверенно двигайтесь вперёд. Мы не имеем никакой возможности узнать, что именно ждёт нас за горизонтом, но именно это делает путешествие ещё более захватывающим!

По каким правилам жили в советских колониях-«малолетках»

Что на «малолетке» считается «западло»

В зонах, где содержатся малолетние преступники, очень много разнообразных «табу», нарушение которых грозит немедленной карой. Почему совершать то или иное действие нельзя, даже сами зеки не всегда знают, но ответ один: это делать «западло». Значит, лучше не рисковать. Так, «западло» поднимать с пола упавшие предметы, особенно зубную щетку и сигареты. В бане категорически нельзя поднимать мыло. Категорически «западло» не мыть руки после туалета, и дело тут не только в гигиене, но и в том, что рука, которая касалась гениталий, становится как бы «ритуально нечистой», оскверняя все, к чему она прикасается. В бане следует пользоваться двумя мочалками, одной моют тело выше пояса, другой – ниже.«Блатным» «западло» есть черный хлеб с чаем, а особенно – всухомятку. Кстати говоря, «малолетки» поражают целым рядом странных «пищевых табу». Так, колбасу есть нельзя, она похожа на мужской член. Сало тоже, поскольку свинья «напарафинилась» (пропиталась) запахом нечистот, хлеб растят коммунисты, поэтому он тоже «западло», курицу – петух топтал, и так далее. Разумеется, эти правила соблюдали не всюду и не всегда, но иногда они служили поводом для придирок к человеку, которого намеревались «опустить». В некоторых колониях малолетние зеки отказываются есть ячневую кашу, поскольку сечка – «петушиная пища», и капусту – «еду козлов». Во время еды нужно следить, чтобы последняя ложка не коснулась дна тарелки, на дне всегда должно что-то оставаться, иначе сочтут «нехватчиком» (иначе «кишкаблудом»). И, наконец, «западло» — это все, что имеет красный цвет. Красный – цвет советской власти, а власть – это враг всех «блатных» и «правильных пацанов». Ни один правильный зек на «малолетке» никогда не возьмет предмет красного цвета в руки. Даже сигареты «Прима» курить было нельзя, ведь они в красной пачке. Если к кому-либо приезжает на свидание мать в красной кофте или в красном платке, зек обязан отказаться от свидания. Впрочем, после 1991 года это табу исчезло вместе с «красной властью».

Деление слов на слоги, по каким правилам в вашей школе? — запись пользователя Юлия (Tissanissa) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Домашнее задание

Добрый день! Насколько я понимаю, в 2015 были введены новые правила деления слов на слоги (ниже). Сына я учила по ним. Сейчас на подготовке они начали проходить слоги, и учительница учит их по старым правилам.

Сегодня рассказала об этом знакомой, у неё первоклассник, оказалось, у них учительница тоже учит эту тему по старым правилам. Вот думаю, то ли мне учительнице нести показывать новые правила, то ли ребёнка переучивать, то ли объяснять, что "вообще-то по правилам так- то, но для учительницы нужно делить вот так")).

Как эту тему объясняют у вас? Обратите внимание-речь именно о делении на слоги, деление для переноса другое)).

Вот сами новые правила:

Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

    • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

      Май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

    Обратите внимание!

    При сочетании нескольких согласных в середине слова:

    1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

    О-ттечь, да-нный.

    2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

    Ша-пка, ра-вный.

    Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).

    Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

все согласные буквы звонкие

По каким правилам будем поступать в вузы в 2013 году?

Минобразования предлагает отменить раздельный конкурс среди выпускников сельских и городских учреждений образования при поступлении в вуз, а детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне конкурса не зачислять. В министерстве также считают, что пора уже ограничить прием на заочное отделение, повысить требования при поступлении на педагогические специальности и еще — внедрить аудио- и видеозапись на всех экзаменах по творчеству. Какие еще изменения предлагает ввести Минобразования в Правила приема в учреждения высшего образования?

