Почему учителя не хотят учить детей: 8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо – Учитель поделился школьными проблемами, о которых обычно педагоги вслух не говорят

Содержание

8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо

«Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет. По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь». Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы. Одним из плюсов советской школы, я, представитель нового поколения учителей, считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство. Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.

Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищённое существо. Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.

В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что, когда приходишь домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.

Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?

Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами и начну с простого и очевидного.

1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы

Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности. Кроме электронного журнала, есть ещё ИСКО (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам и куда за год вносят контрольные работы с полным анализом. Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.

Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность

В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели, — наша большая победа. Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчётности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.

2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск

Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!

Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»). Вот прямо сейчас у меня скопилось десять отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.

3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ

Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие. Объяснить далёким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена и что для многих учеников требуется минимум в два раза больше часов — невозможно. Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.

Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.

Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ

4. Учителя могут уволить по любому поводу и по свистку

Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чём-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле мы все так думаем. Но он думал слишком громко.

5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя

За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это больше длинный хвост из лжеповодов. Чаще всего причина была в том, что учитель мешал ребёнку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с её кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку. Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.

А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности. Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребёнок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили. А в другой школе чересчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000». То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!

6. Не секрет, что в школе много сложных детей

Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. По идее, школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее. Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.

В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать

7. Учителей постоянно пугают судом

И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.

8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения

Мы все — «не друг и не враг, а так». Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской. Но этому я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори. Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей) и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?). Значит, посочувствовать.

Фото: iStockphoto (Wavebreakmedia), mos.ru

ребенок плохо учится? Я в этом не виноват!

Ученые Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС провели мониторинг, цель которого — выяснить, насколько не успешны (или успешны – как кому нравится) наши школьники. И совершенно неожиданно у них получилось другое исследование — о том, насколько отстали от жизни наши учителя.

“Я то – молодец, а вот они…”

Большинство учителей в плохой учебе своих подопечных готовы обвинять кого угодно, только не себя.

Около двух третей опрошенных исследователями педагогов уверены, что 61% учеников учатся на “троечку” или на “двойку”, а 70% их родителей плохо воспитывают детей. При этом почти 90% учителей считают, что сами они со своими обязанностями справляются вполне успешно, а директора и завучи – и подавно. Как это стыкуется в мудрых головах? А вот так: я то – молодец, а вот они…

Мнение учителей о тенденциях в образовании.

Мнение учителей о тенденциях в образовании.

Опрос, замечу, проводился не по всей стране, а только в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, в Алтайском и Ставропольском краях, а также в Санкт-Петербурге. И у меня, конечно, теплится надежда, что в других регионах учителя по-другому бы объяснили “двойки” своих учеников. Но надежда, честно говоря, весьма призрачная.

22% опрошенных учителей посчитали, что за последние годы дети стали хуже учиться. А треть уверены, что и в семье стали меньше заниматься подрастающим поколением. А в школе-то как дела?

О программе и мотивации детей

Половина педагогов считает, что в младших классах ребят, не способных справиться с программой, меньше 5%. Еще четверть — что число «слабых» учащихся – не больше 10%. То есть в школу детишки приходят с готовностью вгрызаться в гранит знаний? Ну а дальше происходит какой-то феномен сродни нашествию НЛО – с 5 класса дети начинают хуже учиться, и уже к 8–9-м классам больше 15% школьников постоянно учатся плохо.

Феномен этот, правда, изучен давно и досконально. С 5 класса, со средней школы, начинается предметное обучение. В младшей школе за четыре года учитель приноравливался к детям и понимал, в каком темпе с каким ребенком проходить программу, как поощрять учеников заниматься. В средней школе он больше заботится о своем предмете. И уровень каждого учителя, знание своего предмета и педагогические навыки — разные. Очень редко учителя разных предметов готовы договориться друг с другом, чтобы равномерно распределять домашние задания, попытаться выработать общие подходы к тугодумам и систему поддержки лидеров. Отсюда и снижение к 7-8 классам интереса к учебе.

Может быть, в классе растет талантливый инженер. Но нет сильного учителя физики, который этого ребенка повел бы за собой… Будущий талант киснет, а потом начинает сбегать с уроков на футбольное поле.

К 8-9 классам ситуация становится вовсе критичной. Потому что многие годы наша школьная программа построена так, что самые важные для будущей жизни знания, самые трудные для освоения темы приходятся на расцвет подросткового возраста. Когда мозг молодого человека существенно хуже усваивает материал просто потому, что занят не формулами, а поиском себя, своего счастья и первой любви.

Причем, физиологи и психологи об этих взаимосвязях трубят на каждом углу. Но мы, как те ежики, продолжаем плакать и есть кактус. Да еще и удивляемся – а с чего это в 10-11 классах успеваемость растет? Дети становятся более мотивированными? Нет. Учителя честно признают – школе удается выпихнуть самых неуспешных учеников за борт после 9 класса – в колледжи, например. И улучшить показатели.

Мнение учителей о выборе оптимальной стратегии для плохо успевающих девятиклассников.

Мнение учителей о выборе оптимальной стратегии для плохо успевающих девятиклассников.

Самоуверенные пенсионеры

Правда, утверждая, что после 9 класса школу покидает «балласт», а остаются одни светлые умы, учителя на самом деле зачастую повторяют просто мнение, сложившееся в обществе еще с советских времен. Если ты не доучился в школе до последнего класса, а ушел в ПТУ – ты двоечник. На самом деле ситуация уже несколько лет заметно меняется. В этом году средний балл поступающих на бюджетные отделения наиболее популярных колледжей превышал 4 балла. И колледжей, где хорошо учат популярным и востребованным профессиям, становится все больше. И конкурс в них не меньше, чем на журналистику в МГУ.

Зависимость результатов детей от профессионализма учителя.

Зависимость результатов детей от профессионализма учителя.

Надо быть, конечно, справедливым. Около 63% учителей все-таки признают, что образовательные результаты детей зависят и от их профессионализма. Кроме тех, кто у нас считается ветераном педагогического труда. Сами исследователи разводят руками, намекая на обнаруженный ими «неожиданный» факт: среди учителей старше 55 лет доля тех, считает, что на успеваемость детей профессионализм учителя не влияет, почему-то выше почти на 15%. С чего бы это?

Ответная реакция

А ответ тех, кого зовут «обучающиеся», естественно, не заставляет себя ждать. 73,1% учителей жалуются на то, что семьи стали хуже воспитывать детей. А как они это определяют? А потому, что дети стали меньше уважать взрослых, в том числе учителей (в этом убеждены 61,2% опрошенных). Больше половины учителей (56,7%) сообщают об уменьшении мотивации учеников к учебе, а треть говорят об ухудшении поведения школьников. А как вы хотели? Если учитель не справляется со своими обязанностями, почему дети должны относиться к нему с пиететом?

Исследователи РАНХиГС это и подчеркивают, делая вывод: «как следует из полученных оценок учителей, основные причины неуспешности школьников лежат вне сферы их деятельности». И о том, что учителя не научены эффективно «взаимодействовать с учащимися и их родителями».

И родители – туда же

Исследователи опросили и семьи. Интересно, что родители называют самые разные причины того, что их дети плохо учатся. Это и отсутствие способностей к определенным предметам, и сложность учебных программ, и снижение интереса к учебе. При этом только 9,3% родителей связывают эти причины с тем, что учитель их детей слабый. Хотя зачастую именно от мастерства педагога зависит, есть ли у ребенка интерес к предмету, готов ли он с удовольствием учиться.

Мнение родителей о причинах, мешающих ребенку учиться лучше.

Мнение родителей о причинах, мешающих ребенку учиться лучше.