Раздельный конкурс

Предложение по отмене раздельного конкурса министерство объясняет так: за последние семь лет проходные баллы абитуриентов — выпускников сельских и городских школ заметно сблизились. Так, если в 2006 году проходной балл сельчан в 28% случаев оказывался равным или превышал проходной балл выпускников городских школ, то в последние два года уже на каждой второй специальности зачисление осуществлялось по общему конкурсу. Показатель увеличился в 1,5 раза.

 

Например, в 2012 г. в Белорусском государственном университете (БГУ) доля специальностей, при поступлении на которые выпускники сельских школ показали более высокие баллы, чем выпускники городских, составила 67% (в 2011-м — 51%). В региональных вузах этот показатель был еще выше.
 

С другой стороны, сейчас «раздельный конкурс проводится при условии, если проходной балл сельских абитуриентов ниже проходных баллов городских, даже если от «сельчан» подано 1 заявление, что искажает иногда принцип справедливости при зачислении», также сказано на сайте министерства. «В ряде случаев горожане, имеющие перевес порядка 100 и более баллов, проигрывали конкурс». Так, в БГУ проходной балл на специальность «Микробиология» для горожан составил 243, а для сельчан — только 134, на специальность «Международное право» — соответственно 374 и 287 баллов.
 

Льготы детям-сиротам — после поступления, а не до

Социальные льготы для этой категории наших граждан Минобразования предлагает перенести на этап после их зачисления. Это, считают там, позволит зачислять в вузы абитуриентов исключительно на основании конкурсного отбора, чтобы льготирование касалось не знаний и способностей, а исключительно социального обеспечения (предоставление общежития, гособеспечение, социальные выплаты, освобождение от оплаты за обучение, льготный кредит и др.).
 

Сегодня при зачислении на отдельные престижные специальности бюджетные места задолго до окончания приема документов закрываются абитуриентами, имеющими право на внеконкурсное зачисление. В результате абитуриенты-льготники зачисляются с невысоким общим баллом, а абитуриенты, имеющие не просто высокие, а очень высокие баллы, не проходят по конкурсу, замечают в Минобразования.
 

Например, в 2012 г. в БГУ на специальность «Социальные коммуникации» при проходном балле 364 вне конкурса были зачислены 3 «льготника» (из числа детей-сирот), набравшие 156, 208 и 296 баллов. В Белорусском национальном техническом университете (БНТУ) при поступлении на специальность «Таможенное дело» абитуриент, набравший 318 баллов, был вытеснен льготником, имеющим только 170 баллов. Аналогичные ситуации неоднократно происходили в МГЛУ на переводческом факультете и факультете межкультурных коммуникаций, в БГУ, БГЭУ, БНТУ и других университетах, приводит примеры Минобразования. «Льгота внеконкурсного зачисления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полностью сохранена при зачислении в учреждения среднего специального и профессионально-технического образования», — говорится на сайте.
 

Ограничить прием на заочное отделение

Министерство предлагает ограничить прием на заочную бюджетную форму получения высшего образования. Поступать в вузы на такую форму обучения смогут, в основном, только лица, занятые трудовой деятельностью не менее 10 месяцев. Предложения по введению 10 месяцев обоснованы тем, что это дает возможность абитуриентам, не поступившим в вуз в год окончания школы и приступившим к работе с 1 сентября, на следующий год поступать на заочную форму обучения, считают в министерстве.
 

Среди предложения министерства также:

— введение нормы, разрешающей подачу документов в приемные комиссии доверенными лицами абитуриентов
, которые в период вступительной кампании по объективным причинам, подтвержденным документально (болезнь, международные конкурсы или соревнования и т.п.), не могут подать их лично;

— увеличение нижнего значения тестового балла
, начиная с которого отметка при поступлении в вуз будет признаваться удовлетворительной — с 7 баллов (как было в 2012 году) до 10 баллов (будет в 2013-м).
 