Увы, выводы свежего исследования РАНХиГС точно соотносятся с выводами недавнего тестирования, проведенного Рособрнадзором. А именно: почти половина учителей математики и информатики не справились с экзаменом по своему же предмету. При этом испытание содержало самые обычные школьные задания.

Категория, которая меньше всего любит учиться

Одно из условий развития нашей страны – снижение количества школьников, которые плохо учатся. По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, неуспешность – понятие экономическое. Повышение количества освоивших школьную программу на 1% дает в перспективе повышение ВВП страны на тот же 1%. Отсюда – нынешние программы по развитию одаренных детей, раннему поиску и поддержке талантов, создание системы «Сириусов» и «Кванториумов».

Но все это сработает только при условии, что профессиональный уровень обычного учителя вырастет. А пока средний учитель мыслит так, как мыслит. Можно ли его ругать за такие суждения? Думаю, нет.

Учитель – профессия массовая. В школе работают около 1 млн 250 тысяч педагогов. Как и в любом таком множестве, есть лидеры. Те, кто развивается, осваивает новые методики, кто не ищет крайних по сторонам. И есть могучее большинство, которое работает так, как привыкло. Как раздраженно заметил в недавнем прошлом один из лучших школьных директоров, а ныне научный руководитель центра развития лидерства в образовании Анатолий Каспржак, – учителя — это та категория, которая меньше всего любит сама учиться.

Нынешняя задача – «разбудить» такого учителя. Заинтересовать, а иной раз и заставить развиваться. Для этого власти придумывают массу уловок. От новой системы аттестации учителей, которую основатель самого популярного блога для учителей «Педсовет» Сергей Сафронов поспешил назвать «карательной». До появления Российской электронной школы, когда учителю подставляют костыль в виде уроков, записанных лучшими педагогами страны. И фронтальных проверок учителей на знание собственного предмета.

Но сработают ли они?

Одна из главных проблем: учительские зарплаты по-прежнему низкие и растут очень медленно, если и растут. Как показал недавний опрос Общероссийского народного фронта, в реальности они гораздо ниже, чем те, о которых отчитываются местные власти. Потому и остаются в учителях зачастую те, кто другой работы для себя найти не могут.

Учителя перегружены отчетами и всякой другой бумажной работой. Вплоть до того, что в некоторых регионах им вменили в обязанность следить за социальными страничками своих учеников и вести их анализ. Да и вообще учителя перегружены: работа на 1,5 ставки – обычное явление. Многие взваливают на себя и две ставки – а это 36 часов уроков в неделю, плюс проверки домашнего задания, классное руководство, да еще и подработка на дополнительных занятиях. Понятно, что такой загнанный учитель будет винить в плохой успеваемости всех вокруг, кроме себя: «я-то выкладываюсь по полной, домой возвращаюсь в изнеможении». И даже при большом желании осваивать новые методики преподавания сил не имеет.

Ситуация, на мой взгляд, критическая. Никакие административные нововведения по развитию школ без быстрого и качественного роста подготовки учителей не осуществить. А майским президентским указом задача-то поставлена амбициозная: к 2024-му году оказаться в пятерке стран с самой качественной системой образования.

Ситуация начнет меняться тогда, когда в школы придет новый, молодой, дерзкий учитель. Когда он будет поддержан своими более опытными коллегами «с большим педагогическим стажем». И придет он на достойную зарплату.

В ТЕМУ

Учителя провалили экзамен по математике

Почти половина учителей математики не справились с экзаменом по этому предмету. К таким выводам пришел Рособрнадзор, после того как подвел итоги исследования компетенций педагогов (подробности)

«Главное — переложить на родителя часть работы»

Не так давно мне пришлось вспомнить проблемы, которые трясли нашу семейку, пока старший ребёнок учился в начальной школе. Самые обычные для многих родителей проблемы: заполнение рабочих тетрадей, на которые у учителей в классе не хватает времени, творческие задания, проекты, которые ребёнок объективно не может выполнить сам и которые вынужден делать родитель. Вот это всё, что перечислять даже не надо. Всем и так ведь знакомо.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Накатило на меня в университете, когда преподаватель высшей школы, которая готовит будущих учителей, рассказывала о менеджменте в образовании.

— О, сколько вас тут сегодня пришло! Давайте вспоминать, что в прошлый раз было. Тут есть новенькие, чтобы они тоже немного в сути разобрались. Помните про малосольные огурцы? Помните? Вот! Это я всегда рассказываю. А про полочки помните? Вот! Это очень важно!

Поскольку я как раз была «новенькая» среди слушателей, то «разобраться» мне удалось не сразу.

Преподавателю лет 60, она очень старалась сделать свой рассказ весёлым. Она замахивалась на одну тему, переключалась на другую, вспоминала случай из жизни и обещала вернуться к главной теме потом.

— Сейчас вот отметьте, что это важно, мы потом ещё вернёмся к этому. А вот у нас в одной группе девочки объявили бойкот мальчику… Давайте нарисуем пирамиду. Надо отметить важные позиции. Нарисуем пирамиду и на углах отметим важное. Я всегда рисую в этом случае пирамиду. Вы не можете нарисовать? Давайте я в вашей тетради сама нарисую!

У пирамиды, как известно, четыре угла. Важных позиций оказалось семь. Углов, понятное дело, не хватило, один дополнительный был дорисован с краю, а важные позиции 6 и 7 мы дописали снизу под соответствующими номерами.

— Я вам сейчас скажу важную вещь. Самое главное для педагогики скажу. Главный секрет. Я с директорами школ общаюсь, они потом мне говорят: какое вам спасибо, вот вы всё нам объяснили так хорошо! И вам я расскажу, почему один педагог учит, а у второго ничего не получается. Хотите знать?

Аудитория замерла.

— Потому что один учитель умеет говорить о сложных вещах простыми словами, а другой не умеет.

Ммм… Облом. Вместо чуда банальность. С истиной не спорю, но… Впереди было ещё лучше.

— Главная задача учителя знаете какая?

Главное — заставить родителей учить детей. Главное — переложить на родителя часть своей работы. Это надо делать твёрдо

Они будут недовольны. У нас такие родители есть — кошмар. Но надо стоять на своём! Это я потом вам расскажу, как надо делать, чтобы родителю некуда было деваться.

Конечно, я умею слушать лектора и умею вести себя в аудитории. Поэтому я дождалась ближайшей фразы «Вы понимаете меня? Я понятно объясняю?» и задала вопрос.

— Скажите, а вот это положение, что надо переложить на родителя часть своей работы — это официальный приём в педагогике, это правило или это секрет профессии, которым вы сегодня в духе «между нами говоря» делитесь?

К вопросу тут же присоединились другие слушатели. И педагог показала нам вершину профессии.

— Я? Что значит «перекладывать на родителя»? Я такого никогда не говорила! Что это за слово такое «перекладывать»? Где вы это взяли? И что это такое вообще? Вы мне мешаете вести занятие! Вы тут разговариваете! Вы должны меня сначала выслушать. А вы мне и сказать не даёте! Кто вам сказал «перекладывать»? Я такого не говорила! Вы что-то недопонимовываете?


Когда человек начинает отказываться от своих же слов тут же, сразу, я, признаться, теряю смысл продолжать беседу.

А после «недопонимовываете» я даже благодарность была готова выразить. Я такое собираю

Но педагогу было мало, и она заметила, что по её учебникам учатся учителя от Калининграда до Владивостока. Она принесла даже сегодня одну книжку, советует мне почитать. А не мешать ей вести занятие. И вообще! Кто я такая? Ах, здесь преподаю. Оно и видно. Не мешайте мне!

И я не стала мешать. Встала и ушла. А по дороге думала, что если бы педагог умела вести беседу, спор, умела слушать и слышать, то я спросила бы её:

— Почему вы считаете, что родитель должен выполнять задания, которые не по зубам ребёнку? Почему родитель должен часами сидеть над рабочими тетрадями, заполнять по 15 страниц, которые вы не успеваете сделать в классе, а завтра вас ждёт проверка завуча и тетради позарез нужны заполненные. Почему родитель должен делать творческие задания («Напишите стих о творительном падеже», «Придумайте сказку», «Сделайте кроссворд в стихах», «Придумайте сценарий»), творческие задания, которые вообще должны выполняться по желанию самим ребёнком, а у нас в обязательном порядке и родителем. Ибо «Что за стихи там Таня написала, это же бред, разве мама не могла помочь нормальные написать?». Вот это всё зачем? Почему?

И если бы педагог умела спорить, она ответила бы мне:

— Потому что развитие ребёнка — это общее дело. Потому что родитель несёт ответственность за своего ребёнка. Потому что родитель должен продолжить то, что учитель начал в школе. У нас должна быть общая образовательная цель!

И, если бы педагог могла вести беседу, она послушала бы мой ответ и новый вопрос:

— Конечно, на родителе лежит огромная ответственность. И тысячи родителей это понимают и не отказываются от этого. Но кто в паре учитель и родитель квалифицированный специалист? Кто обладает специальными знаниями, владеет методиками, умеет учить? Кто знает, в конце концов, как правильно заполнять эти рабочие тетради? Допустим, я мама с высшим образованием. Я вообще понимаю вот это выражение «общая образовательная цель». Но есть тысячи прекрасных, чудесных, любящих мам, которые просто не поймут, что это вы им такое сказали! А есть ещё тысячи мам, которым стоит сказать спасибо, что они своих детей вообще привели в школу. И этим детям, увы, часто только учитель и может помочь хоть что-то понять о мире. Что вы хотите от родителей? Почему вы считаете правильным заставить их корпеть над дикими проектами, в которых должны быть цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, теоретическая часть с практической, практическая значимость и вау-эффект. Зачем вы ставите всех родителей в положение «вы обязаны сделать это за ребёнка!», а юным учителям рассказываете, как сделать, «чтобы родители не могли отказаться», «чтобы им было некуда деваться»? Почему? Зачем?

Но, увы, педагог попросту попросила меня не мешать ей. А ведь мы могли бы выяснить очень важные вещи. Но вместо этого на меня накатило возмущение, и даже возникла мысль: если вот у такой дамы (и подобных) учатся педагоги от Владивостока до Калининграда, может, потому у нас и школьное образование такое… аховое?

Иллюстрация: Shutterstock (Maria Kuza)

что делать? Как помочь ребенку найти контакт с учителем. Как защитить ребенка в школе.

Содержание:

Реклама
Реклама

Одна из частых причин, по которой ребенок не хочет ходить в школу в младших классах — отсутствие контакта с учителем. Особенно это важно для детей чувствительных, неуверенных в себе. Иногда доходит до того, что ребенок боится учителя. Что делать? Стать адвокатом своего ребенка и научиться правильно разговаривать с учителем и директором школы, если понадобится.

Реклама

— Я так устала, — тяжело вздохнула Тара. — Устала от того, что учитель постоянно жалуется на Кару. Она пропускает школу чаще, чем ходит туда. Дочка заболела, и мы сначала считали, что у нее грипп. Но, судя по всему, проблема гораздо глубже. Мы подозреваем, что Кара просто боится своего учителя.

Раньше у нее никогда не было учителя-мужчины, а этот любит рявкать на детей. Нет, он не кричит на Кару, но она настолько чувствительна, что приходит в панику от одной только мысли о том, что кто-то может на нее рассердиться.

Мы разговаривали с преподавателем и посылали ему электронные письма, но он считает, что мы просто ищем оправдания своей дочери. Когда я с ним говорю, создается впечатление, будто он меня не слушает, а думает только о том, как бы мне возразить.

Мы обращались даже к директору, но тот сказал: «В жизни Каре придется иметь дело с разными людьми, и девочке нужно научиться ладить с ними». Безусловно, он во многом прав, но ребенок боится — и это плохо. Разве я могу изменить систему?

Тара действительно страдала. Ее сгорбленная спина, опущенный взгляд и подрагивающий голос выдавали ее состояние. Что может быть хуже для родителя, чем осознание того, что он не может защитить собственного ребенка и не знает, как ему помочь?

— Да, иногда, несмотря на все усилия пап и мам, ребенок все равно сталкивается с проблемами в школе, — ответила я. — Чтобы найти решение, вам нужно стать его адвокатом. Быть защитником нелегко. Это требует времени, сил и выдержки. Порой вы можете чувствовать себя бессильным — и напрасно. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Мы остро переживаем, когда наши дети сталкиваются с проблемами в школе. Мы испытываем настоящие душевные страдания, которые могут усугубляться чувством неловкости за ребенка и воспоминаниями о собственном негативном опыте в школе. Эти эмоции возводят барьеры и заставляют каждого занимать оборонительную позицию.

Учитель знает, что вас что-то не устраивает, но он обычный человек. Он может испытывать стресс дома и на работе. Он отвечает за большую группу детей, которых должен обучать каждый день.

Чтобы педагог не счел ваши требования чрезмерными и прислушался к вам, вы должны найти правильный подход. Не нужно быть чересчур напористым и требовательным. Больше, чем когда бы то ни было, вам понадобятся хорошие коммуникативные навыки.

Реклама

Разговор с учителем: пошаговая инструкция

Договоритесь о встрече с учителем своего сына или дочери. Личное общение гораздо более эффективно при решении проблем, чем электронная почта.

Чтобы преподаватель начал вас слушать, согласитесь с каким-либо из его утверждений, которое сочтете более или менее справедливым, — даже если для этого вам придется сменить минус на плюс. Например, если учитель Кары говорит, что она слишком эмоциональна, Тара может сказать: «Да, дома она тоже очень чуткая и заботливая». Найдя точку соприкосновения, вы настроите педагога на сотрудничество. Он перестанет обороняться и будет способен к откровенному разговору.

Внимательно слушайте, что говорит учитель, и постарайтесь понять его, на время забыв о своих интересах. Если что-то не ясно, попросите объяснить. Следите за своей интонацией и речью! Учитель должен чувствовать, что вы стараетесь его понять, а не допрашиваете. Например, если преподаватель говорит, что ребенок не справляется с заданиями, спросите: «Не могли бы вы привести недавний пример?».

Копайте глубже, чтобы узнать, когда именно возникает проблема. Это происходит в определенные дни, на всех предметах или же речь идет только о контрольных по математике? Если ребенок плохо себя повел, был ли повод для срыва? И не забудьте спросить учителя, что, на его взгляд, ваш ребенок чувствовал в той ситуации. Это поможет вам определить, какие эмоции могли обусловить неприемлемый поступок.

Если вы не в состоянии определить, какие эмоции и потребности могут портить школьную жизнь вашего ребенка, попробуйте проанализировать его темперамент. Возможно, сын или дочь плачет в начале школьного дня, потому что не умеет быстро справляться с переключением? Может, ребенок толкает других детей, потому что он интроверт и нуждается в личном пространстве? Не потому ли он не слышит учителя, что очень восприимчив и его стол стоит рядом с аквариумом? Возможно, он медленно выполняет задания, потому что сначала обращает внимание на детали, а только потом до него доходит, с чего начать? Выявление подлинной причины проблемы позволит вам прийти к общему знаменателю с учителем. Подключите к этому и ребенка — спросите у него, о чем он думает, когда выполняет задания, или что чувствует в той или иной ситуации. Его ответ может вас удивить.
Разговаривая с преподавателем, не думайте, что он хорошо разбирается в вопросах темперамента. В педагогических вузах тема темперамента рассматривается очень поверхностно, поэтому вы можете оказаться более сведущим, чем учитель. Возможно, ему даже не приходило в голову, что ненадлежащее поведение детей может быть обусловлено их темпераментом.