«С поличным»: Минобразования предлагает проводить видеозапись экзаменов по творчеству. И аудиозапись тоже

Для абитуриентов, поступающих на специальности культуры и искусства, предлагается ввести единую для всех вузов республики методики подсчета баллов. Имеются в виду те специальности, на которые проводится вступительное испытание по предмету «Творчество». В частности, предлагается распространить действующую в настоящее время в БГАМ и БГАИ методику подсчета общей суммы набранных баллов и на другие вузы, осуществляющие подготовку по специальностям профиля образования «Искусство и дизайн», специальностям «Искусствоведение», «Музыковедение», «Архитектура», «Архитектурный дизайн».
 

В Минобразования считают, что при таком подходе 2/3 от общей суммы набранных баллов составит удельный вес вступительного испытания по экзамену «творчество», 1/3 — удельный вес документа об образовании, государственного языка и одного профильного экзамена. Такая схема, по мнению специалистов, будет способствовать притоку талантливой молодежи на специальности культуры и искусства, говорится на сайте.
 

Кстати, предлагается также проводить видеозапись экзаменов по творчеству. Ввести обязательную видео- и аудиозапись при проведении вступительных испытаний по предмету «Творчество» (вокал, танец, исполнительское мастерство и др.) предлагается в связи с тем, что это дает возможность перепроверки результатов.
 

Для белорусов, постоянно проживающих на территории иностранных государств, а также граждан Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан в министерстве предлагают различные варианты поступления. Так, для белорусов «заложена дополнительная возможность» поступать в учреждения высшего и среднего специального образования на условиях, предусмотренных для иностранных граждан (по результатам собеседования) с более высокой оплатой. При этом количество мест для таких абитуриентов, зачисляемых по результатам собеседования, предложено квотировать. Квоту ежегодно будет определять учебное заведение по согласованию с учредителем. В министерстве также утверждают, что вместе с введением такой нормы сохранен и старый механизм поступления для всех желающих из стран ЕврАзЭС, которые хотят и имеют возможность поступать через конкурсный отбор на бюджетной и платной основе.
 

Абитуриентам — спортсменам высокого класса — дать возможность учиться бесплатно не на спортивных специальностях

Абитуриентам — спортсменам высокого класса, включенным в составы национальных и сборных команд Республики Беларусь, предлагается предоставить возможность получать высшее образование за счет средств бюджета в заочной либо вечерней форме по специальностям, не связанным с отраслью физической культуры и спорта. В Минобразования считают, что именно такая норма «будет способствовать социальной защищенности спортсменов, активно занятых в спорте высших достижений, и позволит им одновременно с подготовкой и участием в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы получить образование и специальность». Кстати, норма появилась не случайно, а во исполнение «поручения Главы государства, данного на совещании 26 сентября 2011 г. по развитию студенческого спорта».
 

Президент требует повышения требований к педагогическим специальностям

Еще одно нововведение, связанное с поручением президента, — повышение требований к отбору абитуриентов на педагогические специальности. В частности, предлагается при поступлении на педагогические специальности на условиях целевой подготовки предусмотреть, с одной стороны, наличие у абитуриентов рекомендаций педагогических советов учреждений образования, которые они закончили (эта норма будет действовать только в год окончания учреждения общего среднего образования). Если абитуриент закончил учреждение общего среднего образования более чем год назад, он может получить такую рекомендацию в управлении образования.
 

С другой стороны, таким абитуриентам предлагается зачисление без вступительных испытаний победителей (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, для которых данный предмет определен предметом первого профильного испытания, а также лиц, награжденных золотой, серебряной медалью или закончивших учреждения среднего специального образования с дипломом с отличием.
 

«Сельскохозяйственных» абитуриентов не хватает?

По предложению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Минобразования также предлагает увеличить прием на условиях целевой подготовки на сельскохозяйственные специальности с 30 до 60%. При поступлении в сельскохозяйственные высшие учреждения образования на получение образования в сокращенный срок предусмотрена сдача только двух вступительных испытаний по профильным предметам.
 

Кроме того, по предложению Минобразования, Минздрава и других ведомств предлагается осуществлять обучение на условиях целевой подготовки по всем специальностям. Заказчикам кадров отбор проводить среди всех абитуриентов, независимо от места их проживания. Для этого предлагается снять ныне действующее ограничение, связанное с проживанием не менее 2-х лет в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек; в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, в сельских населенных пунктах.