Реклама

Продолжение разговора с учителем: как стать адвокатом своего ребенка

Ваше искреннее стремление выслушать учителя и разобраться в проблеме успокоит его и будет стимулировать в нем готовность в свою очередь выслушать вас. Убедитесь, что вы правильно поняли преподавателя.

После того как вы выяснили приоритеты учителя, объясните, что важно для вас. Сконцентрируйтесь на своих интересах, а не на позиции. Например, Тара может сказать: «Я хочу, чтобы Кара чувствовала себя комфортно в школе», а не: «Я хочу, чтобы Кара перешла от вас в другой класс!». Сосредоточенность на интересах позволяет избежать обвинений, что помогает устранить оборонительные барьеры и перейти к поиску конструктивного решения.

Иногда такое решение уже может существовать. Если вы присутствовали на занятиях, отметьте, какие полезные для вашего ребенка приемы использовал учитель. Например, если вашему чаду трудно усидеть на месте, вы можете сказать: «Я заметил, что, когда вы позволяете Дилану лежать на полу, он более сосредоточен и меньше отвлекается». Лучшие методы — те, которые уже используются преподавателем, просто их нужно применять либо чаще, либо по-другому. Например, вы можете сказать: «Я заметил, что, когда вы сделали с детьми зарядку в середине урока, Дилан спокойно сидел все оставшееся время. Нельзя ли начинать урок с зарядки?».

В самом крайнем случае вы можете сослаться на предшествующий позитивный опыт, например: «В прошлом году Дилан хорошо усваивал материал, кода миссис Ромеро использовала „обучающие центры“. Не могли бы вы тоже использовать этот метод?» или «Не хотели бы вы поговорить с миссис Ромеро? Возможно, у нее есть идеи, которые могут оказаться для нас полезными».

Еще один источник решений — методы, которые вы используете дома. Однако предварительно необходимо убедиться в том, что они будут работать в коллективе.

Помните, что у учителя тоже есть темперамент. Он может быть склонен к негативной первой реакции, медленно адаптироваться или же быть очень упрямым. Не давите на него. Предложите свои идеи и договоритесь встретиться и обсудить их еще раз.
Не забывайте и про собственный темперамент. Если вы гиперэмоциональны, учитывайте, что ваши эмоции могут выплеснуться наружу, несмотря на все старания сохранять хладнокровие. Возьмите с собой супруга или подругу, которые смогут продолжить беседу, если вам понадобится выйти из комнаты и успокоиться. Если вы интроверт и вам нужно время подумать, попросите о еще одной встрече.

С учителем не получилось? Как говорить с директором

Не найдя общего языка с преподавателем, попробуйте использовать другие возможности исправить положение. Попросите директора школы или школьного психолога встретиться с вами и учителем. Сотрудник социальной службы, бабушка или дедушка, воспитательница из детского сада и любой другой человек, который хорошо знает вашего ребенка, также могут оказаться полезными.

Тара спустя три недели. Я сразу обратила внимание на ее уверенную походку.

— Я отправилась в школу. Я решила, что попытаюсь быть адвокатом, как вы советовали, а не обвинителем, — рассказала женщина (по ее голосу было понятно, что визит в школу дался ей с трудом). — Но я никак не могла придумать, как донести свои мысли до директора и учителя.

И вот, когда я сидела на уроке плавания, меня вдруг озарило: мы же не учим детей плавать, бросая их в воду подальше от берега! Сначала мы учим их на мелководье, где у них может что-то получаться.

Я немедленно пошла к директору школы и сказала следующее: «Вы правы: моей дочери в жизни придется сталкиваться с разными людьми, и она должна научиться с ними ладить». Директор согласно кивнул головой. Тогда я продолжила: «Но когда мы учим детей плавать, мы не бросаем их сразу в воду, а учим постепенно. Я думаю, что мы должны поступать так же, когда учим детей общаться. Все дети разные. Для Кары это слишком большая глубина, и она просто тонет».

Директор внимательно меня слушал! Затем он позвал учителя, и мы вместе обсудили ситуацию. Мы решили перевести Кару в другой класс — но не потому, что ее учитель был плох, а потому что он не подходил для Кары. Такое решение устроило всех, и результаты не заставили себя ждать. За последние две недели Кара не пропустила ни одного дня!

Дети с непростым характером могут добиваться больших успехов в школе. Когда родители, учителя и сами дети работают как одна команда, когда все они знают, что такое непростой характер и как правильно им управлять, школа превращается для ребенка в источник положительных эмоций.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

10 ошибок учителя на уроке. Типичные ошибки учителей в работе

У всех учителей есть плохие дни, все учителя совершают ошибки. Это свойство людей! Мы не железные и держать себя в постоянном напряжение не только невозможно, но и просто вредно. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и держать себя в глазах детей на высоком уровне – ваша задача.

Мы подготовили список из 10 вещей, которые не стоит делать на уроке. Он поможет вам не наступать на грабли, проверенные многими учителями, а также вернуть урок в нужное русло, если что-то вышло из-под контроля.

10_выходить из себя.jpg

№ 1. Терять самообладание 

Потерять самообладание – это катастрофа. Кричать на класс (хотя, думаю, у каждого в памяти есть такой пример) – это катастрофа. Если бы мы отправились в Азию, где проявление сильных негативных эмоций – нонсенс, сорвавшегося учителя не ждало бы ничего хорошего. Да, у всех есть плохие дни, когда накопившаяся усталость дает о себе знать, а раздражение рвется наружу, но ваша задача – сохранить самообладание, бороться за него до последнего. Вы же не хотите, чтобы дети запомнили вас кричащим или плачущим? 

Так что, если вы чувствуете, что пар вот-вот начтет валить из ушей – на минуту выйдите из класса, абстрагируйтесь от ситуации или сосчитайте до ста. А дома посмотрите статью «Как успокоить нервы?» 

10_контроль.jpg

№ 2. Терять контроль

Одна вещь, которую вы никогда не получите обратно, если потеряете, – это контроль. Не позволяйте школьникам какого бы возраста они ни были брать урок под свой контроль или ходить по классу (если того не подразумевает программа). Если урок станет неуправляемым – он перестанет быть уроком. Да, иногда школьник может чрезмерно возбудиться – громко кричать или спорить. Помните: даже если его ответы верны, никакого поощрения последовать не должно. Вам необходимо вернуть отличившегося персонажа в рамки приличия.  Дети должны уважать вас. Если же вы слишком пассивны или не смогли установить границы, то в какой-то момент точно потеряете контроль. Есть очень простая стратегия, которая работает как с детьми, так и со взрослыми: договоритесь о знаках. Создайте сигнал, по которому класс будет понимать – действуют они или молчат. Некоторые популярные варианты: поднять руку, хлопнуть, махнуть рукой, призывая к тишине (куда лучше, чем кричать: «Ти-и-и-хо!»). Подобные сигналы работают благодаря эффекту домино: если им будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные.  
10_бумага.jpg

№ 3. Тонуть в кипах бумаги

Слишком много бумаги – заданий, тестов, наглядных пособий –  это не очень хорошая идея. Ученики должны принимать активное и вовлеченное участие в уроке. Вам нельзя держать их сидящими без дела, равно как и заставлять выполнять скучную работу – например, десятистраничное задание по грамматике. Традиционный и негативный формат советского урока, когда учитель в начале выдает: «Открываем 4 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка» – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе.  Используйте доску, взаимодействуйте с детьми и никогда не полагайтесь на бумагу, выполняя свою работу!
10_еда.jpg

№ 4. Обедать 

Коллеги, вы удивитесь, но как много учителей приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Угощать детей в начальных классах или выпить чашку кофе на первом уроке – еще допустимо (хотя я не советую), но достать плов в баночке, пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша.
10_прикипать.jpg

№ 5. Не прикипать эмоционально

В зависимости от обстоятельств, вы можете легко перейти на слишком эмоциональный уровень общения с вашими учениками. Я говорю про взаимопонимание и уровень «открытости». Да, это правда, что вы должны общаться с классом человечно, но будьте осторожны. Вы в первую очередь учитель, установите определенные границы, чтобы не слишком зацикливаться на проблемах учащихся. Вы можете помочь советом по личному делу, но во внеурочное время. Мне мои учителя очень помогали как с выбором профессии, так и с проблемами в подростковом возрасте, но делать это прямо в середине урока – нарушение личного пространства всего класса.

Эксперты Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд») советуют наставникам – взрослым людям, работающим с подростками, находящимся, например, в трудной жизненной ситуации, не «прикипать душой» к детям. Дело в том, что задача наставника и ваша как учителя – передать опыт, решить конкретную задачу, дать знания и навыки.

 Если вместо этого вы расчувствуетесь и будете смотреть на ситуацию не объективно, жалея ребенка, ничего хорошего из коммуникации не получится. Да, трудному подростку нужен рядом значимый взрослый, которого можно уважать, на кого можно будет опереться. Но опираются на твердую стену, отнюдь не на шатающуюся плакучую иву.


10_сидеть.jpg

№ 6. Все время сидеть 

Если вы один раз встали и прошли между вторым и третьим рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или ходить на протяжении всего урока. Я ни в коем случае не призываю к подобной практике. Просто стоит помнить: сидя слишком долго можно заработать профессиональную травму в виде болящих суставов или сосудов. Тем более, сидеть все 45 минут просто-напросто скучно и не позволяет вам взаимодействовать с классом. Физкультминутки хороши не только для учеников, они обязательны и для педагога
10_юмор.jpg

№ 7. Некорректно шутить 

Это очевидно, что учитель никогда не должен издеваться над коллегами или высмеивать студентов. Но, увы, иногда то, что кажется безобидной шуткой или комментарием, может очень сильно ранить ребенка или уронить чувство собственного достоинства. 
  
Использовать юмор в классе нужно и можно, но это самый настоящий талант.

Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно – в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе.


10_опаздывать.jpg

№ 8. Опаздывать 


Опоздание – большая проблема всех школьников и студентов. Вам как учителю очень важно моделировать поведение, которое вы хотите получить в итоге, личным примером. Опаздывать редко или заскакивать в класс спустя 15 секунд после звонка – это не проблема. Задерживаться в классной комнате на минуту, забирая журнал и давая ученикам время собраться, – тоже не проблема. Но хроническое опоздание обязательно станет поводом для юных умов решить, что опоздание приемлемо и для них. Будьте пунктуальны, насколько возможно, и, опаздывая, обязательно приносите извинения студентам.

10_учебник.jpg

№ 9. Следовать только за учебником 

Учебник – это не истина в последней инстанции, это основа и помощь Вам как специалисту. Иногда учителя попадают в настоящую ловушку «обучаю всему только по учебнику». Это не только скучно и утомительно, это плохо для ваших детей. Школьники учатся, им необходима практика, взаимодействие и эксперименты. 

Если вы сосредоточитесь только на том, что диктует книга, не привлекая дополнительных материалов, – мотивация к образованию будет потеряна.

Да, учебник представляет собой руководство и может предложить вам идеи о порядке тем и структуры урока. Но, пожалуйста, убедитесь, что вы подключаете свой собственный талант к процессу. На уроках истории больше источников! На уроках литературы – больше книг и иллюстраций! На физике и химии – опытов и видео!

10_любимчики.jpg

№ 10. Выбирать любимчиков 

Это нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но только если вы не упрощаете им задачу и не поощряете так, как никого другого из класса. Просто убедитесь, что вы честны со всеми учениками вашего класса и уделяете каждому должное внимание и похвалу (детям она очень нужна, помните!). Если вы будете давать поблажки конкретным персонажам, это сорвет любую дисциплину и будет негативно влиять на динамику в классе. 


Битва за образование, или Почему современные дети не хотят учиться? — Истории

Битва за образование, или Почему современные дети не хотят учиться?

Родители говорят, что виноваты учителя. Учителя – что родители. Пострадавшими в таком противостоянии оказываются дети. Эта мысль лейтмотивом прозвучала на круглом столе, прошедшем 27 апреля в пресс-центре «АиФ-Челябинск» и посвященном качеству современного образования в школах. 

К разговору были приглашены директор гимназии №1 Челябинска Дамир Тимерханов, директор МБОУ НОШ №95 г. Челябинска Лилия Емельянова, ведущие преподаватели русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Сергей Ефремцев и Наталья Суптелло учитель года 2007 года, преподаватель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» МАОУ лицея № 77 Марс Вахидов и председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва. 

Основной проблемой отсутствия интереса у детей к учебе эксперты называют амбиции родителей и перегруженность знаниями у ребенка. Едва ли не с рождения начинаются разнообразные «развивайки», курсы и кружки. В два месяца – карточки, в 2 года рисование и танцы, в 4 – английский, программирование и математика. А к первому классу получается как в анекдоте. 

Шестилетнего еврейского мальчика приводят на собеседование перед поступлением в первый класс.

— Сема, сколько ты знаешь времен года?

— Шесть!

Директор выразительно смотрит на багровую маму мальчика и взглядом отправляет их в коридор.

Там она спрашивает сына:

— Что это было?! Почему шесть?!

— Мама! Я, правда, не помню кто еще написал «Времена года», кроме Глазунова, Чайковского, Вивальди, Гайдна, Пьяццолы и Лусье.

– Интересно или не интересно школьникам учиться – это вопрос не сегодняшнего дня, – уверена ведущий преподаватель русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Наталья Суптелло. – Мы тоже были детьми, и не всегда был интерес на уроках. Сейчас проблема прежде всего, как мне кажется, в том, что у родителей больше амбиций. И дети, еще не пойдя в школу, уже чем-то загружены, родители уже от них хотят достижений. Если мы возьмем, например, финскую систему образования, то там на первый план выходит не столько образование, сколько природосообразное воспитание. Ребенку не мешают следовать за его природным интересом. Странно говорить о том, что ребенку не интересно в принципе. В силу возраста он любознателен. И это должно быть учтено родителями. До 6 лет детям больше нужны разговоры, общение, совместное чтение книг. А мы форсируем события. Дело родителей – не отдавать ребенка куда-то, а быть вместе с ним, заниматься, развиваться, рисовать, разговаривать, петь, плясать, плавать, да все что угодно. Т.е. поддержать ребенка в его увлечениях, чтобы он шел в школу, и ему было интересно узнавать что-то новое, разговаривать об этом. А ему будет интересно, если у него не отняли детства, не пичкали школьной информацией. 

Многие современные родители ставят себе в заслугу, что еще до школы день ребенка расписан буквально по минутам: садик, различные кружки и репетиторы, музыка, конный спорт, танцы, экспресс-подготовка к школе. Насколько это правильно? Некоторые психологи, наоборот, считают, что ребенка лучше оставить в покое и ничему не учить до школы. Кто прав?

– До 6 лет ребенок получает до 70–80% информации о мире вообще, остальное – всю оставшуюся жизнь, – рассказывает ведущий преподаватель русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Сергей Ефремцев. – Что значит ни чему не учить? Учили всегда. Но прежде, чем свою космогонию выстроить дети должны получить азы. А это – речь, говорение, чтение. Все остальное «возводится» на этот фундамент рече-мыслительного аппарата. У нас, к сожалению, уже давно получился перекос. Мы сначала ставим «стены и крышу» (математику, программирование в 5 лет и т.д.). Родители, которые хотят все и сразу (с младенчества и музыка, и спорт, и точные науки) были всегда. И что? У ребенка из-за такой перегрузки появляется отвращение к учебе. У нормальных детей – классу к 7 – 8 обычно.  

Что же сделать, чтобы ребенку было интересно учиться в любом возрасте? Каким должен быть педагог?

– Педагог должен быть содержательным и интересным сам по себе, как человек, тогда все получится, – продолжает Сергей Викторович. – А если у доски стоит некто и что-то там бубнит, то интереса не будет. Надо начинать с воспитания учителя. 

По каким критериям сейчас в школу берут педагогов?

– Могу быть банальной в этом, но в первую очередь педагог должен быть Человеком, с большой буквы, – рассказывает директор начальной школы №95 Лилия Емельянова. – Потому что нужно не только дать знания, но и воспитать личность. Поэтому у педагога должно быть очень хорошее духовное начало. Если он не любит детей, свое дело, то возникает вопрос – зачем идти в учителя. С другой стороны, в личной беседе не всегда это можно увидеть. Кроме того, учитель всегда должен становиться на сторону ребенка. Просто в силу того, что у него есть жизненный опыт, и он может понять причины поведения ученика и как-то разрешить ситуацию. 

А как быть с эмоциональным выгоранием учителей? Если педагогу уже не интересна профессия, он устал от детей? Стоит ли его держать в школе?

– Думаю, стоит дать ему отдохнуть. Как правило, учителя сами понимают, «перегорели», – продолжает Лилия Алексеевна. – Но у этого могут быть и совершенно другие причины, не школьные. Поэтому стоит выяснить основную проблему и помочь ее разрешить, вместо того, чтобы просто выгонять человека с работы. Хотя в мировой практике существует тенденция, что после 15 лет работы учителю предлагают стать наставником. Однако в нашей стране это не принято. 

– Мы, к сожалению, не в той ситуации и дело даже не столько в экономике, чтобы говорить о том, что учителям, проработавшим определенное количество лет, нужна реабилитация, – добавляет директор гимназии №1 Челябинска Дамир Тимерханов. – У нас не принято говорить о «выгорании» учителя, это не актуально. Этот момент есть, но у директора школы нет ни юридических, ни моральных инструментов, чтобы как–то разрешить эту проблему. 

Сейчас в школах наблюдается некое подобие битвы между родителями и учителями. Первые пытаются выяснить, почему педагоги не учат, а «дают материал» и требуют с родителей объяснить его детям. Педсостав упирает на то, что по современной системе образования дается слишком мало часов на предмеи, и они успевают только «ознакомить» с темой, а отработка ложится на плечи родителей. 

– Давайте начнем с нашей системы образования. Чем она плоха? –  удивился Дамир Галиханович. – Одна бабушка сказала, в блоге покритиковали и все поверили? Давайте определимся, что мы хотим получить, на кого ориентироваться и зачем. Все системы в мире очень разные, в каждой есть свои плюсы и свои бреши. У нас 31 лицей обвиняют в том, что он работает на зарубеж. Также и выпускники школ №95, 1, 77 едут учиться в другие страны, успешно работают там. Может быть не система у нас плохая, а дело в чем-то другом? 

– Передовой мировой опыт в сфере образования у нас перенимается постоянно, начиная еще с 90-х годов прошлого века. Хотя тогда таких установок не было, – рассказывает учитель года 2007 года, преподаватель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» МАОУ лицея № 77 Марс Вахидов. – Сейчас все говорят о финской системе, о китайской, все учителя и директоры в курсе новинок. Я изучаю этот опыт, применю его, где уместно, но говорить о полном переносе системы мы не можем, потому что очень много нюансов. У меня около 300 выпускников обучается в разных странах мира, но ни один из них не говорит, что у них идеальная система. Где-то более жесткие рамки, где-то нет. Где-то больше требований к педагогам, где-то к родителям. Вот последнее я бы перенял. Потому что если приходит родитель с замечанием, что ребенок что-то не понимает и выясняется, что школа сделала все что могла, то вопросы к родителю. Как минимум 40% своего времени он должен потратить на ребенка, создать ему условия для обучения, в том числе. Каждый успешный выпускник – это результат сотрудничества учителя и родителей. Нет проблемы перегруза знаниями школьников, есть проблема с организацией времени. Детям нужна динамика, смена деятельности, чередование форм занятий. 

– Родители, которые ведут ребенка в первый класс, зачастую допускают серьезную ошибку, – считает Сергей Ефремцев. – Они выбирают школу. Нужно выбирать учителя начальных классов. В любой школе есть 1,2,3 педагога, на которых все держится. И тогда родителям ничего не придется объяснять дополнительно.

– Ставить проблемой качество образования в вину только школе я бы не стала, – говорит Лилия Емельянова. – Здесь двусторонний процесс. Мы хотим, чтобы дети читали, а они наблюдают не читающих родителей, мы хотим, чтобы дети не погружались в Интернет, а они видят нас там. Бывает, что своим «непониманием материала» ребенок просто подменяет желание, чтобы мама и папа уделили ему внимание, просто посидели рядом, пообщались. Зачастую это единственный способ завладеть мамой хоть на 1,5 часа в день. 

– Говорят у медали две стороны. В случае с образованием с одной стороны – родители, с другой – школа. Но здесь присутствует еще и государство, – отметила председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва. – Выступая на конференции, прошедшей в рамках организованного движением «Наши» всероссийского молодежного форума «Селигер-2007», министр образования Андрей Фурсенко сказал «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». И ключевой момент заключается в том, что если мы воспитываем потребителя, то ученик не хочет учиться, он желает развлекаться и потреблять.  

У нас достаточно консервативная страна и родители, судя по опросам, все-таки предпочитают, чтобы из их детей воспитывали творцов, а не потребителей. Учителя старой гвардии, не взирая на все реформы, учат школьников по «старой» классической системе. 

Продуктивное обучение получается, если есть возможность обходить все ненужное и мешающее. А для того чтобы это было возможно, надо иметь или умную, или смелую администрацию и родителей, которые поддерживают учителя. 

– Хорошие педагоги подпольно делают свое дело, – смеется Марс Вахидов. – Учитель вправе сам решать какую задачку давать ученику. Да, бывают идиотские учебники. Но сегодня педагог достаточно свободен в выборе какую конкретно задачу предложить на уроке. Если он смелый, решительный и разумный человек, то он не предложит идиотскую  задачу с такими же решениями.

Однако любая проверка и за отступление от современных стандартов и учитель, и директор могут получить далеко не премию и похвалу. И круг замкулся снова… На уроке дали материал, а задача родителей:

1) Усадить ребенка заниматься под его вопли, что «нам это не задавали, а то что задавали я не понял и решать не буду»

2) Вникнуть, что в школе проходят

3) Понять, где пробел в знаниях и что не смог понять

4) Перерыть тонну пособий и методом проб и ошибок выявить нужное

5) Понять, в каком порядке и как темы отрабатывать, в какой системе, понять, какой хороший результат и к чему должны прийти 

6) Понять, сколько времени тратить, сколько задач, строчек, слов писать.

7) Убедить в миллионный раз ребенка позаниматься. И услышать в ответ — а нам не задано! А Катина мама хорошая, она не заставляет ничего делать.

8) Проконтролировать, чтобы сделал задание.

9) Проверить то, что ребенок написал.

Наши эксперты единогласно пришли к выводу, что выход в создавшейся ситуации можно найти не в противостоянии «родители – школа», а в сотрудничестве. Совместно выяснять какие проблемы есть у школьника и как их можно решить. Далеко не случайно сейчас помимо критерия «обученность» есть и «обучаемость». Если учитель сделал все возможное, то может быть дело в уровне обучаемости и желании учиться у конкретного ребенка? А на них могут влиять абсолютно разные причины: от ветра в голове до физиологических, психологических особенностей, да и просто личного восприятия. Как это произошло в семье одного замечательного умного мальчика. Ну не смог он ответить сколько будет дважды два и как зовут его маму.

– Не готов к школе, – сказала учительница.

– Разве ты не знаешь, как меня зовут? – удивилась мама мальчика.

– Катя! – легко ответил сын.

– А сколько будет дважды два?

– Ну, четыре!

– А почему ты в школе так не ответил?

– Да учительница старая, не красивая.

Ольга Мишкина

Фото shutterstock.com

«Я не должна любить детей». Педагог о том, почему учителя не выдерживают и уходят из профессии

Наш колумнист Елена Радион много лет работает педагогом и хорошо знает изнанку этой профессии. О современных детях, претензиях к учителям и причинах, по которым они увольняются из школ — в этой колонке.

Одна моя знакомая спросила, нравится ли мне моя педагогическая профессия. Я ответила: «Да, а как иначе?». Оказалось, что знакомая проводит импровизированный соцопрос и в течение дня всех подряд спрашивает, любят ли они свою работу. Я стала первым человеком из 20 опрошенных, который ответил «да».

Так что по результатам соцопроса, я — тот редкий человек, чьи карьерные мечты сбылись. В детстве я играла с куклами «в школу», высаживая их на диване перед «доской» из куска фанеры. Я всегда любила учить, в смысле узнавать что-то новое и потом делиться этой информацией с другими, а не в смысле поучать и воспитывать. Правда, когда переходишь от кукол к живым людям, выясняется, что вначале нужно приложить усилие, чтобы эти люди захотели к тебе прислушаться, но тут, как говорится, методика и психология вам в помощь.

В общем, все просто. Откуда же тогда столько эмоционально выгоревших, разочаровавшихся учителей и почему педагогическая стезя стабильно не пользуется популярностью?

Клетка с тиграми

Реальная и вполне типичная история из школьной жизни. В школу пришла учитель(ница) белорусского языка Ольга Павловна. Прошло время, и вдруг созывается экстренное родительское собрание. Повестка дня: дети на уроке довели Ольгу Павловну до слез. Восьмиклассники шумят, хамят и огрызаются. Родителей просят принять меры.

Все в недоумении: дети вроде бы послушные. Что же произошло? Объясняю: Ольга Павловна зашла в клетку с тиграми, расслабилась и потеряла контроль. Родители, конечно, переживали, но чем они могли помочь дрессировщику, которого в закрытой клетке кусает развеселившийся тигр, кроме как посочувствовать со стороны?

Пусть «клетка с тиграми» и не самая приятная метафора, зато очень точно отражает суть происходящего на любом уроке. Когда учитель приходит в новый класс, он не может полагаться на то, что перед ним сидят хорошие дети, которых кто-то уже успел научить, как нужно себя вести. Каждый из ребят может быть послушным по отдельности или они все вместе могут быть послушными с другим учителем, но это никак не поможет тебе в твоей работе. Ты для них еще один новичок, которого они обязательно проверят на прочность и прощупают границы дозволенного.

Причем когда я говорю «границы», я имею в виду те самые границы, которые помогают, с одной стороны, защитить учителя от учеников, от эмоционального выгорания или слез. А с другой стороны, это границы, которые защитят учеников от учителя с излишне эгоцентричной психикой.

Но нас, наоборот, всячески подталкивают систематически переступать черту: учителям предлагается работать в состоянии эмоциональной эйфории, на вдохновении, проводить свободное время вместе с учениками за неспешной сократовской беседой и приглашать их к себе домой на чай.

Получается, в стереотипном представлении учебно-воспитательный процесс не должен иметь ни личностных, ни временных, ни территориальных границ. Неудивительно, что все известные образы учителей, созданные, скажем, в кино, это либо маниакальные нарциссы, либо страдающие от неврозов старые девы (прошу прощения за шовинизм).

Вместо обозначения профессиональной дистанции педагогическая профессия (в широком смысле сюда относятся и педагог в детском саду, и учитель в школе, и преподаватель в вузе) обросла высокопарными цитатами о призвании, а педагогическая подготовка сводится к тому, что нас загружают помпезными слоганами о великой миссии и отправляют к детям, не дав в руки ни системного учебно-методического комплекса, ни необходимого оборудования.

А зачем тебе алгоритм действий, грамотная психологическая поддержка, раздаточные материалы или наглядные пособия, хорошая доска с качественным мелом или, боже упаси, компьютер? Учитель должен учить сердцем! В результате наш учебный процесс — это пьеса из одного действия на ваш выбор: либо тигр ест дрессировщика, либо дрессировщик ест тигра.

Далее я просто перечислю несколько пафосных заблуждений, которые сделали из педагога Христа на распятии. И если задуматься, в таком подходе есть своя логика, ведь бросать каждый раз нового Матросова на амбразуру всегда проще и дешевле, чем обеспечивать системную поддержку огнем и регулярную поставку боеприпасов.

Заблуждение 1. Дети стали более жестокие, чем раньше

Этой фразой можно бесконечно прикрывать педагогические прорехи. Но любой психолог вам скажет, что дети во все времена были, есть и будут жестоки. Они с легкостью могут причинить боль любому живому существу, которое их слабее, потому что 1) у детей еще не развилось чувство эмпатии; 2) вызывающее поведение для них иногда единственный способ понять, что на самом деле можно, а что нельзя.

В конце 1980-х годов был популярен фильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна», в котором группа учеников пришла к учительнице математики просить ключ от сейфа с экзаменационными работами. В результате все заканчивается очень трагически, и фильм призван показать падение нравственных устоев у подростков.

С тех пор прошло 30 лет, и деградировавшая молодежь из 80-х сейчас уже нянчит внуков, изобличая в жестокости очередное поколение. Так что, если смотреть с высоты прожитых лет, «Дорогая Елена Сергеевна» — это не столько моральное падение школьников, сколько полное учительское фиаско, когда тигр окончательно съел нелепого и бестолкового дрессировщика.

Депрессивная, закомплексованная, несуразная Елена Сергеевна в любой другой профессии была бы объектом насмешек своих же коллег, но только в фильме о школе мы должны увидеть в слабовольной, плохо контролирующей себя и склонной к суициду женщине идейную героиню.

Дело не в жестокости, а в том, что дети все равно будут время от времени «щупать» взрослых на предмет границ. Из любопытства или от скуки. И если детский пальчик провалится внутрь и расковыряет дырку, из которой запахнет страхом, неуверенностью, одиночеством, жизненной неустроенностью или хотя бы намеком на слабость, то дети способны ковыряться там бесконечно долго, вытягивая на свет все новые и новые эмоции, пока учеба не превратится в бесконечную череду моральных дилемм. А когда нужно постоянно решать моральные дилеммы, уже не до учебы.

Заблуждение 2. Учитель — это не профессия, а призвание

Сейчас моя трехлетняя дочка посещает развивающие занятия для малышей. Это короткие уроки, организованные так умело, что дети совсем не отвлекаются. Я не удержалась и выразила свое восхищение, а педагог сказала, что на самом деле есть пара-тройка простых правил в работе с малышами. Например, ребенку никогда нельзя показывать что-то заранее. Потому что если вначале положить перед ним лист бумаги с кисточкой, а потом объяснять, что нужно раскрасить рыбку, он не станет слушать — вместо этого будет играть с бумагой и кисточкой.

Мой брат прокомментировал этот пример так: «Я всегда думал, что умение работать с детьми — это призвание, но, оказывается, этому можно научить, как учат слесаря или токаря».

Только у нас этому не учат на системном уровне. Наши методисты-теоретики пишут бесполезные диссертации, при этом ни дня не проработав непосредственно с детьми, а «чудеса на виражах» демонстрируют обычные педагоги с 40-летним стажем, которые научились мастерству на «шишках» собственного опыта. Но им некогда писать методические рекомендации, потому что они загружены работой под завязку.

Вот почему молодые специалисты, оказавшись лицом к лицу с детьми, теряются и робеют, тратят массу нервов и лишних эмоций. Не потому что это не их призвание, а потому что им никто не дал в руки толковый алгоритм действий. У них есть только конспект лекций по педагогике, где написано, что «учитель — это звучит гордо». Но это мало помогает, когда тебе надо удержать на себе внимание 20 пар глаз на протяжении сорока минут.

Наша педагогическая подготовка — это накачивание гуманистическими призывами, а потом тебе дают в руки кусок мела и говорят: учи! Представьте, если перед вами поставят мешки с цементом и скажут: строй дом! Не умеешь? Наверное, у тебя нет призвания… Дрессировщик съеден вместе с туфлями. Занавес.

Заблуждение 3. Учитель — это не работа. Это жизнь

Обратный сценарий, когда дрессировщик потихоньку поедает тигра, тоже не редкость. Такое случается, когда учитель начинает претендовать на роль вершителя судеб. Мы же по уши напичканы педагогической романтикой: педагог — это инженер человеческих душ, учитель — это жизнь, а не работа… Но, может быть, чтобы не навредить, ковыряясь в человеческой душе, лучше вообще в нее не лезть?

А если не лезть в душу, как ни крути, остается обычная работа, которая не претендует на то, чтобы отобрать у учителя все остальные его интересы, семью, хобби, путешествия… Я уже однажды вспоминала советский фильм «Розыгрыш» (1976), в котором создан позитивный образ бесконечно преданной своему делу Марьи Васильевны. Но положительные качества идеального учителя разбиваются, как искусственные бриллианты об асфальт, когда человеку больше нечего повесить на стену, кроме групповых фотографий своих выпускных классов.

От Марьи Васильевны пахнет нафталином и безысходностью. Это не ученики к ней тянутся, это она цепляется за учеников, потому что больше не за что, и подпитывается их молодостью через поры кожи, как беззубый вампир. В таком случае, при чем здесь математика? А при том, что, к слову сказать, Марья Васильевна — еще один учитель математики. Но ей тоже некогда заниматься своим предметом, потому что она погрязла в выяснении отношений с учениками, нравственных проблемах, которые сама же и породила.

Заблуждение 4. Учитель должен вдохновлять

Еще мы зациклились на вдохновении, но не много ли мы на себя берем?

Апофеозом деструктивного учительского вдохновения я считаю пример из американского фильма «Общество мертвых поэтов» (1989). Главный герой в исполнении Робина Уильямса — учитель литературы мистер Китинг, вдохновляет своего ученика на актерскую карьеру, при этом не задумываясь над тем, что восторженный и слабовольный юноша не имеет в себе сил даже для того, чтобы открыто сказать авторитарному консервативному отцу о своих чувствах, предпочтя самоубийство открытому противостоянию. Китинга увольняют, и ученики провожают любимого учителя цитатой из стихотворения Уолта Уитмена «О, капитан, мой капитан!», когда Китинг приходит забрать свои вещи.

Вопрос только в том, почему он явился за вещами не на перемене, а демонстративно зашел в класс во время чужого урока, сорвав занятие другого учителя? Короче, я считаю, что до «капитана» Китингу далеко. Ему скорее больше подходит: «Ах ты, эгоцентричная, самовлюбленная тварь!».

В фильме отец мальчика винит Китинга в смерти своего ребенка, и я тоже обвиняю Китинга. Обвиняю в нарциссизме, инфантилизме, равнодушии, тщеславии, безответственности. Один взрослый эгоизм наступил на другой, и безвольный, потерянный ребенок выбросился из окна. Если ты такой уж «крутой» учитель, который плюет на требования родителей и на систему свысока, учи детей быть сильными и выносливыми. Если уж взялся ломать стереотипы в детских головах, первое, чему нужно учить, — держать удар.

Но Китинг слабак и мямля, он сам ни одного жизненного удара не выдержал с достоинством, и для него детское восхищение — это просто легкий способ самореализоваться. Такие люди, как Китинг, будут кормить свое тщеславие, бравируя перед наивными детьми, чьи мозги еще пока что податливые и мягкие, как теплый пластилин. В народе это называется «дешевый понт», а не вдохновение. И цена у этого понта — детская жизнь. Так не слишком ли дорого попонтовался мистер Китинг?

Заблуждение 5. Учитель должен любить детей

И напоследок немного о любви. Я вчера была в университетском отделе кадров, перекинулась парой-тройкой фраз с нашими кадровыми работниками и могу смело утверждать: «Работник отдела кадров должен любить людей!».

Я уже много лет работаю преподавателем, параллельно несколько лет работала в школе, и с опытом ко мне пришло понимание того, что я не должна и даже не имею права любить детей, которых учу, потому что искренняя любовь, для которой нет границ между семьей и работой, личной и общественной жизнью, — это путь к сценарию «кто-то кого-то ест».

А если под «любовью» подразумевается хорошее отношение, участие, уважение к личности, забота о результате своей работы, чуткость, внимательность, неравнодушие, вежливость, человечность, то я хочу, чтобы меня любили даже в нашем отделе кадров.

Нужно понимать, что способ отечественного педагогического мышления зарождался в условиях борьбы с беспризорничеством и малолетней преступностью. Во времена Макаренко, основателя советской педагогики, повсеместно создавались приюты и школы-интернаты для сирот Гражданской войны, детей, которые остались без родителей, без жилья и выживали на улицах попрошайничеством и воровством.

Правильно, когда твой основной контингент — это подростки, которые еще вчера могли прохожему перерезать горло ради куска хлеба, то чтобы сделать из них достойных граждан нового советского общества, нужно было нечто большее, чем просто научить математике. Учитель был призван заменить семью, посеять в мозгах зерна новой идеологии. Это была действительно миссия.

Но мы живем в другую эпоху, когда ребенок может подать в суд на собственных родителей за жестокое обращение. В общей массе современным детям хватает любви и связанных с ней проблем вне учебных заведений. Теперь бы чему-нибудь еще научиться…

Так что акценты уже давно сместились. Я не хочу, чтобы моих детей кто-то любил в школе или в детском саду, вдохновлял их или копался у них в душе. В детском саду мне говорят: «У нас здесь домашняя, семейная атмосфера! Мы к детям относимся, как к своим». Я не понимаю, что это значит. Я ведь не в интернат ребенка отдаю, а в детский садик на полдня. Не надо относиться к моему ребенку, как к своему. Относитесь к нему, как к чужому, чья мама-тигрица вам лично перегрызет горло в случае чего.

Короче, я убеждена, что современный педагог — это не жизнь, не призвание, не любовь, не поэтическое вдохновение, не выбор сердца, не душевный инжиниринг… Это просто работа. Для кого-то любимая, для кого-то не очень. Для кого-то одна и на всю жизнь, для кого-то лишь этап в карьере. А поскольку детей у нас в стране явно больше, чем тигров, мы не можем себе позволить разговоры о богоизбранности отдельных дрессировщиков, чьи секреты мастерства передаются от отца к сыну.

Может быть, мы постоянно прикрываемся призванием, сердцем и талантом, чтобы скрыть отсутствие качественной подготовки специалистов, нехватку хороших методических комплексов, всеобщую недооснащенность учебного процесса. Честное слово, уже надоело цитатами о роли учителя в судьбе залатывать пробелы в отсутствии адекватной педагогической системы, а вдохновением и любовью к детям прикрывать нехватку пособий и бумаги для ксерокопирования.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.